Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Чистая Монополия с позиции микроэкономики

  • Вид работы:
    Другое по теме: Чистая Монополия с позиции микроэкономики
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:33:30
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    ВВЕДЕНИЕ. 3

    Глава 1. Чистая Монополия с позиции микроэкономики.. 5

    1.1. Сущность и признаки монополии, ее классификация. 5

    1.2. Ценообразование на монополистическом рынке. 11

    1.3. Ценовая дискриминация. 16

    1.4. Сущность и показатели монопольной власти. 18

    1.5. Антимонопольное регулирование. 20

    Глава 2. Рынок несовершенной конкуренции с позиций макроэкономики.. 22

    2.1. Монополии и цикличность развития рыночной экономики. 23

    2.2. Роль монополий в антиинфляционном регулировании и на рынке труда  25

    2.3. Монополизация и мировая торговля. 26

    Заключение. 27

    Литература.. 29







    ВВЕДЕНИЕ

    Чтобы глубже изучить рыночную систему, надо выяснить: как взаимодействуют между собой ее участники? Истории давно известны два противоположных вида взаимоотношений субъектов рынка – свободная конкуренция и абсолютная монополия. [1]

    До начала ХХ века монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерными, что связано с условиями производства, конкуренции, усилением организующего начала.

    Процесс монополизации не исключает конкуренцию. Конкурентная борьба происходит внутри монополий (за цены, квоты, контрольный пакет акций), между монополиями, между монополиями и аутсайдерами.[2]

    Целью работы является изучение вопросов монополизации рынка, выявление закономерностей отношений рыночных субъектов в условиях несовершенной конкуренции.

    Тема работы является актуальной, так как экономические взаимосвязи субъектов рынка, их деятельность и результативность всегда определяются, неразрывно связаны с  конкурентными отношениями. В настоящее время в нашей стране активно развивается антимонопольное законодательство, что еще раз подчеркивает важность изучения вопросов несовершенной конкуренции, и в частности – теории чистой монополии.

    Предметом исследования является система экономических отношений субъектов рынка.

    Объект исследования – основы хозяйственной деятельности субъектов рынка в условиях несовершенства конкуренции.

    В ходе выполнения работы решены следующие задачи:

    1. Изучены вопросы несовершенной конкуренции с позиций микроэкономического анализа:

    - представлены сущность, классификация монополий;

    - определены принципы ценообразования и государственного регулирования в данных условиях;

    - обозначены основные показатели монопольной власти.

    2. Определено влияние, роль монополизации рынка в следующих разделах макроэкономической науки:

    - цикличность экономического развития;

    - регулирование инфляционных процессов и рынка труда;

    - мировая торговля.




    Глава 1. Чистая Монополия с позиции микроэкономики

    1.1. Сущность и признаки монополии, ее классификация

    Монополией называют фирму, которая является единственным производителем некоторого блага. [3]

    Р.М. Нуреев уточнил приведенное выше определение: «фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль». [4]

    Е.Ф. Борисов в своем определении монополии уточняет степень рыночного влияния: «Монополия (от греч. monos – один, poleo – продаю) – крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.» [5]

    Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных структур показаны в таблице 1.[6]

    Таблица 1

    Формы конкуренции и типы рыночных ситуаций

    Совершенная конкуренция

    Чистая монополия

    Олигополия

    Монополистическая конкуренция

    Множество независимых фирм

    Одна крупная фирма

    Несколько крупных фирм

    Достаточно много фирм

    Стандартизированный продукт

    Уникальный продукт

    Стандартизированный продукт

    Дифференцированный продукт

    Отсутствует вход в отрасль

    Полный контроль входа в отрасль

    Влияние ценового лидера при входе в отрасль

    Влияние ограничено при входе в отрасль

    Относительно легкий выход

    Очень трудный выход

    Трудный выход

    Вход и выход возможны

    Классификация форм рыночных структур при изучении различных вариантов сочетаний форм рыночного предложения и спроса представлена на рисунке 1. При проведении данной классификации учтено, что спрос является конкурентным, ограничиваясь изучением различных форм предложения. [7]

    Рисунок 1 – Классификация форм рынка

    В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия "фирма" и "отрасль" совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко.

    Однако, для более скромного масштаба, ситуация чистой монополии довольно типична (например, маленький город). В США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.

    Чистая, монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара. [8]

    Рынок оказывается монополизированным, когда продукцию, не имеющую близких заменителей, множеству покупателей предлагает один продавец из_за того, что для других продавцов вход на данный рынок закрыт. [9]

    Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании – в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения – закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства). Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.[10]

    В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.

    1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:

    1.1. В масштабе определенной отрасли – абсолютная (полная) монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой. [11]

    Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании "Де Бирс", которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов. [12]

    1.2. В масштабе национального хозяйства также образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.). [13]

    Монополия в условиях административно-командной системы базируется на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита. [14]

    1.3. Монопсония (абсолютная) – один покупатель ресурсов, товаров.

    2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:

    2.1. Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм. 2

    Естественные монополии становятся единственными производителями продукции не по причине закрытости рынка, а вследствие длительного роста эффекта масштаба. Естественная монополия возникает тогда, когда снижение средних затрат фирмы, расширяющей масштаб производства, продолжается вплоть до полного насыщения отраслевого спроса. В таких условиях создание второго предприятия в отрасли экономически нецелесообразно. [15]

    2.2. Легальные (от лат. legalis – законный) монополии образуются на законном основании. К ним относятся:

    а) патентная система (патент – свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением, либо документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей);

    б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода;

    в) торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки). [16]

    2.3. Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

    - создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

    - ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

    - создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

    - применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

    - «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

    Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм: картель, синдикат, трест и концерн.

    Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, продажных ценах, распределении рынков и др.

    Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.

    Трест – монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

    Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Консорциум – временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведении финансовых или коммерческих операций большого масштаба.[17]

    Также существует понятие двусторонней монополии. Она представляет собой рыночную структуру, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем) Это наблюдается, в частности, когда фирма-монополист ведет переговоры с отраслевым профсоюзом по поводу найма работников (купли-продажи труда).[18]

    1.2. Ценообразование на монополистическом рынке

    Господство монополий на рынке приводит к тому общепризнанному следствию, что они сами устанавливают рыночную цену.[19]

    Предположим, что существует «много» потребителей данного блага, потребители рассматривают условия покупки, предлагаемые монополистом, как данные. В классической модели монополии фирма-монополист предлагает всем потребителям производимое благо по одной и той же цене. Исходя из этой цены (являясь ценополучателем), каждый потребитель предъявляет свой спрос на благо.[20]

    Особенность положения монополии состоит в том, что кривая отраслевого спроса является кривой спроса на ее продукцию. Поэтому для монополии цена – не экзогенный параметр, а убывающая функция от ее выпуска.[21] Приняв решение об объеме выпуска, монополист при заданном спросе одновременно определяет цену, по которой сможет продать произведенную продукцию. Какую комбинацию «выпуск – цена» он выберет, зависит не только от затрат, но и от его цели. В отличие от совершенного конкурента, для него она не обязательно должна состоять в максимизации прибыли. Положение единственного продавца позволяет монополисту ставить и другие цели, такие как максимизация выручки или нормы прибыли. Кроме того, при определенных условиях монополия может продавать одну и ту же продукцию в одно и то же время по разным ценам.

    Прибыль монополии как разность между общей выручкой TR (total revenue) и общими затратами представляется формулой π(Q) = P(Q)Q – TC(Q). Необходимым условием ее максимизации является равенство:

    Выражение, стоящее в левой части формулы показывает, насколько возрастет общая выручка монополии при увеличении выпуска продукции на единицу, и называется предельной выручкой MR (marginal revenue). Следовательно, чтобы прибыль монополии была максимальной, нужно производить такой объем продукции, при котором предельная выручка равна предельным затратам.[22]

    Монополист может определять объем производства и назначать цену (рис. 2). Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции, при котором MR = MC. Цена превышает предельный доход (P > MR). В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход всегда ниже ее цены. Кривая предельного дохода лежит ниже кривой рыночного спроса, поскольку монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую.[23]

    Рисунок 2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

    На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е, где Ре = МС. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене Рm и количеству продукции Qm. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm > МС), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются.

    Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.

    Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Когда спрос единичной эластичности, MR = 0, общий доход максимален (рис. 3). Рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.[24]

    Рисунок 3. Спрос, предельный и совокупный доход фирмы

    в условиях чистой монополии

    Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. [25]

    Чтобы удерживать выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Назовем некоторые из этих способов.

    1. Хозяйственный бойкот – частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение).

    2. Демпинг – преднамеренная продажа товаров по «бросовым» ценам с целью разорения конкурента.

    3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).

    4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.

    5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже).

    6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их «поглощения» и «присоединения» к монополии. [26]

    Обычно считают, что монопольные цены – самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

    Другим стереотипом выступает мнение, будто монополист всегда стремится ограничивать выпуск продукции. Это также не совсем верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных фактора – понижающий и повышающий. Понижающий, так как в результате создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т. д.). С другой стороны, действует и тенденция к их повышению, связанная с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию Х. Лейбенстайн обозначил как Х-неэффективность (рис. 4).

    Х-неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции возможна Х-неэффективность. В этих условиях фирма увеличивает производство до той точки, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем случае – до минимума АТС (на рис. 4 она обозначена как точка А). [27]


    Рисунок 4 – Определение Х-неэффективности

    Если реальные издержки превышают минимальные АТС на величину АВ, то при производстве Qc возникает Х-неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подобная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х-неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке: объем производства сокращается с Qc до Qm, а Х-неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается.[28]

    1.3. Ценовая дискриминация

    Одним из возможных способов увеличения прибыли монополии является ценовая дискриминация, т.е. продажа однородной продукции в одно и то же время по разным ценам; при этом различия в ценах не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.[29]

    Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.  Графически пример ценовой дискриминации представлен на рисунке 5.

    Это происходит при следующих предпосылках.

    1) если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;

    2) если можно сегментировать рынок – разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;

    3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.

    Цены могут различаться в зависимости от:

    — качества товара или услуги;

    — объема потребления (скидки оптовым покупателям);

    — дохода покупателя, если он известен продавцу;

    — времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т. д.)

    Рисунок 5 – Пример ценовой дискриминации

    Таким образом, на один и тот же товар существует множество цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек.

    В предельном случае дискриминирующая фирма стремится полностью "проглотить" потребительский излишек. Этот крайний случай представлен в модели совершенной ценовой дискриминации (рис. 6).[30]

    Рисунок 6 – Модель совершенной ценовой дискриминации

    Необходимым условием проведения ценовой дискриминации является невозможность перепродажи товара. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.[31]

    1.4. Сущность и показатели монопольной власти

    В экономической науке существуют различные подходы к определению сущности монопольной власти. Одни определяют ее как возможность  индивидуального (коллективного) производителя (продавца) контролировать рыночную цену на свой товар. Другие связывают монопольную власть со способностью фирмы устанавливать цену выше предельных издержек.

    Как заметил американский экономист А. Пигу, само ожидание  выгод, связанных с монопольной властью, служит фактором, способствующим ее формированию.[32]

    Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/ Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

    где IL – лернеровский индекс монопольной власти;

    Pm – монопольная цена;

    MC – предельные издержки;

    E – Коэффициент ценовой эластичности спроса на продукцию.

    Чем выше этот индекс, тем больше монопольная власть.[33]

    В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, IL = 0.

    Если IL представляет из себя положительную величину, то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

    Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе – совокупный (валовой) доход, тогда формула примет вид:

     

    Лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей и др.[34]

    Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации     рынка. Он назван индексом Херфиндаля-Хиршмана (Iнн):

    где S1 – удельный вес самой крупной фирмы в выпуске всей отрасли;

    S2 – удельный вес следующей по величине фирмы в выпуске всей отрасли;

    Sn – удельный вес наименьшей фирмы в выпуске всей отрасли.[35]

    Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии.

    Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S, = 100%, а Iнн = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S = 1%, а Iнн = 100.

    В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля–Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.[36]

    Критерием оценки степени монополизации в настоящее время служит доля хозяйственной единицы в производстве и в объеме продаж. Например, в отечественной хозяйственной практике рекомендуется рассматривать в качестве занимающих доминирующее положение на рынке тех участников хозяйственного оборота, доля которых составляет свыше 70%.[37]

    1.5. Антимонопольное регулирование

    Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство:

    - в узком смысле слова: направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения;

    - в широком смысле слова: направлено против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

    В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование.[38]

    Во многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям:

    1. Предотвращается абсолютная монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли.

    2. Запрещается слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает абсолютную монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, антимонопольное законодательство не приостанавливает процесс централизации в сфере производства (объединение предприятий в крупные фирмы или хозяйственные объединения).

    3. Запрещается установление монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора).

    4. Сохраняется и поддерживается конкуренция в цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются «нечестные», или «обманные», способы соперничества – демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т.п.[39]

     

     


    Глава 2. Рынок несовершенной конкуренции с позиций макроэкономики

    В микроэкономике экономическая роль государства сводится к:

    а) производству общественных благ;

    б) перераспределению национального дохода в целях предотвращения чрезмерной дифференциации доходов и имущества граждан, порождающей социальную напряженность в обществе;

    в) защите конкуренции и регулированию деятельности естественных монополий;

    г) устранению недостатков рыночного механизма, связанных с отрицательными и положительными внешними эффектами при производстве частных благ и асимметричностью информации при заключении рыночных сделок.[40]

    Макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики, целями которой являются:

    а) поддержание общего экономического равновесия при полной занятости;

    б) устойчивый рост экономики;

    в) стабильный уровень цен;

    г) сбалансированный платежный баланс страны.[41]

    Общее экономическое равновесие характеризует состояние, при котором объем производства и пропорции обмена сложились таким образом, что на всех рынках одновременно достигнуто равенство между спросом и предложением и при этом никто из участников рыночных сделок не заинтересован изменять свои объемы покупок или продаж. Достижение общего экономического равновесия не означает, что теперь каждый участник рыночного хозяйства доволен своим положением; равновесие просто констатирует, что за счет изменения объема и структуры покупок или продаж никто не сможет улучшить свое благосостояние в сложившихся условиях. Так, равновесие на монополизированном рынке устанавливается при неоптимальном использовании ресурсов, хотя в сложившихся условиях участники рыночных сделок максимизируют свои целевые функции.[42]

    2.1. Монополии и цикличность развития рыночной экономики

    Изучение циклических закономерностей экономического развития – одна из составных частей макроэкономического анализа. Экономический (деловой цикл) – регулярные колебания уровней производства, занятости и дохода, продолжающиеся обычно от 2 до 10 лет, относительно векового или долгосрочного тренда. Причинами являются: периодическое истощение автономных инвестиций; ослабление эффекта мультипликации; колебания объемов денежной массы; обновление основного капитала и т. д.

    Какие же качественные изменения претерпел современный цикл, особенно фаза кризиса? При ответе на этот вопрос надо иметь в виду, что на современный цикл существенное влияние оказывает ряд факторов, среди которых особую роль играют:

    а) монополистическая структура рынков;

    б) государственное регулирование экономики;

    в) научно-технический прогресс;

    г) процесс глобализации (интернационализации) производства.[43]

    Во второй половине XX в. Средние циклы претерпели существенные изменения: процессы перепроизводства стали сопровождаться ростом цен и инфляцией. Причины этих явлений кроются в монополистическом ценообразовании, когда монополии сокращают производство, но удерживают высокий уровень цен. [44]

    Влияние монополии сказывается в том, что падение производства, его остановка происходят при сохранении монопольно высоких цен. Наблюдения показывают, что ни один послевоенный цикл (кроме цикла 1948-1949 гг.) не связан с падением цен. Масштабы удорожания растут от кризиса к кризису (т. е. от цикла к циклу).

    Поскольку цены не падают, фирмам удается получать прибыль даже при сокращении производства. В то же время сохранение высокого уровня цен затрудняет процесс единовременного массового обновления капитала. Поэтому в современных условиях кризис не может до конца выполнить свою "очистительную" функцию, не становится исходным пунктом массового обновления техники и технологии, а стало быть, не способствует избавлению экономики от старого производственного аппарата.

    Впервые заметное влияние монополистической структуры рынков на цикл проявилось в годы кризиса 1929-1933 гг. Он был, как уже отмечалось, самым глубоким и продолжительным за всю историю рыночной экономики. Последовавшая за ним депрессия не сменилась оживлением и подъемом, и в 1938 г. США скатились в очередной кризис.

    Опыт Великой депрессии и последующие послевоенные кризисы показали, что монополия, подорвав старую, рыночную форму цикла, особенно механизм выхода из кризиса, не смогла самостоятельно справиться с порожденными ею же проблемами. Это потребовало вмешательства государства, которое впервые стало использовать антициклическое регулирование именно в 30-е гг. Правда, как и предвидел Дж. Кейнс, это вмешательство было запоздалым и неадекватным, в силу чего цикл оказался прерван новым спадом. [45]

    2.2. Роль монополий в антиинфляционном регулировании и на рынке труда

    Действия монополий являются причиной ускорения инфляции.

    Так, массовое развитие и упрочение монополии профсоюзов резко ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемую для экономики ставку заработной платы.

    Кроме того, в современных условиях инфляционным фактором выступает и монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в отраслях так называемого первого передела (сырье, топливо, энергия).

    Большой выигрыш от роста цен получают многочисленные промышленные и торговые монополии. Они регулярно создают искусственный дефицит (уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая их на складах). Вызвав тем самым дополнительный спрос, они повышают цены товаров.[46]

    Все это привело к тому, что цены на протяжении всего XX в. шли стремительно вверх. Например, в США за этот период они выросли почти в 35 раз. В то время как в предшествующие времена их рост был крайне медленным: уровень цен в 1905 г. здесь находился примерно на уровне 1860 г.[47]

    На рынке труда монополисты средств производства – работодатели пытаются диктовать работникам свои условия оплаты труда. Они заинтересованы в безработице, ослабляющей противоборствующую силу и дающей возможность снижать заработки. В свою очередь, организация работников в свободные, независимые профессиональные союзы позволяет им через коллективные договоры с предпринимателями вести контрнаступление, отстаивать общие экономические интересы.

    Столкновения между предпринимателями и профсоюзами временами, особенно в условиях плохой хозяйственной конъюнктуры, могут носить ожесточенный характер. Не случайно поэтому во многих странах государство вмешивается в отношения между бизнесменами и трудящимися, их профсоюзами. В результате образуется своего рода «треугольник». В нем взаимодействуют союзы предпринимателей, профсоюзы и государство, которое тем самым регулирует многие стороны трудовых отношений и оплату труда.[48]

    2.3. Монополизация и мировая торговля

    Для современного мирового рынка типичен неэквивалентный обмен, так как здесь монополизация развита в большей степени, чем во внутренней торговле. Через каналы частных фирм, контролирующих этот рынок, реализуется от 70 до 90% всех продуктов, экспортируемых развивающимися государствами.

    Монополии искусственно создают нехватку одних вещей или ограничивают спрос на другие, затоваривают рынок, чтобы сбить цены, или придерживают продукты, чтобы повысить цены. В итоге международные фирмы устанавливают выгодные им высокие цены на реализуемые ими товары и относительно низкие – на закупаемые.

    Национальное антимонопольное законодательство, естественно, регулирует поведение фирм лишь на внутреннем рынке. Причем правовые нормы, действующие в различных странах, вступают в противоречие друг с другом. В связи с этим назрела острая необходимость в разработке международных правил, эффектив но регулирующих глобальную конкуренцию. С 1997 г. к этому делу подключилась Всемирная торговая организация. Предполагается, что международные правила будут предусматривать контроль за деятельностью монополий на мировых рынках и включать санкции (меры воздействия) к нарушителям антимонопольного законодательства.[49]

    Заключение

    Долгое время авторы учебников «Экономикс» изображали взаимоотношения продавцов и покупателей как рынок совершенной конкуренции, который состоит из слишком малых предприятий, не способных влиять на рыночную цену. Сейчас же, по оценке П. Самуэльсона и В. Нордхауса, достаточно крупные предприятия «имеют определенное влияние на рыночную цену. Большинство рынков в современной экономике в действительности находятся под влиянием нескольких крупных компаний, чаще всего двух или трех. Добро пожаловать в реальный мир – мир несовершенной конкуренции».[50]

    В ходе работы выявлены основные недостатки монополий, их отрицательное влияние на  систему экономических отношений. Прежде всего, это монопольная власть над ценами, которая сохранять определенный запас прочности при различных условиях. Поэтому в крупных фирмах избегают слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции. Отдельные изобретения нередко придерживаются и внедряются только в комплексе.

    Кроме того, "большой бизнес" неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию Х-неэффективности. Если в условиях совершенной конкуренции Р = МС, то у монополии, как правило, Р > МС. Отсюда, по мнению большинства экономистов, неэффективность в распределении ресурсов.

    С макроэкономической точки зрения:

    - равновесие на монополизированном рынке устанавливается при неоптимальном использовании ресурсов;

    - монополистическая структура рынков отрицательно влияет на экономический цикл: кризис не становится исходным пунктом массового обновления техники и технологии;

    - действия монополий являются причиной ускорения инфляции, а также роста напряженности на рынке труда;

    - монополия порождает неэквивалентный обмен на мировом рынке.

    Также деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами.

    Однако ряд обстоятельств говорит в защиту монополий. Развитие научно- технического прогресса эффективно только в крупных фирмах. Общеизвестно, что хотя значительная часть выдающихся технических открытий XX в. сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом "большого бизнеса". Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Все это при прочих равных снижает себестоимость и повышает качество продукции.

    Стереотипы мышления начала XX в., будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к "загниванию и застою", сильно устарели. Современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно таит угрозу конкуренции – внутриотраслевой или межотраслевой, национальной или иностранной, реальной или потенциальной.


    Литература

    Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт_Издат, 2005.

    Булатов А.С. Экономика. – М: Юристъ, 2002.

    Бусыгин В.П, Желободько Е.В, Цыплаков А.А. Микроэкономика – третий уровень. – М: Дело, 2005.

    Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику. Основы экономического анализа. – М: ТГТУ, 2004. – 32 с.

    Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – М.: Дело, 2002. – 129 с.

    Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Райзберга Б.А.-М.: ИНФРА-М, 1999.

    Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1999.

    Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 264-265 с.

    Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М. Прогресс, 1995. – с. 75.

    Плонтицкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Курс экономической теории. – Инерпресссервис, 2003. – 186 с.

    Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000. – с. 158.

    Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 123 с.

    Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2006. – 20 с.

    Фролова Т.А. Микроэкономика: конспект лекций. –  Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 57 с.

    Яллай В.А. Макроэкономика. Псков, ПГПИ, 2003. – 23 с.






    [1] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт_Издат, 2005. – 124 с.

    [2] Плонтицкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Курс экономической теории. – Инерпресссервис, 2003. – 186 с.

    [3] Бусыгин В.П, Желободько Е.В, Цыплаков А.А. Микроэкономика – третий уровень. – М: Дело, 2005. – 463 с.

    [4] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 226 с.

    [5] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт_Издат, 2005. – 129 с.

    [6] Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику. Основы экономического анализа. – М: ТГТУ, 2004. – 32 с.

    [7] Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М. Прогресс, 1995. – с. 75.

    [8] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 225 с.

    [9] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 122 с.

    [10] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 225 с.

    [11] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт_Издат, 2005. – 129 с.

    [12] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 225 с.

    [13] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт_Издат, 2005. – 130 с.

    [14] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 123 с.

    [15] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 123 с.

    [16] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт_Издат, 2005. – 131 с.


    [17] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт_Издат, 2005. – 131 с.

    [18] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 263 с.


    [19] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт_Издат, 2005. – 131 с.

    [20] Бусыгин В.П, Желободько Е.В, Цыплаков А.А. Микроэкономика – третий уровень. – М: Дело, 2005. – 463 с.

    [21] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1999. – 46 с.


    [22] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 123 с.

    [23] Фролова Т.А. Микроэкономика: конспект лекций. –  Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 56 с.

    [24] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 228 с.

    [25] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 127 с.

    [26] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт_Издат, 2005. – 133 с.


    [27] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 229 с.


    [28] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 230 с.

    [29] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 127 с.


    [30] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 260 с.

    [31] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 127 с.

    [32] Плонтицкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Курс экономической теории. – Инерпресссервис, 2003. – 186 с.

    [33] Фролова Т.А. Микроэкономика: конспект лекций. –  Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 57 с.

    [34] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 231 с.

    [35] Фролова Т.А. Микроэкономика: конспект лекций. –  Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 57 с.

    [36] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 232 с.

    [37] Плонтицкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Курс экономической теории. – Инерпресссервис, 2003. – 185 с.

    [38] Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Райзберга Б.А.-М.: ИНФРА-М, 1999. – 411 с.



    [39] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт_Издат, 2005. – 134 с.


    [40] Булатов А.С. Экономика. – М: Юристъ, 2002. – 324 с.

    [41] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2006. – 352 с.

    [42] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2006. – 20 с.

    [43] Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – М.: Дело, 2002. – 93 с.

    [44] Яллай В.А. Макроэкономика. Псков, ПГПИ, 2003. – 23 с.

    [45] Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – М.: Дело, 2002. – 94 с.


    [46] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт_Издат, 2005. – 316 с.

    [47] Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – М.: Дело, 2002. – 129 с.

    [48] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт_Издат, 2005. – 319 с.

    [49] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт_Издат, 2005. – 385-386 с.


    [50] Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000. – с. 158.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Чистая Монополия с позиции микроэкономики ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.