Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Классификация функций права и формы их реализации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Классификация функций права и формы их реализации
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:32:11
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение..................................................................................................... 3

    1. Сущность и социальное назначение права.................................. 4

    2. Система функций права.................................................................... 8

    3. Юридические  функции права и их реализация...................... 12

    3. 1. Регулятивная функция..................................................................... 12

    3. 2. Охранительная функция.................................................................. 14

    3. 3. Компенсационная функция права................................................. 16

    3. 4. Ограничительная функция права.................................................. 17

    3. 5. Восстановительная функция права............................................... 19

    4.  Социальные функции права......................................................... 21

    Заключение............................................................................................. 24

    Список использованной литературы............................................... 26


    Введение


    Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Без права не может существовать современное общество, это объективно необходимый элемент мировой цивилизации. Прежде всего, оно является важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного экономического сотрудничества.

    Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.

    Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления.

    С помощью понятия «функции права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность. Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их реше­ние[1].

    Цель и задачи работы – рассмотреть понятие функций права, их классификацию, выявить сущность и социальное назначение  права.

    1. Сущность и социальное назначение права


    Право — это система нормативных установок, опирающих­ся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая обществен­ные отношения.

    С правом имеет дело в своей жизни каждый человек и на этом основании составляет о нем свое собственное представление. Организованность и порядок в обществе, сами условия суще­ствования человека поддерживаются на основе определенных со­циальных установок, которые могут существовать либо в созна­нии, либо выражаются вовне. Праву среди таких установок при­надлежит важнейшая роль.

    Если раньше, в предшествующие эпохи развития человечества, право представляло собой в первую очередь орудие господства определенной части общества, обладающей средствами производства (рабовладельцы, феодалы, промышленная и торговая буржуазия), то ныне в развитых цивилизованных странах оно выражает волю всего общества в целом и направлено на то, чтобы охранять и защищать интересы личности, согласовывать потребности различных социальных слоев в государстве (предприниматели, интеллигенция, фермеры, расовые, национальные и иные общности и т.д.), координировать их интересы, быть арбитром в разрешении конфликтов между людьми и их коллективами. Это средство достижения оптимального согласования между общественными, групповыми и индивидуальными интересами, общенациональным благом и частными потребностями конкретного индивида.

    В социалистическом государстве экономика, основанная на государственной собственности на средства производства, практически полностью регулировалась правовыми средствами, объем и направление производства определялись таким юридическим документом, как план. Законом определялись количество, ассортимент и цены выпускаемой продукции, адреса распределения, источники денежных и материальных ресурсов, заработная плата и т.д[2].

    В условиях же рыночной экономики право, гарантируя свободу предпринимательства и частной собственности, суверенитет предпринимателя, выполняет иные функции. Оно определяет общие условия нормального функционирования хозяйственного механизма, обеспечивает ритмичную согласованную работу всех его звеньев.

    Закон устанавливает и гарантирует равноправное существование различных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и др.), определяет права и обязанности участников хозяйственного оборота, порядок разрешения имущественных споров, ценообразование, защиту прав потребителей[3].

     Он также устанавливает меры юридической ответственности за неисполнение договорных обязательств и имущественный вред, за порочные, вредные для общества и отдельной личности формы ведения хозяйства (злоупотребление рекламой, товарным знаком, монополизация отдельных отраслей экономики, производство наркотиков и др.), обеспечивает заботу о социально незащищенных слоях населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные и др.). Наконец, без закона невозможна бюджетно-финансовая деятельность в государстве (налоговая политика, кредитование хозяйственной деятельности, банковское дело, составление государственного бюджета и контроль за его исполнением и т.д.)[4].

    Роль права объективно необходима также для обеспечения подлинного народовластия в стране, установления и охраны институтов демократии. Конституция и другие законы определяют порядок свободных выборов высшего представительного органа и президента страны, их полномочия и порядок деятельности, взаимоотношение законодательной и исполнительной властей, судебный и прокурорский контроль за исполнением законов, организацию деятельности всех звеньев механизма государства. Без развернутой системы права невозможны также установление, обеспечение и эффективная охрана прав и свобод личности, забота о человеке, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Не менее важна также роль права в регулировании трудовых, брачно-семейных отношений, в обеспечении рационального использования природных богатств и экологической безопасности.

    Объективная потребность права связана также с необходимостью обеспечить дисциплину, без которой невозможно современное цивилизованное сообщество людей, ответственность граждан перед обществом и государством, решительно и эффективно бороться с деяниями, которые наносят ущерб общественным отношениям, правам и интересам личности, хозяйственным структурам, искоренить такое уродливое явление, как преступность, и иные формы нарушения общественного порядка.

    Наконец, не менее значительна роль права в современных условиях как действенного инструмента расширения экономического, политического, культурного и иного сотрудничества между государствами, обеспечения мира между народами, разоружения, предотвращения конфликтов в различных регионах земного шара, установления единого мирового порядка.

    Объективной закономерностью современного мира является всемерное возрастание роли и значения права и законности во всех основных сферах общественной жизни.

    Связано это со все большим усложнением социальных отношений, возрастанием их числа и специализации, повышением уровня демократизма в экономической, политической и идеологической сферах, усилением заботы государства о личности, его благополучии и безопасности, об обеспечении и охране его прав и свобод, заботой о экологической безопасности человечества.

    Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушений с помощью своего принудительного аппарата. Вместе с тем право упорядочивает деятельность государственного аппарата, ограничивает произвол чиновников, обеспечивает цивилизованные взаимоотношения между личностью и государством, господство закона в обществе. Функции государства, его управленческая деятельность не могут осуществляться вне и независимо от закона.

    2. Система функций права


    Анализ функций права как единой целостной системы поз­воляет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изу­чении отдельных функций. Такой анализ дает приращение зна­ний, позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из функций. Известно, что возможности познания остаются мало­эффективными, если оно ограничивается уровнем единичности, если за отдельными элементами оно не стремится выявить их систему.

    Дело еще и в том, что в реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому-то ни одна из них не может быть изучена достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, т.е. без того, чтобы изучить ее в системе.

    Система функций права представляет собой сложное, много­уровневое образование.

    Система функций права самым непосредственным образом свя­зана с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит последняя, можно выделить пять групп функций права, образующих их систему[5]:

    —   общеправовые (свойственные всем отраслям права);

    —  межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем от­раслям права);

    —   отраслевые (свойственные одной отрасли права);

    —   правовых институтов (свойственные конкретному институ­ту права);

    —   норм права (свойственные конкретному виду норм права).

     Вопрос о соотношении функций права различных уровней имеет важное значение, так как структурным элементам системы права присущи функции, которые имеют известную специфику, определяемую предметом и методом правового  регулирования данных элементов и их назначением в системе права. Та или иная общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зави­сит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вто­рых, от назначения отрасли, института, нормы права и соответ­ственно их функций. Например, функции уголовного права кон­кретизируют общеправовую охранительную функцию в значи­тельно большей степени, чем соответствующие функции семейно­го или земельного права[6].

    Кроме того, следует иметь в виду, что общеправовые функции права не охватывают и не могут охватить всего многообразия кон­кретных форм и путей воздействия права на общественные отно­шения. Они «детализируются» в действии других групп функций права. Так, компенсационное воздействие как элемент охрани­тельной функции права осуществляется посредством компенсаци­онной функции гражданского или трудового права. Карательное воздействие наиболее заметно при осуществлении соответствую­щей функции уголовного права и т.д[7].

    В известной степени условно можно выделить две группы кри­териев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние (находящиеся в рамках самого права) и внешние (находящиеся за его пределами). Внутренние критерии (основания) классификаций функций права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации.

    Неразрывная связь функций права с собственно-правовой ма­терией обусловливает существование основных собственно-юри­дических функций: регулятивной и охранительной.

    Регулятивная и охранительная функции — это имманентные праву функции. Это те функции, которые как раз и характеризуют право как специфическое качественно самостоятельное образова­ние. Более того, можно сказать, что необходимость существования права как социального явления состоит в необходимости осущест­вления им этих функций.

    Внешним объективным критерием классификации функций права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права.

    Общество как чрезвычайно сложное и даже сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных от­ношений. Абстрагируясь от более мелкой детализации, можно вы­делить три основные сферы, или системы — экономическую, по­литическую и воспитательную. Эти функции права называют со­циальными.

    В самом общем виде социальные функции права можно опре­делить как направления правового воздействия на соответствую­щие сферы общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая — на политическую; воспитательная — на духовную.

    Руководствуясь иными критериями классификации, а имен­но значением направления воздействия права на общественную жизнь, сущностными качествами правового воздействия, объ­емом правового регулирования, постоянством его осуществле­ния и т.п., можно различать основные и неосновные функции права.

    К первым относятся регулятивная и охранительная функции, а число вторых не является величиной постоянной. Они могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от исторической обстановки, актуальности или неактуальности решаемых правом задач, увеличения или уменьшения масштаба правового воздействия и т.д.

    Наиболее часто называются следующие неосновные собствен­но-юридические функции: ограничительная, компенсационная, восстановительная.

    А в числе неосновных социальных функций наиболее очевид­ны: экологическая, социальная (в узком смысле этого слова), ин­формационная.

    Рассматривая систему функций права, следует учитывать, что она не является раз и навсегда данной и неизменной. Как только та или иная сфера общественной жизни становится существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами всех (или почти всех) отраслей права — правомерно ставить вопрос о суще­ствовании соответствующей его функции.

    3. Юридические  функции права и их реализация

    3. 1. Регулятивная функция


    В системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осущест­вляется в общих или конкретных правоотношениях, устанавли­вает ли правовой статус, правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц — во всех этих формах проявляется его основное назначение — ре­гулировать общественные отношения.

    Особенности этой функции заключаются прежде всего в уста­новлении позитивных правил поведения, в организации общест­венных отношений, в координации социальных взаимосвязей.

    В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую[8].

    Регулятивная статическая функция выражается в воздей­ствии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право прежде всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулирован­ных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, со­ответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.

    Решающее значение в проведении статической функции при­надлежит институтам права собственности, юридическая суть ко­торых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо вы­ражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах по­литических прав и обязанностей граждан, избирательном, автор­ском и изобретательском праве).

    Регулятивная динамическая функция выражается в воздей­ствии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредую­щих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.

    Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем регулятивном процессе, осуществляемом правовой системой.

    Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:

    —   определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан;

    —   закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции государственных органов, в том

    числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;

    —  установление правового статуса юридических лиц;

    —   определение (предусмотрение) юридических фактов, на­правленных на возникновение, изменение и прекращение право­отношений;

    —   установление конкретной правовой связи между субъекта­ми права (регулятивные правоотношения);

    —   определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к кон­кретным общественным отношениям.

    С учетом сказанного регулятивную функцию права можно оп­ределить как обусловленное его социальным назначением направ­ление правового воздействия, выражающееся в установлении по­зитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.


    3. 2. Охранительная функция

    Следует подчеркнуть и важность другой собственно-юридичес­кой функции права — охранительной.

    Необходимость в охране общественных отношений существо­вала всегда и будет существовать до тех пор, пока будет сущест­вовать общество. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важ­нейших средств охраны общественных отношений. Данное про­явление правового воздействия представляет собой охранитель­ную функцию.

    Охранительная функция права это обусловленное социаль­ным назначением направление правового воздействия, нацелен­ное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу[9].

    Из предложенного определения вытекает, что право охраняет как общепризнанные, фундаментальные общественные отноше­ния, так и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагает, что главная цель охранительной функ­ции права — это вытеснение явлений, чуждых обществу.

    Искоренение нежелательных явлений из жизни общества — это уже вторичный результат действия права, которое первона­чально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пре­секает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нор­мального развития, противоречащие интересам общества, госу­дарства и граждан и тем самым вытесняет их.

    Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Ос­новное назначение данной функции заключается прежде всего в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета. Сам факт установле­ния запрета или санкции оказывает серьезное влияние на неко­торых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения нака­зуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права — охраняется определенное общественное от­ношение.

    Охранительную функцию не следует противопоставлять регу­лятивной в том смысле, что одна из них — это негативная (по­скольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая — позитивная, так как направлена на координацию поло­жительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и ох­раны прав личности, содействия развитию и укреплению общест­венных отношений.

    Специфика охранительной функции состоит в следующем.

    Во-первых, она характеризует право как особый способ воз­действия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности .

    Во-вторых, она служит информатором для субъектов общест­венных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

    В-третьих, она является показателем политического и куль­турного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны очень часто зависит от гражданской разви­тости общества, от его политической сущности.

    Наиболее характерными и очевидными формами осуществле­ния охранительной функции права являются: наличие в праве за­претов совершать нежелательные действия, наличие санкций за совершенные противоправные действия, определение видов преступлений и иных правонарушений, охранительные правоотно­шения, юридическая ответственность. У государства же формы реализации его функций иные.

    3. 3. Компенсационная функция права

    В компенсационной функции права заключается весьма существенная особенность права как инструмента восстановления социальной справедливости. Компенсационная функция права поэтому очень тесно связана с восстановительной. По этой причине в юридичес­кой литературе их часто отождествляют. Вместе с тем это не тож­дественные функции. Различия между ними состоят, прежде всего, в формах, методах и правовых последствия реализации.

    Важную роль в различии играют и правовые основания этих направлений воздействия, хотя они в отдельных случаях имеют одну и ту же причину. Например, в случаях незаконного уволь­нения (причина) наблюдается одновременная реализация восста­новительной и компенсационной функций: восстановление на службе и компенсация за вынужденный прогул.

    Различие между компенсационной и восстановительной функцией очень часто просматривается в гражданском законо­дательстве. В нем восстановление положения, существовавшего до нарушения права, нередко не связывается с возмещением убытков (ст. 12 ГК РФ). ГК РФ[10], охраняя честь и достоинство граждан (ст. 152), обязывает виновную сторону именно возмес­тить (компенсировать) моральный вред, причиненный потерпев­шему, так как восстановить нарушенное право другими способа­ми невозможно (например, за переживания лица в случаях рас­пространения порочащих о нем сведений). Конституция Россий­ской Федерации также предусматривает компенсацию за прину­дительное отчуждение имущества для государственных нужд (ст. 35), за вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должност­ных лиц (ст. 53), за причиненный ущерб пострадавшим от пре­ступлений (ст. 52)[11].

    Приведенные примеры свидетельствуют о том, что компенса­ционная функция свойственна различным отраслям права, она выполняет важную роль в регулировании отношений между граж­данами и юридическими лицами и является необходимым инстру­ментом гармонизации интересов субъектов права, стабильности общественных отношений.

    3. 4. Ограничительная функция права

     Наличие у права ограничи­тельной функции связано с его назначением быть регулятором об­щественных отношений[12]. А регулировать — значит предписывать варианты поведения, которые должны соответствовать интересам определенных социальных групп, классов, индивидов, наконец, всего общества. Поэтому, чтобы действия одних субъектов права, не нарушали прав и интересов других, чтобы отношения в обще­стве складывались более разумно и не вызывали противодействий, право устанавливает определенные ограничения для субъектов об­щественных связей, пресекая тем самым вседозволенность, анар­хию и произвол. Эти ограничения формулируются в запрещаю­щих и обязывающих нормах, в других правовых предписаниях. Ограничение прав — это своего рода уравновешивание противо­положных интересов. Так, Конституция Российской Федерации, признавая идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13), одновремен­но ограничивает возможности создания любых партий, организа­ций и движений. Конституция прямо говорит (ч. 5 ст. 13), что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное измене­ние основ конституционного строя[13].

    Конституция России, гарантируя права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам меж­дународного права, вместе с тем подчеркивает, что их осуществ­ление не должно - нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), т.е. вводит конституционные начала в возможности огра­ничения прав человека, если только действия по их реализации могут нарушить права и свободы других граждан.

    В развитие этого положения Конституция Российской Федерации в ч.З ст. 55 прямо устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Ограничения прав и свобод граждан предусматриваются и дру­гими статьями Конституции РФ. Например, ст. 29 (не допускает­ся пропаганда, возбуждающая социальную, расовую, националь­ную или религиозную ненависть и вражду); ст. 32 (не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недее­способными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда); ст. 56 (возможность ограничения прав и сво­бод граждан в условиях чрезвычайного положения)[14].

    Ограничительная функция, несмотря на казалось бы изна­чальный негативный характер, в конечном итоге дает положительный социальный результат, поскольку благодаря этому каче­ству право выступает гарантом стабильности и справедливости в обществе, важнейшим инструментом правопорядка и реализации права граждан.

    3. 5. Восстановительная функция права

    Восстановительная функция права занимает особое ценностное место в механизме правового воздействия. С помощью правовых средств очень часто восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, лицо вновь становится обладателем тех прав, которых оно было лишено, ему возвращается его имущество, он восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, восстанавливается нарушен­ный общественный порядок и т.д.

    Реализация восстановительной функции нередко осуществля­ется в форме отмены принятого правового акта или совершенного юридически значимого действия (отмена приказа об увольнении, вселение в незаконно занятую квартиру и т.п.)

    Нормы, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся как в международно-правовых актах, так и во многих внутригосударственных документах. На­пример, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека[15] устанавливает: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах»; ст. 12 ГК РФ предусматривает «восстановление поло­жения, существовавшего до нарушения права»[16]. Норма трудово­го права является важным гарантом восстановления лица на прежнем месте работы и т.д. Следует согласиться с определением восстановительной функции как относительно обособленного воз­действия комплекса правовых средств на волю, сознание и по­ведение людей, направленного на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было нарушено неправомерными дей­ствиями других субъектов права. Приведение в первоначальное (прежнее) состояние может выражаться в отмене незаконных ре­шений, восстановлении правового статуса физического или юри­дического лица, восстановлении нарушенного общественного по­рядка и т.п.

    4.  Социальные функции права


    Юридическая наука обратила внимание на социальные функции права  в начале XX в. Собственно проблема функций права возникла первоначаль­но как проблема социальных функций права.

    В соответ­ствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование и охрану. Причем то или иное на­значение права выступает тем отчетливее, нагляднее, чем острее ощущается потребность  именно в его соответст­вующей социальной роли — закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений.

    Упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми условиями функционирова­ния и развития общества. Поэтому социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении всех сфер общественной жизни, придании обществу должной стабильности, единства и ди­намизма, иначе говоря, создании необходимых правовых условий для нормального и прогрессивного развития личности и общества в целом.

    При этом следует иметь в виду, что социальные функции — это специфический ракурс права, где регулятивная и охранитель­ная функции «соединяются» в обособленной, качественно одно­родной сфере социальных отношений — экономике, политике, идеологии.

    Таким образом, следует отметить, что классификация соци­альных функций в определенной степени условна, поскольку в действительности достаточно сложно провести четкое разграни­чение правового воздействия на решение экономических, соци­альных, политических и идеологических (воспитательных) задач. Так, элементы одной из функций, например, экономической, могут проявляться в других функциях и наоборот. Обусловлено это двумя причинами. Во-первых, каждая из функций действует в рамках единой системы функций права и, исходя из этого, тесно взаимодействует с другими. Во-вторых, сферы общественной жизни, на которые воздействует право, в свою очередь неразрывно взаимосвязаны, поскольку сами являются подсистемами по отно­шению к обществу в целом. Поэтому исходить следует из поло­жения, что функции права существуют не изолированно друг от друга, а тесно взаимодействуют между собой, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.

    В чем конкретно проявляется осуществление правом своих ос­новных социальных функций?

    Экономическая функция как одна из важнейших социальных функций права имела большое значение на всех этапах развития товарно-денежных отношений. Право всегда выступало важней­шим гарантом собственности, свободы предпринимательства.

    На основе правовых норм в экономических отношениях воз­никали урегулированные правом отношения. Важнейшей право­вой формой таких отношений был и остается договор, в котором стороны имеют права и обязанности, и в котором они определяют условия наступления тех или иных правовых последствий (резуль­тата).

    Из договора чаще всего вытекают и определенные санкции для стороны, не выполняющей свои обязанности. Кроме того, пра­вовые санкции устанавливаются за совершение в сфере экономи­ки умышленных преступлений (мошенничество, вымогательство, хищение, уничтожение имущества, лжепредпринимательство, незаконное использование товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг и др.)[17].

    Таким образом, экономическая функция права осуществляет­ся как непосредственно через регулирование правомерных дейст­вий участников экономических отношений, так и косвенно — путем угрозы наступления санкций или их реализации за совер­шение правонарушения в сфере экономики.

    Политическая функция права заключается прежде всего в ре­гулировании отношений власти, отношений между социальными группами и особенно в регулировании национальных отношений. История подтверждает положение о том, что политика — это учас­тие в делах государства, это определение задач государства, это отношения между классами и нациями. Роль права в регулиро­вании указанных отношений с момента возникновения государ­ства, классов и наций была весьма значительной и таковой оста­ется до настоящего времени.

    Права и свободы человека также важный объект политической функции права, не теряющий своей актуальности и сегодня.

    Воспитательная функция права представляет собой резуль­тат способности права выражать идеологию определенных классов и социальных сил и его способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач воспита­тельной функций права является воспитание высокого право­сознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.

    В праве выражаются передовые, гуманные, соответствующие интересам личности предписания, в результате чего оно получает психологическую поддержку с момента издания правовой нормы. Вместе с тем правовые требования, не отражающие желаний и настроений людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их сознании. В таких случаях воспитательная функ­ция права не достигает своей цели.

    Таким образом, право осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.

    Заключение

    Право выступает всеобщим регулятором человеческого поведения, упорядочивает общественные отношения, придавая им устойчивость и организованность. Право формирует модель правомерно-дозволенного, предписанного и запрещенного поведения. Нормы права представляют собой официальные критерии правомерного и неправомерного поведения. Сравнивая свое фактическое поведение с правовой нормой, индивид может сделать вывод о законности своих действий. Право делает жизнь индивида понятной, а потому устойчивой и надежной. Право составляют нормы поведения, устанавливающие права, обязанности и запреты для всех и каждого.

    Выделяют две группы функции права.  К общесоциальным относят, в частности:  экономическую функцию, политическую функцию,  воспитательную функцию, коммутативную функцию, экологическую функцию.

    К основным юридическим функциям относятся: регулятивная, которая  выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка и охранительная, направленная на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

    В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:

    -   общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;

    -   межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;

    -   отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за них совершение

    -   функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др.

    Все рассмотренные функции права обеспечивают в жизни общества нормативные начала, выражая многосложный процесс правового регулирования и правового воздействия.
















    Список использованной литературы


    1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.

    2. Абрамов, А. И. Понятие реализации функций права /А. И. Абрамов. //Правоведение. -2006. - № 3. - С. 179 – 189.

    3. Алексеев С. С. Теория государства и права: учебное  пособие для вузов. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

    4. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 192.

    5. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия / С.С. Алексеев – М.: Юристъ, 2005.

    6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. – 4-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007.

    7. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.// Консультант Плюс.

    8. Каменко И.А. Метод правового регулирования и его место в системе понятий теории государства и права // История государства и права. 2008. № 1. С. 4-5.

    9. Керимов Д.А. Предмет общей теории государства и права // Право и образование. 2000. № 3. С. 22-33.

    10.   Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Контракт; Инфра-М, 2007.- 778 с.

    11.   Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ:  Учебник для вузов (под ред. О.И.Тиунова). - М. Норма, 2005.

    12.   Левакин И.В. Об основных подходах в теории государства и права как науке и учебной дисциплине // Государство и право. 2009. № 4. С. 80-85.

    13.   Мартышин О.В  Нравственные основы теории государства и права. // Государство и право. 2005. № 7. С. 5-12.

    14.   Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

    15.   Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. № 2.

    16.   Мачковский Л.Г. Охрана личных, политических и трудовых прав в уголовном за­конодательстве России и зарубежных государств. М., 2004.

    17.   Морозова Л.А. Основы государства и права: Учебник. М.: ИНФРА-М., 2004.

    18.   Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) – М., Норма, 2007.

    19.   Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2006.

    20.   Теория государства и права: Курс лекций / Отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. М., 2006.

    21.   Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2003. — 592 с.

    22.   Уголовное право. Общая часть: Учебник.Издание исправленное и дополненное / Под ред. доктора юридических наук, профессора Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева. М.: Юридическая фирма « Контракт»: ИНФРА-М, 2005.

    23.   Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.

    24.   Юридический словарь. М., Юристъ, 2007.

    25.   Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: ИНФРА-М., 2004.




    [1] Абрамов, А. И. Понятие реализации функций права /А. И. Абрамов. //Правоведение. -2006. - № 3. - С. 179 – 189.

    [2] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.:Юристъ, 2003. — 592 с.

    [3] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) – М., Норма, 2007.

    [4] Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ:  Учебник для вузов (под ред. О.И.Тиунова). - М. Норма, 2005.


    [5] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.:Юристъ, 2003. — 592 с.

    [6] Уголовное право. Общая часть: Учебник.Издание исправленное и дополненное / Под ред. доктора юридических наук, профессора Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева. М.: Юридическая фирма « Контракт»: ИНФРА-М, 2005.

    [7] Мачковский Л.Г. Охрана личных, политических и трудовых прав в уголовном за­конодательстве России и зарубежных государств. М., 2004.


    [8] Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 192.


    [9] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.:Юристъ, 2003. — 592 с.


    [10] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Контракт; Инфра-М, 2007.- 778 с.

    [11] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) – М., Норма, 2007.

    [12] Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. № 2.

    [13] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) – М., Норма, 2007.


    [14] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) – М., Норма, 2007.

    [15] Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.// Консультант Плюс.

    [16] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Контракт; Инфра-М, 2007.- 778 с.


    [17] Мачковский Л.Г. Охрана личных, политических и трудовых прав в уголовном за­конодательстве России и зарубежных государств. М., 2004.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Классификация функций права и формы их реализации ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.