Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Статистика потребления и покупательского спроса

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Статистика потребления и покупательского спроса
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:20:41
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                        Содержание

    Введение. 3

    1. Статистика потребления и покупательского спроса. 5

    1.1 Основные направления статистического изучения расходов населения и потребления материальных благ и услуг. 5

    1.2 Основные показатели статистики потребления и покупательского спроса. 8

    2. Практическая часть. 12

    Задание 1. 12

    Задание 2. 15

    Задание 3. 16

    Задание 4. 17

    Задание 5. 20

    Задание 6. 20

    Задание 7. 21

    Задание 8. 25

    Задание 9. 26

    Задание 10. 27

    Список использованной литературы.. 29

    Введение

    В экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи с чем дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее ста­тистической характеристики. Весьма распространенным является метод, в соответствии с которым уровень жизни определяется, прежде всего, как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения. При этом одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов домашних хозяйств, определяющий их возможность приобретать товары, услуги и различные активы. Доходы используются на финансирование потребительских расходов и сбережение, которое может быть источ­ником будущих расходов на потребление или использоваться для финан­сирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни.

    Ввиду отсутствия единого обобщающего показателя, характеризующего уровень жизни населения, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной ка­тегории и сгруппированных в следующие основные блоки:

    Ø показатели доходов населения;

    Ø показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

    Ø сбережение;

    Ø показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;

    Ø показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

    Ø социально-демографические характеристики;

    Ø обобщающие оценки уровня жизни населения.

    Приведенная подсистема показателей уровня жизни занимает особое место в общей системе показателей социально-экономической статисти­ки, так как многие из них используются для общей характеристики со­стояния экономики, при проведении международных сопоставлений уровней экономического развития различных стран, а также для разра­ботки социальной политики государства и определения первоочередных направлений социальной поддержки отдельных групп населения.

    Следует отметить, что приведенная выше подсистема показателей отражает в большей степени количественную сторону изучаемой категории. Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики, дающие представление о качестве жизни. К их числу относятся основные показатели демогра­фической статистики, состояния и охраны здоровья, качества и структу­ры потребляемых продуктов питания, уровня грамотности и состояния сферы образования и культуры, комфортабельности жилья и др. Указан­ные показатели используются в международной статистической практи­ке для более полной характеристики благосостояния населения.

    Некоторые показатели в этой системе (до­ход, потребление) обычно рассматриваются как наиболее важные для ана­лиза уровня жизни, однако они не охватывают все аспекты изучаемой категории. В этой связи в специальной литературе обсуждается вопрос о возможности и целесообразности исчисления единого обобщающего по­казателя уровня жизни. Многие специалисты весьма скептически отно­сятся к возможности его построения. Тем не менее, время от времени пред­принимаются попытки предложить схему исчисления обобщающего по­казателя благосостояния населения.

    Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов статистики потребления и потребительского спроса и методики исчисления и анализа основных ее показателей.




    1. Статистика потребления и покупательского спроса

    1.1 Основные направления статистического изучения расходов населения и потребления материальных благ и услуг


    Изучение доходов домашних хозяйств позволяет определить потенциальную сумму их потребительских расходов, которая может быть обеспе­чена без сокращения объема накопленных активов. При этом в СНС про­водится четкое различие между расходами на конечное потребление и объемом фактического конечного потребления.

    Расходы домашних хозяйств на конечное потребление включают:

    Ø расходы на покупку потребительских товаров (кроме домов и квартир) в государственной, кооперативной торговле, на городских рынках и в неорганизованной торговле;

    Ø расходы на оплату потребительских услуг;

    Ø поступление продуктов в натуральной форме, произведенных домаш­ними хозяйствами для собственного конечного потребления;

    Ø потребление продуктов, полученных домашними хозяйствами в нату­ральной форме в качестве оплаты труда;

    Ø услуги по проживанию в собственном жилище.

    В российской статистике в настоящее время существует три основных источника информации для определения расходов домашних хозяйств на приобретение потребительских товаров: выборочные бюджетные обследования; баланс денежных доходов и расходов населения; торговая статисти­ка. Однако на основе данной информации невозможно достаточно точно определить сумму потребительских расходов в соответствии с основными концепциями СНС. В результате выборочных бюджетных обследований статистические органы получают информацию об объеме и структуре рас­ходов населения непосредственно от домашних хозяйств. Но в настоящее время в этих данных содержится значительная систематическая ошибка, поскольку в выборке практически отсутствуют семьи, имеющие наиболее высокие доходы. Несмотря на указанный недостаток, материалы выбороч­ных бюджетных обследований являются практически единственным ис­точником информации о поступлении сельскохозяйственных продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственного потребления, и о некоторых других статьях доходов домашних хозяйств.

    Баланс денежных доходов и расходов населения построен на иных кон­цептуальных принципах, чем СНС. Кроме того, объем покупок товаров в этом балансе определяется на основе данных о поступлении торговой выручки в кассу банка, что в настоящее время ведет к недоучету указан­ной статьи расходов населения, так как товары приобретаются домашни­ми хозяйствами по различным каналам реализации, в том числе и через неорганизованную торговлю.

    В связи с этим основным источником информации о расходах на покупку потребительских товаров являются данные торговой статистики об объеме и структуре розничного товарооборота. Кроме того, проводится серия досчетов на неотчитавшиеся предприятия, неорганизованную тор­говлю, включая неорганизованный ввоз товаров из-за границы. Данные о товарообороте корректируются, так как некоторые товары, учтенные в нем, фактически являются элементами не конечного, а промежуточного потребления домашних хозяйств (например, семена, корма, строитель­ные материалы, приобретаемые собственниками домов для текущего, капитального ремонта или нового строительства и т. п.).

    Для получения информации о расходах населения на оплату услуг используются статистические данные, предоставляемые учреждениями и организациями, оказывающими такие услуги домашним хозяйствам. В их состав включаются рыночные потребительские услуги (бытовые, жилищ­но-коммунальные, транспорта и связи, оздоровительные и т. д.) и услуги финансовых посредников (банков, страховых компаний, организаций по проведению лотерей).

    Стоимость услуг по проживанию в собственном жилище включается в общую сумму конечных расходов в размере валового выпуска, т. е. как сум­ма текущих затрат на содержание собственного жилья и стоимости его износа.

    Фактическое конечное потребление домашних хозяйств отражает реаль­ную величину конечного потребления, которое обеспечивается как за счет располагаемого дохода, так и за счет социальных трансфертов в натураль­ной форме, предоставляемых населению органами государственного уп­равления и некоммерческими организациями, обслуживающими домаш­ние хозяйства.

    С учетом того, что в России отсутствует достаточно надежная статистическая база для исчисления перечисленных выше показателей, основ­ным источником информации об объеме и структуре расходов домашних хозяйств при анализе уровня жизни продолжает оставаться баланс денеж­ных доходов и расходов населения (табл. 1.1).

    Таблица 1.1 - Баланс денежных доходов и расходов населения

    Доходы

    Расходы и сбережения

    1.   Оплата труда

    2.   Доходы рабочих и служащих
    от предприятий и организаций,
    кроме оплаты труда

    3.   Дивиденды

    4.   Поступления от продажи продуктов
    сельского хозяйства

    5.   Пенсии и пособия

    6.   Стипендии

    7.   Поступления из финансовой
    системы                           

    8.   Доходы от продажи иностранной
    валюты

    9.   Прочие поступления

    10. Деньги, полученные по переводам Превышение расходов над доходами

    1.  Покупка товаров и оплата услуг

    2.  Обязательные платежи и
    добровольные взносы

    3.  Прирост сбережений во вкладах
    и ценных бумагах

    4.  Покупка жилых помещений

    5.  Расходы на приобретение
    иностранной валюты

    6.  Деньги, отосланные по переводам





    Всего денежных расходов
    Превышение доходов над расходами

    Баланс

    Баланс

    1.2 Основные показатели статистики потребления и покупательского спроса


    В состав разных статей доходной части баланса включены отдельные показатели, сходные по своему экономическому содержанию. Например, дивиденды, а также проценты по вкладам и ценным бумагам, учитывае­мым в поступлениях из финансовой системы, представляют собой дохо­ды от собственности. Для выявления основных тенденций изменения структуры доходного раздела баланса указанные элементы целесообраз­но объединить в одну группу. Аналогичным образом выплаты в виде сти­пендий, пенсий и пособий объединяются в группу социальные трансфер­ты.

    Изучение состава расходного раздела баланса подтверждает вывод о том, что отражаемые в нем показатели по своему экономическому содержанию не тождественны аналогичным по названию показателям СНС. Напри­мер, сбережения населения в указанном балансе учитывают только при­рост сбережений во вкладах, и ценных бумагах. Прирост финансовых акти­вов может быть обусловлен ростом обязательств или сменой формы акти­вов. Кроме того, часть сбережения может быть израсходована на приобре­тение нефинансовых активов, например, покупку земли, дач и т. д.

    Превышение суммы доходов населения над его расходами дает представление о приросте активов в форме денежной наличности. Если же имеет место обратное соотношение, то это свидетельствует о том, что потребительские расходы населения финансировались за счет сокращения накопленных активов домашних хозяйств.

    Для более глубокого и всестороннего анализа уровня жизни населения проводятся выборочные бюджетные обследования домашних хозяйств, которые служат важным источником статистической информации о структуре доходов и потребительских расходов населения. Такие обследования позволяют установить зависимость между уровнем материального благосостояния домохозяйств и их составом, источниками доходов, занятостью членов семьи в различных секторах экономики. Получаемая информация является основой для изучения потребительского по­ведения населения, выявления взаимосвязи между уровнями потребле­ния, доходов и цен.

    Для количественного отражения зависимости между динамикой доходов или цен и уровня потребления отдельных товаров рассчитываются коэффи­циенты эластичности, которые показывают, насколько изменяется уровень потребления при изменении среднедушевого дохода (или цены) на 1%:

    где   у0 и уу — уровень потребления соответственно в базисном и отчетном периоде; Ау — изменение уровня потребления в отчетном периоде по сравнению с базисным, т. е. Ау = у1 — у0; х0 и х, — среднедушевой доход (или цена товара) соответственно в базисном и отчетном периоде; Ах — изменение среднедушевого дохода (цены товара) за истекший период, т. е. Ах = х — х0. Выборочные бюджетные обследования в России являются важней­шим источником статистической информации для изучения региональ­ных различий в уровне жизни населения. Материалы таких обследова­ний позволяют анализировать уровень жизни низкодоходных групп на­селения, а также используются при разработке бюджетов прожиточного минимума.

    При проведении выборочных обследований регулярно фиксируются как доходы, так и расходы домашних хозяйств. Расходы подразделяются на две группы: потребительские расходы и расходы, не связанные с потреблением. Потребительские расходы включают все текущие затраты на приобретение товаров и услуг для использования данным домашним хозяйством или его отдельными членами. В их составе выделяются затраты на приобретение:

    Ø продуктов питания;

    Ø непродовольственных товаров для личного потребления;

    Ø алкогольных напитков;

    Ø топлива;

    Ø личных услуг (оплата жилища и жилищно-коммунальных услуг, расходы на пошив и ремонт одежды, обуви, электроприборов, плата за обу­чение, за медицинские услуги и др.).

    Анализ материального благосостояния основан не только на учете общей суммы расходов на приобретение перечисленных товаров и услуг, но и на изучении их структуры. К наиболее важным потребностям человека, которые удовлетворяются в первую очередь, относится питание, поэтому показатели удельного веса расходов на питание используются в качестве индикаторов уровня жизни населения. Чем ниже их доля, тем выше уро­вень благосостояния общества.

    Помимо потребительских расходов, учитываются поступление и использование продовольственных и непродовольственных товаров в натуральном выражении.

    Потребление продуктов питания анализируется статистикой не только в количественном выражении, но и с учетом его качественных характеристик: состава пищевых веществ и ка­лорийности. Для изучения обеспеченности домашних хозяйств непродо­вольственными товарами в процессе выборочных бюджетных обследова­ний наблюдение ведется по 18 товарным группам (одежда, ткани, обувь, телерадиоаппаратура и др.).

    На основе данных обследований рассчитываются показатели среднедушевого потребления отдельных продуктов питания, а также уровень обес­печенности населения непродовольственными товарами (в расчете на 100 се­мей, или на 1000 человек). Указанные показатели публикуются Госком­статом России, причем не только по стране в целом, но и по отдельным регионам и типам домашних хозяйств. Сопоставление фактического уров­ня потребления с его рациональной или минимальной нормой позволяет оценивать степень удовлетворения потребности населения в тех или иных товарах.

    Объем и структура потребления определяются не только общей суммой доходов населения или их среднедушевой величиной, но и ситуацией на потребительском рынке, например, степенью его насыщенности отдель­ными товарами, соотношением цен на них и т. п. Для количественного от­ражения изменений в соотношении цен на отдельные товары по регионам и различным сегментам потребительского рынка рассчитывается показа­тель покупательной способности денежных доходов населения, который мо­жет быть представлен как товарный эквивалент различных видов товаров и услуг или как количество определенных наборов товаров и услуг, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход:

    где    ДД  -  среднедушевой денежный доход; Рi -  средняя цена i-го товара.

    Рассмотренные показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг не только тесно связаны с блоком показателей доходов, но и используются при статистическом анализе социально-экономической дифференциации населения. Вместе с тем следует отметить, что в специальной зарубежной литературе все чаще ставится опрос о целесообразности использования в современных условиях показателя потребления для оценки уровня жизни, поскольку производство потребительских товаров сопровождается загрязнением окружающей среды.

    2. Практическая часть

    Задание 1: Имеются следующие данные о работе 30 магазинов за отчетный период. Постройте группировку магазинов по величине товарооборота, выделив число групп по формуле Стерджесса. Рассчитайте по каждой группе число магазинов, среднесписочную численность, товарооборот:

    Исходные данные

    № магазина

    Среднесписочная  численность (чел.)

    Товарооборот (млн. руб.)

    № магазина

    Среднесписочная численность (чел.)

    Товарооборот (млн. руб.)

    1.

    11+2m

    14,0m+8,0n

    16.

    7m

    19,5m+23,5n

    2.

    19+3n

    15,0m +10,0n

    17.

    8m+5n

    17,5m+14,5n

    3.

    2+2m

    11,0m+7,0n

    18.

    23+m

    10,0m+17,5n

    4.

    41+2m +2n

    12,0m+6,0n

    19.

    24+5n

    10,5m+5,5n

    5.

    51+4m

    20,0m+25,0n

    20.

    11+2n

    13,0m+9,5n

    6.

    32+2m

    17,0m+21,0n

    21.

    18+9n

    19,5m+21,0n

    7.

    24+6n

    13,0m+7,0n

    22.

    16+2m+3n

    8,0m+7,0n

    8.

    69+2(m+1)

    11,0m+12,0n

    23.

    11+2m

    17,0m+5,5n

    9.

    11+3m

    8,5m+7,5n

    24.

    11+2n

    9,0m+20,5n

    10.

    72+m

    9m+13,5n

    25.

    11+2n

    12,5m+15,0n

    11.

    10+5m

    14,0m+7,5n

    26.

    11+2n

    8,5m+15,5n

    12.

    7+8m

    10,5m+6,0n

    27.

    11+2n

    14,0m+12,5n

    13.

    18+2m+2m

    12,0m+15,5n

    28.

    11+8m+n

    14,0m+22,0n

    14.

    16+2m +3n

    19,5m+23,5n

    29.

    11+6n

    15,5m+17,0n

    15.

    11+6m+2m

    20,0m+7,5n

    30.

    12m+n

    12,0m+21,5n

    Решение: Приведем исходные данные в требуемый вид:

    № магазина

    Среднесписочная  численность (чел.)

    Товарооборот (млн. руб.)

    № магазина

    Среднесписочная численность (чел.)

    Товарооборот (млн. руб.)

    1.

    19

    64,0

    16.

    28

    101,5

    2.

    21

    70,0

    17.

    37

    84,5

    3.

    10

    51,0

    18.

    27

    57,5

    4.

    51

    54,0

    19.

    29

    47,5

    5.

    67

    105,0

    20.

    13

    61,5

    6.

    40

    89,0

    21.

    27

    99,0

    7.

    30

    59,0

    22.

    27

    39,0

    8.

    79

    56,0

    23.

    19

    73,5

    9.

    23

    41,5

    24.

    13

    56,5

    10.

    76

    49,5

    25.

    13

    65,0

    11.

    30

    63,5

    26.

    13

    49,5

    12.

    39

    48,0

    27.

    13

    68,5

    13.

    34

    63,5

    28.

    44

    78,0

    14.

    27

    101,5

    29.

    17

    79,0

    15.

    43

    87,5

    30.

    49

    69,5


    Для определения оптимального количества групп с равными интервалами используем формулу Стерджесса:

    n = 1 + 3,322lg N, где

    n – число групп; N – численность единиц совокупности

    n = 1 + 3,322lg 30

    n = 5,906997 ≈ 6 групп

    интервал - h = , где

    X max, X min – соответственно максимальное и минимальное значение признака в совокупности; n – число групп.

    h =  = 11  

    Таблица 1 - Группировочная таблица

    Группа магазинов по товарообороту

    Товарооборот (млн. руб.)

    Среднесписочная  численность (чел.)

    1

    2

    3

    39 - 50

    39,00

    27

    41,50

    23

    47,50

    29

    48,00

    39

    49,50

    76

    49,50

    13

    Итого по группе 1

    275,00

    207

    50 - 61

    51,00

    10

    54,00

    51

    56,00

    79

    56,50

    13

    57,50

    27

    59,00

    30

    Итого по группе 2

    334,00

    210

    61 - 72

    61,50

    13

    63,50

    30

    63,50

    34

    64,00

    19

    65,00

    13

    68,50

    13

    69,50

    49

    70,00

    21

    Итого по группе 3

    525,50

    192

    Продолжение таблицы 1

    1

    2

    3

    72 - 83

    73,50

    19

    78,00

    44

    79,00

    17

    Итого по группе 4

    230,50

    80,00

    83 - 94

    84,50

    37

    87,50

    43

    89,00

    40

    Итого по группе 5

    261,00

    120,00

    94 - 105

    99,00

    27

    101,50

    27

    101,50

    28

    105,00

    67

    Итого по группе 6

    407,00

    149,00


    На основании данных группировки рассчитаем по каждой группе показатели численности магазинов, среднесписочной численности персонала и величины товарооборота.

    Таблица 2 – Аналитическая группировка магазинов по величине товарооборота

    Группа магазинов по товарообороту

    Товарооборот (млн. руб.)

    Среднесписочная  численность (чел.)

    Число магазинов

    Всего

    На 1 магазин

    Всего

    На 1 магазин

    39 - 50

    275,00

    45,83

    207

    35

    6

    50 - 61

    334,00

    55,67

    210

    35

    6

    61 - 72

    525,50

    65,69

    192

    24

    8

    72 - 83

    230,50

    76,83

    80

    27

    3

    83 - 94

    261,00

    87,00

    120

    40

    3

    94 - 105

    407,00

    101,75

    149

    37

    4

    Итого

    2033,00

    67,77

    958

    32

    30


    Задание 2. Постройте группировку численности безработных двух регионов по полу и возрасту (% к итогу), пересчитав данные региона 2 в соответствии с регионом 1; пересчитав данные региона 1 в соответствии с регионом 2; регионов 1 и 2, образовав группы безработных по возрасту: до 20 лет; 20-35 лет; 35-55лет; 55 лет и более.


    Регион 1

    Регион 2

    Группы безработных, лет

    Всего, %

    В том числе, %

    Группы безработных, лет

    Всего, %

    В том числе, %

    Женщин

    Мужчин

    Женщин

    Мужчин

    15-19

    100-6m-5n

    100-4m-8n

    100-7m-2n

    До 20

    100-8m-3n-2

    100-9m-n

    3m/2

    20-24

    (3m+n)/2

    (m+3n)/2

    (5m+n)/2

    20-30

    3m+ n/2

    (3m+n)/2

    100-5m-6n

    25-29

    m+n

    n

    m

    30-40

    3m+n

    2m +n /2

    m+n

    30-49

    m /2 +2n

    m  +2n

    m /2 +n

    40-50

    n +2

    4m

    m /2 +n

    50-54

    m+n/2

    m+n

    n/2

    50 и старше

    2m+ n/2

    3m /2

    2m+4n

    55-59

    2m

    5n/2

    2m





    60 и старше

    n

    3m/2

    m

    Итого

    100

    100

    100

    Итого

    100

    100

    100


    Решение: Для решения приведем данные в требуемый вид:


    Регион 1

    Регион 2

    Группы безработных, лет

    Всего, %

    В том числе, %

    Группы безработных, лет

    Всего, %

    В том числе, %

    Женщин

    Мужчин

    Женщин

    Мужчин

    15-19

    71,0

    76,0

    84,0

    До 20

    60,0

    63,0

    6,0

    20-24

    6,5

    3,5

    10,0

    20-30

    12,5

    7,5

    74,0

    25-29

    5,0

    1,0

    4,0

    30-40

    13,0

    4,5

    5,0

    30-49

    4,5

    6,0

    3,0

    40-50

    3,0

    16,0

    3,0

    50-54

    6,0

    5,0

    0,5

    50 и старше

    9,0

    6,0

    12,0

    55-59

    8,0

    10,0

    8,0





    60 и старше

    1,0

    6,0

    4,0

    Итого

    100

    100

    100

    Итого

    100

    100

    100


    Задание 3. Вычислить средние показатели по девяти жилым домам, входящим в один жилищный кооператив.

    Дом

    Общая площадь квартиры, кв.м (x)

    Жилая площадь, %  (y)

    Средняя жилая площадь на одного жителя, кв.м/чел.(z)

    Рыночная  стоимость 1кв. общей  площади, у.е./ кв.м (p)

    1.

    20m

    100-m-n

    (m+n)/2

    20(m+n)

    2.

    25m+10n

    100-2m-n

    m/2+n

    27(m+n)

    3.

    15m+9n

    100-m-3n

    m/4+n

    22(m+n)

    4.

    8m+6n

    100-n

    n+3

    21(m+n)

    5.

    18m+19n

    100-m- n/2

    3m/2

    24(m+n)

    6.

    14m+21n

    100-m/2 -n

    3m/4+n/2

    29(m+n)

    7.

    13m+17m

    100-m

    5m/4+2

    26(m+n)

    8.

    10m+12n

    100-3m/2

    3+5n/4

    21,5(m+n)

    9.

    24n

    100-n/2

    m/4+n/2+4

    25(m+n)


    Решение: Для решения приведем данные в требуемый вид

    Дом

    Общая площадь квартиры, кв.м (x)

    Жилая площадь, %  (y)

    Средняя жилая площадь на одного жителя, кв.м/чел.(z)

    Рыночная  стоимость 1кв. общей  площади, у.е./ кв.м (p)

    1.

    80

    95,0

    2,5

    100,0

    2.

    110

    91,0

    3,0

    135,0

    3.

    69

    93,0

    2,0

    110,0

    4.

    38

    99,0

    4,0

    105,0

    5.

    91

    95,5

    6,0

    120,0

    6.

    77

    97,0

    3,5

    145,0

    7.

    69

    96,0

    7,0

    130,0

    8.

    52

    94,0

    8,0

    107,5

    9.

    96

    99,5

    5,5

    125,0


    Для расчета средних величин по каждому показателю используем формулу средней арифметической:

     =

    Таблица 1 – Средние показатели по девяти жилым домам

    Дом

    Общая площадь квартиры, кв.м (x)

    Жилая площадь, %  (y)

    Средняя жилая площадь на одного жителя, кв.м/чел.(z)

    Рыночная  стоимость 1кв. общей  площади, у.е./ кв.м (p)

    1.

    80

    95

    2,5

    100

    2.

    110

    91

    3

    135

    3.

    69

    93

    2

    110

    4.

    38

    99

    4

    105

    5.

    91

    95,5

    6

    120

    6.

    77

    97

    3,5

    145

    7.

    69

    96

    7

    130

    8.

    52

    94

    8

    107,5

    9.

    96

    99,5

    5,5

    125

    Итого по 9 домам

    682

    860

    41,5

    1077,5

    Средние показатели

    75,78

    95,56

    4,61

    119,72


    Задание 4. Вычислить размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение и дисперсию, заполнив  таблицу. Оценить интенсивность вариации, вычислив коэффициент вариации. Построить гистограмму распределения и кумуляту распределения населения по величине среднедушевого дохода. Найти моду и медиану интервального ряда.

    Решение: Для решения используем следующие формулы:

    Размах вариации:

    R = Xmax – Xmin = 6,5 – 0,5 = 6,0

    Средняя арифметическая взвешенная:

     =  = 3,61 тыс. руб.

    Среднее линейное отклонение:

    Взвешенное:

     = 0,09    

    Где f – частота; x – значение признака; - среднее значение по совокупности;

    Среднее линейное отклонение характеризует колеблемость среднедушевого дохода около средней в размере 0,09 тыс. руб.

    Дисперсия взвешенная

    = 0,27 тыс. руб.

    Среднее квадратическое отклонение взвешенное:

    = 0,516 тыс. руб.

    Коэффициент вариации:

    = 14,30 %

    Колеблемость среднедушевого дохода вокруг средней составляет 14,30 %.

    Среднедушевой доход в среднем за месяц, тыс. руб.

    Число жителей (чел)

    Число жителей, % к итогу (fi)

    Середина интервала             (xi)

    xi* fi

    До 1,0

    88

    6,21

    0,5

    44,0

    19,31

    60,06

    1,0 – 2,0

    43

    3,03

    1,5

    64,5

    6,39

    13,49

    2,0 – 3,0

    495

    34,91

    2,5

    1237,5

    38,75

    43,01

    3,0 – 4,0

    265

    18,69

    3,5

    927,5

    2,06

    0,23

    4,0 – 5,0

    200

    14,10

    4,5

    900,0

    12,55

    11,17

    5,0 – 6,0

    175

    12,34

    5,5

    962,5

    23,32

    160,82

    6,0 и более

    150

    10,58

    6,5

    975,5

    30,58

    88,37

    Итого

    1416

    100,0

    -

    5111,5

    132,96

    377,15


       Для графического изображения вариационных рядов также используется кумулятивная кривая. При помощи кумуляты изображается ряд накопленных частот.

    Медиана – медианным интервалом величины среднедушевого дохода населения будет интервал от 3 до 4 тыс. руб., т.к. этот интервал имеет накопленную частоту (88+43+495+265=891), которая больше половины всей суммы частот ряда (1416/2 = 708)

    Полученный результат говорит о том, что из 1416 человек 708 имеют размер среднедушевого дохода менее 3,80 тыс. руб., а 708 – более 3,80 тыс. руб.

    Мода – модальным интервалом размера балансовой прибыли предприятия будет интервал от 3 до 4 тыс. руб., т.к. этот интервал имеет наибольшую частоту

        

    Задание 5. В городе зарегистрировано 4000(m+n) безработных. Для определения средней продолжительности безработицы организуется выборочное обследование. Коэффициент вариации продолжительности безработицы составляет 5m %. Какое число безработных необходимо охватить выборочным наблюдением, чтобы с вероятностью (0,997; 0,954; 0,683) утверждать, что полученная предельная ошибка выборки не превышает m% средней продолжительности безработицы?

    Решение: Приведем данные в требуемый вид:

    1) численность безработных – 20 000 чел.;

    2) коэффициент вариации продолжительности безработицы – 20%;

    3)предельная ошибка выборки не превышает 4% средней продолжительности безработицы.

    , где

    t – коэффициент доверия

    v – коэффициент вариации

    ∆ - ошибка выборки

    Вероятность

    Коэффициент доверия

    t

    t2

    v2

    Ошибка выборки

    Объем выборки, человек

    0,997

    3,00

    6

    400

    0,0016

    19 737

    0,954

    2,00

    4

    400

    0,0016

    19 608

    0,683

    1,00

    1

    400

    0,0016

    18 519


    Задание 6. Для определения среднего срока службы отечественных стиральных машин марки была произведена m% -я механическая выборка, в которую попали 300 машин. Установлено, что средний срок службы составил 8 лет при среднеквадратическом отклонении 2 года. У 10 машин срок службы превысил 12 лет. Необходимо с вероятностью 0,997 определить пределы, в которых находятся срок службы и доля машин со сроком службы более 12 лет.

    Решение: Исходные данные:

    4% -я механическая выборка

    Рассчитаем долю 10 машин со сроком службы более 12 лет:

    10/300 * 100 = 3,33 %

    Далее определим предельную ошибку выборки:

     или 24%

    = 28,5

    С вероятностью 0,997 можно утверждать, что доля стиральных машин со сроком службы более 12 лет будет находиться в пределах 3,33 % ± 24%.

     

    Задание 7. Изучалась зависимость цены товара от дальности его перевозки по 7 фирмам. Построить по данным таблицы эмпирическую и теоретическую линии регрессии. Составить расчетные таблицы. Определить по значению коэффициента парной корреляции величину связи. Найти среднюю ошибку аппроксимации и коэффициент детерминации.

    Номер фирмы

    Дальность перевозки, км ( x )

    Цена товара, руб. (y)

    1.

    10 m +10

    45n+40

    2.

    17m+20

    50n+50

    3.

    15m+15

    55n+50

    4.

    25m+40

    70n+70

    5.

    19 m+35

    62n+60

    6.

    20m+50

    65n+60

    7.

    8m+5

    56n +10


    Решение: Приведем данные в требуемый вид

    Номер фирмы

    Дальность перевозки, км ( x )

    Цена товара, руб. (y)

    1.

    50

    95

    2.

    88

    100

    3.

    75

    105

    4.

    140

    140

    5.

    111

    122

    6.

    130

    125

    7.

    37

    66






    Таблица 1 – Расчетная таблица для определения параметров уравнения линейной регрессии

    Номер фирмы

    Дальность перевозки, км ( x )

    Цена товара, руб. (y)

    х*у

    Х2

    ()2

    ()2

    ух

    , %

    1

    50

    95

    4750

    2500

    1611,45

    158,04

    83,89

    11,11

    11,69

    2

    88

    100

    8800

    7744

    4,59

    57,33

    106,31

    6,31

    6,31

    3

    75

    105

    7875

    5625

    229,31

    6,61

    98,64

    -6,36

    -6,06

    4

    140

    140

    19600

    19600

    2485,73

    1051,61

    136,99

    26,80

    19,14

    5

    111

    122

    13542

    12321

    435,02

    208,18

    119,88

    12,08

    9,90

    6

    130

    125

    16250

    16900

    1588,59

    303,76

    131,09

    12,93

    10,34

    7

    37

    66

    2442

    1369

    2824,16

    1728,18

    76,22

    10,22

    15,48

    Итого

    631

    753

    73259

    66059

    9178,86

    3513,71

    753,00

    73,08

    66,81


    = 90,14

    = 107,57

    = 10465,57

    = 9437

     = 8125,22

     =    0,59

     = 54,39

    Ух = а0 + а1 * х

    Ух = 54,39 + 0,59Х

    Коэффициент регрессии а1 = 0,59 показывает, что с увеличением дальности перевозок на 1 км. Цена товара увеличивается на 0,59 руб.

    Определим тесноту связи с помощью линейного коэффициента парной корреляции:

    Связь тесная, так как коэффициент парной корреляции находится в диапазоне 0,81 – 1.

    Определим коэффициент детерминации:

     или 89,87% - вариация результативного признака (цены товара) на 89,87% зависит от вариации факторного признака (длительности перевозки).

    Средняя ошибка аппроксимации 9,54% (66,81/7) показывает, что изучаемая модель является качественной и пригодной для анализа.


    Задание 8. Имеются данные о реализации мясных продуктов на рынке за 2 года. Необходимо рассчитать:

    - индивидуальные индексы объемов реализации, цен и выручки от реализации;

    - сводные индексы объема, цен по формулам Ласпейраса, Пааше и Фишера.

    - сводный индекс выручки от реализации, абсолютное изменение выручки и изменение за счет изменения объемов продаж и цен.

    Продукты

    Продано, тыс. кг

    Цена за 1 кг,  руб.

    2003 г.

    2004 г.

    2003 г.

    2004 г.

    Сардельки

    130 (m+2n)

    130 (m+3n)

    m+90

    4m+90

    Сосиски

    100n+240

    80n+200

    2n+80

    3n+100

    Сервелат

    95m+150

    90m+200

    (m+3n)+70

    (4m+3n)+80


    Решение: Приведем данные в требуемый вид:

    Продукты

    Продано, тыс. кг

    Цена за 1 кг,  руб.

    2003 г.

    2004 г.

    2003 г.

    2004 г.

    Сардельки

    780

    910

    94

    106

    Сосиски

    340

    280

    82

    103

    Сервелат

    530

    560

    77

    99


    Расчет индивидуальных индексов проведем по следующим формулам:

    Индекс объема реализации

    Индекс выручки от реализации:

    Продукты

    Продано, тыс. кг

    Цена за 1 кг,  руб.

    Выручка от реализации, руб.

    Индивидуальные индексы

    2003 г.

    2004 г.

    2003 г.

    2004 г.

    2003 г.

    2004 г.

    Объема

    Цены

    Выручки

    Сардельки

    780

    910

    94

    106

    73320

    96460

    1,17

    1,13

    1,32

    Сосиски

    340

    280

    82

    103

    27880

    28840

    0,82

    1,26

    1,03

    Сервелат

    530

    560

    77

    99

    40810

    55440

    1,06

    1,29

    1,36


    Сводные индексы цен на товары и услуги по формулам Пааше и Ласпейраса:

    =   1,20 или 120%

    =   1,20 или 120%

    Сводные индексы физического объема по формулам Пааше и Ласпейраса:

    = 1,06 или 106%

    = 1,07 или 107%

    Сводные индексы цен на товары и услуги по формуле Фишера:

    =

    Сводные индексы физического объема по формуле Фишера:

    =

    Сводный индекс выручки от реализации:

    = 1,27 или 127%

    Абсолютное изменение выручки:

    (96460+28840+55440) – (73320+27880+40810) = 38 730 руб.

    Изменение за счет изменения:

    Ø объемов продаж – выручка увеличилась на 6% (1,06);

    Ø цен - выручка увеличилась на 20% (1,20)


    Задание 9. Заполните таблицу динамики объема продукции по предприятию за 2000-2005 гг.

    Годы

    Произведено продукции, тыс. шт.

    Абсолютные приросты, тыс. шт.

    Темпы роста, %

    Темпы прироста, %

    Абсолютное значение % прироста, тыс. шт.

    цепные

    базисные

    цепные

    базисные

    цепные

    базисные

    1999

    10 n








    2000

    15 m








    2001

    22 n








    2002

    30 m








    2003

    40 n








    2004

    35 m









    Решение:

    Годы

    Произведено продукции, тыс. шт.

    Абсолютные приросты, тыс. шт.

    Темпы роста, %

    Темпы прироста, %

    Абсолютное значение % прироста, тыс. шт.

    цепные

    базисные

    цепные

    базисные

    цепные

    базисные

    1999

    10

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    2000

    60

    50

    50

    600,00

    600,00

    5,00

    5,00

    8,33

    2001

    22

    -38

    12

    36,67

    220,00

    -0,63

    1,20

    5,45

    2002

    120

    98

    110

    545,45

    1200,00

    4,45

    11,00

    9,17

    2003

    40

    -80

    30

    33,33

    400,00

    -0,67

    3,00

    7,50

    2004

    140

    100

    130

    350,00

    1400,00

    2,50

    13,00

    9,29

    Задание 10. Определить средний уровень моментного ряда средней численности медицинского персонала одного из регионов России. Найти среднегодовой абсолютный прирост, темп роста и темп прироста за каждый из четырех периодов: 1973-1980 гг., 1980-1995 гг., 1995-2000 гг., 2000-2003 гг.,

    Годы

    Работает в медицинских учреждениях

    1973

    200m

    1980

    300n+40

    1995

    240 (m+n)

    2000

    240 (m+n)+90

    2003

    240 (m+n)+150

    Решение: Приведем данные в требуемый вид:

    Годы

    Работает в медицинских учреждениях

    1973

    800

    1980

    340

    1995

    1200

    2000

    1290

    2003

    1350


    Средний уровень моментного ряда с неравными интервалами рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной, где в качестве весов берется продолжительность промежутков времени между временными моментами изменений в уровнях динамического ряда:

    Годы

    Работает в медицинских учреждениях

    Абсолютный прирост

    Темп роста, %

    Темп прироста, %

    1973

    800

    0

    0

    0

    1980

    340

    -460

    42,50

    -57,50

    1995

    1200

    860

    352,94

    252,94

    2000

    1290

    90

    107,50

    7,50

    2003

    1350

    60

    104,65

    4,65


















    Список использованной литературы

    1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики - М.: ИНФРА-М, 1998

    2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н.   Общая теория статистики   - М.: ИНФРА-М, 1998

    3. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н.   Практикум по теории статистики - М.: ИНФРА-М, 2005

    4.  Донцова, Л.В. Бухгалтерская отчетность и её анализ / Л.В. Донцова, Н.А.  Никифорова. М.: ТОО «Интел Тех», 1996

    5. Крылов Э.И., Власова В.М.  Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции   - М.: «Финансы и статистика», 2006

    6. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности / под ред. О.Э.Башиной. А.А.Спирина. – М.:Финансы и статистика, 1999

    7. Практикум по теории статистики / под ред. Р.А.Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2000

    8. Савицкая Г.В.   Анализ хозяйственной деятельности предприятия  -  Минск: ООО «Новое знание», 2000

    9. Статистика: / под ред. В.С.Мхитаряна – М.: «Академия», 2004

    10. Суворова, А.П.  Методологический подход к оценке эффективности деятельности экономической организации / А.П.  Суворова // Финансы и кредит. -  2006 - № 4- С.57-59.

    11. Теория статистики: Учебник/Под ред. Р.А.Шмойловой  -  М.: Финансы и статистика, 2002

    12. Толстик Н.В., Матегорина Н.М.  Статистика – Ростов н/Д : изд-во «Феникс», 2000

    13. Фестер Э., Ренц Б  Методы корреляционного и регрессионного анализа – М.: Финансы и статистика

    14.  Экономика предприятия / под. Ред. Е.Л. Кантора. – СПб: Питер, 2002

    15. Экономическая теория: пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров/ под. Ред. Н.И. Базылева, С.П.Гурко. – Мн: Интерпрессервис;  Экоперспектива, 2002



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Статистика потребления и покупательского спроса ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.