Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Методика обучения технике классическим лыжным ходом школьников

  • Вид работы:
    Другое по теме: Методика обучения технике классическим лыжным ходом школьников
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:32:53
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение. 3 стр

    Глава 1. Подготовка школьников 5-7 классов к обучению технике классических лыжных ходов. 5

    1.1. Программа обучения технике классического лыжного хода в 5-7 классах. 5

    1.2. Общие вопросы организации урока по технике классического лыжного хода  7

    Глава 2. Особенности методики обучения технике классического лыжного хода школьников 5-7 классов. 15

    Заключение. 27

    Список использованной литературы.. 29


    Введение


    Одним из важнейших средств физического воспитания с целью гармоничного развития и оздоровления детей школьного возраста является лыжная подготовка.

    При передвижении на лыжах в работу вовлекаются все основные группы мышц рук, ног и туловища, что оказывает положительное влияние на организм. Ходьба и бег на лыжах благотворно воздействуют на сердечно сосудистую, дыхательную и нервную системы учащихся. Регулярные занятия способствуют развитию у школьников таких качеств, как выносливость, сила, ловкость, гибкость и др.

    В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1-го по 11-ый классы. На уроках лыжной подготовки решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

    Многие преподаватели физического воспитания сталкиваются с разными проблемами, связанными с организацией лыжной подготовки: обеспеченность спортивным инвентарем, с местом хранения лыж, где проводить уроки, на каких площадках, как организовать урок, чтобы он был интересен, нетрадиционен и эффективен и др. Именно поэтому исследование в области методики обучения технике классическим лыжным ходом является столь актуальным.

    Объектом нашего исследования является техника классического лыжного хода.

    Предмет исследования: методика обучения технике классического лыжного хода.

    Цель нашей курсовой работы – рассмотреть особенности методики обучения технике классического лыжного хода школьников 5-7 классов.

    Целью определены задачи исследования, а именно:

    1) определить программу обучения технике лыжного хода в 5-7 классах школы;

    2) рассмотреть общие вопросы организации урока по технике лыжного хода;

    3) рассмотреть особенности методики обучения технике лыжного хода школьников 5-7 классов на примере классических лыжных ходов.

    Теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды и публикации по технике лыжных ходов и организации уроков по лыжной подготовке в школе таких авторов, как Донской Д.Д., Гросс Х.Х., Аграновский М.А., Дронов В.Я., Раменская Т.И. и другие.

    Для написания курсовой работы нами использовались следующие методы исследования: изучение, обработка и систематизация теоретического и материала; эмпирические наблюдения, анализ сложившейся практики: формально-логические - индуктивные, дедуктивные, традуктивные умозаключения; содержательно-теоретические - анализ и синтез.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


    Глава 1. Подготовка школьников 5-7 классов к обучению технике классического лыжного хода


    1.1. Программа обучения технике классического лыжного хода в 5-7 классах


    В школьных программах в разделе «Лыжная подготовка» в 5-7 классе предусмотрен большой объем нового учебного материала.

    В 5-6 классах продолжается изучение и совершенствование техники попеременного двухшажного хода. Одновременные ходы изучаются и совершенствуются в 5-7 классах, также продолжается изучение способов подъемов, спусков и поворотов в движение, преодоление неровностей склонов и начинается изучение попеременного четырехшажного хода.

    Изучение одновременных ходов на уроках лыжной подготовки начинается в 5-ом классе с бесшажного хода. Одновременный бесшажный ход достаточно прост по координации движений, и особых трудностей при его изучении школьники не испытывают.

    В начале обучения в 6-ом классе главное овладеть схемой движения в этом ходе. Изучение хода проходит достаточно успешно, так как он относительно прост по координации. Добиваясь согласованности движения в одновременном двухшажном ходе в 6-ом классе, обычно обращают внимание учащихся на следующие ошибки: слабые толчки ногами, неодинаковые по длине скользящие шаги, маховая нога при выносе вперед слишком рано ставится на снег, нарушение согласованности в выносе палок вперед.

    В следующих классах при совершенствовании техники одновременного двухшажного хода продолжается исправление ошибок в цикле хода.

    В 7 классе параллельно с совершенствованием одновременного двухшажного хода изучается одновременный одношажный ход - основной и стартовый вариант.

    В 5-7 классах также продолжается совершенствование торможения «плугом» и упором в то же время продолжается изучение и совершенствование стоек спуска и поворотов в движение. Важным разделом в лыжной подготовке является изучение преодоления неровностей при спуске со склонов. Учащиеся, ранее хорошо изучившие торможение упором, обычно легче осваивают и поворот упором.

    В результате освоения учебной программы по лыжной подготовке в 5-7 классах учащиеся должны:

    -         овладеть умениями и навыками основных способов передвижения на лыжах;

    -         развить важнейшие физические качества (выносливость, силу, ловкость и др.);

    -         воспитать морально-волевые качества (смелость, настойчивость, дисциплинированность и др.);

    -         повысить общую работоспособность;

    -         оздоровление и закаливание учащихся;

    -         сформировать навыки и умения, необходимые для самостоятельных занятий[1].

    Успешное решение задач урока лыжной подготовки во многом зависит от следующих факторов:

    -         предварительной подготовки материальной базы;

    -         мест занятий;

    -         внедрения в практику городской школы инновационных и эффективных технологий, методов и форм организации на уроке;

    -         учебной документации и разъяснительной работы с учащимися и родителями.

    1.2. Общие вопросы организации урока по технике классического лыжного хода


    Эффективность учебной работы по лыжной подготовке в школе во многом зависит от правильного выбора и своевременной, тщательной подготовки мест занятий. Основное требование к местам проведения уроков лыжной подготовки — это близость их расположения к школе, что позволяет до минимума сократить время, затрачиваемое на переход от школы до учебных площадок. Особенно близость мест занятий имеет особое значение для проведения уроков в начальной школе. В сельских школах подбор мест занятий не представляет большого труда. Обычно лес, луга, склоны оврагов располагаются в непосредственной близости от школы, да еще к тому же в лесистой местности лучше защищенность  от ветра. А как быть  городским школам, которые расположены  внутри кварталов и где нет ни леса,  ни парков? Все преподаватели, как правило, находят  выход из такой ситуации - используют школьную спортивную площадку, но, к сожалению, одной площадки не хватает. В таком случае можно задействовать всю территорию школы, рядом расположенный бульвар, сквер, в случае наличия таковых. В зависимости от поставленных задач часть урока или учебно-тренировочного занятия или все занятия полностью проводятся на учебных площадках, учебных или тренировочных лыжнях (трассах). Учебные площадки — это места, где проводятся первоначальное обучение передвижению на лыжах, осуществляются контроль за техникой и ее оценка. Формы учебной площадки могут быть самые разнообразные в зависимости от местности — лучше в виде вытянутого четырехугольника с закругленными углами. Но можно и в виде эллипса или неправильного «круга». Причем площадки должны быть большие, т.к. меньшие площадки снижают эффективность обучения: частые повороты нарушают темп и ритм. При передвижении друг за другом расстояние между учащимися не должно быть меньше 8-10 м, отсюда в зависимости от общего количества учеников и рассчитываются размеры площадки. На площадке в зависимости от количества и подготовленности школьников прокладывается одна или несколько лыжней (внутри площадки - лыжня для учителя). Первоначальное обучение проводят на учебных площадках, закрытых от ветра. Желательно, чтобы одна сторона площадки имела небольшой наклон (2-3 градуса). Длина лыжни на учебной площадке зависит от наполненности группы, класса, из расчета не менее 10 метров между учащимися[2]. Для более успешного обучения лыжня прокладывается по кругу в три колеи, две лыжни для учащихся и внутренняя для учителя. Такая организация лыжни дает возможность учащимся различной подготовленности не мешать друг другу. Учитель может разделить учащихся на две группы, используя первую лыжню для менее подготовленных. Внутренняя лыжня удобна тем, что учитель может в случае надобности, не останавливая движение занимающихся, двигаясь параллельно им, дополнительно демонстрировать технику хода или отдельные его элементы, обращаясь индивидуально к любому ученику. Все три лыжни должны быть хорошо накатаны, а места для палок хорошо утрамбованы. На такой площадке, как правило, осуществляется первый этап обучения. Учебные лыжни представляют петлю или круг гораздо больших размеров, чем учебная площадка (300 м. - 1 км.). Желательно, чтобы лыжня на таком круге в нескольких местах близко сходилась, это дает возможность преподавателю чаще контролировать учащихся и делать необходимые замечания. На таких лыжнях, как правило, осуществляется второй этап обучения - закрепление элементов техники. Для третьего этапа обучения, совершенствование техники и доведение её до автоматизма, лучше всего подходят тренировочные лыжни от 500 метров до 3 километров. Они должны образовывать круг, включая спуски, подъемы, повороты, чтобы условия были максимально приближены к соревновательным. На этом этапе учащиеся пускаются на круг группами по 3-5 человек одинаковой подготовленности, расстояние между группами 30-50 метров[3]. Основной формой обучения в лыжном спорте является урок. Для полного и быстрого овладения техникой передвижения на лыжах занятия проводятся комплексно, в выше указанной последовательности. Программный материал распределяется так, чтобы обучающиеся имели время прочно освоить технику ходов, научиться применять их на пересеченной местности в соответствии с её особенностями. В школах, как правило, применяются традиционные способы организации выполнения упражнений при обучении и совершенствовании двигательных умений и навыков: фронтальные, поточные, индивидуальные, групповые.

    Обучение всем видам техники лыжного хода разделяется на три этапа.

    Первый этап:

    1.   Создать у занимающихся целостное представление о способе передвижения.

    2.   Освоить отдельные элементы необходимые для овладения способом в целом.

    3.   Научить выполнять способ передвижения с полной координацией.

    4.   Устранить излишние движения и ненужные мышечные напряжения.

    Второй этап:

    1.   Освоить к уточнить отдельные детали техники способа передвижения на лыжах.

    2.   Овладеть слитным свободным и точным выполнением способа передвижения в целом. Понять закономерность цикла данного способа (пространственных временных и динамических характеристик).

    Третий этап:

    1.   Освоение вариантов техники и их применение при различных внешних условиях.

    2.   Учет индивидуальных особенностей.

    3.   Использование техники на высших скоростях и напряжениях.

    4.   Совершенствование техники при повышении функционального состояния и физического развития.

    Основными методами обучения являются объяснение, показ и опробование. Объяснение (рассказ) о данном ходе (упражнении) должен быть кратким, ёмким и понятным.

    Подробное объяснение даёт лучшие результаты после показа, когда у учащихся создалось общее представление об изучаемом ходе (упражнении).

    Показ должен быть доступен для восприятия. Показывать упражнение надо первый paз в обычном темпе, затем в замедленном, под счет. Очень хорошие результаты дает показ в замедленном темпе с акцентированием на основные элементы упражнения посредством их выделения за счет увеличения амплитуды или более выразительного движения в сопровождении краткого объяснения. В заключении полезно определить нужный ритм для выполнения упражнений обучаемых с учетом их возможностей. Для этого также используют счёт, но с точным соблюдением соотношений интервалов между элементами.

    При обучении детей способам передвижения на лыжах показ имеет большее значение, чем объяснение, так как дети больше склонны к подражанию и меньше к теоретическому анализу.

    В практике обучения способам передвижения на лыжах могут быть использованы приёмы, облегчающие усвоение техники.

    Во-первых, можно относительно уменьшить силу действия внешних раздражителей на лыжника. Для этого следует облегчить учебный материал: снизить скорость передвижения, изменить условия, в которых происходит обучение (качество подготовки лыжни, профиль учебного круга и т.д.).

    Но нельзя забывать, что излишнее облегчение в дальнейшем затрудняет процесс обучения.

    Во-вторых, при изучении сложных движений, которые невозможно разделить, не нарушая структуры двигательного акта в целом, внимание обучаемых нужно направить на тот элемент движения, усвоение которого наиболее сложно для обучаемого.

    Одна из наиболее распространенных схем последовательности обучения такова:

    1.   Название упражнения.

    2.   Показ в обычном или в соревновательном теме.

    3.   Показ в замедленном темпе под счет.

    4.   Показ с выделением главных элементов в сопровождении короткого объяснения.

    5.   Опробование изучаемого упражнения учащимися.

    6.   Имитация упражнения в целом или главных его элементов под счет, с остановкой на каждый счет и уточнением положения отдельных частей тела на этот счет.

    7.   Имитация упражнения под счет без остановки.

    8.   Выполнение упражнения в целом или отдельных элементов на лыжне в максимально упрощенных условиях, в темпе, наиболее благоприятном для учащихся.

    9.   Выполнение упражнения в условиях постепенного усложнения. На первом этапе обучения проводится освоение упражнений и элементов из «школы лыжника».

    10. Учащемуся не умеющему стоять на лыжах, они мешают. Носки и пятки лыж перекрещиваются, задевают одна за другую и за снег, при потере бокового равновесия лыжи мешают быстро переставить ногу это приводит к частым падениям, которые тормозят обучение. Следовательно, с такими учащимися еще до обучения отдельным способам передвижения надо освоить общие основы владения лыжами. На первых занятиях ставятся задачи: овладеть лыжами как снарядом (чувство лыжи), развить чувство сцепления лыжи со снегом (чувство снега)[4].

    Эти задачи решаются упражнениями:

    1.   Поочередное поднимание ноги с лыжей и движение ею по воздуху вниз и вверх, вправо и влево.

    2.   Поочередное поднимание носков лыж и движение ими вправо, влево, вверх и вниз, не отрывая пяток лыж от снега; то же, не поднимая пятки лыж, не отрывая носков лыж от снега.

    3.   Повороты переступанием на месте вокруг пяток и вокруг носков лыж.

    4.   Боковые приставные шаги.

    5.   Повороты махом кругом.

    6.   Ходьба ступающим шагом по неглубокому снегу с изменением направления от 20 до 60 градусов по команде учителя.

    7.   Подъемы на пологих склонах прямо, наискось, ступающим шагом, лесенкой ёлочкой, полуёлочкой[5].

    Следует добиваться четкого их выполнения путем многократного их исполнения и постоянного контроля со стороны учителя. Только после этого переходят к обучению способам передвижения на лыжах. Учителю необходимо помнить, что существуют моменты (условия) которые могут отрицательно влиять на освоение техники. Их можно разделить на объективные и субъективные. Объективные: плохой инвентарь, одежда, обувь, учебная лыжня, плохая погода, плохо подобрана мазь. Субъективные: пассивное отношение занимающихся к данному упражнению, неуверенность, пониженное самочувствие занимающихся. Другая важная проблема- это формы работы на уроках по лыжной подготовке. Как сделать урок интересным, необычными и эффективным? На наш взгляд, очень интересная и эффективная групповая форма работы на уроке. Этот способ организации занятий для учащихся очень интересен, динамичен, что позволяет обеспечить оптимальную по объему и интенсивности нагрузку, также обеспечивает высокую моторную плотность, а высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует повышению его качества. Эту форму урока можно использовать следующим образом: учащиеся  делятся на небольшие группы 4-6 человек. К каждой группе прикрепляется консультант (обычно наиболее подготовленный ученик). В начале урока консультанты получают задания, с ними проводится инструктаж. Затем каждый консультант работает со своей группой по специальному заданию (например, 1 группа - классический ход, 2 группа - коньковый ход, 3группа отрабатывает малый спуск, 4группа отрабатывает подъем). Через определенное время группа переходит к другому консультанту и выполняет следующее задание. Причем  следует отметить, что группы могут быть разноуровневыми и одноуровневыми (например, сильные - сильные,  слабые-слабые; сильные-слабые). Например, в группу могут объединяться учащиеся с общей проблемой -  плохо получается коньковый ход и т.д. Важно отметить, что такой подход позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении, т.е. давать задание по силам, а это, в свою очередь, помогает учащемуся сделать  выбор своей образовательной траектории на основе осознания своих возможностей и выбора форм учебной деятельности. Какова же роль учителя в процессе обучения школьников лыжному ходу? Учитель выступает в роли инструктора, консультанта, наставника. При такой форме организации урока учитель может осуществлять и индивидуальный подход к  учащимся. В результате на уроке формируются различные умения, совершенствуются навыки, происходит смена деятельности, что не вызывает утомляемости и однообразия у ребят. А когда  в роли учителя выступает ученик - это тоже своеобразным образом  мотивирует и воспитывает ребят.

    В конце урока обычно между командами - группами проводятся соревнования, лыжные гонки, эстафеты, а также учащиеся (по желанию) демонстрируют лучшие свои умения и навыки.



    Глава 2. Особенности методики обучения технике классического лыжного хода школьников 5-7 классов

     

    Способ передвижения на лыжах представляет собой целостное единство отдельных элементов. Поэтому обучение всегда должно охватывать сложные действия в их целостном единстве. Часто возникает необходимость разделить ход (упражнение) на ряд более мелких элементов, чтобы облегчить дальнейшее усвоение движения в целом. При этом отдельные элементы не следует доводить до автоматизма. Разделяя упражнение на составные части, надо выделить наиболее существенные элементы движения, типичные для данного упражнения. При этом надо следить за тем, чтобы не было коренного изменении самой структуры этого кода.

    На втором этапе обучения происходит закрепление ранее изученных элементов техники передвижения. Закреплению подлежат не все движения, а только те которые действительно необходимы для точного выполнения упражнения. Ненужные связи пропадают в процессе упражнения. С самого начала надо добиваться того, чтобы учащийся сам мог контролировать свои действия, сосредотачивал внимание на главных элементах, постепенно переходить к охвату всех элементов. Учитель должен следить направлять его действия, в первую очередь, основанных на самоконтроле. Это будет способствовать сознательному усвоению упражнения. Чем точнее будет основан каждый элемент, тем более совершенным станет движение. Дальнейшее совершенствование, доведенное до автоматизма, ни сколько не снижает роли сознания управлении движением. В нужный момент спортсмен всегда, может сосредоточить внимание на каком-либо элементе техники и выделить его из общего числа элементов[6].

    При совершенствовании движений необходимо предупреждать возникновение ошибок. В случае проявления ошибок следует немедленно прекратить совершенствование техники до тех пор, пока не будет исправлена ошибка. Не следует начинать изучение следующего упражнения до тех пор, пока учащиеся не освоят предыдущее в достаточной степени.

    Это особенно важно, когда изучаемое упражнение сходно с предыдущим. Для более прочного закрепления учебного материала необходимо выполнять упражнение при наличии любых возможных раздражителей (зрители, шум, флаги и т.д.).

    На третьем этапе обучения устраняются все даже очень мелкие ненужные движения и доводятся до автоматизма. Становиться очень тонким «чувство лыж», «чувство снега», «чувство динамического равновесия». Совершенствуется чувство скорости, темпа и ритма, развивается умение передвигаться экономично в любых изменяющихся условиях. В течение всех трех этапов обучения часто возникают ошибки. Своевременное обнаружение ошибок с их исправлением намного ускоряют самообучение.

    Ошибки по их значению можно разделить на основные и частные[7]. Основные ошибки нарушают основу движения, частные ошибки являются индитвидуальным отклонением от правильной техники, снижают эффективность движений, но не искажают основы движения. Частых ошибок бывает больше, чем основных, и они очень разнообразны.

    Ошибки также делятся на случайные и привычные. Случайные ошибки появляются у лыжников, когда владение техникой у них ещё не автоматизировалось. Эти ошибки легче ликвидировать, они не прочны и быстро исчезают.

    Привычные ошибки - это те, которые своевременно не были исправлены и автоматизировались, закрепились, стали устойчивыми.

    Предупреждение ошибок во многом зависит от того, на сколько правильно учащиеся поняли сущность упражнения с самого начала. В начале обучения особенно тщательно надо следить, чтобы быстрота движений не нарушала правильность упражнения.

    Наблюдать сложное упражнение довольно трудно. Учителю, чтобы заметить какую-либо ошибку, надо вначале следить за передвижением в целом, а затем поочередно наблюдать только зa элементами движения например, за подседанием, или своевременной загрузкой лыжи и т.д. Наблюдать за выполнением хода лучше с расстояния 15 - 20 метров, причем надо смотреть 3 - 4 цикла движения. Очень важно определить, какая ошибка на данном этапе является главной, определить причины её устранения. Например, ранняя загрузка маховой ноги может быть в следствие неверного заученного показа или в следствие плохо развитого paвновесия, или сдвинутой назад посадки. В зависимости от причины возникновения ошибки должны быть подобраны средства ее устранения. Для устранения ошибки упражнение еще раз разъясняется, показывается. Выделяется тот элемент техники, который выполняется неправильно. Затем учащемуся предлагается выполнить этот элемент с учетом уточнений, следя за точным выполнением исправляемого элемента. Если есть необходимость, выполняются специальные упражнения, направленные на устранение ошибки.

    Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению техники классического лыжного хода.

    В классификации техники передвижения лыжника насчитывается более 50 способов, среди которых доминирующее положение, как по количеству, так и по значимости занимают лыжные ходы, которые подразделяются на две подгруппы: классические и коньковый[8].

    Лыжные ходы получили свое название от различных сочетаний движений рук и ног. Они подразделяются на две группы: попеременные ходы (руки работают попеременно) и одновременные ходы (руки работают одновременно). По количеству скользящих шагов в цикле движения лыжные ходы подразделяются на бесшажные, одношажные, двухшажные, четырехшажные.

    К классическим лыжным ходам относятся:

    1) попеременные ходы - двухшажный и четырехшажный;

    2) одновременные ходы - бесшажный, одношажный, двухшажный.

    В классических ходах отталкивание осуществляется в момент кратковременной остановки лыжи, т.е. от неподвижной опоры, в коньковых ходах отталкивание выполняется от подвижной опоры (лыжи), т.е. скользящим упором.

    Рассмотрим некоторые классические ходы подробнее[9].

    Двухшажный попеременный ход

    Сначала, воткнув палки, походите: медленно, ступающим шагом, без проскальзывания. Даже эта ходьба развивает равновесие и координацию движений. Потом походите быстрее. Когда почувствуете, что равновесие сохраняете легко, вас не шатает, начинайте потихонечку отталкиваться: толкнулись правой ногой и катитесь на левой лыже, толкнулись левой — катитесь на правой.

    Чем дольше катитесь, тем лучше. Вы учитесь отталкиваться, вы тренируете одноопорное стояние, координацию движений, равновесие.

    В дальнейшем передвижение без палок повторяйте в начале каждой тренировки — неделю, две, четыре. Перейдя с круга на длинную лыжню, периодически берите палки в руки или за спину.

    Обратите внимание на руки в этом упражнении; они расслаблены, идут вперед-назад и своими махами (даже без палок) помогают отталкиванию ногами, скольжению по лыжне.

    Только теперь палки вам нужны уже не для страховки от поперечной потери равновесия, а исключительно для более быстрого передвижения вперед: толкнулись правой ногой и помогли ей левой палкой, толкнулись левой — и помогли правой.

    Это и есть ваш первый спортивный ход — двухшажный попеременный, как его официально называют. И видите, как все в нем просто: движения естественные, словно при ходьбе обыкновенной — правая нога, левая рука. Чем сильней толчок ногой и палкой, тем дольше и быстрей вы катитесь на лыже, тем энергичнее темп передвижения.

    Если скольжение отличное, если лыжня на озере или во дворе хорошо укатана, можете разучивать этот ваш спортивный ход на том же лыжном круге, где начинали. Но все же для ощущения всей прелести этого хода и более успешного разучивания лучше проложить другую лыжню: в одну сторону с едва заметным подъемом, в другую — с едва заметным уклоном.

    Вверх вы забираетесь тихонько, шагом, притопывая лыжами, чтобы они не проскальзывали назад, а вниз разучиваете попеременный лыжный ход.

    Вниз легче, вниз приятнее, вниз меньше физическое напряжение.

    Есть и еще одна деталь при подготовке лыжни для разучивания ходов с палками в руках: чтобы палки не вязли, про­ложив главную лыжню, пройдите на лыжах слева и справа от нее. Причем пройдите накануне. Тогда и эти лыжни мороз схватит ночью, палки не будут проваливаться в снег.

    Основные ошибки при разучивании этого хода:

    1) в толчке ноги не распрямляются;

    2) после толчка туловище не наклоняется в сторону выдвинутой вперед ноги;

    3) после толчка лыжа не отрывается от снега, нога не расслабляется;

    4) когда выдвинута вперед нога, колено находится не впереди голеностопного сустава;

    5) палка ставится под тупым углом к переднему концу лыж;

    6) рука не полностью проносится назад — толчок заканчивается у бедра;

    7) палка выносится напряженной рукой;

    8) ноги мало согнуты;

    9) туловище сильно раскачивается, а плечи закручиваются.

    Основные ошибки в отталкивании ногой:

    1.   слишком глубокое или, наоборот, недостаточное подседание, когда лыжник идет или на полусогнутых, или другая крайность - на прямых ногах;

    2.   медленное подседание на толчковой ноге без использования массы тела и его силы инерции;

    3.   преждевременное незавершенное отталкивание ногой с выпрямлением её в воздухе;

    4.   отталкивание с давлением на лыжу назад, а не вниз («толчок в воздух»);

    5.   незавершенное отталкивание ногой, согнутой в коленном и голеностопном суставах;

    6.   отсутствие движения «на взлет»;

    7.   ранний отрыв пятки толчковой ноги от опоры, незавершенное движение стопы.

    В отталкивании рукой наиболее часто встречаются следующие ошибки:

    1.   вялая постановка палки на опору;

    2.   постановка палки слишком согнутой в локтевом суставе рукой;

    3.   постановка палки далеко от лыжни (широкая постановка);

    4.   постановка палки к пятке ботинка и (ещё хуже) за пятку;

    5.   незавершенное отталкивание с окончанием толчка у бедра;

    6.   незавершенное отталкивание рукой, согнутой в локтевом и лучезапястном суставах.

    Ошибки в маховых движениях ногой:

    1.   чрезмерное поднимание ноги вверх после окончания толчка;

    2.   вялый мах ногой и короткий выпад без разворота таза, когда таз не участвует в махе и выпаде;

    3.   мах согнутой ногой с выносом вперед в начале маха колена, а не голени и стопы;

    4.   ранняя постановка маховой ноги на опору и переход на двухопорное скольжение;

    5.   преждевременная передача опоры на маховую ногу;

    6.   жесткая постановка маховой ноги на опору и резкий перенос на неё массы тела.

    Ошибки в махе рукой:

    1.   излишнее поднимание руки вверх сзади, после окончания отталкивания;

    2.   вынос слишком согнутой в локтевом суставе руки;

    3.   вынос руки, далеко отставленной в сторону от лыжни;

    4.   поднимание руки впереди выше головы.

    Основные ошибки в движении туловища:

    1.   туловище не участвует в усилении отталкивания рукой нажимом на палку за счет небольшого наклона;

    2.   наклон туловища в сторону при отталкивании рукой;

    3.   недостаточное перемещение туловища при выполнении переката;

    4.   резкое выпрямление туловища вверх-назад при окончании отталкивания.

    Перечисленные ошибки необходимо тщательно устранять, не допуская их автоматизации. Классификация ошибок по двигательным действиям позволяет лучше и быстрее выявлять и устранять неправильные движения. На практике чаще придерживаются такой последовательности работы над ошибками: сначала обращают внимание на толчок ногой, затем на мах ногой; зафиксировав ошибки в работе ног, переключают внимание на махи и отталкивания руками; с учетом эффективности маховых и толчковых движений руками и ногами исправляют ошибки в работе туловища.

    Выявление причин возникновения ошибок, подбор упражнений для их устранения осложняются тем, что одна и та же ошибка у разных лыжников может иметь различные причины. Поэтому дать вполне конкретные указания для исправления той или иной ошибки как в попеременном двухшажном ходе, так и в других способах передвижения на лыжах зачастую не представляется возможным. Более того, в отдельных случаях индивидуальная техника может иметь такие устойчивые, доведенные до автоматизма отклонения от эталона рациональной биомеханики движений, что возникает необходимость перестройки уже сформировавшегося навыка. И здесь специалисты-практики считают такую задачу не всегда выполнимой.

    Для устранения причин возникновения ошибок в технике попеременного двухшажного хода используют упражнения, которые позволяют:

    1) исключить очень высокую или слишком низкую посадку;

    2) добиться сохранения устойчивого равновесия при скольжении на одной лыже;

    3) выполнять энергичный мах ногой с выносом её к носку скользящей лыжи и с небольшим, но активным разворотом таза;

    4) овладеть мягкой постановкой лыжи на опору и плавной загрузкой её массой тела;

    5) использовать преимущественно опережающий выпад;

    6) эффективно выполнять перекат и выход в положение "броска";

    7) задержать отрыв каблука ботинка от лыжи в начале отталкивания ногой;

    8) активно (как бы ударом) ставить лыжную палку немного впереди ботинка;

    9) овладеть небольшим навалом туловища на палку для усиления толчка рукой;

    10) достичь свободы, легкости, экономичности, межмышечной координации движений рук, ног и туловища;

    11) добиться возможно большего скольжения и быстрого продвижения вперед в каждом цикле попеременного двухшажного хода.

    Предлагаемая методика обучения попеременному двухшажному ходу и другим изложенным ниже способам передвижения на лыжах не предусматривает обязательного выполнения всех перечисленных упражнений. К тому же практика, научно-методический поиск постоянно выдвигают новые упражнения, многие из которых, наверняка, будут достойны широкого внедрения в подготовку квалифицированных лыжников-гонщиков. Окончательный выбор и определение практической эффективности того или иного упражнения для конкретного лыжника остаются за учителем и учеником[10].

    Попеременный четырехшажный ход

    Он известен также под названием хода «в перекладку». Этот ход употребляется при движении по рыхлому снегу, когда отталкивание палками затруднено. Удобен он и в лыжном походе, когда приходится нести рюкзак. Для этого хода характерен малый наклон туловища вперед.

    В начале хода выполняются два последовательных скользящих шага, поочередно на одной и другой ноге. При выполнении третьего шага подтягивается одноименная рука, и сразу после шага следует толчок этой рукой. Четвертый шаг также завершается толчком соответствующей руки. Первые два шага являются своеобразным разбегом к двум длинным заключительным шагам, усиленным отталкиванием палками.

    К обычным ошибкам попеременного двухшажного хода здесь, как правило, добавляются ошибки, связанные с излишним закручиванием туловища, разбрасыванием палок в стороны, отсутствием ритма движений.

    Одновременный ход

    В попеременном двухшажном вы будто шли-скользили, отталкиваясь то одной палкой и лыжей (правая рука — левая нога), то другой. Во всех же одновременных ходах лыжник отталкивается сразу двумя палками. Отсюда и название — «одновременные».

    Различают три одновременных хода: бесшажный, одношажный и двухшажный.

    В бесшажном вы «стоите» на двух лыжах и передвигаетесь вперед за счет отталкивания палками, сильно сгибаясь в пояснице.

    В одношажном — на один толчок ногой (правой или левой) вы отталкиваетесь двумя палками.

    В двухшажном — после двух шагов на лыжах (вроде бы с разбега) — толчок палками.

    По затрате физических усилий в единицу времени (то есть по нагрузке) одновременные ходы труднее, а по передвижению — быстрее, чем попеременный. И поэтому, чтобы не перенапрячься и чтобы ходы эти получались легко, красиво, разучивать их целесообразнее опять же под небольшой уклон по хорошо накатанной лыжне: вверх поднимаетесь ступающим шагом, отдыхая, набираясь сил, вниз — то бесшажным, то одношажным, то двухшажным одновременными ходами.

    Бесшажный ход — самый быстрый. Его обычно применяют на пологих спусках по ледянистым накатанным лыжням.

    Одношажный - при уклонах чуть поменьше.

    Двухшажным можно передвигаться по равнине, если лыжи очень хорошо скользят по ледянистой накатанной лыжне. Впрочем, с появлением пластиковых лыж, у которых трение меньше, мастера почти перестали применять двухшажный ход. Он с лыжной «сцены» постепенно сходит, уступая место одношажному.


    Примерная программа обучения технике классического лыжного хода для школьников 5 класса


    Как мы уже знаем, в 5 классе школьники повторяют и совершенствуют технику попеременного двухшажного и четырехшажного хода, а также приступают к изучению техники одновременных ходов – с бесшажного хода. Именно эти техники и были включены в данную программу, цель которой – повторить и закрепить технику передвижения попеременным двухшажным ходом, изучить, усовершенствовать и закрепить технику передвижения попеременным четырехшажным и одновременным бесшажным ходами. Кроме того, в ходе уроков по этой программе школьники должны развить свои скоростные способности, выносливость, ловкость, координацию, внимание.

    Условные обозначения:

    П2ШХ – попеременный двухшажный ход;

    П4ШХ – попеременный четырехшажный ход;

    ОБШХ – одновременный бесшажный ход.


    Номер урока

    Основная направленность

    Название упражнений

    1

    Повторение техники передвижения П2ШХ на месте

    По местам

    Совершенствование техники передвижения П2ШХ в движении

    Кто быстрее

    Обучение основам техники передвижения П4ШХ на месте

    Накат

    2

    Совершенствование техники передвижения П2ШХ в движении

    Быстрая команда

    Обучение основам техники передвижения П4ШХ в движении

    Быстро в шеренгу

    Совершенствование техники передвижения П2ШХ, П4ШХ в движении

    Круговая эстафета: 1 круг - П2ШХ; 2 круг - П4ШХ

    3

    Совершенствование техники передвижения П4ШХ в движении

    Быстрая команда

    Совершенствование техники передвижения П4ШХ в движении

    Соревнование по подвижным играм на снегу

    4

    Закрепление техники передвижения П2ШХ в движении

    За мной

    Совершенствование техники передвижения П4ШХ в движении

    Кто дальше проскользит

    Закрепление техники передвижения П4ШХ в движении

    Шире шаг

    5

    Совершенствование техники передвижения П2ШХ в движении

    Спуск по снежному склону

    Совершенствование техники передвижения П4ШХ в движении

    Спуск вдвоём

    Совершенствование техники передвижения П4ШХ в движении

    Соревнование по подвижным играм на лыжах «Встречные старты»

    6

    Обучение основам техники передвижения ОБШХ на месте

    Правильно применяй ход

    Повторение техники передвижения П2ШХ в движении

    Старты с преследованиями

    7

    Обучение основам техники передвижения ОБШХ в движении

    Командная гонка

    Повторение техники передвижения П4ШХ в движении

    Соревнование по лыжным гонкам

    8

    Совершенствование техники передвижения ОБШХ в движении

    Подними предмет

    Совершенствование техники передвижения ОБШХ в движении

    Догонялки

    Развитие физических качеств(ловкости, смелости)

    Спуск по снежному склону

    9

    Повторение техники передвижения П4ШХ в движении

    Догонялки

    Совершенствование техники передвижения ОБШХ в движении

    Пятнашки на лыжах

    Совершенствование техники передвижения ОБШХ в движении)

    Спуск вдвоём

    10

    Повторение техники передвижения ОБШХ в движении)

    Все – за ведущим

    Закрепление техники передвижения П2ШХ, П4ШХ, ОБШХ в движении

    Соревнование по лыжным гонкам «Командная гонка»

    11

    Итоговое занятие: оценка технической подготовки школьников к передвижению на месте и в движении П2ШХ, П4ШХ, ОБШХ

    Зачетные задания на проверку техники передвижения П2ШХ, П4ШХ, ОБШХ

    Заключение


    Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом образовании, являясь важной стороной физического воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и навыки.

    Обучение – это организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека.

    Результатом обучения является физическое образование. Обучение действию опирается на знания. Знания – это определённая система фактов, понятий и закономерностей, лежащих в основе правильно организованного физического воспитания.

    В 5-7 классах школьники, как правило, изучают и соверешнствуют свои навыки владения техников классического лыжного хода. Основными классическими лыжными ходами являются: попеременными (двухшажный и четырехшажный), одновременными (бесшажный, одношажный, двухшажный).

    Необходимо отметить, решение поставленных задач во многом определяется предварительной подготовкой, различного рода организационными мероприятиями и личной готовностью учителя к каждому конкретному уроку. При подготовке к уроку, в процессе его проведения учитель должен быть организатором и руководителем школьников, всегда проявлять высокую требовательность и направлять деятельность учеников, активизируя их на решение поставленных задач. Для решения конкретных задач урока учитель должен подобрать средства (подводящие и специальные упражнения), методы и методические приемы, которые способствовали бы более быстрому и прочному овладению техникой способов передвижения на лыжах. При этом необходимо всегда учитывать соответствие трудности изучаемого материала- уровню подготовленности школьников (как двигательной, так и физической). Помимо этого, необходимо тщательно спланировать объем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие физических качеств средствами лыжной подготовки, с учетом тех конкретных условий, в которых будут проводиться уроки. Методика проведения и содержание урока должны всегда стимулировать активную деятельность учащихся на уроке, побуждать к сознательному освоению нового материала. При планировании учебной работы необходимо предусмотреть применение методов и методических приемов, активизирующих сознательное отношение школьников к изучению нового материала и проявление самостоятельности. Для повышения эмоциональности урока следует широко включать элементы соревнования, игры и игровые задания. При закреплении навыков в технике способов передвижения целесообразно проводить состязание на достижение более высоких количественных показателей (пройти отрезок за наименьшее количество скользящих шагов, при спуске подобрать больше расставленных флажков и др.). Однако недопустимо превращение урока в чисто развлекательное мероприятие, в этом случае будет страдать решение образовательных, а порой и воспитательных задач. Правильное соотношение применяемых подводящих упражнений с основными в передвижении на лыжах и с игровыми упражнениями и заданиями будет способствовать повышению качества учебной работы на уроках лыжной подготовки.

    В результате эффективного обучения у школьников повышается мотивация и активность учащихся на уроках; происходит оздоровление и закаливание школьников; воспитываются морально-волевые и физические качества личности; прививается интерес к самостоятельным занятиям; успешно решаются учебные задачи.


    Список использованной литературы


    1.   Аграновский, М.А. Лыжный спорт : Учебник для институтов физической культуры / М. А. Агроновский. – М. : Физкультура и спорт, 1980. – 315 с.

    2.   Антонова, О.А. Лыжная подготовка методика преподавания : Учебное  пособие / О. А. Антонов. – М.: Академия,1999. – 208 с.

    3.   Баталов, А.Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт» : Учебное пособие / А.Г. Баталов, Т.Н. Раменская, П.В. Головкин и др. - М. : Наука, 2004. – 320 с.

    4.   Донской, Д. Д., Гросс, Х. Х. Техника лыжника гонщика : Учебное пособие / Д. Д. Донской, Х. Х. Гросс. - М. : Физкультура и спорт, 1999. – 130 с.

    5.   Дронов, В.Я. Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста : Метод. пособие / В. Я. Дронов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 88 с.

    6.   Евстратов, В.Д., Чукардин, Г.В., Сергеев, Б.И. Лыжный спорт : Учебник для институтов и техникумов физической культуры / В. Д. Евстратов, Г.В. Чукардин, Б. И. Сергеев. – М. : Физкультура и спорт, 1989. – 319 с.

    7.   Ермаков, Е. Е. Техника лыжных ходов : Учебное пособие / Е. Е. Ермаков. – Смоленск : СГИФК, 1995. – 77 с.

    8.   Лукьянов, П. И. Зимние спортивные походы : Учебное пособие / П. И. Лукьянов. - М. : Физкультура и спорт, 1979. – 150 с.

    9.   Макаров, А.А. Методика начального обучения техники лыжных ходов : Учебное пособие / А. А. Макаров. – М. : РГАФК, 1993. – 63 с.

    10. Манжосов, В.М. Марков, В.П. Техника передвижения на лыжах : Учебное пособие / В.М. Манжосев, В. П. Марков. – М. : ГЦОЛИФК, 1990. – 83 с.

    11. Марков, Д. Первые шаги на лыжах : Учебное пособие / Д. Марков. – Свердловск : Свердлгиз,1942. – 14 с.

    12. Маслеников, И.Б., Капланский, В.Е. Лыжный спорт : Учебное пособие / И. Б. Маслеников, В. Е. Капланский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. – 111 с.

    13. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : Учебник для институтов Физ. Культ / Л П Матвеев. – СПб. : Лань, 2004. – 543 с.

    14. Миненков, Б.В. Первая лыжня : Учебное пособие / Б.В. Миненков. – М. : Физкультура и спорт,1964. – 88 с.

    15. Преображенский, В.С. Учись ходить на лыжах : Учебное пособие / В. С. Преображенский. – М. : Советский спорт,1989. – 40 с.

    16. Раменская, Т.И. Специальная подготовка лыжника : Учебное пособие / Т. И. Раменская. – М. : СпортАкадемПресс, 2001. – 204 с.

    17. Раменская, Т.И. Техническая подготовка лыжника : Учебное пособие / Т. И. Раменская. – М. : Физкультура и спорт, 2000. – 264 с.

    18. Рыженков, В.Н. Занятия на лыжах с лицами различного возраста и физической подготовленности : Учебное пособие / В.Н. Рыженков. – Смоленск : СГИФК, 1996. - 52 с.

    19. Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.А. Ашмарина, М.Я. Вилевскиого, К.Х. Грантыниного. – М. : ЮНИТИ, 2004. – 288 с.

    20. Физическое воспитание / под ред. А.Д. Потапова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 266 с.

    21. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. – М. : Физкультура и спорт, 2003. – 300 с.



    [1] Баталов А.Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт»: учебное пособие. М., 2001.

    [2] Дронов В.Я. Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста: метод. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

    [3] Дронов В.Я. Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста: метод. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

    [4] Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника. – М., 2000.

    [5] Макаров А.А. Методика начального обучения техники лыжных ходов. – М., 1993.

    [6] Аграновский М.А. Лыжный спорт. Учебник для институтов физической культуры. – М., 1980.

    [7] Манжосев В.М. Марков В.П. Техника передвижения на лыжах. – М., 1990.

    [8] Донской Д.Д., Гросс Х.Х. Техника лыжника гонщика. – М., 1999.

    [9] Дронов В.Я. Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста: метод. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

    [10] Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. Учебная книга. М: СпортАкадемПресс, 2001. С. 54-56

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Методика обучения технике классическим лыжным ходом школьников ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.