Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Государственная служба как социальный институт

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Государственная служба как социальный институт
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:45:47
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:








    Тема:


    «Государственная служба как социальный институт»
















    2009

    ПЛАН РАБОТЫ:


    Введение ---------------------------------------------------------------------------------- 3 стр.


    Понятие государственной гражданской службы --------------------------------- 5 стр.

    Виды государственной гражданской службы ------------------------------------- 7 стр.

    Цели государственной службы как социального института ------------------- 9 стр.

    Принципы государственной гражданской службы ----------------------------- 13 стр.

    Передовой опыт социализации государственной службы -------------------- 20 стр.


    Выводы ---------------------------------------------------------------------------------- 21 стр.


    Список использованных источников и литературы ---------------------------- 22 стр.


















    Введение


    Изучение социальных структур власти и управления – является одной из  приоритетных общественных ценностей. Среди таких структур особое значение имеет государственная служба, поскольку она непосредственно удовлетворяет особо значимые общественные потребности в управлении и власти.

    Такой социальный институт как государственная служба играет важную роль в обеспечения прав и свобод каждого гражданина, решении задач повышения уровня жизни населения, составляющих главное содержание политики государства.

    Если суммировать множество подходов к определению понятия социальный институт, то можно выделить следующие. Социальный институт представляет собой:

    • ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

    • совокупность правил поведения, обычаев и традиций;

    • формальную и неформальную организацию,

    • совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений,

    • обособленный комплекс социальных действий.

    При указанном разнообразии в определении социального института отмечается различие и в понимании государственной службы как социального института.

    Под социальным институтом государственной службы понимается исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства. Их социальная практика нацелена, в конечном итоге, на обеспечение законных прав и свобод граждан, на создание благоприятных условий для их безопасности и достойной жизни.

    Исследователи отмечают, что становление социального института государственной службы развивается как совокупность социальных (формальных и неформальных) правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные стороны деятельности государственных служащих и организующих их сие тему ролей и статусов, образующих социальную систему. В рамках социального института государственной службы воспроизводится, повторяется, становясь устойчивыми, образцы поведения, привычки, традиции, передающиеся из поколения в поколение.

    Выделяют две позиции в подходах к государственной службе:

    - институциональный, при этом государственная служба рассматривается как социально-правовой институт, цель которого – обслуживать интересы не отдельного «политическою» руководителя, а всего народа),

    - деятельностный (Государственная служба является профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов и носит политический характер).

    Государственная служба рассматривается также как публично-правовой институт общественного служения профессионально подготовленных граждан российскому обществу и государству в целом.

    Эти подходы не противостоят друг другу, но и не могут претендовать на абсолютную истину, данные подходы должны соотноситься и дополнять друг друга, так как от недостаточного понимания сущности государственной службы со стороны одною подхода появляется неоднозначность понимания со стороны другою подхода.









    Понятие государственной гражданской службы


    В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» под государственной службой понимается: «…профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской Федерации».

    Как правило, под службой понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес. Предназначение службы связано с созданием условий для нормального функционирования общества, обеспечением других видов социальной деятельности.

    Особым видом службы является государственная гражданская служба, которая может касаться социально-культурного обслуживания людей, осуществления управленческой деятельности, обеспечения деятельности органов государственной власти и т.д.

    Чёткого и общепринятого определения понятия «государственная гражданская служба» в научной литературе нет.

    Государственная гражданская служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление.

    В концепции реформирования государственной службы проводится идея публично-правового характера государственной службы, определения ее как института, призванного обеспечит выполнение государственными служащими социальной функции государства, а не только исполнение полномочий государственных органов.


    Определения понятия «государственная гражданская служба»:

    Рис. 1

     

     

     

     

     

     

    Виды государственной гражданской службы:


    Под видом государственной гражданской службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь, обуславливается уровнем, целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них.

    Государственная гражданская служба включает в себя федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах РФ.

    Система государственной гражданской службы:

    Рис.2

    Федеральная государственная гражданской служба представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных органах государственной власти и иных федеральных государственных органов, образующих в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения выполнения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные гражданские должности РФ, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемые из федерального бюджета. Она осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих а пределах ведения и полномочий РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

    Выделяются специальные виды государственной гражданской службы, под которыми понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий отдельных государственных органов, выполняющих в государственном аппарате специальные задачи и наделенных специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности государственных гражданских служащих.

    Специальная государственная гражданская служба включает в себя различные подвиды, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации особых целей и функций. Имеются в виду государственные органы, связанные с обороной страны, поддержанием общественного порядка, обеспечением прав и свобод человека, соблюдением определенных правил поведения и деятельности и т.д. Соответственно к специальным видам государственной гражданской службы относятся военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговая, таможенная, дипломатическая, правозащитная, служба в контрольно-надзорных государственных органах, в финансово-кредитных государственных органах, в аппаратах избирательных комиссий и др. Можно отметить, что наряду с общими признаками специальных видов службы каждый подвид имеет свои специфические признаки. Например, военная служба имеет существенные отличия такие, как специфика организационной структуры, вооруженность личного состава, непрерывность несения службы, принятия воинской присяги и др.






    Цели государственной службы как социального института


    Основной целью государственной службы как социального института является служение интересам граждан, гражданского общества и государства. При этом миссия государственной службы как социальною института состоит в удовлетворении потребностей общества в эффективном административном государственном управлении. Это не укладывается в узкие рамки ведомственною подхода. Эта миссия определяется, прежде всего, тем, что государственная служба возникла в силу объективной необходимости для политической власти иметь специальный аппарат управления, способный осуществлять государственные функции.

    В государственной службе выделяют три группы функций:

    - регулятивные (управленческие) функции;

    - обеспечивающие функции;

    - технологические функции.

    Эти функции объединяет социологическое понимание функций государственной службы как совокупности определяющих её черт: социальной роли, формы связи и социального действия.

    Социальная роль государственной службы состоит в государственном управлении, в удовлетворении потребностей общества, интеграции всех частей социального института в достижении целей государственной службы.

    В государственной службе нередко проявляются как дисфункции отдельных частей, так и социального института в целом – об этом свидетельствуют конфликты, факты дестабилизации, дезорганизации, неисполнения поручений, бездействия, ошибочных решений, бесконтрольности, дезинформации и т.д.

    Существенный признак понятия государственная гражданская службы – профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки.

    Классификация целей государственной гражданской службы:

    Рис.3


    Государственная гражданская служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

    Государственная гражданская служба – это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования.

    Государственная гражданская служба – особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах, только государственные органы наделены правом иметь государственных служащих.

    Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

    Возможность создания таких органов предусмотрена Конституцией РФ, где указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Поскольку эти органы создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной гражданской службой.


    Сущность государственной гражданской службы:

    Рис.4

    Оптимизация функций государственной службы зависит от ряда внутренних и внешних факторов. Среди внешних факторов в условиях реформ важную роль играет выбор перспективной модели государственною управления.

    При экономическом подходе основу составляет концепция государственного менеджмента, которая характеризуется следующими чертами: приверженность к действию, максимальное приближение к запросам клиента, стимулирование самостоятельности предприимчивости, новаторство, приверженность профессиональным ориентирам и ценностям. Основным путем оптимизации государственной службы при освоении данной модели становится постоянное обновление функций на основе изменяющихся социальных стандартов и повышения качества социальных услуг, инноваций и использования опыта частного сектора.

    При политическом подходе выбирается публичная модель государственного управления (модель государственной администрации), при которой выделяются сферы жизни, где необходимо государственно управление, субъект и объект управления имеют общие цели, действуют исходя из требований граждан к управлению.












    Принципы государственной гражданской службы


    Государственная гражданская служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы. Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь эти принципы. Государственные гражданские служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе.

    Эти принципы органически взаимосвязаны и отражают сущность, содержание формы осуществления государственной гражданской службы. Единство этих принципов является важной идейно-теоретической основой, которая соединяет все виды государственной гражданской службы в целостную систему.  


    Принципы государственной гражданской службы:

     

    Рис.5

    В этих принципах закрепляются требования общества и других субъектов управления государственной гражданской службой к государственной гражданской службе и государственным гражданским служащим.

    Важен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Как было уже выше сказано, государственная гражданская служба субъектов РФ регулируется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе. А в случаях, когда возникают коллизии в законодательстве о государственной службе, следует руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами.

    Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной гражданской службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

    Этот принцип выражается в том, что федеральная служба находится в ведении РФ, а государственная гражданская служба субъектов РФ находится в их совместном ведении. В рамках разграничения этих предметов ведения объем полномочий РФ должен быть достаточным для организации государственной гражданской службы как единого организационно-правового института государственной власти. Реализация этого принципа объективно требует единого правового регулирования основ организации государственной гражданской службы РФ.

    Принцип приоритета прав человека и гражданина это еще и конституционный принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных гражданских служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного принципа государственной гражданской службы. В конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные гражданские должности особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Важно, чтобы государственный гражданский служащий не только на словах, но и на деле защищал права и свободы человека и гражданина.

    Принцип равного доступа к государственной гражданской службе тоже является конституционным и означает равный доступ граждан к государственной гражданской службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.

    Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных гражданских служащих:

    - быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;

    - хорошо знать предмет собственной государственно-служебной деятельности;

    - знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством должностными положениями и инструкциями;

    - владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти;

    - иметь общую и профессиональную подготовку;

    - знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.

    Осуществление этого принципа обеспечивается множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Положение государственных гражданских служащих в значительной степени зависит от них самих, поэтому они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

    Можно выделить еще принцип защиты государственных гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.  


    Функции государственной гражданской службы:

    Функция

    Трактовка

    Правоприменительная

    реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства

    Правотворческая

    разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ

    Правозащитная

    обеспечение прав и свобод граждан

    Регулирующая

    разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении

    Организационная

    обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе

    Рис.6

    В настоящее время средняя зарплата госслужащих в регионах РФ составляет 23 тысячи рублей. По данным федерального статистического наблюдения в органах государственной власти Российской Федерации на региональном уровне на конец июня 2008 г. замещали должности государственной гражданской службы 770,8 тыс. человек, или 71,2% от общей численности работников, занятых в этих органах.

    По данным Росстата, на должностях муниципальной службы было занято 342,7 тыс. человек, или 65,8% от общей численности занятых в органах местного самоуправления.

    Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в I полугодии 2008 г. составила 23,3 тыс. рублей, муниципальных служащих – 21,0 тыс. рублей. В среднем по экономике России среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в I полугодии 2008 г. составила 17,5 тыс. рублей.

    Рис.7

    Уровень среднемесячной начисленной заработной платы гражданских служащих органов исполнительной власти субъектов РФ в I полугодии 2008 г. был в 1,5 раза выше, чем у гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

    Рис.8

    Отношение среднемесячной начисленной заработной платы гражданских служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к заработной плате гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти колеблется от 79,3-99,4% (12 субъектов Российской Федерации) до 2,1-2,8 раза (8 субъектов Российской Федерации).

    В конце XX века глобальные изменения, которые происходили во всех сферах общественной жизни России, привели к значительным, но зачастую совершенно не контролируемым и не прогнозируемым результатам. К их числу относится чисто количественный рост органов государственной власти. Многочисленные реорганизации в сфере управления часто осуществлялись исключительно в целях структурных преобразований и без учета потребности качественного обновления кадров.

    На сегодняшний день сложились две основных системы государственной службы. Это карьерная система, которая отличается жесткой иерархией категорий, групп и квалификационных разрядов. В условиях карьерной системы продвижение по служебной лестнице имеет плавный, зачастую автоматический характер. Даже при наличии конкурсного отбора на руководящие должности, основными претендентами на них являются кадровые чиновники, что создает преимущества для «своих». Одним из основных критериев ценности государственного служащего при карьерной системе является выслуга лет.

    Должностная система государственной службы отличается наличием государственных должностей с четко определенными обязанностями. Претендовать на замещение государственных должностей могут лица, отвечающие специфическим требованиям. Основным критерием продвижения по служебной лестнице является не выслуга, а наличие специальных знаний, поэтому возможности для быстрого карьерного роста в такой системе значительно выше.

    Несколько десятилетий «совместного существования» двух альтернативных систем государственной службы привели к достаточно сильному взаимному проникновению элементов одной системы в другую. Тем не менее, преимущественно карьерная система государственной службы существует в России, Японии, Италии, Германии, а должностная – в Швеции, США, Великобритании.

    Передовой опыт социализации государственной службы


    Британское правительство в 2001 году выдвинуло концепцию UK Online (Великобритания в Сети), согласно которой с 2005 года всё население Великобритании, составляющее 60 млн. человек, а также все частные компании и общественные организации имеют доступ к полному спектру государственных служб по Интернету.

    Это самая смелая программа перемен, когда-либо предпринимавшаяся в государственном секторе Соединенного Королевства: в Сеть перенесено более 15 тыс. бумажных форм и 5 млрд. операций с участием свыше 600 центральных и местных органов власти.

    Рис.9

    Задача Шлюза государственных служб — обеспечить безопасную и надежную инфраструктуру связи, которая позволит гражданам и частным компаниям иметь постоянный и непосредственный доступ к государственным службам по Интернету. Каждое из нескольких сотен британских правительственных учреждений и ведомств имеет свои собственные независимые бизнес-процессы и компьютерные системы.  

    Кроме того, Шлюз государственных служб обуславливает единый формат для всех документов, поступающих в государственные организации извне.

    Выводы:


    Государственная служба Российской Федерации – по законодательству РФ, «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации».

    Система государственной службы включает в себя следующие виды:

    · государственная гражданская служба;

    · военная служба;

    · правоохранительная служба.

    Закон Российской Федерации «О системе государственой службы Российской Федерации» не регулирует деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

    Становление социального института государственной службы развивается как совокупность социальных (формальных и неформальных) правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные стороны деятельности государственных служащих и организующих их сие тему ролей и статусов, образующих социальную систему. В рамках социального института государственной службы воспроизводятся традиции, передающиеся из поколения в поколение.  

    Список использованных источников и литературы:


    Андрефф В.; «Экспансия национального капитализма и экономический рост в России» // Экономический вестник Ростовского государственного университета; 2007 г. № 1.;

    Биликтуев Б.Д.; «Государственная служба как социальный институт и её функции»; Улан-Удэ, 2003 г.;

    Добреньков В.И., Кравченко А.И.; «Социология: 3 том: Социальные  институты и процессы»; М., 2000 г.;

    Кириллов В.В.; «Государственная служба Российской Федерации как социальный институт»; Санкт-Петербург, 2007 г.;

    Колесник Н.В.; «Медиа и власть в современной России: исследование взаимодействия в регионе» // Журнал социологии и социальной антропологии; 2003 г. № 4;

    Лытов Б.В.; «Государственная служба как социальный институт»; Ростов-на-Дону, 1998 г.;

    Мау В.А.; «Экономическая политика 2006 года: на пути к инвестиционному росту» // Вопросы экономики. 2007 г. № 2;

    Чепуренко А.Ю.; «Раннее предпринимательство в России: промежуточные результаты GEM» // Мир России; 2008 г.  № 2.;

    http://www.microsoft.com/Rus/Casestudies/CaseStudy.aspx?id=154;

    http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=291;

    http://ru.wikipedia.org/wiki.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Государственная служба как социальный институт ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.