Оглавление
Введение. 10
Глава І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИНТУИЦИИ КАК ВИДА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.. 12
1.1 Проблема интуиции в научной литературе. 12
1.2 Творческое мышление. 15
1.3 Интуиция и творческое мышление. 23
Выводы по главе І 27
Глава ІІ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТУИЦИИ КАК ВИДА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.. 29
2.1 Организация исследования. 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования. 32
Вывод по главе ІІ 34
Заключение. 35
Список литературы.. 37
Актуальность: В настоящее время многими психологами подчеркивается
важность интуиции и ее взаимосвязь с логическим мышлением. Однако в вопросе о
том, что следует включать в понятие интуиции и в чем состоит ее природа
остается много неясного. Интуицию часто связывают:
1) с инстинктом, или инстинктивной догадкой,
2) с прямым, непосредственным усмотрением истины,
3) с отсутствием причин или посылок, приводящих к тому или иному
результату интеллектуальной деятельности,
4) с внезапностью и быстротой нахождения правильного решения,
5) с разрывами и скачками в последовательных этапах переработки
информации,
6) с наличием неосознаваемого опыта.
Многие аспекты проблемы интуиции остаются недостаточно изученными.
Это определяется, с одной стороны, сложностью самого феномена интуиции, его
многогранностью и разнообразием трактовок данного явления, с другой -
недостаточностью исследований, посвященных непосредственно изучению процессов
интуиции в силу доминирования рационалистических тенденций в советской
психологии. Как отмечал Б.М. Теплов, "понятие интуиции часто окружается
ореолом некоей мистической таинственности. Поэтому в советской психологии
замечается склонность избегать и даже замалчивать его. Едва ли это
правильно".
Актуальность выбранной темы обусловлена, во-первых, значением
интуиции как важной составляющей психической реальности, ее связью с
разработкой ряда ключевых проблем современной психологии (творчества, мышления,
решения задач, способностей и т.д.); во-вторых, ролью интуиции в расширении
познавательных возможностей и актуализации внутренних ресурсов психики
человека; в-третьих, растущим практическим интересом к проблеме интуиции как
условию формирования и критерию профессиональной компетентности специалистов в
различных видах деятельности.
Цель исследования: изучить интуицию как вид творческого мышления.
Гипотеза исследования: интуиция является видом творческого
мышления.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены
следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме интуиции
как вида творческого мышления.
2. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий изучить
интуицию как вид творческого мышления.
3. Провести эмпирическое исследование интуиции как вида
творческого мышления.
4. Обобщить и проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: интуиция.
Предмет исследования: интуиция как вид творческого мышления.
База исследования:
школа № 68 города Челябинска.
Интуиция (позднелат. лат. intuitio — созерцание (составные лат. in
— в, внутри; лат. tui — мочь, неметь (онеметь), ты, тебе; лат. ti(tum) — после,
затем, потом), от лат. intueor — пристально смотрю) — способность чувствовать
уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающиеся нужного
вопроса, и, таким образом, моментально находить ответ на любой вопрос [8, с.
18].
Психологи выделяют следующие виды интуиции [2]:
1)
непосредственные и мгновенные оценки и определения воспринимаемых
объектов (чувство стиля, чувство типичности, чувство языка и т. д.);
2)
непосредственное решение творческих задач (создание художественных образов
и т. д.);
3)
особые случаи интуитивных решений, когда результат получается резко
противоположным задуманному автором.
Ученые
и творческие работники единодушно отмечают следующие особенности
интуитивных процессов:
1)
непосредственность;
2)
отсутствие рассуждений;
3)
отсутствие каких-либо усилий и затруднений (процесс протекает как бы
сам собой);
4)
сопровождение процесса чувством уверенности в правильности
его результатов;
5)
разумность процесса;
6)
связь с решением новых задач (это отличает их от привычек
и навыков);
7)
быстрота, в некоторых случаях мгновенность протекания процессов, которая
особенно бросается в глаза при оценке воспринимаемых предметов
(чувство стиля и т. д.). «Такую характеристику интуитивных процессов
в настоящее время можно считать бесспорной».
Исследования
вопросов интуиции, проведенные под руководством отечественного психолога
О. И. Никифоровой, еще раз подтверждают, что интуиция есть
решение сознательно поставленной задачи. Но интуиция отличается
от других сознательных актов своим качеством: задачи решаются посредством
не логического, а образного мышления, в котором
уже отражена деятельность логического мышления.
Каким
образом осуществляется логическое и образное мышление, как логическое
мышление оказывается отраженным в образах, возникших в результате
интуитивных процессов, — эти вопросы раскрываются
в аналитическом исследовании А. С. Кармина «Интуиция
и бессознательное», в котором автор опирается на развитую
Д. Н. Узнадзе [21] и его последователями концепцию установки.
Поскольку интуиция
существует как способ отражения объективной реальности, существуют
и пути развития интуиции. Основные из них — совершенствование
биологических качеств организма (глаза художника, голоса певца, уха и
пальцев музыканта, фигуры танцора), развитие наблюдательности, повышение
емкости и мобильности памяти, развитие мышления (в том числе
образного), воображения, эмоциональной восприимчивости, напряженный,
систематический труд и целенаправленные поиски новых решений.
Мышление
рассматривается как трёхуровневая иерархическая структура [16]:
1)
интуиция как познание абстрактных объектов безотностительно их связи с другими
абстрактными объектами;
2)
рассудок - познание конкретных систем без учёта их взаимосвязи с другими
системами абстрактных объектов;
3)
разум - познание конкретных систем абстрактных объектов с учётом их
взаимосвязей с другими системами абстрактных объектов и универсумом абстрактных
систем в целом.
Мышление
представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой
осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение
внешних, случайных, второстепенных её элементов от основных, внутренних,
отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между
ними. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же
время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря
чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения всё
новых и новых, более сложных задач.
В
мышлении как в процессе обобщенного и опосредованного познания действительности
в диалектически противоречивом единстве сплетены его продуктивные и
репродуктивные компоненты, причем удельный вес их в конкретной мыслительной
деятельности может быть различным. Под влиянием всевозрастающих требований
жизни к творческому её компоненту возникла необходимость выделить особые виды
мышления ? творческое (продуктивное) и репродуктивное.
Особенности
протекания мышления коррелируют с особенностями его развития:
наглядно-действенным характером; непосредственным опрерированием с вещами;
обобщением вещей и их свойств; предметным характером; перестройкой процессов;
целенаправленной мыследеятельностью; способностью к абстрактно-логическому
мышлению [20].
В
научной и учебной литературе принято выделять операции мышления - анализ,
синтез, сравнение, абстрагирование, классификация, систематизация, обобщение,
конкретизация. Наряду с этим, в литературе [14] различают конкретные формы
мышления (понятие, осуждение, умозаключение, аналогия). Выделяют также
определенные виды мышления - наглядно-образное (непосредственное включенное в
деятельность), образное (осуществляющееся на основе образов, представлений
того, что человек воспринимал раньше), отвлеченное (совершающееся на основе
отвлечённых понятий, которые образно не представляются). Наконец, различают
способы мышления - индукция, дедукция, традукция.
Я.А.
Пономарёв считает, что творческое мышление - это нейтральное психологическое
звено творческой деятельности (процесса творчества) [15, с. 35].
А.
Рошка под творческим мышлением подразумевает такую форму мышления, которая
составляет часть процесса творчества, результаты
которого отличаются оригинальностью и социальной значимостью [22].
А.
Матейко утверждает, что исходная точка всякого творчества - лёгкость образования
неожиданных ассоциаций [22]. Последние, как известно, образуются в мышлении: в
его процессе и результате.
В.В.
Серебрянников и М.И. Ясюков раскрывают творчество как определённое содержание в
процессах мышления и деятельности в самом творчестве [22]. Вместе с тем, можно
встретить публикации, в которых творчество полностью отождествляется с
творческим мышлением
Идеи
о творческом характере мышления человека, о его специфике, взаимоотношениях с
другими процессами, с памятью, интеллектом, вниманием, о закономерностях его
развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов (Ананьев
Б.Г., Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Костюк Г.С., Леонтьев А.Н., Теплов Б.М. и
др.). Широкое обобщение положений о сущности и специфике мышления было
осуществлено Рубинштейном С.Л. «В процессе мышления на более творческом его
этапе объект вступает в новые связи и отношения, проявляясь в новых свойствах и
качествах, из него как бы «вычерпывается» все новое содержание» [16, с. 43].
В
трудах отечественных психологов продуктивность выступает как наиболее
характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических
процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с
репродукцией.
Основание
деления мышления на продуктивное и репродуктивное - степень новизны для
субъекта полученных в процессе решения знаний. В литературе данные компоненты
мыслительной деятельности называют по-разному. Как синонимы к понятию
продуктивного мышления употребляют термины: творческое мышление, инверсионное,
эвристическое, креативное, латеральное. Однако, определив результат творческой
деятельности как объективно или субъективно новый, нужно в дальнейшем
употреблять понятие творческое мышление. Применяется
термин творческое мышление как высшая степень продуктивного мышления [5].
Для
зарубежной психологии типичен односторонний подход к характеристике мышления.
Как процесс репродуктивный мышление рассматривали ассоциативисты (Гербарт И.,
Рибо Т.), бихевиористы (Скиннер Б., Торндайк Э.). Мышление выступает как
объединение и перекомбинация сходных элементов, в результате чего не возникает
ничего принципиально нового. С позиции механического материализма мышление есть
репродукция сформированных ранее моторных навыков, внешних двигательных актов,
в учебном процессе связь между внешними стимулами и реакциями на них
формируются путем механических проб или подражания. В репродуктивных теориях
мышления новое выступало как результат усложнения или перекомбинации на основе,
главным образом, сходства имеющихся знаний, не рассматриваются внутренние
процессы. Само решение задачи протекает на основе либо механических проб и
ошибок с последующим закреплением случайно найденного верного решения, либо
актуализация определенной системы ранее сформированных операций.
Гельштат-психологи
в исследованиях мышления широко использовали задачи, при решении которых у
испытуемых возникал конфликт между имеющимися знаниями и требованиями задачи, и
они вынуждены были преодолевать барьер прошлого опыта, вследствие чего сам
процесс поисков неизвестного выступал особенно явно. Благодаря этому ученые
получили весьма ценный материал об особенностях мыслительной деятельности.
Например, Дункер К. считал необходимым осмысленно варьировать соответствующие
свойства ситуации под углом зрения той цели, к которой стремимся [9]. Это
стремление входит в собственную сущность возникновения решения, находимого
мышлением с помощью эвристических методов мышления. Найденное решение
«опосредуется рядом промежуточных переформулировок задачи, эти переформулировки
(стадии решения) опосредованы эвристическими процессами» [9, с. 128]. Секей Л.
специально останавливается на вопросе о соотношении мышления и знаний, им
указывается следующая взаимосвязь [5, с. 105-106]:
1)
существование исходного знания.
2)
в процессе продуктивного мышления часть знаний реорганизуется.
3)
реорганизация выступает главным образом в мыслительном объекте.
4)
преобразование не обнаруживается интроспективно, выступает как молниеносная
догадка.
Характеризуя
репродуктивное мышление, автор отмечает, что оно предполагает воспроизведение
процессов, имевших место в прошлом, допускает в них некоторые незначительные
видоизменения. В процессах продуктивного (творческого) мышления знания
выступают как а) исходный пункт, б) средство, в) результат мышления, в
результате создаётся новое, не встречающееся прежде в индивидуальном опыте,
причём проблемное обучение «даёт больше шансов для последующего творческого
применения знаний».
Творческое
мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе
продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек,
попытавшись решить задачу на основе её формально-логического анализа с прямым
использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток
и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить
проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему
субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной
ситуации.
Нахождение
искомого предполагает открытие не известных субъекту признаков, существенных
для решения проблемы отношений, закономерных связей между признаками, тех
способов, с помощью которых они могут быть найдены. Человек вынужден
действовать в условиях неопределённости, намечать и проверять ряд возможных
решений, осуществлять выбор между ними, подчас не имея к тому достаточных
оснований. Он ищет ключ к решению на основе выдвижения гипотез и их проверки,
т.е. способы опираются на известное предвидение того, что может быть получено в
результате преобразований. Существенную роль в этом играют обобщения,
позволяющие сокращать количество той информации, на основе анализа которой
человек приходит к открытию новых знаний, уменьшать число проводимых при этом
операций, шагов к достижению цели. Для того чтобы интуитивно найденные новые
знания имели действенную силу, были широко использованы на практике, необходимо
осознание не только результата, но и процесса поисков, ключа к решению, ход
интуитивного поиска получает адекватное отображение в слове.
Творческое
мышление - есть процесс образования новых систем связей,
свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся
динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной
своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на
уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными
показателями будут гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность,
беглость.
Выделяя
в творческом мышлении его имманентные, неосознаваемые компоненты, отдельные
исследователи нашли экспериментальные приёмы, позволяющие выявить некоторые
особенности этих компонентов. Узнадзе Д.Н., Элиава Н.Л. установили, что большое
влияние на решение проблемы может оказать наличие установки, т.е. внутреннего
неосознаваемого состояния готовности к действию, определяющей специфику всей
осуществляемой мыслительной деятельности [21]. Пономарёв Я.А. выявил ряд
закономерностей влияния вспомогательных задач на решение проблем [15].
Интуитивные решения подразумевают построение психологических моделей,
моделирование условий творческой деятельности, то есть действия, соотносимые с
подлинным творчеством.
Жариков
Е.С. приводит следующие характеристические черты творческого мышления [22]:
1)
эвристичность - способность решать задачи, требующие открытия закономерностей,
свойств, отношений;
2)
креативность - умение создавать новые вещи и новые методы;
3)
мобильность - способность переходить в смежные сферы науки, решать комплексные
проблемы;
4)
независимость - способность противостоять сложившимся в науке традициям и
взглядам, мешающим получению принципиально нового знания;
5)
экспрезентность - умение видеть перспективу изучаемого объекта на основе
ограниченной информации о предмете рассмотрения, предсказывать его будущее
состояние, строить гипотезы о его прошлых состояниях;
6)
системность - способность охватывать объект как целое;
7)
разумность - способность диалектически отрицать старые системы знаний, мешающие
качественному изменению науки;
8)
открытость - способность принимать и преломлять любые идеи;
9)
антиномичность - видеть единство противоположенностей или исключающих друг
друга определений предмета;
10)
способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической
конкретности к выводам об общих свойствах.
Лук
А.Н. указывает следующие характеристические черты творческого мышления [10]:
-
зоркость
в поисках;
-
способ
кодирования информации нервной системой (зрительно-пространственный, словесный,
акустически-образный, буквенный, цифровой);
-
способность
к свёртыванию мыслительных операций;
-
свёртывание
длинной цепи рассуждений и замена их одной обобщающей операцией;
-
экономное
символическое обозначение понятий и отношение между ними как важнейшее условие
продуктивного мышления;
-
способность
к переносу; боковое мышление; цельность восприятия окружающего, умение
оторваться от логического рассмотрения фактов, рассматривая их в более широком
плане, увидеть новое; готовность памяти; сближение понятий; гибкость мышления;
-
способность
быстро и легко переходить от одного класса понятий к другой, далёкой от первого
по содержанию;
-
способность
к оценочным действиям, выбор из многих альтернатив до её проверки;
-
лёгкость
генерирования идей;
-
беглость
мысли;
-
способность
к доведению до конца, способность к доработке деталей, к совершенствованию
первоначального замысла.
Таким образом, мы рассмотрели основные подходы к пониманию
творческого мышления, его особенности и характеристические черты.
Творчество есть принятие
нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве
не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы
человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация,
объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент,
оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым
дополнением.
Рациональное - фундамент,
условие для проявления творчества.
Важнейшим из механизмов творчества является интуиция.
Интуиция достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике, шахматах и
т. п. Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед,
Ньютон, Броун, Кекуле и др.) [2].
Большинство психологов не отрицает, что
решение творческой задачи интуитивным путем проходит бессознательно или
подсознательно.
Наиболее отчетливо прослеживается то,
что интуиция является видом творческого решения задач при рассмотрении места
интуиции в творческом процессе решения задач.
Многие люди, включая и самих психологов, воспринимают интуицию и
научное творчество как синонимы. Своим происхождением это представление в
значительной мере обязано самоотчетам ученых, в которых зафиксированы их
собственные переживания творческого акта. Такие наблюдения описаны К. Гуссом, А.
Пуанкаре, Ж. Адамаром, М. Планком и многими другими учеными, удивленными и
заинтригованными внезапными и, казалось бы, не зависящими от сознательной
работы решениями занимавших их проблем [2].
Основываясь на этих, а также многих других "свидетельских
показаниях", Г. Уоллас в 1926 г. предложил свою теорию творческого решения
научных и изобретательских задач, в котором он выделил 4 стадии [3, с. 152]:
-
подготовка,
-
инкубация (или созревание),
-
озарение,
-
верификация (проверка полученного решения).
Аналогичные стадии были описаны и другими исследователями
творческого мышления в науке.
На стадии подготовки происходит сознательное изучение условий решаемой задачи,
выдвигаются и проверяются различные версии относительно стратегии и тактики ее
решения. Все это, по мысли Уолласа, проделывается на основе уже имеющихся
знаний и с использованием знакомых приемов, успешно применявшихся ранее в
похожих ситуациях. Если в результате этого находится требуемое решение, то
такая задача, равно как и процесс ее решения, не считаются, по мнению Г. Уолласа,
творческими, так как представляют собой модификацию уже известного материала и
способов оперирования с ним. Если же желаемый результат не достигается, то
процесс переходит на следующую стадию - инкубации, на которой происходит не
контролируемое сознанием вызревание нужного решения. Внешне это выглядит так,
что исследователь откладывает в сторону неподдающуюся проблему и переключается
на другие дела, в то время как в его бессознательном продолжается дальнейшее
соединение и перегруппировка идей, т.е. неосознаваемый мыслительный процесс,
приводящий в конце концов к озарению - допуску в сознание той комбинации, которая может оказаться
полезной для решения задачи. И, наконец, сущность последней стадии - верификации - состоит в проверке
соответствия найденного решения критериям логики и рациональности, а также в
восстановлении (или конструировании) цепи возможных рассуждений, которые должны
убедить других исследователей или людей в правомерности полученных выводов.
Это озарение, наступающее вслед за инкубацией, есть интуиция -
непосредственное усмотрение истины, казалось бы, без всяких логических
обоснований. Именно таким, непонятно откуда взявшимся, решение выступает для
самого исследователя. Ведь его сознанию дан лишь результат, тогда как пути его
получения скрыты где-то в глубинах психики.
Для объяснения феномена озарения А. Кёстлером была выдвинута
теория бисоциации. Он полагал, что механизмом продуктивного мышления является
соединение двух далеких, разнородных идей, относящихся к разным областям знания
или опыта. Этим оно отличается от репродуктивного мышления, в основе которого
лежит ассоциация или объединение сходных, близких элементов опыта. Работа
бессознательного как раз и заключается в бисоциации, т.е. образовании новых
комбинаций идей, которые затем проверяются бессознательным. Потенциально полезные
комбинации допускаются в сознание в форме озарения [5, с. 114].
Знания появляются у нас посредством наблюдений, мы собираем факты,
накапливаем их в памяти, затем располагаем их в том порядке, который диктуется
рациональным мышлением. Иногда этого вполне достаточно для достижения
приемлемого решения. Но если после сознательного процесса рассуждений и
умозаключений факты не образуют гармоничную картину, тогда сознание должно
отойти в сторону и дать свободу фантазии. При этом раскрепощенное воображение управляет
порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций. Они похожи на
сны, и обыденный интеллект отверг бы их как явную глупость. Но иногда одна из
множества мозаичных картин, созданных фантазией из калейдоскопа фактов,
настолько приближается к реальности, что вызывает интуитивное прозрение,
которое как бы выталкивает соответствующую идею в сознание. Другими словами
воображение - это бессознательная способность комбинировать факты новыми
способами, а интуиция - это способность переносить нужные воображаемые образы в
сознание.
Творчество само по себе всегда бессознательно: только при проверке
и использовании продуктов творческой деятельности применяется сознательный
анализ. Инстинкт порождает мысли, не осознавая способы мышления, интеллект же
пользуется мыслями, но не способен их создавать [15].
Таким образом, в решении задач интуиция выступает как компонент
генерирования гипотез и стратегий решений в виде комплексных ориентиров поиска,
которые объединяют смысловые и логические признаки в нестандартных сочетаниях.
Эти ориентиры поиска позволяют в ходе решения одновременно учитывать целый ряд
признаков, каждого их которых недостаточно для правильного решения. Таким
образом, достигается интуитивная модель, которая позволяет избежать последовательного
перебора логически возможных вариантов.
В
ходе проведения теоретического обзора литературы по проблеме интуиции как вида
творческого мышления, было выявлено, что:
Интуиция (позднелат. лат. intuitio — созерцание (составные лат. in
— в, внутри; лат. tui — мочь, неметь (онеметь), ты, тебе; лат. ti(tum) — после,
затем, потом), от лат. intueor — пристально смотрю) — способность чувствовать
уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающиеся нужного
вопроса, и, таким образом, моментально находить ответ на любой вопрос.
Психологи выделяют следующие три виды интуиции.
Ученые
и творческие работники единодушно отмечают следующие особенности
интуитивных процессов: 1)
непосредственность; 2) отсутствие
рассуждений; 3) отсутствие каких-либо
усилий и затруднений; 4)
сопровождение процесса чувством уверенности в правильности
его результатов; 5)
разумность процесса; 6) связь
с решением новых задач;
7) быстрота.
Творческое
мышление - это один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового
продукта и новообразованиями в ходе самой деятельности познавательной по его
созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление - есть процесс образования новых
систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей,
характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление
характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения,
существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым
знаниям. Качественными показателями будут гибкость, экономичность,
последовательность, оригинальность, беглость.
Наиболее отчетливо прослеживается то,
что интуиция является видом творческого решения задач при рассмотрении места
интуиции в творческом процессе решения задач.
Экспериментальная гипотеза: интуиция является видом творческого
мышления, так как интуитивное решение задач протекает по тем же алгоритмам, что
и решение творческих задач.
Цель эмпирического исследования: экспериментально изучить интуицию
как вид творческого мышления.
Исследование в
соответствии с поставленной целью проводилось в 3 этапа:
I. Подготовительный
(постановка цели и задач, формулирование гипотезы, поиск базы исследования,
составление адекватного цели исследования набора методик).
II. Диагностический
(решение Дункеровских задач и задач на творческое мышление);
III. Анализ и интерпретация
полученных данных.
База исследования:
школа № 68 города Челябинска.
Выборку составили 10
учащихся 11 классов школы № 68 города Челябинска.
Диагностический
материал:
Многие исследователи ставят знак равенства между интуицией и
творчеством в науке. При этом интуитивный творческий акт рассматривается как
бессознательный, иррациональный (не подчиняющийся обычной логике и
рациональности), спонтанный и не обусловленный прошлым опытом.
Представление об интуитивном решении как ключевом звене творческого
процесса дало толчок огромному количеству экспериментальных исследований.
Классическая процедура эксперимента по изучению мышления, до сих пор
применяемая в подобных ситуациях, была разработана школой гештальтпсихологии.
Особый тип задач, при действии с которыми можно наблюдать эффект внезапного
решения - озарения, инсайта, стал называться Дункеровскими задачами, по имени
одного из представителей этой школы, занимавшегося проблемой мышления.
С легкой руки гештальтистов лабораторный эксперимент по решению
проблемных задач стал на долгие годы основной моделью для изучения творческого,
в том числе и научного, мышления. Испытуемому предлагалось разрешить некоторую
проблемную ситуацию. Свои рассуждения он должен был проводить вслух, чтобы
экспериментатор мог фиксировать ход решения, при необходимости задавать
наводящие вопросы или давать подсказку, следя за тем, как она используется в
дальнейшем. Считалось, что подобная организация эксперимента позволяет выделить
и проанализировать в "чистом" виде процесс разрешения проблемных
ситуаций, аналогичный таковому в научной деятельности.
Гештальтпсихология пыталась объяснить решение творческой задачи
внезапной перестройкой восприятия проблемной ситуации, ее
"переструктурированием", выделением в ней новых связей, сменой
акцентов, однако все это не снимало главного вопроса - почему происходит такое
переструктурирование и как оно осуществляется [2; 129]. Однако была внесена
некоторая ясность в определение понятия интуиции и ее видов.
Дункеровская
задача - психолог ставит перед испытуемым задачу и прослеживает структурное
строение процессов, с помощью которых испытуемый решает задачу. Здесь психолог
не только регистрирует результат, но и внимательно прослеживает процесс решения
задачи. Приемы, которые могут осуществить полный структурный анализ, могут
носить прямой (изменение структуры задачи и предложение способов, помогающих
решению, в результате происходит изменение протекания психологического
процесса) или косвенный характер (использование признаков, которые не являются
элементами деятельности, но могут быть показателями его состояния и т.п.).
Дункеровская
задача: В корзине лежат пять яблок. Как разделить их поровну между пятью лицами
так, чтобы каждый получил по яблоку, и одно яблоко осталось в корзине? [9]
Задача
на творческое мышление: У мальчика столько сестер, сколько и братьев, а у его родной
сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько братьев и сестер в этой семье?
В
ходе проведения решения дункеровской задачи было выявлено, что все испытуемые
(100 %) решают по следующему алгоритму:
Первый шаг
- выбор того "диапазона", внутри которого затем будет отыскиваться
решение. Этот диапазон либо характеризуется некоторым общим свойством
правильного решения либо заключает в себе общий метод, с помощью которого можно
прийти к решению.
Затем
проводится поиск "функциональных решений". В них определяются
требования, которым должно удовлетворять окончательное решение. Функциональные
решения имеют следующую типичную форму: "Если получить то-то и то-то,
задача будет решена. Как же его найти?"
Функциональное
решение, согласно К. Дункеру, представляет собой не что иное, как специфическую
конкретизированную задачу. Если представить себе некоторую задачу как цепь с
недостающим звеном, то функциональное решение, как оно определено выше,
является решением в том смысле, что оно описывает функциональные свойства
недостающего звена; в то же время оно является задачей, поскольку не определяет
конкретно это звено.
Функциональное
решение возникает или в результате определенных выводов, которые делаются на
основе знания о цели, или путем использования прошлых знаний. В общем случае
процесс решения задачи может состоять из нескольких "групп"
функциональных решений.
Завершающий шаг такого алгоритма - поиск окончательного, или
"конкретного решения"; оно возникает в результате приложения
функционального решения к соответствующим данным.
Решений
задач, которые продемонстрировали нам испытуемые (на примере задачи про яблоки,
приведенной в пункте 2.1), было несколько:
1) добавить одно яблоко;
2) разрезать яблоки;
3) изменить их число
обратным счетом и т.п.;
4) уговорить одно лицо не
брать яблоко;
5) поставить всех в круг,
причем каждый должен держать яблоко и руку соседа;
6) посадить человека вместе
с яблоком в корзину;
7) отдать одному яблоко в
корзине и т. п.;
8) одному сказать, что
яблоко у него;
9) передавать яблоки друг
другу;
10) сварить компот из яблок
и т.п.
Функциональных решений здесь всего три:
а)
изменить количество яблок,
б)
изменить количество «получателей» яблок,
в)
изменить процесс «владения» яблоком.
Творческая задача
решалась всеми испытуемыми по тому же алгоритму:
Первый шаг
- выбор того "диапазона", внутри которого затем будет отыскиваться
решение.
Второй шаг
- определение требований, которым должно удовлетворять окончательное решение. Имеют
следующую типичную форму: "Если получить то-то и то-то, задача будет
решена. Как же его найти?"
Третий шаг - поиск окончательного решения; оно возникает в
результате приложения определенных требований, которым должно удовлетворять
окончательное решение, к соответствующим данным.
Таким образом, в ходе проведения экспериментального исследования
интуиции как вида творческого мышления, было выявлено, что решение интуитивных
и творческих задач протекает по одному и тому же алгоритму. Следовательно,
экспериментальная гипотеза — подтверждена.
В ходе проведения эмпирического исследования интуиции как вида
творческого мышления, были использованы, в качестве диагностического инструмента,
дункеровская задача и задача на творческое мышление.
При анализе и интерпретации полученных данных было выявлено, что
решение интуитивных и творческих задач протекает по одному и тому же алгоритму.
Алгоритм решения дункеровской задачи и задачи на творческое
мышление:
1. Выбор диапазона, внутри которого будет отыскиваться решение.
2. Определение требований, которым должно удовлетворять
окончательное решение.
3. Поиск окончательного решения; оно возникает в результате
приложения определенных требований, которым должно удовлетворять окончательное
решение, к соответствующим данным.
Следовательно, экспериментальная гипотеза: интуиция является видом творческого мышления, так как интуитивное
решение задач протекает по тем же алгоритмам, что и решение творческих задач —
подтверждена.
В
ходе проведения теоретического обзора литературы по проблеме интуиции как вида
творческого мышления, было выявлено, что:
Интуиция (позднелат. лат. intuitio — созерцание (составные лат. in
— в, внутри; лат. tui — мочь, неметь (онеметь), ты, тебе; лат. ti(tum) — после,
затем, потом), от лат. intueor — пристально смотрю) — способность чувствовать
уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающиеся нужного
вопроса, и, таким образом, моментально находить ответ на любой вопрос.
Психологи выделяют следующие три виды интуиции.
Ученые
и творческие работники единодушно отмечают следующие особенности
интуитивных процессов: 1)
непосредственность; 2) отсутствие
рассуждений; 3) отсутствие
каких-либо усилий и затруднений; 4)
сопровождение процесса чувством уверенности в правильности
его результатов; 5)
разумность процесса; 6) связь
с решением новых задач;
7) быстрота.
Творческое
мышление - это один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового
продукта и новообразованиями в ходе самой деятельности познавательной по его
созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление - есть процесс образования новых систем
связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся
динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной
своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на
уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными
показателями будут гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность,
беглость.
Наиболее отчетливо прослеживается то,
что интуиция является видом творческого решения задач при рассмотрении места
интуиции в творческом процессе решения задач.
В ходе проведения эмпирического исследования интуиции как вида
творческого мышления, были использованы, в качестве диагностического
инструмента, дункеровская задача и задача на творческое мышление.
При анализе и интерпретации полученных данных было выявлено, что
решение интуитивных и творческих задач протекает по одному и тому же алгоритму.
Алгоритм решения дункеровской задачи и задачи на творческое
мышление:
1. Выбор диапазона, внутри которого будет отыскиваться решение.
2. Определение требований, которым должно удовлетворять
окончательное решение.
3. Поиск окончательного решения; оно возникает в результате
приложения определенных требований, которым должно удовлетворять окончательное
решение, к соответствующим данным.
Таким образом, задачи исследования —
решены. Следовательно, цель исследования: изучить
интуицию как вид творческого мышления — достигнута.
Гипотеза исследования: интуиция является видом творческого
мышления — подтверждена.
1.
Богоявленская
Д. Б. Интеллектуальная инициатива как проблема творчества. — Ростов н/Д: Феникс,
2007. – 127 с.
2.
Босс
В. Интуиция и математика. – М.: КомКнига, 2007. – 137 с.
3.
Веккер
Л. М. Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы / Под общ.
ред. А. В. Либина. - М.: Академия, 2008. – 302 с.
4.
Величковский
Б. М. Современная когнитивная психология. -2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2002.
– 365 с.
5.
Вертгеймер
М. Продуктивное мышление. – 3-е изд. -М.: АСТ, 2008. – 205 с.
6.
Гальперин
П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления// Вопросы психологии.
-1982. - № 5. - С. 80-84.
7.
Гончаренко
Н.В. Вдохновение и интуиция // Психические состояния/Сост. Л.В. Куликова. -
СПб: Издательство "Питер", 2000 – С. 243-252.
8.
Диллард Ш.
Интуиция и ее типы. – М.: ИГ «Весь», 2010. – 168 с.
9.
Дункер
К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления. - М.: Астрель, 2005.
– С. 127 – 135.
10.
Лук А.Н.
Мышление и творчество. – 2-е изд. - М.: Академический Проспект, 2008. – 144 с.
11.
Мышление:
процесс, деятельность, общение / под ред. А. В. Брушлинского. – М.: Проспект,
2000. – 172 с.
12.
Новиков
Н.Б. О природе интуитивных и логических компонентов творческого мышления //
Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований:
Материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина. - М.: Изд-во
"институт психологии РАН", 2005. – С. 207 – 211.
13.
Ожиганова
Г.В. Интуиция как составляющая часть творческого процесса // Психология
способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы
научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина. - М.: Изд-во
"институт психологии РАН", 2005. – С. 225 – 232.
14.
Петухов
В. В. Психология мышления. - М.: Академия, 2007. – 211 с.
15.
Пономарев
А. Я. Психология творчества. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 127 с.
16.
Рубинштейн
С.Л. О мышлении и путях его исследования. - 2-е изд. - М.: Феникс, 2008. – 83
с.
17.
Солсо
Р. Л. Когнитивная психология. - М.: Тривола, 1996. - 539 с.
18.
Султанова
Л.Б. Роль интуиции и неявного знания в формировании стиля математического
мышления // Вестник МГУ, 2003. – С. 63 – 67.
19.
Тихомиров
О. К. Психология мышления.- М.: Академия, 2004. – 176 с.
20.
Тихомиров
O. K. Структура мыслительной деятельности человека. - М.: Академия, 2001. – 92
с.
21.
Узнадзе
Д. Н. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004. – 199 с.
22.
Хрестоматия
по общей психологии: Психология мышления. — М.: Изд-во МГУ, 2001. – 560 с.