Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Форма российского государства

  • Вид работы:
    Другое по теме: Форма российского государства
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:33:28
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    Введение. 2




    1. Понятие и сущность формы государства. 3


    2. Форма правления. 4


    3. Форма территориального устройства. 11


    4. Политический режим.. 15




    Заключение. 21










    Список источников. 22

    Введение

             В соответствии с ч.1 ст.1 Конституции Российской Федерации[1] наше государство – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

             То есть, Конституция РФ закрепляет конституционно-правовой статус российского государства и его основные сущностные проявления.

    Норма Конституции содержит все три основных элемента формы государства: демократический политический режим, федеративную форму государственного устройства и республиканскую форму правления.

    Однако, как свидетельствует анализ норм законодательства, работ многих ученых-правоведов, а также событий, происходящих на политической арене России, фактически форма российского государства, провозглашенная Основным законом государства и реально существующая на практике, не совпадают.

    Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной работы, рассматривающей особенности формы российского государства.

    Предмет исследования – нормы законодательства и теоретические работы.

    Цель работы – рассмотрение формы российского государства с учетом норм Конституции РФ, иных нормативно-правовых актов, теоретических работ ученых.

    Задачи работы:

    - изучить форму государства и ее элементы: форму правления, форму территориального устройства и политический режим;

    - исследовать через категории формы государства особенности формы российского государства.

    Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.

    1. Понятие и сущность формы государства

             Форма государства – одна из важнейших категорий понятийного аппарата теории государства и права. Она в значительной степени обусловлена сущностью государства и непосредственно связана с главным вопросом политики – вопросом об организации государственной власти, ее устройстве.

    Можно сказать, что форма государства – это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.

    Общепринятой признается концепция государства как формы правовой организации деятельности политической власти. Вполне обоснованно и справедливо считается, что государство – это дитя общества.

    Под формой государства принято понимать организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства.

    Разнообразие форм государства объясняется рядом причин. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

    - исторические традиции развития национальных государств;

    - исторические особенности становления национальных государственностей;

    - реальное соотношение социальных сил в стране;

    - национальный состав населения страны;

    - менталитет населения, выражающийся в «терпимости» по отношению к власти;

    - зарубежный опыт;

    - уровень жизни населения;

    - степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;

    - роль мирового сообщества.

    Все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства.

    Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. Форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.

    Основными составляющими данного термина являются такие понятия, как «форма правления», «форма территориального устройства» и «политический режим».

    Только раскрыв содержание каждого из этих понятий, можно получить представление о том, что же такое форма государства.

    Также рассмотрим форму российского государства через данные категории.

    2. Форма правления

             Форма правления в основном определяется правовым положением высших органов государственной власти. Она включает структуру, порядок создания и принципы деятельности высших органов государственной власти, а также взаимоотношения между ними с учетом разграничения их полномочий.

    Примечательно, что понятие формы правления в литературе трактуется неоднозначно. Сторонники так называемой узкой трактовки понимают под формой правления прежде всего положение главы государства, хотя при данном подходе учитываются значение и статус других высших органов[2]. Ряд других ученых понимают под этой категорией образование, организацию и функционирование высшей (верховной, суверенной) власти в государстве[3]. Наиболее распространенным и, видимо, более точным является определение формы правления как образование и организация высших государственных органов, а также взаимосвязь последних с населением[4].

             Основные формы правления – монархия и республика.

             Для монархии (от греч. «monarchia» - единодержавие) характерно единовластие, то есть принадлежность власти в государстве одному лицу и особая форма передачи власти от одного верховного правителя другому, как правило в порядке престолонаследия. Истории известны несколько разновидностей монархии: абсолютная (или неограниченная), конституционная, сословно-представительная и выборная.

             Абсолютная монархия – форма правления, при которой вся полнота верховной власти в государстве и юридически, и фактически принадлежит одному лицу – монарху (царю, королю, шаху), причем пожизненно. В его руках находится законодательная (он издает законы), исполнительная и судебная власть.

             В конституционной монархии власть главы государства ограничена, поскольку наряду с монархом в осуществлении верховной государственной власти по букве конституции участвует представительное учреждение – парламент. В зависимости от правового положения монарха различаются дуалистическая и парламентарная форма конституционной монархии. Дуалистическая монархия – переходная форма правления. Для нее характерно определенное «равновесие» между властью монарха и властью представительного органа, которые делят между собой законодательные полномочия. Исполнительная власть, как правило, всецело принадлежит монарху, который в этой области совершенно независим от парламента. Правительство назначается монархом и ответственно только перед ним. У парламента нет никаких рычагов воздействия на правительство. Судебная власть также полностью находится в руках монарха.

             Более типична парламентарная монархия, когда в руках монарха находятся ограниченные полномочия (право помилования, награждения, представительство государства в международных отношениях и т.п.), а фактическая государственная власть осуществляется парламентом и правительством. Парламент принимает законы и обладает контрольными полномочиями по отношению к правительству. При этом парламент и правительство неответственны перед монархом. Правительство формируется лидером партии, получившей на выборах большинство мест в парламенте, хотя формально состав правительства утверждается монархом.

             Определенными разновидностями монархии являются сословно-представительная и выборная монархия.

             Сословно-представительная монархия характеризуется распределением власти между монархом и представительным органом власти, при этом ни один из них не обладает всей полнотой власти. В сословно-представительной монархии монарх не является единственным высшим органом власти в государстве: его власть ограничена деятельностью сословных учреждений.

             В отличие от классической монархической формы правления, характеризующейся передачей верховной власти в порядке престолонаследия, в выборной монархии глава государства – монарх – избирается на определенный срок. В выборной монархии, таким образом, наблюдается определенное сочетание признаков монархической и республиканской форм правления.

             Республика (от лат. «res» - дело и «publicus» - общественный) – форма правления, при которой в основе организации и функционирования высших органов государственной власти лежат принципы выборности и периодической сменяемости. Иными словами, при республиканской форме правления высшие органы государственной власти либо избираются на определенный срок и к их избранию юридически допускаются граждане, либо образуются общенациональным представительным учреждением.

             В зависимости от оснований классификации республики могут быть аристократическими или демократическими. Кроме того, республики различаются в зависимости от того, избирается на определенный срок коллегиальный (парламент) или единоличный (глава государства, президент) орган государственной власти.

             Исторически сложились три основные разновидности демократической республики: президентская, парламентская и смешанная (иногда эту форму называют полупрезидентской).

             В государствах с республиканской формой правления главой государства является президент, который занимает этот пост, как правило, в результате выборов. В некоторых президентских республиках глава государства избирается внепарламентским путем, то есть независимо от парламента, путем прямых всеобщих выборов, в которых принимают участие граждане (всенародным голосованием). Эта система выборов весьма результативна, поскольку в случае неизбрания президента в первом туре проводится второй тур выборов, в котором избиратели голосуют за двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов в первом туре. Для победы во втором туре достаточно набрать простое большинство голосов избирателей.

             В президентской республике президент, как правило, одновременно является и главой государства, и главой правительства (исполнительной власти). Президент формирует правительство, которое несет ответственность только перед ним. Ни президент, ни правительство не несут политической ответственности перед парламентом за свою деятельность. Соответственно, парламент не вправе выразить вотум недоверия правительству. В свою очередь и президент не обладает правом роспуска парламента. Как глава государства президент представляет государство в международных отношениях.

             Президентские республики основаны на принципе жесткого разделения властей с четким разграничением предметной компетенции между органами государственной власти и действенной системой сдержек и противовесов (средствами взаимного воздействия властей друг на друга). Это делает практически невозможным неограниченное сосредоточение государственной власти в каком-либо одном государственном органе. При этой системе действует также институт несовместимости депутатского мандата с министерским портфелем.

             В парламентских республиках (Австрия, Италия, ФРГ и др.) президент, как правило, избирается путем многостепенных выборов и получает свой мандат от парламента. В процедуре избрания президента участвуют либо только депутаты парламента (Турция, Израиль), либо избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей других органов (Италия).

             Формирование правительства, так же как и избрание главы государства, осуществляется парламентским путем из представителей партий, получивших на выборах большинство мест в парламенте. Члены правительства (министры), как правило, являются депутатами. Президент исполняет функции главы государства. Он участвует в формировании правительства, назначает и смещает государственных чиновников (государственных служащих), обладает правом роспуска нижней палаты парламента, созывает парламент на очередные сессии, объявляет чрезвычайное положение в стране и т.д. Главой исполнительной власти (главой правительства) является премьер-министр. Характерным признаком этой формы правления является институт политической ответственности правительства перед парламентом. Помимо традиционного права – принимать законы, парламент наделяется еще одним важным правомочием – контролем за деятельностью правительства.

             При смешанной форме правления наблюдается сочетание отдельных характеристик президентской и парламентской форм. Так, парламент обладает правом вынесения вотума недоверия правительству, президент вправе распустить парламент. В формировании правительства участвует и президент, и парламент. Правительство несет ответственность не только перед президентом (президент может отправить правительство в отставку), но и перед парламентом. Иными словами, достаточно обширные полномочия главы государства, свойственные президентской республике, несколько «уравновешиваются» элементами, характерными для парламентской республики.

             Признаки смешанной формы правления имеются во Франции, современной России.

    Так, в основу организации государственной власти Российской Федерации положена модель президентской республики с достаточно широкой компетенцией Президента, который избирается непосредственно гражданами России.

    Как глава государства Президент наделяется необходимыми полномочиями по обеспечению суверенитета и государственной целостности Российской Федерации, согласованного функционирования государственных органов. Формально не являясь главой исполнительной власти, Президент России обладает значительными полномочиями по определению основных направлений государственной политики, формированию состава Правительства и федеральных органов исполнительной власти.

    Президент находится как бы над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, обеспечивая координацию и согласованность их действий. Именно поэтому, как видится, в России ведется достаточно интенсивная дискуссия о том, к какому типу республики относится наша страна.

    Отсутствие однозначной законодательной формулировки российской формы правления обусловливает то обстоятельство, что одни ученые пишут о президентской модели правления, другие о смешанной системе правления, третьи о своеобразной системе правления, не поддающейся классификации. Так, М.А.Краснов категорически утверждает, что по классификации, принятой в науке конституционного права, в Российской Федерации существует модель полупрезидентской, или смешанной, формы правления[5]. Правда, в этой же статье автор отмечает, что сконструированная на основе российской Конституции 1993 г. политическая система именно в силу не до конца сбалансированных полномочий между институтами власти объективно продуцирует становление безоппонентного режима. И.В.Левакин считает, что президентская форма правления в нашей стране стабилизировалась, что Президент РФ получил возможность воздействовать на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, а главы субъектов РФ не образуют более мощное объединение в Совете Федерации. По существу, система президентской власти в России – это уже сформировавшаяся структура, развивающаяся со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся[6].

    Несмотря на формальные основания и аргументации различных точек зрения о существовании в нашей стране полупрезидентской формы правления, главное, что характеризует форму правления в современной России, как пишет В.Е.Чиркин, - «фактически складывающиеся отношения между высшими органами государства, которые имеют нередко более важное значение, чем правовые нормы, определяющие форму правления юридически»[7].

    Фактически складывающиеся в системе политической власти отношения в России свидетельствуют прежде всего о силе Президента РФ. Несмотря на то, что он не является официальным главой исполнительной власти, Президент, по сути, формирует ее состав, структуру и политику, основные задачи.

    Президентская форма правления означает не только усиление власти Президента, но и всей системы государственной власти, которая в основном формируется по инициативе или по согласованию с Президентом РФ. В настоящий момент противовесов президентской власти практически не существует.





    3. Форма территориального устройства

             Под формой территориального (государственного) устройства понимается модель (способ) национально-территориальной организации государственной власти, характеризующаяся определенной системой связей между ее составными частями, и прежде всего, между центральной властью государства и властями отдельных его частей.

             В юридической литературе под государственным устройством принято понимать устройство территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями[8], систему разделения государства на территориальные образования и систему взаимоотношений между центральной властью государства и территориальными образованиями[9].

             По форме территориального устройства различаются унитарные и федеративные государства.

             Для унитарного государства характерны единые (для всей страны) высшие органы государственной власти и «организация» государства по административно-территориальному признаку. Основной структурной единицей, частью его является административно-территориальное образование (округ, воеводство и т.п.), не обладающее суверенитетом.

             Унитарное государство (Великобритания, Италия, Польша, Франция и др.) характеризуется наличием единой территории, единой системы органов государственной власти, одной конституции, едиными гражданством и правовой системой.

             Существует две разновидности унитарного государства: централизованное и децентрализованное. В централизованном государстве отношения органов власти на местах с центральной властью основываются на принципе строгой подчиненности. Децентрализованное унитарное государство основывается на развитой системе местного самоуправления в рамках отдельных административно-территориальных единиц (район, провинция, город и т.д.). Административно-территориальное устройство при этом, как правило, увязывается с плотностью населения, проживающего на данной территории, особенностями природных ресурсов, перспективами развития промышленности, транспорта и др.

             Более широкими правами по сравнению с административно-территориальными единицами обладает территориальная автономия. Автономная территориальная единица (в пределах, установленных центральной государственной властью) самостоятельна в решении вопросов местного значения, в создании условий для всестороннего развития проживающего на данной территории населения, его исторических и культурных традиций.

             Унитарное государство необязательно мононациональное. Например, многонациональные государства – Афганистан, Пакистан – являются унитарными. Классический пример мононационального унитарного государства – Япония.

             Федерация – сложное по субъектному составу союзное государство. Составными частями федеративного государства могут быть провинции, штаты, земли, кантоны и т.д. Но несмотря на это в федеративном государстве, как правило, существует одна неразделимая суверенная власть. Наличие в федерации отдельных государственных образований не свидетельствует о разделении суверенитета между федерацией и ее составными частями. В противном случае суверенное государство превратилось бы в союз отдельных государств, имеющих возможность отделиться (выйти из состава федерации) в одностороннем порядке. В отношении федеративного государства правильнее говорить, скорее, о распределении властных полномочий между федерацией и ее составными частями, а не о разделении суверенных прав. Суверенитет Российской Федерации, например, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью. Субъекты Российской Федерации не являются суверенными образованиями.

             Вместе с тем в некоторых зарубежных федерациях составные части государства отличаются значительной самостоятельностью. В Швейцарии, например, кантоны обладают суверенитетом: 23 кантона, составляющие Швейцарскую федерацию, суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией.

             Различают конституционные и договорные федерации. Конституционные федерации основываются на принципах, закрепленных в конституции федеративного государства; договорные – образуются в результате определенного согласия договаривающихся сторон (федерации и составляющих ее субъектов). И в том и в другом случае сохраняется целостность государства, а суверенитетом обладает только федерация в целом.

             Для федерации типично наличие двух уровней в системе органов государственной власти – самой федерации и ее субъектов, а также конституционно закрепленное разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами федерации (штатами, кантонами, землями). В ряде случаев устанавливается двойное гражданство. Союзный законодательный орган, как правило, двухпалатный: одна из палат представляет и выражает в федеральном парламенте интересы субъектов федерации.

             Единую территорию федеративного государства образуют территории составляющих ее субъектов. Двухуровневая система права действует в границах (в рамках) единого правового пространства, а федеральные законы имеют прямое действие на территории всех субъектов федерации. Как правило, вся полнота власти осуществляется только всей совокупностью государственных органов: федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Целостность федеративного государства, кроме того, обеспечивается единой денежной и налоговой системами, а также едиными вооруженными силами.

             Различаются национально-территориальная и смешанная форма федерации. Национально-территориальная федерация характеризуется тем, что составляющие федеративное государство образования отличаются национальным составом населения, компактно проживающим на определенной территории, особенностями его культуры, языка, быта и т.д. Смешанная форма представляет собой сочетание некоторых признаков национально-территориальной организации союзного государства (в зависимости от национального состава населения) и административно-территориального устройства.

    Типичный пример смешанной федерации – Российская Федерация. Из федеративной формы устройства вытекает такой правовой принцип, как федерализм[10].

    Федерализм как политический правовой принцип имеет свои принципы. К ним обычно относят государственный суверенитет РФ, единство системы государственной власти в РФ, равноправие субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов РФ, разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

    Распределение государственных полномочий между центром и субъектами федерации предполагает точную адекватность компетенции. Компетенция делится таким образом, чтобы проблемы решались на том уровне, на котором они возникают. Федеральная власть вмешивается только тогда, когда проблема выходит за рамки полномочий субъектов федерации. Правда, такую модель федерализма следует считать идеальной, и поэтому в современный период Российскую Федерацию вряд ли можно отнести к таким моделям – как на законодательном уровне, так и на уровне правоприменения преобладают сегодня элементы централизованного управления Федерацией, ее субъектами со стороны Москвы.

    Фактическая ликвидация губернаторских выборов, финансовая зависимость большинства субъектов РФ от центра, перераспределение доходов субъектов РФ по решению Москвы, усиление централизации и ослабление децентрализации правового регулирования постепенно делают наше государство в большей степени унитарным, чем федеративным.

    Очень остро стоит вопрос о равноправии, равенстве субъектов РФ. Эта проблема вытекает из проблемы вида федерации – выделяют обычно симметричную и асимметричную федерации. В нашей стране и юридически, и фактически существует асимметричная федерация.

    В целях ликвидации юридического и фактического неравенства субъектов РФ необходимо осуществить ряд мер: постепенно отказаться от регулирования отношений между центром и субъектами РФ на основе договоров и соглашений, решить вопрос со «сложносоставными» субъектами РФ, то есть теми, кто включает в себя других субъектов РФ[11].

    В связи с изложенным, очевидно, что необходимо разработать модель оптимального государственного устройства с учетом исторических особенностей страны, экономических законов, математической теории оптимизации и др.

    4. Политический режим

             Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления политической власти, определенную форму осуществления государственного властвования. Эта категория помогает уяснить, как, какими способами и методами власть управляет обществом, взаимодействует с другими структурами (элементами) политической системы, наконец, каково отношение власти к своим гражданам. Политический режим дает ответ и на вопросы о том, какова мера использования демократических, правовых методов в соотношении с методами давления или даже с неправовыми методами; каково отношение государства к демократическим свободам в обществе, к основным правам граждан. В современных условиях особенно важно, с помощью каких приемов и методов государство стремится снять социальное напряжение, разрешить те или иные конфликты в обществе.

             Политический режим – категория более широкая по отношению к государственному режиму. Последний представляет собой основной элемент политического режима и включает методы осуществления политической власти органами, образующими механизм государства.

             Основные формы политического режима – демократический, авторитарный и тоталитарный.

             При демократической форме политического режима обеспечиваются законность, выборность высших органов государственной власти, соблюдаются элементарные права и свободы, действуют легальные партии, профсоюзы, другие общественные организации.

             Каковы основные признаки демократического режима? Это:

             - обеспечение (гарантированность) широкого спектра демократических прав и свобод в обществе (в том числе свободы слова) и признание приоритета прав личности; равенство наций;

             - демократические (преимущественно путем свободных выборов) способы формирования высших органов государственной власти; обеспечение подлинного народовластия (гарантии широкого участия населения в формировании органов государственной власти и осуществления контроля за их деятельностью);

             - конституционное разделение властей как совокупность государственно-правовых институтов, регулирующих в процессе осуществления единой и неделимой государственной власти взаимоотношения высших органов власти (структурные связи, распределение предметной компетенции, средства взаимного воздействия друг на друга);

             - демократические принципы функционирования механизма государственной власти; определенный уровень гласности в работе государственного аппарата; обеспечение режима законности; независимость судебной власти;

             - наличие механизма ответственности государства перед своими гражданами и личности перед государством; ответственность (в том числе юридическая) должностных лиц;

             - политический плюрализм и идеологическое многообразие; учет интересов меньшинства при принятии государственных решений; реальное обеспечение многопартийной системы и независимости средств массовой информации;

             - признание многообразия форм собственности и их защита.

             В современном демократическом государстве признается приоритет международно-правовых норм.

             В качестве характерных признаков авторитарного политического режима можно выделить:

             - отстранение граждан от участия в формировании высших органов государственной власти; вождизм;

             - жесткое централизованное управление государственными делами, по существу, тотальный контроль государства над обществом;

             - существенное ограничение провозглашенных демократических прав и свобод личности; отсутствие реального механизма обеспечения даже формально провозглашенных прав и свобод; преимущественное действие системы устрашения и запретов в общественной жизни (нередко создание чрезвычайных судов);

             - произвол, незаконные репрессии, идеологическое подавление всех, нелояльно относящихся к правящему режиму; грубые нарушения прав человека; фактически бесправное положение граждан;

             - обеспечение власти одной правящей партии с одновременным запретом других партий (не лояльных правящему режиму);

             - возрастание роли карательных функций государства.

             Установление авторитарного режима проявляется в отходе правящих кругов от принципа верховенства парламента, в нарушении режима законности, в преследовании борцов за демократические права, в нарушении прав человека; в стремлении правящих кругов ликвидировать (урезать) завоевания демократических сил, сохранить все прежние и насадить новые антидемократические институты. Принимаются законы, ограничивающие права граждан и их объединений. Как правило, подобные законы противоречат нормам, закрепленным в конституциях.

             В качестве разновидности политического режима можно выделить тоталитаризм и его советскую форму – административно-командный режим.

             В политико-правовом значении тоталитаризм как форма политического режима характеризуется доминирующим положением государства по отношению к праву, неограниченной властью (по существу, тотальным контролем) государства над обществом и личностью, внеправовыми методами осуществления власти, подавлением прав и свобод граждан и их объединений, диктатурой одной политической партии, идеологическим давлением на массы, преследованием инакомыслящих, опорой на милитаризацию государственной машины, полицейский аппарат и т.д.

             Установление тоталитарного политического режима приводит к существенному ограничению демократических прав и свобод, к запрещению прогрессивных партий и организаций, что свидетельствует, по существу, о ликвидации режима законности и демократии. Ярким проявлением тоталитарного политического режима является фашизм – открыто террористическая диктатура наиболее реакционных правящих кругов. Фашизм отличает агрессивная, крайне националистическая идеология, сочетание социальной демагогии и карательных методов осуществления власти, тотальный контроль государства над личностью, милитаризация общественной и государственной жизни, наконец, вождизм как основной принцип властвования.

             Характер действующего политического режима в России определяется по-разному. По Конституции РФ он считается демократическим. Однако ученые не всегда с этим согласны. Так, С.А.Киреева определяет его как переходный[12], В.С.Нерсесянц – как сочетание элементов авторитаризма с либерализмом[13], М.В.Баглай – как политический центризм[14], хотя понятие центризма насколько стало распространенным, настолько и непонятным, поскольку соединить элементы демократического и тоталитарного политических режимов невозможно. В.Е.Гулиев характеризует современный российский политический режим как либерально-демократический, подверженный, однако, авторитарным тенденциям и склонный к репрессивно-антиправовым явлениям[15].

             Как известно, демократия (от греч. demos – народ + kratos – власть) – это власть народа, то есть политический режим, характеризующийся в первую очередь периодической сменяемостью избираемых населением органов публичной власти. Степень развития демократии зависит от количества избираемых органов власти и числа граждан, участвующих в выборах.

             В Российской Федерации на сегодняшний день к числу избираемых органов власти относятся Президент России, нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, большинство органов местного самоуправления. Выборы осуществляются периодически, на основе всеобщего равного, в основном прямого избирательного права, выдвижение кандидатов на выборные должности осуществляется на альтернативной основе. При выборах применяются в различных сочетаниях мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. С этих формальных позиций Российская Федерация может считаться демократическим государством.

             Вместе с тем отказ от избрания населением губернаторов (глав) субъектов Федерации, введение полностью пропорциональной избирательной системы и увеличение порогового числа голосов избирателей при прохождении списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы, отказ от непосредственного избрания населением субъектов Федерации членов верхней палаты парламента – свидетельство частичного отказа от ряда преимуществ демократического режима.

             Помимо названных признаков демократический политический режим характеризуется свободой печати, отказом от цензуры, приоритетом прав человека перед правами государства, его органов. Опять-таки с формально-юридической точки зрения все эти признаки демократии в России конституционно закреплены, однако на практике не всегда соблюдаются и не получили должного закрепления в текущем законодательстве.






    Заключение

             Итак, форма государства – это объединение формы правления, формы территориального устройства и политический режим.

             Форма правления (монархии и республики) включает структуру, порядок создания и принципы деятельности высших органов государственной власти, а также взаимоотношения между ними. Под формой территориального устройства (унитарные и федеративные) понимается модель национально-территориальной организации государственной власти, характеризующаяся определенной системой связей между ее составными частями, и прежде всего, между центральной властью государства и властями отдельных его частей. Политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный) представляет собой совокупность методов и приемов осуществления политической власти, определенную форму осуществления государственного властвования.

             Как следует из Конституции РФ, Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Однако с этим сегодня согласиться нельзя.

             Так, во-первых, Президент России обладает значительными полномочиями по осуществлению государственной политики, поэтому в России ведется достаточно интенсивная дискуссия о том, к какому типу республики относится наша страна. Россия – федерация, однако ряд обстоятельств (фактическая ликвидация губернаторских выборов, финансовая зависимость большинства субъектов РФ от центра и др.) постепенно делают наше государство в большей степени унитарным, чем федеративным.  Кроме того, в Конституции РФ формально закреплены признаки демократии, но на практике они не всегда соблюдаются и не получили должного закрепления в текущем законодательстве.

             Таким образом, очевидно, что сегодня необходимо разработать модель оптимальной формы российского государства с учетом исторических особенностей страны, национального состава и других факторов.

    Список источников:

             1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 25.12.1993. № 237.

             2. Аграновский К.В. Государственное право зарубежных стран. – М.: 2000.

    3. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России//Журнал российского права. 2003. № 11.

    4. Ведяхин В.М. О форме российского государства//Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 6.

    5. Государственное право буржуазных и освободившихся стран/Отв. ред. И.П.Ильинский, Л.М.Энтин. – М.: 1988.

    6. Гулиев В.Е. Протодемократическая государственность: актологическая феноменология отчуждения//Право и политика. 2001. № 5.

    7. Добрынин М.Н. Построение концептуальной модели нового российского федерализма и комплексный, системный подход в оптимизации федеративных отношений//Право и политика. 2004. № 3.

    8. Иванов В.В. Новые подходы к теории территориального устройства и федеративная система России//Правоведение. 2002. № 3.

    9. Киреева С.А. Политический режим как элемент формы государства (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис. ... к-та юрид. наук. СГАП. – Саратов: 1997.

    10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник (издание третье, переработанное и дополненное). – М.: Юристъ, 2004.

    11. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный)/Под ред. Ю.А.Дмитриева. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.

    12. Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа)//Государство и право. 2003. № 10.

    13. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода//Государство и право. 2003. № 1.

    14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

    15. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Маркет ДС, 2007.

    16. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: 1996.

    17. Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: 2003.

    18. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. – М.: 1999.

    19. Проблемы теории государства и права/Под ред. М.Н.Марченко. – М.: 1999.

    20. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: 1999.

    21. Сырых В.М. Теория государства и права. – М.: 1998.

    22. Теория государства и права/Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. – М.: 1999.

    23. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под ред. А.С.Пиголкина. – М.: Городец, 2003.

    24. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М.: 1998.

    25. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М.: 1997.






    [1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 25.12.1993. № 237.

    [2] Государственное право буржуазных и освободившихся стран/Отв. ред. И.П.Ильинский, Л.М.Энтин. – М.: 1988. – С.181; Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: 1996. – С.78.

    [3] Сырых В.М. Теория государства и права. – М.: 1998. – С.63; Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: 1999. – С.54; Аграновский К.В. Государственное право зарубежных стран. – М.: 2000. – С.154.

    [4] Проблемы теории государства и права/Под ред. М.Н.Марченко. – М.: 1999. – С.165-166; Теория государства и права/Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. – М.: 1999. – С.78; Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: 2003. – С.47.

    [5] Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа)//Государство и право. 2003. № 10. – С.16.

    [6] Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода//Государство и право. 2003. № 1. – С.6.

    [7] Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М.: 1998. – С.284.

    [8] Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М.: 1997. – С.132.

    [9] Иванов В.В. Новые подходы к теории территориального устройства и федеративная система России//Правоведение. 2002. № 3. – С.64.

    [10] Иванов В.В. Новые подходы к теории территориального устройства и федеративная система России//Правоведение. 2002. № 3. – С.64.

    [11] Добрынин М.Н. Построение концептуальной модели нового российского федерализма и комплексный, системный подход в оптимизации федеративных отношений//Право и политика. 2004. № 3. – С.8.

    [12] Киреева С.А. Политический режим как элемент формы государства (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис. ... к-та юрид. наук. СГАП. – Саратов: 1997. – С.20.

    [13] Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. – М.: 1999. – С.256.

    [14] Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России//Журнал российского права. 2003. № 11. – С.17.

    [15] Гулиев В.Е. Протодемократическая государственность: актологическая феноменология отчуждения//Право и политика. 2001. № 5. – С.5-6.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Форма российского государства ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.