Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Конституции зарубежных государств

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Конституции зарубежных государств
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:30:50
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:

    1.Понятие, сущность функции конституции зарубежных странах. 2

    2. Этапы развития конституций зарубежных стран. Содержание конституции. Предмет и пределы конституционного регулирования. Структура конституции. 5

    3. Социальные и юридические свойства конституции. Современные концепции конституции. 14

    4. Виды конституций: Консолидированные и неконсолидированные конституции, фиктивные и нефиктивные, формальные и неформальные, («живые») конституции, гибкие и жесткие, временные и постоянные и др. 16

    5. Способы принятия конституции. Частичный и полный пересмотр конституции  20

    6. Правовая охрана конституции: понятие, формы и средства. Конституционный контроль в зарубежных странах. 25

    7. Какова на Ваш взгляд идеальная структура современной конституции (изложите в рабочей тетради письменную аргументацию) 28

    На основе анализа текстов конституций зарубежных стран (не менее 4- 5) выпишите в рабочие тетради статьи, определяющие порядок пересмотра конституций этих стран. 30

    Список литературы: 33

















    1. Понятие, сущность функции конституции зарубежных странах

    Понятие конституции. Понятие "Конституция" сложилось и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Американская 1787 года и Французская 1791 года.

    В эту же эпоху возникает и институализируется концепция конституционализма, которая понимается как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании.

    Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций.

    Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника. Одновременно регламентировалось то, что американская конституция названа "надлежащей правовой процедурой". Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господство права) были исторически прогрессивными, как и само буржуазное государство и буржуазная демократия.

    Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах.

    Конституция в материальном смысле представляет собой акт, совокупность актов или конституционных обычаев. Однако в этом смысле слово "конституция" употребляется редко. Чаще мы говорим о конституции в формальном смысле, то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в этом смысле - это в своем роде закон законов.

    Материальное и формальное понимание конституций находятся в определенном соотношении. Все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в формальном смысле. Пример: Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы, которые регулируют указанные выше общественные отношения.

    Конституции же в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера, но обладающих важным политическим значением для своего времени.

    Различают такие понятия как юридическая и фактическая конституции.

    Юридическая - это всегда определяющая система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений.

    Фактическая - это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. Например, в конституции Итальянской республики 1947 года декларированными остаются такие нормы как регламентация права на забастовку (ст.40) организация президиума Совета Министров (ст. 95).

    Расхождение между фактической и юридической конституцией - обычно результат изменение в соотношении политических сил, происходящего после принятия юридической конституции, а также это признак того, что часть норм юридической конституции стала фиктивной и нуждается в пересмотре, либо возлагать их в рамки юридической конституции.

    Фиктивность конституции обычна характерна для стран с авторитарным и особенно тоталитарным политическим режимом.

    Представители разных юриди­ческих школ по-разному характеризуют сущность конституции.

    Школа естественного права видит в ней своего рода общественный дого­вор, нормативисты — высшую, основную норму, институционалисты — статут не только государства, но и корпоративной организации общества в целом, марксизм-ленинизм — продукт классовой борьбы и закрепле­ния ее результатов.

    Сущность конституции. С юридической позиции конституция обладает высшей юридической силой. Это в формальном смысле проявляется в том, что во-первых ее нормы всегда имеют перевес над положениями других законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной его процедуре. В материальном смысле высшая юридическая сила конституции состоит в том, что нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу (либо не противоречить) нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по сущности, либо по форме, должен быть признан недействительным.

    Иногда верховенство конституции обеспечивается ее собственными нормами.

    Социально-политическая сущность проявляется в том, что конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавших на момент ее принятия. "...Действительная конституция страны, это фактические соотношения сил, существующих в стране; писанная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил". Каждый класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность защищает в политической борьбе свои социальные интересы. В конституции как раз и находит отражение форма согласованности этих интересов. Без согласованности интересов невозможен порядок в обществе.

    Таким образом, социально-политическая сущность конституции выражается в том, что она отражает баланс социальных интересов. В результате этого достигается устойчивость общества как сложной системы.

    Функции конституции. Под функциями конституции понимают ее общественное предназначение и способы реализации.

    Первая функция конституции - юридическая. Она выражается в том, что это основной закон, закон законов. Конституция - главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования всех общественных отношений.

    Вторая функция - политическая. Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. Все политические силы взаимодействуя между собой, конкурируя, борются, используя государственную власть на основе правил, определенных в конституции.

    Третья функция - идеологическая. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям /права человека, собственность, демократия, семья и др./ и как бы убеждает человека: если тебе дороги эти ценности, следуй тому, что написано в основном законе. И с другой стороны, если уважаешь закон, уважай и отраженные в нем общественные ценности.

    2. Этапы развития конституций зарубежных стран. Содержание конституции. Предмет и пределы конституционного регулирования. Структура конституции

    Этапы развития конституций. Термин «конституция»[1] был известен еще в Древнем Риме: так называли акты императора, имевшие высшую юридическую силу; использовался он и в период феодализма в Европе, но уже для названия различных актов. Современное значение термин «конституция» приобрел в ходе буржуазных революций. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности государственного и общественного строя, гарантию своего участия в осуществлении государственной власти.

    Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были американская 1787 г. и французская 1791 г. В эту же эпоху возникает концепция конституционализма, под которым понималось правление, ограниченное конституцией. Эта концепция, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании.

    Теоретики того времени исходили из идеи, что конституция устанавливает не только пределы государственной власти, но и процедуры осуществления властных функций.

    Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника. Одновременно регламентировалось то, что американская Конституция назвала «надлежащей правовой процедурой». Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были исторически прогрессивными, как и само буржуазное государство и буржуазная демократия.

    Анализ истории показывает, что конституции принимаются в те моменты, когда устанавливается принципиально новое соотношение классовых или политических сил. Обратимся к историческим примерам...

    Французская Конституция 1946 г. была принята в условиях подъема революционного движения. Демократические силы вынудили правящую элиту пойти на определенные уступки, хотя и не смогли добиться последовательной реализации своих программных требований. Выступая в Учредительном собрании по мотивам голосования, Жак Дюкло говорил: «Текст, который будет поставлен на голосование, является результатом компромисса. И этот компромисс привел не только к тому, что в конституцию включены те или иные формулировки, но также и к тому, что в конституции обойдены некоторые щекотливые вопросы... По существу, ее нельзя назвать ни конституцией Коммунистической партии, ни конституцией Социалистической партии, ни конституцией Народно-республиканского движения. Это наша общая конституция, Конституция Республики»[2]. Конституция 1946 г. явилась, таким образом, выражением выгодного для демократических сил Франции соотношения политических сил. В совершенно иных условиях была принята конституция 1958 года. Политическая неустойчивость IV Республики, правительственная чехарда, поражение в Индокитае, алжирский мятеж, шантаж угрозой гражданской войны - все это привело к резкому спаду демократического движения. В ходе конституционного референдума 28 сентября 1958 г. более 80% избирателей проголосовали за проект конституции, который заменил парламентаризм режимом личной власти. «Массовый антипарламентаризм, — пишет проф. Н.Н. Молчанов, — страх перед гражданской войной и вера в де Голля захватили даже тех избирателей, которые обычно поддерживали компартию. Около полутора миллионов среди них также проголосовали за конституцию»[3].

    В настоящее время насчитывается более двухсот действующих конституций. Некоторые из них приняты свыше двухсот лет назад. Наиболее старыми являются конституции США 1787г.,Норвегии 1814 г., Бельгии 1831 г., Великого герцогства Люксембург 1868 г.

    Особенно бурным процесс создания конституций стал в XX веке. Волны «массового» принятия конституций имели место после крушения колониальной системы — это конституции стран Азии и Африки. В послевоенный период были приняты или существенно изменены конституции многих стран Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Республика, Сальвадор, Канада), Европы (Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия), Азии (Япония, Турция, Республика Корея, Филиппины).

    Общемировой процесс развития конституций прошел три этапа и сейчас находится на четвертом. На разных этапах их социальное и юридическое содержание изменялось.

    Первый этап длился от возникновения современных кон­ституций в XVIII в. до первой мировой войны и образования государств тоталитарного социализма. Конституционный процесс на этом этапе ох­ватывал в основном Европу, Северную и Южную Америку (исключение составляли африканская Либерия, Южная Африка и Австралия). Объем конституционного регулирования был узким, он ограничивался преиму­щественно личными и некоторыми политическими правами граждан, а также вопросами организации и деятельности органов государственной власти. На втором этапе — между двумя мировыми войнами — консти­туционное регулирование распространилось на некоторые вновь образо­ванные государства Восточной Европы, единичные страны Азии и Афри­ки («колониальные конституции»). В связи с возросшей экономической и социальной ролью государства это регулирование затронуло (и в ста­рых, и в новых государствах) новые области общественных отношений, а в появившихся конституциях стран тоталитарного социализма оно при­обрело почти всеобъемлющий характер, охватив сферу социально-эконо­мических прав, идеологии, создание тоталитарной политической системы. На третьем этапе — после второй мировой войны до рубежа 80— 90-х годов — конституционный процесс приобрел глобальный характер,  распространившись на Азию, Африку, Океанию, поскольку в результате ликвидации колониальной зависимости возникло более 100 новых госу­дарств. На этом этапе в разных группах государств действовали четыре модели конституции: либеральные конституции прошлого (США, Бель­гии и др.), либеральные конституции «второй волны» (Японии 1946 г., Италии 1947 г. и др.), конституции тоталитарного социализма и либерально-этатические конституции во многих развивающихся странах (включая Латинскую Америку). В первых и особенно во вторых, в част­ности под влиянием ранних социалистических конституций, массового демократического движения, был существенно расширен объект консти­туционного регулирования: в них были включены социально-экономи­ческие положения, нормы о роли партий, принципы внешней политики, отчасти положения об общественных объединениях. Конституции тота­литарного социализма отрицали разделение властей и закрепляли прин­цип единства государственной власти в его специфическом понимании («Вся власть Советам!»), провозглашали руководящую роль марксистско-ленинской партии в обществе и государстве, преимущества в правах для «трудящихся», обязательную идеологию. Конституции новых, разви­вающихся государств (капиталистической ориентации) тяготели к за­падной модели, заимствуя отдельные положения основных законов тота­литарных социалистических государств (по национальному вопросу, о планировании, борьбе с эксплуатацией и др.).

    Конституции стран социа­листической ориентации во многом копировали социалистическую кон­ституционную модель, часто ухудшая ее (впрочем, они включали некото­рые либеральные положения). На этом этапе во многих странах особенно четко выявилось противоречие между юридической и фактической кон­ституцией, многие позитивные нормы конституций нередко носили лишь декларативный характер(особенно в социалистических и развивающих­ся странах).

    Четвертый этап, начавшийся в конце 80-х — начале 90-х годов, характеризуется крушением тоталитарных режимов в Европе, Азии, Аф­рике. С конца 80-х годов до 1997 г. принято более 100 новых конституций, отразивших изменение ситуации и конституционных приоритетов. Они отражают также возрастание значения общечеловеческих ценностей (в какой-то мере это относится и к новым конституциям сохранившихся социалистических стран, к поправкам к ним), разрыв с тоталитаризмом, сближение различных правовых систем при более точном учете собст­венного опыта.

    Содержание конституции. Основной закон имеет социальное и юридическое содержание. Социальное содержание конституции — это конкретизация ее социальной сущности. Оно богаче сущности, так как отражает необходимое (основы существующего строя, т.е. сущность) и случайное (несущественное, частные национально-специфические особенности отдельной страны). Конституции Японии и Индии одина­ковы по своей социальной сущности — это конституции капиталисти­ческого общества, но конкретные социальные силы в этих странах, определяющие их развитие, неодинаковы (в первом случае — крупная буржуазия, во втором — национальная буржуазия). Одинаковы по своей сущности, но различны по социальному содержанию конституции США и Египта, Мексики и Пакистана, Бразилии и Канады и т.д. Это нашло свое выражение в указанных выше различиях нескольких видов конституций.

    Правовое, юридическое содержание конституции — это тот юридически значимый материал, из которого она состоит. Это нормы, закрепляющие основы общественного строя (формы собственности, организацию управления экономикой, например плановое или рыночное хозяйство, партийную систему и др.), государственного строя (форму правления форму устройства государства и др.), основные права граждан (праве собственности, право на труд, на свободу слова, неприкосновенность личности и др.). Наряду с принципиальными положениями конституция  содержит нормы, в которых эти положения детализированы (например, о парламентских процедурах, о некоторых полномочиях местного само­управления). Правовое содержание конституции неодинаково в монар­хии Бельгии (она регулирует многие отношения, связанные с троном) и республике Франции, в демократической Японии и тоталитарной КНДР, в развитой Италии и африканской Ботсване.

    По своему характеру конституции могут быть демократическими, авторитарными и тоталитарными. Первые отражают общечеловеческие ценности, достижения в прогрессивном развитии политической и юриди­ческой мысли (Италия, Япония, Бразилия и др.). Авторитарные консти­туции нередко провозглашают господство и юридические привилегии определенных классов, социальных слоев, рас, этнических групп в обще­стве, устанавливают фиксированную партийную систему (чаще всего однопартийность, однако конституция Нигерии 1989 г. разрешает две партии, законодательство Индонезии — три), принижают роль парла­мента, ограничивают основные права граждан. Тоталитарные конститу­ции закрепляют господство одной партии, слитную партийно-государст­венную систему, вождизм, обязательную идеологию. Названные же в конституциях стран тоталитарного социализма основные права человека не осуществляются.

    Предмет и пределы конституционного регулирования. Первоначально конституции регулировали два-три блока общественных отношений.

    Первый блок - Это права и свободы человека и гражданина. Данный блок представляет собой главный смысл создания конституций как основных законов. Ведь конституции утверждались прежде всего для того, чтобы гарантировать человека от произвола государства. Их высшая юридическая сила призвана была защитить провозглашенные права и свободы от возможного ущемления путем издания обычных законов и иных правовых актов.

    Второй блок - организация высшей власти. Эта организация, основана на принципе народного суверенитета, призвана реализовать вытекающие из него принципы представительного правления и разделения власти. Конституции с самого начала устанавливали основные принципы формирования властей государства, их компетенцию и взаимоотношения между ними.

    Третий блок обязательно включался в конституции федеративных государств, но не редко и унитарных. Это блок - политико-территориальное устройство: виды территориальных структур, их отношение с центральной властью и между собой.

    С середины прошлого века в конституциях начинает появляться нормы регулирующие внешне политические функции государства, их международно-правовую позицию. Можно выделить несколько крупных проблем получивших отражение в большинстве конституций. К ним относится: установление принципов внешнеполитической деятельности государства; регулирование вопросов, связанных с объявлением войны и мира; Определение полномочий органов государства по заключению ратификации и денонсации международных договоров; наконец, установление правил, определяющих сотрудничество в области защиты прав человека - гражданство, прав и свобод человека, экстрадиция и право убежищ и др.

    Структура конституции. В данном случае речь идет об актах, имеющих кодифицированный характер, то есть, как правило, единых и единственных - охватывающих в одном документе все нормы высшей юридической силы. Эта структура, за некоторым исключением, имеет стандартизированный вид. Она включает: преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка также приложения.

    В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Эта часть конституции наиболее важна в политическом и идеологическом плане. Что же касается нормативной природы и юридической силы преамбул, то обычно признается, что положение преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толковая и применения остальных положений конституции.

    В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституций. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего первоначально идут нормы о парламенте, затем - о главе государства и правительстве, далее следуют нормы о судебной власти и, наконец, об организации власти на местах. Но нередко встречается иной порядок - сначала - глава государства, а в конце - орган конституционной юстиции (Конституция Испании).

    В заключительных положениях обычно содержатся нормы устанавливающие порядок вступления конституции в силу. Иногда, если это не урегулировано в основной части, здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или государственных символах.

    Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Иногда в переходных положениях устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствии с конституцией.

    Дополнительные положения конституции также обычно оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.

    Приложения к конституциям подчас имеют важное юридическое значение. Например, в некоторых приложениях к Конституции Индии 1950 года содержится разделение компетенции между Союзом и штатами.

    Писаные некодифицированные конституции не имеют какой-либо системы изложения материала, и трудно обнаружить логику в их строении. Например, три акта, составляющие конституцию Швеции, регулируют лишь вопросы, указанные в их названиях, тогда как многие вопросы конституционного характера не получили в них своего регулирования.


    3. Социальные и юридические свойства конституции. Современные концепции конституции.

    В современной науке конституцию рассматривают не только как юридический, но и как политический и идеологический документ. Ее сущность как юридического документа (в данном случае речь идет не о социальной сущности) состоит в следующих качествах:

    - в особом ее содержа­нии (предмете регулирования),

    - ее высшей юридической силе,

    - роли кон­ституции как юридической основы текущего законодательства,

    - в повы­шенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, отличающимся от обычного законодательного процесса.

    Некоторые из этих качеств, характеризующих различные стороны сущности, называют свойствами конституции. Иногда добавляют и другие свойства: более высокая степень обобщенности по сравнению с иными правовыми актами, комплексный характер конституции как пра­вового документа, ее значение как юридической базы законодательства и др. В ряде стран, однако, существуют отступления от этих признаков.

    Иногда конституции регулируют не только основы общественного и госу­дарственного строя, но и несущественные детали (например, ст. 25-бис швейцарской конституции 1874 г. запрещает резать скот и пускать кровь без предварительного его оглушения). Наряду с исключительной ста­бильностью некоторых конституций (конституция США действует более 200 лет всего лишь с 27 поправками) основные законы ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки подвергаются частым изменениям: после многочисленных военных переворотов обычно принимаются новые кон­ституции (в Таиланде сменилось полтора десятка конституций, в Вене­суэле — около 30 и т.д.).

    Высшая юридическая сила конституции отчас­ти признается и в тех странах, где в ее состав входят нормы обычного права, ибо (в Швеции, например) считается, что они имеют большую силу, чем закон, хотя конституции некоторых развивающихся стран до­пускают «конституционно нарушающее законодательство» — принятие чрезвычайных законов (обычно 2/3 голосов всего состава парламента), которые несовместимы с конституцией, но превалируют над ее положе­ниями (Шри-Ланка, Ямайка и др.). Такие законы принимаются в чрезвы­чайных условиях, когда необходимо быстро реагировать на ситуацию, не прибегая к длительной процедуре изменения конституции.

    Как политический документ конституция закрепляет соотношение социальных сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс, а иногда, напротив, — господство определенных слоев насе­ления или военно-политических группировок (последнее в первую оче­редь относится к временным конституциям, принимаемым в результате военных переворотов), регулирует политический процесс в обществе. Конституция отражает степень восприятия общечеловеческих ценнос­тей в обществе данной страны, содержит, хотя и в неодинаковой мере, программные положения о путях развития общества.

    Эти качества, получающие свое выражение не в какой-то отдельной статье, а в содержании всего основного закона, и прежде всего, закрепле­ние конституцией соотношения социальных сил в обществе, которые посредством борьбы и сотрудничества приходят к консенсусу по принци­пиальным конституционным вопросам общественного и государственно­го строя, обусловливают социальную сущность конституции.

    С этой точки зрения можно различать в зарубежных странах не­сколько видов конституций: основные законы, отражающие влияние феодалов, — конституции полуфеодально-теократического характера (Бахрейн, Бруней, Кувейт, ОАЭ и др.); конституции, провозглашающие защиту интересов трудящихся, — социалистические конституции (Вьетнам, Китай и др.); конституции капиталистического общества (США и др.); постсоциалистические конституции (Болгария, Венгрия, Украина и др.). Многие конституции, особенно принятые в последние десятилетия, отражают процессы развития современной цивилизации, характеризуемые внедрением в капиталистическое общество элементов социализма (Италия, Португалия и др.), а в социализм — элементов капитализма (Китай и др.).

    Как идеологический документ конституция в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую его руково­дящими силами социально-политическую доктрину, определенное ми­ровоззрение. Иногда положения о принятой идеологии непосредственно закреплены в конституции (идеи марксизма-ленинизма и Мао Цзедуна в китайской конституции 1982 г., исламских ценностей в конституции Алжира 1996 г., идеология мобутизма — от собственного имени пре­зидента Мобуту — в конституции Заира 1980 г., панча-сила в Индоне­зии и др.).

    4. Виды конституций: Консолидированные и неконсолидированные конституции, фиктивные и нефиктивные, формальные и неформальные, («живые») конституции, гибкие и жесткие, временные и постоянные и др.

    Многообразие конституций позволяет их классифицировать, что дает возможность установления как существующих между ними общих признаков, так и формы, структуры и содержания конституции.

    Действующие конституции условно можно разделить на конституции «старого» и «нового» поколения.

    К первым относятся конституции, принятые в ХVIII—ХIХ вв. и некоторые конституции, принятые в ХХ в., до Второй мировой войны. К ним относятся: Конституция США 1787 г.; Конституция Норвегии 1814 г.; Конституция Бельгии 1831 г.; Конституция Люксембурга 1868 г.; Конституция Швейцарии 1874 г.; Конституция Австрии 1920 г. в редакции 1929 г.; Конституция Ирландии 1937 г.

    Ко вторым относятся конституции, принятые после Второй мировой войны: Конституция Италии 1947 г.; Конституция Японии 1947г.; Конституция ФРГ 1949 г.; Конституция Индии 1950 г.; Конституция Франции 1958 г.

    По способу закрепления конституционных норм конституции можно разделить на писаные и неписаные.

    Большинство современных конституций являются писаными, поскольку конституционные нормы содержатся в едином акте, принятом специальным органом, парламентом или на всенародном голосовании, т.е. кодифицированные (США, Италия, Испания, ФРГ, Индия, Япония, государства-участники СНГ). Однако в мировой конституционной практике встречаются писаные конституции, состоящие из нескольких актов — некодифицированные (Швеция, Австрия, Франция, Израиль).

    Некодифицированные конституции можно подразделить на конституции, состоящие из нескольких конституционных актов, и конституции, в состав которых входит собственно конституция, а также ряд других актов, имеющих конституционное значение.

    Примером первой группы некодифицированных конституций является Конституция Швеции. Ее составляют: «Форма правления» 1974 г., «Акт о престолонаследии» 1810 г. в редакции 1979 ., «Акт о свободе печати» 1949 г. в редакции 1994 г., «Основной закон о свободе высказывания» 1991 г.

    Примером второй группы выступает Конституция Австрии, где главное место занимает Федеральный конституционный закон 1920 г. в редакции 1929 г. Специфическая особенность этого акта заключается в том, что он обнаруживает сходные черты с кодифицированными конституциями, т.е. является конституцией. Ст. 149 этого закона содержит весьма широкий перечень конституционных Законов, прилагающихся к вышеуказанному Федеральному конституционному закону. В числе этих законов: основной закон государства 1867 г. «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Имперском совете», закон 1862 г. «О защите личной свободы», закон 1862 г. «Об охране неприкосновенности жилища», закон 1919 г. «Об упразднении дворянства, светских рыцарских и дамских орденов и некоторых титулов и почетных званий», глава V части III Сен-Жерменского государственного договора.

    Составной частью Конституции является Федеральный конституционный закон 1955 г. «О нейтралитете Австрии».

    Примечательно то, что отдельные конституционные положения содержатся в законах, не рассматриваемых в качестве конституционных законов. Так, например, конституционные нормы имеются в Федеральном законе 1965 г. «Об австрийском гражданстве» и в Федеральном законе 1975  г. «О задачах финансирования и предвыборной агитации политических партий». Это значит, что указанные законы не включаются в общий перечень конституционных законов, хотя и содержат некоторые конституционно-правовые нормы. Все это, безусловно, усложняет структуру Конституции Австрии и делает ее неадекватной для понимания неискушенного в юриспруденции человека.

    К некодифицированной конституции второй группы можно отнести также и Конституцию Франции. Так, например, Конституция 1958 г. в Преамбуле содержит отсылки общего характера к нормам «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. и Преамбуле Конституции 1946 г., которые, таким образом, представляют собой составную часть действующего конституционного законодательства Франции. Французские государствоведы выделяют понятие «конституционного блока», в который, наряду с тремя вышеуказанными актами, включаются также органические законы, и ордонансы положения которых, по мнению Конституционного Совета Франции, содержат принципы конституционного значения.

    В эту же группу можно включить Конституцию Чехии 1992 г., которая состоит из акта, официально именуемого «Конституцией», «Хартии основных прав и свобод» и ряда других конституционных законов.

    Сущность неписаной конституции заключается в ее смешанности. Это означает, что такая конституция, с одной стороны, включает в себя множество законов конституционного значения, а с другой — правовые обычаи, конвенционные нормы, непосредственно регулирующие отношения между органами государственной власти, и судебные прецеденты.

    К странам с отсутствием писаной конституции относят Великобританию.

    В Великобритании есть множество законов, которые имеют конституционный характер и составляют первую часть неписаной конституции. Как правило, здесь речь идет о статутном праве, являющимся одной из составляющих неписаной конституции данной страны. В эту группу источников включаются некоторые древние акты и важнейшие парламентские законы конституционного характера: «Великая хартия вольностей» 1215 г., «Петиция о праве» 1628 г., «Билль о правах» 1689 г., «Акт об устроении» 1701 г., акты о парламенте 1911 и 1949  гг., «Акт о пэрстве» 1963 г., акты о народном представительстве 1949 и 1969 гг., «Акт о местном управлении» 1972 г. и ряд других. Парламентские статуты порождают новые права и обязанности должностных лиц и граждан, изменяют правовой статус государственных органов и общественных организаций.

    Вторую часть Британской Конституции составляют правовые обычаи и конвенционные нормы, которые, как правило, регулируют суверенитет парламента, важнейшие парламентские процедуры, статус монарха, правотворческую прерогативу судов. Третью часть конституции образует прецедентное право.

    По способу принятия конституции подразделяются на народные, октроированные (дарованные) и принятые чрезвычайными органами.

    К народным относят конституции, которые либо одобряются на референдуме (Франция, Куба, Филиппины, Казахстан и др.), либо принимаются учредительным собранием (Италия, Индия, Португалия, Бразилия и др.), либо принимаются парламентом (Япония, Швеция).

    Октроированные (дарованные) конституции, как правило, даруются монархом народу. К таким относят конституции Иордании, Катара, Непала, Малайзии, Монако.

    По времени действия конституции делят на постоянные и временные. Большинство действующих зарубежных конституций — это постоянные нормативные акты. Так, согласно ст. 136 Конституции Соединенных штатов Мексики, она является «нерушимой», а по Конституции Греции греки правомочны оказывать сопротивление всеми средствами любой попытке отменить конституцию (ст. 120). Постоянные конституции не имеют ограниченного срока действия.

    Временные конституции ограничивают срок действия определенным периодом. Так, например, Конституция Индонезии, принятая в 1950  г., была отменена в 1958 г., Конституция Объединенной Арабской Республики 1958 г. прекратила свое существование в 1961 г., временная Конституция Судана, принятая в 1985 г., утратила юридическую силу в 1989 г.

    По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции.

    «Гибкими» называют те из них, которые изменяются в том же порядке, что и другие законы (такова, например, неписаная конституция Великобритании). Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия (квалифицированное большинство голосов, двойной вотум, утверждение на референдуме).

    5. Способы принятия конституции. Частичный и полный пересмотр конституции

    Будучи основным законом, конституция, в отличие от других законов, принимается и изменяется в особом порядке, что находит отражение в современной доктрине конституционного права.

    Мировая конституционная практика выработала ряд способов принятия конституции. В ряде случаев проект конституции полностью создается учредительным собранием или действующим парламентом.

    Учредительными собраниями были приняты конституции Италии 1947 г., Греции 1975  г., Индии 1950 г.

    К представительным органам, наделенным учредительной властью, относятся: учредительное (конституционное) собрание; парламент; надпарламентские учреждения.

    Таким образом, учредительное собрание — это выборный орган, образуемый специально для разработки и принятия конституции.

    Начало практике созыва учредительного собрания положили США (Филадельфийский конвент 1787 г.). В дальнейшем она получила широкое распространение, особенно после второй мировой войны (Конституция Франции 1946 г., Италии 1947 г., Португалии 1976., Болгарии и Румынии 1991 г.

    В случае с учредительным собранием ведущую роль обычно играет конституционный комитет или комиссия, которые создаются представительным органом и фактически разрабатывают проект.

    В некоторых странах конституционные комиссии создаются не представительными органами, а президентами или правительствами. Например, при подготовке конституции 1958 г. во Франции проект был разработан правительством, затем направлен консультативному конституционному комитету, который состоял из 39 членов, из них 26 были избраны парламентскими комиссиями, 13 назначены правительством. Окончательный проект был утвержден Советом министров и принят на референдуме.

    Довольно часто конституции принимаются путем референдума — общегосударственного голосования избирателей. При этом избиратель может лишь ответить «да» или «нет» на вопрос, одобряет ли он проект конституции.

    Конституция может быть принята односторонним актом исполнительной власти.

    Такие конституции называются октроированными или дарованными. Проект конституции составляется правительственным аппаратом, без участия общественности. Разработанный таким способом проект утверждается и промульгируется главой государства. Впервые октроирование было применено во Франции, в 1814 г. С тех пор этот способ принятия конституции считается чисто монархическим (конституции Бельгии 1831 г., Ирана 1906—1907 гг., Монако 1911 г., Иордании 1952  г., Кувейта 1963 г.).

    Как правило, для внесения поправок в текст уже действующей конституции не требуется созыв учредительного собрания. Поправки вносятся по решению парламента или на основании итогов референдума, хотя принятие таких решений связано со специальными требованиями. Так, например, если проект обычного закона в ряде стран может внести один член парламента, то проект об изменении конституции вносится только главой государства, правительством, определенной группой депутатов (в Турции — 1/3 всего состава парламента, в Болгарии — 1/4), субъектами федерации (в Бразилии — половина штатов) и т.д.

    Как правило, поправка должна быть принята не простым, а квалифицированным большинством в каждой палате парламента (2/3 общего числа голосов в Австрии, Нидерландах и др., 3/5 — в Греции, Испании при частичных поправках, 3/4 — в Болгарии) или на совместном заседании палат (3/5 голосов во Франции), после чего президент вносит поправку к конституции.

    После того, как парламент принял поправку к конституции, в некоторых федерациях его решение должно быть утверждено определенным большинством субъектом федерации (в США — 3/4). В Дании, Египте, Швейцарии, некоторых других странах оно утверждается референдумом.

    Пересмотры конституций бывают полные и частичные. Особенно важны полные пересмотры, проводимые на основе положений действующего основного закона. Значение этого института несомненно, поскольку он позволяет легитимно ввести новую конституцию с новыми параметрами при соответствующем изменении соотношения политических сил. В результате исключается возможность нелегитимного, порой насильственного изменения существующего, но исчерпавшего себя государственного строя. Названный пересмотр оправдан лишь при значительном изменении соотношения политических сил, требующем обновления государства. Поэтому естественно, что для полного пересмотра конституции требуются более жесткие условия, чем для внесения отдельных поправок.

    Следует отметить, что полный пересмотр конституции возможен двумя путями. Первый – это принятие новой конституции в соответствии с правилами, предусмотренными прежней конституцией . Новейший пример – принятие новой швейцарской Конституции в 1999году. Второй же путь – принятие новой редакции конституции при сохранении ее прежней даты. Примерами могут служить пересмотр нидерландской Конституции 1815 года в 1983 году, новые редакции Конституции Венгерской Народной Республики 1949 года, принятые в 1972 и 1989–1990 годах (в 1989 г. из названия государства и соответственно Конституции было исключено слово «Народная»).

    В европейском конституционном массиве есть несколько актов, предусматривающих порядок их полного пересмотра. Подробно урегулирован такой институт в Швейцарии (ст. 138, 192, 193, 195 Конституции). Правом требовать полного пересмотра обладают 100 тыс. швейцарок и швейцарцев, имеющих право голоса, и такая их инициатива подлежит вынесению на голосование народа. Такой же пересмотр может быть предложен также одной из двух палат парламента. Если инициатива полного пересмотра исходит от народа или по этому вопросу существуют разногласия между двумя советами, то народ принимает решение, должен ли быть произведен полный пересмотр. Если народ согласен на полный пересмотр, то обе палаты переизбираются и рассматривают вопрос о пересмотре согласно законодательной процедуре. Пересмотренная Конституция вступает в силу, как только народ и кантоны одобрят пересмотр (см. подробнее п. 2 § 1 гл. VI во 2-м изд. тома 3 настоящего учебника, которое должно выйти в свет в 2000 г.).

    В Болгарии избран иной порядок полного пересмотра. Для принятия новой конституции в соответствии со ст. 157–163 действующей Конституции должно быть созвано специальное Великое народное собрание, о чем Народное собрание (парламент) должно принять решение большинством не менее чем 2/3 голосов от общего числа народных представителей (депутатов). Народное собрание при этом распускается. Великое народное собрание действует как учредительное собрание и в неотложных случаях осуществляет функции Народного собрания (подробно см. п. 2 § 1 гл. IX в томе 3 настоящего учебника).

    В то же время к вопросу о полном пересмотре конституции встречается и совершенно иной подход. Так, из текста ст. 195 ныне действующей редакции Бельгийской конституции 1831 года можно сделать вывод, что полный пересмотр этого акта невозможен.

    Частичный пересмотр означает относительно небольшую по объему замену, исключение или дополнение текста конституции, не затрагивающие всей совокупности положений, которые образуют ее концептуальную основу. Обычно при частичном пересмотре нумерация статей или параграфов сохраняется, даже если какие-то из них исключены или добавлены новые (то же относится и к частям статей или параграфов). Например, когда в 1993 году во французскую Конституцию был включен новый разд. X, урегулировавший уголовную ответственность членов Правительства, три его статьи получили номера соответственно 68-1, 68-2, 68-3, но нумерация последующих разделов была в связи с этим изменена. Напротив, в Германии, когда в Основной закон был включен новый раздел о состоянии обороны, то не только 11 новых статей были пронумерованы со 115-а по 115-1, но и сам раздел получил номер Х-а, то есть сохранилась вся нумерация прежних рубрик.

    На порядок изменения конституции нередко влияет форма политико-территориального устройства государства. В федеративных государствах этот порядок по общему правилу более сложен, поскольку в нем в той или иной степени участвуют субъекты федерации или органы, выражающие интересы этих субъектов. То же иногда наблюдается и в унитарных государствах, где верхнему уровню местной власти предоставляются широкие права. Об этом свидетельствуют приведенные выше примеры США и Италии. В Австралии после одобрения проекта изменений Конституции Парламентом требуется утверждение проекта на референдуме большинством избирателей в стране и в большинстве штатов (ст. 128 Конституции 1900 г.). В Швейцарии при пересмотре Конституции его ратификация всегда осуществляется на референдуме, причем необходимо большинство голосов избирателей в стране и в большинстве кантонов (ст. 195 Конституции Швейцарской Конфедерации 1999 г.).

    Конституция США предусматривает возможность участия штатов в инициативе ее пересмотра и, как отмечалось, необходимость ратификации поправок штатами. Согласно ст. V по требованию законодательных собраний 2/3 штатов Конгресс созывает Конвент для рассмотрения поправок. Хотя Конституция не устанавливает срока для ратификации принятых Конвентом или Конгрессом поправок штатами, Конгресс стал его устанавливать (обычно 7 лет). По Конституции Канады 1982 года конституционные поправки, которые изменяют законодательные полномочия, права собственности или какие-либо иные права и привилегии Легислатуры или Правительства провинции, не будут действовать в провинции, если ее Легислатура до издания Генерал-губернатором (представителем главы государства) прокламации об изменении Конституции на основе решения федерального Парламента выразит свое несогласие с изменением.

    6. Правовая охрана конституции: понятие, формы и средства. Конституционный контроль в зарубежных странах

    Стабильность и высокий авторитет конституции как основного закона обеспечивается не только жестким порядком ее изменения и наивысшей среди национальных правовых актов юридической силой, но и особой формой правовой защиты, в качестве которой выступает конституционный контроль.

    Под конституционным контролем или конституционным надзором понимается проверка соответствия законов конституции. В большинстве зарубежных стран осуществление такого контроля возлагается на судебные органы.

    В современном мире существуют две основные модели конституционного правосудия.

    Первая модель заключается в том, что конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции. При этом в одних случаях такой контроль возложен только на верховный суд, в других — на суды всех инстанций. Такую модель принято называть «американской». Она существует в США, Канаде, Японии, скандинавских государствах.

    Вторая модель преобладает в европейских странах. Конституционное правосудие осуществляется специальным органом — конституционным судом. В федеративных государствах создаются, кроме федеральных конституционных, суды субъектов, которые являются самостоятельными и обладают собственными компетенциями.

    Суды общей юрисдикции, осуществляющие конституционный контроль (так называемая американская модель), могут ставить вопрос о конституционности закона в связи с рассмотрением конкретного судебного дела — конкретный контроль.

    Конституционные суды рассматривают вопрос о конституционности закона в связи с запросом субъектов, обладающим таким правом. Тем самым, инициаторами конституционного контроля могут быть физические и юридические лица, и, в первую очередь, органы государства, наделенные правом обращения в органы конституционного контроля. Круг субъектов конституционного надзора устанавливается либо конституциями, либо специальными законами о конституционных или обычных судах. Считается нормальным, если круг таких субъектов достаточно широк, и с обращениями в органы конституционного надзора могут выступать, кроме главы государства, правительства, группы депутатов, парламентских комиссий и судебные органы (абстрактный контроль), а в некоторых случаях — граждане.

    Существует также две системы конституционного контроля — предварительный и последующий контроль.

    Предварительный контроль применяется во Франции, Португалии и других странах после принятия закона до его промульгации президентом.

    Последующий контроль осуществляется судом общей юрисдикции (США) и конституционным судом (Германия, Италия), когда закон на момент проверки его конституционности уже вступил в силу и действует.

    Конституционные суды в некоторых странах обладают правом толкования конституции.

    Орган конституционного надзора может признать несоответствующим конституции либо весь нормативный акт, либо отдельные его положения. Если акт признан несоответствующим конституции целиком, он объявляется юридически недействительным. В теории конституционного права такие действия называются нуллификацией. Обычно нуллифицированный закон остается в сборнике законов с пометкой о фактической его недействительности. В абсолютном большинстве случаев практически во всех странах решение органа конституционного надзора является окончательным, и, как следствие этого, не обжалуется.

    В ряде стран некоторые функции конституционного надзора выполняет президент, который, в соответствии с основным законом, является гарантом конституции (Румыния, Украина, Франция и др.). Практически это выражается, в частности, в том, что президент после принятия закона парламентом и до его промульгации (подписания президентом и опубликования) вправе использовать вето (не подписать закон, в результате чего он не вступает в силу) или обратиться в специализированный орган конституционного контроля с вопросом о конституционности данного акта.

    В некоторых европейских странах конституционный контроль осуществляется специальными несудебными органами. Классический пример такого органа — Конституционный совет Франции.

    Специальные судебные органы соблюдают судебную процедуру: дело слушается, как правило, в открытом судебном заседании, ведется по правилам судебной процедуры, заседание ведет председатель, заслушиваются свидетели, ведется протокол, допускается публика.

    Несудебные органы конституционного надзора такие процедуры могут и не соблюдать. Их главная задача — произвести экспертизу законодательства. Получив обращение, они могут рассмотреть это дело «за закрытыми дверями», а потом объявить свое решение.

    В мировой практике существует два способа формирования состава конституционного суда — парламентский и смешанный.

    Конституции зарубежных стран устанавливают достаточно высокие требования к судьям конституционных судов: профессиональный уровень, возраст, стаж работы, авторитет, безупречная репутация и т.д.

    7. Какова на Ваш взгляд идеальная структура современной конституции (изложите в рабочей тетради письменную аргументацию)

    Конституция страны формирует структуру самого государства, которое обязано брать на себя ответственность за обеспечение общества, благополучие граждан и экономическое развитие страны.

    Конституция должна гарантировать весьма привлекательный опыт государственной деятельности, доверие к государству его граждан; она должна побуждать и стимулировать желание граждан идти вместе с государством по пути, освещенному лучами справедливой, всем понятной и уважаемой в стране Конституции.

    Под "современной конституцией" мы понимаем собирательное понятие или образец, соединяющий в себе "лучшие достижения конституционно-правовой мысли и практики". Особый (или усложненный) порядок пересмотра конституционно-правовых норм определяется следующими чертами: особый порядок принятия; значимость Конституции в правовой системе страны и ее верховное положение в системе нормативных правовых актов; качество юридической регламентации отношений; специальная структура; наличие в содержании наивысших по своей значимости норм-принципов; провозглашение ее Основным законом, наделенным высшей юридической силой.






















    На основе анализа текстов конституций зарубежных стран (не менее 4- 5) выпишите в рабочие тетради статьи, определяющие порядок пересмотра конституций этих стран.

    Статья V Конституции США

    Если две трети членов обеих палат сочтут это необходимым, Конгресс может предлагать поправки к настоящей Конституции или же по требованию законодательных собраний двух третей штатов созывает Конвент для внесения поправок, которые в обоих случаях приобретают обязательную силу и значение как часть Конституции, если будут ратифицированы законодательными собраниями трех четвертей штатов или же конвентами в трех четвертях штатов, смотря по тому, какой из этих двух способов ратификации предложит Конгресс; при этом никакая поправка, принятая до тысяча восемьсот восьмого года, не может как-либо затрагивать первый и четвертый параграфы девятого раздела первой статьи и ни один штат без его согласия не может быть лишен равного с другими голоса в Сенате.

    Раздел XVI. О пересмотре Конституции Франции

    Статья 89. Инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту Республики, действующему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента.

    Проект или предложение о пересмотре Конституции должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом.

    Однако проект пересмотра не передается на референдум, если Президент Республики решит передать его на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса; в этом случае проект пересмотра считается одобренным, если он получает большинство в три пятых поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро Национального собрания.

    Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при наличии посягательств на целостность территории.

    Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

    Раздел Б Об изменении Конституции Греции

    Статья 110. 1. Положения Конституции могут быть изменены, за исключением тех из них, которые определяют основы и форму правления государства, как парламентарной республики, а также положений п. 1 статьи 2, пп. 1, 4 и 7 статьи 4, пп. 1 и 3 статьи 5, п. 1 статьи 13 и статьи 26.

    2. Необходимость изменения Конституции определяется решением Палаты депутатов, принимаемым по предложению, по меньшей мере, 50 депутатов и большинством в три пятых всех членов Палаты в двух раздельных голосованиях с месячным минимальным интервалом между ними. Положения об изменении точно определяются этим решением.

    3. Изменение считается принятым, если Палата депутатов следующего созыва во время своей первой сессии выскажется за него абсолютным большинством голосов всех членов.

    4. Если предложение об изменении Конституции получило большинство голосов всех депутатов, но не три пятых, как это предусмотрено вторым пунктом настоящей статьи, Палата депутатов следующего созыва во время своей первой сессии может вынести решение об изменении; это решение должно быть принято большинством в три пятых голосов всех ее членов.

    5. Всякое одобренное изменение Конституции публикуется в официальном органе государства в течение десяти дней, следующих за его принятием в Палате депутатов, и вступает в силу по специальной резолюции той же Палаты.

    6. Никакое изменение Конституции не разрешается до истечения пятилетнего срока после окончания процедуры предыдущего изменения.

    Глава IX. Поправки к Конституции Японии

    Статья 96. Поправки к настоящей Конституции вносятся по инициативе Парламента с согласия не менее двух третей общего числа членов обеих палат и представляются затем на одобрение народа; поправка считается одобренной, если за нее высказалось большинство голосовавших, либо в порядке особого референдума, либо путем выборов — в соответствии с решением Парламента.

    Утвержденные указанным образом поправки немедленно промульгируются Императором от имени народа в качестве неотъемлемой части настоящей Конституции.
























    Список литературы:

    1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. М., 2000.

    2. Захаров А.К проблеме совершенствования российской Конституции 1993 года // Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования / Редактор-составитель К.Г. Гагнидзе. М., 1998. С.52.

    3. Зорькин В.Д., Мамут Л.С., Кикоть В.А. Новая Конституция: путь к свободе. М. 1993.

    4. Конституции государств Европы: В 3 т. Т.1-3. / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство НОРМА, 2001

    5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран, Т.1-2: Учебник / Под ред. В. А. Страшуна – М., 2005.

    6. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В. О. Лучина, Г. А. Василевича, А. С. Прудникова – М., 2001.

    7. Конституционное право зарубежных стран. Учеб. мет. пос. / Под ред. д.ю.н., проф. В.И.Червонюка. - М., 2004.

    8. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков — 2-е изд., исправ. и доп.— М. 2005.

    9. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В. О. Лучина, Г. А. Василевича, А. С. Прудникова – М., 2001.

    10.   Конституционное право зарубежных стран. Учеб. мет. пос. / Под ред. д.ю.н., проф. В.И.Червонюка. - М., 2004.

    11.   Могунова М.А. Проблемы теории и практики скандинавского парламентаризма. Критический анализ. М.: 2003.

    12.   Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. Учебный курс. М.: Артикул, 1997, М.: ИГП РАН, 2004.




    [1] От латинского constitutio — установление, устройство, учреждение, конституция.

    [2]См.  Дюкло Жак. Мемуары.—Т. 1. — М., 1974.— С. 552. Дюкло Жак. Мемуары.—Т. 1. — М., 1974.— С. 552.

    [3] См. Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. — М.,1972. — С. 375.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Конституции зарубежных государств ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.