Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Сущность, инструменты и информационное финансового менеджмента. Финансовое планирование на предприятии

  • Вид работы:
    Другое по теме: Сущность, инструменты и информационное финансового менеджмента. Финансовое планирование на предприятии
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:33:10
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение…………………………………………………………………………..3

    ГЛАВА 1. Сущность, инструменты и информационное финансового менеджмента. Финансовое планирование на предприятии

    1.1. Понятие, предмет, цели и задачи финансового менеджмента……………5

    1.2. Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера………………………………………………………………………9

    1.3. Сущность, роль и задачи финансового планирования на предприятии…..21

    1.4. Принципы и методы планирования финансовых результатов……………..25

    ГЛАВА 2. Анализ и оценка работы предприятия

    2.1. Анализ и оценка работы предприятия……………………………………..30

    ГЛАВА 3. Повышение эффективности работы предприятия

    3.1. Планирование затрат на реализуемую продукцию……………………….41

    3.2. Расчет выручки от реализации и прибыли………………………………...43

    3.3. Планирование потребностей в собственных оборотных средствах……..45

    Заключение……………………………………………………………………….47

    Список использованных источников литературы……………………………..49













    Введение


    В системе управления деятельностью предприятия в современных условиях сложным и ответственным звеном является управление финансами. В странах с рыночной экономикой принципы и методы этого управления оформились в специализированную область знаний. За весь период своего существования финансовый менеджмент значительно расширил круг изучаемых проблем. Ряд проблем в последние годы получили углубленное развитие в относительно самостоятельных областях знаний – финансовом анализе, инвестиционном менеджменте, риск-менеджменте, антикризисном управлении предприятием и т.д.

    В Российской Федерации практика эффективного менеджмента находится в стадии становления, сталкиваясь с объективными экономическими трудностями, несовершенством нормативно-правовой базы, недостаточным уровнем подготовки специалистов, именно данными обстоятельствами обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.

    Целью курсовой работы является рассмотрение основных вопросов связанных с управлением финансами предприятия.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    - рассмотреть теоретические аспекты управления финансами на предприятии;

    -  раскрыть сущность, роль и задачи финансового планирования и финансовой стратегии предприятия;

    - на примере предприятия провести комплексную оценку показателей работы предприятия;

    - предложить мероприятия позволяющие улучшить работу предприятия.

    Все задачи в данной курсовой работе будут решать в порядке указанном выше.

    В первой главе курсовой работы дано понятие финансового менеджмента, определены цели и задачи финансового менеджмента. Так же  в первой главе курсовой работы рассмотрены основные источники информации для финансового менеджмента и представлен ряд коэффициентов для оценки работы предприятия.

    Во второй главе курсовой работы на примере реального предприятия проведена оценка работы предприятия. На основании которой выявлены отрицательные стороны работы предприятия.

    В третьей главе курсовой работы автор попытался предложить собственные рекомендации по повышению эффективности работы предприятия.

    В заключении курсовой работы сделать обобщающие выводы, непосредственно касающиеся темы курсовой работы.

    Список литературы представлен научными разработками последних 3-5 лет.














    ГЛАВА 1. Сущность, инструменты и информационное финансового менеджмента. Финансовое планирование на предприятии


    1.1. Понятие, предмет, цели и задачи финансового менеджмента


    Финансовый менеджмент - это наука и искусство управлять денежными потоками предприятия, привлекая наиболее рациональные источники финансовых ресурсов и используя их с наибольшей эффективностью для достижения стратегических и тактических целей предприятия.

    Предметом финансового менеджмента являются денежные потоки, отражающие движение капитала.

    Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются:

    1)       интегрированность с общей системой управления предприятием;

    2)       комплексный характер формирования управленческих решений;

    3)   высокий динамизм управления;

    4)   многовариантность подходов и разработка отдельных управленческих решений;

    5)   ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

    С учетом содержания и принципов финансового менеджмента формируются его цели и задачи.

    Стратегической целью финансового менеджмента является максимальное увеличение благосостояния владельцев предприятия, которое выражается в максимизации рыночной стоимости предприятия (для акционеров - максимизация рыночного курса акций).

    Этот подход базируется на следующей основополагающей идее развития общества - достижение социального и экономического процветания общества через частную собственность. С позиции инвесторов в основе такого подхода лежит предпосылка, что повышение достатка владельцев предприятия заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в повышении рыночной цены их собственности. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост стоимости акции, должно приниматься.

    Вышеизложенная цель финансового менеджмента вступает в противоречие с распространенным мнением о том, что главной целью финансового менеджмента является максимизация прибыли. Однако максимизация рыночной стоимости предприятия не всегда автоматически достигается при максимизации его прибыли. Например, полученная высокая прибыль может быть полностью израсходована на текущие цели, в результате чего предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для развития. Кроме того, высокий уровень прибыли может достигаться при высоком уровне финансового риска, что может обусловить снижение рыночной стоимости предприятия. Поэтому в рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важных задач финансового менеджмента, но не как главная его цель.

    К другим целям финансового менеджмента можно отнести:

    1) выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;

    2) избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

    3) лидерство в борьбе с конкурентами;

    4) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;

    5) рост объема производства и реализации;

    6) минимизация расходов;

    7)       обеспечение рентабельной деятельности и т. д.

    Приоритетность той или иной цели по-разному объясняется в рамках существующих теорий организации бизнеса. Логика выделения областей деятельности финансового менеджмента тесно связана со структурой баланса (рис. 1).

    Рис. 1. Основные области деятельности финансового менеджера


    Исходя из приведенной схемы деятельность финансового менеджера можно сгруппировать по следующим  направлениям:

    1)  общий анализ и планирование имущественного и финансового положения предприятия;

    2)обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);

    3) распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

    Выделенные направления деятельности определяют основные задачи. В рамках первого направления осуществляется общая оценка:

    ♦ активов предприятия и источников их финансирования;

    ♦ величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;

    ♦       источников дополнительного финансирования;

    ♦       системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

    Второе направление предполагает детальную оценку:

    ♦   объема требуемых финансовых ресурсов;

    ♦   форм их предоставления;

    ♦   методов мобилизации финансовых ресурсов;

    ♦   степени доступности и времени предоставления;

    ♦   затрат, связанных с привлечением данного вида ресурсов;

    ♦       риска, связанного с конкретным источником средств.

    Третье направление предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера:

    ♦       оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов;

    ♦       целесообразность и эффективность вложений в основные средства, их состав и структура;

    ♦ оптимальность оборотных средств в целом и по видам;

    ♦ эффективность финансовых вложений.

    Финансовая деятельность предприятий неразрывно связана с финансовым рынком, развитием его видов и сегментов, состоянием его конъюнктуры. В общем виде финансовый рынок представляет собой рынок, на котором объектом купли-продажи выступают разнообразные финансовые инструменты и финансовые услуги. Финансовый рынок представляет собой сложную систему, в которой деньги и другие активы предприятий и других его участников обращаются самостоятельно, независимо от характера обращения реальных товаров. Этот рынок оперирует многообразными финансовыми инструментами, обслуживается специфическими финансовыми институтами, располагает разветвленный и разнообразный финансовой инфраструктурой.





    1.2. Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера


    Успешность работы руководителей (равно как и специалистов) зависит от различных видов обеспечения их деятельности: правового, информационного, нормативного, технического и т. п.

    Несистем­ные данные

    Основу информационного обеспечения составляет информационная база, в состав которой входят пять укрупненных блоков (рис. 2).

    Рис. 2. Структура информационной базы процесса управления финансами


    Первый блок включает в себя законы, постановления и другие нормативные акты, положения и документы, определяющие правовую основу финансовых институтов, рынка ценных бумаг.

    Во второй блок входят нормативные документы государственных органов (Министерства финансов РФ, Банка России и др.), международных организаций и различных финансовых институтов, содержащие требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов к участникам рынка (положение о выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям, сообщения Минфина РФ о различных процентных ставках и т. п.).

    Третий блок включает бухгалтерскую отчетность, которая является наиболее информативным и надежным источником, характеризующим имущественное и финансовое положение предприятия.

    Четвертый блок включает сведения финансового характера, публикуемые органами государственной статистики, биржами и специализированными информационными агентствами (например, «Moody's», «Standart & Poor's»). Стоит отметить, что этот раздел информационного обеспечения пока еще недостаточно развит в России, хотя, по опыту развитых стран, именно он является наиболее существенным для принятия решений в области управления финансами.

    Пятый блок содержит сведения, не имеющие непосредственного отношения к информации финансового характера или генерируемые вне какой-либо устойчивой информационной системы (например, официальная статистика, имеющая общеэкономическую направленность, данные аудиторских компаний, данные, публикуемые в различных средствах массовой информации, неофициальные данные и т. п.).

    По аналитическим возможностям рассмотренные источники информации можно разделить на две большие группы:

    1) характеризующие собственное имущественное и финансовое положение предприятия;

    2)   характеризующие окружающую среду (прежде всего рынок ценных бумаг).

    Основу первой группы составляет бухгалтерская отчетность, основу второй группы - статистическая финансовая информация.

    Для финансового менеджера наибольшую ценность имеет бухгалтерская отчетность. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (ст. 2) бухгалтерская отчетность - это «единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляющаяся на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам».

    Статьей 13 Закона определен состав бухгалтерской отчетности коммерческой организации:

    ♦ бухгалтерский баланс;

    ♦ отчет о прибылях и убытках;

    ♦ приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;

    ♦ аудиторское заключение;

    ♦ пояснительная записка.

    В данный набор входят достаточно разноплановые документы как по структуре, так и по источникам возникновения.

    Умение анализировать текущую финансово-хозяйственную деятельность предприятия входит в число основных требований, предъявляемых к финансовому менеджеру.

    По целям осуществления финансовый анализ подразделяется на различные формы:

    1)       по организации проведения:

    ♦ внутренний финансовый анализ, который проводится финансовыми менеджерами предприятия и его владельцами с использованием всей совокупности имеющейся информации;

    ♦ внешний финансовый анализ, который осуществляют работники налоговых органов, аудиторских фирм, коммерческих банков, страховых компаний;

    2)       по объему аналитического исследования:

    ♦       полный финансовый анализ, который проводится с целью изучения всех аспектов и всех характеристик финансового состояния и финансовой деятельности предприятия в комплексе;

    ♦       тематический финансовый анализ, который ограничивается изучением отдельных сторон финансовой деятельности и отдельных характеристик финансового состояния предприятия, например, финансовая устойчивость, уровень текущей платежеспособности и т. п.);

    3)       по объекту финансового анализа:

    ♦ анализ финансовой деятельности предприятия в целом;

    ♦ анализ финансовой деятельности отдельных структурных подразделений предприятия (цех, участок, отдел, «центр ответственности»);

    ♦       анализ отдельных финансовых операций предприятия;

    4)       по периоду проведения:

    ♦ предварительный финансовый анализ (например, отдельных ценных бумаг при принятии решений о направлениях долгосрочных финансовых вложений и т. п.);

    ♦ текущий (оперативный) финансовый анализ, который проводится в контрольных целях в процессе реализации отдельных финансовых планов для оперативного воздействия на ход финансовой деятельности;

    ♦       последующий (ретроспективный) финансовый анализ, который осуществляется предприятием за отчетный период (месяц, квартал, год). Он позволяет глубже и полнее проанализировать финансовое состояние и результаты финансовой деятельности предприятия в сравнении с предварительным и текущим анализом.

    Для решения конкретных задач финансового менеджмента применяется ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку результатов финансовой деятельности:

    1)       горизонтальный  (трендовый) финансовый анализ, который базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени;

    2)  вертикальный  (структурный) финансовый анализ, который базируется на структурном разложении показателей финансовой отчетности предприятия (рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих агрегированных финансовых показателей);

    3)  сравнительный финансовый анализ, который базируется на составлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой (рассматриваются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей);

    4)   анализ финансовых коэффициентов  (К-анализ), который базируется на расчете соотношений различных абсолютных показателей между собой;

    5)   интегральный финансовый анализ, который позволяет получить наиболее углубленную (многофакторную) оценку условий формирования отдельных агрегированных финансовых показателей.

    В настоящее время в мировой учетно-аналитической практике известны десятки показателей, используемых для оценки финансового состояния предприятий. Сложилась определенная классификация. Большинство экономистов выделяют следующие группы показателей:

    ♦ ликвидности;

    ♦ финансовой устойчивости;

    ♦ деловой активности;

    ♦ рентабельности;

    ♦ отражающие положение на рынке ценных бумаг. Подавляющая часть показателей рассчитывается по данным баланса и отчета о прибылях и убытках (непосредственно по данным отчетности или с помощью уплотненного аналитического баланса).

    Финансовое положение предприятия с позиции краткосрочной перспективы оценивается показателями ликвидности и платежеспособности.

    Под ликвидностью какого-либо актива понимают особенность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Основными признаками платежеспособности являются наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете и отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

    Основным абсолютным показателем считается величина собственных оборотных средств (СОС), который рекомендуют считать по формуле:

    СОС = Оборотные активы - Краткосрочные обязательства.        (1)

    Из относительных показателей можно выделить следующие:,

    ♦ коэффициент текущей ликвидности;

    ♦ коэффициент срочной (быстрой) ликвидности;

    ♦ коэффициент абсолютной ликвидности.

    Коэффициент текущей ликвидности (Кт) дает общую оценку ликвидности предприятия, показывая, сколько рублей оборотных средств (текущих активов) приходится на один рубль текущей краткосрочной задолженности (текущих обязательств) и рассчитывается по формуле:

                              (2)

    Значение этого показателя существенно изменяется по отраслям и видам деятельности. Рекомендуемое значение — от 1 до 2 (иногда 3). Превышение этих границ считается нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.

    Коэффициент срочной ликвидности исчисляется по более узкому кругу оборотных активов, т. е. из расчета исключена наименее ликвидная часть - производственные запасы.

                 (3)

    Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств.

                              (4)

    В западной практике коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается редко, и рекомендаций по его значению практически нет. В России его оптимальный уровень считается равным 0,2-0,25.

    Финансовая устойчивость является одной из важнейших характеристик финансового состояния предприятия с позиции долгосрочной перспективы. Она связана прежде всего с общей финансовой структурой предприятия, со степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Количественно финансовая устойчивость может оцениваться двояко:

    1)   с позиции структуры источников средств;

    2)   с позиции расходов, связанных с обслуживанием внешних источников.

    Соответственно выделяют две группы показателей: коэффициенты капитализации и коэффициенты покрытия.

    К первой группе относят следующие основные показатели.

    Коэффициент финансовой независимости характеризует долю собственности владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность:

                                  (5)

    Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо предприятие.

    Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована:

                                    (6)

    По международным стандартам уровень коэффициента должен быть равен 1. В России его оптимальное значение определено на уровне 0,7-0,8. Значение этого показателя существенно изменяется от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия.

    Коэффициент обеспеченности собственными средствами:

                           (7)

    Ко второй группе относят:

    Коэффициент обеспеченности процентов к уплате:

    Этот коэффициент изменяется в зависимости от отрасли, особенностей производственного процесса.

    Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает, сколько предприятию требуется оборотов для оплаты выставленных ему счетов:

                               (8)

    Очевидно, что значение коэффициента должно быть больше единицы, иначе нельзя полностью рассчитаться с внешними инвесторами по текущим обязательствам.

    Коэффициент покрытия постоянных финансовых расходов:

    Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение отчетного периода:

                                (9)

    Снижение величин Копу и КПфр свидетельствует о повышении степени финансового риска.

    Следует отметить, что в настоящее время значение коэффициентов покрытия для российских предприятий можно рассчитать лишь в рамках внутреннего анализа из-за системы бухгалтерского учета.

    Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Чаще всего к этой группе относят различные показатели оборачиваемости. Эти показатели имеют большое значение, поскольку скорость оборота оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия.

    В финансовом менеджменте наиболее часто используются следующие показатели оборачиваемости:

    Коэффициент оборачиваемости активов характеризует эффективность использования предприятием всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, т. е. показывает, сколько раз в год совершается полный цикл производства и обращения:

    Эти показатели сравниваются со среднеотраслевыми показателями.

    Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов отражает скорость реализации этих запасов:

                                          (10)

    В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье оборотных средств, тем более ликвидную структуру они имеют и тем устойчивее финансовое положение предприятия (при прочих равных условиях).

    Длительность финансового цикла. По этому показателю определяют, сколько дней в среднем требуется для производства, продажи и оплаты продукции предприятия:

    Д=Оборачиваемость ДЗ в днях + Оборачиваемость МПЗ в днях        (11)

    Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия. В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:

    1)   рентабельность инвестиций (капитала);

    2)   рентабельность продаж.

    К первой группе относят следующие показатели:

    Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств:

                                       (12)

    Этот показатель является важнейшим индикатором конкурентоспособности предприятия.

    Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от альтернативных решений:

                                  (13)

    Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия.

    Ко второй группе относят:

    Валовая рентабельность продаж:

                               (14)

    Рентабельность реализованной продукции:

                              (15)

    Чистая рентабельность реализованной продукции

                                (16)

    В российской практике чаще всего используется показатель РЧР.

    Показатели оценки рыночной активности. Этот раздел анализа выполняется финансовыми менеджерами предприятий, зарегистрированных на фондовых биржах и котирующих там свои ценные бумаги, а также любыми участниками фондового рынка. Анализ не может быть выполнен непосредственно по данным бухгалтерской отчетности - нужна дополнительная информация. Кроме того, привлекают внешнюю информацию о положении предприятия на рынке ценных бумаг. Основными показателями, используемыми в расчетах, являются: количество выпущенных акций, рыночная цена обыкновенной акции, размеры выплачиваемых по акциям дивидендов:

         (17)

    Этот показатель в значительной степени влияет на рыночную цену акции. Его рост способствует увеличению операций с ценными бумагами данного предприятия, повышению его инвестиционной привлекательности:

                        (18)

    Этот коэффициент служит индикатором спроса на акции данного предприятия и показывает, сколько согласны платить инвесторы в данный момент за один рубль прибыли на акцию:

                   (19)

    Этот показатель характеризует процент возврата на капитал, вложенный в акции предприятия. Это прямой эффект:

            (20)

    Этот коэффициент показывает долю чистой прибыли, выплаченной акционерам в виде дивидендов. Значение коэффициента зависит от инвестиционной политики предприятия.

                   (21)

    Анализ рыночной активности не сводится только к расчету коэффициентов. Предполагается использование специальных аналитических методов, разработанных в рамках финансовой математики.

    Хотя анализ коэффициентов и обеспечивает полезную информацию о производственной деятельности предприятия и его финансового положения, он, тем не менее, связан с некоторыми специфическими проблемами и ограничениями, требующими тщательности при его проведении.

    1. Многие крупные предприятия проводят свои операции в нескольких различных подразделениях (филиалах), функционирующих в рамках совершенно различных секторов экономики (отраслей). В этом случае достаточно трудно разработать последовательный набор средних по отрасли показателей, необходимых для сравнения. Эта причина объясняет большую эффективность подобного анализа для малых, узкоспециализированных предприятий, чем для больших, многоотраслевых.

    2. Большинство предприятий желает быть лучше среднего предприятия в своей отрасли, поэтому простое соответствие средней по отрасли производительности еще не означает хорошего результата деятельности. В качестве цели высокого уровня эффективности производства предпочтительно ориентироваться на коэффициенты предприятий, занимающих лидирующее положение в отрасли.

    Инфляция сильно отражается на балансовых отчетах предприятий: зарегистрированная стоимость часто существенно отличается от «реальной» стоимости. Кроме того, поскольку это касается как амортизационных платежей, так и затрат на товарно-материальные запасы, то такая ситуация также не может не сказываться и на прибыли. Следовательно, анализ коэффициентов одного предприятия за определенный период времени или сравнительный анализ предприятий в разные периоды времени должен проводиться тщательно и продуманно.

    4.       Сезонные факторы тоже способны сказаться на результатах анализа коэффициентов, например, коэффициент оборачиваемости активов для предприятий по переработке продуктов питания могут сильно различаться по месяцам. Остроту данной проблемы можно минимизировать, если при расчетах таких коэффициентов, как оборачиваемость, использовать средние месячные показатели по товарно-материальным запасам.

    Анализ коэффициентов полезен, однако следует помнить о перечисленных проблемах и необходимости делать поправки. Анализ коэффициентов, проведенный механически и непродуманно, просто опасен. Однако при условии его разумного и вдумчивого применения он способен дать глубокое понимание деятельности предприятия.


    1.3. Сущность, роль и задачи финансового планирования на предприятии


    Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.

    Финансовое планирование должно быть направлено на достижение следующих целей:

    • определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов (в разрезе всех источников, видов деятельности) исходя из намечаемого объема производства;

    • определение возможностей реализации продукции (в натуральном и стоимостном выражении) с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;

    •   обоснование предполагаемых расходов на соответствующийпериод;

    •   установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов;

    •   определение результативности каждой крупной хозяйственной и финансовой операции с точки зрения конечных финансовых результатов;

    •   обоснование на короткие периоды равновесия поступления денежных средств и их расходования для обеспечения платежеспособности компании, ее устойчивого финансового положения.

    К проблемам, которые призвано решать финансовое планирование, можно отнести следующие:

    •        обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

    . •  увеличение размера прибыли, повышение показателей рентабельности;

    •   обеспечение реальной сбалансированности планируемых расходов и доходов предприятия;

    •   определение финансовых взаимоотношений с бюджетами, банками и т.д.;

    •   контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.

    Систему финансового планирования на предприятии можно разделить на три составляющие:

    1) разработка финансовой стратегии предприятия;

    2)  текущее финансовое планирование;

    3)  оперативное финансовое планирование.

    Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия. Разработка финансовой стратегии предприятия — процесс длительный, требующий основательного подхода и определенной квалификации разработчиков. Финансовая стратегия предприятия должна формулировать основные цели предприятия и пути их достижения таким образом, чтобы обеспечить единую направленность действий предприятия.

    Процесс формирования финансовой стратегии должен проходить ряд этапов, к которым относится:

    1) определение общего периода ее формирования;

    2) формирование стратегических целей финансовой деятельности;

    3) конкретизация показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации;

    4) оценка разработанной финансовой стратегии.

    Определение общего периода формирования финансовой стратегии зависит от предсказуемости развития экономики в целом и конъюнктуры рынка. В современных условиях финансовая стратегия охватывает период времени от трех до пяти лет.

    В качестве главных целей финансовой деятельности выделяют максимизацию прибыли предприятия, оптимизацию структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости, обеспечение инвестиционной привлекательности и повышение рыночной стоимости предприятия.

    Очень важно сформулировать стратегические цели четко и кратко, отразить каждую из целей в конкретных финансовых показателях.

    Оценка эффективности финансовой стратегии может проводиться по таким параметрам, как внутренняя сбалансированность финансовой стратегии; согласованность ее с внешней средой (экономикой страны, конъюнктурой финансового рынка и т.д.); приемлемость уровня финансовых рисков; результативность финансовой стратегии, выраженная в рассчитанных финансовых коэффициентах.

    Финансовая стратегия, являясь составной частью общей стратегии развития предприятия, должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией.

    Текущее планирование финансовой деятельности предприятия осуществляется на основе разработанной финансовой стратегии. Основным документом текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов. При разработке текущего финансового плана необходимо исходить из целей финансового планирования на предстоящий год и решать задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов (прежде всего отчислений в фонды накопления и потребления, дивидендных выплат), так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

    В дополнение к балансу доходов и расходов целесообразно составлять шахматную таблицу (матричный баланс), в которой определяются источники финансирования по каждой статье планируемых расходов.

    Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь служит средством ранней диагностики финансового состояния предприятия, помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. В процессе составления платежного календаря формируется информационная база о движении денежных средств предприятия, проводится анализ неплатежей, осуществляется расчет потребности в краткосрочном кредите или размера и сроков временно свободных денежных средств предприятия.

    Платежный календарь составляется на месяц с подекадной разбивкой. Реже встречается разбивка на пятидневки и 15 дней. Финансовое планирование на столь короткие периоды времени является процессом непрерывным и требует постоянного контроля за состоянием запасов и дебиторской задолженности, за производством и реализацией.

    В рамках оперативного финансового планирования помимо платежного календаря составляется кассовый план предприятия.

    Кассовый план предприятия отражает поступления и выплаты наличных денежных средств через кассу. Своевременная обеспеченность наличными денежными средствами также является немаловажным фактором в финансовой деятельности предприятия. Кассовый план разрабатывается на один квартал и отражает предполагаемые выплаты по фонду заработной платы, фонду потребления и прочие выплаты и поступления наличных денег.

    Задачи текущего и оперативного финансового планирования на предприятии призвана также выполнять система внутрифирменного бюджетирования, рассматриваемая ниже.


    1.4. Принципы и методы планирования финансовых результатов


    Принципы финансового планирования определяют характер и содержание этого вида управленческой деятельности на предприятии. Общепризнанными являются следующие принципы финансового планирования на предприятии:

    1) финансовое соотношение сроков («золотое банковское правило») - получение и использование средств должно происходить в установленные сроки. Капитальные вложения на длительный срок целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств;

    2) платежеспособность - финансовое планирование должно обеспечивать платежеспособность предприятия на всех этапах деятельности;

    3) оптимальность капитальных вложений - для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (например, финансовый лизинг). Привлекать кредиты банков выгодно лишь в том случае, если обеспечивается действие  эффекта финансового рычага;

    4) сбалансированность рисков — наиболее рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных источников;

    5) соответствие условий и потребностей рынка — для предприятия необходимо учитывать конъюнктуру рынка, реальный спрос на производимую продукцию (услуги) и возможную реакцию на изменения на рынке;

    6) предельная рентабельность — целесообразно выбирать те объекты и направления инвестирования, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

    В финансовом планировании используется ряд методов планирования финансовых показателей:

    1) расчетно -аналитический;

    2) метод оптимизации плановых решений;

    3) балансовый;

    4) нормативный;

    5) метод экономико-математического моделирования.

    Расчетно-аналитический метод основан на прогнозировании финансовых показателей на основе анализа их достигнутой величины. Данный метод применяется, когда взаимосвязь между показателями устанавливается не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов. При использовании данного метода часто прибегают к экспертным оценкам.

    Расчет планируемой величины финансовых показателей можно отразить в следующем виде:

    Фппл= Фпотч  I                                (22)

    где Фппл — планируемая величина финансового показателя; Фпотч — отчетное значение финансового показателя; I — индекс изменения финансового показателя.

    Метод оптимизации плановых решений сводится к разработке нескольких вариантов расчетов, из которых выбирают один. При выборе наиболее оптимального варианта могут применяться следующие критерии:

    •   максимальная рентабельность вложенного капитала;

    •   максимальное значение прибыли;

    •   максимальная оборачиваемость капитала;

    •   оптимальное соотношение заемных и собственных средств предприятия;

    минимальное значение приведенных затрат и т.д. Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в увязке планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, формировании фондов накопления и потребления. Балансовый метод традиционно используется при разработке шахматной таблицы.

    Нормативный метод основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда показателей финансового плана. Можно выделить следующие нормы и нормативы:

    •   федеральные;

    •   региональные;

    •   местные;

    •   отраслевые;

    •   групповые;

    •   внутренние (нормы и нормативы предприятий).

    При определении налоговых платежей предприятие использует ставки налогов, являющиеся федеральными, региональными или местными нормативами. Примером групповых нормативов являются льготные налоговые ставки, установленные для малых предприятий, особые возможности начисления амортизации: в акционерных обществах — это нормативы отчислений в резервный фонд, фонд акционирования работников предприятия или фонд для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

    Внутренние нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием при нормировании оборотных средств, создании ремонтного фонда, резервировании средств под обесценение вложений в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в целом ряде других случаев.

    Методы экономико-математического моделирования позволяют установить количественно определенную взаимосвязь между планируемым показателем и факторами, его определяющими.

    Экономико-математическая модель может выражать функциональную зависимость финансового показателя от ряда влияющих на него факторов:

    у=f(х12,…,хп)                         (23)

    где у — планируемый финансовый показатель; xt - i-ый фактор, i- 1, ..., п.

    Широкое применение в планировании финансовых показателей нашли экономико-математические модели, основанные на регрессионной связи. Такие модели позволяют определить завиимость среднего значения финансового показателя (рассматриваемого как случайная величина) от одного или нескольких факторов:

    у = ао + а1х1+ ... + апхп,                              (24)

    где а0, а1,..., ап - параметры (коэффициенты регрессии), которые оцениваются из статистических данных; усреднее значение финансового показателя; х1,..., хп - факторы, влияющие на планируемый финансовый показатель.

    Следует иметь в виду, что небольшой период исследования не позволяет выявить общие закономерности. Выбор слишком большого периода тоже чреват определенными неточностями в прогнозировании. Наиболее оптимальным на сегодняшний день считается период в 1—2 года.

    Применение описанных выше методов дает возможность определить планируемые значения отдельных финансовых показателей, но для разработки финансового плана в виде баланса доходов и расходов необходимы дополнительные расчеты, позволяющие свести баланс.

    Наиболее простым и распространенным методом обеспечения сводимости баланса является «метод пробки». Сущность этого метода состоит в выявлении дисбаланса (разности пассивов и активов баланса), называемого «пробкой», и определении путей ликвидации этой «пробки». Например, при отрицательной разности пассивов и активов баланса, свидетельствующей о недостаточности средств для финансирования деятельности предприятия с намеченными расходами на сырье, материалы, приобретение оборудования и т.п., следует рассмотреть варианты привлечения дополнительного финансирования, например, за счет кредитов. Корректировка пассива на сумму планируемого кредита приведет к образованию новой «пробки», так как привлечение кредита увеличит расходы на сумму процентов за кредит и соответственно уменьшит прибыль. Таким образом, использование этого метода сводится к итерационным расчетам. Каждая итерация состоит в определении «пробки» и обосновании финансовых решений, позволяющих ее ликвидировать.

    Второй метод разработки прогнозного баланса доходов и расходов, а также собственно прогнозного баланса предприятия получил название метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации, или метода процента от продаж.

    Процедура этого метода основана на следующих предположениях:

    ·   основные средства организации задействованы на полную мощность и увеличение объема реализации потребует дополнительных инвестиций;

    · предприятие работает стабильно и на начало планируемого периода значения большинства статей баланса оптимальны (в том числе запасы, остаток денежных средств соответствуют достигнутому объему реализации);

    · изменение большинства статей актива и некоторых статей пас­сива пропорционально изменению объема реализации.





    ГЛАВА 2. Анализ и оценка работы предприятия


    2.1. Анализ и оценка работы предприятия


    Сравнительный аналитический баланс (табл. 1-2) можно получить из исходного баланса путём сложения однородных по своему составу и экономическому содержанию статей баланса и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики. Аналитический баланс охватывает много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа.

    От структуры активов зависит:

      эффективность работы предприятия (объём выпуска продукции, оборачиваемость, рентабельность);

      финансовое состояние предприятия (ликвидность баланса, скорость оборачиваемости);

      величина налога на имущество.

    В процессе анализа необходимо выявить главные особенности состава и структуры активов и структурные сдвиги.

    Из анализа актива баланса видно, что в 2006 по сравнению с 2004 г. произошло снижение валюты баланса на 20,1 млн. руб., следовательно, предприятие не развивается, не осваивает новые мощности, объемы производства.

    Внеоборотные активы снизились на 27,6 млн. руб., а в структуре их удельный вес уменьшился с 69,7% до 66,5%. Снижение внеоборотных активов оценивается отрицательно.

    Оборотные активы также возросли на 7,6 млн. руб. и составляют 140,7 млн. руб. Их удельный вес также незначительно увеличился с 30,3% до 33,5%. Высокий удельный вес оборотных активов оценивается положительно, так как они более ликвидны и их скорость оборота выше, чем у внеоборотных активов.

    У предприятия в течении анализируемого периода имеются собственные денежные средства. В 2004г. они составляют 2,2 млн. руб. или 0,5%, в 2006г. происходит увеличение собственных денежных средств до 1,1% или 4,6 млн. руб.

    В то же время большая доля оборотных средств иммобилизована в виде производственных запасов. Эта позиция увеличилась на 7,7%.


    Таблица 1

    Аналитический баланс предприятия (актив)

    Наименование

    Код строки

    2004 год

    2005 год

    2006 год

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    I. Внеоборотные активы

    Основные средства

    120

    256999

    58,5%

    242120

    62,8%

    227133

    54,1%

    Незаверш. строительство

    130

    49212

    11,2%

    50410

    1,1%

    51764

    12,3%

    Долгосрочные фин. вложения

    140

    0

    0,0%

    0

    0,0%

    0

    0,0%

    Итого по разделу  I

    190

    306515

    69,7%

    316008

    63,9%

    278897

    66,5%

    II. Оборотные активы

    Запасы

    210

    63998

    14,6%

    89804

    21,5%

    93567

    22,3%

    в т. ч. сырье, материалы…

    211

    43899

    10,0%

    36537

    16,6%

    41946

    10,0%

    НДС по приобретенным ценностям

    220

    4633

    1,1%

    285

    4,3%

    2745

    0,7%

    Дебиторская задолженность (долгосрочная)

    230

    4676

    1,1%

    2750

    0,0%

    1926

    0,5%

    Дебиторская задолженность (краткосрочная)

    240

    57557

    13,1%

    35023

    10,0%

    37845

    9,0%

    Краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги)

    250

    86

    0,0%

    0

    0,2%

    0

    0,0%

    Денежные средства

    260

    2151

    0,5%

    3439

    0,1%

    4573

    1,1%

    Прочие оборотные средства

    270

    0

    0,0%

    0

    0,0%

    0

    0,0%

    Продолжение табл. 1

    Итого по разделу  II

    290

    133101

    30,3%

    131301

    36,1%

    140656

    33,5%

    Баланс по активу

    300 (190+290)

    439616

    100,0%

    447309

    100,0%

    419553

    100,0%


    Удельный вес средств, используемых за пределами предприятия уменьшился на 2,5%. К этим средствам относят дебиторскую задолженность и финансовые вложения. Уменьшение данной группы имущества оценивают отрицательно, т. к. оно более ликвидно, чем запасы и другие активы.

    К средствам, используемым за пределами предприятия относится дебиторская задолженность и краткосрочные финансовые вложения. Сокращение краткосрочных финансовых вложений оценивается также отрицательно, т. к. эти оборотные средства самые ликвидные после денежных средств, и они приносят доход.


    Таблица 2

    Аналитический баланс предприятия (пассив)

    Наименование

    Код строки

    2004 год

    2005 год

    2006 год

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    III. Капитал и резервы

    Уставный капитал

    410

    314949

    71,6%

    314949

    70,4%

    314949

    75,1%

    Добавочный капитал

    420

    0

    0,0%

    0

    0,0%

    0

    0,0%

    Резервный капитал

    430

    1160

    0,3%

    1708

    0,4%

    1856

    0,4%

    Нераспределенная прибыль прошлых лет

    460

    22922

    5,2%

    11049

    2,5%

    -3788

    -0,9%

    Нераспределенная прибыль отчетного года

    470

    0

    0,0%

    -14837

    -3,3%

    9457

    2,3%

    Итого по разделу  III

    490

    339031

    77,1%

    64770

    14,5%

    322474

    76,9%

    IV. Долгосрочные обязательства

    Долгосрочные обязательства

    590

    0

    0,0%

    0

    0,0%

    0

    0,0%

    V. Краткосрочные пассивы

    Займы и кредиты

    610

    54500

    12,4%

    34500

    7,7%

    14500

    3,5%

    Кредиторская задолженность

    620

    46085

    10,5%

    89522

    39,6%

    82579

    19,7%


    Продолжение табл. 2

    Прочие обязательства краткосрочного свойства

    630…660

    0

    0,0%

    10418

    0,0%

    0

    0,0%

    Итого по разделу  V

    690

    100585

    22,9%

    134440

    39,6%

    97079

    23,1%

    Баланс по пассиву

    700

    439616

    100%

    447309

    100,0%

    419553

    100,0%


    Анализируя данные таблицы 2 можно сделать вывод, что величина пассивов снизилась на 20,1 млн. руб. за счет снижения собственного капитала – на 16,6 млн. руб. и снижения его удельного веса на 0,2%. Это крайне негативная тенденция – предприятие теряет финансовую самостоятельность, устойчивость, независимость. Также на снижение капитала предприятия оказало снижение краткосрочных займов и кредитов на 40,0 млн. руб. или 8,9%.

    На основе анализа отчета о прибылях и убытках (табл. 3) выявлены следующие особенности функционирования ОАО «Челябэнергоремонт»: при снижении себестоимости продукции на 29,4% выручка от продаж выросла на 27,8%, а валовая прибыль снизилась в 1,1 раза. Сумма прибыли до налогообложения составила в 2006 году 13657млн. руб.. Это говорит о ухудшении деятельности предприятия.


    Таблица 3

     Отчет о прибылях и убытках (извлечения)

    Наименование

    Код строки

    Абсолютные значения

    Индекс роста

    2004 год

    2005 год

    2006 год

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Выручка от продажи товаров

    10

    449475

    304170

    324586

    0,72214

    Себестоимость проданных товаров

    20

    416872

    314872

    294456

    0,70635

    Валовая прибыль

    29

    32603

    -10111

    30130

    0,92415

    Прибыль от продаж

    50

    32603

    -10111

    30130

    0,92415

    Прибыль (убыток) до налогообложения

    140

    15491

    -22258

    13657

    0,88161


    Продолжение табл. 3

    Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

    150

    4525

    7421

    3277

    0,7242

    Прибыль от обычной деятельности

    160

    10966

    -14837

    10379

    0,94647

    Чистая прибыль

    190

    10966

    -14837

    10379

    0,94647


    Ликвидность определяется как степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств платежного свойства.

    Для определения степени ликвидности имущества и срочности выполнения обязательств проведем группировку активов и пассивов (табл. 4).

    По данным проведенных исследований можно сделать вывод, что на ОАО «Челябэнергоремонт» имеется катастрофический платежный недостаток по группе активов А1, который в течении анализируемого периода сокращается.

    Таблица 4

    Оценка ликвидности активов (группировка активов)

    и срочности выполнения обязательств (группировка пассивов)

    АКТИВ

    Группа

    Наименование

    2004 год

    2005 год

    2006 год

    состав, тыс. руб.

    структура

    состав, тыс. руб.

    структура

    состав, тыс. руб.

    структура

    1

    2


    4

    5

    6

    7

    8

    А1

    Наиболее ликвидные активы (А250260)

    2237

    0,5%

    3439

    0,8%

    4573

    1,1%

    А2

    Быстро реализуемые активы (А240)

    57557

    13,1%

    35023

    7,8%

    37845

    9,0%

    А3

    Медленно реализуемые активы (А210220230270)

    73307

    16,7%

    92839

    20,8%

    98238

    23,4%

    А4

    Трудно реализуемые активы (А190)

    306515

    69,7%

    316008

    70,6%

    278897

    66,5%

    БАЛАНС (А300)

    439616

    100,0%

    447309

    100,0%

    419553

    100,0%

    Продолжение табл. 4

    ПАССИВ

    Группа

    Наименование

    2004 год

    2005 год

    2006 год

    состав, тыс. руб.

    структура

    состав, тыс. руб.

    структура

    состав, тыс. руб.

    структура

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    П1

    Наиболее срочные обязательства (П620)

    46085

    10,5%

    89522

    20,0%

    82579

    19,7%

    П2

    Краткосрочные обяза-тельства (П610)

    54500

    12,4%

    34500

    7,7%

    14500

    3,5%

    П3

    Долгосрочные обязательства (П590630640650)

    0

    0,0%

    10418

    2,3%

    0

    0,0%

    П4

    Постоянные (устойчи-вые) пассивы (П490)

    339031

    77,1%

    64770

    14,5%

    322474

    76,9%

    БАЛАНС (П700)

    439616

    100,0%

    447309

    100,0%

    419553

    100,0%


    Финансовая устойчивость – это характеристика, которая свидетельствует: о стабильном увеличении доходов над расходами; о свободном маневрировании денежными средствами и эффективном их использовании; о бесперебойном процессе производства и реализации продукции.

    Оценку финансовой устойчивости проводят также с использованием абсолютных показателей финансовой устойчивости. Обобщающим абсолютным показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, которые определяются в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат. В связи с этим выделяют 4 типа финансовой устойчивости.

    1) Абсолютная финансовая устойчивость. Здесь запасы полностью покрываются собственными оборотными средствами, т.е. предприятие не зависит от внешних кредиторов. Этот тип финансовой устойчивости гарантирует платежеспособность, но в реальной экономике встречается крайне редко.

    2) Нормальная финансовая устойчивость означает, что для покрытия запасов предприятие использует различные нормальные источники финансирования, т.е. запасы обеспечиваются суммой собственных средств и долгосрочных заимствований. Этот тип так же гарантирует платежеспособность предприятия.

    3) При неустойчивом финансовом положении предприятие вынуждено искать дополнительные источники покрытия, не являющиеся обоснованными. Здесь платежеспособность нарушается.

    Таблица 5

    Оценка состояния основного и оборотного имущества предприятия

    Наименование

    Абсолютное значение финансовых коэффициентов

    2004 год

    2005 год

    2006 год

    Индекс постоянного актива

    0,904

    4,879

    0,865

    Коэффициент инвестирования

    1,106

    0,205

    1,156

    Коэффициент соотн-я текущих активов и недвижимого имущества

    0,434

    0,415

    0,504

    Уровень чистого оборотного капитала

    0,074

    -0,562

    0,104

    Коэффициент маневренности

    0,072

    -0,704

    0,134

    Коэффициент устойчивости структуры оборотных активов

    0,244

    -1,913

    0,310

    Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами

    0,474

    -2,789

    0,452

    Таблица 6

    Оценка структуры активов (капитала) предприятия

    Наименование

    Абсолютное значение финансовых коэффициентов

    2004 год

    2005 год

    2006 год

    1

    8

    9

    10

    Уровень чистого оборотного капитала

    0,074

    -0,562

    0,104

    Коэффициент маневренности

    0,072

    -0,704

    0,134

    Коэффициент устойчивости структуры оборотных активов

    0,244

    -1,913

    0,310

    Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами

    0,474

    -2,789

    0,452

    Таблица 7

    Оценка рыночной устойчивости предприятия (состояние пассивов)

    Наименование

    Абсолютное значение финансовых коэффициентов

    Нормальное значение

    2004 год

    2005 год

    2006 год

    Коэффициент автономии (коэффициент финансирования)

    0,771

    0,145

    0,769

    К1>=0,5

    Финансовый рычаг предприятия (коэффициент финансовой зависимости)

    1,297

    6,906

    1,301

    K2<=2,0

    Коэффициент долговой нагрузки (плечо финансового рычага)

    0,161

    0,533

    0,045


    Коэффициент соотношения "длинных" и "коротких" заимствований

    0,000

    0,000

    0,000



    Таблица 8

    Абсолютные показатели финансовой устойчивости

    Наименование

    Формула

    2001 г.

    Производственные запасы, тыс. руб.

    А210

    93567

    Финансовые источники

    Собственные источники

    П490190

    43577

    Собственные оборотные средства (СОС)

    П490590190

    43577

    Нормальные источники формирования запасов (НИС)

    СОС+П610

    58077

    Дефицит (-), избыток (+) финансовых источников, тыс. руб.

    НИС-А210

    -35490


    4) Критическое финансовое положение означает, что предприятие не может своевременно расплатиться со своими кредиторами посредством привлечения средств на краткосрочной основе.

    5) Данное предприятие относится к типу с нормальным финансовым состоянием, при котором предприятие использует различные нормальные источники финансирования, т.е. запасы обеспечиваются суммой собственных средств и долгосрочных заимствований. Этот тип так же гарантирует платежеспособность предприятия.

    Платёжеспособность предприятия – это его способность своевременно и в полном объёме рассчитываться по долговым обязательствам. С платёжеспособностью тесно связано понятие ликвидности баланса, так как в случае финансовых затруднений встаёт задача продажи части активов с тем, чтобы рассчитаться по долгам. Под ликвидностью понимают соответствие структуры активов по степени ликвидности структуре пассивов по срочности погашения обязательств. В таблице представлены показатели ликвидности баланса.

    Для оценки платежеспособности предприятия используют следующие коэффициенты:

    1) коэффициент абсолютной ликвидности - в 2006 году составил 0,037, то есть на каждый рубль краткосрочных обязательств предприятия имеется денежная наличность в сумме приблизительно 04 копеек. По нормативу должно быть 25 копеек наличности. Следовательно, на предприятии текущая неплатежеспособность, которая продолжает падать.

    2) Коэффициент быстрой ликвидности - в 2006 году составил 0,410, т. е. каждый рубль краткосрочного долгового капитала покрывается 41 копейками оборотных средств в денежной форме. Норма 1,0 - наш показатель меньше, следовательно, предприятие не обладает достаточными финансовыми возможностями для покрытия долгов. В динамике показатель снижается.

    3)  Коэффициент текущий ликвидности  -  в 2006 году составил  1,449, то есть 1 рубль краткосрочных пассивов покрывается 1 рублем 45 копейками текущих оборотных активов, что меньше нормы (2,0 ). В динамике показатель стремительно падает.

    4)  Коэффициент «критической» оценки - в 2006 году составил 1,017, то есть каждый рубль краткосрочных долговых обязательств покрывается 1 руб. 02 копейками оборотных средств без учета производственных запасов.




    Таблица 9

    Оценка платежеспособности предприятия

    Наименование

    Коэффициенты платежеспособности

    Нормальное значение

    2004 год

    2005 год

    2006 год

    Коэффициент абсолютной ликвидности; денежное покрытие ("быстрый показатель")

    0,022

    0,028

    0,037

    0,25

    Коэффициент быстрой ликвидности; финансовое покрытие

    0,619

    0,305

    0,410

    1

    Коэффициент текущей ликвидности; общее покрытие ("текущий показатель")

    1,323

    1,059

    1,449

    2

    Коэффициент "критической" оценки ("лакмусовая бумажка")

    0,887

    0,764

    1,017



    В динамике показатель увеличивается.

    Общий вывод: предприятие является неплатежеспособным, так как ни один показатель, кроме коэффициента критической оценки не выполняет своих нормативных значений.

    Проведя оценку состояния задолженностей предприятия (табл. 10), анализ оборачиваемости средств предприятия (табл. 11) и оценку рентабельности хозяйственной деятельности и использования капитала (табл. 12-13), мы можем сделать выводы по оборачиваемости средств и рентабельности предприятия:


    Таблица 10

    Состояние задолженности предприятия

    Период

    2004 год

    2005 год

    2006 год

    Собственные оборотные средства

    (+)   СОС = (П490 + П590) - А190

    32516

    -251238

    43577

    Текущие финансовые потребности

    (+)  ТФП = (А290 - А260) - П620

    84865

    38340

    53504

    Денежные средства

    (+)  ДС = СОС - ТФП

    -52349

    -289578

    -9927


    Коэффициент оборачиваемости запасов, характеризующий скорость движения материальных ценностей и их пополнение, увеличился на 59 дней, следовательно, увеличилась сумма капитала, требующегося для данного объема хозяйственных операций.

    Коэффициент оборачиваемости дебиторских задолженностей «дни дебиторов» сократился на 6 дней.

    Коэффициент оборачиваемости кредиторских задолженностей «дни кредиторов» увеличился на 55 дней, что является положительным фактором – увеличивает срок пользования средствами кредиторов.

    Рентабельность оборота можно наращивать путем повышения цен, или, как в нашем случае, снижением (относительным) затрат. Это является, безусловно, положительным (интенсивным) фактором наращивания рентабельности оборота.

    Экономическая рентабельность составила за 2006 год 7,2% и снизилась по сравнению с 2004 годом на 0,2%, т.е. снизилась прибыль, которую получают в расчете на рубль своего имущества.

    Финансовая рентабельность выросла за 2 года не изменилась – 3,2% это значит, что каждый рубль собственного капитала, приносит 3,2 коп. чистой прибыли.


    Таблица 11

    Определение оборачиваемости оборотных средств

    Наименование

    2004

    2006

    оборот     год

    дни

    оборот     год

    дни

    оборот

    оборот

    Коэффициент оборачиваемости запасов

    6,514

    55

    3,147

    114

    Коэффициент оборачиваемости дебиторских задолженностей ("дни дебиторов")

    7,222

    50

    8,161

    44

    Коэффициент оборачиваемости кредиторских задолженностей ("дни кредиторов")

    9,753

    37

    3,931

    92



    Таблица 12

    Определение рентабельности хозяйственной деятельности

    Наименование

    Коэффициенты

    2004

    2006

    Рентабельность основной деятельности (рентабельность издержек)

    7,8%

    10,2%

    Рентабельность оборота (продаж)

    7,3%

    9,3%

    Норма прибыли (коммерческая маржа)

    2,4%

    3,2%


    Таблица 13

    Определение рентабельности использования капитала (активов)

    Наименование

    Коэффициенты

    2004

    2006

    Экономическая рентабельность (ROI)

    7,4%

    7,2%

    Финансовая рентабельность (ROE)

    3,2%

    3,2%

    Рентабельность перманентного капитала

    4,6%

    4,2%

    Коэффициент деловой активности

    1,022

    0,774


    В общем на предприятии наблюдается снижение рост показателей рентабельности, что свидетельствует о правильности проводимого анализа и принимаемых руководством экономических решений.


    ГЛАВА 3. Повышение эффективности работы предприятия


    3.1. Планирование затрат на реализуемую продукцию


    Исследование производственной себестоимости продукции необходимо начать с выявления отклонений по элементам сметы затрат и изменений ее структуры.



    Таблица 14

    Структура сметы затрат

    № п/п

    Элементы затрат

    Сумма, тыс. руб.

    Структура затрат, %

    по смете

    факти-чески

    отклоне-ние (+, -)

    по смете

    факти-чески

    отклоне-ние (+, -)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    1

    Сырье и материалы

    95903,2

    110273,8

    14370,6

    35,67

    37,45

    1,78

    2

    Вспомогательные материалы

    24036,3

    22555,3

    -1481

    8,94

    7,66

    -1,28

    3

    Топливо

    5189,0

    5683,0

    494

    1,93

    1,44

    -0,48

    4

    Энергия

    1908,9

    2296,8

    387,9

    0,71

    0,78

    0,07

    5

    Затраты на оплату труда с отчислениями

    76088,0

    81917,7

    5829,7

    28,3

    27,82

    -0,48

    6

    Суммы начисленной амортизации

    16185,5

    18668,5

    2483

    6,02

    6,34

    0,32

    7

    Прочие затраты

    49551,3

    54503,8

    4952,5

    18,43

    18,51

    0,08

    8

    Итого затрат:

    268862,2

    294456

    25593,8

    100

    100

    -


    В том числе переменные расходы

    188311,1

    220635,9

    32324,8

    70,04

    74,93

    4,90


    постоянные расходы

    80551,1

    73820,1

    -6731,0

    29,96

    25,07

    -4,90


    Данные таблицы 14 показывают, что фактические затраты предприятия выше плановых на 25593,8 тыс. руб. Можно отметить существенный перерасход по сырью и основным материалам (на 14370,6 тыс. руб.), топливо (на 494 тыс. руб.), энергия (на 387,9 тыс. руб.), затратам на оплату труда (на 5829,7 тыс. руб.), суммам начисленной амортизации (на 2483 тыс. руб.), а также прочим затратам (на 4952,5 тыс. руб.). Вместе с тем отмечается экономия по таким элементам затрат, как вспомогательные материалы (на 1481 тыс. руб.)

    Данные таблицы 14 позволяют судить о том, что выявленный перерасход и экономия по отдельным видам затрат получены вследствие возникновения отклонений от установленных в смете норм, тарифов и расценок. Поэтому в ходе анализа необходимо проверить обоснованность разрабатываемых норм расхода материальных ресурсов, выявить причины возникновения непроизводственных затрат по оплате труда, установить факторы, вызвавшие перерасход энергии.


    3.2. Расчет выручки от реализации и прибыли


    Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, зависит успешность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование прироста собственных оборотных средств, инвестиций, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

    Прибыль планируется раздельно по товарной продукции, прочей продукции и услугам нетоварного характера. Планируется также сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.

    Объектом планирования при методе прямого счета являются элементы бухгалтерской прибыли: прибыль от продаж продукции, прибыль от прочей реализации и внереализационных операций. Основой для расчета служит объем произведенной программы в соответствии с заказами потребителей.






    Таблица 15

    Планирование прибыли методом прямого счета

    № п/п

    Наименование показателя

    Ожидаемое исполнение за отчетный год

    План


    Остатки готовых изделий на складе на начало года:



    1

    по производственной себестоимости

    28500

    29900

    2

    по отпускным ценам

    37331

    39200


    Товарная продукция:



    3

    по полной себестоимости

    963936

    1012100

    4

    по отпускным ценам предприятия

    1262618

    1325700


    Остатки готовых изделий на складе на конец года:



    5

    по производственной себестоимости

    19950

    20900

    6

    по отпускным ценам

    26132

    27400


    Продажи:



    7

    по полной себестоимости

    972486

    1021100

    8

    по отпускным ценам

    1273817

    1337500

    9

    Прибыль

    301331

    316400


    Достоинства метода прямого счета заключается в том, что все расчеты прибыли построены на прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реализации по всему ассортименту выпускаемой продукции. Метод нетрудоемкий и используется при составлении перспективных планов развития предприятия, поскольку исходной базой является весь объем товарной продукции.

    Недостатками данного метода: во-первых, на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент продукции, плановые и отчетные калькуляции себестоимости составляются лишь по важнейшим изделиям или представителям групп изделий, по остальной продукции применяются расчетные показатели, что снижает точность подсчета размера плановой прибыли; метод не вскрывает факторов роста прибыли в планируемом периоде; при большой номенклатуре выпускаемой продукции проверка правильности расчета прибыли от ее реализации очень трудоемка. Во-вторых, в современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменился уровень цен, инфляции и прочих параметров макроэкономического окружения предприятия. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.


    3.3. Планирование потребностей в собственных оборотных средствах


    Важнейшим элементом организации оборотных средств является их нормирование. Посредством нормирования определяется потребность предприятий в оборотных средствах. Правильное исчисление этой потребности имеет важное значение, поскольку устанавливается постоянно необходимая минимальная сумма средств, обеспечивающая устойчивость финансового состояния предприятия.

    Показатели необходимые для расчета потребности в оборотных средствах представлены в таблице 16.


    Таблица 16

    Исходные данные для расчета потребности в оборотных средствах

    Показатели

    Условное обозначение

    2006г.

    Плановый период

    Выручка (нетто) от продаж продукции, тыс. руб.

    324586


    Рост выручки от продаж в плановом периоде, коэф.


    1,067

    Совокупный норматив оборотных средств, тыс. руб.

    57456


    Коэффициент загрузки, коэф.

    0,177


    Продолжительность одного оборота, дн.

    70,2

    66,3

    Изменение продолжительности одного оборота оборотных средств, коэф.


    0,94


    Исходя из планируемого ускорения оборачиваемости оборотных средств (в данном случае сокращения длительности одного оборота в днях) определяется плановая величина коэффициента загрузки по формуле:

    По данным примера . С учетом планового коэффициента загрузки оборотных средств рассчитывается совокупный норматив оборотных средств по предприятию в плановом периоде по формуле:

    По данным примера  тыс. руб.

    При нормировании оборотных средств должны быть учтены мероприятия по ускорению их оборачиваемости за счет:

    - внедрения в производство достижений научно-технического прогресса;

    - улучшения организации материально-технического снабжения и сбыта продукции;

    - развития оптовой торговли;

    - совершенствования организации производственного процесса;

    - снижения норма расхода материальных ресурсов и трудовых затрат;

    - сокращения длительности производственного цикла;

    - ускорения отгрузки продукции, а также документооборота.












    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Финансовое состояние  предприятия играет чрезвычайную важную роль в обеспечении устойчивого развития, как отдельных предприятий, так и общества в целом. Очевидно, что проблема финансового состояния предприятия относится к числу наиболее важнейших не только финансовых, но и общеэкономических проблем. Также немаловажна ее социальная значимость для общества.

    В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Челябэнергоремонт» подтвердила наличие серьезных проблем. Своевременность его проведения будет способствовать принятию решений, которые позволят исправить проблемы, которые были выявлены в ходе анализа.

    В структуре активов ОАО «Челябэнергоремонт» преобладают внеоборотные, а именно основные средства предприятия, что объясняется спецификой работы данного предприятия.

    В структуре пассивов преобладает собственный капитал, а именно уставный капитал, который занимает более половины структуры баланса предприятия, в заемном капитале значительный удельный вес приходится на кредиторскую задолженность и краткосрочные займы и кредиты.

    Рассматривая финансовые результаты предприятия, можно сказать следующее: ОАО «Челябэнергоремонт» наращивает объемы своей хозяйственной деятельности, что видно по показателю выручка от реализации товаров, также увеличивается себестоимость, но рост себестоимости является оправданным, т.к. выручка увеличивается более быстрыми темпами чем себестоимость. На ОАО «Челябэнергоремонт» на протяжении всего анализируемого периода наблюдается увеличение и валовой прибыли, прибыли от продаж, а также чистой прибыли.

    Проанализировав ликвидность ОАО «Челябэнергоремонт», можно сделать следующее заключение. На момент составления баланса его нельзя признать ликвидным, так как одно из соотношений групп активов и пассивов не отвечают условиям абсолютной ликвидности баланса – наиболее ликвидные активы во много раз меньше наиболее срочных обязательств.

    Проанализировав платежеспособность ОАО «Челябэнергоремонт» можно сделать вывод, что предприятие является платежеспособным, т.к. доля заемного капитала намного меньше доли оборотных активов предприятия.

    ОАО «Челябэнергоремонт» в 2004 году находилось в кризисном состоянии и не было обеспечено ни одним из предусмотренных источников формирования запасов (везде недостаток).

    Можно сделать вывод, что финансовое положение предприятия в 2006 году остается кризисным. За счет расширения сферы деятельности предприятия повышаются затраты предприятия, что ухудшает финансовую устойчивость предприятия, но в силу того, что предприятие расширяет масштабы своей деятельности ухудшение финансовой устойчивости можно рассматривать как временное явление.

    Проанализировав финансовую устойчивость по относительным показателям, мы видим, что все показатели финансовой устойчивости предприятия превышают нормативные значения, т.е. можно сделать вывод, что предприятие финансово устойчиво.

    Показатели рентабельности увеличиваются в течении всего анализируемого периода, что говорит об улучшении работы предприятия.









    Список использованных источников и литературы


    1. Ефимова Д.В. Финансовый анализ. – М.: Бух. Учет, 1999.

    2. Ковалев В.В. Управление финансами: Учебное пособие. -  М.,1998.

    3. Абрютина М. С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.

    4. Артеменко В. Г., Беялендир М. В. Финансовый анализ. — М.: Дис, 2001.

    5. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. — 2-е изд. перераб. и доп. — Москва-Новосибирск: Издательство «Дело и Сервис» — Издательский дом «Сибирское соглашение», 2003.

    6. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий. (Н.П.Любушин, В.Б.Лещева,В.Г.Дьякова):Уч.пособие для ВУЗов.-М

    7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.Изд.4-е – М.: Финансы и статистика, 2002 .-416 с.

    8. Балабанов И.Т Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. – М.: Финансы и статистика, 1995.

    9. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и  статистика, 1998.

    10. Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хо­зяйствующего субъекта. — М.: Финансы и статистика, 2003.

    11. Богдановская Л.А., Виногоров Г.Г., Мигун О.Ф. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник. – 2-е изд., стереотип. – Минск: Высшая школа, 2003.

    12. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа- М.: ИНФРА –М, 2001 Бочаров В.В.Финансовое моделирование- СПб:Питер,2000.

    13. Вахрин П. И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: Учеб. пособие. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.

    14. Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет: Финансы и статистика, 1997.

    15. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ бухгалтерской отчетности. — М.: Дело, 2002.

    16. Донцова Л. В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издатель­ство «Дело и Сервис», 2003.

    17. Журавлев В. В., Савиков Н. Т. Анализ хозяйственно-фи­нансовой деятельности предприятий. — Чебоксары: ЧИЭМ, 2002.

    18. Захарьин В.Р. Учет прибылей и убытков // Консультант бухгалтера.  – 2002. - №5.

    19. Киреева Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие: в 3ч./Урал.соц.-эк. Ин-т АТиСО. – Челябинск, - Часть III, 2006г

    20. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник - М.: Финансы и статистика, 1995.

    21. Козырев В.М.Туристская рента: Учеб.пособие.-М.: Финансы и статистика, 2001 .

    22. Козлова Е.П., Парашютин Н.В., Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет. - М.,1999.

    23. Ковалев В. В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001.

    24. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. – М.: Финансы и статистика, 1999.

    25. Кузьмина Л.П. Краткий конспект лекций по курсу «Теория экономического анализа» Часть 1.- Пятигорск: МКА, 1995.

    26. Колчина Н.В., Поляк Л.П., Павлова Л.П. Финансы предприятий: Учебник. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 2003.

    27. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.:Дело и Сервис, 1998.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Сущность, инструменты и информационное финансового менеджмента. Финансовое планирование на предприятии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.