Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Инвариантность человеческого капитала

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Инвариантность человеческого капитала
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:45:49
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                    Инвариантность человеческого капитала


    Исследование различных литературных источников показывает, что вопросы оснований типологии человеческого капитала достаточно однозначны и не являются объектом длительной дискуссии. Отчасти, это связано с тем, что на ту или иную разновидность человеческого капитала оказывает влияние не слишком большое множество различных факторов, свойственных каждому из них.

    Наш анализ по выявлению классификационных признаков человеческого капитала будет нацелен на определение возможности выявить общие «источники» для классификации всех видов человеческого капитала, но осуществлен по дифференцированному подходу, т.е. мы рассмотрим человеческий капитал по признакам основания; состояния; формам, в которых он воплощается; уровню; группам качеств и экономическим аспектам (вложения, отдачи, характер содействия благосостоянию общества).

    I. По форме образования - выделяются специальный (неперемещаемый) человеческий капитал и общий (перемещаемый) человеческий капитал. 

    Общий капитал включает теоретические и другие достаточно универсальные знания, имеющие широкую область применения и приобретаемые, прежде всего, в школах, вузах и других образовательных учреждениях, а также общие профессиональные (специализированные) знания. Это могут быть знания, полученные при изучении обычных учебных предметов: математики, физики, информатики, иностранных языков и т.п. Важной формой наращивания общего человеческого капитала является самообучение.

    Специальный капитал соотносим лишь с конкретной организацией. Он включает знания особенностей рабочего места, руководства, товарищей по работе, их возможностей, достоинств и недостатков, клиентов, специфики предприятия, региона и т.п., а также практические навыки по использованию этого рода знаний [1].

    Общий человеческий капитал накапливается в основном в период обучения в средних специальных учебных заведениях и вузах, а специальный (или специфический) - в период трудовой деятельности в результате обучения в специализированных учебных центрах, на курсах переподготовки и повышения квалификации, а также непосредственно на рабочем месте.

    После бума инвестиций в человеческий капитал в ряде стран Запада многие предприниматели опасались переманивания высококвалифицированных работников другими фирмами, которые, не затрачивая средств на обучение персонала, могли предложить им более высокий заработок. Действительно, переманивание высококвалифицированных работников имеет место, однако масштабы его невелики. Главным ограничителем подобной практики является специальный капитал, применимый лишь к определенному предприятию и накапливаемый в течение длительного времени. Полученные в период производственного обучения знания оказываются глубоко специфичными. Это наиболее отчетливо проявляется в передовых производствах, где профессиональная подготовка зачастую сливается с постоянной реновацией технологического процесса. В такой ситуации основная часть инвестиций направляется на приспособление работника к его рабочему месту. Чтобы принимать ответственные решения и полноценно работать, он должен быть связан со многими подразделениями предприятия, знать основные тонкости и характерные черты его деятельности, уметь анализировать специфическую информацию. В случае перехода в другую организацию такой работник утрачивает значительную часть своего профессионального потенциала. Таким образом, накопление специального (неперемещаемого) человеческого капитала в какой-то степени страхует работодателей от высокой текучести и потери квалифицированных кадров. Последние, в свою очередь, получают дополнительные доходы и минимальный риск увольнения, хотя данное утверждение, по нашему мнению, более соотносимо с благополучной социально-экономической ситуацией. В российском трансформирующемся обществе, в частности, на промышленных предприятиях, положение работников, обладающих значительным специальным капиталом, неоднозначно. Они не могут рассчитывать на высокий уровень доходов в связи с кризисной ситуацией, сложившейся на предприятиях, а зачастую вынуждены опасаться увольнения из-за отсутствия реальной работы [5].


    II. По состоянию человеческого капитала.

    В соответствии с концепцией П. Бурдье [18] существуют три состояния капитала, а именно:

    -инкорпорированное;

    -объективированное;

    -институционализированное.

    Под инкорпорированным состоянием (embodied state) понимается совокупность относительно устойчиво воспроизводимых диспозиций и демонстрируемых способностей, которыми наделен обладатель того или иной формы капитала. Объективированное состояние (objectified state) означает принятие капиталом овеществленных форм, которые доступны непосредственному наблюдению и передаче в их физической, предметной форме. Наконец, институционализированное состояние (institutionalized state) предполагает объективированные формы признания данного вида капитала в качестве ресурса. Институциональные состояния, в свою очередь, могут быть формализованы в виде прав собственности, рангов, сертификатов, но могут выступать и в неформализованном виде, которые позволяют, тем не менее, узнавать и признавать данный вид капитала.

    В.В. Радаев  [15] указывает лишь на вещное (объективированное) и институционализированное состояние человеческого капитала.

    III. Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается.

    А.И Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова и ряд других авторов поданному критерию типологизируют человеческий капитал на:

    1.  Живой капитал - включает в себя знания, воплощенные в человеке.

    2.  Неживой капитал - создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах.

    3.  Институциональный капитал - состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые учреждения) [6, с. 44].

    IV. Разграничивая капитал по уровневому признаку, трудно не согласится с С.А. Курганским, который в соответствии с уровня­ми агрегирования человеческого капитала представляет его на микроуровне (ин­дивида, семьи, фирмы), мезоуровне (регионов и крупных корпора­ций), макроуровне, а также мегауровне [12]. 

    На каждом уровне, указывает С.А. Курганский, человеческий капитал неод­нороден и может быть разделен на различные относительно обособ­ленные элементы, характеризующие разные стороны человеческой личности или групп людей вплоть до общества в целом. Такие эле­менты можно назвать фондами, которые всегда существуют потенци­ально, независимо от того, используются они в данный момент или нет. Если же эти элементы актуализированы, активно функционируют в производстве и генерируют доходы, то они могут быть представлены,  как поток и в этом случае их логичнее называть активами.

    К основным фондам (и, соответственно, активам) человеческого капитала автор относит:

    -  интеллектуальный капитал, включающий образовательный фонд, фонд науки и инновационный фонд;

    -  фонд подготовки на производстве, объединяющий квалифи­кацию, навыки и производственный опыт;

    -  фонд здоровья;

    -  фонд мобильности (миграции);

    -  фонд мотивации экономической деятельности;

    -  фонд предпринимательства;

    -  другие активы (в расширительной трактовке).

    V. В понятие «человеческий капитал» входят четыре группы качеств и способностей, комплексно характеризующих человека в трудовой деятельности, - физические, интеллектуальные, психологические и социальные  [2; 3 и др.].

    К физическим - большинство исследователей, в основном, относят материальную базу человеческого капитала [8 и др.] или материальные блага [11 и др.].

    В социальный аспект человеческого капитала в интегрированном виде, по мнению Ю.Г. Быченко, В.П., Щетинина  [3; 17] и ряда других исследователей можно включить:

    - предмет социальных отношений в социально-трудовой, информационно-образовательной, профессиональной, социально-политической и семейно-родственной сферах;

    - результат социальных взаимодействий, рассмотренных как инвестиции в развитие человека;

    - накопленный в процессе социальных взаимодействий уровень духовной и физической культуры человека (запас знаний, умений, навыков, способностей, мотиваций, связей, престижа), имеющий количественную и качественную характеристики;

    - способности, знания, умения и навыки человека, которые в перспективе могут использоваться для достижения социально-одобряемых целей и статусов в сферах общественного воспроизводства или способны привести к росту дохода общества, фирмы или конкретного агента и поэтому определяются как потенциальный человеческий капитал;

    - способности, знания, умения и навыки человека, которые на данный момент уже используется субъектом труда в сфере общественного воспроизводства и поэтому определяются как реально функционирующий человеческий капитал;

    - способности, знания, умения и навыки человека которые выступают целью деятельности государства, отдельных фирм, семей, организаций и факторами, мотивирующими работника к эффективному труду;

    - важнейший социетальный индикатор, на макроуровне выражающий уровень общественного благополучия и характеризующий статус государства на международной арене.

    В психологический аспект исследователи естественно включают ряд личностных характеристик индивида.

    Например, М.М. Грейбил [4] относит коммуникации (понимание речи, умение говорить, чтение и др.) внутриличностные навыки (мотивация/настойчивость, «обучение учению» и самодисциплина; способность делать выводы и др.); межличностные навыки (работа в команде, лидерство и др.); прочие навыки и свойства (относящиеся ко многим вышеперечисленным областям, а также скрытые знания, умение решать проблемы (отчасти воплощается в других типах навыков); физические качества и сноровка).

    А. Панкрухин  [14] в структуру человеческого капитала включает знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда.

    В то же время, следует отметить, что характеристики индивида имеют расширительно-ценностную оценку: социальную – качественные и количественные характеристики знаний, умений, квалификации, морально-нравственные качества, способности, образ и стиль жизни, имидж, социальные связи индивида; экономическую – совокупность затрат, связанных с развитием различных характеристик индивида.

    VI. Экономические аспекты.

    1. С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способ их удовлетворения Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов) [7, с. 38].

    2. Вложения и отдачи в человеческий капитал.

    В экономической литературе существует также еще несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала классифицируются по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, И.В. Ильинский выделяет следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры [9, с. 30]. 

    В современных экономических исследованиях используется стандартная модель человеческого капитала, включающая следующие переменные:

    - нормы отдачи от инвестиций в человеческий капитал, которые «рассчитываются на базе стандартного уравнения заработной платы Дж. Минцера (1974). Здесь заработки индивида выступают в качестве зависимой переменной и представлены в логарифмической форме...» [13, с. 9];

    - число лет обучения (или уровень образования);

    - потенциальный опыт на рынке труда;

    - профессиональный опыт на данном рабочем месте [16].

    С точки зрения дохода от человеческого капитала, А.В. Корицкий [10] выделяет два основных элемента:

    - человеческий капитал, которому соответствует доход на этот капитал;

    - природные способности, которым соответствует рента на эти способности.

    Существует и классификация форм человеческого капитала по скорости получения отдачи: миграция и поиск информации относятся к факторам с коротким сроком отдачи, тогда как образование, повышение квалификации, здравоохранение и рождение детей – долгосрочные инвестиции [16].

    В проведенном типологическом исследовании основных видов человеческого капитала главное состоит не столько в конструировании их идеального типа, сколько в поиске и обосновании наиболее существенных, общих и устойчивых признаков и свойств данных явлений.

    В качестве таких признаков нами называются совокупность элементов институционального, социологического, экономического порядка, основными из которых можно считать: основания и состояния человеческого капитала; формы, в которых он воплощается; уровни и группы качеств, а также и экономические аспекты (вложения, отдачи, характер содействия благосостоянию общества и некоторые другие).

    Выделение указанных оснований типологии человеческого капитала позволяет реально синтезировать его содержательные и формальные признаки, показать их органическую связь с общественными отношениями, социально-экономическую значимость. В практическом плане выделение названных признаков может способствовать разработке более обоснованных предложений по совершенствованию качества человеческого капитала.

    Рассматривая типологию, как результат применения тех или иных современных научных методов исследования, мы, проведя обобщение представленных в литературе классификаций человеческого капитала и составив свою, утвердились в научности вывода, что по своим типологическим характеристикам человеческий капитал в широком смысле есть определенный итог исторического развития человеческого общества, достигнутый в процессе экономических отношений и выраженный в накоплении капитальных ресурсов общества, вложенных в людей.

    В узком смысле человеческий капитал – это аккумулированные культурный, интеллектуальный и личностный капиталы в характер социальных отношений, уровень культуры и личностные, экономические и социальные характеристики индивида.

     





















                                                                Литература


    1. Баженова В.С. Особенности становления и развития системы обучения менеджеров// Материалы конференции «Инновации в системе непрерывного образования» - Челябинск: ЮУГУ, 2003. – С. 32-39.

    2. Бурдье П. Практический смысл. Пер. с фр. / Шматко Н.А. (общ. ред. и послесл.). - СПб.: Алетейя, 2001. - 562 с.

    3. Быченко Ю.Г. Социально-экономическая мобильность человеческого капитала// Актуальные тенденции социально-экономического развития России/Сборник научных статей / Тамб. гос. техн. ун-т ; под ред. О.А. Алексеева. – Тамбов, 2006. – С. 5-10.

    4. Грейбил М.М. Социальный и человеческий капитал как факторы благосостояния и развития. Дисс. …канд. экон. наук. – М., 2003. – 163 с.

    5. Демченкова О.А. Человеческий капитал военно-промышленного комплекса в современной России: Дисс. ... канд. социол. наук. - Пенза, 2003. - 175 c.

    6. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования. - СПб.: Наука, 1999. - 309 с.

    7. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала. - СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996. – 160 с.

    8. Золотова И.К., Стасенко А.И., Стрельникова Л.В. Формирование кадрового потенциала в условиях трансформации поведения молодежных генераций// Проблемы регионального и муниципального управления. – М.: НПИ МИФИ, 1997. – С. 27-36.

    9. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. - СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996. – 182 с.

    10.   Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. - Новосибирск: СибУПК, 2000. – 112 с.

    11.   Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность, 2001. - № 3. - С. 122-139.

    12.   Курганский С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. - 288 с.

    13.   Нестерова Д., Сабиръянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России // РПЭИ: Научный доклад, 1999. - № 4. - с. 8-14.

    14.   Панкрухин А. Структура интеллектуального капитала России//Государственная служба, 2004. - № 1. – С. 19-26.

    15.   Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация//Экономическая социология. - Т. 3, 2002. - № 4. - С. 20-32.

    16.   Синявская О.В. Основные факторы воспроизводства человеческого капитала//Экономическая социология. - Т. 2. - № 1, 2001. - С. 43-87.

    17.   Щетинин В.П. Экономика, экономическая теория, человеческий капитал и неоднозначность его трактовки. - М., 2001.

    18.   Bourdieu P. Forms of Capital//Granovetter, M. and R.Swedberg (eds.). The Sociology of Economic Life. 2nd ed. Boulder: Westview Press, 2001. - P. 96-111.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Инвариантность человеческого капитала ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.