Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Основные теории происхождения государства

  • Вид работы:
    Другое по теме: Основные теории происхождения государства
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:32:58
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:

    Введение. 3

    1.    Основные теории происхождения государства. 6

    2.    Особенности происхождения права. 15

    Заключение. 18

    Список использованной литературы: 20


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     






    Введение.

    Происхождение государства — длительный процесс, ко­торый у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства». Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические от­ношения и структуры родового строя — земельная об­щина, коллективная собственность. Управление общест­венной собственностью становилось важнейшей функ­цией родоплеменной знати, которая постепенно превра­щалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интере­сов остальных членов общества.

    Следовательно, восточный (азиатский) вариант воз­никновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (го­сударственно-чиновничий аппарат), а общественная (кол­лективная) собственность тоже постепенно превраща­лась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

    На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общест­венных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирри­гационных систем и др.), предопределивших возникно­вение самостоятельной и сильной публичной власти.

    Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолют­ными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их со­ставляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуа­тировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.

    По другому историческому пути шел процесс возник­новения государства на территории Европы, где глав­ным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным фор­мированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала дли­тельная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В ре­зультате побед последних в нем утвердились демокра­тические порядки: равноправие всех свободных граж­дан, возможность каждого быть одновременно земле­владельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоре­чия, повлекшие создание мощной государственной ма­шины.

    По вопросу возникновения государства на террито­рии Западной и Восточной Европы в литературе выска­заны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (ска­занное относится, прежде всего, к Германии и России). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феода­лизму длительный период, в ходе которого знать выде­ляется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государ­ство — профеодальным.

    Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархаль­ной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общест­ва, обостряются его противоречия, вследствие чего ро­довая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.

    1. Основные теории происхождения государства

    И в прошлом, и в настоящем различные авторы – ученые и политики – пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Рассмотрим самые известные из них.

    Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная теория. Суть этой теории достаточна проста. Она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение.

    Принято считать, что наиболее авторитетным представителем религиозной теории является средневековый мыслитель Фома Аквинский, бывший в свое время как бы «официальным идеологом» Ватикана, т.е. католической церкви. По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Прежде чем приступить к руководству миром, Бог решил привнести в него стройность и организованность. Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть «от Бога». Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.

    Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми"»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать хрис­тианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, — говорится в послании апостола Павла к римлянам,— ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

    Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая науч­ности данной, основанной на агностицизме посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необхо­димости создания и функционирования земного госу­дарства, обеспечения надлежащего правопорядка. При­давая государству и государственной власти божествен­ный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

    В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стра­не и укрепления российской государственности.

    Теологическая теория весьма уязвима в научном отношении. Исторические факты доказывают, что государство создается не Богом, а людьми. Даже пророк Муххамед, действовавший, как он утверждал, по воле Аллаха, сам организовал войско и захватил Мекку. Но в то же время особенность теологической теории происхождения государства именно в том и состоит, что ее сторонники аппелируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, и поэтому они должны просто верить, что все на Земле создано Богом – в том числе и государство.

    Патриархальная теория была широко распростране­на в Древней Греции и рабовладельческом Риме, полу­чила второе дыхание в период средневекового абсолю­тизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.

    У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что  государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение чело­века с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к обра­зованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

    В средние века, обосновывая существование в Анг­лии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человечес­кого рода, но и его властелином.

    Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публи­цист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Вид­ный историк М. Н. Покровский также считал, что древ­нейший тип государственной власти развился непосред­ственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожида­ние чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, от­ветственность за судьбу своей страны.

    Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев», готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые негативные их действия и решения. Наиболее уродли­во эта тенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправ­дывала, но и всячески восхваляла концентрацию не­ограниченной власти в руках Сталина, сразу же пре­вращая каждый его шаг в «исторический», «судьбо­носный», «решающий». Вся страна оказалась вовле­ченной в это грандиозное восхваление, почти эпичес­кую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеве­дения, всесилия и всезнания одного человека. Но под аккомпанемент оглушающей культовой идеологии шел небывалый разгул беззакония и произвола. Человечес­кая личность ни социально, ни юридически не была защищена.

    Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподоб­ляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасите­лем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологи­ческие «оруженосцы».

    Патриархальную теорию критиковали многие и в раз­ное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «дет­ские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.

    Органическая теорияее возникновение связывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.

    Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Спенсер, Вормс, Прейс и другие.[1]

    В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

    Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

    Договорная теория также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результа­те договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается пред­ставление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...»[2]. Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII—XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Рос­сия), Т. Гоббса, Дж. Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Фран­ция) и др. она получила полное свое развитие.

    Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, кото­рое они характеризовали по-разному. Для Руссо, напри­мер, люди в естественном состоянии, обладают прирож­денными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благопо­лучия заключается общественный договор между каж­дым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав госу­дарственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, без­опасность. Соглашение людей, по мысли Руссо,— основа законной власти. В результате каждый договариваю­щийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

    В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли свое отражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 года) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых».[3]

    Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и другие). Это нашло свое отражение и в Декларации независимости США.

    Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказа­тельств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государ­ство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельнос­ти людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и ока­зывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к из­меняющимся условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о на­родном суверенитете, о подконтрольности, подотчетнос­ти перед народом всех государственно-властных струк­тур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.

    Теория насилия (завоевания) возникла и получила рас­пространение в конце XIX — начале XX вв. Ее основопо­ложники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникно­вение германских и венгерских государств). Мать государ­ства, утверждают сторонники теории насилия,— война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда явля­лось насилием одного племени над другим, оно выража­лось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения»[4]. Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явле­ния. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

    К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появля­ются вместе как продукты войны и завоевания. «Госу­дарство и классы,— писал он,— начинают свое существо­вание одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства - образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания»[5].

    Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо крити­ковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические фак­торы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить со­ответствующее военное оружие. Если подобных эконо­мических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.

    Психологическая теорияпредставителями данной теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

    Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение и деятельность. Поэтому свойства человеческой психики, оказывающие определенное влияние, не является решающим, а с другой - сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь.

    Классовая  теория  наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Проис­хождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обу­словивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью ис­ходных положений, логической стройностью и, несо­мненно, представляет собой большое достижение теоре­тической мысли.

    Для данной теории характерен последователь­ный материалистический подход. Она связывает воз­никновение государства с частной собственностью, рас­колом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классо­вых противоречий».

    Отрицать влияние классов на возникновение госу­дарства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появ­ления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения клас­сов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

    Все перечисленные выше теории происхождения государства имеют один общий недостаток – ограниченность. Каждая из рассмотренных концепций представляет собой субъективный взгляд ее представителей на объективный процесс развития социума, выделяя в качестве причины возникновения государства какой-то один фактор. Современные же подходы основываются на познании плюрализма факторов: весьма трудно, если вообще возможно, выделить ведущий фактор, детерминирующий весь процесс возникновения государства.

    В современной науке существует определенное согласие в характеристике предпосылок образования государства, среди которых выделяют экономические, экологические, демографические, психологические и внешние факторы. Экономические факторы связаны с неолитической революцией, переходом к производящему хозяйству; экологические – с определенными видами хозяйственной деятельности; психологические – с образом жизни различных наций; внешние – с угрозами обществу, исходящими извне, а также с опытом развития других стран.






    2. Особенности происхождения права

    Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства), так и права - без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

    Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для экономического и политического управления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право - единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.

    Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

    Возникновение права - длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

    Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.

    Например, по древневавилонским Законам Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), за любую кражу имущества вор возмещал собственнику убытки в десятикратном размере, а если похищенное имущество было "божьим или дворцовым", т.е. принадлежало служителям религии или высшим государственным органам, то предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере. Более того, в особой статье прямо указывалось: "Если человек украдет достояние Бога или Дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить".

    При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. Например, во многих племенах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, т.е. не подлежала материальному возмещению.

    Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий и социальных групп (О.Э. Лейст).

    Если обычаи сохранялись в сознании и проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права - его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

    Право - более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права - следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

    Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

    1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

    2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

    3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).

    На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).




    Заключение.

    Н

    а основании вышеизложенного можно сделать заключение, что государство возникло не сразу, а как результат эволюции человека и его мышления, на основе влияния не только объективных, но и субъективных причин.

    Появление государства было объективной закономерностью, следствием всего предшествующего развития первобытнообщинного строя: отделения человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и т.д.

    Однако все эти факторы не имели бы сейчас такого значения, если бы за всей этой чередой исторических событий не последовал раскол общества на антагонистические классы. Последние же были не просто большими группами людей, занимающими самостоятельное место в системе общественного производства. Главное заключалось в том, что, имея непримиримые в тех условиях интересы, ведя между собой яростную борьбу, они тем самым поставили под вопрос само существование цивилизации.

    Поэтому появление государства  как эффективного средства урегулирования классовых столкновений было своеобразным спасением человечества. Ведь любые внутренние или внешние опасности наносят ущерб обществу, ставят под угрозу  человеческую жизнь, подрывают первооснову государства - его целостность, т.е. определенное политическое, экономическое, идеологическое, духовное, социальное географическое суверенное состояние.

    Право объективно возникает на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников. Становление права идет путем образования специальных правил, регламентирующих организацию и процесс сельскохозяйственного труда и распределения его результатов. Эти правила получают специфическое закрепление в форме агрокалендарей, и одновременно развивается самостоятельная система, информирующая об этих нормах, контролирующая их исполнение.

    Право – это необходимый элемент структурной организации государства. А с другой – право выступает как форма осуществления государственной власти, как средство государственного управления. Государственная власть, как правило, функционирует, принимая законы, иные юридические акты, обеспечивает их исполнение – и это нормальные, правовые формы осуществления государственной власти. Там же, где государственная власть функционирует без этой правовой формы, царят произвол, личные усмотрения, бюрократия, возникают большие социальные беды для населения. Поэтому облачение государственной власти в правовые формы – это одна из основных тенденций создания и функционирования государственной власти. А для права это еще один объективный фактор и стимул. Однако, отмечая этот фактор и стимул, опять же следует подчеркнуть, что основным является не он, а все же та главная потребность общества, которая связана со становлением нового способа его существования – переходом к производящей экономике, с обеспечением при помощи новых качеств регулятивной системы новой организационно-трудовой, социальной, духовной жизни.











    Список использованной литературы:

    1.   Алексеев С. С. Государство и право. - М., 2006 г.

    2.   Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трак­товки // Государство и право. 1993г. - № 7.

    3.   Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СП б., 1910 г.

    4.   История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2006 г.

    5.   Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Го­сударство и развитие общества. - М.; Л., 1931 г.

    6.   Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. - М., 1908 г.

    7.   Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 1. - СП б., 1904 г.

    8.   Общая теория права и государства. Учеб. для юридических ву­зов / Под ред. В. В. Лазарева. - М., 2007 г.

    9.   Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2006 г.

    10.   Хропанюк В. Н.  Теория государства и права.  Учебник  для вузов. –  М., 2007 г.

    11.   Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1911 г.

    12.   Основы государства и права. Учебное пособие. Под общей редакцией С.А. Комарова. М.: 2007.

    13.   Клименко А.В., Румынина В.В. Учебное пособие для студентов сред. Проф. Учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.




    [1] Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. - 1993 г. - № 2

    [2] Цит. по: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3., с. 127.

    [3] Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. - 1993 г. - № 2

    [4] Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СП б., 1910 г., с. 47.

    [5] Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Го­сударство и развитие общества. - М.; Л.,

    1931 г., с. 86

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Основные теории происхождения государства ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.