Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Теории международной торговли

  • Вид работы:
    Другое по теме: Теории международной торговли
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:33:22
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Аннотация

    Даутова Н.М.

    Теории международной торговли: современный взгляд:

    курсовая работа. – Челябинск: УрИБ, 2008.




    В работе использовано 14 источников, курсовая работа состоит из 49 страниц, 4 таблиц, 13 рисунков.   

    Курсовая работа состоит из 2 глав. В первой главе рассматриваются классические теории международной торговли – теория абсолютных преимуществ А. Смита и теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо.

    Вторая глава посвящена анализу современных теорий международной торговли, которые были сформулированы в 20 веке. К ним относятся теория Хекшера-Олина, неотехнологические теории, а также теория конкурентных преимуществ американского экономиста М. Портера.



    Содержание


    Введение                                                                                                        4

    1. Классические теории международной торговли                                      6

    1.1 Теория абсолютных преимуществ                                                          6

    1.2 Теория сравнительных преимуществ                                                      10

    2. Современные теории международной торговли                                      20

    2.1 Теория Хекшера-Олина                                                                           20

    2.2 Неотехнологические теории                                                                    25

    2.3 Теория конкурентных преимуществ М. Портера                                    28

    Заключение                                                                                                    47

    Список использованной литературы                                                            49


    Введение


    Международная торговля — основная форма международных эко­номических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми раз­нообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.). Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений — предметом обсуждений в одной из наиболее влиятель­ных международных организаций — Всемирной торговой организа­ции. Региональные интеграционные процессы также начинаются с ликвидации барьеров во взаимной торговле. Многие предприятия участвуют в международной торговле, импортируя необходимые материалы и экспортируя готовую продукцию, а каждый человек активно участвует в международной торговле, покупая импортные товары. При этом важное значение сегодня имеет теоретическое обоснование преимуществ торговли между странами, внешнеторговой политики страны. Этим объясняется актуальность данной темы исследования.

    Объектом данного исследования являются теории международной торговли. Предмет исследования – современное представление данных теорий. Цель работы состоит в комплексном анализе наиболее значимых теорий международной торговли.

    Исходя из данной цели, были сформулированы следующие задачи:

    - выявить сущность классических теорий международной торговли;

    - оценить их роль и вклад в обоснование международной торговли;

    - рассмотреть современные теории международной торговли;

    - проанализировать современное значение теорий международной торговли;

    - выявить достоинства и недостатки изучаемых теорий.

    Исходя из поставленных задач, структура работы была составлена следующим образом. В первой главе рассматриваются классические теории международной торговли, которые были сформулированы в 18 веке классиками политической экономии – А. Смитом и Д. Рикардо. Вторая глава посвящена анализу современных теорий международной торговли, которые были сформулированы в 20 веке. Это, прежде всего, теории Хекшера-Олина, неотехнологические теории, а также теория конкурентных преимуществ американского экономиста М. Портера. При этом особое внимание было уделено детальному изучению последней теории, представляющейся автору наиболее значимой и интересной.

    В работе были использованы оригинальные труды авторов соответствующих теорий – А. Смита, Д. Рикардо, Б. Олина, М. Портера. При написании курсовой работе были использованы, прежде всего, логический и исторический методы. Анализ теорий проводился в хронологической последовательности их появления, это позволило проследить логику исследователей, движение теорий международной торговли. Так же в работе были использованы методы анализа, научной абстракции – анализу подвергалась только суть изучаемого явления, теории.


    1. Классические теории международной торговли


    1.1 Теория абсолютных преимуществ


    В период перехода ведущих стран к крупному машинному произ­водству Адам Смит (Adam Smith) снова поставил вопрос о рациональ­ной международной торговле. В своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), посвященной критике меркантилизма, он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие — импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества (absolute advantage). А. Смит выделял некоторые общие принципы, которые считал характерными для деятельности разумно хозяйствующего субъекта, и переносил их на внешнюю торговлю.

    «Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготов­ление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник; не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услу­гами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать весь свой труд в той области, в которой они обладают некоторым преимуществом перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта или, что то же самое, на цену части продукта своего труда.

    То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготов­лять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть про­дукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом» [9, с. 32].

    Идея А. Смита может быть выражена в простой модели. Однако поскольку любая модель абстрактна, необходимо ввести некоторые условия, при которых она может быть использована для анализа:

    Условие 1. В мире существуют только две страны.

    Условие 2. В странах производятся только два товара.

    Условие 3. Торговля товарами между странами осуществляется без каких-либо ограничений.

    Условие 4. Международная торговля сбалансирована (импорт опла­чивается экспортом).

    Условие 5. Факторы производства не перемещаются между странами.

    Условие 6. Только труд влияет на производительность и цену товара.

    Условие 7. Соотношение между трудом и выходом продукции постоянно (эффект масштаба).

    Условие 8. Факторы производства абсолютно мобильны между отраслями.

    Условие 9. В обеих странах и в обеих отраслях имеет место совер­шенная конкуренция.

    Рассмотрим модель абсолютного преимущества.

    Таблица 1. Модель абсолютного преимущества


    Страна А

    Страна В

    Товар S

    Товар Т

    3 ч

    6 ч

    12 ч

    4 ч


    В табл. 1 [9, с. 33] приведены данные о времени, необходимом для производства единицы конкрет­ного товара в конкретной стра­не. Например, на производство единицы товара S в стране А требуется 3 ч, а в стране В — 12 ч, т. е. в стране А на производство единицы товара S затрачивается меньше времени, чем в стране В, что означает абсолютное преимущество страны А в производстве товара S. Страна В, в свою очередь, имеет абсолютное преимущество в произ­водстве товара Т. Если страна А сократит производство товара Т и увеличит производство товара S, страна В, наоборот, сократит про­изводство товара S и увеличит производство товара Т, то будут иметь место международное разделение труда и международная торговля на основе принципа абсолютного преимущества (табл. 2).

    Таблица 2

    Выгоды от международного разделения труда на основе принципа абсолютного преимущества



    Страна А

    Страна В

    Весь мир

    Товар S Товар Т

    +2 шт.

    -1 шт.

    -1 шт.

    +3 шт.

    +1 шт.

    +2 шт.


    В том случае, если в стране А производство товара Т сократится на 1 шт., то это по­зволит сэкономить 6 ч, которые можно исполь­зовать для производст­ва дополнительных 2 шт. товара S. Подобная ситуация произойдет и в стране В. В этом случае в результате сокращения производства на 1 шт. товара S будет сэкономлено 12 ч, которые можно использовать для дополнительного производства 3 шт. товара Т. В целом, мировое производство товара S увеличится на 1 шт., а товара Т — на 2 шт., причем без использования дополнительных ресурсов, а только благо­даря международному разделению труда.

    В конце XVIII в. преобладала торговля сырьевыми товарами, что и обусловило создание А. Смитом его теории. Действительно, выгод­нее выращивать цитрусовые в тропических странах, а не в Англии. Однако уже в то время на торговлю с европейскими странами прихо­дилось около половины объема внешней торговли Англии. Естест­венно, что теория абсолютных преимуществ не могла основываться исключительно на природных различиях. В связи с этим А. Смит отмечает, что наряду с естественными преимуществами существуют еще преимущества приобретенные.

    «В данном случае не имеет никакого значения, являются ли те преимущества, какими обладает одна страна сравнительно с другой, естественными или приобретенными. Поскольку одна страна обла­дает такими преимуществами, а другая лишена их, для последней будет всегда выгоднее покупать у первой, а не производить самой. Преимущество, которым обладает ремесленник перед своими сосе­дями, занимающимися другими профессиями, является приобретен­ным, и, тем не менее, как он, так и они находят более выгодным покупать друг у друга, вместо того, чтобы производить предметы не по своей специальности» [9, с. 34].

    А. Смит не рассматривал ситуацию, когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество по всем това­рам (табл. 3). Это сделал Давид Рикардо (David Ricardo), который в своей работе «Начала политической эко­номии и налогового обложе­ния» (1819) [1, с. 49] сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации; включающий в качестве частного случая модель А. Смита.

    Таблица 3

    Абсолютное преимущество одной страны по всем товарам




    Страна А


    Страна В


    Товар S Товар Т


    3 ч

    6 ч


    12 ч

    8 ч



     


    1.2. Теория сравнительных преимуществ



    Д. Рикардо, отметив специфику международных экономических отношений, создал модель, в которой показал, что несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества (comparative advantage): страна должна специализироваться на экспор­те товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Он приво­дит ставший хрестоматийным пример обмена английского сукна на португальское вино, в результате которого получают выгоду обе страны, даже если абсолютные издержки производства сукна и вина в Пор­тугалии ниже, чем в Англии [8, с. 283]. Исходные условия для этого примера представлены в табл. 4.

    Таблица 4

    Принцип сравнительного преимущества




    Англия


    Португалия


    n сукна

    m вина


    100рабочих/год 120 рабочих/год


    90 рабочих/год

    80 рабочих/год



    Из табл. 4 видно, что для производства определен­ного количества (п) сукна в Англии потребуется труд 100 рабочих в год. На дан­ное количество сукна Анг­лия приобретает некоторое (т) количество португаль­ского вина, для собственного производства которого потребовался бы труд 120 рабочих в год. Следовательно, Англии выгодно покупать у Португалии вино за счет продажи ей сукна. На производство тех же товаров Португалия затрачивает труд соответственно 90 и 80 ра­бочих в год, поэтому ей выгодно ввозить сукно в обмен на вино. Неэквивалентный обмен труда 100 английских рабочих на труд 80 португальских рабочих, по мнению Д. Рикардо, обусловлен труд­ностями перемещения факторов производства между странами.

    Согласно модели Д. Рикардо Португалия обладает абсолютным преимуществом перед Англией в производстве обоих товаров, однако Португалия имеет сравнительное преимущество в производстве вина, так как для его производства потребуется 67% (80/120 х 100) издержек Англии, а для производства сукна — 90% (90/100 х 100). Следова­тельно, для Португалии более выгодно производить и экспортиро­вать вино, а для Англии — сукно.

    Д. Рикардо в своей модели предполагает заданным количество про­изводимых товаров (вино и сукно) и рассматривает различия в за­тратах рабочего времени на их производство. Впоследствии, уже в XX в., этот подход стал интерпретироваться иначе, на основе понятия альтернативных издержек (или издержек замещения). Автором такой интерпретации считается американский экономист Г. Хаберлер. [5, с. 115]

    В соответствии с этим подходом заданным считается количество ресурсов, имеющихся в стране. Введем в наш анализ еще одно усло­вие:

    Условие 10. В каждой стране технология и количество факторов неизменны.

    Теперь проиллюстрируем принцип сравнительного преимущества с этой позиции. Воспользуемся некоторыми исходными условиями из примера Д. Рикардо: имеются две страны (Англия и Португалия) и два товара (сукно и вино). Допустим, что в Англии для производства 1 м2 сукна необходимо 100 ч рабочего времени, а для производства 1 л вина — 120 ч. Общее количество рабочих часов, которым распо­лагает Англия в данном году, равно 220 тыс. ч. Таким образом, в Англии может быть произведено либо 2200 м2 сукна (220 тыс. ч/100 ч), либо 1833 л вина (220 тыс. ч/120 ч), либо возможна любая комбина­ция данных товаров в этих пределах.

    В Португалии общее количество рабочих часов равно 170 тыс. ч. На производство 1 м2 сукна ей потребуется 90 ч, а на производство 1 л вина — 80 ч. Таким образом, в Португалии может быть произведено либо 1899 м2 сукна (170 тыс. ч/90 ч), либо 2125 л вина (170 тыс. ч/80 ч), либо возможна любая комбинация данных товаров в этих пределах.

    На рис. 1 изображены границы производственных возмож­ностей Англии и Португалии.


    Рис. 1. Граница производственных возможностей Англии и Португалии


    В Англии 1 м2 сукна стоит примерно 4/5 л вина, в Португалии — примерно 6/5 л вина. Эти относительные цены существуют при отсутствии торговли между Англией и Португалией и поэтому назы­ваются автаркическими. Если абстрагироваться от транспортных расходов и предположить, что не существует никаких препятствий для торговли между странами, то Англия будет продавать в Португалию сукно, относительная цена которого в Англии ниже, чем в Португалии, а Португалия будет продавать в Англию вино, относительная цена которого ниже, чем в Португалии.

    Эта торговля повлияет на относительные цены товаров таким образом, что вместо двух различных цен замкнутых рынков посте­пенно установится единая мировая цена. Например, мировая цена 1 м2 сукна установится в пределах от 4/5 до 6/5 л вина. Допустим, что эта цена будет равна 5/5, т. е. 1. По этой цене сукно будет продаваться и в Англии, и в Португалии. В Англии производители вина будут получать меньше прибыли, чем раньше, а производители сукна — больше. В результате сократится производство вина и увеличится производство сукна. Обратная ситуация возникнет в Португалии. Все это приведет к тому, что Англия будет специализироваться на производстве и экспорте сукна, а Португалия — на производстве и экспорте вина.

    Таким образом, свободная торговля ведет к специализации в про­изводстве каждой страны, развитию производства «сравнительно преимущественных» товаров, увеличению выпуска продукции во всем мире, а также к росту потребления в каждой стране, новые границы которого обозначены пунктирными линиями на рис. 1.

    На рис. 1 кривые производственных возможностей (production-possibility curves) имеют вид прямых линий. Это означает, что постоянными являются издержки замещения (opportunity costs), т.е. издержки производства некоторого количества других товаров, которыми надо пожертвовать, чтобы увеличить выпуск какого-то одного товара. В нашем примере для производства 1 м2 сукна в Англии необходимо отказаться от 4/5 л вина, а в Португалии — от 6/5 л вина независимо от общего количества производимого сукна. Например, в Португалии производство каждого добавочного 1 м2 сукна обходится в 6/5 л вина независимо от того, первый ли квадратный метр произ­водится или 1899-й, если необходимо отказаться от производства последних 6/5 л вина.

    Эта ситуация слишком далека от реальности, поэтому ее нельзя использовать для дальнейшего анализа. Действительно, при посто­янных издержках замещения каждая страна может максимально увеличить свою прибыль от внешней торговли, если будет полностью специализироваться на «сравнительно преимущественном» товаре. Но в реальной жизни такого не бывает. Все страны производят для собственного потребления какое-то количество товаров, которые они частично импортируют.

    Кроме того, даже при неизменном эффекте масштаба (условие 7) перемещение факторов производства из одной отрасли в другую зачастую сопряжено с ростом издержек замещения, поскольку для производства различных товаров требуется разное сочетание за­трачиваемых ресурсов. Это означает, что производство каждой последующей единицы товара в какой-либо отрасли сопровождается отказом от выпуска все большего количества товаров в других отрас­лях.

    Ситуация, возникающая при возрастании издержек замещения, представлена на рис. 2 (для удобства взяты несколько иные цифры).

    Рис. 2. Кривая производственных возможностей при возрастающих издержках замещения

    Из рис. 2 видно, что если производится количество сукна в точ­ке Q1c то для увеличе­ния производства сукна на 1 м2 потребуется по­жертвовать 0,6 л вина (точка Р1), если же про­изводится еще больше сукна (точка Q2c), то для увеличения производст­ва сукна еще на 1 м2 не­обходимо пожертвовать уже 0,8 л вина (точка Р2) и т. д. При такой ситуа­ции кривая предложе­ния будет выглядеть так, как представлено на рис. 3 (а). В случае же постоянных издержек замещения кривая предложения сукна выглядит так, как показано на рис. 3 (б).

    Рис. 3 Кривая предложения при а) возрастающих издержках замещения; б) постоянных издержках замещения.

    Если рассматривать производственные возможности с учетом спро­са, внутренний рынок сукна в Англии и Португалии будет выглядеть так, как представлено на рис. 4 (а и б).

    Рис. 4. Рынок сукна в Англии (а) и Португалии (б).

    При отсутствии международной торговли, т.е. в условиях автар­кии, равновесие спроса и предложения сукна в Англии и Португалии устанавливается при различных ценах. В Англии в точке равновесия А 1 м2 сукна стоит 0,8 л вина, а в Португалии в точке равновесия D1,2 л вина. С развитием торговли между Англией и Португалией мировая цена на сукно устанавливается в пределах от 0,8 до 1,2 л вина. Мировой рынок сукна выглядит так, как представлено на рис. 5


    Рис. 5 Мировой рынок сукна

    Равновесие между мировым спросом и предложением будет в точ­ке G, т. е. при цене 1 м2 сукна = 1 л вина. При этой цене избыточный спрос в Португалии на сукно равен избыточному предложению  Англии и объему мировой экономики: GH = EF= ВС

    Рассмотрим теперь, какие выгоды от участия в международной торговле получит Португалия, импортирующая сукно (рис. 6).

    Рис. 6 Выгоды Португалии от импорта сукна.

    Для того чтобы определить эти выгоды, воспользуемся такими понятиями, как дополнительная выгода потребителей и дополнитель­ная выгода производителей. Дополнительная выгода потребителей, соответствует экономии тех потребителей, которые приобрели товар по сложившейся на рынке цене равновесия, хотя готовы были приоб­рести его по более высокой цене. Дополнительная выгода производи­телей соответствует дополнительному доходу тех производителей, которые продали товар по сложившейся на рынке цене равновесия, хотя готовы были продать его по более низкой цене.

    На рис. 6 дополнительная выгода потребителей в условиях ав­таркии соответствует площади треугольника с, т.е. площади выше линии цены равновесия, ограниченной кривой спроса. Дополнительная выгода производителей в этих же условиях соответствует площа­ди а + е, т.е. площади ниже линии цены равновесия, ограниченной кривой предложения.

    В международной торговле, когда товары на внутреннем рынке продаются по мировой цене, отличной от цены равновесия в автар­кических условиях, дополнительные выгоды потребителей и произ­водителей изменяются. Цены на сукно в Португалии упали с 1,2 до 1,0. В результате португальские потребители сукна получили допол­нительную выгоду (площадь а + b+ d), в то время как португальские производители потеряли дополнительную выгоду (площадь а).

    Теперь сравним выгоды потребителей и потери производителей от участия страны в международной торговле и определим общий ре­зультат для страны в целом. Согласно принципу «равноценности денег» одна денежная единица производителя имеет такой же «вес» для страны в целом, как и одна денежная единица потребителя. Следо­вательно, общий выигрыш Португалии от импорта сукна будет равен площади b + d, т. е. половине произведения объема импорта на разницу между внутренней автаркической и мировой ценами равно­весия. Этот выигрыш потребителей не компенсируется потерями производителей.

    В результате участия Англии в международной торговле повыси­лись цены на английское сукно и, как следствие, увеличилось его производство (рис. 7). Таким образом, английские производители сукна получили дополнительную выгоду, размер которой равен площади а + f. В то же время в связи с ростом цен на сукно сократилось его потребление в Англии, т. е. английские потре­бители лишились дополнитель­ной выгоды, выраженной пло­щадью а. Общий выигрыш Англии равен площади f, т.е. половине произведения объема экспорта на разницу между внутренней автаркической и ми­ровой ценами равновесия. Этот выигрыш производителей не компенсируется потерями потре­бителей.

    Рис. 7. Выгоды Англии от экспорта сукна

    Таким образом, международная торговля выгодна всем участни­кам. Для того чтобы определить степень выигрыша каждого участника, необходимо сравнить площадь b + а (см. рис. 6) и площадь f  (см. рис. 7). В соответствии с нашим предположением о том, что экспорт равен импорту, распределение выгод от международной тор­говли будет зависеть от того, чьи цены претерпели наибольшее изме­нение. В нашем примере выгоды распределились поровну между обе­ими странами, но в действительности это бывает редко. Чаще одна страна выигрывает в большей степени, чем другая, что обусловлено различным наклоном кривых торговли, т.е. их различной эластич­ностью. Больше выигрывает та страна, у которой эластичность кривых торговли ниже.

    Итак, выгоды от внешней торговли распределяются прямо про­порционально изменению цен у обеих сторон, т. е. изменению экс­портных и импортных цен. Отношение экспортных цен страны к ее импортным ценам известно как «условия торговли» (terms of trade). Этот показатель регулярно рассчитывается различными организа­циями по следующей формуле:

     [11, с. 25]

    где Рx индекс экспортных цен; (xi - доля каждого i-го товара в суммарной стоимости экспорта в базисном году; pi- отношение текущей цены i-го товара к его цене в базисном году);

    где Рm индекс экспортных цен; (mi — доля каждого io товара в суммарной стоимости экспорта в базисном году).

    Рост показателя Т обычно называют улучшением условий торгов­ли. Информация об изменении условий торговли регулярно публи­куется в статистическом сборнике International Financial Statistics Yearbook, издаваемом Международным валютным фондом.

    Глава 2. Современные теории международной торговли


    2.1 Теория Хекшера-Олина


    В конце XIX в. - начале XX в. произошли, структурные сдвиги в международной торговле. Роль естественных природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизилась. То же можно сказать и о различиях в производительности труда, поскольку торговля между странами с примерно одинаковым уровнем развития (США и европейские страны) была достаточно активной.

    В это время шведские экономисты Эли Хекшер (Eli Heckscher) и Бертиль Один (Bertil Ohiin) попытались объяснить причины между­народной торговли продукцией обрабатывающей промышленности. Основные положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в короткой газетной статье, опубликованной в 1919 г. В 20-е и 30-е гг. эти положения были обобщены и развиты его учеником Б. Олином. [13] Определенный вклад в развитие этой теории внес и аме­риканский экономист П. Самуэльсон.

    В соответствии с их теорией страны экспортируют те товары, в производстве которых в основном используется избыточный фак­тор. По мнению авторов теории, существует три основных фактора: труд, капитал и земля. Однако теория Хекшера-Олина является двух­факторной, так как в ней сравниваются только два фактора из трех, например труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие — капиталоемкими. Различные страны в разной степени наделены трудом и капиталом. Следовательно, в стране, где трудовых ресурсов много, а капитала недостаточно, труд будет сравнительно дешевым, а капитал — дорогим, и наоборот, в стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном коли­честве, труд будет дорогим, а капитал — дешевым. Каждая из этих стран будет экспортировать те товары, которые сравнительно дешевле произвести, используя в большей степени «дешевый фактор произ­водства».

    На примере модели Хекшера-Олина рассмотрим теорию сравни­тельных преимуществ в динамике с учетом тенденции к экономи­ческому росту.

    Рост населения, повышение квалификации рабочей силы, осво­ение новых земель и месторождений, инвестиции в производство — все это влияет на экономический рост страны и может привести к изменению спроса и предложения.

    Изменение спроса имеет определенную закономерность, суть ко­торой состоит в том, что с ростом дохода спрос населения на различ­ные товары и услуги возрастает неравномерно (при неизменности остальных переменных), т.е. различные товары обладают различной эластичностью по доходу (ηi):


    По мере роста дохода доля некоторых благ в общем объеме спроса сокращается (для них ηi < 0). Это так называемые предметы первой необходимости. Доля других товаров с ростом дохода возрастает (для них ηi > 1). Это так называемые предметы роскоши. При экономическом росте данная закономерность определяет структуру между­народной торговли и место той или иной страны в мировом хозяй­стве.

    Предположим, что ηi = 1. В этом случае возможно несколько вариантов экономического роста. Прежде всего это средний (нейт­ральный) экономический рост, когда предложение факторов производства растет одинаковыми темпами, что приводит к тому, что кривые производственных возможностей не изменяют формы, а изменяется только их масштаб, при этом потребности удовлетворя­ются на более высоком уровне, что отражено соответствующими кривыми безразличия (рис. 8).

    Рис. 8. Кривые безразличия и производственных возможностей при нейтральном экономическом росте

    При таком эко­номическом росте мировые цены и на­правления товаро-потоков не изменя­ются, а изменяются только объемы тор­говли. Иная ситуация возникает при не­равномерном росте предложений фак­торов, т.е. при так называемом несба­лансированном рос­те. Предположим, что этот рост имеет место только в од­ной стране, а в дру­гой — экономика остается без изме­нений. Допустим, что страной, в которой произошел экономичес­кий рост, является Португалия, экспортирующая вино и импортиру­ющая сукно, и что производство вина землеемкое, а сукна — капи­талоемкое. Далее предположим, что имеет место рост предложения одного фактора — капитала. Это приведет к более быстрому росту производства сукна в Португалии, т.е. в отрасли, конкурирующей с импортом. В результате сократится импорт и, возможно, снизятся мировые цены (рис. 9).



      Рис. 9. Кривые безразличия и производственных возможностей Португалии при росте предложения одного фактора – капитала (а), при росте одного фактора – земли (б)

    В случае если в Португалии произошел рост предложения новых земель, пригодных для выращивания винограда, а предложение дру­гих факторов осталось без изменений (рис. 9), то это приведет к снижению арендной платы и к расширению виноградников, а следо­вательно, к росту предложения вина на экспорт, т.е. к расширению международной торговли и, возможно, к снижению мировых цен.

    Неравномерный рост предложения факторов имеет еще одно важ­ное последствие, отраженное в теореме Рыбчинского: рост предло­жения одного из факторов производства при постоянстве прочих пере­менных приведет к росту выпуска товара, производимого при интенсив­ном использовании этого фактора, и к сокращению выпуска других то­варов.

    Такая ситуация может воз­никнуть, например, при про­изводстве сукна в Португалии, если произойдет прирост ка­питала (рис. 10).


    Рис. 10. Изменения в производстве товаров в Португалии при росте предложения одного фактора — капитала

    Теорема Рыбчинского не­однократно подтверждалась практикой.. Так, уже хресто­матийным стал пример деиндустриализации Голландии — «голландская болезнь». Про­блема была связана с актив­ной разработкой Голландией месторождений природного газа в Северном море. Созда­валось впечатление, что с рос­том добычи природного газа промышленный экспорт Голландии сокращался, а рост цен на все виды топлива (включая природный газ) на мировом рынке даже уси­ливал эту тенденцию. Объяснение этой ситуации вытекает из теоре­мы Рыбчинского: новый сектор вызывает отток ресурсов из других отраслей за счет более высокой зарплаты и более высокой прибыли в этом секторе. В результате выпуск в обрабатывающей промышлен­ности сократился.

    Таким образом, с международной торговлей могут быть связаны не только положительные, но и отрицательные последствия, что объ­ясняет наличие двух тенденций во внешнеторговой политике — сво­бодной торговли и протекционизма.

    В 1954 г.  [5. с. 79] была опубликована статья американского экономиста Василия Леонтьева (Wassily Leontief), в которой была сделана попытка проверить теорию Хекшера—Олина на основе расчета полных затрат труда и капитала на экспорт и импорт США, которые в то время считались капиталоизбыточной страной. Предполагалось, что США экспортируют капиталоемкие товары, а импортируют — трудоемкие. Такое предположение вытекало из того, что после второй мировой войны в Европе наблюдались нехватка капитала и относительный избыток рабочей силы, в то время как США удалось к окончанию войны обеспечить прирост капитала. Результат оказался обратным и получил название «парадокс Леонтьева» (Leontief paradox). Оказа­лось, что относительный избыток капитала в США не отражается на американской внешней торговле. США экспортировали более трудо­емкую и менее капиталоемкую продукцию, чем импортировали. В. Леонтьев предположил, что в любой комбинации с данным коли­чеством капитала 1 человеко-год американского труда эквивалентен 3 человеко-годам иностранного труда, т.е. большая производитель­ность американского труда обусловлена более высокой квалифика­цией американских рабочих, что послужило основой для возникно­вения модели «квалификации рабочей силы».

    В соответствии с этой теорией в производстве участвуют не три фактора, а четыре: квалифицированный труд, неквалифицирован­ный труд, капитал и земля. Относительное изобилие профессиональ­ного персонала и высококвалифицированной рабочей силы ведет к экспорту товаров, для изготовления которых необходим квалифи­цированный труд. Изобилие неквалифицированной рабочей силы способствует экспорту товаров, для производства которых высокая квалификация не требуется.

    Попытки объяснить «парадокс Леонтьева» привели также к появле­нию теорий, основанных на расширительном понимании категории капитала.


    2.2 Неотехнологические теории


    Развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей и стре­мительный рост международного обмена их продукцией привели к формированию теорий неотехнологического направления, которое представляет собой совокупность отдельных моделей, частично вза­имодополняющих, но иногда и противоречащих одна другой.

    Теория снижающихся издержек (эффект масштаба) развилась на основе критики и отрицания модели Хекшера—Олина. Исходным яв­ляется предположение, что развитые страны наделены факторами производства в сходных пропорциях, поэтому торговля между ними имеет смысл в том случае, если они специализируются на производ­стве товаров различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового производства.

    Теория «технологического разрыва» предполагает, что развитие тор­говли между странами при одинаковой наделенности факторами производства вызвано техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, она приобретает преимущество: новая технология позволяет произво­дить товары с меньшими издержками. Если новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-нова­торе в течение определенного времени обладает так называемой «квазимонополией», т. е. получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Следовательно, выгодно выпускать не то, что относи­тельно дешевле, а то, что пока никто выпускать не может, но необ­ходимо всем или многим. Как только эту технологию освоят другие страны, следует производить опять что-то новое и такое, что другим недоступно.

    В результате появления технических новшеств образуется «техно­логический разрыв» между странами, обладающими и не обладаю­щими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодоле­ваться, так как другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.

    Теория «цикла жизни продукта» (product life cycle theory), разрабо­танная в 1966 г. Р. Верноном [14], является наиболее популярной тео­рией неотехнологического направления. Она заинтересовала почти всех экономистов, поскольку более точно отражает реальное состо­яние международного разделения труда в современном периоде. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и ста­рения (рис. 11).

    Рис. 11. Цикл жизни продукта

    Степень развития технологии и спрос на каждой стадии раз­личны. На первой стадии цикла, когда новую продукцию только начали производить для внутрен­него рынка, спрос на нее будет невелик. Она предлагается лицам с высокими доходами, для кото­рых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем боль­ше лиц с высоким доходом, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, для изготовления которых требуются значительные издержки в связи с новизной технологии. Такая технология предпо­лагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незна­чительным.

    На второй стадии (расширение) спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукция становится общепризнанной. На­чинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.

    На третьей стадии (зрелость) спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального выпуска фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями, которые начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.

    На последней стадии цикла продукция стареет, ее производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.

    Такова общая схема прохождения новым продуктом «цикла жизни». В соответствии с данной моделью страны специализируются на про­изводстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях зрелости. В качестве примера можно привести развитие стран Азиатско-тихоокеанского региона, где происходит непрерывный про­цесс последовательного прохождения определенных фаз экономи­ческого развития высокоиндустриальными государствами, новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН. Например, страны АСЕАН в области технологии сегодня делают то, что вчера делали НИС и встают на тот же путь «качества специализации». Это явление получило название концепции «летящих гусей».


    2.3 Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера


    В 1991 г. американский экономист Майкл Портер (Michael Е. Porter) опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран» (The Competitive Advantage of Nations), изданное в 1993 г.  на русском языке под названием «Международная конкуренция». В этом исследовании достаточно подробно проработан совершенно новый подход к проблемам международной торговли. Одной из предпосылок этого подхода является следующее: «На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фир­ма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе» [7, с. 51]. Успех на внешнем рынке зависит от правильно выбранной конкурентной стратегии.

    1. Стратегия конкурентного преимущества

    Основной единицей конкуренции по М. Портеру является отрасль, т.е. группа конкурентов, производящих товары или оказывающих услуги и непосредственно соперничающих между собой. В отрасли производятся продукты со сходными источниками конкурентного преимущества, хотя границы между отраслями всегда достаточно расплывчаты. На выбор конкурентной стратегии фирмы в отрасли влияют два главных момента.

    1. Структура отрасли, в которой действует фирма, т.е. особен­ности конкуренции. На конкуренцию в отрасли оказывают воздейст­вие пять факторов (или сил по М. Портеру):

    1) появление новых конкурентов;

    2) появление товаров или услуг-заменителей;

    3) способность поставщиков торговаться;

    4) способность покупателей торговаться;

    5) соперничество уже имеющихся конкурентов между собой.

    Эти пять факторов определяют прибыльность отрасли, поскольку они влияют на цены, устанавливаемые фирмами, их расходы, капи­таловложения и др.

    С появлением новых конкурентов снижается общий потенциал прибыльности в отрасли, так как они привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка, а с появлением товаров или услуг-заменителей ограничивается цена, которую фирма может запросить за свой товар.

    Поставщики и покупатели, торгуясь, извлекают свою выгоду, что может привести к. снижению прибыли фирмы.

    Платой за конкурентоспособность при соперничестве с другими фирмами являются либо дополнительные расходы, либо снижение цены, а в результате — сокращение прибыли.

    Значение каждого из пяти факторов определяется его основными техническими и экономическими характеристиками. Например, спо­собность покупателей торговаться зависит от того, сколько у фирмы покупателей, какая часть сбыта приходится на одного покупателя, является ли цена товара значительной частью общих расходов поку­пателя, а угроза появления новых конкурентов — от того, насколько трудно новому конкуренту «внедриться» в отрасль.

    Каждая отрасль имеет свою структуру. Так, в фармацевтической промышленности редко появляются новые конкуренты, а внутренняя конкуренция основана не на ценовом факторе, а на иных факторах, например НИОКР и др. Покупателей высокие цены не отпугивают, а поставщики какого-либо существенного влияния на них не оказы­вают. Разработка эффективного заменителя достаточно трудна, и для нее требуется значительное время.

    2. Позиция, которую занимает фирма в отрасли.

    Позиция фирмы в отрасли определяется прежде всего конкурент­ным преимуществом. Фирма опережает своих соперников, если имеет стабильное конкурентное преимущество:                    

    1) более низкие издержки, свидетельствующие о способности фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурентов. Продавая товар по такой же или примерно такой же цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль. Так, корейские фирмы, выпус­кающие сталь и полупроводниковые приборы с низкими издержка­ми, используют низкооплачиваемую, но весьма производительную рабочую силу в сочетании с современной технологией и оборудова­нием, закупленными за рубежом или изготовленными по лицензиям;

    2) дифференциация товаров, т.е. способность фирмы удовлетво­рять потребности покупателя, предлагая товар либо более высокого качества, либо с особыми потребительскими свойствами, либо с широкими возможностями послепродажного обслуживания. Так, немецкие станкостроители используют стратегию дифференциации, основанную на высоких технических характеристиках продукции, на­дежности и быстром техническом обслуживании, что позволяет им диктовать высокие цены и при равных с конкурентами издержках получать большую прибыль.

    Конкурентное преимущество дает более высокую продуктивность, чем у конкурентов.

    Другим важным фактором, влияющим на позицию фирмы в от­расли, является сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентируется фирма в рамках своей отрасли. Фирма должна ре­шить для себя, сколько разновидностей товаров выпускать, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких районах мира продавать свою продукцию и в каких родст­венных отраслях конкурировать.

    Отрасли сегментированы, поэтому при выборе сферы конкурен­ции фирма должна решить, конкурировать ли ей по широкому фронту или нацелиться на какой-либо один сектор рынка.

    На рис. 12 [7, с. 58] представлены основные типовые стратегии, приме­няемые при определении позиции фирмы в отрасли . Концепция ; типовых стратегий заключается в том, что каждая стратегия базиру­ется на конкурентном преимуществе и фирма должна выбрать свою стратегию в зависимости от имеющегося преимущества.





    Конкурентное преимущество


    Меньшие издержки


    Дифференциация


    Сфера конкуренции


    Широкая цель


    Лидерство за счет экономии на издержках


    Дифференциация


    Узкая цель


    Сосредоточение внимания на издержках


    Сфокусированная дифференциация



    Рис. 12 Типовые стратегии фирмы

    Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. В результате этой деятельности создаются определенные ценности для покупате­лей. Конечная ценность зависит от того, сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой. Желательно, чтобы эта сумма превышала совокупные расходы на всю необходи­мую деятельность. Для того чтобы достичь конкурентного преиму­щества, необходимо либо предлагать покупателям товар примерно с такой же ценностью, что и у конкурентов; но производить его с мень­шими издержками (стратегия меньших издержек), либо предлагать покупателям товар с большей ценностью, за который можно полу­чить большую цену (стратегия дифференциации).

    Виды деятельности фирмы объединены в так называемую цепочку ценностей. Все они вносят свой вклад в потребительную стоимость.

    Их можно условно подразделить на две категории:

    - первичная деятельность (производство, сбыт, доставка и обслу­живание товара);

    - вторичная деятельность (обеспечение компонентами производства: технологией, людскими ресурсами и т.д. или выполнение функций инфраструктуры для поддержки другой деятельности, т.е. поддер­живающая деятельность).

    В зависимости от выбранной конкурентной стратегии определя­ются способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятель­ности, и вся цепочка ценностей. В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют различное значение для достижения конку­рентного преимущества. Так, для продукции отраслей машиностро­ения большое значение имеют развитие технологии, качество сбор­ки и послепродажное обслуживание, а для производства моющих средств — реклама.

    Цепочка ценностей фирмы — это система видов деятельности, между которыми существуют связи, возникающие, когда способ осущест­вления какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других видов деятельности. Управление этими связями может стать решающим источником конкурентного преимущества.

    Фирмы добиваются конкурентного преимущества, если находят новые способы конкуренции в своей отрасли и выходят с ними на рынок, т. е. осуществляют «нововведения». Под нововведением в широком смысле подразумевается совершенствование технологии, способов и методов ведения дел. Конкретно обновление может выражаться в изменении товара или производственного процесса, новых подходах к маркетингу, новых путях распространения товара и новых концепциях сферы конкуренции и др.

    Наиболее типичными причинами новаций, позволяющими до­стичь конкурентного преимущества, являются:

    • новые технологии (производство рентгеновской аппаратуры в Германии);

    • новые или изменившиеся запросы покупателей (американские компании быстрого питания);

    • появление нового сегмента отрасли (производство малогаба­ритных многоцелевых автопогрузчиков в Японии);

    • изменение стоимости или компонентов производства (изме­нение соотношения стоимости рабочей силы в странах);

    • регулирование на уровне правительства (стандарты, охрана ок­ружающей среды, торговые ограничения и др.).

    Фирмы, которые первыми отреагировали на изменение структу­ры отрасли, получают преимущество, позволяющее им использовать эффект масштаба, снижать издержки, создавать фирменный имидж и налаживать отношения с клиентами в то время, когда жесткой конкуренции еще нет, а также выбирать каналы распространения, выгодные источники сырья и др.

    Само нововведение конкуренты могут скопировать, но преиму­щества, полученные благодаря быстрой реакции на изменение струк­туры отрасли, часто остаются за фирмой-новатором.

    В процессе обновления большую роль играет информация, кото­рая конкурентов не интересует или которая им недоступна либо доступна всем, но обработана по-новому.

    Продолжительность удержания конкурентного преимущества за­висит:

    • от источников конкурентного преимущества.

    Преимущества низкого уровня, такие, как дешевая рабочая сила или сырье, довольно легко могут получить и конкуренты (производ­ство бытовой электроники в Юго-Восточной Азии). Этого же уровня преимущество основано на использовании эффекта масштаба от применения технологий или оборудования и т.д. При появлении но­вой технологии такой эффект масштаба быстро исчезает.

    Преимущества более высокого уровня (патентованная техноло­гия, уникальные товары или услуги, репутация фирмы, тесные связи с клиентами) можно удерживать более длительное время. Достижение таких преимуществ возможно при условии долговременных и ин­тенсивных капиталовложений;

    • от количества имеющихся у фирм явных источников конку­рентного преимущества;

    • от постоянной модернизации производства и других видов деятельности.

    Для удержания позиций фирмам иногда приходится отказываться от имеющихся преимуществ, чтобы добиться новых. Например, внедрение новых технологий корейскими судостроителями позволило снизить затраты на рабочую силу, хотя у Кореи еще было пре­имущество в этом отношении.

    2. Особенности международной конкуренции

    Все, что говорилось выше о конкуренции и конкурентной страте­гии, в одинаковой степени может относиться как к внешнему, так и внутреннему рынку. В то же время международная конкуренция имеет некоторые особенности.

    М. Портер выделяет два типа отраслей в зависимости от особен­ностей конкуренции:

    • множественно-национальные (multidomestic) отрасли, для ко­торых характерно то, что в каждой стране конкуренция протекает по-разному, т. е. в международном масштабе такая отрасль пред­ставляет собой совокупность национальных отраслей. Проводить единую стратегию в таких отраслях невозможно. Примером такой отрасли могут служить сберегательные банки;

    • глобальные отрасли, которые имеют единое поле конкуренции по всему миру. В таких отраслях получение конкурентного пре­имущества приобретает особо важное значение в связи с возмож­ностью его всемирного использования. Именно в таких отраслях необходимо разрабатывать не просто конкурентную стратегию, а глобальную, т.е. вырабатывать и внедрять единый подход к про­даже продукции во многих странах. Сам факт функционирования многонациональных компаний (МНК) еще не означает наличия глобальной стратегии, поскольку в множественно-национальных отраслях филиалы МНК действуют автономно.

    М. Портер выделяет два способа достижения и использования кон­курентного преимущества при глобальной стратегии.

    1. Конфигурация деятельности, т.е. размещение различных видов деятельности в разных странах для того, чтобы использовать их осо­бенности.

    При сосредоточении различных видов деятельности производство осуществляется в одной стране, а выход на внешний рынок — путем экспорта товаров, при их рассредоточении производство осуществляется в разных странах, а выход на внешний рынок — посредством прямых зарубежных инвестиций.

    При размещении видов деятельности страна выбирается по сле­дующим критериям:

    - минимальная стоимость факторов;        

    - наличие необходимых условий для проведения НИОКР;

    - возможность получения доступа к специализированным навыкам;

    - степень развития отношений с клиентами и др.

    2. Координация деятельности филиалов, которая включает:

    обмен информацией;

    - распределение ответственности;

    - согласование усилий.

    Координация сама может быть конкурентным преимуществом, поскольку способствует накоплению знаний и опыта, полученных в разных местах. Благодаря ей у фирм появляется возможность более быстро реагировать на изменения ситуации на рынке.

    3. Детерминанты конкурентного преимущества

    Под конкуренцией подразумеваются не равновесие, а постоян­ные перемены. Каждая отрасль постоянно совершенствуется и об­новляется. Причем важную роль в стимулировании этого процесса играет страна базирования. Страна базирования - это страна, где разрабатываются стратегия, основная продукция и технология и где имеется рабочая сила с необходимыми навыками.

    М. Портер выделяет четыре свойства страны, формирующие сре­ду, в которой конкурируют местные фирмы, и влияющие на ее меж­дународный успех (рис. 13) [7, с. 149].


    Рис. 13 Детерминанты конкурентного преимущества страны

    Эти детерминанты, каждый в отдельности и все вместе как сис­тема, создают среду, в которой рождаются и действуют фирмы дан­ной страны.

    Страны добиваются успеха в тех или иных отраслях благодаря тому, что среда в этих странах развивается наиболее динамично и, постоянно ставя перед фирмами сложные задачи, заставляет их лучше использовать имеющиеся конкурентные преимущества и искать новые. Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где компоненты национального «ромба» взаимно усиливаются, т.е. каждый детерминант влияет на все остальные.

    Преимущество по каждому детерминанту не является предпосыл­кой для конкурентного преимущества в отрасли. Именно взаимо­действие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает само­усиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам недоступны.

    Параметры факторов

    Каждая страна в той или иной степени обладает факторами про­изводства, необходимыми для деятельности фирм в любой отрасли. Теория сравнительных преимуществ в модели Хекшера-Олина посвящена сравнению имеющихся факторов. Страна экспортирует товары, при производстве которых интенсивно используются различ­ные факторы. Однако факторы, как правило, не только достаются по наследству, но и создаются, поэтому для получения и развития конкурентных преимуществ важен не столько запас факторов на данный момент, сколько скорость их создания. Кроме того, изоби­лие факторов может подорвать конкурентное преимущество, а их нехватка — побудить к обновлению, что может привести к долговре­менному конкурентному преимуществу. В то же время нацеленность факторами имеет достаточно важное значение, поэтому это первый параметр данной составляющей «ромба».

    1. Наделенность факторами

    Традиционно в экономической литературе выделяет три фактора. труд, земля и капитал. Но более полно их влияние в настоящее время отражает несколько иная классификация:

    • людские ресурсы, которые характеризуются количеством, ква­лификацией и стоимостью рабочей силы, а также продолжительностью нормального рабочего времени и трудовой этикой. Эти ресурсы подразделяются на многочисленные категории, так как для каждой отрасли требуется определенный перечень конкрет­ных категорий работников;

    • физические ресурсы, которые определяются количеством, ка­чеством, доступностью и стоимостью земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников электроэнер­гии и др. К ним также можно отнести климатические условия, географическое положение и даже часовой пояс;

    • ресурс знаний, т.е. совокупность научной, технической и ком­мерческой информации, влияющей на товары и услуги. Этот запас сосредоточен в университетах, исследовательских органи­зациях, банках данных, литературе и т. д.;

    • денежные ресурсы, характеризующиеся количеством и стои­мостью капитала, который может быть направлен на финансирование промышленности;

    • инфраструктура, включающая транспортную систему, систему связи, почтовые услуги, перевод платежей между банками, систему, здравоохранения и др.                                      

    Совокупность применяемых факторов в разных отраслях разли­чается. Фирмы достигают конкурентного преимущества, если имеют в распоряжении дешевые или высококачественные факторы, которые важны при конкуренции в конкретной отрасли. Так, расположение  Сингапура на важном торговом пути между Японией и Ближним Востоком сделало его центром судоремонтной индустрии. Однако  получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит  не столько от их наличия, сколько от их эффективного использования,  поскольку МНК могут обеспечить недостающие факторы путем закупок или размещения деятельности за рубежом, а многие факторы относительно просто перемещаются из страны в страну.

    2. Иерархия факторов

    Факторы подразделяются на основные и развитые, общие и спе­циализированные.

    К основным факторам относятся природные ресурсы, климати­ческие условия, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила и т.п. Их получает страна по наследству либо при незначительных капиталовложениях. Они не имеют особого значения для конкурентного преимущества страны либо создаваемое ими пре­имущество неустойчиво. Роль основных факторов снижается из-за сокращения потребности в них или из-за их возросшей доступности (в том числе в результате перевода деятельности или закупок за ру­бежом). Эти факторы имеют важное значение в добывающих отрас­лях и в отраслях, связанных с сельским хозяйством.

    К развитым факторам относятся современная инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила и т.п. Именно эти факторы имеют наибольшее значение, так как позволяют достичь конкурент­ного преимущества более высокого уровня.

    По степени специализации факторы подразделяются на общие, которые можно применять во многих отраслях, и специализирован­ные. Специализированные факторы образуют более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем общие.

    Критерии подразделения факторов на основные и развитые, об­щие и специализированные необходимо рассматривать в динамике, поскольку со временем они изменяются. Например, выпускник вуза 60-х гг. при прочих равных условиях совсем не соответствует уровню выпускника того же вуза 90-х гг.

    3. Создание факторов

    Факторы различаются в зависимости от того, возникли ли они естественным способом или созданы искусственно. Все факторы, способствующие достижению конкурентных преимуществ более высокого уровня, являются искусственными. Страны добиваются успеха в тех отраслях, в которых им наилучшим образом удается со­здавать и совершенствовать необходимые факторы.

    Условия (параметры) спроса

    Вторым детерминантом национального конкурентного преиму­щества является спрос на внутреннем рынке на товары или услуги, предлагаемые этой отраслью. Влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения нова­ций. Он характеризуется:

    - структурой;

    - объемом и характером роста;

    - интернационализацией.

    Фирмы могут достичь конкурентного преимущества при следую­щих основных характеристиках структуры спроса:

    - значительная доля внутреннего спроса приходится на глобальные сегменты рынка;

    - покупатели (включая посредников) разборчивы и предъявляют повышенные требования, что вынуждает фирмы повышать стандарты качества изготовления продукции, обслуживания и потребительских свойств товаров;

    - потребность в стране базирования возникает раньше, чем в других странах.

    Объем и характер роста внутреннего спроса позволяют фирмам получать конкурентное преимущество если:

    - за рубежом имеется спрос на товар, обладающий большим спро­сом на внутреннем рынке;

    - имеется большое количество независимых покупателей, что со­здает более благоприятную обстановку для обновления;

    - внутренний спрос быстро растет, что стимулирует интенсификацию капиталовложений и скорость обновления;

    - внутренний рынок быстро насыщается, в результате ужесточается конкуренция, при которой выживает сильнейший, что вынуждает выходить на внешний рынок.

    Фирмы достигают конкурентного преимущества благодаря интер­национализации спроса на внутреннем рынке, т.е. когда отдается предпочтение зарубежным потребителям при условии, если:

    - существуют мобильные и многонациональные внутренние покупа­тели, которые способствуют развитию спроса за рубежом (туристы,, филиалы МНК и т.д.);

    - имеется возможность влиять на запросы зарубежных покупате­лей (передача потребностей), например зарубежные ученые стремятся перенять практику (оборудование, методы и др.) своих коллег из тех стран, которые считаются лидерами в данной области науки («эффект демонстрации»).                                       

    Влияние параметров спроса на конкурентоспособность зависит и  от других частей «ромба». Так, без сильной конкуренции широкий внутренний рынок, или его быстрый рост не всегда стимулируют инвестиции. Без поддержки соответствующих отраслей фирмы не способны удовлетворять потребности взыскательных покупателей и т.д.

    Родственные и поддерживающие отрасли

    Третьим детерминантом, определяющим национальное конкурент­ное преимущество, является присутствие в стране отраслей-постав­щиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке.

    При наличии конкурентоспособных отраслей-поставщиков воз­можны:

    - эффективный и быстрый доступ к дорогостоящим ресурсам, например к оборудованию или квалифицированной рабочей силе и др.;

    - координация поставщиков на внутреннем рынке;

    - оказание содействия процессу нововведений. Национальные фирмы получают наибольшую выгоду, если их поставщики конкурентоспособны на мировом рынке.

    Наличие в стране конкурентоспособных родственных отраслей часто ведет к возникновению новых высоко развитых видов произ­водства. Родственными называются такие отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе форми­рования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаи­модополняющими продуктами, например компьютерами и програм­мным обеспечением. Взаимодействие может происходить в сфере раз­вития технологий, производства, маркетинга, сервиса. При наличии в стране родственных отраслей промышленности, способных конкури­ровать на мировом рынке, открывается доступ к обмену информацией и техническому взаимодействию. Географическая близость и куль­турное родство обусловливают более активный взаимообмен, чем с иностранными фирмами.

    Успех на мировом рынке одной отрасли может повлечь за собой развитие производства дополнительных товаров и услуг. Например, продажа американских компьютеров за границей привела к повыше­нию спроса на американские периферийные устройства, программное обеспечение и к развитию американских служб, работающих с базами данных.

    Однако успех отраслей-поставщиков и родственных отраслей может повлиять на успех национальных фирм только при условии позитивного воздействия остальных составляющих «ромба».

    Стратегия, структура и соперничество фирм

    Четвертым важным детерминантом, определяющим конкуренто­способность отрасли, является тот факт, что фирмы создаются, организуются и управляются в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке, при этом вырабатываются различные стратегии и цели. Национальные особенности влияют на управление фирмами и на форму конкуренции между ними. В Италии многие фирмы, успешно действующие на мировом рынке, являются малыми или средними (по размеру) семейными предприятиями. В Германии чаще встречаются крупные компании с иерархической системой управления. Кроме того, можно вспомнить об американской и японской системах управления. Эти национальные особенности в значительной степени влияют на позиции фирм при ориентации на глобальную конкуренцию.           

    Особое значение для достижения высокой конкурентоспособности в отрасли имеет сильное соперничество на внутреннем рынке, что объясняется следующими причинами:

    - сильная внутренняя конкуренция дает более мощный импульс к совершенствованию;

    - внутренняя конкуренция не только укрепляет позиции фирм на внутреннем рынке, но и заставляет их выходить на мировой уровень с целью дальнейшего роста;                   

    - более сильные местные фирмы, закаленные внутренней конку­ренцией, способны добиться успеха и за границей;

    - при конкуренции на внутреннем рынке создаются также преиму­щества для национальной отрасли в целом, а не только для отдель­ных фирм. Конкуренты заимствуют друг у друга прогрессивные идеи и развивают их, поскольку в пределах одной нации идеи распрост­раняются быстрее, чем между разными нациями.

    Эти преимущества усиливаются при концентрации конкурентов в одной географической местности.

    Роль случая

    Случай — это событие, которое имеет мало общего с условиями развития в стране и на которое часто не могут влиять ни фирмы, ни национальные правительства. По мнению М. Портера, к ним отно­сятся [7, с. 146]:

    - изобретательство;

    - крупные технологические достижения (биотехнология, микро­электроника и др.);

    - резкие изменения цен на ресурсы (нефтяной кризис);

    - значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсов;

    - резкое повышение мирового или местного спроса;

    - политические решения зарубежных правительств;

    - войны.

    Случайные события важны потому, что они влияют на позиции конкурирующих фирм. В результате этих событий могут быть сведены на нет преимущества старых конкурентов и создан потенциал для новых фирм, которые достигли достаточного уровня конкурентоспо­собности в новых условиях. Так, например, производство одежды в Сингапуре стало развиваться после того, как западные страны ввели квоты на импорт данной продукции из Гонконга и Японии.

    В то время как случай может способствовать изменению уровня конкурентоспособности в отрасли, национальные особенности влияют на то, каким образом страна сумеет этот случай использовать (например, послевоенные успехи проигравших во второй мировой войне стран — Германии, Японии и Италии).

    Роль правительства

    Роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в том, что оно оказывает влияния на все четыре детер­минанта:

    на параметры факторов — через субсидии, политику в отноше­нии рынка капитала и др.;

    на параметры спроса — путем установления различных стандар­тов и осуществления государственных закупок;

    на условия развития родственных отраслей и отраслей-поставщи­ков — посредством контроля над средствами рекламы или регулиро­вания развития инфраструктуры;

    на стратегию фирм, их структуру и соперничество — через свою налоговую политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и деятельности рынка ценных бумаг и т.д.

    Все четыре детерминанта могут оказывать и обратное воздейст­вие на правительство. Роль правительства может быть положитель­ной и отрицательной.

    Детерминанты национальной конкурентоспособности представ­ляют собой комплексную систему, которая находится в постоянном развитии. Одни детерминанты регулярно воздействуют на другие. Действие системы детерминантов ведет к тому, что конкурентоспо­собные национальные отрасли распределены не равномерно по всей экономике, а связаны в пучки, или «кластеры», состоящие из отрас­лей, зависящих друг от друга. Например, 40% итальянского экс­порта приходится на отрасли, связанные с производством продуктов питания, одежды и благоустройством жилья. В этом случае также важен и географический (региональный) аспект, о котором уже гово­рилось.

    Заключение


    В заключение можно сказать, что нами рассмотрены и проанализированы все ключевые теории международной торговли. Наш анализ был начат с первой научной концепции в данной области – теории абсолютных преимуществ А. Смита. Согласно ней стране А необходимо специализироваться на производстве того товара, издержки производства которого абсолютно меньше издержек производства того же товара страны Б. В свою очередь Д. Рикардо доказал, что обмен выгоден и должен иметь место даже тогда, если издержки на производство всех товаров в одной стране меньше, чем в другой. Страна должна специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых она имеет наибольшие абсолютные преимущества.

    Вторая глава была посвящена современным теориям международной торговли. В соответствии с теорией Хекшера-Олина страны экспортируют те товары, в производстве которых в основном используется избыточный фак­тор. По мнению авторов теории, существует три основных фактора: труд, капитал и земля. При этом теория Хекшера-Олина является двух­факторной, так как в ней сравниваются только два фактора из трех, например труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие — капиталоемкими. Во второй главе рассмотрены также неотехнологические теории. Теория снижающихся издержек (эффект масштаба) развилась на основе критики и отрицания модели Хекшера—Олина. Исходным яв­ляется предположение, что развитые страны наделены факторами производства в сходных пропорциях, поэтому торговля между ними имеет смысл в том случае, если они специализируются на производ­стве товаров различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового производства.

    Теория «технологического разрыва» предполагает, что развитие тор­говли между странами при одинаковой наделенности факторами производства вызвано техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Последней рассмотренной теорией была теория конкурентных преимуществ американского экономиста М. Портера. Согласно ней конкурируют между собой не страны, а фирмы. Конкурентные преимущества определяются рядом факторов (детерминант), а именно: параметры факторов, стратегия фирм, параметры спроса, родственные и поддерживающие отрасли, случай и правительство.

    После рассмотрения теорий международной торговли возникает вопрос, заменяла ли каждая последующая теория предыдущую и какая теория объясняет развитие международной торговли в конце XX в. В настоящее время нельзя говорить о специализации страны в целом в соответствии с какой-либо одной теорией. Речь может идти о специализации отдельных отраслей и отдельных фирм в данной стране. Причем ни одна из теорий не утратила актуальности: одни в большей, а другие в меньшей степени объясняют тенденции развития современной мировой торговли.



    Список использованной литературы:


    1. Вавилова Е. В., Бородулина Л. П. Международная торговля: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2006, 287 с.

    2. Гальперин В. М. Макроэкономика: Учеб. СПб., 1999.

    3. Доллан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. С.-Петербург, 1992, 478 с.

    4. Иголкин А.А., Мотылев В.В. Международное разделение труда: модели, тенденции, прогнозы. – М.: Международные отношения, 1988

    5. Киреев А. П. Международная экономика. Учебное пособие. – М.: Международные отношения, 2001, 412 с.

    6. Линдерт П. Х. Экономика мирохозяйственных связей. М., 1992.

    7. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Междунар. Отношения, 1993

    8. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч. Т.1. – М.: Госполитиздат, 1955.

    9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Кн. 4 «О системах политической экономии». – М.: Соцэкгиз, 1935

    10. Современные теории внешнеэкономических отношений. Сборник статей. М., ИНИОН, 1992.

    11. Фомичев В. И. Международная торговля. – М.: Инфра-М, 2001, 446 с.

    12. Чепурин М. Н. Курс экономической теории: Учеб. Киров, 2003, 703 с.

    13. Ohlin B. Interregional and International Trade. – Cambridge (Mass), 1933

    14. Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle. – Quarterly Journal of Economics. 1966, May


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Теории международной торговли ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.