Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Обеспечение прав человека в ОВД

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Обеспечение прав человека в ОВД
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:30:54
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    План

    1. Каковы основные черты и принципы правоохранительной системы в демократических государствах?

    2. Как осуществляется обеспечение прав лиц подвергающихся уголовному преследованию?

    Список использованной литературы…………………………………………..34









                                                                                       




















    Вопрос 1. Каковы основные черты и принципы правоохранительной системы в демократических государствах?



             Деятельность правоохранительных органов и в России и в других демократических государствах неразрывно свя­зана с понятиями законности и правопорядка.

             Содержание принципа законности составляет наличие совре­менного законодательства с обязательным обеспечением верхо­венства законов и безусловным выполнением его предписаний всеми органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

             В реальной общественной жизни принцип законности нахо­дит воплощение в правопорядке, т. е. таких общественных отно­шениях и связях, которым свойственны следующие черты:

             — наличие современной системы законодательства и пра­ва — системы стабильной и вместе с тем своевременно обнов­ляющейся в соответствии с потребностями жизни;

             — верховенство Конституции РФ и законов и соответствие им всех других нормативных актов;

             — соблюдение норм права всеми участниками обществен­ных отношений на основе их равенства перед законом;

             — осуществление органами государства, общественными ор­ганизациями и должностными лицами функций в точном соот­ветствии с их компетенцией, на основе закона и иных право­вых предписаний;

             — гарантированная государством реальная возможность осу­ществления заинтересованными лицами всех форм реализации права, в частности его использования, исполнения, соблюде­ния и применения, а также обеспечение полномочий должностных лиц, субъективных прав граждан1 и юридических лиц;

             — равная и реальная ответственность перед обществом и го­сударством всех, кто нарушил закон, чьи-либо субъективные права, не исполнил свои субъективные обязанности;

             — эффективное применение закона и государственного при­нуждения уполномоченными органами государства, организа­циями и должностными лицами в целях предупреждения, пре­сечения и устранения нарушений;

             - оперативная, результативная и законная деятельность правоохранительных органов государства и общественных орга­низаций.

             Сказанное свидетельствует о том, что правопорядок — это та­кое состояние общественных отношений, которое выражает ре­альное осуществление требований законности.

             Понятие и содержание правопорядка в нашем обществе, ес­тественно, требуют и реальных гарантий его (правопорядка) осуществления в соответствующих демократических формах. Важнейшей гарантией здесь является правоохранительная дея­тельность государства, реализуемая через систему государствен­ных органов и общественных организаций.

             Работа всех органов государства осуществляется в рамках за­кона и способствует утверждению начал законности и укрепле­нию правопорядка. Однако ряд государственных учреждений и общественных организаций занимаются исключительно выпол­нением правоохранительной функции государства. Направле­ния правоохранительной деятельности разнообразны, главные из них следующие.

             Судебная власть и правосудие — важнейшая ветвь правоохра­нительной деятельности государства, поскольку его реализует только суд в особом процессуальном порядке с правом приме­нять к правонарушителям государственное принуждение, в том числе в форме уголовного наказания.        Ни один государствен­ный орган или общественная организация не имеет таких пол­номочий, какими наделен суд. Только он при наиболее серьез­ных правонарушениях (преступлениях) вправе разбирать дела и оправдывать подсудимых либо применять к ним наказание от имени государства.

             Организационное обеспечение деятельности судов возложе­но на Судебный департамент при Верховном Суде РФ, который решает вопросы их финансового, ресурсного, материально-тех­нического снабжения с соблюдением принципа независимости судей.

             Прокурорский надзор, осуществляемый Генеральным проку­рором и всеми подчиненными ему прокурорами, направлен на опротестование и отмену противоречащих закону актов органов государственного управления, коммерческих и некоммерческих организаций, а также на предотвращение противоправных дей­ствий должностных лиц и охрану прав граждан. К компетенции прокуратуры относятся, кроме того, уголовное преследование, поддержание государственного обвинения в суде и ряд других функций.

             Охрана общественного порядка возложена на органы Мини­стерства внутренних дел РФ (прежде всего на милицию) в це­лях предотвращения, пресечения и раскрытия нарушений за­конности и правопорядка.

             Расследование преступлений — деятельность особых должно­стных лиц- следователей и дознавателей, имеющая целью раскрытие преступлений и изобличение лиц, их совершивших.

             Защита прав и интересов граждан и организаций осуществля­ется прежде всего адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составления разного рода деловых бумаг, выступлений адвокатов на суде в качестве защитников по уго­ловным делам и представителей по гражданским и арбитраж­ным делам.

             Правовая работа в гражданском обороте как вид правоохра­нительной деятельности входит в компетенцию юридических служб организаций и направлена на обеспечение законности в гражданском обороте, особенно в сфере договорных отноше­ний предприятий, организаций, учреждений, фирм. Юрискон­сульты содействуют укреплению правопорядка в организациях путем составления договоров, визирования приказов, консуль­тирования сотрудников и др.

             Негосударственная правоохранительная деятельность осуще­ствляется специально созданными по инициативе граждан об­щественными организациями (третейские суды, добровольные народные дружины и т. п.), функционирующими самостоятель­но или в помощь государственным органам в целях охраны общественного порядка, защиты прав заинтересованных лиц и рассмотрения правовых конфликтов их компетенции.

             На обеспечение законности направлена и работа иных госу­дарственных органов и общественных организаций, которую они ведут наряду с выполнением своих основных функций, возложенных на них законом и государством (местные админи­страции, комиссии и комитеты представительных органов вла­сти и др.).

             Таким образом, правоохранительная деятельность государ­ства различна по направлениям, формам и методам.

             В законодательных актах к правоохранительным органам традиционно относят суд, прокуратуру, адвокатуру, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дозна­ние и следствие, Министерство юстиции РФ и его органы, включая нотариат и ЗАГСы, Министерство внутренних дел РФ и его органы, в том числе милицию, а также общественные ор­ганизации, занимающиеся исключительно правоохранительной деятельностью.

             Все они обладают следующими характерными признаками:

             — созданы на принципах демократии и действуют в услови­ях максимальной гласности;

             — в силу прямого указания закона и специфического поло­жения в механизме государства предназначены именно для обеспечения законности и правопорядка, защиты Прав и инте­ресов граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, обще­ства и государства;

             — наделены соответствующими правами и обладают специ­фической компетенцией по предупреждению, пресечению пра­вонарушений и рассмотрению правовых вопросов и дел, свя­занных с правонарушениями и защитой прав;

             —  в зависимости от характера правовых вопросов имеют право применять в целях восстановления и укрепления закон­ности и правопорядка определенные меры государственного или общественного воздействия вплоть до уголовного наказа­ния, применяемого исключительно судом.

             Судебно-прокурорские органы США подразделяются на феде­ральные (общегосударственные) органы и органы отдельных штатов, что обусловлено своеобразием федеративного устрой­ства страны.

             Федеральные суды рассматривают гражданские дела, по ко­торым либо одной из сторон является штат, либо стороны на­ходятся в разных штатах, и некоторые другие. В этих судах рас­сматриваются уголовные дела о совершении наиболее опасных государственных преступлений (государственная измена, пи­ратство и т. д.), касающихся центральных органов государст­венной власти страны, и другие подсудные по общефедераль­ному законодательству федеральным судам уголовные дела. Ос­тальные гражданские и уголовные дела отнесены к подсудности судов штатов. Ввиду сложности законодательства о подсудно­сти четкого разграничения компетенции федеральных судов и судов штатов не проведено.

             Система федеральных судов состоит из Верховного суда США, областных апелляционных судов (их всего 11), районных (окружных) судов (1—3 в каждом штате) и особых судов. К по­следним относятся: суд по претензиям к правительству США (претензионный суд), суд по таможенным делам и коммерче­ский суд. В систему федеральных судов входят также военные и военно-морские суды во главе с военно-апелляционным судом, состоящим при министерстве обороны.

             Прокуратура в США также разделена на две обособленные системы: федеральную и штатов.

             Во главе федеральной прокуратуры находится генеральный атторней, который назначается Президентом США с согласия Сената на четыре года, ему подчиняются назначаемые в том же порядке окружные атторнеи (прокуроры).

             Генеральный атторней, являясь главным прокурором США и высшим должностным лицом федеральных органов юстиции, обладает очень широкими полномочиями и выполняет разно­образные функции. Он возглавляет департамент юстиции, ко­торый в известной мере выполняет функции министерства юс­тиции1, в частности по руководству федеральными судебными органами. Генеральный атторней представляет к назначению на должности судей федеральных судов, получает отчеты о работе последних и представляет правительству сводный отчет о дея­тельности федеральных судебно-прокурорских органов.

             Осуществляя руководство расследованием всех дел, феде­ральная прокуратура обладает, по существу, неограниченными полномочиями в области уголовного преследования. Она имеет исключительное право возбуждения всех уголовных дел, под­судных федеральным судам. Генеральный атторней и подчиненные ему окружные атторнеи могут прекратить уголовное де­ло в любой стадии до момента вынесения присяжными своего вердикта. Таким образом, возбуждение уголовных дел и под­держание обвинения в федеральных судах составляют главней­шую функцию федеральной прокуратуры.

             Прокуратура штатов организована и действует независимо от федеральной прокуратуры. В каждом штате имеются свои органы прокуратуры под самыми различными наименования­ми. Во главе прокуратуры штата находится генеральный аттор­ней, на местах действуют атторнеи, которые в одних штатах назначаются губернаторами, в других — избираются населе­нием.

             Главной функцией прокуратуры штатов, как и федеральной прокуратуры, является уголовное преследование. Прокуратура штатов обладает неограниченными полномочиями по возбужде­нию уголовных дел, руководит их расследованием (которое в ос­новном осуществляет полиция) и поддерживает обвинение в су­дах штатов.

             Полиция США состоит из трех обособленных структур по­лицейских органов: федеральной полиции, полиции штатов и местной полиции. В дополнение к ним имеются полиция же­лезнодорожная и промышленная (частная).

             Федеральная полиция подчинена федеральным властям и дей­ствует на территории всех Соединенных Штатов, руководству­ясь при осуществлении своей деятельности федеральным зако­нодательством. Основные полицейские силы сосредоточены в департаменте юстиции; в министерстве финансов имеется по­лиция казначейства; есть полиция в департаменте почт, в ми­нистерстве обороны и в других ведомствах.

             Федеральная полиция обеспечивает соблюдение федераль­ного законодательства, предупреждает и расследует преступле­ния, осуществляет патрульную службу, регулирование уличного и дорожного движения, выполняет другие функции.

             В состав федеральной полиции департамента юстиции вхо­дит Федеральное бюро расследований (ФБР) — основной орган уголовной полиции, контрразведки и политического сыска в США. ФБР осуществляет расследование всех уголовных пре­ступлений и нарушений федерального законодательства. Кроме центрального аппарата ФБР имеет отделения во всех штатах и крупных городах США.

             В департаменте юстиции имеются и специализированные по­лицейские службы: служба иммиграции и натурализации, феде­ральное эмиграционное бюро и т. д. В составе министерства фи­нансов действуют секретная служба по борьбе с наркоманией и контрабандой, служба по борьбе с фальшивомонетничеством, береговая охрана, таможенная полиция, полиция внутренних сборов (налогов). Военная полиция в составе министерства обо­роны как разновидность федеральной полиции действует и внутри США, и за рубежом, везде, где расположены американ­ские войска и военные базы. В Вашингтоне есть специальная федеральная полиция — охранная полиция столицы — для охра­ны города, здания Конгресса и резиденции Президента- Бело­го дома. Имеются и другие многочисленные разновидности фе­деральной полиции.

             Полицию штата составляют полицейское управление служ­бы безопасности штата и другие подразделения, подчиненные губернатору.

             В местную полицию входят муниципальные полиции городов и полицейские службы графств. В составе этой полиции дейст­вуют патрули (пешие, авто-, мото-), шерифы и констебли.

             Все полицейские силы Соединенных Штатов Америки под­чинены Национальному совету безопасности под председатель­ством Президента.

             Судебная система Франции, основанная еще Наполеоном, подверглась наибольшим изменениям в результате судебной ре­формы, проведенной в связи с принятием в 1958 г. новой Кон­ституции. Ордонансом от 22 декабря 1958 г. «О судебной орга­низации», Законом от 5 февраля 1994 г. «О статусе магистрату­ры» и другими правовыми актами были усилены централизация судебных органов и подчинение их исполнительной власти. Глубокий кризис государственной системы обусловил возраста­ние во Франции роли президентской власти и полное подчине­ние президенту судебно-прокурорских органов. Это характерно для всех сторон организации и деятельности органов суда и прокуратуры Франции в настоящее время.

             Суды Франции подразделяются на общие и специальные, причем первые организованы как суды гражданского судопро­изводства. Суды по уголовным делам являются отделениями общих судов. Система уголовных судов строится в соответствии с делением всех преступных деяний по уголовному законода­тельству на правонарушения, проступки и преступления1.

             Система общих судов состоит из следующих звеньев.

                    Трибуналы низшей инстанции и полиции были учреждены вме­сто прежних мировых судей. Во Франции действует 456 таких судов, которые находятся в главных городах округов.

             Трибунал низшей инстанции и полиции действует как суд первой инстанции, разрешающий в основном гражданские де­ла, в том числе по искам имущественного характера на сумму до 380 евро. В этом случае он называется «трибунал процесса». Кроме того, этот судебный орган рассматривает дела о право­нарушениях, и тогда он именуется «трибунал простой поли­ции». Последний может применять меры наказания в виде тю­ремного заключения на срок до одного месяца или штрафа на сумму до 150 евро с удвоением наказания в случае повторного правонарушения.

             Дела в трибуналах низшей инстанции и полиции рассматри­ваются, как правило, единолично судьей, решения которого могут быть обжалованы в апелляционном порядке в вышестоя­щий трибунал или апелляционный суд.

             Трибуналы вышестоящей инстанции (большого процесса) яв­ляются основным звеном судебной системы. В каждом департа­менте учрежден один или несколько таких трибуналов. В на­стоящее время во Франции их насчитывается 175.

             Трибунал вышестоящей инстанции состоит из отделений гражданских и уголовных дел и рассматривает большинство гражданских дел по первой инстанции, а также является апел­ляционной инстанцией для трибуналов низшей инстанции и полиции. При рассмотрении гражданских дел он называется трибуналом большого (гражданского) процесса, а при рассмот­рении уголовных дел о проступках — трибуналом исправитель­ной (уголовной) полиции. Все дела рассматриваются коллеги­ально в составе трех судей. Решения этого суда могут быть об­жалованы в апелляционный суд.

             Апелляционные суды учреждаются во Франции по одному на два или несколько департаментов и являются второй инстанци­ей для нижестоящих судов (трибуналов). Апелляционный суд рассматривает также по первой инстанции сложные дела о пре­ступлениях. В нем имеются гражданская и уголовная палаты; в состав последней входят обвинительная камера (для придания суду функции надзора за расследованием дел) и суд ассизов. Путем рассмотрения апелляционных жалоб в составе пяти и более судей апелляционный суд осуществляет контроль за дея­тельностью нижестоящих судов (трибуналов). Суд ассизов рассматривает сложные уголовные дела по первой инстанции. Он состоит из трех судей и девяти присяжных заседателей, которые совместно решают все фактические и правовые вопросы дела, составляя, таким образом, единую коллегию. Приговоры суда ассизов могут быть обжалованы только в кассационном поряд­ке в Кассационный суд.

             Кассационный суд возглавляет всю систему судов Франции и фактически является ее верховным судом. Он состоит из палат по гражданским и уголовным делам и рассматривает только кассационные жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. При этом Кассационный суд не пересматривает дела по существу, а проверяет законность обжалованного решения или приговора по имеющимся в деле материалам и в случае отмены судебных актов направляет дело на новое рассмотрение в ниже­стоящий суд. Сам Кассационный суд дел по первой инстанции не разрешает. Решения по общим принципиальным правовым вопросам принимаются всеми членами Кассационного суда.

             Кроме общих во Франции имеются специальные (особые) су­ды, которые, как и общие судебные органы, подразделяются на гражданские и уголовные. К специальным относятся суды: коммерческие, третейские, по квартирной плате, по социально­му страхованию и обеспечению (гражданские суды), по делам несовершеннолетних, военные, морские, государственной безо­пасности и Высший суд юстиции (уголовные суды).

             По Конституции 1958 г. Высший суд юстиции Французской Республики действует как специальный суд первой инстанции по рассмотрению преступлений, совершенных высшими долж­ностными лицами (министрами) при исполнении ими своих служебных обязанностей. Этому суду может быть предан и Президент по обвинению в государственной измене, если обви­нение ему предъявят обе палаты Парламента — Национальное собрание и Сенат.

             Судьи во Франции назначаются Президентом по рекоменда­ции Высшего совета магистратуры. Этот совет, будучи админи­стративным органом, играет важную роль в формировании су­дебной системы и осуществлении контроля за деятельностью судей.

             Высший совет магистратуры состоит из девяти членов, на­значаемых Президентом. Председателем совета является Пре­зидент, а его заместителем- министр юстиции. Последний осуществляет постоянное практическое руководство советом.

             Высший совет магистратуры вносит предложения о назначе­нии судей Кассационного суда и первых председателей апелля­ционных судов, дает заключения по предложениям министер­ства юстиции относительно назначения всех судей. От Высшего совета магистратуры зависит продвижение судей по службе. Совет рассматривает дисциплинарные проступки судей и нала­гает на них дисциплинарные взыскания.

             Прокуратура Франции призвана возбуждать уголовное пре­следование, поддерживать обвинение в суде, а также осуществ­лять надзор за расследованием преступлений. Она входит в ве­домство юстиции. Сам министр юстиции непосредственно про­курорские функции не реализует, но руководит деятельностью прокуратуры: вносит представления Президенту о назначении и увольнении прокуроров, осуществляет в отношении последних дисциплинарную власть, дает обязательные для них указания по службе и т. д.

             Формально прокурорские органы состоят при судах, однако не зависят от последних, а, наоборот, контролируют их дея­тельность. В частности, прокуроры ведут личные дела судей, представляют на судей аттестации министру юстиции и участ­вуют в решении других вопросов управления судами через ми­нистерство юстиции. Это в какой-то мере объясняется тем, что местных органов министерства юстиции во Франции не суще­ствует, а управление судами возложено на председателей судов и частично на прокуроров.

             В систему прокурорских органов входят: а) республиканские прокуроры при трибуналах вышестоящей инстанции (они же обслуживают трибуналы нижестоящих инстанций); б) генераль­ные прокуроры апелляционного суда; в) генеральный прокурор Кассационного суда.

             Прокуроры имеют заместителей и помощников (адвокатов республики). Все прокуроры назначаются Президентом по ре­комендации министра юстиции. Система прокурорских орга­нов строго централизована. Республиканский прокурор при вышестоящем трибунале подчиняется генеральному прокурору апелляционного суда. Генеральный прокурор Кассационного суда дает руководящие указания прокурорам апелляционных судов.

             Прокуроры осуществляют надзор за расследованием, кото­рое возложено на следственных судей и судебную полицию, и принимают решения о возбуждении уголовного преследования.

             Судебный процесс во Франции носит обвинительный харак­тер, что дает прокурору в суде очень широкие права, отнюдь не равные правам защитника. Власть председательствующего в су­дебном процессе в отношении прокурора ограничена: он не может ни вмешиваться в действия прокурора, ни отклонять его вопросы, задаваемые участникам судебного дела. Заявления прокурора об истребовании новых доказательств, о вызове сви­детелей обязательны для суда.

             В гражданском судопроизводстве прокурор может участво­вать в качестве так называемой присоединившейся стороны, чтобы высказать суду свое мнение по делу. Прокурор вправе выступать гражданским истцом в суде в интересах государства, например по делам о взыскании налогов.

             Полиция Франции подразделяется на следующие подструк­туры:

             — Главное управление национальной безопасности министер­ства внутренних дел («Сюрте Насьональ»), которым руководит генеральный директор, подчиненный непосредственно минист­ру внутренних дел. В состав Главного управления националь­ной безопасности входят различные управления и службы: управление осведомительной полиции, управление судебной полиции, управление по надзору за территорией (контрразвед­ка), служба общественной безопасности, управление обеспече­ния безопасности высокопоставленных лиц (Президента и глав иностранных государств), центральная служба идентификации и др.

             Судебная полиция Франции — крупнейшее полицейское формирование, занимающееся розыском лиц, совершивших преступления, расследующее преступления путем сбора доказа­тельств и передающее дела в суд. Расследование уголовных дел осуществляют также судьи, прокуроры и чиновники других по­лицейских служб;

             — полиция департамента Сена (включая Париж с его пред­местьями), которую возглавляет префект, подчиненный мини­стру внутренних дел. Парижская полиция при этом служит как бы ядром всей полиции Франции. Важнейшее положение в префектуре полиции занимает оперативное управление, на ко­торое возложены охрана порядка и защита существующего ре­жима. Расследование преступлений в Париже и его предместь­ях осуществляют управления судебной полиции и осведоми­тельной полиции. В составе префектуры полиции имеются также управление обеспечения безопасности высокопоставлен­ных лиц (одноименное с таким же управлением в составе Глав­ного управления национальной безопасности) и управление экономической полиции и контроля за торговлей;

             — национальная жандармерия и отряды республиканской безо­пасности. Жандармерия подчиняется министерству обороны и делится на мобильную, подчиненную префектам как резерв по­лиции, и жандармерию департаментов, которая выполняет функции полиции в сельской местности. Жандармерия занима­ется также решением административных вопросов — охраной границ, контролем за иностранцами, обеспечивает режим хра­нения боеприпасов и оружия, санитарию и т. д. Отряды нацио­нальной безопасности восстанавливают порядок в случаях вол­нений, забастовок и демонстраций, регулируют движение на дорогах, охраняют границы, оказывают помощь при стихийных бедствиях. Все эти отряды подчинены министерству внутрен­них дел Франции.



    Вопрос 2. Как осуществляется обеспечение прав лиц подвергающихся уголовному преследованию?



              «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ). Воплощение этих положений в жизнь оз­начает, что государство и право существуют прежде всего и главным обра­зом для человека, реально отражают потребности членов общества и защи­щают и оберегают их. Эта гуманистическая ориентация Конституции РФ нашла адекватное воплощение и в установленных ею принципах уголовно­го процесса.

             Обеспечение прав лиц, подвергающихся уголовному преследованию, реализуется через общеправовые и уголовно- правовые принципы: законность; публичность; всеобщее равенство перед законом и судом; неприкосновенность личности; уважение чести и досто­инства личности; охрана прав человека и граждани­на; неприкосновенность жилища; презумпция невиновности; обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; состязательность сторон; гласность; непосредственность и устность судебного разбирательства; язык уголовного судопроизводства; право на обжалование процессуальных дей­ствий и решений.

             Указанные принципы уголовного процесса в полной мере действуют в ста­дии судебного разбирательства. На стадии предварительного следствия и доз­нания некоторые из них не действуют или действуют в ограниченных преде­лах. Если основная часть (группа) принципов в полной мере действует во всех стадиях процесса, то некоторая их часть реализуется главным образом в суде. Это не означает, что следователи и дознаватели не должны учитывать послед­ние в ходе ведения дела на дознании и предварительном следствии. Прогнози­руя результаты рассмотрения дела в суде, они, конечно, должны учитывать принципы и условия (устность, непосредственность, состязательность, непре­рывность) деятельности суда. Кроме того, многие принципы, условно отнесен­ные нами ко второй группе, реализуются при решении процессуальных и ма­териально-правовых вопросов в стадии исполнения приговора.

             Законность - универсальный общеправовой принцип, кото­рый нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях дей­ствующей Конституции РФ. Общие предпосылки законности содержатся уже в ст. 1 Конституции, объявившей Россию демократическим федератив­ным правовым государством. Статья 4 категорически подтверждает верхо­венство Конституции и федеральных законов на всей территории России. Универсальный характер общеправового принципа законности подтвер­ждает и ст. 15 Конституции РФ. В Конституции немало других статей, содержащих требования законности или направленных на ее обеспечение. Они, естественно, относятся к уголовному судопроизводству.

             Реализуя свои исключительные полномочия судебной власти, суд осу­ществляет правосудие на основе закона и в соответствии с законом. Он не только сам должен строго соблюдать закон, но и обязан обеспечить дея­тельность сторон в соответствии с предоставляемым им законом правами и обязанностями.

             Применительно к стадии предварительного расследования выполнение требований законности означает точное исполнение законов властными субъ­ектами (следователем, дознавателем, прокурором, судом); другими участ­никами предварительного расследования (подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими, гражданским истцом, гражданским ответчиком, их защит­никами и представителями); субъектами, осуществляющими ведомствен­ный контроль за соблюдением законов (начальник следственного отдела), прокурорский надзор (прокурор) и судебный контроль (суд). Не случайно в ст. 7 УПК указано, что нарушение УПК судом, прокурором, следовате­лем, органом дознания и дознавателем в ходе судопроизводства влечет при­знание недопустимыми полученных таким путем доказательств.

             Состояние законности при регулировании общественных отношений в суде, на дознании и предварительном следствии (как и в уголовном про­цессе вообще) обусловлено наличием надлежащей правовой базы в виде системы законов.

             Наличие добротных законов - это фундамент законности, но еще не са­ма законность. Принцип законности в уголовном судопроизводстве на­правлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участни­ками общественных отношений, на обеспечение такого поведения граждан и деятельности государственных органов, которые соответствовали бы тре­бованиям норм права.

             Для следователей и органов дознания соблюдение требований законно­сти означает прежде всего обеспечение производства быстрого и полного раскрытия и расследования преступлений; проведение всех необходимых действий по собиранию и исследованию доказательств в строгом соответ­ствии с законом. В этих целях в УПК тщательно регламентировано произ­водство всех допустимых законом процессуальных действий и процессу­альных решений. При этом они должны точно соблюдать требования не только уголовно-процессуального, но и уголовного закона.

             Требование точного соблюдения и исполнения законов при производст­ве предварительного расследования, как и в других стадиях уголовного процесса, адресуется не только субъектам, осуществляющим производство по делу, но и вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства гражда­нам, их защитникам и представителям, экспертам, специалистам и др. При этом, чтобы граждане имели возможность своевременно вступить в уголовно-процессуальные отношения, следователь и другие субъекты, ведущие производство по делу, обязаны:

             а)  своевременно принять решения о вступлении (допуске) их к участию в деле (например, вынести постановления о привлечении в качестве обви­няемого, о признании лица потерпевшим и т. п.);

             б) разъяснить им принадлежащие права и обязанности;

             в) обеспечить возможность реализации этих прав.

             Законность - это принцип, сфера действия которого предельно широка. Он относится ко всем стадиям и институтам уголовного процесса, ко всем его субъектам, распространяется на все действия и процессуальные реше­ния, характеризует все грани процессуальной деятельности и процессуаль­ных отношений, пронизывает все другие принципы и в значительной мере способствует их фактической реализации.

             Публичность как принцип уголовного процесса прежде все­го означает, что прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель обяза­ны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом слу­чае обнаружения признаков преступления и принять предусмотренные за­коном меры к установлению события преступления, лиц, виновных в со­вершении преступления, и к их изобличению (ч. 2 ст. 21 УПК).

             Хотя сущность указанного принципа сформулирована в УПК, исходную правовую базу его действия можно обнаружить в Конституции Российской Федерации (ст. 2, 15, 17, 18, 46).

             Действуя во всех стадиях уголовного процесса, этот принцип получил нормативное выражение не только в ст. 21 УПК. В частности, он находит воплощение в ст. 20-28, 37-41, 73 и др. При этом в приведенных и других статьях УПК выражено государственное начало как основа деятельности в сфере уголовного судопроизводства.

             В зависимости от характера, форм и задач различных стадий уголовного процесса этот принцип по-разному проявляет свое действие. В стадии воз­буждения уголовного дела он проявляется в том, что компетентные госу­дарственные органы (прежде всего органы дознания и следователи) в силу своих обязанностей при наличии признаков преступления обязаны возбу­дить уголовное дело, не связывая свои действия с усмотрением пострадав­шего и других заинтересованных лиц (кроме дел частного и частно-публич­ного обвинения, возбуждаемых, как правило, по жалобе потерпевшего). Не случайно среди законных поводов к возбуждению уголовного дела законода­тель указывает непосредственное обнаружение органом дознания, следова­телем, прокурором признаков преступления (ст. 143 УПК).

             Обязывая государственные органы возбуждать уголовные дела, не ожи­дая просьбы об этом лиц, пострадавших от преступлений, иных граждан и

    организаций, закон тем самым предписывает правоохранительным органам действовать в интересах граждан и всего общества, объективно заинтере­сованных в обеспечении эффективной борьбы с преступностью.

             Закон обязывает также следователей, органы дознания и других должност­ных лиц принимать заявления и сообщения о преступлениях, рассматривать их и сообщать заявителям о принятых решениях (ст. 144, 145 УПК).

             В ходе расследования следователь и дознаватель должны инициативно осуществлять ход расследования; проводить необходимые следственные действия, не ожидая ходатайств об этом обвиняемого, потерпевшего, за­щитника, других участников уголовного процесса; стремиться к установле­нию истины по делу. Сказанное, однако, не означает, что следователь или дознаватель не обязаны реагировать на ходатайства и заявления участников процесса. Напротив, они обязаны их немедленно рассмотреть. Более того, они не вправе отказать указанным участникам процесса в удовлетворении ходатайств о производстве следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они просят, могут иметь значение для дела.

             Независимо от воли участников процесса, следователь решает вопросы: привлечения лица в качестве обвиняемого (ст. 171-172), признания лица потерпевшим (ст. 42), проведения различных следственных действий и принятия решений.

             Нельзя, однако, утверждать, что в уголовном процессе вообще отсутст­вует диспозитивное начало. Ограничение действия публичности находит проявление и в ряде норм УПК. Например, согласно закону с согласием обвиняемого связана возможность прекращения дела на основании акта амнистии или истечения срока давности (ч. 2 ст. 27). Наконец, традицион­ное ограничение действия принципа публичности проявляется в установ­лении особого порядка решения вопроса о возбуждении и дальнейшего производства по делу частного обвинения, как правило, в зависимости от воли потерпевшего (ч. 2 ст. 20 УПК). Расширение сферы действия диспозитивного начала предопределила ст. 76 нового УК РФ, допустившая воз­можность прекращения дела судом ввиду примирения лица, совершившего преступление небольшой тяжести, с потерпевшим (ст. 25 УПК).

             Расширение действия диспозитивного начала в уголовном судопроиз­водстве означает усиление внимания законодателя к правам, свободам и интересам гражданина, стремлениями сочетать в уголовно- процессуальной деятельности интересы личности, общества и государства при определяю­щей роли публично-правового начала уголовного судопроизводства.

             Согласно ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед зако­ном и судом. В ч. 2 указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и сво­бод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, на­циональности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным организациям, других обстоятельств.

             В такой интерпретации рассматриваемый общеправовой принцип в пол­ной мере распространяется на правосудие и уголовное судопроизводство, действуя во всех стадиях уголовного процесса. Следовательно, равенство граждан распространяется не только на отношения гражданина с судом, но и с дознавателем, следователем, прокурором. Процессуальное положение гражданина определяется не имущественными, социальными или иными факторами, а тем, субъектом каких прав он является: гражданского истца,

    потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, защитника, свидетеля и т. п. границах установленных законом процессуальных прав и обязанностей для того или иного субъекта каждый гражданин, вовлеченный в сферу уго­ловного судопроизводства, вступает в различные процессуальные отноше­ния, реализуя принадлежащие ему субъективные права и выполняя субъек­тивные обязанности.

             Принцип равенства граждан перед законом и судом одновременно свя­зан с положением о едином суде и единстве права. Положение о едином су­де означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии оп­ределенным лицам либо основанных на дискриминации. Установленная Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной сис­теме Российской Федерации» судебная система является единой: для всех граждан имеются одни и те же суды.

             Положение о единстве права также представляет собой одно из требо­ваний подлинного демократизма. Оно означает единство законодательства, применение единой системы права в правосудии.

             Установленное ст. 19 Конституции РФ положение о равенстве всех пе­ред законом и судом базируется на рекомендациях, содержащихся в ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека. Но ст. 8 названной декларации ока­зала влияние на формулировку не только ст. 19, но и ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту своих прав и свобод. Со­поставляя содержание ст. 19 и ст. 46 Конституции, нетрудно заметить меж­ду ними связь, так как первая из этих статей провозглашает равенство, а вторая представляет собой важнейшее правовое средство обеспечения того, что устанавливает первая из упомянутых статей.

             Надо признать, что в отступление от общих правил в действующем за­конодательстве установлен ряд положений, которыми предусмотрен осо­бый порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей, прокурорских работников и некоторых других должностных лиц. Он пре­следует цель не установления привилегий для этих лиц, а создание гаран­тий для успешного осуществления их деятельности (депутатской, судей­ской и т. п.), ограждения их от искусственного создания препятствий к ис­полнению служебных обязанностей. В случае привлечения указанных лиц к ответственности они наделяются обычными процессуальными правами того или иного субъекта (обвиняемого, подсудимого и т. п.).

             Неприкосновенность личности, являясь принципом уголов­ного процесса, базируется на положениях ст. 22 Конституции РФ.

             Сформулированная в соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 22 Конституции Российской Федерации уста­навливает, что:

             1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

             2. Арест, заключение под стражу допускается только по судебному ре­шению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержа­нию на срок более 48 часов.

             Смысл ч. 2 ст. 22 Конституции состоит в том, что только суду вверяется право на ограничение личной неприкосновенности человека и гражданина.

             Мера пресечения в виде заключения под стражу по действующему УПК может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого не иначе как по судебному решению (ст. 10, 108 УПК). При этом применена она, как правило, может быть лишь по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрена мера наказания в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет, а в исключительных случаях- до 2 лет лишения свободы. В законе прямо указано, что собой представляют эти «исключительные случаи»: 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории России; 2) его личность не установлена; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда (ч. 1 ст. 1-8 УПК). А в отно­шении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется, как правило, только в том случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

             В УПК жестко установлено, что никто не может быть задержан по по­дозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсут­ствии оснований, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 97 УПК).

             Устанавливая традиционные для российского уголовно-процессуаль­ного законодательства основания задержания (ст. 91 УПК), действующий УПК несколько расширил условия задержания лица при наличии иных данных для подозрения лица в совершении преступления (ч. 2 ст. 91 УПК). Кроме того, законом предусмотрено, что по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражей либо суд не отложил окончательное принятие решения. В этих случаях судья по ходатайству стороны не более чем на 72 часа может продлить срок задер­жания (п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК).

             Предусматривая основания, условия и порядок задержания и заключе­ния лица под стражей, законодатель однозначно обязывает суд, прокурора и органы расследования немедленно освободить всякого незаконно задер­жанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицин­ский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК (ч. 2 ст. 10).

             Конституция РФ установила, что достоинство личности ох­раняется государством. При этом в ст. 21 специально подчеркнуто: «Ни­кто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». На конституционном уровне сформулировано соответствующее между­народным стандартам положение о праве каждого на неприкосновен­ность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Конституция не ограничилась констатацией права граж­данина и человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почто­вых и телеграфных сообщений, но и установила, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23). Конституция определила также, установлено, что сбор, хранение, ис­пользование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24).

    Необходимо подчеркнуть, что перечисленные конституционные поло­жения выходят за пределы регулирования уголовно-процессуальных отно­шений, возникающих в ходе предварительного следствия и дознания, а также в судебных стадиях судопроизводства. Они вообще выходят за пре­делы действия уголовно-процессуального права.

             Воспринимая приведенные и иные конституционные установления, законодатель применительно к регулированию общественных отноше­ний в сфере уголовного судопроизводства однозначно запретил осуще­ствление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его че­ловеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья. В ст. 9 УПК, кроме того, подчеркнуто, что никто из участни­ков уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыт­кам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Эти требования обращены прежде всего к властным долж­ностным лицам - субъектам уголовно-процессуальных отношений, но не только к ним, а также и к должностным лицам следственных изоля­торов и мест лишения свободы, а также ко всем органам исполнитель­ной власти, обязанным оберегать участников уголовного судопроиз­водства от посягательств других лиц.

             В уголовно-процессуальном законе содержится много установлений, направленных на охрану чести и достоинства личности. Это, в частности: установление случаев возбуждения и дальнейшего движения уголовных ел с учетом воли потерпевшего (ч. 2 и 3 ст. 20; ст. 25 УПК); запрещение унижать честь и достоинство граждан при проведении освидетельствования (ч. 4 и 5 ст. 179). В целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц закон допускает прове­дение закрытых заседаний суда (ч. 2 ст. 214 УПК), считает возможным ог­раничение гласности при проведении предварительного расследования (ч. 3 ст. 161), а также наделяет следователя правом при проведении следствен­ных действий предупреждать участвующих в них лиц о недопустимости без его согласия разглашения данных предварительного следствия. УПК возлагает на следователя обязанность принятия мер к тому, чтобы не полу­чили оглашения выявленные при обыске и выемке обстоятельства интим­ной жизни лиц, в помещении которых были проведены действия (ч. 7 ст. 182,ч. 2 ст. 183).

             Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве провозглашена ст. 11 УПК. Однако столь глобальный конституци­онный принцип, оказавший громадное влияние на формирование и по­строение всего уголовного судопроизводства, конечно, не может быть ис­черпывающим образом воплощен в одной статье УПК. Различные грани действия принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголов­ном судопроизводстве отражены не только в ряде статей 2 главы УПК, но и во многих других статьях общих положений кодекса, а также в главах, посвященных регулированию общественных отношений на разных этапах судопроизводства. В рамках же ст. 11 УПК представлены лишь общие предпосылки, важные для обеспечения прав и обязанностей граждан, во­влеченных в уголовно-процессуальные отношения в разных стадиях уго­ловного процесса.

             Предпосылкой реализации своих прав любым человеком и граждани­ном, вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства, является знание им своих процессуальных прав, обязанностей и ответственности. Поэтому в законе особо подчеркивается необходимость разъяснения участникам уголовного судопроизводства их прав и обязанностей.

             Знаменательно, что обязанность разъяснять участникам уголовного судопроизводства их процессуальные права, обязанности и ответствен­ность закон возлагает на всех субъектов уголовно-процессуальных от­ношений, ответственных за ведение дела (суд, прокурор, следователь и т. п.).

             Безусловно важным является положение части 2 ст. 11 УПК, в соответ­ствии с которым дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны преду­предить обладающих свидетельским иммунитетом лиц, давших согласие дать показания, что их показания могут быть использованы в качестве до­казательств по уголовному делу. Это положение, основанное на положени­ях ст. 51 Конституции РФ, имеет значение как для обеспечения прав граж­дан, так и для осуществления процесса доказывания.

             Последующие положения ст. 11 УПК направлены на обеспечение при­менения специальных мер безопасности при наличии угрозы участникам процесса, их родственникам и имуществу. И, наконец, в части 4 ст. 11 УПК законодатель счел возможным специально обратить внимание на то, что вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод (в том числе властными субъектами (должностными лицами), осуществляющими уголовное преследование), подлежит возмещению.

             Базируясь на ст. 49 Конституции РФ, УПК РФ (ст. 14) опреде­ляет презумпцию невиновности как принцип уголовного процесса сле­дующим образом:

             «1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совер­шении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу пригово­ром суда.

             2.  Подозреваемый и обвиняемый не обязаны доказывать свою неви­новность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приво­димых в защиту подозреваемого и обвиняемого, лежит на стороне обви­нения.

             3.  Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в его пользу.

             4.     Обвинительный    приговор    не    может    быть    основан    на предположениях».

             Трактовка презумпции невиновности, данная в ч. 1 ст. 14 УПК РФ, соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека (ст. 11), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 14). Тексту­альное несовпадение некоторых положений ст. 14 УПК со ст. 49 Конститу­ции РФ не свидетельствуют об их противоречивости. Отраслевой закон не может сузить сферу действия конституционных предписаний, но может, сообразно смыслу конституционных установлений, как бы раздвинуть их действие, как это он сделал, например, в ч. 2 ст. 14 УПК, указав, что не только обвиняемый, но и подозреваемый не обязаны доказывать свою не­виновность. Столь же правомерным является усиление гарантий прав лич­ности в предписаниях ч. 2 ст. 14, когда они не только освобождают (вслед за Конституций РФ) обвиняемого от обязанности доказывать свою неви­новность, но и возлагают бремя доказывания на обвинителя. На усиление действия конституционного положения о презумпции невиновности на­правлена и ч. 4 ст. 14 УПК.

             Презумпция невиновности оберегает от преждевременного признания виновности в совершении преступления лица, в отношении которого выне­сено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого. Поэтому она адресована прежде всего органам расследования и суду, но не только. Она обязательна и для всех других учреждений, организаций и граждан.

             Применение законом формулы «...обвиняемый считается невинов­ным...» не означает, что Конституция фактически исключает виновность обвиняемого. Более того, поскольку следователь может вынести постанов­ление о привлечении лица в качестве обвиняемого только при его подтвер­ждении имеющимися в деле доказательствами, вынося это постановление, он, естественно, уверен в виновности лица. Вот почему в законе нельзя указать о невиновности обвиняемого, но можно констатировать, что он считается невиновным. Тем самым законодатель как бы предполагает, до­пускает возможность виновности лица, но указывает, что этого недоста­точно, чтобы признать его виновным, поэтому и завершает начатую в при­веденном положении закона мысль словами «пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором». Следовательно, не отвергая возможной виновности лица в совершении того, в чем его обвиняют, Кон­ституция и УПК РФ требуют доказать это по существующим уголовно-процессуальным правилам, а вывод о виновности оставляют возможность сделать только суду и только в приговоре, который к тому же еще должен обрести законную силу. Если же достаточных доказательств в подтвержде­ние виновности не собрано, не может быть вынесен обвинительный приго­вор (ч. 4 ст. 302 УПК). В связи с этим в ч. 3 ст. 14 УПК указано, что все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном УПК, толкуются в его пользу.

             Сказанное позволяет сделать вывод: презумпция невиновности - объек­тивная категория, но она опровержима. Опровергнута же она может быть только доказательствами, полученными, проверенными и оцененными в установленном законом порядке.

             Общепризнано, что презумпция невиновности распространяется не только на обвиняемого, но также на подозреваемого, подсудимого и осуж­денного (в отношении последнего, по меньшей мере, - до вступления при­говора в законную силу). Подтверждение этому имеется в ряде процессу­альных норм. Развивая конституционные положения, законодатель установил (ч. 2 ст. 14 УПК), что не только обвиняемый, но и подозреваемый не обязаны доказывать свою невиновность. УПК предписал, что бремя дока­зывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подоз­реваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. Это очень важно, так как доказать невиновность лицу нередко не только трудно, но порой даже и невозможно. Поэтому обязанность доказывания обвинения лежит на том, кто обвиняет лицо, кто подозревает его в совершении преступления, кто осуществляет уголовное преследование. В то же время в УПК подчерк­нуто, что: а) все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в установленном УПК порядке, толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 14); б) обвинительный приговор не может быть основан на предположениях (ч. 4 ст. 14).

             Наряду с этими положениями в УПК представлено связанное с ними и не менее важное предписание, запрещающее жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение с участниками уголовного судопро­изводства (ч. 2 ст. 9 УПК). В не меньшей степени увязано с презумпцией невиновности правило, согласно которому признание обвиняемым своей вины в совершении преступления может быть положено в основу обвине­ния лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся по уголовному делу доказательств (ч. 2 ст. 77 УПК).

             Становление презумпции невиновности как конституционного принци­па уголовного процесса и правосудия имеет важное юридическое и нравст­венное значение. Установление этого принципа в Конституции имеет большое значение не только для практики расследования и судебного рас­смотрения уголовных дел, но и оказывает влияние на проходящий в ходе судебной реформы процесс обновления законодательства.

             Встречающиеся суждения о том, что презумпция невиновности до принятия новой Конституции в России отсутствовала, являются ошибоч­ными. Действительно, на столь высоком законодательном уровне пре­зумпция невиновности представлена в 90-х гг. XX в. Но как принцип уго­ловного процесса она была признана задолго до этого в судебной практи­ке1. Положения, вытекающие из презумпции невиновности, нашли во­площение во многих статьях УПК РСФСР 1960 г. (ст. 13, 19, 20, 77, 309 и др.). Однако надо признать, что УПК РФ не только повторил и подтвер­дил положения ст. 49 Конституции РФ, но и существенно развил и кон­кретизировал их.

             Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип уголовного процесса опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение юридической помощи, в том числе и бесплатной, в случаях, установленных законом; в ч. 2 этой статьи определяется момент вступления защитника в уголовный процесс. Нормативная база для осуще­ствления защиты по уголовному делу содержится во многих нормах Кон­ституции (ст. 45-51), которые восприняты нормами УПК, а также учиты­ваются на практике при применении последних.

             Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту скла­дывается из процессуальных средств, которые реально предоставлены в ходе производства по делу указанным субъектам уголовного процесса для защиты своих интересов от подозрения или обвинения. В связи с этим в ч. 1 ст. 16 УПК указано, что названным участникам уголовного судопроизводства обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя.

             Закон предписывает лицам, ответственным за ведение дела, разъяснять подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивать им возможность защищаться всеми не запрещенными УПК способами и средствами (ч. 2 ст. 16).

             Право обвиняемого (подозреваемого) на защиту представляет собой совокупность субъективных процессуальных средств, используя кото­рые он может противостоять выдвинутому против него обвинению: знать, в чем он обвиняется (подозревается); оспаривать участие в со­вершении преступления; опровергать обвинительные доказательства; представлять оправдывающие его доказательства; защищать другие за­конные интересы.

             Среди субъективных прав подозреваемого, обвиняемого в законе преж­де всего указано право знать, в чем он подозревается (обвиняется). Важ­ность этого положения трудно переоценить: не зная этого, лицо не может защищаться от подозрения и от обвинения.

             Одним из основных средств обеспечения права на защиту обвиняемо­го, подозреваемого является предоставление квалифицированной юри­дической помощи (ст. 48 Конституции РФ, ст. 50 УПК), что имеет место не только по просьбе подозреваемого, обвиняемого (ч. 2 ст. 50 УПК), но и тогда, когда они не отказываются от защитника (ч. 1 ст. 51 УПК). Более того, отказ от защитника не лишает подозреваемого, обвиняемого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в производ­стве по уголовному делу (ч. 3 ст. 52 УПК). Кроме того, если в указанных законом случаях (ч. 1 ст. 51 УПК) защитник не приглашен обвиняемым, подозреваемым или другими лицами (ч. 1 ст. 50, ч. 3 ст. 51 УПК), то доз­наватель, следователь, прокурор или суд обязаны обеспечить участие за­щитника.

             Несомненной гарантией права на защиту является презумпция неви­новности - один из важнейших принципов уголовного судопроизводст­ва (ст. 49 Конституции РФ, ст. 14 УПК), а также основанные на ней по­ложения о том, что: а) обвиняемый не обязан доказывать свою невинов­ность, так как это является бременем стороны обвинения; б) неустра­нимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу; в) обвинительный приговор не может быть основан на предположениях; г) признание обвиняемым своей вины в совершении преступления мо­жет быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении его виновности совокупностью  имеющихся  по уголовному делу доказа­тельств. Безусловно, на обвиняемого, подозреваемого в полной мере распространяется основанное на презумпции невиновности универсаль­ное положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Кон­ституции РФ).

    Список использованной литературы

     Нормативные акты

    1. Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2000. – 32 с.

    2. УПК РФ. М. , 2001.

    1. Указ Президен­та Российской Федерации от 9 марта 2004 г, № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

     Литература

     

    1. Боботов С. В. Правосудие во Франции. М., 1994

    2. Боботов С. В., Чистяков Н. Ф. Суд присяжных: история и современность. М, 1992

    3. Гуценко К. Ф., Головко Л. В., Филимонов Б. А. Уголовный процесс западных госу­дарств. М, 2001.

    4. Лебедев В. Условия для успешного завершения реформы созданы // Российская юстиция. — 2001. — № 11.

    5. Организация и функции адвокатуры в зарубежных странах: Правовая помощь малоиму­щим// Законодательство зарубежных стран. М, 1991. Вып. 3.

    6. Полянский Н. Н. Уголовное право и уголовный суд в Англии. М., 1969.

    7. УПК РФ с постатейными материалами / Под ред. Лебедева, Божьева. М.: Спарк. 2002.

    8. Уголовный процесс: Уч. Для студентов вузов / Под ред. В.Б. Божьева, 3- изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2002.

    9. Уголовный процесс России: Учебник/ А.С. Александров и др., - М.: Юрайт- Издат, 2003. – 821 с.

    10. Уголовный процесс: Учебник для юридических высших учебных заведений/ Под общ. ред. В.И. Радченко. – М.: « Юридический дом» « Юстицинформ», 2003. – 752 с.

     





    1 Субъективные права и обязанности конкретных лиц возникают на основе норм права (в объективном смысле) в связи с каким-то жиз­ненным обстоятельством — юридическим фактом. Взаимосвязь субъективных прав и обязанностей составляет содержание правоотноше­ний, возникновение, развитие и прекращение которых регулируются нормами различных отраслей права.


    1 В США не существует министерства юстиции как такового. В пе­чати нередко департамент юстиции называют министерством, а гене­рального атторнея — министром юстиции.

    1 Правонарушение наказывается штрафом или арестом на несколь­ко дней; за проступок может быть назначено тюремное заключение на срок до пяти лет; за преступление суд вправе назначить в соответствии с законом любую меру наказания

    1 Высший судебный орган страны аналогичную конституционной формулу презумпции неви­новности дал еще в июне 1978 г. (См.: Сборник постановлений Пленумов по уголовным де­лам. С. 120.)

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Обеспечение прав человека в ОВД ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.