Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Взаимоотношения в семье

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Взаимоотношения в семье
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:45:47
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Структура взаимоотношений в семье.

    Стр.

     

     

    3

    4

    6

    9

    12

    19

    20


     
    Содержание

     

    Введение

    1. Определение семьи. Брак и семья.

    2. Функции семьи.

    3. Типология семьи.

    4. Ролевая структура семьи.

    Заключение.

    Список используемой литературы.


     
     















                                                                            






    Введение.


    В своем реферате я обращаюсь к теме структура взаимоотношений семьи. Этот вопрос поднят мною неслучайно. Ведь данная тематика актуальна в обществе, особенно среди молодых людей.

    Целью моего реферата является изучение структуры взаимоотношений в семье.

    В задачи реферата  входит рассмотрение понятий семьи и брака, ознакомление с функциями и структурой семьи, выполнение ролей в социологии общества.

    Хочу заметить, что посредством учебных пособий Зверевой О.Л., Ганичевой А.Н. «Семейная педагогика и домашнее воспитание», Мудрика А.В. «Социализация человека», Комарова М. С. «Введение в социологию»,  я смогла подробно рассмотреть определение семьи и брака.

    В книге Карабановой О.А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования» четко определено понятие семьи, ее функции и структура, а также выполнение ролей членами семьи. В этой книге  подробно, на  примерах рассматриваются все  принципы взаимоотношения в семье, положительные и отрицательные стороны ее создания, а также дается возможность поразмышлять над тенденциями  развития институтов семьи и брака и возможностях их  преобразования.

    Также мной была изучена следующая литература: семейный кодекс, «Психология социального познания» Андреева Г.М., «Проблемы усвоения ролей мужчин и женщин» Алешина Ю.Е. Воловик А.С.

    В своем реферате я постаралась наиболее четко и  конкретно выразить все основные разделы, указанные в содержании и наиболее полно раскрыть данную проблему.

      


     

    1.   Определение семьи. Брак и семья.

     

    Семья с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которого связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.

    Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности [4; 5].

    В семейном кодексе прописаны права и обязанности семьи: в статье 7 пунктах 1 и 2 говорится о том, что «1. Граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено настоящим Кодексом. Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан. 2. Семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав».

    Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа» [4; 5].

    Мудрик А.В. определил следующее понятие семьи – это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на общности жилья и бюджета (без регистрации брака), члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [7; 153].

    Понятие «семья» не следует путать с понятием «брак». Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и

    женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

    Слово «брак» происходит от русского слова «брать». Брак – явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития – от полигамии к единобрачию.

    Исторически более ранней формой является полигамный или групповой брак, состоящий из нескольких мужчин и нескольких женщин. Основными разновидностями таких брачных отношений являются многомужество и многоженство[4; 5].

    Брак - совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа по отношению к жене и наоборот, а их двоих — по отношению к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак -  это кон­тракт, который заключается между  тремя сторонами — мужчиной, женщи­ной и государством [6; 54].

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.









    2.   Функции  семьи.

     

    Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражающей как специфику ее, семьи, культурно – исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла.  Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определенных потребностей.

    К основным функциям семьи можно отнести следующие:

    - экономическую (материально – производственную), хозяйственно – бытовую. В доиндустриальном обществе семьи была первичной производственной группой, обеспечивающей себе все основные материальные условия существования. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов. Распределение домашних обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жизненного цикла;

    - репродуктивную (деторождение и воспроизводство населения). А.Г.Харчев считает эту функцию важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны.

    Решение задач планирования рождаемости и воспроизводства населения составляет важную функцию государственной политики практически во всех странах;

    - функцию воспитания детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжения человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально – позитивное, полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи;

    - сексуально – эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим  как уникальная и неповторимая личность, создает условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров;

    - функцию духовного общения, предполагающую духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально – политической, профессиональной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;

    - функцию эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую ощущение безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации;

    - рекреативную (восстановительную) – функцию обеспечения условий восстановления нервно – психической стабильности членов семьи.

    Еще одна функция семьи, практически утраченная в современном обществе – это функция передачи социального статуса. Наследственная монархия, передача аристократических титулов по наследству обеспечивало преемственность статуса и власти. В настоящее время подобная функция реализуется лишь незначительным числом богатых, высокопоставленных семей.

    В качестве заключения, можно сказать о том, что в ХХ веке роль семьи как социального института резко возросла. Увеличилась продолжительность детства. Особую ценность в жизни семьи приобрела функция воспитания детей. Современная семьи – семья второй половины ХХ века и начала нашего века – все явственнее утверждает себя в качестве «психотерапевтического союза». Предназначение семьи все в большей степени связывается с созданием уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации как супругов, так и детей. Воспитание приобретает характер равноправного сотрудничества родителей и детей, основанного на уважении прав ребенка [5; 11-13].

























    3.   Типология семьи.


    Критериями типологии семьи являются: ее состав; стаж супружеской жизни; количество детей; место и тип проживания; особенности распределения ролей, главенства и характер взаимодействия; профессиональная занятость и карьера супругов; социальная однородность; ценностная направленность семьи; особые условия семейной жизни; характер сексуальных отношений.

    В зависимости от состава семьи выделяют: нуклеарную, расширенную, неполную и функционально неполную семьи.

    Нуклеарная (ядерная) семья — это супруги и их дети. Если семья бездетна, то состав нуклеарной семьи ограничивается супругами. Нуклеарная семья — типичный вид семьи XX в., сменивший патриархальную семью, включающую несколько поколений близких и дальних родственников, объединенных общностью территориальной и экономических интересов.

    Расширенная нуклеарная семья — нуклеарная семья, дополненная прародителями и, возможно, другими близкими (по интенсивности общения и взаимодействия) родственниками.

    Неполная семья — семья, в которой отсутствует один из супругов.

    Функционально неполная семья — нуклеарная семья (полная по формальному составу), в которой один из супругов не может постоянно выполнять свои функции. Причины, препятствующие реализации супругом своих семейных ролей, могут быть различны: тяжелое или хроническое заболевание, специфика профессиональной деятельности, длительное отсутствие.

    Смешанная семья — семья, в которой вместо одного (или обоих) супругов занимает другой член семьи. Примером может быть семья, включающая бабушку, дедушку и внука, родители которого умерли либо находятся в разводе и каждый проживает отдельно, или семья, в которой тетя одна воспитывает племянника, и т.д.

    В зависимости от семейного стажа супружеской жизни выделяют: семью молодоженов (семья «медового месяца»); молодую семью (от полугода—полутора лет до рождения детей); семью, ждущую ребенка; семью среднего супружеского возраста (от 3 до 10 лет совместного проживания); семью старшего супружеского возраста (10—20 лет супружеского стажа) и, наконец, пожилые супружеские пары (супруги, воспитавшие взрослых детей, создавших собственные семьи, и реализующие в настоящем семейные роли бабушек и дедушек).

    В зависимости от количества детей семьи подразделяются на бездетные, однодетные, малодетные и многодетные.

    По месту проживания выделяют городские, сельские семьи и семьи, проживающие в отдаленных районах. Различаются они стилем жизни, семейным укладом, характером социальной занятости супругов и ролевой структурой, уровнем и образом потребления, наконец характером осуществления воспитательной функции.

    Критерий типа проживания позволяет выделить патрилокальную, матрилокальную и неолокальную семьи. Патрилокальный тип семьи определяет место жительство жены в доме мужа после замужества. Матрилокальный характеризуется проживанием семьи в доме жены. В наше время наиболее распространенным является неолокальный тип проживания, при котором нуклеарная семья стремится к отдельному от родителей и других родственников проживанию. Сегодня все чаще стала встречаться еще одна форма проживания супругов — годвин - брак, предполагающий раздельное проживание супругов. Такой тип брака получил название по имени одного из активных сторонников такой формы проживания — У. Годвина, утверждающего, что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее полному личностному развитию каждого из них в силу различий их потребностей, интересов и склонностей.

    В зависимости от особенностей распределения ролей, главенства и характера взаимодействия выделяют традиционную, авторитарную, эгалитарную, демократическую семьи.

    Традиционная авторитарная семья характеризуется единоличным главенством супруга авторитарного типа и традиционным распределением семейных ролей с четкой дифференциацией ролей мужских и женских.

    Авторитарная семья может быть как патриархального типа (единоличное главенство принадлежит мужу), так и матриархального (главой семьи является жена).

    Эгалитарная семья (равноправная, эквивалентная) — семья без главенства и четкого распределения ролей и обязанностей, с аморфной, неоформленной ролевой структурой. Как правило, эгалитарная семья — это молодые супруги без детей. Рождение детей требует от супругов структурирования позиций и распределения ролей, поэтому на смену эгалитарному типу приходит традиционный или демократический.

    Демократическая {партнерская) семья характеризуется равноправием супругов, совместным главенством с разделением функций, гибкостью в распределении ролей и обязанностей и готовностью к изменению ролевой структуры на основе учета интересов каждого из партнеров и семьи в целом.

    По критерию профессиональной занятости и карьеры супругов можно выделить семью полной занятости, где в общественном производстве заняты оба супруга; семью частичной занятости, где работает один из супругов, как правило, муж; семью пенсионеров, где оба супруга не работают, и, наконец, так называемую двухкаръерную семью, в которой ценности карьеры и профессиональной самореализации значимы для обоих супругов и признаются в равной мере приоритетными как для самого себя, так и для супруга [5; 49-50].

        Итак, семья является социальным институтом,  а конкретная семья -

    институализированной социальной группой. Как любая другая институализированная группа, она скрепляется отношениями власти - подчинения и взаимоотвественности [3; 32 - 33].

    4.   Ролевая структура семьи.


    Основными параметрами ролевой структуры семьи являются характер

    главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, то есть иерархическое строение семьи, и распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла.

    Ролевая структура семьи в значительной степени определяется ведущими семейными ценностями, иерархия которых развивается на протяжении жизненного цикла семьи, отражая изменение значимости ее функций. Например, после рождения детей центральное место в семье занимает воспитательная функция, а ценность родительства становится ведущей. Сравнение приоритетности ценностей у молодоженов и лиц, вступающих в брак, обнаружило значимые различия: у лиц, вступающих в брак, ценности имеют четкую семейно-бытовую направленность, а у благополучных молодоженов наблюдается сбалансированность ценностей семейных и связанных с профессиональной деятельностью супругов. Семейные ценности регламентируют образ жизни семьи, распределение ролей и установление главенства.

    Главенство в семье определяет ее иерархию и организацию функционирования, характер принятия решений, меру участия членов семьи в управлении ее жизнедеятельностью, отношения власти — доминирование и подчинение.

    Авторитарная система отношений означает сосредоточение функций

    управления и принятия решений в руках одного члена семьи. Демократическая система отношений — равноправное участие всех членов семьи в управлении и принятии решений. Тенденцией развития современной семьи является переход от авторитарной к демократической системе отношений, что, в первую очередь, обусловлено становлением правового и экономического равноправия мужчин и женщин. Главенство может носить единоличный характер (персональное главенство) и быть совместным. В первом случае все или большинство наиболее значимых для семьи функций оказываются сосредоточены в руках одного человека. Такая форма главенства вряд ли может быть эффективна с точки зрения теории управления, однако в кризисные периоды развития семейной системы единоличное главенство оказывается адекватным и полезным. В стабильные же периоды оптимальной формой руководства является совместное главенство. Оно бывает с разделением функций и без (эгалитарный вариант).

    Однако наряду с фактическим главенством существует и главенство формальное, т.е. приписываемое по определенным правилам. В случае расхождения фактического и формального главенства возникают конфликты,

    борьба за признание фактического руководства, за установление главенства одного из членов семьи. Традиционно формальное главенство приписывается мужу, в то время как фактическое в равной степени распределяется между мужем и женой.

    В случае единоличного авторитарного главенства в семье может доминировать - отец (патриархальная семья), мать (матриархальная семья), ребенок (детоцентристская семья). В основе доминирования (применения власти) могут лежать авторитет и уважение к главе семьи, дань традициям и подчинение закону, признание компетентности лидера и делегирование ему права руководства и принятия решений, использование принуждения и насилия, «подкуп», лесть и манипуляция членами семьи. 

    Роль— это нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от

    человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. Содержание роли и ее выполнение регулируются нормами, т.е. определенными выработанными и принятыми группой правилами, которым необходимо следовать для реализации совместной деятельности. Существуют правила, предписания, касающиеся как принятия ролей, так и их исполнения. Важны также контроль за выполнением роли и санкции, как внешние, так и внутренние, направленные на восстановление баланса семейной деятельности за счет определенного воздействия на члена семьи, не выполняющего свою роль. Степень принятия членом семьи своей семейной роли определяет эффективность ее выполнения и, как следствие, успешность функционирования семейной структуры в целом.

    В ролевой структуре семьи выделяют план конвенциональных и план

    межличностных ролей.

    Конвенциональные роли предписаны социокультурным окружением,

    стандартизованы, определяют постоянные права и обязанности членов семьи, представляя собой перечень форм поведения и способов их реализации, регулируемых правом, моралью, традициями. Межличностные роли индивидуализированы, определяются конкретным характером межличностных отношений в семье, кристаллизуя в себе уникальный опыт семейного межличностного общения.

    Ролевая структура семьи обеспечивает эффективное ее функционирование и удовлетворение потребностей всех ее членов с учетом следующих требований:

    - ролевая согласованность — требование непротиворечивости ролей,

    образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом;

    - выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей

    личности в рамках семьи;

    - принятые роли должны соответствовать возможностям личности,

    нельзя допускать «ролевой перегрузки»;

    - выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи.

    В основу классификации ролей Ф. Ная положен функциональный принцип, позволяющий выделить следующий набор ролей:

    - «кормилец» семьи, хозяин (хозяйка) дома, ответственный за уход и воспитание младенца, воспитатель детей, сексуальный партнер, - «семейный психотерапевт», несущий ответственность за поддержание родственных связей, организатор досуга и развлечений (рекреационная функция семьи), организатор семейной субкультуры. При распределении конвенциональных ролей наблюдается полоролевая дифференциация, которая определяется особенностями представлений супругов о ролях мужчин и женщин в обществе и семье, особенностями полоролевой идентичности и реальным распределением ролей в семье между супругами. Можно говорить о традиционной, обусловленной биологическим критерием распределения функций, антитрадиционной и равноправной полоролевой дифференциации. Традиционализация ролей в семье по тендерному принципу связана с рождением и воспитанием маленьких детей. В современной семье, тяготеющей к равноправному распределению ролей, полоролевая дифференциация достаточно подвижна и свободное изменение ролей супругов позволяет семье более эффективно решать свои проблемы.

    Остановимся на характеристике функциональных ролей в семье. Роль

    «кормильца» соответствует выполнению функции обеспечения материального благополучия семьи. В традиционной семье эта роль принадлежит мужу. В Современной, как правило, работают оба супруга. Выполнение роли «кормильца» фактически предопределяет решение вопроса о власти и главенстве в семье.

    Роль хозяина (хозяйки) дома реализует функцию организации и поддержания быта.

    Роль ответственного за воспитание младенца выделяется из воспитательной функции семьи и выступает обособленно по причине теснейшего взаимодействия ребенка в младенческом возрасте с близким взрослым.

    Возможности выполнения родителем, принимающим на себя функцию воспитателя младенца, других функций крайне ограниченны.

    Реализация роли воспитателя детей (более старшего возраста), предполагающая управление процессом социализации, морального развития, становления компетентности, как правило, осуществляется обоими родителями.

    Роль сексуального партнера включает проявление активности и инициативности в сексуальном поведении. Традиционно роль лидера в сексуальных отношениях отводится мужу, однако в последнее время ситуация выглядит далеко не так однозначно в связи с ростом активности женщин.

    Роль «психотерапевта» обеспечивает удовлетворение потребностей членов семьи в эмоциональном взаимопонимании, поддержке, безопасности, ощущении личностной самоценности и является ключевой в современной семье. Традиционно она отводится женщине в силу признания ее большей эмоциональной чувствительности, однако в действительности дело обстоит так далеко не всегда. Муж в роли семейного «психотерапевта», как правило, укрепляет свою лидерскую позицию и реальное главенство в семье.

    Перечисленные роли имеют скорее «внутренний» характер и не предполагают выхода за пределы границ семейной системы. Наряду с ними можно говорить и о семейных ролях, реализуемых в контексте более широкого социального окружения, осуществляющих посредническую функцию между семьей и социальной средой. К ним относятся роли ответственного за поддержание родственных связей, организатора досуга и семейной субкультуры.

    Роль ответственного за поддержание родственных связей предполагает лидерство в организации общения с родными и близкими, участие в семейных ритуалах, церемониях, праздниках, осуществление необходимой материальной и психологической поддержки нуждающимся членам расширенной семьи, социального контроля. Традиционно эту роль исполняла жена, сейчас нет четкого приоритета, принятие этой роли определяется характером родственных отношений и личностными особенностями членов семьи.

    Роль организатора семейного досуга, реализующего рекреационную функцию семьи, направлена на планирование и проведение выходных дней и отпусков. Важность этой роли возрастает в современной ситуации дефицита межличностного общения в семье.

    Роль организатора, творца семейной субкультуры, своеобразного духовного лидера семьи, определяющего ее интересы, культурные запросы, увлечения, возникла относительно недавно и отвечает функции духовного общения и обеспечения условий для культурного роста членов семьи. Как правило, эту роль принимает на себя наиболее компетентный и заинтересованный член семьи. Исполнение ролей организатора семейного досуга и организатора семейной субкультуры достаточно часто совмещает один член семьи в силу их содержательной близости. Семейная культура включает ритуалы и обряды жизненного цикла, сопровождающие основные семейные события (помолвка, свадьба, рождение детей, похороны и пр.). Семейная праздничная культура — новогодние обряды, празднование дней рождения, юбилеев, других знаменательных дат семейного календаря — имеет ритуально-игровой характер, определяет историю семьи, выполняя функцию ее интеграции и укрепления сплоченности, обеспечивает формирование ее самосознания.

    Х. Рихтер выделяет патологизирующие роли. В зависимости от их субъекта могут быть индивидуальными и семейными. Причины семейных патологизирующих ролей лежат в области нарушений в системе «семья — социальное окружение».

    Феномен патологизирующих ролей является показателем дисфункции семьи как целостной системы. К индивидуальным патологизирующим ролям относят роли вроде «семейный козел отпущения», «позор семьи», «любимчик», «бэби», «больной член семьи» и т.п.

    Исполнитель роли «козел отпущения» является чем-то вроде «громоотвода», служит мишенью для эмоционального отреагирования остальных членов семьи. Достаточно часто он спокойно относится к эмоциональным реакциям домочадцев и принимает эту роль, осознавая ее положительный эффект. «Позор семьи» выступает в качестве своеобразного экрана, на который «проецируются» остальные члены семьи, он признается семьей или отдельными ее членами виновником всех несчастий и, как правило, эту роль отвергает. «Любимчик» является как бы посредником между конфликтующими членами семьи, носителем эмоционального начала, объединяющего семью, и тем самым препятствует открытому решению проблемы. «Бэби» — вечное дитя независимо от возраста, ему прощаются все проступки и прегрешения, его роль — быть подтверждением достоинств остальных членов семьи, а также основой ее сплоченности в его опеке.

    К патологизирующим семейным ролям, обусловленным нарушением связей семьи с социальным окружением, относят роли «семья-театр», «семья-крепость», «семья-санаторий» и др. Например, в «семье-крепости» превалируют враждебное отношение к социальному окружению, стремление к изоляции, социальному дистанцированию, агрессивные формы реагирования. «Семья-театр» как бы живет на сцене, выставляя напоказ заботу, ласку, взаимопонимание, оставаясь при этом «глухой» к потребностям и интересам своих членов в реальной жизни.

















    Заключение

    В ходе работы над представленной темой были рассмотрены определение семьи, понятие брак и семья. Изучены функции и структура семьи, ролевая структура семьи.

    Я думаю, что раскрытие данной темы поможет широкому кругу людей более четко представить себе значение и назначение этих терминов.

    Сравнивая между собой два института, следует сказать, что брак - это институт, регулирующий отношения между полами, а се­мья—институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.

    Образно говоря, брак – ворота  в семейную жизнь. Брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

    Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности.
















    Список используемой литературы.

    1. Алешина Ю.Е., Воловик А.С. Проблемы усвоения ролей мужчин и женщин// Вопросы психологии. 1991, № 4.

    2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

    3. Дружинин В.Н.  Психологические типы семьи в европейской культуре. М.,1995.

    4. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.

    5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2005.

    6. Комаров М. С. Введение в социологию. М.:. ЮНИТИ-ДАНА, 1994.

    7. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ .высш. учеб. заведений / А.В.Мудрик – 2- е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

    8. Семейный кодекс Российской Федирации от 29.12.1995г. № 223 – Ф3 (принят ГД ФС РФ 08.12.1995г.)





Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Взаимоотношения в семье ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.