Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Характер и темперамент

  • Вид работы:
    Другое по теме: Характер и темперамент
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:33:28
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 3

    Глава 1. Характер. 5

    1.1.Биологические  и социальные основы и структура характера. 5

    1.2. Соотношение  характера и личности. Формирование характера. 7

    1.3. Понятие типологии и классификации характера. Фромм, Шостром и Юнг о характере  9

    Глава 2.Темперамент. 17

    2.1 Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента. 17

    2.2 История представлений о темпераменте. 20

    2.3 Темперамент и общение. 24

    Заключение. 27

    Список литературы.. 30


    Введение


    В условиях конкретной социальной группы индивидуально-психологические качества существуют в форме проявлений личности и они способны изменяться в условиях совместной предметной деятельности и общения, характерных для данного уровня развития группы. Индивидуально-психологическое в этих условиях выступает как личностное, как сторона межличностных отношений.

    Актуальность исследования заключается в том, что подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, понятия темперамент и характер так же не тождественны, и это представляет определенный интерес.

     К тому же, если черты характера не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются неспособными провести анализ характеристик темперамента индивида. Как собственно в качества характера выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени втянуты в ведущую для данной социальной общности деятельность.

    Таким образом, очевидно, что структура личности человека шире структуры индивидуальности. Поэтому в первую следует включать не только черты и общее строение его индивидуальности, наиболее полно выраженные в темпераменте, способностях и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в характере, в группах разного уровня развития, в межиндивидных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы деятельностью.
           История изучения характера сложна в связи с количеством спорных вопросов, касающихся как определения самого понятия, так и его видов, струк­туры. Проблемным является и вопрос диагностики характера.

    В зарубежной психологии можно выделить сле­дующие направления характерологии:

    ♦  конституционно-биологическое (черты и типы характера соотносятся с особенностями телосложения);

    ♦  психоаналитическое (характер интерпретируется исходя из бессознательных ориентации и влечений);

    ♦  идеологическое (характер определяется тормо­жением инстинктов, социальным положением и т.д.).

    В отечественной психологии характер изучался А.Ф. Лазурским, Б.Г. Ананьевым, Н.Д. Левитовым, B.C. Мерлиным, В.Н. Мясищевым и другими.

    Подходы исследователей к изучению характера рассматриваются в темах, посвященных типологии и структуре характера.

       Целью данной работы является анализ теоретических подходов к изучению темперамента и характера индивида, а так же определения их взаимосвязи.

              К задачам исследования относятся:

    ·   исследование теоретических подходов при исследовании темперамента, включая анализ описательные, факторных и структурных теорий темперамента;

    ·   анализ теоретических и экспериментальных подходов к исследованию характера, в том числе рассмотрение описательных теории характера, теории акцентуации характера, модели социальных характеров и экстраверсию-интроверсию характера;

    ·   определение взаимосвязи темперамента и характера.

    Предмет исследования - темперамент и характер индивида.
    Объект исследования - взаимосвязь и взаимообусловленность темперамента и характера.



    Глава 1. Характер

     

    1.1.Биологические  и социальные основы и структура характера


    В психологии стоит проблема соотношения био­логического и социального в характере.

    Характер не является врожденным, но особенно­сти природной организации человека отражаются как на процессе его формирования, так и на его прояв­лениях. Биологическое в характере - это его физио­логические и генетические основы. На характер вли­яют тип нервной системы, особенности организма и функционирование других систем (сердечно-сосуди­стой, эндокринной и др.). С естественно-научной точ­ки зрения характер представляет собой сплав темпе­рамента и жизненных впечатлений личности.

    Существует точка зрения, согласно которой одним из физиологических механизмов формирования ха­рактера является динамический стереотип. Динами­ческий стереотип - это система условных рефлексов, образующихся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей. На формирование динамического стереотипа в различных повторяющих­ся ситуациях оказывает влияние отношение челове­ка к обстановке. При образовании динамического сте­реотипа у человека определенную роль играет вторая сигнальная система и выражаемые через нее соци­альные воздействия и реакции на них.

    Наличие генетических основ характера подтвер­ждают факты научного исследования: сходство характеров, прослеживаемое в родословных линиях; связь характера с конституцией, особенно в его па­тологических формах; открытие генов, «отвечаю­щих» за возможность развития определенных черт характера (например, за авантюризм).

    Согласно данным современной генетики, насле­дуется лишь «норма реакции», то есть набор раз­личных способов реагирования на влияния среды. Взаимодействие этих предпосылок и условий среды определяет черты характера.

    В характере равномерно представлено врожден­ное и приобретенное. В целом характер, имея биоло­гические основы, является следствием всей совокуп­ности жизненных влияний. Человеку подвластны некоторые изменения в структуре и проявлениях собственного характера.

    Характер - это специфическая структура, в ко­торой организована человеческая энергия, направ­ленная на достижение поставленных целей. Харак­тер понимается как целостная система определен­ных свойств, находящихся в отношениях друг у дру­гу. Определение структуры - это выделение компо­нентов, свойств и черт характера.

    Выделяют следующие компоненты характера: убеждения, потребности, интересы, волю и др.

    Единицей структуры анализа является черта ха­рактера или свойство.

    Б.Г. Ананьев выделяет такие свойства характе­ра, как направленность (совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, от­носительно независимых от ситуации), привычки (устойчивые формы поведения), коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления (на основе темперамента)[1].

    В.Н. Мясищев[2] и B.C. Мерлин[3] определяют черты характера в соответствии с группами отношений. В отношении к другим людям могут проявляться та­кие черты характера, как доброжелательность, об­щительность, открытость и т.д. Также выделяются группы отношений к себе, материальным вещам (на­пример, аккуратность, жадность), к идеям и прин­ципам, к науке и религии, к искусству (мировоззренческие характеристики, религиозность, опти­мизм, фатализм и др.).

    В.Н. Мясищев[4] и А.Г. Ковалев[5] включили в струк­туру характера пары свойств. Например, глубина -поверхностность, широта - узость, уравновешен­ность - неуравновешенность и др.

    Н.Д. Левитов выделяет такие черты характера, как цельность, сложность, динамичность, определен­ность, твердость[6].

    В зарубежной психологии черты характера рас­сматриваются при описании его отдельных типов.

    Вопрос о структуре характера в настоящее время слабо определен, а различные подходы нуждаются в обобщении, теоретическом анализе и эксперименталь­ной проверке.

     

    1.2. Соотношение  характера и личности. Формирование характера


    Характер является интегральной характеристи­кой личности, его можно определить как психиче­ский склад личности, выражающийся в направлен­ности и воле.

    Согласно концепции С.Л. Рубинштейна, в струк­туру личности включается то, что человек хочет, может и чем он является[7]. Характер - это то, чем человек является. Это устойчивые и доминирующие тенденции использования возможностей и реализа­ции желаний. Поэтому характер определяется как каркас личности. Индивидные свойства, черты ха­рактера, согласно А.Н. Леонтьеву, - это условия, предпосылки формирования личности[8].

    В типологиях характера показана закономерность сочетания определенных черт характера с чертами личности. В научной литературе предпринимались попытки проследить механизмы возникновения лич­ностных качеств в связи с ярко выраженными чер­тами характера. Свойства личности в большей мере связаны с социальными условиями. Например, в типологии А.Ф. Лазурского черты, проявляющиеся на третьей ступени развития (а также при переме­щении с эндопсихики на экзопсихику), в большей мере являются уже свойствами личности[9]. Таким об­разом, было бы правильнее говорить не о типах ха­рактера, а о личностно-характерологических типах.

    Личность не предопределена характером Опре­деленные черты характера играют роль в процессе формирования личности. Личность также влияет на характер прежде всего - на его проявления. Существует своеобразная формула, согласно которой личность в своем разви­тии как бы «снимает» характер.

    Существуют различные подходы к проблеме фор­мирования характера. Например, в рамках струк­турного подхода характер понимается как прижиз­ненное развитие темперамента. Характер может оп­ределяться как некоторое квазикачество. Человек становится кем-то (формируется его характер) ради какой-либо жизненной цели или жизненного прин­ципа.

    Наибольшее влияние на формирование харак­тера оказывают события и отношения первых лет жизни. Затем характер трансформируется на про­тяжении всей жизни человека.

    Жизненный путь личности влияет на формиро­вание характера, а характер, в свою очередь, в су­щественной мере определяет решение жизненных задач на различных отрезках жизненного пути.

    Характер формируется в системе межличностных отношений. Наибольшее влияние на него оказывают члены семьи, одноклассники, друзья, руководители и коллеги.

    Большое значение для формирование характера имеют саморазвитие и самовоспитание. Это зависит от активности человека, его самостоятельности, инициативности и стремления к самопознанию.

    Итак, структура характера динамична и изменя­ется на протяжении жизни. В связи с личностным ростом человека меняются его жизненные ситуации и самоотношение, что приводит и к изменениям ха­рактера.

     

    1.3. Понятие типологии и классификации характера. Фромм, Шостром и Юнг о характере


    Задача классификации типов характера ставилась в характерологии чаще всего.

    До специального научного исследования харак­тера в психологической науке к вопросам типологии обращались Платон, Теофраст, Лабрюйер, Лафатер, Галль и др.

    Так, Платон предложил типологию на основе этических принципов. Теофраст выделил 31 тип ха­рактера на основе доминирования какой-либо черты (льстец, болтун и др.)- По его мнению, характер яв­ляется отпечатком нравственных пороков среды.

    Лафатер рассматривал характеры как заданные судьбой, как воплощение рока. Типы характера он выделяет в соответствии со строением тела и лица. Галль придерживался мнения о морфологической и неврологической обусловленности характера (в за­висимости от строения тела и нервной системы).

    Ф. Джордано выделил два типа характера: с силь­ной тенденцией к активности, слабой рефлексией и с преобладанием склонности к рефлексии. А. Бен тип характера устанавливал в зависимости от преоб­ладания чувства, воли или интеллекта. В соответ­ствии с этим выделял следующие типы: эмоциональ­ные, волевые, интеллектуальные[10].

    Т. Рибо определил три класса характеров: чув­ствительные, волевые, апатичные[11]. Классы имеют под­классы: чувствительный кроткий, чувствительный созерцательный, чувствительный эмоциональный, волевой посредственно активный, великий активный, чисто апатичный, апатичный практичный, апатич­ный спекулятивный.

    В зарубежной психологии существует типология характеров  Э.Кречмера ,У. Шелдона, Э. Фромма, К. Юнга, К. Леонгарда и др. Наиболее значимые из них представлены отдельно[12].

    Так, К. Юнг выделяет интровертов и экстравер­тов[13]. Э. Фромм делит характеры на продуктивные и непродуктивные. Э. Шпрангер классифицирует типы по ведущему социальному мотиву человека (теоретический человек, экономический человек, эстетический человек, социально-политический и ре­лигиозный).

    Отечественный психолог А.Ф. Лазурский выде­ляет эндопсихику и экзопсихику. Эндопсихика - это совокупность внутренних психических функций, к которым относятся темперамент, характер, способ­ности. Экзопсихика - это совокупность отношений личности к внешнему миру, природе, обществу, ду­ховным ценностям, собственной душевной жизни.

    При рассмотрении различной степени зрелости личности А.Ф. Лазурский выделяет три уровня: низ­ший, средний и высший[14]. В соответствии с этим и строится типология. При переходе от низшего к выс­шему акцент с эндопсихики смещается на экзопси­хику, то есть А.Ф. Лазурский постепенно заменяет черты характера свойствами личности.

    У представителей низшего уровня выделяется рас­судочный (преобладание ума), аффективный (преобла­дание чувства) и активный (преобладание воли) типы. На высшем уровне типология осуществляется по типу ведущей деятельности и целям жизни, призванию.

    Так, люди делятся по следующим типам: «зна­ние», «общество и государство», «красота» и др. Типы могут быть чистыми при правильном соотне­сении эндопсихики и экзопсихики, комбинирован­ными и смешанными (при несовпадении потенциала и среды) и извращенными (при наличии вредных социальных условий).

    Э. Фроммом было выделено пять типов характера, которые существуют в современном обществе. Каждый тип характера является формой установления отноше­ний с другими людьми. Характер представляет собой взаимосвязь экзистенциальных (бытийных) потребно­стей и существующего социального контекста[15].

    Э. Фромм разделил характеры на продуктивные (здоровые) и непродуктивные типы. Продуктивный тип всего один и характеризует идеально психиче­ски здорового человека[16]. Человек, обладающий про­дуктивным характером, — это человек честный, не­зависимый, спокойный, любящий, творческий, со­вершающий социально полезные поступки, способ­ный к продуктивному мышлению и к труду.

    Продуктивное мышление дает возможность людям узнать, кто они такие, что освобождает их от самооб­мана. Продуктивная любовь дает людям возможность любить все живое на земле (биофилия). Биофилия проявляется через такие качества, как забота, ответ­ственность, уважение и знание. Продуктивный труд сочетается с творческим самовыражением.

    Продуктивная ориентация характера в большей мере является не реальной, а идеальной. Она пред­ставляет собой вектор саморазвития и самосовершен­ствования человека.

    К непродуктивным относятся рецептивные, экс­плуатирующие, накапливающие, рыночные типы характеров.

    Рецептивный тип характера. Присутствует убеж­дение в том, что источник всего хорошего распола­гается вне самого человека. Люди этого типа зависи­мы и пассивны, доверчивы и сентиментальны. Они предпочитают быть любимыми, а не любить самим.

    Эксплуатирующий тип характера. Для представи­телей данного типа свойственно стремление брать все от жизни с помощью изобретательности или силы. Для таких людей характерны неспособность к твор­честву и заимствование идей и эмоций. Они часто бывают эгоцентричны, агрессивны, самонадеянны и надменны. Положительными сторонами является уве­ренность в себе и чувство собственного достоинства. Накапливающий тип характера. Представители этого типа стараются иметь как можно больше мате­риальных благ, власти и любви. Они тяготеют к про­шлому и боятся новизны, ригидны, подозрительны и упрямы. К положительным качествам можно отнести предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

    Рыночный тип характера. Для «рыночного» че­ловека характерно убеждение в том, что личность оценивается как товар, который можно купить, про­дать, обменять. Такие люди стремятся сохранять приятную внешность и знакомиться с «нужными» людьми. Они стараются презентировать себя в наи­более выгодном свете. Ключевыми чертами харак­тера являются любознательность, открытость, щед­рость, а также бесцельность, бестактность и опус­тошенность.

    Перечисленные ориентации редко встречаются в «чистом» виде, чаще наблюдаются их сочетания.

    Э. Шостром создал классификацию современных манипулятивных характеров. Манипуляторами он называет личности, которые относятся к людям ри­туально, стараясь избежать интимности (доверия, искренности) в отношениях и затруднительного по­ложения[17]. По мнению Э. Шострома, манипуляции и манипуляторы стали частью нашей жизни или час­тью нас самих, и мы перестали их замечать. Он вы­делил восемь основных манипулятивных типов и описал признаки, по которым их легко можно узнать.

    «Диктатор» стремится доминировать, цитирует ав­торитеты, приказывает и почти всегда преувеличива­ет свою силу. Существуют разновидности «диктато­ра»: «настоятельница», «начальник», «босс», «млад­шие боги».

    «Тряпка» является жертвой «диктатора» и его противоположностью. Он преувеличивает свою чув­ствительность, используя характерные приемы: не слышать, молчать, забывать. Разновидностями «тряп­ки» являются: «мнительный», «глупый», «хамелеон», «конформист», «слушающийся», «отступающий».

    «Калькулятор» преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманывает, хитрит и перепроверяет. Разновидности: «делец», «игрок в покер», «делатель рекламы», «шантажист».

     «Прилипала» противоположен «калькулятору». Он преувеличивает зависимость и стремится быть пред­метом заботы. Он позволяет и заставляет других де­лать за него работу. Разновидности: «паразит», «ны­тик», «вечный ребенок», «ипохондрик», «иждиве­нец», «беспомощный», «ах, жизнь не удалась».

    «Хулиган» преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность, любит угрожать. Разновидности: «оскорбитель», «ненавистник», «ган­гстер», «угрожающий», «сварливая баба» («пила»).

    «Славный парень» преувеличивает свои внима­ние, заботу, любовь, «забивает» добротой. Разновид­ности: «угодливый», «человек организации», «доб­родетельный», «моралист».

    «Судья» преувеличивает свою критичность, ни­кому не верит, обвиняет, прощает с трудом. Разно­видности: «всезнающий», «обвинитель», «обличи­тель», «собиратель улик», «позорящий», «оценщи­ки», «мститель», «заставляющий признать вину».

    «Защитник» противоположен «судье». Он чрез­мерно подчеркивает свою снисходительность к ошиб­кам и поддержку. Сочувствует сверх меры, препят­ствуя самостоятельности и росту других. Занят не собственными, а чужими делами. Разновидности: «наседка с цыплятами», «утешитель», «мученик», «покровитель», «помощник», «самоотверженный».

    К. Юнг предложил разделить характеры на два типа: экстравертивный и интровертивный[18]. В каж­дом типе выделяются мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный подтипы.

    Экстравертная установка характеризуется ориен­тацией на объективную реальность, факты внешне­го мира. Экстраверт подвергает личные мотивы кри­тической оценке. Его психическая жизнь развора­чивается преимущественно как реакция на окружа­ющую среду. «Он живет в других и через других... Опасности гнездятся во внутреннем диалоге»

    Интровертная установка отличается ориентаци­ей на внутренние личностные факторы. Независимо от уровня осведомленности о внешних условиях субъективные детерминанты (внутренние причины) поведения оказываются решающими. Значимой для интроверта является его внутренняя реальность. «Его собственный мир - это безопасная гавань». В боль­шом собрании людей он чувствует себя одиноким и потерянным.

    Приведем характеристики выделенных К. Юнгом типов характера.

    Экстравертированные типы

    Жизнь представителя мыслительного типа управ­ляется рефлексией. Рефлексия вращается вокруг внешних условий и обстоятельств. Действия строят­ся на основе интеллектуально осмысленных мотиbob. Им грозит излишнее подчинение интеллекту­альным формулам, системам правил и принципов.

    Чувствующие экстраверты отличаются тем, что их чувства ориентированы объективными данными и пребывают в гармонии с объективными ценностя­ми. Эти люди обычно добродушны и легко приобре­тают друзей, излучая атмосферу одобрения. Они не любят оставаться в одиночестве.

    Ощущающий экстраверт выискивает такие объек­ты и таких людей, которые возбуждают самые силь­ные ощущения. В результате появляется мощная сен­сорная связь с миром. Эти люди являются хозяевами деталей и мелочей, они аккуратны и пунктуальны, безупречно одеты, любят вечеринки и собрания.

    Интуитивный экстраверт бессознательно восприни­мает внешние объекты. Для него характерны созерца­ние и всматривание. Истина начинается по другую сторону внешнего мира и связана с тем, каким обра­зом объект может быть использован. Интуиция как бы высматривает новые возможности и новые области для подчинения. Отмечается недостаток способности к суждениям. К положительным качествам можно от­нести то, что человек данного типа видит коммерче­ские возможности деятельности, может подбадривать других людей и диагностировать их потенциал.

    Интровертированные типы

    Мыслительный интроверт следует внутренним идеалам. Его мышление ориентируется на субъектив­ные факторы и обращено на прояснение идей (теоре­тическое, а не практическое мышление). Люди дан­ного типа склонны проявлять безразличие к мнению других. Связанные с внутренним миром мыслей и иде­алов, они склонны быть рассеянными и непунктуаль­ными. Их чувства капризны и причудливы.

    Чувствующий интроверт очень закрыт, труден для понимания. Его чувства определяются субъективны­ми факторами. Он редко высказывается, обороняет­ся равнодушием. Внешнее выражение подавленное. Люди такого типа несут в себе атмосферу независи­мости и самостоятельности. Так как мышление яв­ляется экстравертированным, оно может быть слиш­ком конкретно ориентировано на факты.

    Ощущающий интроверт имеет высокую чувстви­тельность к людям и предметам. Его ощущения изна­чально основываются на субъективном компоненте восприятия. Он запоминает детали внешнего вида, прикосновения, звуки, запахи. Представители дан­ного типа обладают способностью вносить жизненные картины в искусство. Для них характерны трудности внешнего самовыражения, медлительность и вялость. Интуитивный интроверт как бы видит происходя­щее за сценой и очаровывается внутренними образа­ми. Его интуиция направлена на содержание бессоз­нательного. Бессознательные образы получают досто­инство вещей или объектов. Он видит еще не прояв­ленные возможности и ситуации. Людей данного типа можно определить как мистических мечтателей.[19]

    Глава 2.Темперамент


    2.1 Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента


    Темперамент относится к биологически обусловленным, врожденным структурам личности. Он определяет наличие многих психических различий между людьми: то, насколько человек быстро или медленно действует, говорит, как глубоко переживает разные события. Например, при каком -либо происшествии один человек сразу кинется действовать, не думая, что он делает, другой будет еще долго соображать что же произошло, третий сразу расстроится и растеряется… Темперамент связан с такими чертами личности как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность. В течение жизни изменить темперамент невозможно.

    Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», что означает «надлежащее соотношение частей». Древнегреческий врач Гиппократ (V век д. н. э.) утверждал, что люди различаются по соотношению 4 основных жидкостей «соков организма» — крови (sangius), флегмы (flegma), желтой желчи(chole) и черной желчи (melas chole). По названию этих жидкостей получили название 4 основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Типы темперамента различаются между собой по быстроте возникновения и силе эмоциональных реакций:
           сангвиник — человек быстрый, веселый, живо и легко откликается на все, что его окружает, с живой мимикой и выразительными жестами. Он работоспособен, в работу включается легко. Быстро переключается с одного задания на другое — это не вызывает у него дискомфорта. Легко сходится с людьми.
            флегматик — человек медлительный, спокойный, неторопливый, его нелегко вывести из себя. Жесты и мимика его невыразительны. Флегматик с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, при этом очень работоспособен, терпелив.

    холерик — взрывной, порывистый, с бурными реакциями, вспыльчив. Но его чувства остывают так же быстро, как и возникают, поэтому он способен бросить дело на полпути просто потеряв к нему интерес.
             меланхолик — тихий, тревожный, чувствительный. Глубоко переживает любое событие, принимает все близко к сердцу, легко утомляется. Жесты и мимика его невыразительны, голос тихий.[20]

    Однако всех людей нельзя распределить по этим основным темпераментам, в каждом человеке есть понемногу от каждого из типов. Также нет хороших или плохих темпераментов — каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Эти положительные и отрицательные стороны темперамента дают начало положительным или отрицательным свойствам характера.
               Характер не является врожденным. Он приобретается, формируется в течение жизни. Характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей действительности, к людям. По мере того, как формируется уклад жизни человека, формируется его характер. Основные черты характера могут проявляться в особенностях деятельности, которой предпочитает заниматься человек, в его отношении к людям, к себе самому. Черты характера могут быть «хорошими» или «плохими» (в зависимости от того как к ним относится сам человек и как то принято в обществе), они могут помогать или мешать человеку в жизни, их можно усиливать или стараться избавляться.
               На характере так или иначе отражаются свойства темперамента, так как темперамент складывается значительно раньше, чем завершается формирование характера (если оно вообще когда-нибудь завершается — единого мнения нет). Но темперамент не предопределяет характер человека, он лишь определяет насколько сильна будет реакция на события, трудность или легкость вхождения в новую ситуацию, изменения вида деятельности. У людей со схожим типом темперамента может быть совершенно разный характер: холерик — взрывной, но отзывчивый и добрый или лживый и расчетливый; флегматик — целеустремленный, аккуратный либо злопамятный и мелочный…

    По сей день ученые не пришли к согласию относительно «взаимоотношений» характера и темперамента: одни обобщают эти понятия, другие утверждают, что они полностью различны. И все же сейчас наиболее принято считать темперамент биологической основой характера, считать, что характер развивается на основе темперамента, а особенности темперамента могут лишь помогать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

    Нельзя найти двух  людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от дру­гих многими особенностями, единство которых образует его инди­видуальность.

    В психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Как известно, люди заметно отличаются друг от друга по силе отклика на окружающие воздействия, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такого рода особенности существенным образом характеризуют психическую  активность индивида, его моторику, эмоциональные проявления. Так, для одного человека более характерна пассивность, для другого-неустанная инициативность, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого - сдержанность движений, очень малая подвижность лица.

    Разумеется, динамические проявления человека могут зависеть от требований ситуации, от воспитанных установок и привычек и т.п. Но психические различия,  выступают и при прочих равных условиях: в одних и тех же обстоятельствах, при относительном равенстве мотивов поведения. Эти индивидуальные особенности проявляются еще в годы детства, отличаются особым постоянством, обнаруживаются в самых разных сферах поведения и деятельности, т.е. они не являются только чем-то внешним. Многим экспериментальными исследованиями доказано, что в основе такого рода динамических проявлений лежат индивидуально-природные, врожденные свойства че­ловека.        

    Динамические черты, присущие индивиду, внутренне связаны между собой, составляют своеобразную структуру. Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека.

     

    2.2 История представлений о темпераменте


     Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуаль­но-психологических различий. Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее представителя Гиппократа (V в. до н.э.) считала, что состояние организма зависит главным образом от количест­венного соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся в орга­низме. Такими необходимыми для жизни «соками» считались кровь, желчь, черная желчь и слизь (флегма), и предполагалось, что для здоровья необходимо их оптимальное соотношение. Римские врачи, работавшие несколькими столетиями позже, для обозначения «пропорции» в смешении жидкостей стали использо­вать слово temperamentum, что означает «надлежащее соотноше­ние частей», от которого и произошел термин «темперамент». Постепенно в античной науке получила признание мысль о том, что не только телесные функции, но и психические особенности людей представляют собой выражение их темперамента, т.е. за­висят от пропорции, в которой смешаны в организме основные «соки». Римский анатом и врач Клавдий Гален, живший во II в. до н.э., впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента. Впоследствии представителями античной медици­ны число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо одной жидкости.                                        

    Смешение жидкостей в организме, характеризующееся преоб­ладанием крови, было названо сангвиническим темпераментом (от латинского - слова « сангвис » - кровь); смешение, при котором,. преобладает лимфа - флегматическим темпераментом (от грече­ского слова «флегма» - слизь); смешение с преобладанием желтой желчи — холерическим темпераментом (от греческого слова «холэ» — желчь) и, наконец, смешение с преобладанием черной желчи — меланхолическим темпераментом (от греческих слов «мелайна холэ» — черная желчь).

    Эти названия темпераментов сохранились до сих пор, но прежние представления об органической основе психологических различий между людьми имеют теперь по преимуществу исто­рический интерес.

    В течение многих столетий прошедших со времен античной науки, выдвигались новые различные гипотезы, стремившиеся объяснить причину различий динамических проявлений психики. В истории изучения этой проблемы можно выделить три основных системы взглядов. Самая древняя из них, как мы уже знаем, связывает причину индивидуальных различий с ролью тех или иных жидких сред организма. К этим гуморальным теориям (от латинского humor — влага, сок) относятся получившие широ­кое распространение уже в новое время представления об особом значении крови.

    Так, немецкий философ И. Кант (конец XVIII в.), внесший большой вклад в систематизацию психологических представлений о темпераментах, считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. Близка к такой точке зрения идея русского педагога, анатома и врача П.Ф. Лесгафта, писавшего (в конце XIX - начале XX в.) о том, что в ос­нове проявлений темперамента, в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, в частности, толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т.д., с чем связаны быстрота и сила кровотока и как следствие — мера возбудимости организма и продолжитель­ность реакций в ответ на различные стимулы. Давние представ­ления о значении жидких сред организма получили частичное подтверждение в современных эндокринологических исследовани­ях, показавших, что такие свойства психики, как та или иная динамика реактивности, чувствительность, эмоциональная урав­новешенность, в значительной степени зависят от индивидуаль­ных различий в функционировании гормональной системы.

    На рубеже XIX и начала XX вв. сформировалась так назы­ваемая соматическая концепция, согласно которой существует связь между свойствами темперамента и телосложением. Широкую известность получили труды немецкого психиатра Э. Кречмера (20-е годы нашего века), в которых обосновываются представ­ления о том, что различия в типах строения тела (некоторые особенности роста, полноты, пропорций частей тела) указывают и на определенные различия в темпераменте.. Американский ученый У. Шелдон (40-е годы нашего века) также ставил в прямую связь телесные особенности, выступающие в той или иной сте­пени развития различных тканей организма, и особенности темперамента. Соматические теории не следует чрезмерно проти­вопоставлять гуморальным: как тип строения тела, так и дина­мические свойства психики могут быть следствием одной и той же причины — результатом действия гормонов, выделяемых железами внутренней секреции.

    Параллельно с представлениями о гуморальных, соматических источниках различий по темпераменту развивались (начиная с середины XVIII в.) идеи» получавшие все более полное и доказательное обоснование, о значении для динамических особенностей психики возбудимости и чувствительности нервов. Самой важной вехой на этом пути явилось обращение И.П. Пав­лова" к изучению свойств головного мозга, органа психики. Ве­ликим физиологом было разработано (в 20—30-е годы нашего века) учение о типах нервной системы, или, что то же самое, типах высшей нервной деятельности. И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов.

    Сила нервной системы — самый важный показатель типа: от этого свойства зависит работоспособность клеток коры, их выносливость: Важное значение имеет и другой показатель - подвижность нервных процессов: установлено, что существуют очень большие индивидуальные различия в скорости, с которой происходит смена одного нервного процесса другим. Весьма значимый показатель и уравновешенность нервной системы:

    известно, например, что нередко тормозной процесс отстает по силе от возбудительного, степень уравновешенности между ними бывает различной. То или иное сочетание указанных свойств и составляет тип нервной системы.

    Некоторые из сочетаний свойств типа, которые встречаются чаще других или же выступают наиболее ярко, и могут, согласно И.П. Павлову, служить объяснением той классификации темпера­ментов, которая известна с глубокой древности.

    Подход к различиям в динамической стороне психики со стороны свойств типа нервной системы положил" начало новому этапу в изучении физиологических основ темперамента. В трудах психологов Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына (50-60-е годы) уточня­лись и обогащались представления о свойствах тала высшей, нервной деятельности человека[21]. Были открыты новые свойства  нервной системы. Одно из них — лабильность (от этого свойства зависит скорость возникновения и прекращения нервного про­цесса, в отличие от подвижности, характеризующей, быстроту смены одного процесса другим). Именно в функциональных осо­бенностях мозга, его коры и подкорки, в свойствах типов нервной деятельности (регулирующих  накопление и расход энергии) видит современная наука ближайшие причины индивидуальных разли­чий по темпераменту (исследования В. С. Мерлина, Я.Стреляу и др.). При этом в последние годы получает распространение точка зрения, согласно которой в основании темперамента лежит общая конституция организма (охватывающая биологические основы психики разного уровня), в которой особо значимое место при­надлежит мозговым механизмам (В.М. Русалов).

     

    2.3 Темперамент и общение


    Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими Людьми, а, следовательно, в зна­чительной степени определяет психологическую совмес­тимость или несовместимость людей.

    В межличностных отношениях конфликты нередко воз­никают вследствие того, что люди не учитывают особенно­сти темперамента как своего, так и другого человека, та­кие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтра­лизованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.

    Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из психологических книг описана очень выразительная жиз­ненная ситуация, раскрывающая специфические особен­ности поведения представителей разных темпераментов.

    Четыре друга опоздали в театр.

    Холерик вступил в спор с билетером, пытаясь проник­нуть в партер на свое место. Он уверяет, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытается оттеснить билетера и проскочить на свое место.

    Сангвиник сразу понял, что в партере не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лест­нице.

    Флегматик, видя, что в зал не пускают, подумал: «Первая картина спектакля всегда неинтересная. Схожу пока в буфет и подожду антракта».

    Меланхолик: «Мне всегда не везет. В кои веки выбрался в театр, и то неудачно». И уехал домой.

    Человек проявляет одни и те же динамические особен­ности в разных ситуациях, но темперамент влияет при этом лишь на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегма­тика – в глубокой сосредоточенности. Каждый темпера­мент имеет свои положительные и отрицательные сторо­ны. Примеры ценных свойств холерика: страстность, ак­тивность, энергия; сангвиника – подвижность, живость, отзывчивость; меланхолика – глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность; флегматика – спокой­ствие, отсутствие торопливости. Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангви­ник отзывчив. Эти свойства надо вырабатывать в себе, и темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу.

    Б.М. Теплов писал, что при любом темпераменте воз­никает опасность развития нежелательных черт личности[22]. Холерический темперамент может провоцировать челове­ка к несдержанности, резкости, склонности к постоян­ным «взрывам». Сангвинический темперамент может при­вести человека к легкомыслию, склонности разбрасывать­ся, недостаточной глубине и устойчивости. При меланхо­лическом темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружать­ся в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к про­исходящим вокруг него событиям.[23]

    Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.

    Заключение


    Подведем краткий итог нашему исследованию.

    Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит. Именно на них формируется н проверяется характер людей. Поэтому понятие "характер" относится в большей степении к отношению этих объективно существующих задач. Поэму характер это не просто любое проявление твердости, упорства и.т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности это не одно и то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами.

    От темперамента зависят такие свойства личности, как впе­чатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревож­ность. Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила ре­акции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного чело­века оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впе­чатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет ре­акцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него зна­чительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

    Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный че­ловек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связан­ные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто поч­ти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во вла­сти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбужде­ния или, напротив, подавленности.

    Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает об­думать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сна­чала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

    Тревожный человек отличается от мало тревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему ка­жется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незна­комых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, офи­циальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

    Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вы­нуждены были, время от времени отступать от чисто динамиче­ских описаний и включать в них характерологические личност­ные качества. Те проявления темперамента, которые, в конечном счете, становятся свойствами личности, зависят от обучения и вос­питания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

    Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способ­ностей человека, особенно тех, в состав которых входят движе­ния с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую оче­редь это способности, включающие в свой состав сложные и точ­ные движения с непростой траекторией и неравномерным тем­пом. К ним также относятся способности, связанные с повышен­ной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, вынос­ливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

    Список литературы



    1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во "Институт  практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – 352с.

    2. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: МГУ, 2001.-520с.

    3. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учеб­ное пособие для вузов. М., книжный дом «Универ­ситет», 2003. - 412с.

    4. Ковалев А.Г. Психические особенности человека (т. 1, 1957; т. 2, 1960, в соавторстве с В.Н. Мясищевым)- 402с.

    5. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии: К учению о психической активности: Программа исследования личности и другие работы. – СПб.: изд. СПб Государственный университет факультет Психологии, 2002.

    6. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. СПб., 1908.

    7. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. - М.,1972.

    8. Леонтьев А. Н. Курс лекций по общей психоло­гии.-М.: Зерцало, 2000.- 390с.

    9. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М,1964.

    10. Мясищев В.Н. Психология отношений.- М.Статут, 2003- 414с.

    11. Небылицын В. Д. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1990.

    12. Рубинштейн С. Л.  Понятие «характера* в психологии и психиатрии // Вести.  М., 1999.

    13. Теплов Б. М.   Способности и одаренность //  Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

    14. Теплов Б. М. Современное состояние вопроса о типах выс­шей нервной деятельности человека и методика их опреде­ления // Психология индивидуальных различий.  Тексты. М., 2002.

    15. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М. 1965.

    16. Фромм Э.  Характер и социальный процесс // Психология личности. Тексты. М.,  1992.

    17. Фромм Э.  Характер и социальный процесс // Психология личности. Тексты. М.,  1992.

    18. Шостром, Эверетт. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор.- M.: Дубль-В, 1994.

    19. Юнг К. Психологические типы // Психология индивидуаль­ных различий. Тексты. М., 1999.




    [1] Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во "Институт  практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – С.210..

    [2] Мясищев В.Н. Психология отношений.- М.Статут, 2003- С.59-60


    [3] Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М,1964. – С.88.

    [4]Мясищев В.Н. Указ.соч.- С.99.

    [5] Ковалев А.Г. Психические особенности человека (т. 1, 1957; т. 2, 1960, в соавторстве с В.Н. Мясищевым)- С.100.

    [6] Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. - М.,1972. – С.311.

    [7] Рубинштейн С. Л.  Понятие «характера* в психологии и психиатрии // Вести.  М., 1999. – С.28.

    [8] Леонтьев А. Н. Курс лекций по общей психоло­гии.-М.: Зерцало, 2000.- С.114

    [9] Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии: К учению о психической активности: Программа исследования личности и другие работы. – СПб.: изд. СПб Государственный университет факультет Психологии, 2002.- С.114.

    [10] Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: МГУ, 2001. – С.340.

    [11] Там же

    [12] Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: МГУ, 2001. – С.350.

    [13] Юнг К. Психологические типы // Психология индивидуаль­ных различий. Тексты. М., 1999. – С.1411.; Фромм Э.  Характер и социальный процесс // Психология личности. Тексты. М.,  1992. – С.312. и др.

    [14] Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. СПб., 1908.

    [15] Фромм Э.  Характер и социальный процесс // Психология личности. Тексты. М.,  1992. – С.102.

    [16] Там же.

    [17] Шостром, Эверетт. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор.- M.: Дубль-В, 1994.- С.59-61.


    [18] Юнг К. Указ.соч.- С.211-212.

    [19] Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учеб­ное пособие для вузов. М., книжный дом «Универ­ситет», 2003. с 100-103

    [20] Асмолов А. Г. Психология личности.-  М., МГУ, 2001. с21-24


    [21] Теплов Б. М. Современное состояние вопроса о типах выс­шей нервной деятельности человека и методика их опреде­ления // Психология индивидуальных различий.  Тексты. М., 2002. –С.106; Небылицын В. Д. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1990. – С.48.


    [22] Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М. 1965. – С.57.

    [23] Теплов Б. М.   Способности и одаренность //  Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. – с312-314


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Характер и темперамент ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.