Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Современная депозитарная политика

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Современная депозитарная политика
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:20:40
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 2

    I. Депозитарная политика коммерческого банка. 3

    1.1. Нормативно-правовое регулирование депозитных операций. 3

    1.2.  Депозитная политика коммерческого банка. 5

    II. Современная депозитарная политика ОАО «РОСБАНК». 11

    2.1. Характеристика основных преимуществ  работы ОАО «РОСБАНК» на современном этапе. 11

    2.2.Характеристика основных вексельных программ. 13

    III. СНГ: опыт российского депозитария и перспективы.. 16

    3.1 Обзор опыта интеграции инфраструктур фондовых рынков России и СНГ. 16

    3.2. Перспективы депозитариев России. 20

    Заключение. 22

    Список литературы.. 24

    Введение


     Актуальность темы.  Специфика банковского учреждения как одного из видов коммерческого предприятия состоит в том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а за счет привлеченных средств. Возможности банков в привлечении средств не безграничны и регламентированы со стороны центрального банка в любом государстве. Начиная с 1996 года, Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) отказался от прямого регулирования соотношения между размером капитала банка и объемом привлеченных средств и перешел к косвенному регулированию через ряд обязательных экономических нормативов, таких как норматив достаточности капитала, максимальный размер риска на одного кредитора, максимальный размер привлечения денежных вкладов населения и других.

    Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций, учреждений, населения и других банков в форме вкладов (депозитов) и открытия им соответствующих счетов. Привлекаемые банками средства разнообразны по составу. Главными их видами являются средства, привлеченные банками в процессе работы с клиентурой (депозиты), средства, аккумулированные путем выпуска собственных долговых обязательств (депозитные и сберегательные сертификаты).

    Целью исследования является раскрытие понятия депозитарной политики коммерческого банка, а также депозитарная политика коммерческого банка на современном этапе

    Исходя из данной целевой установки, в работе решены следующие задачи:

    – исследованы теоретические основы депозитной политики коммерческого банка, раскрыта ее сущность и принципы формирования, цели и задачи;

    - исследовано современное  состояние депозитарной политики коммерческого банка

    - рассмотрены перспективы депозитарной политики коммерческого банка

    Предметом исследования является система экономических и организационных отношений, складывающихся в процессе формирования и реализации российскими коммерческими банками их депозитной политики.

    Объект работы Депозитарная политика ОАО «РОСБАНК  Депозитарий»



















    I. Депозитарная политика коммерческого банка

     

    1.1. Нормативно-правовое регулирование депозитных операций.

     

    Основные нормативные акты, регулирующие депозитные операции:

    - Гражданский кодекс РФ: ст. 834 - 844 (глава 44), ст. 845 - 860 (глава 45), ст. 395, 809, 818 ч. 2;

    - Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-I, в ред. от 21.03.2002;

    - Положение ЦБ РФ № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26.06.98;

    В качестве субъектов депозитных операций могут выступать:

    1. государственные предприятия и организации;

    2. государственные учреждения; кооперативы;

    3. акционерные общества;

    4. смешанные предприятия с участием иностранного капитала;

    5. общественные организации и фонды;

    6. финансовые и страховые компании;

    7. инвестиционные и трастовые компании и фонды;

    8. отдельные физические лица и объединения этих лиц;

    9. банки и другие кредитные учреждения.

    Объектами депозитных операций являются депозиты - суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят в банк и которые в силу действующего порядка осуществления банковских операций на определенное время сосредотачиваются на счетах в банке.[1]

    Исходя из категории вкладчиков, различают следующие виды депозитов:

    - Депозиты юридических лиц (предприятий, организаций, других банков)

    - Депозиты физических лиц

    По своему экономическому содержанию депозиты принято подразделять на З группы: Гражданский кодекс Российской Федерации, ст.837.1

    - срочные депозиты (с их разновидностью - депозитными сертификатами);

    - депозиты до востребования;

    - условные депозиты (договором может быть предусмотрено внесение вкладов на заранее оговоренных условиях их возврата, не противоречащих закону).

    В свою очередь каждая из этих групп классифицируется по разным признакам. Срочные депозиты классифицируются в зависимости от их срока:

    - на срок до 30 дней

    - на срок от 31 до 90 дней

    - на срок от 91 до 180 дней

    - на срок от 181 дня до 1 года

    - на срок от 1 года до 3 лет

    - на срок свыше 3 лет

    Депозиты до востребования классифицируются в зависимости от характера и принадлежности средств, хранящихся на счетах:

    1. средства на расчетных, текущих, бюджетных счетах предприятий и организаций разных форм собственности;[2]

    2. средства на специальных счетах по хранению различных по своему целевому экономическому назначению фондов (собственные средства предприятий, предназначенные для капитальных вложений;

    3. средства предприятий и организаций в расчетах; средства на корреспондентских счетах по расчетам с другими банками; средства местных бюджетов).

    1.2.  Депозитная политика коммерческого банка


    Депозитная политика представляет собой комплекс мер, направленных на мобилизацию банками денежных средств юридических и физических лиц, а также госбюджета в форме вкладов (депозитов) с целью их последующего взаимовыгодного использования. Депозитная политика предполагает разработку научно обоснованных подходов к организации отношений коммерческих банков с юридическими, физическими лицами и государством по поводу привлечения их временно свободных денежных средств, а также определение целей и задач в этой области и проведение практических мероприятий по их реализации. При проведении депозитной политики учитываются принципы организации депозитных операций и их взаимосвязь с совокупным денежным оборотом, соотношение экономических и организационных методов в управлении депозитными операциями, формы депозитных счетов и сфера их применения, порядок открытия и закрытия депозитных счетов, правила зачисления и изъятия денежных средств клиентов, порядок и условия перевода денежных средств с одних депозитных счетов на другие, предельные сроки хранения денежных средств на депозитных счетах.[3]

    Реализовать данный комплекс мер сможет лишь тот коммерческий банк, который постоянно расширяет диапазон оказываемых клиентам услуг, снижает затраты, улучшает качество кредитно-расчетного и кассового обслуживания, предоставляет различные льготы при обслуживании клиентов, предлагает им разного рода консультации и т.п. Такое комплексное обслуживание играет существенную роль при установлении соотношений между уровнями процентных ставок по кредитным и депозитным операциям банка. Особое значение имеет уровень депозитного процента, т.е. процента, выплачиваемого клиентам коммерческого банка по привлеченным вкладам (депозитам), поскольку основу депозитной деятельности коммерческих банков составляют операции по привлечению ими денежных средств.

    В мировой банковской практике под депозитами обычно понимают записи в банковских книгах, свидетельствующие о наличии определенных требований клиентов к банку, или же денежные средства, которые клиенты депонируют в банке на основе соглашений, договоров и обязательств по депонированию, предусмотренных законом. Поэтому депозитные операции представляют собой операции, связанные с аккумуляцией банками денежных вкладов и их размещением на соответствующих депозитных счетах. На основе депозитных операций коммерческих банков формируется подавляющая часть их ресурсов, используемых на цели краткосрочного и долгосрочного кредитования субъектов хозяйствования и населения. Роль депозитных операций будет достаточно весомой, если они будут основаны на хорошо разработанной теории депозитной политики.

    В зарубежных промышленно развитых странах депозитная политика имеет ряд общих черт, что обусловлено единой природой депозитных банковских операций в государствах с рыночной экономикой. В этих странах депозиты составляют основную часть пассивов коммерческих банков, а собственный капитал, резервы, другие заемные средства и обязательства занимают незначительное место. Организация депозитных операций заключается в том, что: во многих странах депозитные операции банков регламентируются в законодательном порядке, зачастую наиболее общие условия депонирования средств фиксируются в законах о центральных банках (Англия, ФРГ). Осуществляется унификация процентных ставок, а в ФРГ законодательно определен срок уведомления об изъятии средств индивидуальными вкладчиками со сберегательных счетов. В Великобритании банковскому учреждению необходимо получить от Банка Англии лицензию, разрешающую привлекать депозиты, а в случае нарушения на нарушителя накладывается значительный штраф либо он подвергается тюремному заключению сроком до двух лет;

    При проведении депозитной политики необходимо учитывать ряд условий, среди которых можно выделить такие, как определение источников банковских вкладов и структуры банковских пассивов и активов, установление предельных сроков хранения денежных средств вкладчиков, достижение максимального дохода от проводимых операций, учет централизованно определяемых нормативов и “правил игры” на рынке ссудных капиталов, обеспечение полной самостоятельности и ответственности сторон, участвующих в депозитных операциях и др.

    Депозитная политика должна учитывать исторически сложившуюся структуру банковских пассивов и активов, динамику их соотношений. Это имеет важное значение для анализа ликвидности балансов коммерческих банков.

    Проведение научно обоснованной депозитной политики предполагает не только совершенствование действующей системы вкладов как формы аккумуляции денежных средств субъектов хозяйствования, но и создание специальной системы экономических стимулов, которые должны побуждать предприятия, организации и население хранить свои текущие денежные доходы и накопления на тех или иных депозитных счетах, заинтересовывать банки в развитии различных видов вкладов, внедрении новых, более прогрессивных и экономичных форм депозитных счетов.

    Цели депозитных операций сводятся к соблюдению коммерческих интересов банка и улучшению ликвидности его баланса, что предполагает знание основных правил, лежащих в основе депозитных операций:
    • депозитные операции должны организовываться таким образом, чтобы они содействовали получению банковской прибыли или созданию условий получения прибыли в будущем;

    Для вкладчиков одним из важнейших стимулов является уровень процента по депозитам. Процентная политика в области депозитных операций должна учитывать объективность условий установления процентов по всем видам вкладов и/ экономическую обоснованность соответствующих процентных ставок, а также необходимость обеспечения увязки депозитных процентов с процентными ставками по активным банковским операциям.
    Поэтому процентные ставки по депозитным операциям банков должны учитывать реальные экономические процессы, происходящие в наличном обращении и безналичном платежном обороте, реагировать на тенденции изменения денежной массы, обладать соответствующей мобильностью.[4]

    Формула отражает рыночный подход к формированию депозитного процента. Однако в условиях рыночного установления процентных ставок по активным и пассивным операциям может сложиться такое их соотношение, которое не позволит получить прибыль. Для устранения этого соотношения резкое понижение процентных ставок по депозитам или соответствующее увеличение процента по кредитам является не всегда возможным или желательным для банка. Поэтому для стабилизации процентных ставок по пассивным и активным операциям необходимо наличие специальных резервных или страховых фондов, которые помогают покрыть потребности банка в части обязательств и прибыли при неблагоприятной экономической конъюнктуре. Без создания таких фондов, одним из назначений которых является возмещение расходов по выплате процентов в случае повышения требований депозиторов или падения доходов, невозможно обеспечить устойчивую работу банка.

    Уровень инфляции должен быть исчислен нарастающим итогом с момента открытия счета до последней даты, предшествующей его закрытию. Вследствие невозможности точного учета инфляции и других факторов рыночной конъюнктуры на длительный срок (свыше года) шкала процентных ставок также не может быть жестко фиксированной. Жестко фиксироваться могут только базовая процентная ставка и надбавки к ней за срочность, а остальные составляющие депозитного процента должны рассчитываться банком периодически.

    Повышение уровня процентных ставок по депозитам является объективным экономически и социально, поскольку в условиях инфляции невозможно обеспечить защиту интересов вкладчиков, а также заинтересовать помещать вклады в банк на длительные сроки.

    В этих условиях банки должны активизировать свою депозитную политику и вести конкурентную борьбу за “пассивы” субъектов хозяйствования, а также за вклады населения. Выдержать же эту конкурентную борьбу сможет тот банк, который будет постоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижать их стоимость, улучшать качество кредитно-расчетного и кассового обслуживания, предоставлять какие-либо льготы при кредитовании, предлагать клиентам разного рода консультации и т.п. Поэтому переход на комплексное обслуживание клиентов приобретает решающее значение в конкурентной борьбе банков.[5]

     














    II. Современная депозитарная политика ОАО «РОСБАНК»

     

    2.1. Характеристика основных преимуществ  работы ОАО «РОСБАНК» на современном этапе


    Значительное количество междепозитарных счетов и счетов номинального держателя в реестрах владельцев ценных бумаг дает возможность клиентам Депозитария проводить операции с большинством видов бездокументарных и документарных ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке:

    · всеми видами российских корпоративных ценных бумаг;

    · ОВГВЗ;

    · ГКО, ОФЗ;

    · облигациями муниципальными и субъектов РФ;

    · еврооблигациями РФ;

    · иностранными государственными и корпоративными ценными бумагами;

    · ADR и GDR;

    · векселями и другими неэмиссионными ценными бумагами.

    Депозитарий АКБ «РОСБАНК» располагает широкой сетью корреспондентских счетов с крупнейшими расчетными и уполномоченными депозитариями России и Европы. C большинством депозитариев-корреспондентов при проведении операций с ценными бумагами АКБ «РОСБАНК» использует электронный документооборот.

    Депозитарий РОСБАНКа оказывает полный комплекс услуг по обслуживанию операций с ценными бумагами, выпущенными в документарной форме:

    · Учет и удостоверение прав на ценные бумаги и/или хранение ценных бумаг (сертификатов ценных бумаг), а также учет и удостоверение перехода прав на ценные бумаги; [6]

    · Хранение сертификатов ценных бумаг в хранилище Депозитария РОСБАНКа, не сопровождающееся принятием ценных бумаг на депозитарный учет (Ответственное хранение ценных бумаг);

    · Предъявление ценных бумаг к погашению. Выплата клиенту дохода, полученного в оплату купонов/погашение ценных бумаг;

    · Проверка сертификатов ценных бумаг на подлинность и платежность (экспертиза ценных бумаг);

    · Инкассация и перевозка сертификатов ценных бумаг;

    · Оформление залога ценных бумаг.

    Основные инструменты фондового рынка в документарной форме, обслуживаемые в Депозитарии РОСБАНКа:

    · Государственные ценные бумаги (облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) и облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ));

    · Векселя.

    Преимущества Депозитария РОСБАНКа по оказанию услуг по ценным бумагам в документарной форме

    Возможность работать с минимальными затратами:

    · Отсутствие комиссий РОСБАНКа за банковский перевод платежей по ценным бумагам;

    · Бесплатное получение различных форм отчетности и информации, связанной с проведением операций;

    · Оплата услуг Депозитария производится по факту выполнения операций.

    2.2.Характеристика основных вексельных программ

    Централизованное хранение выпусков векселей и облигаций


    Основными целями вексельных программ является организация эффективного механизма расчетов компании с поставщиками товаров и услуг путем выпуска долговых инструментов, а также создание рынка ликвидных долговых инструментов, способствующего увеличению сроков товарного кредита. При этом векселедатель получает возможность осуществлять  более эффективное и гибкое управление денежными потоками компании путем подбора оптимальных сроков выпуска векселей для каждого из поставщиков товаров и услуг.

    Этапы вексельной программы

    · Определение основных параметров выпуска векселей (сроков, сумм, первых векселедержателей, периодичности траншей и пр.);

    · Изготовление бланков векселей (с учетом фирменного стиля компании и требований к степеням защиты векселей);

    · Оформление векселей на основе финансовых планов по расчетам с поставщиками товаров и услуг;

    · Открытие векселедержателям счетов депо или счетов ответственного хранения;

    · Перемещение векселей в хранилище Депозитария РОСБАНКа;

    · Учет в Депозитарии РОСБАНКа на счетах депо или счетах ответственного хранения прав собственности на векселя (в течение любого срока вплоть до наступления срока платежа);

    · Погашение векселей.

    Депозитарий РОСБАНКа ставит перед собой следующие задачи при обслуживании вексельных программ:

    · Создание механизма обслуживания векселей в части их выпуска и обращения на вторичном рынке;

    · Ускорение проведения операций с векселями;

    · Повышение надежности вторичного рынка векселей;

    · Защита от подделок бланков векселей путем помещения их на централизованное хранение;

    · Продвижение векселей на открытый рынок, способствующее организации других вексельных программ.

    Услуги Депозитария РОСБАНКа при обслуживании вексельных программ

    · Организация изготовления, хранения и учета бланков векселей и аллонжей как бланков строгой отчетности в соответствии с действующим законодательством;

    · Прием векселей на депозитарный учет или ответственное хранение;

    · Открытие векселедержателям счетов депо или счетов ответственного хранения для учета и удостоверения прав собственности на векселя;

    · Переоформление прав собственности на векселя;

    · Регулярное предоставление компании-векселедателю информации о составе владельцев долговых обязательств и размерах их вложений;

    · Осуществление функций платежного агента по выплате векселедержателям стоимости векселя при погашении;

    · Обеспечение механизма поставки векселей против платежа;

    · Проведение операций залога/заклада векселей;

    · Проверка векселей на подлинность;

    · Изъятие из обращения и погашение векселей;

    · Инкассация и перевозка векселей;[7]

    · Возможность досрочного выкупа векселей Банком;
    Схемы обслуживания векселедержателей в Депозитарии РОСБАНКа

    · Векселедержатели имеют возможность  оставить векселя на счете депо или счете ответственного хранения в Депозитарии на любой срок вплоть до наступления срока платежа, оформить документы для предъявления векселей к платежу и получить платеж по векселям;

    Векселедержатели могут в любой момент получить бланки векселей для последующих операций с ними.



    III. СНГ: опыт российского депозитария и перспективы

     

    3.1 Обзор опыта интеграции инфраструктур фондовых рынков России и СНГ

    Начну с Казахстана, так как это был первый опыт интеграции инфраструктур рынков России и Казахстана в том смысле, в котором такая интеграция возможна как постоянно действующий и официальный канал, - в смысле междепозитарных корреспондентских отношений. Еще на этапе предварительного согласования и заключения договора ЦД Казахстана произвел весьма благоприятное впечатление, а уровень развития фондового рынка Казахстана даже в некотором смысле нас удивил, поскольку уже на тот момент уровень проработки и реализации некоторых вопросов был гораздо прогрессивнее и смелее подходов к решению данных вопросов в России. Не говоря уже о том, что сам факт возможности открытия счета депозитарию-нерезиденту был разрешен законами Казахстана, в отличие от российской правовой среды, которая жила на тот момент в условиях вялотекущей памяти о том, что есть "старая тема" о Центральном депозитарии.[8]

    Учетная инфраструктура Казахстана жестко централизована. Порядок проведения обычных депозитарных операций в ЦД Казахстана мало отличается по сути от обычного общепринятого порядка их проведения. Однако в сфере информационного взаимодействия с депонентом по его ценным бумагам существуют определенные, в некотором смысле непривычные для нас особенности. Для иллюстрации, например, следует отметить достаточно интересный подход к сбору списка владельцев ценных бумаг к собранию акционеров с точки зрения российского зашоренного профессионального взгляда.

    Сбор списка осуществляется по данным сегрегированного учета ЦД Казахстана, который возможен в учетных регистрах в разрезе владельцев ценных бумаг по счету номинального держателя. А для обеспечения прав
    тех клиентов номинального держателя, которые не раскрыты сегрегированно в учете ЦД Казахстана, существует возможность раскрытия в привычном для России виде - путем подачи списка владельцев на определенную дату, которые учитываются под номинальным держателем (по сути, ответом на запрос Центрального депозитария). Однако срок такого раскрытия ограничен одним днем. Данная система фактически позволяет собирать списки в разы быстрее, чем это предусмотрено в России. Возможность существует благодаря централизации и организации соответствующего аналитического учета на уровне ЦД Казахстана и, по всей видимости, исповедует следующую логику. Если хочешь активно участвовать в управлении обществом, не планируешь большого числа операций, связанных со сменой права собственности на пакет ценных бумаг, - открывайся на уровне ЦД Казахстана по счету своего номинального держателя и будешь гарантированно оперативно попадать в список акционеров, имеющих право голосовать, поскольку риски, связанные с прохождением информации о владельце, минимизируются, а оперативность сбора данных увеличивается. Здесь необходимо отметить, что при такой системе учета, естественно, существует возможность осуществлять смену права собственности в рамках счета номинального держателя и при сегрегированном учете клиентов номинального держателя на уровне ЦД Казахстана. Если же хочется не выходить из-под номинального держателя, но есть желание активно участвовать в управлении обществом, то следи за информацией своего депозитария и эмитента, а если используешь промежуточный депозитарий внутри депозитария-корреспондента, учитывай необходимость оперативной работы своего непосредственного депозитария, поскольку времени на раскрытие дается мало. Если же участие в управлении обществом - неважная часть инвестиций или вообще пассивная составляющая, то можешь не выходить наружу ни в аналитическом учете ЦД Казахстана, ни по запросам депозитария-корреспондента, а находиться внутри своего депозитария. Принимая во внимание данную особенность, иностранным номинальным держателям необходимо давать соответствующие разъяснения своим клиентам с казахстанскими активами для доведения данной информации до конечных владельцев казахстанских ценных бумаг с целью принятия ими решения о целесообразности и способе раскрытия о них информации для целей управления обществом.

    Существуют и другие особенности, которые наталкивают на мысль о том, что в некоторых вопросах иногда возможно отойти от стереотипов, к которым привыкли. ЦД Казахстана развивается поступательно, и с 2006 г. стали доступны операции в режиме ППП с расчетами в долларах США. Если раньше для проведения каких-либо расчетов было необходимо использовать счета в местных банках первого уровня, а операции в режиме ППП вообще не были доступны, то сейчас они возможны, но для их реализации требуется открыть счет в денежных средствах непосредственно в ЦД Казахстана.
    ЦД Казахстана также работает над совершенствованием электронного документооборота в рамках инфраструктуры рынка Казахстана. В частности, в настоящее время успешно применяются электронные каналы связи для взаимодействия с крупнейшими регистраторами Казахстана, например, с АО "Регистраторская система ценных бумаг", что позволило существенно сократить временные затраты на перерегистрацию наиболее ликвидных акций. Для взаимодействия со своими клиентами ЦД Казахстана разработал и применяет собственный программный продукт - Автоматизированное Рабочее Место Депонента. Также ЦД Казахстана рассматривает возможность внедрения SWIFT-технологий, которые позволят обеспечить взаимодействие как с депонентами, так и с корреспондентами, с применением современных международных форматов ЭДО. По крайней мере, глобальных технических проблем с точки зрения возможности указанного внедрения вроде бы не существует.

    Резюмируя по Казахстану, можно сказать, что темпы развития инфраструктуры рынка в целом хорошие, отсутствует ряд болезней, свойственных российскому рынку, поскольку они уже принципиально решены, хотя есть, естественно, и свои особенности.

    Узбекистан.  По Узбекистану мы фиксируем постоянный интерес относительно возможности учета прав на ценные бумаги. Это связано с тем, что те участники рынка, которые знают о такой возможности, рассматривают для себя вопрос об инфраструктурном обеспечении инвестиций как один из вопросов управления рисками. Однако существует ряд сдерживающих факторов, которые, очевидно, препятствуют активному спросу на регионы. Это прежде всего политическая и экономическая ситуация в стране.

    В частности, по Узбекистану в настоящий момент сложилась парадоксальная ситуация. Весной 2007 г. неожиданно вышел государственный запрет на открытие счетов номинального держателя депозитариям-нерезидентам. При этом ранее это было разрешено в случае взаимодействия с государственным Центральным депозитарием Республики Узбекистан (ЦДРУз), что подтверждается наличием у РОСБАНКа счета номинального держателя в данном Центральном депозитарии. Тем не менее в настоящее время проводить операции по данному счету невозможно, хотя ЦДРУз не закрывает данный счет, принимая во внимание возможное изменение ситуации.[9]

    Таким образом, на сегодняшний день мы фактически блокированы в части развития интеграционных процессов между Россией и Узбекистаном в этом секторе рынка, несмотря на интерес отдельных инвесторов к рынку Узбекистана, интерес, сопровождающийся запросом на обеспечение инфраструктуры для инвестиций в Узбекистане. Хотя, по имеющейся информации, в самой республике продолжают рассматриваться вопросы по внесению изменений в устройство инфраструктуры фондового рынка, в


    частности рассматривается вопрос о возможной передаче ЦДРУз функций центрального регистратора Республики Узбекистан[10]

    Украина. По украинскому рынку в последнее время было много статей и докладов, которые достаточно подробно описывали текущую ситуацию в Украине. Безусловно, учитывая давние исторические связи России и Украины, данная страна крайне интересна для российских инвесторов, в связи с чем Депозитарий РОСБАНКа первым из иностранных депозитариев открыл счет номинального держателя в Национальном депозитарии Украины (НДУ), пройдя с украинскими коллегами достаточно длинный путь по согласованию приемлемых для обеих сторон условий и регламента взаимодействия.
    Тем не менее ряд моментов на сегодняшний день, а я говорю прежде всего о сложной корпоративной ситуации, которая существует по вопросу объединения двух украинских депозитариев - НДУ и МФС, оказывает, вероятно, свое влияние на перспективы работы НДУ, который является единственным депозитарием Украины, имеющим право на открытие корреспондентских счетов иностранным депозитариям. По нашему мнению, существенное влияние также оказывает политическая ситуация, которая затрудняет решение некоторых вопросов, а также затрудняет работу над совершенствованием законодательства о ценных бумагах. В этой связи хотелось бы отметить, что ряд особенностей украинского законодательства, на наш взгляд, требуют критического анализа и возможного переосмысления. Иллюстрацией этому может служить, например, ситуация с процедурой депонирования ценных бумаг на счет иностранного депозитария в НДУ, которая требует первоначального депонирования на счет иностранного депозитария в Хранителе, и только после этого возможен перевод внутри НДУ со счета Хранителя непосредственно на счет иностранного депозитария в НДУ. Также в качестве примера можно привести определенное противоречие с точки зрения наделения НДУ исключительным правом установления корреспондентских отношений с иностранными депозитариями при отсутствии, по мнению участников украинского рынка, в том числе саморегулируемых организаций, права законно подтверждать остатки своим клиентам - иностранным депозитариям (поскольку документом о подтверждении является документ реестра или документ Хранителя, но не Депозитария, которым является НДУ). При такой конструкции парадокс заключается не только в вопросе: "А для чего тогда корреспондентские отношения?", - но также и в том, что при отсутствии у Депозитария (например, НДУ) права подтверждать права собственности своим клиентам цепочка учета права собственности в учетной системе Украины прерывается. Это обусловлено тем, что Хранитель может быть клиентом депозитария, который зарегистрировался в реестре, но депозитарий формально не подтверждает Хранителю права собственности на ценные бумаги, а Хранитель при этом подтверждает данные права своим клиентам. Представляется, что эта коллизия требует также особого внимания, поскольку ставит под сомнение легитимность системы учета прав собственности на ценные бумаги в Украине.
           Существуют и другие осложняющие функционирование рынка моменты, хотя, как я уже сказал выше, основным моментом, требующим решения, является, вероятно, все-таки политическая воля в проведении тех или иных реформ и в решении вопросов, тормозящих развитие рынка. А поскольку речь идет о достаточно крупном и привлекательном для инвестиций рынке в одной из самых крупных стран Европы, данные проблемы приобретают особую остроту.

    Из особенностей устройства инфраструктуры украинского рынка необходимо также отметить, что НДУ обладает исключительными полномочиями в части стандартизации депозитарной деятельности и кодификации ценных бумаг украинских эмитентов в соответствии с международными форматами.

    3.2. Перспективы депозитариев России


    Что сегодня может предложить сама Россия с точки зрения возможной интеграции, оставаясь на позициях официального запрета работы иностранных депозитариев в России?

    Мы знаем, что попытка решения этого вопроса была предпринята в законопроекте о Центральном депозитарии, который даже прошел первое чтение в Государственной думе. Тем не менее, по мнению многих участников рынка, проект сырой, а по мнению некоторых участников, абсолютно не нужный для России. И хотя большая часть сомнений связана именно с концепцией наличия единственного Центрального депозитария, отдельным и весьма сложным вопросом является вопрос обеспечения ликвидности российского фондового рынка в России, поскольку существуют определенные опасения в этом отношении в случае официального допуска на российский рынок крупных кастодианов. Реальное решение этого вопроса, как мне кажется, в первую очередь, сопряжено с определенной политической волей и зависит прежде всего от Правительства и ФСФР, поскольку они должны окончательно определиться по вопросу модели рынка и степени его открытости. У участников российского рынка существуют полярные мнения, и отдать данный процесс полностью на откуп участникам рынка в самом широком составе - это похоронить перспективы возможного решения. Однако мнение участников рынка, безусловно, необходимо учитывать и анализировать, поскольку они, что называется, своими руками ежедневно работают непосредственно на рынке.

    Говоря о возможных перспективах, необходимо отметить, что, несмотря на все проблемы, тем не менее мы все-таки кое-что имеем на сегодняшний день. В частности:

    1. Мы имеем возможность обеспечить учет ценных бумаг эмитентов СНГ в соответствии с требованиями российского законодательства и подтвердить российскому инвестору его права в соответствии с российским законодательством.
           2. Мы имеем возможность совершать сделки между резидентами РФ с ценными бумагами эмитентов-нерезидентов РФ с соблюдением требований российского валютного законодательства об учете такой операции в российском депозитарии.

    3. Мы имеем тенденции развития операций на некоторых рынках с учетом снижения рисков и издержек на проведение данных операций, поскольку накапливается практика взаимодействия.

    В случае решения отдельными странами - участниками СНГ прежде всего своих политических проблем, выработки какого-либо стабильного курса, возможно, наступит черед рынков, упорядочения их функционирования и развития.[11]

     В этом случае можно надеяться на то, что возможно:
    1) будут созданы корректные правовые условия, регулирующие взаимные инвестиции и гарантирующие их безопасность;

    2) по самим операциям будут снижаться риски, временные издержки и операционные затраты;

    3) будет обеспечен нормальный обмен опытом, в том числе опытом создания благоприятных правовых условий для развития рынков.
    Еще одним из вариантов возможных перспектив следует упомянуть российский проект РДР.

    В отношении акций эмитентов стран СНГ представляется, что это может быть одним из инструментов возможной активизации интеграции..

     




    Заключение



    Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что сегодня основными сдерживающими факторами интеграции фондовых рынков России и стран СНГ являются следующие:

    1) политическая ситуация в ряде стран, связанная как с внутренними, так и с внешними факторами функционирования государственной власти;
    2) неэффективная государственная поддержка реализации принятых на межправительственном уровне решений;

    3) законодательные ограничения и неясности в среде правового регулирования (правовой запрет на работу нерезидентов - номинальных держателей на фондовом рынке России и ряда стран СНГ, проблемы создания Центрального депозитария России и др.);
    4) валютные сложности, связанные с отсутствием свободного обращения на международном рынке и свободной конвертации валют стран СНГ, в результате чего большая часть сделок заключается либо на условиях расчета твердыми валютами, либо на условиях бартера и зачета, а также существуют обоснованные требования и ограничения, связанные с денежными счетами;

    5) таможенные барьеры, препятствующие развитию торговли и обращению товаров и, как следствие, росту капитализации компаний, росту потребностей в новых инструментах финансирования;

    6) налоговые ограничения и барьеры, тормозящие наращивание торгового оборота между странами (в качестве примера можно привести вопросы возврата НДС, вопросы ограничений, связанных с налоговым резидентством, и др.);

    7) информационный дефицит в отношении тенденций развития рынков обеих стран.


    Список литературы


    1. Авдеева В. Д. Заветный рубеж достигнут // Финансовые известия. - 2008. - №9

    2. Ахметов А. Е. Как оценить ликвидность и платежеспособность банка. - Саратов: ЗАО «Финиз», 2007. - 78с.

    3. Балабанова И. Т. Банки и банковская деятельность. - СПб.: Питер, 2006. - 345с.: ил.

    4. Банковское дело: Учебник. Под ред. Колесникова В. И. - М.: Финансы и статистика, 2005 -  783 с.: ил.

    5. Батракова Л. Г. Анализ процентной политики коммерческого банка: Учебное пособие. - М.: Логос, 2002. - 152с.: ил.

    6. Белоглазова Б. Н., Толоконцева Г. В. Денежное обращение и банки. - М.: «Финансы и статистика», 2004. - 355с.

    7. Березанская Е. Н. На банковском фронте без перемен // Internet resources: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Балабанова И. Т. Банки и банковская деятельность. - СПб.: Питер, 2006. - 345с.: ил.


    [2] Балабанова И. Т. Банки и банковская деятельность. - СПб.: Питер, 2006. - 345с.: ил.


    [3] Балабанова И. Т. Банки и банковская деятельность. - СПб.: Питер, 2006. - 345с.: ил.


    [4] Банковское дело: Учебник. Под ред. Колесникова В. И. - М.: Финансы и статистика, 2005 -  783 с.: ил.


    [5] Балабанова И. Т. Банки и банковская деятельность. - СПб.: Питер, 2006. - 345с.: ил.


    [6] Авдеева В. Д. Заветный рубеж достигнут // Финансовые известия. - 2008. - №9


    [7] Авдеева В. Д. Заветный рубеж достигнут // Финансовые известия. - 2008. - №9


    [8] Ахметов А. Е. Как оценить ликвидность и платежеспособность банка. - Саратов: ЗАО «Финиз», 2007. - 78с.

    [9] Балабанова И. Т. Банки и банковская деятельность. - СПб.: Питер, 2006. - 345с.: ил.


    [10] Ахметов А. Е. Как оценить ликвидность и платежеспособность банка. - Саратов: ЗАО «Финиз», 2007. - 78с.

    [11] Ахметов А. Е. Как оценить ликвидность и платежеспособность банка. - Саратов: ЗАО «Финиз», 2007. - 78с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Современная депозитарная политика ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.