Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Содержание миграции трудовых ресурсов

  • Вид работы:
    Другое по теме: Содержание миграции трудовых ресурсов
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:33:05
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 2

    1. Содержание миграции трудовых ресурсов. 4

    1.1.  Понятие и виды трудовой миграции. 4

    1.2. Основные направления международной миграции. 8

    1.3. Количественные показатели миграции. 10

    2. Последствия миграции трудовых ресурсов. 13

    3. Анализ миграции трудовых ресурсов в России. 18

    3.1. Миграция трудовых ресурсов в России. 18

    3.2. Миграционная политика Российской Федерации. 29

    Заключение. 39

    Список использованной литературы.. 43

     

     

    Введение


    В России резко ужесточается миграционное законодательство. Кризис в отношения между Россией и Грузией стал удобным поводом для того, чтобы существенно ограничить возможности иммигрантов и их доступ на территорию России. В миграционной политике России произошел ощутимый разворот: еще летом этого года была утверждена государственная программа по привлечению бывших граждан СССР на территорию России, а осенью прошлого года была объявлена иммиграционная амнистия для нелегалов. Все это вписывалось в политику Кремля внутри страны: декларировались задачи увеличения экономического роста, решения демографической проблемы, национальные проекты. Все это требовало людских ресурсов и государство пошло на существенные послабления в гражданском, миграционном и трудовом законодательстве.

    Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.

    Объектом контрольной работы является экономическая теория, в качестве предмета выступает миграция трудовых ресурсов.

    Цель работы – анализ миграции трудовых ресурсов на современном этапе.

    Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

    - раскрыть содержание и видовую характеристику миграции;

    - рассмотреть основные направления миграции трудовых ресурсов;

    - определить количественные характеристики миграционных прогрессов;

    - проанализировать последствия миграции трудовых ресурсов;

    - анализ основных показателей миграции трудовых ресурсов в России;

    - рассмотреть основные положения миграционной политики Российской Федерации.

    В процессе исследования проблемы международной трудовой миграции были использованы следующие методы: наблюдение и сбор фактов, описание, метод анализа и синтеза, сравнение, графический метод и приведение статистических данных.



     


    1. Содержание миграции трудовых ресурсов


    1.1.  Понятие и виды трудовой миграции


    Миграция представляет собой столь же древнее явление, как и сам человек. Считается, что одно из первых научных определений миграции дал в 1885-1889 гг. английский ученый Е. Равенштейн, понимая под ней постоянное или временное изменение места жительства человека.

    Термин «миграция» (от лат. migratio) означает перемещение или переселение. Миграция представляет собой сложное общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. Она представляет собой один из лучших индикаторов социально-экономического состояния общества.

    Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну, и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны[1].

    Международная миграция рабочей силы - процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда.

    Как процесс представляет собой единство иммиграции, эмиграции, реэмиграции.

    Иммиграция - въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны.

    Эмиграция - выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране.

    Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.

    В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) различают пять основных типов современной международной миграции:

    1. переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;

    2. работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;

    3. профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;

    4. нелегальные иммигранты, в число которых включаются также иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью;

    5. беженцы - лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.

    В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

    1) по направлениям[2]:

    - миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;

    - миграция между промышленно развитыми странами;

    - миграция между развивающимися странами;

    - миграция квалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

    - миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны;

    2) по территориальному охвату:

    - межконтинентальная;

    - внутриконтинентальная:

    a) между государствами;

    b) между макрорегионами;

    3) по времени:

    - безвозвратная - связана с изменением постоянного места жительства;

    - временная:

    a) краткосрочная (мигрант находится до 1 года за пределами своего обычного места жительства);

    b) долгосрочная (более 1 года);

    - сезонная;

    4) по степени законности:

    - легальная - нахождение в стране на законных основаниях;

    - нелегальная - незаконное пересечение границы;

    5) по мотивам:

    - добровольная - обусловлена добровольным принятием индивидом или группой людей решения о миграции;

    - вынужденная - вызвана военными, политическими событиями, преследованиями не этнической и религиозной основе, которые вынуждают население менять место жительства;

    - принудительная - насильственные переселения людей, организованные государством (депортации).

    Причины международной трудовой миграции делятся на экономические и неэкономические.

    К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:

    - различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения;

    - различия в уровне обеспеченности различных стран трудовыми ресурсами;

    - несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;

    - состояние национального рынка труда.

    К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.

    Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только "не умереть с голода". Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.

    В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране иммиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п. Экономические причины миграции здесь также присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.

    Наибольшую роль в развитии мировой экономики международная трудовая миграция начала играть после Второй мировой войны. Распад СССР значительно усилил подвижность населения бывших советских республик, что привело к увеличению численности международных трудовых мигрантов.

    Первоначально международная трудовая миграция имела стихийный характер. Но затем принимающие страны попытались ввести ее в организационные рамки. Так, уже в конце 19 - начале 20 вв. в Германии, Франции, Швейцарии широко был распространен временный найм иностранных рабочих на определенный срок, предусматривающий их обязательную депортацию, т.е. их выезд обратно на родину. В Соединенных Штатах Америки с конца 19 в. был введен контроль за иммиграцией.

    В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.


    1.2. Основные направления международной миграции


    В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. На протяжении всего послевоенного времени направления международной миграции непрерывно изменялись вслед за изменяющимися экономическими условиями. Вследствие отсутствия достоверной статистики международного переселения и широкого развития нелегальной миграции установить точно иерархичность основных направлений миграции достаточно сложно. Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран[3].

    США, Канада, Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США является основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран - Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д.

    С 1982 года Австралия проводит миграционную политику, в соответствии с которой в страну в первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны.

    Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран - бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Лидерство по масштабам миграции в Европе удерживают Германия, Франция, Великобритания и Нидерланды.

    Особо следует отметить международную миграцию в рамках стран Европейского Союза, где принята «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» (подписанная 9 декабря 1989 г.). В разделе I «Хартии» записано: «Каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем»; «свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране». По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободного перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные кадры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах евросоюза. Низкоквалифицированные работники окажутся менее мобильными.

    Ближний Восток. Рынок рабочей силы этого региона стремительно сформировался в 70-е годы XX века. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.

    Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань. Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во-первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром. Другие развивающиеся страны. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в 1991 году около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских рабочих покинули Кувейт, куда на их место приехали рабочие из Индии и Египта. (6, с.199)


    1.3. Количественные показатели миграции


    Наиболее приемлемыми количественными показателями межстранового перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе. Как и в других случаях, нерезидентом считается частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях статистического учета он переклассифицируется в резиденты. В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:

    Трудовой доход (labor income), выплаты занятым (compensation of employees) - зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все отчисления резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К кругу частных лиц - нерезидентов относятся все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в том числе сезонные рабочие, рабочие из приграничных стран, приезжающие в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств[4].

    Перемещения мигрантов (migrants` transfers) - оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества эмигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный денежный эквивалент (как бы оплата за этот экспорт) - по данной статье.

    Переводы работников (workers` remittances) - пересылка денег и товаров мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость.

    Принципиальная разница между статьей «трудовые доходы» (которая в платежных балансах некоторых стран называется «выплаты занятым») и статьями «перемещения мигрантов» и «переводы работников» заключается в том, что в статье «трудовые доходы» учитываются доходы нерезидентов, то есть временно (сроком до 1 года) находящихся в данной стране. В то же время в статьях «перемещение мигрантов» и «переводы работников» показываются доходы и расходы резидентов, то есть мигрантов, которые уехали с родины и остались за рубежом, по крайней мере, сроком более чем на год. Эти две статьи объединяются в рамках текущих операций в группу частных неоплаченных переводов.

    Частные неоплаченные переводы (private unrequited transfers) - оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров на родину. Включает статьи «перемещение мигрантов» и «переводы работников».

    На практике точно определить, по какой именно статье должны фиксироваться те или иные международные переводы, довольно сложно. Человек изначально может поехать за рубеж просто на временные заработки, но затем по каким-либо причинам задержаться там более чем на год, став мигрантом. И наоборот, люди, намеревавшиеся эмигрировать за рубеж навсегда, чье имущество было зарегистрировано как переводы работников, вдруг решают вернуться на родину, не прожив за рубежом и года. Общее правило, которое действует в данном случае, заключается в том, что учет ведется по состоянию на момент пересечения границы, и если даже позже выясняется, что запись была произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают.




    2. Последствия миграции трудовых ресурсов


    Наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

    Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными рынками) международный уровень рынка рабочей силы. И речь идет в данном случае не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую (это случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей. Таким образом, международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы[5].

    Формирование международного рыка труда - свидетельство того что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются прежде всего совместные межнациональные предприятия, которые во множестве возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в рамках отдельных ТНК, при передвижении через границы рабочей силы и капитала. Во многих случаях при этом возникает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических и технологических, но и социальных структур. Это совмещение должно, очевидно, идти по многим направлениям и прежде всего в области:

    - условий труда, способа найма и увольнений работников;

    - оплаты труда, включающей системы дополнительных выплат;

    - предоставление отпусков, свободных от работы дней;

    - продолжительность рабочего времени;

    - предоставление различных льгот, в том числе по линии материального - снабжения, отдыха и т.д.

    Немалые трудности возникают также при согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.). Таким образом, формирующийся международный рынок труда - это не ординарное экономическое явление, а многосложный социально-экономический процесс, ставящий в повестку дня жизни мирового сообщества сложные вопросы смыкания, а в последующем и интеграции социального опыта и практики нации.

    Сейчас совершенно определенно образовались и функционируют пять крупных международных региональных рынка труда: западноевропейский, ближневосточный, азиатский, латиноамериканский, африканский. Причем в первом случае произошло даже юридическое конструирование рынка труда в рамках Европейского сообщества. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы.

    Образование международного рынка труда осуществляется двояко:

    1) через миграцию (физическое перемещение) капитала и труда ;

    2) путем постепенного слияния национальных рынков труда (образование "общего рынка труда"), когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные перегородки между ними. В ряде случаев, соединение капитала и труда может происходить и без их физического перемещения, когда в ход пускаются системы телекоммуникаций.

    Исследуя кадры потенциальной международной миграции исследователи пришли к выводу, что они представлены в целом более молодыми, профессионально подготовленными, экономически активными, но социально обделенными работниками. Этот вывод подтверждается также данными зарубежных источников. Так, Дж. Борджес отмечает, что иностранные рабочие в США, например, в начале получают меньше, чем коренные американцы, но через 10-15 лет начинают зарабатывать больше, что во многом объясняется "естественным отбором" иностранных рабочих: в их составе оказываются наиболее способные и целеустремленные люди.

    Следует иметь в виду, что отнесение тех или иных последствий международной миграции рабочей силы к позитивным или негативным не может быть однозначным и окончательным, оно может зависеть от конкретной социально-экономической ситуации в стране (табл.10). Например, переориентация инвестиций из тяжелой индустрии в сферу потребления имеет негативный характер в условиях насыщенного потребительского рынка и значительной величины безработицы в стране, в ситуации же острого дефицита потребительских товаров и благ этот результат вряд ли можно считать отрицательным. К тому же различные последствия явно не равнозначны по своему влиянию на экономику страны: сокращение дефицита платежного баланса в какой-то момент может перевесить все отрицательные последствия рассматриваемого явления.

    Рассмотрение позитивных и негативных последствий международной миграции рабочей силы лежит в основе определения направленной государственной и региональной политики и построения системы регулирования этого процесса, предусматривающей создание определенных общественных институтов и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях.

    Таблица 2.1

    Возможные социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы


    Позитивные

    Негативные

    Страна-экспортер рабочей силы

    1. Приобретение работником новой квалификации

    1. Потеря квалифицированной рабочей силы

    2. Сокращение дефицита платежного баланса

    2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу

    3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда

    3. Переориентация капитальных вложений с освоения производственных ресурсов на потребление

    4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства

    4. Рост инфляции

    Страна-импортер рабочей силы

    1. Облегчение структуры региональных сдвигов

    1. Блокирует внедрение трудосберегающей технологии

    2. Содействие вертикальной мобильности местных работников

    2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы

    3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы

    3. Увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей

    4. Торможение роста цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям


    5. Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников


    По всем признакам формирующийся международный рынок рабочей силы имеет явно сегментированный характер. Иначе говоря, в рамках этого рынка образуются несколько частных, относительно автономных рынков рабочей силы со своими закономерностями движения рабочей силы. Такая сегментация рабочей силы отражает как сложившееся международное разделение труда, так и особенности в квалификации рабочей силы и предъявляемого на нее спроса. Сегментирование международного рынка труда исключает единообразие в составе рабочей силы, выступающей на этом рынке. Однако это вовсе не исключает формирования у этих рабочих специфических черт и особенностей, отличающих их в целом от рабочих, выступающих только на национальных рынках труда. Достаточно сказать, что у этой категории рабочих заметно ослабляются национальные привязанности, они более мобильны и обладают большими способностями приспосабливаться к требованиям нанимателей. Такие способности присуще, например, рабочим из азиатских стран, выезжающим за границу.





    3. Анализ миграции трудовых ресурсов в России


    3.1. Миграция трудовых ресурсов в России


    Согласно данным статистики, за последние 10-12 лет, миграционные процессы в России характеризуются следующими особенностями:

    - масштабы постоянных миграций постепенно уменьшаются, общее число зарегистрированных миграционных перемещений, как внутренних, так и внешних, сократилось более чем в два с половиной раза — с 6,3 млн в 1989 до 2,4 млн человек в 2007 г.;

    - доля внутренних миграций в общем объеме переселений (включающем также миграционный обмен со странами СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья) увеличилась с 65 до почти 90%;

    - в составе мигрантов преобладает население в трудоспособном возрасте, на долю которого приходится 3/4 от общего их числа (рис. 3.1); во всех потоках среди мигрантов преобладают женщины, главным образом за счет старшей возрастной группы;

    Рис.3.1. Возрастная структура мигрантов
    внутри Российской Федерации, 2007 г., %

    - количество въехавших в Россию на постоянное место жительства превышает численность выехавших за ее пределы, что обеспечивает механический прирост населения (с начала 90-х годов он составил почти 3,5 млн человек). Однако миграционный прирост не в состоянии компенсировать естественную убыль населения, которая за тот же период превысила 8 млн человек;

    - во внешнем миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, который в рассматриваемый период уже превысил 11 млн человек. Только за счет миграционного обмена с этими государствами Россия в период 2001—2008 гг. получила свыше 4 млн человек[6];

    - значительно выросли масштабы вынужденной миграции — число зарегистрированных мигрантов, получивших в соответствии с действующим законодательством статус вынужденных переселенцев и беженцев, достигло к концу 90-х годов более 1 млн человек. К росту этой категории мигрантов,  главным образом в первой половине 90-х годов, привели многочисленные вооруженные конфликты, возникшие на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан, Пригородный район Северной Осетии — Алании, Чечня), а также политика, направленная на «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшая первый этап суверенизации новых независимых государств. Однако в последующем по мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия количество конфликтов сократилось;
    -на фоне сокращения перемещений населения на постоянное место жительства заметно возросли потоки временных внешних миграций, связанных с отдыхом, ростом числа деловых поездок и поездок по частным приглашениям.

    Таблица 3.1

    Общие итоги миграции населения, 2003-2007 гг., млн чел.

    Потоки миграции

    2003

    2004

    2005

    2006

    2007

    В пределах России

    3,0

    2,9

    2,6

    2,3

    2,1

      в том числе: внутри регионов

    1,5

    1,6

    1,4

    1,3

    1,2

    между регионами

    1,5

    1,3

    1,2

    1,0

    0,9

    Обмен с зарубежными странами:

    прибывшие

    1,2

    0,6

    0,5

    0,4

    0,2

      в том числе: из стран СНГ и Прибалтики

    1,2

    0,6

    0,5

    0,4

    0,2

    из других стран, тыс. чел.

    45,0

    16,0

    19,0

    9,0

    7,0

    выбывшие —

    0,3

    0,3

    0,2

    0,2

    0,1

      в том числе: в страны СНГ и Прибалтики

    0,2

    0,2

    0,1

    0,1

    0,06

    в другие страны

    0,1

    0,1

    0,1

    0,1

    0,05


    Как же складывается современная география миграционных потоков внутри России и каковы направления внешней миграции населения?
    В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад. Страна четко поделилась на две зоны — притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.

    Таблица 3.2

    Внутрироссийская миграция по федеральным округам,
    2008 г., тыс. человек


    Территория прибытия

    Централь-
    ный

    Северо-
    Западный

    Южный

    Приволж-
    ский

    Уральс-
    кий

    Сибирский

    Дальне-
    восточ-
    ный

    Всего

    Центральный

    305,5

    20,0

    15,5

    17,1

    7,2

    7,4

    5,6

    378,3

    Северо-Западный

    28,0

    138,7

    8,0

    11,2

    3,3

    3,1

    2,1

    194,4

    Южный

    31,9

    10,7

    237,8

    13,5

    12,5

    7,5

    4,4

    318,3

    Приволжский

    32,9

    12,8

    13,7

    360,8

    27,8

    8,2

    4,6

    460,8

    Уральский

    13,3

    5,4

    10,3

    24,5

    146,2

    9,1

    2,0

    210,8

    Сибирский

    19,2

    7,2

    11,8

    11,9

    13,7

    340,4

    10,4

    414,6

    Дальневосточный

    20,1

    6,3

    9,1

    8,3

    3,5

    13,0

    103,1

    163,4

    Всего

    450,9

    201,1

    306,2

    447,3

    214,2

    388,7

    132,2

    2 140,6

    На сером фоне — численность мигрантов в пределах одного федерального округа.

    Таблица 3.3

    Коэффициенты миграционного прироста по федеральным округам Российской Федерации (миграционный прирост за год на 10 тыс. населения)


    Все население

    2004

    2005

    2006

    2007

    2008

    Российская Федерация

    55

    23

    19

    15

    5

    Центральный

    84

    51

    47

    41

    30

    Северо-Западный

    17

    19

    10

    8

    8

    Южный

    99

    25

    16

    9

    6

    Приволжский

    76

    29

    29

    16

    2

    Уральский

    59

    23

    29

    21

    9

    Сибирский

    39

    7

    3

    –4

    –17

    Дальневосточный

    –192

    –87

    –100

    –52

    –64

    Наибольший отток населения наблюдается из Дальневосточного региона. Он превысил 840 тыс. человек (11% всех жителей). Из Северного экономического района за тот же период выехало более 300 тыс. человек (5%), из Восточной Сибири — свыше 180 тыс. человек (2%).
    Среди субъектов Российской Федерации наиболее быстрыми темпами за счет миграционного оттока сокращается число жителей Чукотского автономного округа и Магаданской области, которые уже потеряли почти половину своего населения; Камчатской области (около 1/5 всех жителей); Сахалинской и Мурманской областей, Республики Коми (свыше 1/10 населения).
    Приток населения на российском Севере в отдельные годы имели лишь Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа в Западной Сибири, где получил развитие мощный нефтегазовый комплекс.
    Главным ареалом притяжения мигрантов вот уже много лет остается Центральный район. За последнее десятилетие миграционный прирост здесь составил 1,2 млн человек (4% численности проживавшего в районе на начало 2004 г. населения). Прирост населения за счет мигрантов на Северном Кавказе за тот же период превысил 900 тыс. человек (5,5%), в Поволжье — 800 тыс. человек (5%), в Центрально-Черноземном районе — 550 тыс. человек (7%).
    Начиная со второй половины 90-х годов Москва становится наиболее заметным центром притяжения мигрантов из всех регионов страны. Только в 2004-2006 гг. миграционный прирост в столице превысил 200 тыс. человек, что составило половину миграционного прироста по всему Центральному федеральному округу. На 2/5 этот прирост был обеспечен за счет переселенцев из других субъектов федерации, входящих в этот округ. Из Южного федерального округа прибыли в Москву 17% мигрантов, из Приволжского — 12, из остальных — по 7—8%. Столичный регион (Москва и Московская область) сегодня и на перспективу остается самым привлекательным в миграционном отношении благодаря своему социально-экономическому потенциалу и более широким по сравнению с другими территориями страны возможностям трудоустройства[7].

    Среди других обозначившихся центров притяжения мигрантов можно выделить Санкт-Петербург, некоторые области Центрального и Центрально-Черноземного районов, в частности Ярославскую, Орловскую, Липецкую, Воронежскую; Республику Татарстан и Самарскую область в Поволжье; регионы равнинного Предкавказья — Краснодарский и Ставропольский края; Новосибирскую область на юге Западной Сибири.

    Значительные подвижки населения происходят и внутри самих регионов. Как видно из таблицы 2, до 4/5 мигрантов — жителей Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, 3/4 мигрантов Южного, свыше 2/3 Северо-Западного и Уральского и почти 3/5 мигрантов Дальневосточного федеральных округов перемещаются в пределах тех же округов, выбирая при этом более благоприятные (с точки зрения природно-климатических и социально-экономических условий проживания) территории.
    Внутри- и межрегиональные миграционные потоки формируются под влиянием различных факторов. Переход к рынку и изменение экономических отношений привели, в частности, к утрате стимулирующего значения установленных ранее государством в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях льгот и надбавок к заработной плате, которые на протяжении многих лет применялись для привлечения сюда кадров. Заметно ухудшились в этих регионах и социальные условия жизни людей. Спад производства в сырьевых отраслях, имевших преимущественное развитие на севере страны, привел к сокращению рабочих мест и к росту безработицы. Все это вместе взятое и обусловило увеличение миграционного оттока с северных территорий.
    Следствием затянувшегося военного конфликта в Чечне, обострившихся межэтнических отношений на Северном Кавказе стала потеря миграционной привлекательности этого региона и снижение притока сюда мигрантов из других районов страны.

    В то же время приток населения в регионы запада и юга России можно объяснить тем, что наряду с экономическими стимулами все более заметную роль начинают играть такие внеэкономические факторы, как климат, политическая стабильность, этническая однородность, географическое положение. Поэтому данные о миграциях говорят о реальных межрайонных различиях качества жизни гораздо больше, чем статистика денежных доходов населения.

    Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4/5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами. При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2006 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2007 г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, — 124 тыс. человек. Более 2/3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 3.4).

    Таблица 3.4

    Распределение иммигрантов в Россию из стран нового зарубежья

    Страны выбытия

    Доля
    иммигрантов, %

    Казахстан

    35

    Украина

    20

    Узбекистан

    14

    Другие государства Средней Азии
    (Киргизия, Таджикистан, Туркмения)

    12

    Государства Закавказья
    (Азербайджан, Армения, Грузия)

    11

    Молдавия

    4

    Белоруссия

    3

    Страны Прибалтики
    (Латвия, Литва, Эстония)

    1

    В этническом составе мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья преобладают русские, хотя их доля постепенно сокращается (с почти 80% в начале 2000-2002 годов до 58% в 2007 г.). Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана в Россию приезжают преимущественно представители коренных этносов.

    В географии выезда мигрантов из России выделяются три основных направления — Украина, Казахстан и Белоруссия. На их долю приходится 4/5 всех выезжающих из Российской Федерации в страны ближнего зарубежья на постоянное место жительства.

    Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья за последнее десятилетие сократилась с 88 тыс. в 2004 до 75 тыс. человек в 2007 г. (достигнув максимума в 2005 г. — 114 тыс. человек). Среди государств, принимающих российских граждан на постоянное жительство, выделяются Германия, Израиль и США, на долю которых приходится 9/10 всех эмигрантов. Постепенно растет доля других стран, принимающих мигрантов из России, прежде всего Финляндии и Канады.

    Большая часть постоянных и временных мигрантов, переезжающих из региона в регион (из села в город и обратно) или из страны в страну, относятся к трудоспособному населению. Миграция рабочей силы, или, как ее еще называют, трудовая миграция, оказывает огромное влияние на развитие общества.

    Становление рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику открывают возможности для свободного передвижения рабочей силы по территории страны и через государственные границы. Временные трудовые мигранты — это самый динамичный и, возможно, самый большой миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы, в том числе международного.
    Иностранная рабочая сила прибывает в Российскую Федерацию из более чем 100 государств, однако главными ее экспортерами выступают страны СНГ (прежде всего Украина, Молдавия), Китай, Турция, Вьетнам, КНДР. В 2007 г. в России было официально выдано разрешений для осуществления трудовой деятельности 283 тыс. иностранных граждан; по экспертным оценкам, в настоящее время в России трудятся, в том числе нелегально, более 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Основные сферы деятельности трудовых иммигрантов — строительство (39%), промышленность (13%), сельское и лесное хозяйство (10%). Стабильно высокой остается доля торговли и коммерческой деятельности (23%). Значительная часть (почти 2/5) иностранных мигрантов трудятся в Центральном экономическом районе, в Западной Сибири (15%), в Дальневосточном регионе (свыше 10%). Среди субъектов Российской Федерации самым крупным потребителем иностранной рабочей силы выступает Москва — почти 30% от общего числа иностранных рабочих.

    В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать все большую значимость для экономики России. Согласно прогнозу Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное население в стране сократится почти на 7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, при тех тенденциях рождаемости и смертности, которые прогнозируются в будущем, потребность в дополнительной рабочей силе за счет иммигрантов может составить не менее 500—600 тыс. человек в год.

    Одновременно с увеличением импорта рабочей силы в России растет и ее экспорт. Российская Федерация вышла на мировой рынок рабочей силы в начале 90-х годов. Ежегодно на работу за рубеж выезжают 40—50 тыс. россиян. Большинство трудовых мигрантов направляются в страны Европы — Великобританию, Германию, Польшу, Финляндию, Австрию, Грецию. Другая часть российских граждан находят работу в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Индии, Иране, нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих на работу за рубеж, имеют высшее и среднее специальное образование. Основными побудительными мотивами выезда российских специалистов за рубеж являются невостребованность их опыта и знаний, низкая заработная плата, плохие материальные условия жизни. Потери, которые несет Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.

    Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му — на 18–19 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009–2017 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек (рис. 1). Все когорты населения, которые будут входить в трудоспособный возраст в первой четверти XXI века, уже родились, поэтому компенсировать провал за счет наметившегося повышения рождаемости невозможно. Частично восполнить трудовые ресурсы России в этот период можно с помощью мер, направленных на сокращение смертности в трудоспособных возрастах, на общее улучшение здоровья населения с последующим расширением возрастных границ занятости. Однако подобные меры, даже если окажутся сравнительно эффективными, не могут немедленно принести осязаемый результат. Миграция более эластична, то есть более гибко реагирует на внешние факторы, и поэтому способна дать быстрый и масштабный ответ на вызовы ближайшего десятилетия.

    Рис.3.2. Изменение (прирост/убыль) общей численности населения и численности населения в трудоспособном возрасте в 1990-2007 гг. и по прогнозу на 2008-2025 гг.


    В целом можно сказать, что миграция в России развивается примерно так же, как во многих развитых странах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими причинами. В крупнейших российских мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудовая миграция бурно развивалась на протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов[8].

    На мировых рынках труда мигранты в основном занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у местных работников. Это следующие виды деятельности:

    - “3D jobs” — грязная, тяжелая и/или опасная работа, не требующая квалификации, включая труд повышенной интенсивности (конвейер, строительные работы, добыча природного сырья, обработка пищевых продуктов и т.д.);

    - работа низкой или средней квалификации в общественной сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений (химчистка, развоз пиццы, уборка, торговля и т.д.);

    - работа по уходу и обслуживанию в частной сфере (уборка и домашние работы в частных домохозяйствах, уход за детьми и больными и т.п.);

    - занятость в теневом и криминальном секторах экономики (в «левых» незарегистрированных фирмах, в производстве контрафактной продукции и т.п.).

    Мигранты заняты также в сезонных работах, т.е. там, где спрос на труд подвержен сильным колебаниям. Чтобы удовлетворить его в период сезонного пика, местных кадров часто не хватает. К тому же работа в сельском хозяйстве, сфере туризма и развлечений также не пользуется спросом у местного населения.

    Однако роль мигрантов велика и в «верхнем» сегменте рынка труда, т.е. там, где работают квалифицированные профессионалы: менеджеры, ученые, работники высокотехнологичных производств, IT-специалисты и т.п. Спрос на такой труд обусловлен уже не отказом местных работников от этих видов занятости, а абсолютным дефицитом квалифицированных кадров, обеспечивающих экономический рост в развитых странах. На занятость в этих секторах оказывают существенное влияние тенденции глобализации. Такие работники, как правило, не встречают противодействия со стороны миграционных и пограничных режимов принимающих стран.

    Таким образом, на мировых рынках труда мигранты в основном сосредоточены в низовых секторах и ареалах элитной занятости, оставляя «середину» местным работникам. Графически эту модель изображают в виде своеобразных «песочных часов».

    Сейчас в нашей стране эта модель представлена в усеченном виде: элитная миграция только начинает развиваться под влиянием все ярче проявляющегося «кадрового голода». Однако вскоре дефицит квалифицированных кадров проявится со всей очевидностью и станет реальным тормозом экономического развития. Тогда и понадобится механизм привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа, являющийся необходимой частью миграционной политики всех принимающих стран.


    3.2. Миграционная политика Российской Федерации


    Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.

    Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2008—2010 гг. включают:

    - совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ;

    - совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов;

    - дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

    - создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.

    Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию системы регулирования миграционных процессов внутри страны. Сегодня функции государственного управления в области миграционной политики возложены на Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации она представлена территориальными органами — подразделениями по делам миграции, находящимися в подчинении управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Эта служба призвана не только разрабатывать предложения по основным направлениям государственной миграционной политики, но и осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации, а также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.

    В заключение отметим, что статистика и оценка миграционных процессов в стране порой весьма противоречивы. Во многом это объясняется сложностью и несовершенством существующего механизма учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Так, в начале 2006 г. оценка общего количества нелегальных мигрантов в России колебалась в пределах от 1,5 до 10—12 млн человек, то есть расходилась на порядок. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь существенные коррективы не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.
    Вместе с тем многие специалисты сходятся во мнении, что без разумной миграционной политики, направленной на регулирование внутренних потоков мигрантов и привлечение в страну дополнительной рабочей силы, вряд ли удастся решить те масштабные социально-экономические задачи регионального развития, которые намечаются на перспективу.

    Миграционная политика должна способствовать:

    - развитию рыночных отношений;

    - построению демократического общества и соблюдению прав человека;

    - укреплению отношений России со странами СНГ и Балтии;

    - интеграции России в международный рынок труда;

    - укреплению безопасности страны, устранению или смягчению возникающих рисков.

    Чтобы быть конструктивной, миграционная политика должна исходить из объективной реальности, важнейшие составляющие которой следующие:

    1. Ограниченные возможности государства по оказанию помощи мигрантам (в рассматриваемый период эти возможности будут еще более ограничены из-за необходимости восстановления Чечни).

    2. Ограниченные демографические ресурсы России, что обусловливает неизбежность масштабной иммиграции в недалеком будущем. Наибольший дефицит труда будет характерен для центральных и западных районов России, где ожидаются самые высокие темпы естественной убыли трудоспособного населения. Из этого вытекает невозможность организации переселения в Сибирь и на Дальний Восток, проекты которого непрерывно выдвигаются. Попытки их реализовать неотвратимо приведут к напрасной растрате ресурсов.

    3. Признание факта, подтвержденного мировым опытом, что свобода передвижения и высокая мобильность населения являются одним из главных факторов развития рынка труда, адекватного рыночным отношениям.

    4. Неизбежность усложнения этнической структуры населения России, появления новых диаспор, “чайна-таунов” и других этнических микрорайонов в крупных городах.

    Исходя из этого главным направлением миграционной политики России должно быть не ограничение иммиграции и другие охранительные мероприятия, а обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и воспитание толерантности к мигрантам.

    Управляющие усилия должны быть направлены на формирование гражданской идентичности россиян взамен акцентировки на этнических различиях.

    Краткосрочная миграционная политика должна исходить из решения актуальных задач, но не входить в противоречие с долгосрочными целями. Миграционная стратегия России в решающей степени обусловливается перспективной демографической ситуацией. Согласно имеющимся прогнозам после 2005г. в России начнется стремительная естественная убыль трудоспособного населения, достигающая примерно 1 млн. чел. в год. Единственным источником пополнения трудовых ресурсов в будущем может быть только иммиграция. Следовательно, перспективная миграционная политика России - это, прежде всего, иммиграционная политика.

    Приоритетные направления миграционной политики заключаются в следующем:

    - обеспечение свободы передвижения;

    - создание благоприятных условий для репатриации и миграции из стран СНГ и Балтии;

    - помощь беженцам и вынужденным переселенцам;

    - защита прав русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии;

    - регулирование иммиграции и трудовой миграции из стран дальнего зарубежья.

    1. Обеспечение свободы передвижения[9].

    Свобода передвижения является одним из главных атрибутов рыночной экономики и демократического общества. Реализация этой конституционной нормы предполагает систему взаимоувязанных мероприятий, среди которых важнейшими являются следующие:

    1. Действительное решение проблемы прописки - перехода от разрешительной на заявительную регистрацию. Эта работа требует совместных усилий заинтересованных ведомств и должна проводиться в рамках специальной правительственной Комиссии. Реализация этого перехода требует:

    разработки и внедрения альтернативной системы учета населения (путем регистра, дактолоскопии или других мер);

    разработки механизма действенного обеспечения защиты частной собственности, прежде всего, жилищной (в настоящее время владельцы жилья часто отказывают квартиросъемщикам в регистрации из-за боязни потерять жилье).

    2. Отмена ограничений на регистрацию по месту жительства, которые существуют во многих субъектах Федерации и городах. Чаще всего ограничения распространяются на областные центры. Наиболее жесткие ограничения существуют в Москве.

    2. Создание благоприятных условий для репатриации и регулирования миграции из стран СНГ.

    В условиях ограниченных возможностей финансовой помощи репатриантам протекционистская политика государства может заключаться в устранении препятствий для их самостоятельного обустройства. Для этого могут быть предложены следующие меры:

    - снятие ограничений на регистрацию мигрантов в крупных городах. Именно в таких городах существуют наиболее благоприятные возможности для заработков (хотя бы уличной торговлей), а значит, самообеспечения мигрантов.

    - смягчение требований обязательной увязки обеспечения социальных гарантий с принятием российского гражданства. Такие требования ставят мигрантов в очень жесткие условия, так как вынуждают отказываться от гражданства страны исхода, тем самым отрезая себе пути назад в случае неудачи. Принятие российского гражданства может быть обусловлено определенным, но достаточно длительным сроком (например, 3 года);

    -  в перспективе бывшим гражданам СССР необходимо обеспечить свободное передвижение в пределах СНГ. При этом в России регистрация по месту жительства должна осуществляться независимо от наличия гражданства России. Обеспечение свободы передвижения граждан явилось бы серьезным вкладом в интеграцию СНГ.

    3. Помощь беженцам и вынужденным переселенцам.

    Россия, единственная из стран СНГ, где создана государственная система помощи этим категориям мигрантов, которая регулируется законами “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах”. Однако оказать помощь накопленному количеству статусных мигрантов государство не в состоянии.

    Целесообразно ограничить предоставление статуса вынужденного переселенца, сузив контингент возможных претендентов:

    - лицами, эвакуированными в чрезвычайных обстоятельствах или бежавшими от таковых;

    - социально не защищенными группами населения. Одновременно необходимо расширить оказываемую помощь лицам, получившим статус, и обеспечить ее гарантии.

    Остальные мигранты должны в основном рассчитывать на собственные силы, и в этом им должно помочь снятие указанных выше ограничений.

    В дальнейшем не должно поощряться создание изолированных переселенческих поселений. Компактное расселение переселенцев может осуществляться в малых городах, освободившихся гарнизонных городках. Создание поселений на пустом месте резко повышает удельные расходы на обустройство переселенцев и требует создания новых рабочих мест. Вместе с тем, уже существующим переселенческим поселениям помощь должна быть продолжена.

    4. Регулирование иммиграции из дальнего зарубежья

    Основная часть иммиграции из дальнего зарубежья носит незаконный характер. Это в значительной степени обусловлено неразработанностью законодательства, определяющего положение в России иностранцев, лиц, ищущих убежища, и апатридов. Легализация этих лиц на законных основаниях возможна лишь путем предоставления статуса беженца, который распространяется на очень ограниченный круг иммигрантов, что оправдано тяжелым экономическим положением России.

    Необходимо разработать альтернативные способы предоставления вида на жительство различным категориям иммигрантов. Это является главным условием их подконтрольности и уменьшения криминогенности в их среде.

    Особого внимания требует регулирование китайской иммиграции в связи с тем, что в перспективе китайцы будут составлять существенную компоненту на рынке труда России. Поэтому очень важно наработать опыт сотрудничества с ними. Именно это, а не миграционный контроль, является главным направлением политики в отношении иммиграции китайцев.

    Главное направление происшедших изменений состоит в сильном упрощении регистрации иностранных граждан по месту пребывания, а также правил трудоустройства.

    Ранее, чтобы получить право на пребывание в России, иностранный гражданин обязан был в течение 3-х дней зарегистрироваться по месту жительства. Регистрация производилась в милиции, соответствующий штамп ставился в паспорт. Регистрация могла быть совершена только с согласия всех лиц, постоянно проживающих по тому адресу, по которому регистрируется мигрант. Для этого требовалось не просто соответствующее заявление, но личная явка в милицию как ответственного владельца или съемщика жилого помещения, так и всех в нем проживающих лиц. Именно регистрация (прописка) в том виде, как она осуществлялась, была главным камнем преткновения на пути законного пребывания в России и официального трудоустройства. Бюрократические барьеры, связанные с регистрацией, оказались практически непроходимыми для большинства мигрантов.

    Принимая во внимание, что наличие регистрационного штампа в паспорте было обязательным условием трудоустройства, не приходится удивляться буквально расцвету различных криминальных сервисов по продаже "адреса", равно как и криминализации милиции на миграционной почве. Только зная прежний порядок, можно по достоинству оценить произошедшие перемены.

    Летом 2006 г. были приняты новые законодательные документы, коренным образом изменившие миграционный режим в России. Во-первых, были внесены существенные изменения в закон "О правовом положении иностранных граждан" и принят новый закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Оба закона вступили в силу с 15 января 2007 года.

    Новый порядок сильно упростил процедуру регистрации для временно пребывающих на территории страны, каковыми и является основная часть мигрантов. Для этой категории мигрантов отменена разрешительная регистрация по месту жительства со штампом в паспорте. Она заменена уведомительной регистрацией по месту пребывания. Лицо или организация, принимающая мигранта, должны сдать заявление по установленной форме, где в качестве места пребывания мигранта может быть указан не обязательно адрес места жительства. Альтернативой может быть адрес места работы или посреднической фирмы. Заявление можно сдать не только в милицию, но и отправить по почте в местное управление миграционной службы. Корешок от заявления со штампом о его приеме является удостоверением легального пребывания мигранта. При этом до минимума сокращен перечень требуемых для постановки на учет документов. Нужны лишь паспорт и миграционная карта. Впервые со времен существования паспортной системы введена модель, отобравшая у милиции разрешительную функцию регистрации мигрантов. Впервые также временно пребывающему в России не требуется регистрационный штамп в паспорте. В 2 раза - до 180 дней - удлинен срок временного пребывания, который может быть продлен до 1 года.

    Не менее решительно изменен порядок трудоустройства мигрантов. Ранее разрешение на найм иностранной рабочей силы выдавалось работодателю. Это ставило мигрантов в зависимое положение от работодателя, провоцировало развитие неправовых практик трудового найма, обманной вербовки, рабского труда, торговли живым товаром.

    Теперь разрешение на работу в виде трудовой карты выдается лично мигранту, а не работодателю, как раньше. Мигрант получил право свободного поиска работы, а работодатель - свободного найма иностранного гражданина, имеющего разрешение на работу. Таким образом, ликвидирована "привязка" работника к работодателю и созданы условия для свободного перемещения на рынке труда иностранной рабочей силы.

    Перемены пока коснулись только мигрантов, приезжающих в Россию на безвизовой основе из стран СНГ. Рабочую силу из стран СНГ Россия рассматривает как приоритетную для себя, поэтому преференции в ее отношении естественны.

    Квотированный порядок выдачи разрешений на работу сохранен, но требования к квотированию расширены. Теперь квоты должны устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации мигрантов, страны их происхождения, а также по регионам России. При этом квоты не распространяются на квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по своей специальности, и это тоже новшество. На 2009 г. были установлены две квоты: для иностранных граждан из безвизовых стран (6 миллионов разрешений) и для иммигрантов, прибывающих в визовом порядке в целях осуществления трудовой деятельности (308,8 тыс. приглашений). Огромная квота для безвизовых стран на 2009 год позволила провести легализацию большинства накопившихся незаконных мигрантов из этих стран. В этих целях была проведена разовая акция по выдаче дубликатов миграционных карт мигрантам, просрочившим сроки пребывания или потерявшим миграционные карты. Вместе с тем, пока что механизм квотирования в условиях России не является эффективным методом управления трудовым миграционным потоком. Возможность расчета квот в условиях современного российского рынка труда - быстро меняющегося, импульсивного, в значительной части находящегося в тени - проблематична.


    Заключение


    Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью более широкого явления — международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.

    Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под  эмиграцией   понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под  иммиграцией  — въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации— возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

    Международная миграция рабочей силы — это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.

    Существует несколько теорий, объясняющих причины и направленность международных миграционных процессов. Наиболее распространенный концептуальный подход исходит из классической теории и, в частности, из представления о соотношении факторов «выталкивания» и «притяжения» населения и рабочей силы как главных движущих силах данного процесса. Согласно классической (Е. Равенштайн, А. Люис, Дж. Фей, Г. Ранис) и неоклассической теории (Дж. Харрис, М. Тодаро) избыточные трудовые ресурсы мигрируют из преимущественно сельских районов с низкой предельной производительностью в более развитые урбанизированые районы. Часто решения о миграции объясняются индивидуальными представлениями о более благополучных районах и странах, а не фактическим положением вещей. Этим, например, экономисты-неоклассики объясняли миграционные потоки в урбанизированные районы с высокой безработицей.

    В отличие от классических теорий приверженцы исторических и структуралистских концепций объясняют миграцию экономическим и политическим неравенством различных субъектов (стран, регионов, предприятий, индивидов), когда более сильные субъекты определяют направленность миграционных потоков в выгодном им направлении. Эти же теории признают важность таких факторов, как этнические и семейные связи среди мигрантов, роль государственного регулирования в данной области.

     В реальной жизни все перечисленные подходы и объяснения дополняют друг друга и взаимопереплетены.

    Причинами трудовой миграции являются факторы экономического, культурного, экологического, политического, национального, религиозного, расового, психологического, гуманитарного, правового порядка. Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с наиболее высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях зарплаты за ту или иную профессиональную деятельность.

    Выделяют следующие виды трудовой миграции:

    1.   Безвозвратная, при которой мигранты выезжают на ПМЖ в принимающей стране;

    2.   Временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от 1 года до 6 лет;

    3.   Сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (с/х и сфера услуг);

    4.   Маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно;

    5.   Нелегальная (незаконный въезд в страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях с последующим нелегальным трудоустройством);

    6.   «Утечка умов» – это односторонняя миграция научно-технических кадров в рамках мирового хозяйства в преимущественно промышленно развитые страны, ведущая к утрате квалифицированных специалистов стран-доноров (ученых, «звезд» спорта).

    Для стран-доноров эмиграция приносит следующие преимущества:

    - уменьшается давление избыточных трудовых ресурсов, частично снижается безработица и социальная напряженность в стране;

    - после работы за границей в страну возвращаются более квалифицированные работники, владеющие передовой организацией труда;

    - страны получают валютные переводы от своих граждан, работающих за рубежом.

    Недостатки эмиграции состоят в следующем:

    - отток части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте;

    - потеря части понесенных затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов (при «утечке умов»).

    Принимающие трудовых мигрантов страны получают следующие выгоды:

    a) экономия на зарплате (иностранные рабочие оплачиваются ниже уровня зарплаты национальных кадров);

    b) повышение конкурентоспособности их товаров вследствие уменьшения издержек производства;

    c) за счет иммигрантов расширяется емкость внутреннего рынка предметов потребления;

    d) экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку квалифицированных работников-иммигрантов;

    e) иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, т.к. они первыми могут быть уволены;

    f) иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ.

    К отрицательным моментам, связанным с импортом рабочей силы, можно отнести:

    - появление дискриминации по отношению к иностранцам, межнациональная неприязнь;

    - недовольство коренного населения, возникновение элементов социальной напряженности.




    Список использованной литературы


    1. Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций - М.: ИНФРА-М, 2005. – 356 с..

    2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 399 с.

    3. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие/Под ред. В.Г.Игнатова - М.: МарТ, 2003. – 142 с.

    4. Глущенко Г.И. Миграция и развитие: мировые тенденции // Вопросы статистики. 2008. - №2 – С.154-155

    5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2006. – 480 с.: ил.

    6. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Экономистъ, 2005. – 861 с.

    7. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. – Киров.: АСА, 2003. – 832 с.

    8. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 516 с.

    9. Международные экономические отношения: Учебное пособие для вузов/Под ред. Л.Е.Стровского - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 354 с.

    10. Рыбаковский О. Миграционный опыт и миграционные установки // Социальная и демографическая политика. - 2007.-  №6 – С.32-34

    11. Рязанцев С. Миграция населения // Социальная и демографическая политика. 2007. №2

    12. Станковская И.К. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2005. – 448 с.

    13. Экономика: Учебник/Под ред. А.С.Булатова - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2005. - 775с.

    14. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: КноРус, 2006. – 464 с.

    15. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2005. – 592 с.: ил.



    [1] Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Экономистъ, 2005. – С.391-392

    [2] Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. – С.116-117

    [3] Станковская И.К. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2005. – С.214-215

    [4] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – С.254-256

    [5] Экономика: Учебник/Под ред. А.С.Булатова - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2005. – С.154-156

    [6] Рязанцев С. Миграция населения // Социальная и демографическая политика. 2007. №2 – С.7-8

    [7] Рыбаковский О. Миграционный опыт и миграционные установки // Социальная и демографическая политика. - 2007.-  №6 – С.32-34

    [8] Международные экономические отношения: Учебное пособие для вузов/Под ред. Л.Е.Стровского - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2008. – С.154-155

    [9] Рязанцев С. Миграция населения // Социальная и демографическая политика. 2007. №2 – С.7-8

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Содержание миграции трудовых ресурсов ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.