Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Объективные и субъективные показатели физической подготовки

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Объективные и субъективные показатели физической подготовки
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:30:54
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ПЛАН


    Введение.

    1. Критерии сформированности физической культуры.

    2. Объективный контроль.

    3. Субъективный контроль.

    Заключение.

    Список литературы.
























    Введение


    Физическое воспитание, независимо от форм его осуществления, будь то спортивная тренировка или физкультурно-оздоровительная работа, по содержанию является, прежде всего, специализированным социально-педагогическим процессом. Однако объектом этого процесса является очень сложная саморегулирующаяся биологическая система – организм человека, находящийся в постоянном взаимодействии с окружающей его природной и социальной средой. В связи с этим очевидным является тот факт, что эффективность учебно-тренировочного процесса определяется оптимальным соответствием используемых средств и методов физического воспитания состоянию здоровья, функциональным возможностям, возрастным индивидуальным особенностям занимающихся физической культурой и спортом [4, 16, 18, 22].

    В современных социально-экономических и экологических условиях, когда здоровье населения, и в первую очередь подрастающего поколения, существенно ухудшилось и, к сожалению, продолжает стремительно ухудшаться, такого рода рациональный подход к реализации процесса физического воспитания как обязательной составляющей валеологической политики, особенно в условиях современной системы общего среднего и высшего образования, приобретает принципиальную значимость [20, 17, 27]. В противном случае уменьшается мотивация занятий физическими упражнениями, снижается эффективность тренировочного процесса и уровень спортивного мастерства, сокращается спортивное долголетие, создаются условия для развития целого ряда патологических состояний [19]. Любая ошибка тренера, педагога в случае неправильной организации и реализации процесса физического воспитания имеет очень высокую цену – здоровье занимающихся.

    Многочисленными всесторонними исследованиями объективно доказано, что систематические занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека существенные сложные многообразные воздействия, особенно ощутимые в критические и сенситивные периоды онтогенетического развития. Только правильно организованные занятия под наблюдением врача с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства. Нерациональная организация тренировочных занятий, выполнение физической работы, по направленности, объему, интенсивности не соответствующей индивидуальным морфофункциональным и физическим возможностям организма занимающихся физической культурой и спортом, отсутствие регулярного медицинского контроля, пренебрежение методическими указаниями тренера, педагога, врача, могут иметь очень высокую цену – нанести вред здоровью [9, 11, 15].

    В процессе физического воспитания рекомендуется использовать различные виды контроля, в ходе которых отслеживается функциональное состояние различных органов и физиологических систем организма занимающихся. Оперативный или текущий субъективный контроль отражает ежедневные реакции организма занимающихся на выполняемые физические нагрузки по наиболее вариативным морфофункциональным показателям (например, масса тела, ЧСС, артериальное давление и др.).

    Количество показателей контроля может быть различным, но важно научиться методически правильно определять отдельные показатели, правильно их формулировать и оценивать. Поэтому основные критерии выбора показателей, которые рекомендуется систематически вносить в индивидуальный дневник субъективного контроля, – степень их информативности (объективной и/или субъективной) о текущем физическом, морфофункциональном, психофизиологическом состоянии организма, а также доступность способов их практического определения и оценки в естественных условиях осуществления учебно-тренировочного процесса и восстановления без использования специального оборудования. Спортивный врач, тренер должны объяснять занимающимся, как вести дневник, как оценивать тот или иной показатель, а самое главное, разъяснять им, какое влияние каждый из диагностируемых показателей оказывает на состояние их здоровья.


    1. Критерии сформированности физической культуры


    Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

    - степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

    - интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельнос­ти (затрачиваемое время, регулярность);

    - характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

    - выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявле­ний личности в физкультурно-спортивной деятельности (само­стоятельность, настойчивость, целеустремленность, самооблада­ние, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

    - степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятель­ности;

    - проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразова­ния, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

    - уровень физического совершенства и отношение к нему;

    - владение средствами, методами, умениями и навыками, необхо­димыми для физического совершенствования;

    - системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

    - широта диапазона и регулярность использования знаний, уме­ний, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональ­ной деятельности.

    Таким образом, о сформированности физической культуры лич­ности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме прояв­ляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера твор­ческого самовыражения в ней.

    В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней прояв­ления физической культуры личности.

    Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовле­творенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием за­нятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педа­гогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной актив­ности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным матери­алом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной под­готовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индиф­ферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

    Номинальный уровень характеризуется индифферентным отноше­нием студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элемента­ми - утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность - личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педа­гога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студен­тов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не про­являют инициативы в заботе о своем-здоровье, физическом состоянии.

    В основе потенциального уровня - положительно осознанное отно­шение студентов к физической культуре в целях самосовершенствова­ния и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые зна­ния, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамот­но выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортив­ных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

    Направленность «на себя». Большое значение придают эмоцио­нальному общению и самовыражению в процессе занятий. Использу­ют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной де­ятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортив­ную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

    Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в цен­ностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физичес­кой культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семей­ную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодея­тельности во многих сферах жизнедеятельности.

    Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответст­вие между современными требованиями к профессионально-личност­ному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.


    2. Объективный контроль


    Занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздей­ствия. Только правильно организованные занятия под наблюде­нием врача, с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства. Неправильная орга­низация занятий, пренебрежение методическими указаниями, вы­полнение объема и интенсивности физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимаю­щихся, отсутствие регулярного медицинского контроля могут на­нести вред здоровью.

    Массовое привлечение к занятиям физической культу­рой и спортом людей старшего и пожилого возраста требует особенно углубленного врачебного контроля за ними. По состоянию и физической подготовленности, полу и возрасту, а также и другим показателям эту груп­пу занимающихся распределяют по следующим медицин­ским группам:

    1-я - практически здоровые люди, не обращающиеся с жалобами к врачам, обладающие достаточной для сво­его возраста физической подготовленностью.

    2-я - лица с возрастными изменениями, сопровож­дающимися небольшими отклонениями функционального характера при достаточной компенсации, или начальны­ми формами заболеваний, часто свойственными процессу старения, а также практически здоровые люди с недо­статочной физической подготовленностью.

    3-я - лица со сниженной функциональной адаптаци­ей, отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, со слабой физической подготов­ленностью.

    Лица старшего и пожилого возраста со значительны­ми отклонениями и старше 75 лет могут быть направлены в кабинеты лечебной физкультуры лечебно-профилакти­ческих учреждений для занятий под наблюдением врачей.

    При отсутствии противопоказаний обследуемому вы­дается справка, дающая право заниматься физическими упражнениями в физкультурно-оздоровительной группе. В зависимости от динамики состояния здоровья и физической  подготовленности  в  процессе регулярных занятий занимающийся может быть переведен в ту или иную медицинскую группу.

    Важной составной частью медицинских обследований являются врачебно-педагогические наблюдения и конт­роль за нагрузками. Кроме того, проводится санитарно-гигиенический контроль за местами занятий, ведется санитарно-просветительная работа среди занимающихся.

    Врач принимает участие в методической работе, дает соответствующие рекомендации, проводит консультации. При этом он должен руко­водствоваться таблицей ограничений и противопока­заний.

    Все студенты, занимающиеся физической культурой и спортом по учебному расписанию или самостоятельно, должны проходить медицинские обследования. Дополни­тельные медицинские осмотры проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний, при неблагоприятных субъектив­ных ощущениях, по направлению преподавателя физического вос­питания.

    Если оценивать значение контроля в процессе физического воспитания с объективной точки зрения, то самостоятельный контроль за физическим и функциональным состоянием собственного организма позволяет, во-первых, получить данные о более "плотной" динамике его текущего состояния, что является важной объективной информацией о состоянии здоровья занимающихся для врача, тренера, педагога, самого занимающегося, которая в случае необходимости может помочь специалисту правильно диагностировать отклонения в состоянии здоровья занимающихся, выявить и устранить их возможные причины (физиологические и/или патологические), правильно спланировать и вовремя скорректировать тренировочный процесс; во-вторых, позволяет занимающимся приобрести практический опыт правильного самостоятельного использования методических приемов определения и оценки физического и морфофункционального состояния собственного организма, которым, к сожалению, очень часто не обладают тренеры и педагоги; в-третьих, позволяет приобрести опыт самостоятельной оценки адекватности и эффективности физических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей организма занимающихся, что очень важно для осуществления самостоятельного контроля за их собственным физическим здоровьем, режимом тренировок; в-четвертых, позволяет занимающимся самостоятельно овладевать базовыми фундаментально-прикладными современными валеологическими знаниями и на их основе формировать у себя осознанные ценностные ориентиры на физическое самосовершенствование и сохранение здоровья, на активное положительное отношение к своему здоровью, к организации здорового образа жизни [21].


    3. Субъективный контроль


    Осмысленная процедура субъективного контроля на личностном уровне помогает занимающимся физической культурой и спортом лучше узнать свой организм, приучает следить за собственным здоровьем.

    В более широком, глобальном, смысле субъективный контроль можно рассматривать как фактор обеспечения валеологической безопасности занимающихся в процессе физического воспитания, под которой следует понимать защищенность их здоровья при осуществлении педагогом, тренером учебно-тренировочного процесса, образовательной, научно-методической (исследовательской, опытно-эксперименталь-ной) деятельности без ущерба индивидуальному здоровью и полноценному развитию занимающихся физической культурой и спортом [20].

    Принципиальное значение для приобретения и совершенствования занимающимися физической культурой и спортом практического опыта самостоятельных наблюдений за физическим и морфофункциональным состоянием собственного организма имеет обстоятельное методическое и физиологическое обоснование вышеперечисленных основных показателей субъективного контроля.

    Массу тела, важный соматометрический показатель морфофункционального состояния организма, рекомендуется определять ежедневно утром, натощак, на одних и тех же медицинских весах, в одной и той же одежде. Если нет возможности взвешиваться каждый день, можно ограничиться одним днем в неделю в одно и то же время. На начальном этапе тренировочного процесса масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем постепенно увеличивается за счет увеличения мышечной массы. При резком снижении или увеличении массы следует обратиться к врачу [25, с.12; 30, с.239; 36].

    Пульс – важный физиометрический показатель функционального состояния организма. У хорошо тренированного здорового человека пульс в покое ниже (40-55 уд./мин), чем у нетренированного (60-80 уд./мин). Утром пульс реже. Оптимальные пределы изменения пульса под влиянием средних физических нагрузок на занятиях по физической культуре – 130-150 уд./мин, под влиянием значительных тренировочных нагрузок – 180-200 уд./мин. После интенсивных физиологически допустимых тренировочных нагрузок пульс приходит в норму через 40-50 минут. В противном случае можно говорить о состоянии переутомления в связи с недостаточной физической подготовкой или отклонениями в состоянии здоровья [25, с.57-59; 30, с. 93- 94; 36].

    Артериальное давление (АД) является одной из основных характеристик функционального состояния сердечно-сосудистой системы, в первую очередь, системы регуляции и состояния артериального сосудистого русла. Систолическое артериальное давление (САД или АДmax) – это максимальный уровень давления, регистрируемый в крупных артериальных сосудах во время систолы. САД является общей характеристикой работы сердечно-сосудистой системы. Величина САД зависит от периферического сопротивления на уровне артериальных сосудов и величины систолического выброса крови. В покое САД у здоровых людей равно 100-125 мм рт. ст. При физической нагрузке величина САД увеличивается и у здорового человека может достигать 160-220 мм рт. ст. Диастолическое артериальное давление (ДАД или АДmin) характеризует давление в крупных артериальных сосудах во время общей диастолы сердца. В покое ДАД составляет 60-80 мм рт. ст. Величина ДАД при физической нагрузке может уменьшаться до 50-40 мм рт. ст. Пульсовое артериальное давление (ПАД=САД-ДАД) в покое составляет 35-55 мм рт. ст. и после физической нагрузки может увеличиваться до 100 мм рт.ст. Косвенно данный показатель характеризует состояние более мелких периферических сосудов (артериол, венул, капилляров), обеспечивающих микроциркуляцию и обменные процессы на уровне клеток и тканей. Один из наиболее важных гемодинамических параметров – среднее артериальное давление (АДср.= ((САД+ДАД)/2). При физическом утомлении АДср. повышается на 10-30 мм рт. ст. Вышеприведенные изменения АД – важнейшие приспособительные реакции системы кровообращения при мышечной деятельности [25, с.56-63; 30, с.94-96; 43].

    В основе оценки типа реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку лежит оценка направленности и степени выраженности сдвигов базовых гемодинамических показателей (ЧСС, САД, ДАД, ПАД) под влиянием стандартной физической нагрузки, а также скорости их восстановления. Различают пять основных типов реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку: нормотонический, дистонический, гипертонический, гипотонический, ступенчатый [30, с.124-127, 131-132, 697; 41, с.40-48]. Наиболее рациональным, отражающим хорошую приспособляемость организма к физической нагрузке типом реакции является нормотонический тип, который характеризуется адекватным интенсивности и продолжительности выполненной физической работы возрастанием ЧСС, увеличением САД (на 15-30%) и ПАД (процент увеличения ПАД находится в тех же пределах, что и процент учащения пульса при выполнении различных по интенсивности нагрузок), уменьшением ДАД (на 10-35%), быстрым, укладывающимся в заданные временные интервалы отдыха (3-5 минут) восстановлением ЧСС и АД до исходных величин (после 20 приседаний – через 3 мин., после 15 с бега в максимальном темпе – через 4 мин., после 3 мин. Бега в темпе 180 шагов в минуту – через 5 минут) [30; с.124-125].

    Для объективного субъективного контроля состояния тренированности рекомендуется применять функциональные пробы, позволяющие оценить состояние кардиореспираторной системы основной функциональной системы жизнеобеспечения при мышечной деятельности. Наиболее целесообразно в целях субъективного контроля применять функциональные пробы Штанге и Генчи с максимальной задержкой дыхания для оценки устойчивости организма к гипоксии [30; с.140-142]; ортостатическую пробу [25, с.64-65; 30, с. 79-80; 36, с.62] для оценки состояния вегетативного звена нервной регуляции сердечной деятельности; шестимоментную функциональную пробу для оценки уровня тренированности; 12-минутный двигательный тест К.Купера [30, с.692; 36, с. 69-71] для оценки физического состояния; степэргометрическое тестирование с целью определения абсолютных и относительных значений показателя PWC170, харктеризующих уровень общей физической работоспособности [10, с.65-68; 30, с.169-175, 224]; максимального потребления кислорода (МПК), характеризующего аэробную производительность организма [30, с.190-191; 34, с.49-51]; индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ), характеризующего уровень специальной физической работоспособности (тренированности) с учетом состояния организма в период восстановления [30, с.175-176; 34, с.54-57]; индекса Руфье, характеризующего реактивность, уровень тренированности сердечно-сосудистой системы [10; с.61-62; 30, с.223].

    Информативными в целях субъективного контроля являются также фактические и должные значения ЖЕЛ, характеризующие функциональное состояние системы внешнего дыхания [25, с.66-71; 30, с.147-149]; фактические и должные показатели основного обмена, характеризующие резервные энергетические возможности организма [29; с. 61-62]; показатели жизненного индекса [30, с.53; 34, с.31]; значения массо-ростового индекса Кетле I, характеризующего степень упитанности [34; с.31]; силовых показателей (сила правой и левой кистей, становая сила, силовые индексы) [25, с.53-55; 30, с.53; 34, с.31-33]; показателя качества реакции (ПКР) сердечно-сосудистой системы при физическую нагрузку [29; с.124]; индекса Робинсона ("двойного произведения") [25; с.63-64], характеризующего функциональные возможности сердечной мышцы при физической нагрузке; индекса Скибинского, характеризующего состояние кардиореспираторной системы [25; с.70-71]; индекса функциональных изменений (ИФИ) [19; с.31], вегетативного индекса Кердо (ИК=ДАД/ЧСС), характеризующего функциональное состояние системы нервной регуляции системы кровообращения [6; с.230]; коэффициента экономизации кровообращения (КЭК= (САД-ДАД) х ЧСС), характеризующего уровень функциональной напряженности в работе сердечно-сосудистой системы [6; с. 230].

    Следует отметить, что в процессе субъективного контроля важное значение имеет не только числовое значение определяемого функционального показателя, но прежде всего динамика значений исследуемого показателя под влиянием систематических занятий физическими упражнениями у одного и того же занимающегося. С этой целью рекомендуется наиболее простые (в смысле возникающего физического и функционального напряжения организма, а также инструментального оснащения) функциональные пробы проводить еженедельно, а более сложные (по тем же критериям) – ежемесячно. К первым специалисты относят ортостатическую и шестимоментную функциональные пробы [30]. Необходимо уточнить, что для функционального тестирования требуется минимум технически не сложного оборудования, а именно: метроном, ступенька степ-теста, тонометр, воздушный спирометр, секундомер. Описание методик рекомендуемых функциональных тестов содержится в учебно-методической литературе [2, 10, 12, 13, 25, 26, 28, 29], вполне доступной как для тренеров и педагогов, так и для занимающихся физической культурой и спортом в системе общего среднего и высшего физкультурного и не физкультурного образования.

    На основании большого количества исследований рекомендуется интенсивность занятий в оздоровительных целях на уровне 60-90 % от максимальной ЧСС, 50-85% от МПК или максимального пульсового резерва (который рассчитывается как разница между максимальным увеличением ЧСС при физической нагрузке ((220-возраст) х 0,82) и значением ЧСС в покое) продолжительностью 20-60 мин 3-5 раз в неделю [10, 30]. Методологической основой данной концепции являются представления о живом организме как открытой термодинамической саморегулирующейся системе, устойчивость которой в соответствии с законами термодинамики зависит прежде всего от ее энергопотенциала, в частности, от уровня аэробных возможностей [30]. В связи с этим показатель МПК рассматривается в качестве основного количественного и качественного критерия оценки уровня индивидуального физического здоровья человека [14]. В качестве важного показателя соматического здоровья предлагается также отношение жизненной емкости легких к массе тела (жизненный индекс) [19].

    Рядом авторов предложены формализированные (в баллах) методы экспресс-оценки физического состояния занимающихся физической культурой и спортом по простейшим клинико-физиологическим показателям, имеющим достаточно высокие корреляционные связи с уровнем аэробного энергопотенциала индивида. Для субъективного контроля рекомендуется система экспресс-оценки по Г.Л.Апанасенко и Р.Г.Науменко (1988), включающая такие показатели, как массо-ростовой индекс Кетле I, жизненный индекс, силовой индекс по данным кистевой динамометрии, индекс Робинсона, время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с, общая оценка уровня индивидуального физического здоровья в баллах [30; с.690]. При сопоставлении перечисленных показателей выделяют пять уровней здоровья: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий [13, 30].

    Р.М. Баевский предложил в качестве критерия адаптационных возможностей организма определять индекс функциональных изменений (ИФИ), для вычисления которого требуются лишь данные о ЧСС, САД, ДАД в покое, росте, массе тела и возрасте [19; с.31]. Доврачебный скрининг, основанный на оценке ИФИ, при всей своей простоте обеспечивает системный подход к оценке функционального состояния системы кровообращения как индикатора адаптационных возможностей организма. При воздействии стрессорных факторов (систематических интенсивных физических нагрузок) переход от донзологических состояний (от физиологического напряжения адаптационных механизмов) к преморбидным и патологическим (неудовлетворительная адаптация и срыв адаптации) происходит постепенно и может быть прослежен по динамике ИФИ [19].

    Длительность и характер тренировочной нагрузки как показатели субъективного контроля дают возможность объективно объяснить причины отклонений в функциональном состоянии организма занимающихся.

    Уровень развития двигательных способностей, определяемый по результатам двигательных тестов [28], позволяет отслеживать, в какой степени фактически реализуются функциональные возможности и двигательные способности занимающихся в процессе занятий физической культурой и спортом.

    Величина энерготрат, определяемая таблично-рассчетным методом, при осуществлении тренировочной нагрузки, наряду с субъективной оценкой ощущения голода в течение дня являются косвенными критериями оценки энергетического баланса в организме. Физиологи утверждают, что для нормального развития и функционирования организма человека необходимо расходовать в сутки 1200-1300 ккал на мышечную деятельность. Именно недостаток двигательной активности является причиной многих заболеваний и отклонений в физическом развитии, особенно у учащихся [2, 12].

    Определение индивидуальных хронобиологических и биоритмологических особенностей организма необходимо для получения объективной информации о периодах наиболее оптимальной физической и функциональной активности организма занимающихся в течение микро-, мезо-, макроциклов двигательной деятельности [10; с.175-178]. Индивидуальные фазовые характеристики биоритмов (положительная, отрицательная фазы, критические дни) могут рассматриваться в качестве критериев оценки долговременных ритмических колебаний физической, умственной работоспособности, эмоциональной реактивности организма.

    Наблюдение за спортивными результатами – важнейший этап субъективного контроля, позволяющий довольно объективно оценить правильность применения средств и методов физического воспитания. Если результаты соревновательной деятельности улучшаются или сохраняются на стабильном уровне, здоровье спортсмена не вызывает опасений, поскольку именно в спортивном результате фиксируется степень совершенства функций всех систем организма [3]. Состояние перетренированности характеризуется сначала прекращением, а затем резким снижением роста спортивных результатов.

    Самочувствие является важной субъективной оценкой общего состояния организма при физических нагрузках. Оно может качественно оцениваться как хорошее, удовлетворительное, плохое. При плохом самочувствии указывается характер необычных ощущений. Различные отклонения в состоянии здоровья отражаются на аппетите. Аппетит можно охарактеризовать как хороший, плохой, удовлетворительный, пониженный.

    Сон – важный период функционирования организма, в течение которого происходит восстановление его функциональных резервов, работоспособности. Отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание).

    Нарушения спортивного режима по субъективным причинам также дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма занимающихся физической культурой и спортом.

    Потоотделение оценивается как обильное, большое, умеренное, пониженное. Интенсивность потоотделения зависит от микроклиматических условий, вида физической нагрузки, от количества потребляемой жидкости [13].

    Болевые ощущения в мышцах, в правом подреберье, в области сердца, головные боли могут быть связаны с общим утомлением организма в результате нарушения режима дня, форсирования тренировочных нагрузок, а также с хроническими заболеваниями. Боли в мышцах у начинающих спортсменов, после перерывов в тренировках – явление закономерное. В случае продолжительных болей следует обратиться к врачу.

    Желание тренироваться характерно для здоровых людей. При отклонениях в состоянии здоровья желание тренироваться снижается или исчезает [13].

    Необходимость подробного методического обоснования содержания и значения процедуры субъективного контроля в процессе систематических занятий физической культурой и спортом связана прежде всего с тем фактом, что, как показал анонимный опрос значительного числа занимающихся, включая спортсменов, к сожалению, ни один из них не имеет даже элементарного практического опыта субъективного контроля, например, осознанной привычки определять пульс до и после физической нагрузки. Выяснилось, что педагоги и тренеры не требуют от занимающихся ведения дневника субъективного контроля. Надеемся, что специалисты в области физического воспитания отнесутся к данной проблеме с должным вниманием и практической заинтересованностью, понимая принципиальную валеологическую значимость субъективного контроля для оптимизации процесса физического воспитания и сохранения здоровья занимающихся физической культурой и спортом.

                                                      Заключение


    В контексте вышесказанного специалистами [5, 9, 13, 15, 16, 17] рекомендуется систематически подвергать самоконтролю следующие объективные и субъективные показатели индивидуального здоровья занимающихся. Объективные: масса тела; массо-ростовой индекс Кетле I; состав массы тела по мышечно-жировому компоненту; силовые показатели; пульс до и сразу после завершения учебно-тренировочных занятий, а также через 40-50 минут после завершения занятий; должное, максимальное, резервное значения пульса; показатели артериального давления (систолического, диастолического, пульсового, среднего); фактические и должные значения жизненной емкости легких (ЖЕЛ), показатели основного обмена; показатели PWC170 (уровня общей физической работоспособности), МПК (максимального потребления кислорода), ИГСТ (индекса Гарвардского степ-теста), жизненного индекса (ЖИ); показатели качества реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (ПКР), индекса Руфье, вегетативного индекса Кердо, индекса Робинсона ("двойного произведения"), индекса Скибинского, индекса функциональных изменений, коэффициента экономизации кровообращения (КЭК); тип реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку; результаты ортостатической пробы, функциональных проб Штанге и Генчи; показатель тренированности по данным шестимоментной функциональной пробы (модифицированная проба Мартинэ); оценка физической работоспособности по индексу модифицированного теста Купера; показатели развития двигательных способностей (по результатам двигательных тестов); длительность и характер тренировочных нагрузок, время их проведения; энерготраты при выполнении физических нагрузок общей и специальной направленности; результаты соревновательной деятельности; хронотип; фазовые характеристики индивидуального физического, эмоционального, интеллектуального биоритмов. Женщинам необходимо отмечать в дневнике периодичность и характер менструального цикла [13, 20]. Субъективные показатели субъективного контроля: самочувствие, жалобы, характер сна, аппетит, степень ощущения голода в течение дня, нарушения спортивного режима (имели место или нет), болевые ощущения, потливость, желание тренироваться [13, 20].



    Список литературы


    1. Алексеенко, Т.И. Возрастные показатели функционального состояния кардиореспираторной системы современных подростков / Т.И.Алексеенко // Теория и практика физической культуры. – 2007. № 2. – С. 64 66.

    2. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л.Апанасенко, Л.А.Попова. – Киев, 1998. – С. 47 – 72.

    3. Апанасенко, Г.Л. Здоровье спортсмена: критерии оценки и прогнозирования / Г.Л.Апанасенко, Ю.С.Чистяков // Теория и практика физической культуры. – 2006. № 1. – С. 19 22.

    4. Артеменков, А.А. Динамика вегетативных функций при адаптции к физическим нагрузкам / А.А.Артеменков // Теория и практика физической культуры. – 2006. № 4. – С. 59 61.

    5. Белоцерковский, З.Б. Эргометричексие и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов / З.Б.Белоцерковский. – М.: Советский спорт, 2005. – С. 11 – 133.

    6. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К.Бальсевич. – М., 2000. – С. 229 – 231.

    7. Белякова, Н.Т. Дневник субъективного контроля для девушек / Н.Т.Белякова, С.Ю.Юровский. – М.: Физическая культура и спорт, 1984. – 36 с.

    8. Белякова, Н.Т. Дневник субъективного контроля для юношей / Н.Т.Белякова, С.Ю.Юровский. – М.: Физическая культура и спорт, 1984. – 37 с.

    9. Васильков, А.А. Метод оперативного контроля за адаптационными реакциями организма человека / А.А.Васильков // Теория и практика физической культуры. – 2006. № 8. – С. 31 32.

    10. Войнов, В.Б. Практикум по валеологии / В.Б.Войнов, Л.А.Бугаев, С.Н.Кульба, А.Г.Трушкин [и др.]. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1999. – С. 61 – 62, 65 – 68, 175 – 178.

    11. Граевская, Н.Д. Применение новых технологий в спортивной медицине / Н.Д.Граевская, Т.И.Долматова, И.Е.Макарчук, В.В.Лакин, К.В.Лаптева // Теория и практика физической культуры. – 2007. № 2. – С. 67 71.

    12. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. – М.: Медицина, 1991. – С. 13 – 19, 288 – 407.

    13. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учебник / В.И.Дубровский. – М., 1999. – С. 229 – 231.

    14. Дудина, Е.Д. Аэробные возможности и состояние здоровья: клинико-морфологические параллети / Е.А.Дудина // Теория и практика физической культуры. – 2006. № 1. – С. 25 – 26.

    15. Зайцев, В.П. Врачебно-педагогические наблюдения во время учебно-тренировочного занятия / В.П.Зайцев, С.М.Артемьев, П.А.Захаров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. № 1. – С. 38 – 40.

    16. Ибрагимов, И.Ф. Функциональные показатели деятельности сердца у детей и подростков, занимающихся греко-римской борьбой / И.Ф.Ибрагимов, Р.С.Сафин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. № 5. – С. 58 – 60.

    17. Илюшин, О.В. изменение показателей ударного объема крови у студентов после выполнения Гарвардского степ-теста / О.В.Илюшин, Р.А.Абзалов // Теория и практика физической культуры. – 2003. № 1. – С. 48 49.

    18. Иорданская, Ф.А. Функциональная готовность и состояние здоровья спортсменов в процессе долговременной адаптации к напряженным физическим нагрузкам / Ф.А.Иорданская, В.Н.Кузьмина, Б.П.Болотов // Теория и практика физической культуры. – 1988. № 11. – С. 41 – 43.

    19. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Учебное пособие / Э.М.Казин, Н.Г.Блинова, Н.А.Литвинова. – М., 2000. – С. 31.

    20. Ким, С.В. Валеологическая безопасность педагога в образовательной деятельности / С.В.Ким // Теория и практика физической культуры. – 2006. № 1. – С. 53 56.

    21. Кожанов, В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В.В.Кожанов // Теория и практика физической культуры. – 2006. № 2. – С. 12 14.

    22. Койносов, П.Г. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы юношей в условиях применения индивидуальных оздоровительных тезнологий / П.Г.Койносов // Теория и практика физической культуры. – 2005. № 8. – С. 20 23.

    23. Корнеева, И.Т. Ортостатическое тестирование в оценке функциональной готовности юных спортсменов / И.Т.Корнеева, С.Д.Поляков // Теория и практика физической культуры. – 2002. № 2. – С. 9 12.

    24. Корженевский, А.Н. Диагностика тренированности борцов / А.Н.Корженевский, В.С.Дахновский, Б.А.Подливаев // Теория и практика физической культуры. – 2004. № 2. – С. 28 32.

    25. Кульба, С.Н. Физическое развитие. Оценка состояния соматических систем организма человека в онтогенезе / С.Н.Кульба, Л.А.Бугаев, И.С.Хусаинова. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1999. – С. 12, 53 – 71.

    26. Лаптев, А.П. Практикум по гигиене / А.П.Лаптев, И.Н.Малышева. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – С. 86 – 89.

    27. Ложкин, В.Л. Оценка адаптации к физическим нагрузкам школьников 5-7-х экспериментальных классов СОШ № 1 / В.Л.Ложкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. № 5. – С. 49.

    28. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В.И.Лях. – М., 1998. – 272 с.

    29. Макаров, В.А. Физиология: Учебное пособие / В.А.Макаров. – М., 2001. – С. 61 – 62, 124.

    30. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А.Макарова. – М., 2002. – С. 53, 79 – 80, 93 – 96, 124 – 127, 131 – 132, 140 – 142, 147 – 149, 169 – 176, 190 – 191, 223, 234 – 235, 239, 690, 697.

    31. Макарова, Г.А. Спортивная медицина: Учебник / Г.А.Макарова. – М.: Советский спорт, 2003. – С. 172 – 174.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Объективные и субъективные показатели физической подготовки ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.