Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Финансы и другие экономические категории

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Финансы и другие экономические категории
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:33:58
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                  СОДЕРЖАНИЕ


    Введение………………………………………………………………….3

    Глава 1. Общее понятие о финансах……………………………………6

    1.1. Социально-экономическая сущность финансов…………………..6

    1.2. Виды финансовых отношений……………………………………..8

    Глава 2. Финансы и другие экономические категории……………….11

    2.1. Взаимосвязь цены и финансов…………………………………….11

    2.2. Взаимосвязь заработной платы и финансов……………………...12

    2.3. Взаимосвязь финансов и кредита…………………………………14

    Глава 3. Использование финансов для регулирования экономики  ….17

    Заключение……………………………………………………………...24

    Список использованной литературы…………………………………..29

















                                                      Введение


    Процесс стоимостного распределения общественного продукта, в ходе которого созданная в производстве стоимость делится между субъектами хозяйствования, а у каждого из них - по целевому назначению, довольно трудный, поэтому он осуществляется с помощью разных экономических категорий, каждая из которых выполняет специфическую, только ей присущую роль. Финансы, участвующие в стоимостном распределении взаимодействуют с такими категориями как цена, зарплата, кредит. Первичным моментом возникновения финансовых отношений является процесс первичного распределения созданной стоимости на составляющие K=C + V + m, а также процесс образования различных денежных фондов и накоплений. Распределение получает форму движения товаров, т.е. имеет место одностороннее движение стоимости. Это движение приобретает форму финансов, зарплаты, кредита.

    Основной целью каждого государства является стабильность экономики и благосостояние каждого гражданина. В условиях перехода к рынку государство должно выполнять определенные функции по регулированию экономики. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Чтобы удержать рост цен, обесценивание денег, оно регулирует уровень инфляции.

    В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов. Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции: а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан; б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты; в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения; г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

    Для осуществления этих функций государством разрабатываются макропроэкты, куда входит финансовая политика. Она направлена на обеспечение эффективного распределения и перераспределения имеющихся финансовых ресурсов государства, наилучшего удовлетворения потребностей воспроизводства и увеличения богатства общества. Хорошо продуманная и правильно организованая политика в области финансов - важнейший фактор успешного развития экономики. С её помощью осуществляется государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения - одна из важнейших и самых сложных задач государства, эффективность реализации которой во многом определяется характеров взаимодействия финансов с ценой, зарплатой и кредитом.

    Выяснение особенностей взаимодействия данных категорий и является основной целью курсовой работы.


























    Глава 1. Общее понятие о финансах

    1.1. Социально-экономическая сущность финансов


    Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются общественным экономическим строем, природой и функциями государства.

    Задолго до возникновения финансов человечество имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство,   но сам термин «финансы» и объясняемые им отношения возникли только в средние века.

    Термин – «finansia» возник в ХШ-XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством, возникающих в процессе образования государственных фондов денежных средств.

    Изначально финансы обеспечивали потребности государства за счет установления повинностей и сборов. Первыми государственными доходами были поступления от военной добычи и дани с покоренных народов; доходы от имущества, находящегося в собственности государства; регалии (монопольное право монархов на отдельные виды промыслов и торговлю определенными товарами); займы, прочие сборы и повинности.

    Характерными чертами ранних финансов были неразделение ресурсов монарха и государства и преобладание неденежных источников государственных доходов. В дальнейшем, со становлением капитализма, доля неденежных доходов и повинностей резко сократилась и возросла роль денежных доходов. В XVI в. с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха возникли понятия государственных финансов, как совокупности законодательно закрепленных доходов и расходов государства), государственного бюджета, государственного кредита и товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер. Средства государства стали системно аккумулироваться в государственном бюджете, а важнейшим источником доходов государственного бюджета и основным инструментом перераспределения национального дохода стали налоги. На этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - это часть экономических отношений в обществе, и финансы выражают эту объективно существующую сферу экономических отношений. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение - формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы - историческая категория, так как имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.

    Неразвитая форма финансов характеризуется непроизводительным использованием бюджета (2/3 расходовалось на военные цели и практически не оказывало воздействия на экономику). Характерной чертой второго этапа этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного - и количество финансовых отношений было ограничено.

    По мере развития государственности и товарно-денежных отношений возникли новые общегосударственные фонды денежных средств и соответственно новые группы денежных отношений, связанных с формированием и использованием этих фондов.

    В настоящее время финансы вступили в новую стадию развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношении. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

    Понятие «финансы» часто отождествляется с понятием «деньги», однако такая трактовка выделяет лишь один из признаков финансовых отношений как отношений, имеющих под собой денежную основу. Однако не любые денежные отношения могут быть финансовыми. У финансов есть еще ряд признаков, по которым можно всегда безошибочно выделить их из совокупности денежных отношений:

    - субъекты финансовых отношений обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) имеет особые полномочия;

    - в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, следовательно, можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер;

    регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

    Исходя из вышеперечисленных признаков финансов можно сформулировать следующее определение: финансы - это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства.


                                   1.2. Виды финансовых отношений


    Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

    Определим основные субъектно-объектные связи в рамках вы-мюлнения финансами своих основных функций и ролей:

    1) отношения между государством, населением и предприятиями различной формы собственности по поводу формирования доходной части государственного бюджета и внебюджетных ", фондов;

    2) отношения между государством и населением по поводу распределения национального дохода и создания материальной базы для обеспечения конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальную защиту;

    3) отношения в рамках бюджетной системы между ее отдельными звеньями по поводу формирования и распределения централизованных фондов денежных средств;

    4) отношения между государством, хозяйствующими субъектами и гражданами по поводу образования децентрализованных фондов денежных средств и доходов населения.

    Экономические субъекты, участвующие в хозяйственной жизни, вступают друг с другом в финансовые отношения, к которым относят их денежные отношения с органами государственного управления по платежам различного рода (государственная пошлина, визовой сбор и др.); органами налоговой службы (при внесении налогов, сборов, других платежей); органами муниципального управления (при приватизации жилья, выплате арендной платы за земельные участки и т. п.); банковской системой (при получении и погашении кредитов, залоге имущества и др.); страховыми компаниями по всем видам страхования; негосударственными пенсионными фондами по вкладам и получению пенсий и выплат; финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами (при купле-продаже ценных бумаг, осуществлении трастовых операций и т.д.); хозяйствующими субъектами (при выплате заработной платы, долевом участии в совместной деятельности и т.п.); другими гражданами (при выплате арендной платы за квартиры и другое имущество, купле-продаже недвижимости и т.д.).

    Финансовые отношения граждан возникают при движении денежных средств в процессе их образования и расходования.



























    Глава 2. Финансы и другие экономические категории

     

    2.1. Взаимосвязь цены и финансов


    Исходным моментом появления финансовых отношений выступает процесс первичного распределения стоимости на составные элементы (с,v,m), где с - фонд воспроизведения использованных средств производства, V - необходимый продукт, m - дополнительный продукт, а также создание разнообразных денежных доходов и накоплений.

    Чтобы процесс распределения стоимости мог состояться, необходимы следующие условия: т.е. вновь созданная стоимость должна быть реализована.

    Экономическим инструментом, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения, является цена. Именно цена предопределяет конкретную величину тех денежных средств, которые поступают в тот или иной сектор экономики либо тому или иному собственнику. Но цена не может обеспечить ни распределение по субъектам собственности ни функционального обособления частей стоимости (т.е. выделение фонда возмещения и оборотных средств) и различных видов доходов, распределяемых между участниками производства (это прибыль, отчисления на социальные нужды, зарплата). Именно благодаря им процесс стоимостного первичного распределения образует различные виды денежных доходов, накоплений и отчислений.

    С помощью цены нельзя обеспечить ни распределение по субъектам собственности ни функционального обособления. Объясняется это тем, что все части стоимости как по величине, так и по функциональному назначению выделяются в определённом размере не сами. А только после стадии обмена, поэтому обязательно должен произойти обмен и должно состояться распределение вновь созданной стоимости.

    Существует определённая взаимосвязь между ценой и финансами:

    1) основой финансового метода распределения стоимости является цена;

    2) финансы основываются на пропорциях распределения, которые сложились под влиянием цен и сами выступают инструментом распределения.


                    2.2. Взаимосвязь заработной платы и финансов


    На стадии распределения превращение скрытых частей стоимости в явный происходит с помощью финансов и заработной платы.

    Как форма распределения заработная плата обособлена необходимым формированием доходов конкретных работников, а как экономическая категория заработная плата выражает стоимостные отношения, возникающие в процессе распределения вновь созданной стоимости путём формирования индивидуальных доходов, поступающих в зависимости от количества и качества затраченного труда отдельными работниками.

    Заработная плата стоит в одном ряде с финансами, имеет одинаковую с финансами экономическую основу, но вместе с тем между этими категориями являются определенные отличия: сфера действия заработной платы уже, чем у финансов. С помощью финансов распределяется и перераспределяется весь валовой внутренний продукт, а с помощью заработной платы распределяется необходимый продукт и частично добавленный;

    распределительные отношения, которые составляют заработную плату, материализуются в денежные средства, которые поступают в личное пользование отдельных граждан и используются на удовлетворение личных потребностей граждан; между тем финансовые ресурсы находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и имеют назначение удовлетворять разнообразные общественные нужды;

    функционирование заработной платы - это двусторонний процесс движения стоимости, так как она является компенсацией трудовых усилий рабочих и должна находиться в тесной связи с количеством и качеством израсходованной работы. Использование же финансовых ресурсов предусматривает, прежде всего, авансирование средств на разнообразные цели (в основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), т.е. одностороннее движение средств.

    Финансы и заработная плата тесно связаны между собой, что приводит к их взаимодействию в процессе стоимостного распределения.3 одного стороны, финансы "помогают" заработной плате формировать фонд оплаты труда, отделяя его от других денежных фондов предприятия, а со второй стороны - заработная плата, начисление которой во времени не совпадает с выплатой, выступает источником формирования части финансовых ресурсов предприятия. (Таким образом, задолженность по заработной плате - это финансовый ресурс, но не потому, что самая заработная плата относится к финансам, а потому, что начисленная заработная плата не сразу попадает у руки ее властителя).

    Финансы и заработная плата должны иметь комплексное использование. Но к недавнему времени эта взаимосвязь поднималась. Заработная плата выплачивалась без надлежащего учета количества и качества работы, широкое распространение получил уравнительный подход в оплате работы, в целом уровень заработной платы был низким и государство компенсировало гражданам большинство расходов из общегосударственных фондов денежных средств.

    Взаимосвязь заработной платы и финансов:

    1) финансы "помогают" заработной плате, формируют фонды оплаты труда, отделяя их от других фондов предприятия;

    2) заработная плата, начисление которой по времени не совпадает с её

    выплатой, сама выступает источником формирования части финансовых ресурсов.

    Задолженность по заработной плате - это финансовый ресурс, но не потому, что сама заработная плата относится к финансам, а следствие того, что начисленная сумма заработка не сразу попадает в руки владельца.

                              2.3. Взаимосвязь финансов и кредита


    В стоимостном распределении также принимает участие кредит. Финансам и кредиту присущие общие черты, которые говорят об их близости, родство экономической природы:

    основой функционирования и финансов и кредита есть товарно-денежные отношения;

    финансы и кредит выражают движение стоимости в ее денежной форме;

    в финансовом и кредитном отношении деньги используются в качестве средства обращения или средства платежа;

    с помощью финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств государства и субъектов хозяйствования;

    в кругообороте фондов предприятия нет разности между "собственными" и "кредитными" деньгами.

    Но, на ряде с этим, характер функционирования финансов и кредита значительно отличается: кредит в отличие от финансов функционирует на основе возвратности - любой заем обязательно должна быть повернутая кредитору после истечения установленного договором срока. Возвратность - важнейший признак кредита.

    Отличия финансов от кредита:

    1) возвратный характер кредита, т.е. кредитные ресурсы всегда функционируют на возвратной основе, а финансовые ресурсы выражают одностороннее движение стоимости;

    2) кредитное перераспределение связано с перемещением денежных средств между субъектами распределительного процесса, а финансовое перераспределение осуществляется как между субъектами хозяйствования, так и в рамках каждого из них по целевому назначению и в соответствии с общественными потребностями;

    3) кредитные ресурсы формируются в процессе перераспределения временно свободных денежных средств (субъекта хозяйствования, органов государственного правления), а финансовые ресурсы формируются из доходов, которые образуются на стадии стоимостного распределения;

    4) кредитные ресурсы предоставляются на определённых условиях (срочность, возвратность, платность), а финансовые ресурсы предоставляются бесплатно и условия их возврата не оговариваются;

    5) кредит имеет тесную взаимосвязь с денежным оборотом, с его помощью удовлетворяются потребности субъекта хозяйствования в платёжных средствах, а также происходит регулирование находящихся в обращении денежных средств.

    Сходство и взаимосвязь финансов и кредита:

    1) при недостатке финансовых ресурсов у предприятия для нормального проведения производственного процесса субъекты хозяйствования обращаются за банковскими кредитами, а временно свободные финансовые ресурсы, временно хранящиеся на банковских счетах, могут использовать в качестве кредитных ресурсов;

    2) нормальное функционирование финансов способствует созданию и росту ресурсов, а само функционирование кредита позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектов хозяйствования, в том числе и с помощью финансового рынка;

    3) взаимосвязь финансов и кредита прослеживается и в банковском проценте, который служит платой за предоставляемые финансовые ресурсы, выплачиваемые из доходов банка, или же этот процент взимается с субъекта хозяйствования, если он берёт кредит.

    Тесная взаимосвязь и взаимодействие финансов и кредита очень ярка проявляются в их комплексном использовании: если у предприятия не хватает финансовых ресурсов для нормального функционирования производственного процесса, оно использует банковские кредиты. Временно свободные финансовые ресурсы предприятий и хозяйствующих организаций находятся на счетах в банках, которые разрешает рационально использовать их в качестве кредитных средств для удовлетворения нужд расширенного воспроизведения. Таким образом функционирования финансов оказывает содействие созданию и роста кредитных ресурсов, а функционирование кредита, в свою очередь, разрешает формировать финансовые ресурсы у распоряжение субъектов хозяйствования и государства.

     Глава 3. Использование финансов для регулирования экономики


    Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним. Неравномерность развития экономики приводит к тому, что отдельные ее звенья вырываются вперед, другие - отстают в своем росте. Между тем нормальное функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого.

    Сфера материального производства характеризуется единством вех стадий воспроизводственного процесса. Причем определяющей среди них является стадия производства, на которой создается общественный продукт. Стадия распределения тесно связана с производством и непосредственно зависит от него.

    Функционируя в сфере материального производства, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов.

    Нормальное функционирование экономики возможно при условии органической связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обслуживает его сбалансированное развитие как единого целого.

    Согласованное функционирование разных частей экономики достигается путем ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений, призванное перестроить производство в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.

    Регулирование экономики происходит прежде всего посредством саморегулирования. Оно характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами участники производства. Саморегулирование базируется на свободе субъектов хозяйствования, в выборе ими своих партнеров и форм взаимоотношений с ними, самостоятельном распоряжении продуктами своей деятельности и т.п. Правда, свобода предпринимателей в методах формирования финансовой базы не безгранична. Она регулируется деятельностью различных организационных структур (союзов предпринимателей, ассоциаций и др.), способствующих установлению цивилизованных взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса.

    Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, в том числе финансового. Именно рынок служит гибкости и эластичности экономики, проведению в ней в кратчайшие сроки структурной перестройки. Благодаря ему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.

    Однако в некоторых случаях рыночный механизм оказывается бессильным. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В определенных видах производственной деятельности индивидуальная (рыночная) и социальная оценки результативности хозяйствования не совпадают. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями демократического общества. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики.

    Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру общественного производства оказывает государственное вмешательство в экономику. Необходимость такого вмешательства обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества - обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и т.д. По образному выражению нобелевского лауреата В. Леонтьева, чтобы народнохозяйственный корабль набрал скорость и не сбился с курса, нужны паруса частного предпринимательства и кормило общенациональной экономической стратегии. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное финансовое регулирование широко используется в хозяйственной практике.

    Вмешательство государства в экономику основано на использовании законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития. С помощью государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политики, деятельности различных государственных структур складывается тот конкретный механизм влияния на экономику, который обеспечивает ее переход в новое качество. В частности, с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает субъектов хозяйствования осуществлять такие варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют потребностям общества. Но при этом государству следует помнить, что вмешательство в экономику имеет объективно обусловленные границы (пределы); излишнее вмешательство может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования веет рыночного механизма.

    В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный бюджет и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственного бюджета - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций. Широкое использование финансов (в составе всех их сфер и звеньев) в процессах регулирования экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.

    Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношении между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. Широкое использование финансов предприятий для регулирования воспроизводственных пропорций не исключает, однако, участия в данном процессе страхования (в случае ощутимого ущерба от наступления страховых событий), банковского кредита (при временной нехватке финансовых ресурсов), бюджета (при использования механизма налогообложения, предоставлении налоговых льгот, выделении бюджетных субсидий и т.д.).

    Регулирование воспроизводственной структуры осуществляет прежде всего сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Такое регулирование необходимо для повышения результативности хозяйствования, получения более высокого коммерческого эффекта. Вместе с тем в условиях рынка существенно возрастает регулирующая роль государства, которое с помощью налогов (ставок обложения, порядка исчисления, предоставления льгот) стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственные пропорции: ускоренную амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему социального страхования и др.

    В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно будет расти значение страхования, призванного гарантировать устойчивость производства. В перспективе страхование (при надлежащей его организации) сможет возмещать потери от неудачных научно-технических разработок, а также недополученную прибыль от простоев вследствие забастовок и политических волнений.

    Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом (страховом и т.д.) рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают акции других предприятий, инвестируют свои средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д. Государство же регулирует отраслевую структуру общественного производства, используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную амортизационную и таможенную политику, влияя на цены и т.д.

    В государственном механизме регулирования отраслевых пропорций одинаково важны как платежи в бюджет (доходы), так и бюджетное финансирование (расходы); но из этого не следует, что их роль одинакова. Платежи в бюджет нацелены в основном на регулирование собственной финансовой базы предприятий (через налоговые ставки, льготы, санкции и т.д.) и, следовательно, влияют лишь на величину той или иной доли собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении соответствующего субъекта хозяйствования. Бюджетное финансирование (в разных его формах) выполняет иную роль - увеличивает финансовые возможности предприятий за счет привлечения общегосударственных ресурсов. Оно может способствовать ускоренному развитию отдельных отраслей экономики, создавать предпосылки для появления новых производств и современник технологий, ускорения научно-технического прогресса, обеспечивать условия для развития инфраструктурных отраслей и т.п.

    В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Само регулирование осуществляется путем предоставления дотаций и субвенций нижестоящим бюджета м формирования и использования территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита и т.п. Влияние финансов предприятий на территориальную структуру общественного производства происходит путем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств в затраты на развитие городов и новый населенных пунктов и т.д.

    Широкое использование финансов для регулирования стоимостной структуры общественного производства не означает, что из этого процесса могут быть исключены другие рычаги. Одна из важных задач современного этапа развития экономики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой. Следуй добиваться более полного и правильного использования каждого из них. Эта задача обусловлена тем, что в нынешнем применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем, которые ждут своего быстрейшего решения.

    К примеру, для обеспечения воспроизводственных пропорций в отдельных отраслях экономики все еще используется такой стоимостный регулятор, как государственный бюджет. Бесспорно, бюджетный метод обеспечивает конкретную адресность направления денежных средств, дает возможность оказать быструю и действенную помощь. Однако его использование, как показала практика, приводит к отрицательным последствиям. Удовлетворяя финансовые потребности предприятий, не обеспечиваемые ценой, бюджет развивает иждивенчество у хозяйствующих субъектов, невольно привыкающих активно выявлять и мобилизовывать внутрихозяйственные резервы, снижать себестоимость, соблюдать режим экономии.

    Низкая эффективность бюджетного дотирования предопределила резкое его сокращение в условиях либерализации цен; дотации сохранились лишь по ограниченному кругу товаров. Но даже и такое их применение далеко не бесспорно, ибо мировой опыт функционирования рыночной экономики свидетельствует о другом - государственная финансовая помощь предоставляется отнюдь не слабым, а экономически сильным предприятиям; бюджетные средства используются как катализатор хозяйственной активности, а не способ поддержания на плаву нерентабельных предприятий. Поэтому и нам необходимо пересмотреть сложившуюся практику использования стоимостных рычагов регулирования воспроизводственных пропорций - цены, финансов, кредита с тем, чтобы каждый из экономических инструментов функционировал в той сфере распределительных отношений, которая объективно предопределена его общественным назначением и выполняемыми функциями. Разграничение сфер функционирования разных стоимостных регуляторов, усиление их взаимодействия позволит активнее использовать финансы (в том числе бюджет) на главных направлениях экономической стратегии для регулирования отраслевых и территориальных пропорций, обеспечения структурных сдвигов в экономике, формирования государственных резервов, повышения эффективности всего общественного производства.


                                                     Заключение


    Кредит функционирует обособленно от других видов экономических отношений. В то же время он тесно взаимодействует с некоторыми из них. Единство, родовая связь таких категорий, как кредит, финансы, деньги, цена, капитал обусловлены:

    - функционированием их на базе товарного производства, движения стоимости в воспроизводственном процессе;

    - развитием этих категорий под определяющим воздействием общих для них экономических законов товарного производства;

    - единством воспроизводственного процесса. Принадлежность к разным фазам воспроизводства не исключает общности возникающих в них отношений, так как это фазы единого процесса.

    Вместе с тем указанные экономические явления выступают как самостоятельные экономические категории, то есть различаются по своим сущностным свойствам.

    Кредит и деньги в процессе своего исторического развития всегда были неразрывно связаны друг с другом. Их общность, прежде всего, проявляется в том, что погашение долговых обязательств осуществляется в основном в денежной форме, и при этом деньги в качестве средства платежа и кредит функционируют в единстве. Взаимодействие этих категорий усилилось с появлением кредитных денег - в современных условиях кредит является основным источником роста совокупной денежной массы.

    В то же время деньги и кредит выражают разные экономические отношения, отличающиеся качественными характеристиками субъектов и объектов этих отношений. Если в сделке купли-продажи субъектами являются продавец и покупатель, то в сделке ссуды - кредитор и заемщик; при этом участники указанных сделок имеют различные экономические интересы, по-разному соподчиняются. Отличия проявляются и в характере движения объекта отношений: при покупке товара имеет место встречное движение стоимости между участниками сделки, при кредитовании - возвратное.

    Известно, что деньги опосредствуют разные экономические отношения, поэтому следует различать деньги и денежную форму других экономических отношений, в частности кредитных. Необходимо отметить, кроме того, что кредит предоставляется не только в виде суммы денег, но и в виде товарной массы, то есть формы движения кредита и денег существенно различаются.

    Действительно, деньги в функции средства платежа и кредит не являются тождественными понятиями. Назначение указанной функции денег значительно шире. Как средство платежа они выступают не только в кредитных сделках, но и в различного рода финансовых операциях (выплата заработной платы, пенсий, стипендий, оплата оказанных услуг и т.п.). Следует учитывать также, что функция средства платежа реализуется только в момент погашения долгового обязательства, в то время как в кредитной сделке платеж является лишь одним из этапов движения ссуженной стоимости.

    Наконец, эмиссия денег и кредитование не представляют собой единый процесс, так как эмиссия может осуществляться не только при предоставлении кредита, но и в случае покупки центральным банком иностранной валюты или золота.

    Кредит и финансы тесно взаимодействуют между собой: на основе кредита аккумулируются временно свободные финансовые ресурсы; кредит используется для финансирования бюджетного дефицита; кредит способствуют созданию дополнительного дохода общества, часть которого аккумулируется в государственном бюджете.

    В связи с этим некоторые отечественные экономисты придерживаются расширительной трактовки финансов, в которой кредитные отношения рассматриваются как часть финансовых отношений, то есть утверждается тождественность кредита и финансов.

    Однако кредит и финансы существенно различаются. Кредит выражает отношения по поводу возвратного движения стоимости, а финансовые отношения возникают на базе безвозвратного распределения и перераспределения средств. У этих стоимостных категорий различаются характер субъектов, цель и направление движения объекта отношений. Кроме того, если кредит отражает движение стоимости в денежной и товарной форме, то финансы - только в денежной.

    Следует отметить, что неодинакова и природа кредитных и финансовых ресурсов. Источником финансов является часть доходов хозяйствующих субъектов и физических лиц. Государство аккумулирует их через фискальную систему независимо от того, насколько в них нуждается плательщик налогов. Таким образом, финансовые ресурсы, в отличие от кредитных, не являются временно свободными средствами плательщиков, их распределение и перераспределение сопровождается сменой собственников этих ресурсов. Различие проявляется и в том, что в качестве источника кредита выступает не только временно свободная часть национального дохода, но и накопления прошлых лет, причем как в денежной, так и товарной формах.

    Кредит и цена, несомненно, взаимодействуют между собой, хотя это взаимодействие мало исследовано в экономической науке. В частности, посредством цены происходит выражение ссуженной стоимости в денежной форме, обеспечивается эквивалентность в кредитных отношениях.

    Кроме того, получив кредит в форме определенной суммы денег, заемщик использует ее в своем хозяйственном обороте, закупая по определенным ценам сырье, материалы и т.п.

    Совершив кругооборот в хозяйстве заемщика, ссуженная стоимость высвобождается в виде произведенной продукции и принимает денежную форму, будучи реализована на рынке, количество продукции, которое необходимо для обмена на денежную сумму, эквивалентную полученной в кредит. Опосредствуя движение ссуженной стоимости, цена может повлиять также на возвратность кредита в случае, например, резкого ухудшения рыночной конъюнктуры.

    Следует также отметить, что уровень цен оказывает непосредственное влияние на объем кредитных вложений в обществе. При прочих равных условиях темпы роста объемов выданных кредитов прямо пропорциональны темпам роста цен. Эта зависимость наглядно проявляется при развитии инфляционных процессов: заемщик использует ссужаемые ему средства для приобретения товаров и получения услуг по действующим ценам, и чем выше эти цены, тем больший объем средств ему необходимо взять кредит.

    Со своей стороны кредит также оказывает влияние на цену, являясь фактором ценообразования. Заемщик не только должен возвратить взятые в ссуду средства в полной сумме, но и выплатить процент за пользование ими. Ссудный процент обычно выступает как часть прибыли и, наряду с другими элементами, включается в цену произведенной продукции, соответственно увеличивая ее.

    Кредит и действительный капитал рассматриваются как тождественные понятия в натуралистической и капиталотворческой теориях кредита. В действительности кредит не является капиталом, обычно его определяют как движение ссудного капитала.

    Однако и ссудный капитал не тождествен действительному капиталу, хотя и сохраняет с ним родовую связь, так как является обособившейся частью промышленного капитала. Ссудный капитал представляет собой самостоятельную форму капитала, имеющую особый кругооборот, отличный от кругооборота промышленного капитала. Если последний в каждый данный момент выступает одновременно в трех функциональных формах - денежной, товарной и производительной, - то движение ссудного капитала осуществляется в денежной форме.

    Движение ссудного капитала, в конечном счете, зависит от процессов, происходящих в производственной сфере, однако оно значительно отличается от движения промышленного капитала в экономическом цикле. Это обусловлено воздействием на развитие кредита факторов, не связанных с конъюнктурой в отраслях промышленности.

    Вместе с тем кредит и действительный капитал тесно взаимодействуют друг с другом. Кредитные отношения функционируют на базе движения капитала в процессе воспроизводства, их возникновение обусловлено закономерностями кругооборота и оборота промышленного и торгового капиталов. Со своей стороны кредит способствует непрерывности воспроизводственного процесса, являясь одним из источников формирования оборотного и основного капиталов хозяйствующих субъектов.

                              Список использованной литературы


    1. Бутук А.И. Макроэкономика: Учебное пособие. - К.: "Знання", - 2004. - 305с.

    2. Вечканов Г., Вечканова Г. Макроэкономика, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 544с.

    3. Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Макроэкономика. – Учебник. – К.: О-во "Знання", КОО, 2004. - 368с.

    4. Иванов В.Б. Современные проблемы налоговой политики: Учебное пособие. – Х: ИД "ИНЖЕК", 2006. – 328 с.

    5. Настольная книга финансиста / Под. Ред.В.Г.Панского-М.:  Высшая школа, 1995г.

    6. Общая теория денег и кредита / Под ред. Е. Ф. Жукова – М.: ЮНИТИ, 1995.

    7. Общая теория финансов: Учебник для вузов. /Под. Ред. Л. А. Дробозиной.- М.: Финансы и статистика, 1995г.

    8. Сотников В.И., Сотникова О.А. Макроэкономика в структурно – логических схемах: Учебное пособие. - Х: ИД "ИНЖЕК", 2005. – 240с.

    9. Финансы / Под ред. Л. А. Дробозиной. -  М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999г.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Финансы и другие экономические категории ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.