Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Особенности общения старших дошкольников в психологии и педагогике

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Особенности общения старших дошкольников в психологии и педагогике
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:30:56
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
                                                СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Основная часть

    Заключение

    Литература















                                                   ВВЕДЕНИЕ


    Проблема общения - одна из наиболее многоаспектных и интен­сивно исследуемых в современной педагогике и психологии. В изуче­ние тех или иных сторон общения вовлечены и другие науки: филосо­фия и социология, лингвистика и психолингвистика, этнология и эт­нография, психиатрия и информатика.

    Возросший интерес к проблеме общения обусловлен целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к инфор­мационному, который ведет к увеличению объема информации и, со­ответственно, возрастанию интенсивности процессов обмена этой ин­формацией. Вторая причина - все большая специализация работни­ков, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей.

    Исходя из принятых в отечественной психологии и педагогике трак­товок общения и его феноменов, общение не может быть сведено к феномену «коммуникация», что часто наблюдается в литературе. Пу­таница в терминах «общение» и «коммуникация» возникает, во-пер­вых, за счет того, что сам термин «общение» не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «communication».

    Другой причиной является существующее в отечественной психо­логии расширенное толкование феномена «коммуникация» (все есть сообщение, все есть текст и т.д.), выступающее в роли синонима поня­тию «общение», что имеет не совсем положительное значение для кон­кретных областей науки.

    Итак, если коммуникация - это «направленная связь, то есть связь, которая выражается в передаче сигналов между субъектами, имею­щих текстовую основу и личностный характер»[1], то «обще­ние - сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный по­требностью совместной деятельности и включающий обмен инфор­мацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека»[2]. «Само слово «общение» несет человеческую теплоту, предполагает индивидуальное, отличитель­ные особенности участников. За общением признается самостоятель­ная потребность в нем человека, то есть несводимость к другим нуж­дам и потребностям. Общающиеся люди стремятся поделиться своим бытием с другими»[3].

    Полноценное общение создает состояние душевного подъема, по­буждает к наиболее полной реализации духовно-психического потен­циала человека. В общении проявляется вся гамма человеческих эмо­ций и страстей. Процесс общения включает в себя не только взаимо­понимание и взаимоуважение, но включает в себя и человеколюбие, сострадание, милосердие, сопереживание. Общение гуманизирует общество, придает ему человеческое лицо.

    Особое внимание к проблеме общения обусловлено также новым этапом развития науки о человеке и запросами социальной практики. Многие виды человеческой деятельности реализуются коллективными усилиями людей и опосредуются процессом их общения. Результаты многочислен­ных психолого-педагогических исследований Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, И.А. Зимней, Г.А. Ковалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, И.И. Рыдановой и других также показы­вают, что именно в общении, особенно со значимыми лицами (родителя­ми, педагогами, сверстниками и т.д.), происходит становление человечес­кой личности, формирование мировоззрения и ее важнейших качеств.

    Доказано, что самым универсальным средством человеческого обще­ния является речь. Здоровая речь должна быть неотъемлемым свойством полноценной, гармонически развитой личности. Отсутствие практики речи сужает возможности общения, часто искажает его нормальное формиро­вание, что способствует появлению определенных черт личности. В боль­шинстве случаев проблемы свободеой речи тормозят обучение и накладывают отпечаток на последующую деятельность человека, так как не всегда имеется возможность ликвидировать речевой недостаток в детстве.

    Наши исследования показали, что у старших дош­кольников недостаточно сформированы общие навыки общения, самооценка. Большинство из них имеют ограничен­ный круг общения, не владеют навыками активного слушания, не уме­ют создавать благоприятную обстановку для разговора, не способны улаживать конфликт и т.д.

    Исходя из вышесказанного, становится ясно, что проблема общения ставится в один ряд с наиболее актуальными проблемами, подле­жащими глубокому и всестороннему изучению. Изыскание новых, эффективных направлений работы с детьми является важной и своевременной задачей из-за высоких требований к конку­рентоспособности личности в условиях становления рыночных отно­шений и обострения конкуренции на рынке труда.


    Особенности общения старших дошкольников в психологии и педагогике

    Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровне-вость проявлений и функций этого явления. Сложность обще­ния требует выделения отдельных его составляющих, описания струк­туры. Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяются три взаимосвязанных стороны общения (иногда их назы­вают аспектами, функциями) - коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Употребление этих терминов условно. Некоторые ис­следователи в более-менее аналогичном смысле употребляют и дру­гие. Например, Б.Ф. Ломов выделяет информационно-коммуникатив­ную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникатив­ную функции общения.[4]

    Рассмотрим указанные выше стороны общения поподробнее.

    1. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.[5]

    Во время акта общения имеет место не просто движение информа­ции, а взаимная передача закодированных сведений между двумя ин­дивидами - субъектами общения. Следовательно, схематично комму­никация может быть изображена так: S <=> S. Значит, имеет место об­мен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются инфор­мацией, они стремятся выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

    Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда че-

    ловек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодифика­ции и декодификации информации. То есть «все должны говорить на одном языке». Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сооб­щение - имеет место в различных образовательных системах).

    В условиях человеческой коммуникации могут возникать комму­никативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

    Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, кото­рые используются в коммуникативном процессе. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принци­па: лексический и синтаксический. Речь является самым универсаль­ным средством человеческого общения, поскольку при передаче инфор­мации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.

    Постоянный и эффективный обмен информацией является зало­гом достижения поставленных перед собой задач. Однако при этом необходимо преследовать и цель обеспечения правильного понима­ния передаваемой информации или смысловых сообщений. Умение точно выражать свои мысли, умение слушать - составляющие комму­никативной стороны общения. Неумелое выражение мыслей приво­дит к неправильному толкованию сказанного. Неумелое слушание ис­кажает смыл передаваемой информации.[6]

    Неверебальная коммуникация включает следующие основные зна­ковые системы:

            1. Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование,

    паузы, смех, покашливание и т.д.).

            2. Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии - жесты, мимика, пантомимика).

    А.В. Батаршев данный вид невербальной информации назы­вает кинестетикой. Он считает, что это более правильно, так как в осно­ву данного слова заложено понятие, «кинестезическое ощущение» - ощущение движений, положений частей собственного тела индивида и прилагаемых мышечных усилий. Кинестезическая чувствительность легко вступает в связь с другими видами чувствительности - кожной, вестибулярной, слуховой и зрительной. А слово «кинетический», по А.В. Батаршеву «относящийся к движению механических частей (меха­ника), к энергии механического движения (физика)».[7]

    Жест - это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: коммуникативные (заменяющие речь); описательные (их смысл понятен только при словах); жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

    3. Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса). В психологии выделяют четыре дистанции обще­ния:

    -  Интимная. На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

    -  Межличностная. На ней осуществляется общение между друзьями.

    -  Официально-деловая или социальная. Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

    -  Публичная. Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за ре­чью, за правильностью построения фраз.

    4. Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что
    обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.[8]

    Исследования АА. Бодалева и его школы показывают, что воспри­ятие и понимание человеком человека являются результатом комплексного воздействия всех факторов, связанных как со свойственными ему средствами вербального и невербального общения, так и счетом характеристик его внешних данных, при этом особая роль в качестве фактора понимания людьми друг друга в ситуации общения остается за таким главным инструментом их коммуникативного поведения, ка­ким является речь индивида. Об этом более всего свидетельствуют результаты исследования влияния речевой психологической установ­ки на процесс взаимного восприятия человека человеком.[9]

    2. Интерактивная сторона общения заключается в организации вза­имодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).[10]

    В ходе совместной деятельности организуется коммуникация и именно в данном процессе людям необходимо обмениваться и инфор­мацией, и самой деятельностью, то есть вырабатывать формы и нор­мы совместных действий.

    Целью общения при этом является удовлетворение потребности в совместной деятельности людей. Результат такого общения - измене­ние поведения и деятельности других людей.[11]

    Как отмечает Е.И. Рогов, исходным условием успешности обще­ния является соответствие поведения взаимодействующих людей ожи­даниям друг друга.[12] Нельзя представить себе общение все­гда и при всех обстоятельствах гладко протекающим и лишенным внут­ренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается анта­гонизм позиций, отражающих взаимоисключающие ценности, задачи и цели. Это иногда оборачивается взаимной враждебностью, возника­ют межличностные конфликты. Причины конфликтов могут быть са­мые разнообразные. Например, взаимно исключающие интересы об­щающихся или непреодолимые смысловые барьеры в процессе взаи­модействия партнеров. Так, иногда несовпадение смысла высказыва­ния, требования, приказа препятствует эффективному взаимодействию и взаимопониманию партнеров. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из

    следующих этапов:

    1) Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание дру­гого человека, представление себя другому человеку.

    2) Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

    3) Обсуждение интересующей проблемы.

    4) Решение проблемы.

    5) Завершение контакта (выход из него).

    Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говоряще­му не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно ока­жется неэффективным.

    Конкретным содержанием различных форм совместной дея­тельности является определенное соотношение индивидуальных «вкла­дов», которые делаются участниками. Однако необходимо также про­следить, как та или иная система взаимодействия сопряжена со сло­жившимися между участниками взаимодействия отношениями.

    Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту ре­альную социальную деятельность, частью которой (или формой орга­низации которой) взаимодействие является. Межличностные отноше­ния также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаи­модействия, который возникает при данных конкретных условиях (бу­дет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выра­женности этого типа (будет ли это более успешное или менее успеш­ное сотрудничество).

    Присущая системе межличностных отношений эмоциональная ос­нова, порождающая различные оценки, ориентации, установки партне­ров, определенным образом «окрашивает» взаимодействие. Но вместе с тем такая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия; даже в условиях «плохих» межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимо­действие обязательно существует. В какой мере оно определяется меж­личностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно «подчинено» выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует. Поэтому рассмотрение вырванного из контекста деятельности взаимодействия лишено смысла. Мотивация участников взаимодействия в каждом конкретном акте выявлена быть не может именно потому, что порождается более широкой системой деятельнос­ти, в условиях которой оно развертывается.

    При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осозна­ется каждым участником его вклад в общую деятельность; именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимо­действия, возникающий на основе взаимопонимания между его участ­никами. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зави­сит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен». Причем, если стратегия взаимодействия опреде­лена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.

    Таким образом, для познания механизма взаимодействия необхо­димо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как то и другое про­является в принятии совместного решения. Иными словами, дальней­ший анализ проблемы общения требует более детального рассмотре­ния вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности. Такая по­становка вопроса требует перехода к рассмотрению третьей стороны общения, условно названной перцептивной.

    3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

    Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разно­му: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаи­модействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по об­щению, иными словами, процесс восприятия одним человеком друго­го выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

    При исследовании проблем, связанных с перцептивной стороной общения, иногда говорят о социальной перцепции. Сам термин «соци­альная перцепция», или, в более узком смысле слова, «межличност­ная перцепция», «восприятие другого человека» употребляется в ли­тературе в несколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характе­ризуются известным сближением восприятия и других познаватель­ных процессов. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соот­несение их с личностными характеристиками воспринимаемого ин­дивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

    Изучая социальную перцепцию, ученые выделили ряд универсаль­ных психологических механизмов, объясняющих, как происходит про­цесс оценки другого человека на основе воспринятых внешних осо­бенностей. Эти механизмы можно разделить на три группы: во-пер­вых, познания и понимания людьми других (идентификация, эмпатия, аттракция); во-вторых, познание самого себя (рефлексия); в-третьих, механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению (казуальная атрибуция)[13]. Рассмотрим основные психо­логические механизмы.

    Идентификация - один из механизмов познания и понимания дру­гого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподобле­нии себя значимому другому. Здесь значимый другой - это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельно­сти. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаи­модействия индивид делает попытки поставить себя на место партне­ра по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь  с  объектом, опосредованная переживанием

    сво­ей тождественности с ним.[14]

    Существует много экспериментальных исследований процесса иден­тификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, ус­тановлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатия - это постижение эмоцио­нальных состояний другого человека в форме сопереживания. Схожесть механизма эмпатии с механизмом идентификации состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим че­ловеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относит­ся к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.[15]

     Формы эмпатии зависят от типа и характера межличностных отно­шений. Так, когнитивная эмпатия характеризуется направленностью внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Про­цесс сопереживания осуществляется путем сравнения поведения парт­нера со своим или, находя аналогичные ситуации в своей прошлой жиз­ни. Эмоциональная эмпатия основана на подражании чувствам и реак­циям собеседника. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия обычно характерна для отношений с близкими людьми. При этом идет процесс не только мышления (восприятия, понимания), не только чув­ствования (сопереживания), но и действия (помощь делом). Эта выс­шая форма эмпатии - действенная - характеризует нравственную сущ­ность человека. Из сказанного становится ясным, что формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности человека.[16]

    Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это осо-

    знание индивидом того, как он воспринимается партнером  по  общению, т.е.,

    как будет партнер по общению воспринимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются опре­деленные характеристики друг друга»[17]. Как пишет И.С. Кон, это «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием ко­торого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаи­модействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отража­ется внутренний мир первого исследователя»[18].

    Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в свя­зи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регу­ляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследова­ний, связанных с выявлением механизмов образования различных эмо­циональных отношений к воспринимаемому человеку, получила назва­ние исследования аттракции. Буквально аттракция - привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не пе­редает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспри­нимающего, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отно­шения. Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого обще­ния, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение все­гда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вто­рым типом отношений, реализуемых в общении.

    Необходимо сказать, что все три стороны общения - коммуника­тивная, интерактивная, перцептивная - тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс об­щения в целом.

    Таким образом, характеристика общения в целом позволяет определить его особенности для дошкольников.

    Общение является глубочайшей потребностью личности, а, следовательно, и условием, и средством ее удовлетворения. Вне общения не могут быть удовлетворены и все сугубо личностные потребности че­ловека, которые связаны с его стремлением к самореализации, само­выражению и самоутверждению. Именно в общении, особенно со зна­чимыми лицами (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.), про­исходит становление человеческой личности, формирование мировоз­зрения и ее важнейших качеств.

    Большое значение имеет общение и для развития эмоциональной сферы ребенка, для воспитания его чувств, а также для становления воли.[19]

    На сегодняшний день имеется ряд исследований, посвященных изу­чению особенностей общения, его развития в дошкольном[20], младшем школьном[21], подростковом[22], а также в старшем школьном[23] и других возрастах.

    Следует выделить ряд исследований, посвященных общению де­тей дошкольного возраста друг с другом. Среди зарубежных авторов общение детей между собой во время игры, характер возникающих при этом конфликтов, роль соревновательных моментов и дружеских отношений изучали Х.К. Хейви, П.Дж. Грейн[24], А.Т. Джерсилд и Ф.В. Марки[25] и другие.

    Среди отечественных работ необходимо выделить исследования, проведенные М.И. Лисиной[26] и под ее руководством[27]; труды, в которых общение изучалось в условиях реальной группы детского сада[28], сравнивалось речевое общение детей со сверстниками и со взрос­лыми[29], а также устанавливались мотивы, обусловливающие изби­рательность общения одного ребенка с другим[30].

    Особенности процесса общения изучены и опи­саны в работах И.С. Кона, А.В. Мудрика.[31] Авторы рассмат­ривали общение как фактор развития личности, выделив специфичес­кие типы общения на разных этапах онтологического развития. Ими отмечается, что детский тип общения характеризуется изменени­ем содержания и предмета общения, появлением потребности в дове­рительном общении со взрослыми. Сам ребенок также стано­вится субъектом разнообразных взаимоотношений.

    Имеется также ряд психологических и педагогических исследова­ний, в которых отмечается особое значение общения со взрослыми на этапе ранней юности.[32]

    Итак, общение играет существенную роль для каждого возрастно­го этапа. В данной работе мы решили провести анализ особенностей общения старшего дошкольного возраста. Выбор данного периода объясняется следующим. Этот возраст явля­ются этапом завершения важных событий в жизни ребенка. Старший дошкольный возраст - это время выпуска из детского сада, подготовка к учебе в школе. У старших дошкольников появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их деятельности. В стар­шем дошкольном возрасте дети интенсивно познают социальный мир, учатся ориентироваться в социальном пространстве. В это время зак­ладывается психологический фундамент личности, происходит осоз­нание себя как субъекта взаимоотношений.

    Именно в дошкольном возрасте, когда коллектив еще только складывается, легче изменить положение ребенка в группе, сформировать у него общие навыки об­щения. Ребенку, имея определенные знания и навыки взаимодействия с окружающими, проще будет учиться в школе, общаться с ровесника­ми, учителями, родителями, в целом, идти по жизненному пути, имея те же трудности в общении (что и в дошколь­ном возрасте, а то и больше), обусловленные недостаточностью зна­ний о реальных социальных и личностных взаимоотношениях с людь­ми и способах их выражения, а также неуверенностью в оценивании собственных качеств в коммуникативной деятельности.

    Таким образом, рассматриваемый возрастной период жизни имеет собствен­ные типы и формы общения, которые обладают специфическими харак­теристиками.

    К концу дошкольного возраста появляется внеситуативно-личност­ная форма общения, которая служит целям познания социального мира и представляет собой уже собственно коммуникативную деятельность в «чистом виде». Значение этого периода в развитии ребенка обусловле­но тем, что на этом этапе закладывается психологический «фундамент» личности. «Это время интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основ­ных черт характера и отношения к окружающему миру»[33].

    Общение ребенка развертывается на фоне теоретического и прак­тичес-кого познания социального мира и протекает в ряде самостоя­тельных эпизодов. В нем удовлетворяется потребность ребенка не про­сто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, ребенку важно знать - «как нужно». Несмотря на огорчения, которые ребенок испытывает от критических оценок взрос­лых, он готов внести поправки в свою работу, изменить свое мнение или отношение для достижения общности взглядов и оценок со взрос­лыми. Взрослый для ребенка приобретает конкретность на уровне ис­торичес-кого и социального лица. Он предстает перед глазами ребенка как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социаль­но-нравственными нормами. При доминировании личностных моти­вов общения взрослый становится центром ситуации для ребенка. Стремление к общности взглядов со старшими обусловливает усвое­ние детьми нравственных понятий, становление моральных суждений.

    Сам дошкольник постепенно переходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений. Он начинает пере­живать себя в качестве социального индивида, и у него возникает по­требность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это новообразование приводит к кризису семилетнего возраста. У ребенка появляется же­лание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их дея­тельности. У ребенка также появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех эта­пах его жизненного пути и станет определять его отношение не толь­ко к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.[34]

    Опыт общения со сверстниками, как и со взрослыми, оказывает вли­яние на формирование детского самосознания. В общении, в совмест­ной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои инди­видуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрос­лыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать ин­тересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком «позиции дру­гого», как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцент­ризм. Игровая деятельность (игры с правилами) способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым усло­вием для последующей учебной и трудовой деятельности.

    Ребенок шести лет более полно и глубоко осознает себя, оценива­ет как свои достоинства и недостатки, так и сверстников. Активное развитие самооценки в данный период - важная форма проявления самосознания. Самооценка шестилетнего ребенка в одном виде дея­тельности может отличаться от его самооценки в других.

    В исследованиях обнаружена четкая зависимость осознания соб­ственных качеств и качеств сверстников от воспитательной работы в группе. Оказалось, что дети, прежде всего, осознают те качества и осо­бенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положе­ние в группе.[35] Самооценка дошкольника зависит не только от оценки взрослых, но и сверстников. Чем выше оценка, полученная ребенком от сверстников, тем выше уровень и его притязаний.[36]

    Популярность ребенка в группе, общая самооценка ребенка зави­сит, в первую очередь, от успеха, которого он добивается в совместной трудовой деятельности. Значит, если обеспечить успех в деятельности малоактивным шестилеткам, не пользующимся значительной популярностью среди детей, то это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе.[37] Значение общения для ребенка в данном возрасте состоит в том, что он учится ориентироваться в социальной сфере и устанавливать многообразные сложные отношения с окружающими людьми, приоб­щаться к нравственным ценностям общества.

    Е.Г. Сомова отмечает, что повышенный интерес к себе, открытие и переживание своей индивидуальной целостности и неповторимости, динамика образов Я связаны с развитием других личностных особен­ностей, формирование которых происходит в общении, системе отно­шений, предметной деятельности[38].

    Благодаря возрастной самостоятельности ребенка условия его жизни существенно изменяются. Воспитывающие ребенка взрослые выводят его в широкий мир человеческой деятельности. Открытие нового мира серьезной человеческой деятельности побуждает у ребенка активное желание участвовать в этой жизни. В связи с этим жизнь ребенка-дошкольника характеризуется, во-первых, относительным отделением его деятельности от взрослых, во-вторых, расширением условий жизни, в-третьих, открытием общественных функций людей и их отношений друг к другу, в-четвертых, активным желанием ребенка участвовать в жизни взрослых.

    Установление своего места в системе отношений со взрослыми, самооценка, т.е. осознание своих умений и некоторых качеств, открытие для себя своих переживаний - все это и составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным образованием этого важнейшего периода. Значительно расширяется и круг жизненных отношений. Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов.

    Роль общения со сверстниками у детей старше 4-х лет заметно возрастает среди других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры. Основным средством общения становится речь. Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей (Л.С. Выготский[39], А.Р. Лурия[40]), показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи.
    С другой стороны, известно, что у детей с нарушением речи может замедлиться интеллектуальное развитие. Те же исследователи утверждают, что речевые нарушения (в том числе и общее недоразвитие речи), у детей с задержкой психического развития или с умственной отсталостью встречаются гораздо чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Поэтому принято рассматривать речевую недостаточность в тесном единстве с особенностями психического развития ребенка. В.С. Мухина[41] подчеркивает: "Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка". При помощи речи люди имеют возможность общаться с окружающими, получают новую информацию.

    Большинство авторов обращают внимание на связь между речевой недостаточностью и особенностью психического развития ребенка. Е.М. Мастюкова утверждает: "У ребенка с общим недоразвитием речи, наряду с патологией формирования всех ее сторон, могут отмечаться отклонения в его психическом развитии, темп его психического развития может замедлиться, развитие гностических мыслительных процессов, эмоционально волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может проходить аномально". Следовательно, речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка. "Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления" - отмечает М.Ф. Фомичева[42].

    Проблема развития речи у детей глубоко изучена и широко представлена в отечественной педагогике и психологии (Л.С. Выгодский[43], Н.С. Жукова[44], В.С. Мухина[45] и другие). Отметим лишь некоторые особенности формирования речи, присущие детям с нормальным слухом и интеллектом. Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка, на основе подражания речи окружающих. Исследования многих ученых в этой области позволяют утверждать, что для становления речи ребенка необходимо нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы. Большое значение для развития речи имеет нормальное состояние высших психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а так же физическое состояние ребенка. Однако, даже имея все необходимые предпосылки, без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. У пятилетних детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, растет активный словарь. Дети начинают овладевать многологической речью, употребляют предложения сложной структуры. Совершенствуется грамматический строй речи. К шести годам нормально развивающийся ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. К этому времени он должен правильно произносить все звуки родного языка, иметь достаточный по объему активный словарь и практически овладеть грамматическим строем речи.

    А.Н. Гвоздев[46] предлагает в развитии речи отмечает что в 4-7 лет - совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

    Следует отметить, что в этот речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими фонами, и при достаточном развивающем потенциале речевой среды он может в совершенстве усвоить грамматический строй родного языка и его фонетическую систему, что делает возможным быстрое обогащение словаря.

    Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер: ребенок-дошкольник в своих высказываниях всегда имеет в виду определенного, в большинстве случаев близкого человека. Таким образом, в дошкольном возрасте происходит овладение основными средствами языка, и это создает возможность для осуществления общения, опирающегося на собственно языковые средства.

    Необходимо упомянуть и об индивидуальных различиях в общении ребенка со взрослыми, которые могуч выражаться: в различной степени активности, в общении со взрослыми; в большей или меньшей склонности ребенка к деловым, познавательным или личностным контактам (З.М. Богуславская[47]). В конце раннего возраста дети ищут в сверстнике участника эмоционального практического взаимодействия, обмена радостными эмоциями и сходными действиями, в которых они демонстрируют свои физические возможности. У дошкольников преобладает деловой мотив общения: сверстник-партнер по сюжетно-ролевым и соревновательным играм. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) по-прежнему на первом месте остаются мотивы делового сотрудничества, но одновременно повышается значение познавательных мотивов и за рамками сотрудничества. Дошкольникам 6-7 лет также наиболее присущи мотивы делового сотрудничества, еще стремительнее увеличивается роль познавательных мотивов; дети обсуждают с ровесниками серьезные жизненные вопросы, вырабатывают общие решения.

    Общение осуществляется с помощью разнообразных средств. Выделяют три основные категории средств общения: 1. экспрессивно-мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации); 2. предметно-действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов со взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки); 3. речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики). Эти категории средств общения появляются у ребенка в том порядке, в котором перечислены, и составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве. В общении с окружающими людьми дети используют средства общения всех категорий, которыми уже овладели, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей. Изменения отдельных аспектов, характеризующих развитие разных структурных компонентов общения - потребностей, мотивов, операций и т.п., в совокупности порождают интегральные, целостные образования, представляющие собой уровни развития коммуникативной деятельности. Эти качественно специфические образования, являющиеся этапами онтогенеза общения были названы формами общения (А.В. Запорожец[48], М.И. Лисина[49]). Одновременное изменение потребностей, мотивов и средств общения детей ведет к изменению форм коммуникативного развития. В современных исследованиях выделяются 4 формы общения детей со взрослыми (М.И. Лисина[50] и др): 1. ситуативно-личностная (непосредственно эмоциональная); 2. ситуативно-деловая (предметно-действенная); 3. внеситуативно-познавательная; 4. внеситуативно-личностная.

    В общении детей со сверстниками выделяют также ряд последовательно сменяющих друг друга форм общения (М.И. Лисина): 1. эмоционально-практи-ческая; 2. ситуативно-деловая; 3. внеситуативно-деловая.

    В развитии общения выделяется ряд этапов (М.И. Лисина и др.[51]): 1 этап. Установление отношений ребенка со взрослым, причем взрослый выступает в данном случае в роли взрослого как взрослого. Он является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания. 2 этап. На этом этапе взрослый выступает уже не носителем образцов. А равным партнером по совместной деятельности. 3 этап. Между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности. 4 этап. На этом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение ребенка к осваиваемой деятельности и решать известную проблему трансформации "знаемого" в "реально действующее". Данный этап, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, - задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению.

    Итак, анализ литературы показывает, что общение выступает в ка­честве необходимого и всеобщего условия формирования личности и развитие каких-либо личностных процессов невозможно вне общения, при этом ведущее место отводится роли речи.





                                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Общение имеет огромное значение для развития ребенка. В ходе коммуникации ребенок усваивает общественно-исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями человечества, поэтому взаимодействие со взрослыми (вербальное и невербальное) представляет собой важный источник усвоения и приобретения детьми опыта предыдущих поколений. “Для такого усвоения необходимо общение ребенка со взрослыми людьми, которые уже в той или иной мере овладели… культурой и способны передать накопленный опыт, научить его выработанным человечеством способам практической и умственной деятельности” (А.В.Запорожец, 1973). Общение является обязательным условием существования человека, одним из факторов его психического развития, становления и формирования его личности, сознания и самосознания, “общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний, оно также детерминирует структуру сознания, определят опосредованное строение высших, специфически человеческих психических процессов” (А.В.Запорожец, 1974).

    В ходе общения со взрослыми дети обучаются впервые пониманию сложных задач, находящихся в зоне ближайшего развития, пытаются их решать. При этом, “общение одновременно порождает у ребенка необходимость продвижения вперед и создает благоприятные условия для достижения успеха” (М.И.Лисина, 1987). Общение – самый важный фактор психического развития. Благодаря общению человек поддерживает свою жизнедеятельность, без общения невозможно само существование человеческих индивидуальностей.

    Развитие ребенка с отклонением в развитии протекает по тем же общим законам, что и развитие нормально развивающегося ребенка. Но вместе с тем оно характеризуется своеобразием вследствие имеющегося дефекта. И это своеобразие обнаруживается не только в развитии функций, которые связаны с пораженным органом. Нарушение вызывает ряд вторичных особенностей. Для всех групп аномальных детей характерно изменение способов коммуникации, которое проявляется в том, что у них нарушено речевое общение, у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных средств. У детей с задержкой психического развития нарушения речи имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Многим детям присущи дефекты звукопроизношения, фонематического слуха, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок и т.д. В речи имеет место аграмматизмы, связная речь не соответствует возрасту. Все это приводит к тому, что у детей с ЗПР нарушено речевое общение. Отклонения в развитии личности ребенка в зависимости от дефекта выражаются по-разному, но почти во всех случаях наблюдается некоторая изолированность проблемного ребенка от группы нормально развивающихся сверстников.

    Изучение особенностей общения со взрослыми имеет огромное значение для понимания своеобразия формирования психики дошкольника с задержкой психического развития. У детей с ЗПР наблюдается недостаточность коммуникативной способности, что усложняет процесс учебной коммуникации. Следовательно, проблема формирования коммуникативной способности очень важна и для педагогики.






                                                        Список литературы:



    1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001.

    2. Баранник А.С. Методика формирования коммуникативных и реф­лексивных умений подростков на основе сказкотреапии на уроках рус­ского языка. - Екатеринбург, 2002.

    3. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества лично­сти. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

    4. Богуславская З.М. Индивидуальные различия в процессе общения со взрослыми у детей дошкольного возраста// Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР, т. 2. - М., 1968.

    5. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983.

    6. Былеева Л.В. Русские народные игры: ч. II – M.: Сов, Россия, 1988.

    7. Вартанова Л.Р. Дидактическая игра как антропотехническое средство формирования коммуникативной культуры будущего педа­гога. - Ставрополь, 2001.

    8. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1973.

    9. Выготский Л.С. Проблема развития в структурной психологии// Основы психологического развития, 1934.

    10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

    11. Газман О.С. Каникулы, игра, воспитание. - М ., 1988.

    12. Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

    13. Генетические проблемы социальной психологии: Сб. статей / Под ред. Коломинского Я.Л. - Минск: изд-во «Университетское», 1985.

    14. Драгунова Т.В. Подросток. - М.: Знание, 1976.

    15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 1998.

    16. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение – М., Педагогика – 1975.

    17. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. - М., 1974.

    18. Коломинский Я.Л., Панько ЕА. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

    19. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980.

    20. Корякина М.И. Формирование основ межкультурного общения младших школьников средствами народных сказок. - Якутск, 2002.

    21. Кравцова Е.Е. Психологические основы дошкольного воспитания. – М., 2005.

    22. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1986.

    23. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. - М. 1980.

    24. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности об­щения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. - М., 1974.

    25. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

    26. Лисина М.И., Сарториус Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников// Психология формирования личности и проблемы обучения/Под редакцией Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В. - М., 1980.

    27. Лихачев Б.Д. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК.- 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Юрайт, 1999.

    28. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976.

    29. Лурия А.Р. Мозг и психологические процессы. - М., 1963.

    30. Максаков А.Н., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом – М., Просвещение –1979.

    31. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре – М., Просвещение – 1982

    32. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком – М., Педагогика – 1990.

    33. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. - М.: Просвеще­ние, 1976.

    34. Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста//Возрастная и педагогическая психология /Под редакцией Петровского А.В. - М., 1973.

    35. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника /Под ред. М.И. Лисиной. - М., 1974.

    36. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А. Репиной, М., 1978.

    37. Панфилова МА. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.  - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

    38. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. А6дульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М.: Совер­шенство, 1998.

    39. Психология. Словарь. Под ред, Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., Политиздат – 1990.

    40. Ребенок – взрослый – сверстник Смирнова Е.О. Методические рекомендации – М.: МГППУ, 2003.

    41. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА­ДОС, 2002.

    42. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976.

    43. Рыбак Е.В. Эмоционально-насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников. - Архангельск, 2001.

    44. Селиверстов В.И. Заикание у детей: психокоррекция и дидактические основы логопед, занятий - М.: ВЛАДОС, 1994.

    45. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

    46. Сомова Е.Г. Личностный аспект трудностей общения в юношес­ком возрасте. - Краснодар, 1999.

    47. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы) – М., Просвещение – 1982.

    48. Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник. Методические рекомендации - М.: МГППУ, 2003. 

    49. Терещюк Р.К. Особенности общения со сверстниками как осно­ва популярности дошкольников. - М., 1986.

    50. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1998.

    51. Швайко Г.С. Игра и игровые упражнения для развития речи – М., Просвещение – 1988.

    52. Шмаков С.А. Ее величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей – М., Магистр – 1992.

    53. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.


     




    [1] Вартанова Л.Р. Дидактическая игра как антропотехническое средство формирования коммуникативной культуры будущего педа­гога. - Ставрополь, 2001. – С. 10.

     

    [2] Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. А6дульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М.: Совер­шенство, 1998. - С. 91.

    [3] Вартанова Л.Р. Указ. соч. – С. 10.

    [4] Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976.

    [5] Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества лично­сти. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - С. 60.

    [6] Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества лично­сти.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - С. 27-28.

    [7] Батаршев А.В. Указ. соч.

    [8] Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону: РГУ, 1986. - 134 с.

    [9] Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983. - 271 с.

    [10] Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001.- 376 с.

    [11] Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества лично­сти. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - С. 34.

    [12] Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА­ДОС, 2002. - С. 174.


     

    [13] Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

    [14] Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – С. 41.

    [15] Батаршев А.В. Указ. соч. – С. 42.

    [16] Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 203-204.

    [17] Батаршев А.В. Указ. соч. – С. 42.

    [18] Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. – С. 110.

     

    [19] Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды.- М.: Пе­дагогика, 1983. – С. 79-80.

    [20] Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности об­щения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. - М., 1974; Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А. Репиной, М., 1978; Рыбак Е.В. Эмоционально-насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников. - Архангельск, 2001; Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Независимая фирма «Класс», 2000; Терещюк Р.К. Особенности общения со сверстниками как осно­ва популярности дошкольников. - М., 1986 и др.

    [21] Корякина М.И. Формирование основ межкультурного общения младших школьников средствами народных сказок. - Якутск, 2002; Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960 и др.

    [22] Баранник А.С. Методика формирования коммуникативных и реф­лексивных умений подростков на основе сказкотреапии на уроках рус­ского языка. - Екатеринбург, 2002.; Драгунова Т.В. Подросток.- М.: Знание, 1976 и др.

    [23] Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980; Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников.- М.: Просвеще­ние, 1976; Сомова Е.Г. Личностный аспект трудностей общения в юношес­ком возрасте. - Краснодар, 1999 и др.

    [24] Dawe H.C., Grein P.J. An analysis of two hudred guarrels of preschool children // Child Development, 34. v.5.6.

    [25] Jersild A.T., Murkey E.B. Conflicts between preschool children//Psychol. Monogr, 1935, № 21.

    [26] Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности об­ щения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. - М., 1974.

    [27] Общение и его влияние на развитие психики дошкольника /Под ред. М.И. Лисиной. - М., 1974.

     

    [28] Терещюк Р.К. Особенности общения со сверстниками как осно­ва популярности дошкольников. - М., 1986.

    [29] Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Л.Коломинского, М.И.Лисиной, Минск, 1985.

    [30] Селиверстов В.И. Заикание у детей: психокоррекция и дидактические основы логопед, занятий - М.: ВЛАДОС, 1994. - 200 с.

    [31] Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1980; Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. - М.: Просвеще­ние, 1976 и др.

    [32] Те же.

    [33] Лихачев Б.Д. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК.- 4-е изд., переаб. и доп.- М.: Юрайт, 1999. - С. 84-85

    [34] Панфилова МА. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.  - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – С. 13.

    [35] Коломинский Я.Л., Панько ЕА. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С. 105.

    [36] Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А. Репиной, М., 1978.

    [37] Коломинский Я.Л., Панько ЕА. Указ. соч.  – С. 106.

    [38] Сомова Е.Г. Личностный аспект трудностей общения в юношеском возрасте. - Краснодар, 1999. - С. 75.


    [39] Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

    [40] Лурия А.Р. Мозг и психологические процессы. - М., 1963.

    [41] Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста//Возрастная и педагогическая психология /Под редакцией Петровского А.В. - М., 1973.

    [42] Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1998.

    [43] Выготский Л.С. Проблема развития в структурной психологии// Основы психологического развития, 1934.

    [44] Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 1998.

    [45] Мухина В.С. Указ. соч.

    [46] Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

    [47] Богуславская З.М. Индивидуальные различия в процессе общения со взрослыми у детей дошкольного возраста// Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР, т. 2. - М., 1968.

     

    [48] Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. - М., 1974.

    [49] Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

    [50] Лисина М.И. Указ. соч.

    [51] Лисина М.И., Сарториус Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников// Психология формирования личности и проблемы обучения/Под редакцией Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В. - М., 1980.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Особенности общения старших дошкольников в психологии и педагогике ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.