Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Теоретические аспекты учета затрат на производство продукции

  • Вид работы:
    Другое по теме: Теоретические аспекты учета затрат на производство продукции
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:33:12
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение. 3

    1 Теоретические аспекты учета затрат на производство продукции. 5

    1.1 Задачи и основные принципы организации учета затрат на производство продукции (работ, услуг) 5

    1.2 Учет и оценка незавершенного производства. 10

    2. Порядок отражения производственных затрат в бухгалтерском учете. 13

    2.1 Оценка незавершенного производства в бухгалтерском учете. 15

    2.2 Сводный учет затрат и учетные регистры.. 17

    2.3 Аналитический учет затрат на производство. 25

    Заключение. 33

    Список использованной литературы.. 35
















    Введение

    Себестоимость продукции является важнейшим обобщающим показателем, представляющим собой результат производственной деятельности предприятия. Себестоимость – это совокупность затрат живого и овеществленного труда. Данный показатель необходим как средство управления прибылью, а прибыль - это главная цель работы коммерческой организации.

    Для правильного управления себестоимостью необходимо большую роль отводить вопросам управления затратами на производство. Без правильной оценки реальной себестоимости нельзя правильно управлять эффективностью производства. Процесс управления затратами на производство - это многопрофильный процесс, охватывающий все аспекты хозяйственной деятельности, начиная со снабжения и кончая реализацией готовой продукции.

    В условиях перехода к рыночной экономике себестоимость продукции является важнейшим показателям производственно-хозяйственной деятельности организации. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрихозяйственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости; определения цен на продукцию; обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

    Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

    Основные задачи бухгалтерского учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции:

    - учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и контроль за выполнением плана по этим показателям;

    - учет фактических затрат на производство и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению;

    - калькулирование себестоимости продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости;

    - выявление результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделений предприятия по снижению себестоимости;

    - выявление резервов снижения себестоимости.

    Актуальность данной темы заключается в том, что оптимизация себестоимости является важнейшим фактором развития экономики хозяйствующего субъекта, основой соизмерения доходов и расходов.

    Предметом исследования является бухгалтерский учет и анализ издержек производства на предприятии.

    Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

    Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

    а) рассмотреть задачи и принципы учета затрат на производство;

    б) рассмотрение учета затрат и калькулирования в системе управления себестоимостью продукции;

    в) рассмотрение системы производственных счетов;

    г) рассмотрение и изучение учета расходов по элементам затрат;

    д) изучение учета затрат на производство продукции;

    е) рассмотрение учета незавершенного производства.

    Для раскрытия исследуемой темы использованы современные публикации в отечественной печати, работы известных экономистов, обращавшихся к вопросу об организации бухгалтерского учета и экономического анализа.

    1 Теоретические аспекты учета затрат на производство продукции

    1.1 Задачи и основные принципы организации учета затрат на производство продукции (работ, услуг)

    Себестоимость продукции — выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Исчисление этого показателя необходимо для определения рентабельности производства и отдельных видов продукции, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, выявления резервов снижения себестоимости продукции, определения цен на продукцию, расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий, обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

    Основные задачи бухгалтерского учета затрат на производство — учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению, калькулирование себестоимости продукции, выявление результатов деятельности структурных подразделений, выявление резервов снижения себестоимости продукции.

    Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулировоние себестоимость продукции в течении года; полнота отражения в учете хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вожения; регламентация состава себестоимости продукции [5, стр. 25].

    Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции - четкое определение состава производственных затрат.

    В нашей стране состав себестоимости продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены в Налоговом кодексе.

    Для организации бухгалтерского учета производственных затрат большое значение имеет выбор номенклатуры синтетических и аналитических счетов производства и объектов калькуляции.

    На крупных и средних организациях для учета затрат на производство продукции применяют счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», собирательно – распределительные счета: 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 « Брак в производстве», 31 «Расходы будущих периодов», 36 « Выполненные этапы по незавершенным работам», 37 « выпуск продукции ( работ и услуг )». По дебету указанных счетов указывают расходы, а по кредиту - их списание. По окончанию месяца учтенные на собирательно - распределительных счетах (25,26,28, 31) затраты списывают на счета основного и вспомогательного производства.

    С кредита счетов 20 « Основное производство» и 23 « Вспомогательные производства» списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ и услуг). Сальдо этих счетов характеризует величину затрат на незавершенное производство.

    На малых организациях для учета затрат на производство используют, как правило, счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 31 «Расходы будущих периодов» или только счет 20 [7, стр. 124].

    Большое значение для правильной организации учета производственных затрат имеет их научно обоснованная классификация. В зависимости от того, по каким признакам группируются затраты.

    Они могут быть признаны:

    Основными. Так называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства (сырье и основные материалы, вспомогательные материалы и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных расходов).

    Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

    Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента, — заработная плата, амортизация и др.

    Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов.

    Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на себестоимость: сырье и основные материалы, потери от брака и некоторые другие.

    Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются условно: общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы и некоторые другие. Деление затрат на прямые и косвенные зависит от отраслевых особенностей, организации производства, принятого метода калькулирования себестоимости продукции.

    К переменным затратам относятся расходы, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции, — сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др.

    Размер условно-постоянных расходов почти не зависит от изменения объема производства продукции, к ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

    В зависимости от периодичности расходы делятся на текущие и единовременные. К текущим расходам относятся расходы, имеющие частую периодичность, например, расход сырья и материалов, к единовременным — расходы на подготовку освоение и выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств и др.

    К производственным относятся все расходы, связанные с изготовлением товарной продукции и образующие ее производственную себестоимость.

    Внепроизводственные (коммерческие) расходы связаны с реализацией продукции покупателям. Производственные и внепроизводственные расходы образуют полную себестоимость товарной продукции [9, стр. 88].

    Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства.

    Непроизводительные расходы являются следствием недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных работ и др.). Производительные расходы планируются, поэтому они называются планируемыми. Непроизводительные расходы, как правило, не планируются, поэтому их считают непланируемыми.

    Основная часть затрат включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в размере фактически произведенных расходов (затраты на сырье, материалы и т.п.).

    Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты — предварительной или последующей (арендная плата, плата за абонентское обслуживание, плата за подписку на периодические издания нормативно-технического характера и т.п.)

    В себестоимость продукции относятся также компенсации, выплачиваемые матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

    Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в зависимости от экономического содержания учитываются по элементам и статьям затрат.

    Элемент — это простейший, однородный вид затрат, показывающий, что израсходовано предприятием. К элементам затрат на производство относятся:

    · материальные расходы (за вычетом стоимости возвратных отходов). В составе материальных затрат отражается стоимость покупных сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива и энергии всех видов, запасных частей, работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями, затраты по использованию природного сырья (в том числе, плата за воду), потери от недостач материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли. Стоимость материальных затрат формируется по цене приобретения материальных ресурсов без налога на добавленную стоимость. Из нее исключается стоимость возвратных отходов, т.е. остатков сырья, материалов и других материальных ресурсов. Возвратные доходы могут оцениваться по цене возможного использования, по действующим рыночным ценам или по цене приобретения материального ресурса;

    · расходы на оплату труда. В составе данного элемента отражаются основная и дополнительная заработная плата, оплата работ по трудовому договору и договорам подряда;

    · отчисления на обязательное социальное страхование. В данном элементе учитываются отчисления от расходов на оплату труда в фонды социального страхования;

    · амортизация основных фондов. Отражается как износ по собственным, так и по арендованным основным средствам по нормам амортизационных отчислений;

    · прочие расходы. Здесь учитываются платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, арендная плата, износ нематериальных активов и некоторые другие.

    Статьи затрат показывают не только что израсходовано, но и на какие цели произведены затраты. Постатейный учет используется для определения себестоимости отдельных видов продукции. Каждая отрасль имеет свои типовые статьи расходов [6, стр. 205].

    В зависимости от назначения производственных затрат их подразделяют на технологические (основные) и расходы по обслуживанию производства и управлению (накладные), а по способу включения в себестоимость — прямые и косвенные. Прямые затраты учитываются на основании первичных документов, а косвенные учитываются по местам их возникновения, а затем распределяются по видам продукции.

    1.2 Учет и оценка незавершенного производства

    В предприятиях многих отраслей промышленности на конец месяца в цехах обычно остается продукция, незаконченная обработкой – незавершенное производство. При определении фактической себестоимости выпущенной продукции к затратам на производство за месяц прибавляется стоимость незавершенного производства на начало месяца и вычитается стоимость незавершенного производства на конец месяца.

    Незавершенным производством является продукция, не прошедшая всех стадий обработки, предусмотренных технологией производства, установленных испытаний, технической приемки, не укомплектованные изделия, незаконченные или непринятые заказчиком работы. Оконченная забракованная продукция, полуфабрикаты и материалы, находящиеся в цехах, но не начатые обработкой, к незавершенному производству не относятся.

    Для уточнения данных оперативного учета периодически проводится инвентаризация остатков незавершенного производства на конец месяца. Все незаконченные обработкой изделия в цехе записываются в инвентаризационную ведомость. В ней указывается количество незаконченных изделий, номер производственной операции, на которой они находятся, процент их готовности.

    Остатки незавершенного производства оцениваются, как правило, по фактической себестоимости по всем статьям калькуляции. В массовом и серийном производстве разрешается оценивание незавершенного производства по нормативным и плановым расходам, а в цехах с кратким производственным циклом – только по себестоимости находящегося в переработке сырья, материалов, полуфабрикатов.

    При полуфабрикатном способе сводного учета затрат оценка деталей и узлов производится по тому цеху, в котором они находятся. В себестоимости незавершенного производства отдельно выделяется статья "Полуфарикаты собственного производства", на котором отражается себестоимость полуфабрикатов, полученных от других цехов [11, стр. 178].

    При бесполуфабрикатном способе оценка незавершенного производства производится по доле затрат каждого цеха-изготовителя на основе действительных норм затрат по нормативным калькуляциям или технологическим картам.

    Наличие и объем остатков НЗП зависят от длительности технологического процесса, его характера и особенностей выпускаемой продукции.

    Таким образом, если производство не предусматривает этапов или стадий изготовления, а в конце отчетного периода не остается недоработок, то и НЗП не возникает. При этом не стоит забывать, что «изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки» также относятся к незавершенному производству.

    Способы отражения остатков НЗП

    Остатки НЗП устанавливаются путем проведения инвентаризации, как правило, ежемесячно или один раз в квартал. Цель инвентаризации – определить состояние незаконченной продукции и затраченное время оплаченного труда (в соответствии с технологическими картами), рассчитать объем и стоимость израсходованных материалов. Прочие затраты определяются процентным отношением к приведенным показателям.

    На практике возможны разные способы отражения остатков НЗП в бухгалтерском учете. Так, например, в массовом или серийном производстве НЗП может отражаться:

    · по фактической либо нормативной (плановой) себестоимости;

    · по прямым статьям затрат;

    · по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

    А при единичном производстве продукции НЗП отражают по фактически произведенным затратам. Наиболее распространенным считается способ отражения по фактической производственной себестоимости.

    По сути, указанные методы подразумевают обеспечение раздельного учета затрат на готовую продукцию и продукцию, оставшуюся в НЗП. Но, как показывает практика, это не всегда возможно. Поэтому существуют способы, которые позволяют произвести оценку НЗП, минуя разделение учета.

    Эти способы можно считать так называемой скорой помощью. Объем незавершенного производства в стоимостном выражении можно рассчитать следующим образом:

    НЗП = Тц х Стп х Кнз / Д (1),

    где Тц – длительность производственного цикла (в днях) [рассчитывается суммированием продолжительности составных частей цикла]; И Стп – себестоимость выпуска готовой продукции;
    Кнз – коэффициент нарастания затрат;

    Д – количество дней в периоде.

    Кнз = (Ум + 1) / 2 (2),

    где Кнз – коэффициент нарастания затрат;

    Ум – удельный вес материальных затрат в себестоимости готовой продукции, т. е. отношение материальных затрат ко всем затратам, из которых складывается себестоимость готовой продукции.

    Составными частями цикла могут быть:

    · процесс обработки;

    · передача недоделов на следующие стадии доработки либо передача на склад готовой продукции;

    · пребывание обрабатываемой продукции между отдельными операциями и цехами [12, стр. 245].

    Приведем пример расчета объема НЗП в стоимостном выражении.

    2. Порядок отражения производственных затрат в бухгалтерском учете

    Для учета затрат на производство продукции (работ, услуг) используются следующие активные счета: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 97 «Расходы будущих периодов» и пассивный счет 96 «Резервы предстоящих расходов».

    Счета 20 и 23 — калькуляционные, на них исчисляется фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) основного и вспомогательного производств.

    В течение месяца прямые, элементные затраты учитываются на основании первичных документов в себестоимости конкретных видов продукции (работ, услуг).

    Косвенные, комплексные расходы включаются в себестоимость продукции по-разному, в зависимости от характера и периода времени, к которому они относятся.

    В частности, расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущему времени (например, арендная плата, оплаченная вперед), учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списываются с него ежемесячно в доле, относящейся к отчетному периоду (месяцу).

    Предприятие может создавать различные резервы, относящиеся на себестоимость продукции (работ, услуг). Например, резерв на оплату отпусков работникам, на ремонт основных средств и т.п. Ежемесячные отчисления в эти фонды учитываются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

    Часть косвенных расходов, возникающих ежемесячно, учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

    На счете 25 учитываются расходы по обслуживанию основного (вспомогательного) производства. К ним относятся:

    расходы по эксплуатации машин и оборудования (заработная плата вспомогательного персонала, отчисления на социальное страхование с их заработной платы, стоимость электроэнергии, смазочных материалов и т.п.);

    износ основных средств производственного назначения;

    затраты на ремонт основных средств;

    расходы по управлению (заработная плата персонала, обслуживающего производство с отчислениями на социальное страхование);

    хозяйственные расходы (отопление, освещение, содержание помещений, арендная плата за производственные основные средства) и др.

    На счете 26 учитываются расходы по обслуживанию и управлению предприятием. К ним относятся:

    · административно-управленческие расходы (оплата труда с отчислениями работников управления, командировочные, канцелярские, почтовые расходы и т.п.),

    · общехозяйственные расходы (износ и ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, оплата труда общехозяйственного персонала с отчислениями и т.д.),

    · сборы и отчисления (налоги),

    · непроизводительные расходы (потери от простоев по внешним причинам, недостачи и порчи материальных ценностей на складах) и другие.

    По окончании месяца общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются между отдельными видами продукции и незавершенным производством пропорционально сметным (нормативным) ставкам. При отсутствии ставок расходы распределяются между видами продукции одним из перечисленных способов: пропорционально основной заработной плате, нормативным или плановым затратам, сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования, массе и объему продукции, количеству отработанных рабочими человеко-часов, количеству машино-часов оборудования и др. [10, стр. 155].

    При выборе способа распределения косвенных расходов необходимо учитывать специфику работы предприятия, в том числе уровень механизации и автоматизации отдельных участков, уровень квалификации счетных работников и другие факторы.

    Для распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов составляются специальные ведомости распределения этих расходов.

    Списание общехозяйственных и общепроизводственных расходов может производиться и иным способом: непосредственно на счет 90 «Продажи». Данный метод списания не требует распределения расходов между объектами калькулирования.

    Выбор того или иного способа списания общехозяйственных и общепроизводственных расходов осуществляется предприятием самостоятельно и должен быть закреплен в учетной политике предприятия.

    2.1 Оценка незавершенного производства в бухгалтерском учете

    Как показывает статистика аудиторских проверок, зачастую на практике наблюдается закономерность в подмене одного способа учета другим (не соответствующим утвержденному учетной политикой предприятия). Эта ошибка, как правило, типична.

    Как известно, организации подразделяются на крупные, средние и малые. В крупных и средних организациях для учета затрат на производство применяются счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательное производство», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы», счет 28 «Брак в производстве», счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», счет 46 «Выполненные этапы по незаверенным работам» и счет 97 «Расходы будущих периодов».

    При этом счет 46 предназначен для использования в организациях, осуществляющих работы долгосрочного характера (строительных, проектных и др.). Счет 40 «Выпуск продукции» используется по необходимости: по дебету отражается фактическая себестоимость, а по кредиту – плановая (нормативная).

    Так, по дебету этих счетов учитываются расходы, а по кредиту – их списание. По окончании месяца учтенные на собирательно-распределительных счетах (25, 26, 28, 97) затраты списываются на счета основного и вспомогательного производства.

    С кредита счетов 20 и 23 списывается фактическая себестоимость выпущенной продукции. Сальдо характеризует величину затрат на незавершенное производство. В малых организациях для учета затрат на производство используют счет 20 «Основное производство», счет 26 «Общехозяйственные расходы», счет 97 «Расходы будущих периодов» или только счет 20.

    Остатки по счету 20 «Основное производство», счету 23 «Вспомогательные производства», счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» на конец месяца показывают стоимость незавершенного производства.

    Важным условием оценки НЗП является выбор способа, который мог бы отразить результаты хозяйственной деятельности отчетного периода. Этот способ не должен искажать данные налоговых периодов.

    Пути сближения бухгалтерского и налогового учета

    Налогоплательщики, применяющие метод начисления, должны подразделять расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного периода, на прямые и косвенные.

    Как уже отмечалось, порядок прямых расходов может определяться самостоятельно. Следовательно, косвенными расходами будут являться все прочие, не поименованные в учетной политике как прямые. Исключение составляют лишь внереализационные расходы, которые были сделаны в течение отчетного (или налогового) периода. Оценка НЗП на конец текущего месяца производится на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках сырья и материалов, а также о готовой продукции в цехе (в количественном выражении) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

    Максимального сближения данных бухгалтерского и налогового учета можно добиться, когда учет НЗП и его отражение в отчетности осуществляются по прямым затратам либо по стоимости сырья, а также по фактической производственной себестоимости [8, стр. 98].

    2.2 Сводный учет затрат и учетные регистры

    Общая схема учета затрат на производство представляет собой определенную последовательность выполнения учетных работ и включает следующие этапы.

    На первом этапе отражаются все фактические расходы: расходы на материалы, начисление и распределение оплаты труда, начисление износа основных средств и нематериальных активов, по денежным расходам отражаются на основных калькуляционных и собирательно-распределительных счетах:

    · дебет счета 20 «Основное производство» и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96 и т. д. – прямые затраты по изготовлению продукции (выполнению работ, оказанию услуг) основного производства;

    · дебет счета 23 "Вспомогательные производства" и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96 и т. д. — прямые затраты вспомогательного производства. Если производство является простым, то все затраты вспомогательного производства рассматриваются как прямые и дебету счета 23;

    · дебет счета 25 "Общепроизводственные расходы" и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96 и т. д. — расходы на обслуживание, организацию структурного подразделения предприятия (цеха, производства, мастерской);

    · дебет счета 26 "Общехозяйственные резервы" и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96 и т. д. — расходы на общее обслуживание и организацию производства и управление предприятием в целом;

    · дебет счета 28 "Брак в производстве" и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70 и т. д. — расходы по исправлению брака;

    · дебет счета 97 "Резервы будущих периодов" и кредит счетов 51, 60, 76 и т. д. — расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам (оплаченные вперед арендная плата, подписка на периодическую печать и др.);

    · дебет счета 96 "Резервы предстоящих расходов" и кредит счетов 10, 23, 60, 69, 70 и т. д. — расходы, произведенные за счет созданных резервов (на ремонт основных средств, оплату отпусков работников и др.).

    На втором этапе суммируются и распределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Учтенные предварительно на счетах 25 и 26 расходы сначала распределяются между выпущенной продукцией и остатками незавершенного производства пропорционально нормативной их величине.

    Затем общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются между отдельными видами продукции, работ, услуг. Базой для распределения этих расходов могут использоваться: заработная плата производственных рабочих без доплат по прогрессивно-премиальным системам; затраты на обработку без стоимости материалов, полуфабрикатов и доплат по прогрессивно-премиальным системам; прямые затраты и др. Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляются специальные расчеты (ведомости).

    Расходы, учтенные на счетах 25 и 26, списываются по окончании отчетного периода в дебет счета 20 с кредита счетов 25, 26.

    Предприятия могут принять в учетной политике порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно в дебет счета 90 с кредита счета 26.

    На третьем этапе при наличии производственного брака на счете 28 выявляются окончательные потери от брака путем сопоставления себестоимости забракованной продукции и затрат по исправлению брака с суммами стоимости его по цене возможного использования и удержанными с виновников брака возмещений. Окончательные потери от брака списываются с кредита счета 28 в дебет счета 20.

    По завершении данного этапа на счете 20 собираются все прямые и косвенные затраты на производство продукции (работ, услуг) за отчетный период.

    На четвертом этапе определяется фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции и устанавливаются остатки незавершенного производства на конец месяца. Стоимость незавершенного производства остается как сальдо на начало следующего месяца на счете 20 "Основное производство" в разрезе каждого изделия. Остальная сумма затрат списывается на выпущенную продукцию:

    Д-т сч. 43 "Готовая продукция" К-т сч. 20 "Основное производство".

    Фактическая себестоимость определяется:

    СФ = НЗПнп + Зт.п. – ВО – НЗПкп,

    где СФ - фактическая себестоимость выпущенной из производства готовой продукции (КО 20 сч.);

    НЗПнп и НЗПкп - остатки незавершенного производства на начало и конец периода (начальное и конечное сальдо 20 счета соответственно);

    Зт.п. – затраты текущего периода (ДО 20 сч.);

    ВО – возвратные отходы (Кт 20 сч.) [10, стр. 305].

    Основная задача бухгалтеров в этой области сводится к расчету фактически израсходованных ресурсов, включение их в себестоимость продукции, работ, услуг с целью возмещения средств для осуществления в будущем различных хозяйственных процессов. Конечно, в некоторых случаях трудно сразу рассчитать, какая сумма затрат должна быть списана на определенный вид продукции, заказ, работу, поэтому бухгалтерам рекомендуется ведение специальных учетных регистров (например, листков-расшифровок), в которых будут собираться затраты по статьям расходов для дальнейшего распределения их между видами продукции, работ и т.п.

    Учет и распределение расхода материалов. Материальные ценности отпускаются в производство на основе надлежаще оформленных документов по весу, объему, площади или счету, в строгом соответствии с нормами и требованиями технологического процесса. Процесс распределения израсходованных материалов осуществляется на основе первичных документов, которые группируются:

    · по видам материально-производственных затрат (МПЗ) (основные - счет 10-1, вспомогательные - счет 10-2, прочие - счет 10-9, и др.)

    · по местам использования (цех, отдел, участок и т.д.)

    · по заказам (видам продукции, работ, услуг - счет 20, 23),

    · по статьям расходов (общепроизводственные - счет 25, общехозяйственные - счет 26, расходы будущих периодов - счет 97 и др.).

    При журнально-ордерной форме учета такая группировка дает возможность составить разработочную таблицу № 1 «Распределение расхода материалов за отчетный месяц».

    При разработке учетной политики организации руководители финансовых служб могут выбрать один из вариантов расчета фактической себестоимости израсходованных материалов:

    1. Исходя из средней себестоимости каждого вида материалов.

    2. Метод ЛИФО (последним пришел, первым вышел) используется в период инфляции, так как позволяет организации включать в затраты отчетного периода в первую очередь более дорогостоящие поставки позднего периода поступления, т.е. их цену, хотя они могли и не использоваться в отчетном периоде.

    3. Метод ФИФО (первый пришел, первый вышел) используется при падении цен на материальные ценности, когда наибольшей будет цена первой по времени поступления партии. (Опять с целью возмещения более дорогостоящих затрат в первую очередь.)

    При любом способе расчета фактической стоимости израсходованных материалов первичные учетные документы должны отражать учетную цену, а по окончании месяца через отклонения - разницу между учетной стоимостью и фактически подлежащей к списанию (средней, ЛИФО, ФИФО) довести ее до фактической. Ведь ее сумма может быть рассчитана только по окончании месяца. Сумма отклонений должна списываться и распределяться между заказами счета 20 (дебет счета 20, кредит счета 10).

    Важно помнить, что, несмотря на использование материалов на производство продукции, работ, услуг (дебет счета 20), на содержание и ремонт оборудования (дебет счета 25), на исправление брака (дебет счета 28), на содержание офиса (дебет счета 26) и прочие нужды, сумма транспортно-заготовительных расходов на весь объем израсходованных материалов списывается только на счет 20, т.е. непосредственно на себестоимость продукции, работ, услуг. Списание производится пропорционально сумме израсходованных ценностей по учетным ценам [11, стр. 258].

    Исчисленные суммы ТЗР записывают в журнале-ордере № 10 на дебет счета 20 «Основное производство» отдельной строкой с кредита тех счетов, к которым они относятся (10).

    Учет отходов. При обработке материалов в процессе производства образуются отходы.

    Отходы, которые могут быть использованы для изготовления продукции, выполнения работ, услуг или на хозяйственные нужды, называют возвратными, или ценными.

    Отходы, не представляющие никакой потребительской ценности, называются безвозвратными.

    Стоимость возвратных отходов уменьшает сумму затрат производства, что требует бухгалтерской записи по счетам: Д 10-К 20.

    На основе накладных, на сдачу на склад отходов материалов составляют группировочную ведомость о списании их стоимости с соответствующих заказов, работ, услуг.

    Указанные суммы записывают в карточках аналитического учета затрат на производство по заказам по статье «Возвратные отходы производства» со знаком минус (-) и в журнале ордере № 10/1 бухгалтерской записью (дебет счета 10, кредит счета 20).

    Распределение заработной платы, начисление на нее премий и резерва на отпуск рабочим. Большой удельный вес в затратах на производство занимают расходы, связанные с затратами труда и их оплатой. Распределению подлежит начисленная заработная плата, зафиксированная в соответствующих документах. Для административно-управленческого персонала - это лицевые счета и расчетные ведомости, где заработная плата рассчитывается согласно табелю использования рабочего времени и установленного договором (контрактом) оклада. Для рабочих - затраты времени и труда, кроме того, оформляются выпиской нарядов, маршрутных листов, листков о простое, о браке и пр. В них указываются сведения о месте выполнения работ, их видах, заказах, расценках и прочие показатели, необходимые для распределения указанных расходов. Оно производится в том же разрезе, что и расход материалов.

    Распределенная сумма начисленной заработной платы служит основанием для расчета и распределения социального налога в Пенсионный фонд, фонд медицинского и социального страхования в процентах, установленных Правительством РФ на эти цели.

    Одновременно, если учетной политикой организации предусмотрено создание резервов на отпуск рабочим, производится расчет этих сумм (дебет счета 20, кредит счета 96). Процент отчислений устанавливается организацией самостоятельно, и сумма рассчитанного резерва фиксируется на тех же счетах и статьях затрат, где отражена начисленная заработная плата рабочим.

    Таким образом, на основе первичных документов и дополнительных расчетов бухгалтер составляет разработочную таблицу, которая может быть названа «Распределение заработной платы, социального налога и резерва на отпуск». Последняя служит основой для записи операций в тех же регистрах, что и расход материалов (карточки аналитического учета затрат на производство по заказам, ведомости № 12 и 15). Одновременно в этой таблице указывают суммы начисленных премий за счет затрат на производство (дебет счетов 20, 25, 26, кредит счета 70) или прочих расходов (дебет счета 91), или суммы начисленных пособий по временной нетрудоспособности (дебет счета 69, кредит счета 70), суммы отпускных, начисленных рабочим за счет резерва (дебет счета 96, кредит счета 70).

    Учет и распределение прочих затрат на производство. Амортизационные отчисления. В составе прочих затрат, связанных с процессом производства, важное положение занимают средства труда, при помощи которых создается продукция, выполняются работы, оказываются услуги.

    Это основные средства и нематериальные активы. Для возмещения их стоимости с целью обновления объектов и замены указанного имущества в бухгалтерии ежемесячно рассчитывают суммы их амортизации (износа), т.е. потери объектами моральных и физических качеств. В учетной политике организации устанавливается порядок расчета амортизации (износа) по различным видам средств труда:

    по объектам основных средств варианты расчета предусмотрены Положением о бухгалтерском учете основных средств - ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 264. Организация должна выбрать и указать в учетной политике более подходящие для нее варианты расчета амортизации (износа) основных средств в разрезе установленных ей групп основных средств.

    Их четыре: линейный способ, способ уменьшающегося остатка, способ списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

    Начисленные суммы амортизационных отчислений по объектам основных средств в разрезе цехов и отделов предприятий отражаются по статьям расходов производственных счетов 25, 26, 97 и других с записью в ведомостях № 12, 15 кредита счета 02 «Амортизация основных средств».

    Амортизация нематериальных активов осуществляется согласно установленным организацией самостоятельно сроков и норм, в течение которых объект будет эксплуатироваться и приносить доход. Суммы начисленной амортизации по нематериальным активам относятся в дебет счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» или 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов 05 «Амортизация нематериальных активов» или 04 «Нематериальные активы» с записью в карточки аналитического учета по заказам (счет 20), ведомости №12 и 15 [12, стр. 175].

    Учет и распределение услуг со стороны. Ни одна организация не может полностью самостоятельно обеспечить свои потребности в воде, энергии, паре, ремонтных работах, аренде, транспортных услугах и пр. По каждому виду услуг с их поставщиком заключается договор. Исполнение договора оформляется впоследствии выпиской платежных требований-поручений, актов, счетов за оказанные услуги, а также счетов-фактур. Эти затраты фиксируются в журнале-ордере № 6 к счету 60 в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 96, 97 и других с учетом задолженности перед партнерами в составе счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». За каждый отчетный период указанные затраты суммируются по статьям расходов или по заказам в листках-расшифровках и затем общими итогами за месяц записываются в карточках по заказам и в ведомостях № 12 и 15.

    2.3 Аналитический учет затрат на производство

    Аналитический учет затрат на производство ведется по следующим статьям затрат: учет материалов, учет заработной платы, учет основных средств, учет прямых затрат на производство, учет вспомогательного производства.

    Аналитический учет материалов на предприятии начинается с «карточки складского учета материалов» (типовая межотраслевая форма № М-17), которая составляется на основании первичных документов на поступление материалов на склад и на отпуск материалов со склада. Учет ведется по себестоимости каждой единицы материалов. Материалы принимаются и учитываются по фактической себестоимости приобретения, т.е. по сумме всех расходов до момента их получения без учета НДС уплаченного за них.

    Перемещение материалов внутри производства (между складом и цехом) документируется путем составления «требования-накладной» (типовая межотраслевая форма №М-11) на отпуск материалов  со склада в цех и на возврат неиспользованных материалов из цеха на склад.

    По окончании отчетного периода составляется «ведомость учета сырья и материалов по счету 10» путем перенесения итогов «карточек складского учета материалов». Затем на ведомости делаются бухгалтерские проводки на итоги движения материалов за отчетный период и через них данные переносятся в Главную Книгу, а затем в Баланс.

    Аналитический учет заработной платы на предприятии начинается с «лицевого счета работника» (типовая межотраслевая форма № Т-55) в которую записываются необходимые сведения о работнике (семейное положение, разряд, оклад, стаж работы, время поступления на работу, дату рождения и т.д.), все виды начислений и удержаний из заработной платы за каждый месяц.

    Путем перенесения последних записей из «лицевых счетов работников» составляется «расчетно-платежная ведомость» (типовая межотраслевая форма № Т-49), которая исполняет следующие функции: накопительного документа в месяц начисления заработка для исчисления налогов и сборов в бюджеты и фонды; расходного кассового ордера, по которому в следующем месяце выплачивается заработная плата; стороннего гаранта соблюдения права работника на исполнение обязанности со стороны работодателя по выплате заработной платы.

    На основании итоговых строк месячных расчетно-платежных ведомостей составляется итоговый квартальный «журнал-ордер с ведомостью по счету 70» на итоге которого делаются бухгалтерские проводки, через которые данные о начислениях и удержаниях работников переносятся в Главную Книгу, а затем в Баланс.

    Главным аналитическим документом по учету основных средств на предприятии является «инвентарная карточка учета основных средств» (типовая межотраслевая форма № ОС-6), которая составляется на каждый объект в отдельности. В этой карточке приводятся все сведения об объекте – первоначальная стоимость, срок полезного использования, норма амортизации, год выпуска, инвентарный номер и т.д.

    Аналитический учет поступления и выбытия основных средств ведется на основании «Акта приемки-передачи основных средств» (типовая межотраслевая форма № ОС-1), который составляется на ввод в эксплуатацию объекта или на выбытие в связи с безвозмездной передачей или реализацией объекта.

    Ежемесячно на основании данных «инвентарных карточек учета основных средств» составляется «ведомость учета основных средств и амортизации основных средств. Затем в ведомости делаются бухгалтерские проводки на итоги движения основных средств за отчетный период и суммы начисленной амортизации.

    Сводный учет прямых затрат на производство предприятии осуществляет в ведомости с журналом-ордером по счету 20 «Основное производство». В журнале-ордере по счету 20 отражается списание прямых затрат предприятия по их элементам с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и амортизационных отчислений основных средств, занятых в сфере производства. Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по видам затрат и по видам выпускаемой продукции [7, стр. 309].

    Сводный учет прямых затрат на производство осуществляется в ведомости с журналом-ордером по счету 20 «Основное производство». В журнале-ордере по счету 20 отражается списание прямых затрат предприятия по их элементам с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и амортизационных отчислений основных средств, занятых в сфере производства. Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по видам затрат и по видам выпускаемой продукции.

    Аналитический складской учет готовой продукции на предприятии по ее видам и местам хранения осуществляется аналогично учету материалов.

    Передача материалов в виде готовой продукции из цеха на склад документируется путем составления «требования-накладной» (типовая межотраслевая форма №М-11). По «товарной накладной»

    на отпуск готовой продукции покупателю (унифицированная форма №ТОРГ-12) отражается выбытие готовой продукции со склада.

    Все движение готовой продукции - ее поступление и выбытие отражается в главном аналитическом документе данного раздела - «карточке учета готовой продукции» (типовая межотраслевая форма № М-17) только по количеству.

    По окончании отчетного периода бухгалтер перепроверяет организацию складского учета (все первичные документы, требования-накладные и карточки складского учета), подсчитывает итоги карточек и после этого их переносит в «ведомость учета готовой продукции» по учетной цене единицы продукции, рассчитанной в «акте производства (изготовления) готовой продукции». Затем на итоги ведомости делаются бухгалтерские проводки, через которые данные о движении готовой продукции за отчетный период переносятся в главную книгу, а затем в Баланс [11, стр. 169].




    Ведомость учета готовой продукции


     карт. склад. учета

    Наимено-вание готовой продукции

    Ед.

     измерения

    Учетная цена

    Остаток на начало отчетного периода

    Приход

    Расход

    Остаток на конец отчетного периода

    Кол-во

    Сумма

    Кол-во

    Сумма

    Кол-во

    Сумма

    Кол-во

    Сумма

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    Акт производства (изготовления) готовой продукции


    Израсходовано

    Изготовлено

    Заработная плата и отчисления в фонды соц. страхования

    Амортизация основных средств

    Прямые затраты по видам готовой продукции

    Учетная цена единицы готовой продукции

    Материалов

    Кол-во

    Цена

    Сумма

    Готовой продукции

    Кол-во

    Цена

    Сумма

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12


    Данные о цене готовой продукции, подставляемые в графу 7 «акта  производства (изготовления) готовой продукции», берутся из «технологических карт производства (изготовления) готовой продукции», составляемых на каждый вид выпускаемой продукции в натуральном и стоимостном измерении.

    По статье 264 II части Налогового кодекса РФ перечислены расходы, которые относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

    Аналитический учет этих расходов ведется в ведомости с журналом-ордером по счету 26 «Общехозяйственные расходы» по видам затрат.

    ·   По статье 265 II части Налогового кодекса РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.

    Аналитический учет внереализационных расходов ведется в ведомости с журналом-ордером по счету 91-2 «Прочие расходы» по видам этих расходов.

    Учет вспомогательных производств ведут на активном счете 23 "Вспомогательное производство". В дебет счета 23 в течение месяца относят все затраты вспомогательных производств с кредита материальных и расчетных счетов в корреспонденции Д-т 23 К-т 10, 70, 69, 25 и др.

    По окончании месяца затраты вспомогательных производств распределяют между потребителями услуг пропорционально количеству потребленных услуг в соответствующих единицах измерения в корреспонденции Д-т 25, 26, 29 К-т 23.

    Распределение услуг вспомогательного производства между потребителями производят в разработочной таблице №9. В ней указывают количественные данные по оказанию услуг, исчисляют себестоимость единицы услуги и сумму фактической себестоимости услуг.

    Аналитический учет затрат вспомогательного производства организуется:

    в разрезе калькулируемых объектов – в карточках учета производства;

    по цехам – в ведомости №12.

    Синтетический учет затрат вспомогательного производства ведут в журнале-ордере №10 по данным ведомости №12.

    Учет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования ведут на собирательно-распределительном счете 25 "Учет общепроизводственных расходов", субсчет 1 "Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования". На дебете этого счета в течение месяца отражают перечисленные расходы с кредита материальных, расчетных счетов, амортизации основных средств в корреспонденции: Д-т 25/1 К-т 10, 70, 69, 02, 71, 60.

    По кредиту осуществляют списание затрат на производственные счета 20, 23: Д-т 20, 23 К-т 25/1.

    Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования относят к условно-переменным, потому что они не зависят от объема производства продукции.

    По окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют между видами продукции и незавершенным производством пропорционально сметным (нормативным) ставкам. При отсутствии сметных ставок расходы распределяют пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.

    Сметную ставку исчисляют путем умножения суммы сметных расходов за один час работы оборудования на количество машино-часов работы оборудования.

    Аналитический учет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования ведут по каждому цеху в отдельности в "Ведомости учета затрат цеха №12". Заполняют ее на основании разработочных таблиц №1 "Распределение материалов и заработной платы", разработочных таблиц №6 и №9.

    Учет и распределение общепроизводственных расходов

    Если на предприятии принята цеховая структура управления производством, то для учета производственных (цеховых) расходов используют собирательно-распределительный счет 25, субсчет 2 "Общепроизводственные расходы". По характеристике счет 25/2 аналогичен счету 25/1.

    В течение месяца в дебет счета 25/2 относят расходы цеха с кредита материальных, расчетных и прочих счетов в корреспонденции: Д-т 25/2 К-т 10, 70, 69, 71, 60.

    В конце месяца общепроизводственные расходы по каждому цеху полностью включают в производственную себестоимость продукции (работы, услуг) основного и вспомогательного производства (Д-т 20, 23 К-т 25/2) и распределяют между видами изготавливаемой продукции пропорционально принятой базе распределения (например, основной заработной плате производственных рабочих).

    Аналитический учет общепроизводственных расходов ведут в ведомости №12 в разрезе статей затрат.

    Синтетический учет ведут в журнале-ордере №10 на основании данных ведомости №12.

    Учет общехозяйственных расходов ведут на собирательно-распределительном счете 26 "Общехозяйственные расходы". По дебету счета 26 в течение месяца отражаются все расходы, относимые в состав общехозяйственных, с кредита различных счетов: Д-т 26 К-т 70, 10, 69, 02, 79, 60, 76.

    В конце месяца собранные общехозяйственные расходы подлежат полностью списанию на счета 20 и 23 и распределению между видами продукции, как правило, пропорционально сумме основной заработной продукции производственных рабочих: Д-т 20, 23 К-т 26.

    Остатка по счету 26 на конец месяца нет.

    Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут в ведомости №15 в разрезе статей затрат и заполняют на основании первичных документов и разработочных таблиц №1, 6, 9, листков расшифровок по прочим расходам.

    Объем общехозяйственных расходов не связан с объемом производства и в практике международных стандартов по бухгалтерскому учету их называют "некалькулируемыми". Поэтому их относят, в отличие от всех прямых и косвенных (общепроизводственных) расходов, не на производственные счета, а на счет 90 "Продажи", т. е. на уменьшение доходов от продажи в корреспонденции: Д-т 90 К-т 26.

    Учет расходов будущих периодов осуществляют на счете 97 "Расходы будущих периодов". В дебет активного счета 97 относят указанные расходы с кредита соответствующих материальных, расчетных и других счетов (10, 70, 69, 76 и др.). Ежемесячно или в другие сроки, учтенные на дебете счета 97, расходы списываются в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 "Расходы на продажу". Сроки списания расходов будущих периодов, а также соответствующие издержки или другие источники, на которые списываются указанные расходы, регламентируются законодательными и другими нормативными актами или определяются самими организациями.

    Существуют несколько способов списания расходов:  Арендная плата, подписка на литературу, затраты на ремонт и прочие расходы списываются равными долями в отчетных периодах, к которым они относятся в корреспонденции Д-т 25, 26 К-т 97.

    Освоение производства нового вида продукции. Расходы, связанные с подготовкой и освоением новых видов продукции, предварительно учитывают по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов".

    После испытаний и одобрения этих изделий их передают в серийное производство. С этого момента затраты на освоение подлежат погашению, т. е. ежемесячному включению в себестоимость данного вида продукции в течение установленного срока погашения. Сумма ежемесячного списания зависит от количества выпущенной в отчетном периоде продукции данного вида и нормы списания. Норму списания (погашения) на единицу изделия рассчитывают исходя из общей суммы расходов, срока погашения и планового объема выпуска продукции в этом периоде [9, стр. 185].

    Списание расходов оформляют проводкой: Д-т 20 К-т 97. Учет расходов будущих периодов ведут по дебету счета 97 в ведомости №15 в разрезе статей затрат. Записи по кредиту счета 97 делают в карточке учета производства, ведомости №12 "Затраты по цеху" и в ведомости №15, журнале-ордере №10.









    Заключение

    Бухгалтерский учёт на производственных предприятиях организуется в соответствии с Законом о бухгалтерском учёте, положениями и общеметодологическими указаниями Министерства финансов РФ, ведомственными указаниями, инструкциями и письмами. Организация бухгалтерского учёта на предприятиях в основном зависит от технологии и организации производства, характера выпускаемой продукции, структуры управления и других факторов предопределяют процессы документального оформления хозяйственных операций, их систематизацию, обобщение и отражение, ведение синтетического и аналитического учёта, позволяет сделать выбор метода учёта затрат  и калькулирования себестоимости продукции ,разграничение и распределение затрат между незавершённым производством и готовой продукцией,  и т.д.

    Себестоимость продукции – это совокупность затрат предприятия в денежной форме на производство и реализацию продукции, в основе которой лежат издержки производства. Себестоимость продукции является одним из важных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Выступая в роли важнейшего экономического инструмента измерения уровня издержек производства, себестоимость продукции служит исходной базой формирования цен, прибыли, всех финансовых показателей работы предприятия.

    Калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты  на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.   Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу продукции (услуг), предназначенных для реализации, а также на единицу продукции (услуг) для внутреннего потребления.



    Как известно, процесс производства представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В процессе создания продукции (работ, услуг) определяется фактическая себестоимость, включающая сумму затрат на ее (их) изготовление. Таким образом, себестоимость - это выраженные в денежной форме текущие затраты организации на производство и сбыт продукции (работ, услуг). Определение (исчисление) величины затрат, приходящихся на единицу продукции, называется калькулированием себестоимости, а ведомость (регистр), в котором производится расчет себестоимости, - калькуляцией.

    В зависимости от сферы деятельности организации затраты могут выражаться в форме себестоимости (в сфере производства) либо в форме издержек обращения (в торговле). Калькулирование себестоимости выпускаемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) - один из основных вопросов бухгалтерского учета. С одной стороны, достоверный и детальный расчет себестоимости необходим внутренним пользователям бухгалтерской информации - администрации, учредителям, собственникам. Эти данные позволяют определить, насколько выгоден тот или иной вид деятельности в определенных экономических условиях, эффективна ли существующая система орга­низации производственного процесса, что можно и нужно изменить, в каком направлении развиваться. С другой стороны, состав производственных затрат организации - один из важнейших показателей, необходимых для расчета и уплаты обязательных налоговых платежей, прежде всего - налога на прибыль. Ошибки в расчёте себестоимости могут привести к серьёзным налоговым последствиям.




    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон №  129-ФЗ «О бухгалтерском учете», утвержденный Президентом Российской Федерации 21 ноября 1996 г.

    2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н

    3. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 и часть 2;

    4. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 и часть 2

    5. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2007.         

    6. Учетная политика на 2008 год / Коллектив авторов-М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007г.

    7. Раздельный учет: бухгалтерский и налоговый.-2-е изд., перераб. И доп.-М: Информцентр ХХI века, 2006. –416 с.

    8. Ткач В.И., Бреславцева Н.А., Каращенко В.В., и др. Бухгалтерский учет в строительстве (с элементами налогообложения). –М : «Издательство ПРИОР», 2006 г.-112 с.

    9. Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2007 - 238 с.

    10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет : Учебное пособие.- 3-е изд., перераб.идоп. – М: ИНФРА-М, 2006-635 с

    11. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007.

    12. Савицкая Г.В Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 7-е изд. - Мн.: ИП "Экоперспектива", "Новое знание", 2005г.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Теоретические аспекты учета затрат на производство продукции ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.