Содержание
Введение 3
1. Инновационный менеджмент на предприятии 8
2. Технология управления изменениями 13
3. Технологии управления инновационной политикой
предприятия 18
Заключение 26
Список используемой
литературы 31
Актуальность работы обуславливается тем, что начало двухтысячного
тысячелетия характеризуется бурными событиями в жизни человеческого общества. Сдвиги
в экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально
меняют устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый
ход событий. Появляются новые разновидности средств и предметов труда, транспортных
средств, средств связи, новые формы организации труда и управления на предприятиях.
Российское правительство уже давно стимулирует инновационное производство и в частности
делает ставку на инновационные нанотехнологии как будущую основу процветания Российской
экономики.
Инновация — это результат инвестирования в разработку
и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни
людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие
как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука,
информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с
фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение,
лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство,
креативность, прогресс).
Цель работы – это раскрыть содержания технологий управления
инновационных предприятий.
Задачи работы:
1.
Раскрыть
содержание инновационного менеджмента на предприятии.
2.
Изучить технологию
управления изменениями.
3.
Изучить технологию
управления инновационной политикой предприятия.
Предмет работы – это менеджмент организации.
Объект работы – это менеджмент осуществляемый в организациях
деятельность которых несет инновационный характер.
Приведем краткий аналитический обзор теоретических положений
и концепций по рассматриваемой тематике.
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в
связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим
развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе
существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.
При концептуализации понятия «инновации» полезно
сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается,
что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение»,
обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование
старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы
правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и
«креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации». Понятия
«творчество» и «инновация» синонимами не являются. Под творчеством подразумевается
генерация новых идей, инновация же есть их успешное воплощение. Творчество —
это открытие принципа, инновация — перевод этого принципа в полезные товары и
услуги. В процессе инновации идеи материализуются в реальные товары и услуги,
способные принести организации дополнительный доход. Инновация — это следствие
осознанного, целенаправленного поиска возможностей для создания чего-то нового.
Большинство российских и зарубежных специалистов работающих
в области инновационного менеджмента сходятся во мнении что, инновационная деятельность
(НИОКР и внедрение их результатов в производство) является одной из основных сфер
деятельности любой фирмы. Сфера НИОКР непосредственно связана с маркетингом фирмы,
причем эта связь двухсторонняя. Подразделения НИОКР должны опираться в своей деятельности
на маркетинговые исследования запросов и состояния рынка, и, следовательно, можно
сказать, что они должны работать по заданию служб маркетинга. С другой стороны,
отслеживание тенденций научно-технического процесса, прогнозирование и собственно
разработка новых изделий требуют со стороны подразделений сферы НИОКР постановки
задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциала
новых изделий.
Гольдштейн Г.Я. в своей книге «Инновационный менеджмент»
полагает что: «Дисциплина «Инновационный менеджмент» должна дать необходимые сведения
для управления процессами НИОКР, реализуемыми в рамках многопродуктовой корпорации,
а также инновационными фирмами. При этом менеджмент сферы НИОКР должен строиться
на том, что единственным оправданием существования этой сферы является наличие положительного
финансового результата функционирования компании» [1, 24c.]
В этой связи следует в инновационном менеджменте опираться
на следующие положения:
- научно-технические инновации есть решающее условие выживания
и роста большинства фирм и они должны соответствующим образом планироваться и управляться;
- ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданны лишь в той мере,
в какой они приводят к достижению целей корпорации;
- требуется анализ выполненных инноваций, чтобы выявить
факторы, приводящие к успеху;
- сознательное применение концепций стратегического и инновационного
менеджмента повысит качество применяемых решений и обеспечит повышение эффективности
инвестиций в НИОКР.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется
как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде
нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного
технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом
подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом,
так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный
результат научно-производственного цикла (НПЦ).
Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют
для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения
зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных
условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.
Обоснование темы контрольной работы заключается в том, что вопрос развития
и эффективного управления инновационными предприятиями является системообразующим
в разрезе развития экономик России в дальнейшем, так как в условиях зависимости
российской экономики от нефте-сырьевого сектора развитие инновационных технологий
в целом и способствование развитию инновационных предприятий в частности – единственный
путь обеспечить бедующее Российской Федерации.
Тезаурус основных понятий и терминов,
используемых в тексте:
Управление — это действия субъекта, направленные на достижение
поставленной заранее, но корректируемой, цели (задачи).
Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает создание,
управление, контроль и максимально эффективное использование социально-экономических
систем и моделей различных уровней. Управление социально-экономическими системами,
в том числе производственными, получило название менеджмент (англ. management, от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой» ср. рус.руководить).
Инновация — это коммерциализованное новшество,
обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом
интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса,
открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуются введением на рынок
продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или
качественным повышением эффективности производственных систем.
«Инновация — это не всякое новшество или нововведение,
а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы» [10].
Термин «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление»
или «улучшение». Само понятие innovation впервые появилось в научных
исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в
научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа
«новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.Более обще
это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была
осуществлена.
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического
управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является
определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности
фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная
деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее
развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей
продукции.
Структура работы включает в себя введение, главы «Инновационный
менеджмент на предприятии», главы «Технология управления изменениями», главы «Технологии
управления инновационной политикой предприятия», заключение и список литературы.
Инновационный менеджмент- одно из направлений стратегического
управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является
определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности
фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная
деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее
развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей
продукции.
«Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется
выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и
выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы,
так как определяет все остальные направления ее развития» [4, 34с.].
Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:
- разработку планов и программ инновационной
деятельности;
- наблюдение за ходом разработки новой продукции
и ее внедрением;
- рассмотрение проектов создания новых продуктов;
- проведение единой инновационной политики:
координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
- обеспечение финансами и материальными
ресурсами программ инновационной деятельности;
- обеспечение инновационной деятельности
квалифицированным персоналом;
- создание временных целевых групп для комплексного
решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для
научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время
Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой
приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены
заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня
управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере
малого бизнеса.
«Термин "инновация" стал активно использоваться
в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных
понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс",
"инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений.
Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические,
экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки,
как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение
и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п» [2,
18с.].
В специальной литературе и официальных документах чаще
всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение
достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно
управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации
имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении
чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие
в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие “нововведение” является русским
вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает
“введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством
понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.
Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает
процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества
приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией). Процесс введения
новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между
появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным
лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие
новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может
быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество
используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество
и становится инновацией.
«Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы
только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению
(коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации)»
[4, 78c.].
Успех компании зависит от соответствия её модели
характеристикам отрасли, в которой она работает и её собственным возможностям.
В основе стратегии работы компании лежат следующие положения:
-анализ цикла жизни технологий, продуктов и рынков;
поскольку технологии, рынки, экономика, законы определяют пределы бизнеса;
-нахождение источников инноваций, объединение,
привлечение к работе ведущих специалистов, анализ участков с высокой
изменчивостью;
-привязка выявленных источников инноваций к разработке
новых видов бизнеса.
Инструментом для управления знаниями, которые
используются для разработки стратегии и управления инновационными процессами
является анализ нелинейности механизмов, определяющих общее поведение системы и
моделирование.
Руководители коммерческих предприятий постоянно
осознают, что инновация - неотъемлемая часть успеха стратегии компании.
Истинная инновация- это философия управления, согласно
которой единственная гарантия долговременного успеха предприятия это более эффективные,
по сравнению с конкурентами, усилия по удовлетворению настоящих и будущих
потребностей покупателей.
Постоянный технический прогресс, особенно в
компьютерной области, даёт возможность фирме работать в соответствии с
индивидуальными требованиями клиентов. При этом трудности в работе по улучшению
инновационного климата в компании увеличиваются. Они связаны не только с
обработкой поступающих данных, но и с тем как использовать всю имеющуюся
информацию.
Иными словами, тот инновационный процесс, который
запущен в нашей стране, может доставить руководству фирмы большую головную
боль, чем раньше. Ведь руководители компании не имеют инструментария, позволяющего
принимать грамотные инновационные решения на основе всей информации о текущем состоянии
дел.
«Неоспоримость использования инноваций как основы
достижения стратегического конкурентного преимущества компании не требует
особых доказательств. Каждая успешная компания применяет свою собственную
стратегию. Однако характер и эволюция всех успешных компаний оказываются в
своей основе одинаковыми. Компания добивается конкурентных преимуществ посредством
инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя как
новые технологии, так и новые методы работы. После того, как компания достигает
конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только
с помощью постоянных улучшений. Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую
компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций» [1, 54с.].
Таким образом, развитие любой компании производится за
счет определенных усилий владельцев и менеджеров, которые должны грамотно
сочетать такие виды менеджмента, как стратегический, регулярный и
инновационный. Сочетание стратегического и регулярного менеджментов уже не
представляет особых трудностей для компаний, вставших на путь внедрения систем
менеджмента качества и применяющих методы самооценки по критериям моделей
совершенства. Международные стандарты ИСО серии 9000 и модели совершенства
содержат полные и подробные требования и критерии деятельности руководства по
разработке политики и стратегии, по дальнейшему их развертыванию, предлагают
подходы по вовлечению персонала в достижение стратегических целей компании.
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому
требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода
новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов,
основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических
отношений купли - продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение
и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции
и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала
(инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений.
«Систематизация знаний по инноватике, определяемая их принципиальным
содержанием, направлениями использования и распространения посредством диффузии
и трансферта инноваций, находит практическое осуществление в классификаторе новаций,
инновационных процессов и нововведений. Структура классификатора приводится в разделе
2.4.1. Он состоит из базовых признаков и группировок инноваций по типологическим
понятиям. При этом базовые признаки, например, в сфере новаций детализированы по
степени новизны и инновационному потенциалу. В сфере инновационных процессов те
же признаки раскрываются особенностями их организации. В свою очередь, по типологическим
понятиям все новации и нововведения подразделены натехнические, технологические,
экономические, организационные и управленческие. Классификатор новаций, инновационных
процессов и нововведений находит практическое применение при принятии управленческих
решений как по инвестициям в инновации, так и в процессе организации инновационной
деятельности» [5, 123с.].
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное
использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических
и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого,
административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания
и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом
инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации
рассматривается как инновационный процесс.
Основные этапы процесса управлением инновациями. Рассмотрим
их характеристики.
Этап 1. Систематизация поступающих идей:
- сбор информации о технологических изменениях
на рынке, нововведениях, поступающих из подразделений НИОКР, служб маркетинга производственных
отделений, сбытового аппарата фирмы, торговых посредников, конечных потребителей
(пожелания, требования, рекламации);
- сбор информации о потенциальных возможностях
фирмы в отношении разработки и освоения продукции, определение степени и размеров
риска;
- сбор информации о целевых рынках и долгосрочных
тенденциях их развития.
Этап 2. Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта:
- определение возможностей и практической
реализации идей;
- выяснение степени технологической общности
новых и традиционных изделий;
- соответствие новой продукции имиджу фирмы
и стратегии развития;
- определение патентной чистоты будущего
изделия.
Этап 3. Анализ экономической эффективности нового продукта,
разработка программы маркетинга:
- техническая разработка продукта, когда
идея приобретает вид конкретного проекта;
- определение технико-экономических характеристик
продукта, оценка его качества и потребительских свойств;
- оценка потенциального рыночного спроса
и объема продаж;
- определение расходов (инвестиций) на создание
и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции;
- наличие необходимых ресурсов для производства
новой продукции: технологических, машин и оборудования, сырья и материалов, кадрового
персонала, финансовых;
- сроки освоения новой продукции и выхода
с ней на рынок;
- анализ и оценка рентабельности (прибыльности)
производства новой продукции, разработка программы маркетинга по продукту.
Этап 4. Создание нового продукта:
- разработка конкретной программы развития
нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям фирмы;
- создание образца и проведение технических
испытаний (проверка на экологичность, безопасность и пр.);
- определение наименования товара, его товарного
знака, оформления, упаковки, маркировки.
Этап 5. Тестирование на рынке:
- тестирование на ограниченном рынке в течение
не менее трех месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок
с цены, кредита и др.);
- выбор оптимальных каналов реализации;
- выбор средств и методов рекламы;
- организация технического обслуживания.
Этап 6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство
(массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей:
- коммерческое обоснование нововведения:
объем продаж, рентабельность продукции, степень удовлетворения спроса и потребностей,
каналы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров; известность и реноме
фирмы на рынке, стабильность связей с покупателями и потребителями;
- производственные возможности фирмы: использование
имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;
- финансовые возможности: общая сумма инвестиций
в массовое производство и сбыт; источники финансирования, предполагаемые результаты
прибыльность или убыточность на расчетный период;
- соответствие нормативным показателям -
стандартам, государственным нормам в стране предполагаемого сбыта продукции; обеспечение
патентной защиты нововведения.
Таким образом, инновация — это попытка осуществить
содержательное, целенаправленное изменение в экономическом или общественном
потенциале предприятия. Инновация — это еще и успешное применение идей и
процессов для решения существующих проблем и создания новых возможностей. Инновации
требуют знаний, творческого мышления, изобретательности и целеустремленности.
Цель управления инновациями состоит в том, чтобы инициировать, генерировать,
контролировать новые идеи и управлять ими в масштабах всей организации и
выводить полученные результаты на рынок. В основе управления инновациями лежит
сбалансированное сотрудничество новаторов и тех, кто отвечает за направление
деятельности организации и ее стабильность. Для надлежащего управления
творческими процессами менеджеры должны найти и устранить помехи на пути
инноваций, обеспечить мотивацию и создать такие отношения в организации,
которые будут поддерживать личную и групповую инновационную инициативу.
Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде
всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной политики.
«Инновационная стратегия - это система целей долговременного
развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть
агрессивной и оборонительной» [5, c. 178].
Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых
инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией
понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером.
Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает
агрессивная стратегия.
«Различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии.
Новаторская стратегия направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности продукции
путём самостоятельной разработки и внедрения инноваций большой степени радикальности
с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации»
[3, c. 104].
Эта стратегия связана с различными рисками, основными из
которых являются:
1) инновационный риск, определяемый ошибочностью идеи инновации,
недостижением предполагаемого результата, моральным старением инноваций, особенно
радикальных;
2) технологический риск, связан с тем, что даже при успешном
испытании инновация может быть неэффективной в производстве вследствие увеличения
периода освоения, неточности в оценке ожидаемых затрат и т. д.;
3) коммерческий риск - связан с неопределённостью результатов
больших затрат на маркетинг продукта радикальной инновации вследствие конкуренции,
а также действия других рыночных факторов;
4) финансовый риск - связан с возможностью ошибок в оценке
единовременных затрат (инвестиций) и будущих доходов; он аккумулирует в себе все
вышеперечисленные виды рисков и другие риски (политический, страновой и т. д.).
Имитационная стратегия направлена на использование уже
известных продуктовых, технологических и других инноваций с незначительным их усовершенствованием.
Она предусматривает разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз
жизненного цикла инновации, за исключением этапов НИОКР, конструкторской и технологической
подготовки (начинается с разработки проекта и строительства). При данном виде стратегии
значительно снижаются технологический, коммерческий, инновационный и финансовый
риски, что обусловливает широкое её использование в мировой практике.
Венчурная стратегия предполагает использование предприятием
инновационных разработок венчурных предприятий. Венчурные предприятия занимаются
разработкой инноваций в быстро развивающихся отраслях промышленности, охватывая
стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической и проектной
документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти предприятия могут также
сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур
сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт
весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) - также часть технологического
риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими
рисками по сравнению с другими стратегиями.
Инновационная стратегия предприятия реализуется инновационной
политикой. Инновационная политика предприятия представляет собой определение целей
инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов
предприятия.
При разработке инновационной политики могут использоваться
два подхода [2, c. 89]:
1. Целью инноваций является получение значительной прибыли
на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. При этом
внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью
значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.
2. Целью внедрения является завоевание (закрепление) небольшого
сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и
прибыли.
При разработке инновационной политики затрагиваются следующие
области деятельности:
- исследования и разработки (поисковые, фундаментальные,
прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение инноваций);
- повышение качества и сертификация продукции;
- обновление производственной базы (техническое перевооружение);
- создание, поддержание и развитие научно-технологического
потенциала предприятия;
- освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных
с маркетинговой политикой).
При формировании инновационной политики инновация рассматривается
с двух позиций:
1. Наличие новых значимых технических решений, способных
обеспечить рыночный успех;
2. Наличие специфических потребительских свойств (внешний
вид, форма и т. д.), способных обеспечить успех при отсутствии значимых технологических
решений.
Целью инновационной политики является создание условий
для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности
и конкурентоспособности продукции.
Для обеспечения высокой эффективности инновационной политики
при её проведении должны соблюдаться следующие принципы:
- целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических
и тактических целей предприятия;
- приоритетность - выбор важнейших направлений деятельности
в настоящее время с учётом возможностей предприятия;
- альтернативность проектных решений - разработка различных
вариантов и выбор наилучшего из них;
- комплексность - охват инновациями смежных сфер деятельности;
- обоснованность - обоснование научно-технического, социального,
экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды;
- адаптивность - корректировка плана проведения инновационной
политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды.
Инновационная политика формируется и корректируется под
влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.
Внешняя среда - это совокупность хозяйствующих субъектов
и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых
на факторы прямого и косвенного влияния.
Факторы прямого влияния включают законы, учреждения государственного
регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных
посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики
страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.
Внутренняя среда - это совокупность субъектов и движущих
сил предприятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками
ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние
на проведение инновационной политики, относятся:
- материало-, энерго- и фондоёмкость производства;
- технический уровень, наукоёмкость производства, состояние
научно-технического потенциала;
- степень износа основных фондов и т. д.
Основными факторами, способствующими реализации инновационной
политики предприятия, являются:
- наличие резервов финансовых и материально-технических
ресурсов на предприятии;
- высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия;
- наличии на предприятии системы управления качеством на
основе международных стандартов ISO;
- наличие системы материального и морального стимулирования
инновационной деятельности;
- наличие оптимальной законодательно базы и государственная
поддержка проведения инновационной политики.
Повышение конкурентоспособности продукции вследствие проведения
мероприятий инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей
[4, c. 46]:
1. Уровень технологического развития (отношение объёма
продукции, произведенной по отдельным видам технологий (по высоким, новым, традиционным)
к общему объёму реализованной продукции);
2. Уровень экспортной ориентации (отношение объёма продукции,
реализованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму
реализованной продукции);
3. Уровень сертификации (отношение объёма продукции, произведенной
по технологиям, сертифицированным по международным стандартам ISO, к общему объёму
произведенной продукции);
4. Уровень обновления (отношение объёма новой продукции,
освоенной в производстве, к общему объёму произведенной продукции).
Инновационная деятельность предприятия проявляется,
прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной
политики. Инновационная стратегия - это система целей долговременного развития
предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной
и оборонительной [5, 73с.]. Под агрессивностью понимается степень перемен,
обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под
оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в
порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности
продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия. Имитационная
стратегия направлена на использование уже известных продуктовых,
технологических и других инноваций с незначительным их усовершенствованием. Она
предусматривает разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз
жизненного цикла инновации, за исключением этапов НИОКР, конструкторской и
технологической подготовки (начинается с разработки проекта и строительства).
При данном виде стратегии значительно снижаются технологический, коммерческий,
инновационный и финансовый риски, что обусловливает широкое её использование в
мировой практике.
Венчурная стратегия предполагает использование
предприятием инновационных разработок венчурных предприятий. Венчурные
предприятия занимаются разработкой инноваций в быстро развивающихся отраслях
промышленности, охватывая стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской,
технологической и проектной документации) и фазу внедрения (классический
венчур). Эти предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в
производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае
(классический венчур) венчурное предприятие несёт весь инновационный риск, а во
втором (венчур сопровождения) - также часть технологического риска. Поэтому
предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по
сравнению с другими стратегиями.
Инновационная стратегия предприятия реализуется
инновационной политикой. Инновационная политика предприятия представляет собой
определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных
программ и проектов предприятия.
Формирование и реализация инновационной политики
основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с
высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и
научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных
технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные
организации всех форм собственности. Инновационная политика - мощный рычаг, с
помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить
её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной
продукцией.
«Помимо инновационной политики предприятия, существует
государственная инновационная политика, являющаяся частью государственной социально-экономической
политики. Она определяет цели инновационной стратегии, механизмы поддержки приоритетных
инновационных программ и проектов и является фундаментом для проведения инновационной
политики предприятия» [6, 201c.].
Инновационная политика на предприятии реализуется,
прежде всего, путём разработки и реализации инновационных проектов и программ,
создания эффективного механизма управления ими.
Инновационный проект представляет собой пакет
документов, обосновывающий и описывающий комплекс взаимосвязанных мероприятий
по достижению целей инновационной деятельности.
По предметно-содержательной структуре проекты могут
быть исследовательскими, научно-техническими, по разработке и освоению новой
продукции, технологии, по модернизации производственного аппарата,
направленными на перепроектирование производственных процессов и т. п.
Таким образом, формирование и реализация инновационной
политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки
и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический
потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими
потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм
собственности. Инновационная политика - мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать
циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить
рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Инновационный менеджмент — взаимосвязанный
комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня
жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления
инновационными процессами.
Объектами инновационного менеджмента являются
инновация и инновационный процесс.
Инновационный процесс — это процесс создания,
освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс
применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного
превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований,
конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.
Укрупнено инновации могут быть разделены
на продуктовые, технологические и организационно-распорядительные. Последние в большинстве
случаев неизбежны при внедрении как продуктовых, так и технологических инноваций.
Известны классификации инноваций по следующим признакам: распространенность, место
в производственном цикле, преемственность, охват рынка, степень новизны и инновационный
потенциал.
Задачи инновационного менеджмента:
1. Планирование инновационной деятельности
организации;
- формулирование миссии (ориентация деятельности
организации на инновации)
- определение стратегических направлений
инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них
- выбор оптимальной для каждого направления
инновационной стратегии развития
2. Организация инновационной деятельности;
3. Мотивация участников инновационной
деятельности;
4. Систематическая оценка результатов
инновационной деятельности;
В контрольной работе решены следующие
задачи:
1. Раскрыто содержание инновационного
менеджмент на предприятии.
2. Изучена технология управления изменениями.
3. Изучена технология управления инновационной
политикой предприятия.
В ходе выполнения контрольной работы сделаны
следующие выводы по современному состоянию рассмотренной проблематики, соответствующие
поставленным задачам:
1. Особенностью современного этапа развития инновационной
деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технический
комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает
наличие тесной связи всех этапов цикла «наука –производство». Создание целостных
научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим
прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы. Развитие любой компании
производится за счет определенных усилий владельцев и менеджеров, которые
должны грамотно сочетать такие виды менеджмента, как стратегический, регулярный
и инновационный. Сочетание стратегического и регулярного менеджментов уже не
представляет особых трудностей для компаний, вставших на путь внедрения систем
менеджмента качества и применяющих методы самооценки по критериям моделей
совершенства. Международные стандарты ИСО серии 9000 и модели совершенства
содержат полные и подробные требования и критерии деятельности руководства по
разработке политики и стратегии, по дальнейшему их развертыванию, предлагают
подходы по вовлечению персонала в достижение стратегических целей компании.
2. Для управления инновациями важны промежуточные
результаты инновационной деятельности. Следует учитывать Проблемный характер ситуаций,
конкуренцию и рисковую . среду инноваций. Принятие решений я управлении инновациями
должно привести к достижению таких результатов, которые, как минимум, обеспечили
бы возвратность инвестиций и получение прибыли, достаточной для полномасштабных
воспроизводственных процессов в экономике. Информацию для управления инновациями
обеспечивает применение графоаналитического метода отображения инновационной деятельности
циклом работ: «Идеи, предложения, проекты, программы». Решения принимаются с учетом
постепенного уменьшения неопределенности в достижении целей инновации. На начальной
стадии работ информация для принятия решений носит альтернативный характер и предопределяет
целесообразность конкурсного проведения НИОКР. На стадии осуществления программы
технологического освоения производства новой продукции, где инвестиции во много
раз превышают затраты на НИОКР, решения детализируются по отдельным программам работ.
инновация — это попытка осуществить содержательное, целенаправленное изменение
в экономическом или общественном потенциале предприятия. Инновация — это еще и
успешное применение идей и процессов для решения существующих проблем и
создания новых возможностей. Инновации требуют знаний, творческого мышления,
изобретательности и целеустремленности. Цель управления инновациями состоит в
том, чтобы инициировать, генерировать, контролировать новые идеи и управлять
ими в масштабах всей организации и выводить полученные результаты на рынок. В
основе управления инновациями лежит сбалансированное сотрудничество новаторов и
тех, кто отвечает за направление деятельности организации и ее стабильность.
Для надлежащего управления творческими процессами менеджеры должны найти и
устранить помехи на пути инноваций, обеспечить мотивацию и создать такие
отношения в организации, которые будут поддерживать личную и групповую
инновационную инициативу.
3. Формирование и реализация инновационной
политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки
и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический
потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими
потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм
собственности. Инновационная политика - мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать
циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить
рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Вопросы инновационной деятельности
являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира.
Научно-техническая продукция как результат интеллектуальной деятельности
требует создания системы охраны промышленной собственности и является
обязательным атрибутом развитых стран. Так, технологическая политика США
направлена, в том числе на: создание благоприятного климата для развития
частного сектора и повышение конкурентоспособности продукции; поощрение
развития коммерциализации технологий; инвестирование в создание технологий XXI
века. В странах Европейского союза стимулирование инновационной деятельности
вышло за национальные рамки и все в большей степени становиться общей задачей.
Кооперация в исследованиях и разработках дает возможность европейским компаниям
противостоять конкурентам, объединять технологические ресурсы, добиваться
экономии средств за счет расширения масштабов и соединения технических и
интеллектуальных возможностей. Российское правительство так же уже давно
стимулирует инновационное производство и в частности делает ставку на
инновационные нанотехнологии как будущую основу процветания Российской
экономики.
По итогу работы над контрольной работой
сформированы следующие рекомендации молодым специалистам по развитию и совершенствованию
рассмотренной тематики:
1. Особенностью современного этапа развития инновационной
деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технических
комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает
наличие тесной связи всех этапов цикла "наука - производство». Таким образом,
задачей молодых специалистов является создание целостных научно-производственно-сбытовых
систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями
рыночной ориентации фирмы.
2.В процессе управления инновациями и
инновационной политике в целях повышения эффективности молодым специалистам
важно учитывать, что одним из главных факторов создания конкурентоспособности является
эффективное управление. Для достижения высокого уровня качества управленческих решений
нужны профессионализм и ответственность менеджеров всех уровней иерархии. Если профессионализм
формируется в процессе обучения и приобретения опыта, то ответственность менеджера
- результат не только ментальных факторов и глубокого осознания философских красот
корпоративной культуры, но и результат влияния контроля.
1.
Гольдштейн Г.Я. Инновационный
менеджмент: Учебное пособие [Тескт]/ Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008.-
232с.- ISBN 978-5-699-12014-7
2.
Ильенкова С.Д. Инновационный
менеджмент: Учебное пособие [Тескт] / С.Д. Ильенкова. - М.:- Банки и биржи, 2007.
-412с.- ISBN 978-5-02-033897-5
3.
Суйц В.П. Первичный
контроль и управление производством: Учебное пособие [Тескт]/ В.П. Суйц. - М.:-
Макет, 2007. -562с. - ISBN 978-5-05-000091-0
4.
Фатхутдинов Р.А. Инновационных
менеджмент: Учебное пособие [Тескт] / Р.А. Фатхутдинов. - М.:- Бизнес-школа «Интел-Синтез»,
2008. - 351с. - ISBN 978-5-282-02670-2
5.
Фердинанд П. М. Бизнес
и инновации: Учебное пособие [Тескт]/ П. Фердинанд. - М.: «Вильямс», 2007. - 432с.
- ISBN 978-5-89349-820-2
6.
Уотермен Р. Фактор
обновления - как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: Учебное пособие
[Тескт] /Р. Уотермен. - М.:- Прогресс, 2008. -526с. - ISBN 978-5-93347-212-4
7.
Электронный источник
[Текст] www.alleng.ru
8.
Электронный источник
[Текст] / cfin.ru
9.
Электронный источник
[Текст] www.ecsocman.edu.ru
10. Электронный источник [Текст] ru.wikipedia.org.