Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Формы деятельности предприятий

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Формы деятельности предприятий
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:31:09
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 3

    1. История возникновения форм деятельности. 5

    2. Виды форм деятельности.

    Заключение.

    Список использованных источников.























    Введение


    Актуальность данной темы заключается в том, что созданные на территории России компании отличались от западноевропейских, обладавших правовыми признаками, так как компанией в России обычно называлось «неколикое число людей, какое-либо согласие или сообщество содержать договорившихся», особенно если эти лица оказывались купцами.

    Правда, необходимо отметить, что еще в начале XVII в. в Пскове воеводой А.Л. Ордын Нащекиным была предпринята попытка создать компанию по типу иностранных, закончившаяся, однако, неудачей. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия.

    В рассматриваемый период создавались также компании, которые своим появлением были обязаны только желанию их участников. Тем не менее даже частная инициатива должна была получить государственное одобрение в лице какой-либо коллегии (чаще всего Мануфактурколлегии или Коммерцколлегии), а потом  утверждаться Сенатом. Компании, испрашивающие монополии и привилегии, подлежали жесткой внешней и внутренней регламентации со стороны соответствующих государственных органов.

    Ответственность участников по обязательствам компании, так же как и прибыль, распределялась пропорционально вкладам.

    Внутренняя организация русских компаний первой половины XVIII в. практически неизвестна. Сохранились лишь некоторые указания, четко не определяющие функции органов управления. Тем не менее, опираясь на общие тенденции, можно сказать, что в большинстве случаев во главе компании

    В зависимости от избранных критериев (форма собственности, размеры, функции, структура, степень предпринимательской деятельности, организационно-правовая форма) предприятия можно структурировать по-разному.

    По форме собственности предприятия могут быть подразделены на частные и общественные. Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от того, одно или несколько лиц являются их владельцами; от ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия. Общественный сектор экономики - это государственные (федеральные и субъектов Федерации) и муниципальные предприятия.

    Выделение какого-либо вида деятельности в качестве преобладающего может повлечь за собой существенные изменения в структуре производства. Можно сузить какое-либо направление деятельности и за его счет расширить другое. Естественно, сокращать направления деятельности, обеспеченные заказами и имеющие устойчивый доход, нецелесообразно. Иногда следует пойти по пути выделения какого-либо направления в самостоятельное малое предприятие. Важно, чтобы ведущий вид деятельности был таковым в рамках годового объема хозяйственного оборота. Это означает, что в отдельные периоды (квартал, полугодие) он может составить меньшую часть объема, зато в другой период - большую. Главное, чтобы была соблюдена необходимая пропорция за год.


    1. История возникновения форм деятельности.


    Несмотря на отсутствие точных и достоверных источников о товарищеских отношениях на Руси, опираясь на историю развития других стран, можно предположить, что русский (и белорусский) народ участвовал в указанных отношениях. Это связано с тем, что славянские семьи, ведущие крестьянское хозяйство, основывались не только на личном родстве, но и на совместном труде членов семьи. В силу этого семья воспринималась не только как объединение родственников, но и как трудовое хозяйственное объединение. Однако это были товарищеские организации, существовавшие, скорее, не для промысла, а для удовлетворения личных потребностей и выполнения личных обязанностей.

    На Руси встречались и другие формы объединения. Так, профессор Победоносцев отмечал, что «потребность объединения капиталов и личного участия в гражданском обороте издревле удовлетворялась складкою и товариществом в промыслах и в торгах (к исполнению службы, к платежу податей, к исправлению повинностей, к несению всякой государственной или общественной тяги применялась скорма обязательного союза и взаимной круговой ответственности). Аналогично крестьянам, люди торговые также складывались в союз (товарищество) и нередко составляли о том запись. Но и без особых записей было в обычае рядиться на службу или на дело в целой совокупности людей в виде товарищей («такой-то со товарищи»)».

    Отдельные упоминания о товарищеских отношениях можно найти и в русских правовых памятниках. Так, например, в Уложении царя Алексея Михайловича есть мимоходное замечание, относящееся к взаимным расчетам товарищей между собой по поводу неожиданных потерь (ограбления). Есть и иные свидетельства предпринимательских объединений на территории Руси. Так, в Нижнем Новгороде в 20х годах XVII существовала винокурня посадских людей Екима Патокина и Дмитрия Борисова, в которой они делали вино на продажу (скорее всего, подобная форма организации была не еретичной для сферы винокурения).

    В Архангельске в 1622-1624 гг. стоял амбар Ивашки и молодых бояр «со товарищи», а в первой половине XVII в. в Москве было создано товарищество купцов гостинной сотни Ефрема Маркова и Карпа Ермолаева «со товарищи». В Астрахани в первой половине XVII в. существовало торговое товарищество из 14 человек, в составе которого были купцы и служители монастырей, с оборотным капиталом более 7 тыс. рублей.

    Объединения казаков, с учетом специфики их жизненного уклада, представляли собой пример особого вида товарищества. В частности, яицкие казаки совместно вели отданный им во владение рыбный промысел. При этом ловля рыбы осуществлялась конкретными казаками, по при реализации продукции и вступлении их во взаимоотношения с купцами действовало казацкое товарищество в целом.

    Однако вплоть до XVIII в. формы имущественного общения не получили на Руси такого широкого распространения, как в Западной Европе. Русскому быту были более свойственны формы личного объединения, а не имущественного. Практически до XVIII в. в России не существовало класса купцов-капиталистов, так как даже самые крупные из них  «гости»  чаще всего являлись торговыми агентами государства (комиссионерами). В Русском государстве имелось небольшое количество торговцев, которых можно было назвать богатыми. Кроме того, в силу явно выраженной тенденции индивидуализма, купцы очень редко объединяли свои капиталы для совместной деятельности.

    Лаппо Данилевский А. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия. Фирсов Н.Н. Русские торгово-промышленные компании в 1ю половину XVIII столетия.

    Лишь со времени правления Петра 1 происходит реальное внедрение товариществ на территории России. Первое распоряжение о создании торговых товариществ содержится в указе Петра 1 от 27 октября 1699 г., в соответствии с которым «Московского Государства и городовым всяких чинов купеческим людям торговать так же, как торгуют иных государств торговые люди, компаниями ... иметь о том всем купеческим людям меж собою с общего совета установления, которые пристойно бы было к распространению торгов их, от чего надлежит быть в сборе к его Великого Государя казны пополнению компаниями». В указах от 27 декабря 1706 г. и 2 марта 1711 г. повторяется то же положение о необходимости торговли компаниями по западноевропейскому образцу. Однако данная норма так и не была широкомасштабно реализована.

    Созданные на территории России компании отличались от западноевропейских, обладавших правовыми признаками (о которых уже упоминалось и которые будут рассмотрены ниже), так как компанией в России обычно называлось «неколикое число людей, какое-либо согласие или сообщество содержать договорившихся», особенно если эти лица оказывались купцами. Под «компанией» понимались различного рода предпринимательские объединения, прежде всего товарищества, с возможными признаками юридического лица, т.е. это могло быть как полное товарищество или артель, так и

    Правда, необходимо отметить, что еще в начале XVII в. в Пскове воеводой А.Л. Ордын Нащекиным была предпринята попытка создать компанию по типу иностранных, закончившаяся, однако, неудачей. — Лаппо Данилевский А, Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия.

    Лаппо Данилевский А. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия.

    Такой смешанный взгляд на компании (без четкого разделения их на конкретные виды) господствовал в русской действительности с момента их возникновения (конец XVII  начало XVIII вв.) до конца XVIII в.

    Рассматривая правовую природу первых российских компаний, в частности взаимоотношения между их участниками, необходимо отметить, что очень часто среди них встречаются лица знатного происхождения, занимающие высокие должности в российском государстве. Чиновникам и дворянам не разрешалось активно влиять на функционирование компании, чаще всего их участие ограничивалось денежными вкладами, поэтому можно предположить, что существовали организационные формы, близкие по сути к коммандитным товариществам.

    Желание создать на территории России компании по типу западноевропейских появилось у Петра 1 после посещения им Западной Европы, где он увидел преимущества подобных форм хозяйствования при организации промышленности и торговли.

    Наличие признаков коммандитного товарищества подтверждается тем, что члены некоторых фабричных компаний делились на «компанейщиков» и «интересентов». Когда, например, в 1724 г. одна из московских мануфактур была разделена между компанейщиками. Из ее состава вышли интересенты, которым был возвращен их капитал в размере 17 тыс. рублей. При этом интересент (вкладчик) отвечал по убыткам только в размере своего вклада.  ЛаппоДанилевский А. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия.

    Впоследствии под влиянием Петра 1 в России в первой половине XVIII в. предпринимательское объединение в форме компании считалось наиболее правильным для организации производства. После смерти Петра 1 российское государство не отказалось от идеи создания компаний как самостоятельных хозяйствующих субъектов. Однако и в период правления Петра 1, и в послепетровскую эпоху компании плохо приживались на русской почве.

    Так, например, в 1717 г. Петр 1 создает угольную фабрику в форме компании.  ЛаппоДанилевский А. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия. СПб., 1899. С. 21.

    В 1720 г. был принят указ, в соответствии с которым необходимо было создать компанию, объединявшую большое количество купцов из разных городов и передать этой компании Московскую казенную суконную фабрику. Организовать ее поручалось Берг и Мануфактурколлегиям. Появившаяся компания получила различные льготы и привилегии, а также беспроцентную ссуду, право беспошлинной торговли и указание местной администрации содействовать в деятельности компании, Фирсов Н.Н. Русские торговопромышленные компании в 1-ю половину XVIII столетия.  Казань, 1896. С. 5657.

    "Прежде чем рассматривать компании (как вид товарищества) в России, необходимо отметить, что артели петровской эпохи, относящиеся к началу XVIII в., также имели некоторые черты капиталистических объединений. Существовали артели, где участники вели не только совместную деятельность, но и объединяли свои капиталы, в других артелях принимали участие лица со своим капиталом. В XVIII ст. появилась особая форма артельных организаций —«смашные и плотные катляны» (катляна — товарищество артельных кочей), рассматривавшиеся некоторыми авторами как основа для появления акционерных обществ в России. Объединяясь для совместной борьбы с опасностью, их участники преследовали еще и общую выгоду. «Смашные и плотные катляны» представляли собой объединения артелей (а не отдельных физических лиц), члены которых являлись предпринимателями. Поэтому лица, объединенные в катляне, для достижения общей цели использовали не только свою рабочую силу, но и вкладывали собственный капитал. Предприятие создавалось только на время улова. Распределение доходов между членами катляны осуществлялось в соответствии с принципом равенства.  Лаппо Данилевский А. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия.

    В качестве предпринимательских объединений на территории России можно рассматривать также общества рыболовов, солейников и других промышленников, которые назывались «ватаги». Количество их участников иногда достигало 120 человек. Общества являлись владельцами определенного имущества.

    Принудительно навязывались государством и практически не пользовались популярностью у купцов, в то время как представители высших слоев российского общества нередко активно участвовали в компаниях. Так, например, в созданной московской мануфактуре по производству тканей наибольшими долями обладали граф Апраксин, барон Шафиров и граф Толстой, а купцы, вступившие в компанию, в совокупности имели долю, примерно соответствовавшую доле одного из трех указанных выше участников. Князь Меньшиков был членом нескольких компаний, имея самую крупную по сравнению с остальными участниками долю.

    Деятельность русских компаний не всегда была удачной, что было связано с отсутствием у участников необходимых управленческих навыков, а иногда причина заключалась в невостребованности продукции. Государству постоянно приходилось поддерживать компании путем предоставления льгот и привилегий или чаще всего путем выделения беспроцентных ссуд, так как без этого создание и нормальное существование компаний было невозможно.

    Лаппо Данилевский А. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия.

    "Так, например, уже в 1720 г., не просуществовав стабильно и нескольких лет, шелковая компания графа Апраксина с товарищами заявила об отсутствии капитала для производства шелка. Суконная фабрика Голикова с товарищами в Курске в 1742 г. не давала никакого сукна в связи с тем, что двое ее участников умерли, а у остальных не было необходимых средств на содержание фабрики. — Лаппо Данилевский А. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия.

    В 1735 г. компании московских купцов было разрешено создать фабрику для обработки и пряжи на шелк серебра и золота. Однако без предоставления права беспошлинной торговли, получения монополии и освобождения компании от воинского постоя создание ее было нереальным. Для формирования компании купца Евреиного, которой предстояло заниматься в Москве суконным делом, из казны было выделено 10 тыс. рублей беспроцентной ссуды, а кроме того, мастеровые, мельницы, лес и т.д. Шелковая компания Апраксина, Шафирова и Толстого.

    Государство вынуждено было предоставлять компаниям мастеров, поскольку в России ощущался недостаток представителей соответствующих профессий, а также, учитывая крепостнический характер общественных отношений, приписывать рабочих к предприятиям. Для обеспечения собственной жизнеспособности компании стремились получить монополию на производство того или иного изделия, исключительное право на ввоз и продажу на территории государства товаров или исключительное право на их вывоз.

    Отличительной чертой русских компаний начала XVIIIa. было то, что многие из них создавались прежде всего для получения в откуп казенного завода, промысла, или казенных земель. Иногда на получившая большие льготы и привилегии, была продана купцам за 20 тыс. рублей. Фирсов Н.Н. Русские торговопромышленные компании в 1ю половину XVIII столетия.

    Начало этому процессу положило само государство, передав казенные заводы с приписанными к ним крестьянами в руки частных компаний. В 1721 г. компании получили право покупать для своих предприятий население деревень при условии, что эти деревни оставались при заводах и фабриках постоянно.

    Например, в 20е годы XVIII в. А.Федотову с товарищами была предоставлена монополия на производство сусального золота и серебра на всей территории Российской Империи. Лаппо Данилевский А. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия.  СПб., 1899. С. 42.

    Барон Шафиров совместно с несколькими архангельскими купцами и иностранцами организовал семужную компанию, которая получила монополию на заграничную торговлю семгой. В 1721 г. купцу Евреинову с компанией были отданы в районе Архангельска моржевой, китоловный, тресковый и иных «морских зверей» промыслы сроком на 30 лет. Фирсов Н.Н. Русские торговопромышленные компании в 1ю половину XVIII столетия.

    Так, в 1739 г. принимается правительственное решение, в соответствии с которым горные заводы передавались частным компаниям. Для претворения этого решения в жизнь было объявлено об учреждении во главе с бароном фон Шембергом горной компании, получившей практически все горные заводы. Подобная льгота была предоставлена потому, что негласно в данном товариществе состоял всесильный герцог Бирон. Однако как только Бирон оказался в немилости, промыслы в 1742 г. у компании были отняты и возвращены в казну.

    Наряду с имуществом в откуп передавались еще и налоги^. Отсюда вытекало право государства на контроль и руководство деятельностью компаний. Поэтому нельзя утверждать, что русские компании начала XVIII в. были чисто частными объединениями. В большинстве случаев именно государство в лице императора отдавало распоряжения об организации компаний. Размер имущества и состав участников также определялись центральными органами управления, которые иногда требовали предоставить образцы изделий и принудительно устанавливали цены.

    В первой половине XVIII в. компании участвовали в освоении новых территорий и промыслов. Таким образом, подобно западноевропейским колониальным компаниям, российские выполняли не только частные, но и публичные функции.

    Еще более наглядный пример представляют собой компании графа Шувалова, который в середине XVIII в. получил обширные выгодные промыслы и активно их эксплуатировал. Именно благодаря его инициативе были уничтожены внутренние таможни.

    В 1748 г. купцу Югову было предоставлено право создать компанию, которая получила в откуп на один сезон камчатские звериные промыслы с выплатой натурального оброка в виде меха.

    Создать компанию в винокурении или солеварении без одобрения государства было невозможно, так как поступления в казну сильно зависели от продажи вина и соли. На торговлю солью государство сохраняло монополию, однако передавало в откуп компаниям солеварение и поставки соли для казны.

    В 1750 г. винные и водочные продажи в Петербурге, Кронштадте и Ингерманландии были отданы купцу Савве Яковлеву с товарищами на четырехлетний срок, который затем был продлен. При этом компания, пользуясь откупом, не допускала распространения на территории России иностранных водок.  Фирсов Н.Н, Русские торгово-промышленные компании в 1ю половину XVIII столетия.

    Так, например, в откуп на четыре года, с 1742 по 1748 гг., в Нижнем Новгороде и уезде московскому купцу Матвееву с товарищами были отданы таможенные пошлины, за что компания обязывалась ежегодно выплачивать 10 985 руб. 10,5 коп.  Фирсов Н.Н. Русские торгово-промышленные компании в 1ю половину XVIII столетия.

    Особенностью русских компаний начала XVIII в. было то, что наряду с компаниями, состоящими из нескольких лиц, существовали так называемые «мнимые компании», которые именовались так лишь в силу льгот и привилегий, им предоставленных. В реестрах статистической информации такие компании называются только по имени лица, их составлявшего и ими владевшего, и ничто не указывает на присутствие еще каких-либо участников. Некоторые из компаний, вполне возможно, представляли совокупность индивидуальных предпринимателей, пользовавшихся единой привилегией от правительства (подобно регулярным компаниям в Западной Европе).

    Рассматривая русские компании первой половины XVIII в., нельзя не указать и на особый их вид  компании, разделенные на «партии». Так, например, фабрика шелковых изделий барона Шафирова и Толстого была разделена в 1724 г. на три партии. Каждая партия владела определенным количеством станов, использовала труд части рабочих и производила соответствующее количество товаров. В общем содержании находились те мастера и рабочие, в услугах которых нуждались все партии. В остальном единого товарищества не было. Для сохранения льгот и привилегий, полученных еще единой компанией, партии во взаимоотношениях с государством выступали как одна организация. При этом участники, разделившие московскую фабрику, продолжали без раздела компании владеть подобной фабрикой в Санкт-Петербурге. Этот вид компании близок к регулируемым компаниям Западной Европы.

    В рассматриваемый период создавались также компании, которые своим появлением были обязаны только желанию их участников. Тем не менее даже частная инициатива должна была получить государственное одобрение в лице какой-либо коллегии (чаще всего Мануфактурколлегии или Коммерцколлегии), а потом  утверждаться Сенатом. Компании, испрашивающие монополии и привилегии, подлежали жесткой внешней и внутренней регламентации со стороны соответствующих государственных органов.

    Ответственность участников по обязательствам компании, так же как и прибыль, распределялась пропорционально вкладам.

    Внутренняя организация русских компаний первой половины XVIII в. практически неизвестна. Сохранились лишь некоторые указания, четко не определяющие функции органов управления. Тем не менее, опираясь на общие тенденции, можно сказать, что в большинстве случаев во главе компании

    Например, когда компания графа Апраксина, нуждающаяся в новых членах, в 1720 г. подала прошение в Берг и Мануфактурколлегии, ей было разрешено взять часть товарищей из купечества. Примерно таким же образом (через коллегии и их решения) осуществлялось исключение старых товарищей из компании. — ЛаппоДанилевский А. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия.  СПб., 1899. С. 48.

    В постановлении о принятии в компанию графа Апраксина нового товарища было указано, что убытки он делит с другими компанейщиками по «пропорции своего пая и по расчету». — Лаппо Данилевский А. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия.

    Для компании графа Апраксина с товарищами было установлено, что мануфактура должна управляться по купеческому обыкновению, по собственному «благоизобретению», с общего совета, выбрав «между собой кого к какому делу заблагорассудит». В указе о создании московской фабрики волочильного и плющильного золота и серебра указано, чтобы компанейщики избрали одного старосту, присяжного и нескольких человек из лучших фабрикантов по своему усмотрению. ЛаппоДанилевский А. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия стояло правление, в компетенцию которого входило ведение дел за общий счет и на общий риск, иногда при помощи наемных работников. В некоторых компаниях руководство осуществлялось не правлением, а исключительно директорами. Чаще всего директора выбирались из числа крупных участников компании. За свой труд они получали вознаграждение. В ряде компаний наблюдается система совещаний, отдаленно напоминающих общее собрание товарищей.

    Таким образом, в первой половине XVIII в. в Российской империи практически не просматривается четких, структурированных видов и типов компаний, отсутствует понятие участия и системы управления, внутренние связи хаотичны и во многом непонятны.

    По своим структурным характеристикам компании сильно отличались друг от друга. Одни были созданы ради общих льгот и привилегий, другие действительно представляли реальные хозяйствующие субъекты, третьи приближались к прообразам акционерного общества, благодаря стандартам вклада и возможности его отчуждения. В некоторых компаниях имелись «интересенты» (вкладчики), их ответственность была ограниченной, они участвовали в делах компании лишь имуществом и лично не влияли на управление.

    На протяжении первой половины XVIII в. изменялось правовое оформление деятельности компаний. Так, если первые компании, например компания князя Меньшикова и барона Шафирова, действовали без всякого правового регулирования со стороны государства, то уже деятельность компании графа Шувалова была детально регламентирована.

    Итак, благодаря поддержке государства, количество компаний, известных государству (т.е. пользовавшихся льготами и привилегиями), достигало в первой половине XVIII в. нескольких десятков. Однако с 1760 г. российское государство начинает проводить политику ограничения льгот и привилегий, что в итоге привело к уравниванию условий деятельности компаний и иных купцов (предпринимателей).

    Еще одной особенностью являлась многосословность участников компаний. Очень часто компании прекращали свое существование на почве внутренних разногласий из-за приоритета родословной или положения сословий. Однако распадались и односословные компании, в связи с тем что их участники предпочитали вести хозяйственную деятельность самостоятельно. После того как российское государство лишило компании своей опеки, а экономическая ситуация не стала способствовать вложению капиталов, в середине XVIII в. значительно сократилось количество создающихся и действующих компаний.

    Во второй половине XVIII в. в России создавались в основном торговые компании, являющиеся товариществами с правом юридического лица (см. о них ниже), а вследствие этого сходные по своей правовой природе с колониальными компаниями Западной Европы.

    Последующее развитие товарищеских отношений в России связано с Манифестом императора Александра 1 от 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий», в котором российскому купечеству для получения преимуществ и усиления влияния во внешней торговле было рекомендовано «впредь производить свой торг путем создания товариществ».

    Товарищества могли создаваться в промышленности, в сфере торговли, страхования, перевозок в том случае, если их деятельность не противоречила «общему благу». Кроме того, в Манифесте отмечалось, что товарищество не является обязательной формой объединения купечества: «никто к сему не принуждается законом, который только указует новую стезю».

    В Манифесте рассматривались два вида товариществ: полное товарищество и товарищество на вере (сходное с коммандитным товариществом в Западной Европе). Отмечалось также, что помимо указанных форм могло создаваться товарищество по участкам, «которое складывается из многих лиц, складывающих воедино определенные суммы, коих известное число дает складочный капитал»^. Однако подобные товарищества предназначались только для удовлетворения интересов государственного хозяйства, и их участниками могли быть не только купцы, но и представители других сословий.

    О собственно купеческих товариществах в Манифесте говорилось, что их участниками могут быть товарищи, входившие в одну и ту же торговую гильдию и решившие вести совместную торговлю, создав торговый дом под своим именем. Участники такого товарищества отвечали «за все долги оного вообще и порознь имуществом своим движимым и недвижимым». Договором должны были регламентироваться отношения, связанные с внутренним и внешним функционированием товарищества, в частности обязательства перед третьими лицами и срок деятельности товарищества.

    Другой формой объединения купечества являлось товарищество на вере, полными товарищами которого также могли быть только лица, принадлежащие к одной купеческой гильдии. Кроме того, в их состав входили один или несколько вкладчиков, вверявших товарищам для осуществления торговой деятельности определенную часть своих капиталов. В соответствии с Манифестом Александра 1 такие товарищества (торговые дома) должны были выступать под именем «товарищи и Комп.» Полные товарищи подобных предпринимательских объединений руководствовались теми же правилами, что и товарищи полного товарищества. Правовое положение вкладчиков определялось двумя положениями Манифеста:

    «а) Вкладчик, дающий на веру свой капитал, в случае разрушения дома ответствует только наличным вкладом.

    б) Вкладчик, в сем качестве, не может ни с кем обязываться на лицо торгового дома».

    Таким образом, вкладчик не нес никакой ответственности по обязательствам товарищества на вере за рамками своего вклада, а значит, такое положение не позволяло ему участвовать в управлении делами товарищества и представительствовать в его интересах.

    Устанавливая, что товарищи должны быть членами одной купеческой гильдии. Манифест делал изъятие для близких родственников: отец с сыном или внуком (по сыну), а также родные братья могли открыть торговый дом, если один из них являлся членом купеческой гильдии.

    Вкладчиками могли выступать лица, не являвшиеся купцами («качество вкладчика еще не определяет рода жизни или занятие»). Кроме того, налагался запрет на участие одновременно в нескольких торговых домах, так как «товарищ отвечает за долг одного дома всем имуществом».

    Торговый дом приобретал правовое значение только с момента внесения в Магистрат и Думу выписки «из своих взаимных постановлений, обвестив своих приятелей из купечества печатными листами»^ В выписке должны были содержаться: указание на род товарищества, имя, отчество, фамилия, место жительства и род занятий товарищей, подпись и печать тех товарищей, которые уполномочены распоряжаться делами товарищества, количество имущества, внесенного товарищами и вкладчиками (товарищество могло включить в выписку и своих вкладчиков). После получения выписки Дума обязана была представить соответствующий доклад министру коммерции. Торговый дом не уплачивал налогов с указанного им капитала и считался субъектом торговли на том основании, что его участники пользовались правом осуществления торговли.

    После принятия Манифеста Александра 1 торговые товарищества в России получили необходимые условия для своего развития и были «популярны» в купеческой среде вплоть до ноября 1917 г. Законодательство, регламентировавшее их деятельность, изменилось мало, поскольку и Устав торговый (в редакции 1893 г.) опирался на положения Манифеста 1807 г.

    Президиум Верховного Совета СССР, Президиумы Верховных Советов союзных республик в соответствии с Конституцией СССР, конституциями союзных республик являются высшими органами государственной власти СССР и союзных республик, избираются Верховными Советами и им подотчетны. Деятельность Президиумов Верховных Советов направлена на выполнение задач, поставленных перед ними конституциями и другими законами государства. Она определяется характером компетенции и положением Президиумов в системе государственных органов. Формы деятельности Президиумов разнообразны. Основания классификации форм деятельности Президиумов зависят от ее целей и компетенции указанных органов.

    В частности, формы осуществления государственных функций могут классифицироваться по правовым последствиям. Характер юридических последствий, порождаемых каждой из форм деятельности, отражает различные способы управления обществом с помощью права. В одну правовую форму объединяется однородная по своим внешним признакам, характеру и юридическим последствиям деятельность государства (государственного органа) по руководству обществом путем издания правовых актов. В соответствии с этим различаются правотворческая и правоприменительная (оперативно-исполнительная и правоохранительная) правовые формы деятельности.

    Исследование правовых форм деятельности Президиумов проводилось, в основном с позиции признания их прежде всего правотворческими органами. Это вполне закономерно: в нормативных актах выражается воля советского народа, руководимого Коммунистической партией, содержатся общие правила, рассчитанные обычно на длительное время. Государственное руководство посредством принятия и обеспечения исполнения нормативных актов придает стабильность общественным отношениям, создает устойчивый правопорядок.

    Однако Президиумы Верховных Советов — и «работающие корпорации». Это органы, не только принимающие нормативные акты, но и активно применяющие их, т. е. оперативно исполняющие и охраняющие данные акты от правонарушений. Порядок деятельности Президиумов, полномочия, которыми они наделены как высшие органы государственной власти и как органы Верховных Советов, характер их взаимоотношений с другими звеньями Советов позволяют активизировать правоохранительную деятельность Президиумов Верховных Советов. «Как бы ни был хорош принятый закон, главное заключается в том, чтобы он выполнялся, проводился в жизнь. Партия и государство- рассматривают контроль за исполнением законов как неотъемлемую составную часть большой работы, которая проводится с тем, чтобы сложный механизм управления социалистическим обществом, руководства его экономикой и культурой действовал четко и эффективно».

    Правотворческая деятельность государства направлена на установление новых правовых норм, отмену и изменение старых, а также сведение воедино в одном акте разрозненных предписаний. Внешне указанные действия выражаются в издании нормативных актов, являющихся завершающим звеном, непосредственным юридическим результатом правотворческой деятельности.

    К названной правовой форме деятельности относится издание указов и постановлений об учреждении орденов и медалей, установлении воинских званий, дипломатических рангов, видов почетных званий, урегулировании общих вопросов выборов в Верховные Советы, местные Советы, суды (установление форм списков избирателей, удостовере­ний на право голосования, избирательных бюллетеней, протоколов регистрации выдвинутых для голосования кандидатов, образцов печатей избирательных комиссий и избирательных ящиков, форм протоколов голосования и удостоверений об избрании и т.д.). Указами Президиумов Верховных Советов утверждались такие общие установления, как Положение о прокурорском надзоре в СССР, а в союзных республиках— положения о товарищеских судах, наблюдательных комиссиях, комиссиях по делам несовершеннолетних, комиссиях по борьбе с пьянством.

    Указом Президиума Верховного Совета Узбекской ССР от 29 октября 1970 г., например, утверждено Положение о советах общественности воспитательно-трудовых колоний Министерства внутренних дел Узбекской ССР. Указом Президиума Верховного Совета Белорусской ССР от 14 октября 1970 г. образованы наблюдательные комиссии при исполнительных комитетах городских (с районным делением) и областных Советов депутатов трудящихся.

    Примерами упорядочения общественных отношений определенного вида может служить и издание указов, которыми вносятся изменения и дополнения в действующее законодательство, устанавливается порядок введения в действие законов, признаются утратившими силу законодательные акты. Подавляющее большинство нормативных актов Президиумов, утверждаемых в настоящее время Верховными Советами, — акты, вносящие частичные изменения в законы. Верховный Совет РСФСР, в частности, в 1961 — 69 гг. принял 104 закона об утверждении указов, причем 90 из них — об утверждении указов, вносящих изменения в законодательство. Степень использования указа в различных отраслях права неодинакова: среди указов, утвержденных Верховным Советом УССР в 1960 — 69 гг., 50 вносят изменения в административное законодательство; 13 — в уголовное; 7 — в уголовно-процессуальное; 5 — в государственое; 3 — в трудовое; 3 — в гражданское; 3 — в гражданское процессуальное; 2 — в семейное; 1 — в финансовое; 3 — в законодательство о судоустройстве.

    Указ — одна из форм актов, издаваемых Президиумом Верховного Совета; процесс его принятия может быть как правотворческой, так и правоприменительной формой деятельности. В литературе существует мнение, будто «основной правовой формой деятельности Президиума Верховного Совета СССР является принятие указов». Однако юри­дические акты — непосредственный результат правовых форм деятельности государства и его органов, а не форма деятельности. На правовую форму деятельности не влияет, какой по форме акт должен быть принят. Процесс подготовки и издания актов относится к той или иной правовой форме деятельности в зависимости не от формы актов (хотя такая внешняя подчиненность формы содержанию желательна), а от правовых последствий деятельности, характера их воздействия на общественные отношения. «Форма деятельности», в отличие от «формы актов», — понятие более емкое: оно обозначает вид, категорию деятельности.

    Установление правовых норм — государственного обязательного и общего предписания, регулятора общественных отношений — нередко оказывается недостаточным. И потому возникает потребность на основе общего правила разрешать вопросы предоставления лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, государственным органам кон­кретных прав и возложения на них определенных обязанностей. Это — оперативно-исполнительная форма деятельности Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов Верховных Советов союзных республик, представляющая собой властную оперативную деятельность по реализации предписаний норм права путем создания, изменения и прекращения конкретных правоотношений на основе этих норм и с непосредственной целью их реализации. Данная правовая форма деятельности обычно иллюстрируется работой органов государственного управления. Однако она занимает значительное место и в деятельности высших органов государственной власти, каковыми, в соответствии с Конституцией СССР, конституциями союзных республик, выступают Президиумы Верховных Советов. Специфика деятельности последних заключается в соединении полномочий по изданию нормативных актов с повседневным руководством, решением конкретных вопросов, возникающих на практике.

    Указанная правовая форма государственного руководства включает осуществление таких полномочий, как награждение орденами и медалями СССР, назначение и смена высшего командования Вооруженных Сил СССР, роспуск Верховного Совета СССР на основании ст. 47 Конституции СССР, созыв сессий Верховных Советов, проведе­ние всенародного опроса (референдума), освобождение в период между сессиями Верховных Советов от должности и назначение отдельных министров по представлению Председателя Совета Министров, присвоение почетных званий, назначение и отзыв дипломатических представителей в иностранных государствах, назначение новых выборов Верховных Советов, созыв вновь избранного Верховного Совета, награждение почетными грамотами, предоставление права гражданства и т.д. Сюда входит также осуществление полномочий по выборам в Верховный Совет, местные Советы, суды: Президиумы Верховных Советов образуют избирательные округа, утверждают состав центральной, а также краевых, областных, городских, районных (в ряде республик) избирательных комиссий, устанавливают день или время выборов депутатов, народных судей и народных заседателей, дают указания о прекращении хранения избирательных бюллетеней, в случае выбытия депутата из состава Верховного Совета назначают в соответствующем избирательном округе выборы нового депутата и т.п.

    Качественно иной характер правовых последствий оперативно-исполнительной деятельности, по сравнению с правотворческой, приводит к резкому увеличению количества актов и предписаний. Так, только 27 ноября 1972 г. Президиум Верховного Совета Киргизской ССР наградил медалями 2737 многодетных матерей. В РСФСР Президиум Верховного Совета только за последние полтора года присвоил почетные звания более 3 тыс. человек, а орденом «Материнская слава» и «Медалями материнства» наградил 60 тыс. многодетных матерей.

    Задачи дальнейшего укрепления социалистической законности, обеспечения прав и охраняемых законом интересов граждан настоятельно требуют от государственных органов, всех звеньев Советов активизации деятельности по предупреждению и пресечению нарушений законодательства. На XXIV съезде КПСС отмечалась важная роль хорошо поставленной проверки исполнения директив партии и государства. Не могут стоять в стороне от этого и Президиумы Верховных Советов, правоохранительная форма деятельности которых представляет собой властную деятельность по охране предписаний права от каких бы то ни было нарушений путем создания, изменения и пре­кращения конкретных правоотношений на основе норм права, обеспечивающих правоохранительную деятельность. Последняя включает наблюдение за исполнением требований права, исследование обстоятельств каждого конкретного случая правонарушения и, наконец, разрешение правовых коллизий и споров, применение правовых санкций. Данная правовая форма деятельности, являясь также правоприменительной, отличается от оперативно-исполнительной тем, что ее непосредственная цель — не реализация норм, а охрана нарушенного или оспариваемого права (хотя и через реализацию правоохранительных норм), а сама эта деятельность — следующий этап действия механизма правового регулирования.

    Рассматриваемая форма деятельности Президиумов Верховных. Советов предусмотрена п. «е» ст. 49 Конституции СССР, п. «д» ст. 33 Конституции РСФСР и соответствующими статьями конституций других союзных республик. Президиумы отменяют постановления и распоряжения Советов Министров, а также решения и распоряжения краевых, областных Советов и Советов автономных республик; Президиумы Верховных Советов ряда союзных республик — решения и распоряжения районных и городских Советов в случае их несоответствия закону. Об обнаруженной коллизии прежде всего доводится до сведения органа, ее допустившего, а тот, как правило, сам устраняет несоответствие.

    Например, Президиум Верховного Совета СССР предложил Верховному Совету Молдавской ССР привести Закон Молдавской ССР от 14 мая 1947 г. «Об образовании Правительства Молдавской ССР — Совета Министров Молдавской ССР», которым ряд должностных лиц необоснованно вводился в состав Правительства, в соответствие со ст. 83 Конституции СССР.

    Наличие особых правовых последствий, казалось бы, свидетельствует о надзорно-контрольной деятельности как об особой правовой форме деятельности государства и его органов, заключающейся в приостановлении незаконного или опасного для общества вида деятельности и в передаче решения вопроса по существу в компетентный орган, обладающий правотворческими, исполнительными или юрисдикционными полномочиями. Такие надзорно-контрольные функции можно закрепить за прокурором, судом кассационной и надзорной инстанций и другими органами, в большинстве случаев не обладающими полномочиями давать, предписания об организации дальнейшей работы вне рамок устранения отмеченных недостатков. К надзорно-контрольным органам можно отнести и Президиум Верховного Совета, который широко осуществляет свои надзорно-контрольные полномочия.

    Однако надзорно-контрольная деятельность Президиума, как и других органов, осуществляющих такую деятельность, не завершается с передачей решения вопроса компетентному органу. Большинство надзорно-контрольных органов обладают правом применять санкции, и это право не носит исключительного характера. За всеми, перечисленными органами, а также органами санитарного надзора, охраны труда и техники безопасности, охраны природы и животного мира, госгортехнадзора сохраняется право применять санкции.

    И если не всегда принимается обязательное для сторон решение о принудительном исполнении или применении санкции либо юрисдикционный орган не рассматривает дело о правонарушении и спор о праве (в частности, не выносится решение Президиума Верховного Совета об отмене не соответствующего закону решения областного Совета), это объясняется тем, что уже на данной стадии приняты меры к устранению нарушения закона (действие авторитета контролера и стоящей за ним возможности дальнейшего разбирательства возникающего спора). Именно поэтому акты Президиума Верховного Совета по отмене противоречащих закону актов других государственных органов принимаются крайне редко. Но такая деятельность — лишь начало и часть правоохраны. Включение ее в правоохранительную правовую форму деятельности имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Отрыв надзора и контроля от правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной форм деятельности делает необходимым создание органов надзора, свободных от иных задач, приводит к разобщенности исполнения, юрисдикции и надзора, формализации надзора, усилению начал созерцательности в осуществлении надзора.

    Правоохранительная форма деятельности включает также дачу Президиумом в период между сессиями Верховного Совета согласия на привлечение к судебной ответственности, арест, увольнение с работы по инициативе администрации, исключение из колхоза- или перевод в порядке дисциплинарного взыскания, на нижеоплачиваемую работу депутата Верховного Совета, на привлечение к уголовной ответственности, отстранение в связи с этим от должности или арест судей. В этих случаях, с одной стороны, возникает потребность на основе общего правила, согласно Конституции, закону о судоустройстве, разрешить конкретной организации (следственной или судебной) осуществить ее обязанность — принять все предусмотренные законом меры к установлению и наказанию лиц, виновных в совершении преступления. С другой стороны, выражается согласие на привлечение к уголовной ответственности лица, нарушившего норму права, совершившего общественно опасное деяние. Упомянутый орган собирает и рассматривает необходимый материал, свидетельствующий о совершении преступления лицом, в отношении которого испрашивается согласие.

    Надзорно-контрольные функции возлагаются на Президиум Верховного Совета в соответствии с Конституцией СССР, конституциями, союзных республик. Являясь высшими органами государственной власти, Верховный Совет и его Президиум возглавляют систему Советов, обеспечивающих охрану государственного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан. Надзорная, контрольная деятельность Президиума Верховного Совета тесно переплетается с формами его правовой деятельности, предшествуя порой принятию правовых актов, обеспечивая их выполнение.

    К правоохранительной форме деятельности относится осуществление Президиумом Верховного Совета права помилования граждан. Необходимость деятельности по осуществлению права помилования возникает в связи с совершением гражданами преступлений, посягающих на советский общественный или государственный строй, социалистическую систему хозяйства, социалистическую собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан, а равно иных, посягающих на социалистический правопорядок общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законодательством. Вследствие неправомерного поведения субъектов принимается индивидуальный правовой акт, устанавливающий персональную юридическую ответственность на основе санкций правовых норм. Акты правоохранительной деятельности должны быть направлены на восстановление (если это возможно) нарушенного правопорядка и наказание виновных.

    Президиум Верховного Совета дает оценку составу и характеру совершенного преступления, собирает необходимые материалы о личности осужденного: наличии прежних судимостей, применении к субъекту в прошлом амнистии, помилования, условно-досрочного и досрочного освобождения, об отношении его к труду, поведении и участии в общественной жизни в местах заключения, сроке отбытого наказания, семейном положении и других заслуживающих внимания обстоятельствах, анализирует мнение об осужденном администрации исправительно-трудового учреждения, наблюдательной комиссии, рассматривает ходатайства общественных организаций или коллективов трудящихся, в частности, о помиловании лиц, в отношении которых приговор уже вынесен и вступил в законную силу. Однако в последнем случае речь идет уже не о наказании виновного, а об освобождении его от наказания или о снижении наказания — о снисхождении. Актом помилования вынесенный приговор не отменяется, на учреждение, ведающее исполнением наказания, возлагается обязанность освободить помилованного от дальнейшего отбывания наказания. Рассматривая ходатайства о помиловании, Президиум, во-первых, подтверждает обоснованность вынесенного наказания, а, во-вторых, проверяет необходимость его дальнейшего применения; следовательно, выполняет правоохранительную функцию.

    Правовые, как и иные формы осуществления функций, теснейшим образом связаны и составляют единую по своему содержанию государственную деятельность. Одни и те же действия и акты государственного органа могут повлечь и влекут последствия различного характера, могут содержать и содержат предписания различного рода. Отнесение ряда полномочий Президиума к той или иной форме деятельности представляет определенную трудность и вызывает споры.

    Некоторые акты, хотя и носят признаки правоприменительной деятельности, не являются актами применения права в полном смысле этого слова; в силу того, что принятие их не предусмотрено нормами права и потому не может быть направлено на исполнение. Количество таких актов незначительно и постоянно уменьшается, поскольку возрастает степень правового регулирования общественных отношений.

    Следствие правотворческой формы деятельности — нормативные, правоприменительной — ненормативные акты. Но указанным формам не всегда сопутствуют признаки общности и индивидуальности принимаемых актов, и это следует специально отметить, так как ряд ученых, выделяя акты применения права, считают таковыми только индивидуальные акты властного характера.

    Упомянутый признак большей частью сопутствует разграничению форм деятельности органов государства по правовым последствиям. Вместе с тем нередко постановления Президиума Верховного Совета направлены на исполнение норм права, устранение отмеченных при их исполнении недостатков, но в то же время имеют общий характер и обращены не к конкретному адресату, а к виду, категории адресатов. Примером может служить деятельность Президиума Верховного Совета, направленная на принятие актов о работе судебных органов по соблюдению трудового законодательства, которую нельзя рассматривать как правотворческую. Она направлена на организацию применения законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Здесь применение законодательства относится не к конкретному случаю или даже случаям, а ко всем упомянутым в актах видам возникающих трудовых правоотношений. Акты носят общий характер, но не являются нормативными. Деятельность по их подготовке, обсуждению, принятию и опубликованию направлена на применение права.

    Нередко деятельность Президиума Верховного Совета своим непосредственным результатом имеет принятие акта, адресат которого наделен общим признаком, неконкретизирован, предписание обращено к субъектам, выделенным по определенным общим признакам (исполнительные комитеты областных, краевых Советов, министерства и ведомства и т.д.). По содержанию это правоприменительная, а не правотворческая деятельность.

    И наоборот, деятельность Президиума Верховного Совета может касаться конкретного субъекта — учреждения, предприятия, организации, приводить внешне к частному решению, однако по существу носить правотворческий характер, в частности деятельность Президиума Верховного Совета по утверждению структуры аппарата Верховного Суда. Хотя постановление об утверждении структуры аппарата Верховного Суда и обращено к одному учреждению, посвящено структуре его аппарата, оно рассчитано и на непрерывное, постоянное исполнение; предписания, содержащиеся в нем, обязательны и для других учреждений, предусмотренные ими структурные подразделения вступают в отношения с иными учреждениями. Так, образование союзно-республиканских министерств юстиции освободило Верховные Суды от осуществления не свойственных им функций, прав и обязанностей. Появилась необходимость создания новых структурных подразделений, в связи с чем была утверждена новая структура Верховных Судов, соответствующая возложенным на них функциям. Передача, например, из структуры Верховного Суда союзной республики в Министерство юстиции отдела нотариата освободила Верховный Суд от обязанностей по утверждению сети государственных нотариальных контор, назначению на должность и освобождению от должности старших государственных нотариусов первых государственных нотариальных контор и других полномочий по осуществлению общего руководства государственными нотариальными конторами.

    Такое изменение структуры касается прав и обязанностей не только Верховного Суда, но и Министерства юстиции союзной республики, нотариальных контор, работников нотариальных контор, граждан, вступивших в отношения с органами нотариата. В 1971 г. Президиумы Верховных Советов Белорусской, Азербайджанской, Литовской, Латвийской, Туркменской, Украинской ССР утвердили новую структуру аппаратов Верховных Судов соответствующих республик. Показательно, что с вопросом о структурном подразделении Верховного Суда союзной республики по руководству деятельностью нотариальных контор было связано и внесение изменений в такой нормативный акт, как Положение о государственном нотариате республики. Поэтому Президиумы Верховных Советов союзных республик, утвердившие новую структуру Верховных Судов, приняли указы об изменении и дополнении положений о государственном нотариате.

    Часть деятельности Президиума Верховного Совета не облекается в форму письменного документа, либо документ принимается, но не влечет правовых последствий. Не заканчивается порою принятием акта обсуждение Президиумом отдельных вопросов, информация на заседании Президиума по тому или иному вопросу, встречи с иностранными делегациями. Не оформляется актом предусмотренное конституциями принятие Президиумом Верховного Совета верительных и отзывных грамот аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств. Надзорно-контрольная деятельность Президиума Верховного Совета также не всегда оформляется актом Президиума. Проверки, проводимые по поручению Президиума заместителем Председателя и членами Президиума, депутатами Верховного Совета, членами постоянных комиссий Верховного Совета, работниками аппарата Президиума, нередко завершаются обсуждением на месте результатов проверок, устранением недостатков по мере их обнаружения в процессе проверки, принятием Президиумом к сведению проделанной работы.

    Президиуму Верховного Совета СССР, Президиумам Верховных Советов союзных республик принадлежит значительная роль в укреплении и развитии многонационального Советского государства, в построении развитого социалистического общества. Дальнейшее совершенствование правовых форм деятельности Президиумов, взаимодействие этих форм способствует решению задач коммунистического строительства.


    2. Виды форм деятельности.


    В зависимости от избранных критериев (форма собственности, размеры, функции, структура, степень предпринимательской деятельности, организационно-правовая форма) предприятия можно структурировать по-разному.

    По форме собственности предприятия могут быть подразделены на частные и общественные (рис. 1). Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от того, одно или несколько лиц являются их владельцами; от ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия. Общественный сектор экономики - это государственные (федеральные и субъектов Федерации) и муниципальные предприятия.




    Рис.1. Типология предприятий по формам собственности.


    Особняком стоит предпринимательская деятельность граждан (физических лиц) без образования юридического лица (имеются виду индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию). Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

    Законом РФ №88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлен единый показатель, позволяющий относить предприятие к категории «малых» - предельный уровень численности персонала по отраслям, который составляет:

    - в промышленности, строительстве и на транспорте -100 чел.;

    - в науке и научном обслуживании - 60 чел.;

    - в сельском хозяйстве - 60 чел.;

    - в оптовой торговле - 50 чел.;

    - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -30 чел.;

    - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

    Согласно этому закону «под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов...». То есть чисто финансовый показатель дополняется ограничением в отношении вида собственности малого предприятия (качественной характеристики).

    Многопрофильные предприятия относятся к малым по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

    Опыт показывает, что для наибольшей эффективности малого предприятия необходима специализация на определенном виде деятельности. Чрезмерно многопрофильные предприятия, как правило, характеризуются меньшей финансовой стабильностью и не выдерживают конкуренции. Поэтому государственную поддержку получают те малые предприятия, которые стремятся к повышению уровня специализации. От правильного выбора зависит многое. Во-первых, появляется возможность получения налоговых льгот. Во-вторых, от выбора преобладающего вида деятельности (соответственно, отраслевой принадлежности) зависят максимально допустимые размеры параметров, по которым предприятие относится к разряду малых.

    Выделение какого-либо вида деятельности в качестве преобладающего может повлечь за собой существенные изменения в структуре производства. Можно сузить какое-либо направление деятельности и за его счет расширить другое. Естественно, сокращать направления деятельности, обеспеченные заказами и имеющие устойчивый доход, нецелесообразно. Иногда следует пойти по пути выделения какого-либо направления в самостоятельное малое предприятие. Важно, чтобы ведущий вид деятельности был таковым в рамках годового объема хозяйственного оборота. Это означает, что в отдельные периоды (квартал, полугодие) он может составить меньшую часть объема, зато в другой период - большую. Главное, чтобы была соблюдена необходимая пропорция за год.

    Применение еще одного финансового показателя - объема реализованной продукции - в нашей стране затруднено из-за незавершенности реформы ценообразования и высоких темпов инфляции.

    В зависимости от вида выпускаемой продукции (вида работ) предприятия разделяются на промышленные - по выпуску машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и других средств производства; сельскохозяйственные - по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур; предприятия строительного комплекса, транспорта и связи. С точки зрения потребностей человека важнейшими являются предприятия, производящие предметы потребления, т.е. предприятия сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, машиностроения, химической, деревообрабатывающей промышленности, жилищного и коммунального строительства.

    В силу различных причин специализация предприятия не обязательно совпадает с административной структурой и основной специализацией отрасли. Например, во многих отраслях, не относящихся к машиностроению (строительной, металлургической, угле- и нефтедобывающих), имеются крупные заводы по производству машин и оборудования, его ремонту. Наряду с этим, в машиностроительной отрасли имеются металлургические, химические, транспортные и строительные предприятия, электростанции и пр. Поэтому в народном хозяйстве отраслевую принадлежность предприятия определяют по 2 признакам: административно-организационному и продуктовому (чистому).

    При использовании административно-организационного признака учитываются основной заявленный вид деятельности и принадлежность предприятия тому или иному ведомству или предпринимательскому союзу. Так, предприятия, выпускающие машиностроительную продукцию, будут учитываться в той отрасли, с которой они административно связаны: в строительной, угольной, металлургической и т.д.

    Согласно второму признаку определяются структура и объем производства по каждой, так называемой продуктовой (чистой) отрасли, т.е. все машиностроительные предприятия и цехи независимо от административной подчиненности относятся к машиностроению, транспортные - к транспортной отрасли, строительные - к строительной и т.д.

    По структуре предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.

    Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, производят чугун, стальной прокат, литье, поковки для машиностроения, вырабатывают и поставляют электрическую и тепловую энергию, производят зерно, мясо и т.д.

    Многопрофильные предприятия, которые чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве, выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. В промышленности они могут специализироваться одновременно на изготовлении компьютеров, морских судов, автомобилей, детских колясок, холодильников, станков, инструментов, перевозке грузов; в сельском хозяйстве - на выращивании зерна, овощей, фруктов, скота, кормов и т.д.

    По мере усиления конкуренции многие узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув, резко расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывая новые рынки сбыта. Часто такие предприятия полностью теряют прежний отраслевой профиль и становятся межотраслевыми - диверсифицированными предприятиями. Одновременно они могут заниматься, например, выпуском различной промышленной продукции, строительством, транспортными и коммерческими операциями. Переход капитала из одной отрасли экономики в другие происходит при этом в рамках одной фирмы.

    Диверсификация - основное направление предпринимательской деятельности конца XX в. Некогда специализированные предприятия в течение короткого промежутка времени трансформировались в новую категорию - фирмы, объединяющие разнородные виды предпринимательской производственной и коммерческой деятельности. В этом случае группировка предприятий по отраслям теряет смысл - группируется только продукция.

    Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности. Суть их в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается (параллельно или последовательно) в другой, а затем - в третий вид. Например, выплавленный в доменных печах чугун не только реализуется потребителям, но и переплавляется на собственном предприятии в стальные слитки, часть которых продается, а часть поступает на дальнейшую переработку в стальной прокат на собственном заводе. В текстильной промышленности комбинирование проявляется в изготовлении из сырья волокна, из волокна - пряжи, из пряжи - полотна.

    Наиболее сложным комбинированным производством является комплексное использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре и химическому составу. В частности, при выплавке чугуна из железной руды в отходы вместе с породой часто уходят ценные компоненты, содержащие цветные и редкие металлы. Для их извлечения на предприятиях черной металлургии строятся цехи цветной металлургии. Кроме того, отходы доменного и сталелитейного производств на этих предприятиях часто перерабатываются в строительные материалы. Таким образом, на основе одного и того же исходного сырья (в данном случае железной руды) на предприятии производится продукция, различная по характеристикам, назначению и технологии изготовления.


    Рис. 2. Типология организаций по степени предпринимательской деятельности.


    Потребительский кооператив - создается на основе добровольного объединения граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения имущественных паевых взносов.

    Доходы от предпринимательской деятельности распределяются между членами кооператива. Устав потребительского кооператива должен содержать: 1) наименование (включает указание на основную деятельности и слова "Кооператив", или "Потребительский союз" или "Потребительское общество"; 2) место нахождения; 3) порядок управления деятельностью, состав и компетенцию органов управления и порядок принятия решений; 4) размер паевых взносов, порядок их внесения и ответственность за просрочку; 5) порядок возмещения членам кооператива понесенных ими убытков. Виды таких кооперативов - ЖСК, ГСК и т. д.

    Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Участники не отвечают по обязательствам организации, а предприятие - по обязательствам участников. Предпринимательская деятельность допускается только в соответствии с целями организации, например продажа книг Союзом писателей.

    Фонды - создаются на основе добровольных взносов для реализации общественно полезных целей гражданами и юридическими лицами, которые не отвечают по обязательствам фонда, так же как фонд - по обязательствам своих учредителей. Предпринимательская деятельность допускается только в соответствии с целями фонда. Фонд вправе создавать хозяйственное общество (ХО) или участвовать в нем.

    Учреждения - создаются собственниками имущества для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемых (полностью или частично) учредителем. Отвечают по обязательствам своими средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник. Учреждение владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника.

    Объединения юридических лиц (рис. 3) - создаются по договору для защиты общих интересов и в целях координации и не отвечают по обязательствам членов, в то время как члены объединений отвечают в порядке, определенном в учредительных документах.


    Рис. 3. Основные формы объединений


    При необходимости ведения предпринимательской деятельности объединение преобразуется в хозяйственное общество (товарищество), либо создает ХО для этих целей. Учредительными документами объединения являются учредительный договор, подписываемый членами объединения, и устав, утверждаемый членами объединения. Структура устава включает: наименование с указанием на предмет деятельности и слово "Союз" или "Ассоциация", место нахождения; порядок управления деятельностью, состав и компетенцию органов управления и порядок принятия решений; сведения о судьбе имущества при ликвидации объединения. Члены объединения могут безвозмездно пользоваться его услугами.

    По окончании финансового года член объединения вправе выйти из него или может быть исключен по решению остающихся участников в порядке, установленном учредительными документами. Выходящий (исключенный) член объединения несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения в течение двух лет с момента выхода.

    Многообразие форм собственности является основой для создания различных организационно-правовых форм организаций.

    В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК) все юридические участники предпринимательской деятельности независимо от отрасли производства имеют четко определенные организационно-правовые формы (рис. 4) и могут осуществлять следующие виды деятельности:

    - производить продукцию;

    - выполнять работы;

    - оказывать услуги.

    С экономической точки зрения эти три вида деятельности имеют одинаковый статус. В ГК предприятие не рассматривается в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а используется термин «организация».


    Рис. 4. Организационно-правовые формы коммерческих организаций.








    Заключение


    Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Участники не отвечают по обязательствам организации, а предприятие - по обязательствам участников. Предпринимательская деятельность допускается только в соответствии с целями организации, например продажа книг Союзом писателей.

    Фонды - создаются на основе добровольных взносов для реализации общественно полезных целей гражданами и юридическими лицами, которые не отвечают по обязательствам фонда, так же как фонд - по обязательствам своих учредителей. Предпринимательская деятельность допускается только в соответствии с целями фонда. Фонд вправе создавать хозяйственное общество (ХО) или участвовать в нем.

    Учреждения - создаются собственниками имущества для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемых (полностью или частично) учредителем. Отвечают по обязательствам своими средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник. Учреждение владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника.

    При необходимости ведения предпринимательской деятельности объединение преобразуется в хозяйственное общество (товарищество), либо создает ХО для этих целей. Учредительными документами объединения являются учредительный договор, подписываемый членами объединения, и устав, утверждаемый членами объединения. Структура устава включает: наименование с указанием на предмет деятельности и слово "Союз" или "Ассоциация", место нахождения; порядок управления деятельностью, состав и компетенцию органов управления и порядок принятия решений; сведения о судьбе имущества при ликвидации объединения. Члены объединения могут безвозмездно пользоваться его услугами.

    По окончании финансового года член объединения вправе выйти из него или может быть исключен по решению остающихся участников в порядке, установленном учредительными документами. Выходящий (исключенный) член объединения несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения в течение двух лет с момента выхода.

    Многообразие форм собственности является основой для создания различных организационно-правовых форм организаций.

    В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК) все юридические участники предпринимательской деятельности независимо от отрасли производства имеют четко определенные организационно-правовые формы и могут осуществлять следующие виды деятельности:

    - производить продукцию;

    - выполнять работы;

    - оказывать услуги.

    С экономической точки зрения эти три вида деятельности имеют одинаковый статус. В ГК предприятие не рассматривается в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а используется термин «организация».














    Список использованных источников


    1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Н.Г.Низовкина - Новосибирск: Изд-во  НГТУ, 2007.

    2. Гражданский кодекс РФ. – М.: Изд. группа "Инфра-М. Норма", 2006.

    3. Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая). – М.: ИКФ "Экмос", 2007.

    4. Экономика организаций (фирм): Учебное пособие/ Под ред. И.В.Пичужина.- М.:Юрайт-Издат,2007.

    5. Экономика предприятия: Учебное пособие/ В.К.Стародубцева, Л.В.Решедько, О.А.Кислицина. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.

    6. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. Н.А.Сафронова. – М.: Экономистъ,2007.

    7. Экономика предприятия: Учебник. 2-е изд., исправленное./Семенов В.М.,Баев И.А., Терехова С.А. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007.

    8. Экономика промышленного предприятия: Учебник/ Под ред. Н.Л.Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2007.

    9. Основы экономической деятельности промышленного предприятия: Учебное пособие / Под ред. д-ра.экон. нак, проф. Г.Е. Баженова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ,2006.

    10. Экономика предприятия / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.П.Грузинова – М.: "Банки и биржи", 2007.

    11. Практикум по курсу "Экономика предприятия" / Леонов А.Е.,

    Низовкина Н.Г., Решедько Л.В.,Стародубцева В.К. и др. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007.

    12. Гершун А., Горский М. Глава «Управление стоимостью компании» из книги «Технологии сбалансированного управления» / Изд-во «Олимп-Бизнес», М., 2007.

    13. Ибрагимов Р. Можно ли управлять стоимостью компании,  капитализируя денежный поток? //Рынок ценных бумаг, N16(223), 2006, стр.69-73.

    14. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М., «Финансы и статистика», 2007, 768 стр.

    15. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компании: оценка и управление. /Пер. с англ.-М.,Олимп-Бизнес, 2007, 578 стр (серия "Мастерство").

    16. Ложкин О.Б. Финансовый анализ эффективности и устойчивости бизнес-процесса. М., 2007

    17. Мими Джеймс и Тимоти Коллер. Формирующиеся рынки: особенности оценки компаний. Вестник МакКинси (The McKinsey Quarterly, 2007,N4, p. 7-11).

    18. Мордашев С. Рычаги управления стоимостью компании. Рынок ценных бумаг, N 15(198), 2006, стр.51-55.

    19. Скотт Марк К. Фирма профессиональных услуг. Руководство для менеджера по максимизации прибыли и стоимости, 2007.

    20. Никонова: Стоимость компании, М. 2007.

    21. Соколов А. «Директор-инфо» № 10'2007

    22. Шипов В. Некоторые особенности оценки стоимости отечественных предприятий в условиях переходной экономики. Рынок ценных бумаг N 18, 2006.

    23. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность организации: подходы и комментарии к составлению. - М.: Бухгалтерский учет, 2007.

    24. Бакаев М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2007.

    25. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2006.

    26. Балабанов И.Т. Риск - менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006.

    27. Беркстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2006.

    28. Большой экономический словарь. / Под ред. Азримяна А.Н. - Институт новой экономики, 2007.

    29. Бухгалтерский учет. / Под ред. Безруких П.С. - М.: Бухгалтерский учет, 2007.

    30. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. - М.: Издательство "ПРИОР", 2006.

    31. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. / Под ред. Табалиной С.А. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007.

    32. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2006.

    33. Жминько С.И. Финансовый учет на предприятиях. - Ростов-на-Дону: изд. "Феникс", 2006.

    34. Карпова Т.П. Управленческий учет. - М.: ЮНИТИ, 2007.

    35. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2007.

    36. Крыньский Х.Э. Математика для экономистов. / Под ред. Баренгольца М.И. - М.: Статистика, 2007.

    37. Налоги. / Под ред. Черника Д.Г. - М.: Финансы и статистика, 2006.

    38. Павлова Л.П. Финансовый менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2006.

    39. Предпринимательское право. / Под ред. Клейн Н.И. - М.: Юридическая литература, 2006.

    40. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. и др. Менеджмент организации. - М.: ИНФРА-М, 2006.

    41. Русак Н.А. Стражев В.И., Мигун О.Ф. Анализ Хозяйственной деятельности в промышленности. / Под ред. Стражева В.И. - Миснк: Вышэйшая школа, 2007.

    42. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ИП "Экоперспектива", 2007.

    43. Справочник финансиста предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2006.

    44. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. - М.: Перспектива, 2007.

    45. Стражев В.И. Оперативное управление предприятием, проблемы учета и анализа, - Минск: Наука и техника, 2007.

    46. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, Дело, 2007.

    47. Теория экономического анализа. / Под ред. Шеремета А.Д. - М.: Прогресс, 2006.

    48. Урезов В.А., Александрова В.Ф., Зверев С.М. Справочник руководителя (менеджера) предприятий. - М.: Ленпромбытиздат, 2007.

    49. Финансовый менеджмент. / Под ред. Стояновой Е.С. - М.: Перспектива, 2007.

    50. Финансы. / Под ред. Ковалевой А.М. - М.: Финансы и статистика, 2006.

    51. Финансы. / Под ред. Дробозиной Л.А. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.

    52. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа предприятия. -М.: ИНФРА-М, 2006.

    53. Экономическая теория / Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. - СПб.: изд. СПбГУЭФ, изд. "Питер Паблишинг", 2007.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Формы деятельности предприятий ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.