Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Факторинг в России

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Факторинг в России
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:20:44
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ- 3

    ГЛАВА 1. ФАКТОРИНГ – КАК НОВЫЙ ТИП КРЕДИТНОЙ УСЛУГИ- 6

    1.1. Сущность факторинговых  операций- 6

    1.2. Осуществление факторинговых операций- 13

    1.3. Отличие финансирования при факторинге от других кредитных продуктов  17

    ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ- 23

    2.1. Анализ развития рынка факторинговых услуг в России- 23

    2.2. Проблемы развития факторинга в России- 28

    2.3. Потенциал и перспективы развития рынка факторинговых услуг в России  25

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ-

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ-

    ПРИЛОЖЕНИЕ-

     

     






    ВВЕДЕНИЕ


    Конкуренция на товарных рынках и рынках услуг заставляет идти на более гибкие взаимоотношения между поставщиком и покупателем. Снижение цен, улучшение качества товаров и услуг, расширение товарной номенклатуры, организация бесплатной доставки, бонусы и т.п. - лишь некоторые из мероприятий, к которым вынужден прибегать поставщик в современных условиях в стремлении найти и удержать покупателя. К перечисленному ряду также можно отнести предоставление поставщиком отсрочек платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги. Товарный кредит выгоден всем участникам рынка: и производителю, и дистрибутору, и розничному продавцу.

    Однако сдерживающим фактором развития товарного кредита является необходимость инвестирования поставщиком значительных денежных средств в дебиторскую задолженность, а также организационные вопросы построения продаж в кредит, начиная с того, кому продавать, как отслеживать приход платежей, что делать, если покупатель не платит и т.д. Поэтому построение продаж в кредит требует не только вливания инвестиций в оборотный капитал, но и на построение технологии. Альтернативой самостоятельному развитию товарного кредита является факторинг.

    Факторинг - это относительно новый вид услуг в области финансирования, особенно в России, которым занимаются специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами, либо сами банки. Этот вид услуг является разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним.

    Быстрый рост факторинга неудивителен для России. У нас структура экономики как раз "факторинговая", поскольку подавляющее число договоров поставки товара идет с отсрочкой платежа. То есть фактически это финансирование под дебиторскую задолженность. Без залога, без поручительств, без перевода оборотов в банк. Финансирование, которое можно получить, несмотря на другие уже имеющиеся кредиты (например, под залог принадлежащей фирме недвижимости). И это выгодно предприятиям, и они это, похоже, поняли. Факторинг является уникальной альтернативой кредиту, возможностью без залога и поручительств получить необходимые средства для расчетов. Это инструмент, позволяющий минимизировать экономические риски работы с дебиторами, четко спланировать потоки денежных средств на предприятии, своевременно погасить собственную задолженность - Дебиторская задолженность превращается в свободные денежные средства, что дает возможность компаниям, работающим на условиях отсрочки платежа, решать проблему нехватки оборотных средств. Более того - получить деньги для развития бизнеса, роста оборотного капитала, привлечения новых клиентов и как следствие увеличения объемов продаж, расширения ассортимента товаров и роста прибыли".

    Поэтому сейчас рынок факторинга двигают, с одной стороны, сами факторы, осознавшие громадный потенциал этой услуги, а с другой - компании. Спрос на факторинг подхлестывает и потребительский бум в стране. В минувшем году розничная торговля стала одним из самых динамичных секторов российской экономики. Предпосылками для такого развития служат не только высокие темпы роста розничного товарооборота, но и стремительное развитие лидирующих компаний отрасли. Несомненно, бум потребительского кредитования косвенно способствовал успешной работе компаний-факторов - "физики" больше покупали в рознице, розница больше покупала у поставщиков, поставщики чаще обращались за помощью к специалистам в области факторинга".

    Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод об актуальности и важности выбранной темы, о необходимости ее раскрытия, анализа положения дел на факторинговом рынке, количества и качества предоставляемых услуг и количества компаний, предоставляющих эти услуги. Кроме того, эта тема представляет значительный интерес для изучения, так как позволяет расширить экономический кругозор и по–новому взглянуть на недостатки финансирования российских предприятий.

    Цель работы - изучение факторинга как нового типа кредитной услуги, исследование его особенностей и перспектив развития в России.






    ГЛАВА 1. ФАКТОРИНГ – КАК НОВЫЙ ТИП КРЕДИТНОЙ УСЛУГИ


                      1.1. Сущность факторинговых  операций


    В экономической литературе приводятся различные толкования сути факторинга. При этом наиболее распространенным является его определение как комиссионно-посреднической и кредитной операции. Термин «факторинг» - от английского factor (агент, посредник, маклер).

    В факторинговых операциях действуют три стороны:

    - факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);

    - клиент (кредитор, поставщик товара);

    - предприятие (фирма) — потребитель товара.

    Схема организации факторинга представлена на рис. 1.1.

    Рисунок 1.1.  Схема организации факторинга[1].

    Целью факторингового обслуживания является своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь вследствие задержки платежа, а также предотвращение появления сомнительных долгов, повышение ликвидности и снижение финансового риска для клиентов, которые не хотят брать на себя работу по проверке платежеспособности своих контрагентов, по ведению бухгалтерского учета в отношении своих требований и заинтересованы, по возможности, в наиболее быстром получении денег по счетам. В основе факторинга лежит покупка факторской компанией (банком) счетов-фактур клиента на условиях немедленной оплаты части стоимости (50-90%) поставок и оплаты остальной части (за вычетом комиссии) в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием продаж поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.

    В соответствии с конвенцией о международном факторинге, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет какому-либо из следующих четырех признаков[2]:

    ·  Наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований.

    ·  Ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего, учета реализации.

    ·  Инкассирование его задолженности.

    ·  Страхование поставщика от кредитного риска.

    Классический факторинг в той форме, в которой он практикуется во всем мире, предполагает наличие коммерческого кредита в товарной форме, предоставляемого продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары и оформляемого открытым счетом. Открытый счет, когда покупатель не выдает продавцу никакого долгового обязательства, предполагает риск. Страхование и управление рисками коммерческого кредита способны осуществить именно факторинговые компании в силу предполагаемых ими услуг.

    В мировой практике существуют следующие виды факторинговых операций:

    - факторинг с финансированием и без финансирования;

    - открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг;

    - без права регресса и с правом регресса;

    - внутренний и международный и т.д.

    При факторинге с финансированием клиент (поставщик товара) уступает фактору-посреднику право последующего получения платежей от покупателей. Обычно клиенты получают от фактора 80-90% стоимости отгруженной продукции. Таким образом, фактор-посредник предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров.

    Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на определенном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, цене и возмещаются поставщику в дальнейшем в момент поступления платежа за товар. Получение такой услуги отвечает потребностям предприятия, так как позволяет ему превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и на этой основе ускорить движение капитала, сократить неплатежи.

    За свои услуги фактор-посредник получает: комиссионные за инкассацию счетов (обычно это 0,75-3% стоимости сделки); процент по факторинговому кредиту, который взимается в течение срока от даты предоставления кредита до поступления средств за эту продукцию от покупателя. В мировой практике этот процент обычно на 1-2 пункта выше учетной ставки.

    Под факторингом без финансирования понимают инкассирование фактором-посредником дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент факторинговой компании или банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактора-посредника, задача которого состоит в получении причитающихся в пользу клиента платежей в сроки, согласованные клиентом (поставщиком) и покупателем в хозяйственном договоре.

    Открытый факторинг — это вид факторинга, при котором плательщик (должник) уведомляется об участии в расчетах фактора-посредника. Оповещение осуществляется путем записи на счете-фактуре о направлении платежа в адрес фактора, подтверждающей, что правопреемником по возникающему долгу является фактор-фирма, и что платежи должны осуществляться в ее пользу.

    При закрытом, или конфиденциальном, факторинге покупатель вообще не уведомляется о переуступке поставщиком требований фактору-посреднику. В этом случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, а последний после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

    Факторинг без права регресса означает, что фактор-посредник при неоплате покупателем счетов в течение определенного срока (обычно от 36 до 90 дней) должен оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случае поставщик не несет риска по проданной им фактору дебиторской задолженности.

    В договоре между клиентом и фактором-посредником может предусматриваться и право регресса, т.е. право возврата фактором клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита. На практике факторинг с правом регресса применяется крайне редко. Факторинговые фирмы, как правило, весь риск неплатежа покупателя берут на себя.

    Различают факторинг внутренний, когда поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах одной страны. При экспортном (международном) факторинге поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортер заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определенного круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране),

    Современные западные факторинговые компании не только кредитуют своих клиентов, но и оказывают им самые разнообразные услуги: ведут бухгалтерский учет дебиторской задолженности; осуществляют консультации по вопросам рынков сбыта, цен реализации, организации расчетов, заключения хозяйственных договоров; осуществляют юридическое, транспортное, складское, рекламное, страховое и другое обслуживание. В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов и его называют конвенционным. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить свой штат служащих, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, поскольку такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.

    Правовой основой взаимоотношений фактора-посредника с клиентом является договор, в котором указываются[3]:

    · реквизиты переуступаемых платежных требований;

    · доли суммы платежей поставщику от суммы переуступаемых платежных требований;

    · порядок совершения операции;

    · лимиты на операции;

    · размер комиссионного вознаграждения;

    · условия расторжения договора;

    · ответственность сторон в случае невыполнения обязательств;

    · вид факторинга (открытый или конфиденциальный);

    · наличие или отсутствие права регресса;

    · сведения о покупателях, требования к которым переуступаются;

    · размер платы за проведение операций;

    · виды услуг, дополнительно оказываемых поставщику;

    · предельные сроки платежей;

    · меры, которые будут приниматься для взыскания платежа с не аккуратного плательщика;

    · срок действия договора.

    В договоре фиксируются обязанности сторон. Со стороны фактора-посредника - это своевременная оплата переуступленных ему долговых обязательств, своевременная информация клиента о состоянии расчетов с плательщиками или возможности появления затруднений с определенными плательщиками. Поставщик, в свою очередь, обязан предоставлять банку всю документацию о поставках товаров (оказании услуг), включая документы, подтверждающие, что клиент принял товары (услуги); предоставление банку сведений о неблагоприятных изменениях, происшедших с плательщиками, могущих изменить степень риска факторинговых операций банка; участие вместе с банком в рассмотрении дел в арбитраже.

    Поскольку факторинговые операции носят рисковый характер, факторинговая компания должна тщательно изучить финансовое состояние потенциального клиента. Получив заявку поставщика, факторинговая компания или банк проводят такую же предварительную работу, как при выдаче обычного кредита. При этом оценивается кредитоспособность клиента, сфера его деятельности, виды выпускаемой и возможности ее реализации, структура и длительность дебиторской задолженности, платежеспособность основных покупателей и т.д. При положительном решении фактор-посредник заключает с клиентом договор. В договоре может предусматриваться как рядовое кредитование клиента, так и обязательство по кредитованию продаж клиента в течение определенного периода. В последнем случае устанавливается лимит кредитования. Для определения размера лимита клиент должен представить факторинговой компании имеющиеся у него хозяйственные договоры с покупателями.

    Как правило, на факторинговое обслуживание не принимаются:

    ·   предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

    ·   предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

    ·   строительные или другие фирмы, работающие с субподрядчиками;

    ·   предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные сделки;

    ·   предприятия, заключившие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

    Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятий. При заключении факторингового договора между факторинговой фирмой и поставщиком определяются сроки и обстоятельства, при наступлении которых факторинговый отдел должен осуществить платеж в пользу поставщика, но не больше предельной суммы.

    В мировой практике обычно используются три метода установления предельных сумм.

    1. Определение общего лимита. Плательщику устанавливается периодически возобновляемый лимит, в пределах которого фактор-фирма автоматически оплачивает переуступаемые платежные требования. В случае превышения суммы задолженности над суммой лимита все платежи в счет погашения долга будут поступать факторинговому отделу до тех пор, пока он не компенсирует сумму платежей, осуществленных в пользу поставщика, и только потом - поставщику.

    2. Устанавливается сумма, на которую в течение какого-либо срока может быть произведена отгрузка товаров одному плательщику. Если поставщик не превышает лимит, то он застрахован от появления сомнительных долгов.

    3. Страхование по отдельным сделкам используется в случае, когда специфика производственной деятельности поставщика предполагает ряд отдельных сделок на крупные суммы, а не серию поставок товаров одним и тем же покупателям. Предельная сумма в этом случае представляет собой всю сумму каждого заказа, с поставкой товара в течение определенного периода времени.

    Основной целью многих предприятий, прибегающих к услугам факторинговой компании, является получение дополнительных средств, так как по факторинговому договору поставщику незамедлительно оплачивается часть (50-90%) суммы акцептованных покупателем платежных требований. Уплата остальной части (10-50%) за вычетом комиссионного вознаграждения осуществляется отдельным платежным поручением после поступления средств от плательщика или на обусловленную в договоре дату. Комиссионное вознаграждение факторинговой компании складывается из двух элементов: платы за обслуживание и платы за предоставленные в кредит средства[4].

    Подводя итоги, можно сказать, что факторинг является сравнительно новой для нашей страны системой улучшения ликвидности и снижения финансового риска при организации платежей. Факторинг - весьма эффективная форма кредитования оборотных средств поставщиков, так как по своей сути он включает инкассирование дебиторской задолженности поставщика, гарантию от кредитных рисков, от появления сомнительных долгов. Мировая практика в области проведения факторинга выработала множество вариантов факторинговых соглашений, использование которых зависит от специфики факторинговых компаний и их клиентов. В России же в настоящее время успех распространения этого вида услуг будет зависеть не только от общеэкономической ситуации в стране, но, главное, от интенсивности внедрения прогрессивных методологий риск-менеджмента в самих факторинговых компаниях, чтобы обеспечить их эффективное функционирование.


                      1.2. Осуществление факторинговых операций


    Факторинг - это комплекс финансовых услуг, оказываемых компаниям - оптовым поставщикам товаров и услуг, имеющий бессрочный характер и стратегический интерес, как для последних, так и для финансирующей стороны. Цель факторинга - стимулирование роста объема продаж.

    Факторинговые операции может проводить кредитная или коммерческая организация, имеющая лицензию на осуществление таких операций[5]. Однако до сих пор нет ни одного нормативного документа, регулирующего лицензирование факторинга. Поэтому факторингом в нашей стране занимаются только банки (они имеют право осуществлять эти операции на основании Закона о банках и банковской деятельности). Суть факторинга заключается в предоставлении банком денежных ресурсов и сервиса торговым, производственным и сервисным компаниям (далее поставщикам): покрытие ряда рисков, имеющих место в торговых операциях компаний, управление дебиторской задолженностью, консалтинг, информационно-аналитическое обслуживание.

    Финансирование. Обычно факторинговые операции осуществляются по следующей схеме (см. рисунок 1.2)[6]. Предприятие заключает договор на оказание факторинговых услуг с финансовым агентом - фактором (от англ. factor - агент, посредник). Согласно такому договору поставщик (продавец) реализует товар, но не получает за него плату от покупателя, а уступает финансовому агенту право потребовать ее с покупателя. При этом поставщик не несет ответственности за получение агентом денег от покупателя[7]. После поставки товара дебитору поставщик предоставляет банку накладную и сразу же получает в форме аванса значительную часть, до 90% от суммы поставки, не дожидаясь платежа от своего покупателя. Остатки средств по поставкам (за вычетом комиссии банка) зачисляются на расчетный счет поставщика по мере их фактической оплаты покупателями на факторинговый счет банка. Т.е. в данном случае банк выступает в качестве лица, авансирующего товарный кредит, предоставляемый поставщиком покупателю с последующим возвратом ему остатка суммы поставки.

    Рисунок 1.2. Этапы факторинговой сделки.

    Процент от стоимости контракта, который клиент получит сразу после поставки, зависит от того, к какой категории надежности банк отнесет предприятие-покупателя: чем платежеспособней покупатель, тем большую сумму получит поставщик.

    Продавец должен заведомо проинформировать покупателя об использовании факторинга и подписать с ним соответствующее приложение к договору. При наступлении срока оплаты покупатель перечисляет деньги непосредственно в банк. Если покупатель этого не делает, банк предпринимает усилия по взысканию средств с покупателя-должника (дебитора).

    Продавец должен заведомо проинформировать покупателя об использовании факторинга и подписать с ним соответствующее приложение к договору. При наступлении срока оплаты покупатель перечисляет деньги непосредственно в банк. Если покупатель этого не делает, банк предпринимает усилия по взысканию средств с покупателя-должника (дебитора).

    Когда задолженность погашена, банк выплачивает поставщику оставшуюся часть стоимости контракта за вычетом своих комиссионных (0,5-3%), которые являются платой за оказание факторинговых услуг.

    Таким образом, компания-поставщик предоставляет покупателю возможность купить товар с отсрочкой платежа, но при этом не лишается большей части своих оборотных средств. Как правило, банк и клиент подписывают бессрочный договор факторингового обслуживания. Заключив его однажды, они работают в режиме "сделка - деньги" без оформления новых договоров.

    Поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа. Зачастую торговый оборот поставщика ограничивается лишь за счет того, что покупатель не в состоянии оплатить больший объем закупки, не имея для этого достаточных оборотных средств, а поставщик, соответственно, не имеет оборотных средств, необходимых для предоставления или увеличения товарного кредита покупателю. Такая форма факторинга позволяет поставщику предложить своим покупателям товарный кредит, ограниченный лишь сбытовыми возможностями покупателя.

    С кем работают банки.  Банки, оказывающие услуги факторинга, обычно утверждают, что готовы работать с любым клиентом и любыми сделками. Однако для некоторых предприятий условия обслуживания могут оказаться недостаточно привлекательными. По утверждению большинства опрошенных нами банковских специалистов, наиболее выгодные условия банки готовы предоставить клиентам, которые отвечают следующим требованиям:

    Компания должна быть быстрорастущей или считать стремительный рост одной из основных стратегических целей своей деятельности (для этого банки анализируют бухгалтерскую отчетность компании, динамику финансовых показателей, договоры на будущие поставки). Предназначение факторинга заключается именно в том, чтобы помогать растущему бизнесу.

    Среднемесячный оборот компании должен быть не менее 3 млн руб. (банки, специализирующиеся на работе с мелким и средним бизнесом, могут предъявлять иные требования). Суммы поставок, финансируемых банком в рамках факторингового обслуживания, не должны быть ни слишком большими, ни слишком маленькими. Каждый банк по-своему понимает оптимальный размер сделки. Тем не менее поставки одному дебитору на суммы меньше 50 тыс. руб. и больше 1 млн. руб. вряд ли привлекут внимание большинства банков[8].

    Предпочтительно, чтобы компания работала по факторинговой схеме с большим количеством дебиторов. Ситуация, когда клиент имеет одного или нескольких крупных дебиторов, является исключением из общего правила. Желательно, чтобы покупатели были постоянными (по крайней мере, поставщик должен планировать долгосрочное сотрудничество с ними) и поставки осуществлялись на регулярной основе.

    Срок отсрочки платежа, предоставляемой покупателю, не должен превышать 90 дней. Наилучшие условия банки предлагают по сделкам, предусматривающим отсрочку платежа от 15 до 45 дней.

     

    1.3. Отличие финансирования при факторинге от других кредитных продуктов


    Иногда факторинг пытаются сравнивать с кредитом, хотя факторинг и банковский кредит имеют различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Кредит характеризуется срочностью, что предполагает его погашение через определенный срок. Таким образом, банковский кредит абсолютно неприемлем для финансирования поставок с отсрочкой платежа. Если шестимесячный кредит будет направлен на финансирование отгрузок товаров с отсрочкой платежа, то как изменятся условия работы компании в ситуации погашения товарного кредита, и что будет, если поставщику не удастся получить новый кредит после его погашения. Сегодня в России большинство кредитов выдаются на срок до года, что как раз и приводит к подобным ситуациям. Факторинг же на сегодняшний день является единственным бессрочным пассивом в российской экономике и позволяет планировать программу развития на многие годы вперед.

    Другой особенностью кредита является необходимость предоставления залога для его получения. При заключении договора факторинга банк не требует предоставления залога, открытия расчетных счетов поставщика и его дебиторов в одном из своих отделений, а также не проводит длительной проверки платежеспособности клиента. Должниками банка при факторинговом обслуживании поставщика становятся его дебиторы, а не предприятие-поставщик[9]. Принципиальным отличием факторинга и кредита заключается в том, что кредит ориентирован на успехи компании в прошлом, на те активы, которые были заработаны вчера, факторинг же ориентирован на будущие успехи в продажах, и даже если продажи вырастут в 5 раз, это не будет ограничением для финансирования в рамках факторинга.

    При кредитовании банки с помощью залога страхуются от возможности невозврата своих средств. При факторинге аналогичной страховочной мерой для банка является распределение кредитного риска между большим количеством дебиторов поставщика. За счет этого снижается вероятность того, что сумма денежных средств, выданная банком поставщику, не будет возвращена полностью.

     Более подробное сравнение финансирования при факторинге с другими кредитными продуктами представлено в таблице 1.1, Приложение 1.

    Сервис. Помимо финансирования оборотных средств при факторинге поставщик получает следующий ряд услуг:

    1. Страхование рисков, связанных с отсрочкой платежа. Заключая договор факторинга, компании получают возможность исключить риски, связанные с поставкой товаров в кредит: риск неполучения платежа от покупателя в срок; риск неоплаты товара; риск резкого изменения рыночной стоимости денежных ресурсов; риск изменения курса доллара в период отсрочки платежа по поставке.

    2. Эффективная работа с дебиторской задолженностью. Административное управление дебиторской задолженностью включает в себя:

    ·     проверку платежной дисциплины и деловой репутации действующих и потенциальных покупателей поставщика;

    ·     ежедневный мониторинг состояния дебиторской задолженности;

    ·     управление задолженностью покупателей;

    ·     установку и обновление лимитов финансирования на дебиторов (рекомендательные лимиты отгрузок).

    ·   Информационно-аналитическое обслуживание предполагает ежедневную отчетность о движении денежных средств, аналитику по состоянию дебиторской задолженности (отгрузки, платежи и пр.), интеграцию с бухгалтерскими системами компании.

    ·     Консалтинг (рекомендации по бухгалтерскому учету факторинговых операций, по управлению рисками при товарном кредите, проведение совместных PR-акций и рекламных кампаний и др.)

    Финансовый механизм факторинга предоставляет поставщикам принципиально иные возможности для своего развития, чем те возможности, которые имеет поставщик, самостоятельно обслуживающий товарный кредит. Финансирование при факторинге, в отличие от собственных средств и кредита, не ограничено никакими суммами. Предположим, компания-поставщик начинает программу кредитования своих покупателей. Первоначальный анализ выявил необходимость вложения в товарный кредит 10 млн. рублей. Однако компания имеет собственных средств в размере 3 млн. рублей и может привлечь кредит на ту же сумму. Соответственно, 4 млн. рублей остаются не профинансированными, и поставщик будет вынужден ограничить продажи в кредит. В случае же использования факторинга общая нагрузка на оборотные средства составила бы не более 10% от объема товарного кредита (при условии получения 90% от Фактора), т.е. суммы 1 млн. рублей, которая могла быть покрыта из собственных источников. Остальной объем средств был бы профинансирован факторинговой компанией, что позволило бы поддержать товарный ассортимент и остатки, и сделать новые отгрузки, не испытывая недостатка в денежных средствах. Для иллюстрации рассмотренного примера построен график на рис.1.2.

    Какие компании работают по факторингу. В нашей стране сегодня факторинг наиболее распространен в таких отраслях экономики, как производство и дистрибуция продуктов питания, фармацевтической продукции, товаров народного потребления, алкогольной продукции, полиграфической и упаковочной продукции, косметической и парфюмерной продукции и других.


    Рисунок 1.2. Возможности финансирования продаж на примере

    Основными клиентами являются компании с объемом уступаемой дебиторской задолженности от 3 до 30 млн. руб. в месяц, с количеством постоянных покупателей от 10 и более, с такими условиями поставок, как отсрочка платежа от 20 до 90 дней, безналичный расчет, переход права собственности в момент отгрузки[10].  Выгода компаний от применения факторинга. Обычно поставщики обращаются к факторинговым компаниям по трем вопросам: нехватка денежных средств, построение продаж в кредит и страхование рисков.

    С точки зрения денежных средств факторинг решает такие проблемы, как:

    · Расширение доли компании на рынке. У поставщика появляется возможность привлечь новых клиентов, увеличить ассортимент товара на складе и, как следствие, увеличить оборот и прибыль.

    · Повышение ликвидности дебиторской задолженности. Поставщик получает деньги сразу же после отгрузки товаров с отсрочкой платежа. Выплачиваемое финансирование автоматически увеличивается по мере роста продаж.

    · Ликвидация кассовых разрывов. Четкое планирование поступления денежных средств и погашение собственной задолженности. Поставщик может построить план выплаты факторингового финансирования «под свою компанию»: получать деньги именно в тот день, когда ему необходимо и именно в том объеме, какой требуется на данный момент.

    · Своевременная оплата контрактов. Сокращение сроков отсрочки платежа при закупках товаров ведет к лучшим ценовым условиям на закупаемый товар и увеличению размеров товарных кредитов, получаемых от собственных поставщиков.

    В коммерческом аспекте эффективность факторинга выражается в том, что банк оказывает содействие в плане кредитного менеджмента. Банк контролирует своевременность оплаты поставок покупателями, проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, эффективно управляет дебиторской задолженностью. Банк в рамках факторинга позволяет клиенту управлять своими рисками, избегать отгрузок недобросовестным покупателям, грамотно строить лимитную и тарифную политику при осуществлении товарного кредитования. Кроме того, при факторинговом обслуживании поставщик защищен от массы рисков. Речь идет, прежде всего, о кредитном риске, т.е. неоплате поставки покупателем вовсе, о риске нарушения ликвидности, т.е. риске несвоевременной оплаты и о валютном риске (риск изменения курса, допустим, доллара в период отсрочки платежа по поставке).


    ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА

    ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ

     

         2.1. Анализ развития рынка факторинговых услуг в России


    Российский рынок факторинга в 2006 году увеличился в два раза и достиг 11 млрд. долларов. По объемам он уже сейчас превышает аналогичные рынки стран Восточной Европы, а через несколько лет, при сохранении текущих темпов роста, будет вполне сопоставим с западноевропейскими (рис. 2.1).

    Рис. 2.1. Динамика роста факторинговых услуг[11].

    Подобных результатов пока не удалось достичь ни одному российскому сегменту финансовых услуг.

    В чем причина столь стремительных темпов? Быстрый рост и высокий потенциал рынка во многом обусловлены благоприятной экономической конъюнктурой. Основа поступательного движения факторинга -опережающее развитие торговой отрасли: именно предприятия торговли чаще всего используют отсрочку платежа, накапливая большие объемы дебиторской задолженности, которую готовы выкупать факторинговые компании (рис. 2.2).

    Рис. 2.2. Отраслевая специализация факторов по объему уступленных

    денежных требований в 2006., %[12].

    Вместе с тем количественный рост был бы невозможен без тех качественных изменений, которые произошли с факторинговой услугой и ее операторами за последние несколько лет. Сегодня с уверенностью можно сказать, что факторинговая услуга из побочного продукта банковской системы превратилась в самостоятельную высокотехнологичную индустрию. И, похоже, ее перспективы высоко оцениваются не только самими игроками, но и сторонними наблюдателями: рынок уже сейчас стал весьма привлекательным объектом для привлечения инвестиций и новых участников.

    В 2006 году контрольный пакет акций одного из крупнейших операторов факторинга, компании «Еврокоммерц», был приобретен ИК «Тройка Диалог» в лице Troika Capital Partners и фонда прямых инвестиций Russia New Growth Fund. Тот факт, что одна из наиболее успешных российских инвесткомпаний приняла решение вложиться в факторинговый бизнес, стал важным сигналом для рынка. Тем более что пакет был куплен именно фондом прямых инвестиций — такие фонды традиционно специализируются на вложениях в активы, стоимость которых в среднесрочной перспективе растет очень быстро.

    Покупка «Еврокоммерца» пока единственная сделка на рынке, однако вероятность активизации процессов M&A в среднесрочной перспективе довольно существенна. Хотя количество потенциальных сделок сдерживается ограниченным числом игроков (сегодня — порядка 30 компаний), другие инвесторы также начинают интересоваться покупкой факторинговых бизнесов.

    Вместе с тем значительная рыночная концентрация (на первые пять компаний приходится около 80% рынка) и высокие барьеры входа не позволяют говорить, что число факторинговых компаний в ближайшие несколько лет будет быстро расти (рис. 2.3).

    Рис. 2.3. Доля крупнейших компаний по объему уступленных денежных

    требований в 2006г., %[13].

    Барьерами входа на рынок факторинговых услуг являются: это и высокозатратные вложения в технологию организации и продажи факторингового продукта, и развитие филиальной сети. Однако, для того чтобы создать нормальную факторинговую компанию (адаптированную,  с работающей методикой оценки рисков и плюс хорошей сетью продаж), требуется несколько десятков миллионов долларов. Сейчас же до 90% рынка приходится на компании, начавшие заниматься этим бизнесом достаточно давно, не менее трех лет назад (Таблица 2.1, 2.2, Приложение 2, 3), 70% прироста в 2006 году дали старожилы Промсвязьбанк, «Еврокоммерц» и «Петрокоммерц».

    Равнение на Запад. Один из наиболее важных параметров становления рынка факторинга - приближение ассортимента и качества его услуг к мировым аналогам. В этом, безусловно, есть большая заслуга пионера российского факторинга, Национальной факторинговой компании - НФК (ранее известной как «Уралсиб-НИКойл»). Еще в тот период, когда рынка как такового не было, НФК активно продвигала факторинг не только как инструмент решения проблем с краткосрочной ликвидностью, но и как способ, позволяющий компаниям увеличивать обороты бизнеса.

    Сейчас эту идею подхватили практически все участники рынка. В 2006 году продуктовые линейки большинства компаний пополнились безрегрессным факторингом, факторингом без финансирования (оказание услуг по управлению дебиторской задолженностью), факторингом, предполагающим финансирование только в случае неисполнения обязательств дебитора перед поставщиком (страхующим поставщика от кредитных рисков и рисков ликвидности), и другими интересными продуктами.

    Расширение продуктовой линейки приводит к тому, что сегодня факторинг позволяет решать гораздо более сложные задачи, чем просто оперативное управление ликвидностью. И в России, и на Западе факторинг, основной «начинкой» которого являются финансовые ресурсы, постепенно уступает место услугам с расставленными по-другому акцентами. Используя факторинговый инструмент, можно оптимизировать бизнес, выведя на аутсорсинг часть внутренних функций компании. За счет трансформации дебиторской задолженности без увеличения кредиторской можно улучшить показатели финансовой отчетности. Однако в таких услугах сейчас больше заинтересованы крупные компании. Малому и среднему бизнесу чаще нужны просто финансовые ресурсы.

    Сами участники рынка уверены, что в перспективе предприятия малого и среднего бизнеса поймут, что факторинг как инструмент позволяет решать гораздо больше задач, чем просто привлечение финансирования. На первом этапе, возможно, не всегда предприниматель понимает, какие задачи позволяет решить факторинг. Организациям, предоставляющим факторинговые услуги объяснять, что с его помощью можно увеличить объемы продаж, выйти на новые рынки, защитив себя от рисков невозврата со стороны новых покупателей, защититься от разрывов в финансировании и по максимуму использовать все оперативно возникающие бизнес-возможности, выбрать наиболее выгодных поставщиков и покупателей и многое другое. В конечном счете это позволяет удерживать клиентов и работать с теми, кто действительно готов растить свой бизнес[14].

    С крупным бизнесом сегодня в основном работают большие банки, с малым и средним - банки поменьше и специализированные факторинговые компании. Более активная работа специализированных компаний с малым и средним бизнесом связана с готовностью принимать на себя повышенные риски. Эта готовность обусловлена более высоким, чем в среднем по рынку, уровнем развития систем риск-менеджмента. Вместе с тем стоит отметить, что практически все в последнее время осознали важность внедрения передовых практик управления рисками в факторинговом бизнесе. Тем более что, несмотря на бурное развитие рынка факторинга, страхование факторинговых операций пока не входит в число наиболее распространенных инструментов риск - менеджмента. Страховщики только начинают оценивать потенциал спроса на свои услуги. Между тем страхование операций факторинга перспективно ровно настолько, насколько перспективно развитие факторинга в России. Пока же компаниям приходится управлять рисками по большей части самостоятельно, без помощи страховщиков.

    Таким образом, факторинг - это по существу то же самое, что и риск-менеджмент при товарном кредитовании, так как главная задача организаций, предоставляющих факторинговые услуги -  защитить поставщика от многочисленных рисков (неплатежей дебиторов, дефицита ресурсов, инфляции и т. п.), которые могут помешать бурному развитию продаж в его компании. Следовательно, от качества риск-менеджмента в факторинговой компании зависит и качество факторинговых услуг для клиента, и их добавленная стоимость. В дальнейшем на рынке возможна не только сегментация по размеру бизнеса клиента, но и по отраслевому признаку. По оценкам участников, на Западе факторинг гораздо больше сегментирован. Например, в Великобритании помимо ранжирования клиентов по размеру их бизнеса возможна специализация на обслуживании компаний одной отрасли или даже ее сегмента с параллельным оказанием консалтинговых услуг. В нашей стране в таком виде, как на Западе, специализации компаний-факторов по отраслям практически не наблюдается. В основном все работают с клиентами из так называемых факторабельных отраслей, то есть отраслей, ориентированных в конечном счете на обслуживание потребительских рынков.


                   2.2. Проблемы развития факторинга в России


    Понятие «факторинг» появилось на российском рынке более 10-ти лет назад. Сегодня этот продукт уже не является экзотическим, хотя в России он пока не столь популярен, как в западных странах. Однако с каждым годом отечественные компании все чаще обращаются к услугам факторинга и рассматривают его как один из важнейших инструментов своего бизнеса. За последнее десятилетие количество факторинговых компаний в мире увеличилось в 3,4 раза, а их совокупный оборот – в 3,6 раза.

    Постоянное увеличение оборотов по факторингу несет за собой рост числа финансируемых поставок, их учет, контроль платежей, дебиторской задолженности, расчет различных оплат и комиссий. Острая конкуренция между производителями товаров и услуг, а также динамичное развитие российского рынка факторинговых услуг отображают растущую в России популярность данного вида финансирования дебиторской задолженности. Уже сейчас по объему российский рынок факторинга на порядок больше рынка Восточной Европы. Ни о каком другом финансовом рынке (страховой, банковский, рынок управления активами), кроме рынка лизинга, такого сказать нельзя. При сохранении нынешних темпов роста рынок факторинга имеет все шансы преодолеть разрыв с ранками стран Западной Европы».

    На сегодняшний день комплексный факторинг востребован крупным и средним бизнесом, поскольку позволяет оптимизировать бизнес. Более того, факторинговые схемы позволяют улучшить показатели финансовой отчетности за счет трансформации дебиторской задолженности в деньги без увеличения кредиторской. Эти возможности могут быть использованы компаниями, готовящимися к проведению IPO или получению крупного кредита.

    Факторинговый бизнес - высокотехнологичен. Бизнес-процессы должны быть ориентированы на массовое и очень быстрое принятие решений по каждому клиенту. А это, в свою очередь, требует хорошо налаженной системы оценки потенциальных клиентов и их дебиторов. Ажиотаж и желание получить быструю прибыль привлекают на рынок новых игроков. Однако не все компании в состоянии правильно оценить риски. Этап эйфории скоро пройдет, следствием станет этап невозвратов.

    Действительно, если в 2004 году несвоевременное поступление денежных средств было зафиксировано по 7,8% сделок от общего объема, то в 2005-м - уже по 11,6%, а в 2006-м – 12,8%[15]. Тенденция на рынке товарного кредита сейчас такова, что платежная дисциплина дебиторов ухудшается. Впрочем, это нормально и не должно никого пугать. В ближайшем будущем доля просроченной задолженности будет только увеличиваться. Это связано с усилением конкуренции среди поставщиков: чем она выше, тем на большие объемы просроченной задолженности кредиторы будут закрывать глаза. Дебиторы же используют сложившуюся ситуацию в своих целях, как любые рациональные экономические субъекты.

    Постепенно снижается маржа Факторов. За 2006 год абсолютные значения вознаграждения Факторов увеличились примерно на 80%, уступленная дебиторская задолженность - на 80−90%, в то время как финансирование под уступку денежных требований - на 110-120%[16]. Похоже, что этап получения сверхприбыли на факторинговом рынке закончился. И в дальнейшем маржа Факторов будет уменьшаться, в том числе и под давлением возрастающей конкуренции. Такая тенденция не только затормозит выход новых, но и, скорее всего, приведет к уходу части действующих игроков. Прежде всего, это касается банков, которые вышли на рынок факторинга потому, что на нем более привлекательные процентные ставки, чем ставки по кредиту. Останутся те участники, которые кроме финансирования под уступку прав денежного требования готовы предоставлять и другие составные части факторинговой услуги, а именно: страхование рисков, управление дебиторской задолженностью, информационное обслуживание. Это не означает, что рынок вступил в фазу насыщения - его потенциал далеко не исчерпан. Просто его структура и параметры меняются на глазах.

    На российском рынке в 2006 году на 3,5% выросла доля сделок без регресса. Получили большее распространение и сделки международного факторинга. Но не эти тенденции определили ситуацию на рынке. Главной тенденцией стало увеличение сроков отсрочки платежа. В два раза сократился объем сделок по поставкам с отсрочкой платежа до 30 дней и практически в два раза увеличилась доля сделок с отсрочкой платежа от 61 до 90 дней. Правда, негативной тенденцией стало увеличение просрочки, однако ее уровень еще далек от критического. Отечественные факторы пока используют стандартные методы работы с просрочкой в отличие от западных, которым порой приходится изобретать нетривиальные способы борьбы со злостными неплательщиками. Например, изображения Микки Мауса, преследующего на улице задолжавшего человека и выкрикивающего: «Он должен деньги компании»[17].

    Что же касается сделок с условием регресса, то они по-прежнему доминируют на рынке факторинговых услуг, в то время как в развитых странах преобладает безрегрессный факторинг. Так, например, среди компаний, входящих в ассоциацию FCI (Factors Chain International), оборот по безрегрессному факторингу более чем в 2 раза превышает оборот по факторингу с регрессом. На российском же рынке в 2006 году 90,3% факторинговых сделок было заключено с регрессом. Сделки без регресса соответственно составляли 9,7%.

    Чаще всего безрегрессный факторинг предлагается по тем сделкам, где в качестве дебиторов выступают клиенты банка или крупные компании (например, «Ашан», «Метро»). «Если дебитором является клиент банка, мы обладаем информацией о его финансовом состоянии и кредитной истории, — отмечает Алексей Бородулин, генеральный директор «ТрансКредитФакторинг». — Риск невозврата долгов в этом случае значительно снижается, и мы готовы работать по безрегрессному факторингу. Например, все операции с долгами ОАО «Российские железные дороги» на сегодняшний день представляют собой безрегрессный факторинг».

    При использовании схемы факторинга без регресса фактор принимает на себя ряд рисков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением дебитором своих обязательств по уступленному поставщиком фактору денежному требованию, что делает факторинг без регресса дороже, чем с регрессом. С одной стороны, компании пока не готовы платить больше, а с другой стороны, сами факторы не готовы принимать на себя эти риски. Поэтому такой продукт пока не очень востребован.

    Очевидно, что с развитием рынка будет развиваться и безрегрессный факторинг, потому что важной его функцией является страхование кредитного риска. Стимулировать его рост могли бы соответствующие изменения в законодательстве, касающиеся кредитных бюро. В частности, необходимо законодательно закрепить обязанность не только банков, но и всех кредиторов предоставлять информацию о своих покупателях в случае использования коммерческого кредита (отсрочка и рассрочка оплаты товаров). На сегодняшний день очень мало источников информации о финансовом состоянии, кредитной истории потенциальных дебиторов.

    Некоторые банки передают риски невозврата долгов или невозврата в определенный срок страховщикам и предлагают совместные услуги безрегрессного факторинга. Например, Промсвязьбанк сотрудничает с компанией РОСНО, а банк «Петрокоммерц» - с компанией «Капиталъ Страхование». Однако и в этом случае стоимость факторинга повышается, страховая премия может составлять до 5% от суммы требований. Кроме того, страховая компания соглашается страховать не всех клиентов. Процедура страхования достаточно длительная, поскольку страховая компания самостоятельно изучает участников сделки (продавца и покупателя), устанавливает размер кредитного лимита, а также страхует свои риски у других страховщиков, что значительно замедляет процедуру принятия клиента на факторинговое обслуживание. В результате пока мало безрегрессных сделок, и не было ни одного случая обращения к страховой компании за возмещением по просроченной сделке.

    В рейтинговом агентстве «Эксперт РА» полагают, что налицо конфликт интересов страховщиков и факторов. Последние заинтересованы в передаче страховщикам наиболее рисковых сделок, а первые — не готовы их пока брать. Более того, как отмечается в одном из аналитических материалов агентства, не существует 100%-ной гарантии, что в случае невозврата денег дебитором страховая компания выплатит страховую сумму. Страховые компании, скорее всего, в этом случае будут задерживать выплаты страховых сумм[18].

    Еще одной проблемой является то, что работа со страховщиком снижает мотивацию фактора к тщательному отбору клиентов. Хотя с таким утверждением и не согласны те, кто считает, что сотрудничество со страховой компанией не снимает с фактора необходимости качественной оценки рисков. Во-первых, при работе со страховой компанией существует франшиза, которая составляет 10–20%. Во-вторых, при наступлении страхового случая проходит 90 дней до того, как страховщик обязуется выплатить страховую сумму. В-третьих, по договору страховая компания обязуется возместить только сумму предоставленного фактором финансирования, комиссия возмещению не подлежит. И наконец, фактору необходимо доказать, что он предпринял все возможные действия для того, чтобы вернуть долг (через напоминания, обращения в суд и т.п.).

    У факторинга на российском рынке есть проблемы правового характера. Во многих странах существует требования в виде банковских лицензий, или лицензии на осуществление небанковских финансовых операций. В нашей стране на сегодняшний день в Гражданском кодексе существует правовая коллизия, заключающаяся в несоответствии норм статей. Более того, в нашем законодательстве пока нет такого термина – «факторинг». Для его обозначения в Гражданском кодексе используется специальная конструкция – финансирование под уступку денежного требования.  Единственное, что не позволяет говорить о факторинговой отрасли как о сформировавшемся рынке, - это отсутствие нормальной правовой инфраструктуры. Первым шагом к созданию законодательного фундамента был проект федерального закона, снимающий противоречие в ГК РФ относительно субъектов факторингового бизнеса. В 2006 году он был одобрен правительством Российской Федерации и прошел первое чтение в Государственной думе. Но миновал год, а законопроект до сих пор не принят. Причин, к которым апеллируют законодатели, довольно много. Однако реальных результатов пока нет, и это сильно тормозит развитие рынка.

    Отдельно стоит отметить работу торговых сетей, которые стали для игроков факторингового рынка приоритетным направлением. В 2006 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проводить проверки работы торговых сетей с банками, подозревая их в нарушении антимонопольного законодательства. По информации, поступившей в ФАС, розничные сети навязывали поставщикам банки, к которым переходят права уступки. ФАС углядела в этом признаки «вертикального соглашения», запрещенного законом «О защите конкуренции». В итоге большинство факторинговых компаний отказались от заключения эксклюзивных договоров. Это породило проблему работы с сетями[19].

    Однако даже ожидаемое принятие Федерального закона «О внесении изменений в статьи Гражданского кодекса не решит всех законодательных проблем, сдерживающих развитие факторинга. Необходимо дальнейшее изменение в законодательстве, не имеющее прямого отношения к договору уступки прав денежного требования. Новые изменения должны непосредственно регулировать налогообложение участников и валютное поведение. Решению проблем, касающихся факторинга, могла бы способствовать факторинговая ассоциация, разговоры о создании которой ведутся давно. Ассоциация помогла бы: объединить в единую организацию компании и иные структуры, имеющие отношения к факторингу; отстаивать интересы членов ассоциации в государственных органах, органах местного самоуправления, общественных и коммерческих структурах; представлять и отстаивать интересы российских Факторов на международных рынках.

    Банк Сосьете Женераль Восток (БСЖВ) уже выступил с инициативой создания НП «Федерации Факторинговых Компаний». На данный момент уже подготовлен устав Федерации, в разработке находятся документы для создания НП. Но к сожаления, не смотря на то, что уже проведены несколько совещаний с факторинговыми компаниями и банками, на российском рынке факторинговых услуг не заметны проявления инициативы у большинства участников рынка. Связано это с существующими разногласиями среди участников рынка, вытекающими из разных форм ведения бизнеса. Игроки рынка по разному представляют себе цели создания общей деятельности. Однако, радует тот факт, что большинство единодушны в том, что создание ассоциации необходимо для развития финансовой отрасли[20].

    Задача минимума, которую ставят перед собой инициаторы создания ассоциации, заключается в скорейшем принятии кодекса поведения участников рынка. Факторинговый рынок нуждается в выработке и принятии большинством участников рынка определенных этических норм. Кодекс помог бы компаниям договориться относительно запрета на переманивание друг у друга сотрудников и клиентов. Можно было бы создать единую базу недобросовестных клиентов и дебиторов. Словом, так называемый «кодекс чести» стал бы первым шагом в сторону заполнения правового вакуума в факторинговой отрасли.


    2.3. Потенциал и перспективы развития рынка факторинговых услуг в РФ


    Существующий тренд и потенциал рынка дают все основания полагать, что темпы роста факторинговых услуг в 2008 году будут как минимум не ниже, чем в нынешнем. Помимо не охваченной факторами доли рынка товарных кредитов и роста российской экономики для дальнейшего расширения рынка факторинга существуют и другие причины.

    - Рост розничного рынка и сектора быстрооборачиваемых продуктов. По экспертным оценкам, Россия сейчас занимает второе (после Индии) место в рейтинге привлекательности развивающихся рынков для торговых сетей. Ожидается приход новых глобальных игроков, которые увеличат долю товарных кредитов на рынке и, соответственно, потенциал для факторинговых услуг.

    - Расширение продуктовой линейки и сегментов клиентской базы. Факторы продолжают расширять линейку продуктов в соответствии с мировым опытом и требованиями быстрорастущего рынка. Факторы все чаще предлагают своим клиентам редко встречавшиеся раньше факторинг без регресса и так называемый maturity-факторинг. Отдельно можно отметить увеличение предложения факторинговых услуг без регресса, которые многие факторы начинают предоставлять в кооперации со страховыми компаниями, принимающими на себя риски неплатежей дебиторов. Несмотря на более высокую стоимость, наблюдается устойчивый рост спроса на такой вид финансирования, так как при этом практически на нет сводятся все риски, связанные с предоставлением отсрочки платежа и возможностью дальнейшей неоплаты[21].

    Кооперация со страховыми компаниями в значительной степени снижает также риски банков-факторов, что делает услуги факторинга более доступными компаниям среднего и малого бизнеса. Конкуренция, возникающая, среди страховых компаний, неизбежно должна привести к удешевлению стоимости страхования рисков по факторингу, что будет способствовать дальнейшему росту.

    Потенциал российского рынка факторинга по-прежнему высок. Темпы его роста превышают темпы роста факторов стран Восточной Европы, которые, в свою очередь, опережают показатели Западной Европы, США и других стран. На данном этапе сложно сделать точный прогноз, но итоги первого полугодия 2007 года подтверждают 200−процентный рост российского рынка факторинга в сравнении с показателями аналогичного периода 2006 года. Практика показывает, что темпы роста рынка во втором полугодии значительно превышают показатели первого полугодия, поэтому можно предполагать, что 200−процентный рост рынка реален.

    Как показали результаты исследования рынка факторинга за первое полугодие 2007 года, объем требований, фактически уступленных российским факторам, составил порядка 7,3 млрд. долларов. Это несколько ниже, чем результат второго полугодия прошлого года. В 2006 году оборот российских факторов достиг 11 млрд. долларов, и теперь, для того чтобы показать 200% роста и обеспечить в 2007 году оборот в 22 млрд. долларов, участникам рынка во втором полугодии должно быть уступлено как минимум 14,7 млрд. долларов. А это вдвое больше, чем оборот за первые шесть месяцев года[22].

    Однако, обратившись к динамике предшествующих лет, мы увидим, что объем уступленных требований делится между полугодиями примерно в соотношении 1:2 (рис. 2.4).

    Рис. 2.4. Динамика роста рынка факторинга в России


    Многие экономисты[23] считают данную пропорцию устойчивой, так как подобное распределение объема уступаемых факторам денежных требований в течение года является следствием сезонных колебаний спроса на товары их клиентов - оптовых поставщиков. Например, объем спроса на товары народного потребления (их поставщики составляют значительную часть клиентской базы российских факторов) резко возрастает перед новогодними праздниками. Высокой покупательской активностью характеризуются и осенние месяцы.

    Для оправдания прогнозов о ежегодном удвоении факторам необходимо в первом полугодии повторить результат предшествующего, а в оставшиеся месяцы компенсировать слабую динамику первого полугодия удвоением объема уступленных требований. Если такой сценарий реализуется и в текущем году, то план по объему факторинговых сделок будет выполнен.

    В первом полугодии, когда загруженность по части продаж не слишком высока, факторы имеют возможность заняться качественным развитием своего бизнеса. Они создают новые продукты и маркетинговые программы их продвижения, отрабатывают технологии, налаживают отношения с партнерами, в том числе с агентами и инвесторами, а также активно расширяют свою деятельность в регионах. Здесь их основной потенциальный клиент — малый и средний бизнес: по количеству компаний, обслуженных факторами, доля регионов значительно выше, чем по объему денежных требований, уступленных региональными компаниями (рис. 2.5).

    Рис. 2.5. Региональное расположение факторинговых компаний России

    Однако с ростом объема поставок небольших региональных предприятий доля оборота факторов в регионах также будет увеличиваться.

    Уже в первом полугодии 2007 года происходит уменьшение доли оборота, приходящейся на предприятия крупного бизнеса, до 40,9% (в 2006 году - 44,2%) в пользу компаний - представителей малого и среднего бизнеса, соответственно до 16,1 и до 43% (в 2006 году - 14,4 и 41,5%)[24]. При этом структура рынка по числу обслуженных факторами компаний различных размерных классов практически не изменилась, что свидетельствует о росте оборота малых и средних предприятий, получающих факторинговое обслуживание (рис. 2.6).

    Рис. 2.6. Структура рынка по числу обслуженных факторами компаний различных размерных классов

    По мере смещения интереса факторов в сегмент малого и среднего бизнеса будет несколько реструктурирована факторинговая продуктовая линейка. Например, с позиций фактора не вполне целесообразно предлагать крупной надежной компании безрегрессный факторинг. Ведь риск продавца в большинстве случаев окажется значительно ниже риска покупателя, и в этой ситуации право регресса может оказаться спасительным для фактора. А вот при скромном размере бизнеса клиента наличие права регресса не играет для фактора особой роли. Именно такая ситуация - лучший момент, чтобы предложить клиенту факторинг с защитой от финансовых рисков.

    Большинство игроков уже сегодня отмечают рост спроса на этот продукт. Объем сделок без права регресса (или с частичным регрессом) в первом полугодии 2007 года составил почти 0,8 млрд долларов, а их доля в общем объеме уступленных факторам денежных требований увеличилась до 11% (в 2006 году - 9,6%). Таким образом, объем безрегрессного факторинга сегодня растет лишь немного быстрее, чем весь рынок. Пока спрос на этот продукт выражается только в форме интереса клиентов к продукту и реализуется довольно редко. Это связано с дороговизной безрегрессного факторинга, которая не всегда представляется клиенту оправданной». Объем безрегрессного факторинга мог бы быть значительно больше, если бы не ограничения ЦБ по резервам, из-за которых многим банкам приходится закреплять право регресса договором. Довольно часто банки вынуждены вводить формальный регресс как дополнительное обеспечение, в том числе для того, чтобы получить возможность ввести в сделку льготный период.

    Если раньше услуги международного факторинга в России предоставляли лишь два оператора - АКБ «Промсвязьбанк» и банк НФК, - то теперь к ним присоединились МФК «Траст» и региональный банк «Казанский». Внешнеторговые операции своих клиентов обслуживает также ФК «Еврокоммерц», однако делает это преимущественно в виде внутреннего факторинга, хотя де-факто это факторинг международный. Общий объем международного факторинга за первые шесть месяцев 2007 года составил более 3 млрд рублей, или 1,5% от общего объема уступленных требований[25].

    Факторинговый бизнес растет вместе с развитием потребительского сектора. На высокие темпы роста влияют положительные тенденции экономического развития, повышение инвестиционной привлекательности факторинга, активное развитие факторинга в регионах, накопление опыта факторами, повышение качества услуг и развитие технологий их предоставления, расширение ассортимента факторинговых услуг, рост информированности о факторинге среди потенциальных потребителей. Поддержать активное развитие факторинга в России могут изменения в законодательстве, о необходимости которых участники рынка давно и публично заявляют. Факторинг - финансовый инструмент, обеспечивающий развитие цивилизованного рынка, он исключает черные схемы расчетов между контрагентами, и законодатель не может быть не заинтересован в дальнейшем развитии факторинга.

    Однако перспективы развития фактора не ограничиваются предложением различных услуг исключительно под уступку дебиторской задолженности. Факторинг во всем мире является частью более широкой индустрии commercial finance (небанковское финансирование), в основе которой лежит так называемая теория asset-based lending (ABL, финансирование под различные активы). Логика развития факторингового бизнеса предполагает, что в круг активов, под которые предоставляется финансирование, постепенно будут включены не только права денежного требования (дебиторская задолженность), но и товарно-материальные запасы, коммерческие контракты, оборудование и т.д.



     Заключение


    Факторинг (посредничество) - торгово-комиссионная операция, включающая кредитование оборотного капитала клиента. В ее основе лежит покупка счетов-фактур клиента компанией-фактором на договорных условиях.

    Виды факторинга:

    - факторинг с регрессом;

    - факторинг без регресса;

    - факторинг с регрессом и с залогом;

    - факторинг в форме управления дебиторской задолженностью.

    Факторинг с регрессом - это 50-90%-е финансирование клиента под уступку права денежного требования к должнику. При невыполнении должником обязательств по контракту в установленный срок, факторинговая компания может вернуть право денежного требования клиенту. Клиент возмещает сумму факторингового финансирования и комиссию за факторинговое обслуживание.

    Факторинг с регрессом и с залогом отличается от факторинга с регрессом тем, что у клиента требуют залоговое обеспечение на сумму предоставляемого факторингового финансирования.

    Применяется к новым клиентам на этапе накопления статистики и отработки (проверки) платежной дисциплины контрагентов клиента, а также при финансировании «слабых» клиентов.

    Факторинг без регресса – это финансирование клиента под уступку им права денежного требования к должнику. В случае невыполнения должником обязательств по контракту в определенные сроки, факторинговая компания не возвращает право денежного требования клиенту. Такое финансирование применяется для стабильных клиентов в отлаженных схемах работы их основных покупателей. Эта заключительный вид финансирования, к которому стремиться факторинговая компания.

    Факторинг в форме управления дебиторской задолженностью – это когда фактор контролирует своевременность оплаты поставок клиентов покупателями, прогнозирует сроки инкассации, напоминает дебиторам об обязательствах при задержке оплаты, предоставляет клиенту детальные отчеты о состоянии дебиторской задолженности.



    Библиографический список


    1. Гражданский кодекс РФ (ред. 06.12.2007г.), СПС Гарант.

    2. Налоговый Кодекс РФ (ред. 06.12.2007г.), СПС Гарант.

    3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-I  (ред. 04.12.2007г.), СПС Гарант.

    4. Абалкин Л.И.  Лизинговые, факторинговые, форфейтинговые операции банков / Л.И. Абалкин, Г.Л. Аболихина.- М.: ДеКА, 2005.- С. 64.

    5. Абалкин Л.И.  Лизинговые, факторинговые, форфейтинговые операции банков / Л.И. Абалкин, Г.Л. Аболихина.- М.: ДеКА, 2005.- С. 47.

    6. Банковский менеджмент: Учебник. – М.: АНХ, Дело, 2003. – 743с.

    7. Банковское дело. Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Банк. и биржевой науч.-консультац. центр, 2003. – 428с.

    8. Банковское дело: Учебное пособие / под ред. Д.Г. Черника – 4-ое изд. – М.: Финансы и статистика, 2003:. - 254 с.

    9. Барышникова Н.П. Налоги России в нормативных документах. М., ЮНИТИ, 2004г.- 310с.

    10. Бухгалтерский учет в банках: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина – М.: Аналитика-Пресс, 2004. - 210 с.

    11. Возвратный лизинг, кредит, факторинг как способы пополнения оборотного капитала / Моисеев М.В., "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2007 г. – С. 22-27.

    12. Гамидов Г.М. Банковское и кредитное дело: Учебник / Г.М. Гамидов.-М.: ЮНИТ, Банки и биржи, 2004.-С. 374.

    13. Гарантии и аккредитивы в современной банковской практике. Учебное пособие / под ред. А.Д. Голубовича. – М.: Менатеп-Информ, 2000. – 158с.

    14. Голубев С.Г., Галочкин В.В. Коммерческие банки. Учебное пособие. – Мн.: Алгоритм, 2005. – 262с.

    15. Гончаренко Л.И. Анализ коммерческих банков.- М.: Финансы и статистика. 2003.- 210с.

    16. Горский И. В. Налоговая политика и экономический рост // Финансы. - 2003. - № 1. - С. 22 - 26.

    17. Гришина О. Стать рынком [Электронная статья] / О. Гришина, И. Велиева. - Электронная статья.-Режим доступа к статье: #"#">#"#">#"_Toc189716818">ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1

    Таблица 1

    Отличие финансирования при факторинге от других кредитных продуктов

    Факторинг

    Кредит

    Овердрафт

    Факторинговое финансирование погашается из денег, поступающих от дебиторов клиента

    Кредит возвращается Банку заемщиком

    Овердрафт возвращается Банку заемщиком

    Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа (до 90 календарных дней)

    Кредит выдается на фиксированный срок, как правило, до 1 года

    При получении овердрафта устанавливаются жесткие сроки пользования траншем, как правило, не превышающие 30 дней

    Факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара

    Кредит выплачивается в обусловленный кредитным договором день

    Срок действия договора по возобновляемой кредитной линии не может превышать 3-6 месяцев

    При факторинге переход компании на расчетно-кассовое обслуживание в Банк не требуется

    Кредит предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в Банк

    Овердрафт предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в Банк

    Для факторингового финансирования никакого обеспечения не требуется

    Кредит, как правило, выдается под залог и предусматривает обороты по расчетному счету, адекватные сумме займа

    Овердрафтом предусмотрено поддержание определенного оборота (5:1) по расчетному счету. Обеспечение в виде залога не требуется

    Размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиента

    Кредит выдается на заранее обусловленную сумму

    Лимит овердрафта устанавливается из расчета 15 - 30% от месячных кредитовых поступлений на расчетный счет заемщика

    Факторинговое финансирование погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного товара

    Кредит погашается в заранее обусловленный день

    Все кредитовые поступления автоматически списываются с расчетного счета в погашение овердрафта и процентов по нему

    Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры

    Для получения кредита необходимо оформлять огромное количество документов

    Для получения овердрафта необходимо оформлять большое количество документов

    Факторинговое финансирование продолжается бессрочно

    Погашение кредита не гарантирует получение нового

    Погашение овердрафта не гарантирует получение нового

    Факторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа, консалтинг и многое другое

    При кредитовании помимо предоставления средств клиенту и РКО Банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг

    При овердрафте помимо предоставления средств клиенту и РКО Банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг

    Приложение 2

    Таблица 2.1.

    Рэнкинг российских компаний-факторов по объему уступленных им денежных требований в 2006 г.[26]

    Место

    Название

    Объем денежных требований фактически уступленных фактору в 2006 г., тыс. руб.

    Темпы роста за 2006 год, %

    С какого года существует факторинговый бизнес

    1

    «Еврокоммерц»

    66 085 538,15

    216,30

    2000

    2

    Промсвязьбанк

    52 379 777,60

    337,83

    2002

    3

    «Петрокоммерц»

    49 393 540,00

    221,06

    2003

    4

    Национальная факторинговая компания

    47 744 715,33

    106,53

    1999

    5

    Номос-банк

    15 854 353,00

    112,92

    2001

    6

    «Стройкредит Факторинг»

    10 859 769,00

    379,02

    2003

    7

    Пробизнесбанк

    7 788 075,22

    252,56

    1999

    8

    МФК «ТРАСТ»

    6 200 137,35

    2006

    9

    Банк «Союз»

    4 761 053,70

    397,92

    2003

    10

    ЦентроКредит

    4 047 422,00

    71,82

    2000

    11

    ТрансКредитФакторинг

    4 026 702,00

    79,82

    2004

    12

    ММБ

    3 671 732,00

    2003

    13

    Москоммерцбанк

    1 858 602,74

    2003

    14

    Банк «Система»

    1 293 100,00

    3 159,70

    2005

    15

    Роспромбанк

    1 167 262,00

    230,32

    2005

    16

    СКБ-Банк

    1 131 210,00

    2005

    17

    Челябкомзембанк

    856 199,00

    2004

    18

    БСЖВ

    770 437,47

    2006

    19

    Банк «РОСТ»

    639 484,00

    2004

    20

    Татфондбанк

    570 086,00

    2005

    21

    Казанский банк

    452 424,72

    532,06

    2005

    22

    Банк «Третий Рим»

    285 287,00

    2003

    23

    АКИБ «Церих»

    283540,92

    2001

    24

    Вятка-банк

    209 851,00

    239,46

    2002


    Источник: «Эксперт РА»



    Приложение 3

    Таблица 2.2.

    Рэнкинг российских компаний-факторов по доле сделок, заключенных с предприятиями малого и среднего бизнеса, от общего объема уступленных прав денежных требований в 2006 году, %

    Номер

    Название

    Малый и средний бизнес

    Клиенты — крупный бизнес

    1

    Банк «Третий Рим»

    100,0

    0,0

    2

    Вятка-банк

    100,0

    0,0

    3

    АКИБ «Церих»

    100,0

    0,0

    4

    Банк «РОСТ»

    100,0

    0,0

    5

    Челябкомзембанк

    100,0

    0,0

    6

    Пробизнесбанк

    95,0

    5,0

    7

    Татфондбанк

    89,8

    10,2

    8

    «Еврокоммерц»

    89,0

    11,0

    9

    «ТрансКредитФакторинг»

    86,8

    13,2

    10

    Стройкредит Факторинг

    76,4

    23,6

    11

    МФК «ТРАСТ»

    73,8

    26,2

    12

    Номос-банк

    72,1

    27,9

    13

    Москоммерцбанк

    65,5

    34,5

    14

    СКБ-банк

    53,2

    46,8

    15

    Банк «Союз»

    49,3

    50,7

    16

    Банк «Система»

    47,1

    52,9

    17

    Промсвязьбанк

    38,9

    61,1

    18

    БСЖВ

    38,4

    61,6

    19

    «Петрокоммерц»

    11,7

    88,3

    20

    ММБ

    5,1

    94,9


    Приложение 3

    Таблица 2.3

    Традиционные виды факторинга

    Классификация факторинга по схеме финансирования и порядку заключения договора

    Название

    Схема работы

    Факторинг с регрессом

    1.Поставщик отгружает товар покупателю
    2.Поставщик передает фактору право денежного требования платежа от дебитора
    3.Фактор предоставляет финансирование поставщику в размере до 90% от суммы поставки
    4.Покупатель оплачивает товар, переводя в банк 100% его стоимости
    5.Фактор, удержав выплаченное ранее поставщику финансирование, а также причитающиеся ему комиссии, переводит остаток денежных средств на счет поставщика

    Открытый факторинг с регрессом

    Финансирование по регрессной схеме с уведомлением дебитора об уступке требований фактору

    Закрытый (конфиденциальный) факторинг с регрессом

    Финансирование по регрессной схеме без уведомления дебитора об уступке требований фактору

    Факторинг без регресса

    1. Поставщик отгружает товар покупателю
    2. Поставщик передает фактору право денежного требования платежа от дебитора
    3. Фактор предоставляет поставщику финансирование в размере до 100% от суммы поставки
    4. Поставщик перечисляет на счет банка вознаграждение за факторинговое обслуживание
    5. Покупатель оплачивает товар, перечисляя банку 100% его стоимости

    Экспортный факторинг с регрессом

    Финансирование по регрессной схеме, где в качестве покупателя выступает зарубежная компания

    Экспортный факторинг без регресса

    Финансирование по безрегрессной схеме, где в качестве покупателя выступает зарубежная компания

    Реверсивный факторинг

    1. Поставщик отгружает товар покупателю
    2. Покупатель передает фактору право требования по собственной задолженности
    3. Фактор предоставляет поставщику финансирование в размере до 100% от суммы поставки
    4. Поставщик перечисляет на счет банка вознаграждение за факторинговое обслуживание
    5. Покупатель оплачивает товар, переводя в банк 100% его стоимости

    Импортный факторинг

    Финансирование по реверсивной схеме, где в качестве поставщика выступает зарубежная компания




    [1] Абалкин Л.И.  Лизинговые, факторинговые, форфейтинговые операции банков / Л.И. Абалкин, Г.Л. Аболихина.- М.: ДеКА, 2005.-С. 47.

    [2] Финансово – кредитный механизм и банковские операции / Под ред. В.И. Букато.-М.: Финансы и статистика.-2004.-С. 114.

    [3] Гамидов Г.М. Банковское и кредитное дело: Учебник / Г.М. Гамидов.-М.: ЮНИТ, Банки и биржи, 2004.-С. 374.

    [4] Иванова  А. Черно-белый факторинг [Электронная статья] /А. Иванов.-Режим доступа к статье: #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Гражданский кодекс Российской Федерации. №51-ФЗ. Части первая от 30.11.1994г. (в ред. ФЗ от 26.06.2007 N 118-ФЗ)// Российская газета.-1994.- № 238-239; 2007.-№41. – Ст. 825.

    [6] Абалкин Л.И.  Лизинговые, факторинговые, форфейтинговые операции банков / Л.И. Абалкин, Г.Л. Аболихина.- М.: ДеКА, 2005.- С. 64.

    [7] Гражданский кодекс Российской Федерации. №51-ФЗ. Части первая от 30.11.1994г. (в ред. ФЗ от 26.06.2007 N 118-ФЗ)// Российская газета.-1994.- № 238-239; 2007.-№41. – Ст. 827.

    [8] Кудымова Е. Кругооборот дебиторки в факторинге.-[ Электронная статья.] /  Е.  Кудымова.-Режим доступа к статье.- #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] Гражданский кодекс Российской Федерации. №51-ФЗ. Части первая от 30.11.1994г. (в ред. ФЗ от 26.06.2007 N 118-ФЗ)// Российская газета.-1994.- № 238-239; 2007.-№41.

    [10] Котенков П.Р. Тенденции развития факторинга в России нового времени./ П.Р. Котенков, М.Д.  Лиховидов.- М.: Новый экономист, 2002. – С. 118.

    [11] Гришина О. Стать рынком [Электронная статья] / О. Гришина, И. Велиева. - Электронная статья.-Режим доступа к статье: #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Гришина О. Стать рынком [Электронная статья] / О. Гришина, И. Велиева. - Электронная статья.-Режим доступа к статье: #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Гришина О. Стать рынком [Электронная статья] / О. Гришина, И. Велиева. - Электронная статья.-Режим доступа к статье: #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Гришина О. Стать рынком [Электронная статья] / О. Гришина, И. Велиева. - Электронная статья.-Режим доступа к статье: #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Гришина О. Цена удвоения [Электронная статья] / О. Гришина, П. Самиев, О. Земцов. - Электронная статья. - Режим доступа к статье: #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] Гришина О. Цена удвоения [Электронная статья] / О. Гришина, П. Самиев, О. Земцов. - Электронная статья. - Режим доступа к статье: #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] Смирнов Е.Е. Развитие факторинга в России [Электронная статья] / Е.Е. Смирнов . – Электронная статья. – Режим доступа к статье: #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] Смирнов Е.Е. Развитие факторинга в России [Электронная статья] / Е.Е. Смирнов . – Электронная статья. – Режим доступа к статье: #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Долгих А. Проблемы развития факторинга в России [Электронная статья] / А. Долгих. - Электронная статья.- Режим доступа к статье: #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] Долгих А. Проблемы развития факторинга в России [Электронная статья] / А. Долгих. – Электронная статья. - Режим доступа к статье: #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21]Золкие Г. Каков потенциал рынка факторинговых услуг в России [Электронная статья] /  Г. Золкин.- Электронная статья. – Режим доступа: #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] Чернышкева М. Расти и расширяться [Электронная статья] / М. Чернышева. – Электронная статья. - Режим доступа: #"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[23] Чернышкева М. Расти и расширяться [Электронная статья] / М. Чернышева. – Электронная статья. - Режим доступа: #"#_ftnref24" name="_ftn24" title="">[24] Чернышкева М. Расти и расширяться [Электронная статья] / М. Чернышева. – Электронная статья. - Режим доступа: #"#_ftnref25" name="_ftn25" title="">[25] Чернышкева М. Расти и расширяться [Электронная статья] / М. Чернышева. – Электронная статья. - Режим доступа: #"#_ftnref26" name="_ftn26" title="">[26] Гришина О. Стать рынком [Электронная статья] / О. Гришина, И. Велиева. - Электронная статья.-Режим доступа к статье: http://expert.ru/printissues/expert/2007/17.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Факторинг в России ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.