1.
Сравнительный
анализ социально-экономической внешней среды бизнеса в двух странах - наличие
(отсутствие) объективных предпосылок сотрудничества
2.
Сравнительный
анализ политической внешней среды бизнеса в двух странах - наличие (отсутствие)
взаимной симпатии (антагонизма) в традиционной политике двух стран
3.
Сравнительный
анализ правовой внешней среды бизнеса в двух странах - сходство (различие)
правовых систем
4.
Сравнительный
анализ деловых культур двух стран
5.
Сравнительный
анализ систем менеджмента двух стран
6.
Общий вывод о
системном благоприятствовании (неблагоприятствовании) делового сотрудничества
представителей двух стран
Заключение
Рассматривая Германия и
ЮАР, необходимо в первую очередь подчеркнуть разность менталитетов граждан этих
стран, что, на мой взгляд, отражается и на экономике в частности.
Говоря о Германии,
отметим, что в ее хозяйственной системе четко и непосредственно формировался
фактор взаимодействия государства и бизнеса, влияния государства на
экономическую систему.
Германия – мощнейшая страна. Население страны составляет около 1,32%
мирового. В Германии проблеме предпринимательства придается особенно большое
значение. Эффективность немецкой политики хозяйственного порядка заключается
именно в сочетании юридического, экономического и социального анализов там, где
другие ограничиваются установлением правовых норм. Германский вариант
предпринимательства находится на пересечении новой институциональной экономики,
ордо-либерального институционализма и теории рыночных процессов, а также
социальной и экономической психологии. Государство вынуждено балансировать
между контролем за слияниями и содействием конкуренции, фактически вмешиваясь в
предпринимательский процесс. Это упорядочивающее вмешательство целесообразно и
необходимо для сохранения дееспособности самой рыночной системы.
Специфика германской предпринимательской модели
обусловлена и структурой предприятий с организационно-правовыми формами.
Подавляющая часть предприятий (фирм) в Германии – это частные фирмы и торговые общества,
которые несут полную ответственность перед кредиторами всем своим имуществом
(таковых более 83%[1]).
Всего в Германии около 3,3 млн. предприятий, из которых 99,6% имеют менее 500
занятых, т.е. относятся к мелким и средним, на которые приходится 685 занятых и
53% создаваемого валового продукта[2].
В большинстве своем малые и средние фирмы Германии ориентируются на
узкие локальные рынки. Поскольку собственник и управляющий, как правило,
выступают в одном лице, сцепление интересов семьи и политики фирмы являются
крайне жестким. Стимулы развития, разумеется, здесь очень сильны, но
возможности менеджмента (особенности рискового и инновационного) весьма слабые.
Отсутствие стратегических предпринимательских решений на фоне капитала делает
мелкий и средний бизнес лишь фоном, на котором отдельные фирмы совершают
прорывы.
В ЮАР же сейчас происходит модернизация предпринимательской части
общества. Происходящие в ЮАР позитивные сдвиги представляют непосредственный
интерес для всего мира. От успеха реформ в Южной Африке будут зависеть характер
и этапы пересмотра всей политики в южноафриканском регионе. Не меньшее значение
будет иметь и то, в какой степени реальна возможность приобретения в лице ЮАР
ценного торгово-экономического партнера. Около десяти лет назад в правящей
элите созрела убежденность, что эта политика изжила себя и ведет страну в тупик
и даже к катастрофе. По ее оценкам, внешнеполитический курс государственного
руководства ЮАР в современной обстановке должен быть изменен на постепенный
демонтаж апартеида на основе внутреннего примирения, вывода страны из
международной изоляции и построения демократического общества.
Результатом
переосмысления прошлого и решительного поворота к реальности явилась
принципиально новая внутренняя и внешняя политика. С февраля 1990 года Южная
Африка начала свой трудный, противоречивый, порою болезненный путь
демократических реформ и изнурительную борьбу за возвращение ей достойного
места в мировом сообществе. Для этого надо было снять проблему международной
изоляции.
Сегодня ЮАР называют
Страной радуги из-за разнообразного цвета кожи ее населения. Малый бизнес до
1994 года был привилегией белолицых, но сегодня выгодно быть чернокожей
фермершей. На женщин и туризм делает ставку малое предпринимательство ЮАР. И
первые шаги по экспорту своих товаров за рубеж сделаны: за рубежом с
удовольствием пьют юарское пиво и носят юарские бриллианты.
В стране процветает
коррупция, однако первые шаги к цивилизованному бизнесу уже делаются. Если
малое предприятие открывают чернокожие граждане, то до 80% всех их трат
компенсирует государство. Если бизнес открывается где-то в деревне, то субсидии
и гранты могут составлять и 100%. Также чернокожим предпринимателям
компенсируются все затраты по обучению и повышению квалификации их опять же
черных работников. На себя берет правительство и компенсацию затрат на
приобретение производственных мощностей в том случае, если работать на них
будут чернокожие юарцы.
Наиболее приоритетные
отрасли - это сельское хозяйство, легкая промышленность, информационные
технологии. Если в комитет по предпринимательству приходит чернокожая женщина,
решившаяся стать фермером, весь бизнес практически от "нуля" и под
ключ построит государственная служба. И землю ей предоставят, и оборудованием
обеспечат, и льготный кредит выдадут. А в конце сезона еще и всю продукцию
выкупят.
В Германии разграничение
компетенций и источников доходов между федеральным центром, землями и общинами
воздействует на финансовую обеспеченность отдельных регионов. Финансовое
положение земель существенно изменяется в результате вертикального и
горизонтального финансового выравнивания.
Вертикальное
распределение имеет две стороны: разграничение налогов между субъектами
получения и предоставление субсидий и помощи федеральным центром регионам.
Горизонтальное
перераспределение является вторичным: уже полученные доходы в определенной
степени уравниваются путем изъятия их части у финансово сильных («богатых»)
земель и передачи их финансово слабым («бедным») землям. К горизонтальной форме
относится и перераспределение части налога с оборота.
Если же центр
и земли решают совместные задачи (например, расширение и строительство новых
вузов, содействие научным исследованиям, совершенствование аграрной структуры и
защита морского побережья и т.д.), то принципы финансирования четко регулируются
как в Основном законе, так и в отдельных нормативных актах.
Законодательные
полномочия в области налогообложения также распределены между центром и
землями, причем к исключительной компетенции федерации относятся лишь пошлины и
акциз на водку (на которую сохраняется государственная монополия), а к исключительной
компетенции земель – лишь некоторые («малые») налоги на потребление и расходы
(например, налоги на охоту, на напитки, на собак и т.п.). Основная же часть
налогов устанавливается в рамках так называемого конкурирующего федерального
законодательства. Важно отметить, что при введении центром любых налогов
требуется одобрение Бундесрата (палаты, представляющей земли), если их
поступления полностью или частично приходятся на земли и общины.
В случае,
когда налоговых поступлений не хватает для покрытия расходов, «слабые» земли
могут получать дополнительные федеральные перечисления (трансферты), причем они
используют эти средства по своему усмотрению. Специальная компенсация из
федерального бюджета предусмотрена и в случае, когда определенные мероприятия
центра влекут финансовые проблемы (например, строительство военных городков или
размещение федеральных ведомств)[3].
Степень
участия Германии в мировой торговле, безусловно, велика. Важными являются
факторы постоянно углубляющейся и расширяющейся европейской интеграции, а также
процессы мирохозяйственной глобализации.
В ЮАР ни сельское
хозяйство, ни производство у чернокожего населения спросом не пользуются, и в
бизнес решили завлекать и зрелищем. Огромные льготы, дотации и субсидии
предоставляются чернокожим бизнесменам, организующим культурные мероприятия,
шоу и занимающимся туризмом.
Есть немало совместных
предприятий. Например, привыкшие бороться за свои права юарцы выбили у
российского правительства ряд договоров о поддержании торгово-экономических и
научно-технических отношений между нашими странами. На сегодняшний день
компаниям ЮАР принадлежат на территории России весьма крупные концерны и предприятия.
В их числе крупный холдинг по производству пива очень известной и раскрученной
марки. Еще на юарские деньги построены заводы по производству платины,
обработке и огранке бриллиантов, изготовлению газового оборудования. Юарцы
также заинтересованы в том, чтобы открыть не только крупные, но и малые фирмы
для своих граждан на территории России.
По мнению Центра развития
и предпринимательства, нехватка специалистов в ЮАР может замедлить
экономическое развитие страны. В то же время, привлечение специалистов из-за
рубежа не только не создаст конкуренции большинству трудоспособного населения
ЮАР, но и поможет организовать новые рабочие места и увеличить число
налогоплательщиков.
Иностранцы привнесли бы в
южноафриканскую экономику свой опыт и более современные технологии. Готовить местных
специалистов необходимо, но на это уйдут годы. Между тем, в краткосрочной
перспективе иностранные специалисты, подготовленные на деньги зарубежных, а не
местных налогоплательщиков, помогали бы обучать своих южноафриканских коллег. В
результате, южноафриканский бизнес получил бы дополнительный стимул к развитию,
и отставание от развитых стран Запада удалось бы сократить. К тому же, нехватку
квалифицированного персонала чувствуют на себе не только частные компании, но и
государственные организации ЮАР.
Если сравнивать две
страны - Германию и ЮАР, то замечаешь, что в Германии законы о
предпринимательстве более продуманны, чем в ЮАР. Это можно объяснить более
древней историей цивилизованного права в стране. Хотя ЮАР в настоящее время
развивается быстрее, чем европейские страны в свое время. Возможно, это можно
объяснить тем, что она берет все самое лучшее у этих стран.
У немцев главная черта - тщательное,
предварительное планирование и обдумывание содержания деятельности. Немецкое
умение предусматривать, структурировать, упорядочивать отмечается всеми и
всегда. Для иностранцев оно не раз становилось объектом восхищения или
раздражения, подражания или подшучивания.
Но ведь никто не
возьмется спорить с тем, что планирование осуществляется и в других странах.
Любой учебник по менеджменту или управлению персоналом на любом языке включает
разделы, посвященные стратегическому и оперативному планированию.
ЮАР не может этим
похвастаться. Собственно говоря, мне кажется, что «деловая культура» здесь еще
не совсем сформирована.
Территория ЮАР больше
Германии, Франции, Италии, Бельгии и Голландии, вместе взятых. По счастливому
стечению обстоятельств именно здесь сосредоточены главные полезные ископаемые
мира: 91% мировых запасов марганцевых руд, 82% мировых запасов платины и более
половины мировых запасов хрома, золота и ванадия. ЮАР занимает четвертое место
в мире по запасам каменного угля.
Сейчас в республике
действительно стабильный политический и экономический режим, льготное
налогообложение, благоприятная атмосфера для развития предпринимательства,
развитая инфраструктура и неограниченные возможности для экспорта и импорта товаров
и капиталов.
ЮАР - это официальное
"экономическое чудо". И инвесторы выстраиваются в очередь, для того
чтобы потратить свои денежки на юарском "поле чудес". 67 стран,
включая даже такие "замороченные", как Израиль, Швейцария,
Лихтенштейн, Литва, Латвия и Ирландия, не требуют визы для визита с лиц,
обладающих паспортом гражданина ЮАР.
У правительства ЮАР свои
радости и проблемы. Только половина чернокожих юарцев работает, учится или
занимается бизнесом. Остальные пятьдесят процентов живут в жуткой нищете,
голодают и болеют СПИДом...
Развитие малого
бизнеса - это национальная программа ЮАР. Только вовлекая людей в экономику,
создавая рабочие места, можно побороть столь непростую ситуацию.
Иначе коренным жителям
грозят полная деградация и постепенное вымирание.
И тут экономика
столкнулась с психологией. Люди, которые десятилетиями были рабами, не хотят
быть хозяевами или просто полноправными подчиненными. Граждане с черной кожей
очень тяжело идут в бизнес, в школы и университеты.
Если в Германии развилась
очень жесткая система менеджмента, (а менеджмент качества один из самых лучших
в мире), то ЮАР пока не дошла до этого.
При всех
"шоколадных" условиях выдачи кредитов и предложении заняться своим
бизнесом, 10 миллионов юарцев продолжают жить в нищете. В ЮАР предлагают
чернокожим гражданам заниматься самостоятельным бизнесом, а они нанимаются на
самые грязные и непрестижные работы в корпорации. Именно потому, что много лет
они привыкли быть прислугой, выполнять приказы хозяев.
Сладкой приманкой для
приезжих стал дотационный и льготный малый бизнес.
Иностранная фирма или
индивидуальное предприятие, зарегистрированное на иностранца, может получить до
100% субсидий или компенсаций на развитие бизнеса в ЮАР. Расходы на завоз и
растаможивание оборудования компенсируются безвозмездно. Только приезжайте,
создавайте рабочие места, работайте.
Иностранным малым
фирмам предоставляются льготные или вовсе беспроцентные кредиты. И главное
условие - все деньги должны быть использованы только на территории ЮАР.
Выводить прибыль и доходы из страны так же легко и просто.
Главное - прежде
рассчитаться с государством по налогам, кредитам и займам.
Если говорить о
возможности сотрудничества представителей Германии и ЮАР, то сотрудничество,
безусловно, возможно. В настоящее время ЮАР тесно сотрудничает с Англией,
Францией. Не отстает от Англии в развитии сотрудничества с ЮАР и объединенная
Германия. В ноябре 1991 года в Южной Африке с шестидневным визитом побывал
заместитель министра иностранных дел ФРГ Х.Шефер. Проведя переговоры с
представителями основных государственных и политических структур, он пришел к
выводу, что демократические процессы в ЮАР приняли необратимый характер, хотя и
проходят с большими трудностями, но что время международной изоляции ЮАР
истекает. По его стопам в феврале 1993 г. в Йоханнесбурге побывал министр экономики ФРГ Ю. Меллеман. Он заверил членов Германо-Южноафриканской
торгово-промышленной палаты, что Германия не оставит ЮАР в трудную минуту и готова
оказать помощь всем сторонам южноафриканского общества, принимающим участие в
демократических преобразованиях.
В последние четыре года
ЮАР заметно укрепила свои позиции в Европе. Что касается стран, ранее входивших
в социалистическое содружество, то здесь имел место поистине быстрый и глубокий
прорыв дипломатической блокады.
ЮАР занимает первое место
в Африке и одно из ведущих в мире по производству тростникового сахара. Главный
центр сахароварения - провинция Квазулу-Наталь.
Основными торговыми
партнерами по импорту товаров ЮАР в 2004 году являлись Германия, США,
Великобритания, Япония, Саудовская Аравия, Ки-тай, Франция. В феврале 2004 года
Германия импортировала 343 361 т коксующегося угля из ЮАР, США, Канады и
Австралии
Основными торговыми
партнерами Германии в 2007 также были Польша, Россия, ЮАР, Колумбия, Индонезия
и Китай.
На Африку приходится до
2,2% внешней торговли Германии. Важнейшими торговыми партнерами Германии в
настоящее время являются ЮАР, Ливия, Алжир, Тунис, Нигерия.
Крупнейшими торговыми
партнерами ЮАР являются: США, Германия, Великобритания, Япония и Голландия.
То есть видим, что Германия
уделяет повышенный интерес сотрудничеству с ЮАР.
Рекордное расширение в
деятельности строительства помогло ВВП ЮАР вырасти на 4.7% в первом квартале
2007. Т.о. экономика страны росла без перерыва 34 квартала с 1998 - это самый
длительный экономический подъем в истории страны.
Реальный пересчитанный на
год экономический рост за четыре квартала 2006 составил 5%, 5.5%, 4.5% и 5.6%[4].
Согласно Stats SA,
главными вкладчиками сегодня стали финансы, недвижимость и бизнес-услуги
(каждый сектор - по 1.1%), производство (0.8%), оптовая и розничная торговля,
гостиницы и рестораны, и строительство (каждый из этих секторов дал по 0.7%),
транспорт и связь (0.6%) и сектор государственного управления (0.5 %).
Business Day сообщает,
что рост сдерживало в основном падение производства в сфере горной
промышленности (-7,8%), прежде всего - золота и платины.
Особенно быстрыми темпами
растет сфера строительства (21.3% в 2006 - 17-летний рекорд). С 2004 рост в
этой отрасли исчисляется двузначными цифрами и ожидается, что он удвоится в
ближайшие семь лет, поскольку правительство запустило мощную, R416-миллиардную
программу развития инфраструктуры.
Большая часть этих
средств будет потрачена на развитие энергетики, т.е. будет освоено
государственной энергетической компанией Eskom на строительство электростанций.
Вторая строка по значимости - транспорт, т.е. государственная транспортная
корпорация Transnet, прежде всего - ее грандиозные железнодорожные проекты.
ЮАР ввозит в страну
продукции таких отраслей, как химическая, машиностроительная, электронная
продукция, транспортное оборудование, запчасти, автотранспорт. А вывозит сырье.
При этом тесно сотрудничает с Германией. Однако Германия упускает возможность
сотрудничества с ЮАР в области атомной энергетики. Французский консорциум во
главе с AREVA (помимо AREVA в него входят строительный и телекоммуникационный
конгломерат Bouygues и электрическая компания EDF) выразил намерение получить
две трети заказов на строительство реакторов в Южно-Африканской Республике. Южная
Африка, переживающая острый энергетический кризис, приняла обширную программу
строительства 12 АЭС и 24 модульных реакторов. Уже объявлен тендер на
строительство второй АЭС в стране.
Основными претендентами
являются компания AREVA (реактор EPR) и Westinghouse (реактор АР 1000). Выбор
конкретного проекта будет сделан в этом году, строительство планируется начать
в 2010 г. и завершить в 2016 г. Для поддержки заявки AREVA в ЮАР с официальным
визитом в феврале прибудет Николя Саркози.
Но зато сотрудничество
идет в военной области. На вооружение ВМС ЮАР в Саймонстауне поступил третий из
четырех заказанных в Германии патрульных корветов «Спиункоп» класса «Меко А200».
Первые два корвета - «Аматола»
и «Исандлвана» находятся сейчас в Саймонстауне, где осуществляется установка
вооружения и электронного оборудования. Как сообщил контр-адмирал Джони
Камерман, в октябре этого года «Аматола» начнет проводить испытания оружейных
систем, которые продлятся 8 месяцев. Что касается «Спиункопа», то подрядчики на
этой неделе начнут устанавливать южноафриканское электронное оборудование и
вооружение. Этот корвет назван в честь высот Спиункоп, где во время
англо-бурской войны 1899-1902 годов проходили самые упорные бои.
Четвертый корвет «Менди»
все еще находится на верфях в германском Киле. Официальная передача корабля
представителям ЮАР намечена на июнь 2005 года.
Корветы строятся
европейско-южноафриканским консорциумом. В него входят германские компании по
строительству фрегатов в составе «Блом-унд- Фосс», «Тиссен Райаншталь», «Ховалдсверке
Дойче Верф», а также компания «Африкэн дифенс системс», являющаяся частью
французской оборонной компании «Талес».
На верфях Германии идет
также строительство для ЮАР трех дизель- электрических подводных лодок.
То есть сотрудничество
между двумя странами может стать более тесным.
Использованные
источники:
Источники СМИ,
новостные агентства,
данные МИД,
Интернет-источники.