Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Сущность и содержание менеджмента

  • Вид работы:
    Другое по теме: Сущность и содержание менеджмента
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:33:10
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Вариант 1. 2

    1.1 Сущность и содержание менеджмента. 2

    Ключевые понятия концепции управления. 2

    Менеджер в организации, его функция и роль. 4

    Уровни управления. 5

    Внутренняя и внешняя среда организации. 6

    Развитие методологии менеджмента. 7

    Функционирование организации как социально-экономической системы.. 7

    Социальная ответственность организации. 8

    Показатели эффективности управления. 9

    Управление как процесс самоорганизации. 10

    1.2. Процессный, системный, ситуационный и количественный подходы в менеджменте, их особенности и область применения. 11

    Литература. 14


    Вариант 1

    1.1 Сущность и содержание менеджмента

    Ключевые понятия концепции управления

    В упрощенном понимании, менеджмент может быть представлен как деятельность по достижению поставленных целей организации, использующая труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

    В современном мире термин «менеджмент» употребляется для определения различных понятий. Менеджмент – это определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций:

    - это область знаний, помогающая осуществлять эту профессиональную деятельность,

    - это понятие, которое ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют эту деятельность.

    Сегодня эта деятельность превратилась в самостоятельную профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу.

    В литературе по менеджменту даны различные определения этого понятия:

    - менеджмент – это достижение целей организации посредством скоординированных усилий работающих людей;

    - менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию);

    - менеджмент – это процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов;

    - менеджмент – это соединение организации и управления.

    Этот список определенно может быть продолжен. Их общими чертами являются: обязательное наличие цели при управлении; особый, интеллектуальный характер этого вида деятельности; место этого вида деятельности – организация; совокупность основных процессов управления: планирование; организация, мотивация и контроль.

    Термин «управление» является более широким понятием нежели «менеджмент», употребляется по отношению как к живым, так и к неживым системам и означает: особого рода систему действий субъекта управления над управляемыми объектами; управляемыми объектами или объектами управления могут быть государство, регион, муниципальное образование, предприятие (компания), цех, бригада (во всех случаях это люди или их сообщества); а также различные технические системы, например автомобиль.

    Таким образом, менеджмент, или в узком смысле управление, – это специфический вид деятельности, направленной на достижение поставленных целей путем эффективного использования ресурсов и необходимой организации процесса и обеспечивающей функционирование организации в рыночной среде.

    Менеджмент как наука – это особый вид деятельности, занимающийся исследованием и направленный на получение новых знаний, которые можно применять на практике.

    Понимание менеджмента как искусства базируется на том, что организацией сложно управлять. От искусства менеджера зависит состояние организации, а также ее эффективность.

    Также менеджмент понимается как категория людей – менеджеров, профессиональной деятельностью которых является управление организациями, людьми. [4; с. 19-24]

    Менеджер в организации, его функция и роль

    Менеджер в современном понимании – это руководитель, находящийся на постоянной должности у бизнесмена.

    Профессиональная деятельность менеджера складывается из Ряда последовательно выполняемых им управленческих функций:

    - планирование, включающее целеполагание и прогнозирование;

    - организация;

    - мотивация, включающая и стимулирующая;

    - контроль, предполагающий и корректирующее воздействие на другие функции.

    Функция планирования является фазой разработки управленческого решения, организация и мотивация определяют фазу его реализации, функция контроля оценивает отклонения от заданных управленческим решением параметров и формирует корректирующее воздействие для приведения их в соответствие.  [4; с. 40]

    Осуществляя управленческую деятельность, менеджер играет ряд ролей.  Они могут быть объединены в три группы: межличностные, информационные роли и по принятию решений.

    Выступая в межличностных ролях, менеджер формирует отношения внутри и вне организации, организует систему мотивации, контролирует и координирует деятельность работников.

    Информационные роли состоят в том, что менеджер получает информацию о внутренней и внешней среде, анализирует ее и распределяет в виде фактов, установок и управленческих решений.

    Роль по принятию решений выражается в выборе и определении траектории развития предприятия, распределении ресурсов и так далее. [4; с. 26-27]

    Уровни управления

    Органы управления осуществляют свою деятельность по уровням управления, которым соответствуют определенные функции.

    Разделение основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Соответственно в аппарате управления появляются специалисты, занимающиеся своими конкретными вопросами. Выделяется горизонтальное и вертикальное разделение труда менеджеров.

    Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений по функциональному признаку конкретной сферы деятельности (например, финансы, производство, маркетинг и т. д.). Кроме того, используется вертикальное разделение труда, развернутое по пирамиде от руководителя и администрации управления (вершина пирамиды, 3–7%), которые возглавляют организацию, до руководителей, которые координируют работу неуправленческого персонала (операторов), образует уровни управления. Вне зависимости от конкретного числа уровней управления в организации руководителей всех уровней традиционно делят на три категории, соответствующие трем уровням управления (рис. 1.).

    Рис. 1. Уровни управления в организации

    На всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня управления удельный вес исполнительских функций понижается. Такое распределение общего бюджета времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют две области деятельности (заданий): по менеджменту и по специальности. Это означает, что руководитель любого уровня управления определенную долю времени тратит на принятие управленческих решений, и другую – на принятие решений по специальности. С повышением уровня управления удельный вес деятельности по специальности падает, а по менеджменту соответственно возрастает. [4; с. 29-30]

    Внутренняя и внешняя среда организации

    Внутренние переменные организации представляют собой находящиеся в динамике организационные факторы, оказывающие влияние на эффективность ее деятельности. Эти факторы организации как системы находятся в постоянном взаимодействии, которое обеспечивает взаимное влияние и изменяет их характеристики и показатели деятельности организации.

    К внутренним переменным организации как социально-экономической системы принято относить цели организации, задачи, организационные структуры, технику, технологию и персонал.

    Цели организации разрабатываются высшим уровнем управления и доводятся до сведения всей организации ее членами.

    Структура организации может быть представлена как логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей деятельности организации, направленные на эффективное достижение общих целей. Техника и технология рассматриваются как средство преобразования определенных ресурсов (сырье, материалы, энергия, информация, люди) в желаемые продукты и услуги.

    Персонал предприятия (организации) – это все работники списочного состава организации.

    Внутренние переменные организации активно взаимодействуют между собой. Они оказывают друг на друга сильные и сложные влияния, и в управленческой деятельности эти переменные не могут рассматриваться независимо.

    Организация, предприятие не могут осуществлять свою деятельность не испытывать того или иного воздействия со стороны окружения, которое принято называть внешней средой. Таким образом, внешняя среда организации определяется как факторы ее внешнего окружения, которые оказывают непосредственное влияние на функционирование организации, предприятия.

    К внешней среде относят поставщиков, состояние рынка труда, потребителей продукции, конкурентов, новые технологии и т.д.[4; с. 36-38]

    Развитие методологии менеджмента

    Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют 4 исторических периода.

    1 период – древний и доиндустриальный (с 9-7 тысячелетия до н.э примерно до 18 века).  К этому времени относят исследования Сократа, Платона, Николо Макиавелли.

    2 период – индустриальный (начало 18 конец 19 века). Период становления капиталистической системы хозяйствования. В этот период особое развитие получили исследования в области политической экономии, экономики. Для менеджмента большое значение имели труды А. Смита, И. Посошкова, Р. Оуэна.

    3 период – (вторая половина 19 века – первая половина 20 века) – период интенсивного развития капиталистического  и социалистического хозяйства. Вклад в развитие менеджмента в этот период внесли К. Маркс, Ф. тейлор, Г. Форд, Э. Мейо, А. Маслоу, М. Фоллет и др.

    4 период (1960 – настоящее время) – информационный – выделяется на фоне интенсивного развития средств и методов информационного обеспечения управленческих функций. [4; с. 45-49]

    Функционирование организации как социально-экономической системы

    По отношению к организации как к системе используется следующее определение. Система – это множество составляющих единство элементов, их связей и отношений при взаимодействии между собой и между ними и внешней средой, образующих присущую данной системе целостность, качественную определенность и целенаправленность.

    Элемент – неделимая часть системы, характеризующаяся конкретными свойствами, определяющими ее в данной системе однозначно. Элемент в системе обладает самостоятельностью. Изменение свойств элемента влечет изменение качественных характеристик системы. Элементы организации называют также внутренними переменными организации.

    Содержание системы как категории раскрываются через ее свойства:

    Взаимосвязь среды и системы, т. е. у системы есть ее внешняя характеристика.

    Несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов. Роль элементов сводится к обеспечению функционирования системы. Синергетический эффект.

    1. Целостность – это внутреннее единство системы, которое определяет ее мерджентные свойства – свойства, которые не присущи составляющим элементам.

    2. Устойчивость как свойство, обеспечивающее устойчивость системы.

    3. Функциональность – это предназначение системы.

    4. Информационность – это не только наличие каналов связи, но и материальной наполненности их сигналами.

    5. Обособленность (граничность) – она должна обеспечить целостность системы, сохранение ее свойств. В то же время для своего сохранения она может изменять границы своего функционирования, исключая или включая дополнительные элементы. [4; с. 33-35]

    Социальная ответственность организации

    Определение социальной ответственности предполагает обязанность руководства организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам как общества, так и самой компании.

    Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований.

    Организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и ненарушения закона. Организации должны поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Организации обязаны жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились определенные преставления и стереотипов о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочным корпоративным членом обслуживаемых сообществ.

    Формирующаяся на этой основе точка зрения, в значительной мере определяемая общественными ожиданиями, сводится к тому, что организации должны ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.п. [1; с. 88]

    Показатели эффективности управления

    Оценка деятельности органов управления по уровням в общем виде производится по таким критериям: эффективность, результативность и экономичность.

    Э=Д/3, где Э – эффективность, Д – доход, 3 – затраты.

    11=ДФ/ДП, где R – результативность, ДФ – фактический доход, ДП – планируемый доход.

    ЭК=ЗП/ЗФ, где ЭК – экономия, ЗП – затраты планируемые, ЗФ – затраты фактические.

    По определению известного исследователя проблем управления Питера Друкера, «результативность является следствием того, что организацией делаются правильные вещи». В этом случае эффективность является следствием того, что организацией «правильно создаются эти самые вещи». Это означает, что организация постоянно должна производить товары (услуги), пользующиеся спросом покупателей, отдающим им предпочтение по сравнению с товарами (услугами) других производителей. При этом эффективность деятельности организации определяется издержками ресурсов и трудовыми затратами на удовлетворение конкретного спроса.

    Поиск количественной оценки эффективности организации привел к показателю относительной эффективности, в качестве которого в менеджменте используется производительность. В общем случае производительность характеризует соотношение количества единиц чего-либо (например, продукции или услуг) организации на ее выходе к количеству единиц на входе (израсходованных ресурсов организации). Ключевой составляющей производительности является качество производимой продукции. Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы она могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. [4; 32]

    Управление как процесс самоорганизации

    Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Сущность ее как процесса состоит в формировании совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых реакций в системе. Сущность самоорганизации как явления состоит в объединении элементов для реализации программы или цели и действующих на основании внутренних правил и процедур. [3; с. 145]

    Управление как самоорганизация (как процесс) основано на улучшении труда работников предприятия как системы, включающей меняющиеся во времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентации, мотивов и целей относительно постоянных во времени законов организации. Самоорганизация реализуется путем самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Как явление самоорганизация - это конкретные поступки человека или организации, формы коммуникаций, выводы.

    Основные качества, способствующие проявлению самоорганизации человека или организации, -- это инициативность, мужественность, настойчивость, решительность, самоанализ, саморегуляция, самообладание, сдержанность, самодисциплина, терпение, умение предвидеть, самостоятельность, энергичность.

    Позитивными формами проявления самоорганизации руководителя и специалиста выступают изобретательская и рационализаторская деятельность, создание эффективных машин и структур, техническое и управленческое консультирование. [2; с. 162]

    1.2. Процессный, системный, ситуационный и количественный подходы в менеджменте, их особенности и область применения

    Эволюция управления как науки представляет серию четырех научных подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления: процессный, системный, ситуационный, количественный.

    Процессный подход связывается с управлением как с серией непрерывных, взаимосвязанных и последовательно выполняемых функций:

    - планирование – процесс определения целей организации и способов их достижения;

    - организация – процесс структурирования работы и формирования подразделений;

    - мотивация – процесс побуждения людей к производительной работе;

    - контроль – процесс, направленный на проверку успешности деятельности.

    Системный подход получил развитие во второй половине прошлого столетия и широко используется в современных условиях. В системном подходе руководители рассматривают организации как сложную открытую систему. Определив ее элементы, необходимо обозначить их взаимодействие. Это делается посредством входов и выходов для элементов. Через входы на элемент действуют определенные элементы системы, через выход он взаимодействует с остальными элементами системы. Системный подход принято считать универсальной методологией менеджмента, которая позволяет рассматривать в единстве все явления внешней и внутренней среды.

    Ситуационный подход (1960 г. – настоящее время) – это способ мышления об организационных проблемах и решениях, который основан на увязке конкретных приемов и концепций с определенными конкретными ситуациями, предназначен для того, чтобы достигать целей организации наиболее эффективно. Базируется на степени пригодности различных методов управления к ситуации. Ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который ей более всего соответствует. Ситуационный подход наиболее часто используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях, когда от менеджера за короткий срок требуется правильно оценить эту ситуацию и принять верное решение.

    Количественный подход (I960 г. – настоящее время) основан на математике, статистике, инженерных науках и других связанных с ними областях знания. С помощью количественного подхода осуществляется управление на уровне операции. Решение осуществляется построением модели ситуации. Модель (лат. – «образец, мера, норма») – это условный образ реального объекта, отличающийся от последнего доступностью, дешевизной и быстротой в познании, возможностью проверки многовариантных решений.

    При количественном подходе происходит замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Количественные значения позволяют сравнить и описать каждую переменную и установить характер зависимости между ними. [4; с. 62-66]

    Литература


    1. Вачугова Ю.Д. Основы менеджмента. Учебник для вузов. - М.: Экономика, 2001. – 341 с.

    2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Экономика, 2004. – 341 с.

    3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарика, 2005. – 412 с.

    4. Лабунский Л. В. Основы менеджмента: учеб. пособие / Л. В. Лабунский, Н. В. Галкина, А. В. Тролль. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2007. – 340 с.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Сущность и содержание менеджмента ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.