Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Институт открытого и дистанционного образования
Факультет экономики и управления
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Руководство по изучению дисциплины
и контрольные задания
Челябинск
2009
Одобрено учебно-методической комиссией
факультета экономики и управления
Представлены сведения по организации промежуточных
контрольных мероприятий, контрольная работа, вопросы для подготовки к экзамену,
список рекомендуемой литературы и ссылки на сетевые ресурсы.
Предназначено студентам специальности «государственное
и муниципальное управление», обучающимся с применением дистанционных технологий.
Составитель М. В. Козина, кандидат
экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики
© ЮУрГУ, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Установочная информация
……………………………………….
|
4
|
Система накопительной
оценки …………………………………
|
5
|
Тестирование.……………………………………………………….
|
6
|
Контрольная работа
……………………………………………..
|
6
|
Экзамен……………………………………………………………..
|
23
|
Список рекомендуемой
литературы……………………………..
|
26
|
Установочная информация
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!
По
курсу «Теория организации» вам предстоит сдавать экзамен.
Для получения допуска к сдаче экзамена необходимо в
установленные сроки (см. таблицу) выполнить контрольную работу и пройти два
тестирования.
Контрольное мероприятие
|
Сроки сдачи
(заполняется студентом)
|
Тест
1
|
|
Тест
2
|
|
Контрольная
работа
|
|
ЭКЗАМЕН
|
Информацию о сроках проведения
контрольных мероприятий вам сообщит преподаватель на установочной сессии. Вы
также можете узнать ее на Доске объявлений на учебном форуме Института
открытого и дистанционного образования (подробнее об этом см.: Обучение с применением дистанционных образовательных
технологий: Памятка для студентов –– далее Памятка).
Контрольные задания высылаются по
электронной почте на адрес kurator@ode.ac.ru.
ВНИМАНИЕ!
Названия файла работы и темы письма оформляются в соответствии с Памяткой.
Неправильно оформленные работы к оцениванию не принимаются и не возвращаются.
Тестирование
проводится в тестовой системе по адресу #"#">#"_Toc57445258">
Система накопительной оценки
При изучении дисциплины используется система
накопительной оценки успеваемости студентов по 100-балльной шкале, т. е. все
виды учебной деятельности оцениваются в баллах, согласно таблице.
Контрольное мероприятие
|
Максимальное
количество баллов
|
Тест
1
|
30
|
Тест
2
|
30
|
Контрольная
работа[1]
|
40
|
Экзамен
|
|
Полученные баллы суммируются. Общий результат влияет на форму сдачи экзамена и итоговую оценку.
Предварительная экзаменационная оценка
|
Суммарный балл
|
Отлично
|
86––100
|
Хорошо
|
73––85
|
Удовлетворительно
|
60––72
|
Неудовлетворительно
|
59 и менее
|
ВНИМАНИЕ!
Если к моменту проведения экзамена студент набирает количество баллов,
достаточное для получения оценки «отлично» (86––100), «хорошо» (73––85), «удовлетворительно»
(60––72) по решению преподавателя они могут быть выставлены студенту в ведомость и зачетную книжку в период сессии.
Если студент набрал 40––59
баллов, по решению преподавателя он может быть допущен к экзамену.
Студент, набравший менее 40
баллов по текущему контролю, к экзамену не
допускается.
ТЕСТирование
Что необходимо сделать?
В указанный срок (см. с. 4 данного
Руководства) вам необходимо пройти промежуточные тесты 1 и 2 в тестовой
системе, которая находится по адресу #"_Toc57445255">контрольная работа
Контрольная работа состоит
из четырех заданий. Первое
и второе задание включают по две задачи.
Третье задание выполняется по вариантам. Вариант
определяется по первой букве фамилии студента:
Вариант1
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
Ё
|
Ж
|
З
|
И
|
Вариант2
|
Й
|
К
|
Л
|
М
|
Н
|
О
|
П
|
Р
|
С
|
Т
|
Вариант3
|
У
|
Ф
|
Х
|
Ц
|
Ч
|
Ш
|
Щ
|
Э
|
Ю
|
Я
|
При выполнении первого, второго и
четвёртого задания используется материал
любой известной студенту организации.
Каждое задание
оценивается в 10 баллов. Следовательно, максимальное
количество баллов, которое можно получить за контрольную работу вцелом,
–– 40 баллов.
Работа считается зачтенной, если вы набрали не
менее 25 баллов.
Контрольная работа должна быть
представлена в электронном виде как документ Microsoft Word. Требования к оформлению: шрифт Times New Roman 14. Межстрочный интервал
1,5.
Каждый раздел рекомендуется
начинать с отдельного листа. Общий объем работы не регламентируется, так как
зависит от масштабов организации, степени сложности проблем и глубины анализа.
Переносы слов нежелательны, а в заголовках –– недопустимы.
После заголовка точки не ставятся.
Абзац должен начинаться с красной строки (отступ
1,25). Два соседних абзаца могут отстоять друг от друга на 10 мм, а от абзаца до заголовка и от заголовка до абзаца должно быть расстояние от 12 до
24 пт (в зависимости от уровня заголовка).
Каждая страница должна иметь рамку (слева –– 20 мм, сверху, справа и снизу –– по 5 мм). Нумерация листов –– в правом нижнем углу.
Работа должна иметь введение и заключение. Во введении
дается обоснование актуальности рассматриваемых в контрольной работе вопросов,
а в заключении –– общие выводы и рекомендации.
Схемы, рисунки, графики, таблицы должны быть
пронумерованы и озаглавлены. Работа может иметь приложения (копии документов ––
положения, инструкции; статистический материал), которые также нумеруются.
К работе прилагается список литературы, где сначала
перечисляются книги в алфавитном порядке, а затем статьи из периодики также в
алфавитном порядке. По тексту следует давать ссылки на источники.
Титульный лист контрольной работы
должен быть оформлен в соответствии с предлагаемым образцом. После титульного
листа следуют содержание (с указанием страниц), текст работы, список
использованной литературы, приложения.
Как озаглавить файл с выполненным контрольным
заданием, как оформить и выслать письмо преподавателю –– см. Памятку.
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Кафедра Экономической теории и
мировой экономики
Контрольная
работа
по курсу «Теория
организации»
Выполнил:
Студент группы __________________
Ф.И.О.__________________________
Проверил:_______________________
Челябинск
2008
Задание 1
В рамках задания 1 необходимо:
1) Опираясь на модель жизненного цикла организации по И. Адизесу,
определите стадию (рост или старение) и фазу жизненного цикла, на которой
находится Ваша организация. Опишите, какие болезни роста или организационные
патологии характерны для организации на этой стадии и соответствующей фазе.
2) Заполните таблицу:
Описание
фазы жизненного цикла
|
Сильные стороны
организации
|
Слабые стороны
|
Возможности
|
Угрозы
|
Рекомендуемая стратегия
|
|
|
|
|
|
|
При возникновении затруднений следует обратиться к примерам из УМК
«Теория управления» и п.2.3. Темы 2 электронного учебника (Учебно – методический комплекс по курсу «Теория
организации»).
Задание 2
В рамках задания 2 необходимо:
1)
Изучить
материалы кейса 1
Кейс
1
Проектирование
организационной структуры отдела материально-технического снабжения
Познакомьтесь с данными
по отделу материально – технического снабжения (МТС) машиностроительного
объединения. Используется регрессионная двухфакторная модель для определения
численности работников аппарата управления и классификация функций ОМТС.
Рпп – численность
промышленно – производственного персонала (характеризует масштаб предприятия).
Рпп = 5707 чел.
ОП факт. – стоимость
активной части основных производственных фондов
ОП факт. = 34358 тыс.руб.
Кц – коэффициент
централизации, характеризующий степень централизации по данной функции
КЦ = 0,8 (степень
централизации достаточно высока)
На предприятии есть
Управление МТС, в структуре которого есть отдел МТС.
Нмтс – численность
работников аппарата управления МТС.
Нмтс = 15,64 + 0,00138 х
Рпп + 0,00036 х ОП факт. = 15,64 + 0,00138 х 5707+ 0,00036 х 34358 = 36 чел.
Н отд. – количество
работников в отделе МТС.
Н отд.= Кц х Нмтс = 0,8 х
36 = 29 чел.
У1 – количество
заместителей начальника отдела МТС
У1 = 0,6 + 0,02606 х Н
отд. = 0,6 + 0,02606 х 29 = 1
У2 - количество бюро в
отделе
У2 = 0,6 + 0,0925 х Н
отд. = 0,6 + 0,0925 х 29 = 3
У3 - количество групп в
отделе
У3 = 0,026 + 0,2567 х Н
отд. = 0,026 + 0,2567 х 29 = 8
У4 – количество
исполнителей
У4 = 16 человек
Классификация функций
отдела МТС
В области оперативно –
заготовительной (логистической) работы
|
F 0
|
Длительные прямые связи с
поставщиками
|
F 1
|
Договоры на поставку сырья и
материалов
|
F 2
|
Претензии за недопоставку,
просроченность и ненадлежащее качество материалов
|
F 3
|
Изменение сроков поставки
материалов
|
F 4
|
Заявки на транспорт, рациональное
его использование
|
F 5
|
Отпуск из своих ресурсов материалов
сторонним организациям
|
F 6
|
Подготовка материалов к
производственному потреблению и планирование работ заготовительным цехам и участкам
|
F 7
|
Механизация складских операций
|
F 8
|
Отпуск и доставка материалов к
месту их назначения
|
В области планирования
|
F 9
|
Годовые планы снабжения предприятия
|
F 10
|
Планирование потребностей
организации (заявок подразделений) на основные и вспомогательные материалы
|
F 11
|
Определение норм производственных
запасов и ожидаемых остатков на конец планируемого периода
|
F 12
|
Распорядок и должностные инструкции
работников складов
|
F 13
|
Определение потребностей в
материалах по мере уточнения производственной программы
|
F 14
|
Оперативные планы обеспечения цехов
и отделов материалом и лимитные карты
|
F 15
|
Определение нормативов средств на
сырьё, основные и вспомогательные материалы
|
В области учёта и контроля
|
F 16
|
Отчётные данные о фактическом
расходе материалов за предыдущие периоды
|
F 17
|
Соответствие стоимости заявленных
(израсходованных) материалов планируемым затратам по смете производства
|
F 18
|
Состояние учёта и хранения запасов
|
F 19
|
Соблюдение норм расхода материалов
|
F 20
|
Выявление излишков, их реализация
|
F 21
|
Соблюдение ассортимента материалов
|
F 22
|
Оперативная и статистическая
отчётность
|
F 23
|
Составление и корректировка
номенклатурных справочников – ценников потребляемых материалов
|
F 24
|
Обеспечение складов необходимой
справочной методической литературой и учётной документацией
|
F 25
|
Контроль за качественной приёмкой
материальных ценностей
|
F 26
|
Инвентаризация на складах
|
Задание: Опираясь на материалы кейса,
построить структуру управления отделом материально-технического снабжения
машиностроительного предприятия, определить тип структуры и количество уровней
управления.
Примечание. При анализе типов структур
использовать справочный материал, представленный в приложениях к учебно –
методическому комплексу УМК «Теория организации».
2) Построить и проанализировать
структуру управления подразделением любой известной Вам организации
Задание 3
В рамках задания 3 вам необходимо:
1) Изучить материалы кейса
2. Проанализировать
существующий и рекомендуемый консультантами вариант структуры управления
компанией. Результаты анализа занести в таблицы.
2) Принять и обосновать собственное
решение о предпочтительном варианте структуры управления, показав изменения на
схеме.
Примечание. Работа выполняется по вариантам (см.
выше)
Кейс
2
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ»[2]
Введение
Задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту
структуру предприятия, которая лучше всего отвечает целям организации, а также
воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. Оптимальная структура
организации позволяет наиболее результативно взаимодействовать с внешней
средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия
сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать
целей организации с высокой эффективностью.
Международный центр социально-экономических
исследований (МЦСЭИ) «Леонтьевский центр» по заказу Российского центра приватизации
провел Анализ последствий реструктуризации российских предприятий. На этих
предприятиях осуществлялись проекты EU 12, PIES и FMA при технической помощи Мирового банка реконструкции.
Характеристика проекта
типа EU12
Цель проекта: диагностика хозяйственной деятельности
предприятия с целью выработки рекомендаций в сфере управления производством.
Содержание работ: разработка рекомендаций
по совершенствованию маркетинга, организационной структуры, финансового
менеджмента, бизнес-планов, поиск партнеров по бизнесу и инвесторов.
Характеристика проекта
типа PIES
Цель проекта: повышение эффективности производства в новых
экономических условиях.
Содержание работ: проведение на нескольких
«типичных» предприятиях реструктуризации и реорганизации хозяйственной
деятельности при содействии консультантов мирового класса; документирование
результативно успешных подходов к решению общих для большинства
приватизированных предприятий задач и распространение их на другие
предприятия в качестве своего рода «стандартов».
Характеристика проекта
типа FMA
Цель проекта: ускорение реконструкции приватизированных средних и крупных
предприятий.
Содержание работ: совместная работа групп
западных и российских консультантов по программе содействия в области
управления, главным образом, по следующим четырем основным разделам:
финансовая и управленческая отчетность;
управление денежными операциями;
управленческий учет и конкретные функции системы
управления;
инвестиционное содействие.
В рамках этих проектов работали группы западных
консультантов из таких известных фирм, как Мак Кинзи, Деллойт де Туш, Аpmyp Д. Литтл, Карана,
Бракстон Ассошиейтс.
Одним из результатов работы консультантов на
российских предприятиях являются предложения по совершенствованию
организационной структуры предприятия.
Цель игры: определение основных направлений
совершенствования организационной структуры промышленного предприятия на основе
изучения и сравнительного анализа существующего и предлагаемого консультантами
вариантов структур.
Исходные данные: для изучения и
сравнительного анализа предлагается рассмотреть организационные структуры трех
предприятии.
Предприятие № 1 является открытым
акционерным обществом и относится к электротехнической промышленности. Оно
производит светотехническое оборудование для автомобильной промышленности.
Численность персонала предприятия на конец 1999 г. составлю 4029 чел. Схема
организационной структуры предприятия, действовавшей на конец 1999 г.,
представлена на рис. 1. Схема организационной структуры, предложенной
консультантами, представлена на рис. 2.
Предприятие № 2 является акционерным
обществом и занимается производством мебели. Численность персонала предприятия,
конец 1999 г. составляла 1368 чел. Схема организационной структуры предприятия,
действовавшей на конец 1999 г., представлена на рис. 3. Функциональная схема
организационной структур предложенной консультантами, представлена на рис. 4.
Предприятие № 3 является открытым
акционерным обществом, относится к отрасли цветной металлургии. Численность
персонала предприятия на конец 1999 г. составляла 900 чел. Схема
организационной структуры предприятия, действовавшей на koнец 1999 г., представлена на рис. 5. Схема
организационной структуры предприятия, предложенной консультантами,
представлена на рис. 6.
Порядок выполнения работы
- Рассмотрите схемы существующей и предлагаемой
организационных структур предприятия и заполните таблицы 1- 3;
Таблица 1
Характеристика
организационной структуры предприятия (сравнение существующего и предлагаемого
вариантов структур)
№ п/п
|
Наименование должностей руководителей (директор и его
заместители) и непосредственно подчиненных им подразделений и работников
|
|
Существующий вариант структуры
|
Предлагаемый вариант структуры
|
1
|
|
|
1.1.
|
|
|
1.2.
|
|
|
1.3.
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
2.1.
|
|
|
2.2.
|
|
|
2.3.
|
|
|
3.
|
|
|
3.1.
|
|
|
3.2.
|
|
|
3.3.
|
|
|
|
|
|
Таблица
2
Распределение подразделений предприятия между
руководителями высшего уровня управления (сравнение существующего и
предлагаемого вариантов структур)
№ п/п
|
Наименование должностей руководителей (директор и его
заместители)
|
Количество непосредственно подчиненных им подразделений
|
Наименование должностей руководителей (директор и его
заместители) и работников
|
Количество непосредственно подчиненных им подразделений
и работников
|
|
Существующий вариант структуры
|
Предлагаемый вариант структуры
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего
|
|
|
|
|
Таблица
3
Функциональное распределение
подразделений предприятия (сравнение существующего и предлагаемого вариантов
структур)
№
п/п
|
Наименование функций
|
Количество должностей руководителей (директор и его
заместители), подразделений и работников
|
|
|
Существующий вариант структуры
|
Предлагаемый вариант структур
|
1
|
Управление предприятием
|
|
|
2
|
Маркетинг и продажи (сбыт)
|
|
|
3
|
Управление производством
|
|
|
4
|
Производство
|
|
|
5
|
Экономика, финансы и бухгалтерия
|
|
|
6
|
Управление персоналом
|
|
|
7
|
Вспомогательные службы
|
|
|
8
|
Другое (укажите)
|
|
|
Пояснения к табл. 3[3]:
ù строка 1 «Управление предприятием»
включает в себя руководителей всех уровней управления, показанных на схеме
отдельно;
ù строка 2 «Маркетинг и продажи (сбыт)»
включает в себя функции, связанные с закупками и поставками;
ù строка 3 «Управление производством»
включает в себя функции, связанные непосредственно с планированием и
управлением производственной деятельностью и процессами;
·
строка 4
«Производство» включает в себя функции исследований, разработок,
технологического сопровождения, обеспечения и собственно производства;
·
строка 5 «Экономика,
финансы и бухгалтерия» включает в себя функции проведения экономического
анализа и планирования, финансовых расчетов и бухгалтерского учета;
·
строка 6 «Управление
персоналом» включает в себя все функции, связанные с наймом, увольнением,
обучением, социальным обеспечением персонала;
·
строка 7
«Вспомогательные службы» включает в себя все функции внешнего и внутреннего
обеспечения, непосредственно не связанные с процессом производства.
2. Выполните сравнительный
анализ существующего и предлагаемого вариантов организационных структур
предприятия по следующим пунктам:
·
тип структуры
управления;
·
руководители высшего
уровня управления (директор и его заместители): изменение общего количества,
появление новых должностей, ликвидация должностей;
·
распределение
структурных подразделений и отдельных работников между руководителями высшего
уровня управления: количество подразделений в непосредственном подчинении;
переподчинение подразделений и отдельных работников;
·
общее количество
структурных подразделений и отдельных работников;
·
ликвидированные
структурные подразделения;
·
вновь созданные
структурные подразделения;
·
распределение
структурных подразделений по функциям управления;
·
количество уровней
управления.
3. Систематизируйте информацию об основных направлениях совершенствования
организационной структуры рассмотренных предприятий.
Представьте рекомендуемую схему организационной структуры
управления.
4.
Оформите полученные результаты в виде отчета.
Задание 4
В рамках задания 4 вам необходимо:
1) Изучить материалы кейса 3.
2)
Построить матрицу распределения административных функций управления
подразделением любой известной Вам организации.
При отсутствии необходимой информации и опыта работы можно использовать
ситуации, описанные в кейсе.
Кейс 3
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАТРИЦЫ
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ (РАФУ)»[4]
Цель деловой игры: обучение основам оптимизации
функциональной структуры организации посредством анализа функций подразделений,
определения трудоемкости выполнения управленческих задач и норм загрузки
подразделений и служб
Рациональное распределение функций
управления способствует эффективному достижению целей организации. Определение
цели существования фирмы, является весьма важной и сложной проблемой.
Цель — это желаемое состояние любой системы.
Цель состоит, из совокупности подцелей (задач) и должна обладать следующим
характеристиками:
конкретностью;
·
обозримостью
(краткосрочностью, долгосрочностью);
·
реалистичностью
(достижимостью);
·
взаимосвязанностью
(согласованностью с другими задачами;
·
эффективностью
(прибыльностью).
Достижение цели фирмы обеспечивается
через реализацию функций управления.
Функция управления — это часть процесса управления,
полученная в результате разделения всего процесса управления по характеру и
содержанию связанного с ним труда. Иными словами, функция представляет собой
совокупность управленческих работ, объединенных по признаку однородности.
Выделение функции управления зависит от целевого назначения системы.
Эффективное выполнение функций
управления предполагает распределение прав и обязанностей между подразделениями
и персоналом. Обоснованное разделение функций между подразделениями службами
аппарата управления обеспечивается посредством разработки и реализации матрицы
разделения административных функций управления (РАФУ).
Эта матрица представляет собой
таблицу, по столбцам которой располагаются наименования подразделений и
служб (либо конкретные работники аппарата управления), а по строкам перечисляются
задачи, выполняемые этими исполнителями. Условным знаком обозначается
отношение каждого подразделения, службы или конкретного работника к решению
определенной задачи.
С позиции системного подхода
матрицу РАФУ можно рассматривать как средство согласования входов и выходов
системы. В наименованиях столбцов располагаются входы — функциональные подразделения,
службы, должности участников процесса управления. В наименованиях строк
перечисляются функции (виды управленческих работ, составляющие процесс
управления). В поле матрицы условными знаками показаны функции преобразования,
связывающие совокупности входов и выходов.
При проектировании матрицы
РАФУ деятельность по реализации функций управления характеризуется следующими
аспектами:
1 — ответственность за решение
конкретной задачи управления;
2 — функции исполнителя по
реализации задачи;
3 — функции исполнителя по
подготовке к реализации задачи.
В соответствии с приведенной
классификацией предлагается список условных обозначений, которые символизируют
определенные аспекты деятельности по выполнению функций управления.
Условные обозначения для
первого аспекта:
Я — единоличное решение и
персональная ответственность за решение задачи (с подписью);
! — персональная
ответственность за решение определенной задачи при коллегиальной форме
принятия решения (с подписью);
Р — участие в коллегиальном
решении данной задачи без права подписи.
Условные обозначения для
второго аспекта:
П — планирование;
О — организация;
К — контроль;
X ,— координация совместных усилий
участников процесса;
А — мотивация (активизация);
У — учет.
Условные обозначения для третьего аспекта:
С —согласование;
И — исполнение;
М — подготовка предложений;
- — в работе не
участвует. ^
Количество
символов, обозначающих отношение структурных подразделений и служб к решению
конкретных задач управления, а также их содержание, могут быть изменены, так
как определяются подходом к деятельности по управлению и условиями
функционирования системы управления и ее подсистем, которые являются объектами
моделирования. В табл. 1 приводится фрагмент матрицы РАФУ
Матрица РАФУ
Таблица 1
№ п/п
|
Должностные лица и структурные
подразделения
|
К-
|
Директор
|
Зам. директора
|
Плановый отдел
|
Производственный отдел
|
Лаборатория №1
|
…
|
Лаборатория №2
|
|
Задачи,
решаемые в
структурных подразделениях
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
Разработка перспективных планов
|
!
|
РОК
|
ИП
|
П
|
Ш
|
…
|
|
П
|
2
|
Обеспеченность работ материально-
техническими ресурсами
|
|
ЯОК
|
_
|
П
|
И
|
П
|
…
|
П
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
….
|
№
|
Загруженность должностных лиц и структурных подразделений
(Сз)**
|
|
|
|
|
|
j
|
|
|
* k'i — коэффициент трудоемкости
решаемых задач, ** С3 — загруженность должностных лиц и
структурных подразделений.
|
Для того
чтобы определить значимость символов, используют один из наиболее широко
распространенных и доступных методов экспертного опроса и обработки экспертных
оценок - оперирование матрицей предпочтений (парных сравнений). При помощи
этой матрицы определяют сравнительные (весовые) оценки символов (табл.2)
Форма матрицы предпочтений
(парных сравнений)
Таблица 2
|
К1
|
К2
|
К3
|
…
|
Кn
|
Баллы.
|
К1
|
|
|
|
…
|
|
|
К2
|
|
|
|
…
|
|
|
КЗ
|
|
|
|
…
|
|
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…..
|
Кn
|
|
|
|
….
|
|
|
В приведенной матрице символы
сравниваются один с другим. При этом используют следующие обозначения:
·
более
предпочтительному символу присваивается 2;
·
менее
предпочтительному — 0;
·
если символы равны по
значимости, то каждому из них присваивается 1.
Техника заполнения формы: прежде всего заполняется диагональ, где
символы сравниваются сами с собой; по диагонали ставится 1, затем заполнение
проводится построчно. Если символу присваивается 2, то по горизонтали в столбце
сравниваемого символа ставится 0 и т. д. Таким образом, сначала заполняются 1-я
строка и 1-й столбец, затем 2-Й строка и 2-й столбец и т. д.
Пример заполнения одной из
таких матриц приведен в табл. 3. При сравнении К1 и K2, например, выявлено, что символ К1 предпочтительнее символа К2:
Тогда в четвертый столбец первой строки; матрицы записывают 2 и по аналогии,
поскольку символ К2 менее значим, чем К1, в третий столбец второй строки записывают
0. Так как К1 по значимости равен К5, то в
седьмом столбце первой строки записывается 1.
Особенность приведенной
матрицы состоит в том, что по каждой ее строке даны значения
К- го символа по сравнению со
всеми остальными. Следовательно, суммируя число предпочтений по строке, можно
получить значимость каждого символа функциональной матрицы. Так, К1 имеет
значимость ∑К1 = 12, а К2— ∑К2 = 8 и т.д.
Таблица 3 Пример заполнения матрицы предпочтений
Символы
|
К1
|
К2
|
КЗ
|
К4
|
К5
|
Кб
|
К7
|
К8
|
∑Ki
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
1
|
К1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
0
|
12
|
2
|
К2
|
0
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
0
|
8
|
3
|
КЗ
|
0
|
0
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
0
|
8
|
4
|
К4
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
2
|
1
|
0
|
6
|
5.
|
К5
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
2
|
1
|
0
|
7
|
6
|
Кб
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
3
|
7
|
К7
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
8
|
8
|
К8
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
0
|
1
|
12
|
Проверка правильности
заполнения матрицы:
1) сумма оценок любого символа
по горизонтали и вертикали должна равняться квадрату количества символов;
2) сумма оценок любого символа
по горизонтали и вертикали должна равняться удвоенному количеству символов.
Далее находят относительную
значимость (долю) каждого символа, например:
VKl =
12/64x*100=19; VK5 = 7/64x*100= ll;
VK2 =
8/64x*100=12,5; VK6 = 3/64x*100 = 5;
VK3 =
8/64х*100=12,5; VK7 = 9/64x*100=14;
VK4 = 6/64x*100 = 9; VK8=12/64x*100=.19
Полученные
экспертные оценки обрабатывают. Для этого записывают индивидуальные оценки
(суммы баллов по символам). Так как все оценки принадлежат группе участников,
но являются индивидуальными, необходимо найти коллективную оценку. Наиболее
приемлемый метод получения коллективных оценок — нахождение средней
арифметической величины.
Коэффициенты
трудоемкости решения управленческих задач (K tj)
рассчитывают способом, аналогичным изложенному выше, т. е. используя матрицу
предпочтений. Коэффициент к', заносят в столбец матрицы (табл.2.2.1).
Имея
рассчитанные веса операций (Ki) и коэффициент трудоемкости решения управленческих задач (Ktj), можно определить трудоемкость
решения каждой задачи по формуле:
(1)
y
Cti = kti Σ Ki
j=1
где Kti _ коэффициент
трудоемкости решения i-й задачи;
Ki — сумма весов операций j-ro структурного подразделения или
должностного лица 1-й задачи;
i = 1,2,..., у — перечень должностных лиц и структурных
подразделений.
Загруженность
структурного подразделения или должностного лица (общую трудоемкость всех
выполняемых функций подразделением или должностным лицом) можно определить по формуле:
(2)
y
Cзi = Σ Ki kti,
j=1
где i = 1 , 2, ..., у — перечень управленческих задач, решаемых
аппаратом управления.
Определяя
трудоемкость решения управленческих задач, можно делегировать все задачи по
степени трудоемкости их исполнения. Определяя загруженности должностных лиц и
структурных подразделений аппарата управления, можно выделить наиболее
загруженные отделы и провести оптимизацию функциональной структуры, учитывая
при этом, например, фонд заработной платы структурных подразделений (Fi). Для этого необходимо рассчитать норму
(степень) загруженности структурного подразделения или должностного лица
по формуле:
(3)
Ai=C3i / Fi
Данный показатель по всем структурным
подразделениям и должностным лицам должен быть приблизительно одинаковым. Если
выполненные расчеты свидетельствуют о наличии больших расхождений в значениях
показателя Ai по подразделениям, то целесообразно
уровнять нормы загруженности. Для этого необходимо либо изменить фонды
заработной платы структурных подразделений, либо передать некоторые операции
наиболее загруженных отделов в менее загруженные.
СИТУАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА
Ситуация 1
Задание:
оптимизируйте
функциональную структуру производственных подразделений
электромашиностроительного предприятия — ОАО Электросила (далее АО
«Э»), используя вышеизложенную методику анализа функций.
Исходные
данные: в состав
производственной структуры предприятия входят следующие подразделения:
a) отдел организации и подготовки
производства (ООПП);
b) отдел диспетчирования и кооперирования
производства (ОДКП);
c) отделы начальников крупного машиностроения
и аппаратного производства (ОНКМАП), состоящие из бюро оперативного
планирования машинного и аппаратного производств (БОПМАП) и бюро оперативного
планирования заготовительных цехов и подготовки производства (БОПЗЦ и ПП);
d) основных цехов: 1, 2,3, .„, 27.
Производственный
блок предприятия находится в подчинении заместителя Генерального директора по
производству.
Оплата
труда в подразделениях предприятия производится по повременной системе оплаты.
Фонд заработной платы должностных лиц структурных подразделений предприятия
заранее определен.
Далее излагаются
функции, выполняемые конкретными подразделениями предприятия.
1. Отдел организации и
подготовки производства (ООПП):
« ведение системы оперативного планирования
производства на основе нормативно-цикловых графиков и договоров;
« контроль за обеспечением полной
технической подготовки производства головного предприятия;
« организация и контроль подготовки
производства путем формирования и ведения сквозных нормативных графиков
поэтапного изготовления изделия от разработки до отгрузки готовой продукции;
« ведение классификатора изделий,
изготавливаемых машинным и аппаратным производствами АО «Э» с учетом сложности
конструкций, технологии производства и трудоемкости их изготовления;
« составление сводных данных по подготовке
производства (для оперативного решения вопросов по предотвращению срывов сроков
подготовки производства).
2. Отдел
диспетчирования и кооперирования производства (ОДКП):
« планирование и контроль за своевременным
обеспечением цехов головного предприятия, дочернего предприятия завода Реостат
и внефирменных кооперирующихся предприятий (ВКП) сырьем, материалами,
полуфабрикатами, комплектующими изделиями согласно их заявкам;
« профилактическое наблюдение (контроль) за
ходом производства и его регулирование посредством диспетчерской связи;
« регулирование очередности
погрузочно-разгрузочных работ в цехах.
3. Отделы начальников
крупного машиностроения и аппаратного производства (ОНКМАП), состоящие из:
а) бюро оперативного
планирования машинного и аппаратного производств (БОПМАП):
« составление годовых перечней номенклатуры
с указанием планируемого срока выпуска продукции;
« составление выпускающим цехам головного
предприятия оперативных программ и согласование их с ППО; контроль за ходом их
выполнения;
« оперативный учет готовой продукции по каждому
выпускающему цеху и сдача ее в отгрузку; составление графика отгрузки готовых
изделий;
« составление исходных документов для
обеспечения продукцией аппаратного производства каждого выпускающего цеха
машинного производства;
« оперативный контроль за обеспечением
покупными изделиями, материалами, полуфабрикатами выпускающих цехов;
« учет аккумулированных заказов по заделу
незавершенного производства каждого выпускающего цеха по всей номенклатуре
головного предприятия;
« составление отчетов по выполнению
производственного задания текущего месяца выпускающими цехами головного
предприятия и представление их Генеральному директору в установленном порядке;
подготовка отчетов по запросам заказчиков по выпуску конкретной продукции;
б) бюро оперативного
планирования заготовительных цехов и подготовки производства (БОПЗЦ и ПП):
« разработка оперативной программы
заготовительных цехов по номенклатуре и ассортименту;
« определение потребности машинного
производства в деталях и узлах, изготовляемых аппаратными цехами головного
предприятия, и составление плана-заявки на эти узлы;
« учет обеспечения заготовительных цехов
материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, поставляемыми по
внутрифирменной и внешней кооперации, и контроль за своевременной подготовкой
производства, выявление «узких мест» и их причин;
« организация учета движения литья на складе
и распределение его по цехам;
« контроль за своевременным запуском и
изготовлением деталей и узлов в заготовительных цехах, оперативный учет их
выполнения; контроль за ходом обеспечения технологической документацией цехов
и выдача ее в цеха;
« подготовка ежемесячных отчетов о закрытии
заказов заготовительными цехами, утверждение их у заместителя Генерального
директора по производству и передача в ППО.
Ситуация
2
Задание:
оптимизируйте
функциональную структуру подразделений коммерческого блока АО «Э», используя
вышеизложенную методику анализа функций.
Исходные
данные: в состав
коммерческого блока входят следующие подразделения предприятия: отдел
материально-технического снабжения (ОМТС); отдел внешней комплектации (ОВК); фи
финансовый отдел (ФО); отдел проектирования систем консервации упаковки и
транспортировки (ОПСКУТ) и отдел сбыта (ОС). Подразделения коммерческого блока
подчиняются заместителю Генерального директора по коммерческим вопросам.
Оплата
труда в подразделениях предприятия производится по повременной системе оплаты.
Фонд заработной платы должностных лиц структурных подразделений предприятия
заранее определен.
Далее
излагаются функции, выполняемые конкретными подразделениями предприятия:
1. Отдел
материально-технического снабжения (ОМТС) и отдел внешней комплектации (ОВК).
« своевременное, бесперебойное и комплектное
обеспечение годовой, квартальной и месячной потребности предприятия в сырье,
основных и вспомогательных материалах, в топливе, полуфабрикатах, комплектующих
изделиях, необходимых для выполнения плана производства; учет и контроль за
правильным расходованием материалов в подразделениях;
« расчет потребности предприятия в сырье,
материалах и их запасах для основного производства (в соответствии с установленными
плановыми заданиями и нормами расхода) и корректировка расчетов при изменении
производственной программы предприятия;
« выполнение технико-экономических расчетов
выбора форм (транзитной или складской) поставки сырья и материалов и внедрение
мероприятий, направленных на максимальное сокращение расходов, связанных с их
заготовкой, транспортировкой, приемкой, хранением и отпуском;
« изучение возможности и целесообразности
установления прямых длительных связей по поставкам сырья, материалов и т. д. с
поставщиками; изучение и анализ информации и рекламных материалов по
предложениям мелкооптовых магазинов, оптовых ярмарок и свободной торговли;
« организация учета фондовых извещений,
нарядов, разнарядок, нарядов-заказов и других документов на поставку
продукции; проверка соответствия заявок выделенным фондам и спецификациям,
распределение выделенных фондов на сырье и материалы по предприятиям, входящим
в АО «Э»;
« контроль за выполнением поставщиками
договорных обязательств, подготовка документов по недопоставке, просрочке или
поставке сырья несоответствующего качества;
« организация доставки грузов на заводы АО
«Э» с заводов-поставщиков и баз снабженческо-сбытовых организаций;
« разработка раздела
«Материально-техническое снабжение» бизнес-плана предприятия;
« составление и представление в вышестоящие
организации и Госкомстат РФ статистической отчетности в установленные сроки.
2. Финансовый отдел
(ФО):
« финансовый контроль за деятельностью предприятия:
обеспечение и контроль финансовых ресурсов предприятия;
« анализ финансового состояния предприятия и
разработка конкретных мероприятий, обеспечивающих рост прибыли предприятия;
« разработка финансовых прогнозов,
направленных на обеспечение стабильности деятельности предприятия и повышение
его доходов с комплексом конкретных мер по достижении результатов;
« планирование бюджетов (годового,
долгосрочного) на основе бизнес-прогнозов, разрабатываемых службами предприятия;
« оценка платежеспособности заказчиков;
« развитие взаимосвязей с финансовыми
институтами, выдающими ссуды и кредиты, страховыми компаниями и налоговыми
службами.
3. Отдел сбыта (ОС):
« планирование и организация каналов
распределения продукции (розничная, оптовая и собственная торговая сеть);
« определение способов товародвижения;
« контроль за комплектацией, упаковкой и
подготовкой к отправке потребителям продукции в количестве и в сроки, которые
указаны в заказах и нарядах, включенных в договорные обязательства
предприятия, а также за своевременной отгрузкой готовой продукции;
« оформление документации, связанной с
отгрузкой продукции головного предприятия, в том числе экспортной продукции,
составление сопроводительных документов;
« составление ежемесячных отчетов о поставке
продукции по формам ЦСУ РФ для вышестоящих органов управления;
« участие в разработке нормативов запасов
готовой продукции, контроль за соответствием запасов готовой продукции
установленным нормативом и недопущением образования сверхнормативных запасов.
4. Отдел проектирования
систем консервации, упаковки и
транспортировки
(ОПСКУТ):
« проектирование новых и совершенствование
существующих систем консервации, упаковки и транспортировки электрических
машин и аппаратов, изделий народного потребления, разрабатываемых
предприятием;
« проведение экспериментальных работ с целью
совершенствования систем защиты (средствами консервации и упаковки) крупных
электрических машин (аппаратов и товаров народного потребления) на период
транспортировки и хранения;
« изучение и анализ информации о
научно-технических достижениях в области консервации, упаковки, транспортировки
и хранения крупных электрических машин (аппаратов) и внедрение прогрессивных
материалов и методов; осуществление унификации упаковки и совершенствование
систем защиты от коррозии и старения средствами консервации;
« учет и анализ требований дизайна к
упаковке, анализ информации о качестве упаковки в местах продажи.
Ситуация
3
Задание:
оптимизируйте
функциональную структуру экономических подразделений АО «Э», используя
вышеизложенную методику анализа функций и задач.
Исходные
данные: в состав
экономического блока входят следующие подразделения: планово-производственный
отдел (ППО), состоящий
из бюро планирования крупных электрических машин и бюро планирования
низковольтной аппаратуры, запчастей и товаров народного потребления; отдел
ценообразования и затрат (ОЦЗ); отдел организации труда и заработной платы
(ООТЗП).
Все
подразделения экономического блока подчиняются заместителю Генерального
директора по экономическим вопросам.
Оплата
труда в подразделениях предприятия производится по повременной системе оплаты.
Фонд заработной платы должностных лиц структурных подразделений предприятия
заранее определен.
Далее
излагаются функции, выполняемые конкретными подразделениями предприятия,
1. Планово-производственный
отдел (ППО):
« формирование портфеля заказов на
изготовление головным предприятием продукции закрепленной номенклатуры на
основании заявок заказчика, технических протоколов и взаимных поставок;
« составление годовых программ выпуска
крупных электрических машин, низковольтной аппаратуры и товаров народного
потребления;
« составление и оформление заказов на
изготовление крупных электрических машин, комплектующих к ним и контроль за
выполнением сроков поставки продукции АО «Э»;
« анализ и составление заключений о
выполнении заводами АО «Э» и его цехами годовых, квартальных и месячных производственных
программ выпуска продукции по заданной номенклатуре и ассортименту;
« участие в разработке перспективных планов
развития производства по номенклатуре и ассортименту продукции.
2. Отдел ценообразования
и затрат (ОЦЗ):
« калькуляция себестоимости, оценка затрат
на изготовление продукции и выбор ценового сегмента;
« формирование цен на продукцию на основе
планов по прибыли и анализа себестоимости продукции;
« анализ конкурентоспособной цены на
продукцию и факторов, влияющих на нее;
« оценка эффективности экспортных поставок
при помощи привязки цен мирового уровня к ценам внутреннего рынка предприятия.
3. Отдел организации
труда и заработной платы (ООТЗП):
« разработка плана по труду, заработной
плате и производительности труда;
« учет и анализ выполнения суточных графиков
по производству, отчетов о выполнении планов цехов и отделов;
« составление сводного отчета по труду и зарплате;
« учет и анализ движения рабочей силы;
анализ состояния и причин текучести кадров;
« разработка, систематизация и учет норм
затрат труда;
« унификация норм труда, ведение единых и
укрупненных норм и расценок;
« контроль за выполнением норм выработки по
цехам и участкам;
« разработка и внедрение системы оплаты
труда, стимулирующей совершенствование методов работы, повышение ее качества и
экономию времени;
« контроль и тарификация работ, установление
разрядов рабочим;
« разработка предложений по премированию работающих по
категориям ППП.
Экзамен
Экзамен проводится
очно в форме тестирования. Тест состоит из 30 вопросов. Дату экзамена
необходимо уточнить в деканате или на доске объявлений на сайте Института
открытого и дистанционного образования (см. Памятку).
Вопросы для подготовки к экзамену
по курсу «Теория организации»
1. Понятие и
свойства организации.
2. Зарождение
и основные этапы развития теории организации.
3. Предмет и
функции теории организации. Её связь с другими науками.
4. Методология
анализа организации.
5. Типология
организаций.
6. Основные
элементы характеристики и тенденции развития организаций.
7. Основные
противоречия организации.
8. Линии
измерения организации.
9. Основные
диагностические концепции и модели организации.
10. Жизненный цикл организации
(концепция Жизнина и Крупнова).
11. Концепция жизненного цикла
организаций И. Адизеса.
12. Модель пяти фаз развития компании
Грейнера.
13. Модель роста бизнеса Льюиса –
Черчилля.
14. Организация и общество.
15. Организация как целевая общность.
Понятие цели. Цель и результат.
16. Общая характеристика концепции
управления по целям (результатам).
17. Системно-комплексный и
программно-целевой подходы в управлении организациями.
18. Источники образования целей.
Комплексность целей.
19. Способы построения целевой модели
(«дерева целей») организации.
20. Организационная устойчивость и
организационная стагнация.
21. Деловая культура и её влияние на
организационное развитие.
22. Иерархия как принцип построения
организационных систем.
23. Иерархия как отношения. Свойства
организационной иерархии.
24. Формы иерархии.
25. Сущность управления организацией.
Объект, субъект и система управления.
26. Основные социальные регуляторы в
организации.
27. Интеграция управления.
Концептуальная схема организации.
28. Понятие и типы групп. Социальная
структура организации.
29. Групповые и общеструктурные связи.
30. Формализация как способ построения
организации.
31. Современные представления о
структуре организации.
32. Границы формализации. Теория
бюрократии.
33. Формализация как способ
стандартизации поведения. Соотношение формального, официального и
неформального.
34. Сущность, особенности и
характеристики неформальных организаций.
35. Коммуникативный ряд неформальных
организаций. Типы неформальных связей.
36. Личность, её функции и роли в
организации. Шкала престижа. Раздвоение статуса.
37. Законы организации и законы
управления.
38. Закон синергии. Виды синергии в
организациях.
39. Закон пропорциональности. Закон
онтогенеза.
40. Закон самосохранения. Закон
единства анализа и синтеза.
41. Закон информированности –
упорядоченности. Закон композиции.
42. Специфические законы социальной
организации («железный закон олигархии», закон ригидифицирования, закон баланса
напряжений между организационными единицами).
43. Модель «Один на три».
44. Патология строения организации.
Организационный бюрократизм. Пассивный риск и стагнация.
45. Патология управленческих решений
(маятниковые и структурные решения; дублирование организационного порядка).
46. Проблемы функционирования
организации (конфликты; проблема бессубъектности).
47. Инновации в организациях.
48. Необходимость, сущность, цели и
задачи проектирования организационных систем.
49. Содержание основных стадий
организационного проектирования.
50. Оценка эффекта синергизма.
51. Интегрированные структуры
корпоративного управления (корпорация, холдинг, концерн, финансово-промышленная
группа, ассоциация).
52. Многонациональные, глобальные,
международные и транснациональные компании.
53. Обучающиеся организации.
54. Круговые корпорации.
55. Сетевые организации.
56. Виртуальные корпорации.
57. Многомерные организации.
58. Интеллектуальные организации.
59. Факторы успешной адаптации
организации к внешней среде.
60. Управление знаниями как основа
развития организаций.
Список рекомендуемой Литературы
а) Основная:
1. Лафта Дж.К. Теория организации.- М.:
Издательство Проспект.- 2006
2.
Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 6-е изд., перераб.
и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. - 797 С.
3. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория
организации.- М.: Издательство Экзамен.- 2002
4. Смирнов Э.А. Теория организации:
учебное пособие (серия “Вопрос-ответ”).- М.: Инфра- М, 2000
5. Теория организации; под ред. В.Г.
Алиева; Экономика; 2006 г. - 431 С.
б) Дополнительная:
1. Баранников А.Ф. Теория организации Учебник для вузов - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2004
2. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы.- М.:
Инфра- М.,1996
3. Гаррет Б., Дюссож П.
Стратегические альянсы.- М.: Инфра- М.- 2002
4. Мазур И.И., Шапиро В.Д.,
Ольдерогге Н.Г. Корпоративный менеджмент: справочник для профессионалов.- М.:
Высшая школа.- 2003
5. Мастенбрук У. Управление
конфликтными ситуациями и развитие организаций.- М.: Инфра- М., 1996
6. Сенге П. Пятая дисциплина:
искусство и практика самообучающейся организации.- М.,1999
7. Танец перемен: новые проблемы
самообучающихся организаций/ П.Сенге, А. Клейнер, Ш. Робертс и др.; Пер. с
англ. Б.С. Пинскера. – М.: Олимп Бизнес, 2004. – 601 с.
Ссылки на сетевые
ресурсы
1.
http: // www.sf-online.ru
2.
http: //
e-management.newmail.ru
3.
#"#">#"1.files/image015.gif">Южно-Уральский
государственный университет
454080 Челябинск, просп. Ленина, 76