Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: ЭКОНОМИКА ПОСРЕДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ

  • Вид работы:
    Реферат по теме: ЭКОНОМИКА ПОСРЕДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:31:11
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3


    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСРЕДНИЧЕСТВА………………………6


    Сущность концепции посреднической деятельности………………….6

    1.2. Основные принципы посредничества…………………………………...7

    1.3. Целесообразность использования посредников………………………...9

    1.4. Критерии выбора торговых посредников……………………………...11


    2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ФИНАНСОВОЙ ПРОДУКЦИИ……………….15


           2.1. Виды финансовых посредников……………………………………….15

    2.2. Тенденции развития рынка финансовых посредников  в международном и российском аспектах………………………………………..17

    2.3. Методика оценки конкурентоспособности финансовых посредников19

    2.4. Модели создания финансовых супермаркетов в мировой практике…22

          2.5. Перспективы развития финансовых супермаркетов в России………..25


    3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИНАНСОВОГО ПОСРЕДНИКА………34


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..40


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….43


    ВВЕДЕНИЕ


    Посредничество – это важная и неотъемлемая часть современной рыночной экономики. В экономической науке посредничество - это операция, заполняющая промежуток между созданием продукции и доведением ее до потребителя[1]. Таким образом, посредническая деятельность заполняет четко выраженный разрыв в воспроизводственном процессе, который в условиях рыночных отношений опосредуется договорами купли-продажи товара. Институт торгового посредничества, наряду с маркетинговой и рекламной деятельностью имеет глубокие и широко развитые формы, определенные традиции в мировом сообществе, а также достаточно развитую нормативно-правовую базу. Большинство экономистов к собственно посреднической деятельности относят деятельность по содействию в заключении контрактов между поставляющей и потребляющей сторонами рынка товаров и услуг.

    Актуальность исследования посредничества, как социально-экономического феномена определяется исключительной распространенностью этого явления в практике российского общества и низкой изученностью его в научной литературе. В этой связи необходимо рассмотреть посредничество как многоаспектное социально-экономическое явление.

    Посредничество как неотъемлемая часть рыночной экономики, как рыночный «феномен» рассматривается в трудах Н. Беликовой, О. Бодягина, Е. Пузиковой, Н. Семенова, Л. Стровского.

    В зарубежной экономической науке торговое посредничество рассматривается как более широкое понятие, как устоявшаяся категория международной торговли. В общем плане значимость института торгового посредничества для экономик переходного периода отражена в работах Я. Корнаи, В. Леонтьева, П. Линдерта, А. Маршалла, Ф. Хайе­ка, Л. Эрхарда.

    В настоящее время наблюдается отчетливая тенденция возрастания роли торгово-посреднической деятельности. Происходит укрупнение и объединение торгово-посреднических фирм, создание крупных монополий и транснациональ­ных корпораций с их участием. Торговые монополии через мелкие и средние фирмы экспортеров и производителей в развивающихся странах осуществляют скупку сырья (характерно и в отношении России), которое сами перерабатывают и реализуют через собственные магазины[2].

    Таким образом, недостаточное количество публикаций в периодической и научной литературе, посвященных проблемам посредничества говорит о научной актуальности исследуемой темы.

    Целью исследования является определение роли экономического посредничества в сфере купли – продажи продукции.

    Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ·   рассмотреть  сущность концепции посреднической деятельности; ·   проанализировать основные принципы посредничества; ·   выявить критерии выбора торговых посредников; ·   провести методологию выбора посредников; ·   проанализировать основные тенденции развития посредничества в сфере купли-продажи финансовой продукции; ·   выявить перспективы  развития финансовых супермаркетов в России.

    Объектом исследования является финансовый супермаркет как посредник в купле-продаже  финансовой продукции. Предметом исследования является  процесс определения роли посредничества в экономике.

    Для решения поставленных задач в работе используются методы статистической обработки данных, аналитический методы, а также основные положения теории экономики, маркетинга.

    При рассмотрении проблемы за основу взяты такие научные источники, как: -учебная литература; -специализированные журналы, книги в области экономики, маркетинга, логистики -интернет издания.





















    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСРЕДНИЧЕСТВА

    1.1. Сущность концепции посреднической деятельности


    Коммерческое посредничество – это продукт товарного производства, который появляется там и тогда, где и когда возникает объективная потребность в посреднике между товаропроизводителем и потребителем[3]. Именно в рыночной экономике коммерческое посредничество обретает наиболее зрелые формы, организационно – технически и социально – экономически обосабливается от других форм коммерческой деятельности.

    Для дифференциации коммерческого посредничества можно использовать разделение по видам рынков: коммерческое посредничество на рынке товаров, коммерческое посредничество на рынке капитала, коммерческое посредничество на рынке труда, коммерческое посредничество на рынке информации, коммерческое посредничество на рынке услуг, прочие.

    С позиции удовлетворения запросов потребителей коммерческое посредничество выступает поставщиком специфического продукта – услуги, потребительская стоимость которого выражается в способности преодоления организационно - экономически и пространственно - экономически разобщенных субъектов рынка (товаропроизводителей, поставщиков, покупателей, потребителей и т.д.). Это касается продуктов всех форм коммерческого посредничества независимо от специализации по видам деятельности. Экономическая природа коммерческого посредничества на рынке товаров и услуг выражается в его способности восстанавливать единство пространственно-экономической разобщенности производства и потребления товаров и услуг с максимально возможной выгодой для товаропроизводителей и потребителей, а также, разумеется, и самих коммерческих посредников.

    Так, под коммерчес­ким посредничеством понимается содействие в совершении торговой сделки между продавцом и покупателем за определенное вознаграждение, под торговым посредничеством – занятие в виде промысла посредничеством между сторонами, желающими заключить сделку. При этом существует посредничество, связанное с другими элементами коммерческой инфраструктуры (биржевое, фондовое, финансовое и т. п.).

    В динамично развивающихся экономиках посредничество, так же как и в России имеет тенденцию устойчивого роста. Так, в США насчитывается около 20 типов различного рода посреднических структур, а с учетом товарной специализации их число превышает несколько тысяч. При этом в США на независимых посредников приходиться 52% общего объема продаж продукции, а на долю оптовых филиалов промышленных компаний лишь 40%. В Японии функционируют около 120000 посреднических структур, на долю которых приходиться почти 60% объема продаж продукции производственно-технического назначения[4].

    Экономическая теория говорит о трех формах полезности коммерческого посредничества независимо от статуса самой посреднической организации:

    1. полезность состояния, т.е. превращение производственного ассортимента товаров в потребительский, включая предпродажное и послепродажное обслуживание;

    2. пространственная полезность, т.е. снижение затрат (потерь) из-за пространственной разобщенности производства и потребления товаров;

    3. временная полезность, т.е. компенсация затрат (потерь) временной разобщенности производства и потребления товаров.


    1.2. Основные принципы посредничества


    Для раскрытия концепции посреднической деятельности необходимо указать основные принципы, действующие на рынке.

    Во-первых, это тесная связь посредничества с маркетингом, она определяется сущностью современной концепции маркетинга, преобладающей на большинстве рынков, и воплощена в лозунге «Продавать нужно только то, что можно продать»[5].

    Во-вторых, умение предвидеть коммерческие риски является так же очень важным принципом для предпринимателя в сфере посредничества. Риск – это степень неопределенности результата, это возможные убытки в работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов до его реализации. Риск может возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательной способности денег), с ухудшением финансового положения фирмы, а также в результате заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательств контрагентами, связанных с действиями конкурентов, из-за уничтожения или порчи груза при транспортировке, от стихийных бедствий, от возможной нечестности работников фирмы. Кроме того, риск может воз­никнуть по причине нестабильности социально-политической ситуации. Посредническая деятельность без рисков невозможна, однако, при ее планировании важно предусмотреть влияние риска. Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимо использовать максимально возможный объем информации, всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала.

    В-третьих, существует такое понятие как личная инициатива, которая зависит непосредственно от каждого человека, работающего в сфере посредничества, и определяется не только личностными характеристиками, но и культурой труда. Личностные характеристики формируют основу деловых качеств. Под культурой труда подразумевается определенный уровень общей организации труда, отказ от устаревших и восприимчивость к новым, более эффективным методам и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск и вовлечение в сферу труда новых научно-технических достижений, бережное отношение к собственности, а также готовность быстро воспринимать все новое, что может оказать воздействие на повышение эффективности деятельности.

    В-четвертых, работа посреднической организации в сфере товарного обращения оценивается с помощью различных показателей, а именно, объемом реализации товаров, уровнем издержек обращения, показателями товарооборачиваемости и рядом других. Однако наиболее точно отражает эффективность посреднической работы показатель прибыли. Поэтому нацеленность коммерческого предприятия на достижение в конечном результате прибыли является одним из основных принципов посреднической деятельности.


    1.3. Целесообразность использования посредников


    Основная цель использования посредников – повышение экономической целесообразности и эффективности отдельных операций.[6] Несмотря на расходы по оплате вознаграждения посредникам экономичность операций повышается за счет следующих факторов:

    – привлечение посредников повышает оперативность сбыта товаров, что способствует увеличению прибыли продавца за счет ускоренного оборота его капитала;

    – посредники, находясь ближе к покупателю, лучше знают рынок и более оперативно реагируют на изменение его конъюнктуры, что позволяет реализовывать товар на более благоприятных для экспортера условиях, освобождая его от многих забот, связанных с реализацией товара;

    – привлечение посредников создает возможность повысить конкурентоспособность товаров за счет сокращения сроков поставок и промежуточных складов, лучшего складирования и хранения товаров, предпродажного сервиса и технического обслуживания, специальной маркировки, комплектации изделий в соответствии с местными требованиями;

    – некоторые посредники финансируют сделки предприятия (на основе как краткосрочного, так и среднесрочного кредитования), авансируют поставщиков, вкладывая собственный капитал в создание и функционирование сбытовой сети, что создает важные экономические преимущества от экономии средств, вкладываемых в обращение;

    – посредники обеспечивают для предприятия возможность относительно быстрого выхода на новые рынки, более легкого доступа к покупателям, дают возможность экспортеру уменьшить или устранить кредитные риски, экономить на бухгалтерских и канцелярских расходах, оптимизировать затраты на маркетинг, рекламу и т.п.;

    – посредники, всегда находясь в более тесном контакте с конечными потребителями товаров и услуг, являются важными постоянными источниками ценной первичной информации о рынке – его емкости, тенденциях формирования и изменения спроса, его сегментации, положении конкурентов, перспективах сбыта, ценах и возможностях их изменения, современных требованиях к уровню качества и конкурентоспособности товара. Умелое использование такой информации, как показывает практика работы отдельных фирм, часто позволяет им получать важные конкурентные преимущества, активно совершенствовать тактику и стратегию сбыта, многократно окупая затраты на оплату услуг посредников;

    – при работе через посредников, специализирующихся на массовом сбыте определенной номенклатуры товаров, обычно возникает дополнительная выгода за счет снижения издержек обращения на единицу реализуемого товара.

    Посредничество – неизменный атрибут рыночных взаимоотношений. У нас в стране определению посредник «повешен ярлык» с негативным, даже презрительным отношением, что не соответствует истинной полезности и целесообразности деятельности коммерческих посредников. Трансформационные процессы в сфере коммерческого посредничества протекают весьма не равномерно. Это вызвано проблемами, как отраслевого характера, так и общими издержками переходного периода в России. Для того чтобы, более точно определить влияние посредничества на общество, необходимо проводить исследования, изучать процессы, происходящие в обществе, в экономике, в мире.


    1.4. Критерии выбора торговых посредников


    При выборе торговых посредников можно руководствоваться следующей системой критериев (таблица 1).

    Таблица 1


              Критерии выбора торговых посредников[7]


    Стратегическое рассмотрение

    Тактическое рассмотрение

    Планы расширения своей деятельности

    Ресурсные возможности

    Управленческая компетентность

    Охват рынка

    Желание вступить в партнерские отношения

    Лояльность отношения

    Знание местного рынка

    Наличие торговых площадей и оборудования

    Удобное расположение для потребителей

    Знание продукта

    Реалистичные условия оплаты и кредитования

    Профессионализм торговых работников

    Уровень сервиса



    Выбор каналов распределения осуществляется на основе экономических критериев - сравнение объема реализации с затратами на создание и функционирование канала, с точки зрения возможностей контролировать деятельность канала распределения и адаптировать его под сбыт новых продуктов или под работу на новых условиях.

    Выбор каналов распределения, их эффективное использование, влияют на объем сбыта организации в целом. Существуют определенные оптимальные соотношения между объемом реализации и числом покупателей, клиентов. Очевидно, что в случае, когда у руководства какого-то предприятия имеется возможность оптимизировать число клиентов с точки зрения объемов товаров, ими закупаемых у предприятия в целом и по отдельным каналам, в частности, это следует сделать. (Такая ситуация существует, когда спрос на продукты предприятия превышает возможности его товарного покрытия и есть возможность оптимизировать число клиентов). Методика такой оптимизации на основе закона Парето или закона 80:20 иллюстрируется на рис.1[8]

    .

     

    Рисунок 1-Оптимизация числа каналов

     

    Предприятие по результатам сбыта, скажем за год, ранжирует своих клиентов по объемам закупок. Далее на поле графика наносится точка, связывающая первого клиента, сделавшего самые объемные закупки с процентной величиной этих закупок (от 100 процентов). Далее нарастающим итогом наносятся точки для всех других клиентов. В итоге выходим в точку 100, характеризующую 100% закупок, сделанных 100% клиентов. Выход в нее осуществляется по одной из кривой типа 1.2,3,4, изображенных на рис.1. Если все клиенты закупили одинаковое количество продуктов, то точки 0 и 100 свяжет прямая линия (5). Самая крутая линия (1) получается в случае, когда небольшое число клиентов закупает львиную долю продуктов. Варианты, тяготеющие к прямой линии, являются самыми надежными (роль каждого клиента в общем объеме закупок невелика), но в тоже время - не самыми дешевыми, более сложными в организационно-техническом плане. Действительно, надо иметь развернутые штаты сбытовиков, бухгалтеров для заключения договоров о поставках, отслеживания отгрузки товаров, оплаты счетов и т.п. Варианты, тяготеющие к линии 1 не обладают данными недостатками, но являются наименее надежными, так как сбыт зависит от небольшого числа клиентов. Оптимальным по Парето считается вариант, когда в среднестатистическом плане 20% клиентов закупают 80% товаров.

    Европейские промышленные фирмы средних размеров тратят на доведение своей продукции до потребителя примерно 21% дохода от реализации. Поэтому в этой области лежит большой резерв экономии затрат.




    Таким образом, посредническая деятельность является одной из форм социально-экономических отношений в обществе, имеет глубокие корни и широко развитые формы, содействует осуществлению связей между субъектами и реализуется в сфере товарного обращения, финансов, новых технологий, продуктов интеллектуального труда и многих других сферах.




















    2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ФИНАНСОВОЙ ПРОДУКЦИИ


    Связующим звеном между финансовой системой и реальной экономикой выступают финансовые посредники. Они работают как с крупнейшими транснациональными компаниями на мировых рынках, так и со средним и малым бизнесом на внутреннем рынке. С каждым годом их значение в мировой экономике возрастает.


    2.1. Виды финансовых посредников


    Финансовые институты играют ключевую роль в улучшении инвестиционного климата, повышении валютно-финансовой безопасности в стране и развитии национальной и международной экономики. В процессе развития финансовых посредников постепенно изменяется их структура - от банков до интегрированных финансовых посредников - финансовых конгломератов. Поэтому изменения, происходящие на мировом финансовом рынке, требуют анализа и обобщения тенденций развития индустрии финансовых посредников в мире и особенностей их функционирования в России.

    Финансовые посредники - это финансовые организации (кредитные и некредитные), оказывающие услуги во всех секторах финансового рынка (в банковском секторе, на фондовом рынке, рынке срочных контрактов и рынке долговых инструментов). Эти организации перераспределяют капиталы в реальной экономике. Финансовый посредник действует на основании лицензии, выданной соответствующим контролирующим и регулирующим органом (Центральным банком, Федеральной службой по финансовым рынкам и т. д.). К финансовым посредникам относятся банки (коммерческие и инвестиционные), инвестиционные компании, брокерские компании, управляющие компании, биржи, страховые компании, депозитарии, регистраторы, специализированные депозитарии и регистраторы.

    В конце XX в. в мировой практике появился новый вид финансовых посредников - интегрированный финансовый посредник. Это объединение (юридическое, маркетинговое или территориальное) банка с другими профессиональными участниками финансового рынка (страховой, инвестиционной, брокерской, управляющей, лизинговой, консалтинговой компаниями и др.). Главная задача интегрированного финансового посредника - завоевать расположение клиента путем комплексного предоставления ему банковских операций (прием вкладов, обмен валют, кредитование, обслуживание пластиковых карт, перевод денежных средств, сейфинг), а также небанковских финансовых услуг (размещение средств на фондовом рынке, паи инвестиционных фондов, продажа различных видов полюсов страхования и др.).

    Сегодня создание интегрированных финансовых посредников - это, с одной стороны, мировая тенденция, а с другой - наиболее конкурентоспособная и клиентоориентированная стратегия.

    Существует множество классификаций финансовых посредников. На мой взгляд, наиболее интересна классификация, основанная на ранжировании финансовых посредников по степени их специализации, с учетом возникновения нового вида финансового посредника.

    Обобщая имеющееся многообразие классификаций финансовых посредников, в работе представлена их классификация на основе ранжировании финансовых посредников по степени специализации и с учетом возникновения нового вида финансового посредника (Рисунок 3).


































    Рисунок 2 - Классификация финансовых посредников по степени специализации


    2.2. Тенденции развития рынка финансовых посредников  в международном и российском аспектах


    В настоящее время, как на международном, так и на российском рынке финансовых посредников наблюдаются следующие тенденции:

    1. Ужесточение конкуренции. Особенно сильна конкуренция в наиболее доходных сегментах финансовых рынков (межбанковская конкуренция, а также конкуренция между банками и небанковскими финансовыми посредниками).

    2. Усиление процессов M&A. В условиях глобализации международных финансовых рынков укрупнение финансовых институтов - решающее условие их выживания. По итогам 2006 г. на сектор финансовых посредников пришлось 25% мирового объема сделок M&A, а в 2007 г. их количество увеличилось до 38%.

    3. Упразднение законодательной базы, запрещавшей ранее совмещать ведение коммерческой банковской деятельности с инвестиционной и страховой деятельностью. В США в 1999 г. вступил в силу закон Греема-Лич-Блайли, отменяющий положения закона Гласа-Стигала. Аналогичные процессы произошли в Японии, где отменен Закон о ценных бумагах и биржах 1948 г. (ст. 65). В Европе после принятия Директивы об инвестиционных услугах банки получили доступ на фондовые рынки тех стран, на которые раньше они выйти не могли (Франция, Испания). После снятия этих ограничений банки начали создавать мощнейших интегрированных финансовых посредников, предоставляющих весь спектр финансовых операций.

    4. Финансовые посредники все чаще выбирают стратегию развития розничного бизнеса из-за снижения процентной маржи и усиления конкуренции за корпоративного клиента. Сегодня, по самым скромным подсчетам, "под матрацами" и "в чулках" у россиян может находиться до 100 млрд долл.1 В то же время потребительским кредитованием сейчас пользуется лишь 10% наших граждан, у 55% россиян нет даже банковского счета и примерно 70% населения не пользуется финансовыми услугами на постоянной основе.

    В попытке завоевать расположение клиентов финансовые посредники начинают позиционировать себя как финансовые супермаркеты. Финансовые супермаркеты предоставляют комплексный подход к обслуживанию клиентов (максимальное увеличение объема перекрестных продаж банковских и небанковских финансовых услуг), развивают большие розничные сети, повышают качество обслуживания клиентов.

    Финансовый супермаркет - это интегрированный финансовый посредник, который предоставляет комплекс финансовых услуг от розничных банковских услуг до страховых и инвестиционных продуктов. Причем соотношение этих услуг может быть разным. Например, в финансовых супермаркетах ING Group (Нидерланды) 19% в структуре доходов составляют доходы от розничных банковских продуктов, 25% - инвестиционных услуг, 56% - страховых продуктов; в Credite Agricole SA (Франция) соотношение несколько другое: розничные банковские продукты - 24%, корпоративные и инвестиционные продукты - 20%, международный розничный бизнес - 7%, страхование - 20%, специализированные финансовые услуги - 29%[9]. Специалисты считают, что нет единого рецепта для успеха развития финансового супермаркета.

    Основное отличие финансовых супермаркетов от традиционных финансовых посредников заключается в том, что "под одной крышей" клиент может и вклад сделать, и машину застраховать, и паи ПИФов приобрести, и пластиковую карту с кредитным лимитом оформить и т. д. В этом и заключается основное преимущество финансового супермаркета.

    Сотрудникам финансовых супермаркетов необходимо обладать маркетинговыми знаниями и иметь задатки психолога. Они должны не просто продавать клиенту услуги, а решать его проблемы - именно в этом заключается новый качественный подход в получении конкурентного преимущества финансового посредника.

    2.3. Методика оценки конкурентоспособности финансовых посредников

    Конкурентоспособность финансового посредника – это его способность обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции. Обладание конкурентными преимуществами позволяет занять прочную позицию на рынке. Основные направления достижения конкурентных преимуществ финансовыми посредниками - это дифференциация осуществляемой деятельности, расширение спектра предоставляемых финансовых услуг и снижение величины затрат, а также "пионерная стратегия" - ранний выход на рынок с новой услугой.

    Используемые при оценке конкурентоспособности показатели могут быть качественными и количественными.

    К количественным критериям конкурентоспособности финансовых посредников можно отнести: размер собственного капитала, объем активов в управлении, валюту баланса, объем торгов, доходы, прибыль на акцию, размер дивидендов. Важно то, чтобы в динамике эти показатели демонстрировали постоянный рост.

    К качественным критериям конкурентоспособности финансовых посредников относят обязательное наличие лицензий (генеральной банковской лицензии, лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензии на право осуществления различных видов страхования), деловая репутация и имидж финансовой организации, степень доверия со стороны клиентов, квалификация и профессионализм менеджмента (как топ-менеджмента, так менеджеров среднего звена и тех, кто непосредственно обслуживает клиента), высокие рейтинги надежности, тарифная политика, наличие качественного программного обеспечения и внутрифирменного электронного документооборота, совершенствование и модернизация технологической базы, месторасположение финансового посредника, диверсифицированная клиентская база, комплекс услуг (полный, специализированный), срок деятельности, высокое качество оказываемых услуг и удобство обслуживания, применение новых технологий (система удаленного обслуживания "Банк-Клиент", Интернет системы для торговли на бирже), наличие и расширение корреспондентской и розничной сети, культура обслуживания, доступ к дешевым финансовым средствам, ведение бухгалтерского учет по международным стандартам, участие в системе страхования вкладов, прозрачность и раскрытие информации о структуре собственников.

    Все эти показатели сравниваются с аналогичными показателями других финансовых посредников. Выделяют два базовых подхода к оценке конкурентоспособности финансовых посредников:

    1)Метод идентичности (дифференциальный), который основан на сопоставлении единичных идентичных параметров конкурентов (например, пакет услуг, собственный капитал, валюта баланса, активы). Данный метод вполне корректен на ненасыщенных рынках, когда подражание лучшему аналогу на рынке может иметь коммерческий успех.

    2)Маркетинговый метод (комплексный), который является более корректным в условиях насыщенного рынка. В отличие от дифференциального, маркетинговый метод оценки конкурентоспособности основывается на применении групповых, интегральных, смешанных показателей.

    Необходимо учесть, что улучшение характеристик работы финансового посредника вовсе не гарантирует появление конкурентных преимуществ — решающую роль следует отдавать потребителю в оценке преимуществ или недостатков.

    Сегодня именно качество обслуживания клиентов предопределяет успех в конкуренции. Финансовая услуга как товар - это неосязаемое, нематериальное действие или выполнение работы, не ведущее к владению определенным материальным. Качество финансовой услуги имеет отношение к интерактивному процессу, происходящему между финансовым посредником и клиентом. Восприятие качества финансовой услуги потребителем в момент ее потребления происходит по двум главным аспектам: что потребитель получает от финансовой услуги (технический аспект качества) и как потребитель получает финансовой услугу (функциональный аспект качества). К критериям качества финансовой услуги относят материальность (оснащенность финансового посредника: оргтехника, интерьеры помещений, внешний вид персонала, информационные материалы), надежность (выполнение обещанной банком/компанией услуги точно, основательно и в срок), отзывчивость (искреннее желание помочь потребителю и быстрое обслуживание), убежденность (компетентность, ответственность, уверенность и вежливость обслуживающего персонала финансового посредника), сочувствие (выражение заботы и индивидуальный подход к потребителю финансовой услуги). Ожидания потребителей относительно качества либо подтверждаются, либо нет. В последнем случае происходит отток потребителей к финансовым посредникам - конкурентам и, следовательно,  к  возникновению более высоких затрат на маркетинг  для привлечения новых потребителей взамен ушедших. Подтверждение ожиданий ведет к долгосрочной лояльности потребителя к финансовому посреднику, что обеспечивает долгосрочный успех последнего за счет стабильной прибыльности и за счет сокращения расходов на маркетинг для привлечения новых клиентов.


    2.4. Модели создания финансовых супермаркетов в мировой практике


    Взаимодействие банков с небанковскими финансовыми посредниками в рамках создания финансовых супермаркетов способствует достижению стратегической цели любого успешного финансового посредника - обеспечить комплексное финансовое обслуживание своих клиентов на высоком уровне и получить синергетический эффект за счет объединения своих конкурентных преимуществ.

    Первые финансовые супермаркеты появились в Европе в 70-80-е гг. прошлого века, а в США и Японии - в конце 1990-х гг. на базе объединения банковской и страховой деятельности. Эти слияния в Европе получили название Bancassurance - предоставление страховых продуктов через банки[10].

    Сегодня финансовые супермаркеты наиболее развиты в странах Бенилюкса, Южной Европе, США, Японии. Как ни странно, попытки создания таких альянсов в наиболее консервативной Северной Европе не привели к положительному результату.

     К основным мировым моделям единого финансового сервиса относятся:

    1. Дистрибьюторский договор или стратегический альянс. Банк выполняет агентские функции, выступает как канал продаж стандартизированных страховых и/или инвестиционных продуктов, например таких, как ОСАГО или паи ПИФов: La Poste и CNP (Франция), Commerzbank & Generali (Германия), Deutsche Bank и Zurich FS (Германия), Legal & General/ Barclays/Alliance & Leicester (Великобритания).

    2. Совместное предприятие = банк + страховая компания или инвестиционная компания. Возникновение аффилированных банку страховых или инвестиционных компаний (общие акционеры). Для банка разрабатываются специальные страховые или инвестиционные продукты, например Postbank & HDI Versicherung (Германия), Delta Lloyd & ABN AMRO (Нидерланды), Groupama & Societe Generale (Groupama Banque, Франция), Caisses d'Epargne & CNP (Ecureuil Vie, Франция).

    3. M&A-модель. Банк полностью или частично владеет страховой или инвестиционной компанией: ING поглотила BBL (Португалия), Lloyds приобрела Abbey Life & Scottish Life (Великобритания), произошло слияние Citibank с Travellers Group (Citigroup, США), AXA приобрела Banque Directe (Франция), Credit Suisse купила Winterthur (Швейцария).

    4. Формирование банком Greenfield новой страховой компании. Примерами выступают CS Life (Credit Suisse), Swiss Life (UBS), Barclays Life (Barclays), DB Vita (Deutsche Bank, Италия), Banque AGF (AGF, Франция).

    5. Создание финансового супермаркета, предлагающего одновременно различные финансовые услуги под единым брендом, например Citi (Citigroup, США), Harris (США), Chase (Bank One + JP Morgan Chase - 1900 отделений), Commerce Bank (США), Umpqua Bank (США), US Bank (США), Bank Atlantic (США), Washington Mutual (США).

    Переходя на единый бренд, финансовые учреждения все чаще исключают слово "банк" из своего наименования, потому что обращаются к очень широкому кругу потенциальных потребителей. Все больше финансовых посредников увеличивают время работы своих филиалов и открывают новые отделения в продуктовых магазинах и торговых центрах. В новых помещениях создается более комфортная, приветливая атмосфера, в их оформлении уже не обращаются к традиционным мрамору и зеркалам. Персонал обучают искусству улыбаться - так, чтобы это выглядело как негласное "добро пожаловать", "задержитесь подольше", "заходите еще". Для повышения качества своей деятельности финансовые супермаркеты начинают использовать стратегии розничной торговли и сферы услуг, разработанные корпорациями McDonald's, Home Depot, Nordstrom и Starbucks, и нанимают специалистов из торговых компаний Target, Old Navy и Victoria's Secret, которые делают ставку на потребителя.

    Создание финансовых супермаркетов мотивировано: стремлением получить синергетический эффект от объединения лучших составляющих бизнес сторон, входящих в супермаркет; обменом клиентскими базами и повышением качества обслуживания клиентов; финансовой экономией, обусловленной масштабами деятельности (за счет устранения дублирования функций различных работников, централизации ряда услуг, таких как бухгалтерский учет, финансовый контроль, делопроизводство, повышение квалификации персонала и общее стратегическое управление компанией, путем снижения транзакционных издержек); минимизацией издержек по маркетингу (за счет объединения усилий и расширения возможностей для сбыта, а также предложения дистрибьюторам более широкого ассортимента продуктов) и рекламе (использование общих рекламных материалов). Объединенная структура обладает большей степенью надежности и устойчивой репутацией, что очень важно для финансовых организаций. Финансовый супермаркет - это модель клиентоориентированного бизнеса, представляющего собой единый интегрированный канал доступа потребителей к финансовым услугам.

    Преимуществами финансового супермаркета пользуются не только клиенты, но и сами участники этого альянса. К таким преимуществам относятся: рост объемов продаж финансовых услуг через развитые розничные сети, получение дополнительных комиссионных доходов, увеличение клиентской базы, расширение продуктовой линейки, что положительно сказывается на репутации финансового посредника и повышает его капитализацию.

    Важно отметить, что при создании финансовых супермаркетов, как правило, объединяются лидеры рынка (например, слияние Citibank (лидер банковского рынка) с Travellers Group (лидер страхового и консалтингового рынков)), происходит синергия успешных брендов.

    Другой важный момент заключается в том, что постепенно стирается понятие "финансовый посредник", поскольку такие финансовые "монстры", как Citigroup, JP Morgan, становятся глобальными игроками, маркетмейкерами - они определяют правила игры, устанавливают ценообразование на рынке, а также влияют на законодательную базу и макроэкономическую конъюнктуру или финансовый рынок в целом.


    2.5. Перспективы развития финансовых супермаркетов в России


    В последние годы российский банковский сектор переживает непростой период. Устойчивое снижение доходности традиционных банковских операций вынуждает кредитные учреждения искать новые способы заработка - и, в частности, развитие розничного бизнеса, где норма прибыли составляет от 20 до 30% в рублях и который обладает высоким потенциалом роста.

    Основными тенденциями развития финансовых услуг в России в 2000-е годы можно назвать следующие: стабильный рост потребительского кредитования (рост в 55 раз за период с 2000 по 2007 годы), повышение доверия к российским финансовым посредникам, всё больше российских финансовых посредников делает акцент на качество обслуживания и на построение взаимоотношений с клиентами, происходит постепенное снижение ставок, рынок розничных финансовых услуг показывает более динамичные темпы роста, чем рынок финансовых услуг для юр. лиц (7,4% в 2001 году – 22% 2006 году).

    Развитие финансовой розничного бизнеса стимулируется активным ростом торговых сетей. Активное продвижение новых товаров через потребительское кредитование формирует привычку у населения жить в долг.

    В последние годы Почта России становится одним из активнейших продавцов финансовых продуктов, которая становится серьезным конкурентом финансовых посредников. Сегодня Почта России охватывает услугами почтовой связи 99% территории страны, насчитывает 85 филиалов, 1400 почтамтов, 40 714 отделений почтовой связи. В 2005 году доходы Почты России составили $1,7 млрд., из них 48% - от реализации финансовых услуг. Объем финансовых услуг  в 2005 г. составил $38,2 млрд., годовой рост составил 46%.

    Тем не менее, развитие розничного бизнеса всегда сопровождается большими затраты, особенно на первом этапе: необходимо развитие собственной сети, обучение персонала, разработка технологии обслуживания, постоянные инвестиции в разработку инновационных продуктов и услуг, развитие системы риск-менеджмента и системы скоринга. Розничный бизнес отличается высокой требовательностью и информированностью, потребностью в гибких финансовых решениях, а также предоставлением разнообразных финансовых услуг в одном месте.

    Окупаемость розничных сетей составляет несколько лет, но именно географическое расширение, особенно в регионы, с точки зрения долгосрочных перспектив, может быть достаточно выгодным делом.

    Понимая, что конкуренция в данном секторе будет только расти (тем более что на российский рынок активно выходят иностранные банки), некоторые российские кредитные учреждения – ВТБ24, Альфа-банк, Банк "Уралсиб» уже начали строить свои розничные сети и выходить в регионы.

    Более того, процесс консолидации бизнеса затронул все сектора российского финансового рынка: от банковского до страхового. Постепенно уменьшается количество неэффективных и убыточных банков и страховых компаний, поскольку растут законодательные требования к минимальным уставным и собственным капиталам.

    В случае вступления России в ВТО на рынок придут крупнейшие западные финансовые структуры, и пойдет процесс конкурентного вытеснения или поглощения мелких финансовых посредников. В связи с этим ряд российских финансовых посредников начали процесс объединения и развития розничного направления для того, чтобы выжить и сохранить конкурентоспособность. Так появились финансовые супермаркеты в России.

    Впервые о создании финансовых супермаркетов российские банки заговорили в 2002 году, когда ИК "НИКойл" приобрела Автобанк и страховую компанию ПСК, а затем Банк «Уралсиб» (сейчас объединенная структура носит название Банк «Уралсиб»), ИК "Тройка Диалог" купила "Росгосстрах", а "Интеррос" - банковскую группу ОВК (сейчас Росбанк). Стоит отметить, что Автобанк и ОВК были приобретены во многом именно из-за уже готовой розничной сети, необходимой для реализации проекта финансового супермаркета. На создание собственной розничной сети пошел только Альфа-банк, открывший сеть круглосуточных отделений "Альфа Банк Экспресс". Строительством финансовых супермаркетов сейчас активно занимаются также Росбанк, Газпромбанк, МДМ-Банк, Банк Москвы и Группа «ВТБ» (Таблица 2).

    Таблица 2

    Крупнейшие сетевые банки России, которые выбрали стратегию финансовых супермаркетов на 01.07.2006

    Банки

    Количество подразделений Банка

    Сбербанк

    20 385

    Росбанк

    787 + 4000 точек продаж в торговых организациях

    Уралсиб

    458

    Газпромбанк

    300

    МДМ - Банк

    250

    ВТБ

    228

    Банк Москвы

    154

    Менатеп СПб

    125

    Альфа-Банк

    114

    ММБ

    31

    Банки признают, что сейчас предложить клиенту принципиально новый привлекательный продукт - задача весьма сложная. Продуктовый ряд в большинстве банков совпадает, несколько различаются условия предоставления кредитов, привлечения депозитов или открытия счетов, однако не настолько существенно, чтобы можно было говорить о явном конкурентном преимуществе одного крупного банка над другим.

    Подобная проблема не является чем-то принципиально новым: в странах с развитой экономикой с ней столкнулись уже давно. Чем выше уровень развития финансовой системы, тем острее конкуренция. Выход, который нашли в странах ЕС, США и Японии и к которому прибегают теперь российские финансовые посредники, — создание финансовых супермаркетов.

    Тем не менее, до настоящих финансовых супермаркетов российским структурам еще далеко. Супермаркет предполагает максимальный выбор товаров и услуг, которые должны быть стандартизированы, т.е. в любом офисе финансового супермаркета от Москвы до Владивостока клиенту должны предложить абсолютно идентичные продукты, причем одинаково быстро и качественно во всех офисах.

    С точки зрения стандартизации, технологичности и качества продуктов и услуг в России пока нет ни одной структуры, которую с полным правом можно было бы отнести к финансовым супермаркетам вроде Citigroup или Chase Manhattan в США.

    Сложности, с которыми сталкиваются российские финансовые посредники при внедрении стратегии финансового супермаркета: неразвитость bancassurance в России; банки предпочитают, чтобы у них было несколько страховщиков, инвестиционных или управляющих компаний, чем один стратегический партнер; незнание банками страхового, инвестиционного рынков, а страховщиками и представителями инвестиционных и управляющих компаний банковского и страхового рынков; выбор клиента базируется на цене, а, не исходя из качества продукта, нехватка квалифицированного персонала. 

    Европейский опыт показывает, что сегодня до трети прибыли банки получают от продажи в своих отделениях страховых продуктов. В России же объем продаж полисов страхования жизни все еще несоизмерим с другими видами страхования.

    С другой стороны, российские банки и страховые компании – это финансовые институты принципиально разных весовых категорий: банки обладают активами в десятки - сотни миллиардов рублей, а активы страховых компаний составляют сотни миллионов - миллиарды рублей. Напр., банк, занимающий 10-е место в рейтинге крупнейших банков, имеет активы порядка 150 млрд., а  10-я страховая компания – порядка 10 млрд. Точно такая же ситуация наблюдается при сравнении банков с инвестиционными и управляющими компаниями. Напр., требования к собственному капиталу банков на 01.01.2007 составляют 5 млн. евро, а собственный капитал инвестиционной компании составляет 40 млн. руб., собственный капитал управляющей компании составляет 30 млн. руб.

    Более того, банки обладают более широкой филиальной сетью и финансовыми ресурсами, существенно превышающими объемы страхового и инвестиционного рынка. К тому же россияне испытывают больше доверия к кредитным учреждениям, а банковские услуги в целом популярнее.

    Тем не менее, стремительное развитие розничного кредитования и ипотеки неизбежно приведет к симбиозу страховых компаний с банками. Чем больше кредитные портфели, тем выше заинтересованность в защите от нерыночных рисков.

    Как показывает опыт работы иностранных финансовых посредников, стратегия создания финансовых супермаркетов - «one-stop-shop-services» (магазин, в котором можно купить несколько продуктов/услуг, не отходя от кассы) - оказалась весьма эффективной: после появления первых таких магазинов объемы перекрестных продаж возросли в 1,5 - 2 раза. Эффект супермаркета сработал - людей привлекла возможность приобрести сразу несколько финансовых продуктов, сэкономив не только деньги, но и время.

    При создании финансовых супермаркетов стоит помнить и об оборотной стороне этой медали - рост «плохих кредитов» и увеличение объемов страховых выплат.

    Следует учитывать, что банк, даже в случае позиционирования как финансового супермаркета, принципиально отличается от простого магазина: он не просто продает конечный продукт, но и производит его или, во всяком случае, участвует в его создании. А сам производственный процесс сопровождается значительными технологическими издержками — например огромной документацией. Перед банками США, Японии и стран Западной Европы такой проблемы не встает, да и в странах Восточной Европы финансовые супермаркеты из-за отсутствия бумажной волокиты прижились очень быстро. А в России оформление каждой операции сопровождается оформлением большого количества бумаг, что замедляет путь к формированию финансовых супермаркетов.

    Стоит учитывать и клиентское поведение: у россиян пока нет понимания того, что в банках могут предложить полный спектр финансовых услуг, отсюда и спрос на такой продуктовый ряд не высокий. 

    В первые годы своей работы финансовые супермаркеты, как правило,  уделяют проблемам скоринга не слишком много внимания, стремясь победить конкурентов числом, а не качеством привлеченных клиентов.

    Важным пробелом является правовое поле финансового супермаркета в российском законодательстве. Сегодня все виды финансовых посредников подчиняются разным регулирующим органам: банки – Центральному Банку, инвестиционные, управляющие компании и биржи – Федеральной Службе по Финансовым Рынкам, страховые компании – Министерству Финансов РФ. Достаточно часто разночтение по одному и тому же вопросу развития финансовых посредников не позволяет создавать совместную услугу, создает сложности при налогообложении, соответственно, препятствует интеграции банков и небанковских финансовых посредников.

    Идея целесообразности создания мегарегулятора (интегрированного надзора за финансовым рынком) российского финансового рынка активно обсуждается. Мегарегулятор должен будет контролировать и регулировать три основные категории финансовых посредников – банки, страховые компании и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Следует выделить несколько причин создания эффективного государственного надзора: универсализация финансового рынка, усложнение финансовых продуктов и услуг (кредитные деривативы, секьюритизация традиционных форм кредита (ипотека, кредитные карты и др.), комбинированные финансовые продукты на стыке банковской, инвестиционной и страховой деятельности); появление финансовых супермаркетов (в результате появления интегрированных финансовых посредников специализированные органы надзора не в состоянии оценить совокупные риски финансового супермаркета в целом); экономия средств госбюджета за счет экономии на масштабе деятельности. Международный опыт показывает, что мегарегулирование – широко распространенная модель организации финансовых рынков, действующая более, чем в 40 странах мира.

    Для развития финансовых супермаркетов в России придется существенно модернизировать систему продаж, переобучить персонал, особенно операционистов и консультантов по работе с физическими лицами, мотивировать персонал на работу со страховыми и инвестиционными продуктами, причем не в ущерб банковским продуктам. Большие инвестиции потребуется на переоснащение программного продукта и расширение сети. Придется потрудиться над автоматизацией и стандартизацией процесса предоставления пакетов услуг.

    В Европе, США и Японии опыт создания финансовых супермаркетов оказался достаточно успешным. Поэтому можно сделать вывод, что России нет смысла проходить тот путь, который прошли финансовые институты в западных странах за последние десятилетия, где коммерческие банки постепенно теряли долю рынка, уступая ее финансовым супермаркетам. Направление финансовых супермаркетов является одним из ключевых каналов продаж розничных услуг банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и других финансовых институтов. Ожидается, что к 2010 через финансовый супермаркет будет продаваться более 33% финансовых услуг.

    Более того, в условиях обострения конкуренции и ростом присутствия дочерних банков иностранных финансовых конгломератов Citibank, Raiffaizenbank, Credit Suisse, Société Générale и др., за которыми стоят огромные ресурсы материнских структур, а также большой опыт и знания по ведению бизнеса, интеграция российских банков и небанковских финансовых посредников – одна из стратегий повышения капитализации и конкурентоспособности финансовой системы России.

    Предполагается, что в России, самой популярной моделью интеграции финансовых посредников станет модель объединения сильного банка и значимых на своих рынках небанковских финансовых посредников. Чем глубже интеграция между банком и небанковскими финансовыми посредниками, тем проще разработать единые стандарты,  обеспечить взаимный доступ к информации о клиентах, сократить затраты на персонал, маркетинг и PR.
























    3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИНАНСОВОГО ПОСРЕДНИКА


    Общие положения моделей, описывающих поведение экономических агентов, участвующих в инвестиционном процессе, заключаются в следующем. Существуют фирмы с различным первоначальным запасом собственного капитала, имеющие доступ к одинаковым технологиям. Финансовые посредники, являющиеся институциональными инвесторами, осуществляют мониторинг фирм, проекты которых они финансируют. Важно при этом, во-первых, то, что мониторинг стоит дорого. Во-вторых, все проекты, контролируемые посредником, удовлетворяют условию прямолинейной корреляции. Также общим свойством, отличающим данные модели от неоклассических, является допущение о недостаточности, как собственного капитала инвесторов, так и капитала посредников.

    Кроме того, в большинстве моделей, рассматривающих недостаток финансовых средств, эффективность не определяется максимизацией общего дохода проекта. Целью является распределение инвестиционных ресурсов от частных инвесторов к фирмам с недостаточным запасом капитала таким образом, чтобы данное размещение было Парето-эффективным.

    Предприниматель при принятии инвестиционных решений может выбирать между проектами с разными уровнями вероятности успеха, соответствующими разным уровням его личной выгоды (табл.3).

    Таблица 3

    Модель выбора при принятии инвестиционного решения

    Проект

    Хороший

    Плохой (небольшая личная выгода)

    Плохой (большая личная выгода)

    Личная выгода

    0

    b

    B

    Вероятность успеха

    Рн

    PL

    PL




    В условиях отсутствия стимулов или постороннего контроля предприниматель может сознательно уменьшить вероятность успеха для того, чтобы получить личную выгоду. Таким образом, возникает проблема морального риска.

    Два уровня недобросовестности (два плохих проекта) рассматриваются для того, чтобы иметь достаточно широкие возможности смоделировать мониторинг. Личная выгода удовлетворяет условию и может быть интерпретирована с другой стороны, как вмененные издержки управления проектом. Следует отметить, что любой из приведенных уровней недобросовестности продуцирует одинаковую вероятность успеха. Можно предположить, что предприниматель выберет проект с более высокой личной выгодой независимо от условий финансового контракта. Решение проблемы морального риска часто берут на себя финансовые посредники. Одной из функций посредников является мониторинг фирм, который на практике приобретает множество форм: экспертиза потенциальных финансовых потоков фирмы, оценка бухгалтерского баланса, оценка менеджмента фирмы и т.п. Часто мониторинг сводится к проверке соответствия фирмы требованиям финансовых контрактов, таким как минимальный коэффициент финансовой устойчивости или минимальный остаток на счете. В случае банковского кредитования требования прописываются детально и всесторонне. Смысл таких требований заключается в снижении вмененных затрат фирмы. Учитывая это, можно предположить, что выполняющий мониторинг может не допустить участие фирмы в проекте. Это сокращает вмененные издержки фирмы по обеспечению добросовестности.

    Так как мониторинг стоит дорого, посредник должен будет заплатить определенную сумму с целью исключить из рассмотрения В - проект. Если предполагается, что каждый посредник имеет физическую возможность наблюдать действия некоторого количества фирм, то проблема ненаблюдаемых действий накладывает ограничение на фактическое количество фирм, действия которых будут наблюдаемыми. Таким образом, наличие проблемы морального риска заставляет посредников вкладывать некоторое количество своего капитала в фирмы, которые они контролируют, делая совокупный объем посреднического (информированного) капитала важным ограничением на осуществление совокупных инвестиций.
    Это означает, что конкретное распределение активов среди посредников не имеет особого значения, если предполагается, что все проекты, финансируемые посредниками, хорошо коррелируют и что капитал каждого посредника достаточно велик относительно размера проекта. На практике проекты могут коррелировать вследствие того, что посредники имеют стимул выбирать их соответствующим образом, или потому, что мониторинг требует специальных экспертиз на данном сегменте рынка. Тем не менее, предположение о прямолинейной корреляции очевидно нереалистично. Оно сделано только потому, что в условиях отсутствия некоторой степени корреляции посредникам не будет нужды вкладывать капитал вообще.
    Для финансирования проектов посредники привлекают капитал частных инвесторов. Частные инвесторы действуют, ожидая доходность с нормой . Предполагается, что величина задана экзогенно (существует бесконечное множество внешних инвестиционных проектов с доходностью ), и что совокупный объем капитала частных инвесторов, вложенный в фирмы, определяется стандартной возрастающей функцией предложения.

    Финансовые посредники, осуществляющие мониторинг, могут помочь осуществить инвестиции фирмам с недостаточным запасом капитала. Мониторинг снижает вмененные издержки фирм, давая им возможность увеличивать заемный капитал. Некоторая часть внешнего капитала может быть предоставлена самим посредником, другая часть - сторонними инвесторами. Таким образом, в случае непрямого финансирования существует три стороны финансового контракта: фирма, посредник и частные инвесторы.

    Легко показать, что оптимальный трехсторонний контракт имеет вид, аналогичный двухстороннему контракту при прямом финансировании: в случае неудачного исхода при осуществлении проекта ни одна сторона не получает ничего; в случае успеха доход делится на три части:

    Rf+Ru+Rm=R,

    где Rm – доход посредника, а Rf и Ru соответственно доходы фирмы и частных инвесторов.

    Так как мониторинг исключает возможность осуществления В-проекта, фирме остается выбирать между хорошим проектом и проектом с малой личной выгодой (b-проект). Тогда ограничения для фирмы будет иметь вид:

    (ICf):    Rf>=b/Δp

    Можно предположить, что Rf=B/Δp, иначе фирмы будет действовать бесконтрольно. Для того, чтобы посредник осуществлял контроль, необходимо выполнение условия:

    (ICm):    Rm>=c/Δp,

    Два ограничения (ICf) и (ICm) обозначают соответственно минимальный доход фирмы и посредника. Тогда максимальный ожидаемый доход, который может быть обещан частным инвесторам, будет иметь размер:

    Ph {R-(b+c)/p},

    следует отметить, что условие (ICm) означает, что PHRM-C>, таким образом, посредники получат положительную чистую прибыль после завершения проекта. Пусть Im-количество капитала, которое посредники инвестируют в фирмы, которые они контролируют. Тогда норма доходности на капитал будет:

    β=pНRm/Im

    Тогда как мониторинг стоит дорого, величина β должна превышать γ. Следовательно, фирмы предпочтут капитал частных инвесторов капиталу посредников. Однако, так как ограничение (ICm) требует, чтобы посредник получил доход, по крайней мере, не меньший Rm=c/Δp, величина его вложений в каждую контролируемую фирму составит не меньше Im(β)=pHc/β Δp/ По сути дела, все фирмы, контролируемые посредником, запросят как раз такой минимальный объем информированного капитала. Больший объем будет слишком дорог, а для предоставления меньшего объема не будет соответствующего стимула у посредника. Однако стоит отметить, что это не тот капитал, который заставляет посредника осуществлять контроль. Стимул для контроля определяется доходом Rm, а объем необходимых инвестиций Im(β) определяет норму доходности на капитал посредником таким образом, чтобы рынок посреднического капитала находился в равновесии.

    Частные инвесторы должны предложить разницу Iu=I-A-Im (β), если эта величина больше нуля. Тогда необходимое и достаточное условие для получения фирмой финансирования будет иметь вид:

    γ[I-A-Im(β)]<=pH[R-(b+c)/Δp.

    Фирма с первоначальными активами, меньшими величины

    A=I- Im(β)- pH(R/ γ-((b+c)/ γ* Δp),

    Не может убедить частных инвесторов предоставить капитал достаточного объема для осуществления проекта. Может ли фирма инвестировать, запросив у посредников больше, чем Im(β)? Вероятно, нет, так как при увеличении объема инвестиций на каждую единицу за счет такого капитала гарантированный ожидаемый доход инвесторов будет уменьшаться по ставке β. Так как β больше γ, общий объем капитала, который сможет привлечь, не увеличится. Это лишний раз подтверждает, что оптимальной стратегией для фирмы будет предъявление спроса на минимальный объем посреднического капитала.


    Таким образом, можно сделать следующие  выводы. Фирмы, предъявляющие спрос на инвестиционные ресурсы, делятся на три категории. В наилучшем положении находятся фирмы, имеющие достаточный запас собственного капитала А≥Â. Они могут финансировать свои проекты без посредников, привлекая средства частных инвесторов. В противоположность им существуют фирмы с небольшим запасом капитала А≤Â., которые не могут инвестировать вообще. Посередине находятся фирмы с запасом собственных средств А≤А<Â. Такие фирмы могут инвестировать, но только прибегая к помощи посредников. Типичная фирма, относящаяся к последней категории, финансирует свои проекты, используя смесь капитала посредника и частных инвесторов.




























    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Итак, на основе полученных результатов курсовой работы можно сделать следующие выводы:

    1. С позиции удовлетворения запросов потребителей коммерческое посредничество выступает поставщиком специфического продукта – услуги, потребительская стоимость которого выражается в способности преодоления организационно - экономически и пространственно - экономически разобщенных субъектов рынка (товаропроизводителей, поставщиков, покупателей, потребителей и т.д.). Это касается продуктов всех форм коммерческого посредничества независимо от специализации по видам деятельности. Экономическая природа коммерческого посредничества на рынке товаров и услуг выражается в его способности восстанавливать единство пространственно-экономической разобщенности производства и потребления товаров и услуг с максимально возможной выгодой для товаропроизводителей и потребителей, а также, разумеется, и самих коммерческих посредников.

    2. Экономическая теория говорит о трех формах полезности коммерческого посредничества независимо от статуса самой посреднической организации:

    1. полезность состояния, т.е. превращение производственного ассортимента товаров в потребительский, включая предпродажное и послепродажное обслуживание;

    2. пространственная полезность, т.е. снижение затрат (потерь) из-за пространственной разобщенности производства и потребления товаров;

    3. временная полезность, т.е. компенсация затрат (потерь) временной разобщенности производства и потребления товаров.

    3. Основная цель использования посредников – повышение экономической целесообразности и эффективности отдельных операций.

    4. В условиях ускоряющегося технологического прогресса роль посредников должна подвергаться регулярному пересмотру по мере изменений обстоятельств и появления новых возможностей для бизнеса. Сегодня все чаще подтверждается истинность утверждения: компания, желающая стать успешной, должна создать цепочку спроса более успешную, чем сеть конкурентов. Конкурируют между собой не просто компании, а цепочки спроса или рыночные сети. Следовательно, необходимо найти способ достижения превосходства над конкурентами в так называемой сети доставки ценности.

    5. Связующим звеном между финансовой системой и реальной экономикой выступают финансовые посредники. Они работают как с крупнейшими транснациональными компаниями на мировых рынках, так и со средним и малым бизнесом на внутреннем рынке. С каждым годом их значение в мировой экономике возрастает.

    6. Финансовые посредники - это финансовые организации (кредитные и некредитные), оказывающие услуги во всех секторах финансового рынка (в банковском секторе, на фондовом рынке, рынке срочных контрактов и рынке долговых инструментов). Эти организации перераспределяют капиталы в реальной экономике. Финансовый посредник действует на основании лицензии, выданной соответствующим контролирующим и регулирующим органом (Центральным банком, Федеральной службой по финансовым рынкам и т. д.). К финансовым посредникам относятся банки (коммерческие и инвестиционные), инвестиционные компании, брокерские компании, управляющие компании, биржи, страховые компании, депозитарии, регистраторы, специализированные депозитарии и регистраторы.

    7. Финансовый супермаркет - это интегрированный финансовый посредник, который предоставляет комплекс финансовых услуг от розничных банковских услуг до страховых и инвестиционных продуктов. Причем соотношение этих услуг может быть разным.

    8. Создание финансовых супермаркетов мотивировано стремлением получить синергетический эффект от объединения лучших составляющих бизнес сторон, входящих в супермаркет; обменом клиентскими базами и повышением качества обслуживания клиентов; финансовой экономией, обусловленной масштабами деятельности (за счет устранения дублирования функций различных работников, централизации ряда услуг, таких как бухгалтерский учет, финансовый контроль, делопроизводство, повышение квалификации персонала и общее стратегическое управление компанией, путем снижения транзакционных издержек); минимизацией издержек по маркетингу (за счет объединения усилий и расширения возможностей для сбыта, а также предложения дистрибьюторам более широкого ассортимента продуктов) и рекламе (использование общих рекламных материалов).

    9. Преимуществами финансового супермаркета пользуются не только клиенты, но и сами участники этого альянса. К таким преимуществам относятся: рост объемов продаж финансовых услуг через развитые розничные сети, получение дополнительных комиссионных доходов, увеличение клиентской базы, расширение продуктовой линейки, что положительно сказывается на репутации финансового посредника и повышает его капитализацию.

    10. По прогнозам, скорее всего, в России самой популярной моделью интеграции финансовых посредников станет модель объединения сильного банка и значимых на своих рынках небанковских финансовых посредников. При этом чем глубже будет интеграция между банком и небанковским финансовым посредником, тем проще окажется разрабатывать единые стандарты, обеспечивать взаимный доступ к информации о клиентах, сокращать затраты на персонал, маркетинг и PR.





    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1.   Босчаева 3.Н. Формула экономического роста. – М.: Экономика, 2007. – 368 с.

    2.   Берездивин В.В. Управленческий учет в инвестиционном банке//Аудит и финансовый анализ.-2000.-№2.-с.14-16.

    3.   Власенкова Ю. Перспективы развития финансовых супермаркетов в России//Рынок ценных бумаг.-2007.-№12.-с.12-19.

    4.   Власенкова Ю. Финансовый супермаркет как стратегия развития международных финансовых посредников  в условиях конкуренции// Рынок ценных бумаг.-2007.-№3.-с.9-14.

    5.   Голиков В.Д., Кузнецова Е.В., Черкасова Ю.Ю. Социальный феномен рынка / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2006. – 296 с.

    6.   Голубков Е.П. Проектирование элементов комплекса маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом.-2002.-№1.-С.6-12

    7.   Гриффитс А., Уолл С. Экономика для бизнеса и менеджмента М.: Изд-во: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 944 c.

    8.   Коммерческие организации и фирмы /Под ред. А.Ю. Казака. – Екатеринбург: МП «ПИПП» при изд-ве УрГУ, 1999. – 405 с.

    9.   Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2005. – 752 с.

    10. Куценко С.В. Экономические аспекты посредничества в современном обществе//Проблемы современной экономики..-2007.-№1(25).-С.12-18.

    11. Мартынова Т. Финансовый супермаркет — недостижимый идеал или будни розничного банка?//Банковское обозрение.-2007.-№12.-С.13-19.

    12. Роберт С. Каплан. Стратегическое единство: создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей.-Вильямс,2006.-384 с.

    13. Серова С.В. Проблемы формирования стратегии развития в сфере коммерческого посредничества // Современные аспекты экономики. – 2001. – №4. – С. 180–183.

    14. Скогорева А. Вся финансовая розница на одном прилавке// Банковское обозрение.-2006.-№01.-С.14-18.

    15. Эдриан Пэйн. Руководство по CRM. Путь к совершенствованию менеджмента клиентов/ Эдриан Пейн ; пер. с англ. С. В. Кривошеин. – Минск : Гревцов Паблишер, 2007. – 560 с.

    16. #"#">www.banki.ru/

    17. #"#">www.iteam.ru/

    18. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Босчаева 3.Н. Формула экономического роста. – М.: Экономика, 2007. – c.25

    [2] Пузаков Е.П., Бодягина О.В. / Внешнеэкономическая деятельность торгово-посреднического предприятия – М.: 1997. – С. 110

    [3] Куценко С.В. Экономические аспекты посредничества в современном обществе//Проблемы современной экономики..-2007.-№1(25).-с.12.

    [4] Гриффитс А., Уолл С. Экономика для бизнеса и менеджмента М.: Изд-во: Баланс Бизнес Букс, 2007. – с.345

    [5] Куценко С.В. Экономические аспекты посредничества в современном обществе//Проблемы современной экономики..-2007.-№1(25).-с.12.

    [6] Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2005. – с.64.

    [7] Голубков Е.П. Проектирование элементов комплекса маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом.-2002.-№1.-с.6

    [8] Голубков Е.П. Проектирование элементов комплекса маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом.-2002.-№1.-с.8

    [9] Власенкова Ю. Перспективы развития финансовых супермаркетов в России//Рынок ценных бумаг.-2007.-№12.-с.12.

    [10] Власенкова Ю. Финансовый супермаркет как стратегия развития международных финансовых посредников  в условиях конкуренции// Рынок ценных бумаг.-2007.-№3.-с.9.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - ЭКОНОМИКА ПОСРЕДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.