Вопрос 1. Практика регулирования земельных отношений за
рубежом фактически ограничивается двумя формами землевладения - собственностью
и арендой. При этом, институт собственности часто представлен такими формами,
как абсолютная собственность, пожизненная собственность, собственность на срок;
существуют несколько десятков разновидностей земельной аренды, различающихся по
срокам, формам и видам расчетов и т.д. Проанализируйте указанные формы
землевладения, сравните формы землевладения за рубежом и в Российской
Федерации, выделите общее и особенное. Аргументируйте свой ответ. 3
Вопрос 2. Изобразите наглядно (в виде схемы, таблицы)
исторические этапы развития права собственности на землю в дореволюционной
России и после 1917 г. по настоящее время. Выделите общее и особенное,
положительные и отрицательные моменты. Какие тенденции существуют в настоящее
время? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры. 6
Вопрос 3. В настоящее время Россия имеет сухопутные
границы с 14 странами мира, являясь единственной страной с таким количеством
соседей на своих границах. При этом 36 субъектов Российской Федерации имеют
общие сухопутные границы с государственной границей России. В чем состоят
особенности использования земельных территорий, являющихся приграничными? Какое
влияние при этом оказывают политические, экономические и социальные факторы?
Аргументируйте свой ответ, приведите примеры. 11
Вопрос 4. Выделите и проанализируйте правовые проблемы,
связанные с переводом земель из одной категории в другую. Сформулируете предложения
по их решению. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры. 12
Вопрос 5. Выделите и проанализируйте правовые проблемы,
связанные с государственным управлением земельным фондом Российской Федерации.
Сформулируйте предложения по их решению. Аргументируйте свой ответ, приведите
примеры. 14
Вопрос 6. Сделайте сравнительный анализ ответственности
за нарушения земельного законодательства в России и за рубежом, выделите общее
и особенное. Какой опыт зарубежных стран целесообразно, по вашему мнению,
использовать в России? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры. 14
Вопрос 7. Выделите особенности и правовые проблемы
возмещения собственникам земельных участков, землепользователям,
землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием
или временным занятием земельных участков, ограничением прав либо ухудшением
качества земель в результате деятельности других лиц. Определите пути решения
выявленных проблем. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры. 15
Вопрос 8. Нарисуйте план городского земельного участка,
на котором расположены здания суда, жилых домов (муниципальных и частных),
церкви, объектов социально-культурного назначения (например, муниципального
театра, парка и т.п.); через участок проходят две автомобильные дороги разного
значения и железная дорога, а также протекает река. Отметьте на плане
отличительными знаками или цветами, какие земли, на которых размещаются
указанные объекты, относятся, по вашему мнению, к землям государственной,
муниципальной и частной собственности. Аргументируйте свой ответ. 17
Вопрос 9. Выделите особенности и правовые проблемы,
связанные с управлением и использованием земель, принадлежащих Российской
Федерации, но находящихся за рубежом. Определите пути решения выявленных
проблем. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры. 18
Вопрос 10. Выделите актуальные в настоящее время проблемы
взаимодействия гражданского и земельного права Российской Федерации. Определите
пути решения выявленных проблем. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры. 19
Список использованной литературы: 22
Вопрос 1. Практика регулирования земельных отношений
за рубежом фактически ограничивается двумя формами землевладения - собственностью
и арендой. При этом, институт собственности часто представлен такими формами,
как абсолютная собственность, пожизненная собственность, собственность на срок;
существуют несколько десятков разновидностей земельной аренды, различающихся по
срокам, формам и видам расчетов и т.д. Проанализируйте указанные формы
землевладения, сравните формы землевладения за рубежом и в Российской
Федерации, выделите общее и особенное. Аргументируйте свой ответ.
За рубежом (в англосаксонском праве) институт земельной собственности
представлен такими формами, как абсолютная собственность, пожизненная
собственность, собственность на срок. В целом за рубежом фактически выделяют в
основном такие две формы землевладения, как собственность на земельные участки
и аренду. Эти две формы очень хорошо развиты.
На теорию и практику правового регулирования отношений земельной собственности
оказывает существенное влияние традиционное деление права зарубежных стран на
публичное и частное. В современном зарубежном земельном праве получила
распространение и нормативное закрепление теория «социальной функции»
собственности, в особенности земельной собственности, обосновывающей
необходимость государственного вмешательства в отношения собственности и
ограничения правомочий земельного собственника в публичных интересах, что
обосновывается приоритетом публичных интересов над частными интересами
собственника.
Виды прав на землю существенно отличаются от видов прав на иное
имущество, установленных гражданским законодательством. К ним относятся:
- право пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования (ст.
216 ГК РФ);
- право временного пользования, аренда (ст. 607 ГК РФ) и др.
Конституция РФ закрепила положение о многообразии форм собственности на
природные объекты (ст. 9): государственная, муниципальная, частная, и иные
формы собственности. Глава 17 ГК РФ тоже не устанавливает каких-либо
ограничений на формы земельной собственности и на круг лиц, которые могут иметь
землю в собственности.
Частная собственность – собственность, владельцем которой является
отдельное лицо, которому принадлежит право владения, пользования и распоряжения,
включая передачу или продажу другому лицу. Ст. 36 Конституции РФ гласит: «Собственники
владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает прав и интересов других лиц». Частная
собственность подразделяется на собственность юридических лиц и граждан, а
также коллективную - общую совместную и долевую. Так, есть и выделение
совместной и долевой коллективной собственности как разновидности частной
собственности.
В ст. 260 ГК РФ установлено, что имеющие в собственности земельный
участок лица могут продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду
и т.д. Ограничения установлены лишь для земли, исключенной из оборота,
например, земли сельскохозяйственного назначения (п. 2). К исключенным из оборота
землям относятся также земли: природно-заповедного фонда, заповедных и
рекреационных зон, загрязненные опасными химическими веществами и др.
Государственная собственность на землю по своей принадлежности имеет
несколько уровней: федеральная, собственность республик в составе РФ,
собственность краев, областей, автономной области, округов и др. На одни и те
же земли не может быть двух или несколько собственников, так как общая
совместная государственная собственность законодательством не предусмотрена.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной и
муниципальной собственности, передаются бесплатно в частную собственность
граждан для:
• ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в расчете на каждого его
члена, в пределах средне районной нормы бесплатной передачи земли в
собственность;
• совместного ведения производства сельскохозяйственного предприятия, в
котором введена общая совместная или общая долевая собственность граждан;
• для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и
дачного хозяйства;
• индивидуального и коллективного жилищного строительства в сельской
местности;
• в иных случаях, установленных законодательством РФ и субъектов РФ.
Повторное предоставление земельных участков бесплатно не допускается.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной, муниципальной
собственности, передаются за плату в частную собственность граждан для:
• ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сверх предельных
размеров бесплатной передачи земли в собственность;
• совместного ведения производства сельскохозяйственного предприятия,
сверх средне районной нормы бесплатной передачи земли в собственность;
• индивидуального и коллективного жилищного строительства в городах,
рабочих и курортных поселках, если законодательством не предусмотрена
бесплатная передача земли.
Муниципальные земли принадлежат органам местного самоуправления. В
муниципальную собственность городов, районов (кроме районов в городах),
сельских поселений, а также других муниципальных образований для обеспечения
их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности.
В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по
решению местной администрации у других собственников земельных участков путем
их выкупа в установленном порядке.
Земля, находящаяся в собственности, может быть сдана собственником в
аренду (собственник выступает арендодателем). Участки, находящиеся в
собственности государства или муниципальных образований, передаются в аренду по
решению местной администрации, в ведении которой находится этот участок.
Аренда используется достаточно к различным категориям земель единого
государственного земельного фонда, в том числе к городским землям. В
соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется
предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование
или во временное пользование.
В заключение отмечу, что ст. 72 Конституции РФ устанавливает, что земельное
право находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, т.е. субъекты РФ могут,
не ожидая издания федеральных законов, издавать свои собственные земельные
законы. Но если по этим вопросам будет издан федеральный закон (ФЗ), закон
субъекта приводится в соответствии с ним.
Этап
|
События
|
Характеристика
|
Развитие земельного права дореволюционной России
|
1861 г. освобождение крестьян от крепостной зависимости -
пополнили круг субъектов землепользования. Земельные отношения крестьян
строились на принципах установления двух видов собственности на землю —
общественной собственности сельского общества и частной собственности
крестьян. Однако земли в общественную и частную собственность могли быть
получены лишь после выплаты выкупных платежей помещику. Платежи были отменены
царским правительством 1 января 1907 г.
|
Оценка общинного землевладения негативна. При общинных
земельных порядках отсутствует личный интерес трудиться «напряженно», «со
знанием дела», «эффективно», казна обречена на скудность доходов от
земледелия. Существовало и убеждение, что община является гарантом государственной
устойчивости, основой славянской цивилизации, отличной от европейской. Среди
помещиков и правительственных кругов доминировало мнение, что общину,
состоящую из людей, приросших к земле, нужно сохранять.
|
Начало XX в.
|
Активное развитие процесса индивидуализации крестьянского
хозяйства - подготовка почвы для проведения реформы Столыпина1906-1910 гг.
Принятыми нормативными актами был ликвидирован общинный порядок
землевладения, установлена личная собственность крестьян на земельные
участки. Практически переход к частной собственности не был осуществлен в
полной мере. Наряду с постепенным выделением земель в частную собственность
весь период Столыпинских реформ вплоть до 1917 г. сохранялась и общественная
собственность крестьян.
|
С одной стороны, есть цифры, свидетельствующие о подъеме
сельского хозяйства. С другой - этот исторический период связывается с
возникновением серьезнейшего кризиса в экономике, повлекшего широкое
распространение голода.
|
1917 г.
|
Развитие земельных отношений в сельском хозяйстве, основанных
на сочетании частной и общественной собственности, прервано - революционные
события привели к установлению советской власти и образованию РСФСР.
Декрет «О земле», принятый Всероссийским центральным
исполнительным комитетом (ВЦИК) 26 октября 1917 г.: отменялась помещичья
собственность на землю, земли передавались «в распоряжение волостных
земельных комитетов уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до
Учредительного Собрания». Предусматривалось, что земли рядовых крестьян не
конфискуются. Часть Декрета - Крестьянский наказ о земле, по которому право
частной собственности на землю отменялось навсегда, земли отчуждались безвозмездно.
Помещичьи, удельные, монастырские и пр. земли обращались во всенародное
достояние, передавались в безвозмездное пользование трудящихся. Запрещались
продажа, аренда, залог и др. способы отчуждения земли. Граждане, желающие
обрабатывать землю своим трудом, получали ее на праве пользования. Принцип
уравнительного распределения земли по установленной норме. Наряду с
индивидуальным землепользованием крестьян допускались и общественные формы
землепользования (общинная, артельная и др.).
Вслед за Декретом «О земле» принимаются нормативные акты,
регулирующие отношения государственного управления земельными отношениями,
охраны земель, землеустройства, платы за землю. Создается сложная система
земельных комитетов, в ведение которых поступают все земли.
|
Учреждается единый государственный земельный фонд,
отменяется право частной собственности на землю, за их использование
предусматривается взимание платы. Земельное право вступило в новую,
продолжительную и относительно стабильную фазу своего развития, в течение
которой сформировались устойчивые, обусловленные государственной политикой
общественные земельные отношения. Их влияние на весь современный уклад
жизни, мировоззрение людей, экономическое развитие страны остается
существенным.
|
1918 г.
|
Декрет ВЦИК от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли» -
документ, охвативший широкий круг земельных отношений: отменил «всякую
собственность на землю», подтвердив особое место земель среди объектов
общественных отношений. Запрещались любые сделки, земля передавалась различным
категориям субъектов в пользование.
Установлены порядок административного обжалования решений
государственных органов о предоставлении земель, основания прекращения права
пользования и порядок компенсации при изъятии земель.
|
Первый шаг к классификации земель по категориям.
Выделяются земли для культурно-просветительных целей, для занятия сельским
хозяйством, с целью застройки, для устройства путей сообщения.
|
1919 г.
|
Постановление ВЦИК от 14 февраля 1919 г. «О социалистическом
землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» закрепило
политику перехода от единоличных форм хозяйствования на земле к
коллективным. Все виды единоличного землепользования - «проходящие и отживающие».
Создается климат наибольшего благоприятствования различного рода
коллективным хозяйствам. Создаются совхозы - имели право на получение в
пользование наилучших и наиболее ценных земель (имения с ценными многолетними
культурами, рациональными хозяйствами, имения с развитым
техническо-промышленным делом). Поддержку получили и сельскохозяйственные
производительные коммуны - общественные сельскохозяйственные объединения
трудящихся, которые, как и совхозы, имели право на получение увеличенной
кормовой нормы для скота. Постановление предусматривало и порядок ведения
землеустройства, регистрации и учета землепользования.
|
Постановление сыграло важную роль в дальнейшем развитии
аграрных и связанных с ними земельных отношений.
|
20-е гг.
|
1922 г. - первый Земельный кодекс РСФСР, начинался с
подтверждения незыблемости принципа об отмене навсегда права частной
собственности на землю, а все земли провозглашались собственностью
рабоче-крестьянского государства. Объектами регулирования данного
нормативного акта стали лишь две категории земель - земли городов и сельскохозяйственные.
Для сельскохозяйственных земель снимался запрет на аренду, которая была
ограничена сроками и условиями, запрещалось использование наемного труда в
земледельческом хозяйстве. Допускалось создание так называемых трудовых земледельческих
хозяйств (дворов), по своему правовому статусу приближенных к современным
фермерским хозяйствам. Выделялась категория земель специального назначения.
Подтвержден принцип разрешения споров в особом порядке («состязательного процесса»)
специально учреждаемыми административными органами - земельными комиссиями
при местных органах.
Правовой режим лесных земель установлен 7 июля 1923 г.
Лесным кодексом РСФСР: вводил понятие единого государственного лесного фонда,
включающего все леса и земельные площади, предназначенные для выращивания
древесины и для нужд сельского хозяйства. Был урегулирован вопрос о переводе
лесных земель в нелесные. Зафиксирован принцип об особой охране защитных
лесов.
9 ноября 1927 - Горное положение СССР: установило
государственную собственность на недра и регулировало отношения, связанные
с «производством горного промысла», включая разведку и добычу полезных
ископаемых. Земли предоставляются в пользование в порядке горного отвода по
разрешениям государственных органов. Не существует ни конкурсов, ни аукционов,
месторождения предоставляются в порядке первооткрывательства, либо предприятиям
горной промышленности по договорам.
1928 г. - Горный закон РСФСР, урегулировавший горные и
связанные с ними земельные отношения на территории РСФСР. По содержанию и
структуре он близок, а порой и повторяет соответствующие положения союзного
закона.
Положение о земельных распорядках в городах от 13 апреля
1925 г. определило состав городских земель, порядок их предоставления в
пользование на праве аренды и порядок изъятия.
Постановление ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. «Общие начала
землепользования и землеустройства».
|
Новая экономическая политика начала 20-х гг. вернулась к
стимулированию единоличного крестьянского хозяйства. Отсутствие в Земельном
кодексе положений о правовом режиме некоторых категорий земель
компенсировался за счет принятия специальных актов. Складывается практика,
имеющая распространение и сейчас, когда законодательство субъектов Федерации
следует федеральным нормам.
Кодифицировано законодательство о правовом режиме
городских земель.
Впервые дана развернутая характеристика национализации
земли: отмена навсегда частной собственности и установление исключительной
государственной собственности. Нарушению этого порядка путем совершения сделок
с землей присваивается высокая степень общественной опасности (привлечение
к уголовной ответственности).
Курс на стимулирование коллективных видов
землепользования.
|
30-е гг.
|
Колхозное землепользование образовало особый правовой
институт. Закреплен принцип устойчивого, т.е. не допускающего изъятия в связи
с выходом отдельных членов, землепользования колхозов. Акцент на ужесточении
условий единоличного крестьянского землепользования.
|
Борьба за коллективизацию сельского хозяйства. Земельное
законодательство развивается в основном за счет принятия
партийно-правительственных документов, а не законов.
|
60-80-е гг.
|
В развитии земельного права встает ряд новых проблем.
Развитие производительных сил все ощутимее негативно воздействует на
состояние земель, в то время как действующее законодательство фактически не
уделяет внимания обеспечению рационального использования и охране земель.
Законодательство представлено множеством небольших по объему, слабо взаимосвязанных
нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты земельных отношений. Требуется
существенное обновление земельного законодательства, которое было проведено
путем кодификации норм земельного права. 1968 г. - приняты Основы земельного
законодательства СССР и союзных республик (комплексный рамочный нормативный
акт, установивший общие правила поведения субъектов по отношению к земле), а
вслед за ними - земельные кодексы союзных республик, в значительной степени
повторившие положения Основ. Все земли объединялись в единый государственный
земельный фонд, делились на 6 категорий в зависимости от основного целевого
назначения.
После 1968 г. развитие земельного законодательства происходит
в рамках подзаконного регулирования. Во исполнение и в развитие Основ
принимаются постановления Совета Министров СССР о возмещении убытков
землепользователям при отводе земель для государственных и общественных
нужд, о государственном контроле над использованием земель, о порядке
ведения государственного земельного кадастра. Значительное внимание уделяется
вопросам сохранения и улучшения земель, рационализации землепользования.
Принятие в ряде республик, в том числе в РСФСР (1960), законов об охране
природы. Однако такого рода союзный закон так и не был принят. Союзное
законодательство развивалось по пути кодификации норм по отдельным видам
природных объектов.
С расширением правового регулирования земельных отношений
вопрос о кодификации земельного законодательства встает заново. Однако
начиная с середины 80-х гг. нарастающие политические изменения в стране, вылившиеся
в распад СССР в 1991 г. и образование новых независимых государств,
затормозили решение проблемы кодификации, а после изменения социально-экономических
и политических отношений в России придали ей иную направленность.
|
Основы земельного законодательства регулирует вопросы
государственного управления, порядок землепользования, государственный
контроль и юридическую ответственность. Закреплена одна форма собственности
- исключительная государственная. Появился не известный прежнему
законодательству объемный раздел об охране земель. Земельное право
развивается под воздействием процессов дифференциации, когда параллельно и
относительно независимо шло развитие горного, водного, лесного и иных
природо- ресурсных отраслей права. Развивается естественно научное учение о
единстве всех элементов и явлений природы - трансформируется в идею о
необходимости взаимосвязанного интегрированного регулирования отношений,
связанных с использованием природных объектов.
|
1991 г.
|
Сразу после образования Российской Федерации в 1991 г.
разрабатывается программа крупномасштабного реформирования земельных
отношений. В ее основу положена идея денационализации земель, реализованная
в конституционных поправках, законах о собственности в РСФСР (1990), о
земельной реформе (1990) . Развернута программа приватизации земель,
реорганизации колхозов и совхозов, создания единоличных крестьянских
хозяйств. 25 апреля 1991 г. - Земельный кодекс РСФСР: первый шаг к кодификации
земельного законодательства. Но уже с самого начала реализация Земельного
кодекса сталкивается с трудностями. Из-за жесткого противостояния
политических сил, главным образом по вопросу о собственности, не удается в
полной мере развить многие положения Закона.
|
Более чем через 70 лет отрицания права частной собственности
на землю институт земельного права становится одним из наиболее важных.
|
1993 г.
|
Отменяются многие положения Земельного кодекса, земельное
законодательство развивается за счет указов Президента РФ и постановлений
Правительства РФ, адаптирующих земельные отношения к новым политическим
условиям. Снимаются ограничения на распоряжение землями, находящимися в
частной собственности, усилия по развитию рынка земель.
Земельный кодекс 1991 г., юридически оставаясь
основополагающим земельным законом, в условиях действия указов Президента
теряет значимость и становится преградой для реализации земельной политики
государственной власти. В 2001 г. принят новый Земельный кодекс РФ,
призванный создать долгосрочную фундаментальную основу развития земельных
отношений в стране.
|
События октября 1993 г., связанные с ликвидацией органов
законодательной власти, символизировали начало нового этапа развития
земельного права.
|
Земельное право России пережило несколько крупномасштабных реформ.
Эволюцию земельного права определяли две основные тенденции - выделение
земельного права в относительно самостоятельную отрасль и затем интеграция с
другими природоресурсными отраслями, а также развитие в рамках экологического
права.
Содержание правового режима земель приграничных территорий
устанавливается нормами земельного, гражданского, административного и
экологического права наряду с нормами права, регулирующими оборону и безопасность
страны. Земельное законодательство, разграничивая земли на различные категории,
допускает как их дальнейшее деление внутри категории, так и объединение разных
категорий и видов земель для использования не по целевому первоначальному
назначению. Согласно ст. 3 Закона «О государственной границе РФ», в состав
земель приграничных территорий, кроме пограничной зоны, входящей в состав
земель обороны, могут входить территории административных районов и городов,
расположенные на землях поселений.
Особенности использования земельных территорий, являющихся приграничными,
обусловлены, прежде всего, тем, что земли пограничной службы являются особым
видом земель так называемого «иного назначения». Сюда относятся и особенности использования
приграничных земель Пограничной службой ФСБ РФ, которой в установленном законом
порядке отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или
участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и
заграждений (статьи 8, 30 Закона “О Государственной границе РФ”). Предоставление
земельных участков для нужд охраны государственной границы РФ связано с
проведением значительного объема землеустроительных работ.
Хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием земельных
участков в приграничных зонах, регулируется федеральными законами, законами и
иными нормативными актами субъектов РФ. Конкретные работы и мероприятия
проводятся с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы, которые
вправе требовать от субъектов прав на соответствующие расположенные в
приграничной зоне земельные участки, а также выделения мест для передвижения
пограничных нарядов и т.д.
Еще одна особенность правового режима этих земель связана с загрязнением
их органами Пограничной службы в ходе осуществления своей деятельности, что
предполагает проведение мероприятий по охране земель и окружающей среды от
загрязнения.
Влияние политических, экономических и социальных факторов вытекает из
самой специфики данных земель. Так, приграничные земли расположены вдоль государственной
границы РФ, что определяет их стратегическую важность. Соответственно,
определяются и требования к этим землям, как, например, с точки зрения их размеров,
так и с точки зрения особенностей их качественного состояния и хозяйственного
использования.
ФЗ РФ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в
другую» устанавливает, что правовое регулирование соответствующих отношений
осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными
правовыми актами РФ, субъектов РФ.
Земельным кодексом РФ (ст. 8) установлено разделение земель на категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли поселений;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, обороны, безопасности,
- земли для обеспечения космической деятельности и иного специального
назначения;
- земли особо охраняемых природных территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Поскольку данная сфера является относительно новой, неизбежны и проблемы,
связанные с переводом земель из одной категории в другую.
В Законе определено, что решение о переводе не разграниченных земель по
общему правилу уполномочен принимать субъект Федерации, в целом Закон дает
четкую схему перевода. Но закон «ломает» ранее наработанные схемы, усложняет
перевод из сельскохозяйственных земель в промышленные земли, одновременно
отчасти облегчая перевод в земли поселений. Отказать в переводе могут, если
установлены ограничения или запрет на перевод (может быть указан не только в ЗК,
но и в других актах уполномоченных органов), если дано отрицательное заключение
предусмотренной законом государственной экологической экспертизы. Отказ
предусмотрен также, если установлено несоответствие целевого назначения
утвержденным документам территориального планирования и документации по
планировке территории, землеустроительной документации.
Таким образом, в качестве обоснования может выступать целесообразность
перевода для предпринимателя. Но несоответствие утвержденным документам по
планированию действительно может стать проблемой, так как, к примеру, в
случаях, когда такая документация существует, в ней указывается, где
предполагается создавать поселки, а где оставлять поля и т.п., и не всегда
планы властей совпадают с желаниями заинтересованных лиц (инвесторов).
Также отметим, что в основном проблемы при переводе возникают с
экологической экспертизой (так как в случае, если земля, например, пригодна для
сельскохозяйственного использования, изменение ее целевого назначения обычно
приводит как раз к негативному влиянию на окружающую среду).
Из норм закона для перевода можно вывести главное - доказать, что участок
непригоден для сельхозпроизводства. Ключевое основание для перевода (или отказа
в переводе) - кадастровая стоимость участка. Учитывая вышеизложенное, выход из
этой ситуации – наличие определенного регулятора соблюдения норм -
экологических, пожарных, санитарных и т.д.
Вопрос 5. Выделите и проанализируйте правовые проблемы,
связанные с государственным управлением земельным фондом Российской Федерации.
Сформулируйте предложения по их решению. Аргументируйте свой ответ, приведите
примеры.
Земельный фонд РФ - вся территория в пределах границ страны. Как и вся
правоприменительная деятельность государства, управление земельным фондом
осуществляется через систему государственных органов, а также посредством
привлечения к этому процессу общественных, муниципальных и др. структур.
Функции государственного управления земельным фондом являются и функциями
государственного регулирования земельных отношений. Земля - единый природный
объект, отдельные части которого обладают различными природными качествами и
свойствами, которые в связи с этим целесообразно использовать определенным
образом. Основные правовые проблемы управления земельным фондом вытекают из
проблем разграничения земель.
Вопрос 6. Сделайте сравнительный анализ ответственности за
нарушения земельного законодательства в России и за рубежом, выделите общее и
особенное. Какой опыт зарубежных стран целесообразно, по вашему мнению,
использовать в России? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Законодательством закреплены четыре основные формы ответственности за
земельные правонарушения: дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая.
Кроме указанных традиционных форм ответственности за земельные
правонарушения, в земельном законодательстве предусмотрена специальная
ответственность, так называемая земельно-правовая ответственность,
предусматривающая специальные земельно-правовые меры. Эта ответственность
является дополнительной, специальной формой ответственности за земельные
правонарушения и применяется к гражданам и юридическим лицам, которые совершили
незаконные сделки с землей и другие земельные нарушения. В то же время она
имеет и самостоятельное значение, типичной же ее мерой является, например, принудительное
лишение виновного субъекта права на конкретный земельный участок (т.е. лишение
права землепользования, изъятие земельного участка).
Сравнивая виды ответственности за нарушения земельного законодательства в
России и за рубежом, необходимо отметить, что в России наиболее широко
применяемые на практике - административная и земельно-правовая виды
ответственности. За рубежом же в последнее время большое внимание уделяется
механизмам применения уголовной ответственности, так, более распространена
уголовная ответственность и за земельные правонарушения.
Вопрос 7. Выделите особенности и
правовые проблемы возмещения собственникам земельных участков, землепользователям,
землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием
или временным занятием земельных участков, ограничением прав либо ухудшением
качества земель в результате деятельности других лиц. Определите пути решения
выявленных проблем. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям,
землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием
или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников
земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных
участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц
утверждены в соответствии с ЗК РФ.
В соответствии со ст. 57 ЗК РФ определен порядок возмещения собственникам
земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков,
ограничением прав собственников земельных участков или ухудшением качества
земель в результате деятельности других лиц и др.
Согласно ст. 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить
в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных
правонарушений. Согласно п. 4 ст. 57 ЗК РФ при расчетах размеров
возмещения убытки определяются с учетом стоимости имущества на день,
предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, о временном
занятии участка или об ограничении прав собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев, арендаторов. Данная норма является
специальной по отношению к п. 3 ст. 393 ГК РФ, определяющего цену,
принимаемую во внимание при возмещении убытков. Пункт 4 ст. 57 ЗК РФ
направлен на реализацию положения о предварительном возмещении убытков и
распространяется на любое имущество, в том числе и на сам земельный участок.
Стоимость имущества с учетом положений ст. 281 ГК РФ должна быть рыночной,
т.е. такой, по какой это имущество (земельный участок, строения на нем и т.д.)
могло бы быть продано при добровольном отчуждении.
Реальный ущерб - фактически понесенные лицом расходы на момент
предъявления иска; будущие необходимые расходы, которые лицо должно будет
произвести для восстановления нарушенного права; в-третьих, утрату и
повреждение имущества.
Понесенные расходы могут быть самыми разнообразными. Например, по делам о
возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков, предоставленных
для строительства, реальный ущерб определяется исходя из стоимости затрат: по
проведению проектно-изыскательных и других работ, по отводу земельного участка,
изготовлению технического паспорта на проектирование и т.д.
Центральной проблемой возмещения убытков является проблема их
доказывания, здесь возникает задача организовать сбор доказательств. В этой
связи необходимо, чтобы работа по возмещению убытков начиналась не с момента
подачи иска в суд, как это обычно бывает, а с момента возникновения убытков.
Упущенная выгода также понимается под убытками (п.2 ст.15 ГК РФ). Если
нарушившее право лицо получило вследствие этого доходы, лицо, право которого
нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной
выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Определить ее размер на порядок
сложнее. Немаловажно то, что при рассмотрении споров о взыскании упущенной
выгоды необходимо обращать внимание на имущественное положение лица,
взыскивающего упущенную выгоду, его реальную возможность получить упущенную
выгоду в заявленном объеме.
Хотя общие принципы для определения убытков установлены в ст. 15 ГК
РФ, п. 4 ст. 393 ГК РФ специально предусматривает дополнительные
условия для подтверждения расходов по возмещению упущенной выгоды: "При
определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее
получения меры и сделанные с этой целью приготовления". Наличие таких
подтверждений в виде доказательств является обязательным. Незнание данной нормы
ведет, как правило, к отказу в удовлетворении исковых требований о взыскании
упущенной выгоды.
Современная особенность в том, что суды все чаще взыскивают убытки в
полном объеме, в том числе и упущенную выгоду, в порядке, предусмотренном
п. 1 ст. 62 ЗК РФ, ст. 15 ГК РФ.
Муниципальная собственность не является государственной. Согласно ст. 215
ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве
собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным
образованиям.
В муниципальной собственности могут находиться земли, необходимые для
обслуживания потребностей местного населения, коммунального хозяйства,
благоустройства, инженерной инфраструктуры, занятые муниципальными объектами.
Объекты муниципальной собственности носят целевой характер, предназначены для
решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных,
социально-культурных и пр. потребностей населения.
Таким образом, сюда отнесем:
- объекты социально-культурного назначения (муниципальный театр, парк);
- жилые дома (муниципальные).
Поскольку находящиеся в муниципальной собственности земли могут
передаваться гражданам и юридическим лицам в постоянное пользование, пожизненное
наследуемое владение или аренду, а в соответствии с ГК РФ лицо, которому
земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе возвести на
участке здания, сооружения и т.п., отнесем жилые дома (частные) к частной
собственности.
Церковь – частная собственность. Религиозные организации
могут иметь на праве частной собственности здания церквей, а также прилегающие
к ним участки.
Федеральный закон РФ от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных
дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации". Ст. 5 «Классификация
автомобильных дорог» - в зависимости от значения подразделяются на: автомобильные
дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или
межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные
автомобильные дороги.
Пусть одна из наших дорог будет в частной собственности. Вторая – в
муниципальной собственности - общего пользования местного значения городского
округа (т.е. общего пользования в границах городского округа).
Река относится к государственной собственности, т.к. муниципальная и
частная собственность допускается только на обособленные (замкнутые) водные
объекты.
Здание суда – также государственная собственность.
Участки железной дороги не являются объектами, относящимися к муниципальной
собственности, поэтому железную дорогу отнесем к государственной
собственности.
Итак, получаем:
Г - земли государственной собственности;
М - земли муниципальной собственности;
Ч - земли частной собственности.
Вопрос 9. Выделите особенности и правовые проблемы, связанные с
управлением и использованием земель, принадлежащих Российской Федерации, но
находящихся за рубежом. Определите пути решения выявленных проблем.
Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
В целях выявления проблем по использованию земель, принадлежащих
Российской Федерации, но находящихся за рубежом, были приняты Постановления
Правительства РФ от 5 января 1995 года № 14 «Об управлении федеральной
собственностью, находящейся за рубежом» и от 3 июля 1998 года № 696 «Об
организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального
имущества». Объектами учета реестра федеральной собственности, расположенными
как на территории РФ, так и за рубежом, являются: земельные участки,
находящиеся в федеральной собственности; участки леса, недр, водные объекты и
другие природные объекты (ресурсы), находящиеся в федеральной собственности и
т.д.
В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 ноября 2004 года № 691 «О Федеральном агентстве по
управлению федеральным имуществом» в установленном порядке учет федерального
имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из
указанного реестра должно осуществлять Росимущество.
На практике возникает немало проблем разного характера, связанных с
управлением и использованием земель, принадлежащих РФ, но находящихся за
рубежом. В области управления данные факты имеют территориальную подоплеку. Для
их устранения немаловажной является локализация управления и соответствующие
правовые основы. В области же правовых проблем необходима тщательная проработка
аспектов, касающихся международного регулирования.
Вопрос 10. Выделите актуальные в настоящее время проблемы
взаимодействия гражданского и земельного права Российской Федерации. Определите
пути решения выявленных проблем. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Взаимосвязь земельного и гражданского права определяется общностью
социально-экономической природы земельных и гражданских отношений.
Земельное право — это комплексная, многогранная отрасль права. Рассмотрим
грань, которая соприкасается с гражданским законодательством.
Зачастую существует альтернатива применения гражданского или земельного
законодательства при регулировании однородных отношений, т.е. регулирование
правоотношений является параллельным. Однако можно говорить об отсутствии
эффективных правовых норм, обеспечивающих беспрепятственное осуществление прав
на землю субъектами гражданских и земельных правоотношений.
Так, параллельное регулирование гражданским и земельным законодательством
правоотношений по поводу земельного участка и его частей тормозит использование
земельных участков как объектов хозяйственного оборота и существенно
ограничивает права субъектов, в ведении которых они находятся. Например, в
соответствии с п. 1 ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный
участок, вправе им свободно распоряжаться постольку, поскольку соответствующие
земли, на основании закона, не исключены из оборота или не ограничены в
обороте. Иными словами, права собственника ограничены только одним условием, в
остальных случаях собственник может сам определить юридическую судьбу вещи,
руководствуясь принципами ст. 1 ГК РФ. На самом деле, правовой статус земельных
участков не предоставляет собственнику таких прав, например, согласно п. 4 ст.
35 ЗК РФ отчуждение земельных участков невозможно без одновременного отчуждения
находящихся на нем здания, строения, сооружения. Таким образом, земельные
участки, занятые недвижимостью, не соответствуют единственному условию
ограничения прав владельца. Итак, необходимо установить, что дополнительным
условием ограничения права распоряжения земельным участком является наличие
здания, строения или сооружения на нем.
Также в гражданском законодательстве понятие «земля» в одних случаях оно
имеет самостоятельное значение, а в некоторых – сводится к понятию «земельный
участок». Когда мы говорим о земле как объекте гражданских правоотношений, то
имеем в виду землю не в ее естественном состоянии, а землю, в отношении которой
установлен определенный правовой режим, в силу чего она и становится объектом
права.
Земля как территория не может быть объектом гражданских правоотношений,
поскольку право территориального верховенства относится к сфере международных
отношений. В то же время земля - это основа жизни и деятельности человека (ст.
9 Конституции РФ), и в этом смысле она является объектом правоотношений вообще
и права собственности в частности. Отсюда следует вывод: отдельные участки
земли или их группа, как ограниченная территория, прямо или косвенно становятся
объектом правоотношений и должны получить соответствующее правовое
регулирование. В частности, согласно ст. 130 ГК РФ земельные участки, их части
и все, что прочно связано с землей, признаются недвижимым имуществом, которое
имеет особое правовое регулирование. Иначе говоря, земля и земельный участок – правовые
категории, используемые в различных сферах общественной жизни. Каждая из них
обычно нуждается в соответствующей правовой регламентации, и смешение этих понятий
приводит не только к искажению заложенного в них смысла, но и к противоречиям
между нормами гражданского и земельного законодательства, регламентирующими
правоотношения с недвижимым имуществом. Итак, для использования термина
«земля» в гражданском и земельном законодательстве без дополнительных поправок
необходимо учитывать п. 2 ст. 9 Конституции РФ: земля - это ограниченная
территория.
Таким образом, объектом гражданских правоотношений может быть земля как
ограниченная территория, земельный участок или его часть, и находящиеся на ней
здания и сооружения.
Предметом гражданско-правового регулирования являются права на землю, как
ограниченную территорию, земельный участок и находящиеся на них здания и
сооружения. К предмету ведения земельного законодательства также должна быть
отнесена земля как природный объект и природный ресурс, а также порядок и
условия ее сохранности и использования. Это позволит устранить существующие
противоречия в имущественных отношениях между нормами ГК РФ и ЗК РФ, и
приведет их к более гармоничному взаимодействию.
1.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.//Российская
газета, N 237 от 25 декабря 1993 г.
2.
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от
30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ в ред. от 22.07.2008
г.//Собрание законодательства Российской Федерации, N 32 от 5
декабря 1994 г., ст. 3301.
3.
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 22
декабря 1995 г. N 14-ФЗ в ред. 01.09.2008 г.//СЗ РФ, N 5,
1996 г., ст. 410.
4.
Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г.
N 167-ФЗ в ред. 14.07.2008 г.//СЗ РФ, N 47 от 20 ноября
1995 г., ст. 4471.
5.
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г.
N 22-ФЗ в ред. от 22.07.2008 г.//СЗ РФ, N 5 от 3 февраля
1997 г., ст. 610.
6.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 30.12.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009) // СЗ РФ,
N 44 от 29 октября 2001 г., ст. 4147.
7.
ФЗ от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ (ред. 0т 23.07.2008) "О
землеустройстве" // РГ № 118-119, 23.06.2001.
8.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. №
883 «О государственном земельном контроле» // СЗ РФ 2002 г. № 47. Ст. 4685.
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 г. №
22 "Об утверждении Положения о Федеральной службе земельного кадастра
России" // СЗ РФ, 2001 г., N 3, ст. 251.
10.
Веденин Н.Н. Земельное право. – Москва, Юриспруденция, 2007.
11.
Земельное право. Учебник. Под ред. С. А. Боголюбова. М., Проспект, 2004.
12.
Земельное право: Учебник / Г.В. Чубуков. - М. Изд-во «Экзамен», 2006.
13.
Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.:
Юристъ,2006.
14.
Крассов О.И. Земельное право. Учебник. М., Юристъ. 2006 г.
15.
Комментарий к Земельному кодексу Российской федерации / Под ред. С.А.
Боголюбова. М: Издательство Проспект, 2007.
16.
Краснова И. О. Земельное право. Элементарный курс – Издательство Юристъ,
2007.
17.
Чубаров В.В. Некоторые проблемы взаимодействия гражданского и земельного
законодательства и пути их решения. Журнал российского права. № 9, 2005.