Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Достижение конкурентных преимуществ фирмы

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Достижение конкурентных преимуществ фирмы
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:30:47
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:


    Введение…………………………………………………………………………..

    1. Понятие и факторы конкурентоспособности фирмы……………………..

    2. Конкурентные преимущества и причины повышения конкурентоспособности…………………………………………………………

    Заключение……………………………………………………………………….

    Список литературы………………………………………………………………


    Введение



    Переход России от планово-директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в нашей стране не имело необходимости, а с переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла.

    Конкурентная борьба-это динамический процесс, который служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

    В переводе с латинского понятие «конкуренция» означает «сталкиваться»,  то есть означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции, при этом конкуренция играет важную роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д[1].

    Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов, а также  способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

    Значение конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики огромно, так как она стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности.

    С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла, что определяет важность и актуальность рассматриваемой темы  в работе. В результате этого поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики, в результате чего всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке.

    В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы, а необходимость и важность проведения исследований конкуренции на рынке отмечается не только руководителями отделов маркетинга предприятий, действующих на рынке, но и в научных трудах и теоретических разработках по маркетингу современных исследователей.

    Конкурентоспособность фирмы на международных рынках во многом зависит и от поддержки и содействия ей со стороны государства, которое может оказывать влияние путем предоставления различных льгот, кредитов, субсидий, обеспечения необходимой информацией о конъюнктуре рынков. Еще одним важным фактором конкурентоспособности внешнеторговой фирмы в настоящее время является минимизация ущерба окружающей среде,  поэтому уже на стадии разработки продукта необходимо учитывать существующие требования принимающей страны в области защиты окружающей среды.








      1. Понятие и факторы конкурентоспособности фирмы


    Существует большое количество определений данных терминов. Слово конкуренция возникло от латинского “concurrere”, что в переводе означает сталкиваться[2]. Ожегов С.И. трактует конкуренцию как соперничество, борьбу за достижение больших выгод, преимуществ[3]. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения термина конкуренция.

    Так, Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А под конкуренцией понимают «экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей»[4].

    Киперман Г.Я видит в конкуренции процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта.

    Наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его, с точки зрения  Макконнела К.Р.и Брю С.Л., является конкуренцией. Также, Спиридонов И.А и Перцовский Н.И под ней понимает экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.

    Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков. В чем же все-таки сущность конкурентоспособности?

    Ожегов С.И. в “Толковом словаре русского языка” термин конкурентоспособность трактует, как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам[5]. Данное определение конкурентоспособности не дает полного представления и не применимо для оценки конкретного товара или услуги. Кныш М.И.  характеризует конкурентоспособность как степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Конкурентоспособность связанна не с отличительными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов делающих покупку[6].

    Фатхутдинов Р.А. дает следующее определение конкурентоспособности – это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке[7]. Автор подчеркивает, что товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке.

    Забелин П.В., Моисеева Н.К. дают определение конкурентоспособности как способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса. Грошев В.П. толкует конкурентоспособность как комплекс потребительских свойств товара, определяющий его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение и эксплуатацию[8]. Данное определение является наиболее полным, так как автор учитывает затраты за весь жизненный цикл товара, но при этом не учитывает разную конкурентоспособность товара на различных рынках, в разное время и не оговаривает потребителем или продавцом оценивается конкурентоспособность.

    Такие же недостатки в определении конкурентоспособности присутствуют у Андреевой О.Д. и Кредисова А.И.. Так, Кредисов А.И. пишет: “конкурентоспособность – это характеристика товара, отражающая его отличие от аналогичного конкурентного товара как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение”[9]. Отличие от аналога конкурентного товара, по мнению автора главное условие конкурентоспособности.

    Андреева О.Д. под конкурентоспособностью понимает  «характеристики товара-конкурента по степени соответствия конкурентной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение»[10].

    Ряд авторов, таких как Игольников Г.Н. и Патрушева Е.А, в своих работах предлагают объединить в одно понятие конкурентоспособности товара и конкурентоспособности организации.

    Все ранее перечисленные недостатки в определении понятия конкурентоспособности на наш взгляд устранены в работе Фасхиева Х.А. и само понятие звучит следующим образом: “конкурентоспособность товара – это оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени без ущерба производителю по качественным и ценовым характеристикам аналогов в конкретном сегменте рынка”[11]. Определение учитывает время, отношение потребителя к товару, соотношение цены и качества, выгоду, то есть прибыльность производителя и привязку его к конкретному рынку или его сегменту.

    Фатхутдинов Р.А. пишет, что принципиально системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг имеют незначительные отличия, признавая при этом, что эти отличия все же есть, и эти отличия в каждом конкретном случае свои. При этом следует отметить, что большинство элементов конкурентоспособности товаров схожи с конкурентоспособностью услуги, и саму услугу также можно считать специфичным “товаром”.

    В данной работе Фатхутдинов Р.А. конкурентоспособность определяет четырьмя интегральными показателями первого уровня (на нулевой уровень он ставит саму конкурентоспособность): 1) качество товара; 2) его цена; 3) затраты на эксплуатацию за его жизненный цикл; 4) качество сервиса, а также динамизм факторов. В свою очередь влияние этих четырех факторов зависит от внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара.[12]

    С экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

    Критерий конкурентоспособности является индикатором эффективного возрождения страны, ее вхождения в мировое хозяйство как равноправного в экономическом и научно-техническом отношении партнера. В нем отражается прогресс в науке, технике, технологиях, организации производства и сбыта продукции.

    Если говорить с точки зрения рыночной структуры, конкуренция представляет собой ряд условий, которые ставят фирму в положение "принимающего цену" (price - taker)[13]. В этом смысле можно определить конкурентный рынок как тип противоположный монопольной структуре. Система предпринимательства - это механизм побуждения к действию предпринимателей оперативно реагировать на изменение рынка.

    В период перехода к рыночной экономике конкуренция должна способствовать предпринимательской деятельности, интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускоренное внедрение научно-технического прогресса в производство, бороться с монополией, так как:

    · конкуренция - главный фактор восприимчивости предприятия к техническим новинкам;

    · конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые могут удовлетворять потребности рынка;

    · конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства.

    Фирмы, работающие как на внешнем, так и на внутреннем рынках, стоят перед необходимостью достижения конкурентоспособности в высокодинамичной и комплексной глобальной среде предпринимательства.

    К внешнеторговым  фирмам относят те, сфера коммерческой и производственной деятельности которых распространяется на зарубежные страны. При этом, оценивая конкурентоспособность такой фирмы, необходимо учитывать основные факторы конкурентоспособности ее продукции, самой фирмы и страны базирования. Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что конкурентные позиции внешнеторговой фирмы в стратегическом плане базируются на таких основных компонентах микро- и макроуровня, как ресурсы и возможности самой фирмы, конкурентные условия отрасли, национальные факторы (рисунок 1).

     

     

     

     

     

     

     





     

    Рисунок 1. Основные компоненты конкурентоспособности внешнеторговой фирмы[14]


    В последнее десятилетие достижение конкурентных преимуществ внешнеторговой фирмы увязывается с глобализацией хозяйственной жизни, что  выражается в дерегулировании рынков и либерализации осуществления предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики. Процесс глобализации сопровождается усилением конкуренции, что приводит к созданию различных стратегических альянсов между фирмами, а также к увеличению слияний и поглощений, причем современный мировой рынок характеризуется размыванием границ между отраслями, сокращением жизненного цикла товара, тенденцией к унификации спроса, а также повышением внимания к экологическим проблемам. Для внешнеторговых фирм процесс глобализации хозяйственной жизни дает возможность диверсификации, специализации, использования преимуществ дерегулирования посредством осуществления крупных инвестиций на любых рынках, привлечения различных финансовых средств, снижения издержек производства за счет выпуска стандартизированной продукции и экономии на масштабах, использования более тесных деловых связей с другими предприятиями, банками для создания предпринимательских сетей. Таким образом, все это неизбежно ведет к повышению конкурентоспособности таких фирм, при этом для  использования преимущества глобализации, внешнеторговой компании прежде всего необходимо знать степень глобализации отрасли, в которой она осуществляет свою деятельность. К основным критериям оценки степени глобализации отрасли относятся такие показатели, как однородность спроса, использование международного разделения труда, экономия на масштабах производства, конкуренция в мировом масштабе, высокая доля расходов на научные исследования и разработки, международные альянсы, слияния и поглощения.

    Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А.Олливье, А.Дайана и Р.Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:

    · концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

    · качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

    · цена товара с возможной наценкой;

    · финансы - как собственные, так и заемные;

    · торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

    · послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

    · внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

    · предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности[15].

    Весьма схожую точку зрения высказывают и отечественные экономисты. В частности, к «ключевым факторам рыночного успеха» относят: «финансовое положение предприятия, развитость базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них, наличие передовой технологии, обеспеченность высококвалифицированными кадрами, способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию, наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков, состояние технического обслуживания, возможности по кредитованию своего экспорта (в том числе, с помощью государственных организаций), действенность рекламы и системы связей с общественностью, обеспеченность информацией, кредитоспособность основных покупателей»[16].

    Анализ же отобранных факторов, по мнению авторов, заключается в выявлении сильных и слабых сторон как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента.

    Внешнеторговые фирмы, работающая в какой-либо области реализации товаров и услуг, должна знать основные факторы достижения конкурентоспособности. При этом необходимо учитывать, что конкурентные условия в различных отраслях на мировом рынке не одинаковы. Например, при производстве и реализации технически сложной продукции важнейшими факторами, определяющими успех фирмы, являются использование принципиально новой технологии и передовых методов организации производства. При реализации фирмой потребительских товаров длительного пользования определяющими факторами являются тип конкуренции-  монопольная или олигопольная, а при реализация относительно простой продукции требует детального изучения потребностей потребителя.

    Исторически конкурентоспособность страны определялась наличием сырьевых ресурсов, поэтому страны, обладающие богатыми запасами природных ресурсов, по сравнению со своими конкурентами располагали большим капиталом, тем самым имея возможность использовать передовую технологию и более квалифицированную рабочую силу[17]. Все четыре фактора, такие как сырье, финансовые и трудовые ресурсы, технология, а также эффективный менеджмент определяли успех фирмы данной страны.

    С развитием научно-технического прогресса и государственной системы регулирования предпринимательской деятельности значение этих четырех факторов существенно изменилось, так как наличие природных ресурсов перестало иметь определяющее значение, а технологические разработки новых продуктов стали играть меньшую роль по сравнению с созданием новых технологий производства. Поэтому в настоящее время все больше и  больше основным фактором, определяющим конкурентоспособность страны, а, следовательно, и внешнеторговой фирмы, становится уровень образования и квалификации трудовых ресурсов.

    Также хочется отметить, что для обеспечения конкурентных позиций фирмы на мировом рынке, ей прежде всего необходимо обладать конкурентными преимуществами на национальном рынке, то есть фирма должна обладать прочным положением на внутреннем рынке, умело использовать все его ресурсы и возможности.

    Конкурентоспособность фирмы на международных рынках также во многом зависит и от поддержки и содействия ей со стороны государства, которое может оказывать влияние путем предоставления различных льгот, кредитов, субсидий, обеспечения необходимой информацией о конъюнктуре рынков.

    Конкурентоспособность внешнеторговой определяется и ее внутренними характеристиками (внутренними факторами), для этого необходимо оценить сильные и слабые стороны компании, определить ресурсы, а также ее возможности и инновационный потенциал[18]. Таким образом, анализируются материальные и финансовые активы, технологические и сбытовые возможности компании, а полученные результаты используются при формулировании и разработки стратегии фирмы.

    Еще одним важным фактором конкурентоспособности внешнеторговой фирмы в настоящее время является минимизация ущерба окружающей среде,  поэтому уже на стадии разработки продукта необходимо учитывать существующие требования принимающей страны в области защиты окружающей среды[19].

    В настоящее время большинство международных фирм использует децентрализованную структуру управления с предоставлением хозяйственной самостоятельности своим подразделениям, а характерной чертой таких компаний является исчезновение четких границ между основными функциональными областями, такими, как маркетинг, планирование, контроль, при этом основой такой системы является стратегическое управление. Осуществление управления в международной компании должно также опираться на единую систему учета и контроля с использованием новейшего программного и компьютерного обеспечения, что обеспечит ей конкурентные преимущества.

    Другой фактор успеха внешнеторговой фирмы - создание информационной системы, обеспечивающей принятие эффективных и своевременных решений, чего можно достичь в результате использования информационной и коммуникационной технологий, которые дают возможность быстрого получения и обмена информацией в рамках всех подразделений компании[20].

    Особые требования в настоящее время предъявляются к менеджерам внешнеторговых фирм,  в результате чего на первый план выдвигается коммуникабельность, способность учитывать культурную специфику персонала, также важное значение имеет способность менеджера увязывать глобальные цели предприятия с его национальными интересами, способность к культурной интеграции, владение несколькими языками, способность к обучению, а также мобильность.

    Глобализация хозяйственной жизни, ослабление государственного регулирования, либерализация условий осуществления предпринимательской деятельности, создание региональных хозяйственных систем создают новые условия для осуществления операций на мировом рынке внешнеторговым фирмам, в связи с чем сегодня все большее количество отечественных компаний осуществляет операции за пределами внутреннего рынка. Можно сказать, что в России начинают формироваться внешнеторговые фирмы - Газпром и Лукойл, поэтому перед российскими предприятиями встает проблема изучения конкурентных условий мирового рынка.

    Таким образом, исходя из рассмотренной нами выше концепции конкурентоспособности предприятия и критического анализа представленных классификаций и понимания под факторами конкурентоспособности тех явлений и процессов производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия, предлагается всю совокупность факторов, определяющих отношение потребителя к самому субъекту хозяйствования и его продукции или услуге, разделить на внутренние и внешние по отношению к нему.

    При этом под внешними факторами следует понимать, во-первых, меры государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины; система государственного страхования; участие в международном разделении труда, разработке и финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия), так и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, демонополизации экономики; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль; правовая защита интересов потребителя). То есть, все то, что определяет формальные правила деятельности субъекта хозяйствования на данном национальном или мировом рынке.

    Во-вторых, факторами конкурентоспособности выступают основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия; его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов; обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов.

    К третьей группе внешних факторов следует отнести деятельность общественных и негосударственных институтов. С одной стороны, через различные организации по защите прав потребителей, они выступают сдерживающим моментом роста конкурентоспособности предприятия. А с другой, через негосударственные инвестиционные институты способствуют росту конкурентоспособности предприятия, обеспечивая инвестиции на наиболее перспективных направлениях деятельности.

    И, наконец, фактором конкурентоспособности, безусловно, является деятельность политических партий, движений, блоков и т.п., формирующих социально-политическую обстановку в стране[21]. Выше мы уже указывали насколько важен этот фактор для экономики любой страны и как тщательно подходят к его оценке, прежде всего, иностранные инвесторы и международные валютно-кредитные организации.

    В таком понимании представленная выше совокупность факторов определяет формальные и неформальные «правила игры» на рынке, определяет ту внешнюю среду, в которой предстоит работать предприятию, и те моменты, которые оно должно учитывать при разработке стратегии своего развития.

    К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность внешнеторговых фирм, следует отнести потенциал маркетинговых служб, научно-технический, производственно-технологический, финансово- экономический, кадровый, экологический потенциал; эффективность рекламы; уровень материально-технического обеспечения, хранения, упаковки, транспортировки; уровень подготовки и разработки производственных процессов; эффективность производственного контроля, испытаний и обследований; уровень обеспечения пусконаладочных и монтажных работ; уровень технического обслуживания в постпроизводственный период; сервисного и гарантийного обслуживания[22]. То есть речь идет о потенциальных возможностях самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

    2. Конкурентные преимущества и причины повышения конкурентоспособности

    Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества фирмам:

    1.   Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

    2.   Близость предприятия к клиенту.

    3.   Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.

    4.   Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.

    5.   Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.

    6.   Умение твёрдо стоять на своём.

    7.   Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.

    8.   Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.

    Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия[23].

    В отличие от конкурентоспособности товара,  которая может быть достигнута в короткий промежуток времени, конкурентоспособность организации не может быть достигнута.

    Конкурентоспособность организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что, фирма, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества в свою очередь делятся на внешние и внутренние. Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.

    Внутренние конкурентные преимущества организации подразделяются на шесть групп:

    1) структурные, образуемые при проектировании организации;

    2) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;

    3) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;

    4) управленческие;

    5) рыночные;

    6) эффективности[24].

    Добиться конкурентных преимуществ, считает М.Портер, решая одновременно как минимум три задачи:

    - повышение качества и потребительских свойств продукта;

    - снижение издержек и сохранение максимально приемлемого уровня цен;

    - ориентация своей продукции на целевые сегменты рынка, где конкуренция в силу высокой степени неоднородности рынка ослаблена[25].

    Ж.Ж.Ламбен дает следующее определение конкурентного преимущества – это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами[26]. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относится как к самому товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара.

    Указанное превосходство является относительным, определяемое по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке или в сегменте рынка. Данного самого опасного конкурента автор называет приоритетным.

    Ламбен Ж.Ж. конкурентные преимущества фирмы в зависимости от различных факторов сгруппировал в две категории, которые могут быть внутренними и внешними[27].

    Конкурентное преимущество называется внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности.

    Конкурентное преимущество является внутренним, если оно базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает ценность для изготовителя, позволяющая добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента.

    Эти два типа конкурентного преимущества часто являются несовместимыми, так как имеют разное происхождение и различную природу и при этом требуют различающихся навыков и культуры. Если на горизонтальной оси отложить цену, а на вертикальной издержки производства в процентах по сравнению с аналогичными значениями для приоритетного конкурента, то можно определить границу безубыточности, провальную зону и идеальную зону.

    Одним из наиболее действенных факторов повышения конкурентоспособности предприятия является развитие внутреннего инновационного предпринимательства.

    Существуют два принципиальных подхода к повышению уровня конкурентоспособности фирмы:

    1) ликвидация имеющихся изъянов в структуре организации, препятствующих повышению конкурентоспособности персонала. В кадровой работе этот подход, как правило, находит свою практическую реализацию в реорганизации, связанной с устранением структурных подразделений и работников;

    2) поиск уникальных черт фирм, создающих притягательный для потребителей образ фирмы. Как показывает опыт, этот подход более продуктивен[28].

    Повышение уровня конкурентоспособности предприятия в решающей степени зависит от его интеллектуального и информационного потенциала, ценность которого экспоненциально растет в зависимости от масштаба инвестиций в него и приобретенного персоналом опыта. Интеллектуальное лидерство фирмы в какой-нибудь области притягивает талантливых людей, что позволяет рассчитывать на создание уникального сочетания профессиональных способностей, составляющих ядро кадрового потенциала высоконкурентных фирм.

    Совокупные способности работников предприятия, которые необходимы для того, чтобы выбирать, выполнять и координировать действия, обеспечивающие фирме стратегические преимущества на рынках товаров, услуг и знаний, образуют ядро кадрового потенциала. Эти преимущества основываются на том, что конкуренты оказываются неспособными производить аналогичные по качеству продукты и услуги или запаздывают с их модернизацией. Благодаря этому фирма получает монопольное положение на том или ином сегменте рынка. Речь идет не о тех характерных для организации способностях, которые обеспечивают устойчивый рост прибыли (способности к нововведениям, созданию и поддержанию внутренних и внешних связей, формированию привлекательного имиджа фирмы, контролю над стратегически важными ресурсами), эти способности очевидны и уязвимы с течением времени для конкурентов.

    Заключение


    Подводя итоги, хочется отметить, что проблема конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер и от того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны и  предприятия.

    Предприятия, работающие как на внешнем, так и на внутреннем рынках, стоят перед необходимостью достижения конкурентоспособности в высокодинамичной и комплексной глобальной среде предпринимательства.

    Международная конкурентоспособность той или иной страны часто рассматривается как результат агрегирования международной конкурентоспособности ее экспортирующих компаний. Считается, что страна является конкурентоспособной на международном уровне, если выполнено одно (или более) из следующих условий:

    а) фирмы-экспортеры способны сохранять или увеличивать свои доли на зарубежных рынках;

    b) на товары с высокой добавленной стоимостью или на высокотехнологичную продукцию приходится относительно высокая доля совокупного экспорта.

    Конкурентоспособность – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

    Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

    Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации.

    Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.

    Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей – тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары. Поэтому конкурентоспособность (то есть возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность – понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.

    Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценки конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.

            




    Список литературы


    1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 235 с.

    2. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: Новости,2000.

    3. Альперин Л. Что нужно для успешной конкуренции с зарубежными фирмами. "Стандарты и качество". №2, 1991 г. с 12-16

    4. Апишев А.А., Гапоненко А.В. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий: Монография / Кубан. гос. тех-нол. ун-т: Изд. Куб ГТУ, 2003. - 128 с.

    5. Ахматова М., Попов Е.Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг, № 4. – 2003. – с.18-21

    6. Ахтямов Т.Ш., Шкадрун В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – № 4. – С.44 –53.

    7. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций – М.: ИНФА – М, 2002. – 219 с.

    8. Белоус О.П., Панченко Е.Г. Менеджмент: конкурентоспособность и эффективность. К., "Знание Украины",1992 г., 40с.       

    9. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: Тандем, ЭКМОС, 2001. – 456 с.

    10. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. – Мн.:2002. – 208 с.

    11. Гармашов В.С. Стратегия обеспечения конкурентоспособности фирмы: Диссертация в виде науч. докл. на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.06. -СПб., 2001. -32 с.

    12. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. - 540 c.

    13. Горев В.П. Факторы формирования конкурентного преимущества на макро- и микроуровне. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. - 164 с.Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. – 2000. – 458 с.

    14. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. - 207 с.

    15. Ганс А  и др. Конкурентоспособность глобальных предприятий \\ Проблемы теории и практики управления.- 1995.-№3-с.96-104

    16. Герхард Шварц "Мягкие составляющие конкурентоспособности".\\Проблемы теории и практики управления 1995.- №4.- с. 96-100

    17. Дашков Л. П. , Памбухчиянц В. К.  Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов Изд. 3-е, перераб., доп. М: Маркетинг 2001.- 596 с.

    18. Дементьева А. Конкурентоспособность международных компаний // Маркетинг. № 3 - 2000. - с. 64.

    19. Дородников В.Н. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие.- Нск: НГАЭиХ. - 2002. - 78 с.

    20. Дмитрук Е.Ф. Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ фирмы с учетом внешней и внутренней среды // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, №2. -2002. – с. 15-20

    21. Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг \\ Рос. экон. журнал.- 1995.- №12. - с. 50-56

    22. Завьялов П.Г. Конкуренция неотъемлемое свойство развитого рынка // Маркетинг. – 1997. – №5. – С. 40 – 45.

    23. Игольников Г., Патрушева Е. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства\\Рос. экон. журнал, -1995.№11,с.108-112

    24. Катков В.В. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. Пособие / Под ред. А.К. Казанцева. – СПб.: СПбГИЭУ, 2000. – 150с

    25. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: - Спб, 2000. – 284 с.

    26. Корбанколева И. Решающий фактор - конкурентоспособность предприятия, МТС, 1996 г., №10

    27. Королев С. В. Издержки производства в системе конкурентоспособности компании: зарубежный опыт и российская практика // Внешнеэкономический бюллетень N 6, 2003, с. 55.

    28. Кротков А. М., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки //Маркетинг в России и за рубежом.-2001.-№6.

    29. Кулагина Н.А. Способы оценки конкурентоспособности продукции (работы услуги) как фактор роста эффективности производства. Проблемы статистики и рыночных отношений. М., 1992 г. с, 50-57

    30. Львов Н.А. Маркетинг - ключ к решению проблемы "Конкурентоспособность", Стандарты и качество, 1990 г., №9, с 21-25.

    31. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт, 2001. – 221с.

    32. Манько А. В.  Коммерция: Учебно-методическое пособие: Финансы и статистика 2002.- 256 с.

    33. Маштабет В. и др. Пути повышения конкурентоспособности экспортной продукции. К., "Наукова думка" ,  1988

    34. Международные экономические отношения. Под ред. Ливенцева Н.Н. М., МГИМО (У), "Российская политическая энциклопедия ", 2001, с. 250.

    35. Мильгром Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий// Маркетинг в России и за рубежом. – 1999.  – 224 с.

    36. Мильберг Б.Е., Определение потребностей покупателей и достижение конкурентных преимуществ (взгляд из региона) // «Маркетинг в России и за рубежом», № 6. – 2003. – с.45-48

    37. Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур // М.: Риск, 1999. – 451 с.

    38. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 2003. – 342 с.

    39. Никишкин В.В., Широченская И.П.Лояльность покупателей и ее формирование в розничной торговле // Маркетинг и маркетинговые исследования, № 3. – 2004. – с.18-24

    40. Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И., Гренков В.Ю. Маркетинг. М., Юристъ, 2000, с. 109

    41. Ожегов Г.И. Толковый словарь русского языка

    42. Окрепилов В.В. Управление качеством и конкурентоспособность Учебное пособие. – СПб: Издательство СПБУЭиФ 1997. – 259с.

    43. Печенкин А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг, №2. - 2000. - с. 23.

    44. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Ред. В.И. Щетинина. М.: Межд. отн., 1993.

    45. Проблемы конкурентоспособности экономики России. Материалы круглого стола // Маркетинг. – 1997. – №1. – С.98.

    46. Рахимова Г.С. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.01. -Казань, 2003. -20с.

    47. Самодуров Д.А. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 05.13.10. -СПб., 2000. -17 с.

    48. Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность: Монография. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002. - 104 с.

    49. Сенчагов В.К., Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России. // "Бизнес и банки " N 43, 2003.

    50. Фатхутдинов Р.А.. Управление конкурентоспособность организации. М.: Эксмо, 2005.-544с.

    51. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.

    52. Целикова Л. В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки/Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, № 2. - 2000. - с.57-67.

    53. Щиборщ К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния отрасли и /или региона/ //Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – № 5.– С.68-76.

    54. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”; Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС”, 2000.- 457 с.

       



    [1] Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг \\ Рос. экон. журнал.- 2005.- №12. - с. 50

    [2] Кротков А. М., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки //Маркетинг в России и за рубежом.-2007.-№6.

    [3] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

    [4] Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: Новости,2008

    [5] Ожегов Г.И. Толковый словарь русского языка

    [6] Кныш М.И. Конкурентные стратегии: - Спб, 2005. –с.28-29

    [7] Фатхутдинов Р.А.. Управление конкурентоспособность организации. М.: Эксмо, 2005.-с.12

    [8] Игольников Г., Патрушева Е. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства\\Рос. экон. журнал, -2005.№11,с.108-109

    [9] Ттам же.-с.109

    [10] Там же.-с.110

    [11] Сенчагов В.К., Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России. // "Бизнес и банки " N 43, 2007

    [12] Фатхутдинов Р.А.. Управление конкурентоспособность организации. М.: Эксмо, 2005.-с.46-47

    [13] Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2007. –с.104

    [14] Проблемы конкурентоспособности экономики России. Материалы круглого стола // Маркетинг. – 2007. – №1. – С.98

    [15] Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Ред. В.И. Щетинина. М.: Межд. отн., 1993

    [16] Кротков А. М., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки //Маркетинг в России и за рубежом.-2006.-№6

    [17] Ахматова М., Попов Е.Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг, № 4. – 2005. – с.18

    [18] Альперин Л. Что нужно для успешной конкуренции с зарубежными фирмами. "Стандарты и качество". №2, 2006.- с 12

    [19] Там же.-с.14

    [20] Ганс А  и др. Конкурентоспособность глобальных предприятий \\ Проблемы теории и практики управления.- 2005.-№3-с.96

    [21] Дмитрук Е.Ф. Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ фирмы с учетом внешней и внутренней среды // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, №2. -2007. – с. 15

    [22] Дементьева А. Конкурентоспособность международных компаний // Маркетинг. № 3 - 2006. - с. 64

    [23] Окрепилов В.В. Управление качеством и конкурентоспособность Учебное пособие. – СПб: Издательство СПБУЭиФ 2007. –с.105

    [24] Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Ред. В.И. Щетинина. М.: Межд. отн., 1993.-с.106

    [25] Там же.-с.174

    [26] Проблемы конкурентоспособности экономики России. Материалы круглого стола // Маркетинг. – 2007. – №1. – С.98

    [27] Проблемы конкурентоспособности экономики России. Материалы круглого стола // Маркетинг. – 2007. – №1. – С.98

    [28] Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность: Монография. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006. —с.35-36

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Достижение конкурентных преимуществ фирмы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.