Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Теоретические аспекты изучения проблемы функционирования предприятий досуга

  • Вид работы:
    Другое по теме: Теоретические аспекты изучения проблемы функционирования предприятий досуга
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:33:11
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 3


    Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы функционирования предприятий досуга  5

    1.1. Специфика и содержание сферы досуга. 5

    1.2. История развития отрасли. 9

    1.3. Состояние досуговой сферы в мире, России и Челябинской области. 14

    1.4. Перспективы развития сферы досуга. 18


    Глава II: Описание деятельности предприятия сферы обслуживания в Челябинской области на примере ДЦ “Мегаполис”. 22

    2.1. Местоположение. Размер и состав сети учреждений. 22

    2.2. Виды деятельности предприятия. 23

    2.3. Удельный вес в общем объеме производства области. 25

    2.4. Радиус обслуживания. Качество и стоимость услуг. 26

    2.5. Перспективы развития предприятия. 27


    Заключение. 30


    Приложение. 32


    Список литературы.. 40


    Введение


    Данная работа представляет собой исследование, посвященное теме “Предприятия досуга”.

    На сегодняшний день, проблема данного исследования носит актуальный характер. Это обусловлено ростом числа предприятий сферы общественного досуга в последнее время как в целом в Челябинской области, так и в стране в целом и значимостью дальнейшей модернизации данного направления в социально-экономическом развитии общества.

    Дальнейшее внимание к исследуемому вопросу необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

    Таким образом, рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

    Целью настоящей курсовой работы является детальное изучение теоретических и практических аспектов деятельности предприятий сферы досуга.

    В рамках достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    -        изучить теоретические и практические аспекты проблемы;

    -        рассмотреть историю развития отрасли;

    -        проанализировать состояние отрасли в мире, в России и в Челябинской области;

    -        перспективы развития сферы досуга;

    -        рассмотреть деятельность предприятий сферы досуга на конкретном примере;

    -        выявить закономерности и тенденции развития, проблемы и пути их решения, а также значимость сферы досуга в общественно-экономическом развитии общества.

    Объектом исследования является сфера досуга.

    Предметом исследования - деятельность предприятий по организации общественного досуга.

    Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

    Во введении обоснована актуальность, цели и задачи исследования.

    Глава первая анализирует общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы. Определяются основные понятия, а также делается анализ перспектив и тенденций развития сферы досуга.

    Вторая глава имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния предприятий досуговой сферы на примере ДЦ “Мегаполис”.

    При  написании курсовой работы были использованы методы теоретического анализа специализированной литературы, посвященной настоящей теме исследования, изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений по организации общественного досуга.

    Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
    Источниками информации для написания работы по теме “Предприятия досуга” послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература, а также прочие актуальные источники информации.

    Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы функционирования предприятий досуга

    1.1. Специфика и содержание сферы досуга


    Первоочередным вопросом, при анализе темы “Предприятия досуга” является рассмотрение сущности функционирования данной сферы общества.

    Поскольку понятие «досуг» является исходным для характеристики предприятий досуга, то возникает потребность в ее детальном рассмотрении.

    В общем смысле под досугом понимают часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей [9, с. 210].

    Исходя из приведенной выше трактовки понятия, досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из социокультурных потребностей личности.

    Кроме того, досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности.

    Отличительной особенностью досуга является  возможность выбора видов деятельности исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений.

    Досуг характеризуется вариативностью структурно-функциональных характеристик, различная совокупность которых образует типы досуговой деятельности.

    Обычно выделяют следующие виды досуга [9.с. 211]:

    -        развивающий;

    -        спортивный;

    -        развлекательный;

    -        общественно-политический;

    -        домашний;

    -        разрушающий.

    К функциям досуга, как самостоятельной сферы жизнедеятельности общества, относят [9.с. 211]:

    -      компенсаторную;

    -      функцию творческой самореализации, развития личностных качеств;

    -      социализирующую;

    -      гедонистическую;

    -      функцию общения.

    Выполнение этих функций имеет первостепенное значение в процессе создания условий, необходимых для развития и саморазвития личности.

    Таким образом, досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д.

    Сфера досуга же представляется собой комплекс институтов досуговой деятельности.

    Исследуя данную сферу важно отметить, что ее единицей являются предприятия досуга.

    Предприятия сферы досуга это многопрофильные организации свободного, предпринимательского инициативного характера. Основные сущностные черты такого предприятия заключаются в его широком социальном назначении, которое  состоит в удовлетворении культурных интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и формировании культурной среды.

    На практике деятельность предприятий досуга не выделяется в обособленное направление, а представляет собой органичную составную часть единого процесса социальной воспитательной деятельности с ее внутренними и внешними связями.

    На сегодняшний день ощутима многовариантность в содержании и направленности социальных заказов, обусловленная региональными, экономическими и социально-демографическими особенностями. Таким образом, можно выделить следующие разновидности предприятий досуга:

    -   межведомственные, многопрофильные городские и поселковые государственно-общественные центры клубного типа;

    -   инвариантные модели межведомственного культурно-воспитательного центра общегородского или поселкового типа, организующего досуговую деятельность во взаимодействии с муниципальными органами, общественными организациями, предприятиями, коллективами учебных заведений, подростковыми неформальными и любительскими объединениями;

    -   инвариантные модели современного одно- и многофункционального подросткового клуба или центра на межведомственной основе, предлагающие полноценное свободного времени школьников, учащихся профтехучилищ, семей в микрорайоне;

    -   семейные, разновозрастные клубы-кооперативы, клубы-малые предприятия, реализующие идею совместного труда и досуга детей и взрослых, единства культурно-досуговой и общественно-трудовой деятельности;

    -   межведомственные центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, включающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации  выполненных конструкций (центр технического творчества).

    Отдельную группу составляют микрорайонные дошкольные центры  развивающегося типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающиеся программы по направлениям, способствующие духовному, физическому формированию ребенка (школы раннего развития, гимназия для маленьких).

    Дальнейший анализ проблемы будем проводить на основе изучения деятельности коммерческого предприятия, рост доли которых в последнее время возрастает

    Исходя из этого, становится ясно, что каждое предприятие досуга – это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной оздоровительной) деятельности как различных групп, так и отдельных индивидов. Возможности такой деятельности существуют в любом виде культурно-досугового центра: любительском объединении, семейном клубе, дискотеке, игротеке и т.д.

    Досуговые программы учреждения культуры должны быть ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни. Игровое понимание занятий, элементы театрализации, реальная или внутренняя, духовная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное переживание в выставочных залах и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что он может измениться, стать лучше.

    Следовательно, культурно-досуговая среда как самоценное явление представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса деятельности, активного участия в нем человека и несет в себе определенную смысловую нагрузку. Так же следует отметить то, что культурно-досуговая среда является фактором активного формирующего воздействия на человека. Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, досуговые учреждения в целом формируют определенное эмоциональное отношение к среде обитания, и к деятельности человека.

    Таким образом, культурно-досуговая среда выступает  в роли пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состояния, что являет собой культуру, духовные ценности, которой – живая основа личности, ее образа жизни.

    Рассмотрим подробнее исторические аспекты формирования данной области жизнедеятельности общества.


    1.2. История развития отрасли


    Так как теория досуговой деятельности неотделима от исторического аспекта, интерес при изучении проблемы и исследования представляет то, какое понимание вкладывали в понятие “досуга” представители различных народов в разное время.

    Этимологически слово “досуг”, на английском “licere”, означает позволение, разрешение [2, с. 21].

    От последнего берет начало английское слово “licsense” (разрешение) и французское “loisir” (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Здесь приведены следующие значения:

    -        свобода делать нечто специфическое или подразумеваемое;

    -        возможности, открывающиеся вне сферы профессиональной деятельности;

    -        возможность распоряжаться временем по своему усмотрению;

    -        дискуссия, общение.

    Слово “досуг” в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово “досуг” происходит от глагола “досягать”, “досягнуть”. Буквально оно означает возможность что-то совершить. “Досужесть” есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь [2, с. 21-22].

    Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков - другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынешних россиян - четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.
    Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы.

    Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд – вторичен [13, с.14].

    Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель “Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг.., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше
    того прекрасное.

    Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии».

    Отсутствие досуга Аристотель связывал со свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества - землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности.

    Римляне отошли от идеальных представлений о досуге, свойственных грекам. В латинском языке досуг описывается через понятие “otium”, а бизнес - через понятие “negotium”. Римляне еще больше закрепили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитивное - за досугом. Однако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, чистотой быта, усердием в работе, прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. Досуг стал рассматриваться как время, свободное от работы.

    Таким образом, можно отметить тенденцию в историческом процессе развития: количество свободного времени постоянно увеличивается: с менее чем 1тыс. часов в год в доиндустриальных обществах до 4 тыс. часов в год в современных индустриальных странах.

    Рабочее время составляет около 40 часов в неделю. Именно с этой тенденцией связаны быстрые темпы роста индустрии досуга, обеспечивающей различные способы его проведения. Способы проведения досуга (или его типы) существенно различаются по разным основаниям: полу, классовой принадлежности, возрасту, доходу и т.п. То есть жизнь молодежи и пенсионеров организована главным образом вокруг досуга, у женщин свободного времени меньше, чем у мужчин, мужчины проводят больше свободного времени вне дома, чем женщины, и т.д.

    В значительной мере формы досуга обусловлены культурой массового потребления. Но есть и тенденции, позволяющие рассматривать определенные формы досуга как сферу растущего сопротивления стандартизации и рыночным отношениям.

    Иногда бытует мнение, что бурное развитие, так называемых, творческих индустрий в европейских странах было откликом на экономический кризис, охвативший традиционные отрасли промышленности, например, сталелитейную или текстильную. Мне кажется, это не вполне так. Экономика большинства европейских стран, которые начали активно развивать творческие индустрии, была на подъеме. Собственно это и позволило им, накопив определенный “запас прочности”, осуществить переход к постиндустриальному типу экономического развития, вынести из своих городов устаревшую промышленность, резко улучшить городскую среду, за счет модернизации освободившихся производственных площадей и строительства новых крупных объектов фактически создать новую культурную инфраструктуру. Развитие творческих (культурных) индустрий скорее было программой социальной адаптации, позволившей перейти к «новой занятости» в постиндустриальной экономике.

    Далеко не все европейские страны пошли по пути деиндустриализации, многие стали развивать культурные индустрии в дополнении к существующей промышленности, одновременно активно занимаясь ее технологической модернизацией. Тем не менее, во всех странах заметно изменение отношения к культуре, стремление превратить ее в доходную отрасль современной экономики, изучить, понять, оценить и использовать экономический потенциал накопленного и вновь создаваемого богатства, активно включить его в экономический оборот, в современный стиль жизни.

    Государство и узкий слой аристократических семей уже не могут вынести на своих плечах бремя сохранения, а главное развития культуры и искусства. Бюджетная поддержка и элитарные технологии меценатства постепенно замещаются демократическими технологиями социального партнерства.

    Формируется мощная финансовая инфраструктура фандрейзинга, преимущество которой в возможности консолидации мировых финансовых ресурсов и расходовании их в соответствии с потребностями мировой культурной системы, в ориентации на поддержку инноваций в области развития культурных технологий и обеспечения доступа к мировым ресурсам всем заинтересованным участникам культурного процесса. Но этого оказалось недостаточно для поддержки культуры.

    Свою реальную сопричастность и заинтересованность в сохранении и развитии культуры и искусства должны почувствовать миллионы людей. Для этого необходимо вписать культуру в текущее потребление, в постоянные статьи расходов семейных бюджетов. Это не простая задача. Культурное наследие и актуальное искусство надо сделать сомасштабным семейному кошельку миллионов, чтобы они софинансировали его сохранение и развитие. Надо превратить культурные ресурсы в товары и услуги и научиться продавать их “в розницу и по мелочам”, но так, чтобы сохранялась целостность и неисчерпаемость культуры. Мне кажется, что именно технологии экономики желаний смогли обеспечить это в современной цивилизации досуга.

    Характерной чертой постиндустриального общества является переход от реальной экономики к так называемой, экономике “символов”, основным продуктом которой становится бренд. В цивилизации досуга, основанной на экономике желаний, бренд превращается в стратегический ресурс и капитал организаций культуры, который позволяет получать экономические выгоды от внеэкономических благ – символических атрибутов и преимуществ, осязаемых и неосязаемых элементов репутации, легенд и мифов, культурных традиций, грез и предрассудков, вкусов и симпатий публики.

    Бренд становится символом доверия аудитории качеству и привлекательности культурного предложения, гарантией подлинности культурного продукта. Доля символической компоненты в цене товаров и услуг культуры и искусства неуклонно возрастает.

    Итак, в цивилизации досуга товары и услуги сферы культуры предназначены для удовлетворения, так называемых, потребностей “высокого порядка” - в самоутверждении, самоуважении, социальной принадлежности. Технологии экономики желаний усиливают влияние мотивов социального поведения на спрос, значительно смещают потребительские акценты: конкретные товары или услуги сферы культуры превращаются в символические компоненты целостного жизненного стиля. Тем самым формируется устойчивый интерес к культурному наследию и спрос на культурные услуги, что обеспечивает приток финансовых ресурсов для развития территорий.

    В 1950-х гг. появились концепции "общества досуга", "посттрудового общества". В них современное общество рассматривается как общество, в котором труд утрачивает свое прежнее доминирующее значение: сокращение рабочего времени ведет к возрастанию роли досуга, который займет то место, которое в прошлом занимал труд, станет главным жизненным интересом и главным основанием идентичности человека.

    Процесс трансформации досуговой сферы обусловлен как переменами в социокультурной жизни страны, так и технологическими и культурными изменениями, произошедшими в условиях глобализации. Возникли качественно новые виды досуга, характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. Основные виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию, что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности человека. В связи с этим более подробно рассмотрим современной состояния сфера досуга.


    1.3. Состояние досуговой сферы в мире, России и Челябинской области


    В последние десятилетия во всем мире, в том числе и в России, заметно меняются представления о том, какова роль культуры в региональном развитии, какие экономические механизмы и управленческие технологии обеспечивают необходимый приток ресурсов в сферу культуры, как культурные бренды становятся ресурсами устойчивого развития территорий.

    Начиная с 70-х годов прошлого века, в европейских странах начинают широко обсуждаться вопросы: почему культура важна для общества в целом и конкретных местных сообществ, чем она может быть полезна для новой экономики и социального развития, какой вклад может внести культура в постиндустриальное развитие городов и территорий.

    В развитых странах происходит революционный или постепенный переход к новому типу социально-экономического развития, названному постиндустриальным обществом

     Постиндустриальная стадия характеризуется переходом от товаропроизводящей экономики (production economy) к так называемой “обслуживающей экономике” (service economy). Основной сферой занятости и источником дохода становится не только и не столько промышленность, сколько гуманитарные отрасли и сфера услуг. Моделью общества становится коммуникационная модель взаимного «обмена услугами».

    Главные изменения обусловлены ведущей ролью науки, технологий, информации и культуры в общественном развитии. Ключевыми институтами новой экономики становятся университеты, информационные, научные, культурные и медицинские организации как центры сосредоточения теоретического и прикладного знания. Сверхдинамично развиваются гуманитарные отрасли – наука и технологии, информация и образование, культура и туризм, здравоохранение и экология, из которых формируется современный экспортный потенциал развитых стран. Некоторые из европейских стран, прежде всего Голландия и Великобритания, выбирают курс на деиндустриализацию, как ведущую стратегию развития для своих городов.

    Таким образом, в контексте современных тенденций к культуре начинают относиться как к ресурсу новой экономики и действующему агенту развития, источнику нового мышления.

    На современном этапе функционирования мирового сообщества культура вступила в качественно новый этап развития. Возникает новая ситуация во взаимодействии культуры и социальной сферы. Культура выступает как динамическая сила, формирующая жизнь общества, оказывающая громадное решающее воздействие на развитие общественных отношений. И в этом смысле досуговые учреждения должны выступать важным средством повышения органичности социально-культурного развития личности.

    В постиндустриальном обществе культура становится стратегическим приоритетом современной экономики развитых стран именно потому, что за последние десятилетия сумела превратиться в мощную индустрию культурных услуг. По оценкам британских экспертов, в последние десятилетия доходы от экспорта музыки в Англии превысили доходы от экспорта машино- и автомобилестроения вместе взятых.

    Успех деятельности организации в индустрии культуры (как и в любой другой индустрии) зависел от возврата вложенных средств через реализацию продукции – товаров или услуг. Следовательно, ориентация на потребителя, формирование и удовлетворение спроса в пространстве “свободного времени” или пространстве досуга становятся ключевым приоритетом и конечным результатом деятельности организаций культуры.

    В концепциях постиндустриального общества сфере досуга отводилась особая роль, как важнейшей социальной подсистеме. Ж.Дюмазедье считал, что путь для развития личности – это грядущая “цивилизация досуга”. Теоретический анализ крупных эмпирических исследований, фиксирующих коренные изменения в образе жизни и досуге, привел его к концепции “цивилизации досуга”, которая, по мнению Дюмазедье, уже наступила в 60-70-е годы XX века. Ж.Фридман развернул концепцию компенсаторной функции досуга, который сглаживает социально-профессиональные противоречия в процессе поляризации сфер труда и досуга. Ж.Фурастье разрабатывал идею “цивилизации досуга” как модели постиндустриального общества, согласно которой досуг, начиная с некоторого уровня экономического развития, приобретает все большую автономию от труда и становится самодовлеющей ценностью. Вокруг термина «цивилизация досуга» и времени ее наступления развернулась широкая дискуссия.

    Большинство исследователей, признавая особую роль досуга в постиндустриальном обществе, предпочитают говорить подобно С.Паркеру лишь об обществе с развитым досугом [13, с.15]. Широко обсуждается концепция “революции избираемого времени”, согласно которой в постиндустриальном обществе должен измениться характер использования и рабочего и свободного времени: задача состоит в том, чтобы распространить на все социальное время принципы избирательности и свободы использования. Тем не менее, общая тенденция – именно досуг рассматривается как пространство развития и творческой самореализации личности.

    Таким образом, современная “цивилизация досуга” предполагает опережающее развитие сферы культуры, где сосредотачивается огромный рыночный потенциал. При увеличении темпа общественных перемен роль культуры возрастает: она перемещается с периферии в центр социальных интересов и общественного внимания.

    Остановимся более подробно на исследование современных процессов, имеющих место в сфере досуга российского общества.

    Трансформация российской экономики вызвала значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей.

    Поскольку детские, молодежные и многофункциональные предприятия семейного досуга относятся к социально значимым предприятиям, на государственные структуры возлагается ряд поручений по организации и поддержке заведений подобного рода. Эти аспекты выражаются во введении ежегодных программ по развитию социально-экономической сферы общества на уровне Правительства РФ.

    Рост в индустрии развлечений в отличие от других секторов потребительского рынка - это не возвращение к докризисному уровню, а рост практически с нуля: именно в последние 2-3 года индустрия боулинга, кино, развлекательных центров, клубов, казино стала активно развиваться в России.

    По оценкам, потенциальных потребителей услуг индустрии развлечений только среди жителей крупных городов с населением более 250 тыс. чел. в России почти 37 млн [16].

    На сегодняшний день, как показывают исследования, в нашей стране расходы на досуг составляют малую часть потребительских расходов. Эта тенденция напрямую зависит от экономической обстановки в стране и роста доходов населения. Однако количество заведений и мест отдыха ежегодно увеличивается в несколько раз, и такие темпы развития сохранятся по прогнозам еще несколько лет. Данная тенденция характерна и для Челябинской области.


    1.4. Перспективы развития сферы досуга


    Формирование субкультур процесс неизбежный, обусловленный как дифференциацией и автономизацией социальных институтов, так и вовлечением личности в различные социальные группы.

    Реформирование прежних структур управления досугом актуализирует необходимость разработки новой системы регулирования досуга, адекватной современной социокультурной ситуации.

    В настоящее время регулирование досуга следует направить на формирование такого типа досугового поведения, который, с одной стороны, отвечал бы потребностям общества в организации культурного досуга, содействующего развитию личности человека, а с другой - социокультурным потребностям общества.

    В наше время идет развитие положительных тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современными социально-культурным потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными изменениями потребностей населения.

    В таких учреждениях культуры гарантируется:

    -   высокое качество предоставляемых населению культурных услуг;

    -   постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности;

    -   демократичность условий включения личности в активную культурную деятельность.

    В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения должна решать, прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа жизни. Сфера досуга сегодня становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные, социально-значимые досуговые программы клубная сфера обязана.

    Актуальным в настоящем исследовании является также рассмотрение перспектив развития предприятий досуга  в свете последних событий, связанных с началом экономического кризиса в России.

    Сфера услуг в России развита чрезвычайно слабо и она рискует если не “умереть”, то значительно сократиться. В условиях кризиса граждане начинают экономить, прежде всего, на различных развлекательных услугах - кино и ресторанах. Скорее всего, затронет кризис и спортивные клубы, так как население предпочтет заниматься спортом в более бюджетном варианте.

    Аналитик управляющей компании "Финам Менеджмент" Максим Клягин считает, что причина сокращения бизнеса предприятий сферы развлечений будет напрямую связана с падением платежеспособного спроса, которое спровоцировано снижением темпов роста реальных доходов граждан с 10% примерно до 3- 5% [16]. Нынешний кризис вполне может иметь такие последствия. Поэтому как минимум в 2009 году темпы роста индустрии развлечений, сектора общественного питания и большинства других сегментов рынка платных услуг населению будут заметно ниже, чем в предыдущие несколько лет.

    Уже сейчас можно заметить, как постепенно обозначается тренд к сокращению или, по крайней мере, более экономному распределению потребительских бюджетов и снижению потребительской активности в целом. Поэтому в стабильном положении останутся лишь максимально демократичные концепции как ресторанов, так и компаний из большинства сфер интертеймента.

    Но во время кризиса происходит и очищение рынка. Его покидают мелкие компании, которые ориентированы на быстрый результат. Сфера развлечений здесь не исключение: настоящие игроки с долгосрочными планами после подобных событий только усиливают свои позиции.

    Компании, обеспечивающие досуг граждан, находятся в нынешних условиях в привилегированном положении. Большинству таких предприятий легче удается справляться с кризисными явлениями, которые сегодня наблюдаются в экономике, так как они могут существовать не только за счет кредитов, но и за счет выручки.

    Впрочем, жизнеспособность предприятий сферы услуг зависит от занимаемой ниши и ценовой категории, в которой они работают. Ведь кризис сказывается на благосостоянии населения, но люди не перестают пользоваться услугами, хотя и ищут более бюджетные варианты. Особенно это касается среднего класса, для которого кризис наиболее ощутим.


    На основе изложенного материала в настоящее главе, можно отметить ряд аспектов, характеризующих теоретические аспекты изучения  функционирования предприятий досуга.

    В наше время происходит развитие положительных тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современным социально-культурным потребностям общества. И современные культурно-досуговые центры должны стать носителями целостной культурно-досуговой среды. А она в свою очередь будет положительно влиять на характер и содержание всей деятельности по организации досуга и вызывать у людей потребность активного участия в ней.

    Таким образом, культурно-досуговая  среда представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-досуговая среда – это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

    Предприятия досуга придают совместной социально-культурной деятельности человека качественную определенность, значимость, как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала,  формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в сфере досуга. В этом как раз и состоит предназначение учреждение культуры, как социально-культурного института.  Основная функция, которого заключается в организованном объединении людей, для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей человека и решению конкретных  социально-культурных задач.


    Глава II: Описание деятельности предприятия сферы обслуживания в Челябинской области на примере ДЦ “Мегаполис”

    2.1. Местоположение. Размер и состав сети учреждений

     

    Открытое акционерное общество “Мегаполис” осуществляет свою деятельность с октября 2002 года и является развлекательным комплексом, предоставляющим услуги населению в сфере досуга.

    Адрес предприятия: г. Челябинск, Свердловский пр., 51а

    Развлекательный комплекс имеет преимущественно иной, более высокий по сравнению с другими предприятиями досуга города уровень материально-технического обеспечения.

    Местоположение ТЦ можно характеризовать как наиболее оптимальное, так как предприятие располагается в центре города (см. Приложение 1).

    Конкурентное преимущество усиливает тот факт, что в ближайшей к месту расположения комплекса местности, досуговых центров такого масштаба не наблюдается.

    Исходя из Приложения 2, видим, что помимо расположения в центре города, предприятие имеет удобную систему доступа как для автомобилистов, так и для пешеходов.

    ДЦ “Мегаполис” является одним из крупных центров развлечений для населения Челябинска и гостей города.

    В состав досугового центра входят следующие учреждения:

    -        летнее кафе “DJ парк”;

    -        летний ресторан;

    -        антракт-бар ночного клуба “Театро”;

    -        ночной клуб “Театро”;

    -        японский ресторан;

    -        спорт-бар;

    -        бильярдный зал;

    -        боулинг;

    -        кофейня;

    -        кинотеатр;

    -        винил-кафе;

    -        зал развлекательных автоматов;

    -        ресторан «Зайцеff»

    -        ресторан «Sambuca».

    Каждый элемент является самостоятельно функционирующим. В то же время в совокупности они представляют собой единую систему досугового комплекса.

    2.2. Виды деятельности предприятия


    Исходя из рассмотренной структуры предприятия, можно выделить виды деятельности и спектр услуг, оказываемых посетителям.

    Такие подразделения ТЦ “Мегаполис” как: летнее кафе “DJ парк”, летний ресторан, антракт-бар ночного клуба “Театро”, японский ресторан, спорт-бар, кофейня, винил-кафе, ресторан «Зайцеff», ресторан «Sambuca», включают спектр услуг по организации общественного питания посетителей (см. Приложение 3-5).

    В комплексе предусмотрена организации я досуга для детей (детский парк развлечений Алиса в стране чудес). Здесь посетители могут оставить  ребёнка с гувернёром на несколько часов. В парке есть все, что необходимо для развлечений ребенка: 2 лабиринта из нескольких уровней с огромным сухим бассейном, 2 больших надувных батута. Зал игровых автоматов, зал для проведения детских утренников и дней рождений, зал кривых зеркал, магазин детских игрушек, детский кафетерий с мороженым и другими сладостями. Детская площадка является одним из самых популярных в городе мест для проведения детских дней рождений, утренников и коллективных школьных посещений в каникулы (см. Приложение 6)

    Кинотеатр. Первый на Южном Урале мультиплекс из 4-х премьерных кинозалов. Все залы оборудованы самым современным кинопроекционным и звуковым оборудованием. В комплексе имеются 3 зала по 163 места и VIP–кинозал на 50 мест, где официант сможет обслуживать гостей прямо во время сеанса, для этого существуют индивидуальные кнопки вызова официантов. Кинотеатр работает с 9 утра до 5 утра. Сеансы начинаются каждые 30 минут. В сутки "Мегаполис" показывает свыше 36 сеансов.

    По четвергам в дни крупных премьер в комплексе проходят красочные яркие мероприятия, формирующие антураж и атмосферу премьеры. Для представления фильмов приезжают звезды российского кино. Кинозалы также используются для проведения семинаров, конференций, пресс-конференций.

    В "Мегаполисе" находится самый большой боулинг на Южном Урале - 18 дорожек, 2 из которых выделены в отдельную VIP-зону. Здесь можно уединиться в тесном кругу друзей и родных, пообедать, выпить пива и совместить дружеское общение с активной игрой.
    «Мегаполис» активно развивает детский боулинг (см. Приложение 7).

    Большой популярностью пользуется корпоративный боулинг для школ и крупных компаний, также в боулинге часто празднуются дни рождения с различным количеством гостей, для всех именинников подарок.

    На 2-м этаже «Мегаполиса» расположен малый бильярдный зал на 10 столов американского пула. Ещё 25 столов русского бильярда и американского пула находятся на 1-м этаже в большом зале. На бильярдном этаже также расположены уединенные караоке-комната и VIP-комната с 1-м столом для игры в русский бильярд. Здесь же расположен небольшой, но уютный кафе-бар на 60 человек.  Кафе-бар обеспечивает обслуживание бильярдного зала на высоком ресторанном уровне.

    Спорт-Бар на 2-м этаже Мегаполиса – одно из самых популярных мест среди спортивных болельщиков Челябинска. Здесь на экране 3 х 2 метра каждый вечер транслируются лучшие спортивные соревнования. На ключевые футбольные и хоккейные матчи в СпортБаре собирается аудитория в 400-500 человек. Необычное оформление бара создаёт настроение и поднимает спортивный дух. Здесь же расположена самая большая в регионе барная стойка протяженностью 33 метра. Второй зал Спорт-бара выполнен в виде трех ярусной трибуны (см. Приложение 8).

    Ночной клуб “Театро” считается одним из самых популярных ночных клубов города. Это обеспечивается различными форматами и ориентацией на нескольких аудиторий: от демократичной публики до гламурной «золотой молодежи» в разные дни.

    В “Театро” проводятся турниры профессионального бокса, комедиант-шоу, вечеринки РЕТРО-FM, модные показы и другие мероприятия.

    Ночной клуб  “Театро”- универсальная площадка. Это и концертный и банкетный залы, место проведения выпускных и крупных корпоративных презентаций, а также популярное место для проведения мероприятий от Административных органов власти Челябинска и Челябинской области.


    2.3. Удельный вес в общем объеме производства области


    ЦД “Мегаполис” ориентируется на массового посетителя. Вместе с тем в нем предполагается формировать постоянный контингент, имеющий собственную структуру социальных ролей, например, такую: разовый посетитель постоянный клиент-член клуба. Социально-ролевая структура центра создает предпосылки для развития самоорганизации населения в сфере досуга и повышения досуговой квалификации его посетителей.

    Центр досуга, имея гибкую организационную и функциональную модель, использует в своей деятельности технологии, ориентированные на быстрые изменения в соответствии с изменением задач культурной политики

    Общее количество посещений «Мегаполиса» составляет от 120 до 150 тысяч человек в месяц.

    Кроме того важно отметить, что в Челябинске, предприятия такого масштаба мало представлены. Деятельность аналогичных предприятий в городе все же не  не включает в себя тот спектр услуг, который предлагается посетителям ДЦ “Мегаполис”.

    При определении места и значения предприятия по области, подчеркнем, что аналогичные предприятия размещены в еще одном крупном центре Челябинской области – Магнитогорске.

    Например, если ТРЦ “Горки” включает в себя наличие широкой сети магазинов, кинотеатров и ресторанов, а также залов игровых автоматов для детей, то в нем отсутствуют клубные мероприятия, подразумевающие проведение дискотек.

    Примерами также могут являться ТРЦ “Фокус” и сеть кинотеатров “Киномакс”.

    Другой пример можно обосновать на деятельности ночного клуба “Голливуд”, включающего в себя мероприятий по проведению дискотек различного формата, но не предполагающий проведение других досуговых мероприятий.

    Но, важно отметить, что в настоящее время проводится строительство новых объектов, как в жилых районах города, так и в на окраинах. Данное направление предполагает создание современных центров, включающих в себя весь спектр возможных услуг дл населения, в том числе спортивно-оздоровительных.


    2.4. Радиус обслуживания. Качество и стоимость услуг


    Качество оказываемых услуг постелям в досуговом центре отвечает высоким требованиям. Это подтверждается повышением интереса жителей города и области к услугам предприятия “Мегаполис”.

    Уровень цен можно характеризовать как приемлемый для слоя населения со средними ежемесячными доходами.

    Кроме того, в комплексе постоянно действует системы скидок на предоставляемые услуги.

    Например, в боулинге КРК «Мегаполис» действует доступный тариф на час игры для детей  120 рублей.

    В общем прайс по спектру оказываемых услуг можно охарактеризовать следующими параметрами:

    Игра в бильярд   от 150 до 210 рублей за час игры

    Средний чек на обслуживание в заведения общественного питания в пределах комплекса: 450 - 800 рублей

    Посещение сеанса в кинотеатре: 200-300 рублей.

    Средний чек посещения ночного клуба: 500-1000 рублей.

    Часто в комплексе практикуется бесплатный вход, различные бонусы и скидки, клубные карточные системы и т.д.

    Таким образом, можно констатировать, что уровень цен является средним по городу, и отражает качество оказываемых услуг.


    2.5. Перспективы развития предприятия


    Совершенствования деятельности предприятия досуговой сферы заключается в первую очередь в улучшении организации досуга и применении новых форм работы в своей деятельности.

    Кроме того, перспективы развития КРК “Мегаполис” можно рассматривать на опыте столичных центров досуга, принимая во внимание их положительный опыт.

    Таким образом, программа перспектив  развития предприятия должна быть основана на анализе предшествующей работы досугового центра, изучении положительного опыта других учреждений, разработке новых форм и методов организации досуга.

    Бурное развитие данной индустрии объясняется высокой рентабельностью при относительно небольшой сумме необходимых инвестиций. Компании, поставляющие оборудование, считают, что вложения в данный бизнес при правильной стратегии окупаются за год-два. Однако это зависит, в том числе и от региона и от города и от локальной ситуации.

    Как показывает практика, при установление на услуги цен, сопоставимых с Московскими ценами наблюдается все большая заинтересованность людей в хорошем досуге.

    Основные направления перспективного развития предприятий досуга как составляющей сферы досуга заключаются в следующих:

    -   организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями, интересами и возможностями всех групп населения;

    -   разработка и распространение новых технологий досуговой деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры, отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и интенсивности работы всей сферы досуга в целом;

    -   апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой промышленностью для использования в сфере досуга;

    -   выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в составе клуба;

    -   культивирование развлекательных видов программ (танцевальных, аттракционых, компьютерных и т.д.);

    -   создание специализированных клубов.

    В рамках деятельности ДЦ “Мегаполис” на базе существующей площадки или вновь организованной возможно создание  такой формы как спортклуб, который позволит диффиринцированно учитывать интересы и потребности занимающихся спортом. Вести консультационную работу среди них, предоставить посетителям более широкие возможности для реализации своих способностей. Возможно введение таких новшеств как:

    -        лазерный тир;

    -        пространство для катания на роликах;

    -        открытие фаст-фуда и организация других сопутствующих мероприятий.


    Таким образом, досуговая культура по всей России переживает период мощного подъема. Растет количество танцевальных клубов и других предприятий досуга. В Россию все чаще приезжают известные клубные ди-джеи и музыканты других стран, на мировом рынке уже присутствуют записанные российскими ди-джеями треки и ремиксы. Согласно статистике, более 15% населения крупных российских городов-мегаполисов регулярно посещают клубы, места, где работают ди-джеи и крупные танцевальные мероприятия [16]. Посетители клубов представляют собой слой социально активных и преуспевающих людей, не ограничивающих себя рамками повседневности. Кроме того, развивается сфера спортивно-оздоровительных услуг и других видов досуга.

    Помимо вышесказанного важно учесть влияние последних тенденции, присущих для экономики нашей страны.

    Так, финансовый кризис поставил предприятия, работающие в сфере развлечений, на грань выживания: платежеспособность потребителей быстро сокращается, как и шансы самих компаний получить кредит.

    Вместе с тем в кризисе есть и положительные стороны: как показал мировой опыт, в трудные времена люди, чтобы отвлечься от проблем, начинают чаще посещать рестораны, кинотеатры и развлекательные центры.



    Заключение

     

    Изучение деятельности предприятий досуга подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно неоднозначные изменения. С одной стороны, в данной сфере возрастает роль коммерческих предприятий и интерес населении я к досуговой сфере,  с другой стороны, снижается роль государственного сектора в регулировании данного вопроса. Причем перспективы развития досуговых предприятий напрямую зависят от роста доходов населения.

    На основе изученного материал, можно сформулировать следующие выводы по исследованию.

    Досугом  - это часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.

    К функциям досуга, как самостоятельной сферы жизнедеятельности общества, относят.

    -      компенсаторную;

    -      функцию творческой самореализации, развития личностных качеств;

    -      социализирующую;

    -      гедонистическую;

    -      функцию общения

    Предприятия сферы досуга это многопрофильные организации свободного, предпринимательского инициативного характера. Основные сущностные черты такого предприятия заключаются в его широком социальном назначении, которое  состоит в удовлетворении культурных интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и формировании культурной среды.

    Деятельность конкретного предприятия сферы досуга ДЦ “Мегаполис”  отражает все современные тенденции развития данного направления, и может служить образцом для формирования и развития сектора коммерческих предприятий в сфере досуга.

    Трансформация досуговой сферы обусловлена как переменами в социокультурной жизни страны, так и технологическими и культурными изменениями, произошедшими в условиях глобализации. Поэтому возникают качественно новые виды досуга, характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. Основные виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию, что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности человека.

    Таким образом, можно сказать что задачи настоящей курсовой работы выполнены и цель исследования достигнута.

    Приложение

    Приложение 1


    Рисунок 1

    Схема расположения ТЦ “Мегаполис”

    Приложение 2


    Рисунок 2

    Расположение ТЦ “Мегаполис” относительно транспортного движения

     

    Приложение 3


    Рисунок 3

    Кофейня ТЦ “Мегаполис” [17]

     


    Приложение 4

     

    Рисунок 4

    Винил-кафе ТЦ “Мегаполис”[17]

     


    Приложение 5

     

    Рисунок 5

    Ресторан  ТЦ “Мегаполис”[17]

     

    Приложение 6


    Рисунок 6

    Детская досуговая площадка[17]


    Приложение 7


    Рисунок 7

    Боулинг на территории ТЦ “Мегаполис”[17]



    Приложение 8


    Рисунок 8

    Спорт-бар [17]


    Список литературы


    1. Концепция социально-экономического развития Челябинской области до 2010 года

    2. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учебное пособие для студентов вузов / Г.А.Аванесова.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006

    3. Волкова К. А. И др. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. – М.: Норма, 1997.

    4. Казначевская Г. Б. Менеджмент. Учеб. Пособие. Из-во 2-е, доп. И перераб. – Ростов Н\Д: «Феникс», 2002.

    5. Морозова Е. Я. Экономика и организация предприятий СКС. Учеб пособие. – СПб.: Из-во Михайлова В.А., 2002.

    6. Мухин В. И. Основы теории управления. Учебник. – М.: Экзамен, 2002.

    7. Папирян Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. –М.: ОАО «НПО» Из-во «Экономика», 2000.

    8. Сервисная деятельность. Учеб. пос. /Под общ. ред. И.П. Павловой, В.К. Романович СПб.: СПбГУАП, 2002.

    9. Сервисная деятельность: организационные, этические и психологические аспекты. Учебное пособие, Буйленко Н.А. Издательство: Феникс, 2008

    10.   Сфера услуг. /Под ред. Ю.П. Свириденко в 4-х томах. – М.: "Кандид", 2000.

    11.   Федцов В.Г. Культура сервиса: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во ПРИОР, 2001

    12.   Щербова Т. В. Стили руководства: теория и практика. – СПб.: СПбГУПМ, 2002.

    13.   Абанкина Т. Тенденции и модели использования культурных ресурсов для устойчивого регионального развития//«Культура, бизнес и общество: поле взаимодействия»», 2007 г.

    14.   Абанкина Т. Экономика желаний в современной “цивилизации досуга”//Отечественные записки. №4(24) 2007

    15.   Пионеры досуга//«Эксперт Северо-Запад» №12 (360)/24 марта 2008

    16.   Материалы сайта Туризм, спорт, досуг: организация бизнеса (www.businessrest.ru)

    17.   Официальный сайт КРК “Мегаполис” (www.mega74.ru)


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Теоретические аспекты изучения проблемы функционирования предприятий досуга ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.