Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Регулирование финансового рынка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Регулирование финансового рынка
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:33:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение 3

    1. Сущность финансового рынка 4

    1.1. Подходы к определению финансового рынка 4

    1.2. Фиктивный капитал и рынок ценных бумаг 7

    2. Особенности формирования финансового рынка в России_ 9

    3. Основы регулирования финансового рынка в РФ_ 20

    3.1. Анализ финансовой деятельности государства

    3.2 Совершенствование регулирования на финансовом рынке

    Заключение 26

    Список использованной литературы_ 27

     

    ВВЕДЕНИЕ


    На развивающихся финансовых рынках, к которым может быть причислен финансовый рынок России и других стран с переходной экономикой, банковская система играет основную роль в процессах трансформации сбережений в инвестиции. В условиях, когда возможности реального сектора привлекать средства путем эмиссии ценных бумаг ограничены, предприятиям приходится использовать посредничество банков в целях получения необходимых для инвестиционных целей финансовых ресурсов. Следствием этого становится удорожание финансовых ресурсов и рост зависимости реального производства от состояния банковского сектора.

    В условиях перехода к рыночной экономике создается новый механизм перераспределения денежного капитала – через денежный рынок и рынок ценных бумаг, поэтому возникают новые финансовые отношения и соответствующие им финансовые институты, такие как финансовые компании и фонды, инвестиционные банки, фондовые биржи и т.д.

    В отличие от финансовой системы государств с развитой рыночной экономикой в странах с переходной экономикой она имеет свои отличительные особенности. Во-первых, в силу еще не сложившейся рыночной инфраструктуры сохраняется необходимость государственного регулирования экономики путем воздействия на нее налогово-бюджетных инструментов и внебюджетного вмешательства, вследствие этого в составе финансовой системы определенное время еще будет сохраняться превалирующее значение государственных финансов.

    Целью данной курсовой работы является анализ современного состояния финансового рынка страны. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: дано определение финансового рынка, рассмотрен фиктивный капитал и рынок ценных бумаг как одна из составляющих финансового рынка, проанализировано современное состояние финансового рынка в России.

    1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО РЫНКА


       1.1. Подходы к определению финансового рынка


    Рыночная экономика требует постоянной мобилизации временно свободных денежных ресурсов и их перераспределения между хозяйственными субъектами. На практике это обеспечивается финансовым рынком.

    Безусловно, финансовый рынок – это одна из важнейших структурных составляющих рынка в целом. Поэтому на понятие финансового рынка распространяется та неопределенность, которая свойственна определению рынка как такового. Сегодня нет единого подхода к рассмотрению сущности финансового рынка, его структуры, а, значит, отсутствует и общепризнанное его понимание.

    Определения финансового рынка могут колебаться от самых общих, так сказать, контурных, до узкоконкретных, серьезно ограничивающих сферу финансового рынка. В качестве иллюстрации первого подхода можно привести предложенное И.Ю. Львовым определение финансового рынка как сферы «функционирования финансово-кредитного механизма»[1]. Общий подход предложен и Л.П. Белых в учебном пособии «Основы финансового рынка». По мнению его автора, «Финансовые рынки – это общее обозначение тех рынков, на которых проявляются спрос и предложение на различные платежные средства»[2]. Узкое место в этом определении одно – объект финансового рынка сведен лишь к платежным средствам. Расширительная трактовка в этом смысле присутствует в подходе И.Т. Балабанова. По его мнению, финансовый рынок – «это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых ресурсов и инвестиционных ценностей»[3]. В одном из первых российских учебных пособий по рынку ценных бумаг под редакцией В.С. Торкановского финансовый рынок рассматривается как «совокупность всех денежных ресурсов страны, …находящихся в постоянном движении, распределении или перераспределении, меняющихся под влиянием спроса и предложения на эти ресурсы…»[4]. Безусловным достоинством приведенных определений является указание на общность финансового рынка с системой рыночных отношений в целом, а именно, на отношения спроса и предложения.

    Примером второго подхода может служить понимание финансового рынка лишь как рынка ценных бумаг (а в контексте - фондового рынка), представленное, в частности, в учебном пособии «Ценообразование на финансовом рынке» под редакцией В.Е. Есипова.[5] И хотя в последующем учебном пособии с аналогичным названием его авторы В.Е. Есипов и Г.А. Маховикова указывают на то, что рынок ценных бумаг представляет собой сегмент финансового рынка, тем не менее, можно говорить о сохранении прежней позиции[6].

    Не отрицая данных подходов и в целом уважая отмеченные позиции, следует сказать, что они представляются не совсем корректными. Более прагматично высказываются зарубежные исследователи, для которых характерно оперирование терминами макроэкономики, в частности, такими как накопления и инвестиции. В этом отношении примечательно выделение в качестве основного назначения финансовых рынков «эффективного распределения накоплений», сделанное Дж. К Ван Хорном[7]. В своей книге «Макроэкономика. Глобальный подход» Дж. Сакс и Б. Ларрен рассматривают финансовый рынок как сферу обращения финансовых активов[8].

    Близким к этому подходу является позиция И.А. Бланка, рассматривающего финансовый рынок как рынок, на котором объектом купли-продажи выступают различные финансовые инструменты и финансовые услуги[9]. Как достоинство данного подхода следует отметить, во-первых, указание на родовой признак любого рынка – соотношение спроса и предложения и, во вторых, выделение широкого круга объектов этого рынка – финансовые инструменты и финансовые услуги. Аналогичной является позиция В.В. Ковалева. По его мнению «финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами»[10]. Здесь в отличие от представленных ранее определений закладывается иной, нежели по видам финансовых инструментов, критерий сегментации финансового рынка – организационная основа. Данный подход прослеживается и в учебнике «Финансы», изданном в 2001 году коллективом ученых экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

    В целом, соглашаясь с этим подходом, следует отметить некоторую не устоявшуюся терминологию в отношении объектов финансового рынка. В специальной литературе оперируют терминами «финансовые обязательства», «финансовые активы», «финансовые инструменты». Думается, что все они правомочны и отличаются тем, с какой позиции рассматриваются – либо с позиции того, кто привлекает капитал на финансовом рынке, либо того, кто этот капитал предоставляет. В этом смысле один и тот же объект сделок купли-продажи на финансовом рынке может быть назван и финансовым обязательством и финансовым активом. Поэтому представляется более корректным в том случае, когда речь идет об общем понятии финансового рынка, использовать термин «финансовые инструменты» как более широкий. В остальном же можно говорить о приемлемости подхода И.А. Бланка и В.В. Ковалева и возможности его использования в целях данного курса лекций.

    Тем не менее, возможно предложить еще одно понимание сущности финансового рынка. А именно, как совокупности экономических отношений и обслуживающих их институтов, обеспечивающих превращение денег в капитал посредством финансовых инструментов. Такой подход позволяет выделить наиболее глубинный смысл финансового рынка, состоящий в обеспечении движения D – DI. В этом смысле следует согласиться с имеющимся в литературе мнением, что финансовый рынок в значительной своей части связан с движением фиктивного капитала.


    1.2. Фиктивный капитал и рынок ценных бумаг


    В общих чертах фиктивный капитал представляет собой общественное отношение, суть которого состоит в способности улавливать некоторую часть прибавочной стоимости независимо от непосредственного распоряжения капиталом. Соответственно, фиктивный капитал можно рассматривать как особую форму существования капитала наряду с его денежной, производительной и товарной формами. Отличительной особенностью ее является то, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в ценной бумаге. Соответственно движение фиктивного капитала чаще всего связывают с такой специфической сферой рыночных отношений как рынок ценных бумаг.

    Рынок ценных бумаг является одной из составных частей более широкого финансового рынка, наряду с рынком ссудного капитала. Такое деление финансового рынка обусловлено делением капитала на оборотный и основной. Движение оборотного капитала в основном обслуживается банковским кредитом, который предоставляется на ограниченный срок. Формирование же основного капитала – это долговременный процесс инвестирования производства и обслуживается он рынком ценных бумаг.

    Рынок ценных бумаг может быть определен как совокупность экономических отношений и обслуживающих эти отношения институтов, обеспечивающих мобилизацию свободных денежных ресурсов и превращение их в инвестиции путем выпуска ценных бумаг. Источником свободных денежных ресурсов выступают сбережения субъектов экономики. Они образуются после осуществления всех обязательных выплат и удовлетворения текущих потребностей. Одним из условий эффективного функционирования производства является минимальный временной разрыв между образованием сбережений и осуществлением инвестиций в экономику. Именно в этом состоит смысл известной поговорки «время – деньги». Принято различать собственные и чужие сбережения. Собственные – это внутренние, а чужие – соответственно внешние источники денежных ресурсов. По их соотношению можно определить положение основных субъектов на рынке ценных бумаг, а именно: населения, предпринимательского сектора и государства. Те из них, кто регулярно и в массовом масштабе привлекает чужие сбережения, на рынке ценных бумаг считаются чистыми заемщиками. Те, кто регулярно предоставляет свои сбережения в различные формы пользования, считаются чистыми кредиторами. Наиболее значительные внутренние сбережения образуются в предпринимательском секторе и у государства. Однако практика показывает, что они имеют конкретные экономические формы и строго определенное назначение и нужны самим предпринимателям и государству. Более того, их, как правило, не хватает для обеспечения расширенного воспроизводства, поэтому производители и государственный бюджет стремятся привлечь чужие сбережения. Поэтому их можно считать чистыми заемщиками на рынке ценных бумаг. Главная задача рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечить наиболее быстрое и оптимальное движение денежных потоков от кредиторов к заемщикам в интересах общественного воспроизводства.

    2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В  РОССИИ


    В зарубежной экономической литературе под финансами подразумевают систему отношений, связанных с движением и использованием реальных денег как в финансовой, так и в кредитной сферах. Таково определение финансов в широком смысле слова. В методологическом же аспекте различают две категории: «финансы» и «кредит».

    Граница между финансовыми и кредитными отношениями весьма подвижна, хотя в каждом конкретном случае движение денег обозначается достаточно четко. Обладая самостоятельностью, эти отношения функционируют предполагая и дополняя друг друга. Они настолько тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, что могут быть определены как финансово-кредитный механизм. Финансово-кредитный механизм выступает в качестве составной части единой финансово-кредитной системы, которая охватывает сферу финансово-кредитных отношений (объект финансово-кредитной системы), совокупность финансовых и кредитных институтов (субъект финансово-кредитной системы). Этот механизм обеспечивает возможность воздействия финансово-кредитных учреждений на финансово-кредитные отношения и создает необходимые предпосылки для перераспределения денег через:

    • бюджетную систему;
    • банковскую систему;
    • обращение ценных бумаг;
    • обмен иностранной валюты на национальную.

    Сложность и многообразие экономических связей в обществе обусловливает многогранность финансовых отношений. Финансы обслуживают производственную деятельность, функционируют в многочисленных отраслях непроизводственной сферы. Каждое подразделение общественного воспроизводства накладывает свой отпечаток на финансовые отношения. Поэтому финансы, сохраняя основные свои черты распределительной категории, отражают некоторые особенности той отрасли деятельности, в которой они используются. На этой основе возникают различные виды и разновидности финансовых отношений, которые соответствующим образом группируются, создавая финансовую систему. Каждое звено финансовой системы имеет свою систему денежных фондов и свои органы управления. Под финансовой системой следует понимать совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений (субъектов управления), возникающих в рыночных областях производственной и непроизводственной деятельности по поводу образования и использования денежных фондов и управляемых соответствующими органами (субъекты управления).

    Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений.

    В условиях административно-командной системы управления значительная часть финансовых ресурсов (60-70%) перераспределялась через государственный бюджет, поэтому в общей совокупности финансовых отношений выделялись три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы. Внутри каждой из названных сфер выделялись звенья, причем группировка финансовых отношений осуществлялась в зависимости от отраслевых особенностей, оказывающих определенное влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

    В директивной экономике основную тяжесть перераспределения нес бюджет государства. Он брал на себя финансирование большей части долгосрочных потребностей хозяйства, а также расходов, не связанных с производством. Затраты хозяйства текущего характера обслуживались банковским кредитом, который превращался в подобие бюджетного финансирования. Кредитные вложения формировались одноуровневой банковской системой, не несущей конечной коммерческой ответственности за свои действия и находящейся в сильной зависимости от правительства. Ссуды предоставлялись по централизованному кредитному плану, в пределах выделенных лимитов. Попытки высвобождения ссуд из оборота неплатежеспособных заемщиков – государственных предприятий, как правило, не имели успеха, поскольку ставили под угрозу выполнение ими государственного плана. В течение примерно сорока лет удельный вес банковского кредита в источниках оборотных средств хозяйства постоянно увеличивался и к середине 80-х годов превысил 50%, вытесняя при этом бюджетное финансирование и теряя свою возвратность.

    Институциональные инвесторы (страховые организации, фонд специального назначения и т.д.) находились под значительным влиянием или в собственности государства, накопленный ими излишек денежных ресурсов использовался для покрытия бюджетных расходов. Обращение ценных бумаг ограничивалось распространением государственных долговых обязательств (облигаций, займов) среди населения.

    В условиях перехода к рыночной экономике создается новый механизм перераспределения денежного капитала – через денежный рынок и рынок ценных бумаг, поэтому возникают новые финансовые отношения и соответствующие им финансовые институты, такие как финансовые компании и фонды, инвестиционные банки, фондовые биржи и т.д.

    В отличие от финансовой системы государств с развитой рыночной экономикой в странах с переходной экономикой она имеет свои отличительные особенности. Во-первых, в силу еще не сложившейся рыночной инфраструктуры сохраняется необходимость государственного регулирования экономики путем воздействия на нее налогово-бюджетных инструментов и внебюджетного вмешательства, вследствие этого в составе финансовой системы определенное время еще будет сохраняться превалирующее значение государственных финансов.

    Во-вторых, в отличие от стран с развитой экономикой, где «деньги делают деньги» и высок уровень внутренних сбережений, т.е. развит финансовый рынок, в странах с переходной экономикой основным звеном финансовой системы являются финансы предприятий и организаций материального производства. Именно в этой сфере создается продукт, стоимость которого служит источником покрытия издержек производства и формирования всех сбережений и инвестиций. Сбережения домашних хозяйств пока составляют незначительную величину.

    В-третьих, поскольку в условиях переходного периода сокращается доля финансовых ресурсов, перемещаемых через государственные финансы из-за изменения структуры собственности, и происходит их замещение банковским сектором, то в состав финансовой системы должна включаться и банковская система.

    Поскольку объем финансовых ресурсов, распределяемых через сферу государственных финансов, в условиях переходного периода сокращается, большая его часть распределяется через банковские, квази-банковские и небанковские финансовые институты. Среди них важное место занимает Центральный банк. В его функции входит эмиссия денег, регулирование денежного обращения, ведение счетов правительства, финансирование коммерческих банков и осуществление надзора за другими банковскими институтами.

    В функции официально признанных финансовых институтов, среди которых подавляющее большинство составляют коммерческие банки, входит привлечение депозитов и вкладов; размещение их в активы, приносящие доход (кредиты и инвестиции); осуществление расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц; оказание трастовых (доверительных) услуг; осуществление валютных операций и консалтинговых услуг.

    Широкое развитие получили также специализированные и небанковские финансовые институты, которые способствуют эффективному развитию финансового рынка и выступают в качестве институциональных инвесторов. Все эти институты выступают либо субъектами первичного финансового рынка, либо вторичного.

    Каждое звено финансовой системы, в свою очередь, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности – финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

    В сфере страховых отношений каждое из звеньев, предоставленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (республиканский, местный).

    Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций – гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

    Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых в последнее время повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

    Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются отчисления во внебюджетные фонды, средства бюджета и специальные взносы.

    В странах с развитой рыночной экономикой, где роль финансов исследуется на макро- и микроуровнях и больший объем денежных потоков распределяется через банковскую систему, в состав звеньев финансовой системы входят следующие институты:

    • Центральный банк;
    • официальные признанные банковские институты;
    • специализированные финансовые институты;
    • квази-банковские институты;
    • неофициальный (неформальный) сектор;
    • небанковские финансовые институты;
    • сеть обеспечения безопасности;
    • платежная система;
    • финансовый рынок;
    • правовая и регулятивная инфраструктура.

    Как видно из приведенной выше схемы, в состав звеньев финансовой системы стран с развитой рыночной экономикой не включены государственные финансы и финансы предприятий, объединений и организаций (их роль рассматривается на микроуровне и изучается в дисциплине «финансовый менеджмент», а в функциональной структуре предприятий они входят в отдел финансового менеджмента).

    Государственные финансы в этих странах выделены в самостоятельную классификацию. В их состав включаются следующие звенья финансовых отношений:

    • государственная бюджетная система;
    • государственный кредит и кредиты местных органов власти, а в федеративных государствах - и кредиты членов федерации;
    • специальные внебюджетные фонды;
    • финансы государственных корпораций.

    Кроме того, теория макрофинансов в развитых странах изучается в диалектическом единстве «сбережения – инвестиции», что является вполне логичным и обоснованным. Именно сбережения являются источником функционирования всех перечисленных выше звеньев финансовой системы, функционирующих на коммерческой основе. И от того насколько эффективно и рационально будут инвестированы эти сбережения, будет зависеть экономический рост и деятельность финансовой системы в целом. Чем больше сбережений перераспределяется через финансовую систему, тем более усложняется ее механизм. Финансовые системы стран с более высоким уровнем доходов, как правило, сложнее и совершеннее финансовых систем бедных государств.

    Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

    • бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;
    • внебюджетные целевые фонды;
    • финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
    • имущественное и личное страхование;
    • кредит (государственный и банковский).

    Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

    Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

    Местные финансы. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

    Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

    Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

    Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств.

    Финансовая система – система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и организаций.

    Ее структура включает:

    1) Государственные финансы: бюджеты различных уровней государственной власти и управления, органов местного самоуправления, бюджеты внебюджетных фондов, государственные и муниципальные займы;

    2) Страхование как особая отрасль финансовых отношений, связанная с формированием целевого страхового фонда для целей реализации страховой защиты при наступлении страхового случая. Осуществляется в обязательной и добровольной формах по пяти отраслям;

    3) Финансы организаций различных форм собственности. Связаны с государственными финансами денежными отношениями по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей, а также по поводу распределения бюджетных субсидий и кредитов для организаций.

    Это основные элементы финансовой системы, объединяющие субъектов, владеющих финансовыми ресурсами.

    Обеспечивающие элементы:

    1) Банковская система. В РФ включает 2 уровня: Банк России и коммерческие банки;

    2)Специализированные финансово-кредитные организации: негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, лизинговые компании и др.;

    3)Биржевая система включает фондовые, товарные и валютные биржы. Осуществляет перераспределение финансовых ресурсов через ценные бумаги и др.;

    4) Внебиржевой поток;

    5) Средства технических коммуникаций.

    Также можно представить финансовую систему следующим образом:

                          Рис. 1 Структура финансовой системы.


    Формирование и эффективное использование финансовых ресурсов осуществляется в рыночной экономике посредством финансового рынка. Финансовый рынок – форма организации движения денежных средств в экономике. Реализует функции:

    - аккумулирование временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, государства;

    - осуществление посредничества их движению от владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам).

    Состояние финансового рынка определяется инфляционными ожиданиями, денежно-кредитной политикой государства и другими факторами.

    Его субъектами выступают: сберегатели – юридические и физические лица, чаще население, которые осуществляют инвестирование своих сбережений индивидуально или через финансово-кредитные институты; инвесторы- субъекты хозяйствования и органы власти различных уровней, вкладывающие денежные средства в какое-либо предприятие, инфраструктуру; эмитенты- субъекты хозяйствования и органы власти различных уровней, осуществляющие эмиссию ценных бумаг.

    Структура финансового рынка характеризуется 2 признаками:

    1) временной: рынок денег (денежные ресурсы как средства платежа, используемые в краткосрочном периоде – до 1 года); рынок капиталов (денежные ресурсы как средства накопления, используемые в долгосрочном периоде более 1 года);

    2) институциональный: кредитная система как совокупность кредитных организаций; рынок ценных бумаг, включающий первичный и вторичный рынок и рынок государственных и корпоративных ценных бумаг.

    Рынок денег является первичной стадией развития финансового рынка, более простой по организации, его примерами выступают рынок Межбанковского кредитования и валютный рынок.

    Рынок капиталов – вторичная стадия развития финансового рынка, более сложная по организации, достаточно слабо развитая в РФ на сегодняшний момент.

               3. Основы регулирования финансового рынка в РФ

     

    3.1. Анализ финансовой деятельности государства

     

    Деятельность государства в области финансов, реализуется прежде, всего при выполнении им следующих функций:

    - распределительной, которая на государственном уровне связана с:

    - межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах большей эффективности и рационального использования национального дохода;

    - наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (обучение, социальное страхование, здравоохранение);

    - перераспределением доходов между различными социальными группами населения (малоимущие, многодетные и т.д.).

    - контрольной, которая проявляется в контроле за распределением ВВП и национального дохода. Реализуется эта функция через систему органов исполнительной власти.

    - стимулирующей — состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов и методов может оказать воздействие на развитие предприятия, целых отраслей и экономики в целом.

    Как уже говорилось, финансы — экономическая и правовая категория, т.е. конкретную форму им придает государство, вырабатывая конкретные финансовые отношения между различными субъектами воспроизводства, элементами которых выступают ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.

    Государство использует фонды денежных средств также для погашения своих задолженностей как внутри страны, так и за рубежом.

    Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

    Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

    Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

    В обязанности Счетной палаты входит регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

    Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.

    На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

    Контроль за состоянием республиканского бюджета в Российской Федерации и его исполнением осуществляет созданный при высшем законодательном органе Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его задачу входит проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.

    Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах.

    В структуре аппарата Министерства финансов функционирует контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах — аппарат главного контролера-ревизора.

    Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного хозяйства, социально-культурные и иные мероприятия.

    Финансовые органы разрабатывают проекты нормативов, отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, составляют консолидированный бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в исполнительные органы.

    Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства.

    Главное управление Федерального Казначейства и его территориальные органы призваны организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета, управлять доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках.

    Финансовый контроль со стороны кредитных учреждений производится при выдаче, проверке обеспеченности и возврате ссуд. Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Главной задачей налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.

    Налоговая служба это орган оперативного финансового контроля. Он осуществляет проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и, организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые службы могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну); обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

    В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы. В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитражном или гражданском суде.

    Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.

    Финансовая деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: это, во-первых, формирование в том или ином виде денежных фондов государства, во-вторых, использование этих фондов для реализации своих задач и, в-третьих, регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При этом основная роль государственных финансов заключается в перераспределении и контроле финансовых потоков.

     

    3.2. Совершенствование регулирования на финансовом рынке


    Совершенствование регулирования на финансовом рынке должно осуществляться по трем основным направлениям: во-первых, повышение роли СРО и установление их более тесной связи с государственным регулятором финансового рынка, во-вторых, унификация норм и правил государственного регулирования деятельности на финансовом рынке с постепенной концентрацией государственных функций по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке в одном государственном органе, в-третьих, развитие системы пруденциального надзора.

    С количественным ростом и качественным усложнением финансового рынка существует объективная потребность в развитии функций саморегулирования, что означает повышение эффективности взаимодействия СРО и государственных органов власти. Прежде всего, нормы и правила, разрабатываемые СРО должны дополнять и детализировать нормы государственного регулирования, причем, необходимо стимулировать СРО к установлению более жестких требований к деятельности участников рынка.
     В 2008-2009 годах необходимо закрепить в законодательстве и в ведомственных актах требования к принципам деятельности СРО и к стандартам СРО. Следует поощрять создание в СРО страховых фондов, обеспечивающих дополнительную защиту инвесторов. Возможно, следует рассмотреть ряд инициатив, направленных на укрепление роли профессионального сообщества в осуществлении контроля на рынке ценных бумаг и снижении инвестиционных рисков: предоставление возможности оказывать услуги неквалифицированным инвесторам только профессиональным участникам рынка ценных бумаг, состоящим в СРО с более жесткими стандартами профессиональной деятельности; предоставление только членам СРО возможности оказывать услуги андеррайтера при публичном размещении ценных бумаг, а также при размещении ценных бумаг компаний с повышенным риском.
    Ряд других возможностей расширения функций СРО в связи с решением основных задач по совершенствованию регулирования рынка ценных бумаг содержатся в соответствующих разделах доклада.

    Следует предоставить СРО большие возможности при сборе и анализе отчетности участников финансового рынка. Также следует возложить на СРО функции анализа такой отчетности, ее обобщения и раскрытия в соответствии с правилами, установленными регулирующими органами.

    Финансовый рынок становится одним из приоритетных секторов экономики, эффективность управления которым может оказывать влияние на общую эффективность государственной экономической политики [16]. Кроме того, в условиях формирования и развития многоотраслевых финансовых холдингов возникает специфическая задача их комплексного регулирования, что, очевидно, удобнее делать из единого центра. В этих условиях вопрос о едином центре регулирования финансового рынка приобретает особую актуальность. Вместе с тем, решение этого вопроса должно осуществляться с учетом сложившейся системы государственного управления в России. Дискуссия о создании в России мегарегулятора в определенной степени оказалась переведенной в плоскость коллегиальности единого регулирующего органа и его независимого статуса. Представляется, что данные критерии деятельности не являются приоритетными и, более того, в долгосрочной перспективе могут существенно снизить эффективность единого регулятора на финансовом рынке. Представляется, что решение вопроса о мегарегулировании в России должно осуществляться, прежде всего, путем унификации требований и стандартов деятельности на финансовом рынке, а также консолидации государственных функций, которые могут быть осуществлены в течение 2 – 3 лет.

     В 2008 году необходимо приступить к унификации требований по доверительному управлению ценными бумагами, а также порядка регистрации выпусков ценных бумаг.

    В 2008-2009 году необходимо дополнить унификацию доверительного управления и регистрации выпусков ценных бумаг унифицированными подходами к регулированию рисков на рынке ценных бумаг. Эти подходы могли бы быть сформулированы на основе известных Базельских принципов. Такие подходы уже реализуются в рамках регулирования банковской деятельности, и лишь отчасти, в рамках регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Представляется, что эти принципы следует в большей степени распространять и на профессиональных участников рынка ценных бумаг, с учетом специфики деятельности таких участников, видов осуществляемых операций, имеющихся у них клиентов.
    Следует рассмотреть вопрос объединения регулирования близких по роду деятельности финансовых институтов. Так, в 2004 году ФСФР России переданы функции по регулированию негосударственных пенсионных фондов. Было бы целесообразным дополнить указанные полномочия, полномочиями по регулированию страховых организаций.
     В 2008 году необходимо завершить работу над проектом изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», направленных на развитие системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг [16]. Система пруденциального надзора позволит оперативно выявлять и пресекать нарушения на рынке ценных бумаг. Закон будет предусматривать несколько уровней такого надзора, включая осуществление самими участниками финансового рынка внутреннего контроля за соблюдением установленных требований законодательства, контроль саморегулируемых организаций, а также контроль со стороны государственных органов.

    Необходимо на законодательном уровне обеспечить большую независимость служб внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также ввести требования об управлении рисками, возникающими у финансовых посредников. В частности, необходимо закрепить обязанность участников финансового рынка предусматривать в своих штатных расписаниях должность ответственного за организацию управления рисками или создавать самостоятельное структурное подразделение по управлению рисками. Для таких специалистов по управлению рисками внутри организации должны быть установлены соответствующие квалификационные требования. При этом в каждой организации – участнике финансового рынка будут разрабатываться соответствующие внутренние документы по управлению рисками, которые должны будут соответствовать устанавливаемым требованиям.

    Также в надзорных целях необходимо предусмотреть возможность введения в организациях – профессиональных участниках рынка ценных бумаг временной администрации. В настоящее время институт временной администрации как надзорная мера уже введен в отношении управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов.
    Частично функция контроля за рисками участников рынка может быть делегирована СРО.

    В 2009 – 2010 годах необходимо принять меры по гармонизации методов и правил надзора за российскими профессиональными участниками рынка ценных бумаг с требованиями банковского надзора. Это соответствует общемировой практике. Так, например, Директива 2004/39/ЕС предполагает, что подходы к определению собственных средства кредитных институтов должны являться базисом для определения собственных средств всех иных категорий финансовых институтов.

    В 2009-2010 годах предполагается ввести единые для всех участников рынка требования к расчету собственных средств, соответствующие международным стандартам, а также установить требование о ежедневном расчете капитала участниками финансового рынка. Также необходимо пересмотреть требования к минимальному размеру собственных средств, постепенно повышая их и в то же время, учитывая необходимость сохранения участников финансового рынка с незначительным уровнем минимального капитала и ограниченным количеством совершаемых ими операций.

    В долгосрочной перспективе в целях создания системы риск-ориентированного пруденциального надзора представляется необходимым приблизить требования к определению достаточности капитала к международным стандартам. Предполагается развивать требования к достаточности капитала, отражающие риски, сделав в целом подход к расчету достаточности собственных средств более чувствительным к рискам, и способствующим сближению регулятивного и экономического капитала.
    Для введения международно принятых требований к осуществлению расчета достаточности собственных средств возможно потребуется доработать систему бухгалтерского учета профессиональных участников рынка ценных бумаг таким образом, чтобы она позволяла получать все необходимые надзорные данные.

    Предполагается внедрить передовые методики оценки рисков, используя международно принятые модели, активно включая рейтинговые оценки, а также применение цифровых показателей, отражающих, операционный риск. При развитии надзорных требований будет применяться принцип пропорциональности осуществления пруденциального надзора, заключающийся в необходимости применения надзорных требований к участникам рынка исходя из их размера, сферы деятельности, характера проводимых операций, присущих им рисков.

    Также при внедрении системы риск - ориентированного надзора необходимо предусмотреть возможность индивидуального подхода к оценке рисков отдельных участников рынка или их активов [16]. К 2010 году предполагается переход на предоставление всеми участниками рыка надзорной информации и отчетности в электронном виде. Такое требование будет дополнено требованиями к программному обеспечению, используемому профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
    В 2008-2009 годах необходимо завершить работу по сближению положений о банкротстве финансовых организаций, включая введение временной администрации в целях предотвращения банкротства.

    В 2010-2012 годах необходимо сконцентрировать в одном государственном органе и вопросы регулирования и надзора в банковской сфере, при сохранении за Банком России необходимых полномочий, непосредственно вытекающих из задач макроэкономического регулирования, денежно-кредитной политики.


     

     

     

     

     




     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Развитие финансовой системы России происходило довольно сложно и непредсказуемо. Смена политических и социально-экономических приоритетов, дважды на протяжении предыдущего столетия вызывавшая коренные изменения во всех сферах общественной жизни, лишила отечественную финансово-кредитную систему возможности поступательного роста. В результате, когда с конца восьмидесятых в стране начался процесс возврата к общемировым экономическим принципам, мы вынуждены были нагонять весь мир, создавая новые финансы и увязывая их со строящейся системой рыночных отношений.

    Одним из ключевых аспектов является создание цельной и непротиворечивой системы правового регулирования экономических  отношений в целом, и финансово-кредитных отношений в частности.

    Отказ от тоталитарной модели управления финансами не снизил роль государственного управления. Напротив, высокая степень самостоятельности каждого субъекта экономики потребовала создания развитого гражданского законодательства, особой тщательности при выработке механизмов управления хозяйственным оборотом и предпринимательской деятельностью. Роль государства при этом должна не ослабевать, а приобретать новое качество.

    Это особенно важно в отношении регулирования экономической деятельности граждан своей страны. Исторически сложилось так, что наша власть чаще всего использовала по отношению к гражданам механизмы принуждения. Она руководствовалась нормами закона в гораздо меньшей степени, чем это принято в странах с развитой рыночной экономикой.

    Нынешнее строительство нового общества дает России шанс встать в один ряд с развитыми странами – и потому столь важным является достижение высокого уровня экономического и финансового образования.

    Список использованной литературы


    1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы ЮНИТИ, 2000.

    2. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. М.: Финансы и Статистика, 1997

    3. Белых Л.П. Основы финансового рынка. 13 тем: Учебн. пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999

    4. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - К: Ника-Центр, 1999.

    5. Бюджет государства и информационные технологии. М.: Перспектива, 2001.

    6. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. М.: Финансы и Статистика, 2006

    7. Востриков Г.Г. Курс лекций: «Финансовое право». М, 2002

    8. Вышегородцев М.М. Управление бюджетом. Курс лекций, М.: Дело и сервис, 2002.

    9. Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система РФ. М.: Дашков и К., 2001.

    10. Государственная финансовая политика в условиях глобализации: стратегия выбора // Финансы и кредит – 2005 - №11

    11. Есипов В.Е., Маховикова Г.А. Ценообразование на финансовом рынке/ Учебное пособие – СПб: Питер, 2001

    12. Журавлев В.В., Савруков Н. Т. Государственный бюджет. Конспект лекций. СПб.: Политехника, 2000.

    13. Качанова Е.А. Курс лекций «Государственные и муниципальные финансы». М., 2003

    14. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и Статистика, 2006.

    15. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Бюджетные отношения в Российской Федерации. М.: Формула права, 2001

    16. Львов Ю.И. Банки и финансовый рынок. СПб.: Культ-Информ Пресс, 2005

    17. Рынок ценных бумаг и его финансовые институты. – Учебное пособие/ Под ред. В.С. Торкановского. СПб.: АО «Комплект», 2004

    18. Сакс Дж., Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 2006

    19. Теория финансов: учеб. пособие. М.: Приор, 2000

    20. Финансы. Под ред. Ковалевой А.М., М.: Финансы и статистика, 2002

    21. Финансы. Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы ЮНИТИ, 2002

    22. Финансы. Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М., Сабанти М.: Перспектива Юрайт, 2001

    23. Хрипун В.И. Формирование системы государственного финансового контроля в процессе рыночного реформирования российской экономики: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.10/СКАГС – Ростов-н/Д, 2004

    24. Ценообразование на финансовом рынке/ Под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. В.Е. Есипова: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003





    [1] Львов Ю.И. Банки и финансовый рынок. СПб.: Культ-Информ Пресс, 2005. С.165.

    [2] Белых Л.П. Основы финансового рынка. 13 тем: Учебн. пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. С.14.

    [3] Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. М.: Финансы и Статистика, 1997. С.27.

    [4] Рынок ценных бумаг и его финансовые институты. – Учебное пособие/ Под ред. В.С. Торкановского. СПб.: АО «Комплект», 2004. С.7.

    [5] Ценообразование на финансовом рынке/ Под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. В.Е. Есипова: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. – 240 с.

    [6] Есипов В.Е., Маховикова Г.А. Ценообразование на финансовом рынке/ Учебное пособие – СПб: Питер, 2001. с.9.

    [7] Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. М.: Финансы и Статистика, 2006. С.35.

    [8] Сакс Дж., Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 2006. С.675.

    [9] Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - К: Ника-Центр, 1999.

    [10] Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и Статистика, 2006. С.35.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Регулирование финансового рынка ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.