Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Органы государственной власти

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Органы государственной власти
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:33:52
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Введение

    1. Критерии классификации государственных органов

    2. Понятие органов государства

    3. Органы государственной власти по принципу разделения властей

    3.1. Законодательные  органы государственной власти

    3.2. Органы исполнительной власти

    3.3. Судебные органы

    4. Президент РФ – глава государства

    5.Органы государственной власти с особым статусом

    Заключение

    Список использованной литературы





















    Введение


    Научная и практическая актуальность темы обусловлены реальными потребностями современной российской жизни и практики.

    дело в том, что со времени крупнейших политических и социально-экономических, а также государственно-правовых (в самом широком смысле этих понятий) преобразований, осуществленных в России в последние десять с лишним лет, не издано пособия по проблемам теории и практики органов государственной власти в России в современный период.

    Лишь отдельные аспекты данной многогранной и чрезвычайно широкой, объемной по кругу вопросов и граней темы нашли частичное отражение в многочисленных диссертациях, а также в публикациях Б. М. Лазарева, Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова, Б. А. Страшуна, С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, Б. Н. Габричидзе, О. Е. Кутафина, Б. П. Елисеева, И. Л. Бачило, А.Г. Чернявского, Г. В. Атаманчука, К. С. Вельского, В. Е. Чиркина, С.С. Алексеева; В. В. Лазарева, Е. А. Лукашевой и других известных специалистов в области конституционного и административного права и теории права и государства.

    Поэтому авторы предприняли попытку подготовить и издать монографию, в которой в комплексном плане излагаются вопросы характера и статуса органов государственной власти современной России в условиях рыночных отношений, развития правового государства.

    Актуальность темы обусловлена возрастанием экономической роли государства, экономической функции права, экономической деятельности всех ветвей власти и ее органов Президента РФ, президентов глав республик в составе Российской Федерации, федеральных органов, в первую очередь Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, всех федеральных органов исполнительной власти, органов судебной власти, а также органов государственной власти субъектов Федерации.

    Рассматриваемая тема — «Виды государственных органов» - важна и актуальна. Современное особое внимание к данной теме вызвано, потребностями существующей в нашей стране практики и особенно перспективами развития современного государства. А это, в свою очередь, требует самого пристального внимания.

    Цель данной работы раскрыть виды государственных органов.

    Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

    - раскрыть понятие органов государственной власти;

    - описать по каким критериям классифицируются органы государственной власти;

    - охарактеризовать органы государственной власти по принципу разделения властей;

    - охарактеризовать Президента РФ - как главу государства;

    - охарактеризовать органы государственной власти с особым статусом;


















    § 1. Критерии классификации государственных органов


    Государственные органы многообразны. Они могут подразделять­ся по следующим критериям:

    - по порядку образования — органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодатель­ные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

    - по форме реализации государственной деятельности — на зако­нодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензен­ское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно вы­ражать в законах волю и интересы общества; исполнительно-распоря­дительные органы (Правительство РФ, министерства, ведомства, го­сударственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов; судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбит­ражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы горного и промышленного надзора, ор­ганы надзора по ядерной и радиационной безопасности);

    - по принципу разделения властей — на законодательные (Феде­ральное Собрание Российской Федерации, состоящее из Государст­венной Думы и Совета Федерации; республиканские и областные законодательные структуры), исполнительные (Правительство Российской Федерации, министерства, ведомства, государственные комите­ты РФ, региональные правительства, администрации и т.п.) и судебные (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ);

    - по иерархии — на федеральные (Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), республиканские (Президенты Татарстана, Башкортостана, Ингушетии, министерство внутренних дел Дагестана и т.д.), местные (губернатор Астраханской области, правительство Пензенской области, прокуратура Саратовской области и т.п.);

    - по характеру подчиненности — на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойно­го» («вертикально-горизонтального») подчинения (милиция, государ­ственные банки и т.д.);

    -  по срокам полномочий — на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для решения определенных задач (вре­менная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

    - по способу принятия решений — на коллегиальные (Государст­венная Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и единоначальные (Президент РФ, министр, губернатор и т.п.);1

    - по правовым формам деятельности -- на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правоприменительные (Министерство образования РФ, управление юстиции Пензенской области) и правоохранительные (органы налоговой полиции, тамо­женные органы и т.д.);

    - по характеру компетенции — на органы общей компетенции, ко­торые в пределах своих полномочий принимают решения по любым  вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, ведом­ства, государственные комитеты и пр.), и т.п.

    ____________________

    1 Малько А.В МатузовН.И. «Теория государства и права2007г».

    § 2. Понятие органов государства

    Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

    Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:

    1. Все органы государства образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию. Другими словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе.

    2. Орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов.

    3. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главными задачами которого являются: обеспечение нормального функционирования общества; защита законных прав и интересов личности; охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

    При формировании органов государственной власти в странах с многонациональным составом населения в обязательном порядке должны учитываться такие факторы, как соотношение пропорционального представительства в органах государственной власти представителей от той или иной национальности или (если речь идет о “мусульманских”

    государствах) религии. Нередко эти проблемы являлись причиной ожесточенных вооруженных противостояний в государствах (Индия, Пакистан, Ливан, Ирак).

    Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. Остановимся более подробно на характеристике каждой из ветвей государственной власти.

    Роль органов государственной власти в осуществлении глубочайших социально-экономических преобразований в России объективно возрастает. Речь идет о совокупности объективных экономических факторов и условий, оказывающих существеннейшее влияние в обстановке рыночных отношений в России на формирование и функционирование органов государственной власти, всех их разновидностей и организационных форм.

    Одновременно чрезвычайно важны факторы субъективного характера, среди которых следует выделить в первую очередь создание соответствующих конституционно-правовых условий, предпосылок и гарантий эффективного функционирования единой системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Так, провозглашены и закреплены в Конституции РФ основополагающие принципы и начала осуществления государственной власти в России.

    “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

    Принципиальное нововведение Конституции РФ — это новое и расширительное понимание термина “орган государственной власти”.

    Важно, что органы государственной власти осуществляют сложнейшие задачи, функции и многогранные полномочия в иной обстановке, в условиях рыночных отношений, конституционного провозглашения равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности; права гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; Конституционной охраны права частной собственности.

    Перечисленные и иные фундаментальные начала экономического устройства России обусловили серьезные видоизменения характера функций и полномочий органов государственной власти. В условиях отказа от жесткой централизованной системы руководства и управления экономикой и социальной сферой происходит переход к сбалансированному, более гибкому и, динамичному государственному регулированию отраслей экономики и социальной инфраструктуры.


    3. Органы государственной власти по принципу разделения властей

    3.1. Законодательные  органы государственной власти


    Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республики в составе Федерации; думы, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также комитеты и комиссии палат Федерального Собрания. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ.[1]

    При демократическом государственном строе высшим и представительным законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе (например: Сейм - в Польше, Фолькетинг - в дании, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в США).

    Помимо введения парламентаризма в России Манифестом для спокойствия страны гарантировались: неприкосновенность личности; свобода слова, совести, собраний, союзов; декларировалось создание народного представительства в Государственной думе. Одновременно Манифест подчеркивал необходимость наведения в стране порядка.


    Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В  федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями. Численность парламентов в различных странах неодинакова. Федеральное Собрание России состоит из 450 депутатов Государственной думы и 176 членов Совета Федерации (по 2 представителя от каждого из 88 субъектов Российской Федерации).

    Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

    Контроль парламента над исполнительной властью. Парламент осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми

    разнообразными методами. Первый из них заключается в том, что парламент участвует в назначении различных должностных лиц, возглавляющих исполнительную власть.

    Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в парламентарных республиках. При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально. К примеру, Конгресс США занимается лишь подсчетом голосов избирателей при выборах президента. Только в Том случае, если один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов, Палата представителей избирает президента, а Сенат - вице-президента. Во Франции в выборах кандидата на пост главы государства участвуют члены парламента, более того, каждый депутат должен заручиться поддержкой не менее 100 лиц, в числе которых должны быть члены парламента, члены

    Экономического и социального совета, генеральные советники или выборные мэры.

    В зависимости от формы государственного правления парламент в той или иной мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинета и, таким образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства. В ряде стран главы правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов государственной власти. При такой избирательной системе парламент абсолютным большинством палат (палаты) избирает главу правительства, который затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.

    В некоторых странах согласно конституции парламент выражает свою точку зрения на кандидатуру главы правительства до формального акта его

    назначения. В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие.

    В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся посто­янно действующими органами парламента.

    Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществ­ляют предварительное рассмотрение законопроектов; организуют про­водимые палатами парламентские слушания и их подготовку к рас­смотрению палатой; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

    Кроме того, комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным зако­нам и способствуют реализации положений Конституции РФ и феде­ральных законов, а комитеты Государственной Думы вносят предложе­ния по формированию примерной программы законопроектной рабо­ты Думы на текущую сессию и календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц; рассматривают и исполняют поручения Совета Госу­дарственной Думы; дают заключения и предложения по соответствую­щим разделам проекта федерального бюджета; проводят анализ практики принятия законодательства; решают вопросы своей деятельности. I

    Состав комитетов Совета Федерации утверждается палатой боль­шинством голосов от общего числа членов палаты. Председатель коми­тета, его заместители избираются на его заседании большинством голо­сов от общего числа членов комитета. Председатель комитета утвержда­ется Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты. Председатель комитета, его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Федерации. Численный состав ка­ждого комитета определяется Советом Федерации, но не может быть менее восьми членов палаты.

    Все члены Совета Федерации входят в состав комитетов, за исклю­чением Председателя палаты и его заместителей. При этом член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты.

    Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные ко­миссии. Деятельность временных комиссий ограничивается опреде­ленным сроком и (или) конкретной задачей. Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия и персональный состав определяются по­становлением палаты.

    Согласно Регламенту Совета Федерации образуется Комиссия по регламенту и парламентским процедурам. Эта Комиссия является по­стоянно действующим органом Совета Федерации.

    Комиссия по регламенту и парламентским процедурам:

    а)   готовит заключение по принятым Государственной Думой феде­ральным законам по вопросам, регулирующим статус члена Совета Фе­дерации, и нормативные правовые акты, регламентирующие деятель­ность Совета Федерации;

    б)   анализирует и обобщает предложения, поступающие от комите­тов Совета Федерации, членов Совета Федерации, вырабатывает реко­мендации и вносит на рассмотрение Совета Федерации предложения о внесении изменений и дополнений в Регламент Совета Федерации;

    в)   консультирует руководство Совета Федерации, комитетов, ко­миссий палаты, членов Совета Федерации, руководителей Аппарата Совета Федерации, руководителей структурных подразделений Аппа­рата Совета Федерации по положениям Регламента Совета Федерации;

    г)   проверяет соответствие документов, подтверждающих полномо­чия членов Совета Федерации,  положениям  Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;

    д)   готовит заключения и вносит на заседание Совета Федерации проекты постановлений Совета Федерации о подтверждении, прекраще­нии (досрочном прекращении) полномочий членов Совета Федерации;

    е)   готовит заключения по представлению Генерального прокуро­ра РФ о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности;

    ж)   организует аналитическую работу по проблемам парламентских процедур в Совете Федерации, в том числе с использованием опыта парламентов иностранных государств, государств — участников Содру­жества Независимых Государств, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

    Своим постановлением от 7 июля 2004г. Совет Федерации создал Временную комиссию по законодательному обеспечению формирова­ния рынка доступного жилья в целях обеспечения координации работ по принятию законодательных актов, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования и создание условий для жилищно­го строительства в Российской Федерации. Основными задачами этой Комиссии признаны анализ законодательной базы по вопросам разви­тия системы ипотечного жилищного кредитования и жилищного строи­тельства в Российской Федерации; выработка стратегии законодатель­ной деятельности, направленной на дальнейшее совершенствование системы ипотечного жилищного кредитования; подготовка предложе­ний по разработке проектов федеральных законов, направленных на соз­дание условий для жилищного кредитования в различных формах, а так­же для увеличения объемов жилищного строительства; изучение опыта работы органов государственной власти субъектов Федерации, фондов жилищного строительства, ипотечных агентств и корпораций банков, риэлтерских, оценочных и страховых комиссий по развитию жилищно­го строительства и ипотечного кредитования. Срок действия Временной комиссии определен в три года.

    Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Думы данного созыва.

    Комиссии Государственной Думы формируется из числа депутатов Думы.

    Комитеты и комиссии имеют право вносить предложения по повестке дня заседания палаты. Представители комитета, комиссии имеют право выступать на заседаниях палаты с докладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого ими комитета, комиссии[2].

    3.2. Органы исполнительной власти


    К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти – Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти–федеральные министерства, службы и федеральные агентства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов федерации – президенты и главы администрации субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

    Для органов исполнительной власти характерно, что они образуются соответствующими руководителями исполнительной власти. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с  согласия Государственной Думы Председателя Правительства – заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

    Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер.

    Они обладают следующими признаками:

    - являются составной частью системы органов государственной власти;

    - порядок их образования, реорганизации и ликвидации осуществляется  в установленном законом порядке;

    - обладают специальным правовым статусом, закрепляемым в установленном порядке нормативным правовым актом;

    - обладают определенной организационной структурой, ориентированной на выполнение стоящих перед ними задач;

    - для них характерна определенная самостоятельность деятельности;

    - всегда действуют от имени государства;

    - наделяются специальной компетенцией и властными полномочиями, рассчитанными для обеспечения успешного выполнения возложенных на них задач;

    - их деятельность носит исполнительно-распорядительный характер.

    Ответственность исполнительной власти перед парламентом. В цивилизованных странах высшие органы исполнительной власти несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это выражается в следующем:

    - во-первых, глава государства (в парламентских республиках) или правительства (в президентских республиках) по решению высших представительных органов государственной власти лишается своих полномочий;

    - во-вторых, правительство одновременно с главой государства уходит

    в отставку;

           - в-третьих, парламент может лишить мандата отдельных членов правительства и на их место назначить новых;

    - в-четвертых, в соответствии с принципами, лежащими в основе парламентарной системы, роспуск парламента по требованию главы государства или правительства сопровождается их ответственностью перед парламентом.

    Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.

    Правительство РФ руководит работой министерств и иных феде­ральных органов исполнительной власти и контролирует их деятель­ность. Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»2 в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят федеральные министерства, федеральные службы и федераль­ные агентства.

    Функции федерального органа исполнительной власти, руково­дство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определя­ются указами Президента, а функции федерального органа исполни­тельной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство, — постановлением Правительства.

    Федеральное министерство является федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим функции по выработке государст­венной политики и нормативно-правовому регулированию в установ­ленной актами Президента РФ и Правительства сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правитель­ства министр Российской Федерации (федеральный министр).

    На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конститу­цией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства осуществляется исклю­чительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства.

    В установленной сфере деятельности оно не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента;

    Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

    утверждает ежегодный план и показатели деятельности федераль­ных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

    вносит в Правительство по представлению руководителя федераль­ной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оп­латы труда их работников;

    вносит в Министерство финансов РФ предложения по формирова­нию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

    вносит в Правительство проекты нормативных правовых актов, от­носящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятель­ности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Кон­ституцией РФ, федеральными конституционными законами, феде­ральными законами к компетенции Правительства;

    во исполнение поручений Президента, Председателя Правительст­ва дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение; имеет право отменить противоречащее федеральному законода­тельству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;

    назначает на должность и освобождает от должности по представ­лению руководителей федеральных служб, федеральных агентств за­местителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, фе­деральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент;

    назначает на должность и освобождает от должности по представ­лению руководителя федеральной службы, федерального агентства ру­ководителей территориальных органов федеральной службы, феде­рального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

    Министерство осуществляет координацию деятельности государст­венных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр вносит в Правительство предложение о назначении на должность (ос­вобождении от должности) руководителя государственного внебюджет­ного фонда; принимает нормативные правовые акты по сферам дея­тельности государственных внебюджетных фондов; вносит в Прави­тельство проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов, а также по пред­ставлению руководителя государственного внебюджетного фонда про­екты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда; назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в слу­чаях, устанавливаемых федеральным законом.

    Федеральная служба (службы) является федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступ­ностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус колле­гиального органа.

    В пределах своей компетенции она издает индивидуальные право­вые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федераль­ных конституционных законов, федеральных законов, актов Президен­та и Правительства, нормативных правовых актов федерального мини­стерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту или находиться в ведении Правительства.

    Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, ус­танавливаемых указами Президента, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание плат­ных услуг.

    Федеральное агентство является федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государ­ственным имуществом и правоприменительные функции, за исключе­нием функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглав­ляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

    В пределах своей компетенции федеральное агентство издает инди­видуальные правовые акты на основании и во исполнение Конститу­ции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных зако­нов, актов и поручений Президента, Председателя Правительства и фе­дерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту. Оно ведет реестры, регистры и ка­дастры; не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента.

    Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находя­щихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, пол­номочия федеральных органов исполнительной власти, а также поря­док осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об этих органах исполнительной власти.

    Руководители федеральных органов исполнительной власти, руко­водство деятельностью которых осуществляет Президент, и их замести­тели назначаются на должность и освобождаются от должности Прези­дентом.

    Порядок взаимодействия между федеральными органами исполни­тельной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, а также порядок их взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются Президентом.

    Положения о федеральных органах исполнительной власти, руко­водство деятельностью которых осуществляет Президент, утверждают­ся Президентом.

    Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за ис­ключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, фе­деральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством по представлению федеральных министров, осуществ­ляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.

    Заместители руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осу­ществляет Президент, назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представле­нию руководителей федеральных служб, федеральных агентств.


    Порядок назначения на должность руководителей и членов колле­гиальных органов управления федеральных служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа, определяется Прави­тельством, если иное не установлено федеральным законом.

    Создание федеральных органов исполнительней власти, их реорга­низация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства.

    Президент в соответствии с Конституцией РФ, федеральными за­конами руководит деятельностью федеральных органов исполнитель­ной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и лик­видации последствий стихийных бедствий, утверждает по представле­нию Председателя Правительства положения о них и назначает их ру­ководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Со­вета Безопасности РФ.

    Правительство в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента координирует дея­тельность федеральных органов исполнительной власти, деятельно­стью которых руководит Президент.

    Положения о федеральных органах исполнительной власти, кроме подведомственных Президенту, утверждаются Правительством.

    Предельная численность и фонд оплаты труда работников цен­трального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством.

    Федеральный министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению Председателя Правитель­ства.

    Заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся федеральными мини­страми, руководители органов и организаций при Правительстве, чле­ны коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством.

    Руководители федеральных органов исполнительной власти, под­ведомственных Президенту, назначаются на должность и освобождают­ся от должности в особо устанавливаемом порядке.

    Правительство может создавать для осуществления своих полномо­чий свои территориальные органы и назначать соответствующих долж­ностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности тер­риториальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пре­делах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

    Правительство вправе учреждать организации, образовывать коор­динационные, совещательные органы, а также органы при Правитель­стве.

    Правительство вправе отменять акты федеральных органов испол­нительной власти или приостанавливать действие этих актов.

    3.3. Судебные органы


    Правосудие в демократическом обществе должно выполнять роль стража порядка и оплота справедливости. Предназначение судов заключается в защите и восстановлении нарушенных прав. В современных государствах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, а также провозглашенных прав и свобод.

    Органы судебной власти – Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, другие федеральные суды, а также суды субъектов федерации.

    Органы правосудия в совокупности составляют систему судебной власти РФ. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    В соответствии с конституцией РФ (ст.125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ.

    Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных  формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является Верховный Суд РФ.

    Высшим судебным органом по разрешению  экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных федеральным законам процессуальных формах судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ.

    В системе государственных властей судебной власти отведена роль уравновешивающего механизма, позволяющего эффективно направлять действия законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Взаимоотношения между исполнительной и судебной властями носят более жесткий характер, нежели между судебной и законодательной. В правовом государстве стремлению к доминированию исполнительной власти эффективно противостоит власть судебная. действующие законы в совокупности с объективно вынесенными судебными решениями обеспечивают в обществе принцип “господства права”.

    Высказывается мнение, что термины “Судебная власть” и “Правосудие” выражают одно и то же понятие. Однако глава 7 Конституции Российской Федерации называется “Судебная власть”. Это подчеркивает ее самостоятельный, относительно обособленный характер в системе ветвей государственной власти. Здесь не делается акцент на системе органов, осуществляющих судебную власть. В названной главе Конституции не говорится о системе органов судебной власти. В ч. З ст. 118 речь идет о судебной системе страны, которая устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом1.

    Судебная власть - одна из ветвей единой государственной власти, обладающая спецификой имеющейся у нее компетенции и реализующая свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    В ч. 1 ст. 118 Конституции РФ использован термин “правосудие”. Он отражает не только само содержание, но и функцию судебной власти. Однако судебная власть - сложное и многоэлементное явление, сердцевину которого и главное предназначение составляет деятельность судов по отправлению правосудия. Правосудие осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, уполномоченными рассматривать в судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела в определенной, установленной законом процессуальной форме.

    Таким образом, правосудие представляет собой один из видов государственной деятельности, осуществляемой только судами по поводу рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций, связанных с действительным или предполагаемым нарушением нормативных правовых актов.

    Единство судебной системы современной России определяется и централизованным порядком ее финансирования. Например, численность судей судов Российской Федерации (за исключением Конституционного Суда Российской Федерации) и работников аппаратов судов (без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

    При всем многообразии подходов к формированию судебной системы в различных странах общим для них является принцип пожизненного назначения судей па занимаемые должности. В своей совокупности суды образуют определенное единство, судебную систему.

    Конституция устанавливает важнейший, можно сказать, основополагающий принцип деятельности судей - их независимость и подчинение только закону. Независимость судей - основная гарантия и условие функционирования объективного и самостоятельного правосудия, способного в точном соответствии с законом защитить права и интересы человека и гражданина. Независимость и суда в целом, и судьи обеспечивается тем, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

    Принцип независимости судей помимо Конституции РФ закреплен в ряде Федеральных конституционных и Федеральных законов РФ: “О статусе судей РФ”; “О Конституционном Суде Российской Федерации”; “Об арбитражных судах Российской Федерации”; Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и т.д.1 Содержание данного принципа правосудия состоит в стремлении государства обеспечить такие условия, в которых суд может иметь реальную возможность принимать

    ответственные решения на прочной основе предписаний закона, и только закона, без вмешательства, давления или иного воздействия извне.

    Опыт многих десятилетий и даже столетий показывает, что суд относится к числу таких государственных учреждений, решения которых находятся всегда в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто граждан. Все, так или иначе заинтересованы в результатах судебного разбирательства конкретных дел.

    Поэтому возникает искус оказания воздействия на суды. Избежать этого позволяет комплекс мер, среди которых выделяются: реальный статус независимости судьи, который конституционно установлен; признание обязательности исполнения па всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательное закрепление единства статуса судей; финансирование функционирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

    Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” провозгласил принцип единства и федеральности судебной власти, ее централизованной сплоченности. Единство судебной системы страны обеспечивается путем:

    - установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным конституционным законом;

    - соблюдения всеми федеральными судами и судами субъектов Федерации установленных федеральными законами правил судопроизводства

    _________________________

    1 Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. — М., 2008. — с. 254.

    - применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и

    международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации.

    4. Президент РФ – глава государства

     Президент зани­мает особое место в системе органов государственной

    власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из трех ее ветвей.

    Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, обес­печена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», способствующая сбалансированному взаимодейст­вию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномо­чия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и фе­деральными законами, в необходимом взаимодействии с парламентом и Правительством РФ[3].

    В Конституции заложена система гарантий, препятствующих пре­вращению Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в ограничении периода полномочий Президента коротким четырехлетним сроком, порядком всенародных прямых выборов, их альтернативным ха­рактером, в недопустимости занятия поста Президента более двух сро­ков подряд, в возможности отрешения его от должности, признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

    В конституциях зарубежных стран вопрос о включении или невключении президента в исполнительную власть решается по-разно­му. Так, в классической президентской республике, которой является США, президенту принадлежит исполнительная власть, и такого органа, как правительство, не предусмотрено. В Азербайджане исполнительная власть принадлежит президенту. В Исландии своеобразно закреплено со­вмещение властей: законодательная власть принадлежит совместно Аль­тингу (представительный орган) и президенту, а исполнительная осуще­ствляется президентом и органами исполнительной власти. В Слове­нии исполнительную власть олицетворяет президент, в Австрии - президент и правительство.

    Невключение Конституцией РФ напрямую Президента в исполни­тельную власть не нарушает закрепленного в ст. 10 Конституции прин­ципа осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие ор­ганов государственной власти, возлагаемое на Президента.

    Кроме того, традиционно в системе органов государственной вла­сти любого государства должно быть лицо, персонифицировано пред­ставляющее государство в отношениях с другими государствами. В ми­ровой практике таким лицом в большинстве стран является президент.

    Поскольку Президент РФ не входит напрямую ни в законодатель­ную, ни в исполнительную, ни в судебную власть, встает вопрос о том, как именовать государственную власть, осуществляемую Президентом, и не нарушает ли эта власть традиционной системы трех ветвей власти.

    Представляется, что нельзя абсолютизировать концепцию разделе­ния власти на три ветви и полагать, что, кроме этих органов власти, нет и не может быть других носителей власти. Есть и местная власть, кото­рая также является публичной властью. Есть и президентская власть. Термин «президентская власть» получил в Российской Федерации и правовое закрепление в указах Президента о штандарте (флаге) Пре­зидента и о знаке Президента, в которых они определяются как символ президентской власти.

    Статус Президента РФ как главы государства проявляется во всех его конституционно и законодательно определенных полномочиях. Однако в обобщенной форме функции главы государства сформулиро­ваны в ст. 80 Конституции, установившей его дефиницию как главы го­сударства: Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушение Конституции, конституционный механизм за­щиты прав и свобод работал бесперебойно. Конкретные полномочия Президента, закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности эффективно реализовать эту функцию. Среди них — право вето, право законодательной инициативы, обращения с запросом в Конституцион­ный Суд РФ, роспуска Государственной Думы, отставки Правительства и многие др.

    К важнейшим основам конституционного строя относятся сувере­нитет Российской Федерации, ее независимость и государственная це­лостность. На главу государства возлагается принятие мер по охране этих основ жизнедеятельности государства. Признание этих свойств го­сударства является основополагающим для Президента в осуществле­нии его полномочий в сфере международных отношений, равно как и в аспектах внутренних ситуаций, могущих представлять угрозу для суве­ренитета и целостности государства. Президент, в частности, уполно­мочен вводить военное или чрезвычайное положение; как Верховный Главнокомандующий Президент несет ответственность за надлежащий уровень боеспособности страны, за состояние Вооруженных Сил РФ, их способность обеспечить охрану суверенитета Российской Федера­ции, ее независимости и государственной целостности.

    К функциям Президента относится обеспечение целостности госу­дарства не только по причинам внешнего, но и внутреннего порядка.

    Он несет ответственность за надлежащий уровень регулирования отношений между Российской Федерацией в целом и ее субъектами, которые исключали бы нарушение единства государства, препятствовали проявлению  сепаратистских устремлений.

    Одним из принципов федеративного устройства Российской Феде­рации является единство системы государственной власти (ст. 5 Кон­ституции). Наличие сложной системы органов государственной вла­сти — федеральных, региональных, законодательных и исполнитель­ных при действии принципа разделения властей обусловливает необходимость обеспечивать согласованное функционирование и взаи­модействие органов государственной власти. Такого рода функция и возложена на Президента.

    Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В прежней Конституции определение внутренней и внешней политики Российской Федерации относилось к ведению Съезда народных депутатов Российской Федера­ции. Закрепление за Президентом указанной функции часто являлось предметом оспаривания правомерности данной нормы со стороны пар­ламентской оппозиции и одним из непременных пунктов различных предложений о поправках к Конституции.

    При характеристике этой функции надо учитывать следующие фак­торы: 1) Президент идет на выборы с определенной программой, в кото­рой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей, и обязан­ность Президента претворять ее в жизнь; 2) основные направления внутренней и внешней политики определяются Президентом в соот­ветствии с Конституцией РФ и федеральными законами, принимаемыми Федеральным Собранием с учетом позиций политических партий, об­щественных институтов; 3) в отличие от прежней Конституции в ст. 80 Конституции 1993 года речь идет об основных направлениях политики, а не о политике в целом.

    Наиболее важной формой реализации функции Президента, заклю­чающейся в определении основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, являются ежегодные послания Прези­дента Федеральному Собранию. В них дается взвешенная, объективная оценка состояния всех сфер жизни общества, основанная на все охва­тывающей базе данных, которыми в силу своего статуса как главы госу­дарства владеет Президент, обязанный держать в поле своего зрения все сферы государственного руководства.

    В посланиях Президента подводится итог достигнутому, а также на­мечаются текущие и долгосрочные перспективы развития государства, т. е. цели, на достижение которых должна быть направлена деятель­ность соответствующих государственных и общественно-политических структур.

    Ежегодные послания Президента имеют важное значение и в дове­дении до сведения всего населения страны основных направлений раз­вития государства и общества.

    Как глава государства Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях Внутренний аспект представительства государства в лице Прези­дента реализуется при осуществлении им полномочий, непосредствен­но исходящих от государства. Например, решение вопросов, связанных с принятием в гражданство и с прекращением гражданства; учреждени­ем государственных наград и почетных званий; предоставлением поли­тического убежища и др. Представительство государства в лице Прези­дента осуществляется и в тех ситуациях, обусловленных федеративным устройством России, когда в отношениях с субъектами Федерации тре­буется представительство всей Федерации в целом. В частности, это имеет место при подписании договоров федеральных органов и органов субъектов Федерации о разграничении полномочий.

    Представительство государства в лице Президента в международ­ном плане проявляется во всех сферах, где требуется уровень отноше­ний в лице глав государств (подписание договоров, ведение перегово­ров, встречи глав государств и т. д.).

    При характеристике статуса Президента следует отметить, что в Конституции РФ глава 4 о Президенте открывает перечень глав, по­священных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о пред­ставительном и законодательном органе. Это было закономерно, так как в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти?!

    Новое место главы о Президенте в ныне действующей Конституции является правовым доказательством, подтверждающим в прямой фор­ме невключение Президента непосредственно в систему органов ис­полнительной власти.


    5.Органы государственной власти с особым статусом


    Как в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти, К числу таких органов относятся следующие федеральные органы государственной власти.

    Прокуратура Российской Федерации. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конституцией РФ в ст. 129, находящейся в гл, 7 «Судебная власть». Однако это ее расположение в Конституции является скорее данью традиционному подходу, рассматривавшему прокуратуру в тесной связи с деятельностью судебных органов. Но прокуратура не является судебным органом, а одна из основных ее функций - надзор за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов и др. - непосредственно не связана с деятельностью судебной власти. Прокуратура к тому же принимает участие в правотворческой деятельности, осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовное преследование, а также ряд других функций.

    Прокуратура действует на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 5 октября 2002 г.), который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как установление полной подотчетности прокуратуры.

    Центральный банк Российской Федерации. Статус Центрального банка РФ определяется Конституцией и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 10 января 2003 г.). Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Среди функций Банка: разработка и проведение (во взаимодействии с Правительством) единой государственной денежно-кредитной политики, установление правил осуществления расчетов и проведения банковских операций, управление золотоносными резервами, банковский надзор, осуществление валютного регулирования и контроля, установление официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю и др. Банк России не подчиняется Правительству РФ, хотя функционирует во взаимодействии с ним. Он подотчетен Государственной думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также членов Совета директоров. Банк представляет Государственной думе на рассмотрение годовой отчет. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

    Все эти нормы создают Банку России уникальный статус. Руководство Банка создается и в определенных формах контролируется Государственной думой, но Банк не относится к числу органов законодательной власти. Он не является также органом исполнительной власти, хотя тесно взаимодействует

    с Правительством РФ. Это автономный орган государственной власти, который в пределах своей компетенции не зависит ни от Президента РФ, ни от Федерального Собрания, ни от Правительства РФ. Только федеральный закон может внести изменения в статус Банка.

    Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» (в редакции от 10 июля 2002 г., с изменениями от 24 декабря 2002 г.) в рамках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ, осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность

    расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назначает Государственная дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов Совет Федерации. Функции Счетной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в проведении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.

    Счетная палата регулярно представляет Совету Федерации и Государственной думе информацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Она взаимодействует с контрольными органами Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, не являясь по своей природе органом законодательной или исполнительной власти.

    Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции 12 июня 2002 г.). Этот государственный орган руководит подготовкой и проведением выборов, референдумов в Российской Федерации.

    Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по 5 членов каждым из этих органов). Издаваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по существу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.

    Особый статус Центральной избирательной комиссии проявляется также в отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.

    Уполномоченный по правам человека. Этот орган государственной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавливает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам.1

     

     

     

     

     

    1 Баглай М.В. Конституционное право 2007г.

    Заключение



    Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

    Государственный орган — это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.

    Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:

    - все органы государства образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию;

    - орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов, а также обладает властными полномочиями;

    - государственные органы тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главными задачами которого служат обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

    Государственные органы могут быть подразделены на различные виды и по различным основаниям.

    Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

    Органы законодательной ветви власти формируются путем избрания их населением страны.

    Органы исполнительной власти обладают следующими признаками:

    - являются составной частью системы органов государственной власти;

    - порядок их образования, реорганизации и ликвидации осуществляется  в установленном законом порядке;

    - обладают специальным правовым статусом, закрепляемым в установленном порядке нормативным правовым актом;

    - обладают определенной организационной структурой, ориентированной на выполнение стоящих перед ними задач;

    - для них характерна определенная самостоятельность деятельности;

    - всегда действуют от имени государства;

    - наделяются специальной компетенцией и властными полномочиями, рассчитанными для обеспечения успешного выполнения возложенных на них задач;

    - их деятельность носит исполнительно-распорядительный характер.

    Судебная власть - одна из ветвей единой государственной власти, обладающая спецификой имеющейся у нее компетенции и реализующая свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.










    Список использованной литературы


    1. Баглай М.В.  Конституционное право. -   М., 2007г

    2. Васильев А.В. Теория государства и права. — М., 2005.

    3. Габричидзе Б.Н. Органы государственной власти современной России. - М., 2005.

    4. Любашин В.Я. и др. Теория государства и права. — М., 2007.

    5. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. — М., 2008.

    6. Протасов В.И. Теория права и государства. — М., 2006.

    7. Теория государства и права. / Малько А.В. Матузов Н.И.. — М., 2007.

    8. Конституционное право Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин – М .,2007г.





    [1]  Органы законодательной власти РФ. / Е.И.Козлова,О.Е.Кутафин 2007г.


    [2] Габричидзе Б.Н. Органы государственной власти современной России. - М., 2005.

    [3] Конституционное право Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин – М .,2007г.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Органы государственной власти ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.