Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Руководство по изучению дисциплины ТО

  • Вид работы:
    Другое по теме: Руководство по изучению дисциплины ТО
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:38:04
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Южно-Уральский государственный университет»

    Институт открытого и дистанционного образования

    Факультет экономики и управления








    ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

    Руководство по изучению дисциплины

    и контрольные задания

    Челябинск

    2009


    Одобрено учебно-методической комиссией

    факультета экономики и управления












    Представлены сведения по организации промежуточных контрольных мероприятий, контрольная работа, вопросы для подготовки к экзамену, список рекомендуемой литературы и ссылки на сетевые ресурсы.

    Предназначено студентам специальности «государственное и муниципальное управление», обучающимся с применением дистанционных технологий.






    Составитель М. В. Козина, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики













    ©  ЮУрГУ, 2009


     

    СОДЕРЖАНИЕ




    Установочная информация ……………………………………….

    4

    Система накопительной оценки …………………………………

    5

    Тестирование.……………………………………………………….

    6

    Контрольная работа ……………………………………………..

    6

    Экзамен……………………………………………………………..

    23

    Список рекомендуемой литературы……………………………..

    26


    Установочная информация


    УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!


    По курсу «Теория организации» вам предстоит сдавать экзамен.

    Для получения допуска к сдаче экзамена необходимо в установленные сроки (см. таблицу) выполнить контрольную работу и пройти два тестирования.


    Контрольное мероприятие

    Сроки сдачи
    (заполняется студентом)

    Тест 1


    Тест 2


    Контрольная  работа


    ЭКЗАМЕН

    Информацию о сроках проведения контрольных мероприятий вам сообщит преподаватель на установочной сессии. Вы также можете узнать ее на Доске объявлений на учебном форуме Института открытого и дистанционного образования (подробнее об этом см.: Обучение с применением дистанционных образовательных технологий: Памятка для студентов –– далее Памятка).

    Контрольные задания высылаются по электронной почте на адрес kurator@ode.ac.ru.

    ВНИМАНИЕ! Названия файла работы и темы письма оформляются в соответствии с Памяткой. Неправильно оформленные работы к оцениванию не принимаются и не возвращаются.

    Тестирование проводится в тестовой системе по адресу #"#">#"_Toc57445258"> 

    Система накопительной оценки


    При изучении дисциплины используется система накопительной оценки успеваемости студентов по 100-балльной шкале, т. е. все виды учебной деятельности оцениваются в баллах, согласно таблице.


    Контрольное мероприятие

    Максимальное
    количество баллов

    Тест 1

    30

    Тест 2

    30

    Контрольная  работа[1]

    40

    Экзамен


    Полученные баллы суммируются. Общий результат влияет на форму сдачи экзамена и итоговую оценку.


    Предварительная экзаменационная оценка

    Суммарный балл

    Отлично

    86––100

    Хорошо

    73––85

    Удовлетворительно

    60––72

    Неудовлетворительно

    59 и менее


    ВНИМАНИЕ! Если к моменту проведения экзамена студент набирает количество баллов, достаточное для получения оценки «отлично» (86––100), «хорошо» (73––85), «удовлетворительно»
    (60––72) по решению преподавателя они могут быть выставлены студенту в ведомость и зачетную книжку в период сессии.

    Если студент набрал 40––59 баллов, по решению преподавателя он может быть допущен к экзамену.

    Студент, набравший менее 40 баллов по текущему контролю, к экзамену не допускается.


    ТЕСТирование

    Что необходимо сделать?

    В указанный срок (см. с. 4 данного Руководства) вам необходимо пройти промежуточные тесты 1 и 2 в тестовой системе, которая находится по адресу #"_Toc57445255">контрольная работа

    Контрольная работа состоит из четырех заданий. Первое   и второе задание включают по две задачи.  Третье задание выполняется по вариантам. Вариант определяется по первой букве фамилии студента:

    Вариант1

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Ё

    Ж

    З

    И

    Вариант2

    Й

    К

    Л

    М

    Н

    О

    П

    Р

    С

    Т

    Вариант3

    У

    Ф

    Х

    Ц

    Ч

    Ш

    Щ

    Э

    Ю

    Я

    При выполнении первого, второго и четвёртого задания используется материал любой известной студенту организации.

    Каждое задание оценивается в 10 баллов. Следовательно, максимальное количество баллов, которое можно получить за контрольную работу вцелом, –– 40 баллов.

    Работа считается зачтенной, если вы набрали не менее 25 баллов.


    Контрольная работа должна быть представлена в электронном виде как документ Microsoft Word. Требования к оформлению: шрифт Times New Roman 14. Межстрочный интервал 1,5.


    Каждый раздел рекомендуется начинать с отдельного листа. Общий объем работы не регламентируется, так как зависит от масшта­бов организации, степени сложности проблем и глубины анализа.

    Переносы слов нежелательны, а в заголовках –– недопустимы. После заголовка точки не ставятся.

    Абзац должен начинаться с красной строки (отступ 1,25). Два соседних абзаца могут отстоять друг от друга на 10 мм, а от абзаца до заголовка и от заголовка до абзаца должно быть расстояние от 12 до
    24 пт (в зависимости от уровня заголовка).

    Каждая страница должна иметь рамку (слева –– 20 мм, сверху, справа и снизу –– по 5 мм). Нумерация листов –– в правом нижнем углу.

    Работа должна иметь введение и заключение. Во введении дается обоснование актуальности рассматриваемых в контрольной работе вопросов, а в заключении –– общие выводы и рекомендации.

    Схемы, рисунки, графики, таблицы должны быть пронумерованы и озаглавлены. Работа может иметь приложения (копии документов –– положения, инструкции; статистический материал), которые также нумеруются.

    К работе прилагается список литературы, где сначала перечисляются книги в алфавитном порядке, а затем статьи из периодики также в алфавитном порядке. По тексту следует давать ссылки на источники.

    Титульный лист контрольной работы должен быть оформлен в соответствии с предлагаемым образцом. После титульного листа следуют содержание (с указанием страниц), текст работы, список использованной литературы, приложения.

    Как озаглавить файл с выполненным контрольным заданием, как оформить и выслать письмо преподавателю –– см. Памятку.

     


    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования

    «Южно-Уральский государственный университет»

    Кафедра Экономической теории и мировой экономики






    Контрольная работа

    по курсу «Теория организации»




    Выполнил:

    Студент группы __________________

    Ф.И.О.__________________________

    Проверил:________________­­­_______













    Челябинск

    2008



    Задание 1

    В рамках задания 1 необходимо:

    1) Опираясь на модель жизненного цикла организации по И. Адизесу, определите стадию (рост или старение) и фазу жизненного цикла, на которой находится Ваша организация. Опишите, какие болезни роста или организационные патологии характерны для организации на этой стадии и соответствующей фазе.

    2) Заполните таблицу:

    Описание

    фазы жизненного цикла

    Сильные стороны

    организации

    Слабые стороны

    Возможности

    Угрозы

    Рекомендуемая стратегия








    При возникновении затруднений следует обратиться к примерам из УМК «Теория управления» и п.2.3. Темы 2 электронного учебника (Учебно – методический комплекс по курсу «Теория организации»).


    Задание 2

    В рамках задания 2 необходимо:

    1)   Изучить материалы кейса 1

    Кейс 1

    Проектирование организационной структуры отдела материально-технического снабжения

    Познакомьтесь с данными по отделу материально – технического снабжения (МТС) машиностроительного объединения. Используется регрессионная двухфакторная модель для определения численности работников аппарата управления и классификация функций ОМТС.

    Рпп – численность промышленно – производственного персонала (характеризует масштаб предприятия).

    Рпп = 5707 чел.

    ОП факт. – стоимость активной части основных производственных фондов

    ОП факт. = 34358 тыс.руб.

    Кц – коэффициент централизации, характеризующий степень централизации по данной функции

    КЦ = 0,8 (степень централизации достаточно высока)

    На предприятии есть Управление МТС, в структуре которого есть отдел МТС.

    Нмтс – численность работников аппарата управления МТС.

    Нмтс = 15,64 + 0,00138 х Рпп + 0,00036 х ОП факт. = 15,64 + 0,00138 х 5707+ 0,00036 х 34358 = 36 чел.

    Н отд. – количество работников в отделе МТС.

    Н отд.= Кц х Нмтс = 0,8 х 36 = 29 чел.

    У1 – количество заместителей начальника отдела МТС

    У1 = 0,6 + 0,02606 х Н отд. = 0,6 + 0,02606 х 29 = 1

    У2 - количество бюро в отделе

    У2 = 0,6 + 0,0925 х Н отд. = 0,6 + 0,0925 х 29 = 3

    У3  - количество групп в отделе

    У3  = 0,026 + 0,2567 х Н отд. = 0,026 + 0,2567 х 29 = 8

    У4 – количество исполнителей

    У4 = 16 человек

    Классификация функций отдела МТС

    В области оперативно – заготовительной (логистической) работы

    F 0

    Длительные прямые связи с поставщиками

    F 1

    Договоры на поставку сырья и материалов

    F 2

    Претензии за недопоставку, просроченность и ненадлежащее качество материалов

    F 3

    Изменение сроков поставки материалов

    F 4

    Заявки на транспорт, рациональное его использование

    F 5

    Отпуск из своих ресурсов материалов сторонним организациям

    F 6

    Подготовка материалов к производственному потреблению и планирование работ заготовительным цехам и участкам

    F 7

    Механизация складских операций

    F 8

    Отпуск и доставка материалов к месту их назначения

    В области планирования

    F 9

    Годовые планы снабжения предприятия

    F 10

    Планирование потребностей организации (заявок подразделений) на основные и вспомогательные материалы

    F 11

    Определение норм производственных запасов и ожидаемых остатков на конец планируемого периода

    F 12

    Распорядок и должностные инструкции работников складов

    F 13

    Определение потребностей в материалах по мере уточнения производственной программы

    F 14

    Оперативные планы обеспечения цехов и отделов материалом и лимитные карты

    F 15

    Определение нормативов средств на сырьё, основные и вспомогательные материалы

    В области учёта и контроля

    F 16

    Отчётные данные о фактическом расходе материалов за предыдущие периоды

    F 17

    Соответствие стоимости заявленных (израсходованных) материалов планируемым затратам по смете производства

    F 18

    Состояние учёта и хранения запасов

    F 19

    Соблюдение норм расхода материалов

    F 20

    Выявление излишков, их реализация

    F 21

    Соблюдение ассортимента материалов

    F 22

    Оперативная и статистическая отчётность

    F 23

    Составление и корректировка номенклатурных справочников – ценников потребляемых материалов

    F 24

    Обеспечение складов необходимой справочной методической литературой и учётной документацией

    F 25

    Контроль за качественной приёмкой материальных ценностей

    F 26

    Инвентаризация на складах

    Задание: Опираясь на материалы кейса, построить структуру управления отделом материально-технического снабжения машиностроительного предприятия, определить тип структуры и количество уровней управления.

    Примечание. При анализе типов структур использовать справочный материал, представленный в приложениях к учебно – методическому комплексу УМК «Теория организации».

    2) Построить и проанализировать структуру управления подразделением любой известной Вам организации

    Задание 3

    В рамках задания 3 вам необходимо:

    1) Изучить материалы кейса 2. Проанализировать существующий и рекомендуемый консультантами вариант структуры управления компанией. Результаты анализа занести в таблицы.

    2) Принять и обосновать собственное решение о предпочтительном варианте структуры управления, показав изменения на схеме.

    Примечание. Работа выполняется по вариантам (см.  выше)


    Кейс 2

    «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

    ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

    ПРЕДПРИЯТИЯ»[2]

    Введение

    Задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру предприятия, которая лучше всего отвечает целям организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. Оптимальная структура организации позволяет наиболее результа­тивно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесо­образно распределять и направлять усилия сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать целей организации с высокой эффективностью.

    Международный центр социально-экономических исследований (МЦСЭИ) «Леонтьевский центр» по заказу Российского центра при­ватизации провел Анализ последствий реструктуризации российских предприятий. На этих предприятиях осуществлялись проекты EU 12, PIES и FMA при технической помощи Мирового банка реконструк­ции.

    Характеристика   проекта  типа   EU12

    Цель проекта: диагностика хозяйственной деятельности пред­приятия с целью выработки рекомендаций в сфере управления про­изводством.

    Содержание работ: разработка рекомендаций по совершен­ствованию маркетинга, организационной структуры, финансового менеджмента, бизнес-планов, поиск партнеров по бизнесу и инвес­торов.

    Характеристика  проекта  типа  PIES

    Цель проекта: повышение эффективности производства в но­вых экономических условиях.

    Содержание работ: проведение на нескольких «типичных» предприятиях реструктуризации и реорганизации хозяйственной деятельности при содействии консультантов мирового класса; документирование результативно успешных подходов к решению общих для большинства приватизированных предприятий   задач и распространение их на другие предприятия в качестве своего рода «стандартов».

    Характеристика  проекта  типа   FMA

    Цель проекта: ускорение реконструкции приватизированных средних и крупных предприятий.

    Содержание работ: совместная работа групп западных и российских консультантов по программе содействия в области управления, главным образом, по следующим четырем основным разделам:

    финансовая и управленческая отчетность;

    управление денежными операциями;

    управленческий учет и конкретные функции системы управ­ления;

    инвестиционное содействие.

    В рамках этих проектов работали группы западных консультантов из таких известных фирм, как Мак Кинзи, Деллойт де Туш, Аpmyp Д. Литтл, Карана, Бракстон Ассошиейтс.

    Одним из результатов работы консультантов на российских пред­приятиях являются предложения по совершенствованию организационной структуры предприятия.

    Цель игры: определение основных направлений совершенствования организационной структуры промышленного предприятия на основе изучения и сравнительного анализа существующего и предлагаемого консультантами вариантов структур.

    Исходные данные: для изучения и сравнительного анализа предлагается рассмотреть организационные структуры трех предприятии.

    Предприятие № 1 является открытым акционерным обществом и относится к электротехнической промышленности. Оно производит светотехническое оборудование для автомобильной промышленности. Численность персонала предприятия на конец 1999 г. составлю 4029 чел. Схема организационной структуры предприятия, действовавшей на конец 1999 г., представлена на рис. 1. Схема организационной структуры, предложенной консультантами, представлена на рис. 2.

    Предприятие № 2 является акционерным обществом и занимается производством мебели. Численность персонала предприятия, конец 1999 г. составляла 1368 чел. Схема организационной структуры предприятия, действовавшей на конец 1999 г., представлена на рис. 3. Функциональная схема организационной структур предложенной консультантами, представлена на рис. 4.

    Предприятие № 3 является открытым акционерным обществом, относится к отрасли цветной металлургии. Численность персонала предприятия на конец 1999 г. составляла 900 чел. Схема организационной структуры предприятия, действовавшей на koнец 1999 г., представлена на рис. 5. Схема организационной структуры предприятия, предложенной консультантами, представлена на рис. 6.































































    Отдел экологии

     
                                                                                                                                                 Рис 1.

     



































                          Рис. 2.Схема организационной структуры предприятия №1 (предлагаемая консультантами)





































    Рис. 3




     

































    Рис. 4.Функциональная схема организационной структуры предприятия №2





































                                                                                                                                                               Рис.5





































    Рис.6 Схема организационной структпредприятия №3 (предлагаемая консультантам)

    Порядок выполнения работы

    1. Рассмотрите схемы существующей и предлагаемой организационных структур предприятия и заполните таблицы 1- 3;

                                                                              Таблица 1

    Характеристика организационной структуры предприятия (сравнение существующего и предлагаемого вариантов структур)


    № п/п


    Наименование должностей руководителей (директор и его заместители) и непосредственно подчиненных им подразделений и работников




    Существующий вариант структуры


    Предлагаемый вариант структуры


    1






    1.1.






    1.2.






    1.3.












    2.






    2.1.






    2.2.






    2.3.






    3.






    3.1.






    3.2.






    3.3.












                                                                                                                                                                                         Таблица 2     

    Распределение подразделений предприятия между руководителями высшего уровня управления (сравнение существующего и предлагаемого вариантов структур)

    № п/п


    Наименование должностей ру­ководителей (директор и его заместители)


    Количество непосред­ственно подчи­ненных им подразделений


    Наименование должностей руко­водителей (ди­ректор и его за­местители) и работников


    Количество непосред­ственно подчи­ненных им подразделений и работников




    Существующий вариант структуры


    Предлагаемый вариант структуры


    1










    2










    3










    4










    5










    6




















    Всего










                                                                                          Таблица 3

    Функциональное распределение подразделений предприятия (сравнение существующего и предлагаемого вариантов структур)

    п/п


    Наименование функций


    Количество должностей руководителей (директор и его заместители), подразделений и работников






    Существующий вариант структуры


    Предлагаемый вариант структур


    1


    Управление предприятием






    2


    Маркетинг и продажи (сбыт)






    3


    Управление производством






    4


    Производство






    5


    Экономика, финансы и бухгалтерия






    6


    Управление персоналом






    7


    Вспомогательные службы






    8


    Другое (укажите)








    Пояснения к табл. 3[3]:


    ù  строка 1 «Управление предприятием» включает в себя руководителей всех уровней управления, показанных на схеме отдельно;

    ù  строка 2 «Маркетинг и продажи (сбыт)» включает в себя функции, связанные с закупками и поставками;

    ù  строка 3 «Управление производством» включает в себя функции, связанные непосредственно с планированием и управлением производственной деятельностью и процессами;

    · строка 4 «Производство» включает в себя функции исследований, разработок, технологического сопровождения, обеспечения и собственно производства;

    · строка 5 «Экономика, финансы и бухгалтерия» включает в себя функции проведения экономического анализа и планирования, финансовых расчетов и бухгалтерского учета;

    · строка 6 «Управление персоналом» включает в себя все функции, связанные с наймом, увольнением, обучением, социальным обеспечением персонала;

    · строка 7 «Вспомогательные службы» включает в себя все фун­кции внешнего и внутреннего обеспечения, непосредственно не связанные с процессом производства.

    2. Выполните сравнительный анализ существующего и предлага­емого вариантов организационных структур предприятия по следу­ющим пунктам:

    · тип структуры управления;

    · руководители высшего уровня управления (директор и его заместители): изменение общего количества, появление новых должностей, ликвидация должностей;

    · распределение структурных подразделений и отдельных ра­ботников между руководителями высшего уровня управления: количество подразделений в непосредственном подчинении; переподчинение подразделений и отдельных работников;

    · общее количество структурных подразделений и отдельных работников;

    · ликвидированные структурные подразделения;

    · вновь созданные структурные подразделения;

    · распределение структурных подразделений по функциям уп­равления;

    · количество уровней управления.

    3. Систематизируйте информацию об основных направлениях со­вершенствования организационной структуры рассмотренных пред­приятий.

    Представьте рекомендуемую схему организационной структуры управления.

    4. Оформите полученные результаты в виде отчета.


    Задание 4

    В рамках задания 4 вам необходимо:

    1) Изучить материалы кейса 3.

    2) Построить матрицу распределения административных функций управления подразделением любой известной Вам организации. При отсутствии необходимой информации и опыта работы можно использовать ситуации, описанные в кейсе.

    Кейс 3

     «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАТРИЦЫ

    РАСПРЕДЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

    ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ (РАФУ)»[4]

    Цель деловой игры:  обучение основам оптимизации функциональной структуры организации посредством анализа функций подразделений, определения трудоемкости выполнения управленческих задач и норм загрузки подразделений и служб

    Рациональное распределение функций   управления способствует эффективному достижению целей организации. Определение цели существования фирмы, является весьма важной и сложной проблемой.

    Цель — это желаемое состояние любой системы. Цель состоит, из совокупности подцелей (задач) и должна обладать следующим характеристиками:

     конкретностью;

    ·   обозримостью (краткосрочностью, долгосрочностью);

    ·   реалистичностью (достижимостью);

    ·   взаимосвязанностью (согласованностью с другими задачами;

    ·    эффективностью (прибыльностью).

    Достижение цели фирмы обеспечивается через реализацию функций управления.

    Функция управления — это часть процесса управления, полученная в результате разделения всего процесса управления по характеру и содержанию связанного с ним труда. Иными словами, функция представляет собой совокупность управленческих работ, объединенных по признаку однородности. Выделение функции управления зависит от целевого назначения системы.

    Эффективное выполнение функций управления предполагает распределение прав и обязанностей между подразделениями и персоналом. Обоснованное разделение функций между подразделениями службами аппарата управления обеспечивается посредством разработки и реализации матрицы разделения административных функций управления (РАФУ).

    Эта матрица представляет собой таблицу, по столбцам которой располагаются наименования подразделений и служб (либо конк­ретные работники аппарата управления), а по строкам перечисля­ются задачи, выполняемые этими исполнителями. Условным зна­ком обозначается отношение каждого подразделения, службы или конкретного работника к решению определенной задачи.

    С позиции системного подхода матрицу РАФУ можно рассмат­ривать как средство согласования входов и выходов системы. В наи­менованиях столбцов располагаются входы — функциональные под­разделения, службы, должности участников процесса управления. В наименованиях строк перечисляются функции (виды управлен­ческих работ, составляющие процесс управления). В поле матрицы условными знаками показаны функции преобразования, связываю­щие совокупности входов и выходов.

    При проектировании матрицы РАФУ деятельность по реализа­ции функций управления характеризуется следующими аспектами:

    1 — ответственность за решение конкретной задачи управления;

    2 — функции исполнителя по реализации задачи;

    3 — функции исполнителя по подготовке к реализации задачи.

    В соответствии с приведенной классификацией предлагается список условных обозначений, которые символизируют определен­ные аспекты деятельности по выполнению функций управления.

    Условные обозначения для первого аспекта:

    Я — единоличное решение и персональная ответственность за решение задачи (с подписью);

    ! — персональная ответственность за решение определенной за­дачи при коллегиальной форме принятия решения (с подписью);

    Р — участие в коллегиальном решении данной задачи без права подписи.

    Условные обозначения для второго аспекта:

    П — планирование;

    О — организация;

    К — контроль;

    X ,— координация совместных усилий участников процесса;

    А — мотивация (активизация);

    У — учет.  

      Условные обозначения для третьего аспекта:

    С —согласование;

    И — исполнение;

    М — подготовка предложений;

    - — в работе не участвует.       ^

    Количество символов, обозначающих отношение структурных подразделений и служб к решению конкретных задач управления, а также их содержание, могут быть изменены, так как определяются подходом к деятельности по управлению и условиями функционирования системы управления и ее подсистем, которые являются объектами моделирования. В табл. 1 приводится фрагмент мат­рицы РАФУ

    Матрица РАФУ

    Таблица 1

    № п/п


    Должностные лица и структурные

    подразделения 

    К-


    Ди­рек­тор


    Зам. ди­рек­тора


    Плано­вый от­дел


    Про­извод­ственный отдел


    Лабо­рато­рия №1



    Лабо­рато­рия №2




    Задачи,

    решаемые в структурных подразделениях

















    1


    2


    3


    4


    5


    6


    7


    8


    9


    10


    1


    Разработка перспективных планов

    !


    РОК


    ИП


    П


    Ш





    П


    2


    Обеспеченность работ материально-

    техническими ресурсами



    ЯОК


    _


    П


    И


    П



    П










    ….



    Загруженность должностных лиц и структурных подразделений (Сз)**











    j






    * k'i — коэффициент трудоемкости решаемых задач, ** С3 — загруженность должностных лиц и структурных подразделений.



    Для того чтобы определить значимость символов, используют один из наиболее широко распространенных и доступных методов экспертного опроса и обработки экспертных оценок -   оперирова­ние матрицей предпочтений (парных сравнений). При помощи этой матрицы определяют сравнительные (весовые) оценки символов (табл.2)

    Форма матрицы предпочтений (парных сравнений)

    Таблица 2    



    К1


    К2


    К3


    Кn

    Баллы.


    К1











    К2











    КЗ

















    …..


    Кn






    ….







    В приведенной матрице символы сравниваются один с другим. При этом используют следующие обозначения:

    · более предпочтительному символу присваивается 2;

    · менее предпочтительному — 0;

    · если символы равны по значимости, то каждому из них при­сваивается 1.

    Техника заполнения формы: прежде всего заполняется диа­гональ, где символы сравниваются сами с собой; по диагонали ста­вится 1, затем заполнение проводится построчно. Если символу присваивается 2, то по горизонтали в столбце сравниваемого символа ставится 0 и т. д. Таким образом, сначала заполняются 1-я строка и 1-й столбец, затем 2-Й строка и 2-й столбец и т. д.

    Пример заполнения одной из таких матриц приведен в табл. 3. При сравнении К1 и K2, например, выявлено, что символ К1 предпочтительнее символа К2: Тогда в четвертый столбец первой строки; матрицы записывают 2 и по  аналогии, поскольку символ К2 менее значим, чем К1, в третий столбец второй строки записывают 0. Так как К1 по значимости равен К5, то в седьмом столбце первой строки записывается 1.

    Особенность приведенной матрицы состоит в том, что по каждой  ее строке даны значения

    К- го символа по сравнению со всеми остальными. Следовательно, суммируя число предпочтений по стро­ке, можно получить значимость каждого символа функциональной матрицы. Так, К1 имеет значимость ∑К1 = 12, а К2— ∑К2 = 8 и т.д.


    Таблица 3 Пример заполнения матрицы предпочтений


    Символы


    К1


    К2


    КЗ


    К4


    К5


    Кб


    К7


    К8


    ∑Ki


    1


    2


    3


    4


    5


    6


    7


    8


    9


    10


    11


    1


    К1


    1


    2


    2


    2


    1


    2


    2


    0


    12


    2


    К2


    0


    1


    2


    1


    1


    2


    1


    0


    8


    3


    КЗ


    0


    0


    1


    2


    2


    1


    2


    0


    8


    4


    К4


    0


    1  


    0


    1


    1


    2


    1


    0


    6


    5.


    К5


    1


    1


    0


     1


    1


    2


    1


    0


    7


    6


    Кб


    0


    0


        1


    0


    0


    1


    0


    1


    3


    7


    К7


    0


    1


    0


    1


    1


    2


    1


    2


    8


    8


    К8


    2


    2


    2


    2


    2


    1


    0


    1


    12


    Проверка правильности заполнения матрицы:

    1) сумма оценок любого символа по горизонтали и вертикали должна равняться квадрату количества символов;

    2) сумма оценок любого символа по горизонтали и вертикали должна равняться удвоенному количеству символов.

    Далее находят относительную значимость (долю) каждого сим­вола, например:

    VKl = 12/64x*100=19;                              VK5 = 7/64x*100= ll;

    VK2 = 8/64x*100=12,5;                            VK6 = 3/64x*100 = 5;

    VK3 = 8/64х*100=12,5;                            VK7 = 9/64x*100=14;

    VK4 = 6/64x*100 = 9;                               VK8=12/64x*100=.19


    Полученные экспертные оценки обрабатывают. Для этого запи­сывают индивидуальные оценки (суммы баллов по символам). Так как все оценки принадлежат группе участников, но являются инди­видуальными, необходимо найти коллективную оценку. Наиболее приемлемый метод получения коллективных оценок — нахождение средней арифметической величины.

    Коэффициенты трудоемкости решения управленческих задач (K tj) рассчитывают способом, аналогичным изложенному выше, т. е. используя матрицу предпочтений. Коэффициент к', заносят в стол­бец матрицы (табл.2.2.1).

    Имея рассчитанные веса операций (Ki) и коэффициент трудоем­кости решения управленческих задач (Ktj), можно определить трудоемкость решения каждой задачи по формуле:

    (1)

                y

    Cti = kti Σ Ki

    j=1


    где Kti   _ коэффициент трудоемкости решения i-й задачи;

          Ki  — сумма весов операций j-ro структурного подразделе­ния или должностного лица 1-й задачи;

     i = 1,2,..., у — перечень должностных лиц и структурных

    подразделений.

    Загруженность структурного подразделения или должностного лица (общую трудоемкость всех выполняемых функций подразделе­нием или должностным лицом) можно определить по формуле:

    (2)

    y

    Cзi = Σ Ki kti,

    j=1


    где i = 1 , 2, ..., у — перечень управленческих задач, решаемых аппаратом управления.


    Определяя трудоемкость решения управленческих задач, можно делегировать все задачи по степени трудоемкости их исполнения. Определяя загруженности должностных лиц и структурных подраз­делений аппарата управления, можно выделить наиболее загружен­ные отделы и провести оптимизацию функциональной структуры, учитывая при этом, например, фонд заработной платы структурных подразделений (Fi). Для этого необходимо рассчитать норму (сте­пень) загруженности структурного подразделения или должностно­го лица по формуле:


    (3)                                                                          Ai=C3i / Fi


     Данный показатель по всем структурным подразделениям и дол­жностным лицам должен быть приблизительно одинаковым. Если выполненные расчеты свидетельствуют о наличии больших расхож­дений в значениях показателя Ai по подразделениям, то целесооб­разно уровнять нормы загруженности. Для этого необходимо либо изменить фонды заработной платы структурных подразделений, либо передать некоторые операции наиболее загруженных отделов в менее загруженные.

     

     

    СИТУАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА

    Ситуация   1

    Задание: оптимизируйте функциональную структуру произ­водственных подразделений электромашиностроительного  предприятия — ОАО Электросила (далее АО «Э»), используя вышеиз­ложенную методику анализа функций.

    Исходные данные: в состав производственной структуры предприятия входят следующие подразделения:

    a) отдел организации и подготовки производства (ООПП);

    b)   отдел диспетчирования и коо­перирования производства (ОДКП);

    c) отделы начальников крупного машиностроения и аппаратного производства (ОНКМАП), состоя­щие из бюро оперативного планирования машинного и аппаратного производств (БОПМАП) и бюро оперативного планирования заго­товительных цехов и подготовки производства (БОПЗЦ и ПП);

    d)    ос­новных цехов: 1, 2,3, .„, 27.

    Производственный блок предприятия находится в подчинении заместителя Генерального директора по производству.

    Оплата труда в подразделениях предприятия производится по повременной системе оплаты. Фонд заработной платы должност­ных лиц структурных подразделений предприятия заранее опреде­лен.

    Далее излагаются функции, выполняемые конкретными подраз­делениями предприятия.

    1. Отдел организации и подготовки производства (ООПП):

    «  ведение системы оперативного планирования производ­ства на основе нормативно-цикловых графиков и догово­ров;

    «  контроль за обеспечением полной технической подготов­ки производства головного предприятия;

    «  организация и контроль подготовки производства путем формирования и ведения сквозных нормативных графиков поэтапного изготовления изделия от разработки до отгруз­ки готовой продукции;

    «  ведение классификатора изделий, изготавливаемых ма­шинным и аппаратным производствами АО «Э» с учетом сложности конструкций, технологии производства и тру­доемкости их изготовления;

    «  составление сводных данных по подготовке производства (для оперативного решения вопросов по предотвращению срывов сроков подготовки производства).


    2.  Отдел  диспетчирования  и  кооперирования  производства (ОДКП):

    «  планирование и контроль за своевременным обеспечени­ем цехов головного предприятия, дочернего предприятия завода Реостат и внефирменных кооперирующихся пред­приятий (ВКП) сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями согласно их заявкам;

    «  профилактическое наблюдение (контроль) за ходом произ­водства и его регулирование посредством диспетчерской связи;

    «  регулирование очередности погрузочно-разгрузочных ра­бот в цехах.





    3. Отделы начальников крупного машиностроения и аппаратно­го производства (ОНКМАП), состоящие из:

    а) бюро оперативного планирования машинного и аппаратно­го производств (БОПМАП):

    «  составление годовых перечней номенклатуры с указанием планируемого срока выпуска продукции;

    «  составление выпускающим цехам головного предприятия оперативных программ и согласование их с ППО; конт­роль за ходом их выполнения;

    «  оперативный учет готовой продукции по каждому выпус­кающему цеху и сдача ее в отгрузку; составление графика отгрузки готовых изделий;

    «  составление исходных документов для обеспечения про­дукцией аппаратного производства каждого выпускающе­го цеха машинного производства;

    «  оперативный контроль за обеспечением покупными изде­лиями, материалами, полуфабрикатами выпускающих це­хов;

    «  учет аккумулированных заказов по заделу незавершенного производства каждого выпускающего цеха по всей номен­клатуре головного предприятия;

    «  составление отчетов по выполнению производственного задания текущего месяца выпускающими цехами головно­го предприятия и представление их Генеральному директору в установленном порядке; подготовка отчетов по за­просам заказчиков по выпуску конкретной продукции;


    б) бюро оперативного планирования заготовительных цехов и подготовки производства (БОПЗЦ и ПП):

    «  разработка оперативной программы заготовительных це­хов по номенклатуре и ассортименту;

    «  определение потребности машинного производства в де­талях и узлах, изготовляемых аппаратными цехами голов­ного предприятия, и составление плана-заявки на эти узлы;

    «  учет обеспечения заготовительных цехов материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, постав­ляемыми по внутрифирменной и внешней кооперации, и контроль за своевременной подготовкой производства, вы­явление «узких мест» и их причин;

    «  организация учета движения литья на складе и распреде­ление его по цехам;

    «  контроль за своевременным запуском и изготовлением де­талей и узлов в заготовительных цехах, оперативный учет их выполнения; контроль за ходом обеспечения технологи­ческой документацией цехов и выдача ее в цеха;

    «  подготовка ежемесячных отчетов о закрытии заказов заго­товительными цехами, утверждение их у заместителя Ге­нерального директора по производству и передача в ППО.




    Ситуация   2

    Задание: оптимизируйте функциональную структуру подразде­лений коммерческого блока АО «Э», используя вышеизложенную методику анализа функций.

    Исходные данные: в состав коммерческого блока входят следующие подразделения предприятия: отдел материально-технического снабжения (ОМТС); отдел внешней комплектации (ОВК); фи финансовый отдел (ФО); отдел проектирования систем консервации упаковки и транспортировки (ОПСКУТ) и отдел сбыта (ОС). Подразделения коммерческого блока подчиняются заместителю Генерального директора по коммерческим вопросам.

    Оплата труда в подразделениях предприятия производится по повременной системе оплаты. Фонд заработной платы должност­ных лиц структурных подразделений предприятия заранее опреде­лен.

    Далее излагаются функции, выполняемые конкретными подраз­делениями предприятия:

    1. Отдел материально-технического снабжения (ОМТС) и отдел внешней комплектации (ОВК).

    «  своевременное, бесперебойное и комплектное обеспече­ние годовой, квартальной и месячной потребности пред­приятия в сырье, основных и вспомогательных материалах, в топливе, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, не­обходимых для выполнения плана производства; учет и контроль за правильным расходованием материалов в под­разделениях;

    «  расчет потребности предприятия в сырье, материалах и их запасах для основного производства (в соответствии с ус­тановленными плановыми заданиями и нормами расхода) и корректировка расчетов при изменении производствен­ной программы предприятия;

    «  выполнение технико-экономических расчетов выбора форм (транзитной или складской) поставки сырья и материалов и внедрение мероприятий, направленных на максимальное сокращение расходов, связанных с их заготовкой, транспор­тировкой, приемкой, хранением и отпуском;

    «  изучение возможности и целесообразности установления прямых длительных связей по поставкам сырья, материа­лов и т. д. с поставщиками; изучение и анализ информации и рекламных материалов по предложениям мелкооптовых магазинов, оптовых ярмарок и свободной торговли;

    «  организация учета фондовых извещений, нарядов, разна­рядок, нарядов-заказов и других документов на поставку продукции; проверка соответствия заявок выделенным фон­дам и спецификациям, распределение выделенных фондов на сырье и материалы по предприятиям, входящим в АО «Э»;

    «  контроль за выполнением поставщиками договорных обя­зательств, подготовка документов по недопоставке, про­срочке или поставке сырья несоответствующего качества;

    «  организация доставки грузов на заводы АО «Э» с заводов-поставщиков и баз снабженческо-сбытовых организаций;

    «  разработка раздела «Материально-техническое снабже­ние» бизнес-плана предприятия;

    «  составление и представление в вышестоящие организа­ции и Госкомстат РФ статистической отчетности в уста­новленные сроки.


    2. Финансовый отдел (ФО):

    «  финансовый контроль за деятельностью предприятия: обес­печение и контроль финансовых ресурсов предприятия;

    «  анализ финансового состояния предприятия и разработка конкретных мероприятий, обеспечивающих рост прибыли предприятия;

    «  разработка финансовых прогнозов, направленных на обес­печение стабильности деятельности предприятия и повы­шение его доходов с комплексом конкретных мер по дости­жении результатов;

    «  планирование бюджетов (годового, долгосрочного) на ос­нове бизнес-прогнозов, разрабатываемых службами пред­приятия;

    «  оценка платежеспособности заказчиков;

    «  развитие взаимосвязей с финансовыми институтами, вы­дающими ссуды и кредиты, страховыми компаниями и на­логовыми службами.


    3. Отдел сбыта (ОС):       

    «  планирование и организация каналов распределения продукции (розничная, оптовая и собственная торговая сеть);

    «  определение способов товародвижения;

    «  контроль за комплектацией, упаковкой и подготовкой к от­правке потребителям продукции в количестве и в сроки, которые указаны в заказах и нарядах, включенных в дого­ворные обязательства предприятия, а также за своевре­менной отгрузкой готовой продукции;

    «  оформление документации, связанной с отгрузкой продук­ции головного предприятия, в том числе экспортной про­дукции, составление сопроводительных документов;

    «  составление ежемесячных отчетов о поставке продукции по формам ЦСУ РФ для вышестоящих органов управления;

    «  участие в разработке нормативов запасов готовой продук­ции, контроль за соответствием запасов готовой продук­ции установленным нормативом и недопущением образо­вания сверхнормативных запасов.


    4. Отдел проектирования систем консервации, упаковки и

    транспортировки (ОПСКУТ):

    «  проектирование новых и совершенствование существую­щих систем консервации, упаковки и транспортировки электрических машин и аппаратов, изделий народного по­требления, разрабатываемых предприятием;

    «  проведение экспериментальных работ с целью совершен­ствования систем защиты (средствами консервации и упа­ковки) крупных электрических машин (аппаратов и това­ров народного потребления) на период транспортировки и хранения;

    «  изучение и анализ информации о научно-технических до­стижениях в области консервации, упаковки, транспорти­ровки и хранения крупных электрических машин (аппара­тов) и внедрение прогрессивных материалов и методов; осуществление унификации упаковки и совершенствова­ние систем защиты от коррозии и старения средствами консервации;

    «  учет и анализ требований дизайна к упаковке, анализ ин­формации о качестве упаковки в местах продажи.


    Ситуация   3

    Задание: оптимизируйте функциональную структуру экономи­ческих подразделений АО «Э», используя вышеизложенную мето­дику анализа функций и задач.

    Исходные данные: в состав экономического блока входят сле­дующие подразделения: планово-производственный отдел (ППО), состоящий из бюро планирования крупных электрических машин и бюро планирования низковольтной аппаратуры, запчастей и това­ров народного потребления; отдел ценообразования и затрат (ОЦЗ); отдел организации труда и заработной платы (ООТЗП).

    Все подразделения экономического блока подчиняются замести­телю Генерального директора по экономическим вопросам.

    Оплата труда в подразделениях предприятия производится по повременной системе оплаты. Фонд заработной платы должност­ных лиц структурных подразделений предприятия заранее опреде­лен.

    Далее излагаются функции, выполняемые конкретными подраз­делениями предприятия,


    1. Планово-производственный отдел (ППО):

    «  формирование портфеля заказов на изготовление голов­ным предприятием продукции закрепленной номенклату­ры на основании заявок заказчика, технических протоко­лов и взаимных поставок;

    «  составление годовых программ выпуска крупных электри­ческих машин, низковольтной аппаратуры и товаров на­родного потребления;

    «  составление и оформление заказов на изготовление круп­ных электрических машин, комплектующих к ним и контроль за выполнением сроков поставки продукции АО «Э»;

    «  анализ и составление заключений о выполнении заводами АО «Э» и его цехами годовых, квартальных и месячных про­изводственных программ выпуска продукции по заданной номенклатуре и ассортименту;

    «  участие в разработке перспективных планов развития про­изводства по номенклатуре и ассортименту продукции.


    2. Отдел ценообразования и затрат (ОЦЗ):

    «  калькуляция себестоимости, оценка затрат на изготовление продукции и выбор ценового сегмента;

    «  формирование цен на продукцию на основе планов по при­были и анализа себестоимости продукции;

    «  анализ конкурентоспособной цены на продукцию и факто­ров, влияющих на нее;

    «  оценка эффективности экспортных поставок при помощи привязки цен мирового уровня к ценам внутреннего рынка предприятия.

    3. Отдел организации труда и заработной платы (ООТЗП):

    «  разработка плана по труду, заработной плате и производи­тельности труда;

    «  учет и анализ выполнения суточных графиков по производ­ству, отчетов о выполнении планов цехов и отделов;

    «  составление сводного отчета по труду и зарплате;

    «  учет и анализ движения рабочей силы; анализ состояния и причин текучести кадров;

    «  разработка, систематизация и учет норм затрат труда;

    «  унификация норм труда, ведение единых и укрупненных норм и расценок;

    «  контроль за выполнением норм выработки по цехам и участкам;

    «  разработка и внедрение системы оплаты труда, стимули­рующей совершенствование методов работы, повышение ее качества и экономию времени;

    «  контроль и тарификация работ, установление разрядов рабочим;

    «  разработка предложений по премированию работающих по категориям ППП.

     

     

     


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     




    Экзамен

    Экзамен проводится очно в форме тестирования. Тест состоит из 30 вопросов. Дату экзамена необходимо уточнить в деканате или на доске объявлений на сайте Института открытого и дистанционного образования (см. Памятку).

    Вопросы для подготовки к экзамену

    по курсу «Теория организации»

    1. Понятие и свойства организации.

    2. Зарождение и основные этапы развития теории организации.

    3. Предмет и функции теории организации. Её связь с другими науками.

    4. Методология анализа организации.

    5. Типология организаций.

    6. Основные элементы характеристики и тенденции развития организаций.

    7. Основные противоречия организации.

    8. Линии измерения организации.

    9. Основные диагностические концепции и модели организации.

    10. Жизненный цикл организации (концепция Жизнина и Крупнова).

    11. Концепция жизненного цикла организаций И. Адизеса.

    12. Модель пяти фаз развития компании Грейнера.

    13. Модель роста бизнеса Льюиса – Черчилля.

    14. Организация и общество.

    15. Организация как целевая общность. Понятие цели. Цель и результат.

    16. Общая характеристика концепции управления по целям (результатам).

    17. Системно-комплексный и программно-целевой подходы в управлении организациями.

    18. Источники образования целей. Комплексность целей.

    19. Способы построения целевой модели («дерева целей») организации.

    20. Организационная устойчивость и организационная стагнация.

    21. Деловая культура и её влияние на организационное развитие.

    22. Иерархия как принцип построения организационных систем.

    23. Иерархия как отношения. Свойства организационной иерархии.

    24. Формы иерархии.

    25. Сущность управления организацией. Объект, субъект и система управления.

    26. Основные социальные регуляторы в организации.

    27. Интеграция управления. Концептуальная схема организации.

    28. Понятие и типы групп. Социальная структура организации.

    29. Групповые и общеструктурные связи.

    30. Формализация как способ построения организации.

    31. Современные представления о структуре организации.

    32. Границы формализации. Теория бюрократии.

    33. Формализация как способ стандартизации поведения. Соотношение формального, официального и неформального.

    34. Сущность, особенности и характеристики неформальных организаций.

    35. Коммуникативный ряд неформальных организаций. Типы неформальных связей.

    36. Личность, её функции и роли в организации. Шкала престижа. Раздвоение статуса.

    37. Законы организации и законы управления.

    38. Закон синергии. Виды синергии в организациях.

    39. Закон пропорциональности. Закон онтогенеза.

    40. Закон самосохранения. Закон единства анализа и синтеза.

    41. Закон информированности – упорядоченности. Закон композиции.

    42. Специфические законы социальной организации («железный закон олигархии», закон ригидифицирования, закон баланса напряжений между организационными единицами).

    43. Модель «Один на три».

    44. Патология строения организации. Организационный бюрократизм. Пассивный риск и стагнация.

    45. Патология управленческих решений (маятниковые и структурные решения; дублирование организационного порядка).

    46. Проблемы функционирования организации (конфликты; проблема бессубъектности).

    47. Инновации в организациях.

    48. Необходимость, сущность, цели и задачи проектирования организационных систем.

    49. Содержание основных стадий организационного проектирования.

    50. Оценка эффекта синергизма.

    51. Интегрированные структуры корпоративного управления (корпорация, холдинг, концерн, финансово-промышленная группа, ассоциация).

    52. Многонациональные, глобальные, международные и транснациональные компании.

    53. Обучающиеся организации.

    54. Круговые корпорации.

    55. Сетевые организации.

    56. Виртуальные корпорации.

    57. Многомерные организации.

    58. Интеллектуальные организации.

    59. Факторы успешной адаптации организации к внешней среде.

    60. Управление знаниями как основа развития организаций.
















    Список рекомендуемой Литературы

    а) Основная:

    1. Лафта Дж.К. Теория организации.- М.: Издательство Проспект.- 2006

    2. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. - 797 С.

    3. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации.- М.: Издательство Экзамен.- 2002

    4. Смирнов Э.А. Теория организации: учебное пособие (серия “Вопрос-ответ”).- М.: Инфра- М, 2000

    5. Теория организации; под ред. В.Г. Алиева; Экономика; 2006 г. - 431 С.

    б) Дополнительная:

    1. Баранников А.Ф. Теория организации Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

    2. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы.- М.: Инфра- М.,1996

    3. Гаррет Б., Дюссож П. Стратегические альянсы.- М.: Инфра- М.- 2002

    4. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Корпоративный менеджмент: справочник для профессионалов.- М.: Высшая школа.- 2003

    5. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организаций.- М.: Инфра- М., 1996

    6. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации.- М.,1999

    7. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций/ П.Сенге, А. Клейнер, Ш. Робертс и др.; Пер. с англ. Б.С. Пинскера. – М.: Олимп  Бизнес, 2004. – 601 с.

    Ссылки на сетевые ресурсы


    1.   http: // www.sf-online.ru

    2.   http: // e-management.newmail.ru

    3.   #"#">#"1.files/image015.gif">Южно-Уральский государственный университет

    454080 Челябинск, просп. Ленина, 76

     






    [1]  Контрольная работа  является обязательной. Качественно выполненная контрольная работа даёт возможность получить практические навыки принятия управленческих решений, а также улучшить экзаменационную оценку.


    [2] Менеджмент: практические ситуации, деловые игры, упражнения/Под общей редакцией О.А.Страховой – СПб.: Издательство «Питер».2000. С.52 - 69

    [3] На основании Методики разработки плана реструктуризации промышленного предприятия.

    [4] Менеджмент: практические ситуации, деловые игры, упражнения/Под общей редакцией О.А.Страховой – СПб.: Издательство «Питер». 2000.С. 96 - 110

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Руководство по изучению дисциплины ТО ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.