Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Семья как социальный институт 2

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Семья как социальный институт 2
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:31:04
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    План






    Введение. 3

    1. Семья как социальный институт и как малая группа. 6

    2. Структура и функции семьи. 12

    3. Модели  семьи. 19

    Заключение. 22

    Список литературы.. 24



















    Введение


    Семья.... Какой глубокий смысл заключается в этом коротком, но ем­ком слове! Практически для каждого человека семья - начало всех начал. Какое бы положение человек ни занимал в обществе, каких бы высот он не достигал - он не может чувствовать себя счастливым в полной мере без мира и счастья в семье. Понятие счастья каждый человек, прежде всего, связывает с семьей, с родителями, с детьми - счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Вряд ли найдется человек, который никогда не задумывался бы над тем, в чем его сущность как мужчины или женщины, почему суще­ствует такое чувство, как любовь, почему она рождает стремление к духов­ной и физической близости между мужчиной и женщиной, почему два любящих человека создают семью и становятся родителями и, наконец, в чем смысл человеческого бытия?

    Проблемы семьи и семейных отношений всегда интересовали ши­рокую аудиторию; это обусловлено тем, что специфика семейно-брачных отношений никого не оставляет равнодушным. Прежде всего, наибольший интерес к этим проблемам проявляют молодые люди, это связано с юно­шеским романтизмом, большой впечатлительностью, первым чувством любви, первыми радостями и первыми разочарованиями, необходимос­тью подготовки к будущей семейной жизни и половым отношениям.

    Каждая семья представляет собой первичную социально-психоло­гическую общность людей, в которой формируются глубоко интимные и до­верительные отношения между супругами, родителями и детьми. Семья -созидатель социокультурных ценностей, творец цивилизации. Это дает нам право говорить о ней как о социальном институте и общественном явлении.

    Значение и актуальность проблем семейно-брачных отношений определяется их сложностью и противоречивостью в обществе, необходи­мостью подготовки молодых людей к семейной жизни, формированием высокой духовной и этической культуры семейных отношений, укрепле­нием самого института семьи. Эти задачи имеют непреходящее значение, т.к. они будут актуальными в обществе до тех пор, пока жива семья. Это обусловлено тем, что семья выступает первичной социальной ячейкой об­щества. Действительно, семья, в лоне которой человек проводит значи­тельную часть своей жизни, играет исключительно важную роль в обще­стве. Поэтому далеко не случайно она стала объектом исследования спе­циалистов различных наук. Философия и социология, психология и педаго­гика, право и медицина имеют "свой" интерес в изучении семьи, свой пред­мет исследования. Можно согласиться с А.Г. Харчевым и М.С. Мацковским, что по мере накопления теоретического и эмпирического материала в каждой из наук, изучающих семью, всё явственнее проступает тенденция к их кон­солидации "методологически и методически в единую науку о семье"'. Совокупность "составляющих" формирующейся науки о семье авторы предлагают назвать "фамилястикой", подчеркивая, что подобная консоли­дация соответствовала бы как интересам повышения научного уровня ис­следований семьи, так и эффективному практическому использованию данных этой науки,

    Специфика философского осмысления и изучения семьи заключает­ся в том, что она рассматривается как особый социальный институт, выпол­няющий одну из важнейших функций общества - воспроизводство её чле­нов и осуществления первичной социализации. Социальный институт-это устойчивый тип деятельности и поведения людей. Это своеобразный спин­ной хребет общественной жизни, поскольку он обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию.

    Конкретным механизмом, обеспечивающим устойчивость и стабиль­ность общества, его нормальное воспроизводство выступают социальные институты, представляющие собой ценностно-нормативные комплексы, посредством которых достигается деятельность людей в основных сферах их жизни: экономике, политике, культуре, семье и т.д.

    Семья - это важный элемент социальной структуры общества, одна из его подсистем, деятельность которой регулируется и направляется сущест­вующими в обществе ценностями, нормами, традициями и т.п. Их усвоение индивидом в процессе социализации является первейшим условием функ­ционирования общества, поскольку обеспечивает интеграцию личности в социальную систему.

    Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную сис­тему общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, кото­рый регулирует поведение членов семьи - родителей и детей, определяет присущие им социальные роли и статус. Вопросами семьи, ее происхождения и развития наука занимается очень давно.

    Сегодня брак и семья изучаются многими науками: социологией,         экономикой, правом, этикой, демографией, этнографией, психологией, педагогикой и др.

    Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптировать­ся к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом, а исследо­вания семьи и ее трансформации в условиях современного общества будут про­должаться и углубляться.

    Целью работы является изучение семьи как социального института и как социальной группы.

    Задачи работы:

    1. Рассмотреть семью как социальный институт и как малую группу.

    2. Раскрыть функции и структуру семьи.

    3. Рассмотреть модели семьи.

    Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения учебных пособий по курсу «Социология», а также научной литературы.




    1. Семья как социальный институт и как малая группа


    Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

    Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование[1].

    На первых этапах развития человеческого сообщества семьи, в нашем понимании, не существовало, имели место беспорядочные связи. Первой социальной санкцией в интимных отношениях мужчины и женщины стало исключение из полового общения родителей и их детей. Это та историческая граница, с которой добрачное состояние первобытного общества переходит в социально регулируемые отношения.

    Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе рода в эпоху матриархата; иногда ее называют тотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых четырех-пяти поколениях. В семье такого типа существует групповой брак, отец детей не всегда может быть установлен, и потому происхождение определялось по материнской линии.

    Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней (Южная Индия, Тибет). Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин, членов общины, живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (то есть многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линии.

    Моногамная патриархальная семья — это семья, в которой главой семьи и собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании.

    Индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья — самая распространенная форма семьи в современном мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта — бракосочетания гражданского или церковного либо того и другого. Надо отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья — муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между Родителями и детьми[2].

    Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой — брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.

    Значение семьи в жизни общества и человека в отечественной науке долгое время недооценивалось. Представления об отмирании института семьи в социалистическом обществе, присущие 20-м годам, поддерживавшиеся официальными идеологией и пропагандой, оказались весьма живучими. Основывались они на негативном отношении к старой семье, которое постепенно распространялось на этот институт вообще и укоренилось в общественном сознании. При этом идеологически ориентированная пропаганда рассматривала, семью как нечто сугубо "личное", противостоящее интересам общества. Термин "домашняя хозяйка" имеет пренебрежительный оттенок до настоящего времени. В демографическом же отношении чрезмерная занятость женщин способствовала стремлению семьи ограничить деторождение, это стало важным фактором снижения уровня рождаемости.

    Ориентация на "мини-детную семью" способствовала изменению в укладе жизни людей, формированию нового социального положения женщины. В современной семье на первый план вышли такие потребности, как желание иметь объект заботы и опеки, потребность в самовыражении, в передаче жизненного и культурного опыта и т. д. А для удовлетворения этих потребностей семье много детей не нужно.

    В России трудности переустройства общества, пережитые не одним поколением россиян, вызвали у родителей стремление обеспечить детям более высокий уровень жизни, чем собственный. Это стало важным мотивом к ограничению супругами числа детей в семье.

    Перепись обнаружила также существование такой специфической категории брачно-семейных отношений, как раздельное жительство супругов. Хотя доля их относительно невелика: жена проживает отдельно от мужа у 3,2 женатых мужчин, муж проживает отдельно у 4,6 замужних женщин. Эти факты отражают специфику современного развития семейно-брачных отношений.

    Изменения, происходящие с семьей в России на протяжении всего XX века, не случайны. Сегодня в России семья такая, какая есть. Поэтому ностальгия по традиционной семье не имеет смысла: семья уже не сможет стать другой, возврат к прошлому невозможен, как бы мы этого ни хотели. Для семьи прошлого в современном обществе нет ни социальной, ни экономической базы Кризис же, если он и существует, касается скорее традиционной семьи, которая постепенно уступает место семье современного типа[3].

    Итак, что такое семья? Хотя все мы пользуемся этим термином и, несомненно, имеем четкое представление о том, что мы подразу­меваем под ним, это понятие поддается определению с огромным трудом. Многие из нас представляют себе семью как социальную ячейку, состоящую из женатой пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение слишком ограничено. Во многих обществах под семьей понимает­ся группа, объединенная родственными связями, а не супружес­кая пара и ее дети. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами род­ства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья — это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

    Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в масштабных эмпирических исследо­ваниях Рилза и Ле Пи. В середине XIX в. они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких социаль­ных факторов, как индустриализация, урбанизация, образова­ние, религия на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней. С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре вни­мания социологии, поскольку семья представляет собой специфи­ческое, во многом уникальное образование: малая группа и соци­альный институт одновременно.

    Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобре­тательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государ­ства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

    Семья - один из наиболее древних и значимых социальных институтов, но тем не менее нет оснований утверждать, что все другие социальные институты ведут свое происхождение от семьи и что все отношения подчинения, кооперации, солидар­ности строятся по образцу отношений между родителями и детьми, между супругами и между родственниками. Чем объ­яснить факт неизменного сохранения семьи в обществе? При всем разнообразии исходных позиций социологи сходятся в том, что семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве насе­ления.

    В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, су­ществующих экономических, политических, религиозных от­ношений и одновременно - относительная самостоятельность.

    С институтом семьи тесно связан другой общественный ин­ститут - институт брака. Брак можно определить как санкцио­нированную обществом, социально и личностно целесообраз­ную, устойчивую форму половых отношений[4].

    Семья — малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком се­мьи является совместное ведение домашнего хозяйства[5].

    Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Одна­ко есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличи­лось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готов­ности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без ро­дителей).

    Итак, семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.

    Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества[6].

    Таким образом, каждая семья представляет собой первичную социально-психоло­гическую общность людей, в которой формируются глубоко интимные и до­верительные отношения между супругами, родителями и детьми. Семья - созидатель социокультурных ценностей, творец цивилизации. Это дает нам право говорить о ней как о социальном институте и общественном явлении.



    2. Структура и функции семьи

    2.1. Структура семьи


    Семья — первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.

    Структура семьи — совокупность отношений между ее участниками, в том числе и отношений власти. Выделяются авторитарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще — мужу, детей — родителям, и семьи демократического типа, где распределение ролей, власти происходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов, для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное распределение обязанностей. Основные ролевые отношения в семье: муж, жена, мать, отец, теща, свекровь, старший ребенок, младший ребенок и т. п.

    Авторитарная, или традиционная, семья в основном уходит в прошлое. Она господствовала в тех условиях, когда женщина вела дом, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто — единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семейства, т. е. существовала объективная основа для авторитарной семьи. И совсем другое дело, когда женщина имеет более высокий уровень образования, чем у мужа, активно участвует в экономическом обеспечении семьи, является совладельцем собственности. В этом варианте больше условий для формирования равноправных отношений между членами семьи. Конечно, здесь есть и другая сторона медали. Рост экономической самостоятельности женщины, ее активное участие в общественном производстве ведут к перегрузке женщины, снижаются ее возможности в воспитании детей, увеличивается число разводов, снижается рождаемость и т.п[7].


    2.2. Функции семьи


    Функция продолжения рода — это важнейшая и ничем не заменимая функция современной семьи, если не считать первых колбочных младенцев. Весь опыт свидетельствует, что по мере развития цивилизации в семье снижается количество детей, ведь дети — это своего рода страховка супругов для обеспечения своей старости. Сейчас, чем выше уровень и качество жизни населения, культура и образованность, тем ниже рождаемость. Идет не расширение, а сокращение популяции, старение населения. Социологи и демографы называют это явление демографической революцией. При его анализе приходится считаться с массой обстоятельств. На уровне рождаемости сказываются соотношение городского и сельского населения, религиозные и национальные традиции, генетический фонд, социально-экономические условия. По медицинской статистике, до 15 процентов семей не имеют детей из-за бесплодия мужа или жены, причем в соотношении 40:60. Или такой факт: после апрельской реформы 1991 г. только за два месяца число абортов в нашей стране увеличилось на 200 тыс.

    Снижение рождаемости и, одновременно, детской смертности может сыграть злую шутку с человеческой популяцией. Сейчас выживают дети со слабой и отягощенной наследственностью. По Данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в высоразвитых странах доля новорожденных, у которых фиксируются признаки поражения олигофренией (включая слабые и промежуточные формы), достигает 10-12 процентов. В тяжелой форме болезнь поражает 3-3,5 процента детей. По выборочному исследованию в одном из регионов России, среди причин этого заболевания пьянство родителей составляет 80 процентов случаев. Причем есть одна особенность. Алкоголики, люди с отягощенной наследственностью, социально безответственные, как правило, имеют больше детей, чем нормальные, здоровые.

    В нормализации демографической ситуации должно быть заинтересовано общество или государство, но они ведут себя чересчур эгоистично: политики жалуются на снижение рождаемости, интеллигенты — на падение нравственности, ректоры вузов — на снижение интеллектуального потенциала абитуриентов, генералы — на слабое здоровье призывников. Следовательно, рождаемость не сугубо личное дело. Значит, надо помогать семье, проводить активную демографическую политику.

    Последствия начавшейся депопуляции населения России будут многочисленны, тяжелы и затронут все сферы жизнедеятельности общества. Величина потерь из-за процессов старения населения, ухудшения воспроизводства трудовых ресурсов будет значительно больше, чем от нынешнего экономического кризиса, и для их компенсации потребуется время, измеряемое поколениями.

    Другая важнейшая функция семьи — воспитание детей. Вообще, семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее сильное — в самые первые годы жизни ребенка, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. Здесь легче всего реализовать индивидуальный подход к ребенку, вовремя заметить положительные и отрицательные качества. Причем необходимо учитывать, что на первые годы жизни приходится ряд пиков в развитии личности. Конечно, у каждой семьи есть свои пределы воспитательных возможностей: не только экономические, образовательные, временные, но и нравственные. Авторитет родителей должен строиться не на дидактических назиданиях, физических наказаниях или материальном поощрении, а на личном примере.

    Развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Современная наука накапливает все больше данных о роли семейного воспитания в стимулировании интеллектуального развития ребенка: чем содержательней и многообразней общение в семье, тем быстрее ребенок накапливает знания, навыки речи, мышления. Сегодня даже для детей, оставшихся без попечения родителей, государство организует нетрадиционные детские дома, детские дома семейного типа.

    В цивилизованном обществе рядом с семейным воспитанием выстраивается целая система государственного, общественного воспитания детей. Она помогает семье, но полностью заменить ее не может.

    Претерпевает трансформацию и такая функция семьи, как забота о престарелых родителях. Известно, что еще в начале века у некоторых народов Сибири и Крайнего Севера, например у чукчей, существовал обычай умерщвлять престарелых, когда они уже не могут быть помощниками в семье. Сдавать беспомощных стариков взрослыми детьми в дома для престарелых ради освобождения жилой площади разве менее дико и безнравственно? Следует помнить, что в современном обществе эта функция семьи все больше изменяется. Ее материальный характер все больше заменяется на моральный, она приобретает форму заботы, поддержки. Правда, бытует шутка, что обязанность настоящих родителей довести своих детей до пенсии. Действительно, сейчас немало молодых семей в значительной мере живет за счет поддержки своих родителей. Именно поэтому работают многие пенсионеры.

    С развитием цивилизации хозяйственно-экономическая функция претерпевает наибольшую трансформацию. Понятно, что крестьянское, фермерское хозяйство на основе труда членов семьи, семейный магазин, личное подсобное хозяйство и современная городская семья реализуют разные по типу хозяйственно-экономические функции. Различаются они также в зависимости от соотношения в семье организации производства и потребления, потребления материальных и духовных благ, наконец, в зависимости от структуры и типа семьи.

    Итак, важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

    Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего  из 2-хдетных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не  есть позитивная сторона.

    Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...

    Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

    Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

    Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких.  Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

     Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

    Итак, под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

    Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство,  воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой–привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.

    Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений[8].


    3. Модели  семьи


    Семья проходит ряд этапов, из которых складывается жизненный цикл семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла. Это образование семьи – вступление в первый брак; начало деторождения–рождение первого ребенка; окончание деторождения–рождение последнего ребенка; «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи–смерть одного из супругов.

    Жизненный цикл также называют моделью развития семьи, которая исследуется по шкале возраста супругов (или одного из них).

    Специалисты считают, что в настоящее время существуют несколько наиболее распространенных моделей семьи.

    Первая - традиционная модель, которая подразумевает четкое разграничение мужской и женской сфер деятельности и ответственности: мужчина кормилец, а женщина - хранительница очага и созидательница уюта.

    Вторая - модернизированная модель семьи, которая предполагает равноправие и равные обязанности супругов во всех вопросах: материальное обеспечение, ведение домашнего хозяйства или воспитание детей. Причем модернизированная семья может быть <двухзарплатной> и <двухкарьерной>[9].

    В первом случае это симбиоз традиционной и модернизированной моделей: женщина работает, но ее заработок является дополнительным, поэтому она больше времени уделяет семье. При этом карьерных устремлений у нее нет.

    Во втором случае - оба супруга ориентированы на профессиональный рост и карьерные достижения. К такому варианту в нашей стране больше склонны представители молодежи и среднего поколения, чем люди старшего возраста.

    На Западе наиболее популярна <двухкарьерная> модель.

    Вообще европейскому и американскому общественному сознанию свойствен индивидуализм. Исторически Европа реализовала католическую модель семьи, а США - протестантскую.

    В основе католической модели лежит принцип сбалансированности: хотя женщина находится в более подчиненном положении, но она не лишена права голоса, к ее мнению прислушиваются.

    Протестантская модель семьи выросла на почве идей равенства и важности индивидуальных достижений. Мужчина и женщина в ней, по сути, взаимозаменяемы. В настоящее время личный успех, прежде всего карьерный, является главной целью в жизни современных американцев. Семья при этом часто бывает помехой. В первую очередь, это касается женщин: дом, быт, дети - все это надолго может выбить их из профессиональной колеи. Поэтому еще в 60-е годы они стали нередко предпочитать семейным ценностям офисную жизнь и профессиональные вершины.

    Последствием эмансипации женщин в западных странах стал демографический кризис: старение населения, увеличение потока иммигрантов из экономически неблагополучных регионов.

    Карьера до 35 лет - этот принцип остается основополагающим для западной женщины. Средний возраст вступления в брак ни в одной развитой стране не опускается ниже 25-летнего рубежа. В странах Скандинавии, например, он равен 30 годам, во Франции - 27 годам.

    В России традиционные представления о семейном укладе достаточно сильны. Например, по данным социологического опроса, патриархальная модель популярна среди 55% респондентов, считающих, что у семьи должен быть глава, причем большинство из них уверено, что им должен быть мужчина. Особенно популярна такая точка зрения среди сельских жителей с низким уровнем образования. Больше привержены ей мужчины, чем женщины.

    По мнению ряда специалистов, российская модель семьи является своеобразной смесью представлений, связанных с язычеством и православием. В такой модели мужчина обладает большой властью и авторитетом, но при этом основной своей задачей он считает лишь инициирование семьи, а остальную часть ответственности делегирует жене, исключая из круга своих обязанностей <семейную поденщину>. Отношения в семье такого рода напоминают схватку, которую может выиграть психологически или физически сильнейший.

    Инфантилизм русских мужчин берет корни в больших потерях мужского населения в результате войн. Так, в ХХ веке целое поколение мужчин выросло без отцов. К сожалению, такая деформированная модель <мужчина - вечный ребенок> закрепилась среди населения.


















    Заключение


    Подведем итог.

    Итак, семья один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм.

    Вопросами семьи, ее происхождения и развития наука занимается очень давно.

    Семья один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм.

    Семья — первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.

    Структура семьи — совокупность отношений между ее участниками, в том числе и отношений власти.

    Семье свойственна разнотипная структура, которая опреде­ляется устойчивыми внутрисемейными связями и отношения­ми. Информацию о структуре семьи получают только по дан­ным переписей населения.

    Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

    Семья проходит ряд этапов, из которых складывается жизненный цикл семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла. Это образование семьи –вступление в первый брак; начало деторождения–рождение первого ребенка; окончание деторождения–рождение последнего ребенка; «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи–смерть одного из супругов.

    Специалисты считают, что в настоящее время существуют несколько наиболее распространенных моделей семьи. Первая - традиционная модель, которая подразумевает четкое разграничение мужской и женской сфер деятельности и ответственности: мужчина кормилец, а женщина - хранительница очага и созидательница уюта. Вторая - модернизированная модель семьи, которая предполагает равноправие и равные обязанности супругов во всех вопросах: материальное обеспечение, ведение домашнего хозяйства или воспитание детей.










    Список литературы


    1. Волков А.Г. Семья – объект демографии. – М., 1996.

    2. Голод С.И. Стабильность семьи: социологические и демографические аспекты. – Л., 1994.

    3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.

    4. Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей// Социологический журнал. №3-4. С. 102.

    5. Калинин А.Ф. Семья как социальный институт. - Чита, 1999.

    6. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. – М., 1999.

    7. Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993.

    8. Социология. / Под ред. Ю.Г. Волкова. – М., 2000.

    9. Социология. / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2000.

    10. Спелзер Н. Социология. – М., 1993.

    11. Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М., 1999.

    12. Черняк Е.М. Социология семьи. - М., 2003.

    13. Эволюция семьи в современном обществе / Под ред. Я.М. Бергер - М.: ИНИОН, 1988.







    [1] Калинин А.Ф. Семья как социальный институт. - Чита, 1999. - С. 9.

    [2] Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб., 1998. - С. 17-19.

    [3] Черняк Е.М. Социология семьи. - М., 2003. - С. 6-8.

    [4] Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. – М., 1999.

    [5] Социология. / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2000.  – С. 54.

    [6] Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М., 1999. – С. 66.

    [7] Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М., 1999.

    [8] Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М., 1999.

    [9] Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей// Социологический журнал. №3-4. С. 102.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Семья как социальный институт 2 ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.