Сохранение
и укрепление здоровья школьников
За
последние годы в Российской Федерации ухудшились демографические показатели,
снизились рождаемость и естественный прирост населения, возрос уровень
заболеваемости и смертности. Особую тревогу вызывает здоровье детей и молодежи.
Более 2 млн. детей и подростков состоят на диспансерном учете по тем или иным
заболеваниям. Исследования здоровья школьников нашей страны показали, что
почти 85% учащихся имеют те или иные морфо-физиологические и различные патологические
отклонения в здоровье. НИИ физиологии детей и подростков Российской
Федерации установлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические
отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10 - 11 классу
достигают 80 - 85%. Синдром "школьной тревожности" отмечается у 67%
школьников и выражается в агрессивности, депрессии, деструктивных и других
реакциях. Вследствие чего у школьников снижается сопротивляемость организма,
страдает иммунная система, чем и обусловлена повышенная заболеваемость детей.
Среди
школьников широко распространено табакокурение, употребление алкоголя,
наркотических и токсических веществ, безнравственное поведение и т.д.
Исследования,
проведенные Национальным Центром проблем формирования здорового образа жизни,
показали, что более 40% подростков курят, до 39% - эпизодически употребляют
алкоголь, до 17% - пробовали наркотические и токсические вещества, до 23% -
вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло
количество инфекций, передаваемых половым путем. Число абортов среди
несовершеннолетних остается на высоком уровне.
Основной
причиной ухудшения состояния здоровья детей и молодежи и резкого снижения
морально-духовного состояния учащихся является низкая санитарная культура,
отсутствие элементарных гигиенических навыков, безответственное отношение к
своему здоровью. Нездоровый образ жизни воспринимается как нормальное
поведение. Как ни парадоксально при таком неблагополучии в семьях и на всех
уровнях воспитания и обучения детей и молодежи отсутствуют должное гигиеническое
обучение, выработка навыков в соблюдении здорового образа жизни, снижена
мотивация к адекватному поведению.
В
условиях перехода к рыночной экономике и многоукладной медицине значение и
соблюдение профилактических мер по формированию здорового образа жизни
является главным атрибутом в сохранении здоровья.
По
данным экспертов Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье населения
на 49-50% зависит от образа жизни человека, т.е. от отношения его к
собственному здоровью, на 17 - 20% от состояния окружающей среды, на 18 - 22%
- от наследственности и только на 8-10% наше здоровье зависит от уровня
развития здравоохранения (4).
В
предупреждении заболеваний и стимулировании здорового образа жизни детей и
подростков значительная роль принадлежит школе. Бесспорно, что основа
здорового образа жизни, выработка потребности в соблюдении его норм и правил
необходимо начинать со школьного возраста, поскольку фундамент здоровья
человека закладывается в детском возрасте в период воспитания и обучения в
школе. Именно в школьном возрасте формируются такие качества личности, как
коммуникабельность, нравственность, духовность, честность, а также
гигиенические привычки и навыки, необходимые здоровые потребности.
Как
показывает международный опыт, чтобы достичь успеха в поднятии уровня
санитарно-гигиенической грамотности в сохранении и укреплении здоровья,
необходимо в значительной степени повысить ответственность учащихся за свое
здоровье. Привитие школьникам навыков личной гигиены, всех аспектов здорового
образа жизни будет способствовать повышению медико-гигиенических знаний,
предупреждению заболеваний, травматизма, отравлений организма, предупреждению
близорукости и нарушения осанки, различных инфекционных заболеваний.
Приобретенные
школьниками гигиенические знания по формированию здорового образа жизни станут
надежной опорой в сохранении здоровья будущих граждан Российской Федерации.
Поэтому сегодня нужны
образовательные учреждения, которые будут обучать здоровью, вырабатывать единый
подход к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья,
основанный на научном обосновании оздоровительного,
воспитательно-образовательного процесса, организованного с учетом
индивидуальных и возрастных адаптивных особенностей и возможностей
воспитанников, обучающихся, социально-гигиенической,
санитарно-эпидемиологической обстановки, в которой находятся образовательные
учреждения, – другими словами, способствовать созданию здоровьесберегающей
среды с учетом показателей физического, психического и социального здоровья.
И.П.Павлов
сказал: “Человек – высший продукт земной природы” (1). Но для того, чтобы
наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и
умным. И вся наша работа должна быть направлена, прежде всего, на формирование
мотивации на сохранение и укрепление здоровья, здоровьесберегающего сознания
педагогов, обучающихся, их родителей как главного условия будущего благополучия
и успешности подрастающего поколения.
При этом мы говорим не
столько о физическом здоровье, сколько о психологическом, которое согласно
И.В. Дубровиной есть совокупность личностных характеристик, являющихся
предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной
саморегуляции. В психолого-педагогической литературе выделяются такие
характеристики психологически здоровой личности:
· принятие себя,
· принятие других людей,
· хорошо развитая рефлексия,
· стрессоустойчивость, умение находить
собственные ресурсы в трудной ситуации (3).
Школа, в которой я работаю,
долго искала методы работы с детьми, которые способствовали бы развитию как
физического, так и психического здоровья учащихся. В этом году мы пришли к
такой форме работы с детьми в этом направлении, как организация ученического
самоуправления в вопросах формирования ЗОЖ.
Цели данной работы:
1. Сформировать
готовность учащихся к выполнению функций самоуправления.
2. Совершенствовать
отношения в системе "ученическое самоуправление - педагогический
коллектив".
3. Формирование и
развитие мотивации к ЗОЖ у учащихся школы.
Задачи:
1. Вооружить учащихся
необходимыми знаниями, умениями и навыками в сфере охраны здоровья.
2. Выработать единые
требования взаимодействия.
3. На основе конкретных
дел сплотить учащихся и учителей в единый воспитательный коллектив.
4. Развитие
волонтерского движений.
5. Овладевать методикой
сотрудничества, воодушевления, сплочения, вдохновения, поддержки, побуждения.
В конечном итоге
совместная деятельность педагогического и ученического коллективов имеют цель -
воспитание личности школьника, наделенного совокупностью знаний, умений и
навыков, которые представлены на схеме 1.
Работа в школе по пропаганде
здорового образа жизни зависит от работы управленческого аппарата, цель работы
которого – организовать деятельность так, чтобы обеспечить целенаправленность и
организованность коллектива школы по повышению уровня его здоровья.
Управленческий аппарат нашей школы, работающий в сфере ЗОЖ, состоит из 9
человек: директор школы, заместитель по учебно-воспитательной работе,
заместитель по внеклассной воспитательной работе, министр самоуправления,
начальник отдела физкультуры и спорта, начальник отдела культуры, начальник
информационного отдела, начальник отдела мониторинга, начальник отдела
образования.
Планирование и коррегирование
работы по пропаганде здорового образа жизни проводится в системе
самоуправления, куда с необходимостью включены администрация школы,
руководители кружков, секций, факультативов, библиотекарь, вожатая, психолог,
медицинский работник, классные руководители, министр самоуправления и начальники
отделов самоуправления совместно с активом класса.
В школе созданы условия для
развития здоровой личности: открыты кружки и секции, клуб «Покорители вершин» и
др. В библиотеке создан действующий стенд по пропаганде здорового образа жизни.
В план воспитательной работы классных руководителей внесены месячники,
направленные на освещение различных аспектов ЗОЖ.
В модель воспитания здорового
образа жизни включены различные городские организации, работа которых
направлена на пропаганду ЗОЖ.
Показателем работы по
воспитанию основ ЗОЖ станет ежегодный мониторинг, который необходимо проводить
по нескольким направлениям (см. схему).
Мониторинг принято
считать процессом постоянно организованного наблюдения за каким-либо процессом.
Мониторинг помогает четко проследить динамику, путем сопоставления наличного
состояния с ожидаемым результатом и предупреждением нежелательных отклонений. Мониторингу
подвергаются изменения, к которым мы стремимся в наблюдаемых и поддающихся
учету проявлениях, а так же условия, способствующие или препятствующие важным
для нас изменениям.
Мониторинг предоставляет
информацию для принятия стратегических и тактических решений, в зависимости от
того, над какой темой работает исследователь.
Если объектом
пристального внимания является физическое и психическое здоровье учащихся, то
для выработки стратегии исследователь нуждается в информации о его динамике за
последние годы. Анализ мониторинга здоровья учащихся нашей школы показывает
то, что школьники довольно часто жалуются на головные боли, на боли в животе,
распространение простудных заболеваний, а так же на общую утомляемость,
слабость. Проведенный мониторинг позволил нам судить о том, что данные симптомы
носят временный характер, особое обострение в состоянии здоровья наблюдается в
осенний и весенний период. Данный подход позволил нам принять соответствующие
методы коррекции, профилактики для улучшения здоровья учащихся и проследить их
динамику.
Осознанное управление
ситуацией здоровье сберегающей среды в школе возможно только при наличии
полной, оперативной и достоверной информации о состоянии здоровья, факторах,
вызывающих его улучшение или ухудшение, а так же от характера воздействий
окружающей среды. Поэтому так важно создание системы мониторинга.
Объектом мониторинга
является все субъекты образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители).
Предметом мониторинга
является здоровье сберегающая среда, функциональные резервы здоровья учащихся.
Целью мониторинга является
отслеживание динамики состояния здоровья, резервов здоровья.
Задачи мониторинга:
- непрерывное наблюдение за
состоянием здоровья в пределах своей компетенции и получение оперативной
информации о нем,
- своевременное выявление изменений,
происходящих в состоянии здоровья, и факторов, вызывающих его улучшение или
ухудшение,
- предупреждение негативных тенденций
в состоянии здоровья,
- оценка эффективности предпринятых мер для улучшения
состояния здоровья (2)
Мониторинг здоровья в рамках
разработанной нами системы будет проходить через отслеживание уровня
информативности по вопросам ЗОЖ, как по классам, так и по каждому ученику в
отдельности через анкеты, тесты по различным вопросам ЗОЖ.
Мониторинг физкультурных
достижений учащихся проходил через анализ результативности учащихся в городских
и общешкольных спортивных соревнованиях.
Мониторинг физического
здоровья учащихся осуществляется медицинским работником школы через анализ
медицинских карт.
Мониторинг психологического
здоровья проводит психолог посредством анкетирования и тестирования личностных
особенностей, влияющих на формирование культуры здоровья.
Мониторинг общественной
активности классных коллективов осуществляется посредством наблюдения.
Актуальным
является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые будут работать в школе
и об отношении учителей к своему здоровью. Еще, по-видимому, долго учитель
будет совмещать работу с классным руководством. Может ли педагог быть примером
для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Учитель в
рассматриваемый период обучения как никогда в другое время, занимает одно из
центральных мест в жизни учащихся.
Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему
здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализацией
соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы
сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут
быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем
ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья,
тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.
Педагог должен обладать важными профессиональными качествами,
позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими
положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить
высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной
культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств;
знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и
свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и
самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового
образа жизни (ЗОЖ); владение знаниями основ проектирования и моделирования
здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение
прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к
выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Что педагог должен уметь:
1.
анализировать
педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
2.
владеть
основами здорового образа жизни;
3.
устанавливать
контакт с коллективом учащихся;
4.
наблюдать
и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
5.
прогнозировать
развитие своих учащихся;
6.
моделировать
систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
7.
личным
примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих
людей. Здесь имеется предложение. Дать учителю 1 свободный день, когда после
уроков он обязательно должен будет посещать спортивные клубы, секцию, спортзал,
бассейн, заниматься релаксацией, танцами и т. п.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на
эффективность использования учителем средств, методов и приемов
здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе,
вовлекая учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления.
Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья
класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья
учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, побуждать
совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный
процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего педагог должен быть примером
для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда
здоровый образ жизни — это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят,
и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей
здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:
1.
изменение
мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону
осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;
2.
изменение
отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким,
каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности,
склонности, умения и способности, каков возможный путь развития;
3.
изменение
отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое
предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с
максимально сохраненным здоровьем.
Данные
направления и определяют пути повышения педагогического мастерства учителя и
классного руководителя через первоначальное осознание собственных проблем и
особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов
эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.
И только в этом случае мы сможем реализовать разработанную программу на
практике и добиться существенных результатов.
Список
литературы
1.
Асратян
Э. А. Иван Петрович Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения. —
М.: Наука, 1981.
2.
Кореева
И., Поляков С., Хрущев С. Мониторинг и коррекция физического здоровья
школьников: методическое пособие – М.: Айрис-Пресс, 2006
3.
Психическое
здоровье детей и подростков в контексте психологической службы (под ред.
Дубровиной И.В.) Серия: Руководство практического психолога. М.: Академия, 2000 г.-176 с
4.
Чумаков
Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое
общество России, 2000 - 407 с