Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Тестовые задания на уроках естествознания

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Тестовые задания на уроках естествознания
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:33:57
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                 СОДЕРЖАНИЕ


    Введение                                                                                                                3

    Глава 1. Общая характеристика педагогического теста                                 7

    1.1. Понятие педагогического теста                                                                  7

    1.2. Подходы к классификации педагогических тестов                                 7

    1.3. Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества

    и недостатки                                                                                                         10

    Глава 2. Тестовые технологии на уроках естествознания                             15

    2.1. Тестовый контроль на уроках естествознания                                         15

    2.2. Применение тестов на уроках естествознания                                         16

    2.3. Проблема объективности оценки результатов учебной деятельности

    школьников на уроках естествознания                                                             23

    Заключение                                                                                                           28

    Список использованной литературы                                                           31
















    Введение


    Тесты получили в настоящее время широкое применение в образовании США, Великобритании, Голландии, Японии, Австралии и во многих других развитых странах.

    Нормативно-ориентированные педагогические тесты используются для того, чтобы получить надежные и нормально распределенные баллы для сравнения тестируемых.

    Критериально-ориентированные педагогические тесты применяются для того чтобы интерпретировать результаты тестирования в соответствии уровнем обученности испытуемых на хорошо определенной области содержания.

    В кибернетическом представлении тестовый контроль рассматривается как один из элементов осуществления принципа обратной связи, характерной для управления саморегулирующейся системой. Объективный тестовый контроль за учебной деятельностью школьников обеспечивает внешнюю обратную связь и внутреннюю обратную связь (самоконтроль обучающегося). Внешняя обратная связь позволяет осуществить смещение оценки качества подготовки за пределы учебного заведения, что приведет в объективизации аттестации школьников. Внутренняя обратная связь позволит самому школьнику определить по результатам тестирования объективный уровень его подготовки и провести самодиагностику пробелов и недостатков в его образовании.

    Обратная связь служит основанием для внесения необходимых коррективов в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов и форм организации, руководства и управления учебно-познавательной деятельностью школьников. В системе образования развитых стран тестовый контроль является составной частью, компонентом процесса обучения органически связанным с изучением программного материала, его осмыслением, закреплением и применением, формированием навыков и умений. В нашей стране комплексное применение педагогического тестирования в школе проводится только в некоторых передовых техникумах и колледжах.

    Планомерное осуществление тестового контроля позволяет преподавателю, учебному заведению оценить степень усвоения учебного материал школьниками за определенный период, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки в знаниях, умениях и навыках у отдельных школьников и у всей группы в целом, определить качество усвоения пройденного и соответствие уровня обученности требованием ГОС. Объективный анализ результатов тестового контроля за учебной деятельностью школьников служит для преподавателей и руководителей ссузов основой определения состояния учебно-воспитательной работы и мер, необходимых для ее совершенствования. Тестовый контроль, осуществляемый преподавателем, в сочетании с другими формами контроля и самоконтролем дает возможность каждому школьнику видеть результаты учения и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков.

    Объективный, надежный и валидный тестовый контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению программы, расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов школьников. Каждый школьник вынужден активно, мотивированно участвовать в процессе тестового контроля, так как технология научно-организованного педагогического теста не допускает невнимательного отношения испытуемых к выполнению заданий.

    Объективный тестовый контроль в процессе обучения характеризуется также большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполняемую работу не только школьников, но и преподавателя, приучает школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий, формирует у них положительные нравственные качества и создает здоровое общественное мнение.

    Комплексное использование тестовых и не тестовых форм контроля над учебной деятельностью школьников, в конечном счете, направлено на повышение качества обучения.

    Анализируя теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых, а также практику массового тестирования, можно утверждать, что педагогические тесты, отвечающие высоким критериям качества, обладают несомненными преимуществами перед традиционными субъективными формами контроля уровня обученности школьников. Надежный и валидный педагогический тест полностью отвечает требованиям к технологии контроля знаний, умений навыков школьников на всех этапах обучения.

    Для стандартизации требований к школьникам и унификации (единообразия) процедуры проверки знаний тестовый контроль должен быть организован централизовано. Для тестов можно рекомендовать гомогенный нормативно-ориентированный подход к интерпретации результатов тестирования. Хотя, как показывает зарубежный опыт, существует и гетерогенный нормативно-ориентированный тест SAT для поступающих и колледжи США состоит из двух субтестов: по математике и родному языку.

    Текущий тестовый контроль может осуществляться в ходе повседневной учебной работы. Текущий тестовый контроль проводится с помощью нескольких параллельных форм (вариантов) теста, разработанного самим преподавателем или группой преподавателей. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников стремления к самостоятельной систематической работе над выполнением классных и домашних заданий, повышения интереса к учению и чувства ответственности за его результаты.

    Промежуточный (рубежный, поэтапный, периодический) тестовый контроль проводится обычно после изучения логически законченной части (раздела, модуля) программы или в конце учебного периода. Он состоит в проверке учебной деятельности школьников по освоению сравнительно большего объема материала. Поэтому к промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и валидностью. К его разработке должны привлекаться самые опытные преподаватели. Возможна организация централизованной разработки батареи (серии) промежуточных тестов по предметам. Каждый тест для промежуточной аттестации должен быть гомогенным, однако для соблюдения комплексности аттестации и междисциплинарных связей, необходимо разработка батарей (целых серий) гомогенных критериально-ориентированных тестов.

    Итоговый тестовый контроль осуществляется в конце каждого учебного года, а также при завершении изучения дисциплины с обязательным учетом результатов текущего и промежуточного (периодического) контроля. Итоговый тестовый контроль может осуществляться в режиме итоговой аттестации для оценки степени соответствия уровня обученности школьников. Итоговый тест (или батарея итоговых тестов) совместно с другими аттестационными процедурами может существенно повысить качество подготовки школьников. Однако, итоговый аттестационный педагогический тест должен обладать высокой содержательной валидностью. Разрабатывать такой вид теста должны опытные преподаватели и методисты под руководством профессиональных тестологов. Процесс разработки итогового теста должен проходить централизовано и включать в себя все научно-обоснованные этапы создания педагогического теста.

    При формулировке тестовых заданий для всех видов тестов следует предусмотреть возможность получения в ответах школьников исчерпывающей информации как об уровне приобретенных и усвоенных знаний, так и об умении оперировать ими, об овладении логическими приемами мышления (анализа и синтеза, доказательства, аналогий и противопоставления, индукции и дедукции и др.).











    Глава 1. Общая характеристика педагогического теста

    1.1. Понятие педагогического теста


    Несмотря на то, что многие преподаватели интуитивно правильно понимают процесс тестового контроля, необходимо дать четкое определение педагогического теста. Это позволит избежать терминологической путаницы и очертить границы предмета исследования.

    Педагогический тест - это система заданий специфической формы, позволяющая измерить уровень обученности школьников, совокупность их представлений, знаний, и навыков на той или иной области содержания.

    Необходимо сделать некоторые пояснения, к вышеприведенному определению. Педагогический тест рассматривается именно как система, как упорядоченное множество тестовых заданий. Задания - это те элементы, "кирпичики" из которых составляется педагогический тест. Педагогический тест, в большинстве случаев, не требует квалифицированных преподавателей для проверки результатов тестирования. Педагогический тест, как правило, не требует большого количества учебного времени на его проверку.


                1.2. Подходы к классификации педагогических тестов


    Что касается классификации тестов, то анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существуют несколько подходов к этой проблеме.

    Во-первых, педагогические тесты классифицируются по методологии интерпретации результатов тестирования на нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные.

    Во-вторых, педагогические тесты различаются на гомогенные и гетерогенные.

    В-третьих, педагогические тесты подразделяются на виды: вступительные, текущие, на тесты промежуточной и итоговой аттестации.

    В-четвертых, по форме предъявления педагогические тесты различаются на "бумажные" (бланковые), когда испытуемому предоставляется распечатка теста на бумаге, и на компьютерные, когда школьник должен отвечать на задания работая на компьютере.

    Приведем краткое описание различных видов педагогических тестов.

    Нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные тесты. Нормативно-ориентированный педагогический тест (по-английски norm-referenced test) позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом. Критериально-ориентированный педагогический тест (по-английски criterion-referenced test) позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом.

    Нормативно-ориентированные педагогические тесты используются для того, чтобы получить надежные и нормально распределенные баллы для сравнения тестируемых.

    Критериально-ориентированные педагогические тесты применяются для того, чтобы интерпретировать результаты тестирования в соответствии уровнем обученности испытуемых на хорошо определенной области содержания.

    Существенное значение приобретает использование критериально-ориентированных тестов в системе ПО для текущей, промежуточной и итоговой аттестации школьников. Преподаватели учебных заведений могут использовать результаты критериально-ориентированных тестов, чтобы правильно оценить уровень подготовки школьников, а также определить качество тех или иных программ обучения. Тесты этого типа позволяют проводить мониторинг успеваемости школьников, вовремя определять недостатки в подготовке школьников. Преподаватели и руководители учебных заведений отмечают, что результаты критериально-ориентированных тестов особенно полезны при диагностике недостатков в обучении, а также в итоговой и промежуточной аттестации школьников. Критериально-ориентированные тесты также используются для оценки различных образовательных программ.

    В последнее время в средних специальных учебных заведениях России однозначно определяют совокупность представлений, знаний, умений и навыков, которые школьники должны усвоить, чтобы получить соответствующий диплом. Эта совокупность получила свое воплощение в создании государственных образовательных стандартов (ГОС). Использование критериально-ориентированных педагогических тестов, основанных на государственных образовательных стандартах, для итоговой и промежуточной аттестации школьников является на наш взгляд чрезвычайно перспективным.

    Гомогенные и гетерогенные педагогические тесты. Гомогенный педагогический тест основывается на содержании какой-либо одной дисциплины. При его разработке авторы должны четко отслеживать, чтобы каждое задание не выходило по своему содержанию за рамки данной дисциплины. Гомогенный тест может быть как нормативно-ориентированным, так и критериально - ориентированным, в зависимости от цели его создания. Такой тип педагогического теста наиболее распространен в учебном процессе.

    Гетерогенный педагогический тест основывается на содержании нескольких дисциплин. Гетерогенный педагогический тест является по своему существу междисциплинарным. В большинстве случаев каждое задание гетерогенного теста включает в себя элементы содержания нескольких дисциплин. При его разработке авторы должны представлять себе цели его создания и быть компетентными во многих дисциплинах. Естественно, гетерогенный тест гораздо более труден для авторов, чем гомогенный. Одной из разновидностей гетерогенного теста является набор гомогенных тестов, т.е. гетерогенный тест может состоять из ряда гомогенных частей (субтестов). Наибольшее распространение гетерогенные тесты получили при итоговом контроле школьников.




    1.3. Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества

     и недостатки


    Рассмотрим, типологию тестовых заданий, и выделим требования к ним. Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов [2, с. 82–101].

    Схема 1. Типы и виды тестовых заданий

    К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо записать одно или несколько слов (цифр, букв, словосочетаний, предложений).

    Задания закрытого типа (альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности) предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Эти задания предполагают наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.

    Задания закрытого типа

    1. Задания альтернативных ответов.

    К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – “да – нет”, “правильно – неправильно” и др.

    Форма задания

    Текст задания (вопрос)

    Ответ

    Утверждение 1

    да

    нет

    Утверждение 2

    да

    нет

    Утверждение 3

    да

    нет

    ...

    ...

    ...

    Инструкция для задания альтернативных ответов: Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.

    Задания альтернативных ответов в большей степени подходят для выявления уровня овладения сложными определениями, знания достаточно сложных графиков, диаграмм, схем и др.

    Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.

    2. Задания множественного выбора.

    Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

    Форма предоставления заданий множественного выбора:

    Вопрос (утверждение):

    A. Вариант ответа 1

    B. Вариант ответа 2

    C. Вариант ответа 3

    Инструкция для заданий множественного выбора: Выберите букву (ы), соответствующую (не) варианту (ом) правильного (ых) ответа (ов).

    3. Задания на восстановление соответствия.

    К заданиям данного типа относятся задания на восстановление соответствия между элементами двух списков, порядка ряда.

    Форма представления заданий на восстановление соответствия:

    Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2.

    Вопрос:

    Варианты ответа:

    Столбец 1

    Столбец 2

    А.

    1.

    Б.

    2.

    C.

    3.

    D.

    4.

    Е.

    5.


    Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможностью быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний, и экономичность размещения задач в тесте.

    4. Задания на восстановление последовательности

    Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановления соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние, или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда.

    Задания на восстановление последовательности – это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки.

    Задание.

    Инструкция: Расположите в правильной последовательности.

    Вопрос.

    Варианты ответа.

    1. А.

    2. B.

    3. С.

    Преимущества заданий закрытого типа

    ·   Задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность.

    ·   Оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий.

    ·   Не учитывается умение испытуемых хорошо формулировать ответы.

    ·   Задания этого типа легко обрабатываются, тестирование быстро проводится.

    ·   Простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок.

    ·   Эти задания позволяют охватить большие области знания, что для тестов достижений особенно важно.

    ·   Возможна машинная обработка ответов.

    ·   Низкая вероятность угадывания правильных ответов.

    ·   Возможно получение точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования [2, с. 98].

    Задания открытого типа

    К ним относятся задания двух видов:

    1) дополнения (задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены.

    Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

    Инструкция для заданий дополнения: вместо многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.).

    Трудность в применении этого вида задач заключается в сложности с формализацией ответов, необходимость подготовки оценочных схем затрудняет стандартизацию, громоздкость процедуры и большие затраты времени на проведение.

    Основная трудность при составлении заданий открытого типа – соблюдения основного требования к тестовым заданиям (наличия однозначного правильного ответа).

    Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:

    1) невозможность угадать ответ;

    2) краткость и однозначность ответов;

    3) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

    4) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

    5) простота формулировки вопроса;

    6) простота проверки [2, с. 101].

















    Глава 2. Тестовые технологии на уроках естествознания

    2.1. Тестовый контроль на уроках естествознания


    Обеспечение и реализация достоинств тестовой технологии на уроках естествознания может быть выполнена только при учете требований классической и современной тестовой теории. Только на базе тестовой теории и современных методик разработки тестов можно обеспечить надежность, валидность и эффективность контроля, выполнение им своих задач в процессе обучения и итоговой аттестации школьников.

    Содержание педагогического теста определяется дидактическими задачами на различных этапах обучения, спецификой учебных предметов, уровнем подготовки и развития школьников. Очень важно, чтобы тестовый контроль на уроках естествознания не сводился исключительно к проверке знаний школьников путем простого воспроизведения полученной ими от преподавателя или из учебников информации. В процессе тестового контроля большое значение имеет комплексная проверка всей учебной деятельности ученика, в том числе динамики его общего развития, формирования специальных умений и навыков, активности, познавательных интересов, творческих способностей.

    При продуманной организации тестовый контроль на уроках естествознания воспринимается испытуемыми как обычный элемент учебного процесса и не вызывает отрицательных эмоций. Более того, как показывают отечественные и зарубежные психологические исследования уровень стресса при тестовом контроле значительно ниже, чем при традиционных (особенно устных) формах субъективного контроля.

    Как известно, самоконтроль школьников обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение самим обучаемым информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках. Самопроверка с помощью диагностических тестов имеет большое психологическое значение, стимулирует учение. С ее помощью школьник реально убеждается в том, как он овладел знаниями, проверяет правильность выполнения действий, оценивает практическую значимость результатов выполненных заданий. В организации самоконтроля школьников применяются как обычные "бумажные" диагностические тестовые материалы, так и компьютеризованные тестовые средства контроля.


                  2.2. Компьютерное тестирование на уроках естествознания

    Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.

    По мнению В.С. Аванесова, «Тест состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнения каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов».

    Главное достоинство тестовой проверки - в скорости и объективности, а традиционной проверки посредством дидактических материалов — в ее основательности.

    Недостатки: если учащийся проставляет только номера ответов, тут учитель не видит характера хода решения - мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия знаний у учащегося нет.

    К недостаткам тестов также можно отнести возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие задания можно угадать.

    Компьютерное тестирование - это эффектное средство контроля знаний учащихся. Компьютерное тестирование помогает, во-первых, разнообразить формы контроля знаний, сделав их более привлекательными для учащихся за счет применения ЭВМ, а во-вторых, более объективно оценить знания учащихся. Ученики имеют возможность за время обучения в школе подготовиться к сдаче единого экзамена.

    Применение компьютерного тестирования в современных школах связано с отсутствием совершенных программных средств, технических средств. Многих учителей не устраивает «готовые» тесты: их содержание, уровень сложности, несоответствие программному материалу. Учитель имеет возможность создать для учащихся удобные и простые виды тестовых заданий. Предусмотрено девять видов тестовых заданий: «Один из многих», «Многие из многих», «Ввод с клавиатуры», «Да-Нет», «Сопоставление», «Упорядочивание», «Продолжить последовательность», «Классификация», «Выделение». Все эти предложенные тестовые задания могут быть использованы учителями школы.

    Тестирование может применяться на разных стадиях урока: проведение вводного тестирования - получение сведений об исходном уровне знаний учащихся; текущее тестирование - для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний; итоговый тест - систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

    При составлении теста нужно придерживаться определенного алгоритма:

    1.   Определение целей тестирования:

    § оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий;

    § проверка умения давать определения, понятия, определять их содержание и объем;

    § проверка знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умение применить их;

    § умение находить сходства и различия;

    § умение представлять материал на графиках, схемах, таблицах.

    2.   Определение вида тестирования - входной (установочный), промежуточный, тематический, рубежный, итоговый.

    3.   Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания.

    4.   Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ (находится у преподавателя).

    5.   Инструкция определяет характер индивидуальной деятельности учащихся: должна быть четкой, понятной для выполнения.

    6.   При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих методических советов:

    § основной текст задания содержит не более 8-10 слов;

    § каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;

    § задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;

    § формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек;

    § избегать таких слов, как «иногда», «часто», «обычно» в правильных утверждениях и слов «всегда», «иногда», «невозможно» в неправильных;

    § располагать тесты по возрастанию трудности;

    § каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал;

    § задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;

    § правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;

    § ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;

    § ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.

    7.   Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.

    8.   Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

    § Уровень А - задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

    § Уровень Б - задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

    § Уровень В - задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

    9.   Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности.

    Вот примерные тестовые задания, которые могут быть использованы учителями начальной школы.

     «Загадочные животные».

    Здесь даны названия животных. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место и ответьте на вопросы (предлагается использовать вид тестового задания «Один из многих»).

    1.   Какое из этих животных самое маленькое?

    ·   рикодолк

    ·   шугляка

    ·   шкала

    ·   бакоса

    2.   Какое из этих животных слышит ногами?

    ·   кечузник

    ·   сила

    ·   пухет

    ·   брестя

    3.   У какого из этих животных самые большие глаза?

    ·   кокша

    ·   мосьгион

    ·   цукира

    ·   воца

    4.   Какое из этих животных в минуты опасности использует принцип дымовой завесы?

    ·   мракаль

    ·   таракацика

    ·   цазя

    ·   квол

    5.   У какого насекомого восемь ног?

    ·   печал

    ·   хума пука баобчак

    6.   Какое из этих животных - ни на шаг от собственного дома?

    ·   украбс

    ·   авуд

    ·   тикула

    ·   инфледь

    7.   Какая из этих рыб самая большая?

    ·   губела

    ·   куньо

    ·   какиль

    ·   секрат

    8.   Какая птица самая маленькая?

    ·   рикилоб

    ·   пялца

    ·   суратс

    ·   ёрло

    9.   Какая птичка бегает под водой по дну ручьев и рек в поисках пищи?

    ·   ляпако

    ·   салатчок

    ·   шнурок

    10. Какие птицы дарят друг другу палки?

    ·   ялпац

    ·   гомач

    ·   вингнип

    После прохождения теста все ответы разбираются. Учитывая, что это дети начальной школы, разбираются все слова и ищется правильный ответ. Предлагаю вот такой вариант разбора ответов:

    Первый вопрос теста. Разбираем с детьми, какие же слова получаются из этих букв (крокодил, собака, шакал, лягушка). Смотрим на слайд и действительно убеждаемся, что правильный ответ - лягушка, т.к. она самая маленькая. А крокодил, шакал и собака гораздо крупнее.

    То же самое и со вторым вопросом теста. Сначала из каждой строчки предложенных букв складываем получившиеся слова, а на экране слайды:



    Правильный ответ - кузнечик, органы слуха расположены у него на голенях передних ног. В отличие от лисы, петуха, ястреба и других животных.

    То же самое делаем и с остальными вариантами ответов.

    Третий ответ. У осьминога. У кошки, курицы и овцы глаза гораздо меньше. У гигантского осьминога глаза даже более 30 см в диаметре.

    Четвертый ответ (здесь используется тестовое задание «Многие из многих»). Кальмар и каракатица. Для маскировки они выбрызгивают из чернильного мешка окрашенную жидкость. В отличие от зайца и волка.Б

    Пятый ответ. У паука, т.к. у пчелы, мухи, бабочки — 6 ног.

    Шестой ответ. Улитка. Но никак не удав, барсук, дельфин.

    Седьмой ответ. Белуга - она достигает 1,5 тонн. Чего не скажешь об окуне, кильке, треске.

    Восьмой ответ. Колибри, она меньше не только цапли, страуса и орла, но и всех остальных птиц.

    Девятый ответ. Оляпка, а вот ласточка и коршун под водой бегать не могут.

    Десятый ответ. Цапля, т.к. чомги преподносят друг другу водоросли, а пингвины - камешки.

    Систематическое применение тестовых заданий разных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения. Результаты выполнения тестовых заданий обязательно анализируются, чтобы достичь осознания каждым обучаемым причины возникновения ошибки.

    2.3. Проблема объективности оценки результатов учебной деятельности школьников на уроках естествознания


    Результаты контроля учебно-познавательной деятельности школьников выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов. Оценить - значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к учебно-познавательной деятельности оценка означает установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Поскольку оценка тесно связана с контролем и является его следствием, к ней в полной мере относятся педагогические требования, предъявляемые к контролю объективность, систематичность, индивидуальный подход, и др.

    В настоящее время в образовании сосуществуют два основных вида оценки результатов учебной деятельности - субъективная, выставляемая преподавателем или группой (комиссией) экспертов, и объективная, являющаяся результатом педагогического тестирования. Оба вида оценки необходимы и взаимодополняют друг друга. Недостаточное внимание к объективизации оценки (то есть отсутствие тестовых технологий педагогического измерения) приводит к понижению качества подготовки школьников.

    Объективная тестовая оценка уровня обученности школьников выражается в индивидуальном балле на определенной шкале.

    Объективная тестовая оценка учебной деятельности школьников имеет большое образовательное и воспитательное значение. Образовательная роль тестовой оценки состоит в том, что школьников получают объективную информацию о результатах своей учебной работы. Дополняемая самооценкой ученика и субъективной оценкой преподавателя она указывает на достижения школьника в овладении знаниями, умениями и навыками, а также на недостатки, пробелы, упущения и пути их устранения.

    Воспитательная роль тестовой оценки заключается в осознании школьниками способов совершенствования различных видов учебной деятельности и путей повышения эффективности учения. Правильно установленная, справедливая и объективная тестовая оценка учебной деятельности школьников служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: честности, трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности и др. И наоборот, субъективность, а часто несправедливость не тестовой оценки (например, на устном экзамене) вызывает обычно серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии школьников, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.

    Правильная тестовая оценка деятельности школьников, установленная на основе соблюдения педагогических требований к разработке высококачественного теста, объективно свидетельствует об успехе и недостатках в работы преподавателя, учебного заведения в целом.

    Количественным выражением субъективной оценки является отметка. Отметка условно выражает количественную оценку знаний, умений и навыков школьников в цифрах или так называемых баллах. В России применяется пятибалльная система отметок, а точнее четырех балльная система отметок. В этой системе субъективных отметок трудно обеспечить объективность и точность при оценке результатов учебной деятельности школьников. Сложность применения традиционной пятибалльной системы обусловлена также и тем, что установленные нормы оценок являются средними и ориентировочными. Все разнообразие оттенков уровня подготовки школьников невозможно вложить в жесткие рамки пяти баллов. Возможность расширить и более подробно дифференцировать диапазон оценок позволяет только применение тестовых технологий и внедрение в практику педагогических измерений тестовых шкал.

    В современных условиях все больше проявляется важные недостатки данной шкалы - ее малая дифференцированность по отношению к выборке школьников и субъективность измерения. Данный школьник может получить у одного преподавателя «4», а у другого за те же знания «5».Действительно, за совершенно разные по уровню контрольные работы преподаватель вынужден ставить одну и ту же оценку. Оценка «3» может быть выставлена и слабо подготовленному школьнику и школьнику, имеющему твердые базовые знания на уроках естествознания дисциплине.

    Арифметические операции с пятибалльными оценками «неудовлетворительно – удовлетворительно – хорошо - отлично» (определение средней оценки по различным массивам, сравнение разных групп и т.д.) по большому счету некорректны, и, в лучшем случае, имеют лишь размытые качественные экспертные значения. Достоверность педагогических оценок успешности обучения можно повысить, заменяя традиционные аттестационные процедуры стандартизованными педагогическими тестами с высокими показателями надежности и валидности.

    Используя аттестационные критериально-ориентированные педагогические тесты, можно пытаться выйти за пределы порядковой шкалы и перейти в область интервальной шкалы. Процесс стандартизации измерительного педагогического теста, помимо прочего, включает в себя создание дополнительной информации для пользователей тестовых баллов. Этот процесс, вместе с проведением комплекса процедур тестирования, должен быть так спланирован, чтобы стало возможным сформировать шкалу для теста.

    Шкала, или шкалы, могут использоваться как набор норм, или как набор интерпретируемых данных, а для тестов, у которых есть несколько параллельных форм, как набор таблиц эквивалентности, которые позволяют преобразовывать необработанные баллы в общую шкалу для данного теста.

    Шкалирование педагогического теста - это метод для определения системы преобразования индивидуальных необработанных баллов испытуемых в результате тестирования в баллы, которые окончательно сообщаются пользователям теста или тестовых программ.

    Применение стандартизованных педагогических шкал по результатам тестирования позволит проводить статистическую обработку количественных показателей оценки учебной работы школьников, что позволит с достаточной объективностью судить об успехах работы преподавателей и самих учебных заведений.

    В самом общем виде тестовые задания должны:

    ·   соответствовать содержанию учебного материала;

    ·   быть составлены с учетом соответствующих правил;

    ·   быть апробированы на практике;

    ·   быть понятными испытуемому [2, с. 77].

    С помощью тестовых заданий можно измерять уровень и качество знаний учащихся на уроках естествознания. Тогда тестовые задания должны отвечать следующим требованиям:

    ·   надежность – показывать те же результаты неоднократно, в схожих условиях;

    ·   валидность – обнаруживать и измерять уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста;

    ·   объективность [3, с. 358].

    С точки зрения разработчика минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии:

    1. Инструкции (должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи. Инструкция должна обеспечивать доступность задания и понимание способов его выполнения для любых испытуемых).

    2. Текста задания или вопроса (представляет собой содержательное наполнение задания. Структура и состав вопроса определяются содержанием учебного материала).

    3. Правильного ответа.

    Перечисленные три составные части тестового задания являются минимально необходимыми для составления тестов.

    Кроме того, составителям тестовых заданий целесообразно указывать еще ряд необходимых сведений, таких как:

    ·   возраст (класс), на который рассчитано это задание;

    ·   тему (предмет или предметную область);

    ·   предполагаемое составителем время выполнения задания;

    ·   сроки предъявления;

    ·   уровень, который соответствует данному заданию, или умения, которые оно выясняет;

    ·   соответствие стандарту или программному материалу.

    Заключение


    Наиболее перспективным, на наш взгляд, является разработка для итоговой аттестации гетерогенных междисциплинарных тестов. То есть таких критериально-ориентированных тестов, каждое задание которого базируется на содержании по нескольким ключевым дисциплинам.

    В первую очередь такой междисциплинарный предметно-ориентированный тест будет измерять уровень усвоения школьниками требований по специальным дисциплинам. И, во-вторых, междисциплинарный предметно-ориентированный тест будет оценивать степень усвоения школьниками знаний, умений и навыков, которые им необходимы для начала деятельности.

    Междисциплинарный предметно-ориентированный тест должен включать в себя несколько секций (субтестов). Часть из них базируется на содержании обучения, а другая часть представляет систему заданий на "квазипрофессиональную ситуацию" и будет отражать требования потенциальных работодателей.

    Педагогические тесты, предъявляемые выборке испытуемых, на бумажном носителе в виде распечатки наиболее распространены и традиционны, как у нас, так и за рубежом. Однако, хранение, редактирование и вариативная распечатка педагогического теста в современных условиях должна происходить с помощью специализированных программных средств. Особое внимание разработчиков и пользователей педагогического теста на бумажной основе должно привлекать качество печати, отсутствие дефектов, грамотное расположение заданий. С экономической точки зрения "бумажные" тесты продолжают оставаться наиболее доступными и дешевыми.

    Компьютерная выдача педагогических тестов имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их разработке. Анализ информации на экране монитора компьютера часто бывает затруднен из-за неправильной подачи материала. Хотя именно компьютеризованное тестирование имеет свои преимущества и перспективы применения в образовании. Особенная роль здесь принадлежит компьютерно-адаптивному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий. В развитых странах именно компьютерно-адаптивное тестирование, особенно с применение локальных и глобальных (Интернет) сетей, приобретает чрезвычайно важное значение. К сожалению, наше отставание в тестовой теории и технологии пока не позволяет использовать компьютерно-адаптивное тестирование в учебном процессе. Следует отметить, что с экономической точки зрения использование компьютеров для массового тестирования обходится в несколько раз дороже.

    К преимуществам тестовой технологии контроля относятся:

    1.   Индивидуальный характер контроля, возможность осуществления контроля над работой каждого студента, за его личной учебной деятельностью.

    2.   Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения.

    3.   Возможность сочетания ее с другими традиционными формами педагогического контроля.

    4.   Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков школьников.

    5.   Объективность тестового контроля, исключающая субъективные (часто ошибочные) оценочные суждения и выводы преподавателя, основанные на недостаточном изучении уровня подготовки школьников или предвзятом отношении к некоторым из них.

    6.    Учет специфических особенностей каждого учебного предмета и отдельных его разделов за счет применения современных методик разработки и многообразия форм тестовых заданий.

    7.   Возможность проведения традиционного ("бумажного") и компьютеризованного (в локальной сети) тестирования.

    8.   Возможность массового широкомасштабного стандартизованного тестирования путем распечатки и тиражирования параллельных форм (вариантов) теста и доставки его в различные учебные заведения.

    9.    Возможность применения современной технологии компьютерно-адаптивного тестирования.

    10. Учет индивидуальных особенностей специфической выборки испытуемых, требующий применения в соответствии с этими особенностями различной методики разработки теста и тестовых заданий.

    11. Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений.

    12. Стандартизованность тестового контроля, возможность разработки единого теста для различных учебных заведений на основе требований ГОС СПО.

    13. Дифференцированность шкалы тестовых баллов, позволяющей в широком диапазоне ранжировать уровень учебных достижений школьников.

    14. Высокая надежность тестового контроля, позволяющая говорить о полноценном педагогическом измерении уровня обученности.

    15. Высокая содержательная валидность тестового контроля, основанная на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста.

    16. Высокая прогностическая валидность вступительных тестовых испытаний, позволяющая предвидеть успехи школьников в будущем.

    17. Высокая критериальная (текущая) валидность итоговых аттестационных тестов.

    18. 18)  Эффективность педагогического теста, позволяющая проводить контроль любой выборки испытуемых, за короткое время с минимальными затратами.

    19. При правильной организации проведения тестирования и применение методов информационной безопасности можно исключить недобросовестное отношение некоторых школьников к выполнению письменных контрольных испытаний (списывание использование подсказок, шпаргалок и т.п.).

    20. Тестовый контроль стимулирует постоянную работу всех школьников, и это в известной степени достигается проведением широкомасштабного неожиданного для испытуемых тестирования.


                                    Список используемой литературы


    1. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с.

    2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: “Интеллект-центр”, 2001. – 296 с.

    3. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

    4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 576 с.

    5. Зайцева Ж.Н. и др. Информатизация образования: состояние проблемы и перспективы М.; ИЦПКПС, 1998, 38с.

    6. Христовский С.А. Методические основы проектирования электронного учебника, Проектирование образовательных информационных ресурсов, систем и технологий. Сб. докладов и сообщений.- М., ИЦПКПС, 1998, 75с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Тестовые задания на уроках естествознания ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.