Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Характеристика модели рационального поведения и организационной модели принятия управленческих решений

  • Вид работы:
    Другое по теме: Характеристика модели рационального поведения и организационной модели принятия управленческих решений
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:38:21
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 3

    1. Понятие управленческого решения и  классификация моделей его принятия  4

    2. Характеристика модели рационального поведения при принятии управленческих решений. 13

    3. Характеристика организационной модели принятия управленческих решений  20

    Заключение. 24

    Список литературы.. 26






    Введение


    Проводимая в стране радикальная экономическая реформа требует качественного повышения уровня управления. Это предъявляет высокие требования к уровню квалификации менеджеров в области разработки управленческих решений. Современный менеджер должен иметь глубокую теоретическую подготовку в области теории принятия эффективных решений и обладать в этой сфере необходимыми практическими навыками. Постоянно расширяется спектр возможностей, возрастает динамизм управленческих процессов. Возрастает и цена ошибки, особенно при принятии важнейших решений. Разрешение указанного противоречия – в формировании и развитии теории принятия решений, и прежде всего – теории принятия управленческих решений, организации ее эффективного изучения.

    В современных организациях заняты большие коллективы людей. Это определяет сложность принятия решений, их значимость для развития и сохранения целостности организаций.

    Цель выполнения данной работы – характеристика модели рационального поведения и организационной модели принятия управленческих решений.

    Для достижения поставленной цели нами выделены следующие задачи.

    1. Дать понятие управленческого решения и рассмотреть классификацию моделей его принятия.

    2. Привести характеристику модели рационального поведения при принятии управленческих решений.

    3. Рассмотреть организационную модель принятия управленческих решений.

    1. Понятие управленческого решения и классификация моделей его принятия


    Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии. Оно затрагивает различные интересы, поэтому различают пять видов сущности управленческого решения: экономическая; организационная; социальная; правовая; технологическая.[1]

    Экономическая сущность проявляется в том, что на разработку и реализацию любого управленческого решения требуются финансовые, материальные и другие затраты, поэтому каждое управленческое решение имеет реальную стоимость.

    Организационная сущность управленческого решения состоит в необходимости создания организационных условий для появления решения. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимыми техникой и технологией, постоянно координировать их работу.

    Правовая сущность управленческого решения состоит в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании. Нарушение законодательства при реализации управленческого решения может привести к его отмене, возложении ответственности за его реализацию или даже за разработку.

    И, наконец, с некоторой степенью допущения можно считать, что у сложных управленческих решений может быть технологическая сущность, которая проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации управленческих решений.

    В целом, исследуя феномен принятий управленческих решений вполне закономерно предположить, что разные руководители принимают управленческие решения по-разному. В связи с этим выделяют несколько базовых моделей принятия управленческих решений.

    Термин «модель» различными авторами толкуется неодинаково. Так, скажем, Мескон, Альберт и Хедоури под моделью понимают упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется; Шеннон под моделью понимает представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.

    Но нам более удачным представляется определение понятия «модель», данное Медоузом и другими в монографии «Пределы роста», в которой анализируются различные возможные сценарии развития экономики и человечества. Согласно этому определению, модель – это просто упорядоченный набор предположений о сложной системе.

    Модели используются для более четкого понимания того или иного аспекта функционирования объекта путем отбора тех наблюдений, опыта, ощущений и т. д., которые имеют отношение к анализируемой проблеме.

    Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и позволяет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение. Анализ моделей и особенностей организаций как искусственного, так и естественного типа показал, что любая организация, функционирующая в реальном, быстро меняющемся мире, должна обладать эффективно работающим механизмом управления решением возникающих перед ней проблем. Не менее важен для организации и исполнительный механизм, обеспечивающий реализацию принятого решения.

    Механизм управления проблемами организации должен обеспечивать:

    - выявление и диагностику проблем, возникающих в организации при изменении внешних и внутренних условий;

    - соотнесение их со стратегическими и тактическими целями;

    - анализ проблем и подготовку управленческих решений;

    - определение механизма реализации решений;

    - определение конкретных исполнителей среди существующих структурных подразделений.

    Если же среди существующих структурных подразделений организации отсутствуют подразделения, способные эффективно реализовывать принятые решения, а решения являются жизненно важными для выживаемости организации или для достижения стратегических или важных тактических целей, то необходимо создание новых подразделений, способных обеспечить их реализацию.

    Модель решения проблем в организации – это прежде всего представление ее механизма управления проблемами. Приведем основные концептуальные модели, с помощью которых описывается управление, а значит, и принятие управленческих решений в организации.

    1. Модель «организация-машина». Согласно этой модели, организация представляется как безличностный механизм, в виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотношений между ее членами. Большое внимание при этом уделяется единству командования, функциональному взаимодействию, механизмам управления. К этой модели близка и «бюрократическая модель» организации.[2]

    2. Модель «естественной « организации предполагает, что организации, возникающие естественным образом, развиваются по собственным законам. Они обладают способностью самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. Отклонение от цели не считается отрицательным результатом, поскольку естественная организация функционирует, как правило, в условиях со значительным элементом неопределенности.

    3. Организация-община. В соответствии с этой моделью главным регулятором в организации являются принятые в группе нормы поведения. Особое значение придается межличностным отношениям, отношениям между отдельными членами организации, взаимным привязанностям, общим интересам.

    4. Социотехническая модель. Согласно этой модели особое значение в структуре организации придается влиянию технологического процесса производства на внутригрупповые связи.

    5. Интеракционистская модель. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации.

    6. Институциональная модель. Институциональная модель предполагает, что функционирование и структура организации формируются под воздействием институций – традиций и норм, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации.

    7. Конфликтная модель. При использовании конфликтной модели предполагается, что внутри организации сталкиваются и противодействуют друг другу противоположные цели и институции.

    В зависимости от адаптивности организации к внешней среде различают два типа управления организацией.

    Механистический тип: консервативная, негибкая структура; четко определенные, стандартизованные задачи; сопротивление изменениям; власть проистекает из иерархических уровней в организации; иерархическая система контроля; командный тип коммуникаций (сверху вниз); содержание коммуникаций: принятые руководством решения, приказы, распоряжения.[3]

    Органический тип: гибкая структура; динамичные, не жестко определенные задачи; готовность к изменениям; власть базируется на знании и опыте; самоконтроль и контроль коллег; многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные); содержание коммуникаций: информация и советы.

    Каждый из типов имеет определенные преимущества и используется в зависимости от того, насколько динамичны изменения во внешней среде организации.

    Приведем еще одну классификацию моделей процесса принятия управленческих решений.

    1. Дескриптивные и нормативные модели. Дескриптивные модели применяются для описания свойств и параметров процесса принятия решений в целях прогнозирования его хода в будущем. Успех применения дескриптивных моделей в значительной степени зависит от точности описания законов и закономерностей функционирования объекта управления.

    2. Нормативные модели применяются для управления процессом принятия решений, для формирования его сущностных элементов и его развития. Нормативные модели предполагают активное участие в процессе принятия решений и его моделировании участников процесса принятия решений.

    3. Индуктивные и дедуктивные модели. Индуктивные модели строятся путем обобщения наблюдений по единичным частным фактам, которые считаются важными для принятия управленческого решения. Качество индуктивной модели определяется тем, насколько, с одной стороны, удается упростить описание ситуации принятия решения, а с другой – насколько верно удается отразить основные свойства моделируемой ситуации. При разработке дедуктивных моделей исходят не из анализа конкретных фактов, а из упрощенной системы гипотетических ситуаций. Здесь путь создания модели – от абстрактного представления управленческой ситуации к ее конкретной реальности.

    4. Проблемно-ориентированные модели и модели решения. Проблемно-ориентированные модели строятся на внедрении новых методов моделирования применительно к конкретной проблемной ситуации принятия решения. Здесь основная задача состоит в адаптации новых методов для моделирования конкретного управленческого процесса. Модели решения разрабатываются с учетом возможностей проведения экспериментов с ними, а также возможностей современных управленческих технологий и направлены на решение важнейших управленческих задач. Алгоритмы, используемые в этих моделях, определяют специфические требования к условиям их применения и структуре моделей. К числу таких моделей относятся и модели, активно использующие экономико-математические методы решения управленческих задач.

    5. Одноцелевые и многоцелевые модели. Нередко для оценки альтернативного варианта решения необходимо использовать несколько достаточно разнородных, независимых критериев, ориентированных на достижение различных, подчас трудно сопоставимых целей. Однако решение должно приниматься одно, и наиболее предпочтительный вариант решения должен быть обязательно определен. Одноцелевыми называются модели, когда имеется одна четко определенная цель, к достижению которой стремится организация, либо несколько целей, агрегированных в виде одной комплексной цели. В последнем случае степень достижения цели определяется с помощью специально разрабатываемого комплексного критерия. Многоцелевыми называются модели, в которых предполагается стремление к достижению нескольких независимых целей, несводимых к одной комплексной. Существуют методы, позволяющие сопоставлять альтернативные варианты по нескольким критериям и осуществлять их оптимизацию. В некоторых случаях часть целей (критериев) удается записать в виде ограничений соответствующей экономико-математической модели.

    6. Однопериодные и многопериодные модели. Однопериодные модели исходят из предположения, что сумма оптимальных единичных решений в отдельные периоды принятия решений в целом за весь период принятия решений также дает оптимальное решение. Этот подход не всегда оправдан. Иногда выигрыш на отдельном этапе может приводить к большим потерям для организации, если рассматривать весь период, на котором принимаются решения. Многопериодные модели предполагают комплексное решение управленческой проблемы с учетом всего периода принятия управленческого решения. Однопериодные модели могут использоваться при разработке многопериодной модели с целью более адекватного представления ситуации принятия решения.

    7. Детерминированные и стохастические модели. В детерминированных моделях все факторы, оказывающие влияние на развитие ситуации принятия решения, однозначно определены и их значения известны в момент принятия решения. Стохастические модели предполагают наличие элемента неопределенности, учитывают возможное вероятностное распределение значений факторов и параметров, определяющих развитие ситуации. Следует отметить, что детерминированные модели, с одной стороны, являются более упрощенными, поскольку не позволяют достаточно полно учитывать элемент неопределенности. С другой стороны, они позволяют учесть многие дополнительные факторы, зачастую недоступные стохастическим моделям. Здесь также нередко оказывается справедливой известная закономерность: учитывая одни факторы при моделировании, мы нередко забываем о других. И это естественно. Никакая модель не может учесть абсолютно все факторы.[4]

    В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном), можно также выделить четыре модели принятия решений

    Рассмотрим модели принятия решений согласно данной классификации на следующем рисунке.


     













    Рис. 1. Модели принятия решений в организации


    Согласно представленной классификации моделей принятия управленческих решений в организации, выделяют: модель личностно-ограниченной рациональности и организационно ограниченной рациональности, рациональную модель и политическую.

    Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.

    Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений. В зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь две разновидности:

    - личностно ограниченная рациональность;

    - организационно ограниченная рациональность. [5]

    Определение проблемы при этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется в известных для менеджера или организации областях. Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта.

    Политическая модель организационных решений обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса, исходя из групповых целей. Обмен информацией носит спорадический характер. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают, скорее всего, как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками процесса.

    В рамках выполнения данной работы нас более всего интересуют такие модели принятия управленческих решений, изложенных в данной классификации, как модель рационального поведения и организационная модель принятия управленческих решений (правая часть матрицы на рис. 2).

    Рассмотрим данные модели принятия управленческих решений более пристально.



    2. Характеристика модели рационального поведения при принятии управленческих решений


    Рациональное поведение (англ. Rational behavior) – Экономическое понятие, предполагающее, что индивидуальное поведение определяется стремлением к увеличению некоторых объективных показателей.

    Замечательно стройное понимание алгоритма рационального поведения было предложено в середине 20 века кибернетикой. Мы говорим о самоуправлении. Наглядным образом самоуправления может служить самонаведение на цель. Управляемый снаряд (ракета) отслеживает свое направление на заданную цель и при обнаружении отклонений (ветер сносит, цель уворачивается и т.п.) доворачивает в нужную сторону. Важно, что траектория снаряда заранее не фиксирована, а фиксирована только цель. Действия «распознавание отклонения от цели» и «корректировка курса» повторяются многократно («зациклены»), пока цель не будет достигнута, либо не будет констатирован промах. Человек умнее снаряда. В процессе движения к цели он еще накапливает опыт успешных и неуспешных действий. Какие-то прогнозы не сбываются, какие-то отклонения не подтверждаются, какие-то корректировки не приближают к цели. В следующий раз отношение к неудачным гипотезам и навыкам будет более скептическим.

    В процессе принятию управленческого решения целью является решений той или иной управленческой проблемы.

    Модель рационального поведения при принятии управленческого решения тесно связана с системным анализом и умением анализировать ситуацию и этапы управленческого решения.

    В научной литературе наиболее часто выделяют три этапа разработки управленческих решений[6]

    Это подготовка, принятие и реализация (или, иначе говоря, выполнение) решения. Однако число конкретных шагов в рамках указанных этапов в различных публикациях существенно различается. Учитывая, что рассматриваемая схема является базовой, число таких шагов должно быть максимально возможным, а сама схема не только логически последовательной, но и достаточно детальной. В практической деятельности с учетом ситуации отдельные шаги могут быть объединены или вообще пропущены. Однако для теоретического рассмотрения необходима именно детальная схема.

    Рис. 2. Основные этапы решения

    Этап подготовки решений включает следующие шаги.

    1. Построение взаимоотношений в организации для решения проблемы, формирование команды для подготовки решения.

    3. Разработка и обоснование системы целей.

    4. Определение проблемы.

    5. Анализ проблемы.

    6. Формулировка критериев и ограничений.

    7. Выдвижение альтернатив.

    8. Анализ альтернатив.

    9. Оценка альтернатив и последствий.

    10. Выбор альтернативы.[7]

    Каждый шаг включает ряд фаз. Первая фаза – сбор информации, вторая – обработка и анализ информации, третья – обоснование полученного результата и четвертая – его проверка.

    Например, в организации возросло число жалоб клиентов на некачественный сервис новых копировальных аппаратов. На первом шаге нужно сформировать команду. Для этого вначале необходимо собрать информацию о том, кто из сотрудников организации будет привлечен для решении указанной проблемы. Это первая фаза данного шага. Анализ этой информации, осуществляемый в рамках второго шага, позволит выявить компетентность сотрудников в исследуемой области. На этой основе может быть сформирована команда для подготовки решения. Это – содержание третьей фазы; заключительная, четвертая фаза этого шага – проверка правильности формирования команды.

    Этап принятия решений включает следующие шаги.

    1. Принятие решения руководителем.

    2. Конкретизация решения, его дезагрегирование для более низких уровней управления.

    3. Доведение решений до исполнителей.

    4. Принятие решения исполнителем.

    5. Разработка плана действий.

    6. Экспериментальная проверка.

    7. Уточнение и корректировка принятых решений.

    Этап реализации решения включает следующие шаги.

    1. Действия по исполнению решений.

    2. Определение результатов и последствий.

    3. Оценка и анализ результатов и последствий.

    4. Обратная связь.

    Рациональная модель поведения при принятии управленческих решений опирается также на ряд математических методов при принятии управленческого решения. Основополагающим фактором, являющимся решающим при выборе тех или иных вариантов принятия управленческого решения является их экономическая, управленческая, социальная эффективность.

    Конечная цель системы менеджмента – увеличение массы прибыли за счет повышения конкурентоспособности товара, расширения рынка его сбыта и обеспечения устойчивости работы фирмы. Другими словами, улучшения финансового состояния фирмы можно достигнуть за счет повышения качества товара (чем выше качество, тем выше цена), реализации политики ресурсосбережения, увеличения программы выпуска конкурентоспособного товара, организационно-технического и социального развития фирмы. Любые мероприятия по улучшению этих сторон деятельности отражаются на росте прибыли фирмы – изготовителя товара.

    У потребителя товара главными критериями являются качество товара, его цена и затраты на использование.

    Эти особенности проявления эффективности развития системы менеджмента в сферах производства и потребления товара требуют применения разных методик расчета экономического эффекта при унифицированных принципах подхода к этим расчетам. К принципам экономического обоснования относятся:

    1) учет фактора времени;

    2) учет затрат и результатов за жизненный цикл товара;

    3) применение к расчету системного подхода;

    4) применение к расчету комплексного подхода;

    5) обеспечение многовариантности технических и организационных решений;

    6) обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации

    7) учет факторов неопределенности и риска

    Сущность фактора времени заключается в том, что инвестор, вложив свои средства в какое-нибудь мероприятие, через несколько лет получит большую сумму. Отняв от этой суммы первоначальные вложения, получим прибыль от вложений. Сегодняшний рубль дороже завтрашнего. Фактор времени выражается через коэффициент дисконтирования

    Применение комплексного подхода к расчету экономического эффекта выражается в том, что наряду с расчетом прямого экономического эффекта от реализации технических новинок необходимо учитывать побочные, сложные по методу расчета, социальный и экологический эффекты за счет повышения (улучшения) показателей экологичности и эргономичности нового объекта. К этим показателям относятся сокращение вредного воздействия на воздушный бассейн, почву, воду, природную среду, повышение уровня автоматизации управления, снижение показателей радиоактивности, уровня шума, вибрации и др. Эти показатели должны обеспечивать сохранение жизни (здоровья) человека и охрану окружающей природной среды.

    Обеспечение многовариантности технических и организационных решений является одним из важнейших принципов менеджмента. Без анализа международного опыта, непосредственных конкурентов нечего браться за дело, тратить впустую капитал. Инвесторы (частные или государственные) в условиях рыночных отношений, в условиях жесткой конкуренции должны не семь, а сто раз отмерить (с помощью ЭВМ), чем отрезать. Трудно, но рынок не терпит шапкозакидательского менеджмента. Можно еще раз вспомнить соотношение 1 : 10: 100: 1000, где один доллар – «экономия» (в кавычках) на принятии упрощенного решения на стадии его формирования, а 10, 100, 1000 – потери на последующих стадиях жизненного цикла решения. К реализации принимается вариант с наибольшим экономическим эффектом.[8]

    Сопоставимость вариантов расчета по исходной информации обеспечивается путем приведения их к одному объему (как правило, по новому варианту), к одним срокам, уровню качества, условиям применения. На практике одновременно не всегда проявляются перечисленные факторы. Некоторые из них приводятся в сопоставимый вид путем применения для всех вариантов одной и той же математической модели расчета

    Иными словами, рациональная модель поведения исходит из того, что каждое управленческое решение должно быть наиболее выгодным из всех возможных.

    С точки зрения математики разработка управленческого решения представляет собой процедуру синтеза решения. Решение задачи синтеза, как правило, базируется на предварительном решении задачи анализа, которая может представлять собой предмет самостоятельной научной дисциплины, например экономики или статистики. Любое управленческое решение по своей сути сводится к манипулированию имеющимися в распоряжении менеджера ресурсами, стоимость которых существенно зависит от уровня, на котором принимается решение. Чем выше стоимость ресурсов, тем более существенными оказываются последствия принятия решения. Грамотный учет имеющихся ресурсов в определенной мере определяет степень свободы при управлении. В современных условиях оказывается вполне логичным использовать для учета ресурсов, в частности, средства вычислительной техники. В то же время существующий уровень развития математических дисциплин позволяет алгоритмизировать большое число разработанных формальных методов анализа и синтеза. Все это обеспечивает возможность относительно легко довести до менеджера-практика набор разработанных «чистыми» математиками приемов, обеспечивающих в конечном итоге возможность наилучшего управления в сложившихся условиях.

    В реальной жизни следование модели рационального поведения не всегда возможно, поскольку при принятии управленческих решений не все типы проблем поддаются математическому исчислению, это во-первых; не всегда у лица, принимающего решения, имеется достаточно времени на осуществление всех необходимых расчетов, это во-вторых; к тому же лицо, принимающее управленческое решение является человеком со своими взглядами, привычками и суждениями о том, что является выгодным и невыгодным, рациональным и нерациональным, это в-третьих. Следовательно, модель рационального поведения при принятии управленческих решений, несмотря на всю ее привлекательность, является скорее идеальной, нежели реально существующей, однако отдельные ее положения могут быть с успехом применены в управленческой практике.



    3. Характеристика организационной модели принятия управленческих решений


    Модель организационно ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений. Определение проблемы при этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется в известных для организации областях. Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта организации.

    Наглядными инструментами принятия управленческих решений в рамках организационной модели принятия управленческих решений являются различные положения, инструкции, принятые в организации.

    Организационная модель принятия управленческих решений исходит прежде всего из того, что наибольшая часть управленческих решений, принимаемых в организации на всех уровнях ее управления, имеет типовой характер. Следовательно, отдельно взятый менеджер организации, принимает управленческое решения исходя из того, как это принято делать в организации.[9]

    Примеров этого явления масса. Допустим, принятие решения о выдаче кредита потенциальному заемщику банком. Процедура приема и обработки заявки, а также вынесение решения о выдаче кредита или об отказе в выдаче строится на основе четкого алгоритма. Выдача кредита тому или иному заемщику в большинстве баллов строится на системе скоринга, другими словами – методе баллов, присваиваемых заемщику согласно данным его анкеты (пол, возраст, место работы, качество кредитной истории, доходы, сумма и срок кредита и т.д.). Реально существующие скоринговые системы могут анализировать более 100 параметров о заемщике, в результате чего заемщик признается как заслуживающий доверия или как неперспективный. В случае вынесения положительного решения организация собирает дополнительные сведения о клиенте, подтвержденные документарно, тем самым подготавливая почву для следующего этапа работы с заемщиком (отделом по предотвращению потерь, отделом по работе с проблемными клиентами). Таким образом, каждое действие, совершаемое работником банка, имеет под собой четко прописанную инструкцию того, что нужно делать в тот или иной момент. В случае, если ситуации выходит за рамки должностных инструкций, работник обращается к вышестоящему руководству.

    Другим примером принятия управленческого решения согласно организационной модели принятия является выбор поставщика в обычной коммерческой организации. Допустим, в организации имеется 2 поставщика, предлагающие к поставке продукцию по одинаковым ценам, в одинаковые сроки, с похожим качеством и условиями поставки. Как сделать выбор в пользу того или иного поставщика? В этом случае выбор происходит в пользу того поставщика, с которым организации проще работать, исходя из иных факторов (например, если до организации проще дозвониться или если организация вовремя предоставляет бухгалтерские документы (товарные накладные, счета, счета-фактуры).

    Организационная модель принятия управленческих решений работает только в тех организациях, которые существуют на рынке какое-то время и уже успели наработать багаж знаний о возможных ситуациях и способах их решения.

    Однако, даже если организация работает на рынке непродолжительнее время, управленческие решения, принимаемые ее руководством, также подчинены целому ряду требований, прежде всего законодательного характера. Так, деятельность обществ с ограниченной ответственностью регулируется рядом законов, прежде всего Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», ряд сделок регулируется положениями Гражданского кодекса РФ и т.д.

    Важным инструментом в рамках организационной модели принятия управленческих решений выступают коллективные методы принятия управленческих решений и совещания.

    Несколько правил проведения совещаний:

    - руководитель опрашивает каждого участника относительно обсуждаемых проблем;

    - проблема заносится в общий список и нумеруется;

    - список вывешивается на видном месте;

    - все высказываются беспрепятственно и свободно;

    - если процесс проходит малоактивно, лучше перенести его на другой день.

    Круговая система проведения заседания:

    - выделяются подгруппы по три-четыре человека;

    - каждый записывает две-три идеи на карточке;

    - происходит обмен карточками;

    - каждый дополняет и развивает идеи других;

    - после трех-четырехкратного обмена каждая подгруппа составляет свой сводный перечень идей;

    - все отчитываются о работе в подгруппах.

    Определение приоритетов:

    - каждому дается пять голосов;

    - он может отдать все голоса за одну идею или по одному за каждую, или как-то иначе по своему усмотрению;

    - идеи зачитываются под своими номерами;

    - члены группы голосуют поднятием рук;

    - число показанных пальцев на руке указывает на количество голосов;

    - голоса подсчитываются;

    - проверяется, соответствует ли общее количество голосов заданному числу;

    - проводится второй тур – рассматриваются идеи, получившие наибольшее количество голосов;

    - процесс повторяется несколько раз;

    - в итоге выявляется общее мнение относительно идеи, получившей наивысший приоритет.

    Чрезвычайно важно сделать группировку перечня способов решения проблемы. Это проясняет все многообразие возможных подходов, если речь идет о способах решения конкретной проблемы.


    Заключение


    В данной работе нами выполнены задачи, поставленные в начале работы.

    1. Дано понятие управленческого решения и рассмотреть классификацию моделей его принятия.

    Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

    В настоящее время выделяются несколько классификаций моделей принятия управленческих решений. Согласно одной из них выделяют: модель личностно-ограниченной рациональности и организационно ограниченной рациональности, рациональную модель и политическую.

    2. Приведена характеристика модели рационального поведения при принятии управленческих решений.

    Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом. Данная модель опирается на положения системного анализа, экономического анализа и иных точных наук. В научной литературе наиболее часто выделяют три этапа разработки управленческих решений. Это подготовка, принятие и реализация (или, иначе говоря, выполнение) решения. В реальной жизни следование модели рационального поведения не всегда возможно, поскольку при принятии управленческих решений не все типы проблем поддаются математическому исчислению, это во-первых; не всегда у лица, принимающего решения, имеется достаточно времени на осуществление всех необходимых расчетов, это во-вторых; к тому же лицо, принимающее управленческое решение является человеком со своими взглядами, привычками и суждениями о том, что является выгодным и невыгодным, рациональным и нерациональным, это в-третьих. Следовательно, модель рационального поведения при принятии управленческих решений, несмотря на всю ее привлекательность, является скорее идеальной, нежели реально существующей, однако отдельные ее положения могут быть с успехом применены в управленческой практике.

    3. Рассмотрена организационная модель принятия управленческих решений.

    Модель организационно ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений. Определение проблемы при этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется в известных для организации областях. Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта организации.

    Данные задачи выполнены для достижения поставленной цели – характеристики модели рационального поведения и организационной модели принятия управленческих решений.

    Список литературы


    1. Балдин К.В. Управленческие решения: теория и технологии принятия. – М.: Проект, 2004. – 304 с

    2. Виссема Х. Менджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 239 с.

    3. Виханский О.С., Наусов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, прочесс: учебник. – М., 2006. – 416 с.

    4. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник.3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2009. – 489 с.

    5. Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. – СПб.: Специальная литература, 2005. – с.260.

    6. Глущенко В.В. Разработка управленческого решения. – М.: Конверсия и прогресс, 2007. – с.456 с.

    7. Жигарь О. В. Разработка управленческого решения : учеб. пособие : в 2 ч. Ч. 1. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008. 270 с.

    8. Кохно П.А. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2003, – с.210.

    9. Курочкин А.С. Организация управления предприятием: Учебник. – К.: МАУП, 2006. – 346 с.

    10. Курочкин А.С. Управление предприятием: Учеб. пособ–К.: МАУП, 2008. –209 с.

    11. Лафта Дж. К. Управленческие решения. – М.: Благовест-В, 2004. – 304 с.

    12. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2006. – 392 с.

    13. Лугачев М.И. Методы социально-экономического прогнозирования. – М.: 2009. – 289 с.

    14. Майданчик Б.И., Карпунин М.Б., Любенецкий Л.Г. и др. Анализ и обоснование управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 2007. – 311 с.

    15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: «Дело», 2002. – 567 с.

    16. Методы и приёмы деятельности менеджера и бизнесмена. Тех. редактор Т.Д. Хмызова. 2003. – 289 с.

    17. Растригин Л.А., Пономарев Ю.П. Экстраполяционные методы проектирования и управления. – М.: Машиностроение, 2006. – 120 с.

    18. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 271 с.

    19. Туленков Н.В. Введение в торию и практику менеджмента: Учеб. пособие. – К.: МАУП, 2008. – 456 с.

    20. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008. – 272 с.

    21. Чавкин А.М. Методы и модели рационального управления. М.: ЮНИТИ, 2001. – 391 с.

    22. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. – М.: Статистика, 2007. – 200 с.

    23. Чуйкин А.М. Разработка управленческих решений: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2008. – 150 с.

    24. Шегда А.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. – К.: Товариство «Знання», КОО, 2008. – 389 с.







    [1] Жигарь О. В. Разработка управленческого решения. Ч. 1. Челябинск, 2008. С. 58

    [2] Лафта Дж. К. Управленческие решения.  М., 2004. С. 113

    [3] Туленков Н.В. Введение в торию и практику менеджмента. К., 2008. С. 190

    [4] Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. М., 2008. С. 149

    [5] Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. М., 2008. С. 201

    [6] Чуйкин А.М. Разработка управленческих решений. Калининград, 2008. С. 56

    [7] Чавкин А.М. Методы и модели рационального управления. М., 2001. С. 152

    [8] Методы и приёмы деятельности менеджера и бизнесмена. Тех. редактор Т.Д. Хмызова. 2003. С. 117

    [9] Чуйкин А.М. Разработка управленческих решений. Калининград, 2008. С. 28

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Характеристика модели рационального поведения и организационной модели принятия управленческих решений ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.