Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Финансовая безопасность банка

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Финансовая безопасность банка
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:20:45
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение. 3

    1.Теоретические аспекты изучения обеспечения финансовой безопасности коммерческих банков в России. 5

    1.Сущность, место и роль финансовой составляющей в системе обеспечения экономической безопасности банковской деятельности. 5

    1.2.Система управления безопасностью коммерческого банка. 14

    2.Оптимизация механизма финансовой безопасности в ЗАО «ДжиИ Мани Банк» 

    2.1.Общие меры совершенствования механизма финансовой безопасности в банке 

    2.2.Пути повышения устойчивости коммерческого Банка и совершенствование методик ее оценки.

    2.3.Повышение качества IT-сопровождения, как одна из основных   антикризисных задач банка.

    Заключение.

    Список литературы..


    Введение

    Банковская деятельность всегда, тем более сегодня - в период экономического кризиса, связана с риском, возможной утечкой конфиденциальной информации, наличием внутренних и внешних угроз. Напряженная финансовая обстановка в стране, появление в России активно действующих структур экономической разведки, международной организованной преступности, повсеместное применение жестких методов воздействия на банковские структуры определяют актуальность рассматриваемой в выпускной квалификационной работе проблемы па ближайшую перспективу.

    Слабость системы экономической и финансовой безопасности, отсутствие конструктивных методов защиты банковской деятельности предопределяет се неустойчивость. Тем не менее, научно обоснованной концепции и механизма обеспечения финансовой безопасности банковской деятельности пока не сложилось.

    Среди проблем защиты банковской деятельности от угроз внешнего и внутреннего характера все более актуализируется необходимость обеспечения охраны финансовых ресурсов, защита информации, имущества и персонала коммерческого банка, создание механизмов финансовой защиты банковской системы и др.

    Для коммерческих банков особо значимыми являются такие условия эффективной и безопасной деятельности, как обеспечение возвратности кредитов, повышение прибыльности, поддержание ликвидности, снижение банковских рисков. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

    Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспеков обеспечения финансовой безопасности коммерческого банка.

    В соответствии с этой целью задачами работы являются проведение анализа финансовых результатов деятельности банка ЗАО «ДжиИ Мани Банк», его финансовой безопасности, разработка мероприятий по совершенствованию механизма финансовой безопасности в Банке.

    1. Теоретические аспекты изучения обеспечения финансовой безопасности коммерческих банков в России


    1.1. Сущность, место и роль финансовой составляющей в системе обеспечения экономической безопасности банковской деятельности


    Термин безопасность может применяться по отношению к самым различным субъектам, например, международная безопасность, государственная безопасность, безопасность предприятия, безопасность граждан. Обычно под ней понимается текущая и перспективная защищенность субъекта от разнообразных угроз имущественного и неимущественного характера. Кроме того, рассматриваемое понятие включает в себя разнообразные функциональные направления, например, политическая безопасность, военная безопасность, экологическая безопасность и т.п. Возможна дифференциация безопасности субъекта в зависимости от причин ее нарушения. В частности, выделяются угрозы внешнего характера - со стороны иностранных государств, изменения экономической политики собственного государства, неблагоприятной динамики конъюнктуры рынка и т.п. Угрозу безопасности субъекта могут определить и внутренние факторы, например, низкая квалификация собственного персонала или недостаток финансовых ресурсов.

    В банковской деятельности безопасность рассматривается, как один из аспектов обеспечения стабильности кредитно-финансовой системы. Он связан, с защитой лишь от тех угроз, которые определены деятельностью юридических и физических лиц, специально направленной на нанесение конкретному банку имущественного или неимущественного ущерба. С учетом этого ограничения изучению процесса управления обеспечением безопасности должна предшествовать классификация подобных угроз.

    Предметная классификация угроз безопасности банка выражается в следующем:

    а) По признаку целевой направленности угрозы выделяются:  угроза разглашения конфиденциальной информации, которое может нанести банку ущерб в форме ухудшения его конкурентных позиций, имиджа, отношений с клиентами или вызвать санкции со стороны государства;    угроза имуществу банка в форме его хищения или умышленного повреждения, а также сознательного провоцирования к осуществлению или непосредственного осуществления заведомо убыточных финансовых операций;  угроза персоналу банка, реализация которой способна ухудшить состояние кадрового направления деятельности, например, в форме потери ценного специалиста или возникновения трудовых конфликтов.

    б) По признаку источника угрозы (субъекта агрессии) выделяются:    угрозы со стороны конкурентов, т.е. отечественных и зарубежных банков, стремящихся к усилению собственных позиций на соответствующем рынке путем использования методов недобросовестной конкуренции, например, экономического шпионажа, переманивания высококвалифицированных сотрудников, дискредитации соперника в глазах партнеров и государства; угрозы со стороны криминальных структур и отдельных злоумышленников, стремящихся к достижению собственных целей, находящихся в противоречии с интересами конкретного банка, например, захвату контроля над ним, хищению имущества, нанесению иного ущерба; угрозы со стороны нелояльных сотрудников банка, осознанно наносящих ущерб его безопасности ради достижения личных целей, например, улучшения материального положения, карьерного роста, мнения работодателю за реальные или мнимые обиды и т.п.

    в) По экономическому характеру угрозы выделяются: угрозы имущественного характера, наносящие банку прямой финансовый ущерб, например, похищенные денежные средства и товар но-материальные ценности, сорванный контракт, примененные штрафные санкции;   угрозы неимущественного характера, точный размер ущерба от реализации которых обычно невозможно точно определить, например, сокращение обслуживаемого рынка, ухудшение имиджа банка в глазах его клиентов и деловых партнеров, утеря ценного специалиста.

    г) По вероятности практической реализации угрозы выделяются:

      потенциальные угрозы, практическая реализация которых на конкретный момент имеет лишь вероятностный характер (соответственно, у субъекта управления есть время на их профилактику или подготов ку к отражению);  реализуемые угрозы, негативное воздействие которых на деятельность субъекта управления находится в конкретный момент в раз личных стадиях развития (соответственно, у субъекта имеются шансы на их оперативное отражение в целях недопущения или минимизации конечного ущерба);  реализованные угрозы, негативное воздействие которых уже закончилось и ущерб фактически нанесен (соответственно, субъект управления имеет возможность лишь оценить ущерб, выявить виновников и подготовиться к отражению подобных угроз в дальнейшем).[1]

    Проведенная классификация позволяет сформулировать три основных компонента безопасности современной кредитно-финансовой организации:  информационная безопасность банка, предполагающая его защищенность от любых угроз разглашения или утери информации, имеющей коммерческую или иную ценность; безопасность персонала банка, предполагающая его защищенность от любых угроз персоналу, прежде всего, высококвалифицированной его части; имущественная безопасность банка, предполагающая его защищенность от любых угроз денежным средствам, ценным бумагам, товарно-материальным ценностям и другим элементам активов.[2]

    Первым и наиболее важным фактором является автоматическое перенесение возможных потерь от реализованных угроз на клиентов и партнеров банка. В зарубежных условиях на один доллар его собственного капитала приходится не менее десяти долларов привлеченных средств. Соответственно любые имущественные потери кредитно-финансовой организации уменьшают ее возможности выполнить свои обязательства перед клиентами.

    Второй особенностью является большая степень уязвимости банка как хозяйствующего субъекта в случае возможной утечки конфиденциальных сведений. Наряду с характерной для любых отраслей необходимостью защиты коммерческой тайны (т.е. информации, разглашение которой наносит ущерб самому банку), обеспечение информационной безопасности кредитно-финансовой организации имеет еще один аспект. Он связан с сохранением банковской тайны - части конфиденциальной информации, находящейся в распоряжении кредитной организации, разглашение которой наносит ущерб интересам ее клиентов. К ней относятся любые сведения о размерах и движении денежных средств на открытых в банке счетах, о финансовом состоянии заемщиков, переданных ему в трастовое управление имуществе или сохраняемых ценностях. Разглашение подобной информации имеет своим основным негативным последствием утерю кредитно-финансовой организацией имиджа доверенного лица в глазах не только имеющихся, но и потенциальных клиентов. Допустивший подобную утечку информации банк в короткие сроки лишается наиболее привлекательной клиентуры из числа корпоративных структур и крупных частных вкладчиков. Поэтому в системе управления безопасностью защита банковской тайны всегда имеет приоритет перед защитой тайны коммерческой.

    Сущность экономической безопасности в банковской системе состоит в обеспечении состояния наилучшего использования её ресурсов по предотвращению угроз коммерческим банкам и созданию условий стабильного, эффективного функционирования и максимизации прибыли.

    Уровень экономической безопасности банковской деятельности определяется тем, насколько эффективно подразделениям и службам банков удается предотвращать угрозы и устранять ущерб от негативного воздействия на банковскую систему. Источниками таких воздействий являются сознательные или неосознанные действия конкретных людей, а также банков - конкурентов, органов государственной власти, международных организаций.

    Главная цель обеспечения безопасности банковской деятельности заключается в достижении устойчивого и максимально эффективного функционирования коммерческих банков на данный момент времени и с учетом перспективной динамики развития, что достигается при решении следующих задач по обеспечению безопасности банковской деятельности: достижение достаточной финансовой устойчивости, конкурентоспособности и независимости коммерческого банка; защита законных прав и интересов банка и его сотрудников; формирование и поддержание высокого технического и технологического потенциала, противодействие техническому проникновению в преступных целях;    своевременная и полная гражданско-правовая и уголовно-правовая защита всех видов банковской деятельности;  защита информационной среды коммерческих банков и сведений, составляющих банковскую тайну; сохранность материальных ценностей; защита сотрудников банка от насильственных посягательств, формирование условий для их безопасной работы;  контроль за эффективностью функционирования системы безопасности и се техническое оснащение.[3]

    Своевременное выявление внешних и внутренних банковских угроз составляет основу для организации действенного управления процессом обеспечения экономической безопасности банковской деятельности.

    Оперативное управление этим процессом состоит в регулярном получении информации о состоянии безопасности в каждом конкретном банке, появлении угроз, а также выявлении их возможного воздействия на банковскую деятельность.

    Общие подходы к обеспечению экономической безопасности банковской деятельности представлены на рис.1.[4]

    Рисунок 1. Общие подходы к обеспечению экономической безопасности банковской деятельности

    Система приведенных мер позволяет обеспечивать устойчивую экономическую безопасность банковской деятельности. Основу этих мероприятий составляет планирование и прогнозирование. Прогнозные оценки находят отражение в стратегическом плане предприятия, содержащем качественные параметры использования всех имеющихся ресурсов. Для реализации стратегии обеспечения банковской безопасности определяются основные тактические шаги. Наиболее оптимальной представляется разработка нескольких альтернативных сценариев развития ситуации в коммерческом банке и расчета показателей обеспечения экономической безопасности банковской деятельности по каждому из них. После выбора оптимального варианта по результатам расчетов осуществляется составление текущих банковских планов.

    Реализация планов обеспечения безопасности банковской деятельности возможна лишь при непосредственном анализе угроз экономической безопасности.

    Основными составляющими обеспечения экономической безопасности банковской деятельности являются: финансовая; техническая;  правовая;  информанионно-технологическая; социально-психологическая;      организационная.[5]

    Наиболее важной и сложной является проблема обеспечения финансовой составляющей безопасности коммерческого банка, т.к. в устойчивом, эффективно работающем банке имеются достаточные средства для решения задач по защите информации, охране сотрудников банка, привлечению во все структуры высококвалифицированных специалистов.

    С другой стороны, финансовая составляющая - это результирующая всех других составляющих, ее высокий уровень предопределяется успешностью действий по другим составляющим.

    Сущность финансовой составляющей безопасности банковской деятельности состоит в обеспечении организационно-управленческих, режимных, технических и профилактических мер, гарантирующих качественную защиту прав и интересов коммерческого банка, рост уставного капитала, повышение ликвидности активов, обеспечение возвратности кредитов, сохранность финансовых и материальных ценностей.

    Существует ряд угроз финансовой безопасности внутреннего и внешнего характера, представленных в табл.1.[6]

    Таблица 1. -Основные угрозы финансовой безопасности коммерческих банков

    Внешние

    Внутренние

    1.Неблагоприятные макроэкономические условия: общеэкономическая ситуация в стране и регионах.

    1.Неквалифицированное управление, ошибки в стратегическом планировании и прогнозировании банка, анализе собственного капитала и прибыли, определении источников капитального роста при принятии тактических решений.

    2.Степень устойчивости нормативно-правовой базы и правительственные кризисы.

    2.Недостаточность ликвидных активов как результат несоблюдения экономических нормативов ЦБ РФ.

    3.Уровень инфляции и инфляционные ожидания.

    3.Отсутствие достаточной квалификации сотрудников банка, недостаточный кадровый потенциал для решения первостепенных задач обеспечения безопасности банковской деятельности.

    4.Неустойчивость налоговой, кредитной, страховой политики.

    4.Невозврат кредитов в банк, недополучение прибыли в следствии высокорисковой кредитной политики.

    5.Недостаточность инвестиционных средств в регионе, колебания курса доллара.

    5.Слабая маркетинговая проработка рынка банковских услуг и как следствие, недостаточная диверсификация предлагаемых банком операций, отсутствие действие банковской рекламы.

    6.Неблагоприятная криминогенная обстановка, распространение уголовных и финансовых преступлений в кредитно-финансовой сфере.

    6.Наличие каналов утечки банковской информации и ошибки в организации и сохранности финансовых и материальных ценностей банка.

    7.Непостоянство обязательных нормативов ЦБ РФ.


    8.Недобросовестная конкуренция на рынке банковских услуг, негативные воздействия конкурентов на банковскую деятельность.


    9.Условия кредитования реального сектора экономики и уровень инвестиционной активности.



    Видно, что перечень внешних угроз достаточно велик.

    В настоящее время преодолевать указанные угрозы банкам приходится в условиях, оказывающих дестабилизирующее воздействие на состояние банковской сферы.

    Подводя итог, можно выделить дополнительные особенности организации банковской безопасности в современных отечественных условиях: общий уровень криминагенности экономики переходного периода, высокая степень криминагенности банковской деятельности, например, участие отдельных банков в противоправных финансовых операциях, связи с «теневой» экономикой и преступными группировками, более высокий уровень распространенности угроз банковской безопасности насильственного характера (ограбления, покушения на персонал),   недостаточная лояльность банковских служащих к своему работодателю, не всегда достаточная квалификация сотрудников службы безопасности в области защиты компьютерной информации, недостаток у многих банков финансовых ресурсов для внедрения высокоэффективных систем защиты информации и имущества, непонимание многими руководителями службы безопасности необходимости системного подхода к решению этой проблемы из-за общей ориентации на односторонние по своей направленности методы - защита персонала, защита имущества, защита информации.[7]


    1.2. Система управления безопасностью коммерческого банка

    Обеспечение собственной безопасности является одним из постоянно действующих направлений деятельности любой кредитно-финансовой организации. Соответственно, управление безопасностью выступает в качестве одного из необходимых элементов внутрибанковского менеджмента. Оно определяется как формализованный (т.е. закрепленный в соответствующих нормативных документах) процесс, направленный на решение установленного перечня управленческих задач по соответствующему направлению деятельности.

    Для обеспечения необходимой эффективности управление безопасностью осуществляется в рамках целостной системы управления, структура которой проиллюстрирована на рис.2.[8]

    Объективная оценка финансовой безопасности Банка – чрезвычайно сложная задача, в решении которой особое место занимает система показателей, комплексно характеризующих его деятельность. К числу основных показателей финансового состояния относятся и достаточность капитала, качество активов, ликвидность, уровень рисков. Между всеми этими показателями существует теснейшая прямая или обратная взаимосвязь.

    Структура службы безопасности Банка приведена рис.6.

    Рисунок 2. Структура службы безопасности банка

    Данная структура предполагает минимизацию штатных сотрудников службы безопасности Банка, с возложением основных ее функций на сторонние специализированные структуры, привлекаемые на контрактной основе.

    Привлекательность данной структуры обеспечивается многими факторами, среди которых можно выделить меньшую капиталоемкость, гарантированный контрактом профессионализм привлеченных из специализированных структур сотрудников, в отечественных условиях - отсутствие многих ограничений, связанных с частной охранной деятельностью.


    Рисунок 2. Система управления безопасностью банка

    Стратегия обеспечения безопасности – совокупность долгосрочных целей и управленческих подходов, реализация которых обеспечивает защиту кредитно-финансовой организации от потенциальных угроз разглашения коммерческой и банковской тайны, а также нанесения ей любых других форм ущерба имущественного и неимущественного характера.

    В своей основе стратегия обеспечения безопасности банка может иметь одну из трех следующих концепций:[9] Это концепция упреждающего противодействия, которая является логическим следствием ранее избранной банком стратегии роста и вытекающей из нее агрессивной конкурентной стратегии. Она предполагает возможность использования службой безопасности наиболее активных методов профилактики и противодействия возможным угрозам. Основным критерием выбора служит максимальная эффективность того или иного метода, при этом вопросы этичности его применения отходят на второй план. При реализации рассматриваемой концепции допускаются, в частности, банковский шпионаж, не всегда легитимные методы контроля над лояльностью собственного персонала и т.п.

    Преимущества концепции заключаются в возможности эффективного решения возникающих у банка проблем, связанных с обеспечением собственной безопасности, практически без участия государства, обеспечении приоритета методов профилактического противодействия потенциальным угрозам, возможности обеспечения эффективной поддержки других направлений внутрибанковского менеджмента, в первую очередь, маркетинга и управления персоналом.

    Недостатки концепции -  высокая вероятность адекватного ответа со стороны пострадавших от подобной политики конкурентов, неизбежные противоречия с действующим законодательством, следовательно, потенциальные проблемы с правоохранительными, судебными и надзорными органами, необходимость более высокого уровня ресурсной поддержки финансовой, кадровой, материально-технической.

    Эта концепция, как правило, может быть рекомендована крупным банкам, ориентированным на обслуживание высокорентабельных предприятий (отраслей) или работающим в условиях жесткого прессинга со стороны конкурентов либо криминальных структур.

    Другая концепция это – концепция пассивной защиты, которая является логическим следствием ранее избранной банком стратегии сокращения и вытекающей из нее пассивной конкурентной стратегии. Она предполагает приоритетную ориентацию банка на защиту со стороны государства в лице правоохранительных и судебных органов. Это позволяет резко ограничить функции собственной службы безопасности, сохранив в ее инструментарии лишь минимально необходимую номенклатуру методов профилактики и отражения потенциальных угроз. Её преимущества концепции в минимальных затратах на ее практическую реализацию,  отсутствии угроз применения к банку соответствующих санкций со стороны государства в силу его полной законопослушности как хозяйствующего субъекта по рассматриваемому направлению деятельности.

    Недостатки концепции - полная зависимость безопасности банка от эффективности деятельности правоохранительных органов государства, ориентация на методы противодействия уже реализованным угрозам, которые являются менее эффективными по сравнению с профилактическими и пресекающими.

    Как правило, концепция пригодна  для небольших банков, работающих либо на наименее конкурентных рынках, либо под непосредственным патронажем органов государственного управления.

    И, наконец, концепция адекватного ответа, которая является логическим следствием ранее избранной банком стратегии ограниченного роста и вытекающей из нее наступательной конкурентной стратегии. Она предполагает возможность использования службой безопасности всего комплекса легитимных методов профилактики и отражения потенциальных угроз. В порядке исключения допускается использование и не полностью легитимных методов, но лишь в отношении тех конкурентов или иных источников угроз, которые первыми применили подобные методы против конкретного банка. Вариант является компромиссом между первой и второй концепциями, смягчая их радикальные недостатки (однако, не позволяя в пол ной мере использовать и достоинства). В современных условиях применяется большинством кредитно-финансовых организаций.

    При формировании, эксплуатации и развитии системы управления безопасностью банка должны соблюдаться некоторые общие методические требования. Главным из них выступает системный подход к проблеме обеспечения безопасности. Под этим понимается недопустимость акцентирования усилий службы безопасности на отражении какого-либо одного или нескольких видов потенциальных угроз в ущерб остальным.

    Вторым требованием определяется приоритет мероприятий по предотвращению потенциальных угроз (т.е. методов профилактического характера). Оно не требует дополнительных обоснований уже в силу обеспечиваемой возможности не допустить ущерба в принципе, тогда как прочие методы в лучшем случае позволяют его сократить, или наказать виновников.

    Третьим требованием выступает ориентированность системы на  обеспечение приоритетной защиты конфиденциальной информации  и лишь затем иных объектов потенциальных угроз. Роль информации и информационных технологий в функционировании современной цивилизации, государства, отдельных фирм последовательно увеличивается. Все для большего числа хозяйствующих субъектов утеря или разглашение информации становится более значимой потерей, нежели хищение денежных средств и материальных ценностей.

    Четвертым требованием является непосредственное участие в обеспечении безопасности банка всех ее структурных подразделений и сотрудников в рамках установленной им компетенции и ответственности. Структура возможных угроз, среди которых не последнее место занимают и угрозы со стороны собственного персонала, исключают возможность эффективного противодействия им силами исключительно сотрудников службы безопасности. Поэтому в заключительном разделе пособия специально рассматривается комплекс мероприятий по воспитанию в трудовом коллективе соответствующей идеологии и обучению его членов методам профилактики и пресечения наиболее вероятных угроз.

    Пятым требованием выступает обеспечение взаимодействия системы управления безопасностью с другими направлениями менеджмента. Указанное требование реализуется как на стратегическом, так и на оперативном уровне системы управления. В следующем разделе специально рассматривается зависимость стратегии обеспечения безопасности от общей миссии банка и его конкурентной стратегии. В отечественных условиях в режиме оперативного управления наиболее тесная взаимосвязь должна обеспечиваться между рассматриваемой системой и персональным менеджментом. Нарушение требования о координации управления различными направлениями деятельности может привести к крайне негативным последствиям.

    Шестым требованием является соразмерность затрат на обеспечение безопасности банка реальному уровню угроз. Оно связано с реализацией принципа разумной достаточности. С позиции конечной эффективности системы в равной степени недопустимо экономить на рассматриваемом направлении деятельности, ослабляя собственную безопасность, и преувеличивать возможные угрозы, осуществляя излишние, т.е. не окупаемые расходы. Учитывая, что руководство службы безопасности по очевидным причинам склонно именно к завышению уровня потенциальных угроз, для соблюдения данного требования желательно привлечение независимых экспертов в лице сотрудников государственных правоохранительных органов или частных охранных структур.

    Заключительным требованием является формализованное закрепление не только функциональных обязанностей, но и полномочий (предела компетенции) службы безопасности. В отличие от других направлений деятельности банка работа большинства сотрудников этого подразделения всегда связана с угрозой превышения служебных полномочий. В результате велика вероятность возбуждения против кредитно-финансовой организации уголовных дел и гражданских исков по обвинению в нарушении действующего законодательства или гражданских прав.

    Оценка эффективности управления безопасностью является необходимым элементом системы. Она позволяет решить несколько прикладных задач, в частности, осуществлять статистический анализ вероятности негативной реализации тех или иных угроз, а также объективно оценивать результативность деятельности службы безопасности. В отличие от большинства других направлений менеджмента здесь не всегда можно точно подсчитать обеспеченный экономический эффект.

    В частности, затруднительно определить возможные потери от своевременно пресеченных угроз. По некоторым видам угроз, например в адрес сотрудников банка прямой эффект невозможно рассчитать в принципе. Поэтому приходится опираться на результаты не только прямой, но и косвенной оценки.

    1.3. Факторы обеспечения финансовой составляющей безопасности банковской деятельности

    В практике современных коммерческих банков выделяются внешние и внутренние группы факторов обеспечения финансовой безопасности.

    Под внешними понимаются регуляторы, формирующиеся за пределами банка и воздействующие па его деятельность извне, предупреждающие рискованную кредитую политику, слабый контроль за заемщиками и, наконец, банкротство и ликвидацию. Основными инструментами этого предупреждения являются: лицензирование коммерческих банков, организация банковского аудита, организация банковского надзора, выявление проблемных банков и работа по предупреждению их банкротств. Большинство из этих регуляторов исходят от Центрального банка Российской Федерации.

    Внутренние финансовые регуляторы формируются в самом банке, так как главное условие прибыльной и надежной его работы - качественное управление, уровень финансового менеджмента, организация внутреннего контроля и аудита, что во многом зависит от добросовестности и компетенции кадров.

    Основным принципом применения инструментария внешнего регулирования, является жесткость со стороны Центробанка в отношении нарушителей законодательства и его нормативных актов в сочетании с активной позицией по стабилизации функционально значимых банков при приоритетности решений общих задач по развитию банковской системы.

    В отличие от внешних финансовых регуляторов стабильного функционирования банков, воздействие которых осуществляется па банк извне, внутренние регуляторы формируются непосредственно в банке. Система этих регуляторов подчинена задаче удовлетворения запросов клиентов банка, обеспечение его высокой рентабельности и эффективности функционирования, создания условий для безопасной деятельности. Основу таких регуляторов составляет стратегия каждого банка. От того, насколько четко поставлена задача банка и сформированы механизмы ее реализации, во многом зависит его успех па рынке банковских услуг.

    Таким образом, финансовые регуляторы безопасности и функционирования банковских технологий призваны обеспечить устойчивость и эффективность работы коммерческих банков, способствовать проведению ряда мер по стабилизации и повышению безопасности банковской деятельности, которые можно сформулировать следующим образом:  мобилизация интеллектуального потенциала руководства и сотрудников банка па поиск путей преодоления финансовых трудностей;    выработка и реализация стратегии и контроля, обеспечивающих устранение финансово-экономических нарушений, устойчивую платежеспособность и безопасность; устранение нарушений законодательства, нормативов, бухгалтерских отчетов, проведение аудиторских проверок, эффективная работа отделов внутреннего контроля и аудита;укрепление службы безопасности, осуществление специальных программ защиты банковских технологий.

    Подобные меры, способствуют активизации взаимодействия проблемных банков с Банком России при условии ведения ими «открытой политики» и отсутствии криминализации и злоупотреблений в руководстве банка.

    Помимо финансовых регуляторов безопасности банковской деятельности большое значение придается анализу контрольной среды банка, так как эффективный контроль является неотъемлемой его частью.  Необходимо проведение оценки контрольной среды по нескольким направлениям, схематично отражено на рис.3.[10]

    Рисунок 4. Оценка контрольной среды коммерческого банка

    Политика руководства в области контроля имеет едва ли не решающее значение для деятельности кредитных учреждений не только потому, что она является составляющей ее контрольной среды, но и потому, что руководство банка несет зачастую юридически оговоренную ответственность перед собственниками (акционерами) и депозиторами (вкладчиками), предоставившими для управления свои активы. Риски, возникающие при проведении финансовых операций, привели к необходимости наличия жесткого контроля и руководство коммерческого банка должно учитывать это при формировании и внедрении систем внутреннего контроля, создании отдела внутреннего аудита, продуманности и разработанности внутренних положений и инструкций, а также в эффективности существующей системы управления банком и принятия решений по его деятельности.

    Коммерческие банки преследуют тс же экономические цели, что и промышленные, и торговые предприятия. Однако в условиях поощрения и ориентации персонала на достижение этих целей коммерческие банки вовлечены в операции, содержащие больший риск, чем тот, который руководство банка в состоянии контролировать. Кроме того, полномочия па совершение многих сделок и операций передаются па более низкий уровень иерархической структуры управления банком. Менеджеры этого уровня в силу своей неопытности или, исходя из желания быстрого продвижения по службе, испытывают обычно искушение достичь поставленных целей любой ценой, что зачастую приводит к несанкционированным сделкам и выдаче кредитов, проведению высокоспекулятивных операций и фальсификациям с целью скрыть стоящие за этими операциями риски от руководства.

    Вышеприведенные соображения показывают важность и необходимость проведения разумной политики в области контроля, должного отношения руководства к системам внутреннего контроля и факторов, определяющих это отношение (наличие в структуре коммерческого банка отдела внутреннего контроля и т.д.).

    Главная цель банковского финансового менеджмента - обеспечение финансовой безопасности и устойчивости банка, что прямо и непосредственно связано с искусством управления процессом формирования и использования финансовых ресурсов банка.

    Неотъемлемой составляющей комплекса мер по обеспечению безопасности банковской деятельности является система страхования депозитов, которая обеспечивает защиту депозиторов от риска потери вложенных средств или минимизацию данного риска в случае банкротства коммерческих банков.

    В подходах к создаваемым системам страхования депозитов можно выделить: государственную систему, которая предполагает, что учредителями выступают органы государственного управления и регулирования, это придает ей высокий статус и позволяет функционировать как прибыльной организации, гарантирует надежность контроля текущей деятельности; частную систему, которая учреждается частными коммерческими структурами. Это потенциально наиболее выгодное вложение собственных средств. Но здесь возможны противоречия между интересами прибыльности и выполнением основных задач; смешанную систему, уставный капитал которой формируется как органами государственного управления, так и частными структурами, что способствует расширению возможностей по формированию собственных средств. При этом надо иметь ввиду, низкие стимулы для сторонних инвесторов при сохранении государством за собой практически полного контроля за деятельностью такой системы.

    Обобщая вышесказанное, целесообразно отметить, что обеспечение экономической безопасности банковской деятельности - это процесс достижения состояния защищенности экономических интересов банка, проявляющихся в ходе реализации его уставных целей и задач, и заключается в создании благоприятных условий для реализации всех предусмотренных уставом видов банковской деятельности. Уровень обеспечения экономической безопасности банка определяется общепринятыми критериями его надежности, а также другими показателями, характеризующими его способность противостоять различным негативным явлениям.

     

     

    2. Оптимизация механизма финансовой безопасности в ЗАО «ДжиИ Мани Банк»

    2.1.Общие меры совершенствования механизма финансовой безопасности в банке


    Проведенный финансово-экономический анализ деятельности Банка показал, что в настоящее время он является рентабельным кредитным учреждением, обеспечивает рост прибыли и высокую отдачу от активных операций и, в том числе, от кредитования. Управление и банковский менеджмент организованы на достаточно высоком профессиональном уровне.

    Тем не менее в качестве общих мер по совершенствованию деятельности банка: разработать мероприятия по снижению риска собственных вексельных обязательств; обеспечить соблюдение требований к максимальному размеру кредита на одного кредитора (вкладчика); с целью повышения доходности кредитных активов увеличить долю долгосрочных кредитов, предусмотрев меры по минимизации кредитных рисков;  ориентировать деятельность Банка на увеличение ресурсного потенциала, дальнейшее повышение эффективности активных операций при соблюдении жесткой экономии внутренних затрат; делать упор на развитие наступательной рыночной стратегии и разработку новых форм услуг, в том числе консультационных и информационных; стремиться к непосредственным контактам с клиентами путем личного общения, изучения и максимального удовлетворения их запросов, предпочтений, пожеланий.

    В качестве мероприятий по снижению риска собственных вексельных обязательств можно выделить выпуск векселей должен осуществляться через организатора вексельного займа - профессионального участника рынка, что существенно снизит риск неконтролируемого выпуска, при этом организатор будет следить за объемом и сроками погашения выпущенных векселей и информировать об этом рынок, контроль над активами, достаточными для обеспечения погашения обязательств предприятия, установленный в какой-либо форме, должен снимать риски смены акционеров, ошибок менеджмента, неверной финансовой стратегии, неблагоприятной конъюнктуры, при этом, что бы ни произошло, при отказе или невозможности в срок осуществить оплату векселей активы могут быть реализованы для выплат векселедержателям, снижение риска неполноты и недостоверности предоставляемой информации должен осуществлять организатор вексельной программы, что является его зоной ответственности перед рынком, роль регулятора может осуществлять созданный на базе действующих СРО (АУВЕР и НАУФОР), а также системы НКС реально работающий орган (комитет).

    Для того чтобы обеспечить соблюдение требований к максимальному размеру кредита на одного кредитора (вкладчика) необходимо максимальный размер кредита в первую очередь определять исходя из уровня доходов заемщика и по возможности всей его семьи (супруг/супруга). У заемщика обязательно должно быть наличие «местной» прописки. В рамках кредитной политики банка в связи с нестабильной ситуацией в стране банк должен постоянно пересматривать лимиты по концентрации кредитов и по ним составлять периодические  отчеты. Должен соблюдаться лимит по общей сумме «крупных» кредитов (норма - не более чем в 5 раз совокупного дохода заемщика и созаемщика вместе).

    Стоит также отметить, что в осуществлении кредитной  политики коммерческого банка всегда присутствуют кредитные риски.

    Поэтому для повышения доходности кредитных активов путем увеличения доли долгосрочных кредитов необходимо соблюдать общие правила минимизации кредитных рисков. Для этого необходимо специализированное подразделение, созданное для минимизации рисков, разрабатывающего и внедряющего методологию минимизации рисков для использования в прочих подразделениях. Для наибольшей эффективности организационно данное подразделение должно функционировать в сочетании с некой горизонтальной структурой, объединяющей представителей основных структурных подразделений Банка (условно назовем его «Риск-комитет»).

    При работе с кредитными рисками обязательно необходимо банку определять такие параметры, как стоимость позиции, подверженной дефолту, доля стоимости, которую можно вернуть в случае дефолта, вероятность дефолта.

    Очень важно использовать меры по обеспечению возвращения кредита: задаток, залог, аккредитив, банковская гарантия, гарантия  компании, новация (перевод долга на другое лицо), уступка требования другому лицу, субучастие (передача доли кредита другому лицу).

    Для минимизации кредитных  рисков необходима тщательная проработка кредитного процесса, начинающегося с получения кредитной заявки, и в период обслуживания кредита.                                                              

    Увеличение ресурсного потенциала Банка возможно, в первую очередь, за счет привлечения на обслуживание наиболее ресурсоемких и финансово-устойчивых клиентов, увеличения объемов средств иностранных кредитных линий, удлинения сроков привлечения ресурсов и т.п.

    Развитие наступательной рыночной стратегии может быть осуществлено за счет повышение финансовой устойчивости при достаточном для развития Банка уровне прибыли, что обеспечит ликвидность, платежеспособность и компенсацию рисков. Кроме того, необходимо наращивание собственного капитала до уровня, адекватного расширению активных операций Банка, наращивание объемов кредитной поддержки реального сектора экономики и жилищного строительства, обеспечение формирования качественного кредитного портфеля Банка. Значительную роль должно сыграть дальнейшее развитие розничного бизнеса путем разработки и внедрения новых прогрессивных и востребованных населением банковских продуктов и услуг, увеличения объемов кредитования лиц на цели решения жилищных и социальных проблем, создание привлекательных ценовых условий для роста сбережений населения. Банк обязан сохранить лидирующие позиции на рынке банковских пластиковых карточек за счет роста их эмиссии, увеличения количества объектов инфраструктуры, расширения спектра использования карточек для проведения безналичных операций, а также увеличение объемов и доли безналичных перечислений.

    Банк должен продолжать работу по переходу на автоматизированную банковскую систему для обеспечения централизованной обработки данных.

    Совершенствование системы управления рисками и внутрибанковского контроля в целях обеспечения безопасного ведения банковского дела остаётся по прежнему приоритетной задачей, как и продолжение поэтапного перехода банка на международные стандарты финансовой отчетности;

    Подводя итог, следует отметить, что, в целом, предложенные мероприятия позволят поддерживать финансовую устойчивость Банка на должном уровне, сохранить лидирующие рыночные позиции и конкурентоспособность путем выбора оптимальной стратегии продаж, повысить уровень качества обслуживания клиентов, совершенствовать банковские информационные технологии, обеспечить рост объемов продажи банковских услуг, повысить рентабельность деятельности банка и т.п.


    2.2. Пути повышения устойчивости коммерческого Банка и совершенствование методик ее оценки

    Чтобы указать на меры по совершенствованию банковской деятельности, необходимо выявить основные функции банков.

    Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала.

     Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями.

     Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий банк и банковская деятельность.

    Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов.

    Термин "Коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce) , товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы.

    Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарообменом.

    С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату зарплаты и т.д.

    Сроки кредитов постепенно увеличивались, часть банковских ресурсов начала использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги. Иначе говоря, термин "коммерческий банк" утратил свой смысл.

    Он обозначает "деловой" характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности.

    Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре.

    Следует учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции).

    Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать.

    К таким конструирующим операциям банка относят: - прием депозитов; - осуществление денежных платежей и расчетов; - выдача кредитов.

    Систематическое выполнение указанных функций и создает тот фундамент, на котором зиждется работа банка. И хотя выполнение каждого вида операций сосредоточено в специальных отделах банка и осуществляется особой командой сотрудников, они переплетаются между собой.

    Так, банки обладают уникальной способностью создавать средства платежа, которые используются в хозяйстве для организации товарного обращения и расчетов.

    Речь идет об открытии и ведении чековых и других счетов, служащих основой безналичного оборота. Хозяйство не может существовать и развиваться без хорошо отлаженной системы денежных расчетов. Отсюда большое значение банков, как организаторов этих расчетов.

    Создание платежных средств тесно связано с депозитной функцией кредитования банковских клиентов. Депозит может возникнуть двумя путями: в результате внесения клиентом наличных денег в банк или же в процессе банковского кредитования.

    Эти операции по-разному отразятся на величине денежной массы в стране. Если клиент внес деньги до востребования, то они превратились из наличных в безналичные.

     Общая сумма денег в хозяйстве не изменилась. Если же деньги зачислены на депозит, то общее количество денег в хозяйстве увеличилось, так как банк своей операцией создал новые платежные средства.

    Обратное действие - уничтожение происходит при снятии клиентом наличных со счета и при списании денег с депозита для погашения кредитов.

    Способность коммерческих банков увеличивать и уменьшать депозиты и денежную массу широко используется центральным банком, который через систему обязательных резервов управляет динамикой кредита. [14]

    Вторая обширная функциональная сфера деятельности банков - посредничество в кредите. Коммерческие банки, как уже говорилось, выполняют роль посредников между хозяйственными единицами, накапливающими и нуждающимися в денежных средствах. Они предоставляют владельцам свободных капиталов удобную форму хранения денег в виде разнообразных депозитов, что обеспечивает сохранность денежных средств и удовлетворяет потребность клиента в ликвидности.

    Для многих клиентов такая форма хранения денег более предпочтительна, чем вложение в облигации или акции.

    Банковский кредит - тоже весьма удобная и во многих случаях незаменимая форма финансовых услуг, которая позволяет гибко учитывать потребности конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды (в отличие от рынка ценных бумаг, где сроки и другие условия займа стандартизированы).

    Помимо выполнения базовых функций, банк предлагают клиентам множество других финансовых услуг. [10]

    Например, банки осуществляют разного рода доверительные операции для корпораций и частных лиц, связанных с передачей имущества в управление банку на доверительной основе, покупкой для клиентов ценных бумаг, управление недвижимостью, выполнение гарантийных функций по облигационным выпускам.

    В результате проведенного исследования, можно сделать выводы:

    - кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов, и является одним из элементов банковской политики;

    - кредитная политика неразрывно связана с кредитным риском, который является главным фактором в определении кредитоспособности заемщика.

    Любая экономическая деятельность подвержена неопределённости, связанной с изменениями обстановки на рынках, т.е. в значительной мере с поведением других хозяйствующих субъектов, их ожиданиями и их решениями.

     Поэтому интерес к данной теме никогда не снизится, а методики будет расширяться и дополняться. Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов.[17]

     Снижение риска при совершении ссудных операций возможно достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка, что одновременно позволит организовать кредитование с учетом границ использования кредита.

    Важное значение для повышения надежности и устойчивости Банка имеет определение возможных путей формирования и наращивания его капитала, а также оптимизации его структуры, с учетом влияния таких факторов, как рискованность размещения активов, специфика пассивных операций, структура собственности, характер клиентуры и др.

    Несмотря на то, что Банк выполняет норматив достаточности капитала, он тем не менее близок к критическому значению, в связи с чем постоянно приходится лавировать между минимальным значением норматива Н1 и системой страхования вкладов.

    Усилия специалистов Банка должны быть направлены на формирование надежного кредитного портфеля, при этом необходимо выдерживать основополагающие принципы кредитной политики: приоритет надежности над доходностью и стабилизация кредитного портфеля с возможностью его контролируемого роста.

    Увеличение кредитного портфеля  должно сопровождаться усилением контроля за состоянием его качества. Для этого необходимо использовать проработанные схемы кредитования, позволяющие оптимально сочетать интересы кредитора и заемщика, и минимизировать кредитные риски при поддержании заданного уровня доходности кредитного портфеля.

    Для обеспечения надежности и прибыльности должна быть разработана эффективная система оценки и управления рисками, включающая в себя минимизацию практически всех значимых с точки зрения возможного ущерба банковских рисков. С помощью разработанных методик и утвержденных порядков Банк сможет обеспечить единый подход к оценке рисков. Этот комплексный подход приведет к стабильной и устойчивой работе банка, как финансового института, в целом.

    Важным элементом в повышении надежности Банка и минимизации рисков является постоянное внедрение новых информационных систем и банковских технологий.

    Важную роль играет совершенствование самих методик оценки надежности коммерческих банков. В данном случае качество полученного результата определяется тем, насколько глубоко и комплексно оценивается рейтинговая характеристика финансового состояния Банка и насколько корректно и обоснованно рассчитывается итоговый балл надежности. Здесь качество зависит, прежде всего, от полноты отражения основных аспектов деятельности Банка.

    Разработанные отечественные методики оценки надежности коммерческих банков рассчитаны на различные категории клиентов, субъективны и в силу этого не могут быть универсальны. Существующие  методики, наряду с положительными качествами, имеют и существенные недостатки, что может привести к несоответствию между положением дел в Банке и местом, занимаемым им в рейтинге.

    Кроме того, в России пока трудно говорить о многолетних традициях и авторитете рейтинговых структур. Практика работы отечественных рейтинговых агентств принципиально отличается от действий международных организаций. В целом же, можно констатировать, что методики анализа финансового состояния применяются банками уже достаточно активно и широко. Вместе с тем подлинного понимания того, что из себя должна представлять рейтинговая система, пока не существует, как не существует и общепризнанной рейтинговой системы оценок, доступной и достоверной информации о надежности банков, их финансовой политике. Это приводит к тому, что клиент нередко отдает предпочтение банку исходя из рекламы, местоположения, интерьера офиса и т.д.

    Выходом из сложившейся ситуации может стать создание Рейтингового банковского агентства при участии специалистов Центрального Банка Российской Федерации, Министерства Финансов Российской Федерации, Министерства по налогам и сборам, которое должно разработать единую научно-обоснованную и проверенную практикой методику оценки надежности банков. Методика должна обеспечить получение понятной, достоверной и своевременной информации о финансовом состоянии коммерческих банков. Подобный подход можно реализовать только в том случае, если будет обобщен международный опыт ранжирования коммерческих банков и адаптирован к российской действительности.


    2.3. Повышение качества IT-сопровождения, как одна из основных   антикризисных задач банка

    Цель создания отдела IT – сопровождения – программное обеспечение банковской деятельности, информационная поддержка.

    Финансовый кризис заставляет Банк пересмотреть свой бизнес. Уменьшение доходности вынуждает его снижать активность развития, сворачивать одни направления, реформировать и расширять другие. В период таких перемен задача IT -поддержки банка существенно усложняется.

    На фоне сокращения бюджетов и численности персонала возрастают требования к качеству IT-сопровождения всех служб банка: бизнес-подразделений, финансовых служб и менеджмента. IT -службам необходимо быстро реагировать на изменение бизнес-стратегии и организационные перестройки банка, оперативно отвечать на рост требований к качеству и скорости предоставления информации для принятия решений.

    В связи с этим в качестве основных  задач по повышению качества IT-сопровождения в Банке, наиболее актуальных на сегодняшний момент, можно выделить:

    А. Сокращение затрат.

    В текущей ситуации главной возможностью увеличить доходность банковского бизнеса становится снижение операционных расходов, включая расходы на проведение банковских операций и прочие административно-хозяйственные расходы. В рамках задачи должны оцениваться эффективность бизнес-направлений (бизнес-подразделений), системы распространения продуктов - филиальной сети, обслуживающих подразделений. Реализацией программы снижения издержек может стать реструктуризация бизнеса и ликвидация нерентабельных звеньев, сокращение персонала как основных, так и вспомогательных подразделений.

    Б. Повышение эффективности банковских операций.

    Эту задачу можно назвать продолжением предыдущей, она предполагает оптимизацию бизнес-функций по выполнению банковских операций и, соответственно, оптимизацию затрат на производство банковских продуктов и услуг.

    В. Привлечение новых клиентов.

    Борьбу за клиентов необходимо продолжить. Банк должен усилить работу по привлечению клиентов: максимально поддерживать действующую клиентскую базу, стимулировать возобновление операций с клиентами, с которыми утерян контакт, стремиться получить клиентов банков, ушедших с арены.

    Г. Выполнение требований органов надзора.

    Актуальность задачи подготовки обязательной отчетности Банка усиливается в период кризиса. Сейчас ЦБ РФ строго относится к несвоевременной сдаче отчетности, что может стать основанием для отзыва лицензии банка. Существует закрытый перечень документов, на основании которых ЦБ может доказывать недостоверность отчётности. Банк вынужден будет приостановить текущую деятельность.

    Д. Совершенствование системы управления рисками.

    У Банка больше нет возможности откладывать эту задачу. Контроль банковских рисков и, прежде всего, риска ликвидности является условием его выживания.

    Решение перечисленных задач требует поддержки со стороны IT -службы Банка. С одной стороны, необходимо обеспечить оперативное получение достоверной информации о деятельности всех подразделений и филиалов Банка. В частности, для подготовки управленческой отчетности, позволяющей оценить доходность бизнес-направлений и продуктовых линеек, выпуска обязательных отчетов для надзорных органов, расчета показателей рисков требуется создать качественную информационную базу, в которой будут интегрированы данные бухгалтерского учета, данные по сделками и клиентам из разных автоматизированных систем Банка.

    Для выработки мероприятий по привлечению клиентов (специальных предложений и акций) необходима маркетинговая аналитика, такая как среднехронологический остаток по счету, количество транзакций по счету за последний месяц, услуги, которыми пользуется клиент, и др.

    Создание базы данных для целей управления и подготовки обязательной отчетности - не всегда тривиальная задача. И главная проблема здесь даже не в обеспечении интеграции разнородных систем, а в качестве исходных данных. Так, данные первичного учета в Банке могут не иметь необходимой аналитики для получения управленческих показателей в разрезе продуктов, центров ответственности.

    С другой стороны, миссия IT-службы - не только создать качественную информационную базу, но и предоставить менеджерам инструменты для прикладной обработки этих данных - риск-инструменты, системы подготовки отчетности, приложения для автоматизации бюджетирования и моделирования структуры доходов и расходов и др. Здесь на помощь IT -специалистам могут придти банковские хранилища данных и BPM-системы, построенные на их основе. BPM - сокращение от английского Business Performance Management - управление эффективностью бизнеса. Система класса BPM предлагает хранилище данных с готовой отраслевой моделью данных, например, моделью для банков, и набор приложений для автоматизации комплекса процессов управления, таких, как планирование и бюджетирование, управление доходностью, управление рисками, подготовка управленческой и регулярной отчетности. Хранилище данных обеспечит сбор данных из разных источников, их консолидацию и обогащение необходимой аналитикой.

    Сегодня BPM-решения с моделью данных для кредитных учреждений предлагают западные компании IBM, Oracle. Из российских разработчиков программного обеспечения BPM-систему с моделью для отечественных банков предлагает Intersoft Lab.

    Успех исследуемого Банка – не сиюминутный, а планомерный, прогнозируемый и подготовленный – лежит на пути диверсификации проводимых операций и, как следствие, источников получаемых доходов, выделения одного или нескольких основных видов бизнеса, которые будут приносить основную прибыль, и ряда дополнительных источников, приносящих меньшую прибыль, но позволяющих сбалансировать процесс получения финансового результата.


    Заключение

    В основе обеспечения экономической безопасности банковской деятельности лежит финансовая составляющая как комплекс мер по достижению максимально возможной платежеспособности и устойчивости коммерческого банка, ликвидности его баланса, эффективной структуры капитала и наиболее прибыльных направлений его вложений, что достигается путем четкого стратегического и тактического планирования, анализа и предотвращения угроз финансового характера.

    Целью финансовой составляющей является увеличение массы получаемой прибыли, ускорение оборачиваемости капитала, рост курсовой стоимости ценных бумаг коммерческого банка.

    Действительно, в устойчивом, эффективно работающем банке имеются достаточные средства для решения задач по защите информации, охране сотрудников банка, привлечению во все структуры высококвалифицированных специалистов.

    Неотъемлемой составляющей комплекса мер по обеспечению финансовой безопасности банковской деятельности является система страхования депозитов, которая обеспечивает защиту депозиторов от риска потери вложенных средств или минимизацию данного риска в случае банкротства коммерческого банка. В целях построения эффективной системы гарантирования средств клиентов в Банке, целесообразно создать условия для средств, размещенных па счетах физических и юридических лиц без их разделения. Кроме того, для обеспечения гарантий ликвидности системы необходима активная государственная поддержка.

    Таковы особенности обеспечения финансовой безопасности коммерческих банков.

    Практическое исследование проводено на примере ЗАО «ДжиИ Мани Банк», которое является подразделением General Electric.  Он оказывает услуги потребительского кредитования.

    Анализ качества кредитного портфеля ЗАО «ДжиИ Мани Банк» показал, что Банк работает достаточно эффективно, его средства приносят стабильный доход. За анализируемый период повысился коэффициент использования кредитных ресурсов, прибыльности кредитного портфеля и степень мобилизации привлеченных средств в кредитные операции, несмотря на то, что объем кредитных вложений в общем итоге баланса снизился. Значительно снизилась просроченная задолженность, что свидетельствует о продуманной и взвешенной политике Банка.

    Анализ результатов деятельности показал, что за анализируемый период ЗАО «ДжиИ Мани Банк» достиг достаточно высоких показателей финансовой деятельности. Это свидетельствует о том, что он проводил активную и достаточно взвешенную кредитную политику, имел рост прибыли и высокую отдачу от активных операций и, в том числе, от кредитования.

    В качестве общих предложений по совершенствованию деятельности Банка необходимо разработать мероприятия по снижению риска собственных вексельных обязательств, обеспечить соблюдение требований к максимальному размеру кредита на одного кредитора (вкладчика), с целью повышения доходности кредитных активов увеличить долю долгосрочных кредитов, предусмотрев меры по минимизации кредитных рисков, ориентировать деятельность банка на увеличение ресурсного потенциала, дальнейшее повышение эффективности активных операций при соблюдении жесткой экономии внутренних затрат, делать упор на развитие наступательной рыночной стратегии и разработку новых форм услуг, в том числе консультационных и информационных, стремиться к непосредственным контактам с клиентами путем личного общения, изучения и максимального удовлетворения их запросов, предпочтений, пожеланий.

    Важное значение для повышения надежности и устойчивости Банка  имеет также определение возможных путей формирования и наращивания капитала Банка, а также оптимизации его структуры, с учетом влияния таких факторов, как рискованность размещения активов, специфика пассивных операций, структура собственности, характер клиентуры и др.

    Нельзя не отметить и то, что финансовый кризис заставил ЗАО «ДжиИ Мани Банк»  пересмотреть свой бизнес, в связи с чем, на фоне сокращения бюджетов и численности персонала, возросли требования к качеству IT-сопровождения всех служб Банка. Поэтому  в качестве основных  мер по повышению качества IT-сопровождения в банке были выделены следующее задачи по сокращение затрат, повышение эффективности банковских операций, привлечение новых клиентов, выполнение требований органов надзора, совершенствование системы управления рисками.

    Решение перечисленных задач требует поддержки со стороны IT -службы Банка.

    В целом, успех исследуемого Банка – не сиюминутный, а планомерный, прогнозируемый и подготовленный – лежит на пути диверсификации проводимых операций и, как следствие, источников получаемых доходов, выделении одного или нескольких основных видов бизнеса, которые будут приносить основную прибыль, и ряда дополнительных источников, приносящих меньшую прибыль, но позволяющих сбалансировать процесс получения финансовых результатов.



    Список литературы

    1. Положение № 254-П «Оптимизация кредитной политики банка в условиях кризиса: рекомендации Банка России от 12 марта 2009г.

    2.   Банковское дело. Учебник/Под. Ред. Белоглазовой Г.Н.,  Кроливецкой Л.П – 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2005.

    3.   Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ./Научн. ред. перевода член-корр. РАН Елисеева Н.Н. Гл. редактор серии проф. Соколов Я.В. – М.: Финансы и статистика, 2006.

    4.   Бланк И. А. Управление финансовой безопасностью предприятия. – 2-е изд. – М.: Эльга, 2009.

    5.   Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - М.: Эльга, 2006.

    6.   Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – Киев: Ника-Центр, 2005.

    7.   Бочаров В.В. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.

    8.   Бригхэм Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. – Питер, 2005.

    9.   Джеймс С. Ванхорн, Джон М. Вахович. Основы финансового менеджмента. – 12-е изд. – М., 2008.

    10. Ермаков С. Л., Беляев М. К. Банковское дело. Занимательно о сложном. – М.: Юнити-Дана, 2008.

    11. Жуков Е. Ф. Банковский менеджмент. – М.: Юнити, 2007.

    12. Калашников С.С. Как повысить рентабельность предприятия. – М.: Юнити, 2008.

    13. Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия -  М.: Финансы, 2005.

    14. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2005.

    15. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2003. 

    16. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник – М.: ПРИОР, 2000.

    17. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент. – 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2007. 

    18. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент. – М.: Инфра-М, 2005.

    19. Крахмалев С.В. Банковское дело. – М.: Юнити-Дана, 2008.

    20. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент/ Учебное пособие – М.: Дело и сервис, 2005.

    21. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2005.

    22. Максютов А.А. Банковский менеджмент. – М.: Альфа-пресс, 2007.

    23.  

    24. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: Учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.

    25. Никонова И. А. Стратегия и стоимость коммерческого банка. – М.: Альпина, 2007.

    26. Савчук В.П. Финансовый менеджмент. – Киев, 2008.

    27. Семенов В. М., Баев И. А., Терехов С. А. Экономика предприятия./ Под ред. Семенова В. М. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2007.

    28. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007.

    29. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент – М.: Перспектива,  2005.

    30. Тосунян Г. А. Банковское саморегулирование. – М.: Альянс, 2006.

    31. Шаваев А. Принципы безопасности банка и банковского бизнеса в России.  – М.: Юнити, 2008.

    32. Шим Д. К., Сигел Д. Г. Финансовый менеджмент – М.: Экономика, 2006.

    33. Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2005.

    34. Экономический анализ: основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организаций: Учебник./Под ред. Войтоловского  Н.В., Калининой А.П., Мазуровой И.И. – М.: Юрайт, 2005.

    35. Селянин С.А. Деятельность региональных коммерческих банков России в условиях финансового кризиса.//Деньги и кредит, 2009. - №3.






    [1] Шаваев А. Принципы безопасности банка и банковского бизнеса в России.  – М.: Юнити, 2008. – с.93.

    [2] Там же. – с.95.

    [3] Шаваев А. Принципы безопасности банка и банковского бизнеса в России.  – М.: Юнити, 2008. – с.97.

    [4] Жуков Е. Ф. Банковский менеджмент. – М.: Юнити, 2007. – с.102.

    [5] Банковское дело. Учебник/Под. Ред. Белоглазовой Г.Н.,  Кроливецкой Л.П – 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2005. – с.114.

    [6] Максютов А.А. Банковский менеджмент. – М.: Альфа-пресс, 2007. – с.151.

    [7] Банковское дело. Учебник/Под. Ред. Белоглазовой Г.Н.,  Кроливецкой Л.П – 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2005. – с.117.

    [8] Максютов А.А. Банковский менеджмент. – М.: Альфа-пресс, 2007. – с.159.

    [9] Максютов А.А. Банковский менеджмент. – М.: Альфа-пресс, 2007. – с.162.

    [10] Ермаков С.Л., Беляев М.К. Банковское дело. Занимательно о сложном. – М.: Юнити-Дана, 2008г. – с 297

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Финансовая безопасность банка ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.