Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: японская модель менеджмента

  • Вид работы:
    Реферат по теме: японская модель менеджмента
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:31:12
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение. 2

    1.  Японский менеджмент – основные положения. 5

    2. Методы и инструменты японской модели менеджмента. 9

    Заключение. 13

    Список использованной литературы.. 14

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Введение


    В условиях рыночной экономики управление предприятиями значительно усложняется по сравнению с централизованной командно-административной системой. Это связано как с расширением их прав и ответственности. Так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям в окружающей хозяйственной среде. Возникают новые цели и задачи, которые раньше организации самостоятельно не только не решали, но даже и не ставили.

    Возникающие в связи с тем проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента. Более того, по мере укрепления новых социальных и экономических отношений его роль будет расти, поскольку менеджмент – это мощный двигатель и ускоритель общественного развития.

    Практика свидетельствует, что даже в нынешних, весьма сложных и неблагоприятных экономических условиях можно работать. Анализ работы успешных предпринимателей, действующих в реальном секторе, однозначно указывает на главный ключ к достижениям положительных результатов – это не массированные инвестиции, как полагают многие, а грамотный менеджмент, особенно в производственных подразделениях. Поэтому тема изучения формирования новых подходов к управлению является актуальной.

    Большинство промышленных предприятий в настоящее время терпят убытки по причине неумения их управленцев работать по рыночному. Их мышление, стиль и методы управления, как правило, остались прежними – административными и экономически неэффективными, к которым добавляются приемы дикого рынка, вплоть до мошенничества, откровенного обмана и воровства.

    Чтобы переломить подобную ситуацию необходимо интенсивно переобучать производственных управленцев, готовить молодые кадры на высоком профессиональном уровне, что доказывает актуальность темы изучения отечественного и зарубежного опыта управления и развития производства.

    Управление - функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспе­чивающая сохранение их определенной структуры, поддер­жание режима активности, реализацию программы, цели деятельности.

    Как таковое, управление является предметом изучения целого ряда наук - менеджмента, экономики, психологии (включая психофизиологию), социологии, политологии, юриспруденции, философии, культурологии, педагогики, ки­бернетики. Таким образом, абсолютно неизбежно, что теория управления как самостоятельная отрасль знания может суще­ствовать и развиваться исключительно в качестве междисци­плинарной системы. Структура этой науки должна включать в себя разделы вышеперечисленных дисциплин, касающиеся управления, в качестве собственных разделов. Иначе говоря, теория управления должна включать в себя социологию управления, экономику управления, философию управления, психологию управления, политику (как искусство управления обществом и государством), менеджмент (как искусство управления предприятием), а также учения о культуре и пра­вовых аспектах управления.

    Цель работы – исследование процесса формирования японской модели менеджмента  в системе цуправления.

    Задачи исследования:

    - изучить основные положения и развитие японской модели менеджмента;

    - проанализировать методы и инструменты японской модели  менеджмента.

    Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.



    1.  Японский менеджмент – основные положения


    В Японии стратегия управления фокусируется на производ­стве, а формы научного управления, восходящие к идеям Фредерика Тейлора, очень влиятельны. Упор на производство отчетливо просматривается в тактике управления японскими предприятиями. Репутация а качества и надежности их продук­ции, экспортируемой сейчас на мировой рынок, вне конку­ренции. Сравнительные исследования показывают, что а обору­дование в Японии обновляется вдвое быстрее, чем в Велико­британии, и несколько быстрее, чем в США, Статистика сви­детельствует, что складской а оборот в Японии существенно выше, чем в других развитых странах. Политика сокращения отходов и эффективного использования энергии выше всяких похвал.

    Во многих аспектах технологического развития Японии ис­торически опережала США и Европу. Так было, например, а в сталелитейной производстве и термической обработке метал­лов, хотя теоретические исследования европейских химиков и физиков опережали Японию. В текстильной промышленности были изобретены дешевые и мощные ткацкие станки, которые в начале века соперничали с лучшими европейскими образца­ми. До самой Второй мировой войны а лучшие ткацкие станки проектировались в Японии, а лицензии на их изготовление продавались за рубежом.

    В преддверии и во время Второй мировой а войны японцы обладали передовыми технологиями в кораблестроении и про­изводстве самолетов. Высокая стоимость импортного сырья, необходимость приспособления к местным географическим условиям и а система образования с ее направленностью на практические дисциплины - вот те факторы, которые повлия­ли на развитие производственных навыков в японской про­мышленности.

    И все же иностранные теоретики оказали сильное и про­должительное влияние на японское управление. Две волны этого интеллектуального влияния разделены пятьюдесятью годами. Первая связана с методами рационализации движений и рабочего времени, разработанными Ф. Тейлором и его еди­номышленниками, в частности Г. Гантом. Вторая - с теориями статистического контроля качества У. Эдварса Деминга и У. Журана. Обе волны охватывали а главное содержание дея­тельности промышленных инженеров или, если использовать исторический термин, научное управление.

    Как поле исследований и практики для научного управле­ния Япония оказалась даже более подходящей страной, а чем США. Это происходит из-за того, что инженеры в японском производстве играют более значительную роль, чем в амери­канском, а также из-за того, что с появлением электроники и робототехники основные положения ранних исследований Тейлора стали казаться ключевыми для успеха на мировом рынке.

    Влияние Тейлора пришло в Японию вместе с переводом его книги «Принципы научного управления», вышедшей в США в 1911 г. Японский вариант этой книги имел название «Секрет а спасения от бесполезных движений» и вышел почти двухмиллионным тиражом. Следовательно, в Японии научное управление немедленно получило поддержку и было принято бизнесом, что благотворно повлияло на управленческое мыш­ление последующих поколений. Став известным, тейлоризм воспринимался доброжелательно как управляющими, так и профсоюзами. В Великобритании же, наоборот, тейлоризм полностью а игнорировали до Первой мировой войны.

    В противоположность Великобритании японское воспри­ятие тейлоризма было открытым и широким. Главная причина этого крылась в особенностях японского управления и суще­ствовавших общих экономических условиях. В стране сущест­вовала опасность конфликта между трудом и управлением, а также ощущение неэффективности деловой и государственной практики создания дзайбацу (монополий); кроме того, чувст­вовалась потребность изменить практику кадровой работы.

    Инициатива оказалась в руках управляющих. Были изданы две книги по тейлоризму. Автором одной из них, вышедшей в 1912 г. под названием «Отчет по наблюдениям», был Юкинори Хосино, а который находился в США, когда Тейлор издал книгу «Принципы научного управления». Вторая книга принадлежа­ла перу Тосиро Икеды и называлась а «Секрет устранения пустой работы и увеличения производства». За десять дней разошлось более миллиона экземпляров этой книги. Президент «Мицубиси» Госи Кайса раздал 20 тысяч экземпляров своим работникам, а глава судоверфи «Кавасаки» сделал то же для 50 тысяч своих рабочих. Было напечатано множество статей о самых различных аспектах тейлоризма. Появились книги, раз­вивающие теории Тейлора и его коллеги Генри Ганга.

    Подобное лояльное отношение к тейлоризму и научному управлению вполне объяснимо, поскольку оно имеет истори­ческие корни в сильной производственной ориентации. Исто­рическая традиция во многом определяет и образцы совре­менной производственной а стратегии. Управление запасами, сокращение потерь, кружки а качества, роботы и автоматизиро­ванные предприятия все шире и шире используются в про­мышленности, причем по многим из этих направлений Япо­ния опережает даже США. Японские малые производственные издержки и высокое качество проистекают из осторожного стратегического управления людьми, материалами и обору­дованием, то есть из отличной управленческой работы. «Круж­ки качества» являются потомками научного управления и Ф. Тейлора, а не теории человеческих отношений и а Э. Мейо.

    Оперативное управление в Японии отражает философские концепции, происходящие из тейлоризма, включая научно обоснованное принятие решений и трудовую кооперацию тру­да, технику управления. Разработка стереотипов человеческих взаимосвязей на производстве во многих отношениях игнори­руются в этой стране, уступая место исследованиям по упро­щению трудовых процессов, стандартизации продукции, про­ектированию по издержкам, обратному а инженерному анализу и устранению потерь.

    Значительное внимание к научному управлению в Японии привело к созданию ряда широко применяемых а управленче­ских инструментов в промышленном производстве. Они не очень а известны на Западе, хотя частично или в целом позаим­ствованы некоторыми фирмами в США и Европе. Сами по себе эти инструменты не новы - именно их экстенсивное при­менение во взаимосвязи с другими методами, вроде маркетинга и управления кадрами, сделало их столь замечательными.






















    2. Методы и инструменты японской модели менеджмента


    К числу наиболее важных из инструментов можно отнести кривые прогрессивных издержек, методы управления запасами (канбан) и роботизация. Эти три главные производственные тактики усилили рыночные стратегии на уровне компаний и частично сформировали пеструю мозаику японских социаль­ных стратегий, а направленных на достижение технологического превосходства.

    В заключение следует отметить, что широкое использова­ние и дальнейшее развитие тейлоризма в Японии обеспечило разработку современных логистических систем по а управлению материальными потоками в рамках внутрипроизводственной системы. Наиболее известные из них: несколько модификаций системы «Канбан»; планирование производственных ресурсов (МРП); оптимизированная производственная технология (ОПТ).

    Экономическое чудо Японии, под а которым подразумевает­ся превращение за несколько десятилетий третьеразрядной страны в мировую державу, реально претендующую на первое место в мире в XXI веке, не в последнюю очередь имеет в сво­ем основании а менеджмент, опирающийся на глубокие нацио­нальные традиции. Поэтому к России, как и к странам Запада, ее опыт в данном аспекте не очень-то применим. Однако это не означает, что его не нужно изучать и использовать отдель­ные моменты в собственной практике. А поэтому познако­мимся с ним поближе.

    К специфическим чертам японской системы управления отно­сятся, прежде всего элитарность и замкнуто-кастовый харак­тер. Последнее, проявляется в четком разделении персонала а организации на различные группы, хотя и связанные между собой, но обладающие своим определенным местом в иерар­хической системе, а соответственно и различными привиле­гиями.

    Японская система управления ограничивает мобильность работников, накрепко привязывает их к фирме и не допускает на рынок труда. В то же время она характеризуется высокой степенью внутренней конкуренции, особенно в крупных компаниях, ориентируется на специалистов широкого профиля. Но обо всем по порядку.

    Пожалуй, одной из наиболее известных черт японского управления является система пожизненного найма работников, практикуемая преимущественно крупными фирмами.

    Сегодня, вследствие резкого постарения а населения и уве­личения доли старших возрастов, пожизненный найм стано­вится невыгодным, так как растет доля работников, претен­дующих на высокую а заработную плату. Он, однако, сохра­няется в модифицированном виде, ибо полезен компании, «привязывая» к ней работника и обеспечивая сохранение внутреннего мира в ней. Поэтому, помимо традиционного ин­дивидуального пожизненного найма, развитие получили дру­гие формы трудовых отношений:

    • обычный найм, практикуемый всеми компаниями;

    • повторный найм ранее уволенных работников на худших условиях;

    • временный найм;

    • найм на неполную неделю;

    • краткосрочный найм на подсобные работы - система «арбайто»;

    • пожизненный найм с переводом на другие предприятия с менее привлекательными условиями труда:

    • система «обязательного набора», когда работнику через 5 -7 лет предлагается в обязательном порядке перейти на другое предприятие компании;

    • групповой пожизненный найм на условиях, описанных в предыдущем случае, но без ответственности перед каждым работником в отдельности.

    Японское управление придает большое значение традици­ям, предполагающим почтительное отношение к руководству, как к старшим родственникам. Руководители, в свою очередь, обязаны проявлять патерналистскую заботу о подчиненных.

    Японские фирмы ориентируются обычно на внутреннюю подготовку и переподготовку кадров, поэтому предпочитают брать на работу специалистов широкого профиля с универси­тетским образованием, чтобы затем лепить из них то, что нужно. Процесс переподготовки и повышения квалификации идет постоянно, в соответствии с планом развития карьеры, который имеется у каждого сотрудника. Универсальный а характер подготовки позволяет работникам японских фирм трудить­ся на различных должностях одного уровня, чему дополни­тельно способствует а обязательная практика «горизонтальных перемещений».

    Важное значение в японских фирмах придается а личным качествам работников и умению «вписаться» в деятельность группы, а при необходимости возглавить ее. В Японии вообще очень сильна ориентация на коллективные ценности, коллек­тивные методы работы. В понимании японцев коллекти­визм - такая форма а организации, когда можно достичь того, что на основе индивидуальных усилий недостижимо в принципе.

    Многие годы система оплаты труда и поощрений работни­ков японских фирм была ориентирована, прежде всего, а на вы­слугу лет, а уже во вторую очередь - на качество работы. Но в последние годы все больше начинают учитываться уровень квалификации, профессиональная подготовка, результаты тру­да. В итоге складываются два подхода к его оплате. Первый подход основывается исключительно на результатах; второй является комбинированным, в рамках которого вознагражде­ние состоит из трех частей: основного оклада, надбавок и спе­циальных выплат.

    Разрыв в оплате труда различных категорий работников в Японии меньше, чем в других странах, а а привилегии сущест­вуют только у работников высшего ранга.

    Характерно для японских компаний преобладание группо­вых методов управления, опирающихся на принципы коллекти­визма. В принятии решений участвуют обычно все, кого они затрагивают; в крупных фирмах это примерно 60 - 80 человек.

    Один из вариантов такого метода получил название «Ринги». Его реализация осуществляется в несколько этапов. а Вообще в Японии «Ринги» относят к разновидности управлен­ческой философии, которая проповедует предусмотрительность, осторожность, коллективную ответственность.

    В японских фирмах создана весьма гибкая а система управле­ния качеством, в рамках которой 85% ответственности за его состояние возлагается на рядовых исполнителей и лишь 15% - на линейных руководителей. Она нацелена на предотвращение совместными усилиями возможностей появления брака по всей технологической цепочке, а не на его выявление и ис­правление. Важнейшим элементом этой системы являются кружки по контролю качества.

    Еще одной особенностью японского менеджмента является система управления производственными запасами, получившая название «точно вовремя». Суть ее состоит в том, что специ­альные графики обеспечивают подачу материалов, деталей, заготовок и т. п. на рабочие места именно тогда, когда в них возникает необходимость, причем не только в рамках цеха или отдельного предприятия, но и всей фирмы. а В результате имеет место огромная экономия на складских помещениях и теку­щих затратах, связанных с хранением запасов.










    Заключение


    В ходе курсовой работы была достигнута цель и выполнены поставленные задачи.

    Так исследование показало, что зарубежный опыт организации подходов к управлению базируется на следующих школах менеджмента. Научное управление сконцентрировало внимание ни изменении организации работ для повышения эффективности на неуправленческом уровне. Классическая школа попыталась определить более широкие универсальные принципы административного управления организацией. Точка зрения бихевиористской школы заключалась в том, что понимание человеческих потребностей и социального взаимодействия имело ключевое значение для достижения успеха организацией. Все эти школы внесли важный и ощутимый вклад в управление и развитие производства.

    Школа науки управления использует количественные методики, такие как построение моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессного, систем Российская федерация как самостоятельное государство взяла курс на проведение рыночных реформ, которые должны обеспечить бла­госостояние и свободу граждан России, экономическое возрождение страны, рост и процветание отечественной экономики.

    Положения новой управленческой парадигмы должны выражать объективные потребности реформируемой экономики и общества в целом; они должны содержать главные, ключевые моменты, исполь­зование которых при построении новой системы управления помо­жет нашей стране ускорить переход к рыночной экономике и осуще­ствить его с наименьшими потерями для общества.


    Список использованной литературы


    1. Армстронг М. Основы менеджмента. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

    2. Васильев Ю.П. Управление развитием производства. Опыт США. – М.: Экономика, 2006.

    3. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.

    4. Ильенкова С.А. Производственный менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2005.

    5. Кокорев В.П. Курс лекций по менеджменту. – арнаул: Издательство Алтайскрого гос.униф-та, 2008.

    6. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: ДеКА, 2006.

    7. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2006.

    8. Корицкий Э.Б. Научный менеджмент. Российская история. – СПб: ПИТЕР, 2006.

    9. Менеджмент и маркетинг бизнеса в международных компаниях. / Под. Ред. В.М.Попова. – М.: Финансы и статистика, 2001.

    10. Обер-Крис Дж. Управление предприятием: Пер. с англ. – М.: Сирин, 2007.

    11. Сетков В.И. Основы общего менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 2003.

    12. Скрипник К.Д. Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя. //Управление персоналом. –2002.-№8.

    13. Стиль и методы руководства: Сборник /сост. Попов С., Подволкий Г., - М.: ЮНИТИ, 2005.

    14. Управление организацией / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина, - М.: ИНФРА-М, 2008.

    15. Уткин Э.А. Управление компанией.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2007.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - японская модель менеджмента ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.