Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Досуговая деятельность как способ профилактики девиантного поведения воспитанников детского дома

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Досуговая деятельность как способ профилактики девиантного поведения воспитанников детского дома
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:30:48
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ПЛАН


    1. Девиантное поведение в подростковом возрасте

    1.2. Воспитанники детского дома как объект психологосоциальной работы

    3. Детский дом как институт социализации подростков

    4. Формы и виды досуговой деятельности в условиях детского дома 

    как способ профилактики девиантного поведения

    Источники


     

    1.1. Девиантное поведение в подростковом возрасте


    Именно подростковый период играет чуть ли не самую важную роль  в становлении личности, поскольку именно тогда на основе предшествующих генетических стадий складываются основные свойства личности, особенности и некоторые ценности. Формируется более или менее устойчивая самооценка, которая в дальнейшем в качестве одного из основных внутренних компонентов регуляции личностью своего поведения и деятельности будет определять степень самостоятельности, независимости этой личности в самых разнообразных и сложных ситуациях взаимоотношений с людьми[1].

    Рассматривая личность подростка, надо обратиться, прежде всего, к ядру этой личности, которое связано с таким важнейшим психическим качеством как духовность. Потому что это высшее проявление сущности человека.

    Стержнем, ядром в структуре личности является сформированная в ней ценностно-нормативная система, направленность личности, ее отношение к социально-значимым объектам и явлениям. Ценность – это личностная значимость того или иного явления, предмета, стороны действительности.

    Определение ценностного аспекта сознания как ценностно-нормативного находит свое отражение в трудах разных ученых, по сути отождествляющих нормы и ценности или отмечающих их значительное сходство. Это сходство состоит в том, что и ценностные представления, и нормы поведения не только выступают в качестве ориентиров или регуляторов поведения, но и являются средством, обеспечивающим самоутверждение личности.

    Более обоснованной представляется точка зрения об инструментальной роли социальных норм по отношению к принятым в обществе ценностям и нормам. Ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, тогда как нормы тяготеют преимущественно к средствам и способам ее осуществления. Система ценностей строится по принципу иерархии: человек может варьировать порядок реализации ценностей, жертвовать одними ценностями ради других, более значимых для него. Система норм основывается на внутренней монолитности: человек следует ей всецело о полностью, принимая все ее элементы, в результате чего нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная. В формировании личностно-мотивационной структуры деятельности ценности как целевые ориентиры определяют верхнюю границу уровня социальных притязаний личности, в то время как нормы – его средний «оптимум».

    В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком[2]. В то же время он ещё далеко не во всём отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительные обязанности, которые подросток получает в школе и дома. В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать часто тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующихся популярностью взрослым женщинам.

    С точки зрения Е.П. Белинской, И.В Куликовой, отрочество – это возраст реальной маргинальности, возраст поисков идентичности, основанной не на актуальном положении подростка в обществе, но на его будущем, еще не подтвержденном реальными достижениями, положении в социуме. Иными словами, это возраст создания идентичности, отнесенной в будущее (перспективной идентичности).

    Но не всегда авторитетом для подростка становятся «правильные» люди. Часто кумирами становятся криминальные личности, в которых дети видят опасность, мужественность, харизму…. В качестве примера можно привести распространенное подражание подростков героям блатных песен. Дезадаптированные подростки характеризуются отклонениями в нравственном, морально-волевом, а также, в ряде случаев, и физическом развитии. Воспитание и перевоспитание дезадаптированных детей - это длительный педагогический процесс, характеризующийся непрерывностью, систематичностью воздействия воспитательных средств в различных сферах деятельности подростков.

    Зачастую в следствие такого подражание страдает не только психика подростка, но и физическое состояние. Действительно, алкоголь, курение и наркотики еще никого не сделали крепче. Кроме того, состояние здоровья - не только результат длительного неблагополучного воздействия социально- экономических и экологических факторов, но и ряда педагогических факторов, таких как: стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки); ранее начало дошкольного систематического обучения; технологии индивидуально-мотивированной оздоровительной деятельности трудных подростков в клубах по месту жительства и проверка её эффективности.

    Несоответствие программ и технологии обучения функциональным и возрастным особенностям детей, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса тоже не приводит ни к чему хорошему[3]. Недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; провалы в существующей системе физического воспитания и частичное разрушение служб школьного врачебного контроля не способствуют укреплению здоровья.

    Сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни, увеличение физической и познавательной активности, овладение основами физической и спортивной культуры, рекреативно-оздоровительное времяпрепровождение подростков в их свободное время являются сегодня задачами государственной важности для всех социальных институтов.

    Характеристика трудных подростков.

    Социологические критерии «трудности» подростка на сегодняшний день не достаточно глубоко исследованы, что неизбежно приводит к путанице в определениях.  Между тем, именно понятие «трудных подростков» вызывает наибольший интерес, так как объединяет такие социологические категории, как «девиантный» (со знаком минус), «делинквентный подросток» и в силу этого часто используется в психологической и социологической литературе.

    Основными критериями трудности подростка, на взгляд автора работы, являются особенности его поведения, не находящие поддержки и одобрения в обществе:

    - склонность к правонарушениям и преступлениям;

    - конфликтность;

    - ярко выраженная агрессия по отношению к окружающим;

    - демонстрация приверженности к ценностям противоправных; преступных неформальных групп – одежда, сленг, поступки, суждения;

    - отказ от исполнения социальных норм;

    - показное неисполнение/нарушение социальных норм;

    - «уличность», как результат интернализации и трансляции тинэйджером норм подростковой уличной субкультуры.



    1.2. Воспитанники детского дома как объект психологосоциальной работы


    Теоретические основы проблемы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуются изменения, которые приводят к совершенствованию всех подсистем образования, в том числе системы работы с детьми-сиротами. В условиях финансово-экономического, политического и социального кризиса данное звено образовательной отрасли оказалось самым незащищенным, что требует активизации вопроса о сохранении, выживании и обеспечении жизнедеятельности учреждений, организующих образование детей, оставшихся без попечения родителей.

    Сегодня нет единого взгляда на образование детей-сирот. Согласно российскому законодательству к числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель[4]. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях.

    Исследования показывают, что общее физическое, психическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, живущих в семьях[5]. Темп психического развития воспитанников детских домов и школ-интернатов замедлен, развитие имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей наблюдается более низкий уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля и т.п. Помимо задержки интеллектуального развития у детей-сирот формируются сложные нарушения в эмоциональной сфере – затруднение в общении, эмоциональное оскудение, быстрая утрата побудительных мотивов к какой-либо деятельности, апатия, понижение активности или наоборот – гиперактивность, за которой следуют собой уход в криминальный мир, вызывающее поведение в обществе, стремление любой ценой привлечь к себе внимание. В условиях детдома такие нарушения возникают и у совершенно здоровых детей, а у воспитанников с патологиями они только осложняются.

    Многие дети, поступающие в детские дома и школы-интернаты, прошли через сложные жизненные ситуации, испытали на себе жестокое обращение взрослых, сексуальное насилие, алкоголизм и наркоманию и др. Ситуация развития для ребенка, имеющего опыт проживаний в семье, усиливается психотравмирующими факторами: изъятием ребенка из семьи, помещением его в разного рода учреждения (приют, детский дом и т.п.). Результатом переживания таких травмирующих ситуаций является утрата у ребенка чувства защищенности. Помещение ребенка в детский дом, обеспечение его необходимой социально-психологической и педагогической помощью, приемлемыми условиями жизни рассматривается как социальная защита, условие формирования доверия и чувства защищенности.

    Вступая в самостоятельную жизнь, дети данной категории сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом, организации свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими[6]. Особую категорию риска составляют выпускники коррекционных образовательных учреждений. Они не готовы к самостоятельной жизни в силу особенностей развития, а руководители учреждений не могут продлить их срок пребывания для завершения подготовки. Принятая в России законодательная база по социальной защите выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, гарантирует права выпускников практически во всех жизненно важных сферах, предоставляет дополнительные льготы, посильно обеспечивает равные стартовые возможности выпускникам этой категории.

    Поведение выпускников в постинтернатный период, их жизненная позиция во многом является результатом условий жизнедеятельности и воспитания в детском доме, школе-интернате, приемной семье, качества социально-психологической реабилитации и коррекции. В течение последних нескольких лет в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, много внимания в воспитательной работе уделялось изучению прав, дополнительных гарантий и умению их защищать. Здоровье многих детей-сирот не позволяет им быть призванными на военную службу. В то же время за период службы оттягивается наступление самостоятельной жизни, забывается многое из того, чему их учили. Для этой категории выпускников желательна альтернативная служба.

    На практике имеются учреждения и формы организации работы, которые после выхода ребенка в самостоятельную жизнь из учреждения интернатного типа могут играть роль посредника в адаптации, обеспечивая его социальную защищенность. Главными условиями, обеспечивающими формирование социальной и психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: наличие законодательной базы, гарантирующей права и льготы выпускнику и сопровождаемой организационным и ресурсным обеспечением ее реализации; наличие условий для развития внутренней субъектной позиции – психологической готовности самого ребенка к социальной, психологической активности (выполнению своих обязанностей, не отделимых от предоставляемых ему прав, а также готовности брать на себя ответственность за сделанный выбор).

    В Российской Федерации самыми распространенными формами устройства ребенка на воспитание в семью являются: опека и попечительство, приемная семья, детская община, детские дома семейного типа, детские поселки, детский городок, детские дома квартирного типа, патронатное воспитание. Патронатная семья – это наиболее интенсивно развивающаяся форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ребенок помещается в патронатную семью на основе договора, заключаемого на основании плана по защите интересов ребенка. Патронатный воспитатель отвечает за жизнь и здоровье ребенка в период его проживания в патронатной семье. Орган опеки и попечительства несет ответственность за защиту прав и здоровья ребенка в течение всего времени нахождения ребенка в патронатной семье. Патронатный воспитатель становится сотрудником этого органа и получает соответствующее удостоверение. Устройство ребенка в семью патронатного воспитателя не влечет за собой возникновения между воспитателем и ребенком алиментных и наследственных отношений. В Республике Башкортостан принят специальный Закон, регулирующий отношения в данной сфере.

    В последние годы происходит упорядочение требований к кандидатам в приемные родители; отработана система всестороннего анализа ситуации, предшествующей к принятию ребенка в семью; особое внимание уделяется на психологическое сопровождение процесса; наблюдается подвижность критериев, которые предъявляются к претенденту на воспитание неродного ребенка. Главной характеристикой замещающих семей является вневременное, неформальное, ответственное отношение членов семьи друг к другу, погружение ребенка в обыденную сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе, другим.

    Исследования показали, что процесс формирования личности воспитанника детского дома в условиях рационально организованной его социализации должен подчиняться нескольким важным правилам: обращение к маленькому человеку, признание самоценности его личности и общественной важности результатов ее профессиональной социализации; социализация воспитанника представлена в образовательной системе детского дома как непрерывный целостный процесс, претерпевающий изменения под влиянием целенаправленных педагогических воздействий, среди которых специально создаваемые условия и неконтролируемые факторы; об эффективности социализации воспитанников детского дома можно судить по сформированности потребностно-мотивационного компонента личности, комплексу социально и профессионально важных личностных свойств и качеств, установок и ценностных ориентаций, позволяющих субъекту социализации успешно совершенствовать свой опыт в рамках дальнейшего непрерывного процесса социализации.

    В организации работы с воспитанниками детских домов, находящихся под разными формами опеки, необходимо обратить особое внимание на условия, которые определяют сущность и особенности данного процесса, вытекающие отсюда направления работы педагогов.

    Первое условие – знание и усвоение социально одобряемых норм, ценностей, социальных ролей, адекватных развитию общества. В системе ценностей воспитанников и выпускников детских домов отсутствуют некоторые ценности, принятые в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни). Среди социально одобряемых ценностей для них важны здоровье, счастливая семейная жизнь, материальное благополучие. Но в то же время эти ценности представляются им недоступными, что порождает внутренний конфликт, стресс. Второе условие – осознание своего места в социуме в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями, включая направленность на овладение профессией и получение образования. Третье условие успешной социальной адаптации подростка – формирование семейных установок, готовности к созданию собственной семьи. Четвертое условие – наличие у подростка высокой самооценки, адекватного принятия себя. Пятое условие – помощь и поддержка семьи, родителей или лиц, их замещающих, наличие у подростка эмоционально-близких отношений со значимыми людьми. Наши исследования показали, что имеется еще одно важное условие – стремление к личным достижениям в жизни, к занятию твердой, уверенной позиции в жизни и обществе. Его актуальность объясняется тем, что ребенок, попавший в вынужденные неблагоприятные условия сироты при отсутствующих родителях или при живых, подсознательно ищет выход из этого состояния, стремится к тому, чтобы его дальнейшая жизнь не была похожа на ту, которая его сопровождает.

    Стратегии работы с подростками психологов

    Как же построить работу с подростком с учетом названных особенностей? Есть несколько вариантов.

    Безоценочное принятие.

    Первым шагом является безоценочное принятие переживаний подростка. Подросток, обратившийся к психологу, переполнен противоречивыми чувствами: страхом, что его осудят или расскажут старшим о его обращении к специалисту, обидой, раздражением или растерянностью по отношению к ним, надеждой или тревогой. Поэтому на начальном этапе необходимо установить контакт с подростком, поддержать его.
    Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что психолог действительно считает ситуацию, в которой он оказался, трудной, воспринимает ее всерьез, понимает его чувства и готов ему помочь. На этом этапе желательно наиболее полно прояснить взгляд самого подростка на сложившуюся ситуацию и ни в коем случае не подвергать критике его поступки. Необходимо воздержаться от разъяснений и советов («а ты попробуй сам с ними поговорить»)[7].

    Формулирование представлений о возможном результате работы с психологом.

    У большинства подростков, даже имеющих опыт общения с психологом, представления о возможном результате консультативной работы весьма смутные. Вопрос психолога «Какую помощь ты бы хотел от меня получить?» или «Что бы ты хотел видеть в результате нашей работы?» ставит подростка в тупик.
    В то же время этот этап является краеугольным камнем консультативной работы. Он напрямую затрагивает представления подростка о том, какими он хочет видеть отношения с другими людьми и что он сам может сделать для того, чтобы изменить эти отношения в желаемом ключе. Часто сама работа с запросом позволяет помочь подростку осознать нереалистичность и противоречивость его ожиданий.
    Если подросток не может четко сформулировать, чего он ждет от занятий с психологом (а это происходит в абсолютном большинстве случаев), действуют по следующему алгоритму. Во-первых, выясняем образ желаемых отношений с людьми. Необходимо не просто выяснить идеальный образ этих отношений, но и скорректировать его, приблизить к реальности.

    Обучение способам взаимодействия.

    Когда подросток осознал свою ответственность в отношениях с другими людьми, можно переходить к изменению этих отношений. В нашей практике весьма типичной является ситуация, когда подросток говорит: «Я не знаю, как мне сказать об этом». Поэтому следующим шагом является обучение подростка конструктивным способам взаимодействия.

    Нам представляется исключительно важным переходить к этому шагу только на том этапе, когда подросток принимает свою ответственность во взаимоотношениях. В противном случае его советы приобретают характер манипуляции: психолог учит подростка, как добиться своего.

    Для обучения подростка конструктивным способам взаимодействия мы применяем технику ролевого моделирования. Работа строится следующим образом. Сначала мы просим подростка назвать ситуацию, вызывающую наибольшие затруднения в общении. В некоторых случаях такая ситуация вырисовывается на предыдущих этапах работы, иногда формулируется уже при обращении.

    Затем определяется тема беседы и ее желаемый результат (например, определение времени возвращения после прогулки). Затем психолог и подросток обсуждают типичное содержание и течение разговора подростка: какие аргументы выдвигает подросток, как реагирует старшие, чем обычно все заканчивается. За этим следует первое проигрывание, в котором подросток играет роль старшего, а психолог - роль подростка.

    Надо обратить особое внимание на то, как подросток играет роль старшего, какие аргументы выдвигает, какими словами пользуется, какое невербальное поведение демонстрирует.

    По завершении проигрывания происходит его обсуждение. Затем психолог и подросток меняются ролями, причем содержание разговора остается прежним. Задача подростка - не воспроизвести реплики психолога, а попробовать новые формы поведения, примерить их на себя, выбрать то, что ему больше подходит. Психологу же при исполнении своей роли важно постараться наиболее точно передать образ старшего таким, каким его видит подросток. Здесь стоит сделать акцент на том, легко или трудно было подростку, что мешает ему вести себя подобным образом в реальной жизни. Очень важна обратная связь от психолога. Психолог может поделиться возникающими у него чувствами и желаниями: при каких словах подростка он рассердился или обрадовался, когда он верил тому, что говорит подросток, а когда - нет.
    В зависимости от желания подростка можно повторить проигрывания с любым распределением ролей.

    Таким образом, указанные педагогические условия макро- и микро- уровня, реализация которых ведет к успешности процесса, должны стать частью педагогического процесса, нацеленного на формирование личности и подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству в патронатные семьи[8].


                          1.3. Детский дом как институт социализации подростков


    Детский дом - это государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детский дом является государственным образовательным учреждением. В нем живут и обучаются дети от 4 до 18 лет.

    Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц, из приемников-распределителей системы МВД.

    Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. «Воспитанники принимают роль в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в разных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, либо ориентированы для поступления в университеты, ПТУ, техникумы либо на работу» «Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[9].

     Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, учатся в наиближайшей общеобразовательной школе.

    Распространение получили в России детские дома домашнего типа[10]. Домашний детский дом - семья, взявшая на попечение не менее 5 и не более 10 детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Если поступающий в таковой детский дом ребенок достиг 10-летнего возраста, то его непременно спросят, желает ил он жить в данной семье. Такие семьи создаются на несколько лет по договору. Существует несколько типов домашнего детского дома: семья, взявшая одного либо несколько детей; несколько детей, проживающий с воспитателем; семья, в которой живут и свои и приемные дети и др. Главные задачи домашнего детского дома такие же как и у остальных детских домов: подготовка к самостоятельной жизни, обучение. Воспитание и т.д. За деятельностью такового детского дома наблюдают органы опеки и попечительства, на местности которого находится данный детский дом.

    Следует отметить, что обучение и воспитание сирот в особых учреждениях, к примеру, в детских домах, постоянно связано с большими сложностями. Основная из этих сложностей - это отсутствие родителей. Заменить их полноценными приемными - крупная удача для ребенка.


    1.4. Формы и виды досуговой деятельности в условиях детского дома  

    как способ профилактики девиантного поведения

     

    Дети-сироты, независимо от того, жили ли они в родительской семье либо не помнят этого, обязаны в силу возраста либо других событий, поменять место жительства. К примеру, дети из дома ребенка могут переезжать в детский дом. Ребенка могут взять опекуны, приемные родители, а позже «вернуть» обратно. Жизнь ребенка без родителей совсем отличается от жизни сверстников, родители которых заботятся о них. У ребенка в государственном учреждении нет чувства неизменного дома. «Наши респонденты и документы, находящиеся в правозащитном фонде Казани, свидетельствуют о том, что неким детям приходилось поменять до шести населенных пунктов, включая место рождения и обучение после окончания школы, четыре либо пять детских учреждений.

    Домашние связи у сирот разрушаются несколько раз:

    1) фактически домашние связи и разлучение с родственниками;

    2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение - домом, а воспитателей и детей - родственниками.

    Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь. Ильгиз (Казань): «С нами была из Чистополя воспитательница, которую я отлично помню. Она с нами была три дня, пожила, ну чтоб мы освоились, и уехала. Когда она уезжала, я схватился ей за ногу..Не отпускал. Вот это я отлично помню тоже. Меня там держали воспитатели, чтоб я отпустил её. Ну, я считаю как мама уж. После этого я её не видел»[11].

    Попадая в детские учреждения, дети полностью теряют все родственные связи. В этих условиях постоянно предъявляются требования к способности ребенка приспособиться. «Специалисты отмечают главные типы адаптации человека через приспособление к имеющимся происшествиям методом врастания в среду либо конфигурации себя (активность человека в этом случае направляется на наилучшее и все более полное приспособление к среде за счет собственных собственных резервов и личных ресурсов) и самоустранение, уход из среды, если нереально принять ценности окружения как свои и не удалось изменить и покорить окружающий мир (в этом случае у человека может пропасть чувство своей ценности или ценности того, что окружает)»[12] . В связи с «государственным» воспитанием, у детей-сирот образуются некие особенности личности, которые, в известном смысле, создают судьбу. Социальная дезадаптация, в той либо другой форме, как правило, спутник таковых детей. «Дети-сироты - проблемная группа и не лишь в психологическом плане; лишенные эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие ожесточенное обращение - это то, что можно считать частью начального капитала, провождающего стартовые позиции. В обыденных условиях, как правило, начальный адаптационный потенциал дает семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, что не постоянно можно измерить, обрисовать, а время от времени даже поймать, к примеру, психологические характеристики»[13].

    Существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов социально-психологического, объективного и субъективного характера и не постоянно способствует удачной адаптации личности. Стало уже приметой времени, когда управляющих либо воспитателей детских домов либо интернатов судят, в связи с применением физических наказаний от оскорбления словом до лишения питания, избиения, помещения в психиатрическую больницу, перевод из обыденного детского дома в коррекционный. В детских учреждениях получают травмы, в том числе от побоев воспитателей и старших детей, а также производственные. Тут, с одной стороны, болезни лечат, но с другой - не долечивают и провоцируют. Все это может повлиять на дальнейшее физическое развитие ребенка и его умственные способности. Если для раннего детства, проведенного в государственном учреждении, успешно найден термин «госпитализм», то сами выпускники характеризуют его как армия, тюрьма, каторга. Стартовые позиции детей-сирот обусловлены уровнем психического и физического здоровья, а также воспитанием и образованием, в том числе полученными в государственном учреждении. «Изучение рядом исследователей (Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых) проявлений социально-негативного поведения позволило утверждать, что фактически все воспитанники детских домов переносят на себе неблагополучные последствия пребывания и воспитания в государственных интернатных учреждениях. Учеными отмечены определенные социально-психологические особенности детей-сирот, наличие которых, обусловливает развитие девиантного поведения у детей-сирот в детском доме. К таковым особенностям относятся: деструктивная линия решения конфликтных ситуаций; трудности в построении межличностных отношений; высокий уровень личной тревожности; неадекватная самооценка; маленький уровень самоуправления и самоконтроля; завышенный уровень мотивационной агрессивности[14].

    Кадровый вопрос в сиротских учреждениях решается существенно сложнее, чем в обыденных детских садах и школах. Это касается, до этого всего, учреждений, находящихся в маленьких отдаленных населенных пунктах. Частенько в такие учреждения отправляют воспитанников с нехорошим поведением либо нехороший успеваемостью. Степень открытости воспитательного учреждения во многом описывает развитие воспитанников. Если у обыденного, свободного, ребенка есть несколько кругов общения: семья, школа (детский сад), разные кружки и спортивные секции, близкие и дальние родственники, личные друзья и друзья родителей, соседи, двор и т.д. У ребенка в детском доме кругов общения существенно меньше, и все они могут быть определены одной территорией и одними и теми же лицами. В совсем закрытых учреждениях дети полностью отгорожены от внешнего мира: живут и обучаются в одном здании на изолированной местности. Вопрос о закрытости учебного учреждения совсем близок к вопросу о способности выбора, в том числе образования и круга общения. Тюрьму в воспоминаниях уже выросших сирот как раз и создает это отсутствие выбора, когда обязан делать все как все и по расписанию.

    Исследование, проведенное Музаевой Ю.А. показало, что, не считая характера, воспитания, здоровья на адаптацию сироты влияет наличие родственников и дела, которые с ними формируются. Попадая в детские учреждения, дети полностью теряют все родственные связи. Братьев и сестер разлучают, определяют в различные учебные заведения по возрастному цензу, когда одному из них требуется коррекционное обучение, исцеление. Одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за нехорошее поведение либо учебу»[15]. Не считая откровенно ожесточенного подхода к детям-сиротам, можно констатировать психологическую неграмотность взрослых, работающих с детьми. В итоге неумения либо нежелания учесть возрастные особенности детей, дети отстают в развитии. Это, в конечном итоге, сказывается на способности занять достойное место в жизни, вести себя согласно требованиям закона и морали.

    Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами образовательного учреждения, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

    Воспитательная система - сложное психолого-социо-педагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое и управляемое. Эта система открытая: она не только успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но и, осваивая его, сама становится мощным средством социализации. Воспитательная система образовательного учреждения имеет сложную структуру, она состоит из компонентов, скрепленных системными связями. Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении, отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

    Там, где дезадаптация вызвана, скорее, психологическими причинами, это сделать можно и необходимо. Детские учреждения укомплектованы социальными педагогами, педагогами-психологами, грамотными учителями. Со многими детскими домами поддерживают связь небедные производства и просто добрые люди.

    Обобщая, можно сказать, что социально-психологическими причинами неблагоприятного развития являются:

    - неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, в особенности в домах ребёнка и дошкольных детских домах;

    - в непостоянстве, нередкой сменяемости взрослых, воспитывающих детей;

    - в недостаточной работе по формированию игры, в особенности в дошкольных детских домах;

    - в бедности непосредственно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной сужености окружающей среды;

    - в недостаточно психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателей детских домов, для ребё и интересов, их безучастном отношении к детям;

    В недостатках программ воспитателя и обучение, по не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;

    в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу и обучение их по одним программам.

    В качестве главных подходов, влияющих на адаптацию воспитанников в детском доме и позволяющих избегать дезадаптации, можно предложить следующие[16]:

    - общественная гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;

    - понимание детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается в защите, воспитании, обучении и имеет право на материальное обеспечение. Просто потому, что он еще маленький, остался без родителей и его защищает закон;

    - установка на помощь детям в «трудной жизненной ситуации»;

    - четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном; по данному вопросу исписаны тома; знание новообразований, ведущей деятельности, возрастных задач, обычных поведенческих проявлений детей различного возраста нужно для правильного воспитания;

    - понимание того, что «общение со взрослым - нужное условие психического и личного развития ребенка»[17];

    - выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;

    - целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на базе духовных и социальных ценностей;

    - своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку.

    Как отмечено выше, невозможность приспособления к имеющейся среде, может вызвать реакцию избегания, вплоть до самоубийства. Детей-сирот можно отнести к группе риска дезадаптации, девиации[18]. «Согласно данным, опубликованным в печати, из 15000 выпускников детских государственных учреждений (детей-сирот) в течение года 500 попадают на скамью подсудимых, 3000 стают бомжами, 1500 кончают с собой»[19]. Дети выходят из детского дома фактически в неизвестность. И хоть правительство гарантирует им и жилье и прописку, многие из сирот реально этого получить не могут. Тут и собственное поведение, и желание нечистых на руку людей поправить свои жилищные дела за счет сирот. Для неких окончить учебу - это начать скитаться. «Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из обстоятельств  адаптации юных людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Не считая этого, большая часть сирот сталкиваются с неувязками трудоустройства, получения жилья, создания семьи»[20]. Еще одной серьезной неувязкой является неувязка получения образования. Если городской ребенок, воспитывающийся в семье, почаще всего получает полноценное школьное образование, то в детских домах, где предусмотрено обучение, постоянно трудности с персоналом, с учителями. Частенько дети длительно не изучают какие-нибудь предметы, потому что некому учить. Выпускники школ-интернатов ограничены как в свободе выбора учебного заведения, так и в способности поступления, несмотря на имеющиеся льготы. Поступить в высшие учебные заведения, в особенности на престижные специальности, сиротам фактически нереально. Сирот неохотно берут даже в ПТУ, не говоря уже о университетах. Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии - невостребованные. В большинстве случаев ограничения с получением специальности и работы соединены с жилищной неувязкой. Закон предписывает выпускнику государственного учреждения возвращаться по месту рождения, с которым время от времени связан лишь сам факт рождения (даже подкидышей - по месту нахождения роддома). совсем редкие случаи, когда юный человек получает прописку, неизменное жилье и возможность обучаться либо работать, когда дети и родители соглашаются жить совместно по возвращении ребенка из детского учреждения и ведут более либо менее сносное существование. Сироты, которые не имеют сведений о собственных родных, оставленные в раннем детстве, а также подкидыши, при окончании школы, в подавляющем большинстве случаев, могут выбрать лишь те учебные заведения, а потом лишь то место работы, где предоставляют жилье[21]. Данные, опубликованные И.Ф.Дементьевой показывают, как таковая несвобода выбора серьезна для выпускников детского дома: «Вот как изменялось отношение в различных группах сирот (детдомовцы и выпускники) к обретению профессии, подходящей им. Воспитание в интернате возводит эту ценность в ранг приоритетной (2-е место), а настоящая жизнь корректирует её значимость в системе ценностей (у выпускников количество таковых ответов практически вдвое ниже). Если у сирот служение людям, обществу - ценность более важная, чем личное счастье, то у выпускников и в особенности у школьников семья, супружеская любовь, дети оцениваются выше и занимают на шкале ценностей 2-е место»[22]. После получения профессии жилищная неувязка приобретает новое качество: нужна работа, где непременно обеспечат прописку. Но сейчас многие организации не имеют общежитий. Сироты остаются без прописки, а центр занятости с таковыми людьми не работает. Рано либо поздно сироты оседают в различных общежитиях, в том числе и там, где они жить не обязаны. Жилищные трудности не удается решить не лишь юным людям, но пенсионерам. Посреди сирот много бомжей, так же как и людей, совершивших противоправные деяния. После пребывания в местах лишения свободы трудности адаптации еще более осложняются[23].

    Жилищная неувязка накладывает отпечаток, а время от времени и описывает весь процесс социализации детей-сирот. Большая часть из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 14-18 лет. Проходят все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебных органы, администрацию города либо районо. В разные структуры социальной защиты, комиссию по жилищным вопросам. В неких вариантах проходят через трибунал, вымогательство. А также получают нехороший жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, дебоширство, воровство, проституция, болезни[24].

    До окончания школы дети-сироты находятся в одном пространстве - детском учреждении, разной степени открытости и представляют собой определенную группу детей, подростков, связанных территориальным единством. Дети каждой группы (детского учреждения) живут в одинаковых условиях, получают однообразное воспитание и образование, имеют один социальный статус - воспитанники. Сироты, по крайней мере, одного учебного заведения, тяготеют друг к другу и при окончании школы. Причина того, что дети объединены в группировку «воспитанники детского дома», заключается в опеке страны и в отсутствии родительской заботы. Коллективное единство - детское учреждение. После интерната некое время привычка создает иллюзию, что юные люди вообще не могут жить друг без друга. Новый коллектив, фактически, как и общество вне детского учреждения - чужие. «Также будет верным и то, что юные люди из числа детей-сирот часто ощущают себя в новой ситуации, в новой группе чужаками. На этапе сближения с новыми группами выпускником государственных учреждений приходится включать свои адаптивные способности. Если адаптация проходит удачно, то чужак становится своим, «вписывается» в группу» [25].

    Для того, чтобы ребенок лучше адаптировался в обществе, учебным планом запланированы различные мероприятия, направленные на улучшение общения учеников.

    Обновление воспитательно-педагогической деятельности детского дома в условиях модернизации образования осуществляется с целью: 

    - формирование личности, способной строить свою жизнь,

    - достойную человека на основе её максимального развития, что

    - обеспечит решение проблемы социализации воспитанников.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Создать условия для социально-психологической реабилитации, трудовой адаптации личности, её самоопределения и самосовершенствования.

    2.  Формировать эффективные результативные мотивы обучения.

    3.  Формировать здоровую личность, т.е. сохранять физическое, психическое, духовно-нравственные и интеллектуальное здоровье.

    Деятельность детского дома ведется по следующим направлениям:

    1.  Познавательная

    Цель – обогащение представления об окружающей действительности, формирование потребности в образовании, способствование интеллектуальному развитию.

    Задачи:

    1) развивать познавательную активность;

    2) обогащать представления об окружающем мире;

    3) развивать навыки самообразования.

    2.   Общественная деятельность

    Цель – содействие социализации воспитанников, включение их в сопереживание проблемам общества, приобщение к активному преобразованию действительности.

    Задачи:

    1) формировать гражданское самосознание воспитанников;

    2) пополнять знания воспитанников об общечеловеческих ценностях;

    3) развивать сознательное отношение к правам  и обязанностям.

    3.  Ценностно-ориентировочная

    Цель  - рациональное осмысление общечеловеческих и социальных  ценностей мира, культура мира, свое «я», развитие рефлексии.

    Задачи:

    1) формировать нравственные качества личности;

    2) обогащать запас знаний о социуме (правила поведения, этика общения);

    3) формировать навыки самоанализа, потребность саморазвития  личности    воспитанника.

    4. Художественная (эстетическая)

    Цель  - реализация индивидуальных задач  и способностей.

    Задачи:

    1) формировать понятие прекрасного и потребности в нем;

    2) развивать умение видеть прекрасное в окружающем;

    3) Развивать чувственное мироощущение.

    5.  Спортивно-оздоровительная

    Цель   - формирование привычки к здоровому образу жизни.

    Задачи:

    1) формировать понятие о физической красоте  человеческого тела;

    2) развивать силу, выносливость и пластичность;

    3) создавать безопасные условия для занятий спортом.

    6. Свободное общение   (досуговое)

    Цель – Обогащение досуга воспитанников, общение друг с другом.

    Задачи:

    1. Развивать коммуникативные способности  воспитанников.

    2. Развивать культуру общения.

    3. Активизировать работу по вовлечению воспитанников в кружки, секции, клубы по интересам,  имеющим досуговую направленность.

    7. Трудовая

    Цель:  подготовка воспитанников к профессиональному самоопределению и осознанному выбору профессии, формирование трудовых навыков, развитию способностей ребенка.

    Задачи:

    1) осваивать социально-трудовые роли;

    2) развивать у воспитанников волевые качества, чувство долга и ответственности;

    3) воспитывать уважение к членам коллектива, бережное отношение к  результатам труда;

    4) формировать умения и навыки самообслуживания.

     8. Реабилитационная

    Работа с детьми группы риска

    Цель – коррекция аддиктивного поведения детей группы риска.

    Задачи:

    1) воспитательная:

    формировать позитивные и нравственные ценности, определяющие выбор здорового образа жизни;

    2) учебная:

    формировать устойчивую учебную мотивацию;

    3) психологическая:

    формировать стрессоустойчивые установки;

    4) лечебно-профилактическая:

    медицинское сопровождение детей группы риска;

    5) защищать и охранять права ребенка.

    В таблице 1 представлены примеры мероприятий досугового плана (календарный план на год).

    Таблица 1. - План досугового общения.


       №

                         Вид деятельности

      Сроки

     Ответственные

    СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ   (ДОСУГОВОЕ)

    Цель – Обогащение досуга воспитанников, общение друг с другом.

    Задачи:

    1. Развивать коммуникативные способности воспитанников.

    2. Развивать культуру общения.

    3. Активизировать работу по вовлечению воспитанников в кружки, секции, клубы по интересам,  имеющим досуговую направленность.

     1.

    Участие в праздниках областного, городского, внутридомового уровней.

    В течение

    года

    по плану работы д\дома (раздел 1 «Познавательная деятельность»

    плану областных и

    городских мероприятий )

     2.

    Посещение ДК, ЦДТ, библиотек, выставок, музеев, Ботанического сада.

    В течение

    года

    в соответствии с планом работы д\дома по договорам с организациями:

    (воспитатели   групп)

     3.

    Организация и участие в вечерах отдыха, встречах друзей с ветеранами войны и труда.

    В течение

    года

    по плану работы

    детского дома;

    Воспитатели  групп

     4.

    Поездки (Центральный рудник, детские дома региона, участие в областных конкурсах, фестивалях и др. мероприятиях.), база отдыха.


    В течение

    года

    по договоренности с д\домами и заинтересованными организациями, а также при наличии средств транспорта

     5.

    Прогулки

    В течение

    года

    по плану группы



     6.

    Организовать летний отдых.

    июнь-

    август

    при наличии средств

    .

     7.

    Совершенствовать материально-техническую базу для организации досуговой деятельности, привлекая внебюджетные средства

    (покупка магнитофонов, телевизоров, караоке, других технических средств, призы канцелярские товары, промышленные товары для организации комфортной обстановки в помещениях детского дома).

    в течение

       года




    В Приложении 1 представлен план мероприятий по развитию других сфер деятельности воспитанника детского дома.

    Очень много фактов говорят о том, что неуспешная адаптация связана как с жизненными установками самого сироты, так и с отношением к нему со стороны общества. Отношение таково, что сам факт воспитания в государственном учреждении является препятствием в жизни.

    Нельзя будет не сказать о фактах, когда детский дом дает ресурсы для удачной адаптации воспитанников. К примеру, дети, которые попали из неблагополучных семей в городской детский дом, смогли получить образование лучше, чем в деревенской школе. При современной рыночной экономике детские дома стали, как могут и могут готовить детей к жизни.

    Собственные производства в учреждениях для детей-сирот как метод приготовить ребенка к рыночным отношениям - такую идею выдвинул ряд детских домов Челябинской области. По мнению профессионалов, сейчас более 90% выпускников учреждений для детей-сирот испытывают серьезные затруднения при вступлении в самостоятельную жизнь. Чебаркульский детский дом №1 является одним из наилучших в Челябинской области. Атмосфера в нем очень приближена к домашней: есть разновозрастные семьи, где старшие заботятся о младших, да и у малышей обязанностей не мало. Навести порядок, помочь приготовить обед, вырастить сбор на своем огороде - трудятся все…Единицы выпускников схожих учреждений - раз в год в самостоятельную жизнь выходят более четырехсот воспитанников - способны зарабатывать и ценить каждый рубль. Исправить положение могли бы производственные мастерские при детских домах и интернатах. Получение первых средств за связанный свитер либо сшитое одеяло дает бесценный опыт для мальчишек и девчонок, находящихся на попечении государства»[26].

    Чувство сиротства сопровождает человека на протяжении всей жизни, как бы она не сложилась. От того, как благополучно либо неблагополучно сложилась жизнь, зависит частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной группой сирот. Все свои трудности сироты заслужено либо незаслуженно видят как итог одиночества, воспитания в детском доме либо предвзятого дела окружающих.

    Нередко сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставлять себя им[27]. Получая образование, специальность, создавая семью, рожая детей и воспитывая внуков, они продолжают именовать себя сиротами, подтверждая теорию о том, что принадлежность к группе - это судьба. Единицы получают высокий уровень образования, престижную работу.

    Большая часть получают рабочую специальность, пополняя базовый и нижний слои общества. Сейчас рабочая специальность частенько отождествляется с неполной рабочей неделей, простаиванием компаний. Многие выпускники-сироты прошли через ликвидацию компаний, утратили социальные гарантии трудящихся. При этом многие не имели и не имеют принципиальных адаптационных ресурсов: материальных и психологических. Потенциал детей-сирот на изменение, повышение либо сохранение прежнего статуса ниже, чем у других людей.

    Трудности сирот не решаются до 23 лет, как это предусмотрено законом, но эти трудности не решаются даже в старости, поэтому задача детского дома занять ребенка, привить ему навыки жизни в обществе.


                                            Выводы по Главе 1.


    Психологи отмечают главные типы адаптации человека через приспособление к имеющимся происшествиям методом врастания в среду либо самоустранение.

    Дети-сироты в детском доме, по определению, лишены адаптационного потенциала семьи.

    Стартовые позиции детей-сирот в жизни обусловлены уровнем психического и физического здоровья, а также воспитанием и образованием, полученными в государственном учреждении.

    Слабые начальные позиции детей-сирот связаны как с нарушением в социальной защите и обслуживании, так и в неверных психолого-педагогических подходах.

    Кроме того, совместный досуг детей, воспитывающихся в детских домах, способствует их социальной адаптации.

    Главные задачи детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Осмысление свойства таковой подготовки может производиться в определениях адаптации-дезадаптации.


         Приложение 1.

    План досуга воспитанников детского дома.

      №

                           Вид деятельности

        Сроки

    Ответственные

    1.   Познавательная

    Цель – обогащение представления об окружающей действительности, формирование потребности в образовании, способствование интеллектуальному развитию.

    Задачи:

    1) развивать познавательную активность;

    2) обогащать представления об окружающем  мире;

    3) развивать навыки самообразования. 

     

    Сентябрь

    1.

    День знаний – «Беслан»

    Сентябрь

    Воспитатели групп

    2.

    Операция «Внимание  - дети!»


    Сентябрь

    Воспитатели групп

    3.

    «Декада безопасности детей»


    Сентябрь

    Воспитатели групп

    4.

    Экскурсия на выставку умельцев в ДК


    Сентябрь


    5.

    Подготовка к  Дню учителя.


    Сентябрь

    Воспитатели групп

    6.

    Книжная выставка "По сигналу светофора"

    Сентябрь


    7.

    Книжная выставка к 110-летию Есенина С.А.

    Сентябрь


    8.

    Воспитательские часы


    Еженедельно

    Воспитатели групп

    9.

    Участие в кинофестивале "Золушка и другие»

    Сентябрь


    10.

    Библиотечные часы

    Еженедельно


    Октябрь

       1.

    Неделя безопасности на льду.

       Октябрь


       2.



    Участие в мероприятиях, посвященных Дню учителя.




    Воспитатели групп,


       3.


    Участие в мероприятиях, посвященных Дням города.




    4.


    Книжная выставка "Золушкам Заполярья посвящается…"




    5.

    Экскурсия в Краеведческий музей.



      6.


    Воспитательские часы

    еженедельно

    Воспитатели групп

       7.

    Библиотечные часы



      8.


    Подготовка к Дню детского дома



    Ноябрь

       1.


    День детского дома.


     01.11.05



    2.


       

    Участие в городских каникулярных мероприятиях.






       3.


    Неделя памяти защитников Заполярья.





       4.


    Шоу-игра "Сто к одному",  посвященная г. Кировску




       5.



    Конкурс рисунков "Мир вокруг меня", посвященный профилактике наркомании и алкоголизма.





    6.



    Участие в акции "Я – гражданин России"




     7.



    "Осень" Творчество Андрея Петрова (к 75-летию композитора).



       8.


    Подготовка к декаде «SOS»




       9.


    Книжная выставка "Мы живем в Хибинах"




    10.


    Книжная выставка, посвященная  170-летию М. Твена.




     11.


    Воспитательские часы

    еженедельно


    12.

    Библиотечные часы

    еженедельно


    Декабрь

      1.

    Декада инвалидов

     


    2.

    Участие в декаде «SOS».




      3.


    Подготовка к новогодним мероприятиям.




    4.


    Воспитательские часы




      5.

    Книжная выставка "Понимавший язык

    джунглей" (140-летие Д.Р. Киплинга)



    6.


    Библиотечные часы


    еженедельно


      7.

    "Новогодняя елка"





    8.

    Участие в конкурсе, посвященном истории государственных символов России "Овеянные славой флаг наш и герб".

    1.12-26.12.05


    Январь

      1.



    Новогодние представления (ЦДТ,  ДК, ОАО "Апатит"


      




      2.


    Каникулярные мероприятия (по отдельному плану)




       3.


    "Рождество" (традиции православных праздников"




    4.



    Участие в ярмарке «Вот мы какие!»





       5.



    Книжная выставка к 170-летию со дня рождения Д. Лондона






       6.

    Книжная выставка к 70-летию Н. Рубцова



       7.


    Литературно-музыкальный вечер, посвященный 80-летию В. Шаинского




       8.

    Воспитательские часы

    еженедельно


       9.

    Библиотечные часы

    еженедельно


    Февраль

      1.


    Месячник "Осторожно лавины"





       2.


    Участие в конкурсе рисунков "Я живу на планете Земля"




     3.




    Участие в мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества (совместно с Советом ветеранов ВОВ) "Буду в армии служить"






       4.



    Литературный утреник "Любимица мальчишек и девчонок (к 100-летию А. Барто).



      5.

    "День святого Валентина"



    Воспитатели

     групп

     6.


    Подготовка к Международному женскому Дню – 8 Марта.




     7.


    Подготовка к Масленице





       8.

     

    Воспитательские часы


    еженедельно


    9.

    Библиотечные часы

    еженедельно


    Март

       1.


    Участие в качестве зрителей в конкурсе «Мисс Хибины».




       2.


    Выставка книг, посвященных знаменитым женщинам.




     3.

    Конкурс праздничных газет, посвященных Дню 8 Марта.




     4.

    Праздник   8  Марта.






     5.

    Книжная выставка "Сказки братьев Гримм".




     6.

    Участие в конкурсе «Аленький цветочек».






     7.

    Масленица




     8.

    Неделя пожарной безопасности



     9.

    Городское соревнование "Безопасное колесо"

    еженедельно


    10.

    Воспитательские часы


    еженедельно


    11.

    Библиотечные часы

    еженедельно


    Апрель

     1.

     

    «День смеха»





    2.



    Участие в городском конкурсе «До-ми-соль-ка» для воспитанников ДОУ (дошкольная группа).





    3.



    Литературная гостиная "Весна" (творчество

    И.С. Баха 1685-1750 г.г.)





     4.

    Подготовка к празднику "День Победы"




    5.


    Книжная выставка "Коварные разрушители здоровья"




    6.

    Неделя безопасности дорожного

    движения




    7.

    Неделя пожарной безопасности



     8.

    Воспитательские часы

    еженедельно


      9.

    Библиотечные часы

    еженедельно


    10.

    Юные умельцы 2006



    Май

    1.

     

    Уроки мужества



    Воспитатели групп

    2.



    Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы (шествие, возложение венков).



      3.


    Участие в фестивале "Давным-давно была война"



    4.

    Праздник Победы"



    5.



    Подготовка к празднику "День защиты детей"



    6.

    Книжная выставка "Наши защитники"



    июнь

      1.


    «День защиты детей» (по отдельному плану).




       2.


    Литературная гостиная "Лето" творчество Л.В. Бетховена (1770-1827 г.г.)



     3.



    Праздник выпускников



    4.

    Групповые мероприятия



    Воспитатели групп

     №

                 Вид деятельности

       Сроки

    Ответственные

     

    2. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Цель – содействие социализации воспитанников, включение их в сопереживание проблемам общества, приобщение к активному преобразованию действительности.

    Задачи:

    1) формировать гражданское самосознание воспитанников;

    2) пополнять знания воспитанников об общечеловеческих ценностях;

    3) развивать сознательное отношение к правам и обязанностям.

    Сентябрь

      1.

    Организованное собрание детсовета

     


      2.


       3.

      

    (Работа по отдельному плану).

    Выборы актива групп.

    Встреча с представителями КДН и ЗП,  ПДН.






    4.

      

    Индивидуальная консультация социального педагога.




    5.

    Подготовка к игре "НЭП"



    6.

    Создание музея детского дома


    В течение

    года


    Октябрь

    1.


    «Что такое общественное поручение?»


     


    Воспитатели групп

       2.


     

    Подготовка ко Дню рождения детского дома.





    3.


    «Правила общежития» (Устав д\дома. правила поведения воспитанников).



    Воспитатели групп

       4.


    Диспут «Что такое вежливость?».




    Воспитатели

    групп

    Ноябрь

       1.


    Неделя памяти защитников Заполярья.




    2.


    Диспут «Что такое толерантность?»




       3.


    Собрание по итогам 1 четверти.




       4.

    Подготовка к декаде «SOS».



     5.

    Второй этап игры "НЭП"



    Декабрь

     1.


    Участие в декаде «SOS» (по отдельному плану).

     


       2.


    Круглый стол «Конституция РФ – основной закон».



       3.


    Экскурсия в музей М.М. Кирова



    Январь

    1.


    Собрание по итогам 1 полугодия.





       2.


    Третий этап игры "НЭП"




     3.


    Посещение Выставочного зала в ДК ОАО "Апатит"



    Февраль

      1.

    Встреча с ветеранами ВОВ.

     


     2.

      


    Диспут  «Служба в армии – священный долг».

    (Встреча с работниками военкомата).



    Март

     1.


    Круглый стол «Женщина – хранительница семейного очага.



     2.

    Собрание «Итоги 3 четверти».



    Апрель

       1.



    Подвиг космонавтов – пример гражданственности и патриотизма (просмотр и обсуждение видеофильма).

     

    Воспитатели групп


       2.


    1 Мая – праздник весны и труда (субботник).


    Воспитатели групп

       3.

    Подготовка к празднику Победы.



    Воспитатели групп

    Май

       1.



    Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы.




       2.

    Беседы «Конвенция о правах ребенка».




    3.

    Итоговое заседание детсовета.



    4.


    Собрание «Итоги 2003-2004  учебного года».



    июнь

       1.

    Участие в мероприятиях, посвященных «Дню защиты детей.





      №

                          Вид деятельности

      Сроки

    Ответственные

    3. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ


    Цель  - рациональное осмысление общечеловеческих и социальных  ценностей мира, культура мира, свое «я», развитие рефлексии.

    Задачи:

    1) формировать нравственные качества личности;

    2) обогащать запас знаний о социуме (правила поведения, этика общения);

    3) формировать навыки самоанализа, потребность саморазвития  личности

         воспитанника.

    Сентябрь

    1.  

    Беседы об укладе школьной жизни.

     


    Воспитатели  групп

    2.

    Диспут «Умеешь ли ты дружить?»



    Октябрь

    1.

    Самоанализ «Как мы вели себя на экскурсии?»


    Воспитатели групп

    2.

    Деловая игра "Умеешь ли ты общаться?"



    Ноябрь

      1.

    Дискуссия «Я пессимист или оптимист?»



      2.

    Диспут «Кто такой культурный человек?»


    Воспитатели групп


    Декабрь

      1.

    Диспут «Гражданином быть обязан!»

     


       2.

    Круглый стол «Наркомания – ограничение свободы личности».



    Январь

    1.  

    Самоанализ «Как я провел каникулы»



    воспитатели групп

    2.

    Диспут «Каждый человек достоин уважения»



    Февраль

    1.

      

    Самоанализ «Что для меня служба в Армии?»

     


    2.

    Диспут «Любовь – великое чувство».



    Март

    1.

     

    Самоанализ «Чему научил меня праздник 8  Марта?».



      2.

    Круглый стол «Счастливая семья, какая она?»



    Апрель

    1.



      

    Беседы «Роль юмора в разрешении конфликтов».





    2.

    Самоанализ «Мое отношение к труду».



    Май

    1.


    Диспут «что значит для меня «День Победы».



     2.

    Круглый стол «Что я знаю о своих правах».



    июнь

    1.

    Самоанализ «Какое участие я принял в празднике День защиты детей?»


    Воспитатели групп

    4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (эстетическая)

    Цель  - реализация индивидуальных задатков и способностей.

    Задачи:

    1) формировать понятие прекрасного и  потребности в нем;

    2) развивать умение видеть прекрасное в окружающем;

    3) Развивать чувственное мироощущение.

    Сентябрь

     1.


    Выставка "Как прекрасен этот мир"

     


     2.

    Просмотр видеофильмов об искусстве из фонда городской библиотеки им. Горького А.М.



    Октябрь

     1.


    "Кино как вид искусства" (великие фильмы, великие режиссеры).



    2.

    Просмотр видеофильмов о природе Севера и г. Кировске.



    Ноябрь

    1.


    Беседа с элементами  дискуссии  «Искусство плаката» (плакаты ВОВ)



    2.


    Работа над плакатами, посвященными декаде «SOS».



    Декабрь

    1.

     

    Участие в городском конкурсе плакатов (ЦДТ).



       2.

    Искусство и быт. Подготовка к празднованию Нового года (поздравления, открытки, наряды).



    Январь

    1.


    Искусство Древней Руси (Рождество Христово).



       2.



    Музыкальная гостиная.



    Февраль

    1.


    Беседа «Военные награды Российской Федерации».



    2.

    Как подготовить подарок к празднику своими руками – практическое занятие.






    Март

    1.



    Образ женщины в литературных произведениях русских классиков.




    2.

    Участие в городском конкурсе «Аленький цветочек».







    Апрель

    1.




      

    Музыкальная гостиная.







    2.


    Участие в городском конкурсе «До-ми-соль-ка» для детей дошкольной группы.




    май


    1.



    Весна в картинах русских художников (пробуждение природы) – заочная экскурсия.





       2.

    Музыкальное путешествие в лето.




      

    5. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ

    Цель   - формирование привычки к здоровому образу жизни.

    Задачи:

    1) формировать понятие о физической красоте человеческого тела;

    2) развивать силу, выносливость и пластичность;

    3) создавать безопасные условия для занятий  спортом.

    Сентябрь

    1.

    Инструктаж по ТБ и правилах поведения при занятиях в спортивном зале и на улице.



    2.


    День здоровья. Участие в турслете совместно со школами.



    3.

    «Веселые старты» (для дошкольной группы, начальной школы).



    Октябрь

    1.

    Участие в областном турнире по футболу среди школ города.



    2.


    Участие в первенстве г. Кировска по легкоатлетическому кроссу.



    3.


    Тестирование у воспитанников двигательных навыков.



    4.

    Дни города (пожарно-прикладная эстафета).



    Ноябрь

    1.

    2.

    Межгрупповой турнир по мини-футболу.

    Соревнования по настольному теннису на

    «Приз осенних каникул».



    Декабрь

    1.

    Первенство по настольному теннису среди команд подростковых клубов г. Кировска.



    Январь

    1.

    Турнир по футболу на «Приз Деда Мороза».



    2.

    Новогодний турнир по настольному теннису.



    3.

    Рождественские «Веселые старты».



    4.

    Первенство д\дома по планерболу                           среди девочек на «Приз Снегурочки».



    Февраль

    1.

    Спортивный праздник, посвященный Дню защитника отечества.



    2.


    Спортивные каникулы (по отдельному плану).



    3.


    Городской стартинг на свежем воздухе «Долой вирус».



    Март

    1.

    Спортивный праздник, посвященный Дню 8 Марта «А ну-ка, девочки!»



    2.

    Соревнования по плаванию.



    3.

    Хибинский спортивный фестиваль.



    Апрель

    1.

    Международный турнир по флорболу.



    2.


    «Веселые старты» (для  всех возрастов).



    7.04.06


    3.




    Всероссийский День Здоровья.







    4.

    Участие в Спартакиаде допризывной молодежи, посвященный 61 годовщине Великой Победы.



    Май

    1.

    Легкоатлетические соревнования "Здравствуй, лето".



    2.

    Контрольные  нормативы – тестирование.



    Июнь

    1.

    Мероприятия по отдельному плану.





        №

             Вид деятельности

      Сроки

    Ответственные

    6. ТРУДОВАЯ

    Цель:  подготовка воспитанников к профессиональному самоопределению и осознанному выбору профессии, формирование трудовых навыков, развитию способностей ребенка.

    Задачи:

    1) осваивать социально-трудовые роли;

    2) развивать у воспитанников волевые качества, чувство долга и ответственности;

    3) воспитывать уважение к членам коллектива, бережного отношения к       результатам труда;

    4) формировать умения и навыки самообслуживания.

    1.



    Организационные мероприятия по выбору актива групп и распределению трудовых обязанностей.

    Сентябрь



    Воспитатели групп


    2.

    Общественно-полезный труд

    (самообслуживание, уборка помещений,

    дежурство по столовой, уборка территории

    детского дома от мусора и снега).

    В течение

    всего года





    Воспитатели групп





    3.

    Работа с древесиной и металлом

     (по отдельному графику)

    В течение

    уч. года


    4.




    Закрепление навыков по швейному делу (по отдельному плану и графику), швейные ремонтные работы, устройство групп.

    В течение

    уч. года




    5.

    "Рукодельница" (кружок – по отдельному плану, программе и графику).

    В течение

    уч. года



    6.

    Мероприятия по профориентационной работе (по отдельному плану).





    В течение

    уч. года






    7.

    Участие в областных и городских выставках, ярмарках, конкурсах, фестивалях

    (по плану областных и городских мероприятий).

    В течение

    уч. года





    8.

    Профориентационная работа (по отдельному плану).




    В течение

    уч. года






    9.



    Озеленение 4 школьного блока



    В течение

    уч. года


    Воспитатели  8,9 школьных групп

    10.

    Проведение субботников на пришкольном участке.

    Сентябрь,

    Октябрь

    Май

    Воспитатели групп










        7.  РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ (Работа с детьми группы риска)

    Цель – коррекция аддиктивного поведения детей группы риска.

    Задачи:

    1) воспитательная: формировать позитивные и нравственные  ценности, определяющие выбор здорового образа жизни;

    2) учебная: формировать устойчивую учебную мотивацию;

    3) психологическая: формировать стрессоустойчивые установки;

    4) лечебно-профилактическая: медицинское сопровождение детей

       группы риска;

    5) защищать и охранять права ребенка.

    1.

    Диагностика:

    1) причин аддиктивного поведения

    2) причин школьной дезадаптации

    3) личностных особенностей

    4) психо-неврологического статуса

    5) степени соц. защищенности

    В течение 2-х недель по фактам нарушения поведенческой деятельности

    Зам. дир. по ВР

    Зам. дир. по УМР

    Педагог-психолог

    Врач

    Соц. педагог

    2.

    Подбор оптимальных форм обучения

    По показаниям  и личным заявлениям воспитанинков

    Зам. дир. по УМР

    3.

    Осуществление постоянных связей с МСОШ, ВСОШ, ПУ

    Постоянно

    Зам. дир. по УМР

    4.

    Осуществление контроля за воспитательной работой

    Постоянно

    Зам. дир. по ВР

    Зам. дир. по УМР

     5.

    Создание условий формирования устойчивой мотивации

    а) к учебе

    б) к участию в общественной жизни



    Постоянно

    Постоянно



    Воспитатели

    Воспитатели

    Педагог-организатор

    Соц. Педагог

    6.

    Обеспечение медицинской поддержки

    Постоянно

    Ст. мед. сестра

    7.

    Контроль за обязательным проживанием воспитанников в детском доме

    Постоянно

    Воспитатели групп

    Зам. дир. по ВР

    8.

    Ведение документации:

    1) воспитателям

    2) педагогом-психологом

    3) социальным педагогом

    4) старшей медицинской сестрой

    5) зам. директора по ВР

    6) зам. директора по УМР

    Постоянно 


    Воспитатели

    Педагог-психолог

    Соц. Педагог

    Ст. мед.  сестра

    Зам. дир.  по ВР

    Зам. дир. по УМР

    9.

    Работа Совета по дезадаптированным детям совместно с инспектором ПДН

    Ежемесячно

    Зам. дир. по ВР

    Инспектор ПДН

    10.

    Профориентация

    Постоянно

    Соц. Педагог

    Инструкторы по труду

    Воспитатели групп

     11.

    Координация различных видов социально-ценностной деятельности воспитанников

    Постоянно

    Педагог-организатор

    Педагог доп. образования

    Инструкторы по труду

    Воспитатели групп

     12.

    Психологическое сопровождение (по отдельному плану)

    Постоянно

    Педагог-психолог

     13.

    Соц. Защита и охрана прав ребенка

    Постоянно

    Соц. Педагог

     14.

    Индивидуальная работа с выпускниками 9-х,11-х классов, ПУ.

    В течение года

    Все пед. Работники д\дома




    [1] Собильская А.С. Проблема определения ценностной сферы трудных подростков // Материалы международного Форума и школы молодых ученых ИП РАН "Образ российской психологии в регионах страны и в мире". Москва: "Институт психологии РАН", 2006. – М., 2006. – С. 31.

    [2] Собильская А.С. Проблема определения ценностной сферы трудных подростков // Материалы международного Форума и школы молодых ученых ИП РАН "Образ российской психологии в регионах страны и в мире". Москва: "Институт психологии РАН", 2006. – М., 2006. – С. 32.

    [3] Шарманова С.Б. Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста // #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Обзор судебной практики по гражданским делам Далматовского районного суда за  октябрь - декабрь 2008 года//dalmatovsky.krg.sudrf.ru/modules/docum_sud/documents


    [5] Семья Г.В. Социально – психологические проблемы сиротства и стратегия помощи// www.tolerance.ru


    [6] Образование – ключевой фактор интеграции в общество// Электронный бюллетень, 2009.  - № 3//www.tatishevfoundation.kz

    [7] Чибисова М. Консультирование подростков по проблемам отношений// Возможности практической психологии в образовании : Из опыта работы психологов / Под ред. Н.В. Пилипко. - М. : Перспектива, 2003.- 152 с.





    [8] Семья Г.В. Социально – психологические проблемы сиротства и стратегия помощи// www.tolerance.ru.

    [9] Типовое положение от 1 мая 1995 г. № 676

    [10] «О приемной семье». Постановлении Правительства от 17 июля 1996 года,- № 829

    [11] Назарова И.Б. Адаптация и вероятные модели мобильности сирот. – М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2000.

    [12] Назарова И. Способности и условия адаптации сирот // Социс, 2001. -  № 4. - С. 70.

    [13] Назарова И.Б. Адаптация и вероятные модели мобильности сирот. – М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2000.


    [14] Музаева Ю.А. Минимизация проблемных полей в педагогической профилактике девиантного поведения детей-сирот в детском доме. - Омск, 2007.

    [15] Назарова И.Б. Адаптация и вероятные модели мобильности сирот. – М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2000. – С. 48.

    [16] Назарова И.Б. Адаптация и вероятные модели мобильности сирот. – М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2000. – С. 49.

    [17] Практическая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997. - С. 24

    [18] Астоянц М.С. Социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Учебно-методическое пособие для вузов, Ростов-на-Дону, 2009. - С. 68.

    [19] Назарова И. Способности и условия адаптации сирот // Социс, 2001, № 4. - С. 71.

    [20] Назарова И.Б. Дети-сироты. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация»/ Под редакцией Н.М. Римашевской. - М.: РИЦ ИСЭПН, 2002. - С. 212.

    [21] Астоянц М.С. Социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Учебно-методическое пособие для вузов, Ростов-на-Дону, 2009. - С. 97

    [22] Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: трудности и перспективы в условиях рынка//СОЦИС, 1992. -  № 10. – С. 75.

    [23] Назарова И. Б.Способности и условия адаптации сирот: В последующей жизни» // СОЦИС, 2001, № 4.

    [24] Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Учебное пособие, Новосибирск, 2005. – С. 59.

    [25] Назарова И. Б. «Способности и условия адаптации сирот: В последующей жизни» // СОЦИС, 2001, № 4. - С.75

    [26] Агапова О., Дедков К. Детей-сирот подготовят к рыночным отношениям// www.chelyabinsk.rfn.ru

    [27] Астоянц М.С. «Социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Учебно-методическое пособие для вузов, Ростов-на-Дону, 2009 г., С.-65.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Досуговая деятельность как способ профилактики девиантного поведения воспитанников детского дома ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.