Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Курсовая СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Курсовая СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:33:49
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



    Курсовая работа по дисциплине: «Бухгалтерский (управленческий) учет»

    на тему:




    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА






       Выполнила: Карачева А.В..

           Группа: 506

              № л.д.: 05убд436639

                  Проверила: Бухтиярова Т.И.




    ЧЕЛЯБИНСК 2009

    Содержание:

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА 1 РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЯ УЧЕТА В СИСТЕМЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

    1.1. Формирование информации бухгалтерского управленческого учета в современной экономике                                                    5

    1.2. Модели принятия решений на основе информационной базы управленческого учета                                                                8

    ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

              2.1. Интегрированная и автономная модели управленческого учета  12

    2.2. Связь управленческого учета с производством, финансовым и налоговым учетом                                                                                   14

              2.3. Формы управленческих отчетов и их создания                             16

    ГЛАВА 3 ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

    3.1. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета                                                                                                        19

              3.2. Бюджетирование в системе управленческого учета                      23

    3.3. Использование маржинального дохода в целях управленческих решений                                                                                                   27

    Практическая часть.                                                                                                34

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Список использованной литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    Рыночная экономика предполагает эффективное использование всех видов ресурсов: материальных, трудовых и финансовых. Основной задачей деятельности любой коммерческой организации в условиях рыночной экономики является рост прибыли. Хозяйственная самостоятельность заключается в выборе хозяйствующим субъектом организационной формы, вида деятельности, партнеров по бизнесу, определении рынков сбыта, цены. Финансовая самостоятельность организации состоит в ее полном самофинансировании, выработке финансовой стратегии, политики ценообразования. В связи с этим появляется необходимость определения роли   и места управленческого учета в системе управления организацией.

    Любая организация нуждается в оперативной, достоверной и полной информации, позволяющей адекватно реагировать на изменения, происходящие как во внешней, так и во внутренней среде. Зарубежный опыт подсказывает, что данные управленческого учета являются тем фундаментом, на основании которого принимаются обоснованные управленческие решения как в текущей деятельности, так и на перспективу. Изучение опыта западных компаний в области управленческого учета и применение его методов на практике с учетом национальных особенностей позволяют повысить эффективность управления в организациях, а значит и их функционирования в целом.

              Построение системы управленческого учета на современном предприятии среднего и крупного звена – достаточно сложный и важный процесс. Правильно организованный управленческий учет и связанный с ним контроль – важнейшие функции управления организации. Ведение управленческого учета на любом предприятии – это залог успешного экономического развития, повышения эффективности использования экономического потенциала собственного и заемного капитала, достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

    Финансовый учет представляет собой процесс подготовки учетной информации,  пользователями которой могут быть любые юридические и физические лица, в том числе и внешние по отношению к предприятию: менеджеры, инвесторы, кредиторы, финансовые органы и др. Управленческий учет, называемый иногда производственным или учетом затрат, представляет собой процесс подготовки информации, необходимой менеджерам для планирования и контроля текущей производственно-коммерческой деятельности.

    Целью курсовой работы является изучение сравнительной характеристики финансового и управленческого учета.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

     1.Рассмотреть сущность и значение управленческого учета на предприятиях.

     2. Изучить роль и значение финансового учета  в деятельности предприятия.

     3. Провести сравнительную характеристику финансового и управленческого учета.







    ГЛАВА 1 РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЯ УЧЕТА В СИСТЕМЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

    1.1.   Формирование информации бухгалтерского управленческого учета в современной экономике

    Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.

    Таким образом, единая система бухгалтерского учета стала включать финансовый и управленческий учет:

    1. Производственный учет;

    2. Финансовый учет для внутреннего пользования;

    3. Финансовый учет в узком смысле для внешних пользователей;

    4. Налоговые расчеты на базе финансового учета (налоговый учет).

    Задачей любой учетной деятельности является обеспечение управленческого персонала предприятия своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений. Это означает, что деятельность по учету неразрывно связана с управлением предприятием в целом и отдельными его частями. Управленческий учет – не только система сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и система бюджетирования, система оценки деятельности подразделений. В целом, это в большей степени управленческие, чем бухгалтерские технологии.

    В узком смысле под управленческим учетом можно понимать учет и контроль затрат и доходов, связанных с деятельностью предприятия.

    Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений.

    Объектами управленческого учета являются издержки предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности всего предприятия и центров ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность. Различные сочетания экономических, юридических, организационных и технико-технологических факторов определяют разнообразие форм организации управленческого учета.

    В практике управленческого учета на Западе существует два варианта связи управленческой и финансовой бухгалтерии. Эта связь осуществляется при помощи контрольных счетов, какими являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами имеет место интегрированная (монистическая) подсистема учета на предприятии. Если подсистема управленческого учета автономная, замкнутая, используются парные контрольные счета одного и того же наименования, т.е. отраженные, зеркальные счета, или счета-экраны.

    Целью управленческого учета является:

    - оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;

    - контроль, планирование и прогнозирование экономической деятельности предприятия и центров ответственности;

    - обеспечение базы для ценообразования;

    - выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.

    В управленческом учете может быть использована неколичественная информация (слухи, результаты социальных опросов и т.п.) и количественная, которая в свою очередь может быть учетной и не учетной, т.е. документально обоснованной и не обоснованной. Для принятия оперативных управленческих решений может использоваться полная и неполная информация об объекте исследования.

    В управленческом учете учетная информация занимает 20-30 %; остальные – экономический анализ (в финансовом учете соотношение 40:60).

    Информация управленческого учета носит конфиденциальный характер и требует защиты.

    Важнейшим требованием для эффективного функционирования системы управленческого учета в организации является ее регламентное обеспечение. В процессе постановки управленческого учета разрабатывается "Положение по управленческому учету и отчетности", в котором должны быть отражены:

    · цели и задачи системы управленческого учета, базовые принципы ее построения, основные понятия;

    · описание структуры центров ответственности;

    · состав контролируемых показателей по центрам ответственности и алгоритм их определения;

    · формы первичных документов и отчетных документов;

    · процедуры подготовки и обработки первичных документов;

    · график документооборота управленческого учета.

    После завершения подготовки регламентов начинается этап внедрения системы управленческого учета. Внедрение предполагает обучение работников; корректировку регламентов по результатам их пробного использования; утверждение регламентов; адаптация существующих или внедрение новых систем автоматизации.

    К основным функциям управленческого учета относят:

    - обеспечение менеджеров информацией, необходимой для принятия решений (помощь в принятии решений).

    - контроль текущего состояния предприятия и измерение результатов деятельности:

    - управление затратами;

     - измерение результатов деятельности;

    - мотивация сотрудников;

    - планирование и контроль выполнения планов;

    - бюджетное управление


    1.2.   Модели принятия решений на основе информационной базы управленческого учета

    Предметом управленческого учета является управленческая информация. Традиционно информация управленческого учета носила финансовый характер, то есть она представлялась в долларах, рублях, иенах или других  денежных единицах. Однако в последнее время область управленческого учета была существенно расширена дополнением операционной и физической (нефинансовой) информацией, такой как качество продукции, показатели продолжительности процесса, и субъективными оценками, как например удовлетворенность клиентов, творческий потенциал сотрудников и эксплуатационные качества нового продукта.

    Информация управленческого учета – это финансовые и операционные данные о видах деятельности и процессах, осуществляемых в организации; функционировании ее структурных подразделений; выпускаемых ею продуктах и услугах; клиентах организации.

    Информация управленческого учета может быть:

    - "количественной" (то есть связанной с цифрами, как, например, документация по товарным запасам, управленческие отчеты и т.д.);

    -   "качественной" (то есть информация нефинансового характера, которая дополняет картину, привлекая внимание руководства к соответствующим проблемам, не имеющим денежного выражения).

    Нередко качественные факторы игнорируются руководителями. Это происходит, когда данные, подготовленные в качестве вспомогательного материала для принятия решения, указывают непосредственно на одно решение. Подобная практика не эффективна, так как качественные аспекты решений являются такими же важными, как и количественные, и самые квалифицированные решения могут быть приняты только при учете всей имеющейся в распоряжении информации.

    Для того чтобы управленческую информацию можно было эффективно использовать, она должна отвечать некоторым определенным критериям:

    - краткость (информация должна быть четкой, не содержать ничего лишнего);

    - точность (пользователь должен быть уверен, что информация не содержит ошибок или пропусков. Информация должна быть свободна от любых подтасовок);

    - оперативность (информация должна быть готова к тому времени, когда она необходима);

    - сопоставимость (информация должна быть сопоставимой по времени и по отделам/подразделениям);

    - целесообразность (информация должна подходить для той цели, для которой она приготовлена);

    - рентабельность (подготовка информации не должна стоить больше, чем выгоды от ее использования);

    - нетенденциозность (информация должна быть приготовлена и представлена таким образом, чтобы она была непредвзятой);

    - адресность (информация должна быть доведена до ответственного исполнителя; при этом следует соблюдать конфиденциальность).

    Нередко руководители получают  информацию, которая требует дополнительной обработки. Как следствие решения, принимаемые на основе данной информации, оказываются неточными либо принимаются с опозданием и теряют свою актуальность.  Информация может быть обработана до попадания к руководителю, при этом используются  определенные формы предоставления информации. Точность и краткость получаемой информации позволяет принимать решения оперативно и, как следствие, увеличивает скорость рабочих процессов. При этом важным моментом является квалификация руководителя. Поскольку система не может заменить личного опыта и суждения. 

    Каждый день руководители сталкиваются с необходимостью принимать ряд решений, каждое из которых может непосредственно влиять на результаты деятельности их компании. Эффективные решения — залог существования коммерческого предприятия.

    Решение — это акт выработки окончательного суждения. Применительно к управленческим решениям это означает  выбор определенного курса действий из возможных альтернатив. 

    Существует бесконечное количество управленческих решений. Они охватывают все направления деятельности предприятия. По степени глобализации принимаемые решения могут быть перспективными, охватывающими период от 10 до 20 лет (обычно 10-12 лет) и предусматривающими разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития). Такие решения определяют стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Управленческие решения могут быть текущими (оперативными) –  решения, принимаемые в режиме on-line, направленные на обеспечение текущей деятельности в оптимальном режиме, являющиеся реакцией на возникающие изменения или существующие тенденции.

    Управленческий учет призван облегчить процесс принятия решения, обеспечивая его информацией, относящейся к каждому решению (количественной и качественной), в той форме, в какой она может быть легко использована руководителями. Важно запомнить, что управленческий учет может только помочь руководителям в принятии ими решения. Он не заменяет и не может заменить суждения и опыта, применяемого ими в этих случаях.

    Принятие решений является конечной, итоговой задачей ведения управленческого учета. Именно на обеспечение возможности принимать верные решения направлен управленческий учет.


    ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

     2.1. Интегрированная и автономная модели управленческого учета    

    В практике управленческого учета на Западе существует два варианта связи управленческой и финансовой бухгалтерии. Эта связь осуществляется при помощи контрольных счетов, какими являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами имеет место интегрированная (монистическая) подсистема учета на предприятии. Если подсистема управленческого учета автономная, замкнутая, используются парные контрольные счета одного и того же наименования, т.е. отраженные, зеркальные счета, или счета-экраны.

    Интегрированная (монистическая, однокруговая) модель учета.

         Счета управленческого и финансового учета, отражающие затраты на производство, ведутся в единой системе бухгалтерского учета без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета.

         Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся одновременно к управленческому и финансовому учету. Для сохранения коммерческой тайны на счетах финансового учета регистрируется лишь сальдо, а обороты, показывающие хозяйственные операции, отражаются в системе управленческого учета. Передача данных из одной системы в другую осуществляется через специально выделенный передаточный счет.

             Важнейшим фактором при создании системы управленческого учета является экономическая эффективность. Это те выгоды, которые предприятие получает от наличия учета за счет улучшения качества принимаемых решений. Внедрение и эксплуатацию системы управленческого учета только тогда можно считать оправданным, когда полученный в результате положительный эффект превосходит необходимые для создания данной системы затраты. При этом необходимо понимать, что, хотя отдача от внедрения системы учета поддет немедленно, срок окупаемости затрат на её внедрение может быть достаточно продолжительным. Экономическая эффективность в значительной мере диктует как масштаб системы управленческого учета, так и степень её компьютеризации. Традиционно отечественный бухгалтерский учет осуществляется в рамках единого счетного плана, т.е. по интегрированной схеме.

             Многие российские предприятия, понимая важность проблем, решаемых управленческим учетом, уже сейчас пытаются самостоятельно организовать такой учет на базе ныне действующего счетного плана.

    Автономная (дуалистическая, двухкруговая) модель учета.

    В автономной модели учета финансовый и управленческий учет каждый в отдельности представляет собой замкнутый круг учета. В финансовом учете задействованы те счета, которые формирую балансовые статьи (отчетный баланс) и показатели финансовой отчетности.

    Существуют несколько вариантов автономной модели учета. Каждые системы учета балансируются, причем в системе управленческого учета фиксируются только обороты, следовательно, имеет место только взаимное балансирование общей суммы дебетовых и кредитовых оборотов. Единство и слаженность обеих бухгалтерских систем обеспечивается с помощью специально выделяемых передаточных счетов (передающих информацию из одного круга счетов в другой).

    В состав счетов управленческого учета включаются счета по учету затрат на производство готовой продукции, товаров и реализации. На этих счетах отражается конфиденциальная информация о формировании затрат по местам возникновения, центрам затрат и центрам ответственности, по носителям затрат – калькуляционным объектам, по статьям себестоимости и сметным статьям. Здесь фиксируется объем производства и себестоимость продукции по видам, формируется производственная себестоимость, отражаются общие периодические затраты, характер и величина производственных потерь, отклонение фактической производственной себестоимости от нормативной. Счета этих разделов содержат информацию о товарообороте, наценке, обороте по реализации продукции, другую информацию, представляющую коммерческую тайну предприятия. Такую информацию желательно скрыть от конкурентов, она внутреннего потребления. Выделение ее в самостоятельную систему счетов бухгалтерского учета позволяет лучше обеспечить конфиденциальность внутрихозяйственной информации, чем при интегрированной системе учета.

    Бухгалтерскую информацию второго круга счетов создают из счетов III, IV раздела Плана счетов бухгалтерского учета. В этих разделах сконцентрированы в основном операционные счета, информационное значение которых заключается в показателях их оборотов.


    2.2. Связь управленческого учета с производством, финансовым и налоговым учетом

    Бухгалтерский учет наряду с оперативным, статистическим и налоговым входит в общую учетную систему предприятия и подразделяется на две части: финансовый и производственный, объектом которого выступают затраты и доходы организации. Аналитическая информация производственного учета используется исключительно для внутреннего управления. В финансовом же учете в основном собирается информация, не являющаяся коммерческой тайной предприятия, в связи с чем ее представляют также внешним пользователям.

    Производственный учет сегодня призван следить за издержками производства и доходами предприятия и выявлять возможные резервы повышения рентабельности производственно-коммерческой и финансовой деятельности. Он должен четко и детально отражать все процессы, связанные с производством и реализацией продукции на предприятии.

    Сравнительная хар-ка финансового, управленческого и налогового учетов.

    Область сравнения

    Финансовый учет

    Управленческий учет

    Налоговый учет

    Обязательность ведения учета

    Ведение учета обязательно

    Ведение учета необязательно

    Ведение учета обязательно

    Цель ведения учета

    Составление финансовых документов для внешних пользователей

    Информационное обеспечение внутрифирменного управления

    Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплат в бюджет налогов

    Правила ведения учета

    Основан на общепринятых принципах

    Учетные принципы формируются организацией самостоятельно исходя из целей и задач внутрифирменного управления

    Основной принцип учета-обеспечение непрерывного отражения фактов хозяйственной деятельности, влекущей за собой изменение размера налоговой базы

    Пользователи информации

    Внешние и внутренние пользователи бухгалтерской информации

    Различные уровни внутрифирменного управления

    Внешние и внутренние пользователи

    Основной внутренний документ, определяющий порядок ведения учета

    Учетная политика для целей ведения финансового учета

    Учетная политика для целей ведения управленческого учета

    Учетная политика для целей ведения налогового учета

    Принцип группировки расходов

    По экономическим элементам

    По статьям калькуляции

    По экономическим элементам

    Основной объект учета и отчетности

    Организация как юридическое лицо

    Структурные подразделения

    Организация как юридическое лицо

    Периодичность представления отчетности

    Устанавливается законодательными актами

    По мере необходимости, в соответствии с принципами целесообразности и экономичности

    По мере окончания налогового периода

    Необходимость использования метода двойной записи

    Использование обязательно

    Использование возможно, но не обязательно

    Использование не предусмотрено

     2.3. Формы управленческих отчетов и их создания

    Управленческая отчетность — это информация, которую используют руководители. Разработка управленческой отчетности — это организаторская, а не экономическая, задача, и она требует системного подхода.

    Состав, содержание и формы управленческой отчетности разрабатываются с учетом следующих принципов:

    - релевантности. Это означает, что отчетность должна быть основой для принятия управленческих решений, а не просто информировать ее пользователей о работе компании;

    - оперативности. Чтобы соблюсти этот принцип, финансовый специалист должен спланировать сроки представления управленческой отчетности, а также объем и формат данных, которые она будет содержать;

    - адресности. Отчеты необходимо представлять конкретным менеджерам в соответствии с их положением в иерархии управления;

    - достаточности. Детализация показателей должна быть достаточной, но не избыточной;

    -аналитичности. Необходимо, чтобы управленческая отчетность предоставляла пользователям возможность быстро ее анализировать;

    - понятности. Отчеты, которые составлены на основе анализа полученной информации, должны быть наглядны и не вызывать у менеджера дополнительных вопросов;

    - достоверности;

    - сопоставимости. Пользователи отчетности должны иметь возможность сравнить учетные данные за различные периоды.

    Управленческую отчетность можно формировать в текстовом, графическом или табличном виде.

    Конкретное содержание отчетности, специфика инструментов и методов, применяемых в системе учета, а также форма представления информации зависят от статуса центра ответственности. Например, бухгалтерия может дополнительно к табличному отчету с отклонениями представить текстовое объяснение их причин. А руководителю центра инвестиций для наглядности хозяйственной деятельности лучше использовать графики и диаграммы.

    Текстовый вариант чаще всего используют, чтобы объяснить причины отклонений каких-либо показателей от плановых или описать технологические процессы. Такие отчеты обычно составляют в виде служебных и докладных записок. Либо руководитель может раздавать указания подчиненным при помощи приказов и распоряжений.

    Графическая информация позволяет наглядно отобразить хозяйственные процессы компании или результаты расчетов показателей ее деятельности. Поэтому аналитики чаще всего используют именно этот вариант.

    Таблицы – наиболее удобная и привычная форма представления информации. В них легко отразить плановые и фактические показатели, а также отклонения по ним. 

    В целом управленческая отчетность представляет собой данные, которые систематизированы по центрам затрат и центрам ответственности. С ее помощью можно отслеживать показатели деятельности подразделений компании, а также оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров.

    Существует большое разнообразие форм и методик формирования управленческой отчетности. Одни компании используют только Отчет о прибылях и убытках, другие - только Бюджет доходов и расходов с плановыми и фактическими значениями. Третьи вдобавок к этим формам составляют Баланс, Отчет о движении денежных средств и другие отчеты. Есть компании, которые специально разрабатывают свои формы отчетности, которые причудливым образом комбинируют доходы и расходы с денежными потоками.
















    ГЛАВА 3 ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

    3.1. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета

    Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

    Для ведения управленческого учета большинство компаний используют данные, представленные в финансовой отчетности. Но следует учитывать плюсы и минусы такого подхода.

    Основные недостатки:

    - несвоевременное отражение в бухгалтерском учете необходимой информации (документы приходят с опозданием…);

    - жесткая регламентация Российского БУ не позволяет сформировать информацию во всех необходимых разрезах (подробности сделки, размер скидки определенному покупателю, % коммерческого кредитования по каждому контрагенту);

    - невозможность создания дополнительной аналитики к счету БУ из-за несовершенства программного обеспечения.

    Основные достоинства:

    - не требуется создание дополнительной структуры на предприятии для ввода и обработки первичных документов для управленческих целей;

    - использование единой информационной базы сводит к минимуму расхождения между системами финансового и управленческого учета;

    - не требуются значительные инвестиции в комплексные информационные системы.

    Для устранения недостатков финансового (бухгалтерского) учета создаются системы управленческого учета и бюджетирования.

    Управленческий учет необходим для нормального функционирования и развития предприятия. С его помощью руководители и менеджеры определяют основное направление развития фирмы с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Управленческий учет позволяет правильно учесть все внутренние и внешние факторы в постановке конкретных целей развития предприятия и путей их достижения, обеспечивает взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, позволяет минимизировать издержки и открывает все возможные дополнительные источники ресурсов внутри фирмы.

    Разработка систем управленческого учета, а также использование и интерпретация информации, произведенной этими системами, являются решающими для успеха производственных и сервисных организаций в сегодняшней глобальной конкурентной и полной вызовов технологической среде.

    Взаимодействие управленческого и финансового учета достига­ется на основе преемственности и комплексного использования пер­вичной информации, единства норм и нормативов, а также единства нормативно-справочной информации в целом, дополнения информации одного вида учета данными другого, однократной фиксации всей исходной переменной информации в первичном учете, взаимопро­никновения методов или их элементов, приближения учетной информа­ции к местам принятия решений, единого подхода к разработке задач управленческого и финансового учета производства при проектирова­нии или совершенствовании систем автоматизированного управления производством.

    Результаты управленческого учета могут быть представлены в произвольной форме. Обязательных форм, бланков не существует.

    Управленческий учет субъективен и конфиденциален. Порядок формирования показателей производственно-хозяйственной деятель­ности организации в системе управленческого учета является его ком­мерческой тайной.

    Управленческий и финансовый учет образуют единую систему бухгалтерского учета на предприятии. Общепринятые принципы финансового учета действуют и в управленческом учете. Предъявляются единые требования в первичной документации, которая является источником информации как для финансового, так и управленческого учета.

    Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета

    Область сравнения

        Финансовый учет

           Управленческий учет

    Обязательность ведения учета

    Ведение обязательно. Обязанность вести финансовый учет с использованием аналитических счетов определена Федеральным законом Российской Федерации от 26.11.1996 г. №139-ФЗ «О бухгалтерском учете», действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ.

    Ведение зависит от воли руководства. Собирается и обрабатывается информация, ценность которой для управления не ниже затрат на ее получение.

    Цель ведения учета

    Подготовка информации для внешних пользователей об активах и обязательствах компании, финансовых результатах ее деятельности, т.е. внешней отчетности.

    Обеспечение менеджмента компании достоверной и оперативной информацией, необходимой для планирования, анализа, контроля, принятия решений.

    Документация

    Перечень реквизитов первичных документов устанавливается законодательно

    Перечень реквизитов устанавливается в зависимости от целей управления

    Пользователи информации

    Внешние (акционеры, инвесторы, налоговые органы, покупатели и т.д.) и внутренние пользователи (менеджмент).

    Только внутренние пользователи, в соответствии со своей компетенцией.

    Оценка

    Осуществляется в национальной денежной единице с использованием методов, определенных законодательно

    Помимо методов оценки, определенных законодательно, возможно использование альтернативных подходов.

    Калькуляция

    Возможно калькулирование полной или производственной себестоимости в соответствии с учетной политикой организации для целей ведения финансового учета

    Исходя из потребностей управления могут использоваться различные методики калькулирования себестоимости

    Счета и двойная запись

    Обязательны

    Возможны

    Степень регламентированности

    Регламентируется нормативными актами (Закон о бухгалтерском учете, ПБУ). Внешние пользователи должны быть уверены в том, что бухгалтерские документы составлены в соответствии с общепринятыми правилами, а публичная отчетность подтверждается аудиторами.

    Отсутствие законодательной регламентации, использование Приказа об учетной политике или других внутрифирменных документов.

    Привязки ко времени

    Отражает финансовую историю организации. Бухгалтерские проводки выполняются уже после совершения соответствующих операций.

    В структуру управленческого учета наравне с информацией отражающей финансовую историю организации включаются оценки и планы на будущее.

    Тип информации

    Финансовые документы, являющиеся конечным продуктом финансового учета, содержат информацию в стоимостном (денежном) выражении.

    В управленческом учете фигурирует информация как в стоимостном, так и в натуральном выражении.


    Финансовый бухгалтерский учет – сложная информационная система учета и отчетности, требующая специальных знаний для профессионального суждения об оценках, признании, раскрытии информации. Главный бухгалтер как специалист по финансовому учету представляет собой самостоятельное подразделение любой организации. Активным субъектом управленческого учета выступает бухгалтер-менеджер, бухгалтер-управленец. От него требуются несколько иные знания, чем от бухгалтера, ведущего финансовый учет.

         Управленческий учет – новая комплексная отрасль знания. Он объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и операционный учет, управленческий анализ, ряд других. В этом его большое преимущество, т.к. именно на стыке наук, при использовании разных научных методов, происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям.

    3.2. Бюджетирование в системе управленческого учета

    Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно бюджет – это план.

    Планирование – это особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия.

    Различают текущее (краткосрочное)планирование (разработка смет, бюджетов) – сроком до года – и перспективное планирование (сроком более года).Обычно перспективные планы разрабатываются сроком на 3-5 лет.

    При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь пойдет о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.

    Смета (или бюджет) – это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.

    Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и корректирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления становиться ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития.

    Использование бюджета создает для организации следующие преимущества:

    1. Планирование помогает контролировать деятельность организации. Без наличия плана управляющий, как правило, только реагирует на обстановку, вместо того, чтобы ее контролировать. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия.

    2. Бюджет является составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений. В отсутствии бюджета, при сравнении показателей текущего периода с предыдущими можно прийти к ошибочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов может включать в себя результаты низко производительной работы. Улучшение этих показателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало. При использовании показателей предыдущих периодов не учитывает появившиеся возможности, которых не существовало в прошлом.

    3. Бюджет является средством координирующим деятельности различных подразделений организации. Оно побуждает управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность, принимая во внимание интересы организации в целом.

    4. Бюджет – основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей: работа менеджеров оценивается по отчетам о выполнении бюджета; сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действия. Наконец, с помощью бюджета проводится анализ отклонений.

    Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов как:

    - планирование с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а так же ее структурных подразделений;

    - определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;

    - обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

    - корректировка планов, с учетом приложенных поправок.

     В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

    a) генеральный и частные;

    б)  гибкие и статистические.

    Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия называется генеральным бюджетом. Цель генерального бюджета – объединить и суммировать суммы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.

    В результате составления генерального бюджета создаются:

    - прогнозируемый баланс;

    - план прибылей и убытков;

    - план движения денежных средств.

    Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:

    1.   Операционный бюджет – часть генерального бюджета, включающая план прибылей и убытков, который реализуется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации.

    2.   Финансовый бюджет – часть генерального бюджета, включающая бюджеты капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.

    Бюджет может разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (когда в течение первого квартала рассматривается смета второго квартала и составляется смета на первый квартал следующего года, т. е. бюджет все время проецируется на год вперед).

    Также бюджеты разделяют на статический и динамический.

    Статический бюджет – это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Иными словами, в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.

    При сравнении статического бюджета с фактическими достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, то есть все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации.

    Гибкий бюджет – это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, то есть предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

    В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются.

    Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затрудняет понимание значения и точности данных. Недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений и взаимосвязей данных, принятых в документе. Бюджет не может содержать одновременно, и доходы, и расходы, нет необходимости чтобы они были сбалансированы. При подготовке бюджета необходимо начать с ясно формированного его названия или заголовка и указания периода времени, для которого он составляется.



    3.3. Использование маржинального дохода в целях управленческих решений

    Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

    Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Он был разработан в 1930г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971г. Н.Г. Чумаченко, а позднее — А.П. Зудилиным.

    В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

    Маржинальный доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

    Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

    Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

    - безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

    - зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

    - необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

    -критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

    - критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

    С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа.

    Основные этапы анализа

    - сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа;

    - определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции;

    - расчет величины исследуемых показателей;

    - сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей;

    - факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей;

    - прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

    Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

    - необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные;

    - переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

    - постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

    -тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

    - эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

    - пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

    Ключевыми элементами маржинального анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия. Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности. Уровень эффекта финансового рычага указывает на финансовый риск, связанный с предприятием. Поскольку проценты за кредит относятся к постоянным издержкам, наращивание финансовых расходов по заемным средствам сопровождается увеличением силы операционного рычага и возрастанием предпринимательского риска.

    Идеальные условия для бизнеса — сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой. Маржинальный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда — в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками.

    Расчет порога рентабельности начинают с деления издержек на переменные и постоянные, так как без этого невозможно вычислить валовую маржу. Сопоставив ее с суммой выручки, получают так называемый коэффициент валовой маржи — долю валовой маржи в выручке от продажи.

    Постоянные издержки делят на коэффициент валовой маржи и получают порог рентабельности. Превышение фактической выручки от продажи над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.

    Прогнозируемая прибыль рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой маржи (этот способ расчета прибыли легко обосновывается проверкой тождества: Запас финансовой прочности умножают на коэффициент валовой маржи и получают прибыль).

    Анализ прибыли производится с целью определения реальной величины чистой прибыли и ее качества, стабильности основных элементов балансовой прибыли, тенденций их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, «зарабатывающей» способности предприятия. Для достижения этих целей в процессе анализа по показателям прибыли, используемым в хозяйственной практике, изучаются: выполнение плана (проекта, прогноза) и динамика; факторы их формирования; резервы роста; направления, пропорции и тенденции распределения прибыли.

    В процессе анализа дается оценка плана (прогноза) прибыли. Результаты анализа используются и для выбора наилучшего варианта инвестиций, развития предприятия с учетом перспектив. По результатам анализа разрабатываются конкретные рекомендации по наиболее эффективному использованию заработанной прибыли, выявленных резервов ее роста. Анализ должен дать ответ и на вопросы о влиянии на прибыль нарушения договорной, технической, технологической, финансовой дисциплины.

    Источниками информации для анализа прибыли являются учетные данные, формы (расчеты) плана экономического и социального развития или бизнес-плана по формированию прибыли и др.

    Прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от продажи по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

    Выделяют несколько методов анализа и планирования прибыли. Главные из них — метод прямого счета и аналитический.

    Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от продажи продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:

    П = (В х Ц) - (В х С),

    где П — плановая прибыль;

    В — выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

    Ц — цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

    С — полная себестоимость единицы продукции.

    Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года. Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

    Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

    При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

    - определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

    - исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

    - учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.

    Используя данный метод, прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Следует отметить, что при прямом методе оценки и анализа плановая прибыль определяется как общая сумма, без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе проявляются как положительно, так и отрицательно воздействующие на прибыль факторы.




    Практическая часть. Задача № 1.

    ЗАО «Индустрия Строительства Связи» занимается сооружением объектов связи. Организационная структура этой организации представлена двумя производственными подразделениями (строительно-монтажное управление и линейно-кабельный отдел) и тремя непроизводственными подразделениями (договорный отдел, отдел подготовки производства и управление механизации).

    Центр ответственности

    Затраты, руб.

    Договорный отдел (ДО)

    35 000

    Отдел подготовки производства (ОПП)

    54 000

    Управление механизации (УМ)

    98 000

    Строительно-монтажное управление (СМУ)

    135 000

    Линейно-кабельный отдел (ЛКО)

    178 000

    ИТОГО

    500 000

    Требуется:

    Распределить затраты непроизводственных подразделений между производственными секторами:

    1)   Методом прямого распределения затрат;

    2)   Методом пошагового распределения затрат;

    3)   Методом взаимного распределения затрат (двусторонним).

    При распределении затрат прямым методом за базу распределения принять выручку производственных подразделений, считая, что доля СМУ в общей выручке организации составляет 40%, а ЛКО – 60%.

    При распределении затрат пошаговым методом исходить из следующего. Услуги договорного отдела потребляются как производственными подразделениями (СМУ и ЛКО), так и ОПП и УМ; услуги ОПП потребляются производственными подразделениями и УМ, а услуги УМ – производственными подразделениями.

    В процессе распределения использовать следующую информацию:

    · Численность работающих в договорном отделе и ОПП – по 10 человек, в УМ – 20 человек, в СМУ – 30 человек и ЛКО – 40 человек;

    · Потребности в комплектах разрешительной документации на производство работ, подготавливаемых ОПП: УМ – 10 комплектов, СМУ – 40 комплектов, ЛКО – 50 комплектов;

    · Количество выходов машин: для СМУ – 20, для ЛКО – 30.

    При распределении затрат двусторонним методом договорный отдел и отдел подготовки производства объединить в одно подразделение – отдел документированного обеспечения.

    Решение:

    Метод прямого распределения затрат:

    Расходы по каждому обслуживающему подразделению относятся на производственные сегменты напрямую, минуя прочие обслуживающие подразделения. Он применяется в тех случаях, когда непроизводственные центры ответственности не оказывают друг другу услуги. Затраты распределяются пропорционально какой-либо базе распределения. В качестве базы могут выступать процент потребления каждым производственным подразделением услуг непроизводственных подразделений, доля выручки от реализации каждого производственного центра затрат в общем объеме выручки.

    За базу распределения, по условию, принимаем выручку производственных подразделений, считая, что доля СМУ в общей выручке организации составляет 40%, а ЛКО – 60%.

    Показатель

    Производственное подразделение

    Итого

    СМУ

    ЛКО

    Прямые затраты, руб.

    135 000

    178 000

    313 000

    Доля в выручке от реализации услуг, %

    40

    60

    100

    Распределение затрат ДО

    14 000

    21 000

    35 000

    Распределение затрат ОПП

    21 600

    32 400

    54 000

    Распределение затрат УМ

    39 200

    58 800

    98 000

    Всего затрат после распределения, руб.

    209 800

    290 200

    500 000

    Метод пошагового распределения затрат:

    Применяется в тех случаях, когда непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке. Общий принцип распределения затрат состоит в следующем: производственному подразделению, потребляющему большую часть услуг непроизводственного подразделения, должна приписываться пропорционально большая часть затрат этого сегмента. Процесс распределения затрат непроизводственных подразделений между производственными осуществляется поэтапно.

    Шаг 1: Распределяются затраты ДО. База распределения – количество работающих. Исходя из численности работающих в центрах ответственности получаем соотношение 10:10:20:30:40, или 1:1:2:3:4. Затраты ДО (35 000) распределяются между остальными центрами ответственности в соотношении 1:2:3:4 (всего частей 10). Делим затраты ДО (35 000) на 10 частей: 35000/10=3500. Затем 3500 умножаем на полученные части для каждого подразделения и прибавляем к затратам. Получаем промежуточный расчет.

    Шаг 2: Распределяются затраты ОПП. Базовой единицей в данном случае являются комплекты разрешительной документации. Потребности в комплектах разрешительной документации на производство работ, подготавливаемых ОПП: УМ – 10 комплектов, СМУ – 40 комплектов, ЛКО – 50 комплектов. Получаем соотношение 10:40:50 или 1:4:5 (всего 10 частей). Затраты ОПП делим на 10 частей: 57 500/10=5750, которые затем умножаем на полученные части отдельно для каждого подразделения и прибавляем к затратам. Получаем промежуточный расчет.

    Шаг 3: Распределяются затраты УМ. Количество выходов машин: для СМУ – 20, для ЛКО – 30. Получаем соотношение 20:30 или 2:3 (всего частей 5). Затраты УМ (110750) делим на 5: 110750/5=22150, умножаем их на полученные части для каждого центра ответственности и прибавляем к затратам. Получаем итоговые данные распределения.

    Показатель

    Затраты

    ДО

    Промежуточный расчет

    ОПП

    Промежуточный расчет

    УМ

    Общие затраты

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    ДО

    35 000

    35 000*

    -

    -

    -

    -

    -

    ОПП

    54 000

    3 500

    57 500

    57500*

    -

    -

    -

    УМ

    98 000

    7 000

    105 000

    5 750

    110 750

    110750*

    -

    СМУ

    135 000

    10 500

    145 500

    23 000

    168 500

    44 300

    212 800

    ЛКО

    178 000

    14 000

    192 000

    28 750

    220 750

    66 450

    287 200

    Итого:

    500 000


    500 000


    500 000


    500 000


    Метод взаимного распределения (двусторонний):

    Применяется в тех случаях, когда между непроизводственными подразделениями происходит обмен внутрифирменными услугами. Однако вручную без использования программного продукта его можно применить лишь при наличии двух непроизводственных центров ответственности. При распределении затрат договорный отдел (35000) и отдел подготовки производства (54000) объединить в одно подразделение – отдел документированного обеспечения - ОДО (89000). Расчеты выполняются в следующее последовательности:

    1)   Определяется показатель, выступающий в роли базы распределения, и, основываясь на нем, рассчитывают соотношение между сегментами, участвующими в распределении затрат (в качестве базы распределения выберем прямые издержки).

    2)   Рассчитываются затраты непроизводственных подразделений, скорректированные с учетом двухстороннего потребления услуг. Для этого составляется следующая система уравнений:

    К= 98 000+0,238А

    А= 89 000+0,221К,

    где А – скорректированные затраты ОДО, руб.;

          К – скорректированные затраты УМ, руб.

    Центры, оказывающие услуги

    Центры, потребляющие услуги

    Итого

    УМ

    ОДО

    СМУ

    ЛКО

    ОДО:






    прямые затраты, руб.

    98 000

    -

    135 000

    178 000

    411 000

    доля прямых затрат в общей их сумме, %

    23,84

    -

    32,85

    43,31

    100,00

    УМ:






    прямые затраты, руб.

    -

    89 000

    135 000

    178 000

    402 000

    доля прямых затрат в общей их сумме, %

    -

    22,14

    33,58

    44,28

    100,00


    Решаем систему методом подстановки, скорректированные затраты распределяются между центрами ответственности.

    Распределение затрат непроизводственных подразделений

    Производственные центры ответственности

    Итого

    СМУ

    ЛКО

    УМ:




    125799*0,336

    42268

    -

    -

    125799*0,443

    -

    55729

    -

    ОДО:




    116802*0,329

    38428

    -

    -

    116802*0,433

    -

    50575

    -

    Всего распределено

    80696

    106304

    187000

    Прямые затраты

    135 000

    178 000

    313000

    Итого затрат

    215839

    284161

    500000








    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В условиях перехода предприятия к рынку значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователя.

    Изучив выбранную тему, мы узнали о назначении и основных принципах управленческого учета, рассмотрели сравнительную характеристику финансового и управленческого учета.

    Узнали, что в управленческом учете  основным источником информации является бухгалтерский учет. Основной задачей управленческого учета является подготовка необходимой информации для принятия оптимальных управленческих решений по совершенствованию производственного процесса и тем самым оптимизация процесса управления.

    Целью формирования системы управленческого учета является составление в необходимые сроки и в требуемых объемах управленческой отчетности, которая предназначена для руководителей организации всех уровней управления.

    Тактика управленческого учета включает организацию, учет, контроль, мотивацию, анализ и регулирование ранее принятых решений, а также ответственность за их исполнение.

    Стратегия управленческого учета представляет собой систему анализа, прогнозирования, планирования и координации управленческих решений, определяющих развитие организации на длительный период.

    Выяснили основные отличия управленческого учета от финансового. Несмотря на наличие объединяющих признаков, эти два вида бухгалтерского учета существенно отличаются друг от друга. Это отличие обусловлено разграничением сфер воздействия управленче­ского и финансового учета.

    Поэтому можно сказать, что ведение управленческого учета на любом предприятии – это залог успешного экономического развития, повышения эффективности использования экономического потенциала собственного и заемного капитала, достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

    Значимость данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях развития рыночной экономики ведение управленческого учета на предприятии приобретает все большее значение.













    Список использованной литературы:

    1. Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. Бухгалтерский учет. Учебник. 2002.М.: Бухгалтерский учет.

    2. Балакирева Н.М., Гущина И.Е. Управленческий учет: Основы теории и практики. – М.: КНОРУС, 2004

    3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. И перераб. – М.: ИКФ Омега – Л, Высш. Школа, 2005


    4.Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Юристъ, 2003


    5.Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003


    6.Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие – М.: Инфра-М, 2005

    7. Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Цели и задачи управленческого учета. Бухгалтерский учет. 2000. №19.

    8. Полковский Л.М. Основы управленческого учета: Учебное пособие – М.: Экономика и финансы, 2003


    9. Управленческий учет: Учеб. Пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. М: ИД ФБК Пресс, 2002

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Курсовая СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.