Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Возникновение древневосточных государств и особенности формирования государственного строя в странах Востока

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Возникновение древневосточных государств и особенности формирования государственного строя в странах Востока
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:30:46
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    Ведение. 2


    1. Возникновение и развитие древневосточных государств. 3


    2. Государственный строй стран Древнего Востока. 8


    Заключение. 15


    Список источников. 16

     

    Ведение



             Древний Восток в истории – это не столько географическое, сколько историко-культурное, цивилизационное понятие.

    Именно на Древнем Востоке впервые в истории развития человечества появились и развились социальные и политические институты, государство и право, мировые религии.

    Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций (индо-буддийской, ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской), однако отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития стали главными определяющими чертами их типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации.

    Рассмотрим в данной работе особенности возникновения древневосточных государств и процессы формирования государственного строя в странах Древнего Востока.

    Исследовательскую базу составили труды ученых по истории, истории государства и права зарубежных стран, истории Востока, а также источники законодательства стран Востока.

    Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

    1. Возникновение и развитие древневосточных государств

             По мнению русского историка последней трети XIX века Л.И.Мечникова[1], первыми в истории великими культурами (он предпочитал цивилизации именовать культурами) стали следую­щие четыре: египетская; ассирийская (ассиро-вавилонская, или Сирия двух рек, Двуречье); индийская; китайская.

             В современной историографии цивилизаций и культур су­ществуют и другие подходы, которые толкуют историю либо как историю локальных культур и цивилизаций (8 культур не­мецкого историка и философа О.Шпенглера, 27 цивилизаций в мировой истории по подсчетам английского историка А.Тойнби), либо как движение по одному пути в силу наличия единых исто­ков, «всеобщей основы».

    Наибольший вклад в обсуждение этой «всеобщей основы» вне­сен немецким философом К.Ясперсом, автором трактата «Истоки истории и ее цель»[2], главной целью которого он считал содействие «углублению нашего осознания современности». Ясперс выделяет несколько факторов: задача организа­ции ирригационных сооружений, их регулирование в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Хуанхэ, с необходимостью ве­дущее к централизации управления и созданию автократического (самодержавного, деспотического) государства, открытие пись­менности (Шумер, Египет, Китай, финикийцы); возникновение городов и монументальной архитектуры, ускоривших формирова­ние социальных объединений и властное их регулирование со стороны государства; возникновение народов, осознавших свое единство, с общим языком, общей культурой и общими мифами, позднее – возникновение мировых империй как способ защиты от вторжений кочевых народов (ассирийцы, египтяне, затем государ­ство нового типа у персов и, возможно, по их образцу у китай­цев и индийцев).

    История Древнего Двуречья, точнее Междуречья (Месопота­мии) Тигра и Евфрата, отмечена наиболее ранним и высоким уров­нем развитости земледельческой и управленческой культуры. В кон­це 4-го тысячелетия сюда пришли шумеры. До сих пор неясно, от­куда они появились – из Египта, Малой Азии или Индии, вытес­нив местных жителей (протошумеров). Пришельцы освоили болоти­стую, но весьма плодородную почву долины двух рек, научились ус­мирять нерегулярные и временами катастрофические разливы Евфрата с помощью разветвленных ирригационных сооружений. Они создали – задолго до греков и римлян – города-государства, такие, как Киш (на севере), Ур и Урук (на юге) во главе с военным вождем. Вождь именовался энси («господин сооружений»), поскольку имел наряду с военными также строительные и иные полномочия и обязан­ности. Кроме того, в городах имелись народные собрания[3].

    На территории современно­го Египта приблизительно 5 тыс. лет назад сложилось единое государство, ставшее важным элемен­том древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, то есть дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упад­ка, а также редкие периоды социальных потрясений и т.д.

    Еще одной важной особенностью египетской цивилизации яви­лось то, что она была детищем одного этноса. Об этой ее особенно­сти удачно сказано в фундаментальном труде Л.Н.Гумилева «Эт­ногенез и биосфера земли»: «В Древнем Египте объединенные хаттские племена сложи­лись в могучий этнос и создали разветвленную социальную систему. Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки. Система услож­нялась по мере столкновений с иноземцами. Завоевания в Нубии и Сирии производили профессиональные войска, договоры с Вавилоном (и хеттами) заключали опытные дипломаты, а каналы и дворцы строили специалисты-инженеры, обучавшиеся с детства. Разветвленная система пережила вторжения гиксосов и возроди­лась... обновленной мощью. Но с XI в. до н.э. пошел процесс упро­щения и сопротивляемость системы упала. С 950 г. до н.э. власть над Египтом попала в руки ливийцам. В 715 г. до н.э. господство пере­шло к эфиопам, которые проиграли войну с Ассирией, и азиаты оккупировали Египет, который сам уже перестал защищаться. Саисская династия освободила страну и держалась на копьях эфио­пов и ливийцев. В 550 г. до н.э. пала и она, после чего в Египте пос­ледовательно господствовали парсы, макеДоняне, римляне, арабы, берберы, мамлюки и турки. И из всех социальных групп уцелели к I в. н.э. только земледельцы-феллахи. И небольшая кучка элли­низированных горожан-коптов»[4].

    Для политического устройства египетского общества, как и мно­гих других древневосточных обществ, характерны следующие черты: политическая власть сосредоточена в одном центре; права и собственность разных общественных групп опреде­ляются центральной властью; сам принцип собственности слабо гарантирован властью; в обществе и государстве преобладает произвол, суть ко­торого в том, что властвует облеченный властью человек, а не су­ществующий закон (деспотизм фараона).

    В истории Древней Индии можно выделить следующие периоды: протоиндийская, или хараппская, цивилизация (конец 4-го – середина 2-го тысячелетия до н.э.), ведическая циви­лизация (1500-600 гг. до н.э.), последующий магадско-маурийский пе­риод (V в. до н.э. – II в. н.э.). Последний период получил название от государства Магадха и империи Маурьев (основана в 321 г. до н.э. царем Чандрагуптой I в Северной и Центральной Индии).

    О хараппской цивилизации известно лишь из археологических материалов. В ней насчитывалось 140 городов (3 из них были круп­ными). Улицы прокладывались прямые и длинные – 34 фута в ширину и полмили в длину. Дома возводились из обожженного кир­пича с комнатами, кухней и ванной. Имелись также сооружения с бассейнами, в которых совершались ритуальные омовения.

    После вторжения индоариев центр переместился в бассейн Ганга, откуда арии заселили центральную часть полуострова, колонизовали территорию острова Шри-Ланка и через Гималаи проникли в Китай. Арии помимо вероятного включения местных богов в свой пантеон научились у местных жителей строительству ирригационных сооружений, приручению слонов, выведению новых пород скота. Индия в этот период становится страной воинов и священнической знати, страной искусных ремесленников, умелых купцов, менял и актеров. По некоторым сведениям, древние жители еще в хараппские времена имели торговые отношения с Ме­сопотамией и Средней Азией.

    Древний Китай был основан на трех крупных реках – Сыцзянь, Янцзы (голубая) и Хуанхэ (желтая), которые текут с за­пада на восток, впадая в Тихий океан.

    Первые очаги цивилизации городского типа сложились в долине реки Хуанхэ, имеющей длину 3000 миль (от Тибета до океана), где проживали иньские племе­на, руководимые племенными вождями – ванами. Эта река, местами стремительная и своенравная, доставляла множество хлопот выносимыми на поверхность плодородными сло­ями почвы. Вначале китайцы (это название произошло в средние века от названия племени киданей, самоназвание китайцев – хаки) жили обособленно в силу природных барьеров, что и способ­ствовало формированию самобытной и продолжительной речной цивилизации.

    Древнейшая документированная политическая история Китая начинается только с XVI в. По мнению ряда историков, она начи­нается с династии Шан, которая правила около шести веков на­чиная с 1583 г. до н.э. Ее возвышение связывают с покорением соседнего племени. Правитель победившего племени стал имено­ваться ваном (царем), управляющим всеми речными городами-го­сударствами из своей столицы. Основными формами собственнос­ти в этот период стали царская и общинная. Общинное землевладение было организовано таким образом, чтобы распределять его плоды между разными секторами потребления – царским, общин­ным и частным[5].

    Земли делили на две категории – общественное поле и ча­стное поле. Частные поля не являлись частной собственностью, и продукция с них шла на обеспечение свободных общинников и тех семей, которые их непосредственно обрабатывали. Общественное поле возделывалось совместно, и весь собранный урожай посту­пал старосте общины для последующей переправки его самому царю.


    2. Государственный строй стран Древнего Востока


             Первые города-государства возникают в Месопотамии, в регионе Двуречья рубеже 3-го-2-го тысячелетия до н.э. Они управлялись верховны­ми правителями двух видов – военными вождями (энси) и жреца­ми (лугалями), которые вначале избирались собранием горожан или советом старейшин. Подобным же образом – путем собраний и выборов – решали свои дела и боги, которые исчислялись де­сятками, но группировались при одном верховном. Непрерывный характер войн сделал должность энси постоянной, в его компетен­цию стали входить дела судебного разбирательства, забота о культовых сооружениях и городском хозяйстве. В его распоряжении находилось также дворцовое имущество и казна.

             Чиновники в городах-государствах древнего Шумера и затем древнего Аккада (на севере Двуречья) создали надежную систему учета и контроля за налоговыми и иными поступлениями. Все де­ловые документы сохранялись в архивах. Как и в древнеегипетском государстве, в Шумере был очень высок престиж профессии писцов. Они были озабочены не только ведением деловой переписки и составлением документов. В силу особой сложности чтения и толкования клинописного письма – один знак имел по 8-10 смыслов и значений – на писцов нередко возлагалась роль чтецов и истолкователей текстов, переводчиков на дипломатических переговорах и т.д.

    О чиновниках Вавилонского царства дошли весьма скудные сведения. Правитель дворца (нубанда) выполнял многочисленные и очень важные общегосударственные функции (роды деятельности) и управленческие задачи: контролировал публичные службы, со­действовал организации земледельческих и ирригационных (осуши­тельных и обводнительных) работ, управлял дворцовым хозяйством царя, считался «всеобщим нотариусом», ведал сбором налогов и надзирал за выполнением всех повинностей.

    Управление на местах осуществляли наместники (исакку), областные правители (гиакканаку) и вожди родо-племенных общин. Судьи нередко совмещали свои специальные миротворческие фун­кции с административными. Царь считался в этой иерархии верхов­ным правителем и верховным судьей с правом помилования.

    Имеются также свидетельства, что в Ме­сопотамии задолго до римского императора Диоклетиана были попытки регулировать рыночные цены. Первые царские указы от­носятся к XXIV в. до н.э. Законы Хаммурапи[6] появились за 13 ве­ков до первой римской кодификации права.

    Египет как государство изначально строилось на религиозных началах. Название «Египет» (страна бога Птаха, главного в пантеоне девяти богов в Мемфисе, столице Нижнего царства) этой стране дали греки, однако сами жители называли ее Кемет, что в пере­воде означает Черная земля. Каждый год в начале июня главная река Хапи (Нил) разливалась и поднималась на высоту 10 метров, затопляя всю долину. В ноябре вода спадала и оставляла после себя черный слой плодородного ила, с чем и связано название страны.

    Свои общественные учреждения и порядки египтяне считали изначально созданными богами. Согласно хронологии жреца Манефона, основанной на священных текстах, до земных правите­лей Египтом вначале правили боги, затем полубоги. Боги и земные правители выступают при этом одновременно властелинами и учредителями законов.

    Египетские визири – глав­ные помощники царей – начиная с Древнего царства выступают в роли жрецов Истины, что соответствовало возложенным на них судейским обязанностям наряду с административными и жрече­скими.

    Когда-то в древности страна состояла из небольших храмо­вых городов-государств, имевших своих богов и управлявшихся по своим законам. В этих городах поклонялись разным богам богу Солнца Ра, богине небес Нут, символу плодородия и одно­временно земному воплощению души Осириса быку Апису, доб­рожелательному богу воды, заботившемуся о душах умерших, богу-крокодилу Себеку. Богами плодородия были Исида и Осирис[7].

    Приблизительно 52 века назад после продолжительного су­ществования многих мелких и враждующих царств на территории современного Египта сложилось единое государство, которое ста­ло важным элементом древнеегипетской цивилизации.

    Характерной особенностью внутриполитической жизни была борьба за власть и влияние между фараонами, жрецами и крупными вельможами. Фараон чаще всего воспринимался как сын и наместник бога на земле, пользующийся его непререка­емым авторитетом, но в то же время послушный его воле и символическим указаниям. При этом напоминать ему о божественных велениях были вправе только люди определенного сословия и религиозно-культового ранга, то есть верховные жрецы храмов.

    В Древней Индии, в VI в. до н.э. в долине Ганга существо­вало не менее 16 царств. Наиболее могущественным и хорошо организованным было царство Магадха. Царь Магадхи Аджата Шатру принимает учение престарелого основателя новой религии. Тело Будды сжигают, а пепел собирают десять монастырей, в том числе из Санчи, где имеется большая ступа (захоронение).

    После вторжения Александра Македонского в Индию здесь в ускоренном темпе возникла (после 327 г. до н.э.) империя Чандра-гупты, основателя династии Маурьев, который правил 21 год и значительно расширил свои владения. Империя Маурьев прости­ралась от реки Брахмапутра до гор Гиндукуша и Герата. Внук Чандра-гупты, император Ашока (268-232 г.г.), стал пер­вым объединителем Индии. Его борьба за трон сопровождалась кровопролитными битвами, и после ее завершения Ашока провозгла­сил отказ от насилия и обратился в буддизм.

    Администрация в правление Маурьев была организована в виде военно-бюрократической пирамиды: страна поделена на 5 провинций с прямым административным управлением в виде на­значенных чиновников, с использованием шпионов из числа торгов­цев, бродячих актеров и других зависимых от правителей лиц. Чиновники были главными контролерами в сборе налогов. В распо­ряжении этих провинциальных правителей были мелкие должно­стные лица, осуществлявшие непосредственный контроль над ме­стным населением. Каждый город управлялся комитетом из 30 че­ловек, разделенным на шесть отделений (департаментов).

    При Ашоке была проявлена забота о распространении торго­вых связей по всей стране и построены хорошие дороги. Армия насчитывала свыше 600 тыс. воинов, в нее входила кавалерия и 9 тыс. боевых слонов.

    В Древнем Китае император (ван) располагал всей полнотой военной и законо­дательной власти, а также высшей судебной власти. Он произво­дил назначения на все высшие должности. Основными ведомствами имперского управления были финансовое, военное, контрольное, а также ведомство церемоний, императорского двора и дворцовой стражи. Самыми привилегированными были министерство финан­сов (налоговое), военное и надзора, которые возглавлялись наибо­лее могущественными из высших чинов и носили название гуны. Министр образования сочетал функции верховного жреца с заве­дованием императорским университетом[8].

    Еще в эпоху династий Шан и Западного Чжоу возникла боль­шая потребность в грамотных чиновниках, что привело к созданию прослойки специально подготовленных людей помимо имеющихся слоев и классов, названной сословием ши (ученый-чиновник). При этом произошло перераспределение на лестнице чинов, насчиты­вавшей впоследствии до 9 рангов и 18 степеней.

    Функции жрецов поначалу исполняли чиновники из сословие ши. У чиновников по традиции и в силу сложившихся моральных правил имелось право и возможность критиковать государя и его нерадивых министров. Бывало и так, что чиновник, написав резко обличительный доклад, «спокойно готовился к смерти и нередко бывал казнен».

    Чиновники с самого начала стали мощной опорой для правителей, стремившихся возвысить свою власть над знатью при помощи централизации и профессионализации управления. Аналогичную роль выполняли сборники законов и распоряжений. Первый сборник законов датируется ориентировочно X в., а в следующем столетии царь Ли-ван вводит постоянные налоги и пытается сде­лать главной опорой не знать, а чиновников. Его свергают в ходе восстания, однако сын его доводит реформу по ограничению на­следственной знати до конца. Аналогичные мероприятия с некото­рыми новациями приходятся на правление первого императора Цинь Ши-хуанди.
















    Заключение



             Итак, самые ранние государственные формы, или протогосударства, стали складываться в древневосточных цивилизациях – в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае – еще в IV-III тысячелетии до н.э. в ходе разложения общинно-родовой организации.

             Практически все страны Древнего Востока представляют собой деспотии – монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей.

    Восточная деспотия – это централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата.

    Высшая законодательная власть и исполнительная власть была одним из важных признаков широких полномочий вождя (царя). Рано сложился и централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем.

             Во главе древневосточного государства стоял царь, которому принадлежала верховная, светская и духовная власть. Центром управления являлся царский двор, где основные должности занимали члены царского рода. Для большинства стан Древнего Востока  было характерно наличие трех ведомств: финансового, военного и общественных работ.


    Список источников:

             1. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1: Учебник по специальности «История». – М.: Высшая школа, 1994.

             2. Всеобщая история государства и права. Учебник/Отв. ред. К.И.Батыр. – М.: Былина, 1999.

    3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003.

    4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – 2-е изд. – М.: 1989.

    5. Законы вавилонского царя Хаммурапи//Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч.1. – М.: 1980.

    6. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов/Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательство НОРМА, 1996.

    7. История Древнего Востока/Под ред. В.И.Кузищина. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003.

    8. Крамер С. История начи­нается в Шумере/Пер. с англ. 2-е изд. – М.: 1991.

    9. Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки: Географическая тео­рия развития современных обществ/Пер. с фр. – М.: 1996.

    10. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие/Под ред.З.М.Черниловского. – М.: 1994.

    11. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 1996.

    12. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. – М.: 1949.




    [1] Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки: Географическая тео­рия развития современных обществ/Пер. с фр. – М.: 1996.

    [2] Ясперс К. Истоки истории и ее цель. – М.: 1949.

    [3] Крамер С. История начи­нается в Шумере/Пер. с англ. 2-е изд. – М.: 1991.

    [4] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – 2-е изд. – М.: 1989. – С.117-118.

    [5] Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – С.109.

    [6] Законы вавилонского царя Хаммурапи//Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч.1. – М.: 1980.

    [7] Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – С.78-81.

    [8] Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – С.110-111.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Возникновение древневосточных государств и особенности формирования государственного строя в странах Востока ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.