Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Потребление, сбережения и инвестиции и влияние их на объем национального производства

  • Вид работы:
    Другое по теме: Потребление, сбережения и инвестиции и влияние их на объем национального производства
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:33:01
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 3

    1. Потребление, сбережения и инвестиции и влияние их на объем национального производства. 4

    1.1. Понятие функции потребления. 4

    1.2. Сбережения в рыночной экономике. 11

    1.3. Сущность инвестиций. 16

    2. Потребления, сбережения и инвестиции в России. 21

    Заключение. 29

    Список использованной литературы.. 31


    Введение


    Любая экономика нуждается в перераспределении денежных средств от тех, кто их имеет, к тем, кто в них нуждается. В развитых странах этот процесс идет в рамках современной рыночной экономики. Актуальность работе придает тот факт, что в современной российской экономической литературе очень мало внимания уделяется проблеме активизации инвестиционного потенциала населения и количественной оценке собственно сбережений населения. Но есть и кое-какие проблески. Речь идет о появившихся в середине 90-х годов методиках оценки финансового потенциала населения и возможности использования накоплений в инвестиционных целях. Они способны восполнить пробел в теоретической базе исследования сбережений населения и позволяет определить целый спектр направлений, по которым можно будет провести новые дополнительные исследования.

    Объектом курсовой работы является макроэкономика, в качестве предмета выступает потребление, сбережения и инвестиции в экономике РФ.

    Цель данной работы – рассмотреть проблемы потребления, инвестиции и сбережения, их взаимосвязи на современном этапе развития страны.

    Поставленная цель достигается при решении следующих задач:

    - рассмотреть сущность потребления;

    - определит содержание функции сбережения;

    - рассмотреть понятие и роль инвестиций в экономике;

    - проанализировать потребление, сбережения и инвестиции в экономике России на современном этапе.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы.

    При написании курсовой работы была использована учебная литература по макроэкономике и публикации отечественных авторов по проблемам потребления, сбережений и инвестиций.


    1. Потребление, сбережения и инвестиции и влияние их на объем национального производства

    1.1. Понятие функции потребления


    Доход, получаемый физическими лицами, делится на три части – на оплату налогов, расходы на текущее потребление и на личные сбережения.

    Среди множества налогов, которыми облагается личный доход, основным является "федеральный подоходный на­лог". К нему присоединяются налоги на "сверхдоходы", на наследство, недвижимость, местные и т. д.

    Доход, оставшийся после уплаты налогов, называется "чистым личным доходом". Именно по отношению к нему каждый доходополучатель решает одну и ту же проблему: как распределить его между "потреблением" (расходами на текущий спрос) и "сбережением"?

    Проблема возникает из того, что решение принимается в рыночной экономике, в которой вся обстановка програм­мирует стремление к наиболее выгодному использованию полученного дохода. Стремление к максимальной выгоде может склонить доходополучателя к увеличению потреби­тельских расходов (в условиях "галопирующей" инфляции), а может – при условии высокого процента – заставить отказаться от части потребительских расходов, склонив к увеличению сберегаемой части дохода.

    Таким образом, даже на индивидуальном – предельно микроэкономическом уровне – решаются серьезные пробле­мы, требующие от массы рядовых доходополучателей ка­честв рыночного субъекта.

    Не следует снисходительно относиться к проблеме, ре­шаемой каждым доходополучателем, ибо ни в какой другой сфере не обнаруживается такая непосредственная взаимо­зависимость макро- и микроэкономики. Более того, пропор­ция, в которой масса доходополучателей решает разделить доход на "потребляемую" и "сберегаемую" части, может буквально разрушить (а может и оживить) экономику всей страны.

    Соотношение между "сбережением" и "потреблением" чистого личного дохода зависит прежде всего от его величины и уровня процента.

    Полное потребительское применение дохода означало бы его равенство с расходами. Однако в реальности увеличение размера дохода сопровождается опережающим увеличением его "сберегаемой" части[1].

    Исключительная сложность рыночной экономики состо­ит в том, что пропорция между "потреблением" и "сбере­жением" доходов предопределяет величины совокупных расходов и совокупных сбережений в обществе (со всеми вытекающими отсюда последствиями для макроэкономичес­ких процессов), и в то же время эта пропорция сама отражает степень сбалансированности макроэкономических процессов. Вот почему искусство регулирования рыночной экономики заключается не в нахождении неких универсаль­ных "рецептов" управления ею а, в умении определить доминирующий фактор в данной рыночной ситуации.

    Наибольшая часть чистого личного дохода направляется на личное текущее потребление. Это имеет макроэкономи­ческую важность, означая, что основная масса личных доходов сразу же возвращается в экономику в виде потре­бительских расходов доходополучателей. Следовательно, объем и структура производства во многом зависит от размера и структуры "потребляемой" части доходов.

    Выделяют три основных направления потребительских расходов: товары кратковременного пользования, товары длительного пользования и услуги (жилье, медицина, ту­ризм).

    Каждый из трех соответствующих рынков характеризу­ется различной степенью свободы доходополучателей. Оче­видно, что наименьшей свободой они располагают по отношению к товарам краткосрочного пользования (про­дукты питания, одежда, обувь). Удельный вес расходов на продукты питания в структуре личного дохода – объектив­ный показатель уровня жизни в данной стране: чем меньше эти расходы, тем выше уровень благосостояния.

    Динамика объема каждого из трех направлений потре­бительских расходов – своего рода барометр экономической конъюнктуры. В период экономического подъема происхо­дит "бум" на товары длительного пользования и услуги Но именно они испытывают и первые удары при ухудшении экономической ситуации, – не случайно многие кризисы в рыночном хозяйстве начинаются как раз с трудностей сбыта товаров длительного пользования (к ним относят товары, срок службы которых превышает год). Вот почему динамике рынка этих товаров аналитики уделяют особое внимание.

    Отсюда следует, что спросу на товары длительного пользования и услуги присущи более значительные колеба­ния, чем рынку краткосрочных товаров. Это придает за­нятому здесь бизнесу рискованный характер.

    Как известно, задача макроэкономики состоит в том, чтобы выяснить, как функционирует экономическая система в целом. Макроэкономический анализ предполагает изучение массовых явлений и процессов, которые в своей совокупности отражают взаимосвязи, складывающиеся на рынке и вместе с тем воздействующие на все основные фазы и сферы произ­водства.

    Рассмотрение общих взаимосвязей и взаимозависимостей в рамках экономической системы как целого требует и соответ­ствующего агрегирования экономических категорий.

    На реальном рынке встречаются не два контрагента – продавец и покупатель, а множество продавцов и покупателей, к примеру, продавцов рубашек и галстуков и тех, кто, располагая соответствующими денежными средствами, желает приобрести эти, а возможно, и другие товары. Цены, по которым предлагаются (реализуются) и покупаются рубашки и галстуки, как и любые иные товары, устанавливаются на основе многих, можно сказать, массовых, а не единичных сделок. Объемы предложения и спроса на рынке товаров и услуг устанавливаются в соответствии с ре­гулирующей ценой, а цена, в свою очередь, зависит от объемов спроса и предложения, от соотношения между ними.

    В данном случае речь идет не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении одного конкретного товара, а о совокупных, агрегированных спросе и предложении в рамках национального рынка. Иными словами, конкретные товары – галстуки и рубашки, холодильники и телевизоры, коньяки и макароны – объединяются в совокупную массу товаров, вы­ражаемую не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены. А спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а как со­вокупный платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос потреби­телей, предприятий и государства, исчисляемый обычно в масштабе года, а с другой стороны, это предложение годового национального продукта, как правило, соответствующего объ­ему годового производства, рассчитанному применительно к сложившемуся уровню цен.

    Итак, совокупный спрос – это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в со­ответствии со сложившимся уровнем цен. Совокупный спрос – спрос на потребительские и инвестиционные товары (и услуги). Совокупное предложение соответствует, или, другими словами, равно, валовому внутреннему продукту (ВВП)[2].

    Совокупный спрос и совокупное предложение могут быть измерены в текущих или неизменных ценах, изображены в виде кривой, графика. Постоянное движение цен создает опре­деленные трудности с описанием этих категорий, поэтому для измерения объема и динамики агрегированных совокупностей используются индексы, при которых показатели спроса и пред­ложения исчисляются по отношению к базовому или отчетному периоду.

    Зависимость между совокупным спросом и уровнем цен – обратная, т. е. такая же, как между спросом на отдельный товар и его ценой. Зависимость между совокупным предложением и уровнем цен – прямая: с ростом цен растет и предложение. Подобная же зависимость существует между предложением от­дельного товара и ценой на этот товар.

    Однако при рассмотрении агрегированных показателей наблюдается следующее раз­личие. Дело в том, что совокупный спрос и совокупное предложение – это не просто механическая сумма индивидуальных величин (спроса и предложения), а качественно новая категория.

    Обратимся к совокупному спросу. Вполне очевидно, что он растет вместе с ростом доходов, но растет не строго пропор­ционально росту доходов, поскольку с увеличением доходов они не все направляются на потребление, а частично откла­дываются на увеличение сбережений. Если продолжить наше рассуждение, то мы придем к выводу, что предложение на определенном этапе начинает обгонять спрос. Часть предло­жения товаров и услуг, растущего вместе с ростом националь­ного продукта, оказывается излишней по отношению к изме­нившемуся объему и структуре спроса. В этом случае произ­водители не могут полностью реализовать производимую продукцию; увеличиваются запасы непроданных товаров. Пред­приниматели несут убытки. Они вынуждены либо снижать цены (этому нередко препятствуют высокие производственные из­держки), либо сокращать производство.

    Может возникнуть и иная ситуация, кстати, достаточно ха­рактерная на протяжении длительного времени для нашей стра­ны. Ее отличало иное соотношение динамики агрегированных величин: не предложение опережало спрос, а, напротив, сово­купный спрос обгонял совокупное предложение. В этом случае взаимоотношения спроса и предложения в обществе основы­ваются на модели централизованного регулирования, роль цены сведена до минимума. Отсутствует механизм обратной связи, механизм саморегулирования, который должен был бы свое­временно подтягивать производство по объему и структуре к изменяющемуся спросу. Отсюда постоянное нарушение сба­лансированности, растущий дефицит потребительских товаров, нехватка инвестиционных ресурсов.

    Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что описываемое обычно в учебных курсах «нормальное» взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением носит не­сколько схематичный характер. Выделяя факторы, определяю­щие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, мы получаем лишь самое общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, склады­вающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразнее (противоречивее).

    Когда в условиях развитого рыночного хозяйства возникает ситуация, при которой спрос несколько опережает предложе­ние, то в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Предложение подчиняется ценовым сигналам и следует за ростом цен. Это обычная реакция, позволяющая подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало или оторвалось от изменившихся потребностей спроса.

    На графике (рис. 1) подобная или несколько иная ситу­ация, отображающая процесс согласования предложения и спроса, может быть изображена в виде двух кривых: по гори­зонтали откладывается количество произведенных товаров, по вертикали – уровень цен. Кривая предложения растет снизу вверх; кривая спроса – сверху вниз. При росте цен растет предложение, снижается спрос. При движении цен в обратном направлении предложение сокращается, спрос увеличивается. В какой-то момент агрегированные спрос и предложение пересекаются в точке равновесия Po равновесная цена совпадает с равновесным объемом производства.

    Каждый продавец должен выходить на конкурентный рынок не со своей инди­видуальной ценой, а с ценой, обусловли­ваемой взаимодействием спроса и предложения, т. е. рыночной. Эта цена в определенной степени стабильна; она имеет свойство восстанавливаться после конъюнктурных колебаний.


    Рис. 1. Взаимодействие совокупных спроса Dc и предложения Sc.


    Рыночная экономика стремится к равновесному уровню под воздействием собственных, прежде всего, ценовых факторов. Определяющую роль играет закон спроса и предложения, суть которого в приспособлении производства и предложения по объему и структуре к общественным потребностям, проявля­ющимся в виде спроса. Это закон взаимодействия предложения и спроса с ценами; закон прямой (предложение) и обратной (спрос) связи основных рыночных параметров с движением цен.

    Разумеется, предложение и спрос формируются (в реальной действительности) под воздействием как ценовых, так и неце­новых факторов. Совокупный спрос зависит от денежных до­ходов населения и уровня цен. Снижение цен равнозначно увеличению доходов, напротив, повышение цен ведет к сни­жению доходов и падению покупательной способности. На раз­меры и структуру спроса влияют также система налогообло­жения, возможности и условия предоставления кредита, состо­яние денежного обращения. Совокупный спрос формируется и под воздействием демографических процессов, географиче­ских особенностей, национальных и исторических традиций, профессиональной структуры, имущественной дифференциа­ции населения. Столь же многообразны факторы совокупного предложения при определяющей роли цен на сырье, топливо и комплектующие, от чего зависит уровень производственных издержек и степень прибыльности.

    Функционирование рыночного механизма иногда сравнива­ют с взаимодействием и строгим сопряжением элементов ча­сового или другого подобного механизма. Однако это сравнение весьма условно. Рыночный механизм действует успешно, когда нет резкого колебания цен, непредвиденного и опасного воз­действия внешних факторов (политических потрясений, войн, кризисов). Глубокие и непредсказуемые скачки цен приводят в замешательство рыночную экономику. Не срабатывают при­вычные финансовые и правовые регуляторы. Рынок не желает возвращаться в равновесное состояние или приходит в норму далеко не сразу, со значительными издержками и потерями. Во всяком случае, существует немало различий между тради­ционной картиной, складывающейся на агрегированном рынке, командные высоты на котором занимают равновесные цены, и «нетипичной» ситуацией, порождаемой нетрадиционным по­ведением кривых совокупного спроса и совокупного предло­жения.


    1.2. Сбережения в рыночной экономике


             В настоящий момент в российской литературе и практике не существует устоявшегося понятия сбережений. В бытовом смысле термин “сбережения” используется для обозначения денежных средств, откладываемых населением на будущее. Госкомстат трактует сбережения как разницу между доходами населения и его текущими расходами, то есть, как ту сумму денежных средств, которая осталась не потребленной в анализируемом периоде. Такой подход к определению сбережений можно считать упрощенным, поскольку он сводится к вычислению арифметической разности, в процессе чего игнорируется экономическая сущность сбережений.

    В современной экономической теории дается несколько определений сбережений:

    1.   Во-первых, под сбережениями понимают часть дохода, которую индивидуум собирается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем. Происходит своего рода “жертвование” текущим потреблением ради потребления будущего. Основной принцип здесь такой: человек сберегает определенную часть дохода тогда и только тогда, когда ожидаемая полезность потребления этой суммы в будущем выше, чем полезность потребления ее в настоящем. Причем понятие “текущего” и “будущего” потребления здесь достаточно условны и в основном их рамки очерчиваются временными рамками получения “текущего” дохода. Можно утверждать, что “текущим” считается такой период, в течение которого величина дохода в единицу времени и предельная полезность потребления единицы дохода остается постоянной, поэтому у индивидуума не возникает необходимости переносить потребление дохода внутри этого периода. Другое дело – “будущее” время, которое характеризуется, с точки зрения теории, снижением абсолютной величины дохода и увеличением предельной полезности единицы дохода. Упрощенно вышеуказанный принцип можно выразить следующим образом: для зрелого человека, получающего стабильный доход, полезность 1000 руб. меньше, чем для человека пожилого, живущего на скромную пенсию. Поэтому для зрелого человека разумно отложить 1000 руб. с целью потребить их тогда, когда они будут больше нужны[3].

    2.    Во-вторых, под сбережениями понимается та часть дохода, которую экономический субъект собирается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем. Можно различить три вида экономических субъектов: население, корпорации и государство. Соответственно возникают три вида сбережений: сбережения населения, сбережения корпоративного сектора, сбережения государства. Население традиционно является основным поставщиком инвестиционных ресурсов, мобилизация сбережений населения является для финансовых посредников (банков, других небанковских кредитных учреждений) важнейшим условием успешной деятельности. Средства, не потребленные в текущем периоде, приобретают три основные формы: вклады в коммерческие банки и ценные бумаги, валютные сбережения, денежные остатки на руках. Данные формы сбережений различны с точки зрения срочности, мобильности, возможности трансформации в инвестиции. Как для государства, так и для банковского сектора жизненно важно увеличение доли сбережений, аккумулированных финансовой системой, но доля вкладов в коммерческие банки и ценные бумаги составляет за указанный период 6,4 % от семейного дохода, или 25,3 % от общей суммы сбережений, тогда как  для валюты данные показатели находятся на уровне 10,8 и 42,7 %  соответственно, Более того удельный вес банковских вкладов в структуре сбережений обнаруживает тенденцию к снижению.

    3.   Также сбережения можно определить как часть дохода, оставшаяся после уплаты налогов, которая не потребляется. То есть сбережения рассматриваются в разрезе составляющей части дохода за текущий год, которая не выплачивается в качестве налогов или не затрачивается на покупку потребительских товаров, а поступает на банковские счета, вкладывается в страхование, облигации, акции и другие финансовые активы. Это многообразие направлений и определяет специфику данной темы, сущность которой состоит в том, что сбережения – это, в конечном счете, товары и услуги, которые удовлетворяют желания потребителей.

    Все теории сбережений  рассматривают в качестве определяющего фактора уровень дохода населения. Но доход является не единственным фактором, воздействующим на сбережения. Другими факторами являются структура и уровень процентных ставок, возрастная структура населения, соотношение городского и сельского населения. Природа зависимости уровня сбережений от этих факторов станет яснее, если проанализировать мотивы сбережений.

    В настоящее время выделяют четыре наиболее распространенных мотива сбережений населения[4]:

    1) обеспечение старости;

    2) предосторожность;

    3) накоплению с целью завещания;

    4) отложенный спрос.

    Обеспечение старости многими рассматривается как основной мотив сбережений. Именно он лежит в основе теории жизненного цикла. Распределение сбережений и потребления в течение времени зависит от различных факторов, среди которых наиболее важными признаются  рыночная ставка процента, степень склонности индивидуума к риску, индивидуальная шкала полезностей разновременных доходов, эффективность функционирования рынка капиталов. Кроме этого, на решение о сбережениях влияют ожидаемая продолжительность жизни и время выхода на пенсию.

    Сбережения с целью предосторожности связаны с ощущением индивидуумом неопределенности относительно размеров получаемых доходов и точной даты смерти. Поскольку человеку не известно точно, на какой период времени рассчитывать, он создает определенный "запас" сбережений, поскольку наличие "неиспользованного запаса" в момент смерти для него более предпочтительно, чем "перерасход" сбережений до наступления такого момента. В результате, как показывают исследования, на уровень  сбережений влияет не только ожидаемое временное распределение доходов, но и их абсолютный размер: чем больше уровень дохода индивидуума, тем больше превышение сбережений над "нормальным" уровнем, что приводит к повышенному накоплению богатства к моменту выхода на пенсию и, как следствие, к повышенному уровню потребления в старости.

    Специфическим мотивом личных сбережений является накопление суммы, необходимой для осуществления крупных затрат (покупки дома, автомобиля, оплаты образования и т.п.) – так называемый отложенный спрос. Накопление сбережений для этих целей носит временный характер и связано с необходимостью синхронизации моментов получения доходов и их потребления. Альтернативным способом синхронизации потребления с получением доходов является потребительский кредит, при котором сначала осуществляются затраты, а затем соответствующие вычеты из доходов. Выбор способа финансирования крупных затрат (сбережения или потребительский кредит) зависит от многих факторов, среди которых основными являются наличие развитого рынка капиталов и неопределенность получения будущих доходов.

    Если рассматривать факторы сбережений, то основным фактором, определяющим величину сбережений в домохозяйствах, является уровень доходов после уплаты налогов.

    Но, как и при анализе спроса, в теории сбережений существуют факторы не связанные с доходом:

    1.богатство;

    2.уровень цен;

    3.ожидания;

    4.потребительская задолженность;

    5.налогообложение.

    Фактор богатства характеризуется тем, что, чем больше величина накоплений в домохозяйствах, тем меньше величина сбережений при любом уровне дохода. Под богатством понимается как недвижимое имущество, так и финансовые активы, которыми обладает домохозяйство. Домохозяйства сберегают, воздерживаясь от потребления, чтобы накапливать богатство. Причем, чем больше богатства накапливает население, тем слабее у него стимул к сбережению. Величина богатства домохозяйств изменяется из года в год незначительно и поэтому не вызывает серьезных колебаний в количественных характеристиках сбережений.

    Увеличение или снижение уровня цен на товары и услуги тоже в конечном итоге влияют на величину сбережений[5]. То есть изменение уровня цен меняют реальную стоимость (покупательную способность) некоторых видов ценностей. Это предположение можно также обосновать следующим выводом: реальная стоимость финансовых средств, номинальная стоимость которых выражается в деньгах, будет обратно пропорциональна изменению уровня цен. Это отражает связь теории сбережений с эффектом богатства или эффектом реальных кассовых остатков. Однако при анализе теории сбережений берется допущение, что уровень цен в экономике является неизменным (рассматривается реальный, а не номинальный доход после уплаты налогов).

    Ожидания населения, связанные с будущей ситуацией на рынках товаров и услуг, тоже являются существенным фактором, так как могут оказать воздействие на текущие расходы и сбережения. Ожидания повышения цен и дефицита товаров ведут к снижению сбережений, потому что для потребителей естественно стремление избежать уплаты более высоких цен.

    Колебание уровня потребительской задолженности вызывает у домохозяйств стремление направлять текущий доход или на потребление, или на сбережение. Если задолженность домохозяйств достигла значительной величины, то потребители будут сокращать уровень своих сбережений. И наоборот, если потребительская задолженность относительно низка, то уровень сбережений населения может повыситься.

    Изменения в налогообложении также приводят к изменению в уровне сбережений, так как налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережения. Поэтому рост налогов приведет к снижению уровня сбережений. И наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично идти на сбережения населения, вызывая таким образом увеличение общего уровня сбережений.


    1.3. Сущность инвестиций


    Ведущая роль инвестиций в развитии экономики определяется тем, что благодаря им осуществляется накопление капитала предприятий, а следовательно, создание базы для расширения производственных возможностей страны и экономического роста.    

     Ни для кого не секрет, что о состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств.

    Под инвестициями в экономической теории понимают финансовые ресурсы, направляемые на совершенствование производительных сил общества. Иными словами, инвестиции – это вложение капитала частной фирмой или государством в производство той или иной продукции, ради получения прибыли.

    Различают реальные инвестиции (инвестиции в реальный капитал)вложения капитала в конкретные секторы экономики для извлечения прибыли, и означающее приобретение для этих целей производственных активов. Экономическим инвестированием является любое вложение средств в реальные активы, связанное с производством товаров и услуг и финансовые инвестиции (портфельные инвестиции)покупка ценных бумаг. Финансовым инвестированием является, приобретение активов в форме ценных бумаг для извлечения прибыли.

    В отличие от экономического инвестирования, финансовое не предполагает обязательного создания новых производственных мощностей и контроля за их использованием, поэтому финансовый инвестор в управлении реальными активами полагается на других. Процесс финансового инвестирования означает простую передачу прав: инвестор передаёт свои права на деньги (отдаёт деньги) и взамен приобретает права на будущий доход (получает в собственность ценную бумагу).

    По источникам финансирования инвестиции бывают: внутренними, внешними.

     Внутренние источники финансирования складываются из сбережений, т.е. той части личного или общественного дохода от текущего производства, которая не расходуется на текущее потребление. Они имеют две формы: добровольные и принудительные сбережения.

     Внешние источники инвестиций обычно приобретают форму международного инвестирования – прямого или портфельного (косвенного). Прямая инвестиция – это форма вложений, дающая инвестору непосредственное право собственности на ценные бумаги или имущество и контроль над ними. Например, когда инвестор покупает акцию, облигацию, ценную монету или участок земли, чтобы сохранить стоимость денег или получить доход, он осуществляет прямое инвестирование. Портфельная инвестиция – это вложения в портфель, иначе говоря, набор ценных бумаг или имущественных ценностей, приносящих доход[6].

    Инвестиции различаются по степени риска. Под риском понимается возможность того, что абсолютная, либо относительная

    величина прибыли на инвестицию, окажется меньше ожидаемой. Чем шире разброс абсолютных, либо относительных значений прибыли на вложенные средства, тем больше риск, и наоборот. Инвестиции с низким риском считаются безопасным средством получения определенного дохода, инвестиции с высоким риском, напротив, считаются спекулятивными.

     С точки зрения срока действия инвестиции разделяются на краткосрочные и долгосрочные. Под краткосрочными инвестициями понимают обычно вло­жения капитала на период, не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сбе­регательных сертификатов и т. п.), а под долгосрочными инвести­циями - вложения капитала на период свыше одного года.

    Потребность национальной экономики в обновлении на другом, более высоком технологическом уровне основного капитала и в изменении в связи с этим структуры оборотного капитала формирует инвестиционный спрос.

    Инвестиционный спрос со стороны предприятий (фирм) является основным, но не единственным фактором конечного спроса на заемные средства. Чем определяется инвестиционный спрос? Любая фирма, создавая или обновляя капитал, делает это с целью получения определенных выгод. Одним из основных предположений экономической теории (достаточно оправданным и естественным) является то, что основной целью фирмы является максимизация прибыли. Для достижения этой цели фирма стремится использовать оптимальное сочетание различных факторов производства – в том числе и капитала. Стремление осуществлять инвестиции, то есть создавать новый капитал, возникает, когда вложенные средства позволяют компенсировать первоначальные затраты и получить

    дополнительную прибыль. Можно сказать и по-другому – побудительным мотивом к инвестированию является неоптимальное соотношение факторов производства, и возможность получения дополнительной прибыли при увеличении объема (или повышения качества) используемого капитала. Размер этой прибыли можно выразить в виде процента от инвестиционных затрат, который мы назовем доходностью инвестиций:

    Доходность инвестиций может быть различной в зависимости от вида деятельности, размера фирмы или других факторов. Но существует общая закономерность – с увеличением объема инвестиций доходность снижается. Попробуем обосновать это на примере отдельного предприятия. Любая фирма может располагать разнообразными возможностями по инвестированию средств – различающимися, в том числе и по доходности. Исходя из стремления к максимизации прибыли, фирма реализует в первую очередь наиболее выгодные проекты – однако возможности получения высоких доходов ограничены, и при расширении объема инвестиций внедряются менее выгодные проекты. Закон снижения доходности инвестиций является проявлением наиболее общего экономического закона – закона снижающейся предельной производительности фактора производства. На Рисунке 1. представлена типичная кривая зависимости доходности инвестиций отдельной фирмы от их объема, – кривая предельной эффективности инвестиций.

    Рис 2. Кривая предельной эффективности инвестиций

    Доходность инвестиций снижается с увеличением объема вследствие действия закона убывающей предельной производительности факторов производства.

    Эта кривая, характеризующая возможности фирмы по получению выгод от инвестиционной деятельности, и определяет ее инвестиционный спрос. Попробуем это обосновать. Мы выяснили, как можно изменять выгоды фирмы от инвестиций, но необходимо также ответить на вопрос – как определить издержки создания нового капитала?

     Независимо от того, какие средства – собственные или заемные, – использует фирма, издержками здесь является цена, которую необходимо заплатить на рынке за использование заемных средств – рыночная процентная ставка. Если предприятие использует привлеченные средства – процент принимает форму прямых издержек

    – платы за использование средств. Если задействуются собственные средства – процентная ставка является альтернативными издержками – упущенной выгодой оттого, что инвестиционные ресурсы не предоставлены для использования другими участниками рынка.

    Решение фирмы об объеме инвестиций определяется, таким образом, с одной стороны – доходностью собственных инвестиционных программ, с другой – рыночной ставкой процента, то есть ценой за использование заемных средств.

    2. Потребления, сбережения и инвестиции в России


    Реальные доходы населения в среднем по стране за 2007-2008 года (выросли по сравнению с 2005-2006 гг. Также возрастает доля доходов, которую граждане России получают сейчас от предпринимательской деятельности и обладания собственностью[7].

    По данным Госкомстата РФ, доходы населения от собственности и предпринимательской деятельности составляют около 20-22%. По экспертным оценкам, их доля еще выше. Эти доходы во многом формируют слой сравнительно обеспеченных российских семей. Но доходы большинства наших граждан от обладания собственностью крайне малы или просто отсутствуют, хотя формирование широкого слоя собственников было провозглашено одной из целей реформ. Ваучерные фонды практически приносят походы только своим создателям. А их можно превратить в активного инвестора и источник получения дополнительных доходов значительной части россиян.

    Дивиденды по акциям большинства предприятий также невелики, причем не только из-за скромных результатов финансовой деятельности, прежде всего в обрабатывающей промышленности, но и вследствие перетока значительной части финансовых результатов их работы через каналы «теневой» экономики в руки узкого круга лиц.

    В то же время надо иметь в виду, что благосостояние населения во многом определяется не только его текущими доходами, но и ранее накопленным имуществом. Благодаря ему, значительная часть россиян, особенно пенсионеров, при весьма низких доходах обеспечивает себе вполне приемлемое существование.

    Прежде всего, это касается жилья. Правда, в целом накоплений на новое жилье не хватает и жилищная проблема, особенно для молодых семей, стоит очень остро. Но лица пожилого возраста, сельское население в основном относительно неплохо обеспечены жилой площадью (хотя ее качество нередко оставляет желать лучшего), и у них нет острой необходимости предусматривать в своем бюджете расходы на улучшение жилищных условий. Нередко жилье сдается ими внаем.

    Российские семьи сравнительно неплохо обеспечены необходимыми предметами домашнего быта. По оценке, базирующейся на бюджетных обследованиях домашних хозяйств в прошедшем году, они располагали нужной бытовой техникой.

    Причем достаточно хорошая обеспеченность ими существует не только у высокодоходных, но и у самых низкодоходных (по данным статистики) семей. В частности, у последних достаточно велика доля таких сравнительно новых и не относящихся к предметам первой необходимости вещей, как видеомагнитофон и видеокамера.

    Другое дело, что значительная часть этой техники, так же, как и мебели, предметов гардероба, имеет давние сроки приобретения, физически и морально самортизирована и при более благоприятных условиях была бы заменена. Но в целом это солидный фундамент приемлемых условий жизни даже при низком уровне доходов.

    В целом доходы россиян можно охарактеризовать как невысокие. По данным бюджетного обследования домашних хозяйств (куда, правда, не попадают наиболее состоятельные семьи), свыше половины потребительских расходов составляют траты на покупку продуктов. Причем даже в наиболее высокодоходных обследуемых семьях они превышают 40%. Важно также отметить, что в России очень велика концентрация доходов. По официальным данным, наиболее богатая 20-процентная группа в январе – сентябре 2008 г. сконцентрировали 48,6% денежных доходов населения.

    Такая концентрация вредна не только с позиций разумной социальной политики. Эти слои населения предъявляют спрос преимущественно на импортные товары и услуги. Рост их доходов мало связан с увеличением емкости отечественного рынка: Исключение – строительство жилья. За январь – октябрь 2008 г. за счет средств состоятельных российских граждан построено жилья на 3900 млн. рублей – 1% всех полученных за этот период населением России денежных доходов. В то же время увеличение доходов мало- и среднедоходных (по российским меркам) слоев создает условия для роста потребительского спроса на отечественную продукцию и способствует оживлению российской экономики.

    И конечно, честные доходы граждан, частная собственность, люди, которые кормят себя и других, должны быть надежно законодательно защищены от произвола силовых структур. Чем больше источников дохода у человека, тем лучше он живет. А значит, и меньше забот у государства, расходов на, содержание малоимущих[8].

    Таблица 1.

    Реальные месячные доходы населения до 2015 г.

    (в неизменных ценах)


    1997

    2001

    2008

    2015

    Доходы на душу населения, руб.

    930

    650

    910

    1370

    Индекс по периодам, %

    -

    70

    140

    150

    Зарплата, руб.

    950

    770

    1150

    1850

    Индекс по периодам, %

    -

    80

    150

    160

    Пенсия, руб.

    328

    328

    500

    720

    Индекс по периодам, %

    -

    100

    150

    145

    Вместе с повышением доходов можно ожидать и движения личных сбережений. Некоторое оживление в этой области возможно в ближайшем будущем за счет инфляционного прироста денег на руках у населения. Однако падение доверия к банковской системе осложняет ситуацию. Отрицательно влияет и ориентация населения на долларовые накопления,

    В качестве системы стимулирующих мер можно предложить более гибкое регулирование ссудного процента, привлечение западных банков и страховых компаний. Еще одно благоприятное направление – поощрение государством небанковских сбережений: страховых, пенсионных, медицинских, паевых фондов, кредитных товариществ самого населения и т.п. Одновременно нужен закон о гарантиях вкладов, их перестраховка, личная имущественная ответственность учредителей и т.п. Известное значение будет иметь деятельность банков в качестве института оказания различных услуг клиентам. Важно также, как будет разрешен нынешний банковский кризис для вкладчиков: если с наименьшими потерями, то сберегательные процессы пойдут успешнее.

    Наконец, пора отрешиться от мысли о том, что накопления населения должны происходить исключительно в форме ссудного капитала в банках. Разработка с поддержкой властей специальных программ вложений населением «малых денег» в реальный сектор, когда предприятия используют только средства мелкого собственника (типа народных магазинов, народных сервисных мастерских и других подобных форм), исключая, владение контрольным пакетом акций, с управлением по принципу «один участник – один голос», независимо от величины вложений представляется весьма перспективным делом.

    Для того чтобы оценить склонность населения к сбережениям, в специализированном опросе был поставлен следующий вопрос: Предположим, что Вы, Ваша семья располагаете денежной суммой в размере 20 тыс. руб. Как Вы, скорее всего, распорядитесь этими деньгами? (не более 2-х ответов).

    Ответы на него позволяют оценить склонность респондентов к сбережениям и инвестициям безотносительно к их текущему уровню дохода. Среди предложенных вариантов ответа самым популярным оказался "потрачу на приобретение вещей для дома": так заявили 36% опрошенных. 29% отложили бы эту сумму "про запас". Следом идут такие варианты, как "на свое образование и развитие детей" (22%), "на свое мнение и лечение близких родственников" (19%), "постараюсь добавить и приобрести участок земли, домик и т.п." (12%).

    Анализ ответов респондентов с использованием процедур многомерного шкалирования показал, что у населения существуют четыре наиболее распространенные стратегии использования денежных средств. Их условно можно назвать потребление, сбережение, страхование и развитие.

    Графически схема предпочтений респондентов среди различных способов использования крупной денежной суммы представлена на рисунке 6. Те варианты, которые люди чаще всего называют одновременно в своих ответах, расположены на рисунке близко друг к другу, и, наоборот, если какие-либо способы вложения денег практически никогда не называются вместе, то на рисунке они находятся далеко друг от друга.

    Так, например, на лечение потратили бы крупную денежную сумму 26% из тех, кто намерен отложить ее "про запас", 22% желающих купить страховой полис, 17% готовых инвестировать в образование. А с другой стороны, лишь 4-5% желающих потратить ее па развлечения, положить на депозит в банк или отложить надолго, чтобы накопить на дорогие приобретения. Таким образом, можно определить, какие способы вложения денежных средств "близки" друг к другу, а какие – "далеки".

    Около 53% россиян придерживаются указанных четырех стратегий в чистом виде (это доля людей, выбиравших в ответах на данный вопрос варианты только из одного блока). При этом 19% ориентированы исключительно на потребление, 6 – на сбережение, 18 – на страхование и 10% – на развитие. Оставшиеся 47% опрошенных (за исключением 2% затруднившихся ответить) используют смешанные стратегии, причем наиболее популярными из них являются потребление/развитие (13%), потребление/страхование и страхование/развитие (по 10%).

    Выделяя особенно интересующую нас группу тех, кто готов положить деньги в банк под процент, купить акции или ценные бумаги, отметим, что таких людей больше всего среди: молодежи (18-24 года) – 12,3%; студентов – 13,8; людей со среднедушевыми, доходами в семье свыше 2000 руб. в месяц – 12,1; жителей села, деревни – 8,4; людей, имеющих большие семьи (5 человек и более), – 9,2; людей, склонных к риску (готовых вложить деньги, в 'банк, предлагающий высокие проценты, но имеющий низкую надежность) – 11,2; людей, обладающих позитивным опытом инвестирования в прошлом, – 17,0%;

    тех, кто оценивает нынешнее положение как хорошее и с оптимизмом смотрит в будущее -14,3 %

    Важную роль в определении финансовой стратегии индивида помимо указанных факторов играют и субъективные представления людей о том, что такое "сбережения", каковы должны быть их размер и срок хранения, какие из инвестиционных инструментов более доходны и какие – более надежны. Например, является ли сбережением сумма в 1 тыс. руб., или 5 тыс., или 10 тыс. руб.? Или сумма, вложенная в недвижимость, драгоценности, предметы длительного пользования и т.д.? Или сумма, которую планируется потратить в течение ближайшего месяца (2-3 месяцев)?

    Данные массовых опросов показывают, что сейчас в российском обществе не только не существует какого-либо единого мнения по этим вопросам, но даже более того: представлений простых людей о сбережениях и инвестициях во многом отличаются от классических представлений экономистов и финансистов.

    Восстановление склонности к сбережению и формирование новых тенденций начались в условиях, когда благосостояние даже относительно обеспеченных слоев населения значительно ухудшилось по сравнению с 1997 г., а доля домохозяйств с отрицательной склонностью к сбережению, по нашим оценкам, достигала 60% населения.

    Несмотря на это, заметный рост общей склонности к сбережению в 2006г. начался практически одновременно с началом восстановления доходов. К концу 2007 г. доходы населения, дефлированные индексом цен потребительских товаров и услуг, восстановились на 95%, а потребление – полностью (2007 г. к 1997 г.). В то же время в долларовом выражении доходы остались на уровне около, 50%, а потребление составило 57% от докризисного (ниже, чем в 2004 г.) что, конечно же, пока не позволяет говорить о восстановлении прежнего качества жизни, особенно в части потребления импортных товаров.

    Темпы роста реальных доходов отдельных слоев населения зеркально отображали глубину их предшествующего падения. Наибольшими темпами росли доходы пенсионеров, хотя в 2006 г. они были восстановлены лишь до 82% уровня 1997 г., в то время как средняя зарплата в целом по экономике до 93%[9].

    Общая склонность к сбережению под влиянием перечисленных факторов в 2000 г. достигла 6%, что вдвое меньше, чем в 1997 г. Этого в нынешних условиях недостаточно для того, чтобы величина накопленных сбережений росла по отношению к среднемесячным доходам.

    Новая закономерность характеризует динамику восстановления склонности к рубленым депозитам в коммерческих банках. Если до кризиса величина вкладов практически не была связана с динамикой традиционных (трудовых) доходов населения, то в последние два года появились признаки того, что круг вкладчиков расширяется в том числе за счет людей, получающих легальную зарплату. Хотя ее средний уровень (около 80 долл.) недостаточен для ускоренного формирования сбережений, в отдельных отраслях промышленности (нефтяной и газовой) летом 2007 г. средняя зарплата уже достигала 300-400 долл., что позволяет говорить о достаточно высоком сберегательном потенциале

    2007 год характеризовался позитивными изменениями в экономической, политической и социальной сферах, однако их влияние на сберегательную стратегию населения оказалось не очень весомым: нынешние стратегии населения можно охарактеризовать как предельно осторожные. Если люди и откладывают часть своих денежных средств (норма сбережений невысока), то предпочитают вклады в Сбербанк или наличные рубли (активы с низкой доходностью) на короткий срок. И все это происходит несмотря на значительный экономический рост в России в 2007 г.

    Чем же обусловлен выбор конкретной инвестиционной, стратегии тем или иным домохозяйством? Представляется, что на него влияют не только материальное положение семьи (уровень текущих доходов, размер накоплений и наличие в семье товаров длительного пользования) и ситуация в стране (инвестиционный климат), но и ряд других факторов – социальных и психологических, которые могут играть не меньшую, а порой даже и более значимую роль, чем "экономические". К таким факторам можно в первую очередь отнести:

    - уровень доверия к государству и различным финансовым институтам;

    - опыт финансового поведения в прошлом (участие в "пирамидах", покупка акций, ценных бумаг) и его субъективная оценка ("выиграл" или "проиграл");

    - оценка текущей ситуации в стране (ее благоприятность для осуществления сбережений) и представления о ее возможных изменениях в будущем (оптимизм/пессимизм);

    - склонность индивида к риску;

    - знание основных финансовых инструментов, информированность о возможностях вложений;

    - информационные источники, используемые при принятии решения о вложении денежных средств.



    Заключение


    В заключение курсовой работы необходимо подвести основные итоги и сделать следующие выводы.

    Сложность выбранной темы заключается в том, что рынок сбережений затрагивает интересы многочисленных, часто очень влиятельных групп. Государство не стремится ввести строгий механизм прироста денежной массы, который лишит его власти в этой сфере. Финансовые посредники имеют необоснованные доходы и также не заинтересованы  в их потере. Однако анализ ситуации может вскрыть качественное влияние различных факторов на данные экономические институты и помочь построить систему мероприятий, направленных на мобилизацию сбережений.

    Согласно классической концепции уровень совокупных расходов, определяемый национальным доходом, всегда достаточен для закупки продукции, произведенной в условиях полной занятости.
    Кейнсианский подход, поставив под сомнение данное утверждение, исходит из того, что объем спроса отдельных экономических субъектов формируется под воздействием разных побудительных мотивов, включая психологические факторы.

    На потребление приходится, как правило, больше 50% общей величины совокупного спроса. Но значительные социальные программы в Швеции и их малый удельный вес в постреформенной России приводят ситуацию с расходами населения на потребление к разным последствиям, несмотря на схожесть показателей. Потребительский спрос определяется как платежеспособный спрос, или как сумма денег, которая тратится населением на приобретение потребительских благ. Спрос зависит от многих факторов, включая уровень цен, экономические ожидания, накопленное богатство, традиции в обществе, уровень налогообложения, политическую, а также демографическую ситуацию, привычки людей, ставки процента по потребительским кредитам, ожидания инфляции и др. Таких факторов исследователи потребительского поведения насчитывают несколько десятков. Однако со времен Дж.М.Кейнса определяющим фактором при анализе потребления стал доход. Структура потребления как отдельного человека, так и семьи достаточно индивидуальна. Люди тратят деньги в соответствии со своим доходом и укладом жизни. Однако есть и некоторые общие приоритеты. Так, нетрудно представить расходы любой семьи по степени их значимости, на питание, одежду, жилье, транспорт, медицину, образование. При этом расходы малоимущих семей приходятся в основном на питание и самые необходимые повседневные нужды. При росте доходов семей увеличиваются расходы на одежду, предметы длительного пользования, отдых, развлечения, сбережения и т.п.

     Непотребляемую часть дохода или часть, остающуюся после осуществления всех потребительских расходов, составляют сбережения, то есть сберегаемая часть дохода.

    Если представители классической школы связывали стремление населения к сбережению с величиной процентной ставки, то Кейнс отметил, что склонность населения сберегать обусловлена прежде всего изменениями в доходе. Помимо дохода стремление к сбережению формируется под влиянием большого спектра разнообразных причин — от желания обеспечить себе экономическую независимость, скопить деньги на старость, решить проблемы подрастающих детей и так далее, вплоть до элементарной скупости.
    Объем национальных сбережений — важнейший показатель развития экономики. Он требуется не только для анализа уровня жизни, но и как один из источников финансирования инвестиций. Не случайно в развитых странах весьма бережно относятся к сбережениям граждан. Объем сбережений, как правило, превышает ВВП.



    Список использованной литературы


    1.   Акиндинова Н. Склонность населения России к сбережениям // Вопросы экономики, 2008, №10 - с. 80.

    2.   Бернштам М.С., Гуриев С.М. Механизм стимулирования экономического роста посредством восстановления сбережений населения // Экономика и математические методы. – 2006. – Т.32. – вып.3. – С. 31-53.

    3.   Ветров М. Специфика процесса сбережений населения России // Экономист. 2009, №9 с. 67

    4.   Денисов Н. Расходы и доходы населения России // Экономика и жизни 2008 .№6. С. 3.

    5.   Красильникова М. Личные сбережения населения // Вопросы статистики. 2007, №9 с. 70.

    6.   Сбережения средних слоев населения России // Экономика и организация промышленного производства. – 2007. – №6. – С. 125-141.

    7.   Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. – Рос­тов-на-Дону, 2006. С. 258-269.

    8.   Соколинский В. Психология доходов и сбережений // Финансовый бизнес. 2001. №8 с. 32

    9.   Стребков Д. Трансформация сберегательных стратегий населения России // Вопросы экономики. 2006 №10. С. 97.

    10. Экономика: Учебник /Под ред. Булатова А.С., 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во БЕК, 2005. С. 341-347.




    [1] Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. – Рос­тов-на-Дону, 2006. С. 258-269.

    [2] Экономика: Учебник /Под ред. Булатова А.С., 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БЕК, 2005. С. 341-347.

    [3] Бернштам М.С., Гуриев С.М. Механизм стимулирования экономического роста посредством восстановления сбережений населения // Экономика и математические методы. – 2006. – Т.32. – вып.3. – С. 31-53.

    [4] Красильникова М. Личные сбережения населения // Вопросы статистики. 2006, №9 - С. 70.

    [5] Ветров М. Специфика процесса сбережений населения России // Экономист. 2008. №9. С. 67.

    [6] Соколинский В. Психология доходов и сбережений // Финансовый бизнес. 2001, №8. - С. 32

    [7] Акиндинова Н. Склонность населения России к сбережениям // Вопросы экономики 2008. №10. - С. 80.

    [8] Денисов Н. Расходы и доходы населения России // Экономика и жизни 2008 .№6. - С. 3.

    [9] Стребков Д. Трансформация сберегательных стратегий населения России // Вопросы экономики. 2008, №10. - С. 97.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Потребление, сбережения и инвестиции и влияние их на объем национального производства ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.