Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Методология налогового планирования и налогового прогнозирования в организации

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Методология налогового планирования и налогового прогнозирования в организации
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:45:52
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                  СОДЕРЖАНИЕ

    Введение                                                                                                           

    1. Понятие и значение планирования деятельности и налогового прогнозирования в организации                                                                                         

    2. Классификация видов налогового планирования                                    

    3. Организация налогового планирования и оценка налогового бремени предприятия                                                                                                     

    4. Принципы оптимизации налогообложения на предприятии                    

    Заключение                                                                                                   

    Список литературы                                                                                      


















    Введение


    До недавнего времени в отечественной науке и практике использовались два термина в области минимизации налоговых обязательств: правомерное избежание налогов и незаконное уклонение от уплаты налогов. Однако за рубежом в отношении налогов уже долгое время применяются и другие термины, такие как: уменьшение налогов, налоговое мошенничество, сопротивление уплате налогов и отказ от уплаты налогов. Не претендуя на бесспорность суждений, попытаемся понять сходства и различия этих терминов.

    По общему правилу избежание налогов - правомерное использование определенного налогового режима в целях получения преимуществ при уплате налогов, допускаемых самим законом.

    Уменьшение налогов есть правомерное снижение налоговых обязательств посредством действий, разрешенных законом, а избежание - это создание законных условий для неуплаты налога (налогов) посредством действий, не запрещенных законом.

    Другими словами, избежание налогов есть действия, которые, с одной стороны, строго следуют букве закона, но с другой - противоречат самому его духу, а потому являются недопустимыми (незаконными), хотя и непреступными, как, например, уклонение от уплаты налогов. В то же время, уменьшение налогов следует как букве, так и духу закона.

    В отличие от избежания, уклонение от уплаты налогов - основной термин, используемый для обозначения деяний индивидов и корпораций, которые не уплачивают налоги, применяя незаконные способы. Уклонение от уплаты налогов обычно подразумевает умышленное искажение (умалчивание) сведений, необходимых для правильного исчисления налогооблагаемой базы с тем, чтобы снизить налоговые обязательства. Эти действия включают, в частности, предоставление недостоверной налоговой декларации (недекларирование или неполное декларирование доходов, прибылей и выгод; или преувеличение затрат и других обстоятельств, учитываемых при вычетах).

    Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что отношения между бюджетом и предприятием очень важны. Предприятие уплачивает в бюджет налоги и сборы, государство – направляет полученные средства на улучшение жизни населения страны. Вопросы разграничения действий по минимизации налоговых платежей на предмет их правомерности (или даже степени их правомерности) традиционно относятся к наиболее сложным в теории и практике налогообложения.

    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.


    1. Понятие и значение планирования деятельности и налогового прогнозирования в организации


    Налоговое планирование (НП) - это совокупность законных целенаправленных действий, связанных с использованием определенных приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью максимальной минимизации налоговых обязательств. Налоговое планирование позволяет уменьшать налоговые обязательства организации в процессе всей деятельности или в течение ограниченного периода времени и/или при совершении каждой конкретной хозяйственной операции.

    Целью НП является:

    - оптимизация налоговых платежей;

    - минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;

    - повышение объема оборотных средств организации;

    - увеличение реальных возможностей для повышения эффективности работы организации.

    Элементами налогового планирования являются:

    - организационно-правовая форма:

    - виды деятельности,

    - выбор наиболее выгодного, с точки зрения налогообложения, места расположения организации;

    - учетная политика организации для целей бухгалтерского и налогового учетов;

    - выбор режима налогообложения;

    - льготы по налогам и сборам и т.д. [48, c.7]

    Основные правила, в соответствии с которыми наши специалисты осуществляют НП следующие:

    1. Соблюдение требований действующего законодательства.

    2. Снижение совокупных налоговых обязательств организации.

    3. Рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации.

    4. Корректировка процедуры НП с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений.

    5. Требование, чтобы разработанная схема имела экономическое и правовое обоснование.

    Составными этапами НП являются:

    1. Анализ проблем и постановка задач

    Содержанием этого этапа НП являются изучение (анализ) налоговых проблем организации и постановка задачи, в соответствии с которой затем подбираются инструменты и разрабатываются схемы НП. Налоговый анализ включает, в частности, определение особенностей деятельности организации, анализ основных налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и налоговые льготы, анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных операций, оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др.

    В качестве задачи налогового планирования может выступать минимизация налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу; по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения; по всей совокупности налогов, плательщиком которых является организация, и т.д.

    2. Определение основных инструментов, которые может использовать организация

    Инструменты НП это налоговые льготы, специальные налоговые режимы, особые экономические зоны на территории РФ и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения и т.д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные условия хозяйствования с точки зрения возникающих налоговых обязательств [48, c.9].

    3. Создание схемы

    При осуществлении НП создают определенную схему, в соответствии с которой предприятие осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Основная задача при этом состоит в том, чтобы правильно применить и сгруппировать используемые инструменты НП с целью построения системы, позволяющей реализовать задачи НП наилучшим образом.

    4. Контроль осуществления деятельности в соответствии с разработанной схемой

    Для оценки эффективности работы схемы следует сопоставить общий размер налоговой экономии (расчетной), полученной в результате применения инструментов НП, и общий размер налоговых потерь, которые организация понесет при практической реализации данной схемы

    Задача налогового планирования – организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах. Комплексное налоговое планирование осуществляется в рамках налогового консалтинга и является частью финансового планирования на предприятии.

    Налоговое планирование подразумевает оптимизацию налогообложения в целом, разработку ситуационных схем оптимизации налоговых платежей, организацию системы налогообложения для своевременного анализа налоговых последствий различных управленческих решений. Планирование налоговых платежей в рамках налогового планирования позволит предприятиям более эффективно управлять имеющимися ресурсами.

    Основными принципами налогового планирования являются:

    - законность всех способов и методов оптимизации налогообложения;

    - экономичность внедрения схем оптимизации налогообложения;

    - индивидуальный подход к деятельности и особенностям конкретного налогоплательщика;

    - комплексность и многовариантность применения разработанных схем и методов налогообложения.

    Организация налогового планирования заключается: в предварительном анализе финансово-хозяйственной деятельности организации; в исследовании действующего законодательства, исследовании и анализе налоговых проблем конкретного налогоплательщика с целью выявления наиболее перспективных направлений налогового планирования; в изучении схем оптимизации налогообложения партнеров и конкурентов в конкретных видах деятельности, а также применении наиболее выгодных способов налогообложения на предприятии [16, c.17].

    Оптимизация налогообложения предприятия, разработка отдельных схем минимизации налогов применительно к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволит сократить налоговые платежи. Освобожденные средства вы сможете инвестировать в развитие своего бизнеса.

    Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации бизнеса, так как целесообразно изначально грамотно подойти к выбору организационно-правовой формы, места регистрации предприятия, разработке организационной структуры предприятия.

    Организация налогового планирования в процессе функционирования предприятия необходима при оформлении договорных отношений с поставщиками и заказчиками, осуществлении хозяйственных операций и т. д. Налоговое планирование является неотъемлемой частью процесса создания, реорганизации, ликвидации предприятия, преобразования, слияния и т. п.

    Эффективность современного бизнеса во многом определяется не

    только рентабельностью предприятия, но и объемом затрат на его ведение. Налоговое планирование позволяет заметно сократить объем расходов на содержание фирмы за счет продуманной программы оптимизации налогообложения. Далеко не безупречная налоговая система Российской Федерации создает массу проблем для успешного развития бизнеса, лишая его стабильности и перспектив роста. Тем временем, многие зарубежные компании, оказавшиеся в подобной ситуации, уже давно приняли на вооружение безопасный и эффективный метод снижения налоговых выплат - оптимизацию налогов.

    Налоговое планирование изначально воспринималось российскими бизнесменами как способ уклонения от уплаты налогов. Неверное понимание задачи оптимизации налогообложения и широкое применение так называемых "налоговых схем" создало массу проблем для некоторых предпринимателей. Оптимизация налогов - это ряд абсолютно законных мер, направленных на сокращение налоговых издержек. Опыт зарубежных компаний показал, что продуманное налоговое планирование способствует не только повышению уровня дохода компании, но и роста ее статуса в глазах государства, что немаловажно для дальнейшего развития.

    Налоговое планирование - это целая система различных схем и методик, позволяющая выбрать оптимальное решение для конкретно взятого случая. В числе инструментов оптимизации налогообложения можно указать создание методологии бухгалтерского учета, разработку системы штрафов и так далее. Однако наиболее эффективным и практичным способом обеспечить снижение налоговых выплат является регистрация или приобретение оффшорной компании (офшорной компании) [12, c.12].

    Оффшор (офшор) - это формальная регистрация компании в так называемой "оффшорной зоне", то есть в стране, где существенно снижены (или отсутствуют) налоги на предпринимательскую деятельность нерезидентов. Низкое налогообложение нерезидентов предусмотрено в нескольких странах, поэтому у предпринимателей всегда есть возможность выбрать оптимальный с точки зрения налогового планирования вариант. Данный вид оптимизации налогов весьма востребован среди бизнесменов всего мира, количество зарубежных компаний "выставленных на продажу" в качестве потенциального оффшора (офшора), растет с каждым годом. Зарегистрировать оффшорную компанию (офшорную компанию) гораздо легче и выгодней, чем открыть представительство фирмы в другой стране. Дело в том, что открытие представительства, как правило, не освобождает от уплаты налогов, в то время как оффшор (офшор) позволяет устранить выплаты налога на прибыль и заметно снизить проценты по социальному и подоходному налогам.

    Очень часто оффшорные компании (офшорные компании) выступают в качестве финансовых центров - они позволяют сделать инвестиционную политику компании более гибкой и защищенной. Чтобы обеспечить высокий уровень надежности оффшора (офшора) нередко применяются оффшорные счета. Счет в иностранном банке для нерезидента - это полная конфиденциальность и оперативность при управлении денежными средствами. Оффшорные счета позволяют оперировать валютой, что немаловажно в случае международного делопроизводства. Оффшорная компания (офшорная компания) может открыть расчетные счета в нескольких банках по всему миру, что также является одним из плюсов данного инструмента налогового планирования [14, c.19].

    Рассмотрим вопрос, касающийся минимизации налогообложения.

    Цель оказания услуг по минимизации налогообложения - не противодействие фискальной системе государства, влекущее применение налоговых санкций или мер уголовной ответственности, а именно легальное высвобождение активов (минимизации налогообложения) для дальнейшего их использования в экономической деятельности, которые позволяют налогоплательщику правомерно избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика.

    Использование пробелов и коллизии норм в законодательстве требует не только сугубо индивидуального подхода, но и является самой рисковой частью минимизации налогообложения.

    Гораздо эффективнее с точки зрения долгосрочного развития бизнеса выстроить общую модель минимизации налогообложения, в зависимости от вида деятельности организации и привести в соответствие с этой моделью минимизации налогообложения договорную базу, внутренние организационные документы, элементы учетной политики и систему внутреннего контроля.

    2. Классификация видов налогового планирования


    Налоговое планирование - это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью максимальной минимизации налоговых обязательств.

    Элементами налогового планирования являются: учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету; налоги; ставки налогов; льготы по налогам и сборам; календарь бухгалтера; документация и документооборот; инвентаризация; аудит; отчетность.

     Налоговое планирование связано с учетом системы факторов и условий функционирования организации и существующего налогового законодательства.

     При создании организации важно правильно выбрать вид деятельности организации, уровень концентрации производства, место ее расположения и т.д.

    Как правило, налоговое планирование представляет собой именно комплекс мер, направленных на уменьшение налогового бремени. Однако при всем многообразии данные меры могут быть подразделены на долгосрочные (перспективные) и текущие.

    Долгосрочное (перспективное) налоговое планирование - это использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика. Элементы данного вида планирования:

    - выбор наиболее выгодного, с точки зрения налогообложения, места расположения организации, ее структурных подразделений и руководящих органов;

    - выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры (деление производственных и хозяйственных процессов вплоть до создания для этих целей группы взаимосвязанных самостоятельных организаций), позволяющий минимизировать налоговые платежи [5, c.5].

    Под текущим налоговым планированием понимается совокупность методов, позволяющих налогоплательщику уменьшать налоговое бремя в течение ограниченного периода времени и/или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. При этом отметим, что элементы текущего налогового планирования носят не только инициативный, но и императивный (обязательный) характер. К числу последних можно, например, отнести:

     - принятие организацией учетной политики;

     - выбор варианта налогового учета.

    Формирование оптимальной для конкретной организации налоговой учетной политики является одним из основных элементов текущего налогового планирования и оказывает непосредственное влияние на финансовое положение организации. Например, организации должны выбрать метод уплаты налога на прибыль, принять решения об использовании или неиспользовании налоговых льгот и т.д. К инициативным методам текущего налогового планирования можно отнести анализ всех предоставляемых законодательством льгот по каждому налогу и рассмотрение возможности их использования, анализ всех возможных форм сделок в конкретных хозяйственных ситуациях, выбор наиболее рациональных форм размещения активов, использования (распределения) прибыли организации и т.п.

    Таким образом, текущее налоговое планирование носит более оперативный характер. Во многих случаях оно строится на использовании пробелов в законодательстве при решении спорных вопросов, в том числе с помощью различных судебных прецедентов.

    Хорошие перспективы для использования налогоплательщиками имеет и такой тактический ход текущего налогового планирования, как оспаривание незаконных или расширительно толкующих законодательство нормативных и ненормативных актов налоговых органов. Это позволяет выяснить позиции судебных органов (вплоть до высших) по актуальным, но недостаточно ясным вопросам налогообложения. Долгое время арбитражные и гражданские суды не признавали за налогоплательщиком право обжаловать мнение налоговых органов заранее, то есть до нанесения какого-либо ущерба интересам истца [39, c.15].

    Однако в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 N 319-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы некоммерческой организации - учреждения по управлению персоналом "Персона" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что налогоплательщики могут и не дожидаться, когда их накажут рублем, - они вправе оспаривать действия налоговиков заранее. В соответствии с вышеуказанным определением Конституционного Суда Российской Федерации, если налогоплательщик считает, что какой-либо ведомственный документ противоречит закону, он может обращаться с жалобой в суд. При рассмотрении подобных дел суды, как следует из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде более ранних своих постановлений, не вправе ограничиваться формальным установлением того, кому адресован обжалуемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков. Но при этом неважно, оштрафован уже истец или нет, важно другое: могут ли его оштрафовать при невыполнении им оспариваемых положений. Именно это и должны определять судьи, отказы же в судебной защите налогоплательщикам по другим основаниям противоречат ст. 46 Конституции Российской Федерации.

    Однако в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 N 319-О речь шла о нормативном правовом акте (приказ, зарегистрированный в Минюсте России), на практике же многие негативные для налогоплательщиков разъяснения, носящие в том числе системный характер, оформляются в виде писем.

    Право налогоплательщиков обжаловать в вышестоящих налоговых органах или в суде любые ненормативные акты налоговых органов было подтверждено в постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Однако в п. 48 этого постановления ВАС РФ был сделан акцент на двух компонентах ненормативного акта налогового органа, который можно обжаловать в суде: требование адресности и наличие на нем подписи руководителя инспекции или его заместителя. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 418-О "По жалобе гражданина Егорова Андрея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, статей 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года" был сделан вывод, что ст. 137 и 138 НК РФ предоставляют налогоплательщику право обжаловать в суде решения любых должностных лиц налоговых органов и суды не имеют права отказывать в рассмот-

    рении таких жалоб.

    И вот совсем недавно ВАС РФ принял решение от 20.05.2004 N 4719/04 о признании частично недействующим абзаца четвертого п. 5 письма МНС России от 11.06.2003 N СА-6-22/657 "О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации", то есть документа, который формально не может быть признан нормативным правовым актом, но в то же время адресован неограниченному кругу лиц [39, c. 17].

    Классификация налоговой оптимизации по различным основаниям представлена на рис. 1.


    Рис. 1. Виды налоговой оптимизации


    С точки зрения применяемых методов налоговая оптимизация может быть классифицирована на оптимизацию через разработку приказа об учетной и налоговой политике организации, через замену или разделение правоотношений, через непосредственное воздействие на объект налогообложения путем его изменения или сокращения его количественных характеристик, использование предусмотренных законом льгот и освобождений и т.д.

    С точки зрения периода действия мероприятия по налоговой оптимизации могут быть разделены на перспективную или стратегическую налоговую оптимизацию, эффект от которой имеет место в течение длительного периода деятельности субъекта предпринимательской деятельности, и налоговую оптимизацию отдельных хозяйственных операций, эффект от которой имеет разовый характер.

    Перспективная налоговая оптимизация предусматривает выбор наиболее приемлемой с точки зрения налогообложения правовой формы осуществления хозяйственной деятельности, построение схемы финансово-хозяйственной деятельности с учетом наиболее типичных отношений, в которых участвует данный субъект предпринимательской деятельности, разработку соответствующей учетной и налоговой политики, а также применение иных методов, имеющих долгосрочное влияние на размер налоговых обязательств налогоплательщика [9, c.17].

    Налоговая оптимизация отдельных хозяйственных операций осуществляется путем выбора оптимального вида гражданско-правового договора, подлежащего заключению, определения условий договора, установления порядка совершения конкретных действий в ходе осуществления хозяйственной операции (например, передачи имущества, оплаты товара и т.д.).

    3. Организация налогового планирования и оценка налогового бремени предприятия


    Оптимизация налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта тесно связана с налоговым планированием (НП).

    Налоговое планирование в организации является составной частью финансового планирования (управления финансами). НП можно рассматривать как законный легальный способ снижения налоговой базы в организации и минимизации налоговых платежей. Оно осуществляется на основе использования льгот, зафиксированных в Налоговом кодексе РФ, а также способов и приемов бухгалтерского учета, закрепленных в законодательных и нормативных актах, в стандартах (ПБУ) бухгалтерского учета.

    Налоговое планирование - составная часть стратегии в процессе управления организацией, обеспечивающего ее оптимальное финансовое состояние.

    На практике налогоплательщик может избрать разные модели поведения: осуществлять налоговое планирование; пытаться уклоняться от уплаты налогов. Налоговое планирование нельзя смешивать с уклонением от уплаты налогов - незаконном уходе от уплаты налогов, которое может выражаться в несвоевременной уплате налогов; в незаконном использовании налоговых льгот и т.д.

    Элементами налогового планирования являются: учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету; налоги; ставки налогов; льготы по налогам и сборам; календарь бухгалтера; документация и документооборот; инвентаризация; аудит; отчетность.

    Налоговое планирование связано с учетом системы факторов и условий функционирования организации и существующего налогового законодательства.

    При создании организации важно правильно выбрать вид деятельности организации, уровень концентрации производства, место ее расположения и т.д.

    Оптимизация налогового бремени должна строиться на выборе критерия оптимизации и системы ограничений. Критерием оптимизации налогового бремени (Кнб) может быть максимизация чистой прибыли организации при заданной системе ограничений [34, c.22].

    В качестве ограничений могут служить производственная программа, объем продаж и т.д. Решать данную задачу необходимо с использованием экономико-математических методов, методов статистики, математического программирования.

    Этапы налогового планирования, связанные с оптимизацией налогового бремени, могут быть следующими:

     - определение юридического статуса организации, ее организационно-правовой формы (ЗАО, ОАО, ООО и т.д.);

    - определение целей и сфер деятельности;

    - разработка программы анализа системы налогообложения;

    - формирование информационной базы;

    - тестирование состояния системы налогообложения;

    - установление возможных льгот в соответствии с налоговым законодательством;

    - составление бизнес-плана;

    - выбор стратегии оптимизации налогового бремени;

    - оптимизация учетной политики (оптимизация способов ведения бухгалтерского и налогового учета);

    - определение системы факторов и условий для конкретных временных периодов, определяющих налоговые последствия принимаемых управленческих решений в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

    - расчет налоговой экономии при разных условиях хозяйствования, сроков внесения налоговых платежей;

    - выявление резервов снижения налогового бремени;

    - выявление сильных и слабых сторон организации;

    - аудит состояния системы налогообложения;

    - разработка оргтехмероприятий.

    Организационно-правовая форма организации имеет большое значение для минимизации налогового бремени, т.к. в налоговом законодательстве для отдельных организационно-правовых форм предусмотрены существенные льготы по уплате отдельных налогов. Например, освобождены от уплаты НДС: реализация товаров (кроме подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утвержденному Правительством РФ), работ, услуг; общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, и т.д.

    Не менее важно правильно определить вид деятельности. Например, от уплаты НДС освобождены: работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации программ (проектов), в том числе работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры, работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей [34, c. 24].

    Данная льгота предоставляется в том случае, если эти работы финансируются исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами и организациями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления.

    При налоговом планировании важно также оптимизировать организационную структуру предприятия, поскольку она влияет на объем льгот, например, от НДС освобождена внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (работ, услуг).

    Важно определить состав и величину взносов в уставный капитал отдельных учредителей, а также форму внесения взносов. В частности, для субъектов малого предпринимательства имеет значение доля другого юридического лица, не являющегося малым. Она не должна превышать 25%. Важно также правильно выбрать форму покрытия своей доли в уставном капитале. Так, например, если вносят нематериальные активы, по которым срок службы определяется самостоятельно, через него можно регулировать экономию на соответствующих налогах.

    Важен также выбор места расположения филиалов (например, в офшорных зонах). Так, освобождены от уплаты НДС услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, и т.д.

    Для оптимизации налогового бремени имеет значение формирование учетной политики организации и такие ее составляющие:

    1. Способ начисления амортизации основных средств:

    - линейный;

    - ускоренной амортизации при линейном способе;

    - по сумме лет полезного использования;

    - способ уменьшающегося остатка;

    - пропорционально объему выпускаемой продукции.

    2. Способ начисления амортизации нематериальных активов:

    - линейный способ;

    - пропорционально объему продукции, работ, услуг.

    3. Способ списания товарно-материальных ценностей:

    - по средней себестоимости;

    - методу LIFO (по себестоимости последних по времени закупок товарно-материальных ценностей);

    - методу FIFO (по себестоимости последних по времени закупок товарно-материальных ценностей) [35, c.13].

    В условиях инфляции наиболее выгодно использование метода LIFO. Он позволяет получить более реальную себестоимость списываемых материалов.

    При намечающемся снижении цен на товарно-материальные ценности целесообразно использовать метод FIFO.

    При неясном прогнозе динамики цен целесообразно использовать среднюю себестоимость товарно-материальных ценностей.

    4. Способ формирования ремонтного фонда.

    5. Способ включения затрат в себестоимость реализованных товаров (продукции, работ, услуг):

    - списание общехозяйственных расходов на дебет счетов 20, 23, 29.

    На дебет счета 20 списываются условно-переменные расходы, а условно-постоянные расходы списываются непосредственно на реализацию (Д 91).

    Первый метод широко используется в отечественной практике. Недостатком его является необходимость вести расчеты по распределению условно-постоянных расходов между отдельными видами продукции, товаров, работ и услуг.

    Второй способ широко используется за рубежом. При данном методе отпадает необходимость в распределении накладных расходов между отдельными видами продукции.

    6. Способ списания накладных, комплексных расходов, сроки уплаты налогов и сборов.

    Например, начисления на заработную плату в социальные внебюджетные фонды начисляются и перечисляются до выдачи ее работникам [34, c.14].

    НДС при реализации (передаче) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании услуг, в том числе для собственных нужд) на территории РФ в соответствии со ст. 174 НК РФ должен быть перечислен в бюджет за истекший налоговый период до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено данной статьей.

    Уплата налогов при реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период:

    - до 30-го числа отчетного месяца - по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;

    - до 15-го числа второго месяца - по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца, и т.д.

    7. Способ определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

    При налоговом планировании необходимо учитывать классификацию налогов по разным направлениям:

    - в зависимости от объекта взимания налогов, в частности, выделяют:

    1. налоги и сборы, взимаемые с доходов (прибыли);

    2. налоги и сборы, взимаемые с суммы выручки от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг;

    3. налоги, взимаемые с сумм имущества, с недвижимости;

    4. налоги на потребление;

    5. ресурсные налоги и т.д.;

    - в зависимости от метода расчета налогов и сборов выделяют:

    1. пропорциональные;

    2. ступенчатые;

    3. прогрессивные;

    4. регрессивные;

    5. фиксированные [6, c.16].

    При пропорциональных налогах используется единая ставка налога независимо от получаемой величины облагаемой базы. Сумма налога растет пропорционально росту налогооблагаемой базы (например, увеличению выручки от реализации продукции (работ, услуг).

    При ступенчатых налогах выделяют отдельные интервалы в облагаемой базе и для каждого интервала устанавливают соответствующую ставку налога.

    Прогрессивные налоги характеризуются тем, что их величина растет быстрее, чем происходит прирост дохода. При этом предельная ставка налога определяется как отношение величины взимаемого налога к величине прироста дохода, в процентах или в виде доли.

    При регрессивных налогах их сумма растет медленнее налогооблагаемой базы (массы). Иначе говоря, наблюдается рост облагаемого дохода при одновременном снижении ставки взимаемого налога. Причем считается, что налоговое бремя в этом случае перекладывается на слои населения с более низками доходами.

    При фиксированных налогах и сборах независимо от налогооблагаемой базы взимаются абсолютные фиксированные суммы, например, столько-то минимальных заработных плат, установленных законом.

    В зависимости от времени внесения платежей налоги и сборы можно распределить на три группы:

    - плановые;

    - авансовые платежи с последующим пересчетом по фактическим итогам финансово-хозяйственной деятельности для крупных налогоплательщиков (например, налог на прибыль и т.д.);

    - платежи по фактическим данным [45, c.11].

    Налоги и сборы в зависимости от роли в экономическом механизме страны можно классифицировать на следующие группы:

    - целевые компенсационные налоги и сборы (отчисления на НИОКР и т.д.);

    - целевые управленческие налоги и сборы (целевые сборы);

    - универсальные налоги (налог на прибыль, НДС, налог на рекламу).

    В зависимости от источника покрытия налоги и сборы делятся на:

    - включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) - сборы в социальные внебюджетные фонды;

    - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за предельно допустимые выбросы, налог на пользователей автомобильных дорог и т.д.;

    - относимые на финансовые результаты организации - налог на имущество организаций, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и т.д.;

    - включаемые в цену - акцизный сбор, НДС и т.д.;

    - определяемые от налогооблагаемой прибыли (дохода) - налог на прибыль организаций, доходы от игорного бизнеса и т.д.;

    - исчисляемые от чистой прибыли - налог на операции с ценными бумагами и т.д.

    Согласно ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учета НДС не превысила 1 млн рублей [11, c.20].

    Налоговое планирование предполагает системный подход. Он выража-

    ется в учете взаимосвязанной системы налогов и сборов, уплачиваемых организацией, и влияния ее на финансовые показатели организации. Выигрывая на одних налогах, можно потерять на других. Поэтому многовариантный перебор возможных сочетаний налоговых платежей - основной путь минимизации налогового бремени. Он может позволить оптимизировать финансовую ситуацию в организации, достичь максимума чистой прибыли при минимуме уплачиваемых налогов и сборов.

    При налоговом планировании необходимо учитывать положения ст. 56 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой налогоплательщик имеет право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

    При осуществлении налогового планирования необходимо опираться на существующее налоговое законодательство, нормативные документы, прямо или косвенно связанные с ним.

    Налоговое законодательство сегодня находится в стадии совершенствования, что вполне естественно для процесса вхождения в мировую глобализацию. Правительству необходимо определиться и четко закрепить льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, устранив альтернативу для предприятий. В этом случае исчезнет основание для уклонения от уплаты налогов и сборов. Кроме того, необходимо ужесточить ответственность за налоговые правонарушения, поскольку они ведут к срыву исполнения бюджета страны в целом и ее отдельных регионов и к снижению экономической безопасности страны.

    4. Принципы оптимизации налогообложения на предприятии


     Под принципами НП понимаются основные правила, лежащие в его основе. Ниже приведены принципы, в соответствии с которыми, на наш взгляд, следует осуществлять налоговое планирование:

     1. Принцип законности - соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении НП.

     2. Принцип выгодности - снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов НП.

     3. Принцип реальности и эффективности - использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением.

     4. Принцип альтернативности - рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации.

     5. Принцип оперативности - корректировка процедуры НП с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений.

     6. Принцип понятности и обоснованности - требование, чтобы схема была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование [44, c.11].

    Рассмотрим далее принципы качественной налоговой оптимизации.

    1. Принцип разумности. Разумность в налоговой оптимизации означает, что "все хорошо, что в меру". Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие - государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей, нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали. Например, выплата вознаграждения по договору за информационно-консультационные услуги в размере 2 млн. рублей даже самому неискушенному налоговому инспектору говорит о возможном фиктивном характере сделки.

    2. Принцип экономической обоснованности и оправданности. Экономическая оправданность затрат является оценочной категорией, а это означает, что само установление оправданности или неоправданности в будущем может стать причиной острых конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами. Подчеркнем, что речь в основном идет о ситуациях, когда та или иная операция не вписывается в общепринятые рамки хозяйственной деятельности или не согласуется с обычной практикой деятельности конкретного налогоплательщика. Как правило, сам налогоплательщик может выявить такие операции и предпринять соответствующие меры для их соответствующего экономического обоснования. Во-первых, налогоплательщик должен однозначно доказать, что в динамике его производственной деятельности та или иная операция была необходима и оправданна. Во-вторых, экономическая оправданность тех или иных расходов, должна быть основана на их разумности. Разумность расходов должна обозначать в первую очередь соразмерность затрат по их стоимостной оценке, а также по степени участия этих затрат в производственной деятельности.

    3. Принцип перспективы. Не рекомендуется строить метод налоговой оптимизации на использовании исключительно на пробелах в законодательстве. Справедливости ради, хотелось бы отметить, что, налоговая оптимизация, наряду с другими методами, требует использования юридических пробелов в законодательстве, а также толкования норм налогового права в пользу налогоплательщика, однако такой метод должен носить не определяющий, а прикладной характер. Во-первых, оперативность внесения изменений и дополнений в нормативные документы очень высока. Во-вторых, налоговые органы руководствуются не только законодательством, но и различными ненормативными актами МНС (инструкциями, письмами, разъяснениями). Чаще всего позиция МНС полярна интересам налогоплательщика, в связи с чем налоговому менеджеру, использующему противоречия в законодательстве, нужно заранее готовиться к судебными баталиям. Использование пробелов в законодательстве является самой квалифицированной частью минимизации, требует сугубо индивидуального подхода и сопряжено с определенным риском, так как в данном случае защита интересов налогоплательщика должна осуществляется только в судебном порядке (на уровне судебного прецедента). Тем не менее, прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно, так как это зависит от множества факторов [35, c.8].

    4. Принцип простоты и доступности. Аргументация того или иного метода оптимального налогообложения должна быть простой, доступной и по возможности основываться на конкретных статьях российского законодательства.

    5. Принцип многоотраслевого регулирования. Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т.д.). При формировании системы налогового законодательства РФ не учитывалась взаимосвязь и привязка налогового права к нормам и положениям других отраслей права. Налоговое законодательство реализуется практически в собственной правовой плоскости. Наиболее существенный отрыв произошел от сферы гражданского законодательства. Так, согласно Гражданскому кодексу РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
    Необходимо также учитывать то, что в ряде случаев фискальное содержание тех или иных терминов в российском законодательстве сохраняется. Как гласит Налоговый кодекс: институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей права, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Так же немаловажен тот факт, что в целях налогообложения порядок ведения бухгалтерского учета корректируется с учетом требований налогового законодательства. Поэтому построение любой схемы оптимизации требует комплексного подхода с учетом особенностей налогового законодательства и требований иных отраслей права.

    6. Принцип комплексного расчета экономии и потерь. При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты возможные последствия внедрения конкретного метода налогового планирования с точки зрения всей совокупности налогов [44, c.14].

    Особенно осторожно нужно быть с налогами, находящимися "внутри" себестоимости (например, земельный налог, платежи во внебюджетные фонды и т.п.). Уменьшение таких налогов приводит к снижению себестоимости и к увеличению налога на прибыль. В итоге эффект от минимизации таких налогов есть, но он частично гасится увеличением налога на прибыль.
    Для налогов, находящихся "над" себестоимостью (налог на прибыль) следует стремиться к уменьшению ставки и формальному уменьшению налогооблагаемой базы. При этом возможно увеличение налогов "внутри" себестоимости, однако в целом эффект будет.

    7. Принцип конфиденциальности. При выборе способа налоговой оптимизации, связанном с привлечением широкого круга лиц необходимо руководствоваться правилом "золотой середины": с одной стороны сотрудники должны четко представлять себе свою роль в операции, с другой, они не должны осознавать ее цель и мотивы.

    Так, практически фиктивно привлекаемые сотрудники-инвалиды должны в случае проведения налоговыми органами опроса подтвердить реальность своих трудовых отношений с предприятием. С другой стороны, излишняя осведомленность сотрудника может привести к утечке информации, а методы оперативной работы правоохранительных органов весьма эффективны.

    Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов также может иметь ряд негативных последствий. Во-первых, уменьшение налогов не входит в перечень одобряемых обществом действий - работниками бюджетной сферы, пенсионерами и т.д. Предприниматель, распространяющийся о своих удачах в области уменьшения налогов, может столкнуться с возмущением общественного мнения, и как следствие, поступлением излишней информации в государственные органы. Во-вторых, существует возможность, что удачный опыт будет принят на вооружение другими предпринимателями и приобретет массовое распространение, что в последствии неизбежно вызовет оперативное изменение законодательства.

    Как говорил Паркинсон в своей книге «Закон и доход»: «Человек, нашедший в законе лазейку, через которую он может провести шикарный кадиллак, безусловно, сохранит этот секрет для себя. Если кто-то один использует известную ему лазейку, то это может оставаться незамеченным, но если все стадо соберется у дыры в заборе, то тут же будет разработано и принято соответствующее законодательство» [4, c. 23].

    8. Принцип абсолютного документального оформления. При осуществлении налоговой оптимизации необходимо уделить пристальное внимание документальному оформлению операций. Небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов является основной причиной успеха налоговых органов в судах. Особо это касается необходимости соблюдения тождества цифр и формулировок. Это означает, что цифры, отраженные в документах бухгалтерского учета, должны точно соответствовать цене договора и сумме произведенных платежей.

    Считаем, что не лишним будет упомянуть и о необходимости формального отношения к соблюдению всех установленных законом сроков, будь то сроки уплаты налогов, представления отчетности или иной информации в контролирующие органы. Ни у одного предпринимателя нет желания финансировать чьи-то ошибки, проходить неприятную процедуру привлечения к ответственности, поэтому сроки необходимо соблюдать.

    Рекомендуем составить мониторинг обязательств налогоплательщика, например, в виде таблицы.

    9. Принцип добросовестности. Применение данного принципа подразумевает под собой создания и сохранения имиджа добросовестного налогоплательщика. Так как арбитражная практика показывает, что фактор добросовестности является определяющим при рассмотрении налоговых споров в суде.

    Конституционный Суд РФ в 2001 году фактически ограничил пределы налогового планирования добросовестностью налогоплательщика. Позиция Суда заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения налоговых обязательств в целях хозяйственной деятельности.

    Деятельность исключительно с намерением избежать уплаты налога не может оцениваться, как добросовестное поведение. Таким образом, разрабатывая схему налоговой экономии, необходимо заранее заручиться доказательствами добросовестности поведения [35, c. 11].

    10. Принцип комплексной налоговой экономии или принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов. Безусловно, каждому руководителю хотелось бы найти одну идеальную схему, которая называлась бы примерно так: «Как сделать так, чтобы ничего не платить и за это мне ничего не было». Однако таких схем нет. Качественное налоговое планирование - это целая система последовательных действий, основанная на использовании различных инструментов, сочетающая в себе не только оптимизацию отдельных участков налогового бремени, но и постановку налогового и бухгалтерского учета, формирование обновленной налоговой модели и трансформации в соответствии с ней всего бизнеса, целью которой является высвобождение активов за счет налоговой экономии.

    11. Принцип подконтрольности. Достижение желаемых результатов от использования схемы оптимизации налоговых платежей зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах.

    Соблюдение принципа конфиденциальности "таит" в себе возможность утраты полного контроля над всеми звеньями, участвующими в схеме. Так, например, если предприниматель с целью пополнения собственных оборотных средств вносит денежные средства (в виде займа или увеличения уставного фонда) через "доверенное" лицо, то однажды он может получить требование о возврате своих "кровных". Избежать такой ситуации можно, оформив заблаговременно в единственном экземпляре документы, подтверждающие возврат полученной суммы и т.д.

    Одной из особенностей большинства структур по оптимизации налогов является неформальность отношений внутренних участников процесса и тех прав и обязательств, которые возникают в связи с договоренностью с внешними контрагентами. Решение вопросов безопасности в данных условиях может быть построено на синхронизации тех договорных отношений, которые возникают де-факто с теми, которые оформляются де-юре. Так, например, в официальном соглашении могут быть указаны определенные финансовые санкции, применение которых будет происходить в случае неподписания формального акта выполненных работ или при отсутствии документов о приемке товаров и т. д. То же самое может быть использовано и при заключении трудовых соглашений с оформлением различных подписок о неразглашении и пр. Целесообразно также некоторые договора и другие юридические документы оформлять в единственном экземпляре.

    Наиболее "тонким" остается момент рационального соотношения в использовании принципов 3 и 4. Данные принципы хотя и действуют в противоположных направлениях, но не являются взаимоисключающими. Напротив их разумное сочетание представляет собой одну из важнейших составляющих в системе обеспечения безопасности управления запланированным процессом.

    12. Принцип допустимого сочетания формы и содержания. Если действительность немного приукрашивается, то делать это желательно без элементов абсурдизма. Известны случаи, когда предприятия, не имеющие на балансе или в аренде никаких основных фондов и содержащие в штате только директора, "умудрялись" оказывать и транспортные, и полиграфические, и любые другие услуги. При этом заказчики не очень часто интересуются наличием у исполнителя достаточной материально-технической базы для исполнения подписанного соглашения. Их больше интересует "порядок расчетов" и прочие условия.

    Синхронизация юридических и фактических действий важна не только для обеспечения защиты от "недобросовестных" участников процесса, но имеет также непереоценимое значение и для "отражения" возможных подозрений со стороны проверяющих. Это связано, в частности, с существованием в Гражданском кодексе таких понятий, как недействительная сделка, притворная сделка, мнимая сделка, недееспособный гражданин и т. д., а также с наличием в Уголовном кодексе статей, посвященных уклонению от налогов, фиктивному предпринимательству, фиктивному банкротству, отмыванию денежных средств и имущества и т.п. [4, c.23]

    13. Принцип нейтралитета. Оптимизацию налоговых платежей необходимо производить за счет своих налоговых платежей, а не за счет увеличения отчисления независимых контрагентов. Данный принцип можно также назвать принципом взаимовыгодного сотрудничества. Некоторые налоговые платежи устроены по принципу сообщающихся сосудов: увеличение платежей у одного участника договорных отношений приводит к уменьшению платежей у другого и наоборот - уменьшение базы налогообложения у одного контрагента ведет к ее увеличению у второго (НДС, налог на прибыль). Поэтому следует принимать во внимание и интересы независимых поставщиков и покупателей.

    Один из вариантов: покупатель делает предоплату на расчетный счет поставщика в последний день месяца, а банк поставщика по договоренности с ним изыскивает возможность не зачислять данную оплату на счет в тот же день (например, "подвешивает" деньги на счет "до выяснения" и т. п.). В такой ситуации поставщик на основании Закона "Об НДС" имеет право отказать покупателю в выдаче налоговой накладной и получает отсрочку в оплате налога в один месяц. Известны также случаи, когда покупатель в последний день месяца списывает все свои средства на счет поставщика под видом предоплаты, а после получения документов, подтверждающих право на уменьшение своих налоговых обязательств, требует вернуть "ошибочно" перечисленные средства. Для подобных целей некоторые предприятия даже специально берут в банке кредит. Во всех подобных ситуациях решение собственных налоговых "проблем" происходит за счет третьих лиц, что чревато, во-первых, потерей доверия со стороны партнеров, прекращением договорных отношений, а во-вторых, отказом контрагента исполнять свои обязательства с последующими судебными разбирательствами.

    Следует помнить, что оптимизация налогов - это не улица с односторонним движением. Чем лучше вы будете представлять себе особенности налогообложения своих партнеров по бизнесу, тем больше у вас шансов решить свои проблемы на взаимовыгодных условиях.

    14. Принцип диверсификации. Не следует все яйца хранить в одной корзине. Оптимизация бюджетных отчисления, как один из видов экономической деятельности, связанный с движением и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера. Это могут быть и постоянные изменения в законодательстве, и просчеты первоначальных планов, и форс-мажорные обстоятельства. При этом следует иметь в виду и тот факт, что, в связи с последними изменениями в уголовном законодательстве, юридические последствия от развития событий по пессимистическому сценарию имеют значительные различия в зависимости от размеров негативных трансакций.

    15. Принцип автономности. Действия по оптимизации налогообложения должны как можно меньше зависеть от внешних участников.

    Как небезосновательно утверждал один из классиков марксизма-ленинизма: "…жить в обществе и быть свободным от общества - невозможно". Однако стремление к данному "идеалу" вполне оправдано. Поэтому и процесс оптимизации налоговых платежей, как один из значимых элементов освобождения от общественной "нагрузки", должен руководствоваться достижением максимальной автономности.

    Принципы конфиденциальности и подконтрольности во многом являются производными от данного принципа, но имеют свою особую сферу применения, т. к. конфиденциальность и подконтрольность не синонимичны понятию автономности, а могут только рассматриваться как ее отдельные компоненты. На практике обеспечение принципа автономности требует проведения дополнительных затрат, но в то же время обеспечивает повышение безопасности существующей схемы и уменьшение уязвимости со стороны недобросовестных контрагентов [4, c.24].

    Таким образом, применение и соблюдение в процессе налоговой оптимизации вышеперечисленных принципов приведет к повышению ее эффективности и качества.








    Заключение


    Важным моментом в жизни налогоплательщиков является желание снизить налоговое бремя, уменьшить платежи по налогам и сборам. Для этих целей применяется налоговое планирование (оптимизация, минимизация).

    Следует отметить, что налоговые органы относятся напряженно к лицам, применяющим различные схемы налоговой оптимизации. Но данные схемы можно применять в случае, если они основаны на применении разрешенных законом льгот, особенностей учетной и налоговой политики.

    В зарубежных странах более развито налоговое планирование, в нашей же стране – только начинает развиваться, и, повторимся, развивается осторожно, вызывая опасения и повышенное внимание налоговых органов.

    Список литературы

    1. Бюджетный кодекс РФ 

    2. Налоговый кодекс РФ

    3. Акулинин Д.Ю. Основные средства организации как объект налогового планирования // Налоговый вестник. – 2002. - № 3.

    4. Акулинин Д.Ю. Правовые аспекты налогового планирования // Налоговый вестник. – 2004. - № 10.

    5. Андропова А. Обойдется ли компания без налогового планирования? // Расчет. – 2005. - № 9.

    6. Андропова А., Изотова Л. Считаем эффективность налогового планирования // Расчет. – 2005. - № 9.

    7. Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник – 2001 - № 5.

    8. Баскин А.И., Саакян Р.А. О прогнозировании развития налоговой системы // Налоговый вестник. – 2001. - № 6.

    9. Беляков С.Ю. Доктрина деловой цели. Разграничение правомерной практики налогового планирования и противоправной минимизации налогов // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2006. - № 5.

    10. Береславская Д. "SICAR - новое слово в инвестиционной деятельности" (интервью с Д. Кривоблоцким, старшим консультантом по международному налоговому планированию компании "Импэкс Консалт") // Консультант. – 2006. - № 21.

    11. Булдыгин С.Л. Добросовестный или недобросовестный? Конституционные основы налогового планирования - новейшие тенденции // Российская юстиция. – 2006. - № 11.

    12.  Булдыгин С.Л. Оптимизация или уклонение? Конституционные основы налогового планирования // Российская юстиция. – 2006. - № 10.

    13.  Булдыгин С.Л. Оффшорные реалии налогового планирования // эж-ЮРИСТ. – 2005. - № 44.

    14.  Бурдина А.А. Использование оффшорных компаний в налоговом планировании и управлении активами организаций // Право и экономика. – 2006. - № 1.

    15. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К, 2002.

    16. Винницкий Д.В. Проблемы разграничения налогового планирования и действий, направленных на уклонение от налогообложения // Журнал российского права. – 2006. - № 11.

    17. Гагарин П. Безопасно ли налоговое планирование с участием однодневок // Консультант. – 2006. - № 1.

    18.   Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина М.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2003.

    19.   Государственные и муниципальные финансы. /Под ред. И.Д. Мацкуляка.- М: РАГС, 2003.

    20.    Гусева Т.А. Выбор формы осуществления предпринимательской деятельности как элемент налогового планирования // Право и экономика. – 2006. - № 8.

    21.   Гусева Т.А. Получение предварительного заключения налогового органа как способ налогового планирования // Право и экономика. – 2006. - № 11.

    22.    Гусева Т.А. Правовые основы налогового планирования // Ваш налоговый адвокат. – 2005. - № 5.

    23.    Гусева Т.А. Пределы осуществления налогового планирования с учетом международного опыта // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. – 2006. - № 6.

    24.    Гусева Т.А. Экономическая обоснованность затрат как элемент налогового планирования // Право и экономика. – 2006. - № 10.

    25.    Гусева Т.А., Толкачев Р.А. Разграничение налогового планирования от избежания налогообложения: опыт Франции // Налоговед. – 2006. - № 9.

    26. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2004.

    27.  Елин А.С. Резервы как один из элементов налогового планирования // Главбух. – 2005. - № 2.

    28. Зарипов В. М. Зачет излишне уплаченного налога сроками не ограничен // Налоговые споры. Тематический выпуск журнала "Арбитражная практика". - 2002. - № 10.

    29.  Зимянин М., Червинская О. Оффшорные реалии налогового планирования // эж-ЮРИСТ. – 2005. - № 44.

    30.  Зрелов А.П. Возможности налогового планирования при начислении и выплате заработной платы: обзор популярных схем 2003 года // Право и экономика. – 2003. - № 12.

    31.  Иванова А. Есть способы оправдать внешне недобросовестное поведение налогоплательщика (интервью с Ю.В. Комиссаровой, главным редактором журнала "Практическое налоговое планирование") // Главбух. – 2006. - № 10.

    32.  Климова М.А. Резервы налогоплательщика как инструмент налогового планирования // Налоговый вестник. – 2005. - № 4.

    33.  Климова М.А. Участие в простом товариществе: возможности налогового планирования // Налоговый вестник. – 2004. - № 9.

    34.  Коваль Л.С. Налоговое планирование: оптимизация налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта // Право и экономика. – 2005. - № 9.

    35.  Козенкова Т. Налоговое планирование // ФПА АКДИ "Экономика и жизнь". – 2001. - № 17.

    36. Кожинов В.Я. Налоговое планирование. Рекомендации бухгалтеру. - М.: ФКК, 1998.

    37.  Козенкова Т.А. Методы налогового планирования // Консультант бухгалтера. – 2007. - № 7.

    38.   Лушин С.И. Актуальные проблемы бюджета // Экономист. – 2002. - № 7.

    39.    Маляренко Е. Налоговое планирование: без права на ошибку // Московский бухгалтер. – 2007. - № 18.

    40. Маслов А. А., Шаповалов С. Ю. Взыскание налогов: разрешение спорных ситуаций, арбитражная практика. - М.: ТаксХелп, 2006.

    41. Налоги / Под ред. Черника Д.Г. – М.: Финансы и статистика, 2001.

    42. Налоги и налогообложение / Под ред. И.Г. Русакова. - М.: Финансы, 2006.

    43.   Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2006.

    44.    Рюмин С.М. Налоговое планирование: общие принципы и проблемы // Налоговый вестник. – 2005. - № 2.

    45.    Сизова О. Тенденции международного налогового планирования // Консультант. – 2006. - № 23.

    46.   Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. – М.: Юристъ, 2000.

    47. Сомоев Р.Г. Налоги. - М.: Приор, 2006.

    48. Трубников А. Налоговое планирование: сущность, этапы, инструменты // Финансовая газета. – 2002. - № 19.

    49. Финансовое право / Ред. Н. И. Химичева. – М.: Юнити, 2005.

    50.   Финансы / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономисть, 2003.

    51.   Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. – М.: Юристъ, 2003.

    52. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. – М.: МЦФЭР, 2000.

    53. Шаталов С.Д. Опорные конструкции налоговых преобразований // Финансы. – 2000. – № 2.

    54. Эриашвили Н.Д. Финансовое право. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

    55. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2003.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Методология налогового планирования и налогового прогнозирования в организации ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.