Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Проблемы спиртового производства

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Проблемы спиртового производства
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:31:00
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление

    1. Правовые основы производства и оборота алкогольной продукции. 2

    2. Ситуация с отходами спиртового производства в настоящее время. 5

    3. Влияние проблемы утилизации отходов спиртового производства на ситуацию на спиртовом рынке РФ.. 10

    Список использованных источников. 12


    О правовом режиме отходов спиртового производства

    Правовые основы производства и оборота алкогольной продукции

    Основная цель и задачи государственного регулирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции это защита экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции. Кроме того государственное регулирование  в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на повышение качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

    Правовые основы производства и оборота алкогольной продук­ции представляют собой систему нормативных правовых актов раз­личной юридической силы. Основным нормативным актом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции фактически является Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборо­та этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» со всеми изменениями и дополнениями (далее — Федеральный закон №171-ФЗ)[1].

    Конкретизируют положения Федерального закона №171-ФЗ многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, в частности инструкции и приказы компетентных, уполномоченных органов, разъясняющие и уточняю­щие нормы закона. Все эти документы обладают юридической силой и обязательны к применению в процессе осуществления организа­циями и предпринимателями соответствующей деятельности.

    Нормативная база регулирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции постоянно дополняется и уточняется. В 2005 г.  было принято несколько нормативных правовых актов, внося­щих существенные изменения в порядок производства, лицензиро­вания и оборота алкогольной продукции, а именно:

    · Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №102-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон РФ «О государственном ре­гулировании производства и оборота этилового спирта, алко­гольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утра­тившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государст­венном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (да­лее — Федеральный закон №102-ФЗ). Данный Закон упорядочивает правила государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции;

    · Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алко­гольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Федераль­ный закон №114-ФЗ). Указанный закон предусматривает уве­личение размеров сборов за выдачу лицензий, а также признает утратившим силу Федеральный закон от 8 январи 1998 г. №5-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и обо­рот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной про­дукции». Закон вступил с 1 января 2006 г.;

    · Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №117-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Фе­дерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (далее —Федеральный закон №107-ФЗ). Данный Закон изменяет поря­док исчисления акцизов при реализации алкогольной продукции.

    Кроме того, в ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) перечислены подакцизные товары, относящиеся к алкогольной продукции.

    С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон № 102-ФЗ от 21.07.2005 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

    С 1 января 2006 года головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) признается этиловым спиртом в целях правового регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В связи с этим возникает вопрос: относится ли головная фракция этилового спирта к подакцизным товарам? На этот вопрос Минфин России ответил в письме от 06.04.2006 № 03-04-06/43.

    При реализации головная фракция этилового спирта не относится к подакцизным товарам, если она отнесена к отходам спиртового производства согласно действующей нормативной документации, внесена в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции и подлежит дальнейшей переработке или использованию в технических целях.

    Кроме того, с 1 января 2008 года вводится требование к производителям о полной переработке или утилизации барды — основного отхода производства этилового спирта. Невыполнение указанного требования является основанием для приостановления действия лицензии на производство этилового спирта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. 01.12.2007) с 1 января 2009 года пункт 5 статьи 8 изложен в новой редакции[2] - Эксплуатация вновь вводимого (нового или после капитального ремонта) или модернизируемого основного технологического оборудования для производства этилового спирта допускается только при условии внедрения оборудования, позволяющего полностью перерабатывать или утилизировать основные отходы спиртового производства (барду). Указанное требование не распространяется на основное технологическое оборудование для производства этилового спирта с мощностью не более 100 декалитров этилового спирта в сутки в пересчете на безводный спирт, основные отходы которого потребляются животноводством (в ред. Федерального закона от 19.07.2007 N 219-ФЗ)

    Таким образом, согласно п. 22 д приказа МФ от 10 октября 2008 г. N 111н «Об утверждении административного регламента исполнения налоговой службой государственной функции по осуществлению лицензирования в соответствии с законодательством РФ деятельности  в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» производителям этой продукции будет отказано в выдаче лицензий в случае отсутствия оборудования по переработке (утилизации) барды – основного отхода производства.

    Ситуация с отходами спиртового производства в настоящее время

    В России работает около 120 предприятий по производству спирта из пищевого сырья, которые, собственно, и должны быть оснащены новым оборудованием по переработки отходов производства (барды)[3].

    Спирты — органические соединения, содержащие одну или несколько гидроксильных групп –OH, непосредственно связанных с углеводородным радикалом Основным отходом при эксплуатации спиртопроизводящих заводов является спиртовая барда. При получении спирта (этанола) из зерносырья ее образуется более 13 м3 на 1 тонну зерна. 7 млн. тонн ядовитой жидкости, содержащей очень много вредных веществ, сбрасывается или в почву, или в реки. В то же время эта барда может быть переработана в прекрасный белково-углеводный корм в количестве 500–600 тыс. тонн.

    С одной стороны, барда — это отходы, вызывающие загрязнение окружающей среды.  Поэтому запрещается сбрасывать барду в водоёмы или в канализацию без предварительной переработки (закон РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», ст.8, п.5; в других странах есть аналогичные нормы).

    С другой стороны, барда, благодаря содержанию клетчатки, углеводов, белка и микроэлементов, является вторичным сырьевым ресурсом, она может служить сырьём для производства корма для животных и других полезных продуктов.

    В настоящее время на большинстве спиртовых заводов мира барду тем или иным образом перерабатывают, в основном на корма. Иногда её используют в качестве корма в непереработанном виде, но это неудобно, так как барда очень недолго хранится, а перевозить её невыгодно.
    также барда жидкая иногда использовалась в строительстве в качестве пластификатора бетонных и ц./п. смесей.

    Проблема утилизации барды образующейся при эксплуатации заводов, производящих спирт является до настоящего времени актуальной проблемой. Кроме этого, имеется ряд других веществ (эфирольдегидные фракции, сивушные масла, спиртовой конденсат и т.д.), имеющихся в условиях производства, которые привлекают внимание исследователей и практиков как сырье для переработки или в худшем случае как отходы.

    Использование непосредственно послеспиртовой барды для кормления сельскохозяйственных животных мало эффективно из-за низкой питательной ценности (низкое содержание белка и витаминов). Учитывая все возрастающую производительность спиртовых заводов, а значит и значительное увеличение количества жидких отходов, на практике приводит к сбросу барды в очистные сооружения и загрязнению водоемов.

    Известны технологии использования барды, богатой углеродсодержащими соединениями, в качестве основы питательной среды для выращивания биомассы микроорганизмов (дрожжи, бактерии) кормового назначения.

    С целью переработки указанных отходов спиртового производства разработаны технологии получения кормового белка на следующих вариантах углеводсодержащего субстрата, представляющего:

    1. – послеспиртовую барду и отходы зерномукомольного производства (отруби, мука);

    11. - жидкие отходы производства спирта со стадии ректификации – головных фракций и сивушного масла;

    111. – послеспиртовую барду с отходами зерномукомольного производства (отруби) и спиртовой конденсат после ректификационной колонны.

    По планам правительства РФ с 1 января 2008 г. все заводы по производству спирта должны были быть оснащены оборудованием для переработки отходов спиртового производства – барды – ценнейшего сырья для изготовления добавок в корма (прежде всего, для крупного рогатого скота). С 1 января 2009 года производить этиловый спирт можно было бы только при условии полной переработки и (или) утилизации барды на очистных сооружениях. Данное требование направлено на пресечение случаев сброса указанного отхода спиртового производства в окружающую среду. В спокойной рабочей обстановке, вероятней всего, заводам хватило бы двух с половиной лет (с момента подписания закона) для установки оборудования, но в условиях кризиса сделать это было невозможно[4].

    Вместе с тем значительная часть предприятий - производителей этилового спирта в силу ряда причин не установила необходимое оборудование. Чтобы не допустить перебоев в работе предприятий спиртовой отрасли, срок введения требования о полной переработке (утилизации) барды перенесен на 1 января 2010 года. Данное требование было установлено Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 102-ФЗ в целях пресечения случаев умышленного сброса в окружающую среду барды, получаемой при производстве этилового спирта, и, как следствие, загрязнения окружающей среды. Необходимость переноса срока вступления в силу данного требования обусловлена тем, что в настоящее время значительная часть предприятий – производителей этилового спирта в силу ряда причин, в том числе из-за отсутствия денежных средств, не оснащена технологическим оборудованием, позволяющим полностью перерабатывать или утилизировать барду.

    В настоящее время отмечается невысокая степень готовности производителей этилового спирта к исполнению выше указанного требования Федерального закона N 102-ФЗ.

    Во избежание возникновения с 1 января 2009 года возможных перебоев в работе предприятий спиртовой отрасли было предложено перенести на 1 год срок вступления в силу вышеуказанного требования Федерального закона N 102-ФЗ[5].

    Также можно отметить низкую степень подготовки необходимых мероприятий во исполнение данного требования Закона, как федеральными органами исполнительной власти, так и самими производителями этилового спирта.

    Исходя из сложившейся ситуации, в дальнейшем будет необходимо в последующем предусмотреть в Федеральном законе меры системного характера для безусловной реализации предусмотренного законом требования, направленного на защиту окружающей среды.

    Обязанности организаций, использующих оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ) следующие -  организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия и положительное заключение государственной экологической экспертизы, выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ).

    Фактическая  стоимость оборудования для переработки отходов спиртового производства для производителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции составляет не менее 1,5 млн долл. Если учесть все затраты завода с доставкой, установкой, наладкой и т.д., то они могут составить не менее 2 млн долл.(по расчетам самих предприятий). Для небольших заводов это очень серьезная сумма.

    Такое положение привело к тому, что появились объявления о продажах небольших региональных спиртзаводов по цене 1,5–2 млн долл. – то есть именно по цене оборудования для переработки отходов. Именно этой суммы не хватает для дальнейшей работы заводов при выполнении требований текущего законодательства по переработки отходов производства. Можно было бы предположить, что введение новой нормы будет способствовать усилению консолидации спиртовой отрасли, однако процесс консолидации в этой сфере развивается достаточно стабильно и даже прекращение работы части заводов (не менее 50%) по причине невозможности установки оборудования для утилизации брады не вызовет кризиса на рынке производства спирта и водки. Именно поэтому необходимость оснащения заводов специальным оборудованием для утилизации барды и превращения ее в ценнейший продукт для корма скота не должна, сегодня подвергаться сомнению ни на каких уровнях[6].   

    Внедрение технологий по переработке отходов спиртового производства на гидролизных и спиртовых заводах позволит улучшить их технико-экономические показатели: увеличить выработку кормовых дрожжей и их качество по содержанию сырого протеина, повысить рентабельность и прибыль, а также решить экологическую проблему. Оценочный расчет показывает, при мощности производства 2 тыс. т в год кормового белкового продукта прибыль составит 2, 8 млн. руб.

    Кроме того, утилизация (переработка) послеспиртовой барды и других не желательных примесей производства биотехнологическим способом обеспечит экологическую безопасность промышленных предприятий, производящих спирт (спиртовые и гидролизные) за счет устранения сброса барды в окружающую среду.

    Нельзя сегодня дать закрыться спиртовым заводам из-за отсутствия денег на установку оборудования для утилизации барды, так необходимого и с экологической точки зрения, и с точки зрения развития сельскохозяйственной отрасли, напрямую связанной с повышением уровня жизни и укреплением продовольственной безопасности нашего государства.

    Влияние проблемы утилизации отходов спиртового производства на ситуацию на спиртовом рынке РФ

    На спиртовом рынке ситуация складывается негативная. Начиная с 2005 г. наблюдается устойчивая тенденция к сокращению производства легального спирта. Показатели 2007 г. несколько выше показателей 2006 г., но сама тенденция сохраняется (резкий спад производства спирта в 2006 г. произошел по причине административного кризиса алкогольного рынка и - производство спирта в 2006 г. должно было сократиться без учета кризиса до 62-66 млн дал). В связи с этим производство в 2007 г. вышло на уровень 63-64 млн дал спирта.

    В сложившихся сегодня экономических условиях, производителям выгоднее производить нелегальный спирт и отправлять его нелегальным производителям водки, чем заниматься экспортом своей продукции. Например, Украина отправляет на экспорт 100 млн л спирта в год, или 30% производства, а Россия – не более 5 млн л в год.

    Вся нелегальная водка России (а это 40% рынка водки и ЛВИ) изготавливается из нелегального спирта.

    Основная часть спиртзаводов расположена в небольших городках и поселках, для которых данные предприятия являются бюджето- и градообразующими. 75-80% спиртзаводов до сих пор не оснащены необходимым для утилизации барды оборудованием по причине его дороговизны. Срок  установки оборудования для утилизации барды перенесен на 1 января 2010 г. Соответственно, у спиртзаводов появляется еще год на то, чтобы выбрать путь, по которому пойти - или сменить владельцев, или приобрести оборудование самостоятельно или прекратить существование.

    Такая ситуация реально приведёт к очередному переделу рынков сбыта алкоголя. Кроме того, такое положение создаст дополнительную социально – экономическую напряженность в регионах.

    С  2005 года существует вот закон по оснащению спиртовых заводов, но не находится финансовых ресурсов ни на самих заводах, ни в государстве.

    За  два года, даже больше, чем за два года, только 10 процентов предприятий закупили соответствующее оборудование[7].

    Список использованных источников


    1. Налоговый кодекс Российской Федерации;

    2. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года (в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 N 18-ФЗ, от 29.12.2001 N 186-ФЗ, от 24.07.2002 N 109-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. 31.12.2005), от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 29.12.2006 N 248-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.11.2003 N 17-П, Федеральными законами от 26.07.2006 N 134-ФЗ, от 20.04.2007 N 55-ФЗ)

    3. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года (в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 N 18-ФЗ, от 29.12.2001 N 186-ФЗ, от 24.07.2002 N 109-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. 01.12.2007), от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 29.12.2006 N 248-ФЗ, от 19.07.2007 N 219-ФЗ, от 01.12.2007 N 302-ФЗ, от 3.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением онституционного Суда РФ от 12.11.2003 N 17-П, Федеральными законами от 26.07.2006 N 134-ФЗ, от 20.04.2007 N 55-ФЗ)

    4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №117-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Фе­дерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации»;

    5. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алко­гольной и спиртосодержащей продукции»;

    6. Объединённая коллегия исполнительных органов государственной власти Москва и московской области. Решение  28 сентября 2005 года  № 41-ок  «О создании системы контроля качества, безопасности  и легальности оборота алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи в городе Москве и Московской области, в условиях изменения действующего законодательства»;

    7. Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками";

    8. Стенограмма двести тринадцатого заседания Совета Федерации 23 ноября 2007 года.


     






    [1] Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года (в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 N 18-ФЗ, от 29.12.2001 N 186-ФЗ, от 24.07.2002 N 109-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. 01.12.2007), от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 29.12.2006 N 248-ФЗ, от 19.07.2007 N 219-ФЗ, от 01.12.2007 N 302-ФЗ, от 3.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением онституционного Суда РФ от 12.11.2003 N 17-П, Федеральными законами от 26.07.2006 N 134-ФЗ, от 20.04.2007 N 55-ФЗ)

    [2] Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изменениями и дополнениями)

    [3] Стенограмма двести тринадцатого заседания Совета Федерации 23 ноября 2007 года

    [4] Стенограмма двести тринадцатого заседания Совета Федерации 23 ноября 2007 года

    [5] Стенограмма двести тринадцатого заседания Совета Федерации 23 ноября 2007 года

    [6] Стенограмма двести тринадцатого заседания Совета Федерации 23 ноября 2007 года

    [7] Стенограмма двести тринадцатого заседания Совета Федерации 23 ноября 2007 года

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Проблемы спиртового производства ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.