План
1. Контроль в области охраны окружающей среды
2. Задача. По
представлению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации постановлением Правительства
Российской Федерации был учреждён национальный
парк. Вокруг национального парка была создана
охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
На территории национального парка
был установлен дифференцированный режим особой
охраны с учётом природных, историко-культурных и иных особенностей, в соответствии с этим были выделены функциональные
зоны.
Граждане Российской Федерации, по
мере необходимости, заготавливали древесину
для отопления частных домов, расположенных на территории национального парка. Поскольку граждане, проживающие на
территории национального парка, заготавливали
древесину, они полагали, что могут собирать и
грибы, и ягоды, которые росли в заповедной зоне, поскольку грибов, ягод там было много.
1. Мог ли в таком порядке быть
учреждён национальный парк?
2. В полномочия какого органа
государственной власти входит установление дифференцированного режима особой
охраны национального парка?
3. Какие функциональные зоны
могут быть выделены на территории национального парка?
4. В нормах каких нормативных
правовых актов регулируются вопросы заготовки гражданами РФ древесины?
5. Допущены ли какие-либо
нарушения со стороны субъектов, указанных в задаче?
Список литературы
Вопрос: Контроль в области охраны
окружающей среды (экологический контроль)
Контроль
в области охраны окружающей среды осуществляется на основании Федеральный
закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с
изменениями и дополнениями на 2009 год)[1].
Статья 64. Задачи контроля в области охраны окружающей среды
(экологического контроля)
1.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится
в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства
в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе
нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также
обеспечения экологической безопасности.
Федеральным законом от 24 июня 2008 г. N 93-ФЗ в пункт 2 статьи 64 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. В
Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и
общественный контроль в области охраны окружающей среды.
Федеральным
законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ статья 65 настоящего Федерального
закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г.
Статья 65. Государственный контроль в области охраны окружающей среды
(государственный экологический контроль)
Федеральным
законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в пункт 1 статьи 65
настоящего Федерального закона внесены изменения
1.
Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный
экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственный
контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический
контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
В
случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов
капитального строительства предусмотрено осуществление государственного
строительного надзора, государственный контроль в области охраны окружающей
среды (государственный экологический контроль) осуществляется в рамках
государственного строительного надзора органами исполнительной власти,
уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в
соответствии с законодательством о градостроительной
деятельности.
2. Перечень
объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в
соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами,
определяется Правительством Российской Федерации.
3.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют
государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной
деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю.
4. Перечень
должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный
государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов
в области охраны окружающей среды), определяется Правительством Российской
Федерации.
5.
Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль
(государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов
Российской Федерации), определяется в соответствии с законодательством
субъектов Российской Федерации.
6.
Запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны
окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций
хозяйственного использования природных ресурсов.
Статья 66. Права, обязанности и ответственность государственных
инспекторов в области охраны окружающей среды.
Федеральным
законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в пункт 1 статьи 66
настоящего Федерального закона внесены изменения
1.
Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении
своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в
установленном порядке:
·
посещать в целях
проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от
форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране,
оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и
иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля
материалами;
·
проверять
соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов
в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других
обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и
мероприятий по охране окружающей среды;
·
проверять
соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при
размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других
объектов;
·
проверять
выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической
экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
·
предъявлять
требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении
нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений
природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного
экологического контроля;
·
привлекать к
административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в
области охраны окружающей среды;
·
осуществлять иные
определенные законодательством полномочия.
2. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:
·
предупреждать,
выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей
среды;
·
разъяснять
нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и
обязанности;
·
соблюдать
требования законодательства.
3. Решения
государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть
обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля см. Федеральный
закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
4.
Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат
государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 67.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный
экологический контроль)
1.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный
экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в
процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей
среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также
в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных
законодательством в области охраны окружающей среды.
Федеральным
законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ пункт 2 статьи 67 настоящего
Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей
в силу с 1 января 2006 г.
2. Субъекты
хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах,
ответственных за проведение производственного экологического контроля, об
организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности,
а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий
орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический
контроль.
Федеральным
законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ статья 68 настоящего
Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей
в силу с 1 января 2006 г.
Статья 68.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный
экологический контроль)
1.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный
экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на
благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в
области охраны окружающей среды.
2.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный
экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными
некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами
в соответствии с законодательством.
Задача
По представлению Министерства
природных ресурсов и экологии Российской
Федерации постановлением Правительства Российской Федерации был учреждён национальный парк. Вокруг
национального парка была создана охранная зона
с ограниченным режимом природопользования.
На территории национального парка
был установлен дифференцированный режим особой
охраны с учётом природных, историко-культурных и иных особенностей, в соответствии с этим были выделены
функциональные зоны.
Граждане Российской Федерации, по
мере необходимости, заготавливали древесину
для отопления частных домов, расположенных на территории национального парка. Поскольку граждане, проживающие на
территории национального парка, заготавливали
древесину, они полагали, что могут собирать и
грибы, и ягоды, которые росли в заповедной зоне, поскольку грибов, ягод там было много.
1. Мог ли в таком порядке быть
учреждён национальный парк?
2. В полномочия какого органа
государственной власти входит установление дифференцированного режима особой
охраны национального парка?
3. Какие функциональные зоны
могут быть выделены на территории национального парка?
4. В нормах каких нормативных
правовых актов регулируются вопросы заготовки гражданами РФ древесины?
5. Допущены ли какие-либо
нарушения со стороны субъектов, указанных в задаче?
Ответ
Национальный
парк относится к числу особо охраняемых природных территорий.
В Федеральном законе от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об
особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 22.08.2004) сказано, что особо
охраняемые природные территории — это участки земли и водного
пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное,
эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями
органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного
использования и для которых установлен режим особой охраны.
С учетом различий в статусе и режиме
устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:
- государственные природные заповедники, в том
числе биосферные;
- национальные парки;
-
природные парки;
- государственные природные заказники;
-
памятники природы;
- дендрологичесие парки и ботанические сады;
-
лечебно-оздоровительные местности.
Правительство РФ, органы исполнительной власти
субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать и иные формы
особо охраняемых природных территорий (а том числе зеленые зоны, городские леса,
городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые
линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические
станции, микрозаповедники и др.).
Государственное управление и государственный
контроль в сфере организации и функционирования государственных природных заповедников
федерального значения осуществляется Правительством РФ и федеральными органами
исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В отношении
государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических
парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей регионального
значения и субъектов РФ управление и контроль осуществляют органы
исполнительной власти субъектов РФ и федеральные органы исполнительной власти
в области охраны окружающей среды. Управление и контроль в области
организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного
значения осуществляются органами местного самоуправления.
В целях оценки состояния природно-заповедного
фонда ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий1.
Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом
положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-просветительной,
научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Следует иметь в виду, что земельное
законодательство выделяет в земельном фонде России специальную категорию земель
— земли особо охраняемых природных территорий:
- природоохранного, природно-заповедного назначения
— земли заказников, заповедников, памятников природы и др.;
- оздоровительного назначения — земли курортов;
- рекреационного назначения — земли,
предназначенные и используемые для организации массового отдыха и туризма
населения;
- историко-культурного назначения — земли
историко-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений,
археологических памятников.
Все природные объекты, расположенные на указанных
землях, могут быть отнесены к заповедным.
Национальные парки являются природоохранными,
эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями федерального
значения, предназначенными для использования в природоохранных,
просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Их
территории (акватории) включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие
особую экологическую, историческую и эстетическую ценность1.
Задачами национальных парков являются:
а) сохранение природных комплексов, уникальных
и эталонных природных участков и объектов;
б) сохранение историко-культурных объектов;
в) экологическое просвещение населения;
г) создание условий для регулируемого туризма и
отдыха;
д) разработка и внедрение научных методов охраны
природы и экологического просвещения;
е) осуществление экологического мониторинга;
ж) восстановление нарушенных природных и
историко-культурных комплексов и объектов.
Национальные парки учреждаются постановлением
Правительства РФ. Учреждение осуществляется на основании представления представительных
и исполнительных органов субъектов РФ и уполномоченного территориального
органа в области охраны окружающей среды.
Национальные парки относятся исключительно к
объектам федеральной собственности. Все природные объекты, находящиеся на территории
национальных парков, и все объекты недвижимости безвозмездно предоставляются
им в бессрочное (постоянное) пользование. Вокруг национального парка создаются
охранные зоны с ограниченным режимом экологопользования.
На землях национальных парков устанавливается
дифференцированный режим с учетом их природных, историко-культурных и иных
особенностей. Исходя из этого на их землях могут быть выделены различные
функциональные зоны:
а) заповедная, в пределах которой
запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование
территорий;
б) особо охраняемая, в пределах которой
обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов, на
территории которой допускается строго регулируемое посещение;
в) познавательного туризма, предназначенная
для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными
объектами национального парка;
г) рекреационная, предназначенная для
отдыха; охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются
условия для
их
сохранения;
д) обслуживания посетителей, предназначенная
для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского
сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
е) хозяйственного назначения, в пределах
которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения
функционирования национального парка1.
Национальные парки являются юридическими лицами,
финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных
законом источников.
Итак, по условиям задачи, национальный парк был учреждён "по представлению
Министерства природных ресурсов и экологии Российской
Федерации постановлением Правительства Российской Федерации."
Как отмечалось
выше, национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ. Таким
образом, обозначенный в задаче национальный парк был учрежден надлежащим
образом.
Национальные парки учреждаются постановлением
Правительства РФ. Учреждение осуществляется на основании представления представительных
и исполнительных органов субъектов РФ и уполномоченного территориального
органа в области охраны окружающей среды.
Как, отмечалось выше, на землях национальных парков могут быть выделены различные
функциональные зоны:
а) заповедная;
б) особо охраняемая;
в) познавательного туризма;
г)
рекреационная;
д) обслуживания посетителей;
е) хозяйственного назначения.
На территориях национальных парков запрещается
любая деятельность, которая противоречит целям и задачам национального парка,
в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; работы, влекущие за
собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; предоставление
на их территориях садовых и дачных участков; строительство магистральных
дорог, трубопроводов, линий электропередачи и иных коммуникаций и других
объектов, не связанных с режимом их использования; рубка леса главного
пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и
рыболовство; промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность,
влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного
мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их
акклиматизации; движение и стоянка механизированных транспортных средств, не
связанных с функционированием этих парков; проведение массовых спортивных и
зрелищных мероприятий, организация туристических стоянок и разведение костров
за пределами специально предоставленных для этого мест; вывоз предметов,
имеющих историко-культурную ценность.
Список использованной литературы
1. Нормативные акты
1. Конституция Российской
Федерации. М., 1993.
2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями и дополнениями на 2009 год)
3. Кодекс РФ об
административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // СЗ РФ. 2002. №1. Ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ //
СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
5. Гражданский кодекс
Российской Федерации. Ч. 1 // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
6. Гражданский кодекс
Российской Федерации. Ч. 2 // СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410.
7. Постановление Правительства РФ от
19.10.1996 № 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых
территорий» // СЗ РФ. 1996. № 44. Ст. 5014.
8. Постановление
Правительства РФ от 10.08.1993 № 769 «Об утверждении Положения о национальных
природных парках Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 34. Ст. 3180.
2.
Литература
1. Боголюбов С. А. Защита
экологических прав. М., 2005.
2. Экологическое право России: Учебник / Под ред. В. Д. Ермакова, А.
Я. Сухарева. М., 2007.
3. Петров В. В. Экологическое
право России: Учебник. М., 2005.
4. Экологическое право России:
Учебник / Под ред. В. Д. Ермакова, А. Я. Сухарева. М.,2007.
5. Экология: Учебное пособие /
Под ред. С.А.. Боголюбова. М.,1999.
6. Дубовик О.А. Экологическое право: Учебник. М., 2003.
3.
Юридическая практика
Постановление Пленума
Верховного Суда РФ от 05 ноября 1998г. №14 «О практике применения судами
законодательства об ответственности за экологические правонарушения»
//Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. №1.