Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Организационная культура предприятия

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Организационная культура предприятия
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:30:54
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Организационная культура предприятия


    Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели.

    В современной литературе существует довольно много определений понятия «организационная культура». Как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин, концепция организационной культуры не имеет универсального определения. Возможны лишь разнообразные функциональные описания культурной области, которые всякий раз формулируются в зависимости от конкретных целей исследования, но целостного-сущностного определения культуры, получившего общепризнанное распространение, нет.

    Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за её пределами.

    Существует несколько определений организационной (корпоративной) культуры:

    Морган Г. (1986 г.)[1]: «Культура» в метафорическом смысле - это один из способов осуществления организационной деятельности посредством использования языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в нужное русло».

    Джакус Э. (1952 г.): «Культура предприятия - это вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими».

    Элдридж Д. и Кромби А. (1974 г.): «Под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей».

    Термин «организационная культура» воспринимается многими как система общего мнения, и эта характерная черта отличает одну организацию от другой. Существуют много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих и идентифицирующих ту или иную культуру как на макро-, так и на микроуровне. Так, Роббинс С.П. предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации:

    личная инициатива, т.е. степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации;

    степень риска, т.е. готовность работника пойти на риск;

    направленность действий, т. е. организация устанавливает четкие цели и ожидаемые результаты выполнения;

    согласованность действий, т. е. положение, при котором подразделения и люди внутри организации координирование взаимодействуют;

    управленческая поддержка, т. е. обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;

    контроль, т.е. перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;

    идентичность, т. е. степень отождествления каждого сотрудника с организацией;

    система вознаграждений, т.е. степень учета исполнения работ, организация системы поощрений;

    конфликтность, т.е. готовность сотрудника открыто выражать свое мнение и пойти на конфликт;

    модели взаимодействия, т. е. степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.

    Оценивая любую организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.

    Анализ многочисленных зарубежных и отечественных исследований прошлого и настоящего в области организационной культуры показал, что наибольшие споры в содержании данного феномена вызывают три вопроса:

    во-первых, каким образом точно определять организационную культуру (вопросы определений);

    во-вторых, какой инструмент применять для ее измерения (вопросы мер);

    в-третьих, какие измерения максимально полно характеризуют культуру (вопросы измерений).

    Определения понятия «организационная культура», предлагаемые представителями различных концептуальных направлений, по-разному характеризуют данный феномен.

    Таблица 1.1.

             Подходы к определению понятия «организационная культура»

    Автор

    Определение понятия «организационная культура»

    Камерон К.,

    Куинн Р.[2]

    ценности и представления, которые определяют содержание отношений организации с окружающей средой

    Левин А.Я..[3]

    система ценностей, идей, обычаев, распространенных в организации, которые, взаимодействуя с формальной структурой, формируют нормы поведения

    Абрамова С.Г.,

    Мясоедов В.П.[4]

    совокупность ценностей, норм и принципов, которая разделяется всеми сотрудниками организации, позволяет идентифицировать организацию во внешней среде и добиться ее внутренней интеграции

    Мильхенсон-Ткач В.Л., Скляр Е.Н.[5]

    неформальная система, образующаяся спонтанно через взаимодействие ценностей самих работников

    Ушаков К.М.[6]

    набор представлений о способах деятельности, нормах поведения, набор привычек, писаных и неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем и др., сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов организации

    Маршалл Дж.[7]

    совокупность традиций, ценностей, политик, убеждений и установок, которые составляют общий контекст для всего, что мы узнаем или делаем в рамках организации

    Ньюстром Д.,

    Дейвис К.[8]

    набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации

    Оучи У., Килман Р.,

    О’Райли С.[9]

    разделяемая членами организации философия

    Килман Р.[10]

    совокупность базовых представлений, которые данная группа изобрела, обнаружила или достигла каким-либо другим способом в результате попыток адаптироваться к внешней среде или решать задачи, связанные с обеспечением внутренней интеграции. Данные представления достаточно «хорошо сработали» в определенной ситуации, чтобы быть признанными этой группой целесообразными и, следовательно, достойными передачи их новым членам ... как правильный способ восприятия и осмысления действительности и как правильный путь решения подобных проблем

    Сате В.[11]

    целостная система, существующая для придания смысла как результату, так и процессу деятельности, создания форм взаимодействия и его осуществления, постоянно создаваемая и воссоздаваемая через это взаимодействие

    Аксеновская Л. Н.[12]

    способ, процесс и результат программирования системы значимых для членов организации отношений, позволяющих обеспечить жизнеспособность организации посредством создания и внедрения соответствующих когнитивных и поведенческих моделей

    Брукинг Э.[13]

    образ действий, характерный для организации

    Спивак В. А.[14]

    среда, атмосфера, в которой мы пребываем; все, что нас окружает, с чем (и кем) мы имеем дело на работе

    Шейн Э. [15]

    уложившийся, ставший обыкновением способ действия и образ мышления, которого в определенной степени придерживаются все сотрудники организации и который усваивают и хотя бы частично принимают новички, чтобы новоиспеченные члены коллектива стали «своими»

    Анисимов Д.П.[16]

    уникальная база ценностей, норм, образцов поведения, убеждений и т.п., определяющую способы объединения отдельных личностей и групп в организацию с целью достижения поставленных перед ними задач

    Ахмадова Ю.А.[17]

    исполняет роль комплекса ожиданий и убеждений, который разделяется всеми членами организации. С помощью этих убеждений и ожиданий формируются нормы, в значительной мере определяющие поведение в организации отдельных групп и личностей

    Гвоздкова Г.Ю.[18]

    уникальные характеристики восприятия особенностей организации, отличающих ее от других организаций в отрасли

    Константинов Н.И.[19]

    то, чем организация является, а не то, что организация имеет

    Корсакова А.А.:[20]

    набор значимых установок (порой не поддающихся формулировке), которые разделяются членами той или иной организации

    Нерсисян Т.А.[21]

    комплекс базовых гипотез, обнаруженный, изобретенный или разработанный в организации для обучения решению проблем внутренней интеграции и внешней адаптации. Нужно, чтобы этот комплекс работал довольно долго, подтверждая свою состоятельность, а посему он обязан переходить новым членам организации как верный образ мышления и чувства относительно упомянутых проблем

    Савченко Л.С.[22]

    один из способов материализации организационной деятельности с помощью применения языка, традиций, фольклора и иных средств передачи основной идеологии, убеждений, ценностей, направляющие деятельность организации в требуемое русло

    Самсонова М.А.[23]

    неявное, невидимое и неформальное сознание организации, управляющее поведением людей и формирующимся под влиянием их поведения

    Сулейман-

    кадиева А.Э.[24]

    все типичное для организации: её преобладающие отношения, свойственные признаки,  сложившиеся стандарты принятых норм поведения

    Тушева О.А.[25]

    стандартные для всех и сравнительно постоянные воззрения, ценности и отношения, которые существуют в середине организации

    Тюрикова М.М.[26]

    набор взглядов, ценностей и методик решения действительных проблем, которые сформировались за время деятельности организации и имеют ориентацию проявления в разнообразных материальных формах

    Шпак Л.Л.[27]

    атмосфера или климат в организации. Организационная культура отображает превалирующие отражения, нравы и обычаи в организации

    Шубина И.И.[28]

    совокупность символов, поведений, мифов и ритуалов, соответствующих разделяемым ценностям, свойственным организации, и передающихся каждому работнику в качестве жизненного опыта из уст в уста

    Зеленова О.И.[29]

    система отношений, артефактов и действий, выдерживающую испытание временем и формирующую у членов данной организации достаточно редкостную совместную для них психологию

    Антопольская Т.А.[30]

    набор правил поведения и решения проблем внутренней интеграции и внешней сотрудников, правил, которые оправдали себя в прошлом и подтвердили собственную злободневность

    Ахмадова Ю.А.[31]

    совокупность ценностей, представлений, образцов и символов поведения, которая разделяется всеми членами организации


    Безусловно, это далеко не полный список определений организационной культуры, тем не менее, обращение к нему дает определенные основания считать, что в большинстве случаев организационная культура рассматривается с функциональных или рационалистических позиций. При этом лидирующее место среди множества различных определений занимает категория «ценности» и «поведенческие нормы». Далее в порядке убывания располагаются «отношения», «убеждения», «знания» и т.д.

    Во многом разделяя взгляды Килмана Р., Шейна Э., Камерона К. и других исследователей относительно феномена организационной культуры как системы ценностей и отношений, мы полагаем, что организационная культура - это набор базовых допущений, ценностей, предпочтений и норм, которые определяют трудовое поведение сотрудников, обеспечивают конструктивное взаимодействие в коллективе и способствуют успешному функционированию организации во внешнем контуре.

     



    [1] Morgan, G. Images of Organization: Sage Publications. - Newbury Park, CA, 1986. – Р.9.

    [2] Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. - СПб.: Питер, 2001. – С.16.

    [3] Левин А.Я. Организационная культура образовательного учреждения // Администратор системы образования: проблемы и перспектива подготовки: Сб. материалов научно-практической конференции. - Н.Новгород: НГЦ, 1998. - С. 38-43.

    [4] Мясоедов В. П. Основы кросскультурного менеджмента. Как вести бизнес с представителями других стран и культур / В. П. Мясоедов. - М.: Дело, 2003. – С.8.

    [5] Мильхенсон-Ткач В. Л., Скляр Е. Н. Процесс согласования ценностей: проблемы и оценка / В. Л. Мильхенсон-Ткач, Е. Н. Скляр // Кадры менеджмента. -2002. - № 1. - С. 71-76.

    [6] Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией [Электронный ресурс] / К.М. Ушаков. - Режим доступа: #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение / Л. Маллинз; пер. с англ. Т. Цеханович и др. - Мн.: Новое знание, 2003.

    [8] Ньюстром Д.В., Дейвис К. Организационное поведение / Д.В. Ньюстром, К. Дейвис; пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптулевского. - СПб.: Питер, 2000.

    [9] Оучи У. Методы организации производства: теории Z: Японский и американский подходы / У. Оучи; сокр. пер. с англ.; научная ред. Б.З. Мильнера и И.С. Олейника. - М.: Экономика, 1984.

    [10] Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формировании, функции / С.В. Щербина // Социс. - 1996. - № 7. - С. 47­55.

    [11] Там же.

    [12] Аксеновская Л.Н. Моделирование управленческого взаимодействия как метод оптимизации организационной культуры: автореф. дисс. ...канд. психол. наук: 19.00.05 / Л.Н. Аксеновская. - СПб., 1997.

    [13] Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Э. Брукинг; пер. с англ. под ред. Л.Н. Ковалик. - СПб.: Питер, 2001.

    [14] Спивак В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2001.

    [15] Шейн Э. Организационная культура и лидерство. М.: РГБ, 2009, 330 с.

    [16] Анисимов Д.П. Организационная культура. Белгород, 2008, 168 с.

    [17] Ахмадова Ю.А. Организационная культура. Москва: Либерея-Бибинформ, 2008, 135 с.

    [18] Гвоздкова Г.Ю. Стратегическое управление организационной культурой в предпринимательской деятельности: дис. кандидата экономических наук. Москва, 2008

    [19] Константинов Н.И. Организационная культура. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2008

    [20] Корсакова А.А. Организационная культура. Москва: Изд. центр ЕАОИ, 2008, 190 с.

    [21] Нерсисян Т.А. Организационная культура в современной экономике. Москва: Анкил, 2008, 104 с.

    [22] Савченко Л.С. Управление организационной культурой в предпринимательских структурах: дис. доктора экономических наук. Санкт-Петербург, 2008

    [23] Самсонова М.А. Управление конфликтами в процессе формирования организационной культурой: дис. кандидата социологических наук. Саратов, 2008

    [24] Сулейманкадиева А.Э. Управлением организационными изменениями и организационная культура. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2008, 167 с.

    [25] Тушева О.А. Организационная культура как фактор развития предпринимательства: дис. кандидата экономических наук. Волгоград, 2008

    [26] Тюрикова М.М. Разработка методики оценки и формирования организационной культуры коммерческого предприятия: дис. кандидата экономических наук. Санкт-Петербург, 2008

    [27] Шпак Л.Л. Типы организаций и организационная культура. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008, 67 с.

    [28] Шубина И.И. Организационная культура. Москва: Акад. упр. МВД России, 2008

    [29] Зеленова О.И. Организационная культура и лидерство. Москва: РУДН, 2008

    [30] Антопольская Т.А. Организационная культура. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2007, 227 с.

    [31] Ахмадова Ю.А. Организационная культура. Краснодар, 2007, 299 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Организационная культура предприятия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.