Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Курсовая Ответственность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Курсовая Ответственность
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:33:48
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 3

    1. Общие положения об ответственности за налоговые правонарушения. 6

    1.1. Понятие и состав налогового правонарушения. 6

    1.2. Стадии ответственности за нарушение налогового законодательства. 9

    2. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. 16

    2.1. Налоговая ответственность. 16

    2.2. Административная ответственность. 22

    2.3. Уголовная ответственность. 27

    3. Привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения  33

    Заключение. 40

    Список источников и литературы.. 43


    Введение


    Функционирование налоговой системы обеспечивается мерами юридической ответственности. Российское законодательство предусматривает меры административной, уголовной, дисциплинарной, материальной, а также финансовой, в том числе налоговой, ответственности за совершение различных видов нарушений законодательства о налогах и сборах.

    Налоговая ответственность, наступающая в результате совершения налогового правонарушения, обладает рядом признаков, характерных для любого из видов юридической ответственности: она является средством охраны правопорядка; состоит в применении мер государственного принуждения; наступает за нарушение правовых норм; наступление ее регулируется нормами права; является следствием виновного деяния; заключается в применении санкций и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые нарушитель должен претерпеть; реализуется в соответствующих процессуальных формах.

    Вместе с тем налоговая ответственность характеризуется и рядом специфических черт, которые можно свести к следующему: основанием налоговой ответственности является налоговое правонарушение; наступление ответственности урегулировано нормами налогового права; ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкций (штрафы, пеня); особый порядок привлечения к ответственности предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации; субъектами данной ответственности являются налогоплательщики и иные обязанные лица; к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах привлекаются налоговые, таможенные органы, их должностные лица.

    Привлечение лица к налоговой ответственности имеет целью восстановление социальной справедливости, исправление лица, допустившего налоговое правонарушение, а также предупреждение совершения новых налоговых правонарушений данным лицом и остальными лицами. Поэтому взыскание налоговых санкций в отличие от норм ранее действовавшего законодательства не равнозначно поступлению соответствующих сумм налогов в бюджет.

    Общеизвестно, что критерием оценки деятельности участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются показатели совершенствования деятельности по предупреждению налоговых правонарушений на конкретной территории. При этом важны не только количественные и качественные параметры усилий, но и динамика правонарушаемости в сфере налогового законодательства.

    Анализ практики показывает, что правоохранительный эффект в данной сфере достигается в основном за счет повсеместного внедрения зарекомендовавших себя форм и методов правоохранительной и предупредительной деятельности.

    Важной чертой административной деятельности по предупреждению налоговых правонарушений, определяющей ее содержание, формы и методы, является правоохранительная направленность. Эта деятельность нацелена на предупреждение налоговых правонарушений, возложение юридической ответственности на лиц, совершивших данные правонарушения. В свою очередь, обеспечение реализации и является частью правоохранительной деятельности государственных органов. Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования и актуальность работы.

    Целью настоящей работы является рассмотрение правового регулирования института ответственности за налоговые правонарушения.

    Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

    - Проанализировать понятие и состав налогового правонарушения;

    - Показать стадии ответственности за нарушение налогового законодательства;

    - Раскрыть налоговую ответственность;

    - Рассмотреть административную ответственность;

    - Показать уголовную ответственность;

    - Раскрыть порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.


    1. Общие положения об ответственности за налоговые правонарушения

    1.1. Понятие и состав налогового правонарушения


    Основанием привлечения к юридической ответственности лица является совершение им правонарушения. Следовательно, основным условием привлечения к ответственности тех или иных лиц является совершение ими налогового правонарушения.[1]

    Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.[2]

    Основанием привлечения к ответственности является совершение налогового правонарушения. Должны быть установлены все элементы состава правонарушения, образующие объективную и субъективную стороны, а также свидетельствующие о наличии объекта и субъекта конкретного правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов исключает привлечение лица к ответственности.[3]

    Объектом налогового правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения, взимания налогов и (или) сборов и осуществления налогового контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

    Объективная сторона правонарушения, т.е. внешнее проявление противоправного деяния, включает в единстве и взаимосвязи три составляющих элемента: во-первых, совершение противоправного деяния, выраженного в форме действия или бездействия; во-вторых, причинение вреда, наступление неблагоприятных последствий; в-третьих, наличие причинно-следственной связи между совершенным противоправным деянием и наступившими неблагоприятными последствиями. Объективная сторона налогового правонарушения может выражаться в форме действия или бездействия.

    В ряде случаев НК РФ предусмотрены такие дополнительные признаки объективной стороны, как неоднократность, систематичность, то есть повторяемость однородных действий в течение определенного законом периода, а также размеры сумм неуплаченных налогов и (или) сборов.

    Субъектом налогового правонарушения могут быть как физические лица, так и организации.

    Физические лица как субъекты налоговых правонарушений подразделяются на два вида: 1) налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты; 2) должностные лица. Юридическая ответственность для последней категории применяется в соответствии с КоАП РФ.

    Физические лица могут быть признаны субъектами правонарушения только в случае достижения 16-летнего возраста и вменяемости.

    Субъектами ответственности за нарушение налогового законодательства выступают также организации, к которым НК РФ относит российских и иностранных юридических лиц, международные организации, их филиалы и представительства.

    Особым субъектом ответственности среди организаций выступают банки, на которые законодательством о налогах и сборах налагаются различные обязанности.

    Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение физического лица к совершенному противоправному деянию и наступившим общественно опасным последствиям. Субъективная сторона характеризуется наличием вины, выраженной в форме умысла или неосторожности.

    Совокупность названных элементов позволяет сделать вывод о совершении правонарушения, являющегося основанием привлечения к юридической ответственности виновного лица. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и исключает наступление юридической ответственности.

    В законодательстве о налогах и сборах предусмотрены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. К ним законодатель относит следующие.

    1. Отсутствие события налогового правонарушения.

    2. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.

    3. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим шестнадцати лет;

    4. Истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Как отмечалось ранее, важным элементом состава налогового правонарушения является наличие вины. Основными формами вины являются умысел и неосторожность. Вместе с тем в налоговом законодательстве в п. 4 ст. 110 НК РФ[4] предусматривается, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действие (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

    Законодательством предусмотрены случаи, когда налоговое законодательство нарушено, но налицо обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика. К названным обстоятельствам отнесены:

    1. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.

    2. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния.


    1.2. Стадии ответственности за нарушение налогового законодательства


    Стадии налоговой ответственности – это периоды, отражающие соотношение определенного объема прав и обязанностей субъекта налогового правонарушения с этапами познания данного правонарушения уполномоченными государственными органами.

    Действующее законодательство дает основание различать следующие стадии налогового производства:

    1) возбуждение производства;

    2) рассмотрение дела по факту выявленного правонарушения;

    3) пересмотр вынесенного решения;

    4) исполнение решения о применении к правонарушителю мер ответственности.

    Налоговая ответственность, как и другие виды юридической ответственности, достигает цели своего предназначения в том случае, если государство в лице органов налогового контроля, познает всеми законными способами объективный факт совершения налогового правонарушения и признает или не признает его таковым. В процессе познания налогового правонарушения происходит движение охранительного налогового правоотношения и, как следствие, изменяется содержание его объекта – правового статуса правонарушителя. На различных этапах развития правоотношения налоговой ответственности правонарушитель имеет различное соотношение объема прав и обязанностей. По мере движения производства по делу о налоговом правонарушении изменяется правовой статус субъекта налоговой ответственности. На начальной стадии налоговой ответственности правонарушитель обладает общим правовым статусом, который по мере осуществления налогового производства переходит в специальный.[5]

    Основанием для выделения стадий налоговой ответственности служат юридические факты, наличие которых предусматривается в гипотезах норм НК РФ и влечет соответствующие правовые последствия. Налоговая ответственность как охранительное правоотношение имеет три стадии: возникновение налоговой ответственности; конкретизация налоговой ответственности посредством доказывания наличия элементов состава правонарушения; реализация налоговой ответственности.

    Стадия возникновения налоговой ответственности начинается с момента совершения нарушения законодательства о налогах и сборах и длится до его обнаружения органами налогового контроля, иными компетентными органами государства или добровольного пресечения со стороны виновного лица.

    Налоговый кодекс РФ разграничивает момент совершения налогового правонарушения и момент его обнаружения. Согласно ст. 113 НК РФ срок давности со дня совершения налогового правонарушения составляет три года.

    Реально налоговая ответственность наступает с момента вступления в законную силу акта применения правоохранительной санкции, содержащей меру ответственности – решения налогового органа или суда о привлечении к налоговой ответственности. Юридические факты, предшествующие вынесению и вступлению в законную силу акта применения составляют презумпцию налогового правонарушения и, следовательно, презумпцию налоговой ответственности.

    Однако с момента совершения налогового правонарушения и до его обнаружения правоотношение налоговой ответственности уже существует в качестве идеальной, формальной связи между Государством и правонарушителем и позволяет прогнозировать модель их будущего поведения.

    Возникновение правоотношения налоговой ответственности представляет объективный факт, не зависящий от субъективной воли правоприменителей . Факт совершения налогового правонарушения является основанием налоговой ответственности и одновременно самим моментом возникновения правоотношения ответственности. Правоотношение ответственности возникает независимо от обнаружения налогового правонарушения компетентными органами. Следовательно, момент совершения налогового правонарушения и момент его обнаружения не совпадают по времени до тех пор, пока не последуют активные действия со стороны государства или самого правонарушителя, направленные на выявление или пресечение нарушения налогового законодательства. Сказанное означает, что момент возникновения прав и обязанностей государства и нарушителя налогового законодательства может не совпадать с моментом реализации их правового статуса.

    Таким образом, правоотношение налоговой ответственности возникает в момент совершения налогового правонарушения. Нарушение законодательства о налогах и сборах является юридическим фактом, на основании которого правонарушитель приобретает дополнительную обязанность принять меры государственно-правового принуждения, а государство приобретает право применить эти меры.

    Стадия конкретизации налоговой ответственности посредством доказывания наличия элементов состава правонарушения начинается с обнаружения налогового правонарушения и заканчивается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт нарушения законодательства о налогах и сборах, совершенного конкретным лицом. Вторая стадия налоговой ответственности начинает развиваться в результате активных действий государства в лице компетентных органов или самого правонарушителя. До обнаружения налогового правонарушения правовой статус виновного лица существует в полном объеме, поскольку противоправное деяние еще не пресечено компетентными органами и правонарушитель использует принадлежащие ему права и обязанности без каких-либо ограничений.

    Обнаружение налогового правонарушения означает фиксацию его явных признаков.

    Фиксация осуществляется компетентными государственными органами и выражается в различных формах. Как правило, выявление налогового правонарушения происходит вследствие проведения налоговыми органами контрольных мероприятий. Возможны случаи пресечения правонарушения и самим виновным лицом (например, постановка на учет в налоговом органе по истечении установленного срока). Активные действия со стороны правонарушителя не означают освобождения от налоговой ответственности, в данной ситуации виновное лицо первым начинает выполнять свою дополнительную обязанность понести наказание. Кроме названных формами обнаружения налоговых правонарушений являются заявления и сообщения граждан, юридических лиц или общественных объединений, а также сообщения в печати.

    Содержание стадии конкретизации налоговой ответственности составляет квалификация совершенного налогового правонарушения. На второй стадии происходит оценка выявленных противоправных фактов, выяснение степени общественной опасности налогового правонарушения, установление субъектов, совершивших нарушение законодательства, и наличия вины в их деяниях и т. д.

    По результатам налоговой проверки уполномоченными должностными лицами составляется акт налоговой проверки, который затем рассматривается руководителем (заместителем) налогового органа и служит основанием для вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конкретизация налогового правонарушения имеет два основания: 1) основное, выраженное правоохранительной санкцией конкретно-определенной нормы гл. 16 или 18 НК РФ, содержащей основные признаки квалификации налогового деликта; 2) дополнительное, выраженное обстоятельствами, смягчающими или отягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения. Главным отличием дополнительного основания является возможность его установления только судом. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие налоговую ответственность, оказывают влияние на определение размера налоговой санкции.

    Налоговая ответственность предусматривает обязательный порядок досудебного разрешения спора. Налоговый орган обязан предложить правонарушителю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропуска срока уплаты налоговый орган должен обратиться в суд с исковым заявлением о принудительном взыскании налоговой санкции. Заканчивается стадия конкретизации налоговой ответственности вынесением налоговым органом или судом решения, на основании которого признается факт совершения конкретным субъектом нарушения законодательства о налогах и сборах. Правоприменительный акт определяет меру ответственности за совершение налогового правонарушения. Стадия реализации налоговой ответственности характеризуется приобретением правонарушителем специального правового статуса. Налоговая ответственность начинает реализовываться с момента вступления в законную силу правоприменительного акта, констатирующего факт совершения определенным лицом налогового правонарушения. Заканчивается стадия реализации налоговой ответственности добровольным исполнением решения налогового органа либо принудительным исполнением решения суда о взыскании санкции с нарушителя налогового законодательства.

    В наличии и выполнении стадии реализации налоговой ответственности заключается смысл существования охранительных налоговых правоотношений. Если в момент своего возникновения налоговая ответственность представляет соотношение прав и обязанностей государства в лице компетентных органов и правонарушителя, то в момент вступления в законную силу правоприменительного акта налоговая ответственность проявляется внешне через фактические действия сторон по взысканию налоговых санкций. Именно в процессе взыскания с правонарушителя налоговых санкций происходит окончательное видоизменение его правового статуса. После вступления в законную силу правоприменительного акта нарушитель налогового законодательства приобретает обязанность претерпеть меры государственного принуждения в виде имущественных лишений. До тех пор, пока не будет исполнена мера наказания, правовой статус нарушителя будет иметь специальный характер.

    Таким образом, основанием привлечения к ответственности является совершение налогового правонарушения. Должны быть установлены все элементы состава правонарушения, образующие объективную и субъективную стороны, а также свидетельствующие о наличии объекта и субъекта конкретного правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов исключает привлечение лица к ответственности. Налоговая ответственность является развивающимся правоотношением, возникновение которого обусловлено фактом совершения налогового правонарушения.

    2. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

    2.1. Налоговая ответственность


    В Налоговом кодексе РФ впервые дается систематизированный перечень налоговых правонарушений, за совершение которых предусмотрена налоговая ответственность.

    Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ[6])

    Если налогоплательщик не встал на учет в налоговом органе в установленные законом сроки, с него взыскивается штраф в размере пяти тыс. руб. Если налогоплательщик просрочил срок подачи заявления о постановке на учет более чем на 90 дней, с него взыскивается штраф в размере 10 тыс. руб.

    Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ[7])

    Под уклонением от постановки на учет понимается деятельность организации или предпринимателя без постановки на учет в налоговом органе, что ведет к взысканию штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение названного времени, но не менее 20 тыс. руб. То же деяние, совершаемое более трех месяцев, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в данный период.

    Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ[8])

    В случае нарушения налогоплательщиком сроков представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке он наказывается штрафом в размере пяти тыс. руб.

    Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ[9])

    Представление налоговой декларации в налоговый орган является важнейшей обязанностью налогоплательщика. Невыполнение данной обязанности в период до 180 дней со дня наступления даты представления налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц, но не более тридцати процентов от указанной суммы и не менее ста руб.

    Непредставление декларации в течение более чем 180 дней по истечении срока представления названной декларации влечет взыскание штрафа в размере тридцати процентов суммы налога, подлежащего уплате, и 10 процентов суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

    Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ[10])

    Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения законодатель понимает отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Если данное грубое нарушение было совершено в течение одного налогового периода, это влечет взыскание штрафа в размере пяти тыс. руб.

    Если эти грубые нарушения были совершены в течение более чем одного налогового периода, они наказываются штрафом в размере 15 тыс. руб.

    Если те же деяния повлекли занижение дохода, взимается штраф в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

    Данным составом правонарушения охватываются и нарушения правил составления налоговой декларации, выразившиеся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Эти действия наказываются штрафом в размере трех тыс. руб.

    Неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ[11])

    Если выездная налоговая проверка налогового органа выявила, что в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода налог не был уплачен или уплачен не полностью, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

    Если те же действия были совершены умышленно, это влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

    Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ[12])

    Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

    Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ[13])

    Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

    Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ[14])

    Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Если непредставление сведений выразилось в отказе предоставить требуемые документы или организация иным образом уклонилась от представления документов, либо документы были представлены с заведомо недостоверными сведениями, взыскивается штраф в размере пяти тыс. руб.

    К налоговым правонарушениям относятся противоправные деяния, совершенные не только налогоплательщиками, но и иными лицами. К такого рода правонарушениям отнесены следующие.

    Ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ[15])

    Ответственность свидетеля наступает в следующих случаях: а) неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, – влечет взыскание штрафа в размере тысячи руб.; б) неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний – влекут штраф в размере трех тыс. руб.

    Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ[16])

    Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. и одной тыс. руб. соответственно.

    Неправомерное несообщение сведений налоговому органу . (ст. 1291 НК РФ[17])

    Неправомерное несообщение сведений налоговому органу, если это деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК, влечет взыскание штрафа в размере одной тыс. руб. За повторные деяния налагается штраф в размере пяти тыс. руб.

    Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ[18])

    Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику заключается в открытии банком счета налогоплательщику без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также в открытии счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.

    Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК РФ[19])

    Нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.

    Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК РФ[20])

    В качестве меры обеспечения выполнения налогоплательщиком своих обязанностей законодатель предоставляет налоговому органу право приостанавливать операции по счетам налогоплательщика или налогового агента. В случае неисполнения банком подобного решения налогового органа налагается штраф в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика или налогового агента другим лицам, но не более суммы задолженности.

    Неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени (ст. 135 НК РФ[21])

    Неисполнение банком решения о взыскании налога или сбора, а также пени влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки. Взыскание штрафа предусмотрено и за совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа.

    Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка (ст. 1351 НК РФ[22])

    В ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» закреплено правило, в соответствии с которым банки представляют справки об операциях и счетах своих клиентов налоговым органам. Ранее в законодательстве не содержалось нормы, гарантирующей исполнение данного требования банками. В 1999 г. НК РФ был дополнен статьей об ответственности банков за непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов, что влечет взыскание штрафа.


    2.2. Административная ответственность


    Составы налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, содержатся в Налоговом кодексе РФ и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

    В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрены следующие составы налоговых правонарушений, совершаемых налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами.

    В соответствии со ст. 15.3 КоАП[23] наступает ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.

    Ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации наступает согласно ст. 15.4 КоАП.[24]

    Нарушение сроков представления налоговой декларации влечет ответственность в соответствии со ст. 15.5 КоАП.[25]

    Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет ответственность по ст. 15.6 КоАП.[26]

    Предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11), за выпуск или продажу подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки (ст. 15.12 КоАП[27]) и уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей проудкции или декларации об использовании этилового спирта (ст. 15.13 КоАП[28]).

    В перечисленных случаях субъектами ответственности выступают должностные лица организаций–налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

    Кодексом предусматривается ответственность не только налогоплательщиков, но и иных обязанных лиц, в частности, кредитных организаций, их должностных лиц. Так, нарушение порядка открытия счета налогоплательщику банком или иной кредитной организацией наказывается в соответствии со ст. 1 5 . 7 КоАП[29]; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налогов и (или) сбора (взноса) – в соответствии со ст. 15.8 КоАП[30]; неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента – в соответствии со ст. 15.9 КоАП[31]; неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады сумм государственных пенсий и (или) других выплат влечет ответственность по ст. 15.10 КоАП.[32]

    Основное отличие административной ответственности от налоговой заключается в том, что санкции за административные правонарушения установлены в КоАП РФ[33]. Административные санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах урегулированы гл. 15 КоАП РФ[34].

    Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП[35] или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

    В главе 15 КоАП РФ[36] установлены следующие составы административных правонарушений.

    Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

    Объект - общественные отношения по осуществлению наличных денежных расчетов.

    Объективная сторона - деяние, выразившееся:

    в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, либо

    1) в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, либо

    2) в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, либо

    3) в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

    Субъект - организация либо ее работник, обслуживающий денежные средства, при условии достижения им возраста 16 лет.

    Субъективная сторона - умышленная (прямой, косвенный) или неосторожная (как небрежность, так и самонадеянность).

    Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.

    Объект - общественные отношения по налоговому контролю.

    Объективная сторона - нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.

    Субъект - должностное лицо налогоплательщика, достигшее 16 лет, обязанное осуществить постановку на учет организации (например, руководитель, юрист, главный бухгалтер и т.п.).

    Субъективная сторона - умышленная (прямой, косвенный) или неосторожная (как небрежность, так и самонадеянность).

    Квалифицирующие признаки - нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.

    Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.

    Объект - общественные отношения по налоговому контролю.

    Объективная сторона - нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.

    Субъект - должностное лицо налогоплательщика, достигшее 16 лет, обязанное сообщать в налоговый орган сведения об открытии (закрытии) расчетных счетов в банке.

    Субъективная сторона - умышленная (прямой, косвенный) или неосторожная (как небрежность, так и самонадеянность).

    Нарушение сроков представления налоговой декларации.

    Объект - общественные отношения по налоговому контролю.

    Объективная сторона - нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

    Субъект - должностное лицо организации, достигшее 16 лет, обязанное сдавать бухгалтерскую (налоговую) отчетность либо контролировать этот процесс.

    Субъективная сторона - умышленная (прямой, косвенный) или неосторожная (как небрежность, так и самонадеянность).

    Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

    Объект - общественные отношения по налоговому контролю.

    Объективная сторона:

    1) непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

    2) отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

    3) представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

    Субъект - граждане; должностные лица налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

    Субъективная сторона - умышленная (прямой, косвенный) или неосторожная (как небрежность, так и самонадеянность).


    2.3. Уголовная ответственность


    Впервые уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства была введена в 1992 г., когда в УК РСФСР были включены статьи (1622 и 1623). В настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации содержит несколько статей, предусматривающих уголовную ответственность за такого рода деяния:

    ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;

    ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»;

    ст. 199' «Неисполнение обязанностей налогового агента»;

    ст. 1992 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

    Ряд других статей УК РФ[37] (например, ст. 171, 172, 173, 174 и др.) в опосредованной форме также связаны с нарушениями налогового законодательства.

    Уголовная ответственность, в том числе и за нарушения налогового законодательства, характеризуется следующими специфическими чертами:

    она применяется за наиболее опасные общественные деяния – преступления;

    предусмотрена только нормами уголовного закона – УК РФ[38];

    субъектами уголовной ответственности являются только граждане;

    уголовная ответственность осуществляется только в судебном порядке.

    Рассмотрим подробнее составы налоговых преступлений.

    Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица в крупном размере (ст. 194 УК РФ[39])

    Квалифицирующими признаками являются деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере. Преступление признается совершенным, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 500 тыс. руб., а в особо крупном – 1 млн. 500 тыс. руб.

    Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (198 УК РФ[40])

    Объектом преступного посягательства являются общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики, в процессе уплаты налогов физическими лицами.

    Объективная сторона выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, подача которых является обязательной по законодательству, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.[41]

    Критерием отграничения данного преступления от аналогичного по характеру правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность, является его крупный размер. Таким размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб.

    Субъектом данного преступления может быть только физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) – налогоплательщик, обязанный подавать декларацию о доходах.

    Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

    Срок давности по данному преступлению равен двум годам.

    Часть 2 ст. 198 УК РФ[42] содержит такой квалифицирующий признак, как совершение тех же деяний в особо крупном размере.

    Под особо крупным размером понимается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

    Срок давности по данному виду преступления равен шести годам.

    Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199 УК РФ[43])

    Объектом данного преступления является та же сфера экономических отношений, возникающих в процессе уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

    Объективная сторона выражается в действии – в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно в соответствии с законодательством, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенном в крупном размере.

    Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

    Это преступление характеризуется специальным субъектом. К ответственности по ст. 199 УК[44] могут быть привлечены лица, которые в соответствии с нормативными актами и учредительными документами организации обязаны обеспечить правильность отчетных данных и исчисления налогов (главный бухгалтер), а также руководитель организации.

    Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

    Срок давности по первой части данной статьи 6 лет.

    Квалифицирующие признаки: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и особо крупный размер.

    Особо крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн 5 0 0 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7 млн 500 тыс. руб.

    Срок давности в данном случае – 10 лет.

    Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199' УК РФ[45])

    В 2003 г. УК РФ[46] был дополнен статьей 1991, предусматривающей уголовную ответственность налогового агента, т.е. специального субъекта, за неисполнение обязанностей, к которым в соответствии с НК РФ относится исчисление, удержание и перечисление налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Объективная сторона данного преступления выражена в форме бездействия, т.е. неисполнения обязанностей в личных интересах в крупном размере.

    Частью второй данной статьи предусмотрен квалифицирующий признак - совершение того же деяния в особо крупном размере.

    Крупный размер и особо крупный размер допущенного нарушения определяются в соответствии со ст. 199 УК РФ[47].

    Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992 УК РФ[48])

    Объективная сторона данного деяния выражена в преступном действии, выраженном в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя в крупном размере, за счет которого должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

    Субъектом данного преступления являются собственники или руководители организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, или индивидуальный предприниматель.

    Субъективная сторона выражена в форме умысла.

    Таким образом, традиционно в теории права выделяют административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную ответственность. Однако в последнее время ряд авторов поставили вопрос о существовании специального вида ответственности - налоговой. В научной литературе высказываются различные точки зрения по этому поводу. Одни авторы полагают, что недопустимо само применение термина "налоговая ответственность". Другие считают, что о "налоговой ответственности" можно говорить только с достаточной степенью условности, выделение же ее в качестве самостоятельного вида юридической ответственности ничем не обосновано. Третьи утверждают, что в российской правовой системе сформировалось достаточно четко выраженное правовое явление - ответственность за налоговые правонарушения. Поэтому обозначение ответственности за налоговые правонарушения как налоговой ответственности вполне обоснованно. Соблюдение норм налогового законодательства, продолжают они, обеспечивается мерами административной, финансовой, дисциплинарной и уголовной ответственности, которые включаются в частное понятие "налоговая ответственность". В пользу этой точки зрения приводится ст. 107 НК РФ, в которой обозначено понятие налоговой ответственности.

    Таким образом, уголовная ответственность установлена за особо преступные деяния в сфере налоговых правоотношений.

    3. Привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения


    Выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

    Наряду с обстоятельствами, исключающими привлечение лица к ответственности, налоговое законодательство устанавливает смягчающие ответственность обстоятельства и относит к ним следующие:

    1)       совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

    2)  совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

    3)  иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

    Одновременно в налоговом законодательстве предусмотрено обстоятельство, отягчающее ответственность, а именно – совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. Причем лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

    Данные обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность лица, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговое правонарушение.

    Для законного привлечения к ответственности виновного лица большое значение имеет вопрос о сроках давности. Так, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения (за исключением грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения – ст. 120 НК РФ[49], а также неуплаты или неполной уплаты сумм налога – ст. 122 НК РФ[50]) либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (последнее распространяется на правонарушения, предусмотренные ст. 120, 122 НК РФ[51]).

    Срок давности прерывается, если до его истечения лицо совершит новое нарушение законодательства о налогах и сборах. В этом случае исчисление нового срока давности начинается со дня совершения нового нарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено новое нарушение налогового законодательства.

    Если в возбуждении уголовного дела отказано или оно прекращено, но налоговое правонарушение совершено, срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

    Как следует из п. 1 ст. 108 НК[52], лицо может быть привлечено к налоговой ответственности только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК.

    Основанием привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения являются нормы НК, устанавливающие налоговую ответственность за те или иные нарушения законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение предусмотрены соответствующими статьями гл. 16 НК.

    Порядок производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом, установлен ст. 101 НК. При этом согласно п. 6 ст. 101 НК[53] несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований указанной статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

    После вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган согласно п. 1 ст. 104 НК обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной НК. Порядок рассмотрения дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций определен ст. 105 НК[54].

    В пункте 2 ст. 108 НК[55] закреплен принцип однократности привлечения лица к налоговой ответственности.

    Данный принцип закреплен по аналогии с конституционным положением о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50 Конституции РФ).

    Согласно п. 3 ст. 108 НК в случае, если деяние, совершенное физическим лицом, содержит признаки состава преступления, то налоговая ответственность не наступает.

    В соответствии с п. 3 ст. 32 НК налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Согласно п. 2 ст. 115 НК в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

    В соответствии с п. 4 ст. 108 НК привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

    Пункт 6 ст. 108 НК содержит положения о презумпции невиновности лица, привлекаемого к налоговой ответственности.

    Следует отметить, что эти положения закреплены по аналогии с конституционными положениями о презумпции невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления. В частности, ст. 49 Конституции РФ установлено следующее:

    каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49);

    обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49);

    неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49).

    В отношении федеральных законов, предусматривающих порядок доказывания виновности лица в совершении налогового правонарушения, следует отметить следующее. Как установлено ст. 105 НК, дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов рассматриваются: по иску к организациям и индивидуальным предпринимателям - арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 105), по иску к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, - судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 105).

    Положению п. 6 ст. 108 НК о том, что лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, корреспондирует норма ч. 4 ст. 215 АПК РФ, согласно которой обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. В ГПК РФ такая норма прямо не прописана.

    Статья 109 НК устанавливает о.бстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    1) отсутствие события налогового правонарушения;

    2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

    3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

    4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Статья 112 НК РФ закрепляет обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

    Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

    1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

    2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

    2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

    3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

    Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

    Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

    Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

    Статья 113 НК устанавливает срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

    Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

    Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

    Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

    Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

    Таким образом, из анализа действующего законодательства Российской Федерации следует вывод о том, что финансовая (налоговая) и административная ответственность - это два самостоятельных вида ответственности в системе юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Предлагаем вместо трех различных видов ответственности за налоговые правонарушения (уголовной, административной, налоговой) оставить только одну – налоговую, а все остальные административную и уголовную перенести в Налоговый кодекс.


    Заключение


    Таким образом, налоговая ответственность является по своей юридической природе финансово-правовой ответственностью и характеризуется следующими признаками:

    - данная ответственность установлена непосредственно налоговым законодательством (а конкретнее - Налоговым кодексом);

    - к ответственности привлекается субъект или участник налогового правоотношения, а также иные лица, на которых налоговым законодательством возложены определенные обязанности в сфере налогообложения;

    - ответственность предусматривает применение мер наказания к лицу, виновному в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;

    - в основании ответственности лежит налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом;

    - налоговая ответственность состоит в применении налоговых санкций, которые устанавливаются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом;

    - привлечение к налоговой ответственности производят налоговые органы государства в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;

    - применение мер налоговой ответственности (наложение взысканий) производит суд;

    - налоговая ответственность является средством обеспечения надлежащего исполнения требований налогового законодательства.

    Налоговым правонарушением финансово-правового характера (т.е. правонарушением, которое предусмотрено Налоговым кодексом) признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность (ст. 106 Налогового кодекса).

    В основу разграничения ответственности налогообязанных лиц положен соответствующий вид нарушения законодательства о налогах и сборах, за который эта ответственность предусматривается. Суть данного подхода заключается в том, что все нарушения законодательства о налогах и сборах подразделяются на три основных вида: собственно налоговые правонарушения (как разновидность финансовых правонарушений); нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки); нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления). Исходя из этого позволительно говорить о трех видах юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах - соответственно финансовой (налоговой), административной и уголовной.

    Таким образом, из анализа действующего законодательства Российской Федерации следует вывод о том, что финансовая (налоговая) и административная ответственность - это два самостоятельных вида ответственности в системе юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Налоговая ответственность как разновидность понятия "финансовая ответственность" обладает специфическими целью и функциями, характером и порядком реализации санкций и иных мер государственного принуждения, субъектным составом правонарушений, процессуальным механизмом привлечения к ответственности и другими элементами, которые обусловливаются объективными особенностями налоговых правоотношений.

    Предлагаем вместо трех различных видов ответственности за налоговые правонарушения (уголовной, административной, налоговой) оставить только одну – налоговую, а все остальные административную и уголовную перенести в Налоговый кодекс.


    Список источников и литературы


    Нормативные акты

    1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996. № 25 ст. 2954.

    2. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998. N 148-149.

    3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1.


    Литература

    4. Белых В. С. Налоговое право России - М.: Норма, 2005. - 319 с.

    5. Березова О.А. Изменение срока исполнения налогового обязательства // Финансовое право. – 2003. – N 1.

    6. Березова О.А. О сроке исполнения налогового обязательства // Финансовое право. – 2002. – N 3.

    7. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н., Попов О. Н., Зарипов В. М. Налоговая ответственность: штрафы, пени, взыскания. – М., 2005.

    8. Брызгалин А.В. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации. – М.: «Атлантика Пресс», 2006.

    9. Гогин А.А. Способы обеспечения исполнения обязательств в сфере налогового законодательства // Финансовое право. – 2004. – N 1.

    10. Грачева Е. Ю. Налоговое право – М.: Юрист, 2005. - 474 с.

    11. Гуреев В. И. Налоговое право - М.: Экономика, 2006. - 253с.

    12. Демин А. В. Налоговое право - М.: РИОР, 2005. – 453.

    13. Иванова Г. А. Налоговое право - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 580 с.

    14. Комментарий к Налоговому кодексу РФ / Под ред. Г.В. Петровой. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. 2006.

    15. Кузнецов Н. Г. Налоговое право России - М.: Норма, 2006 - 256 с.

    16. Мальцев В. А. Налоговое право - М.: Академия, 2006. – 237.

    17. Мудрых В. В. Налоговое право России - М., 2006. - 656 с.

    18. Налоги и налоговое право / Под ред. Брызгалина А.В. – М.: Издательство «Аналитика-Пресс», 2006.

    19. Налоговое право / Под ред. С. Г. Пепеляева. - М.: Юристъ, 2006. - 592 с.

    20. Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт, 2006.

    21. Петрова Г. В. Ответственность за нарушение налогового законодательства // Российская юстиция. – 2004. – № 5.

    22. Цинделиани И.А. Налоговое обязательство в системе налогового права России // Финансовое право. – 2005. – N 9.



    [1] Белых В. С. Налоговое право России - М., 2005. – С. 126.

    [2] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [3] Гуреев В. И. Налоговое право - М., 2006. – С. 187.


    [4] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.


    [5] Демин А. В. Налоговое право - М., 2005. – С. 125.


    [6] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [7] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [8] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [9] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [10] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [11] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [12] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [13] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [14] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [15] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [16] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [17] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [18] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [19] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [20] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [21] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [22] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [23] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1.

    [24] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1.

    [25] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1.

    [26] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1.

    [27] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1.

    [28] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1.

    [29] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1.

    [30] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1.

    [31] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1.

    [32] Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. М., 2006. С. 120.

    [33] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1.

    [34] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1.

    [35] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1.

    [36] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1.

    [37] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

    [38] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

    [39] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

    [40] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

    [41] Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина - М., 2006. - С. 89.


    [42] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

    [43] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

    [44] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

    [45] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

    [46] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

    [47] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

    [48] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

    [49] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [50] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [51] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [52] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [53] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [54] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

    [55] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газет от 6 августа 1998 г. N 148-149.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Курсовая Ответственность ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.