Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Менеджмент в странах Востока

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Менеджмент в странах Востока
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:30:52
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание



    Введение

    1. Особенности национальных стилей менеджмента

    2. Макроэкономические условия менеджмента цивилизаций Востока

    3. Японский стиль менеджмента

    Заключение

    Список использованной литературы

















    Введение


    Необычайный экономический расцвет Японии, как самым ярким представителем цивилизаций Востока с изображается чудом. Япония доказала миру, что нищета может быть уничтожена в очень короткое время. Восточный пример дает развивающимся странам надежду, он может быть источником воодушевления для других стран.

    Даже не смотря на различие культур и условий основные проблемы в большинстве стран одинаковые. Проще говоря, экономическое развитие означает производство большей массы товаров при ограниченных ресурсах, в чем японцы явно преуспели.

    Другие страны могут с пользой для себя изучить, как японцы организуют свои предприятия, как они стимулируют своих рабочих и как завоевывают иностранные рынки.

    Многие из приемов имеют универсальный характер, например, обучение каждого работника в течение всего трудоспособного периода.

    Культура японского менеджмента, столь известного на Западе, как правило, ограничивается крупными местными корпорациями.

    Эти флагманы японской экономики предоставляют своим работниками отличную заработную плату, условия труда и гарантии занятости, эти компании и их сотрудники являются бизнес-элитой Востока.

    Целью данного реферата является изучение особенностей менеджмента в цивилизациях востока.

    Исходя из цели, определены основные задачи реферата:

    1. Определить особенности национальных стилей менеджмента;

    2. Раскрыть макроэкономические условия менеджмента цивилизаций Востока;

    3. Изучить японский стиль менеджмента.

    По своей структуре представленный реферат состоит из вводной части, основной, включающей в себя три раздела, заключительной части и списка использованной литературы.

















    1. Особенности национальных стилей менеджмента

    Примерно в начале 70-х годов в зарубежной литературе по менеджменту появилось понятие «национальный стиль управления», с помощью которого начали обозначать то самобытное, своеобразное и неповторимое, что свойственно системе и процессу управления, работе руководителей в данной стране.

    Национальный стиль обусловлен историей развития страны, ее культурой, традициями, обычаями, моральными ценностями. Исследование национальных стилей управления стало одним из характерных научных направлений, что объясняется следующими обстоятельствами:

    Другой стиль управления - это зеркало, в котором отражается собственный стиль. Чтобы совершенствоваться, нужно уметь сравнивать.

    Изучать национальный стиль - значит осваивать неповторимый управленческий опыт, перенимать то ценное, что может быть трансформировано к условиям данной страны.

    Систематическое изучение зарубежного опыта выступает как одно из необходимых направлений совершенствования «своего» управления ·

    Чтобы успешно управлять предприятием на территории другой страны, нужно уметь совместить свой стиль со стилем управления, характерным для другой страны.

    На основе изучения практики управления в разных странах определены и раскрыты черты ряда национальных стилей - американского, английского, западногерманского, японского и др.

    Примерно с 20-30-х годов изучается опыт управления производством в США, что позволяет установить «результативные черты», свойственные американскому стилю - деловитость, умение организовать, развитая система подготовки кадров, специализированная деятельность по совершенствованию управления, высокая техническая вооруженность менеджеров.

    Японский стиль управления начал привлекать внимание специалистов и исследователей в начале 60-х годов. Именно в это время появился термин «управление по-японски».  В настоящее время сохраняется интерес, который появился в различных странах к управлению в Японии. Главную роль в формировании этого интереса сыграли высокие достижения японской экономики. Это дало основание рассматривать понятие «эффективность стиля управления» не только применительно к отношениям «лидер-группа», но и на национальном уровне.

    Японский вызов:

    1. Японское экономическое чудо

    Основными моментами значительных достижений Японии являются: ·

    Япония - вторая в экономическом отношении держава. По размерам ВВП и промышленного производства она уступает только США. ·

    По темпам экономического развития Япония в 1,5-2 раза превышает показатели ведущих капиталистических стран. ·

    Япония занимает 1- е место по производству судов, бытовой электронной аппаратуры, тракторов, автомобилей, металлообрабатывающего оборудования, черных металлов. ·

    В Японии самая высокая продолжительность жизни: женщины - 81, мужчины - 75 лет.

    2. Секрет японского успеха

    Япония показала, что быстрое экономическое развитие возможно мирными демократическими способами. Начать с того, что японская индустрия не выступает в одиночку. Она прочно опирается на помощь своего правительства, поддерживая с ним тесные связи через Министерство Внешней Торговли и Промышленности (МВТП).

    В функции этого министерства входит определение особо приоритетных отраслей и оказание им помощи в осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

    В Японии государственный аппарат вбирает в себя много образованных и одаренных молодых людей. Если еще учесть, что наибольшим престижем в правительстве пользуются министерства экономического профиля, можно получить некоторое представление о том, какие таланты привлекает к себе МВТП. Хотя оно и допускает некоторые ошибки, в целом его воздействие на японскую индустрию оказалось просто поразительным.

    Когда Япония приступила после войны к восстановлению своего хозяйства, ее правительство определило автомобильную, сталелитейную, химическую, судостроительную промышленность и машиностроение в качестве приоритетных отраслей. Иными словами, судьба японского хозяйства не была поставлена в зависимость от свободной игры рыночных сил.

    Экономика Японии хоть и не построена на системе всеобъемлющего планирования, однако, имеет систему ориентиров и приоритетов, позволяющую правительству и промышленности сотрудничать в достижении своих национальных целей. В результате японская авто индустрия была взлелеяна целым рядом стимулов: государственными займами, сокращением сроков амортизации, помощью в области НИОКР, протекционистскими мерами против импорта и запрещением иностранных инвестиций.

    Под комплексным воздействием всех этих мер, японская автомобильная промышленность прошла путь от годового выпуска в 100.000 машин в середине 50-х до 11 миллионов теперь. Но не зависимо от того, какую помощь оказало правительство японским автостроителям, они все равно заслуживают нашего уважения и восхищения. Они показали себя мудрыми плановиками и конструкторами. Используя новейшую технологию, они сконструировали машины мирового класса. Они построили экономичные по расходу горючего автомобили, опираясь на национальную энергетическую политику, в основе которой лежали высокие налоги на бензин как остродефицитный ресурс.

    Другим преимуществом японцев является то, что по сравнению с другими индустриальными странами мира у них в целом самые низкие налоги.

    Еще одним преимуществом для японцев служит искусственно поддерживаемый низкий валютный курс иены, чтобы экспортные товары оставались привлекательными для западных рынков.

    Наконец, существует проблема свободы торговли. Вот как это происходит на деле. Когда японский автомобиль грузят на корабль, берущий курс в США, японское правительство тут же компенсирует автостроительной компании около 800 долларов. Это скидка с налога на товар, она совершенно законна, согласно условиям Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).

    В Западной Европе обычно облагают машину пошлиной с целью перекрыть экспортную скидку, практикуемую японцами. Также Европейские страны устанавливают лимиты на импорт. Италия допускает ввоз не более двух тысяч японских автомобилей в год. Франция устанавливает лимит в 3 % рынка. Германия - 10%. Правительство США не представляет себе таких действий, они все еще, очевидно, полагают, что США единственный производитель в мире и что следует проявлять великодушие.

    Японцы, в свою очередь, ограничивает продажу на своем рынке американских фармацевтических товаров, не допускает на свой рынок американское оборудование дистанционной связи и волоконную оптику, облагает высокими пошлинами импорт говядины и цитрусовых. А все это сводиться к тому, что в Японии правительство, рабочие и менеджеры компаний - все действуют в одной упряжке.

    В США менеджеры и профсоюзы традиционно выступают как противники. По существу, японцы действуют совершенно правильно. «Я большой поклонник японцев. - говорит Ли Яккоко - один из самых известных представителей делового мира США. - Почему? А потому, что они знают свое прошлое, знают свое настоящее и знают, куда идут. И, самое главное, они располагают национальной стратегией для достижения целей. Они знают, также, как делать хорошие автомобили» (7; с.34).

    Прежде всего, издержки на рабочую силу в Японии ниже, чем в США. Заработки японских рабочих составляют около 60% американских. У японцев нет автоматических доплат за вздорожание жизни, привязанных к индексу потребительских цен, какие имеют американцы. Нет такого же набора выплачиваемых фирмой медицинских пособий, которые обходятся потребителю в несколько сот долларов на автомобиль.

    Типичный японский менеджер получает жалование меньше, чем американский, ему не предлагают купить по льготной цене акции компании, в которой он работает, не начисляют вознаграждение за выслугу лет.

    На каком-то этапе своей карьеры японский менеджер мог работать непосредственно у конвейера. В Японии все рабочие подразделяются на квалифицированных и не квалифицированных. В зависимости оттого, что требуется делать в данный день, рабочий может выполнять самые различные функции. Если на полу грязно он подметет, не считаясь с тем, входит это в его прямые обязанности или нет. Естественно такое чувство ответственности порождает высокую производительность. Если позиция японского рабочего выражается вопросом  «чем я могу помочь», позиция американского рабочего характеризуется отговоркой «это не мое дело» - говорит Ли Яккоко.

    Японские рабочие дисциплинированы. Им свойственно чувство гордости. Свою работу они рассматривают как долг, как жизненную миссию. В Японии вы не услышите рассказов, что рабочий приходит в цех под хмельком. Там нет такого явления как промышленный саботаж, и не заметно отчуждение рабочего. К тому же производительность японцев выше, чем в США. Они не квалифицированнее, они просто работают на основе иной системы правил. Управленческий корпус в Японии также строит свою деятельность на системе принципов, которые могут показаться странными, но на деле способствуют достижению успеха.


    2. Макроэкономические условия менеджмента цивилизаций Востока

    2.1 Тенденции в изменении конъюнктуры.

    По оперативным статистическим данным о доходах в январе-марте 1998г., опубликованным Управлением экономического планирования Японии 12 июня 1998г. Их реальный рост ( исключая влияние колебания цен) в указанном квартале по сравнению с октябрем-декабрем 1997г. составил минус 1,3% ( в пересчете на год- минус 5,3%), т.е. уже второй квартал подряд остается в минусе.

    Вследствие этого, реальный рост валового внутреннего продукта (ВВП) в 1997 году составил минус 0,7%, превысив показатель (минус 0,5%) 1974года, следующего года после первого нефтяного кризиса, что надо понимать как наихудший минусовой показатель роста за весь послевоенный период.

    Японская экономика действительно оказалась в положении, которое можно определить как "Великая депрессия эпохи Хэйсэй". Ее самая крупная причина заключается в том, что объем индивидуального потребления, составляющий 60% ВВП, в 1997 году впервые после войны сократился на 12%.

    Несмотря на проводимую политику финансовой дефляции, главный акцент которой делается на структурно-финансовую реформу, груз в 9 триллионов иен, взвалившийся на плечи японцев в результате: повышения ставки потребительского налога, отмены налоговых льгот и увеличения личных платежей за медицинское обслуживание в апреле 1997г., стал ушатом холодной воды для идущей на подъем экономической конъюнктуры.

    Если рассматривать рост ВВП в 1997г. по отдельным позициям, то становиться ясно, что наибольший "вклад" принадлежит снижению внутреннего спроса в результате сокращения индивидуального потребления на 2.2% , что и стало причиной поглощения 1,5% роста спроса (простого экспорта), который впервые за последние пять лет оказался с позитивным сальдо благодаря дешевой иене.

    Кроме индивидуального потребления еще одним фактором отрицательного роста стали частные инвестиции в оборудование, которое во втором полугодии из-за спада с трудом выросли всего лишь на 0,7%. Способствовало этому и сокращение на 7,2% муниципальных инвестиций, происшедшее из-за увеличения на местах финансовой перестройкой.

    В последнее время свои результаты дали и комплексные экономические меры противодействия, на которые затрачено 16 триллионов иен, и с апреля 1998 года отмечаются признаки прекращения сокращения индивидуального потребления и инвестиций в жилищное строительство. В то же время, сравнительно благоприятный внешний спрос под влиянием начавшегося проявляться в странах Азии экономического хаоса в первом квартале 1998г. упал до отметки минус 0,4%. А коль скоро возможностей разрешения экономического кризиса в Азии не просматривается, то рассчитывать на быстрое восстановление конъюнктуру оснований нет. Более того, из-за усиления нестабильности в области кредитов и занятости в апреле-июне 1998г. так же можно ожидать ухудшения экономической конъюнктуры.

    К тому же, остается нерешенной проблема невозвращенных займов, сохраняется политическая нестабильность, нарастают продажи японской иены и акций, что позволяет утверждать, что "экономика Японии стоит перед лицом невиданно серьезных трудностей".

    Сохраняется вероятность того, что со второй половины 2000 года начнется рост инвестиций (которые во второй половине 80-х были очень активными) в оборудование в связи с некоторым сокращением товарных запасов готовой продукции автомобильной и других ведущих экспортных отраслей, а также фактором цикличности, т.е. обновлением технологического оборудования. Хотя вряд ли можно надеяться на то, что специальное понижение налогов на сумму 4 триллиона иен, стимулирующий эффект которого оценивается всего лишь в 0,2%, может оказать особое воздействие на конъюнктуру.

    В ближайшем будущем по-прежнему будет сохраняться опасность негативного влияния краха новых индустриальных стран Азии, переживавших дутый бум экономики и финансовой системы, а также падения цен в мировой торговле из-за усиления экспортного пресса со стороны этих стран.

    Несмотря на то, что в 1997г (даже в условиях вялого спроса) экспортным отраслям удалось с выгодой для себя использовать дешевую иену, есть основания предполагать, что в 1998-2000гг., вследствие пресса низкого спроса и дефляции в торгово-имущественной сфере, а так же из-за усиливающегося влияния падения цен в ориентированном на внутренний спрос бизнесе, "застой в области внутреннего и внешнего спроса как минимум не исчезнет". Поэтому можно предполагать, что по крайне мере в 1998-2000гг. ситуация с внутренним и внешним спросом не измениться.

    2.2 Изменения условий работы предприятий.

    Что касается "тенденций потребительского спроса", то в последнее время вырос удельный вес предприятий, которые считают, что потребительский спрос меняется в сторону усиления тяги "к более низким ценам", "многообразию и индивидуальности", "высокому качеству", "надежности", "заботе об окружающей среде" и т.д. В то же время, сокращается число таких, которые верят в усиление "жажды фирменных знаков".

    По статистическим данным Министерства торговли и промышленности Японии (1994) количество магазинов оптовой торговли за период с 1991 по 1994 сократилось на 7%. Изучение этих данных отдельно по размерам магазинов показывает, что за один и тот же период крупных магазинов оптовой торговли стало меньше на 1.8%, а малых и средних на 7.1%.

    Далее в данных за тот же период времени указывается, что годовая сумма продаж оптовой торговли в целом сократилось на 10%, в том числе в малом и среднем бизнесе оптовой торговле на - 10,8%, а в крупномасштабном - на 8,7%.

    Это позволяет утверждать, что оптовая торговля в целом стоит перед лицом депрессии, что средние и малые предприятия этой сферы оказались в исключительно тяжелых деловых условиях.

    По малому и среднему предпринимательству отмечается: ·

    Застой в сфере малого и среднего бизнеса розничной торговли. Главным партнером по торговым сделкам для мелких и средних оптовиков является сфера малой и средней розничной торговли. Эта сфера сейчас переживает трудные времена, в результате чего и в малом и среднем бизнесе оптовой торговли продолжается застой. ·

    Сокращение каналов товарообмена. В связи с тягой потребителя к низким ценам, в сфере розничной торговли особенно активно проявляется тенденция к сокращению каналов товарооборота. Набирает темпы так называемое "явление изъятие опта". Сокращение количества поставщиков. Сокращая количество поставщиков, розничные торговцы стремятся повысить эффективность закупок и упрочить связи с определенными оптовыми торговцами.

    Основными направлениями последующей деятельности малого и среднего бизнеса оптовой торговли, думается, станут более эффективный учет пожеланий постоянных клиентов и усиление сотрудничества с другими предпринимателями. ·

    Повышение функциональной активности оптовой торговли. Чтобы выжить, малый и средний бизнес оптовой торговли нуждается в дальнейшем усилении эффективности своей работы. Например, если его основным клиентом являются крупные фирмы оптовой торговли, он должен закладывать фундамент сотрудничества с ними как "логистический поставщик", который сумеет повысить эффективность движения товаров. Если его главным партнером являются малые и средние розничные торговцы, ему следует оказывать им содействие во всем: от подбора товаров, до оказания помощи в розничной торговле. ·

    Сотрудничество с другими предприятиями. Тесно взаимодействовать с другими предприятиями этой же сферы, продвигать вперед кооперирование, добиваться интенсификации движения товаров и обеспечения поставок товаров в полном ассортименте. Основным направлением сотрудничества с предпринимателями других отраслей, как представляется, должны стать повышение своего потенциала в планировании и сбора информации, а также совершенствовании товарной продукции. Продвижение в сферу розничной торговли и производства. Своим проникновением в сферы розничной торговли и производства оптовые торговцы стремятся обеспечить сокращение накладных расходов за счет повышения объемов продаж и "одомашнивания" каналов товарооборота, получая возможность таким образом повысить объемы продаж своего предприятия. Более того, их проникновение в сферы розничной торговли и производства имеют те преимущества, что в первом случае это даст возможность непосредственно выяснять потребности потребителей, а во втором - активизировать поставки товаров посредством разработки собственных видов и моделей товаров. 2.4 Тенденции индивидуального потребления ·

    Индивидуальное потребление впервые после войны перешагивает минусовой порог роста. После повышения процентной ставки потребительского налога в апреле 1997 темпы роста реальных потребительских доходов существенно снижаются. Согласно опубликованным в июне 1998 "оперативным статистическим данным о доходах населения" (Управление экономического планирования Японии), реальные темпы роста потребительских доходов в январе-марте 1998 по сравнению с предыдущим периодом понизились.

    Однако в связи с глубокой тревогой, царящей в финансовой системе и в сфере трудоустройства, снижение остановилось на низком уровне в 0,1%.

    Еще одним фактором охлаждения потребительских настроений стало начавшееся с осени 1997 нестабильности финансовой системы. В частности, резкий скачок темпов роста безработицы после марта 1997 повлек снижение доходов и потребительских расходов и нанес сильный удар по индивидуальному потреблению.

    В результате этого процент роста реальных потребительских расходов в 1997 по сравнению с предыдущим периодом сократился на 1,2% и, впервые после войны, опустился до минусовой отметки. ·

    Дальнейшие тенденции индивидуального потребления. Часть специалистов Японии придерживается мнения, что влияние импульсного понижения спроса и роста бремени семейных расходов, сопровождавших повышение ставки потребительского налога, исчезнут и ситуация с индивидуальным потреблением постепенно начнет выправляться. Однако само по себе чувство утяжеления бремени расходов в связи с повышением ставки потребительского налога, отменой налоговых льгот и роста расходов на медицинское обслуживание не спадет. Под влиянием существенного сокращения муниципальных инвестиций ожидается увеличение количества банкротств крупных строительных компаний, а также отсюда и общий рост банкротств. Есть опасения по поводу того, что обострение процесса реструктуризации может привести к замораживанию доходов населения. В первой половине 1998 резко возросли число обанкротившихся предприятий и уровень безработицы и, как ожидается, их рост будет продолжаться, что может оказаться холодным душем для настроения потребителей. В силу вышеуказанных причин не следует ожидать скорого увеличения индивидуальных потребительских расходов. Для оживления спроса на товары народного потребления и в надежде, что этот спрос будет передаваться от отрасли к отрасли, правительство пошло на беспрецедентную в истории государственной экономической политики меру - оно разослало по домашним адресам японцев бесплатные купоны на сумму примерно 6 млрд. долл. Купоны получила четверть японцев, они могли истратить их на любые товары и услуги. Но желаемые перемены на потребительском рынке не произошли.



    2.3 Дальнейшие тенденции развития

    В настоящее время либерализация экономики Японии проводиться под давлением внешних обстоятельств - требований торговых партнеров, длительного кризиса, - а не из осознания объективной необходимости этого процесса.

    В связи с этим она проходит медленно противоречиво и недостаточно эффективно.

    Япония - это гигант мировой рыночной экономики с недостаточно развитой рыночной инфраструктурой. Япония получила огромные кредиты от международных финансовых организаций. Но главный источник средств государственного регулирования экономики - внутренний рынок ссуд. Правительство вычерпывает средства с рынка капиталов.













    3. Японский стиль управления

    3.1 Формирование стиля менеджмента национальный менталитет, национальный стиль, индивидульный стиль.

    В японском стиле управления прежде всего нашли отражения характерные черты японского народа. К этим чертам относятся:

    Необычайное трудолюбие японцев. Труд в Японии всегда ставился очень высоко. Он был провозглашен целью жизни человека.

    Высокая ответственность за дело, дисциплинированность. Этим объясняется практически отсутствие контролирующего аппарата.

    Экономность, бережливость, непритязательность. Японская экономика имеет самые высокие показатели по использованию сырья, топлива, площадей, металла.

    Высокий уровень образования. Большинство высших управляющих в Японии имеет университетское образование, Систематическое обучение всех работников в компании является обязательным. Подготовка и обучение кадров рассматривается как одно из средств усиления компаний и общества.

    На японский стиль управления оказали влияние национальные традиции, моральные ценности, привычки, правила.

    Среди моральных ценностей в японском обществе важное место занимает принцип "он" (добро, благодеяние): личность, занимающая более высокое положение, и оказывающая благодеяние нижестоящим, которые должны проявить признательность при выполнении обязательств.

    Другим важным принципом является принцип "ва" (мир, гармония): между членами группы должны быть доброжелательные и корректные отношения, направленные на достижение целей группы. Этот принцип предписывает соблюдать законы группы, избегать критики и принятия самостоятельных решений.

    Японцем не свойственно соперничество и противопоставление внутри группы Традиционно японским правилом общения между людьми является "сохранить лицо" ("не потерять лицо"). В случае разногласий, инцидента или конфликта японцы стремятся принести свои извинения и сохранить хорошие отношения. Вызвать осуждение группы - значит "потерять лицо". Неизменным японским правилом общения является улыбка.

    Улыбка в Японии обусловлена этикой общения и выражает прежде всего вежливость в общении, в то же время может маскировать догадку, согласие, оппозицию, коварство или расчет.


    3.2. Характерные принципы, которых придерживаются японские управляющие

    На отношения с работниками в Японии обращается особое внимание.

    Управляющие, которые умеют управлять людьми, ценятся очень высоко и пользуются авторитетом.

    Считается, что именно умение управлять является решающим фактором успеха.

    Японские управляющие хорошо знают рабочих, имеют с ними неформальные, дружеские отношения, помогают им советами. Японским управляющим присущи методы, ориентированные на персонал и личность.

    Принципы, которых придерживаются японские управляющие:

    Принцип "делай как я" заключается в том, что управляющий регулярно работает как обыкновенный рабочий (у станка, на складе). Данный принцип способствует обмену мнениями между работниками и управляющими по производственным вопросам и условиям труда.

    Принцип "вместе со всеми". Японские управляющие избегают привилегий. Они не пользуются отдельными кабинетами, едят в одной столовой с рабочими, не имеют отдельных стоянок для автомобилей, принимают участие в спортивных мероприятиях. Считается, что в этом случае управляющий находиться ближе к сотрудникам и лучше знает их работу и открыт для любого работника.

    Принцип "крестных отцов" (наставников и опекунов). "Крестный отец" - это опытный наставник, оказывающий покровительство молодому, начинающему руководителю, является посредником при разрешении конфликтов и вопросах о его дальнейшей карьере. Обычно он имеет несколько подопечных.

    Принцип открытых дверей. Любой работник в любое время имеет возможность общаться с управляющим. Этому способствует развитость неформальных контактов, доброжелательное и терпимое отношение к недостаткам работников.

    3.3 Характерные черты японского стиля

    - Пожизненный найм.

    Система, при которой работник всю жизнь работает в одной компании. Это определяет ряд особенностей деления работников, подбора кадров, зачисления на работу, повторного найма и должностного продвижения. Система пожизненного найма распространяется только на "постоянных работников", которые пришли в компанию сразу после учебы и нигде до этого не работали.

    Те, кто сменил место работы, не прошел испытательный срок или не имеет образования относятся к "временным работникам". Заработная плата временных работников значительно меньше, они не могут быть членами профсоюза, не имеют медицинской страховки, не могут пользоваться магазином компании со льготными ценами. Компании не обеспечивают их жильем и "временными" пенсиями, их увольняют в первую очередь.

    - Подбор кадров и зачисление на службу.

    Здесь действует принцип "человек-должность", а не "должность-человек". Т.е. идут от человека к определению его обязанностей. Крупные компании подбирают работников из студентов до окончания учебного заведения.

    Чтобы поступить на работу в компанию, необходимо иметь рекомендации от поручителя. Если поручитель работает в данной компании, он несет ответственность за рекомендацию. Если его протеже не справилось с работой, то поручителю могут предъявить иск.

    Испытательный срок обычно длиться три года. Инженеры перед поступлением на работу сдают экзамены, с целью выявления их интересов и способностей.

    "Повторный наем" практикуется по отношению к пенсионерам, который после выхода на пенсию продолжает трудится на прежней работе, но получает меньшую зарплату.

    - Профсоюзы компаний


    Другим аспектом японского менеджмента являются профсоюзы компаний, в которые большинство регулярных работников обязаны вступить. Несмотря на наличие федераций профсоюзов на национальном уровне, профсоюзы не существуют как юридические лица, отдельные от организации или соперничающие с ней.

    Связь компании с работником накладывает серьёзные ограничения на деятельность независимого профсоюза, а сам работник при этом не желает вреда экономическому благополучию компании: забастовки довольно редки и, как правило, коротки.

    При японском стиле управления и принятия решений в крупных компаниях поток информации и инициативы идёт снизу вверх, в результате чего высшее руководство выступает в качестве посредника, а не источника власти, а руководители среднего звена стимулируют работников и формируют политику.

    Консенсус определяется в качестве одного из способов выработки решений, а благополучию работников уделяется самое пристальное внимание.

    Вместо того, чтобы выступать в качестве важного лица, принимающего решения, чиновник, занимающий далеко не последний пост в компании, несёт ответственность за поддержание гармонии с тем, чтобы сотрудники могли работать вместе. Таким образом, исполнительный директор компании выступает в качестве своего рода «строителя консенсуса».

    - Небольшие компании

    В небольших японских компаниях существует совершенно иная корпоративная культура. Как и в немецкой системе Мейстера новички размещаются «под крыло» опытных специалистов и на протяжении нескольких лет изучают имеющиеся в компании техники и методы. Их обучение направлено на более глубокое понимание определённых областей навыков вместо более широкой, но менее глубокой подготовки, которую получают работники в крупных компаниях.

    Работники малых компаний учатся производить работы высшего качества с помощью нескольких простых инструментов и немногих (или вообще отсутствующих) передовых индустриальных инструментов.

    Понаслышке японский менеджмент и бизнес в целом обладает широко распространившимся положительным имиджем. По всей вероятности, это вызвано притягательностью иностранных явлений в целом и ошибочными представлениями о японской культуре в частности, помноженными на японскую тенденцию избегать критики в адрес начальства. В результате, имеющаяся картина японского менеджмента представлена в более «розовых» тонах, нежели есть на самом деле.


    3.4 Отличие подходов в управлении американских и японских организаций

    Подход

    Американские компании

    Японские компании

    Человеческий капитал

    Малые вложения в обучение. Обучение конкретным навыкам. Формализованная оценка.

    Крупные вложения в обучение. Общее обучение. Неформализованная оценка.

    Трудовой рынок

    На первом месте внешние факторы Краткосрочный найм Специализированная лестница продвижения.

    На первом месте внутренние факторы Долгосрочный найм Неспециализированная лестница продвижения.

    Преданность организации

    Прямые контракты по найму. Внешние стимулы. Индивидуальные рабочие задания.

    Подразумеваемые контракты. Внутренние стимулы. Групповая ориентация в работе

    Характерные основные признаки японского управления по Х. Йосихара:

    - Гарантия занятости и создание обстановки доверительности и стабильности;

    - Гласность и ценности корпорации;

    - Управление, ориентированное на качество;

    - Постоянное присутствие руководства на производстве;

    - Поддержание чистоты и порядка.




















    Заключение


    Таким образом, проведенный анализ показывает, что японский стиль управления является довольно своеобразным и специфичным и по своим чертам сильно отличается от европейских национальных стилей.

    Японский стиль по-своему обеспечивает высокую эффективность производства и, следовательно, прибыль.

    В той связи в ряде стран и, особенно в США, предпринимались попытки освоения "прибыльных черт" японского стиля. Однако, эти попытки вылились в заимствование опыта, а не освоения черт японского стиля.

    Это подтверждает, что не возможно перенять своеобразие другого национального стиля, можно только заимствовать некоторые элементы и пытаться освоить их с учетом своего национального стиля.

    Национальные особенности менеджмента не есть нечто данное раз и навсегда. Национальные предпринимательские системы и модели менеджмента меняются со временем, развиваются.

    Национальная модель менеджмента зависит не только от уровня экономического развития страны, но и от ее истории и культуры, пути достижения данного уровня развития.

    Сравнение национальных моделей менеджмента требует их всестороннего описания и комплексного рассмотрения. Международные сравнения говорят о взаимозависимости различных аспектов института акционерных обществ.

    Необходимый для работоспособности системы уровень разнообразия ее поведения поддерживается реализацией принципа двойственности. Уменьшение свободы выбора определенной группы участников производственных отношений в одном аспекте деятельности сопровождается ее увеличением в другом.

    Относительная эффективность национальной модели менеджмента зависит от условий внешней среды. В одних условиях преимущество имеет одна национальная модель, в других – другая.


















    Список использованной литературы


    1.   Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации: Учебник / Под. ред. Э.М. Короткова. – М.: Инфра-М, 2000.

    2.   Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2007.

    3.   Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарики, 2005.

    4.   Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007.

    5.   Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. М. Уорнера: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001.

    6.   Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2002.

    7.   Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2004.

    8.   Основы менеджмента: Учебник для ВУЗов / Под.ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2003.

    9.   Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

    10.   Чудновская С.Н. История менеджмента. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2004.




Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Менеджмент в странах Востока ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.