Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Жанры публикаций на политические темы

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Жанры публикаций на политические темы
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:45:49
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

     

     

    Оглавление:

    Введение……………………………………………3

    1. Жанры современной журналистки…..5

    2. Жанры политических публикаций………...7

    3. Типология политических жанров…………..8

    4. Характеристика политической жанровой структуры массовых интернет-публикаций……………………….20

    Заключение………………………………………….24

    Литература………………………………………….26

    Введение


    Проблема жанровой структуры и жанров как таковых, остается одним из самых актуальных направлений в современной российской журналистике. Журналистика сегодня задается вопросами: что такое жанр, в чем его функция и насколько тот или иной жанр устойчив. И все же в традиционной, печатной, журналистике, исследователи смогли найти общие параметры для характеристики жанра, а вот электронные СМИ, и в первую очередь интернет-издания, в этом отношении остаются менее всего изученными.

    С каждым годом, а в последнее время и с каждым месяцем, количество печатных изданий увеличивается в сотни раз. Наряду с аналогом печатных газет и журналов, в Интернете то и дело появляются исключительно сетевые публикации. Они имеют свои типологические признаки и жанровые особенности. Но в тоже время исследователь всемирной паутины столкнется с проблемой, что в практически каждой веб-публикации можно выявить черты всех знакомых традиционной журналистике жанров.

    Жанровые характеристики политических публикаций в печатных  Интернет- изданий станут объектом исследования нашей работы. Это популярные газеты и журналы, такие как: Ytro.ru; Lenta.ru; Izvestia.ru; Vesti.ru более традиционные издания «Аргументы и факты»; «Комсомольская правда»

    Предметом исследования являются политические публикации в печатных и Интернет-изданиях.    

    Цель нашей работы – изучать жанры политических публикаций, поскольку мы живем в век информационных технологий, я попытаюсь выявить отличия печатных политических публикаций от веб-изданий. Для этого в работе поставлены задачи:

    1. Описать специфику жанровой структуры публикаций на политические темы.

    2. Выявить жанровые разновидности политических публикаций.

    3. Рассмотреть жанровые особенности подачи материала в публикациях разной политической направленности.

    4. Раскрыть жанровые различия между политическими публикациями в печатных и сетевых изданиях.



    В нашем исследовании я буду опираться на три базовых способа отображения жанров, которые были обоснованны в книге А.А. Тертычного и использованы при анализе публикаций Л.В. Кохановой, при анализе политических публикаций мною будут использованы работы В. М. Гороховой, Л. Е. Кройчик.










    Глава 1.Жанры современной журналистики.


    Под жанрами в теории журналистики понимаются устойчивые типы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие факторы:
      предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод
    отображения. Знание жанровых признаков позволяет журналисту лучше представить цели своего творчества, целенаправленно подобрать материал и представить его в соответствии с требованиями жанра. Читателю и зрителю знание жанровых особенностей помогает сориентироваться в мире публицистических произведений, найти интересующие его материалы и более ясно представить себе информационные возможности публикаций различного типа. Таким образом, понимание жанровой специфики публицистики значимо как для автора, так и для адресата.
    В формировании набора характеристик публицистических текстов, предопределяющих их жанровую
    принадлежность, наиболее значительную роль играет метод отображения
    действительности[1]
    В журналистике существует три главных способа отображения:
    - фактографический;
    - аналитический;
    - наглядно-образный;

    Первый и второй способы отличаются один от другого, прежде всего, степенью глубины проникновения в суть предмета отображения.
    Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких
    сведений о предмете (что, где и когда произошло?).
    Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения.
    Третий способ наглядно-образного отображения действительности нацелен
    на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть
    предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного.

    В качестве предметов отображения в журналистике может выступать любой факт действительности, из области политики, экономики, права, религии, общества, морали и так далее. Но в тоже время предметом не может быть единичное явление, предметом журналистики в целом признается современность в совокупность множества составляющих её социальных ситуаций. Однако данное определение не следует понимать так, что журналистика занимается только ситуациями, если в понятие «ситуация» вкладывать более узкий, более конк­ретный смысл. В частности, например, что касается аналитической журналистики как определенного типа массовой информации, то ее предметом могут быть и отдельное событие, и процесс, содержа­щий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.

    Кроме того, еще одним предметом отображения служит событие. Без сообщений о текущих делах, свершениях, происшествиях, нет информационной журналистики. Конечно, это не значит, что события не отображаются в материалах аналитических и художественно-публицистических жанров. В пуб­ликациях этого плана они выступают как объект углубленного ис­следования или художественного осмысления.

    «Событие можно определить как точно фиксированный в пространстве и во времени (т.е. с ясным началом и концом) шаг в общественном процессе. Событиями называются и природные яв­ления, катаклизмы. В отличие от таких естественных событий для журналистики значимы, прежде всего события, представляющие собой действия людей с определенными целями и результатами, влияющие на тот или иной общественный процесс и включенные в него. События, как известно, порождаются определенными об­щественно-политическими ситуациями, экономическим, нрав­ственным и иными состояниями общества. Уже в ходе выбора из множества событий одного, которое ста­нет предметом разговора в публикации, журналист начинает его в какой-то мере исследовать»


    Однако, другой теоретик журналистики Л.Е. Кройчик, вместо жанрообразующих факторов говорит о природу этого понятия, выделяя несколько его категорий. «Во-первых, жанр - это категория исторически конкретная претерпевающая изменения. Жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в нем мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы. Структура заметки подчинена одной задаче – оперативному сообщению о новости, структура интервью – ведению диалога, поддерживающего интерес аудитории к собеседнику журналиста. Структура отчета подчинена описанию события, воспроизводимого в существенных своих элементах, но не исключающего произвольного изложения происходящего (вне фактической пространственно-временной последовательности). Структура репортажа служит воспроизведению процесса в его реальных пространственно-временных границах: иллюзия наглядности возникает благодаря последовательному описанию происходящего в деталях и подробностях. Жанр – категория типологическая, то есть обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков.



    И все же работа направлена на изучение жанров политических публикаций, поэтому перейдем к более детальному рассмотрению.

    1.1. Жанры политических публикаций:

    К политическим публикациям относятся книги, брошюры, газетные статьи, адресованные широкому читательскому кругу и имеющие чаще всего пропагандистский характер. Среди этих публикаций можно выделить партийные предвыборные программы, материалы партийных съездов и пленумов, которые могут быть опубликованы в газетах или журналах на соответственную тематику; политические портреты и биографии политиков, а также их автобиографии – данный прием довольно часто используется в период предвыборных кампаний; очерки о важнейших событиях новейшей истории, в которые могут входить аналитические и информационные статьи.

     
    Перед авторами подобных публикаций стоит непростая задача, в ней заключено две основных цели:

     - разъяснить свои политические взгляды, убедить читателя в их правильности и при этом сделать чтение такой публикации интересным и приятным для читателя занятием. Это требует от автора мастерского владения словом и соединения в тексте изложения политических программ с деталями крупных событий, эпизодами политической карьеры, размышлениями о жизни философского плана.[2]

    - объективно проанализировать материал, непредвзято проинформировать читателя об определенной политической ситуации, между тем оставаясь независимым экспертом, сторонним наблюдателем происходящего.





    1.2. Типология политических жанров.


    Еще в первой главе были обозначены базовые способы отображения действительности в журналистском произведении, они опосредуют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: от первоначального чув­ственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе — его художественного образа).

    На основе этих способов отражения также можно выделить три главных жанровых группы. В своей классификации мы будем опираться на исследования профессора А. А. Тертычного, выделивший категории жанров, которые позже только уточнялись и дополнялись.


    1.   Информационные жанры политических публикаций


    Для текстов составляющих основную массу этой группы характерен интерес к единичному факту, в них происходит по преимуществу констатация свершившегося. Политическое событие такого рода освещается по средством трех классических вопросов журналистики: что? где? когда?

    Ядро таких текстов – новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт – нечто, имевшее место во времени и пространстве. Разговоры о масштабности, общезначимости, ударности факта бессмысленны: восприятие его зависит от характера подачи сообщения и от уровня аудитории, от ее интересов (социальных, этических, возрастных, профессиональных). «Поэтому принципиальная задача любого СМИ заключается в том, чтобы дать максимально представительный поток информации, удовлетворяющий запросы аудитории. Из этого потока читатель, слушатель, зритель выберет для себя то, что его интересует в данный момент». Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению политической тематики:

    · оперативность;

    · релевантность – соответствие интересам аудитории; фактическая точность;

    · декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения;

    · очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);

    · краткость информации.

    Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых инфор­мационных потоков.


    «В периодической пе­чати, как и в СМИ в целом, такого рода тек­сты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода посто­янный мониторинг наиболее значимых, ин­тересных событий в той или иной сфере дей­ствительности.»[3]


    К информационным жанрам можно отнести: заметку, корреспонденцию, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос – ответ, репортаж, некролог.

    Основным функциональным назначением жанра заметка является передача актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели. Обычно журналисты выстраивают заметку по принципу перевернутой пирамиды: главный политический факт выносится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Данный подход позволяет сокращать материал без ущерба для смысла.

    «В украинской Раде депутаты, наконец, проведут совместное заседание.

    Совместное заседание групп парламентариев Верховной Рады  планируется провести в конце июня.

    Как сообщает пресс-служба Украины по вопросам правосудия, такое решение было принято в среду на заседании депутатской группы, присутствовал на заседании посол России на Украине Виктор Черномырдин..» («Аргументы и факты» от 25 марта 2008 года)


    Структура этого жанра состоит из трех элементов: заголовок - Лид – зачин – подробности. К примеру, «в украинской Раде депутаты, наконец, проведут совместное заседание» здесь служит заголовком, далее идет лид и только за ним зачин. «В зачине журналист может обозначить проблему, привести мнение какого-либо официального лица, констатировать итоги того или иного события и т.д. Если в лиде автор стремится в свернутом виде обозначить событийную канву, то в зачине он, как правило, посредством различных подробностей разворачивает действие. Образно говоря, лид – это стартовая позиция, а зачин – первый шаг в забеге»[4]. Кроме того, Лид всегда фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта, журналист затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями – цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации.. Но как бы точен и правдив ни был материал, он в любом случае субъективен(о задачах журналиста в изложении информационной политической публикации было сказано чуть выше) ибо, во-первых, предлагает факт, извлеченный из реальности (и, следовательно, уже получивший субъективное предпочтение автора и редактора), а во-вторых, сохранить абсолютную объективность в изложении факта даже в жанре заметки практически невозможно.

    Принципы построения расширенной информации имеют такие же требования, как и в заметке. В начало ставится главное политическое событие, которое в дальнейшем подвергается развернутому пояснению. Однако здесь необходимо позаботиться не только о привлекающем внимание лиде и зачине, но и о соразмерности различных частей, так как в подобного рода публикациях могут использоваться короткие интервью, диалоги политиков. Неизменным остается одно – наличие событийного ядра. В расширенной информации должна присутствовать и заключительная часть.


    По своей природе репортаж имеет синтетический характер. Именно поэтому его нельзя однозначно отнести к группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров. Например, в структуре репортажа присутствуют элементы и зарисовки, и интервью, и отчета, и корреспонденции. Отличительной же чертой репортажа является динамично развивающееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается на его глазах политическое событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности сюжетно-композиционного построения репортажа.

    Основная задача журналиста в репортаже – создание целостного впечатления об эпизоде жизни. «Журналистский репортаж, – отмечает В.В. Учёнова, – помимо исходного требования фиксации непосредственных наблюдений очевидца или участника события требует той структурной строгости и цельности воплощения итогов наблюдения в тексте, которая переводит его в особый способ выражения из совокупности того или иного числа авторских заметок, необходимой “цепочки” впечатлений, суммы эпизодов[5]. Жанр репортажа требует достаточно строгой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной передачей “сиюминутных” ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. В таком сочетании достаточно противоречивых требований кроется, по нашему мнению, творческий “нерв” специфических сложностей репортажного жанра»[6].

    Стержнеобразующий жанровый элемент здесь – отражение политического события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже прерывисто, условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону – от начала описания события к его завершению. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей, последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события. Эффект присутствия – не имитационный прием, а реальное доказательство того, что публицист описывает политическое событие, лично им наблюдаемое.


    Петербургские члены СПС выступили против роспуска партии

    1 пример: «Накануне вечером, активисты "Союза правых сил" из Санкт-Петербурга выступили против роспуска партии и направили соответствующее обращение к делегатам внеочередного съезда партии, который пройдет 15 ноября в Москве..»

    ( Газета Лента. Ru от 13 ноября 2008 года)

    2 пример: «Мы убедительно просим вас проявить максимальную ответственность в этом вопросе и не торопиться с решением о роспуске партии. Hи долги за эфир и газетные площади в ходе избирательной кампании, ни проект создания новой партии - все это не есть основания для роспуска СПС", - говорится в обращении, текст которого распространили члены партии на брифинге в Петербурге в четверг. Обращение, подписанное 13 членами петербургского отделения СПС

    По словам члена СПС Иосифа Скаковского, партия может быть сохранена в качестве общественной организации. При этом он подчеркнул, что не желает иметь ничего общего с тем общественным движением, которые планирует создать на базе СПС нынешнее руководство партии»

    ( газета «Лента. ru» от 13 ноября 2008)

     

    В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка(картинка активистов парвых сил, либо само здание заседания), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки – привлечение внимания читателей к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с представителями партии, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже, так называемый, эффект присутствия.

    Выделение жанра интервью произошло в результате того, что ряд  политических публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью). В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица (в нашем случае политического деятеля), никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится политически информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит?, то в результате может появиться аналитический материал.

            Структурно-композиционное построение интервью основывается не четко обозначенными вопросами, а темой. Здесь респондент высказывает мысли по своему усмотрению. Журналист направляет и стимулирует ход беседы, вступая в активный диалог с собеседником. Теоретики считают, что «исходный метод информирования читателя посредством сообщения ответов осведомленного лица на вопросы журналиста переживает в современной журналистике заметную эволюцию по следующим направлениям:

    · увеличивается содержательно-смысловая роль журналиста в беседе;

    · отношение к собеседнику как источнику информации преобразуется в интерес к нему самому как личности;

    · локально-информационная, комментаторская задача беседы сменяется обменом мнениями как импульсом к постановке проблемы, началу широкой дискуссии».

    Формы интервью различны: беседы, диалоги, монологи, полилоги... Но все это многообразие в сущности своей подчиняется двум важнейшим задачам: выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам) и рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет. «Важнейшим жанрообразующим признаком интервью является субъективизация повествования. В основе текста лежит высказывание собеседника – его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего. Чрезвычайно важно эти особенности уловить и зафиксировать. Высказывание может быть зафиксировано как оперативный отклик на только что случившееся политическое событие (экспресс-интервью, микроинтервью). Но это может быть и развернутый монолог – ответ на заранее сформулированный и переданный собеседнику вопрос. Это может быть беседа-диалог, в которой обе стороны выступают равноправными участниками, обсуждая волнующие их события»[7].


    « Один из акционеров ENRC Фаттах Шодиев: "Бизнес - мое любимое занятие"

    Дипломат по образованию, бизнесмен по призванию, Фаттах Шодиев считает, что сила бизнеса в диверсификации, а государств – в интеграции. Рецепты для борьбы с кризисом, пришедшим с Запада, он рекомендует искать на Востоке»

    ( Газета «Известия» от 14 ноября 2008 года)


    Текст интервью в большинстве случаев представляет собой своеобразный комментарий произошедшего (или происходящего). В нем господствует не столько факт, сколько отношение к нему. Главное в интервью (то, ради чего оно задумано) – обозначить нравственные ориентиры, со всех сторон освятить ту тему, которая раскрывается в интервью, показать личность интервьюированного с точки зрения максимальной объективности. При этом журналистка постоянно варьирует вопросы к собеседнику – личные и общие.


     Аналитические жанры.

    Объект аналитической публицистики - группа причинно-связанных фактов, актуальных явлений, тенденций в жизни общества, а метод - исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? с какими последствиями? Значит, в первом случае факт, событие - не только объект, но и цель, во втором - факты скорее становятся средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств.

    Функционирование аналитических жанров в российских СМИ связано с нацеленностью изданий не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих политических событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. «Система эта не является чем-то раз и навсегда данным – она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой.[8].

    К аналитическим жанрам относят: аналитический отчет, аналитическую корреспонденцию, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, журналистское расследование, обзор, обозрение, прогноз, версию, эксперимент, рекомендацию.

    Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т.д. Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Журналисту необходимо прежде всего выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.

    Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть. Поэтому при структурной организации статьи главная роль отводится следующим моментам:

    · выдвижению основного тезиса для доказательства;

    · построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса, выводам из системы доказательства.

    Расширение жанрового спектра комментирующей журналистики – одна из примет современных российских СМИ. Конечно, комментарий - оперативно сообщаемая новость с уточнением и разъяснением. Однако именно в последнее десятилетие (точнее – с начала 1990-х гг.) в ответ на экспансию «интенсивной журналистики» получают свое развитие жанры, прочно связанные с оперативным осмыслением факта. Рубрика «Факт и комментарий» становится первополосной (в разных вариантах названий). Комментарий из метода обработки факта превращается в жанр.

    Комментарий – это оперативный отклик на событие, это впечатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа. Предметом разговора может быть новость, а может – факт, уже обнародованный ранее. Важна здесь не быстрота передачи сообщения, а точка зрения на событие. При этом факт служит отправной точкой разговора с аудиторией. Стержневой доминантой жанра выступает рассуждение по тому или иному поводу. Подчеркнутая субъективность стиля, с одной стороны, как бы снижает претензии на справедливость оценок, а с другой – предлагает аудитории (соглашаясь или не соглашаясь с позицией публициста) самой сделать определенные выводы. В комментарии главное – прогностическая оценка факта или события. Важно подчеркнуть, что данный прогноз – лишь один из возможных вариантов. Вариантность обсуждения проблемы входит в число жанровых признаков комментария. Автор препарирует факт, мнение, суть проблемы, ориентируясь на эмоциональный отклик аудитории. Конечно, когда анализ подменяется одной из версий оценки, опасность ошибок довольно велика, но эта естественная уязвимость комментария оборачивается и его достоинством – следить за движением мысли публициста всегда любопытно. Целостность текста обеспечивается целостностью личности автора и его позицией.

    « Боязнь зубоврачебного кресла.

    Последний месяц был ознаменован рядом решительных заявлений московского мэра Ю.М. Лужкова. Сперва было выступление в Севастополе с обещанием оспорить принадлежность этого города (да и всего Крыма) Украине в международных судах. Выступление, которое, не будучи серьезно проработано ни в каком отношении, лишь осложнило России дипломатическую игру с Украиной.

    Затем Ю.М. Лужков вернулся к своей идее торговать водой в Средней Азии, для чего предложил правительству РФ прокопать канал длиной 2550 км от Ханты-Мансийска до Узбекистана. Идея строительства континентального канала, более длинного, чем весь Днепр от истока до моря (длина великой славянской реки лишь 2200 км), по которому вода снизу вверх будет качаться насосами, впечатляла не только безоглядностью к возможным климатическим, экологическим, гидрологическим etc. последствиям, которые в свое время напугали даже смелых советских преобразователей природы. Все-таки подтопление обширнейших территорий, перемещение зоны вечной мерзлоты на юг - не шутки. Гидропроект Ю.М. Лужкова мог впечатлить еще и в сочетании с тогда же обнародованными сметами на строительство нового транспортного кольца в Москве, согласно которым на строительство 4-километрового участка должно было быть ассигновано 67 млрд руб., т. е. по 713 млн долл. за километр. Вероятно, стройкомплекс намеревался мостить дорогу червонным золотом. При таких аппетитах и смета на строительство 2550-километрового канала вряд ли отличалась бы особой скромностью.

     

    Главной текстообразующей операции относится осмысление реальной проблемы общественной жизни (предмет публикации – «заявления Ю.Лужкова, которые могут осложнить взаимоотношения с Украиной). Среди композиционных узлов комментария выделяют:

    · «ввод» в проблему (эквивалент экспозиции);

    · «постановка проблемы», предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие;

    · столкновение тезиса и антитезиса (эквивалент «развития события»);

    · «рекомендация» (своего рода «синтез) – производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» в результате практической постановки вопроса (эквивалент «кульминации»);

    · «образный ориентир» – обобщенная оценка, дающая возможность расширительного применения рабочей идеи для осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в реальной общественной жизни.
















    1.3 Характеристика политической жанровой структуры массовых Веб – изданий

    (на примере он-лайн газет Ytro.ru и Lenta.ru)

    В типологии жанров интернет - журналистика от печатной отличается не сильно, практически вся классификация и факторы, образующие жанр, в он-лайн журналистике сохраняются.

    «В большинстве случаев сетевая журналистика опирается в ос­новном на элементы, общие с другими медиа. Постепенно она выработает свой собственный голос, правила и формат подачи материалов. Обычно новому виду массовой информации для того, чтобы обрести свою форму, требуется время. Скажем, газеты в их современном виде сформировались в конце 1880-х годов, когда массовая газетная пресса просуществовала уже более пятидесяти лет. На заре телевидения передача новостей состояла в основном из чтения в эфир газетных статей. И только после широкого разви­тия видеозаписи, телевизионные журналисты создали свои соб­ственные, уникальные приемы подачи материалов»[9].

    Сегодня Интернет-журналистика по популярности у аудитории составляет значительную конкуренцию печатным СМИ, он-лайн издания вскоре и вовсе вытиснут с рынка информации своего «бумажного аналога». «Цифровые газеты все заметнее теснят на рынке традиционную прессу и шаг за шагом отвоевывают у них аудиторию. Рост популярности электронных газет приводит к тому, что их бумажные собратья постепенно вымирают из-за оттока читателей и денежных средств»[10].

    Первые русские Интернет-издания появились еще в 80-х годах двадцатого века, и в основном характеризовались преобладанием авторских ресурсов, незначительным количеством игроков на рынке, их низкой активностью и, соответственно, невысоким уровнем вложений в медийный сектор Интернета.

    Нам наиболее интересен второй период развития интернета в России (1999 – начало 2000 года). А все дело в том, что этот период характеризуется ростом активности в медийном секторе, связанным, в первую очередь, с выборами Государственной думы РФ и выборами Президента. В течении этого периода в сети появились ряд новых игроков, имеющих те или иные интересы в СМИ и политике, и существенно увеличился рост вложений в развитие сетевых СМИ. Именно в этот период было разработано и открыто большинство Интернет-проектов, ныне являющихся лидерами медийной сферы Русского интернета.  

    Был так же третий – с начала 2000 года, так называемый «инвестиционный бум». Данный период характеризуется выходом на рынок новых игроков, которые не имели интересов в политической сфере.

    Формальной датой начала четвертого периода можно считать 8 сентября 2000 года, когда стало известно о закрытии одного из наиболее амбициозных проектов, характерных для третьего период, - «поле.ру». Для этого период преобладают следующие черты: сохранение новостных ресурсов при возрастании значимости ресурсов комментарийного и смешанного типа.


    В это же время возникает одни из самых амбициозных проектов «Рамблер Медиа Групп» - Интернет-газета «Lenta.ru» (выше мной уже приводился материал с этого ресурса) свидетельство о регистрации электронного средства массовой информации было выдано изданию 21 февраля 2001 года, но сам портал начал функционировать гораздо ранее. Сегодня ежемесячная аудитория газеты – более 4,5 миллионов человек, и с каждым месяцем эта цифра растет. Уникальность данного проекта состоит, прежде всего, в беспрецендентном охвате источников информации, делая акцент на политических публикациях, собственно чему посвящена данная работа, следует заметить, что при написании политической публикации любого из жанров, будь то заметка, интервью, или аналитическая статья( вся характеристика жанров была рассмотрена выше), используется более пятидесяти источников ведущих российских и зарубежных СМИ. Помимо текстовых материалов и фоторепортажей, ставших визитной карточкой проекта, ресурс представляет пользователям аудио и видеосюжеты, в числе поставщиков которых ВГТРК и BBC, Deutsche Welle, радио "Маяк" и другие»[11]. Концепцию, техническое сопровождение и информационную поддержку агентства осуществляет Фонд эффективной политики, что определенным образом влияет на контент и качество информационного продукта.

    Основная масса сообщений на сайте написана в жанре новостной заметки и является кратким анонсом публикаций других сетевых изданий. Приведу несколько примеров заметки на политическую тему:


    1 пример: «Медведев поддержал итоговую декларацию G 20»

    Президент России Дмитрий Медведев поддержал итоговую декларацию стран-участников G20, заявив, что "в ней учтено все, что нас сейчас волнует". Страны "двадцатки" в принятой по итогам саммита декларации взяли на себя обязательство до 31 марта 2009 года принять необходимые меры по реструктуризации мировой финансовой системы.»

    ( Газета «Лента. Ru от 15 ноября 2998 года»)

             2 пример:  «Совет Федерации одобрил бюджет России на три года»

                 Совет Федерации 12 ноября одобрил федеральный бюджет России на 2009-2011 годы. Теперь бюджет должен подписать президент России, после чего он вступит в силу. Основные параметры бюджета по сравнению с третьим чтением в Госдуме не изменились. Доходы страны все три года по-прежнему будут превышать расходы.

    ( Газета «Лента ru» от 15 ноября 2008 года)

     

     


    Жанр этих новостей с его пирамидальной структурой, свойственной ему лаконичностью и концентрацией все внимание на факте. Это связано с тем, что огромный массив информации в Интернете трудно поддается упорядочению путем использования сложных выразительных средств. Оперативность и точность подачи материала, свойственные этому жанру востребованы в Интернете. Кроме того, Интернет – издания - это журналистика малых (по объему) форм. Трудно представить себе человека, который будет читать на компьютерном мониторе сочинение больше, чем 8–10 тыс. знаков. Приведенные выше информационные заметки подчинены всем основных правил журналистики: оперативности, краткости, релевантности и лаконичности, и отвечает на три главных вопроса: что? где? когда? 


















    Заключение


    Проблема жанровой классификации и жанрового разнообразия политической публицистики обсуждается как в серьезных научных исследованиях известных российских теоретиков журналистики, так в небольших специализированных изданиях. В данной работе мною была рассмотрена жанровая классификация политических изданий в сравнении с интернет публикациями на политические темы, так как в век масс- медиа, век интернета невозможно было не учесть эту область журналистики. Интерес к этому вопросу с каждым годом только возрастает. Но, как ни странно, исследователи все чаще обращаются к классификации жанров традиционных СМИ, оставляя Интернет - журналистику неизученной.

    Вместе с тем в журналистике продолжается эволюция жанров. Под влиянием творческой мысли автора возникают новые формы произведений, название которым в научной теории пока не дано. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации, журналистская мысль стала весьма свободнее за последнее десятилетие, и сейчас политическая публицистика занимает одно из первых мест по популярности среди читателей. В частности,  в новой среде всемирной паутины жанровая структура политической журналистики почувствовала себя по-иному. Сохраняя своё лицо, стали образовываться новые виды жанров, в зависимости от специфики сетевых изданий. А чем же отличаются интернет газеты и журналы от своих печатных аналогов?

    ·  Во-первых: жанр "сетевой" прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.

    · Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем.

    · В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена.

    · В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения.

    Такие свойства определили и жанровые особенности многих политических изданий в России. При этом, как было сказано выше( и рассмотрено на примерах сетевых и печатных изданий), структура жанров политических публикаций во всемирной паутине практически ничем не отличается от общепринятой классификации. Основу многих политических изданий для массовой аудитории составляют информационные и аналитические материалы на политические темы. Примером служат интернет-газеты «Lenta.ru» «Ytro.ru» «Vesti.ru», электронные издания печатных версий газеты «Известия», газеты «Аргументы и факты». Более половины политических публикаций в этих газетах написаны в жанре информационной заметки, репортажа и интервью.

    Подводя итог, следует сделать вывод, о том, что журналистика развивающаяся и постоянно меняющаяся сфера, и трансформация всех жанров журналистики, а в нашем случае, жанров политических публикаций происходит постоянно. И все же не смотря на бОльшую развитость интернет публикаций, нынешние сетевые политические издания пока мало отличаются от своих бумажных аналогов.




    Литература:

    1.   Акопов А.И. Периодические издания. Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. Ростов-на-дону, 1999

    2.   Бакулев Г.П. Массовые коммуникации. Западные теории и концепции. М., 2005

    3.   Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1993

    4.   Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М., 1969

    5.   Ким М.Н. Жанры современной журналистики. М., 2004

    6.   Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. / Основы творческой деятельности журналиста под ред. Корконосенко С.Г. С-Пб, 2000

    7.   Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001

    8.   Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2003

    9.   Л. Сайфер «Бумажные газеты исчезнут как вид»


    10. Тертычный А. А. «Жанры периодической печати» М, 2000


    11. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход М., 1998

    12. Учёнова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия // Методы     журналистского творчества М., 1982.

    13. #"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] А.А. Тертычный «Жанры периодической печати» М, 2000

    [2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] А. А. Тертычный «Жанры периодической печати» М, 2000

    [4] М.Н. Ким. Жанры современной журналистики. Москва, 2004 г.

    [5] Учёнова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия // Методы     журналистского творчества М., 1982.


    [6] В.В. Ученова. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества. М., 1982 г.

    [7] Кройчик Л.Е. система журналистских жанров. // Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. Санкт-Петербург, 2000 г.

    [8] А.А. Тертычный. Жанры периодической печати.  - Москва, 2000 г. 

    [9] Г.П. Бакулев. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. Москва, 2005 г.

    [10] Л. Сайфер. Бумажные газеты исчезнут как вид. // [11] http://www.rambler.ru/doc/about.shtml

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Жанры публикаций на политические темы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.